Оньк суффикс: Страница не найдена :(

Суффикс «оньк» и слова с ним

 

Суффикс – важная часть слова, которая стоит за корнем. Она используется в создании новых слов. Иногда данная морфема имеет формообразовательную функцию. Практически все суффиксы способны давать словам эмоционально-экспрессивный окрас. Иногда они и вовсе отсутствуют. В некоторых словах может быть 2-3 такие морфемы. Суффикс «оньк» используется для образования новых слов, которые обретают яркую окраску.

Что означает морфема

Есть суффиксы, которые филологи выделяют в особую группу. Они обладают субъективно-эмоциональной оценкой. Суффикс «оньк» вносит в слова особые оттенки, показывая отношение говорящего к описываемому событию.

Морфема позволяет передать немного насмешливое отношение: легонькое задание. Также она имеет смягчающее действие: плохонький автомобиль. Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение: махонькая собачка. Как видно, морфема имеет несколько свойств, что и отличает ее от многих других.

С ее помощью предложения становятся необычными.

Часто эта морфема употребляется в поэзии и фольклоре. Ее можно встретить в сказках и легендах: «оньк» обладает положительным значением, показывает об отношении говорящего к происходящему. В поэзии суффикс обладает немного другим назначением. Существительные с этой морфемой свидетельствуют об акценте внимания на избыточности конкретных качеств.  Вот, например, строка из поэмы Пушкина «Медный всадник»: «Увы! близёхонько к волнам…» — то есть, совсем близко.

В целом «оньк» используется для получения новых форм, и придания уменьшительно-ласкательного значения.

«Оньк» в существительных

Эта морфема используется в написании существительных с корнем на твердый согласный звук. В качестве примеров будут слова с окончанием –а:

  • березонька;
  • девонька;
  • мамонька;
  • кисонька;
  • лисонька;
  • бабонька;
  • лапонька.

Также суффикс «оньк» может применяться в существительных множественного числа: глазоньки, слёзоньки.

Нередко суффикс используется для получения уменьшительно-ласкательных собственных имен. Пример: Лиза – Лизонька.

В прилагательных и наречиях

Прилагательные, имеющие суффикс «оньк», обладают уменьшительно-ласкательным значением. Обычно морфема применяется тогда, когда в конце основы стоит какая-то согласная: г, к, х. Пример: легонький, тихонький, мяконький. В других ситуациях используется «еньк». Такое же правило действует и относительно наречий: тихий – тихо – тихонько, потихоньку. Есть и другие примеры:

  • сухонький;
  • легонький;
  • высоконький;
  • мягонький;
  • широконький.

Правила правописания

По установленным нормам, проверка правописания безударных главных в суффиксах существительных, прилагательных осуществляется с помощью поиска формы с той же морфемой, где эта гласная была бы ударной. В русском языке морфемное написание связано с морфологическими принципами.

В существительных «оньк» первый главный безударный. На письме нужно обозначать буку о, если потом следуют парные твердые согласные: кисонька, зубоньки, Веронька.

Рассматривая морфему «оньк», следует учитывать, нет суффиксов вроде «аньк», «ыньк», «иньк». Но в классической литературе 19-20 вв. все же можно найти архаичные словоформы. Пример: Лизанька. Многие подобные формы наблюдаются и в фольклоре. Они остаются и с переизданием творческих трудов, поскольку считаются авторскими. Но сейчас их не используют.

Таким образом, суффикс «оньк» имеет несколько значений, что делает русский язык разнообразнее. С помощью этой морфемы создаются различные слова, благодаря которым предложения звучат намного оригинальнее.

 

Загрузка…

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Суффикс –ЕНЬК- пишется в прилагательных, основа которых оканчивается на любую согласную, кроме –г, -х, -к.

светленький, сладенький, хорошенький

 

Суффикс –ОНЬК- пишется в прилагательных, основа которых оканчивается на г, -к, -х.

плохонький, высоконький, мягонький

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 107, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 129, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

3 класс

Упражнение 162, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 114, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 155, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 256, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 258, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 45, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 104, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 119, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 120, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 176, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 27, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 87, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 200, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 96, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 32, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 281, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 51, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 82, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

7 класс

Упражнение 245, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


© budu5.com, 2022

Пользовательское соглашение

Copyright

Суффиксы -еньк, -оньк в прилагательных: правила правописания

Одна из основных функций суффикса – словообразовательная. Морфема, несущая в себе какое-либо значение, привносит его в новое слово. Для образования имен прилагательных (ИП), обозначающих личное отношение говорящего к описываемому предмету или явлению, используют уменьшительно-ласкательные суффиксы – деминутивы. Чаще других в прилагательных встречаются -оньк/-еньк.

Значение суффиксов

-еньк, -оньк

Эмоционально-экспрессивная окраска этой пары морфем несет различную семантическую нагрузку.

  • Пренебрежительно оценочное, насмешливое, вплоть до презрительного, отношение:
    – простенькая задача,
    – хиленький подросток,
    – слабенькая защита.
  • Смягчающее негативную оценку определение:
    – плохонький пиджачок,
    – скромненькая обстановка,
    – старенький автобус.
  • Уменьшительно-ласкательное (с положительным значением, выражением симпатии, умиления) восприятие предмета:
    – махонький щенок,
    – мягонькая шерстка,
    – гладенькая кожа.

Словообразование прилагательных с

-еньк и -оньк

Поскольку прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -еньк, -оньк обозначают эмоциональное отношение к качественной характеристике предмета, присоединяются деминутивы только к качественным ИП. Например:

трудный – труднЕНЬКий, легкий – легОНЬКий, слабый – слабЕНЬКий, ветхий – ветхОНЬКий.

От ИП, получивших экспрессивную окраску, образуют наречия: трудненько, легонько, слабенько.

Правописание

Правило, регулирующее правописание суффиксов -еньк, -оньк содержит всего два пункта:

После К, Г, Х в суффиксе пишут О.
В остальных вариантах – Е.

Для ИП другие гласные деминутивов запрещены, а для существительных иногда используются в фольклорных текстах, художественной литературе:

  • -ИНЬК – заинька, Юлинька;
  • -АНЬК – лисанька;
  • -ЫНЬК – смертынька, березынька.

Современные словари помечают подобную лексику как устаревшую, архаичную, вышедшую из литературного языка, признавая нормативными для всех частей речи только -оньк, -еньк.

