Деепричастные суффиксы: Суффиксы деепричастий в таблице

3. Суффиксы деепричастий

Суффикс -а //-я образует деепричастия в основном от основы настоящего времени глаголов или (реже) будущего времени: кричукрича, играю → играя, пройдупройдя, принесу → принеся.

Суффиксы —в, -вши, -ши образуют деепричастия от основы инфинитива (основы прошедшего времени): играть – играв, клеить – клеив, смотреть – смотрев, влюбитьсявлюбивши

сь, увлечьсяувлекшись и т.п.

В деепричастиях, образованных при помощи суффиксов —в, -вши, -ши, гласная в глагольной основе перед этими суффиксами может быть безударной.

ПРАВИЛО! Безударная гласная в основе глагола перед суффиксом деепричастийв, -вши, -ши, образующими деепричастия от основы инфинитива глагола, является суффиксом глагола и определяется, как и в случае с формами прошедшего времени глагола и причастиями прошедшего времени, по основе инфинитива: гласная перед суффиксами —в-, -вши-, -ши- такая же, как и в инфинитиве перед суффиксом инфинитива -ть: заклеив от заклеить, зависев от завис

еть, увидев от увидеть, посеяв от посеять, строив от строить и т.п.

4. Не с деепричастиями

ПРАВИЛО! Частица не с деепричастиями пишется раздельно: не спеша, не торопясь, не говоря, не сказав, не умея, не зная, не узнав и т.п. Обратите особое внимание на раздельное написание с не деепричастий не спеша, не торопясь, которые часто ошибочно пишут слитно10.

5. Пунктограммы, связанные с деепричастиями

Деепричастие является частеречной формой, которая определяет расстановку знаков препинания в тексте.

ПРАВИЛО!

Выделяются все обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами:

Пена, тая, шипела.

Орёл, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.

Однако это правило имеет некоторые исключения.11

§ 18. Безударные гласные в суффиксах и окончаниях глагольных форм: окончаний глаголов, суффиксов глаголов, причастий и деепричастий

Обобщая сведения о правописании безударных гласных в суффиксах и окончаниях глагольных форм, можно представить применение правила в виде следующего алгоритма рассуждения:

Какая это глагольная форма?

Повелительное Изъявительное наклонение,

наклонение причастие,

деепричастие

и(те) Время (у глаголов и причастий),

суффикс (у деепричастий)?

Прошедшее (у глаголов и причастий) Настоящее // будущее

Суффикс -в-, -вши- (у деепричастий)

Основа инфинитива: Тип спряжения?

гласная в основе инфинитива перед –ть

= гласная перед суф.л- в форме глаголов;

= гласная перед суф. —вш-, -нн-12в причастиях;

= гласная перед суф. —в, -вши в деепричастиях

I спряжение II спряжение

-е- и —ут//-ют в оконч. глаг. и-и —ат//-ят в оконч. глаг.;

-ущ-//-ющ-, -ем-//-ом-в суф. прич.

ащ-//-ящ-, -им-в суф. прич.

§ 19. Наречие

Наречие обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему?

Грамматические признаки наречия

  1. Общее грамматическое значение: обозначает признак действия или признак признака.

  2. 1. Начальная форма: неизменяемое.

2. Постоянные морфологические признаки: тип по значению (образа действия, меры и степени, времени, места, причины, цели действия).

3. Непостоянные признаки: неизменяемое, может образовывать степени сравнения.

III. Синтаксическая роль: в предложении наречие является обстоятельством или главным членом безличного предложения.

Деепричастие

Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы. Деепричастие сохраняет глагольный признак — переходность.

Примечание. Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным.

Деепричастие, как и глагол, может определяться наречием. В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

Примечание. Некоторые ученые считают деепричастия самостоятельной частью речи, так как они не имеют многих грамматических признаков, свойственных глаголу.

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом — сказуемым. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы

настоящего времени глагола при помощи суффикса -а (-я). После шипящих употребляется суффикс , а в остальных случаях — -я. От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи.

Примечания.

  1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) — выдавая.
  2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:
    • от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить ― бьют, рвать — рвут, шить — шьют, жечь — жгут и др. Исключение: мчаться — мчатся — мчась;
    • от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь — берегут, мочь — могут и др.;
    • от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать — пишут, хлестать — хлещут и др.;
    • от глаголов с суффиксом -ну-: блёкнуть — блёкнут, мокнуть — мокнуть, тянуть — тянут, гаснуть — гаснут и др.

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия. выраженного глаголом — сказуемым. Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, -ши. От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь). Деепричастия с основой на согласный образуются с суффиксом -ши.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм: от основы неопределенной формы и от основы прошедшего времени (когда они не совпадают).
  2. К суффиксу -в возвратный суффикс -ся не присоединяется. У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а (-я) от основы будущего времени.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов сохранились формы с суффиксами -в, -вши, -ши (возвратившись, настроившись, пришедши, приведши, принёсши, простившись, приобретши, увидев, увидевши, услышав, услышавши). если существуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом -а (-я) как менее громоздкие.
  2. Иногда деепричастия с суффиксами -в, -вши образуются о глаголов несовершенного вида, но они употребляются редко (бывши, евши, не имев).

Морфологический разбор деепричастия.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (неопределенная форма глагола) 2. Вид. 3. Неизменяемость. III. Синтаксическая роль.



Другие заметки по русскому языку и литературе

Грамматика|Деепричастие

Деепричастие — глагольная форма, которая наряду с признаками глагола обладает и признаками наречия.

Деепричастие не изменяется и в предложении выполняет функцию какого-либо обстоятельства.

Различаются два типа деепричастий: деепричастия образа действия и деепричастия времени.

Деепричастия образа действия могут обозначать и настоящее, и прошедшее время и переводиться на русский язык, в зависимости от контекста, деепричастиями настоящего или прошедшего времени или инфинитивом. Образуются прибавлением к основе глагола суффиксов: -ын для глаголов 1-го спряжения и -ен(-эн) для глаголов 2-го спряжения. Отрицательная форма этих причастий образуется прибавлением к основе глагола суффикса -де(-ыде — во 2-м спряжении), например:

лудам «читаю» — лудын «читая», «прочитав», лудде «не читая», «не прочитав»;
возем «пишу» — возен «написав», возыде «не написав».

В деепричастиях со словообразовательными суффиксами -ед, -ал (-ыл), -алт (-ылт), -ешт (-эшт, -ышт) суффикс -ын может выпадать, например:

пургед(ын) «смешав»
коштал(ын) «зачерпнув»
тӧргалт(ын) «расклеиваясь»
руэшт(ын) «рубя»
кӱрышт(ын) «обрывая» и др.

Деепричастия времени образуются при помощи суффиксов -меке, -мешке, -шыла.

Деепричастия с суффиксом -меке показывают действие, предшествующее времени основного глагола. Они являются наиболее распростряненными. В русском языке соответствуют обстоятельственным придаточным предложениям времени, например:

возымеке мием «написав, приду»

Деепричастия с суффиксом -мешке показывают действие, последующее за поясняемым действием, например:

Занятий пытымешке, тыште лийына «До конца занятий будем здесь».

Деепричастия с суффиксом -шыла обозначают добавочное действие, происходящее одновременно с поясняемым действием, например:

Пашаш кайышыла, йолташем деке пурышым
«Идя на работу, зашел к своему товарищу».

Деепричастия вместе с относящимися к ним словами обычно образуют деепричастный оборот.

Вернуться на «Причастие» | Далее: «Наречие»

К проблеме статуса деепричастий в марийском языкознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Л. А. Андреева

К ПРОБЛЕМЕ СТАТУСА ДЕЕПРИЧАСТИЙ В МАРИЙСКОМ

ЯЗЫКОЗНАНИИ

Работа представлена кафедрой финно-угроведения и общего языкознания Югорского государственного университета. Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Е. А. Цыпанов

В статье рассматривается проблема статуса деепричастия в марийском языкознании. В одних работах по грамматике марийского языка деепричастие определяется как неспрягаемая форма глагола, совмещающая в себе свойства глагола и деепричастия, в других представляется как неспрягаемая форма глагола, обозначающая второстепенное действие, связанное с основным действием подлежащего. Между тем все формы деепричастий в марийском языке, как и существительные, принимают посессивные суффиксы. С учетом рассмотренных свойств в работе приводится новое определение деепричастию. В марийском языке деепричастия соединяют признаки глагола, существительного и наречия и являются его изменяющимся лексико-граммати-ческим классом.

