Социально психологические причины: Психологические причины межгрупповых конфликтов — все самое интересное на ПостНауке

Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь — октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/27PSMN516.pdf Статья опубликована 15.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Фомиченко А.С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/27PSMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.9

Фомиченко Анна Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Россия, Оренбург Старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]

Социально-психологические причины проявления

подростковой агрессии

Аннотация. Статья представляет собой краткий обзор имеющейся на сегодняшний день информации относительно проявления агрессивности в подростковом возрасте. В ней рассмотрены наиболее существенные проблемы характерные для подростков, диктуемые временем. Особое внимание уделяется конфликтности и повышенной агрессивности как основным негативным проявлениям данного этапа развития. Анализируются возможные причины проявления подростковой агрессивности. Выявляется взаимосвязь между личностными характеристиками подростков и особенностями их поведения, выделяются основные формы проявления агрессии на разных стадиях подросткового возраста. Рассматриваются возможные причины агрессивного поведения, отражающие ситуации социально-ролевого взаимодействия в системе «ученик-ученик». Подчеркивается актуальность и важность изучения данного вопроса, возможность применения знаний для прогнозирования и своевременной коррекции агрессивности на ранних этапах онтогенеза.

Ключевые слова: особенности пубертата; подростковая агрессия; отношение к сверстникам; индивидуальные варианты агрессивности

Подростковой агрессии, как в западной (А. Бандур, Р. Уолтерс, 2000; А. Гуггенбюль, 2006; М. Мид, 1988; Э. Эриксон, 1996 и др.), так и в отечественной психологии (Н.В. Аликина, 1991; С.Н. Ениколопов, 2000; В.В. Знаков, 1990; П.А. Ковалев, 1996; Ю.Б. Можгинский, 2006; Е.В. Ольшанская, 2000; А.А. Реан, 2003; Л.М. Семенюк, 1996; В.С. Собкин, 2005 и др.) уделяется большое внимание.

Важность изучения подросткового агрессивного поведения определяется его возрастной спецификой. Данный возраст характеризуется изменениями, затрагивающими все стороны развития: происходит физиологическая перестройка в организме; смена социальной ситуации; появляется чувство взрослости; стремление подростка к самоутверждению и самовыражению; особое значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками [4; 33; 35].

С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы

интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, в этот период развития возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [33, с. 32].

Одни исследователи (П.П. Блонский, 1979; Э. Шпрангер, 1931 и др.) особенности этого возрастного периода (негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым) объясняют анатомо-физиологической перестройкой. Другие авторы (Л.С. Выготский, 1984; Л.И. Божович, 1997; Д.И. Фельдштейн, 1972; Д.Б. Эльконин, 1989; Э. Эриксон, 1996 и др.), признавая значимость влияния полового созревания, основное внимание уделяют развитию новообразований [22].

Так, например, Л.С. Выготский (1984) подробно рассматривает проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» [9, с. 6]. А Л.И. Божович (1997) говорит о «возникновении нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами» [3, с. 25].

Как показывают исследования, содержание подростковой агрессии определяется противоречиями характерными для данного периода развития.

Прежде всего, отметим возникновение «чувства взрослости» и новой личностной позиции подростка в условиях практически неизменной социальной среды [4].

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого [10, с. 102].

Желания подростка отличаются противоречивостью. Он может испытывать потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки, и в то же самое время, стремится получить не только внимание со стороны взрослых, но и понимание, доверие. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять [17]. Этой точки зрения придерживается и А.А. Реан (2007), говоря о том, что подросток стремится к освобождению от опеки со стороны взрослых («реакция эмансипации»). Однако полной свободы он не хочет, так как не готов к ней [28, стр. 226].

Все это порождает смысловой барьер, при котором даже справедливые требования и замечания могут игнорироваться детьми и приниматься как несправедливые [10, с. 104]. А, как известно, в подростковый период, когда ребята особенно обидчивы и вспыльчивы, любой раздражитель вызывает реакцию агрессивного характера.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и сексуальной сфере. Специфика полоролевого поведения подростков в этом возрасте заключается в росте интереса к противоположному полу, а также во все большем использовании форм поведения, прямо или косвенно связанных с полоролевыми особенностями. Прежде всего, подросток заново оценивает свою половую идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности [16; 25].

Представления мальчиков о маскулинности как о доминантности ассоциируются с определенным телесным образом, соединяющим «крутизну», физическую привлекательность,

атлетизм, физическую силу и раннее половое созревание. Более агрессивным мальчикам легче завоевать высокое положение в мальчишеской группе, поэтому, чем больше дерется, тем более «крутым» он себя чувствует. Так, например, в США мальчики в 4 раза чаще девочек вовлекаются в драки, вдвое чаще совершают насильственные преступления [18]. Среди опрошенных московских школьников 7, 9 и 11-х классов в последние два перед опросом месяца участвовали в драках 43,4% мальчиков, не участвовали 31,2%, вообще не дерутся 25,3% (у девочек соответствующие цифры 14,3; 24,9 и 60,8%) [30, с. 83].

В рамках эволюционно-психологических представлений исследователи допускают, что повышенный уровень агрессии у подростков может быть адаптацией, повышающей шансы на успех у противоположного пола. Так, агрессивное поведение подростков, согласно исследованиям, в большинстве случаев направлено на сверстников своего пола, что позволяет говорить о конкуренции. К тому же, мальчики сильнее борются за доминирование в пубертатный период, так как успех в борьбе приводит к популярности у девочек [34; 37].