Внеклассный урок — Правописание суффиксов -ОНЬК-, -ЕНЬК-

Правописание суффиксов -ОНЬК-, -ЕНЬК-

 

Пишется -ОНЬК-

Пишется -ЕНЬК-

В существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный

 


НО: Марфенька

В существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный, на гласный или на шипящий


Исключение: заинька, паинька, баиньки

 

Березонька, девонька

 

 

Наденька, дороженька, доченька, тетенька.

 

Примечания:

1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк-: маменька, папенька. Формы маманька, папанька — просторечные, мамонька — диалектная.

2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и др., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

 

3. В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на -НЯ с помощью суффикса -к-, мягкий знак пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа:

барышенька (барышень),
деревенька (деревень),
дынька (дынь),
кухонька (кухонь),
милостынька (милостынь),
нянька (нянь),
пустынька (пустынь),
яблонька (яблонь).

 

4. Если в родительном падеже множественного числа мягкий знак не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом -к-:
басенка (басен),
башенка (башен),
колоколенка (колоколен),
купаленка (купален),
пашенка (пашен),
песенка (песен),
часовенка (часовен).

 

Суффиксы еньк, оньк

III.Учебно-познавательная деятельность.

1. Минутка чистописания.

2.Словарно-орфографическая работа

3.Оценка знаний

Работа с системой голосования.

Подвижная минутка.

4. Постановка темы и целей урока

5.Лексическая работа

6.Работа в тетради.

7. Физминутка

« Весёлые котята»

8.Повторение и закрепление знаний о суффиксе.

Задание на интерактивной доске.

9.Проблемный вопрос

10.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.

Задание на интерактивной доске.

11.Работа в парах, затем у доски.

12.Введение новой информации

Вывод.

13. Зарядка для глаз.

-Откройте, ребята, тетради, у Вас записана дата:

-Вспоминаем правила посадки при письме.

Я загадала буквы:

— В какие буквы они могут превратиться? (учитель записывает на доскет, о, к)

— Что у них общего? Пропишите целую строчку.

-Какое слово можно составить из этих букв?

НА ДОСКЕ

Найдите и Запишите слова, которые я зашифровала: пальзначто,собаенкатетиярадь, карасуфндаш, карфитина, доксрога, вороовбей, кот

-Какие это слова? Как их можно проверить?

-Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете написание слов, которые нашли в путанице. Тест Словарные слова.notebook СЛАЙД 4-5

ПРОВЕРКА «Весёлая переменка» СЛАЙД 6-12

-Сформулируйте тему урока, используя оставшиеся слоги и буквы.СЛАЙД 13

-Важна ли эта тема для нас? Почему?

Какое слово мы не использовали и почему?

Запишем его в тетрадь.

-Где можно узнать значение слова? Найдите.

— Узнаем в словаре, что означает слово кот. СЛАЙД 14

— А можно найти в интернете.

http://www.ozhegov.org/words/13421.shtml

(Электронный словарь Ожегова (на К- 38 стр.), при помощи, которых ученик узнаёт и объясняет различные значения слова))

— Что записали? (Фронт. опрос учащихся) СЛАЙД 15

-А если посмотрим через большое увеличительное стекло на него, то он уже не кот, а….. Образуйте новое слово.

Как превратился кот в котище?

Чем оно отлично? Какое имеет значение?

-Еще раз посмотрим в другое стекло. В кого сейчас превратился…в котика. -Назовите его.

-Скажите, как, при помощи чего образовано слово?

-С каким значением образуют суффиксы новые слова?

— Правильно, а сейчас мы запишем эти слова и выделим суффиксы.РАБОТА в ТЕТРАДИ

СЛАЙД 16 (дом)

-Составим слова с другими известными нам суффиксами.

УСТНО. Расскажите, а какой ваш кот.

СЛАЙД17 Котик приглашает с ним вместе отдохнуть

физминутка котята

-Итак, сегодня урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их.

задание на индивидуальных карточках)

1) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

4) Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка СЛАЙД 18 выполнения задания по слайду (нажать правильный ответ).

Какой информации о суффиксе не хватает?

-Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.108) (как обозначается в слове) Работа с учебником

-Обобщите все предложения и расскажите правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (Работа в парах).

-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.

Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов).

— А слова имеют свой строительный материал.

-Вспомните, из каких частей состоят слова.

Заполнение кластераСЛАЙД 19

Части слова

Корень Суффикс окончание

Общая часть для образования для изменения

родственных слов новых слов формы слова

-Посмотрите на схему и вспомните, как найти суффикс в слове?

-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове.СЛАЙД 20

1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово.

2. Найти корень (подобрать родственные слова).

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).

Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах.

-Зубок, Семёнович, Гаврилович, следующее слово образуйте от своего имени. Проверка на доске.

-Какие значения имеют эти суффиксы.

-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

— А я придумала новые слова, запишите и найдите строительные кирпичики:

1.Чай у меня был не очень сегодня сладкий….сладковатый

2.Вчера я яблоко купила не очень красное…..красноватое

3.У мальчиков рубашки не очень синие….синеватые

4.Погода сегодня не очень сырая …… сыроватая

-Какие новые суффиксы вы нашли?

-Какое они имеют значение?

-На какой вопрос слова отвечают?

-Какие части речи они обозначают?

— ВЫВОД — эти суффиксы имеют значение — неполноты признака.

-Какую задачу выполнили?

СЛАЙД 21

Двадцать девятое ноября.

Классная работа.

Ручку правильно возьму:

на третий пальчик положу-1м и 2м держу, и тетрадку наклоню. Спину прямо держу.

— к, п, р, о, ю,,с, т и т.д.

Кот, ток, кто

Пальто, собака, тетрадь, карандаш, картина, дорога, воробей

-словарные, написание надо запомнить

Дети решают тест и подводят итоги.

Тема: « Значения суффиксов»

Ставят перед собой задачи на урок.

Кот, так как оно простое слово.

Записывают слово КОТ

В Толковом словаре

Читают по слайду.

кот

1.взаимосвязь с признаками

2. взаимосвязь с действиями

3. лексическое значение слова

4.предложение с данным словом

Кот

Котище

Значение слова увеличилось в размере. Появился суффикс –ищ-

Значение суффикса — изменяет размер.

Это слово котик, оно образовано при помощи суффикса -к-

Суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов.

Записывают и разбирают по составу.

-Со значением отчества людей. Например:

Иван- Иванович, суффиксы -ов, -ич.

-Со значением названия детёнышей. Например: лиса – лисичка, суффикс —ичк-

Вспоминают, высказывают свои мнения

Поиск необходимой информации (умение пользоваться учебником), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.