The article views the problem of adverbial participles’ status in the Mari linguistics. In some works on the Mari grammar adverbial participle is defined as a non-conjugated verb form combining features of verb and adverbial participle. Others present it as a non-conjugated verb form that denotes a secondary action connected with the main action of a subject. Meanwhile all forms of adverbial participles in the Mari language take possessive suffixes like nouns. The author of the article suggests a new definition of adverbial participle in the context of these characteristics. In the Mari language adverbial participles combine features of verb, noun and adverb and form a changing lexico-grammatical class.

Известно, что научные термины, возникшие в рамках одной научной традиции или дисциплины, нередко заимствуются другими науками. В языкознании терминологические заимствования регулярно обусловлены тем, что изучение разных языков продвигается неравномерно, грамматические традиции, в данный момент более продвинутые, становятся источником терминов и понятий, используемых для описания других языков. Так, базой для терминологии в марийском языкознании послужила языковедческая терминология, принятая в русистике. М. И. Черемисина отмечает, что термин «деепричастие» используется лишь некоторыми грамматическими традициями, испытавшими влияние русистики, тогда как формы с аналогичными свойствами могут обнаружиться и в языках, которые описываются без привлечения этого термина, могут «жить под другими именами»1 . Как отмечено в Большом энциклопедическом словаре, «функционально близки деепричастию герундий в романских языках, падежные формы инфинитива и имени действия в финно-угорских и других языках»2 .егЬ»4 и «конверб — соиуегЬ»5.

В марийском языкознании под влиянием русистики изначально используется термин «деепричастие». В одних работах деепричастие определяется как неспрягаемая форма глагола, совмещающая в себе свойства глагола и наречия6, в других представляется как неспрягаемая форма глагола, обозначающая второстепенное действие, связанное с основным действием подлежа -щего7.

Большинство языковедов в современном марийском языке различают следующие пять форм деепричастий: 1) деепричастия предшествующего действия на -меке (горн. -мыкы), 2) деепричастия последующего действия на -мешке (горн. -меш-кы), 3) одновременного действия на -шыла,

4) деепричастия образа действия на -н,

5) отрицательные деепричастия на -де. Кроме этого, встречаются диалектные формы -дегече (-тегече, -дегызе, -тегецы, -дегецы) вместо -де и -мцНгц, -менге, -мянгц, -мякгы вместо -меке.

Деепричастия образа действия на -н. Эти деепричастия образуются от основ глаголов 1-го спряжения при помощи суф. -ын, в диалектах выступающего также в фонетических вариантах -ын, -Хн, -Ан, от основ глаголов 2-го спряжения при помощи суффикса -ен (единого для всех диалектов). Форманты ын, -Хн, -Ан наблюдаются в йошкар-олинском, волжском, говорах лугового наречия, в северо-западном наречии и в некоторых говорах восточного наречия. Во всех диалектах деепричастия на -ын могут выступать в усеченной форме. Указывается, что в северо-западном наречии марийского языка «деепричастия образа действия могут присоединять к себе притяжательные суффиксы 2 и 3 л. ед. ч. в значении опреде-лительно-выделительных частиц»8. Однако примеров на употребление притяжательного суффикса с деепричастием не приводится.

Отрицательные деепричастия на -де (-те), -дегече (-тегече, -дегызе, -тегецы, -дегецы). Как отмечает Е. И. Коведяева, «все перечисленные суффиксы образуют междиалектные корреспонденции, однако основными из всех этих суффиксов являются -де (-те), -дегече (-тегече), остальные, в сущности, фонетические варианты, но каждый из вариантов имеет свой ареал функционирования»9 . Оба деепричастных суффикса -де и -дегече, нередко заменяя друг друга, употребляются на значительной территории, а именно: во всех говорах восточного наречия, в говорах северо-западного наречия и в ряде говоров лугового наречия, преимущественно в зоне пограничной, располагающейся между луговым и северозападным наречием. Суффикс -де характерен для центральной зоны бытования марийского языка и присущ моркинско-сер-нурскому говору. Эта же форма характер-

на и для горного наречия, где она является единственной формой отрицательных деепричастий: ядаш ‘спрашивать’ — ядде ‘не спрашивая’. В исследовании о горном наречии марийского языка указано, что «к деепричастиям на -Se иногда может примыкать притяжательный суффикс 3-го л.galdt fiet? ‘можно ли не делая, ругать ведь будут?’»10.

Как считает Е. И. Коведяева, в марийском языке функционируют три показателя деепричастий одновременного действия: -шыла (-шыла, -ышла), -мыла (-мыла) и -шын. Суффикс -шыла характерен для центральной зоны бытования марийского языка, он функционирует в луговом и горном наречиях, а также в некоторых говорах восточного наречия. В калтасинском и ша-ранском говорах его нет. В малмыжском говоре суффикс -шыла имеет вариант -ышла. Суффикс -шыла повсеместно может иметь лично-притяжательное оформление. В луговом наречии посессивный суффикс вставляется между компонентами этого сложного суффикса и как бы разрывает его на две части, образуя прерывистую основу: тол-шемла ‘когда я шел’, толшетла ‘когда ты шел’, толшыжла ‘когда он шел’, толшышт-ла ‘когда они шли’. Однако суффикс -шыла не может выступать с формами 1 и 2 л. мн. ч. притяжательных суффиксов (ни в одном говоре лугового наречия). В горном же наречии деепричастие на -шыла может употребляться со всеми формами посессивных суффиксов как в единственном, так и во множественном числе: толшылаэм ‘во время моего прихода’, толшылаэт ‘во время твоего прихода’, толшылажы ‘во время его прихода’, толшылана ‘во время нашего прихода’, толшылада ‘во время вашего прихода’, толшылашты ‘во время их прихода’. Е. И. Коведяева пишет: «Для горного наречия характерно и то, что лично-притяжательные суффиксы не разрывают деепричастный суффикс -шыла на его составные части, не вклиниваются в него, а получают

место после его суффикса деепричастия»11. Однако А. А. Саваткова отмечает, что «деепричастия на -лэ1а/м ld могут выступать в притяжательном оформлении, при этом притяжательные суффиксы, как правило, присоединяются непосредственно к деепричастию, но в 1-м и во 2-м л. ед. ч. они могут стоять между глагольной основой и суф -фиксом деепричастия, например: tolsslaem, tolsemla ‘я мимоходом’, tolsUaet, tolsetla ‘ты мимоходом’, tolsdlaza ‘он мимоходом’, tolsdlana ‘мы мимоходом’, tolsdlaSa ‘вы мимоходом’, tols dlasta ‘они мимоходом’»12.

Суффикс -мыла характерен для северозападного наречия, а также для волжского говора лугового наречия: сев.-зап. шыцмыла ‘садясь’, кЛргАжмАла ‘в то время, когда бежал’, тЛрлАмАла ‘в то время, когда вышивала’. Исследователи отмечают, что «деепричастия на -мыла могут оформляться посессивными суффиксами, кроме суффиксов 1 и 2 л. мн. ч. в собственно-посессивном значении, которые, как правило, вставляются между компонентами -м и -ла суффикса -мыла, например: толмемла ‘когда я шел’, толметла ‘когда ты шел’, толмыжла ‘когда он шел’, толмыштла ‘когда они шли’.

Суффикс -шын наблюдается в говорах восточного наречия (шаранском, калтасинском). В говорах лугового наречия деепричастная форма на -шын выявляется лишь в отдельных словосочетаниях, например: толшын толам ‘идя иду’, кайышын каем ‘уходя ухожу’. С. И. Апсатарова отмечает употребление суффикса -шын также в миш-кинском говоре восточного наречия: lektrn kajdsan ‘как только вышел’13.

Е. И. Коведяева замечает, что «наблюдаются зоны, где в речи марийцев синтетическая форма деепричастия одновременного действия исчезла или же находится на пути к исчезновению: она заменяется аналитической, т. е. формой, состоящей из страдательного причастия в лично-притяжательной форме и послелога годым ‘во время чего-л.’. Такие формы деепричастий одновременного дей-

ствия наблюдаются в речи носителей восточного наречия»14.

Деепричастия предшествующего дей-ствия представлены формами -меке, -мыкы и -меНге (-мцНгц). Суффикс -меке характерен для лугового наречия, в форме -мыкы он функционирует в горном наречии. Показатель деепричастия предшествующего действия -мцН2ц (-меНге) встречается в диалектах восточного и некоторых говорах лугового наречия. Для выражения предшествующего действия в северо-западном наречии вместо деепри-частия на -меке употребляется сочетание послелога мяНкц с пассивным причастием: ала гыц толмо мяНкц амалаш вазам ‘после прихода из города лягу спать’. В работах исследователей наречий марийского языка отмечается употребление дее-

Таким образом, все рассмотренные формы деепричастий, как и существительные, принимают притяжательные суффиксы18.