Вышесказанное дает основание предположить, что агрессивное поведение подростков определяется новообразованиями, связанными с возрастными особенностями детей данного периода развития: появление «чувства взрослости», пубертат.

Многие исследователи считают, что важную роль в формировании агрессивности у подростков играют их индивидуальные особенности. Прежде всего, наблюдаются существенные изменения в эмоциональной сфере подростков. Для подростка характерны перепады настроения. Так, например, чувствительность к оценке другими своей внешности или способностей, может сочетаться с самонадеянностью, а сентиментальность очень часто сопровождается жестокостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным с показной независимостью и т.д. [20].

Эмоции подростка отличаются большей силой и трудностью в управлении, они характеризуются выраженной аффективностью. С этим связана слабость самоконтроля, произвольной регуляции эмоционально-личностной сферы, что в свою очередь вызывает агрессивность [5; 6].

Кроме того, было установлено (А.А. Реан, 1997), что уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Так, у агрессивных подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение [25].

Некоторые исследователи считают, что агрессивные дети часто сталкиваются с трудностями в школе. Известно, что подростки, вступающие в конфликт с законом, часто имеют в школе низкую успеваемость, что может быть связано частично, с их личностными недостатками. В силу импульсивности и низкого уровня самоконтроля они отличаются неустойчивостью и легкой отвлекаемостью. Часто они бывают не в состоянии спокойно сидеть на месте, не могут управлять своим вниманием и неспособны выполнить домашнее задание [2, с. 227].

Одна из главных тенденций переходного возраста, по мнению И.С. Кона (1982), это переориентация общения с родителями, учителями и вообще старшими на общение с ровесниками [16]. Отношения со сверстниками для подростка являются одной из наиболее значимых жизненных ценностей, а социальная позиция, занимаемая им в классе, во многом определяет его социальное благополучие [31, с. 130]. Д.И. Фельдштейн (1988) тягу подростков к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками объяснял тем, что подобным образом происходит «замещение» потребности в установлении новых

27Р8МЫ516

отношений с обществом и компенсируются «непонятности» подростков во взрослом мире [33]. А.Е. Личко (1983) определял это явление как подростковая реакция группирования [20].

Л.И. Божович (1997) пишет, что подросток оценивает себя уже не только с точки зрения успеваемости, но и с точки зрения положения в школе, отношений с ребятами. Типичным для подростков становится желание завоевать авторитет и признание товарищей, что создает у подростка ярко выраженную потребность как можно лучше ответить их требованиям [4, с. 174-175].

Ключевым моментом на этапе подросткового возраста является «расширение социальной среды», которое часто связано с членством подростка в различных неформальных молодежных группах. В связи, с чем можно предположить, что агрессивное поведение подростка обусловлено стремлением к поддержанию группового членства [30, с. 86].

Соответствие группе, по мнению А.А. Реана (2002), требует от подростков определенной доли конформизма. Потребность в принадлежности к какой-нибудь группе у многих подростков превращается в «стадное чувство». В силу чего дети (особенно мальчики) в большинстве случаев попадают в неформальные группы, которые характеризуются асоциальным поведением [25].

В то же время поведение детей в подростковом возрасте определяется желанием выделиться, стремлением занять высокую позицию, добиться уважения и признания. В этом смысле для подростка становится важно, какое место он занимает в коллективе, его социальный статус в группе.

Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников (П.А. Ковалев, 1996) показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди «эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% — низкий уровень агрессии [15].

В ходе своего исследования О.В. Кобзева (2007), установила, что агрессивность в возрасте 12-14-ти лет рассматривается как способ достижения собственной независимости, проявления активности в межличностном взаимодействии, в возрасте 15-17-ти лет — как способ повышения статуса, завоевания авторитета в группе [14].

Таким образом, помимо возрастных доминант, определяющих агрессивное поведение подростков, можно выделить аспекты, связанные с успехами учащихся в учебной деятельности и их социально-статусными отношениями в группе.

Особое внимание в возникновении агрессивного поведения подростков уделяется роли внутрисемейных взаимодействий и социально-экономического статуса семьи (А. Бандура, Р. Уолтерс, 1999; Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 2001; М. Раттер, 1987; А.А. Реан, 1996; М. Ричардс, 1984 и др.), а также воздействию масс-медиа (A. Bandura, D. Ross, S. Ross, 1963; Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 2001; К. Бютнер, 1991; С.Н. Ениколопов, 2002; В С. Собкин, 2001 и др.).

Так, например, одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование личности и, в определенной степени, обусловливающих воспитательный потенциал семьи, является материальное положение последней. Реальная оценка материального положения семьи приходит именно в подростковом возрасте. Невозможность реализовать свои желания, связанные, главным образом, со стремлением «не отбиться от коллектива», быть модным актуализирует потребность в безопасности, рождает агрессию по отношению к родителям и сверстникам [23].

