Гласные в суффиксах после шипящих: Страница не найдена

Правописание гласных после шипящих и Ц

Какие гласные пишутся после шипящих и Ц?

Правила и примеры правописания гласных после шипящих и Ц

 

Гласные после шипящих
  1. После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся буквы и, а, у (не пишутся ы, я, ю):
    жи – ши: жирный, вожжи, шить, мыши;
    чу – щу: чудо, лечу, щуплый, свищу.
    Исключения: брошюра, жюри, парашют.
  2. Если в корне после шипящего слышится под ударением о, то пишется ё (чередующаяся с е в безударном положении): шёпот, чёрный, чёрт.
    Исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон, шомпол, трущоба, чопорный, обжора, шорты.
  3. После шипящих (и ц) в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется буква
    о
    , без ударения – буква е: шапчóнка, большóй, хорошó, орéшек, сúтцевый.
  4. В глаголах и причастиях после шипящих под ударением слышится о, а пишется ё: жжёт, толчёшь, бережёт, окружённый.
Гласные после ц
  1. В корнях, суффиксах и окончаниях после ц в безударном положении пишется е (под ударением е или о): цена, ситцевый, пальцем, концом.
  2. В корнях после ц и словах на -ция пишется и (а не ы): цифра, бацилла, цирк, цилиндр, лекция.
    Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках и производные от них.
  3. В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы: улицы, бледнолицый, сестрицын.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг: ( 1 Рейтинг )

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы.

·                   Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о?

·                   Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется е?

·                   От чего зависит написание о и е после шипящих в суффиксах существительных.

За время своего знакомства с курсом русского языка мы не раз встречались с шипящими. И успели запомнить, что они доставляют нам немало неприятностей!

Проблема в том, что буквы ж, ш, ч, щ обозначают всегда твёрдые звуки или всегда мягкие.

Поэтому некоторые гласные после них читаются одинаково. Вот, например, буквы о и ё после шипящих не различаются по звучанию.

Поэтому непонятно, что нужно писать в таких словах:

девч…нка, реч…нька, творож…к, горош…к.

О? Ё? Может, что-то другое?

Посмотрим на эти слова. Когда-то мы уже говорили о правописании о и ё после шипящих.

Например, жёлтый мы писали через ё, а жонглёр – через о, потому что в корне существительных после шипящих ё пишется под ударением.

Так может быть, нам стоит применить то же самое правило?

Но ведь корень – это не суффикс!

В суффиксах дела обстоят с точностью до наоборот.

В корне под ударением находилась буква ё, а вот в суффиксе под ударением стремится постоять буква о.

Вот только буква ё без ударения стоять не собирается. Поэтому она в суффиксах вообще не желает появляться. Вместо этого без ударения в суффиксах мы пишем букву е.

Рассмотрим это правило подробнее.

В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется о.

Например: мальчонка, ручонка, бережок, порошок, волчонок. Во всех этих словах гласная в суффиксе находится под ударением, поэтому мы пишем после шипящей о.

Без ударения в суффиксах существительных после шипящих пишется е. Например, дороженька, ноженьки, кусочек, орешек, Алёшенька и так далее. Во всех словах ударение падает не на суффикс. Поэтому после шипящих мы пишем е.

И значит, мы будем рассуждать так.

Девчонка. Под ударением напишем о.

Реченька. Без ударения напишем е.

Творожок. Под ударением в суффиксе напишем о.

Горошек. Без ударения в суффиксе напишем е.

Но неужели всё так просто, и в нашем правиле нет хотя бы какого-нибудь маленького, пустячного исключения?

Конечно, есть. Кое о чём нам нужно помнить.

Рассмотрим два маленьких стишка для походов:

Откуда же эти буквы ё в словах, ведь мы сказали, что ё в суффиксах после шипящих вообще не появляется?

Буква ё всё-таки появляется. Но только в суффиксе существительных, которые образовались от глаголов.