Указывая глагольные черты деепричастий, следует отметить суффиксы видово-

причастий предшествующего действия с посессивными суффиксами15.

Деепричастия последующего действия имеют показатель -мешке (-мешкы). Одной из особенностей этого суффикса является то, что он может выступать без компонента -кы (-кы). Н. И. Исанбаев отмечает, что «полная форма этого суффикса обязатель-на лишь в том случае, когда деепричастие имеет какой-нибудь дополнительный грамматический показатель, в частности, притяжательные суффиксы, усилительные ча-стицы -ак, -ат»16. Во всех наречиях марийского языка деепричастия последующего действия могут присоединять посессивные суффиксы всех трех лиц ед. и мн. чисел к суффиксу деепричастия17.

Выводы о диалектах можно свести в следующие табл. 1, 2.

го и залогового значения, управление падежными и послеложными формами имен, наречное определение. Близость деепричастия к наречию выражается в том, что в предложении оно всегда примыкает к гла-

Таблица1

Употребление различных форм деепричастий в диалектах марийского языка

Обр. действия Отрицательное Временные формы

де (те) дегече (тегече) Одновременного действия Предшествующего действия Последующего действия

(ын, ен) шыла мыла шын меке мыкы монго, менге мешке мешкы, мешкы

во всех диалектах Во всех диалектах вост., сев.-зап., луг. (йош.-ол.) луг., горн., вост. (кроме калт. и шаран.) сев.-зап., луг. (волж.) вост. (шаран., калт., мишк.) луг. горн. вост., луг. (редко) луг., вост. горн., сев.-зап.

Таблица 2

Употребление посессивных суффиксов при деепричастных формах

Формы деепричастий Всего Посессивные суффиксы

единственное число множественное число

1 лицо 2 лицо 3 лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо

-меке 361 25 (7%) 34 (10%) 244 (67%) 3 (1%) 3 (1%) 52 (14%)

-мешке 123 23 (19%) 17 (14%) 60 (49%) — 3 (2%) 20 (16%)

-шыла 440 18 (4%) 5 (1%) 386 (88%) — — 31 (7%)

-н 48 — — 48 (100%) — — —

-де 17 — — 17 (100%) — — —

голу и характеризует обозначаемое им действие. В некоторых случаях деепричастия19 могут принимать суффиксы сравнительной степени, например: Изиш вол-гыжмекырак кынелына ‘Встанем, когда немного станет светлее’; Мом ышташ, кас лиймешкырак? ‘Что делать до тех пор, пока не настанет вечер?’ Деепричастия могут также присоединять к себе усилительные частицы -ак, -ат, например: пурымекак, ястелтцрыш шинче ‘Как только вошел, сел за стол’; Тунемаш пурымекыжат, эре ик-тым веле шонен ‘Даже после того, как поступила учиться, думала все об одном и том же’. Учитывая рассмотренный мате-

риал , приведем следующее определение деепричастию в марийском языке: это ин-финитная, неспрягаемая форма глагола, функционирующая как зависимое (неконечное) сказуемое и выражающая определенный характер отношения обозначаемого действия к другому (главному) действию. В марийском языке деепричастия соединяют признаки глагола, существительного и наречия и являются его изменяющимся лексико-грамматическим классом. Они могут закономерно принимать посессивные суффиксы, усилительные частицы -ак, -ат, а также суффикс сравнительной степени.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Черемисина М. И. Деепричастия как класс форм глагола в языках разных систем // Сложное предложение в языках разных систем: Сборник научных трудов. Новосибирск, 1977. С. 4.

2 Языкознание: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1998. С. 128.

3 Alhoniemi A. Marin kielioppi. Helsinki: Soumalais-ugrilainen seura, 1985. P. 141; Kangasmaa-Minn. The Syntactical Distribution of the Cheremis Genitive. Turku, 1966. P. 172; Bartens Mordvan. tseremissin ja votjakin konjugaation infiniittisten muotojen syntaksi. Helsinki, 1979. P. 140; Кокла. Притяжательные суффиксы в марийском языке: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Таллин, 1963. С. 27.

4 Fokos-Fuchs. Die Verbaladberbien der permischen Sprachen // AL Hung. VIII. 1958.

5 Ylikoski J. Havantoja komin konverbeistä.

6 Исанбаев H. И. Деепричастия в марийском языке. Йошкар-Ола, 1961. С. 3; Григорьев Я. Г. Марийский язык. Йошкар-Ола, 1953. С. 160.

7 Исанбаев Н. И. Деепричастие // Современный марийский язык. Морфология. Йошкар-Ола, 1961. С. 250; Учаев 3. В., Акланов Г. А., Патрушев Г. С. Марий йылме. 6-7класслан учебник. Йошкар-Ола, 1991. С. 304.

8 Иванов И. Г., Тужаров Г. М. Северо-западное наречие марийского языка. Йошкар-Ола, 1970. С. 179.

9 Коведяева Е. И. Ареальные исследования по восточным финно-угорским языкам : Марийский язык / Отв. ред. А. П. Феоктистов. М.: Наука, 1987. С. 136.

10 Саваткова А. А. Горное наречие марийского языка. Savariae, 2002. С. 238.

11 Коведяева Е. И. Указ. соч. С. 141.

12 Саваткова А. А. Указ. соч. С. 245, 246.

13 Апсатарова С. И. Мишкинский говор в системе диалектов марийского языка (Фонетико-морфологическая характеристика): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 1999. С. 18.

14 Коведяева Е. И. Указ. соч. С. 141.

15 Саваткова А. А. Указ. соч. С. 241; Иванов И. Г., Тужаров Г. М. Указ. соч. С. 184; Коведяева Е. И. Указ. соч. С. 143.

16 Исанбаев Н. И. Указ. соч. С. 268.

17 Исанбаев Н. И. Указ. соч. С. 268; СаватковаА. А. Указ. соч. С. 240; ИвановИ. Г., Тужаров Г. М. Указ. соч. С. 181.

18 Следует указать на некоторые особенности: 1) при деепричастии на -шыла не употребляются посессивные суффиксы 1 л. мн. ч. и 2 л. мн. ч.; 2) при деепричастиях на -н и на -де употребляется только посессивный суффикс 3 л. ед. ч.

19 Зафиксированы примеры только с временными формами деепричастий на -меке и -мешке. Суффикс сравнительной степени, присоединяясь к деепричастию, вносит в его общее временное значение оттенок приблизительности, неточности.

Деепричастие и деепричастный оборот— что это такое и примеры предложений с ними

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 71 841 Автор: Дмитрий Петров
  1. Что это такое и на какие вопросы отвечает
  2. Суффиксы у деепричастий
  3. Виды деепричастий и примеры с ними
  4. Что общего у них с глаголом и наречием
  5. Как отличить их от причастий
  6. Деепричастие с НЕ
  7. Деепричастный оборот
  8. Выделение его запятыми

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Деепричастие, как и причастие (что это?), немного спорное понятие в русском языке. Дело в том, что лингвисты до сих пор так и не договорились, чем оно является.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что его надо расценивать как самостоятельную часть речи. Но есть и те, кто не согласен с этим и считает деепричастие лишь особой формой глагола.

Обе точки зрения имеют право на существования. Ну а мы все-таки будем придерживаться мнения большинства.


Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает

Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним между наречием (что это?) и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»

Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями:

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ

Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие.

Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами:

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ

Суффиксы деепричастий на примерах

Все деепричастия образуются от глаголов. И делают это с помощью суффиксов –а/-я и –в/-вши/-ши, а также постфиксов –сь/ся.

Например:

СОХРАНЯТЬ – СОХРАНЯЯ, СОХРАНИВ, СОХРАНЯСЬ
УКАЗЫВАТЬ – УКАЗЫВАЯ, УКАЗАВ, УКАЗАВШИ
СЫГРАТЬ – СЫГРАЯ, СЫГРАВ, СЫГРЫВАЯСЬ
УМЫВАТЬСЯ – УМЫВШИСЬ, УМЫВАЯСЬ, УМЫВАЯ

Таким образом, деепричастие не только обозначает какое-то свое действие, но и отвечает на вопрос, каким образом совершилось основное действие.

ОСТАНОВИВШИСЬ, МУЖЧИНА ПОЗДОРОВАЛСЯ – Каким образом поздоровался? Остановившись.
ЧИТАЯ КНИГИ, МЫ УЧИМСЯ – Каким образом учимся? Читая.

Виды деепричастий и примеры предложений с ними

Все деепричастия, как собственно и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида.