Кроме того, существует отчетливая тенденция влияния уровня материального благополучия семьи на опыт пребывания подростков в роли жертвы буллинга. Согласно

исследованию В.С. Собкина и М.М. Смысловой (2012), чем выше уровень доходов семьи, тем комфортнее чувствует себя подросток в школе. С регулярным психическим и физическим насилием в школьном коллективе чаще сталкиваются дети из малообеспеченных (2,9%), чем высокообеспеченных семей (0,0%, р = 0.006). Наибольшую тревогу авторов вызывает тот факт, что каждый восьмой подросток из малообеспеченной семьи регулярно подвергается насмешкам, издевательствам или игнорированию со стороны одноклассников, что свидетельствует о влиянии материального благополучия на социальное самочувствие подростка в учебном заведении [31, с. 133].

Заметим, что в подростковом возрасте проблема буллинга встает особенно остро, так как усвоенные роли могут закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Кроме того, опыт переживания школьной травли является травмирующим и негативно сказывается на развитии личности подростка, формировании его Я-концепции, самооценке и т.д. [19].

Результаты исследования Д. Пстрога (2006) показывают, что типичный виновник насилия, по мнению учеников польской школы, чаще всего лицо мужского пола (78,06% респондентов), в то же время все чаще агрессорами становятся и девушки (как утверждают 16,03% учеников). Виновник насилия, по мнению жертв, не принадлежит к категории «выдающихся» учеников. Он обычно достигает слабых (45,15%) или средних (24,47%) успехов в учебе. Агрессоры принадлежат к ученикам «изгоям» (33,34%), или их поведение одобряется в собственном узком круге (27%). Их доминирующие свойства: вульгарность, склонность к провоцирующим и вызывающим формам поведения, неадекватные эмоциональные реакции, доминирование, навязывание силой своего мнения, демонстрация своего превосходства и эгоизм.

Жертвой насилия, так же как и его виновником, чаще всего является лицо мужского пола, так утверждают 64,14% респондентов. По мнению учеников, жертвами насилия становятся часто ребята, имеющие слабую успеваемость (37,56%) или хорошие и отличные оценки (28,69%). Результаты исследования подтверждают тезис, что жертвами становятся чаще всего лица, в какой-то мере нетипичные, отличающиеся от своих сверстников [26].

Содержание форм агрессивного поведения подростков варьируется в зависимости от возрастных и полоролевых особенностей учащихся данного этапа развития.

При обсуждении основных форм проявления подростковой агрессии отметим, что значительное число исследователей в своих работах используют классификацию, разработанную А. Бассом (A. Buss, 1957).

Так, имеются данные, согласно которым дети 10-11 летнего возраста характеризуются весьма критичным отношением к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание таких черт и форм поведения как грубость, жестокость, агрессивность. При этом у ребят этого возраста доминирует физическая агрессивность, и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

У подростков 12-13-ти лет отрицательное отношение к себе сохраняется, обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и дает сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена.

Для 14-15 летних подростков характерно сопоставление своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13-ти лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, так же, как и уровень негативизма [33].

В подростковый период развития полоролевые различия в способах выражения агрессивности становятся еще более очевидными по сравнению с младшим школьным возрастом.

Согласно результатам исследования Е.А. Ивановой (2002) между мальчиками и девочками подросткового возраста отсутствуют значимые различия в преимущественно мужских способах агрессивного реагирования — физической и вербальной агрессии. У высокоагрессивных девочек отмечается быстрое возникновение негативных эмоций, сильная раздражительность, нестабильная самооценка, эгоцентризм, нестабильность отношений с окружающими [12].

По мнению А.А. Реана (2007), для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается более распространенной [28, с. 236].

Схожей точки зрения придерживается М.А. Исаева (2008) утверждая, что у мальчиков-подростков агрессивность проявляется более открыто и грубо, она менее управляема; у них преобладает физическая агрессия. Девочки более избирательны в формах проявления агрессивности, у них доминирует вербальная агрессия. Косвенная агрессия у девочек более выражена, чем у мальчиков [13].

То, что мальчики чаще прибегают к физическому принуждению, а девочки к хитрому манипулированию, зависит не столько от гендерной принадлежности и индивидуальных особенностей, сколько от социальной ситуации. Многое зависит от положения подростка в иерархической системе его группы. Проведенные исследования подтверждают, что мальчики-лидеры считают себя и воспринимаются сверстниками как более «крутые», доминантные, чаще прибегающие к физической агрессии, чем девочки. Хотя в среднем для мальчиков характерна прямая, а для девочек непрямая агрессия, социально доминирующие мальчики и девочки могут, не теряя популярности и авторитета у сверстников, пользоваться обеими стратегиями: «топ мальчики» могут интриговать и распускать сплетни, а «топ девочки» -драться. Иначе говоря, гендерные нормативы, представления о том, что подобает или не подобает мальчику и девочке, обязательны не для всех, а только для «средних», не самых влиятельных подростков [18].

В целом, результаты экспериментальных работ позволяют сделать, два, на наш взгляд, важных вывода. Во-первых, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек, что подтверждает их склонность к агрессивным проявлениям. Во-вторых, полученные результаты показывают, что у мальчиков наиболее выражены физическая и вербальная агрессия, которая зачастую проявляется в прямой, открытой форме. У девочек — вербальная, чаще всего проявляющаяся в косвенной форме.

Особо отметим повышенный интерес исследователей к проблеме агрессивного поведения девочек. На наш, взгляд, это происходит в силу того, что девочки в последнее время не уступают мальчикам в проявлении грубости и агрессии, в частности физической, все чаще вызывая тем самым негативные эмоции у общества.