Рассказывают правило друг другу

Подведение промежуточного итога.

Оценка.

Обобщают знания.

Ученики отвечают на вопрос учителя, а на слайде появляется алгоритм нахождения суффикса:

Дети называют:

Порядок нахождения суффикса:

1. Окончание.

2. Корень.

3. Суффикс.

Перечисляют значения.

-Помогать.

Суффикс –оват, суффикс -еват

Значение « не очень»

Какой? Какая?

Имена прилагательные

Доказывали, наблюдали, думали.

1 мин

1 мин

3 мин

1 мин

1 мин

2 мин

5мин

2 мин

2 мин

3 мин

6 мин

4 мин

1 мин

Суффиксы -оньк / -еньк в прилагательных

перед согласным:

суффикс

пример

Г, К, Х

-ОНЬК

лёгОНЬКий

другими

-ЕНЬК

голубЕНЬКий

Суффиксы -енк / -ин-к

-ЕНК – один суффикс

-ИН-К — два суффикса (от слов с суффиксом –ИН-)

беж-ЕНК-а  беж-ать

виноград-ИН-К-а  виноград-ИН-а

нищ-ЕНК-а  нищ-ая

изюм-ИН-К-а  изюм-ИН-а

ЗАПОМНИТЬ : ГОРЛИНКА

Суффиксы -ен / -ин в существительных

суффикс -ЕН-

суффикс – ИН-

1. в косвенных падежах существительных на –МЯ: сем-ЕН-и, плам-ЕН-и

1. в остальных существительных:

горош-ИН-а, Тиш-ИН-а

Суффиксы -СК / -К в прилагательных

После звуков

суффикс

пример

1. Д, Т, З, С, согл. + Ц

СК

Канад-Ский КанаД-а

2. С, К  С

СК

Дамас-Ский ДамаСК

3. Л + Ь

СК

Сель-Ский сеЛ-о

4. НЬ, РЬ

СК

Астрахан-СК-ий АстрахаНЬ

Искл.:

= названия месяцев (СЕНТЯБРЬСКИЙ и др.)

= прилаг от китайских и вьетнамских наименований (ТЯНЬ-ШАНЬСКИЙ и др.)

5. К, Ч, (К, Ч  Ц)

К

Моряц-К-ий моряК

Ткац-К-ий ткаЧ

6. согласный + С

К

Уэльс-К-ий Уэльс

ЗАПОМНИТЬ :

ЕЛЕЦКИЙ (от Елец)

НИЦЦКИЙ (от Ницца)

БАСКСКИЙ

ОСКСКИЙ

ЯНВАРСКИЙ

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Суффиксы ЧИК / ЩИК

Конечный гласный основы производящего слова

суффикс

Пример

Д, Т, З, С, Ж

ЧИК

смазчик

К, Ч (изменяются на Т)

ЧИК

Добытчик

остальные

ЩИК

фонарщик

Суффиксы ЕК / ИК

Есть ли беглый гласный в суффиксе при изменении слова?

ДА НЕТ

пишем -Е пишем -И

звоночЕк – звоночка ключИк – ключИка

Суффиксы -ЕЦ / -ИЦ

мужской род

средний род

женский род

-ЕЦ (е – беглый гласный)

-ЕЦ – если ударение на окончании

-ИЦ – если ударение на основе

-ИЦ

рассказЕц -рассказца

пальтЕцо — платьИце

рожИца – рожИцы

Упражнение 61. С указанными суффиксами образуйте слова. Суффиксы подчеркните.

Образец :ОНЬК / ЕНЬК: сухой – сухонький; ЕВ / ИВ: корица – коричневы; А / О из вредности – извредна

К / СК: командир — ____________________, Олонец — _____________________, апрель — ______________________________, конь — ___________________________, индус — _______________________________, рыцарь -_________________________, Сан-Франциско — _______________________, Тайвань — ________________________;

АТ / ЧАТ: доска — ______________________, крест — __________________________, черепица — ____________________________, крупа — __________________________, ресница — _____________________________;

ИНСК / ЕНСК: Ялта — __________________, Настасья — ________________________, кладбище — ___________________________, нищий — __________________________, Сочи — _______________________________, Ельня — ___________________________, Керчь — ______________________________, Заречье — __________________________;

ОНЬК / ЕНЬК: мягкий — ________________, голубой — __________________________, жалкий — _____________________________, плохой — ___________________________, красивый — ___________________________;

ОВИЧ / ЕВИЧ / ИЧ: Алексей — _____________, Илья — _____________________________, Никита — _____________________________, Виктор — ___________________________;

ОВНа \ ЕВНа \ ИЧНа: Алексей — ____________, Илья — _____________________________, Никита — _____________________________, Виктор — ___________________________;

ЕВ / ИВ: алюминий — ___________________, лесть — _____________________________, гость — _______________________________, пуля — ______________________________, милость — _____________________________, гречка — ____________________________;

ОВАТ / ЕВАТ / ОВИТ / ЕВИТ / ОВ / ЕВ:

Абрикос — ____________________________, глянец — ____________________________, тюль — _______________________________, угол — ______________________________, яд — _________________________________, молодец — ___________________________;

ЧИК / ЩИК: кровля — __________________, забой — _____________________________, добыча — _____________________________, тюрьма — ___________________________, набор — ______________________________, смазка — ____________________________, камень — _____________________________, сварка — ____________________________, кабак — ______________________________, подносить — _________________________, перебегать — __________________________, шлифовать — ________________________;

ОНЬК / ЕНЬК: баю-бай — _______________, волосы — ____________________________, Лиза — _______________________________, подруга — ___________________________, папа — _______________________________, Саша — _____________________________, заяц — _______________________________;

ИЧК / ЕЧК: улица — ___________________, Зоя — _______________________________, стремя — _____________________________, вафельница — ________________________, Соня — ______________________________;

ЕЦ / ИЦ: рассказ — _____________________, просьба — ___________________________, ружье — ______________________________, жижа — _____________________________, зданье — ______________________________, хлеб — ______________________________;

ЕК / ИК / ЧИК: крючок — __________________, кристалл — __________________________, колокол — ____________________________, сук — _______________________________;

ИШК / ЫШК / УШК: дно — ________________, шинель — ___________________________, зять — _______________________________, воробей — ___________________________, воля — ______________________________ , ум — ________________________________, шалун — ____________________________ , ружье — _____________________________, корова — ____________________________, сердце — ____________________________;

ИЩ: кенгуру — _______________________, скука — _____________________________, туфля — _____________________________, волк — ______________________________, рояль — _____________________________;

Упражнение 62. Вставьте буквы там, где это необходимо.