Отличить их очень просто. Первая категория отвечает на вопрос «Что сделав?» (то есть действие уже совершенно в прошлом), а вторая – на вопрос «Что делая?» (действие совершается в данный момент или не имеет временного критерия).

Деепричастия совершенного вида:

УВИДЕВ ЕЕ, ОН ТУТ ЖЕ ВЛЮБИЛСЯ
ОН УШЕЛ, ЗАКРЫВ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ВЫПИВ БОЛЬШУЮ ЧАШКУ КОФЕ

А теперь почти те же деепричастия, но в несовершенном виде:

ВИДЯ ЕЕ, ОН НЕ МОГ ОТВЕСТИ ГЛАЗ
УХОДЯ, ОН ЗАКРЫЛ ЗА СОБОЙ ДВЕРЬ
ОН ВЗБОДРИЛСЯ, ПОПИВАЯ ГОРЯЧИЙ КОФЕ

Также деепричастия могут быть возвратными и невозвратными. Соответственно, в них может присутствовать постфикс –ся/сь или такового нет.

Примеры возвратных деепричастий:

КУПАЯСЬ, УДИВИВШИСЬ, ЗАНИМАЯСЯ
Примеры невозвратных деепричастий:
ПОКУПАЯ, ОДЕВАЯ, СИДЕВ, ПРОПУСТИВШИ и так далее

Что общего у деепричастий с глаголом и наречием

Мы уже говорили, что деепричастия похожи одновременно и на глаголы, и на причастия.

Сейчас подробнее рассмотрим, какие признаки этих частей речи им характерны.

Признаки глагола у деепричастий:

  1. Обозначает дополнительное действие к основному;
  2. Образуется от глагола;
  3. Имеет несовершенный и совершенный вид;
  4. Могут быть возвратные и невозвратные;
  5. Деепричастие образует словосочетания, когда связаны с существительными, местоимениями или наречиями.

Признаки наречия у деепричастий:

  1. Характеризует основное действия, более точно показывая, как оно произошло. Другими словами, отвечает на вопросы «Как?», «Когда?», «Каким образом?» и «Почему?»;
  2. Остается неизменным, то есть не меняет своей формы (падеж) вслед за основным глаголом. Например, «ШЛИ, СМЕЯСЬ – ШЕЛ, СМЕЯСЬ – ИДЕТ, СМЕЯСЬ – ПОЙДЕТ, СМЕЯСЬ». Тут основной глагол меняется во времени и количестве, а деепричастие остается неизменным;
  3. Относится к глаголу-сказуемому и чаще вставится непосредственно перед или сразу за ним;
  4. при разборе предложения по составу может быть только обстоятельством. Например, обстоятельством времени «ВЕРНУВШИСЬ, Я ЗАСТАЛ ЕГО ДОМА» или обстоятельством условия «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».

Как отличить деепричастие от отглагольного причастия

К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:

МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ

В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.

А вот если бы предложение было таким:

ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ

то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.

Деепричастие с НЕ

Одно из правил, которое часто вызывает вопрос, как пишется с деепричастиями частица «не».

На самом деле, здесь действуют те же правила, что и с глаголами. А как еще учат в начальных классах школы: «НЕ с глаголами всегда пишется раздельно».

Вот то же самое касается подавляющего числа деепричастий.

НЕ СМЕЯТЬСЯ – НЕ СМЕЯСЬ
НЕ РИСОВАТЬ – НЕ РИСУЯ
НЕ БОЯТЬСЯ – НЕ БОЯСЬ
НЕ ОТПРАВЛЯТЬСЯ – НЕ ОТПРАВИВШИСЬ

Но, как часто бывает в русском языке, бывают из этого правила и исключения. Так, «НЕ» пишется слитно, если она является частью корня.

НЕГОДОВАТЬ – НЕГОДУЯ
НЕВЗЛЮБИТЬ – НЕВЗЛЮБЯ
НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕВ

Также «НЕ» пишется слитно, если это часть приставки «НЕДО».

НЕДОГЛЯДЕТЬ – НЕДОГЛЯДЕВ
НЕДОПИСАТЬ – НЕДОПИСАВ
НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ

Деепричастный оборот (примеры предложений)

Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова).

Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько.

Примеры деепричастных оборотов:

ОНА ЛЕЖАЛА НА КРОВАТИ, НЕ ОТКРЫВАЯ ГЛАЗ
УРАГАН ПРОНЕССЯ ПО ГОРОДУ, РАЗРУШИВ ВСЕ, ЧТО ПОПАЛОСЬ ЕМУ НА ПУТИ
ВЫПИВ ВОДЫ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ СМОГЛИ УТОЛИТЬ ЖАЖДУ
МЫ ДОЛГО ТРУДИЛИСЬ И, РЕШИВ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛИЛИ СЕБЕ ОТДОХНУТЬ

Подчеркнутой линией в данных примерах обозначены как раз деепричастные обороты. Как можно заметить, они могут располагаться в любой части предложения – в начале, середине или конце.

Выделение запятыми деепричастных оборотов

Есть «золотое правило» гласит, что почти все деепричастия и деепричастные обороты выделяются в предложении запятыми.

И это не зависит, где они находятся – до главного глагола или после.

Я ВЗЯЛ КНИГУ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ
ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, Я ВЗЯЛ КНИГУ
Я ВЗЯЛ, ПОДОЙДЯ К ШКАФУ, КНИГУ

Но опять же есть ряд исключений. Запятые не ставятся, если речь идет о фразеологизмах, то есть устоявшихся выражениях. Например:

ДЕЛАТЬ СПУСТЯ РУКАВА, ИДТИ НЕ СПЕША, БЕЖАТЬ СЛОМЯ ГОЛОВУ, СИДЕЛИ МОЛЧА и так далее.

Вот собственно и все, что нужно знать о деепричастиях. Удачи вам в познании русского языка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Азербайджанский язык, деепричастие (а, baxa-baxa), отриц.суффиксы -madan – Language Mag

Функция наречия основное действие предложения.

  1. Слова действия (глаголы) с суффиксами -a, ə, стоящими сразу после корня слов, повторяются, означая образ основного действия:
  • qorxa -qorxa baxmaq – смотреть со страхом
  • gülə – gülə danışmaq – смеясь разговаривать
  • ağlaya- ağlaya şikayət etmək – плача жаловаться

Прилагательные (слова характеризующие предметы – сильный, маленький и т.п) повторяясь, придают значение:

  • усиления свойства, характеристики предмета:

Balaca- balaca uşaqlar əl-ələ tutub bağa gedirdilər – совсем маленькие дети, держась за руки, шли в сад.

Характеризуют образ основного действия:

  • Ovçu yavaş-yavaş quşa yaxınlaşdı və atəş açdı – Охотник очень тихо приблизился к птице и выстрелил.

Второе грамматическое правило – это суффиксы -madan, mədən-. Они употребляются для образования  отрицательного значения глаголов. Обычно они переводятся на русский язык отрицательными  деепричастиями  или деепричастными оборотами – не сделав, или не сделав что-либо, либо же с помощью без+ существительное, образованное от этих глаголов

Mən bu adamı görmədən onu təsvir edə bilmərəm – Я этого человека, не увидев, описать не смогу.

Bu məsələni ona danışmadan bildirdim – Я, не рассказав, дал ему знать об этом деле.

  • otarmaq – пасти
  • aran- долина
  • əkmək- сажать
  • heyvan- животное
  • torpaq- земля
  • ayı – медведь
  • sümük – кость
  • canavar- волк
  • ağlamaq – плакать
  • kəmər- ремень
  • tüfəng- ружьё
  • atəş- стрельба
  • donmaq- леденеть, замерзать
  • ziyan – вред
  • sədaqət – верность
  • dözmək- терпеть

Əgər mətndə orfoqrafik səhv aşkar etmisinizsə, o zaman Ctrl+Enter düymələrini sıxaraq bizə göndərin.

Азербайджанский язык

Что такое деепричастие

Тема: Что такое деепричастие.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя, готовятся к работе

Регулятивные:
волевая саморегуляция.

Личностные:
смыслообразование;

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выразительно прочитать текст (раздаточный материал стр. №1 имеется у каждого обучающегося).

Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор. Осознав положение, Меннерс хотел броситься в воду, чтобы плыть к берегу, но решение его запоздало, так как лодка вертелась уже недалеко от конца мола, где значительная глубина воды и ярость валов обещали верную смерть.
-Лонгрен! – закричал перепуганный Меннерс. – Видишь, меня уносит. Брось причал!
Но Лонгрен не сказал ни слова; казалось, он не слышал отчаянного вопля. Меннерс рыдал от ужаса, заклинал матроса позвать на помощь; обещал деньги, угрожал.
Но Лонгрен, набрав воздуха и глубоко вздохнув, крикнул:
— Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс!
Когда крики умолкли, Лонгрен пошел домой.