В целом, возросшая агрессивность девочек-подростков, объясняется влиянием, как социальных факторов (изменившихся стереотипов женственности), так и физиологических (гормональный дисбаланс, появление первых менструаций, неустойчивость нервных процессов) [12].

Повторим, что в последнее время исследователи все больше склоняются к предположениям, согласно которым, девочки проявляют те же агрессивные реакции, что и мальчики. Однако, как считает А.А. Реан (2003), они обнаруживают более высокий уровень

27Р8МШ16

социального поведения, и, являясь эгоистичнее мальчиков, намеренно скрывают это, и «на публике» демонстрируют социально одобряемые формы поведения. Он также придерживается мнения, что девочки в отличие от мальчиков знают больше конструктивных способов решения конфликта [24].

По сути дела, агрессия у девочек выглядит иначе, чем у мальчиков. Если агрессия у мальчиков проявляется более открыто, грубо и она менее управляемая, то девочки, рано научившиеся под воздействием социальных взглядов контролировать свою агрессивность, проявляют ее завуалировано, часто прикрывая иронией и сарказмом. В этом отношении показательно высказывание Г.Э. Бреслава (2007): «Выглядит мягче, зато бьет больнее» [7, с. 47]. По его мнению, в групповых конфликтах девочки чаще всего выступают в роле «закулисных зрителей», выражающих свое одобрение аплодисментами, подстрекая, и заводя главных действующих лиц [7].

Кроме того, важно обратить внимание и на то, что нечеткость требований к исполняемым девочками гендерным ролям может также спровоцировать агрессивные реакции. Так, например, дома от девочек требуют послушания, скромности и заботливости, в школе — достижений в умственной и физической деятельности, равных достижениям мальчиков, из средств массовой информации они узнают, что должны быть настойчивыми, честолюбивыми, ориентированными на себя [12]. В результате, девочки, согласно А. Маслоу (1997), Э. Эриксону (1996), начинают использовать формы и способы агрессивного поведения, относящиеся больше к маскулинному (например, физическую и вербальную агрессию), проявляя тем самым протест против традиционных представлений о женственности [21; 36]. В поведении девочек наблюдается множество ранее не характерных реакций: стремление обидеть другого человека, внезапные «приступы ярости», преувеличенная агрессивная реакция на критику, достаточно частое применение физической силы в конфликтах. Кроме того, агрессивность у девочек-подростков приобретает преимущественно злонамеренный характер, тогда как у мальчиков — демонстрационный [1].

Именно эта несовместимость агрессивных тенденций девочек с традиционным представлением об их поведении в социуме (женственность, проявление нежности и заботы о других), вызывает общественный резонанс. Люди поражаются многочисленным случаям проявления жестокости девочек и резко осуждают их.

Прежде чем перейти к старшему подростковому возрасту (15-17 лет), на наш взгляд, важно обратить внимание, что в психологической литературе до сих пор не выработана единая точка зрения на вопрос о границах как подросткового, так и юношеского возрастов.

В зарубежной психологии традиционно рассматривают подростковый и юношеский этапы в единстве, обозначая его одним термином — подростковый возраст и подразделяя на две стадии: ранний подростковый (с 11 до 14 лет) и старший подростковый период (с 15 до 19 лет) [27].

Подобное разделение соответствует принятому в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский и др.) выделению подросткового и юношеского возрастов.

В своей работе мы будем придерживаться точки зрения Л.И. Божович (1997), которая к подросткам относит детей среднего (11-15 лет) и старшего (15-17 лет) школьного возраста, выделяя, таким образом, младший, средний и старший подростковые периоды [4].

Так, по мнению большинства отечественных ученых (Л.И. Божович, 1997; Л.С. Выготский, 1984; И.С. Кон, 1989; В.С. Мухина, 2000; А.В. Петровский, 1979; С.Л. Рубинштейн, 1940; В.С. Собкин, 1997; Д.И. Фельдштейн, 1988 и др.), старший подростковый возраст представляет интерес с точки зрения его сензитивности к становлению мировоззрения и формированию системы жизненных ценностей.

Специфика агрессивного поведения в старшем школьном возрасте, по мнению вышеперечисленных авторов, обусловлена повышенной чувствительностью данного периода к росту самосознания, к рефлексии своего поведения, способности на сознательном уровне управлять собой, и контролировать агрессию. Так, способность управлять своим поведением снижает значимость факторов агрессивного поведения связанных с уровнем саморегуляции старшего подростка: эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самоконтроля и др.

В исследовании О.В. Кобзевой (2007) было установлено, что в период от 10-го к 11-му классу учащиеся становятся менее обидчивыми и раздражительными, реже демонстрируют негативизм, вербальные и косвенные способы проявления агрессии, при этом уровни физической агрессии и подозрительности возрастают. Вместе с тем, они более осторожны, и недоверчивы к окружающим [14].

Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа, реакция изоляции [32].

К 16-17-ти годам юноши и девушки, прежде всего, ориентированы на ценности «свобода» и «развлечения». Посредством агрессивных проявлений реализуется возможность завоевать авторитет в социуме, стремление занять более высокий статус в системе межличностных отношений [11].

