Характерные черты семьи: Патриархальный тип семьи — признаки, что значит, виды, что характеризует, определение, примеры, характеристики

Патриархальный тип семьи — признаки, что значит, виды, что характеризует, определение, примеры, характеристики

Патриархальное устройство семьи: что это такое (определение)

Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.

В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова.

Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.

Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.

Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.

Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.

На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.

Признаки и характеристики традиционной патриархальной модели семьи

Давайте посмотрим, что характерно для брака подобного типа. Так как формулировки черт встречаются во многих учебниках размыто, мы подготовили для Вас наиболее полный список:

  • Мужчина – носитель морального авторитета, а потому отвечает и за честь рода.
  • Общество не осуждает и охраняет право «собственности» мужа над женой.
  • Мужчина практически полностью несет ответственность за женщину и детей.
  • Муж материально обеспечивает жену.
  • Родители прививают детям с раннего возраста любовь к труду и ответственность за свои поступки.
  • Глава чтит и уважает супругу, а она – его.

Патриархат имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако при всех недостатках плюсы перевешивают – разводов в таких браках практически нет, дети и старики всегда находятся на обеспечении, так как это считается одной из традиций подобного общества.

Характерные черты семьи патриархального типа поможет проследить следующий красноречивый пример.

Ни для кого не секрет, что пара Никиты и Татьяны Михалковых считается очень крепкой – еще бы, более 40 лет в браке, дети, внуки. Сегодняшнему поколению есть чему поучиться у старшего. Статный, волевой характер Никита показал своей будущей жене еще на первом свидании. На тот момент юная Таня работала манекенщицей и всерьез подумывала о карьере модели. На их встречу девушку собирал целый коллектив подруг – она ярко накрасилась, сделала достаточно вызывающую прическу. Как только Никита ее увидел, сразу же повел особу в туалет умываться.

Однако Татьяну подобное поведение далеко не оскорбило, оно заставило убедиться ее в том, что Никита видит в ней не только красивую внешность, но и богатый внутренний мир. После свадьбы Михалков настоял на том, чтобы жена бросила модельную карьеру и занялась домашним очагом, – Татьяна уступила.

Данный пример показывает, что властный, сильный и придерживающийся традиций мужчина, способен создать крепкий долголетний союз. Однако на этом примеры не заканчиваются. Мы рассмотрим еще несколько знаменитых браков, но чуть позже.

Виды патриархального устройства семьи

Наши наблюдения позволили выделить следующие типы традиционных союзов по степени расстановки сил:

С жестким контролем

В такой ячейке ничего не делается без ведома мужа – что ни скажи, всегда должно быть так, как он решит. Этот вид редко когда встречается в настоящее время, так как был распространен в 18-19 веке. Сейчас тотальный контроль встречается разве что в очень религиозных союзах, в том числе и мусульманских, или в странах третьего мира.

Уважение и почитание мужчины

Такую позицию отстаивает наша православная церковь. Женщина тоже имеет свой вес в истории, однако главенствующую позицию героя и защитника всегда выполняет мужчина. Такой брак гармоничен сам по себе, так как выполняет свою функцию – воспитание гармоничной личности в спокойной обстановке.

Власть мужа может распространяться не на все сферы жизни.

Тогда семьи, в которых царит частичный патриархат, делятся на:

  • те, в которых мужчина руководит финансовой частью;
  • те, в которых муж отвечает за честь своей жены;
  • те, в которых дети воспитываются мужчиной.

Что значит крепкий традиционный брак, на своем примере могут показать Владимир и Тамара Винокур. Их союз разменял уже 4 десяток – а все начиналось, когда обоим только было за двадцать. Вместе их свела работа, однако, несмотря на ухаживания Вовы, Тамара первое время была непреклонна, на все отвечала отказом. Спустя какое-то время они все-таки сошлись. До брака тоже дело доходило туго, ситуация была до боли смешная: театр, в котором работала Тома, требовал московскую прописку, а потому она предложила любимому человеку… фиктивный брак. Владимир настоял на своем – и вот он, счастливый пример перед нами.

Такие союзы можно отнести по второму типу нашей первой классификации, где мужчина советуется с женщиной, но все же решение принимает сам.

Особенности нормы воспитания детей в патриархальной семье

Воспитание детей в в таких союзах принято считать строгим, но справедливым – ребенку с детства прививают ценности современного общества, однако с опорой на уважение предыдущего поколения.

