Приставки и предлоги правило: Русские приставки и предлоги на Словороде. Префиксарий русского языка

Как отличить приставку от предлога

Русский язык – одна из самых сложных дисциплин школьной программы. Помимо многочисленных правил, которые нужно заучивать наизусть и правильно применять, ученики сталкиваются с проблемой определения части речи. Наиболее часто путаницу вызывают похожие по написанию и произношению слова и их части. Например, не все понимают, как отличить приставку от предлога.

На самом деле, если досконально разобраться в теории, этот вопрос не покажется таким уж сложным.

Предлогом называется служебная часть речи, создающая связи и зависимости между другими словами. Предлоги никогда не бывают членами предложения. Они употребляются только совместно со значимым словом, потому как сами по себе не несут смысловой нагрузки. Одни и те же предлоги, в зависимости от контекста, могут иметь разное значение. Например,

  • Время обозначается предлогами «в течение», «в продолжение», «до», «после», «перед», «в», «по» и др.
  • Место обозначается предлогами «в», «на», «среди», «около», «из», «к», «у», «по», «из-за», «под», «вокруг», «перед», «возле» и т.п.
  • Причина обозначается предлогами «вследствие», «из-за», «в связи», «благодаря», «ввиду», «по случаю», «по причине», «от» и т.п.
  • Цель обозначается предлогами «для», «ради» и опять же «в», «по», «к» и «за».
  • Обстоятельства и отношения обозначаются предлогами «о», «несмотря на», «без», «об», «относительно», «насчет» и др.

При синтаксическом разборе предложения предлоги никак не выделяются. К отличительным чертам предлогов относится неизменяемость, составность и производность.

В отличие от предлога, приставка является частью слова, расположенной перед корнем. Характерным признаком приставки является то, что она не меняет часть речи. К примеру, если к существительному добавить приставку, оно не перестанет быть существительным. К тому же, к слову можно добавить больше одной приставки в целях усиления смысла.

Различают изменяемые и неизменяемые приставки. К первой группе относятся короткие приставки в- , во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, надо-, не-, недо-, о-, об-, обо-, пере-, по-, под-, подо-, пра-, пред-, про-, разо-, с-, со-, которые всегда пишутся одинаково. Ко второй — приставки, которые пишутся в зависимости от соседних букв в слове: без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-).

Трудности в выявлении приставок вызваны тем, что они часто похожи на корень слова и другие приставки. Тем не менее, спутать их с предлогами сложно, ведь приставки всегда пишутся слитно с корнем.

Выводы:

  1. Предлог – это часть речи, в то время как приставка – это часть слова.
  2. Предлог пишется раздельно со словами, приставка – слитно.
  3. Предлог сам по себе не несет смысловой нагрузки. Приставка добавляется для усиления или изменения смысла слова.
  4. Приставки бывают изменяемыми и неизменяемыми, предлоги всегда неизменяемые.
  5. К слову может быть добавлено две приставки для усиления смысла. Употребление двух предлогов нецелесообразно.

 

Русский язык Приставки и предлоги

 Тема: Приставки и предлоги.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

 

Девиз урока: ~  «Узнавай новое. ~  Пиши без ошибок».
 

  1. Актуализация знаний.

 

Сравните слова в первом и втором столбике.

Поскакал                  по полю

прочитал                  про зверей

довез                          до дома

узнал                          у друзей

отъехал                    от станции

сбежал                      с горки

Обратите внимание.

В первом столбике записаны слова с приставками. ~  Во втором столбике – ~  слова с предлогами.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Ответим на вопросы:

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Как отличить приставку от предлога?

 

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки:

В, во, ~  за, на, с, по, о, над,

у, под, от, об, про.

Предлоги и приставки могут одинаково зву­чать и состоять из одних и тех же букв, ~ однако пишутся со словами они по-разному.

 

Вспомните. ~ Приставка~ это значимая часть слова, которая со словом пишется слитно и служит для образования новых слов.

Например, ~ сшил, ~ подчеркнул, ~ влетел.

 

Предлог~ это часть речи, которая со словами пишется раздельно и служит для связи слов в предложении.

Например, ~ ходил в театр, ~ летел над облаками, ~

ваза из стекла.

 

Чтобы речь была красивой, точной, грамотной и понятной, ~ правильно  употребляйте приставки со словами ~ и предлоги в своей речи.