Тушёнка – тушить, ночёвка – ночёвать. В таких словах ударение падает на суффикс, но под ударением всё равно пишется ё. Потому что и в глаголах после шипящих всегда пишется ё.

Копчёность. Обречённость. Размежёвка.

Таких слов не так много, и их несложно запомнить.

А ещё ни в коем случае нельзя путать суффикс с корнем!

В словах пшёнка и бечёвка, а ещё дешёвка, печёнка и так далее потому и пишется ё, что оно стоит под ударением в корне, а не в суффиксе!

Корневое ё после шипящих легко проверить, потому что при изменении слова на его месте часто появляется е.

Например, пшёнка – пшено

.

Буква ё пишется также и в заимствованном суффиксе -ёр. В таких словах, как дирижёр, стажёр, ухажёр, массажёр, тренажёр и так далее. Суффикс -ёр является исключением из правил. Правда, слов с ним тоже не так много, и они встречаются нечасто.

А теперь немного дополнительной информации. Мы уже сказали о том, что в суффиксах после шипящих под ударением пишется о.

Но это правило распространяется не только на существительные!

Камышовый. В суффиксе прилагательного после шипящего под ударением напишем о.

Свинцовый. В суффиксе прилагательного под ударением напишем о.

Хорошо. В суффиксе наречия под ударением напишем о после шипящего.

Горячо. В суффиксе наречия под ударением напишем о.

Более того – в окончаниях после шипящих под ударением тоже пишется о. Причём, и у существительных, и у прилагательных. Например,

этажом, карандашом, свечой, небольшой и так далее. Во всех этих словах в окончаниях пишется о, потому что оно стоит под ударением.

Не под ударением в окончаниях и суффиксах пишется после шипящих е. В существительном чашечка мы напишем е в суффиксе, потому что оно не под ударением.

В существительном сторожем мы напишем е в окончании, потому что оно не под ударением.

Грушевый – прилагательное, но в суффиксе после шипящего мы пишем е, потому что оно не под ударением.

Старшей – в окончании прилагательного без ударения мы тоже напишем е.

Блестяще – и в суффиксе наречия без ударения мы тоже напишем е после шипящего.

Получается, что это правило – общее для существительных, прилагательных и наречий.

Что же нам требуется сегодня запомнить?

В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется о.

Не под ударением пишется е.

При этом в суффиксах существительных, образованных от глаголов, пишется ё (например, тушёнка).

В заимствованном суффиксе -ёр пишется ё. Например, дирижёр.

Правописание гласных о — е после шипящих в суффиксах существительных

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Цель: дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных ; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование : карточки, учебник для 6 класса( Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И. И. Кулибаба)

Ход урока : 1 Проверка Д) з упр.251 (повтор. Орф. 14, 18)

2. Актуализация.

1) Беседа

— Когда пишутся Ё –О после шипящих в корне слова?(орф.14) примеры

-Когда пишутся О — Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных?(орф.18)примеры

2) Орфографическая разминка.

— Как называется плод дуба?(жёлудь)

— Цвет одуванчика ?(жёлтый)

— предмет для чистки зубов?(щётка)

— профессиональный наездник на скачках?(жокей)

— водитель автомобиля?(шофёр)

— в саду слышен шум и …(шорох)

— все дети любят сладкий?(шоколад)

3) Индивидуальная работа по карточкам (о –е после шипящих в корне и окончаниях существительных и прилагательных)

Вариант №1

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.

3. Объяснение нового материала.

А) запись предложений под диктовку

Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

Жили – были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок.

— Сравните слова ГОРОШЕК, ПЕТУШОК, ГРЕБЕШОК.( сингл раунд робин) – уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз

— Чем они похожи и чем отличаются?( Корень каждого из этих слов оканчивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется Е, а в суффиксе слов петушок, гребешок – О)

— От чего зависит выбор гласных после шипящих ( от ударения)

— Какую цель мы ставим на уроке? Что вы должны знать?

— Что должны уметь? (научиться правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных)

Б) Работа с учебником. Прочитать орфограмму № 35 стр.106

4. Выработка умений и навыков.