Приведем несколько советов по общению с ребенком, которыми пользуются патриархальные родители.

Всегда берите ответственность за себя и свои действия

Не стоит давать ребенку право решать за родителя. Например, Вы хотите наказать своего сына за пролитый на новые штаны соус. Не нужно спрашивать, что Вам с ним делать – даже в шутку. Родитель – образец поведения для ребенка, а потому следите за своим авторитетом.

Выделяйте время на отдых

Родители смогут воспитать ребенка в спокойной атмосфере только тогда, когда приведут себя и свои мысли в порядок. Ваши эмоции напрямую отражаются на детях.

Не переносите свои проблемы на детей

Трудный день на работе или неудачный шоппинг? Не нужно высказывать свои негативные эмоции при ребенке, еще хуже, если Вы просто решите выместить на нем все. Вам легче в таком случае, а детям хуже. Да, поймать подобные ситуации первое время нелегко, однако нужно выработать привычку постоянно анализировать свои слова – так привыкнуть будет намного проще.

Давайте выбор, когда это необходимо

Чтобы Ваш малыш вырос свободной независимой личностью, нужно не только прививать семейные ценности, но и заботиться о его собственном выборе – будь то даже конфета или начинка для пирожков. Если не хотите получить неблагодарного ребенка, то с детства приучайте детей к желанию решать что-либо самостоятельно.

Обращайтесь к опыту предыдущего поколения, но и о современных ценностях не забывайте

Лучшим способом вырастить достойного человека считается перенос в его поведение тех традиций и ценностей, которых веками придерживалась Ваша семья. Не стоит забывать, что Вы – продолжатели истории, а потому можете привносить в нее что-то новое. Когда ребенок вырастет, он поблагодарит Вас за правильное воспитание.

И мы предлагаем помочь Вам в этом. Семейное древо является воплощением традиций Вашей фамилии, ее благородной историей. Наши специалисты не только создадут по Вашим пожеланиям Родословную книгу, но и помогут ее заполнить.

Пусть ребенку кажется, что он абсолютно свободен

Семью патриархального типа характеризует властная забота о своих близких. То есть это ситуация, когда ребенку кажется, что все происходит по «законам улиц», хотя на самом деле Вы сами целиком и полностью контролируете обстоятельства. Поведение ребенка при этом может варьироваться: он либо будет плыть по течению, либо начнет активно бороться с существующей ситуацией. В первом случае ребенка нужно спасать сразу же, иначе неприятности неминуемы. Во втором – стоит понаблюдать и первое время сохранять позицию миротворца. Особенно, когда чадо доверяет Вам и рассказывает все секреты.

Во многих учебниках по обществознанию сказано, что для патриархальной семьи характерен признак тотального слежения за женой и детьми и свойственен контроль за всеми процессами в доме. Однако подобный подход изжил себя и может быть губителен для брака.

Примеры патриархальной модели семьи и воспитания детей за границей

Мы уже привели примеры счастливых патриархальных браков соотечественников. А что же творится там, на другом конце света? Оказывается, и за океаном тоже есть примеры традиционных семей, в которых мужчина играет ведущую роль.

Личность Арнольда Шварценеггера известна многим: бодибилдер, актер, политик. А что же у этого мужчины с женщинами? Свою единственную он встретил на благотворительном теннисном турнире в далеком 1977 году. Мария, племянница того самого Джона Кеннеди, долго отказывала ухажеру, а в конце концов сдалась. Пара вместе уже 25 лет, у них четверо детей: 2 дочери и 2 сына.

По слухам, Арнольд, будучи на съемках, изменял своей жене. Однако ни разу никто для близких не сделал из этого скандала, а сам Шварценеггер не бросил свою благоверную с детьми. Что, собственно, и характеризует традиционный и патриархальный тип семьи.

Мишель Пфайффер, известная актриса, и телепродюссер Дэвид Кэлли вместе уже больше 20 лет. Свела их судьба на вечеринке у друзей: они оба были восхищены, насколько их взгляды на воспитание детей похожи. Именно эта тема и свела парочку. Мишель часто отмечает, насколько ее муж тверд, прямолинеен и искренен – таким, по ее мнению, и должен быть настоящий мужчина.