Рязан…кие яблоки, тарту…кие школы, июн…кие цветы, кирги…ские обычаи, январ…ские каникулы, этру…ская ваза, ба…ские племена (=племена басков), бордо…ские вина (Бордо), белору…ские артели, горня…кие обычаи, ниц…кие курорты (Ницца).

Упражнение 63. Образуйте форму родительного падежа множественного числа приведенных существительных

Образец: ПЕСНЯ – песен

БАСНЯ ____________________________

ЧИТАЛЬНЯ ____________________________

ДЫНЯ ____________________________

БАРЫШНЯ ____________________________ ГЕРОИНЯ ____________________________ КУХНЯ ____________________________ ВИШНЯ ____________________________ БОЙНЯ ____________________________ ДЕРЕВНЯ ____________________________

Как писать слова, где на стыке корня и суффикса слышится Щ? Песчаный или пещаный? Досчатый или дощатый?

Необходимо выделить корень слова и подобрать к данному слову родственные: песок-, доск-а. В слове пишется Щ, если в родственных словах есть чередование с СК, СТ, Т: доСКа –доЩатый, лоСК – лоЩеный, свеТ -0 освеЩение. В остальный случаях пишутся те же согласные, что и в родственных словах: БЕЖ-ать – переБЕЖ-чик, ЕЗД-а – объ-ЕЗД-чик. Последний согласный корня может чередоваться с другим согласным: песоК – песоЧ-ек – песЧ-аный; веснушК-а, веснушЧ-атый.

Упражнение 64. Вставьте буквы там, где это необходимо.

А. До…атый (доска), преем…ик (служащий), объез…ик (объезд), же…ё (сравнительная степень от ЖЕСТКИЙ), брус…атый (брус), во…анной (воск), погон…ик (погонять), му…чина ( муж), и…еркать ( черкать), перепи…ик (переписывать), Ра…пить ( щепа), бороз…атый ( борозда).

Б. Глуб…на, свинц…вый, плюш…вый, поджар…вать, подбрас…вать, забол…вать, дыш…щий, младенч…ство, снеж…к, нов…сть, крас…та, нов…зна, меньш…нство, текуч…сть, толк…тня,плат…це, пальт…цо, мороз…ц, метел…ца, мешоч…к, потер…ный,замеч…ный, сообща…мый, слыш…мый, рас(Ч,Щ)етл…вый, уклонч…вый, бревен…тый, син…нький, рыж…нький, солом…нка, зайч…к, крош…чка, луков…чка, ябл…нька, руч…нка, горл…шк…, сестр…нский, плат…шк…, баш…нка, сух…нький, досух…, досрочн…, солов…шк…, кол…щий, руб…щий.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Словообразовательная роль суффиксов -оньк-, -еньк- в основе слова

Цель урока:

  • познакомить учащихся с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк-;
  • формировать способность к умению распознавать уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- в словах;
  • производить анализ, синтез слов;
  • развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Ход урока

1. Орг.момент

Презентация.

Слайд 1

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

Это лестница успеха каждого из Вас. Я не знаю, на какой ступеньке Вы себя видите, но надеюсь, что наш урок даст вам возможность быть еще чуть-чуть повыше. Я желаю вам удачи и новых открытий.

2. Актуализация

Слайд 2

 

Какую тему вы изучали?

С какой морфемой (частью слова) работали на прошлом уроке?

Как Вы думаете, все ли про суффикс Вам известно?

Вернемся к этому вопросу в конце урока?

Слайд 3

Как вы думаете, что это?

Знакомо ли вам такое выражение? Что оно обозначает?

Это фразеологизм. Прочитайте, как объясняется это в словаре.

Что значит —

Купить кота в мешке?

Открываем тетради: число, классная работа.

Запишем:

Купить кота в мешке.

Я предлагаю вам именно это (показываю).

3. Определение цели и темы урока

Вот первое задание.

Предлагается для работы в группах, поэтому вспомним, как сделать нашу работу более эффективной (правила работы в группах)

Слайд 4,5

  • составить слова (березонька, лисонька, кисонька, рыбонька, маменька, папенька, дороженька, душенька, реченька, ноженька)
  • выделить части слова
  • подумайте, как образовались эти слова.

Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это задание?

Попробуйте определить тему урока.

Что мы делали?

Что помогло образовать новое слово? (ответы по группам, слова вывешиваем на доске)

4. Исследование

Слайд 6

  1. Прочитаем наши слова с разной интонацией?
  2. Как лучше, почему?
  3. Какое значение придают эти суффиксы словам?
  4. А почему нельзя было обойтись одним суффиксом?
  5. Почему в они словах добавляли — оньк-, а в других — еньк-?
  6. Подчеркнем букву перед суффиксом.
  7. У меня два фломастера. Какой выберете? (подчеркивают)
  8. Что заметили?
  9. Распределим наши слова в три столбика?
  10. В тетради достаточно написать по 2 слова в каждом столбике.
  11. Сделайте вывод.
  12. Схематично изобразим вывод (на доске)
  13. Повторим его еще раз

Слайд 7

Расскажите его друг другу

5. Первичное закрепление с самопроверкой по образцу.

Слайд 8

Прочитайте.

Читает учитель. Вы догадались, что это? Колыбельная

Какие слова с изучаемыми суффиксами вам встретились?

Давайте попробуем прочитать эту колыбельную, убрав суффиксы из слов.

Что заметили?

Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите, основу и суффикс?

Отчего зависит вставляемая буква? (обращаю внимание на правило в знаках)

У Вас 1 минута.

Самопроверка

Вспомним: слайд 9, 10

Физкультминутка: слайд 11

6. Творческое задание.

История про Сережу.

Слайд 12

Из нашего мешочка я вынимаю каждой группе по облачку, на котором предлагаю исправить письмо маме.

У вас 1,5-2 минуты

Каждая группа зачитывает письмо и прикрепляет его к доске.

Удалось ли Вам, справится с заданием?

Что помогло?

7. Итог урока, рефлексия

Вот и подошел к концу наш урок.

  • Какую же тему мы изучали?
  • Достиг ли наш урок цели?
  • Что нового узнали?
  • Что вас удивило?

Пришло время вынуть кота из мешка:

Слайд 13

На лепесточках ромашки предлагаю написать имена участников вашей группы, образованные с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-

У всех ли это получилось?

Почему?

Вот мы и вернулись к нашему вопросу

Как Вы думаете, все ли про суффикс Вам известно?