— Определите тему, основную мысль.

— Определите стиль текста, назовите его приметы.

— Какие действия совершает Лонгрен? Меннерс?

— Какие слова похожи на глаголы? Чем похожи на глаголы и чем отличаются?

Сообщаю, что это деепричастие.

— Поставьте цель и задачи на урок. Что нужно знать о деепричастиях, чтобы их находить в предложениях?
1. уметь определять грамматическое значение,
2. знать вопросы,
3. морфологические признаки,
4. способ образования,
5. роль в предложении)

— Это и будет нашей задачей на уроке.

В слове Деепричастие вам знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Если идти по проторенному пути, обращаемся к справочнику. А это значит: если мы хотим узнать о происхождении деепричастия, нужно разобрать его по составу — и сразу поймём, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую. Оно образовано путем соединения частицы ДЕЕ (от делать) со словом причастие. Таким образом, деепричастие «причастно» к действию.

До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Вот её место и заняли деепричастия. Вспомним, что краткая форма образуется только от страдательных причастий.

Читают отрывок, вспоминают название произведения и автора


Отвечают на вопросы учителя


Формулируют тему, записывают число, вид работы и тему урока

Ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок

Регулятивные:

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

3) Актуализация знаний

Познакомимся с деепричастием, проведя аналогии с причастием.

— Нашей путеводной картой будет таблица (раздаточный материал, третья графа пустая), заполняя которую, мы создадим план-конспект о деепричастии, параллельно повторив причастие.

Причастие

Вопрос

Деепричастие

— особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и признаки прилагательного (род, число, падеж).

1.Что такое? (определение)

-особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола (вид, возвратность) и наречия (неизменяемость).

-признак предмета по действию

2. Что обозначает? (грамматическое значение)

— добавочное действие

-какой?
— что делающий?
— что сделавший?

3. На какие вопросы отвечает?

— что делая?
— что сделав?

-глагол (время, вид, возвратность), прилагательное (род, число, падеж)

4. От какой части речи образуется?

— глагол (вид, возвратность), наречие (неизменяемость)

-ущ (-ющ)
-ащ (-ящ)
-ем (-ом), -им
-вш, -ш
-енн, -нн, -т

5. Какие имеет суффиксы?

-а (-я)

-вши, -ши
-учи (-ючи)

-по родам, числам, падежам

6. Как изменяется?

-не изменяется

-определение, сказуемое (краткая форма)

7. Каким членом предложения может быть? (синтаксическая роль)

— обстоятельство

— художественное определение;
— украшает имя и “придает красоту образу”

8. Какова роль как средства выразительности?

— украшает глагол, дополняет его другими действиями;
— “создает живописную картину действия”

Слушают учителя

4)Усвоение новых знаний

1. Первая строка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению.

2. Грамматическое значение

— Деепричастие раскачивая. Можно определить грамматическое значение этого слова?

А теперь найдите его в первом предложении текста А.Грина.
Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор

— Для того, чтобы понять, что обозначает в предложении деепричастие раскачивая нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?

— Найдем глагол-сказуемое. Что оно обозначает?

Давайте потренируемся в нахождении деепричастий.

Задание (раздаточный материал стр.№2): определите в предложениях, где главное, а где добавочное действие. Главное действие подчеркните как сказуемое и задайте от него вопрос.

Блестя на солнце, снег лежит.
Передав записку, он отошел в сторону.
Девочки вышли, танцуя вальс.
Улыбаясь, Павел подошел к друзьям.

Проведем эксперимент: уберем все, кроме деепричастий.

Понятно ли, что обозначают эти слова вне предложения? Почему нам не понятно? Чего не хватает?

Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит, деепричастие – это форма глагола.

Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (прикрепляется лист «обозначает добавочное действие»)

3. Вопросы

Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.

— На какие вопросы отвечают деепричастия блестя, передав, танцуя, улыбаясь?

— У каких частей речи похожие вопросы?

— Итак, запишем два основных вопроса деепричастий (что делая? что сделав?)

4. Как образуются

Следующий шаг – нужно узнать, как образуются деепричастия.

— Снова найдите деепричастия в предложениях и определите, от каких слов они образовались?

— С помощью чего? Выделите эти суффиксы.

— Какая форма глагола тоже образуется от глагола? (причастие)

Блестя — от блестеть (-я-)

Передав – от передать (-в-)
Танцуя – от танцевать (- я-)
Улыбаясь — улыбаться (-я-)


— Что мы узнали о деепричастии?

Прикрепляется листок «образуются от глаголов».

-Задав вопросы, мы узнали, что деепричастие, обладает признаками двух частей речи (глагола и наречия). Давайте выясним глагольные признаки. Определим вид и возвратность.

Блестя — несов. вид
Передав – сов. вид.
Танцуя – несов. вид.
Улыбаясь – несов. вид

— Какой вывод сделаем? (могут быть сов. вида и несов.)

— Вспомните, как определить возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (суффиксы –ся, -сь). Какое деепричастие является возвратным? (улыбаясь)

— Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие? (вид и возвратность).

— А время можно определить у деепричастия? НЕТ!

5. Суффиксы

— Что еще мы узнали о деепричастии? (суффиксы)
— Давайте запишем их в таблицу
-а (-я)

-вши, -ши
-учи (-ючи)

Слушают учителя

Заполняют вторую строчку таблицы

Отвечают на вопросы учителя, выясняют непонятное, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников.

Называют вопросы, которые подобрали для деепричастий.

Работа идет совместно с учителем


Заполняют четвертую строчку таблицы

Записывают в таблицу морфологические признаки (вид, возвратность)

Дополняют четвертую строчку

Заполняют пятую строчку таблицы

Познавательные:

умение структурировать знания,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Познавательные:

Приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Физкультминутка

Просит показать (показывает сам)

Мы немножко отвлечемся — физкультминуткою займемся.
Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем.
В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем.
Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.
Дружно вместе приседаем, это так мы отдыхаем.

Выполняют за одноклассником (учителем)

Личностные – забота о здоровье

4) Усвоение новых знаний.

6. Как изменяется?

— Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий (работа в парах)

— Разберите получившиеся деепричастия по составу. Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия.

— Какой морфемы нет ни в одном деепричастии?

— Почему? С чем это связано?

— Какой еще важный признак мы обнаружили?

— С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? Скажите коротка, какой признак наречия мы выявили? (неизменяемость).
Прикрепляем лист на доску)

7. Синтаксическая роль

Чтобы определить синтаксическую роль деепричастия, обратимся к строчке из стихотворения Ф.И. Тютчева.

Волны несутся, гремя и сверкая

Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола–сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством)

— Делаем вывод о роли деепричастий в предложении: может быть только обстоятельством. (прикрепляем лист на доску и запись в таблицу «в предложении является обстоятельством»)

8. Роль деепричастий в речи

Как вы думаете, в текстах какого стиля чаще используются деепричастия? (художественный)

— Нужны ли деепричастия? На этот вопрос красноречиво ответил своим необычным стихотворением английский поэт Роберт Саути «Подорский водопад» (стр. №4).

  • Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Взвиваясь, вертясь, грохоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,
    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
    Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
    Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
    Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- 
    Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.


— Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия!)
— Какую же роль играют деепричастия?

(Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь точной, яркой. Предложения с деепричастиями более выразительны, живописны.

Также деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость народной речи).

Запишем вывод в таблицу: деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность.

Выполняют задание и проверяют себя.

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют шестую строчку таблицы

Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задание

Регулятивные:

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

— Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что мы узнали о деепричастии? (Попросить прочитать признаки деепричастия из третьего столбика таблицы).

— Мы увидели, что деепричастие тесно связано с глаголом, потому что оно является особой формой глагола.

— Давайте заполним первую строчку таблицы. Что такое деепричастие?

ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ИМЕЕТ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛЫ (ВИД, ВОЗВРАТНОСТЬ) И НАРЕЧИЯ (НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ)..

— Используя заполненную таблицу, составьте «паспорт» деепричастия (стр. №5).

В предложении Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом слово ____________ является деепричастием, так как оно обозначает _________________, относится в предложении к глаголу ___________________, отвечает на вопрос ____________, образовано от глагола _________________ при помощи суффикса _________, имеет __________________ вид, является в предложении _________________________.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.


Систематизируют материалы наблюдений, выполняют задание

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выучить материал таблицы, упр. №500 (1, 2).