 

  1. Чистописание.

 

Вспомните написание буквы  у и её соединений с другими буквами.

уу   уд   ду   уе   ус   уп   ул   уб

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Пропишите слова, где  у ~ приставка:  ~ уехал ~  улетел ~ убежал  

На следующей строке запишите предложение, ~ где у~ предлог.

Летом  я  отдыхал  у  бабушки.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. Работа по теме урока.

 

Выделите приставки. ~  Предлоги подчеркните.

Подставил под чашку.       
Надстроил над домом.      
Отвязал от крыльца.          
Насыпал на тарелку.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Запомните!

Между предлогом и словом можно вставить другое слово ~ или вопрос.

Например, ~ написал на бумаге – написал (на чём?) ~  на бумаге, ~ написал на цветной бумаге.

 

Словарно-орфографическая работа.

Вспомните, ~  чтобы найти

приставку в слове, надо ~  подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. ~ Объясните написание выделенных букв  в словосочетаниях:

Сбежать с лестницы,

написать на листке,

позвонить по телефо­ну,

прочитал про птиц,

вошёл в комнату,

осмотреть местность.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Обратите внимание.

Предлоги относятся чаще всего к имени существительному ~ или местоимению, ~ но никогда не стоят перед  глаголами.

Например, ~ поставил на подоконник, ~ попросили о помощи, ~ договорились

о встрече, ~ срывали с кустов, ~ зашло за тучу.

 

Раскройте скобки ~ и вставьте пропущенные буквы.

(Д..)ехал, (по)б..жал, (пр..)читал, (п..д)полз, (на)кр..чал,

(до)д..ревни, (по)д..роге, (про)з..вод, (под)м..шину, (на)с..баку.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Проверьте себя.

Доехал, ~ побежал, ~ прочитал, ~ подполз, ~ накричал.

До деревни, ~ по дороге, ~ про завод, ~ под машину, ~ на собаку.

Физкультминутка для глаз

 

 

  1. Закрепление материала.

 

Вставьте предлоги,  подходящие по смыслу.

слезть ~  ~  с крыши

полезный  ~  ~ для здоровья

отрывок ~  ~ из рассказа

смеяться ~  ~ над клоуном

 

Распределите слова в два столбика: ~ в первый столбик слова с предлогами, ~ а во второй столбик – ~ с приставками. ~ Раскройте скобки. 

(За)горой, (с)крыши, (на)резать, (под)сосной, (за)бежать, (на)конверте, (в)дом, (над)рекой, (с)вернула, (в)летел, (под)бежал, (над)резал.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Проверьте себя!

Слова с предлогами: ~ за  горой, ~ с  крыши, ~ под  сосной, ~ на конверте, ~ в  дом, ~ над  рекой.

Слова с приставками: ~ нарезать, ~ забежать, ~ свернула, ~ влетел, ~

подбежал, надрезал.

Игра «Найдите пару».

 

(С)мёл  … (с) крыльца                         

(на)шли …  (на)поляне                       

(по)гулял …  (по)парку                  

(в)ходить …  (в)класс

(под)прыгнул … (под)потолок            

(по)ехали … (по)дороге      

Запишите словосочетания, раскрывая скобки.          

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Слайд 21 [Вставить анимацию: словосочетания после тире должны появляться во время паузы. Выделение предлогов сохранить.]

 

Превратите слова с приставками в слова с предлогами.

 

Наручная повязка – повязка на руке.

Настенный календарь – календарь на стене.

Пришкольный сад – сад при школе.

Подземный переход –  переход под землей.

Настольная лампа –  лампа на столе.

Подводные камни – камни под водой.

Загородная поездка – поездка за город.

 

Игра «Найдите ошибки».

Идти ~ ~ на концерт.

Вернуться ~ ~ из школы.

Выехать ~ ~ из города.

Выбежать ~ ~ на улицу.

Пришёл ~ ~ с завода.

Запишите  эти словосочетания. ~ Подчеркните предлоги.

 

ПАУЗА В ВИДЕО

 

  1. Самостоятельная работа.

 

 

Вставьте предлоги и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

ПАУЗА В ВИДЕО      

 

Раскройте скобки. ~ Подчеркните предлоги. ~ Выделите приставки.  