А) Распределительный диктант(распределить слова с гласными о и е после шипящих в суффиксе существительных на 2 столбика) О – Е(выписываем только существительные)

Мягкий снежок, густой ельничек, клетчатая рубашонка , симпатичная собачонка, детский утюжок, теплый дождичек.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : (подумай – запиши –обсуди в команде- финк райт –раунд робин)

1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок (пчела)

2) Сеюсь как из сита, но не порош..к.заползаю в жито, но не червяч..к(дождь)

3) Красный колпач..к надет на суч..к (малина)

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках (берёзы)

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.(небо, звёзды)

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет( ветер, облака)

7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает( пчела)

Н А ДОСКЕ :

В) Задание по группам. Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс. Обсудить в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным(уч-ся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу 1 раз — сингл раунд робин )

1-2-3 группы:

Башмак – башмачок, друг – дружок, пятак – пятачок, сапог — сапожок

( суффикс придаёт уменьшительное значение)

4 – 5 группы :

Медведь – медвежонок, кукушка – кукушонок, галка – галчонок, лягушка – лягушонок.

( суффикс обозначает детёнышей животных)

6- 7 группы :

Одежда – одежонка, книга – книжонка, шапка – шапчонка, бумажка – бумажонка.

( суффикс придаёт пренебрежительное значение)

Итог урока

Д)Запись под диктовку. Работа в группах: обсуди и сделай вывод, когда в корне, суффиксе и окончании после шипящих пишется О — Е, Ё ( каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени – таймд раунд робин )

Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила.

Ш..рстка ч..рна соболя, очи ясна сокола.

Герасим толкнул дверь плеч..м и ввалился в дом со своей нош..й.

( В корне после шипящих под ударением пишется Ё. Слова – исключения : крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон)

( В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е)

( В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения – Е)

5. Домашнее задание. Упр.253; или записать, используя словосочетания, сочинение – миниатюру «В зимнем лесу».

Пушистый снеж..к, кусоч..к зимнего неба, храбрый зайч..нок, удивительная девч..нка, застывшая реч..нка, великолепный овраж..к, молодой сосняч..к.

3 — 2 — 1

3 Какие значения суффиксов вы узнали?

2 Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о — е?

1 От чего зависит правописание суффиксов существительных после шипящих? (от ударения)

Вариант №1

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Ш..фёр, капюш..н, ч..рный, встреч..й, чертеж..м, плеч..м, ш..в, ш..потом, ч..рточка, кож..й, плащ..м, улиц..й.

Вариант №2

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Крыж..вник, ш..рох, ж..рдочка, ч..рный, медрец..в, солнц..м, сто..рож..м, огурц..в, щ..тка, деш..вый, ключ..м, пч..лка.

Вариант №3

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Уч..ба, ш..рстка, ш..колад, ч..рточка, ж..нглёр, ш..рты, пш..нка, рощ..й, крыш..й, туч..й, румянц..м, свеч..й.

Вариант №4

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Овц..й, лапш..й, удач..й, бойц..м, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, щ..лкнуть, храбрец..м, тысяч..й, пальц..м, расч..ска.

Вариант №5

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Товарищ..м, душ..й, задач..й, ч..лка, отч..т, ш..лк, поч..т, передач..й, ж..кей, карандаш..м, рубеж..м, ш..ссе.

Вариант №6

Вставить пропущенные буквы О и Е после шипящих в корне и окончании существительных и прилагательных.

Щ..ки, расч..т, ш..тландец, ж..рдочка, оч..ртания, приш..л, уч..ный, гараж..м, этаж..м, ландыш..м, ерш..м, душ..м.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни: 1)Маленький – маленький мужич..к, а острый топорок .

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : 2)Сеюсь как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :

3) Красный колпач..к надет на суч..к .

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :

4) На полянке девч..нки в белых рубаш..нках, в зелёных полушалках .

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :

5) В синем меш..чке белых пуговок полно.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни :

6) По горной поляне невидимый пастуш..к белых барашков гоняет.