Дополнительное творческое задание:

Найти в тексте А.Грина «Алые паруса» 5 предложений с деепричастиями. Выписать, обозначая все морфемы.

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы

суффиксов | Словарь | EnglishClub

Суффикс представляет собой группу букв, помещенных в конце слова, чтобы образовать новое слово. Суффикс может образовать новое слово одним из двух способов:

  1. флективный (грамматический): например, изменение единственного числа на множественное (dog → dog s ) или изменение настоящего времени на прошедшее (walk → walk ed ). При этом основное значение слова не меняется.
  2. производное (новое слово имеет новое значение, «производное» от исходного слова): например, учить → учить er или заботиться → заботиться ful
Суффикс ставится в конце слова.Префикс идет в начале.

Словоизменительные суффиксы

Инфлективные суффиксы не изменяют значения исходного слова . Таким образом, в «Каждый день я хожу в школу» и «Вчера я шел в школу» слова ходить и ходить имеют одинаковое основное значение. В выражениях «У меня одна машина» и «У меня две машины» основное значение слов машина и машина совершенно одинаково. В этих случаях суффикс добавляется просто для грамматической «правильности».Посмотрите на эти примеры:

    пример
суффикс грамматическое изменение оригинальное слово суффикс слова
во множественном числе собака собака с
-en множественное число (неправильное) бык бык и
3-е лицо единственного числа настоящее время как ему нравится с
-ред прошедшее время
причастие прошедшего времени
работа он работает ed
у него есть работа ed
-en причастие прошедшего времени (неправильное) есть он съел en
-инг непрерывный/прогрессивный спать он спит инг
-er сравнительный большой большой эр
-эст превосходная степень большой самый большой лучший

Производные суффиксы

С деривационными суффиксами новое слово имеет новое значение и обычно является другой частью речи .Но новый смысл связан со старым смыслом — он «выведен» из старого смысла.

Мы можем добавить более одного суффикса, как в этом примере:

деривация (глагол) + ation деривация (существительное) + al производная (прилагательное)

Существует несколько сотен производных суффиксов. Вот некоторые из наиболее распространенных:

суффикс изготовление пример
исходное слово
пример
суффикс слова
-ация существительные изучить
колебаться
исследование
сомнения
-сион убедить
разделить
убеждение сион
деление сион
-er учить учить er
-циан музыка музыка циан
-эсс год годд эсс
-несс грустный грусть ness
-аль прибыть прибытие ал
-ый дикция словарь ары
-ment лечить угощение мент
ревнивый
победитель
ревнивый г
победитель г
-аль прилагательных авария авария ал
-ый представить воображаемый ары
— способный налог налог способный
-лы брат брат ли
легкость шт г
-полный печаль
забыть
печаль полный
забыть полный
-лы наречий полезно помощь полностью
-из глаголов террор
частный
террор ize
приват ize
-ат дефис дефис ели

Обратите внимание, что суффикс -er может преобразовать почти любой глагол в лицо или предмет, выполняющий действие глагола.Например: учитель er — это человек, который учит, любящий er любит, убийца er убивает, наблюдатель er наблюдает, прогулка er ходит, бегун er бежит; a sprinkl er это вещь, которая окропляет, copi er копий, shredd er клочков.

Викторина по суффиксам

Знакомство с наиболее часто используемыми суффиксами

Некоторые суффиксы настолько часто используются в английском языке, что вы можете даже не думать о них — не говоря уже о том, чтобы узнавать их — как суффиксы.К ним относятся -d/-ed, , которые используются для обозначения времени глагола, и -s/-es, , которые используются для обозначения числа. Другие суффиксы легко идентифицировать, но вы видите их так часто, что они заслуживают упоминания сразу же.

Выбор фаворитов: -ment, -ence/-ance, -able/-ible и -ion

Кто скажет, какие суффиксы самые важные? Конечно, некоторые люди поддерживают — ness, -ity, и -ful , и, конечно, — eat, -less, и -ly имеют своих поклонников.Тем не менее, есть веские причины особенно любить суффиксы — ment, -ence/-ance , -able/-ible, и -ion . Вы найдете эти суффиксы чрезвычайно полезными для расшифровки незнакомых слов. В таблице 1 показано, что означают эти суффиксы, и приведены примеры их использования.

Таблица 1: Суффиксы — ment, -ence/-ance , -able/-ible, и -ion

Суффикс

Значение

Пример

Часть речи

Определение

мент

действие, процесс или действие определенного вида

поощрение (en- kur -ij-ment)

сущ.

акт поощрения; полезность

аргумент ( ахр -гёо-мент)

сущ.

акт спора или обсуждения; спор

вход/выход

качество или состояние; действие или процесс

конференция ( кон -фур-унс)

сущ.

встреча; процесс вручения

благоговение ( rev -er-ens)

сущ.

глубокое уважение, смешанное с благоговением; состояние почитания

просвет ( клеар -унс)

сущ.

дающий добро; экземпляр очистки

способный/способный

способный или достойный, пригодный для; стремящийся, причиняющий, даваемый или подлежащий

управляемый ( человек -ij-uh-bul)

прил.

передача на контроль; способный управляться

устойчивый (suh- stayn -uh-bul)

прил.

терпимо; в состоянии быть устойчивым

милый ( любимый -а-буль)

прил.

достойный любви

миролюбивый ( пи -сух-бул)

прил.

спокойный; дана миру

коллекционный (кух- лек -тух-бул)

прил./существительное

желательно; достойный коллекционирования

принудительный ( для -сух-бул)

прил.

ядреный; отдается силе; совершено силой

ион

действие, результат действия или состояние или состояние

омовение (ab -loo -shun)

сущ.

акт стирки

подтверждение (после- май -избегание)

сущ.

акт согласования

восстание (рих- бел -юхн)

сущ.

акт сопротивления

созыв (кон-вох- кей -шун)

сущ.

акт о слиянии

Разница между суффиксом -able/-ible и другими суффиксами в таблице заключается в том, что -able/-ible создает прилагательные.Остальные суффиксы образуют существительные. Другой суффикс, образующий существительные, это -возраст, , что означает «место» ( детский дом, место для сирот), «акт» ( поломка, акт взлома) и «плата за» ( почтовых расходов, почтовых сборов).

Отображение действий: -ate, -en, -ite и -ize

Суффиксы — ели, -en, -ite, и -ize означают «делать или делать». Примеры слов, использующих эти суффиксы, включают отчуждать, освобождать , ослаблять, увлажнять , объединять, зажигать , визуализировать, и дезинфицировать .Как вы могли заметить, каждое из этих слов является глаголом (словом, которое передает действие).

Как и любой другой элемент слова в английском языке, суффиксы имеют несколько значений и могут изменить определение слова. Например, суффикс -ite, , когда он означает «делать» или «делать», образует глаголы. Однако -ite также может означать «тот, кто». В этом случае суффикс образует существительное (светская львица, например). Всегда проверяйте слово в контексте, а если вы не уверены, обратитесь к словарю.

Изменение времени: -d/-ed и -ing

Суффиксы могут изменить время слова (или время). Например, добавление суффикса -d или -ed к концу глагола изменяет его настоящее время на прошедшее. Добавление суффикса -ing изменяет глагол в настоящем времени на причастие настоящего времени или герундий. В таблице 2 показаны формы прошедшего времени, причастия настоящего времени и формы герундия нескольких глаголов.

Таблица 2: Суффиксы и времена глаголов

Ворд

Прошедшее время

Причастие настоящего времени/герундий

под напряжением

жил

жилой

закрепить

закрепленный

крепление

запуск

пробежал

рабочий

пешком

пешком

пешком

Обратите внимание, что прошедшее время слова «бежать» не образуется с помощью -d или -ed. Многие глаголы, такие как am/was, buy/bought, и sell/sold, , образуют неправильные формы прошедшего времени. Однако суффикс -ing работает для всех глаголов.

Время — это форма глагола, обозначающая время, действие или состояние бытия. Глаголы — единственные слова в английском языке, которые могут показывать время. Английские глаголы имеют шесть времен: настоящее (гулять), прошедшее (гулять), будущее (будет ходить), настоящее совершенное (гуляли), прошедшее совершенное (хад ходил), будущее совершенное (будет ходить).Добавление суффикса к слову для изменения его времени называется спряжением глагола. Для четырех из шести времен вы также добавляете «вспомогательный глагол», такой как have или will .

Добавление сумм: -s, -es и др.