Думаю, вам еще предстоит не одна встреча с этой морфемой.

В русском языке 350 суффиксов, в речи мы активно используем 71.

Спасибо за урок, желаю, дальнейших открытий и помните:

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Слайд 14

Компоненты медицинской терминологии

Медицинская терминология рака

© Copyright 1996-2013

4: Компоненты медицинской терминологии


Содержание

Компоненты медицинских слов
Корневые слова
Суффиксы
Префиксы
Дополнительная литература

Компоненты медицинских слов

Большинство медицинских терминов представляют собой сложные слова, состоящие из корневых слов которые сочетаются с префиксами (в начале слова) и суффиксов (в конце слова).Таким образом, медицинские термины, которые могут сначала кажутся очень сложными, можно разбить на составляющие части, чтобы дать вам общее представление об их значении. Например слово нейробластома

нейро- означает нерв
бласт- относится к незрелым клеткам
-oma означает опухоль.

Следовательно, разложив сложное слово, мы можем увидеть, что нейробластома буквально означает опухоль, состоящую из незрелого нерва клетки.

Возьмем другой тип опухоли: остеогенная саркома

остео- означает кость
-genic означает создание/причинение

Таким образом, мы видим, что это костеобразующая опухоль.

Все медицинские термины имеют корневое слово. У них также может быть префикс, суффикс или и префикс, и суффикс.

Префиксы имеют опускаемую букву «о», которая служит для соединения префикса с корневыми словами, начинающимися с согласной.Как правило, буква «о» опускается при соединении с корневым словом, начинающимся с гласной (а, е, я, я, и).

Этимология — это изучение истории слов, их происхождения и того, как их форма и значение менялись с течением времени. Большинство медицинских слов происходит от древнегреческого и латинского языков.


Корневые слова

Некоторые примеры корневых слов:-

компонент + означает + Пример 90 075 доменном CARCIN- кардио- цито-
зародыши, незрелые клетки бластома = рак сделаны из незрелых клеток
рак канцерогенными = вызывающих рак
сердца кардиотоксичности = токсичность по отношению к сердцу
клеток цитотоксических = токсичен по отношению к клетке
Derma- Skin dermatitis = воспаление кожи
ткани гистология = изучение ткани
Hepati- печень Hepatoblastoma = рак печени
ЗЛО- 900 76 плохой / вредный злокачественный = рост, распространение
Nephro- почек Nephroтоксическая = вредная к почкам
Neurobo- нервы Neurob1ast = незрелая нервная клетка
onco- Масса / опухоль oncology = Исследование рака
Osteo- костяная / костяная ткань OsteoSarcoma = рак костей
PEED- Ребенок дедиатрическая онкология = изучение рака детства
ткани Sarcoma = опухоль кости, мышц или соединительной ткани
ToxO Poison Токсикология = изучение ядов

Суффиксы

Некоторые примеры s суффиксов:-

компонент означает пример -AEMIA -ECTOMY 9 0236

Префиксы

Некоторые примеры префиксов: —

состояние кровеносных лейкемии = рак клеток крови
иссечения / удаление Нефрэктомия = удаление почки
Гепатит Гепатит = воспаление печени
-OLOGY исследование / наука Cytology = изучение клеток
-OMA Опухоль Retinoblastoma = опухоль глаза
Болезнь Neuropathy = заболевание нервной системы
-OSE состояние некроз = умирающие клетки
вне Sub-
Компонент Значение
без / отсутствие Anemia = Отсутствие эритроцитов
AB- от от ненормальный = вдали от обычного
около / к впоченной железе = железа рядом с почками
BI- два / оба Двусторонний Уилм = опухоль в обоих почках
dys- сложно / больно дисфункция = не работает должным образом
ECTO вне . ENDO- внутренний эндоскоп = инструмент для осмотра внутренних органов Разрушители тела
по на
Чрезмерное / выше Гипергликамия = чрезмерный уровень сахара в крови
Гипо- ниже / ниже Hypodermic = инъекция ниже кожи
Inter- между Intercostal = между ребрами
INTERA- внутри / внутри внутривенно = в вену
PARA- , около Parathyroid = рядом с щитовидной железой
около Pericardium = мембрана вокруг сердца
ДО до дородовой = до Re рождение
Post- после после после хирургического этапа = этап после операции
SUB- под / ниже поддулости = ткань ниже MEMBRANE
вместе с синдром = группа симптомов, встречающихся вместе

Дополнительная литература (4 ссылки)

Главы, посвященные системам организма, в этом руководстве содержат дополнительные примеры корней, префиксов и суффиксов.Вот некоторые дополнительные ресурсы:

Это руководство Саймона Коттерилла

Впервые создано 4 марта 1996 г.
Последнее изменение: 1 февраля 2014 г.

Справочник по медицинской терминологии

Используйте эту ссылку, чтобы увидеть, как общие медицинские термины создаются с использованием различных префиксов, суффиксов и корневых слов.

акушерство

Префикс :
Префикс Определение :
1-е корневое слово : obstetr/o
1-е корневое определение : беременность; Рождение
2-го корневого слова :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -IC
Suffix определение 0: отношение к
определение : отношение к уходу за женщиной во время беременности и после
рождение

окулист

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OCUL / O
1-й корневой определение : Eye
9 2-й корневой Word
:
2-й корневой слово определение :
суффикс : -ist
Суффикс Определение : специалист
Определение : специалист по глазным заболеваниям и лечению

олиготрофия

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OLIG / O
1-й корневой определение : Scanty
2-й корневой слов
: Troph / O
2-й корневой слово определение : питание ; развитие
Суффикс : -ic
Суффикс Определение : относящийся к
Определение : относящийся к дефициту питания

омфалэктомия

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : Omphal / O
1-й корневой определение : UMBILICUS (пупок)
2-й корневой Word :
9 2-й корневой слово определение
:
Суффикс : -эктомия
Суффикс Определение : удаление; иссечение; резекция
Определение : хирургическое удаление; иссечение; резекция пупка

онколог

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : ONC / O
1-й корневой определение : опухоль
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -logist
Суффикс Определение : специалист по изучению
Определение : специалист по диагностике и лечению рака

онкология

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : ONC / O
1-й корневой определение : опухоль
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -logy
Суффикс Определение : исследование (процесс)
Определение : исследование опухолей

онихомикоз

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : ONCH / O
1-й корневой определение : ногтя (пальцы или пальцы)

2-й корневой слов : MYC / O
2 Корневое слово Определение : грибок
Суффикс : -osis
Суффикс Определение : состояние, обычно ненормальное
Определение : ненормальное состояние грибковой инфекции ногтей пальцев рук или ног