Б) задание по группам. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы о или е после шипящих в суффиксах существительных и объясни : 7)Маленькая собач..нка не лает, не бает, а больно кусает.

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : берегБережок. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Башмак, друг, пятак, сапог.

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу : волкволчонок. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Медведь, кукушка, галка, лягушка

Образовать однокоренные слова с гласными О и Е после шипящих в суффиксах существительных, выделить суффикс, по образцу собакасобачонка. Обсуди в группах: какое значение суффикс придаёт образованным существительным

Одежда, книга, шапка, бумажка.

Самоанализ урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок проведён в русском классе, шестиклассники отличаются любознательностью. Желанием учиться и познавать новое, но есть в классе учащиеся со слабо развитыми познавательными интересами и повышенной утомляемостью.( 4 чел.)

Цель : дать понятие о правописании гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; содействовать формированию умения писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных ; обосновывать выбор гласной О и Е после шипящих в суффиксах существительных; обобщить правописание О и Е после шипящих в корне, окончании, суффиксах существительных; воспитание интереса к русскому языку.

Тип данного урока: сообщение новых знаний

Этапы урока направлены на совершенствование знаний, умений и навыков, а также использование их в нестандартной ситуации.

По содержанию учебно — познавательной деятельности учащихся выбраны методы от репродуктивного до проблемно — поискового

На содержание работали приёмы и формы: индивидуальная , самостоятельная работа.

В ходе урока были использованы обучающие структуры:

Сингл раунд робин (учащиеся проговаривали ответы на данный вопрос по кругу 1 раз)

Финк райт –раунд робин (учащиеся обдумывали высказывание на вопрос, записывали и по очереди обсуждали свои ответы в команде)

Раунд тейбл (учащиеся по очереди выполняли письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

Таймд раунд робин ( каждый ученик проговаривал ответ в команде по кругу в течение определённого количества времени)

3 – 2 — 1

На данном уроке помимо предметных навыков формировала такие общепредметные навыки :

1. Учебно – организационные: (подвели итог урока)

2. Учебно – информационные : ( работа с учебником)

3. Учебно – интеллектуальные (перечислены выше)

4.Учебно – коммуникативные умения и навыки формировались за счёт устной монологической речи, умения управлять собственным вниманием, умением слушать.

Выбранные методы и формы работы, использованные приёмы способствовали совершенствованию знаний, умений и навыков по обозначенной теме и работали на цель урока.

Считаю, что урок проходил в оптимальном режиме, достиг цели.

Гласные после шипящих

Дата: 17.09.2011 Автор: Dictread Тема: Правописание гласных

1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я, а пишутся ы, у, а, например: жир, журавль, жар; чин, чудо, чан; шило, шум, шар; щи, щука, щавель.

Исключения: брошюра, жюри, парашют и некоторые другие иноязычные слова, в том числе имена собственные, например: Жюль (французское), Шяуляй (литовское), Чыдых (хакасское).

2. В корнях слов под ударением после шипящих ж, ч, ш, щ пишется е (ё), соответствующее в произношении звуку о, если последний чередуется в других формах слова или в родственных словах со звуком е. Например: желудь — желудей; шелк — шелковистый; черный — чернеть.

При отсутствии такого чередования в корнях слов после шипящих пишется о: жом, шорох, чох и др.

Примечания.

1. Ударяемый беглый гласный звук после шипящих всегда обозначается буквой о: княжон (княжна), кишок (кишка). 2. В иноязычных словах буква о после шипящих может писаться и в безударном слоге: жокей, шофёр и др. 3. Следует различать имена существительные ожог, поджог, изжога, в которых пишется о, и глаголы в форме прошедшего времени ожег, поджег, изжег, где гласный обозначается на письме буквой е (ё).

3. В суффиксах существительных -ок-, -онк-, -онок-, -очек-, прилагательных -ое-, в наречиях на -о и в окончаниях существительных и прилагательных под ударением после шипящих пишется о.