Сколько у вас есть определенной вещи? Один? Больше одного? Чтобы указать число, вы используете суффиксы. В частности, вы используете следующие суффиксы: -s и -es. Присоединяя эти суффиксы к существительному в единственном числе ( дом, дерево, лодка, и ящик, например, ), вы образуете существительное во множественном числе ( дома, деревья, лодки, и ящики ).

Конечно, не все формы множественного числа в английском языке образуются простым добавлением -s или -es. Иногда окончание слова изменяется другими способами. Ребенок, например , становится детьми. Бык становится быком. И затем у вас есть всегда популярные латинские слова, которые сохраняют свои латинские формы множественного числа: Radius становится radii ( ray -dee-eye), а alumna (uh- lum -nuh) становится alumnae (э-э- люм -нее).

Суффиксы могут показывать количество или число — то, что может пригодиться в вашем ежедневном разговоре и письме, когда вы хотите объяснить, сколько или сколько.

Не забывайте об суффиксах, образующих прилагательные, выражающие количество в более тонкой форме: -ful, -ose/-ous, и — y — все они означают «полный».

  • -y производит рискованный (полный опасностей) и хитрый (полный хитрых уловок).
  • -ful дает вам здоровых (полных физического благополучия) и веселых (полных радости).
  • -ose/-ous приводит к угрюмому (полному печали) и опасному (полному опасности).

10.4: §71. Суффикс основы совершенного причастия -IO как абстрактное существительное

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
Без заголовков

Из всех способов создания абстрактных существительных из латинских глаголов подавляющим фаворитом было добавление суффикса -io к основе причастия совершенного вида (или, реже, к основе инфинитива настоящего времени).Например, из dicere , dictus («говорить») латинское могло образовать абстрактное существительное dict-io , dict-ionis , что означало «речь» (или «акт речи», « процесс речи» и др.). Обратите внимание, что это совершенно правильное существительное 3-го склонения, основанием которого является diction-. Вот объяснение всех тех производных -ion , которые мы заметили в предыдущей главе. Исторически сложилось так, что английские формы в -ion можно проследить через старофранцузский до средневековых винительных форм, таких как dictionem , которые преобладали в вульгарной латыни в то время, когда формы именительного падежа почти исчезли.Однако для практических целей мы можем приравнять английское написание -ion к БАЗОВОЙ форме латинских существительных в -io , -ionis. Это верный исторический подход, потому что большинство форм -ion пришли в современный английский язык после эпохи Возрождения, взятые непосредственно из латинских существительных по аналогии с более старыми производными -ion . Новые примеры придумываются и сегодня.

Для изучающего английскую лексику это обстоятельство — не что иное, как находка.Хотя вы, возможно, никогда не задумывались, сколько -ion существительных в нашем языке, вы можете быть уверены, что их достаточно, чтобы считать часами. Почти без исключения ( ex-cept-io ) они будут иметь латинское происхождение ( de-rivat-io ), и это знание должно быть поводом для большого удовлетворения ( satis-fact-io ) — возможно, даже быть поводом ( oc-cas-io ) для ликования ( ex-sultat-io ). Немногие аспекты английской этимологии могут быть более надежными: практически каждое -ion существительное, которое вы встретите, теперь может отправить вас на поиски латинского причастия совершенного вида, значение которого почти гарантированно раскроет семантические секреты этого английского существительного. .

Если вы хотите проверить это утверждение ( ad-sert-io ), вы можете сделать еще один краткий обзор латинских глаголов в таблицах 9.1, 9.2, 9.3 и 9.4, применив тест -ion к совершенному виду. причастия. Сейчас вы откроете для себя ряд латинских абстрактных существительных 3-го склонения в -io , -ionis , вероятно, самую большую отдельную категорию латинских производных в английском языке.


Как определить суффикс причастия

При разборе причастия в морфемах следует иметь в виду, что его суффиксы служат для образования новых форм слова.Поэтому они не входят в основу слова. Рассмотрим, какие суффиксы есть у причастия и как их определить в зависимости от образования слова.

Как определить суффикс причастия

Инструкции

Шаг 1

Определите, от какого глагола образовано причастие. Укажите его тип и переход. Например, immersed — погружать (глагол совершенного вида, переходный), immersed — погружать (глагол несовершенного вида, переходный), дыхания — дышать (глагол несовершенного вида, непереходный).

Шаг 2

Определить деепричастное причастие Действительные причастия называют признак предмета (или лица) по совершаемому им действию. Страдательные причастия называют признак предмета действием другого предмета (или лица). Действительный залог настоящего причастия образован переходными и непереходными глаголами, имеющими несовершенную форму. Такое причастие имеет суффиксы -УЩ- (-ЮЩ-), -АЩ- (-ЯЩ-). Например, суетиться — надоедать (глагол несовершенного вида, непереходный), что означает действительное причастие настоящего времени и имеет суффикс -УЩ-.Действительное причастие причастия прошедшего времени образуется от переходных и непереходных глаголов обоих типов. Имеет суффиксы -ВШ-, -Ш-. Например, dozing — дремать (глагол несовершенного вида, непереходный), что означает действительное причастие прошедшего времени и имеет суффикс -ВШ-. Страдательный залог настоящего причастия образуется только от переходных глаголов, имеющих несовершенную форму. Это причастие имеет суффиксы -ОМ- (-ЕМ-), -ИМ-. Например, readable — читать (глагол несовершенного вида, переходный), READED — пассивное причастие настоящего времени, имеет суффикс -EM-.Пассивная форма причастия прошедшего времени образуется только от переходных глаголов несовершенного вида и переходных глаголов совершенного вида. Это причастие имеет суффиксы -ЕНН-, -НН-, -Т-. Например, read — читать (переходный глагол), READ — пассивное причастие прошедшего времени с суффиксом -НН-.

Шаг 3

Причастия могут содержать более одного суффикса В страдательных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -НН- выделяется еще один суффикс при сохранении инфинитива гласного -А- или -Я-, в остальных случаях пишется -Е- (выкачать (выкатить) бочку, выкачать (выкачать)) воду).Суффиксы глагола выделены (для тех, кто слушает — вздрогнуть, подмигнуть).

Структура уровня 5 ИКАО: Причастие прилагательных

Причастие настоящего времени и причастие прошедшего времени в качестве прилагательных

Многие английские слова происходят из одного семейства; это помогает учащимся с точки зрения словообразования, поскольку изучение групп слов эффективно, потому что оно усваивается с большей легкостью и эффективностью. С другой стороны, некоторые похожие английские слова могут вызвать некоторые проблемы, если они используются взаимозаменяемо и их значение отличается от понимания нашего собеседника.Одним из наиболее распространенных источников лингвистической двусмысленности являются глагольные прилагательные, такие как «stunn ed » vs. «stunn ing » или «interest ed » vs. «interest ing ». Позвольте мне объяснить вам разницу между этими тонкими, но значимыми суффиксами.

Причастие настоящего времени (суффикс «-ing»)

Причастия настоящего времени образуются от глаголов. Причастие настоящего времени может использоваться либо как прилагательное, либо как основа для создания структуры глагола.Вот самое простое различие:

Глагол: заинтересовать

Причастие настоящего времени: интересно

Причастие настоящего времени, используемое как прилагательное: интересный фильм.

Причастие настоящего времени используется для образования времени глагола: Этот фильм был интересным . (Здесь используется пассивный залог, поэтому «интересный» больше не является прилагательным.)

Причастия настоящего времени во фразах с причастиями

Одним из наиболее распространенных случаев использования причастия настоящего времени является использование его в качестве причастного оборота.

– Мальчики проводили время вместе строя замки из песка.

— Она работает в быстрорастущей компании .

— Нервничая за рулем домой, она стала причиной автокатастрофы.

Оказывая на сильное давление и сроки, он решил бросить свою хорошо оплачиваемую работу.

Причастие прошедшего времени (суффикс -ed)

Причастие прошедшего времени обычно оканчивается на -ed, -t, -d, -n или -en.

Глагол: break

Причастие прошедшего времени: разбитое окно

Причастие прошедшего времени в качестве прилагательного: выглаженная рубашка

Причастие прошедшего времени во фразах с причастием использовать его как причастие фразы.

– Она поражена широким спектром возможностей, которые предлагает ее новый смартфон.

– Ее кухня всегда убрана в субботу утром.

Уставший и сломленный , он не сдался и успел прибыть на станцию ​​вовремя.

Резюме

Как видите, выбор суффикса в глаголе действительно имеет значение. Он изменяет слово и его коннотации. Дайте мне знать, если мое объяснение выше ясно представляет разницу между суффиксами «-ing» и «-ed». Я здесь, чтобы помочь вам!

Суффикс | Что такое суффиксы?