онихофагия

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : ONCH / O
1-й корневой определение : ногтя (пальцы или пальцы)
2-й корневой слов : PHAG / O
2ND Определение корневого слова : есть; ласточка
Суффикс : -y
Суффикс Определение : состояние; процесс
Определение : состояние прикуса; поедание ногтей пальцев рук или ног

оогенез

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : O / O
1-й корневой определение : яйцо
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -genesis
Суффикс Определение : производство; формование
Определение : производство; формирование яйцеклетки (яйцеклетки)

овариэктомия

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OOPHOR / O
1-й корневой определение : яичник
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -эктомия
Суффикс Определение : удаление; иссечение; резекция
Определение : хирургическое удаление; иссечение; резекция яичника

офтальмология

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : Ophthalm / o
1-й корневой определение : Eye

Root Word :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -логия
Суффикс Определение : исследование (процесс)
Определение : изучение лечения и заболеваний глаз

оптометрист

Префикс :
Префикс Определение :
1-е корневое слово : opt/o
1-е корневое определение : глаз; зрение
2-й корень слова :
2-й корень слова Определение :
Суффикс : -ist
Суффикс Определение : специалист
0 Определение : специалист по лечению глаз

оптометрия

Префикс :
Префикс Определение :
1-е корневое слово : opt/o
1-е корневое определение : глаз; зрение
2-е корневое слово :
2-е корневое слово Определение :
Суффикс : -metry
Суффикс Определение : процесс измерения
сила и диапазон измерения 7 глаз : .

оральный

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : или / O
1-й корневой определение : рот
2-й корневой слово :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -al
Суффикс Определение : относящийся к
Определение : относящийся ко рту

орхиэктомия

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : ORCHI / O
1-й корневой определение : Testis
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -эктомия
Суффикс Определение : удаление; иссечение; резекция
Определение : хирургическое удаление; иссечение; резекция яичка

ортодонт

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : ORth / O
1-й корневой определение : прямой
2-й корневой слов : ODONT / O
2-й корневой слово определение : зуб
Суффикс : -ist
Суффикс Определение : специалист
Определение : специалист по выпрямлению зубов

костный

9 префикс : OSSE-
префикс определение : Bony
1-й корневой слов :

Определение корня :
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -ous
Суффикс Определение : относящийся к
Определение : относящийся к кости или состоящий из кости

остеоартрит

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
2-й корневой слов : ARTH / O
2-й корневой слово определение : сустав
Суффикс : -itis
Суффикс Определение : воспаление
Определение : поражение суставного хряща и подлежащей кости (форма
артрита)

остеохондрит

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
2-й корневой слов : Chondr / o
2-й корневой слово определение : хрящ
Суффикс : -itis
Суффикс Определение : воспаление
Определение : воспаление костей и хрящей

остеоклаз

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
9 2-й корневой Word :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -clasis
Суффикс Определение : сломать
Определение : хирургическое разрушение костной ткани

остеогенез

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
9 2-й корневой Word :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -genesis
Суффикс Определение : производство; формирование
Определение : формирование кости

остеомаляция

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
9 2-й корневой Word :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -malacia
Суффикс Определение : размягчение
Определение : размягчение кости

остеопатия

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
9 2-й корневой Word :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -патия
Суффикс Определение : болезнь; эмоция
Определение : заболевание костей

остеопения

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
9 2-й корневой Word :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -penia
Суффикс Определение : дефицит
Определение : дефицит костной массы

остеопороз

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
9 2-й корневой Word :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -пороз
Суффикс Определение : состояние пор (пространств)
Определение : состояние слабое; пористый; хрупкие кости

остеосаркома

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
2-й корневой слов : SARC / O
2-й корневой слово определение : плоть (соединительная ткань)
Суффикс : -oma
Суффикс Определение : опухоль; масса; сбор жидкости
Определение : злокачественная опухоль кости

остеотомия

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OSTE / O
1-й корневой определение : кость
9 2-й корневой Word :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -tomy
Суффикс Определение : процесс разрезания
Определение : хирургический процесс разрезания кости

отология

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OT / O
1-й корневой определение : ухо
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -логия
Суффикс Определение : изучение (процесс)
Определение : изучение уха и его заболеваний

овариэктомия

9 префикс :
префикс определение :
1-е корневые слова : Ovari / O
1-й корневой определение : яичник
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -эктомия
Суффикс Определение : удаление; иссечение; резекция
Определение : хирургическое удаление; иссечение; резекция яичника

овогенез

9 префикс :
префикс определение :
1-й корневой слов : OV / O
1-й корневой определение : яйцо
2-й корневой слов :
2-й корневой слово определение :
суффикс : -genesis
Суффикс Определение : производство; формирование
Определение : производство или формирование яйцеклетки

Термины рака | Университет Де-Мойна

Рак — страшное слово, но, как вы уже поняли, слова дают вам информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в консультации с вашим семейным врачом и онкологом (специалистом по раку).

Многие термины, связанные с раком, уникальны для области онкологии (изучения опухолей) и не поддаются легкому использованию системы префиксов, корней и суффиксов, использованной в предыдущих модулях. Вместо этого термины будут сгруппированы и определены в широких категориях, таких как типы опухолей, причины и методы лечения. Вместо викторины будет смоделированный кейс, закрепляющий часто используемые термины.

Модные слова Рака

Хорошие новости Плохие новости
Доброкачественная Злокачественный
Низкосортный Высококачественный
Радиочувствительный Радиостойкий
Без метастазов метастазы
Хорошо дифференцированный Плохо дифференцированный
Отрицательные узлы Положительные узлы
В ремиссии Рецидив
Хирургически резектабельный Не работает

Типы опухолей

Злокачественные vs.benign (буквально «зло» против «добра»)

Опухоли — это скопления клеток, которые вырвались из-под контроля клеточного размножения. Злокачественные опухоли, раковые заболевания, опасны для жизни, поскольку они инвазивны (распространяются на окружающие органы) и метастазируют (путешествуют в другие области тела с образованием новых опухолей). В частности, инвазивность приводит к проникновению, сдавлению и разрушению окружающих тканей, вызывая такие проблемы, как потеря функции органов (печень, почки), затрудненное дыхание (легкие), непроходимость (кишечник), возможное катастрофическое кровотечение и сильная боль.