Например: сучок, рубашонка, медвежонок; ежовый; горячо; каланчой, плащом; чужой, большого. В окончаниях глаголов, в суффиксах существительных -евк-, -евыва-, -ер, в суффиксах полных и кратких причастий и образованных от них прилагательных -енн-, -ен-, а также в производных существительных от слов последнего типа пишется е(ё), а не о. Например: течешь, бережет, тушевка, затушевывание, дирижер, запрещенный, запрещен, тушенный, тушеный, тушенка.

Примечание.

В фамилиях, образованных от имен прилагательных, может быть и суффикс -ое-, и суффикс -ев- (-ёв-)у что зависит от традиции: Калачов, Тканое, но Кирпичев, Горбачев и др.

Упражнение 30. Выпишите слова с сочетаниями жи, жу, жа; чи, чу и др. Если эти сочетания входят в состав корня, подберите по 2—3 однокоренных слова, запишите их, подчеркивая сочетания звуков.

Старухи сестры Мокичевы, в меховых шапочках-нашлепках, обвязанные по ушам для тепла драными шелковыми платочками, в плюшевых вытертых обогнушках с диковинными пузырями на плечах, в нитяных смешных перчатках с голыми пальцами, лиловые от стужи, пилили дрова. Каждая дергала пилу обеими руками на себя из последних сил. Рассохшиеся, древние козлы, сбитые снизу досками, чтобы не разъезжались, может, ровесники хозяйкам, шатались и скрипели. Рыжая тупая пила с визгом скакала по трухлявому чурбану, он тоже ворочался под пилой, качался вместе с козлами. И шмыгали из стороны в сторону, как мыши, бархатные, под серый каракуль, крохотные муфточки, висевшие на лентах на груди у Кикимор. Жалко и тошно смотреть! (В. А. Смирнов)

Упражнение 31. Объясните правописание приведенных ниже слов. Слова из второго абзаца запишите в свои словарики и постарайтесь запомнить; подберите к словам этого абзаца однокоренные слова и также внесите их в словарики.

а) Желтый, жесткий, жернов, жердочка, жеваный, желоб, желчь, тяжелый; челка, челн, черт, черный, чечетка, чеботы, черточка, черствый, бечевка, печенка, прическа, расческа, пчелка, отчет, счет, учет; шепот, шел, дешевка, кошелка, пшенка, решетка; щетка, щечка, щелкать, щеголь, щелка, пощечина;

б) жокей, жом, жонглер, жох, джонка, мажорный, обжора, прожорливый, крыжовник; чокаться, чопорный, чох, чохом, Печора; шов, шокировать, шоколад, шомпол, шоры, шорник, шорох, шофёр,

Шотландия, артишок; трещотка, трущоба, чащоба.

Упражнение 32. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Англичане всюду умеют внести свою ч…порность, негибкие нравы и скуку. (Гонч.) 2. Знамя из красного ш…лка подымалось все выше и выше. (Кудр.) 3. Зал наполнился гулом голосов, ш…рохом

платьев, шелестом разворачиваемых программок. (Петр.) 4. Лицо у ш…фера было широкое, открытое и, хоть заросло щ…ткой рыжих волос, казалось совсем молодым. (Заречн.) 5. В обязанности ж…кея входит выездка верховых лошадей под руководством тренера и непосредственное участие в скачках. (Васильев) 6. Настенные и подвесные ж…лобы строительные изготовляются из кровельной листовой стали. (Овч.) 7. Григорий Евгеньевич закутал ребятам ноги своим пальто, унес лампу. И сразу в класс, в морозное окно, отыскав в нем щ…лку, заглянула луна. (Смирн.) 8. Перестал сыпаться иней. И хрустальная тишина тонко-тонко зазвенела, запела льдинками, снегом и еще невесть чем по ш…ссейке, по всем ближним закоулкам и сугробам. (Смирн.) 9. Ваня Дух живо придвинулся к отцу, обж…г его цигаркой и сумрачно-горячим, змеино-неподвижным взглядом.