Лодка (от)плыла (от)берега.

Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

Всадник (с)лез (с)коня.

(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

(До)лагеря мы(до)брались только ночью.

Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

ПАУЗА В ВИДЕО      

 

  1. ИТОГ УРОКА.  Рефлексия.

 

Сегодня на уроке

Я смог …  ПАУЗА В ВИДЕО        

Я узнал … ПАУЗА В ВИДЕО       

Я научился … ПАУЗА В ВИДЕО 

 

Спасибо за урок!

 

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз!

 

Почему нужно различать приставки и предлоги?

Предлогом называется часть речи, которая употребляется вместе с основным словом. Предлоги пишутся отдельно от основного слова и образуют вместе с ним словосочетание. При этом за счет наличия предлога, словосочетание приобретает иной смысл. Приставкой является часть слова, которая пишется слитно с другими частями данного слова. Благодаря приставкам образуются новые формы основного слова.

В чем разница между приставками и предлогами

Из вышесказанного становится понятно, что приставки и предлоги являются разными объектами. Предлог представляет собой отдельное слово, которое неразрывно связано с основным словом. А приставка является неотъемлемой частью слова. При этом и те, и другие придают слову или словосочетанию новый смысл. Необходимость понимания различий между приставками и предлогами можно объяснить следующим образом:

  • за счет приставок формируются новые слова. Например, основное слово «хватать». С приставкой «за» получатся слова «захватить» или «захват». Они будут однокоренными, но общий смысл в них сохранится. То есть, приставка помогла создать производную форму от основного слова;
  • предлог не меняет формы слова, и оно остается прежним. Например, в словосочетании «за горой» предлогом является «за». Благодаря предлогу становится понятно, где находится тот или иной объект. Таким образом, предлог может уточнять местоположение или указывать направление. Так, словосочетание «на верху» содержит предлог «на»;
  • за счет предлогов не образуются новые формы слова. Они дополняют и конкретизируют значение той или иной смысловой ситуации.

Таким образом, в русском языке предлоги и приставки имеют различное значение. Они служат для разных целей, поэтому необходимо понимать их значение и уметь отличать друг от друга.

Можно ли заменить приставки предлогами

Это невозможно. Ведь приставка меняет значение слова, образуя новое. Например, слово «захват» невозможно составить из предлога и основного слова. Чтобы описать значение этого слова потребуется целое сложное предложение, описывающее его признаки.

 

Чем отличается приставка от предлога

В русском языке есть простое, но обязательное для исполнения правило: приставки пишутся слитно, а предлоги – раздельно. Чтобы не ошибаться в написании этих несложных языковых элементов, следует обратиться к разделу морфологии, который изучает нормы употребления самостоятельных и служебных частей речи.

Определение

Приставка – значимая часть слова, которая предшествует корню, служит для образования новых форм различных частей речи и грамматической связи слов в словосочетаниях.

Предлог – служебная часть речи, выполняющая в предложении функцию связи между синтаксическими единицами.

к содержанию ↑

Сравнение

Приставка является частью основы слова, ядром которого неизменно остается корень. С помощью приставки можно изменить грамматическое значение некоторых частей речи. Это происходит, когда образуется новая форма слова, отличная от исходной, или изменяется его  смысловое  значение:

идти – подойти; думать – задумать; пить – выпить;

окно – подоконник; ветер – проветривание; ставить – постановка.

Приставка всегда пишется слитно.

Предлог, в отличие от приставки, не часть слова, а самостоятельная часть речи. Предлоги употребляются в предложении для связи слов, образующих минимальную синтаксическую единицу – словосочетание:

После дождя Миша любил бегать по лужам.

Подберезовики растут у самых корней деревьев.

Перейдешь мост через реку, увидишь возле колодца камень: под ним и найдешь тайник.

По правилам орфографии, действующим в русском языке, сложные предлоги, образованные соединением двух простых, пишутся через дефис:

из-за угла; по-над берегом; из-под руки.

К предлогу как служебной части речи нельзя поставить вопрос. Однако сам предлог может входить в вопросительную конструкцию:

С чего начнем? – Начнем с таблицы умножения.

По каким признакам определяют время года? – По температуре и продолжительности светового дня.