Историю любви длиною больше, чем в полвека, Вам расскажут несравненные итальянцы Адриано Челентано и Клаудия Мори. Она началась с разбитых лампочек, ран и чувства вины. Долго бы еще Адриано, уже известный на тот момент актер, ухаживал за еще не прославившейся актрисой, если бы не случай. После свадьбы Клаудия во всем поддерживала мужа: было время, когда Челентано для съемок фильма заложил свой дом. Однако супруга поверила в успех киноленты, и они потом вместе отпраздновали беспроигрышную партию.

Стинг и Труди Стайлер. Она – популярная телезвезда, он – талантливый певец. Об их первом знакомстве история умалчивает, но оба супруга утверждают, что это была любовь с первого взгляда. Роман они скрывали долгое время – подальше от пересудов и сплетен журналистов. Они почти 40 лет вместе – знаменательная дата! Труди никогда не давила на Стинга, всегда и во всем его поддерживала. Именно она стала той точкой отсчета, благодаря которой певец изменился в лучшую сторону. Они назначили свою свадьбу спустя 10 лет отношений. По-настоящему один из традиционных браков.

Эти примеры дают четко понять, что такое традиционная патриархальная семья, чем она отличается от других, как характеризуется и какие особенности ей присущи. После изученной статьи важно сделать вывод, что подобный брак строится на взаимном уважении, признании авторитета мужа и безграничном терпении и любви. Чаще всего именно подобный уклад помогает преодолевать новые цифры и отмечать юбилеи.

Характерные черты семей и детей группы риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Малашенкова Елизавета Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-

педагогической работы Витебский Государственныйуниверситет им. П.М. Машерова, 210 038, Беларусь, г. Витебск, Московский пр-т, 33

В статье проведен анализ имеющихся взглядов по поводу содержания понятий «семьи группы риска», «дети группы риска». В соответствии с характеристиками феномена «риск» раскрыта сущность категорий «семьи и дети группы риска». Рассмотрены понятия «первичный, вторичный и т.д. риск»; «пограничная черта риска». Обоснована необходимость своевременной психологической диагностики семей на стадии первичного риска, своевременной помощи семьям и детям группы риска.

Ключевые понятия: семьи группы риска; дети группы риска; риск; объекты, субъекты риска; пограничная черта риска; маргинальные характеристики; зона риска: относительно благополучные семьи: первичный, вторичный риск.

У статт проаналiзована суть категорп «ризик». Проведений аналiз на-явних поглядiв з приводу змюту понять «Ом’1 групи ризику», «дети групи ризику». Розкрита суть категорш «шм’1 i дгш групи ризику». Розглянут по-няття «Первинний, вторинний i так далi ризик»; «прикордонна смуга ризику». Обгрунтована необхщнють своечасно! психолопчно! дiагностики шмей на стадп первинного ризику, своечасно! допомоги шм’ям i дiтям груп-пы ризику.

Ключовi поняття: шм’1 групи ризику; дгш групи ризику; ризик; об’екти, суб’екти ризику; прикордонна смуга ризику; маргшальш характеристики; зона ризику : вщносно благополучш шм’1: первинний, вторинний

Важным вопросом социологии, теории социальной работы, социальной психологии и социальной педагогики является вопрос о семьях и детях группы риска.

На наш взгляд, к настоящему времени этот вопрос является не вполне определенным, разработанным и устоявшимся, прежде всего, с научно-теоретической точки зрения. Так, например: «Семьи «группы риска» — те, в которых несколько функций подвергаются деструкции» [1]. Далее там же: «Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько функций не срабатывают, то семью относят к «группе риска»; «Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов».

Исходя из данных определений, семья группы риска, по сути, присваивает себе характеристики неблагополучной семьи.

Характеризуют семью группы риска как неблагополучную также Елизаров А.Н. [2].

Несколько иной характер носит следующее определение: «Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающих адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил…» [3].

Перейдем к рассмотрению характеристик феномена «дети группы риска».

«Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних (например, беспризорники или уличные дети)» [4].

Первая часть данного определения предусматривает наличие потенциальных, но не реализованных возможностей негативных воздействий на детей. Вторая часть определения свидетельствует о свершившейся дезадаптации несовершеннолетних как реальности. Это свидетельствует о наличии противоречивости в самой характеристике, хотя приемлемы как первая, так и вторая ее части, но, на наш взгляд, не в обязательном сочетании.

Следующее сущностное определение детей группы риска: «Группу риска составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.» [5]. Соответственно этой характеристике к группе риска относятся дезадаптированные дети с отклонениями в психическом и социальном развитии.