(Смирн ) 10. Мать вытирает передником руки, ч…кается, но не пьет. (Смирн.) 11. Это и была конфетка, но особенная, с картами и рыжей ш…коладкой в придачу. (Смирн.) 12. Тревожить нельзя, Митя сам затихнет и крепко уснет, надолго, и все будут говорить ш…потом, жалеючи его. (Смирн.) 13. На одном был автомат и коротенькая клетчатая юбка, а на голове — перья … Ш…тландский стрелок. Его товарищ — ч…рный крупногубый сенегалец — в куртке, в зеленых штанах и в ж…лтых, высоко шнурованных ботинках … Африканский и ш…тландский стрелки. (Суб.) 14. Он вспомнил носилки, покачивание горелых, дымящихся стен какой-то берлинской трущ…бы. (Верш.) 15. Через реш…тки на окнах мы заглядываем внутрь первого этажа, вернее, полуподвала. (Суб.)

Упражнение 33. От приведенных слов образуйте существительные с суффиксами -ок или -ек; -онок или -енок; -онк- или -енк-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Берег, бумага, верблюд, волк, галка, душа, изба, клок, кляча, книга, козел, корова, крюк, лошадь, медведь, мужик, мышь, нога, пастух, река, рубаха, рука, собака, старик, старуха, утка.

Упражнение 34. От приведенных слов образуйте прилагательные с суффиксами -ов- или -ев-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, дело, душ, еж, ерш, камыш, ключ, ковш, кумач, межа, морж, нож, парча, плечо, плод, поле, плющ, сторож, чесуча, холст.

Упражнение 35. От приведенных слов образуйте наречия на -о или -е. Объясните правописание наречий.

Беспокоящий, вызывающий, горячий, общий, певучий, свежий, угрожающий.

Упражнение 36. Перепишите, ставя слова, данные в скобках, в нужной форме. Объясните правописание падежных окончаний существительных и прилагательных.

Беседовать с (теща), жить (этаж) выше, жить в (небольшая) комната, запачкаться (сажа), идти с (ноша), любоваться древним (городище), не быть (ханжа), познакомиться с (чертеж), стена заросла (плющ), с трудом справиться с (багаж), укрыться (плащ), не хвастаться (чужая) славой.

Упражнение 37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I. 1. Скоро старый мундир с изношенными обшлагами протянул на воздух рукава и обнимал парч…вую кофту. (Г.) 2. Через час кляч…нка с тележкой, в которой, закутавшись в мерлушечью шубу (на случай ночных осенних заморозков), сидел Мясников, ехала далеко за городом… (Усп.) 3. Матвей сидел на берегу озера в камыш…вом шалаше. (Марк.) 4. С этого времени Федотка обрел привычку туго затягивать ремеш…чек на голодном животе. (Верш.) 5. Медвеж… нок бежал, не оглядываясь по сторонам. (Марк.) 6. Мужич…к отказался, сославшись на то, что путь не ближний. (Марк.) 7. Здесь же рядом, на подступах к новому мосту, люди, торопясь, разрушали несколько домишек. (Залыг.) 8. Привезли еще для девч…нок подушки, лоскутное, на вате, одеяло. (Смирн.) 9. Мокрый холш…вый плащ неприятно касался лица командира. (Злоб.) 10. Покрытый слоем пыли ишач…к продолжал бежать и значительно опередил хозяина. (Джум.) 11. Скворец очень требователен к жилью: чуть что-нибудь не так — суч…к в стенке выпал или влет неудобен — жить не будет. (Незлоб.) 12. Вот только Шурка, семилетний внуч…нок Варвары, сын Павла, крутится рядом. (Калин.) 13. Тяжелое колено наступило ему на грудь, а вопль его в самом начале задавил аккуратный белый узелоч…к — кляп. (Калин.) 14. Рябуха взял толстую книгу в темно-синем переплете, погладил кореш…к, улыбнулся. (Кравч.) 15. Лошадь шла медленно, прихрамывая на правую ногу. У нее было еж…вое копыто. (Васильев)