В результате исследований старшего подросткового возраста (И.А. Фурманов, 2007) было установлено, что у мальчиков в 16-летнем возрасте показатели физической агрессии имеют тенденцию к снижению, однако в дальнейшем уровень агрессивности восстанавливается. У девочек после значительного увеличения уровня физической агрессии к 15-ти годам, затем наблюдается его дальнейшая стабилизация. Увеличение показателей вербальной агрессии у мальчиков происходит к 17-ти годам, тогда как у девочек отмечают два пиковых возраста: 15 и 17 лет. Динамика косвенной агрессии у мальчиков отличается неравномерностью, существенный рост ее показателей наблюдается в 15 лет. Для девочек характерно плавное усиление косвенной агрессии от 13-ти до 17-ти лет [29, с. 67].

X

индивидуальные характеристики

социально-психологические причины агрессивного поведения подростков

I =

ситуации социально-ролевого взаимодействия

1

социальные факторы

-эмоциональная неустойчивость;

-неадекватно

заниженная

самооценка;

-наличие физических и

психических

отклонений;

-невоспитанность;

-неразвитость

способности

сопереживания;

-низкий уровень самоконтроля и др.

социально-групповые аспекты:

-борьба за высокий статус в группе;

-желание повысить низкий статус в группе;

-низкая

успеваемость в школе;

-демонстрация своего физического превосходства и др.

групповая идентификация:

отстаивание интересов своей группы перед «чужой»

межличностная самоидентификация:

-проявление чувства ревности к

сопернице/сопернику;

-проявление сексуального влечения к противоположному полу и др.

-низкий социально-экономический статус семьи;

-неблагополучная атмосфера в семье;

-жестокое обращение с ребенком в семье;

-частый просмотр сцен насилия на телеэкране;

-общение с «плохой» компанией и др.

желание казаться «взрослым»

Рисунок 1. Социально-психологические причины агрессивного поведения подростков

Особенность проявления агрессивного поведения учащегося по отношению к педагогу по мере взросления ребенка претерпевает изменения.

В заключении, отметим, что специфика проявления агрессивного поведения детей и подростков определяется возрастными и гендерными особенностями учащихся. Изменение возрастных доминант, обуславливающих совершение агрессивных поступков школьников, позволяет говорить о возрастной динамике проявления агрессии. Гендерные различия объясняются разными социально одобряемыми моделями поведения. При этом наравне с высоким уровнем проявления агрессии мальчиков отмечается и возросшая агрессивность девочек.

Итак, суммируя вышесказанное можно предположить, что причинами агрессивного поведения подростков являются возрастные доминанты, характерные для данного периода развития, а также ситуации, связанные социально-статусными аспектами (см. рис. 1).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 1999. 508 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, и контроль. СПб.: Прайм Еврознак, 2007. 310 с.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. №4. С. 23-34.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

5. Бреслав Г.Э. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений, 1983. Ч. 2. С. 274-276.

6. Бреслав Г.Э. Эмоциональные процессы: учеб. пособие. Рига, 1984. 44 с.

7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2007. 144 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов / под общ. ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 288 с.

9. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. Детская психология / под общ. ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

10. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. 1984. №2. С. 99-106.

11. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Москва, 2006. 188 с.

12. Иванова Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Иркутск, 2002. 181 с.

13. Исаева М.А. Гендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности подростков: дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. Москва, 2008. 170 с.

14. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах: дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. М., 2007. 235 с.

15. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. СПб., 1996. 161с.

27Р8МЫ516

Мир Науки

16. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.

17. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 320 с.

18. Кон И.С. Мальчик — отец мужчины. М.: Время, 2009. 704 с.

19. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. №1. С. 72-90.

20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 256 с.

21. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. М.: Изд. группа «Евразия», 1997. 430 с.

22. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.

23. Пилипенко В., Волянская Е. Подростковая агрессия в контексте современной социокультурной ситуации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. №4. С. 5-23.

24. Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 432 с.

25. Психология человека: от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.

26. Пстрог Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы) // Ярославский педагогический вестник. 2006. №4. С. 141-149.

27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 656 с.

28. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 407 с.

29. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007. 480 с.

30. Собкин В.С. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации // Труды по социологии образования. Том Х. Выпуск XYII. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.

31. Собкин В.С., Смыслова М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов // Труды по социологии образования. Т XVI. Вып. XXVIII. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 130-136.

32. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 27-33.

33. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 31-41.

34. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология: пойми других, чтобы понять себя: учебник. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 256 с.

35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344с.

37. Arnocky S., Vaillancourt T. A multi-informant longitudinal study on the relationship between aggression, peer victimization, and dating status in adolescence // Evolutionary Psychology. 2012. V. 10. №2. P. 253-270.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Fomichenko Anna Sergeevna

Orenburg state university, Russia, Orenburg E-mail: [email protected]

Social-psychological reasons of teenage aggression

Abstract. The article is a brief overview of the currently available information regarding teenage aggression. It examines the most significant problems typical of teenagers, dictated by time. Particular attention is paid to conflict and increased aggressiveness as the main negative demonstrations of this stage of development. Possible reasons of teenage aggression are analyzed. The relationship between personal characteristics of teenagers and their behavior is revealed. It outlines the main forms of demonstration of aggression at different stages of adolescence. Possible reasons of aggressive behavior, reflecting the situation of social-role interaction in the system «student-student» are discussed. It emphasizes the relevance and importance of studying this issue, the ability to use knowledge for prediction and timely correction of aggressiveness in the early stages of ontogenesis.

Keywords: puberty’s features; teenage aggression; attitude to peers; individual aggressiveness

Мир Науки

Социально-психологические причины конфликтов — Студопедия

 

 

 

Глава 11. Причины конфликтов____________________________________111

Социально-психологические причины конфликтовобусловлены непосредствен­ным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы. Рассмотрим основные причины конфликтов.