Карцинома

Карцинома является наиболее распространенной формой рака. Карцинома развивается из пластов клеток, которые покрывают поверхность (пример: кожа) или выстилают полость тела (пример: железистая выстилка желудка). Вот некоторые названия опухолей этого типа: аденокарцинома предстательной железы, аденокарцинома легкого, аденокарцинома желудка, гепатоцеллюлярная карцинома (какой орган поражен?). Обратите внимание, что термин «карцинома» обычно встречается в названии .

Саркома

Редкая форма рака возникает из соединительной и поддерживающей тканей, например: костной, жировой, мышечной и других соединительных тканей.Некоторые названия этого типа опухоли: остеосаркома (злокачественное новообразование кости), липосаркома (жир) и стромальная опухоль желудочно-кишечного тракта. Обратите внимание, что термин саркома не всегда появляется в названии.

Оценка и постановка

Биоптаты опухолей (образцы тканей) исследуются под микроскопом для определения типа и степени развития. Для описания дифференцировки тканей используется оценочная шкала, обычно от степени I до степени IV. Опухоли, которые хорошо дифференцированы (они все еще выглядят как исходная исходная ткань), как правило, имеют хороший клинический исход.Опухоли, которые плохо дифференцированы (ткань приобрела более примитивную структуру и может не напоминать исходную ткань), обычно имеют более неблагоприятный исход. Клиническая стадия опухоли определяется при физикальном обследовании (можете ли вы почувствовать опухоль? можете ли вы пропальпировать (нащупать) лимфатические узлы? фиксирована ли опухоль на месте (прилегает к другим структурам)? визуализация (КТ, МРТ) также является важным Стадия опухоли определяет, проникла ли опухоль в окружающие ткани, вовлекла лимфу (каналы оттока клеточных жидкостей, кроме крови) и метастазировала ли опухоль в другие участки тела.

Система стадирования с использованием букв T, N, M также используется в сочетании с классификацией. «Т» указывает на размер опухоли; «N» — распространился ли рак на лимфатические узлы; «М» — метастазировали ли раковые клетки в другие органы и области. Например, меланома T2N0M0 описывает рак кожи толщиной от 1,0 до 2,0 мм, но не распространяется на лимфатические узлы или другие участки тела.

Классификация и стадирование опухолей являются важными способами прогнозирования «прогноза» (прогрессирования и исхода заболевания), а также того, какие виды лечения с наибольшей вероятностью могут быть успешными.В целом, ожидается, что опухоли низкой степени злокачественности, которые не прорастают ткани, не поражают лимфатические узлы (отрицательные узлы) и не имеют метастазов, имеют лучший прогноз, чем опухоль высокой степени злокачественности, которая прорастает ткани, вторгается в лимфатические узлы (положительные узлы). и дал метастазы. Однако прогноз любого отдельного пациента намного сложнее, чем описано здесь. Осложняющие факторы включают общее состояние здоровья пациента, эффективность его иммунной системы и доступные варианты лечения.Некоторые типы опухолей очень «агрессивны» и очень устойчивы к лечению.

Причины рака

Любое повреждение ДНК (генетического кода) может привести к потере контроля над клеточным циклом, что приведет к беспрепятственному делению клеток. Канцерогены – это агенты, вызывающие рак. Широкие категории включают радиацию, химические вещества, лекарства и вирусы. Не паникуйте! Ваш стоматологический рентген раз в год и вирусы простуды и гриппа не вызовут рак. Однако чрезмерное излучение от ядерного до солнечного может значительно увеличить риск злокачественных новообразований.Вирус папилломы человека (ВПЧ) является основной причиной рака шейки матки. Экологические химические вещества, обнаруженные в табачном дыме, автомобильных выхлопах, токсичных выбросах заводских дымовых труб и воздействии асбеста, являются канцерогенными.

Интересуетесь своим риском заболеть распространенным раком? Зарегистрируйтесь в разделе Риск вашего заболевания в Медицинской школе Вашингтонского университета.

Названия таргетных методов лечения дают представление о том, как они работают

Читала программу танцевального вечера внучки и заметила, что в первых трех группах юных танцовщиц нет ни одного общего имени.Как будто их родители целенаправленно решили придумать как можно более уникальные имена. В именах могло быть какое-то семейное значение, но трудно было сказать, не зная семьи. Это не относится к фамилиям таргетных лекарств от рака. Каждое общее название дает информацию о том, что, как и где каждого конкретного препарата.

В отличие от традиционных химиотерапевтических агентов, которые воздействуют на быстро делящиеся клетки, таргетные агенты более точно борются с раком.В настоящее время существует два основных семейства таргетных препаратов — моноклональные антитела и низкомолекулярные ингибиторы. Конечные буквы (основа) родовых названий подобны фамилиям, которые говорят, из какой семьи препарат и как действует препарат, убивая раковые клетки. Моноклональные антитела оканчиваются стеблем «-mab», а низкомолекулярные ингибиторы оканчиваются стеблем «-ib». Семейство таргетных препаратов «-mab» имеет три различных метода вмешательства в рост раковых клеток.

  1. Прикрепляются к рецепторам снаружи клеток, чтобы предотвратить взаимодействие рецепторов с сигнальными молекулами (например,g., рецепторы факторов роста и взаимодействие факторов роста)
  2. Доставляет радиоактивные молекулы или токсины внутрь клеток путем прикрепления к клеточным рецепторам
  3. Активировать естественный иммунный ответ организма

Семейство «-mab» используется, когда мишени рецептора сверхэкспрессированы снаружи раковых клеток. И наоборот, семейство «-ib» нацелено на процессы внутри клетки и, следовательно, должно быть достаточно малой молекулярной массой, чтобы проникать в клетку и взаимодействовать с белками как внутри, так и снаружи клетки.Белки, которые кодируют рост или ингибируют рост, являются одними из целей этого небольшого, но мощного семейства лекарств.

Подоснова общих названий «-mab» идентифицирует источник, в котором антитела были созданы или клонированы. Три наиболее распространенных источника:

  1. Химерный человек-мышь — препараты, оканчивающиеся на «-ксимаб» (т. е. ритуксимаб)
  2. Гуманизированная мышь — препараты, оканчивающиеся на «-зумаб» (т. е. бевацизумаб)
  3. Полностью человеческие — препараты, оканчивающиеся на «-мумаб» (т.д., ипилимумаб).