II. 1. Двери заложили кирпич…м, оштукатурили. (Гер.) 2. Милорадович вскочил с дивана. И, быстро шагнув к Дмитрию Сергеевичу, положил ему руку на плеч… . (Голуб.) 3. Жилье, переделанное из немецких бункеров, издали казалось секретарю райкома фронтовым блиндаж…м. (Верш.) 4. Алексей горяч… принялся за работу. (Кравч.) 5. А на третьей стороне забора, кроме болып…й щели, была доска, которая едва держалась. (Могил.) 6. Жалкий свой улов Алеша закрыл плащ…м. «Хорош…, хоть она не видит моего позора»,— подумал рыбак и опасливо покосился на мыс. (Пермит.) 7. Бурнин рассказал обо всем, что предпринято. Балаш…в внимательно слушал, сидя с нож…м, с полуоткупоренной банкой в руках. (Злоб.) 8. Ощущение горяч…го порыва было так свеж…, будто все это произошло минуту назад. (Марк.) 9. У соломенных шалаш…й, вокруг костров, примостились сторожа. (Кравч.) 10. Оксана заупрямилась: «Надо ж за муж…м смотреть, сынков кормить». (Кравч.)

III. 1. Зуев не помнил, сколько простоял он там, в степи, глядя на освещ…нное окно. (Верш.) 2. Трудный участок леса пришлось выкорч…вывать всей группой. (Злоб.) 3. Шествие замыкала не менее смущ…нная Татьяна. (Кравч.) 4. Сам Роман Петрович был явно польщ…н, но не выдал этого. (Кравч.) 5. После трудного боя группа солдат осталась в том же селе с ноч…вкой. (Злоб.) 6. Весна опять была особенно напряженной. (Кравч.) 7. Перекоч…вывание из одной местности в другую всем надоело. (Марк.)

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных — ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: познакомить с условиями выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; показать разнообразие значений суффиксов; развивать наблюдательность, умения рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; владение навыками морфемного разбора слов; умения объяснять языковые явления, работать в группах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 301 — чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

(Запись предложения под диктовку.)

Душистый горошек ползёт по прутику, цепляется за него усиками.

— Выделите суффиксы существительных, объясните орфо­граммы.

— Сделайте синтаксический разбор предложения.

  1. Самоопределение к деятельности

— Какую букву вы написали в суффиксе слова горошек! Почему?

— Прочитайте предложение.

Жили-были кот, дрозд да петуш..к — золотой гребеш..к.

— Какая буква пропущена в словах? (Буква о.)

— Сравните слова горошек, петушок и гребешок. Чем они по­хожи, чем отличаются? (Корень каждого из этих слов окан­чивается на шипящий звук, но в суффиксе слова горошек после шипящего пишется е, а в суффиксе слов петушок, гребешоко.)

— Как вы думаете, от чего зависит выбор гласных после ши­пящих? (От ударения.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться правильно выбирать гласные о или е после шипя­щих в суффиксах существительных.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Чтение правила (с. 157).
  2. Упр. 302 — комментированное письмо, обсуждение значений суффиксов.
  3. Закрепление изученного материала
  4. Работа по учебнику

(Упр. 303 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

Комментарии

Антонимы: новая — старая, верная — неверная, праздничная — будничная, ветхая — новая, крепкая.

  1. Практическое задание

— Составьте и запишите словосочетания с существительны­ми, в суффиксах которых после шипящих пишется о или е.

(Можно провести соревнование по группам (по четыре чело­века) — кто больше вспомнит и запишет словосочетаний.)

VII. Подведение итогов урока

— Как узнать, о или е надо писать после шипящих в суффик­сах имён существительных?

Домашнее задание

Учебник: § 54, упр. 304.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 304 — взаимопроверка.)

III. Работа по теме урока

  1. Практическое задание

— Спишите предложения. Объясните орфограммы.