1. Возможные значительные потери и искажения информации в процессе меж­

личностной и межгрупповой коммуникации. Человек не может в общении пе­редать без существенных искажений всю информацию, касающуюся пробле­мы, обсуждаемой с партнером. Партнер в свою очередь оценивает ее и делает свои выводы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2.Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межлич­ностного

общения партнеры могут играть не те роли, которые ожидает от них противоположная сторона.                                                                                                                                                                                                                                       

3.Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение пози­ций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон. Проблемы, обсуждаемые людь­ми, сложны, имеют много оттенков. Мы иногда болезненно относимся к точ­кам зрения, отличным от нашей, что может быть причиной конфликтов.

4.Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг дру­га. Основные способы — сравнение с возможным идеальным положением дел; с требованиями к данной деятельности нормативных документов; со сте­пенью достижения цели деятельности; с результатами, достигнутыми други­ми людьми; с положением дел в начале деятельности. Таким образом, де­ятельность может быть оценена по-разному, и даже противоположно.

5.Психологическая несовместимость. Четыре уровня психологической несов­местимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, со­циально-психологический и социальный. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и ха­рактеров взаимодействующих людей. При социально-психологической не­совместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеа­лах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и т. п. Очень часто социальная несовместимость проявляется в боль­ших различиях в образовании, социальной принадлежности и т. п.


6.Напряженные межличностные отношения. Конфликты в организациях чаще возникают между работниками, отношения которых характеризуются на­пряженностью, взаимными негативными установками и т. п. Возникает по­рочный круг: чем хуже отношения, тем чаще конфликты, а чем чаще конф­ликты, тем хуже отношения.

7.Внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы пред­ставителям других социальных групп.

8.Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами.

9. Ограниченные способности человека к децентрации, т. е. к умению поста­вить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей.

10. Стремление к власти.

112_________________________Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии

Издания | Библиотечно-издательский комплекс СФУ

Все года изданияТекущий годПоследние 2 годаПоследние 5 летПоследние 10 лет

Все виды изданийУчебная литератураНаучная литератураЖурналыГазетыМатериалы конференций

Все темыЕстественные и точные наукиАстрономияБиологияГеографияГеодезия. КартографияГеологияГеофизикаИнформатикаКибернетикаМатематикаМеханикаОхрана окружающей среды. Экология человекаФизикаХимияТехнические и прикладные науки, отрасли производстваАвтоматика. Вычислительная техникаБиотехнологияВодное хозяйствоГорное делоЖилищно-коммунальное хозяйство. Домоводство. Бытовое обслуживаниеКосмические исследованияЛегкая промышленностьЛесная и деревообрабатывающая промышленностьМашиностроениеМедицина и здравоохранениеМеталлургияМетрологияОхрана трудаПатентное дело. Изобретательство. РационализаторствоПищевая промышленностьПолиграфия. Репрография. ФотокинотехникаПриборостроениеПрочие отрасли экономикиРыбное хозяйство. АквакультураСвязьСельское и лесное хозяйствоСтандартизацияСтатистикаСтроительство. АрхитектураТранспортХимическая технология. Химическая промышленностьЭлектроника. РадиотехникаЭлектротехникаЭнергетикаЯдерная техникаОбщественные и гуманитарные наукиВнешняя торговляВнутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживаниеВоенное делоГосударство и право. Юридические наукиДемографияИскусство. ИскусствоведениеИстория. Исторические наукиКомплексное изучение отдельных стран и регионовКультура. КультурологияЛитература. Литературоведение. Устное народное творчествоМассовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информацииНародное образование. ПедагогикаНауковедениеОрганизация и управлениеПолитика и политические наукиПсихологияРелигия. АтеизмСоциологияФизическая культура и спортФилософияЭкономика и экономические наукиЯзыкознаниеХудожественная литератураХудожественные произведения