Приведем еще одно определение: «Учащиеся «группы риска» — это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Для подростков «группы риска» характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.. К категории учащихся «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопа-топодобным поведением и т. д.» [6].

Как это видно, в данном случае категория детей группы риска характеризуется проявлениями школьной и социальной дезадаптации, девиаций, о чем, собственно, говорилось и ранее. Следует согласиться с тем, что в

группу риска входят и дети с эмоционально-психическими отклонениями. Однако данные отклонения — это по сути последствия уже реализованного риска на предыдущей его стадии. Возникает вопрос «в чем заключается социальный риск?». Очевиден ответ, что риск состоит в возможных дезадаптации и отклонениях различного характера и разного уровня.

Остановимся на основных положениях, предопределяющих нашу точку зрения по данному вопросу. Прежде всего, сконцентрируем внимание на ключевом понятии — «риск».

Слово «Риск» синонимично понятию «опасность» [7, с.470]. Рисковать — значит «подвергаться опасности, искушать судьбу, играть с огнем, совать голову в петлю, лезть на рожон» [там же].

Википедия уточняет и развертывает данную формулировку: «Риск — характеристика ситуации, имеющей неопределённость. Риск — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Знание вероятности неблагоприятного события позволяет определить вероятность благоприятных событий.» [8].

При этом, анализ трактовок понятия «рисковать» показывает, что главным образом оно соотносится с осознанной человеком опасностью как реальностью: опасность явно существует, и она ощутима индивидом (однако, на наш взгляд, риск не обязательно сопрягается с осознанием опасности индивидом. Объективно он существует в любом случае и не всегда связан с тем, осознается ли опасность конкретным индивидом).

Отсутствие уверенности в достижимости результатов деятельности может быть обусловлено как объективными (внешние условия), так и субъективными (внутренние возможности человека) факторами. Они и определяют наличие ситуации, именуемой «риск».

В соответствии с данными характеристиками рассмотрим понятия «семья группы риска», «дети группы риска».

Скрытую или явную опасность для окружающих может представлять любая семья, любой ребенок (бездетная, имеющая детей, неполная семья и т.д.; ребенок из благополучной семьи, ребенок из неблагополучной семьи и т.д.). Например, опасность может заключаться в имеющейся тенденции к воровству.

Риск возрастает, если в семье имеется ребенок. Он становится объектом угрозы, поскольку подвергается риску вступить на отклоняющийся путь социального развития. Однако, это — не закономерный, предопределенный путь его развития, это — риск, как для семьи, так и для ребенка составить реализовавшуюся угрозу, то есть встать на путь воровства. Если это случается, то и семья, и ребенок переходят черту дозволенного и спускаются по социальной лестнице вниз.

Пограничная черта риска в данном случае должна иметь маргинальные характеристики (например, нечестность родителей или их стремление к иждивенчеству; нечестность самого ребенка). Но на данный момент преступления еще нет. И семья, и ребенок, внешне благополучны.

Данный момент очень важен для профессионала в плане его своевременной диагностики. При этом скрытая тенденция ребенка не обязательно связана с тенденцией семьи. Но, с другой стороны, ребенок из семьи группы скрытого риска более подвержен опасности, чем ребенок из социально здоровой семьи.

Обнаружить семью или ребенка со скрытыми отрицательными тенденциями довольно трудно. Однако социальный опыт свидетельствует о том, что скрытые характеристики отрицательного плана сопряжены с некими открытыми проявлениями не вполне благополучных характеристик, например, с отсутствием атмосферы взаимоуважения в семье, с замкнутостью, подавленностью ребенка. Таким образом, при внешнем благополучии семья, ребенок уже могут относиться к группе риска, риска, как опасности для общества.

Исходя из сказанного, можно обосновать утверждение о том, что семьей группы риска является неблагополучная семья, что ребенком группы риска является неблагополучный ребенок. Но это уже вторичный, запущенный риск, проявившийся открыто. Усугубление положения может привести к третичному и т.д. риску, который проявляется на фоне уже имеющегося неблагополучия.

Определить четкие и стабильные характеристики уровней неблагополучия после перехода семьи или ребенка в данный разряд из разряда благополучных довольно затруднительно: для каждой семьи, как и для каждого ребенка, существуют свои проблемы, свой комплекс характеристик, позволяющих сделать вывод об их принадлежности на данный момент к тому или иному типу.