Наконец, как «-mabs», так и «-ibs» содержат дополнительную основу для описания таргетной терапии в яблочко. Например, «tu» в слове «ритуксимаб» указывает, что мишенью является опухоль, «ci» в слове «бевацизумаб» обозначает систему кровообращения, а «li» в слове ипилимумаб идентифицирует мишень иммунной системы. Некоторые из внутриклеточных мишеней для «-ibs» включают:

  1. Ингибирование тирозинкиназы — подствольный «-тиниб» (т. е. иматиниб)
  2. Ингибирование протеасом — «-зомиб» (т.д., бортезомиб)
  3. Ингибирование циклин-зависимой киназы — «-циклиб» (т.е. селициклиб)

Префикс непатентованных названий и названий лекарственных препаратов — это место, где исследователи и фармацевтические компании — например, родители юных танцоров — проявляют творческую свободу.

Ожидается, что разработка таргетных методов лечения ускорится по мере выявления новых целей, в результате чего медсестры онкологических отделений должны будут быть в курсе новых лекарств, чтобы они могли информировать своих пациентов о том, как эти методы работают, а также о возможных побочные действия препаратов.К сожалению, у многих людей может сложиться мнение, что таргетная терапия практически не имеет побочных эффектов. Хотя побочные эффекты могут быть меньше, чем у стандартной химиотерапии, таргетная терапия также в некоторой степени влияет на нормальные клетки.

Так как же медсестры успевают использовать новые методы лечения? Недавно ONS объединила две ключевые группы с особыми интересами (SIG): SIG по таргетной и биологической терапии и SIG по химиотерапии. Новый SIG теперь называется SIG для химиотерапии и биотерапии. Другим ресурсом, который показался мне особенно полезным, было анимационное видео под названием «Понимание таргетной терапии рака», представленное Национальным институтом здравоохранения.

Идентификация источника, цели и механизма действия путем расшифровки общих названий целевых методов лечения — это весело. Это намного проще, чем пытаться понять, как родители придумывают умные имена для своих детей.

Система постановки

TNM | Справочная статья радиологии

Система стадирования TNM  (официально известная как система классификации TNM злокачественных опухолей) – это система стадирования рака, контролируемая и опубликованная Международным союзом по борьбе с раком (UICC).Американский объединенный комитет по раку (AJCC) публикует Руководство по стадированию рака AJCC , которое основано на системе TNM и по большей части идентично ей.

Система TNM широко применяется для лечения рака многих систем организма в качестве замены идиосинкразических систем классификации конкретных заболеваний. В настоящее время он находится в восьмом издании, опубликованном в октябре 2016 г. 1,2 . Девятое издание запланировано к публикации в 2024 году 6 .

Обычно система TNM не используется для лечения онкологических заболеваний у детей.

TNM систематически описывает распространенность злокачественных новообразований — в первую очередь по их анатомии — и классифицирует каждое злокачественное новообразование по статусу первичной опухоли (T), поражению лимфатических узлов (N) и метастатическому заболеванию (M).

T, N и M называются категориями, однако термин стадия зарезервирован для группы обозначений TNM, имеющих схожий прогноз.
Этапы пронумерованы от I до IV. Хотя это часто слышно, неправильно говорить о стадии Т, N или М опухоли.

Точные данные зависят от локализации первичной опухоли и/или гистологии, но в целом:

T: Опухоль
  • TX: первичная опухоль не может быть оценена
  • T0: нет признаков первичной опухоли
  • Tis: карцинома in situ
  • T1: специфический для локализации/опухоли, как правило, небольшой
  • T2: специфичный для локализации/опухоли
  • T3: специфический для локализации/опухоли, обычно крупный
  • T4: специфический для локализации/опухоли, как правило, прямое распространение на соседние органы/ткани
N: узлы
  • NX: невозможно оценить узлов
  • N0: нет метастазов в регионарных лимфатических узлах
  • N1: специфичный для локализации/опухоли
  • N2: специфичный для локализации/опухоли
  • N3: специфичный для локализации/опухоли

Когда опухоль поражает нерегионарные лимфатические узлы, обычно применяется категория M

M: Метастазы
  • M0: нет отдаленных метастазов
  • M1: наличие отдаленных метастазов

NB: Категория MX не существует, она была удалена в редакции 6 th , если наличие метастазов неизвестно, раку присваивается M0 2

Система TNM была расширена за счет включения других показателей:

  • R: статус резекции
  • V: сосудистая инвазия

Дополнительные префиксы могут быть добавлены для определения этапа TNM:

  • c: данных клинической оценки (например,грамм. cT1b)
  • р: патологические данные
  • y: клинические (yc) или патологические (yp) данные после системной или лучевой терапии, будь то до операции или в качестве основного лечения
  • r: клиническая или патологическая стадия на момент повторного лечения или рецидива при прогрессировании заболевания
  • a:  для раковых заболеваний, обнаруженных при вскрытии (например, аТ1)
    • не для раковых заболеваний, о которых известно или подозревается до смерти
  • m: множественных первичных опухолей одинаковой гистологии в одном органе, e.грамм. T2(m) или T2(5), последнее означает наличие пяти первичных опухолей

В то время как T, N и M называются категориями, стадия относится к группе обозначений TNM, которые имеют схожий прогноз. Этапы пронумерованы от I до IV. В целом болезнь М1 указывает на стадию IV. Стадия 0 присваивается карциноме in situ. Этапы далее разбиты на подгруппы, обозначенные заглавными буквами A, B и C, которые следуют после номера этапа (например, этап 2B). Подгруппы определяются для каждой локализации рака и предоставляют дополнительную прогностическую информацию.

История и этимология

Идея TNM, как мы ее знаем, была разработана французским хирургом Пьером Денуа и его коллегами в 1940-х годах, кульминацией чего стала новаторская публикация в 1952 году 3,4 . Профессор Денуа был директором Института Гюстава Русси, первого медицинского учреждения в Европе, занимающегося исследованиями и лечением рака.

Journal-of-Clinical-Oncology.csl · GitHub

Journal-of-Clinical-Oncology.csl · GitHub

Мгновенно делитесь кодом, заметками и фрагментами.

Этот файл содержит двунаправленный текст Unicode, который может быть интерпретирован или скомпилирован не так, как показано ниже. Для просмотра откройте файл в редакторе, который показывает скрытые символы Unicode. Узнайте больше о двунаправленных символах Unicode
Вы не можете выполнить это действие в данный момент.Вы вошли в другую вкладку или окно. Перезагрузите, чтобы обновить сеанс. Вы вышли на другой вкладке или в другом окне. Перезагрузите, чтобы обновить сеанс.

Журнал торакальной онкологии

Если вы не помните свой пароль, вы можете сбросить его, введя свой адрес электронной почты и нажав кнопку «Сбросить пароль».

0 comments on “Оньк суффикс: Страница не найдена :(

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.