Все институтыВоенно-инженерный институтБазовая кафедра специальных радиотехнических системВоенная кафедраУчебно-военный центрГуманитарный институтКафедра ИТ в креативных и культурных индустрияхКафедра истории России, мировых и региональных цивилизацийКафедра культурологии и искусствоведенияКафедра рекламы и социально-культурной деятельностиКафедра философииЖелезногорский филиал СФУИнженерно-строительный институтКафедра автомобильных дорог и городских сооруженийКафедра инженерных систем, зданий и сооруженийКафедра проектирования зданий и экспертизы недвижимостиКафедра строительных конструкций и управляемых системКафедра строительных материалов и технологий строительстваИнститут архитектуры и дизайнаКафедра архитектурного проектированияКафедра градостроительстваКафедра дизайнаКафедра дизайна архитектурной средыКафедра изобразительного искусства и компьютерной графикиИнститут горного дела, геологии и геотехнологийКафедра геологии месторождений и методики разведкиКафедра геологии, минералогии и петрографииКафедра горных машин и комплексовКафедра инженерной графикиКафедра маркшейдерского делаКафедра открытых горных работКафедра подземной разработки месторожденийКафедра технической механикиКафедра технологии и техники разведкиКафедра шахтного и подземного строительстваКафедра электрификации горно-металлургического производстваИнститут инженерной физики и радиоэлектроникиБазовая кафедра «Радиоэлектронная техника информационных систем»Базовая кафедра инфокоммуникацийБазовая кафедра физики конденсированного состояния веществаБазовая кафедра фотоники и лазерных технологийКафедра нанофазных материалов и нанотехнологийКафедра общей физикиКафедра приборостроения и наноэлектроникиКафедра радиотехникиКафедра радиоэлектронных системКафедра современного естествознанияКафедра теоретической физики и волновых явленийКафедра теплофизикиКафедра экспериментальной физики и инновационных технологийКафедры физикиИнститут космических и информационных технологийБазовая кафедра «Интеллектуальные системы управления»Базовая кафедра «Информационные технологии на радиоэлектронном производстве»Базовая кафедра геоинформационных системКафедра высокопроизводительных вычисленийКафедра вычислительной техникиКафедра информатикиКафедра информационных системКафедра прикладной математики и компьютерной безопасностиКафедра разговорного иностранного языкаКафедра систем автоматики, автоматизированного управления и проектированияКафедра систем искусственного интеллектаИнститут математики и фундаментальной информатикиБазовая кафедра вычислительных и информационных технологийБазовая кафедра математического моделирования и процессов управленияКафедра алгебры и математической логикиКафедра высшей и прикладной математикиКафедра математического анализа и дифференциальных уравненийКафедра математического обеспечения дискретных устройств и системКафедры высшей математики №2афедра теории функцийИнститут нефти и газаБазовая кафедра пожарной и промышленной безопасностиБазовая кафедра проектирования объектов нефтегазового комплексаБазовая кафедра химии и технологии природных энергоносителей и углеродных материаловКафедра авиационных горюче-смазочных материаловКафедра бурения нефтяных и газовых скважинКафедра геологии нефти и газаКафедра геофизикиКафедра машин и оборудования нефтяных и газовых промысловКафедра разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторожденийКафедра технологических машин и оборудования нефтегазового комплексаКафедра топливообеспеченя и горюче-смазочных материаловИнститут педагогики, психологии и социологииКафедра информационных технологий обучения и непрерывного образованияКафедра общей и социальной педагогикиКафедра психологии развития и консультированияКафедра современных образовательных технологийКафедра социологииИнститут торговли и сферы услугБазовая кафедра таможенного делаКафедра бухгалтерского учета, анализа и аудитаКафедра гостиничного делаКафедра математических методов и информационных технологий в торговле и сфере услугКафедра технологии и организации общественного питанияКафедра товароведения и экспертизы товаровКафедра торгового дела и маркетингаОтделение среднего профессионального образования (ОСПО)Институт управления бизнес-процессамиКафедра бизнес-информатики и моделирования бизнес-процессовКафедра маркетинга и международного администрированияКафедра менеджмент производственных и социальных технологийКафедра цифровых технологий управленияКафедра экономики и управления бизнес-процессамиКафедра экономической и финансовой безопасностиИнститут физ.культуры, спорта и туризмаКафедра медико-биологических основ физической культуры и оздоровительных технологийКафедра теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризмаКафедра теории и методики спортивных дисциплинКафедра физической культурыИнститут филологии и языковой коммуникацииКафедра восточных языковКафедра журналистики и литературоведенияКафедра иностранных языков для гуманитарных направленийКафедра иностранных языков для естественнонаучных направленийКафедра иностранных языков для инженерных направленийКафедра романских языков и прикладной лингвистикиКафедра русского языка и речевой коммуникацииКафедра русского языка как иностранногоКафедра теории германских языков и межкультурной коммуникацииИнститут фундаментальной биологии и биотехнологииБазовая кафедра «Медико-биологические системы и комплексы»Базовая кафедра биотехнологииКафедра биофизикиКафедра водных и наземных экосистемКафедра геномики и биоинформатикиКафедра медицинской биологииИнститут цветных металлов и материаловеденияБазовая кафедра «Технологии золотосодержащих руд»Кафедра автоматизации производственных процессов в металлургииКафедра аналитической и органической химииКафедра инженерного бакалавриата СDIOКафедра композиционных материалов и физико-химии металлургических процессовКафедра литейного производстваКафедра металловедения и термической обработки металловКафедра металлургии цветных металловКафедра обогащения полезных ископаемыхКафедра обработки металлов давлениемКафедра общаей металлургииКафедра техносферной безопасности горного и металлургического производстваКафедра физической и неорганической химииКафедра фундаментального естественнонаучного образованияИнститут экологии и географииКафедра географииКафедра охотничьего ресурсоведения и заповедного делаКафедра экологии и природопользованияИнститут экономики, государственного управления и финансовБазовая кафедра цифровых финансовых технологий Сбербанка РоссииКафедра бухгалтерского учета и статистикиКафедра международной и управленческой экономикиКафедра социально-экономического планированияКафедра теоретической экономикиКафедра управления человеческими ресурсамиКафедра финансов и управления рискамиКрасноярская государственная архитектурно-строительная академияКрасноярский государственный технический университетКрасноярский государственный университетМежинститутские базовые кафедрыМежинститутская базовая кафедра «Прикладная физика и космические технологии»Политехнический институтБазовая кафедра высшей школы автомобильного сервисаКафедра конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производствКафедра материаловедения и технологии обработки материаловКафедра машиностроенияКафедра прикладной механикиКафедра робототехники и технической кибернетикиКафедра стандартизации, метрологии и управления качествомКафедра тепловых электрических станцийКафедра теплотехники и гидрогазодинамикиКафедра техногенных и экологических рисков в техносфереКафедра техносферной и экологической безопасностиКафедра транспортаКафедра транспортных и технологических машинКафедра химииКафедра электротехникиКафедра электроэнергетикиХакасский технический иститутЮридический институтКафедра гражданского праваКафедра иностранного права и сравнительного правоведенияКафедра конституционного, административного и муниципального праваКафедра международного праваКафедра предпринимательского, конкурентного и финансового праваКафедра теории и истории государства и праваКафедра теории и методики социальной работыКафедра трудового и экологического праваКафедра уголовного праваКафедра уголовного процеса и криминалистики