Но бесспорно утверждение: профессионал не должен ожидать развития болезни для постановки диагноза и лечения. Его задача — своевременно обнаружить пограничную черту зоны риска и нейтрализовать его, помочь клиенту подняться вверх.

Для бездетных семей наблюдаться у психолога и искать у него помощи — дело персональное. Для семей с детьми — это дело общественной важности. Она продиктована возложенной на них социальной ответственностью за будущее гражданина страны. Вместе с семьей эту ответственность должны нести специалисты — психологи и педагоги данных учреждений.

К зоне риска может быть отнесена любая семья, любой ребенок, в том числе, и социально относительно благополучные.

Держать на учете и регулярно подвергать мониторингу все благополучные семьи учащихся, всех без исключения детей — дело невозможное. Поэтому и следует выделить, прежде всего, семьи «группы риска», для которых характерно благополучие относительное, а затем регулярно исследовать их более или менее часто. Данные семьи, как показывает практика, имеют объективные характеристики: семьи военнослужащих, беженцев, неполные семьи и т.д., семьи, которые могут столкнуться с трудностями

адаптации к социуму. Эти характеристики позволяют определить зону относительного благополучия семьи, связанного с риском.

При этом нельзя утверждать, что для всех отмеченных семей свойственны трудности в деле воспитания детей, что для них обязательно свойственны те или иные отклонения от норм социальной адаптации. Единственным объективным отклонением относительно благополучной семьи группы риска является ее основная характерологическая черта -например, отсутствие одного из родителей (чаще — отца) в неполной семье, частые переезды семьи военнослужащего и т.п. Данная характеристика может вызвать трудности объективного (например, нехватка времени и средств для воспитания ребенка) и субъективного (недостаточное внимание ребенку или гиперопека и т.д.) характера. То есть появляется риск.

Однако однозначно утверждать, что в данной семье ребенок вырастет с отклонениями от норм, нельзя. Такое может произойти при стечении ряда обстоятельств, а может и не произойти. Широко известны случаи, когда полноценные граждане вырастали в неполных и других семьях, вполне благополучных, но не без оснований отнесенных к группе риска. Риск существует, но он может оправдаться, реализоваться, а может и не оправдаться.

Сказанное относится и к детям группы риска. Держать в поле зрения специалист должен, прежде всего, детей, живущих и социализирующихся в среде, не совсем благоприятной, не совсем надежной (например, семья группы риска или сомнительная группа одногодков), то есть в среде первичного риска.

Далее обязательно следуют социальные группы вторичного риска, контачащие с ребенком (неблагополучные семьи, асоциальные группы и т.п.).

Отдельную категорию детей группы риска составляют дети-«одиночки», зона риска которых не обязательно связана с семьей или группой (например, дезадаптированные подростки).

Риск мобилен, излечим. Отсюда важным является определить критерии диагностики семей, детей, своевременно выявить имеющиеся трудности и назначить лечение. Важно не допустить спуска субъекта (обладателя риска) по «лестнице риска» на нижнюю ступень, вовремя остановить этот процесс с помощью адекватных методов.

Решение данной задачи усложняется такой характерологической чертой риска, как его скрытый, потенциальный характер. Однако грамотно поставленная диагностика призвана найти «уязвимое место» риска — его пограничную черту со следующей стадией более низкого порядка. В зависимости от сути данного момента последующие действия педагогов должны быть направлены на выход из кризиса и недопущение «скатывания вниз», на активизацию действий семьи или ребенка для перехода на более высокую стадию развития и уменьшения риска в силу действия философского закона отрицания отрицания.

На основании изложенной позиции мы предлагаем следующее характерологическое определение рассмотренных феноменов.

Семьи (дети) группы риска это те семьи (дети), которые заключают в себе потенциальную возможность вступить на отклоняющийся от норм путь социального развития и которые в данном случае могут представлять угрозу, как для общества, так и для себя самих.

Использованные литературные источники:

1. http: //sw.myalmalyk. ru/2012/04

2. Елизаров, А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13-15 апреля 2004 года. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. С. 114115

3. http://www.edu.cap.ru

4. http://www.synergia.itn.rU/kerigma/social/nan/stat/DetyGruppyRiska/2.

htm

5. http://mybloginfo.ru

6. http://wiki.iteach.ru/index.php

7. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. — 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986

8. http://ru.wikipedia.org/wiki

Ошибка 404

*

*