1) Старич..к-борович..к помог Никите найти Марью Моревну. 2) Волшебница бросила чудесный порош..к в огонь, и пламя вспыхну­ло с новой силой. 3) Крепость Ореш..к была возведена новгородцами в XIV веке на небольшом острове в Ладожском озере, где берёт своё на­чало Нева. 4) Конкурс “Русский медвеж..нок — языкознание для всех” — младший брат популярного международного математического конкурса “Кенгуру — математика для всех”. 5) Сидевший возле окна попутч..к на­чал клевать носом.

Комментарии

В последнем предложении есть подвох. Некоторые могут рас­суждать так: ударение не падает на суффикс, значит, после шипящего пишем е.

Правильный ход рассуждения: ударение не падает на суффикс, попробуем просклонять: попутч..к — попутч..ца. Гласный не выпадает, значит, это и.

  1. Работа по учебнику
  2. Упр. 306 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
  3. Упр. 305 — чтение, обсуждение значений суффиксов, самостоятельное выполнение письменных заданий.
  4. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 59 — самостоятельное выполнение.)

  1. Подведение итогов урока

— Как узнать, о или е надо писать после шипящих в оконча­ниях имён существительных? (См. орфограмму № 18, из­ученную в 5 классе.)

— Можно ли объединить это правило и правило, которое мы изучили только что? (Да: после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён существительных под ударением пишет­ся о, без ударения — е.)

Домашнее задание

Учебник: повторить § 52—54, упр. 307 (подготовиться к дик­танту).

Рабочая тетрадь: задание 57.

Подготовиться к тестовой работе по теме “Правописание суффиксов имён существительных”.

Гласные о, е после шипящих в корне, суффиксах, окончаниях

 

В корне под ударением после шипящих пишется ё (е), если к данному слову можно подобрать однокоренные слова или формы того же слова, где е и произносится, и пишется.

Например: жёлтый – желтеть, жёрнов – жернова, пощечина – щека и др.

В корне под ударением после шипящих пишется о, если к данному слову невозможно подобрать такие однокоренные слова или формы того же слова, где писалось бы е.

Например: крыжовник, трущоба, шов, шорты, чопорный, чащоба.

Запомните написание некоторых заимствованных слов: шоколад, шофёр, жокей, шоссе, жонглёр.

 

После  шипящих под ударением пишется о, как и произносится, в следующих суффиксах:

а) имен существительных (-ок-, -онк-, -онок-). Например: пирожок, речонка, зайчонок;

б) имен прилагательных (-ов-, -он-). Например: камышовый, смешон;

в) наречий (-о-). Например: свежо, горячо.

В остальных случаях в суффиксах после шипящих пишется ё, хотя произносится о:

а) в суффиксе глаголов –ёвыва-, например: выкорчёвывать;

б) в суффиксе отглагольных имен существительных (образованных от глаголов): ночёвка, раскорчёвка;

в) в суффиксе отглагольных прилагательных (образованных от глаголов) (-ён-). Например: тушёный, копчёный. С таким же суффиксом будут писаться производные от этих слов: тушёнка, копчёности;

г) в суффиксе страдательных причастий (-ённ (-ён-)). Например: зажжённый – зажжён, оглушённый – оглушён.

 

  1. После шипящих под ударением пишется о, как и произносится, в следующих окончаниях:                                                 а) имен существительных, например: плащом, врачом, свечой. Если ударение падает на другой слог, то в окончании пишется е, например: плачем, ношей, стажем;                                                                                                                  б) имен прилагательных, например: чужой, большой. Если ударение падает на другой слог, то в окончании пишется е, например: хорошего.
  2. После шипящих под ударением пишется ё (е), хотя произносится о, в следующих случаях:                                                  а) в глагольных окончаниях, например: сечёт, течёт;                                                                                                                              б) в форме предложного падежа местоимения что, например: о чём, в чём.                                                                       Кроме того, буква ё пишется в словах причём, нипочём.

Конспект к уроку русского языка «Гласные О, Е после шипящих в суффиксах имен существительных» 5 класс | Уроки по Русскому языку

Конспект к уроку русского языка «Гласные О, Е после шипящих в суффиксах имен существительных» 5 класс