Наша история

Поиск на нашем сайте

Что такое суффиксы? (с примерами)

Суффикс — это буква или группа букв, добавляемые в конце слова для изменения его значения или для обеспечения грамматического соответствия предложению.

Суффиксы (добавляемые в конце слов) контрастируют с префиксами (добавляемыми в начале). Суффиксы и префиксы известны как аффиксы.

Простые примеры суффиксов

Часто суффикс, изменяющий значение слова, переводит его из одной части речи в другую (например, из существительного в прилагательное).
  • радостный
  • (Это пример суффикса, который меняет значение слова. Он превратил существительное радость в прилагательное.)
  • нежность
  • (Здесь суффикс превратил прилагательное тендер в существительное.)
  • Она управляет отелем.
  • (Это пример суффикса, который гарантирует, что слово грамматически вписывается в предложение. Здесь он делает глагол подходящим, потому что «Она управляет отелем» было бы неправильным.)

Готовы к тесту?

Реальные примеры суффиксов

Четыре наиболее распространенных суффикса: — ed , — ing , — ly и — s . (На их долю приходится более 95% слов с суффиксами.) Вот они в некоторых коротких цитатах.
  • Если бы Бог хотел, чтобы мы наклонились, он бы положил на пол бриллианты. (комик Джоан Риверс)
  • Если бы я мог читать во время вождения, принятия душа, общения или сна, я бы это сделал. (американский писатель Элизабет Гилберт)
  • Мудрый человек принимает решения медленно, но соблюдает их. (Теннисист Артур Эш)
  • Пороки часто являются привычками, а не страстями. (французский писатель Антуан Ривароль)

Список общих суффиксов

Вот список общих суффиксов с некоторыми примерами:
    6 90 067 -ing 3 3 TY
    Suffix Значение Пример
    —able может быть сделано комфортабельный, проходит
    -AL, -AL Наличие характеристик Personal
    -D -DED Dance
    -E
    -E Golden, деревянные
    — ER Сравнительные TIDIER, NICER
    -ER, -OR Один Кто Актер, рассказчик, Работник
    -ST SUPLATIVE NICEST, Величайшие
    -Материал полный или полный чашка, осторожный
    -ic имеющий характеристики лингвистический, саркастический
    форма глагола (причастие настоящего времени и герундий) танец, пение
    -ion, -tion, -ation, ition действие или процесс притяжение, истощение
    Состояние смирение, бесконечность
    -ive, -ative, iTive прилагательная форма существительного дорогой, жалобный
    без « без TOPESTS, бесстрашный
    -LY Adverb Ending Красиво, быстро
    -Maintment Действие или процесс Наслаждение, вложение
    Состояние Государство, Детство
    -ous, -ous, -ious обладающий качествами ошибочный, радостный
    -s, -es множественное число таблицы, лиса es
    -y характеризуется толстый, счастливый, нервный

    Почему меня должны волновать суффиксы?

    Изучение суффиксов — хороший способ расширить словарный запас.Например, если вы знаете корневое слово pay , тогда payable , payee , payer , pay и pay все становятся «бесплатными». Это особенно полезно, если вы изучаете английский язык.

    С точки зрения улучшения вашего письма, самый полезный суффикс — ing . Суффикс — ing используется для образования причастий настоящего времени и герундия, которые обычно используются для создания более коротких и плавных текстов. Проще говоря, использование причастия настоящего времени позволит вам передать две мысли одновременно, а использование герундия может сократить количество слов.(Поскольку они оба заканчиваются на и , причастия настоящего времени и герундий выглядят одинаково, но причастия настоящего времени обычно являются прилагательными (например, мне нужно пекарский порошок ), а герундий — существительными (например, мне нравится печь тортов).

    Итак, имея в виду причастия настоящего времени и герундии, есть две причины заботиться о суффиксах: Третья причина заботиться о суффиксах связана с улучшением словарного запаса и орфографии.

    (Причина 1) Используйте причастия настоящего времени, чтобы сказать две (или более) вещи одновременно.

    • Полагая, что его заметили, Джек поднял руки, обнажая пояс со взрывчаткой.
    • (В этом предложении Джек сделал три вещи (поверил, поднял и разоблачил). Использование причастий настоящего времени для обозначения двух других действий наряду с подняло не только эффективно с точки зрения количества слов, но и подчеркивает одновременность действий.)
    • Криво усмехнувшись, он нахально подмигнул.
    • (Здесь у нас есть два одновременных действия: улыбка и мигание.)
    • Зная деревья, я понимаю значение терпения. Зная траву, я умею ценить настойчивость. (американский автор Хэл Борланд)
    • (Здесь у нас есть два одновременных действия в каждом предложении: знание при понимании и знание при оценке.)

    (Причина 2) Используйте герундий для создания более кратких текстов.

    • Знание других — это мудрость. Познание себя — это просветление. (китайский философ Лао-цзы)
    • (Здесь герундий , зная , является более кратким способом сказать , чтобы знать или знать .)
    • Он хочет обсудить разработку плана.
    • ( Разработка плана — это более лаконичный способ сказать разработка плана . Наш герундий ( разработка ) экономит нам два слова, и текст звучит лучше.)

    (Причина 3) Улучшите правописание и словарный запас.

    У суффиксов есть и другие преимущества. В статье об аффиксах мы говорим о том, как вы можете использовать свое понимание префиксов и суффиксов, чтобы:
    • Улучшите свое правописание, разбив слово на префиксы и суффиксы и работая с частями по одной (например,г., невыполнение ).
    • Расшифровать значение слова (например, похититель , похищенные ).

    Ключевая точка

    • Добавление — к , которое образует причастие настоящего времени или герундий, может помочь в эффективном выражении идей.
    Или, говоря по-другому
    • Добавление — ing , образующее причастие настоящего времени или герундий, может помочь в эффективном выражении идей.

    Следующий урок >

    Что такое морфемы? | SEA

    Определение

    «Морфема» — это короткий сегмент языка, отвечающий трем основным критериям:

    1. Это слово или часть слова, имеющая значение.

    2. Его нельзя разделить на более мелкие осмысленные сегменты, не изменив его значения или не оставив бессмысленного остатка.

    3. Имеет относительно одинаковое устойчивое значение в разных глагольных средах.

    Свободные и связанные морфемы

    Существует два типа морфем, свободных от морфем, и связанных морфем. «Свободные морфемы» могут стоять отдельно с определенным значением, например, есть , дата , слабая . «Связанные морфемы» не могут стоять в одиночестве со значением. Морфемы состоят из двух отдельных классов, называемых (а) основаниями (или корнями) и (б) аффиксами.

    «Основа» или «корень» — это морфема в слове, придающая слову основное значение.Примером морфемы «свободная основа» является женщина в слове женщина . Примером морфемы «связанная база» является -sent в слове dissent .

    Аффиксы

    «Аффикс» — это связанная морфема, которая встречается до или после основы. Аффикс, стоящий перед основой, называется префиксом. Некоторые примеры префиксов: анте-, анте-, un- и дис-, как в следующих словах:

    ante date
    pre исторический
    un здоровый
    dis отношение

    Аффикс, идущий после основы, называется «суффиксом».Некоторые примеры суффиксов: -ly , -er , -ism и -ness , как в следующих словах:

    happ ily
    сад er
    капитал ism
    вид ness

    Производные аффиксы

    Аффикс может быть производным или флективным. «Производные аффиксы» служат для изменения значения слова путем построения на базе. В приведенных выше примерах слов с префиксами и суффиксами добавление префикса un- к здоровый изменяет значение здоровый .Полученное слово означает «нездоровый». Добавление суффикса -er к сад меняет значение слова сад , места, где растут растения, цветы и т. д., на слово, обозначающее «человека, который ухаживает за садом». Следует отметить, что все префиксы в английском языке являются словообразовательными. Однако суффиксы могут быть как производными, так и флективными.

    Флективные аффиксы

    В английском языке имеется большое количество производных аффиксов.Напротив, в английском языке всего восемь «флективных аффиксов», и это все суффикса . В английском языке есть следующие флективные суффиксы, которые выполняют различные грамматические функции при добавлении к определенным типам слов. Эти грамматические функции показаны справа от каждого суффикса.

    -s     существительное во множественном числе
    -‘s     существительное притяжательное
    -s     глагол настоящего времени третье лицо единственного числа
    -ing     глагол настоящее причастие/герундий
    -ed     глагол простое прошедшее время
    -en       глагол причастие прошедшего совершенного вида
    -er      106 сравнительное -est прилагательное в превосходной степени

    .

0 comments on “Деепричастные суффиксы: Суффиксы деепричастий в таблице

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.