К приставке нельзя поставить вопрос; с ее помощью вопрос задать тоже невозможно.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Приставка – часть слова. Предлог – служебная часть речи.
  2. Приставка служит для образования новых слов или изменения их формы. Предлог выполняет функцию связи слов в словосочетании.
  3. Приставка с корнем слова пишется слитно. Предлоги со всеми частями речи пишутся раздельно.
  4. Сложные предлоги, состоящие из двух простых, пишутся через дефис.

Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Различие приставок и предлогов». — Показать пути и способы различия приставок и предлогов.

КОНСПЕКТ УРОКА «ПРИСТАВКИ И ПРЕДЛОГИ»

Тетенёва Елена Алексеевна учитель начальных классов высшей категории Негосударственная общеобразовательная Автономная некоммерческая организация «Павловская гимназия» деревня Веледниково Истринского района

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Ф.И.О. Мамайкина И.А. Предмет: русский язык Класс: 3 Тип урока: усвоение новых знаний. Тема: Корень слова Цель: 1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на

Подробнее

6 урок из 7 части речи

Технологическая карта урока Предмет: русский язык класс: 3 Учитель: Корякова Анастасия Александровна Тема урока Место урока по теме (в разделе/главе) Разбор глагола как 6 урок из 7 части речи Тип урока

Подробнее

ПО ТЕМЕ «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Басырова Светлана Ильгизовна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 1» городского округа город Салават Республики Башкортостан Учебный предмет ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Подробнее

Русский язык. 2 класс. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Русский язык. 2 класс. ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое

Подробнее

Открытый урок. Ход урока

Открытый урок МБОУ «СОШ с. Нижняя Пѐша» Открытый урок русского языка в 3 классе. Учитель начальных классов Рудная Татьяна Александровна, вторая категория. «Презентация Русский язык» Тема: «Ознакомление

Подробнее

РАЗРАБОТКА УРОКА «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА»

Шахверди Оксана Борисовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа 1» Хабаровского края, г. Советская Гавань РАЗРАБОТКА УРОКА «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА» Цели:

Подробнее

Урок русского языка в 3 классе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 р.п. Линёво» Искитимского района Новосибирской области Урок русского языка в 3 классе Состав слова. Приставка и предлог. Автор: Чибрина С.Д. учитель начальных классов

Подробнее

Открытый урок по русскому языку. 3 класс

Открытый урок по русскому языку. 3 класс Тема. «Правописание родовых окончаний имен прилагательных». Цели. 1.Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных. 2.Развивать умения распознавать

Подробнее

Русский язык. «Что такое местоимение?»

МБОУ «Гимназия 1» Ковылкинского муниципального района Русский язык «Что такое местоимение?» программа «Школа России» Подготовила учитель начальных классов: Дудочкина Лариса Викторовна 2013г. Тема урока:

Подробнее

Русский язык 3 класс (ПНШ)

Русский язык 3 класс (ПНШ) Тема: Существительные с суффиксом ок-. Написание суффикса ок- после шипящих. Мардаровская Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Васильевская СОШ» Цель: организовать

Подробнее

Планируемые результаты обучения

Болховитина Ольга Сергеевна учитель начальных классов Конспект урока Класс: 3 «Г» класс Урок: русский язык Тема: «Второстепенный член предложения: определение» Цель урока: познакомить учащихся с новым

Подробнее

Обучение грамоте (чтение).

Тема: Согласный звук [ш], буква Ш. Обучение грамоте (чтение). Цели: формируем умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой; формируем умение давать характеристику выделенному звуку;

Подробнее

Тема «Род имён существительных»

Урок русского языка в 3 классе Тема «Род имён существительных» Выполнила учитель начальных классов МАОУ Любохонской СОШ Меницкая Галина Александровна Тема: «Род имён существительных» Тип урока: урок открытия

Подробнее

Урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе Тема: Третье склонение имѐн существительных. Учитель: Грищенко Светлана Николаевна Цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении

Подробнее

Ход урока: 1. Организационный момент

Тема: Обобщение знаний о местоимении Предметные результаты обучения: закрепить умение распознавать личные местоимения; определять их грамматические признаки; склонять личные местоимения и правильно употреблять

Подробнее

Тема: Приставка и предлог | Поурочные планы по Русской речи 5 класс с казахским языком обучения

Тема: Приставка и предлог