По релевантностиСначала новыеСначала старыеПо дате поступленияПо названиюПо автору

§4. Идеологические и социально-психологические причины. Экономическая преступность

Похожие главы из других работ:

Законность и правопорядок

5.3 Идеологические гарантии

Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология…

Криминологический анализ причин преступности несовершеннолетних

Социально-психологические теории преступности

Общепринято, что на поведение человека влияет его ближайшее и более широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет на это окружение, формируя его; человек отнюдь не пассивен по отношению к своей среде, к группе…

Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования

3. Социально-психологические аспекты содержания качества медицинской помощи

Методы борьбы с наркоманией

Глава 2. Социально-психологические факторы, способствующие распространению наркомании

Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина, механизм их реализации

2.2 Причины неэффективного функционирования механизма реализации социально-экономических прав и свобод в Российской Федерации и способы их преодоления

Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих социально-экономические права человека…

Особенности профессионального общения в деятельности юриста

2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения

Как уже отмечалось выше, одной из составляющих профессионального общения является коммуникативная сторона. Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми…

Психологический анализ преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел

Глава 1. Социально-психологические особенности, закономерности и механизмы преступлений, совершенных сотрудниками ОВД

Совершенствование стратегии противодействия терроризму в Российской Федерации на современном этапе (на материалах суицидального терроризма)

1.3 Социополитические, духовно-религиозные и социально-психологические основы современного исламского терроризма

Говоря об идейных истоках современного терроризма, следует обратить внимание на религиозный экстремизм, который получил довольно заметное развитие в течение последнего столетия, особенно в восточных странах. Так, М…

Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков

Глава 3. Социально-психологические особенности подростковых криминогенных групп

Изучение криминогенных подростковых групп в течение последних 10 — 15 лет предпринималось криминологами и психологами в самых различных регионах страны. Результаты этих исследований получили свое освещение в работах ИЛ, Башкатова, А. И. Долговой…

Социально-психологические особенности реформы министерства внутренних дел

1.2 Социально-психологические аспекты работы с кадрами в органах внутренних дел (ОВД)

Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Их значимость и важность объясняются тем…

Социальное обеспечение в России до 1917 года

1.1 Первоначальные социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных в России. Причины появления законодательства о социальном обеспечении

Забота государства о нуждах слабейших своих членов есть не только обязанность, налагаемая гуманностью, которой должны быть проникнуты государственные учреждения, но и задача политики, оберегающей интересы самого государства. Как отмечал В.П…

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

1.4 Социально-психологические особенности пожилого возраста

Для определения наиболее приемлемых способов организации работы с пожилыми людьми необходимо проанализировать социально-психологические особенности возраста. Социальный работник, работающий с пожилыми людьми…

Социальные аспекты наркомании

3. Социально-психологические причины наркомании 

Наркомания отнесена к категории опасных заболеваний. Согласно опросу, проведенному среди потребителей наркотических веществ, более 70 процентов еще перед началом употребления имели представление об их вреде, но считали…

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1.3 Социально-психологические предпосылки уголовной ответственности несовершеннолетних

Решение проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних связано с анализом закономерностей развития личности, с оценкой множества факторов и обстоятельств воспитания подрастающего поколения Яковлева Л…

Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

2. Социально-экономические причины уклонения от исполнения обязанности военной службы

Социально-экономические причины уклонения от исполнения обязанностей военной службы следует рассматривать в двух плоскостях: в обществе и в армии. Однако определяющие и главные причины преступности и, в частности…

Социально-психологические причины “обломовщины” 👍 | Школьные сочинения

В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений между людьми, уважение к национальным традициям, гармонию ума и сердца, чувства и воли, духовный союз человека с природой. Неужели все это. обречено на слом?

И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливость? Как

сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что такое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни.

Так, в 1859 году появился роман “Обломов”, который автор издал в течение десяти лет.
Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. “Это человек 32 – 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами и с отсутствием всякой определенной идеи и сосредоточенности в чертах лица. Во всем лице теплился ровный свет беспечности, переходивший даже в позы всего тела. Ничего не могло согнать с его лица ту мягкость, которая была господствующим и основным выражением не только лица, но и всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук…”
Илья Ильич – человек сложный, и я считаю, что в Обломове много русских национальных черт. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.
На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние среднерусская природа того благословенного уголка земли, того чудного края – Обломовки.
То небо, которое “кажется ближе жмется к земле, чтоб уберечь избранный уголок от всяких невзгод”; то солнце, которое “ярко и жарко светит там около полугода и потом медленно, точно нехотя, удаляется оттуда”; те мягкие очертания отлогих холмов, “с которых приятно кататься, резвясь, на спине или сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце”; то медленное неторопливое течение равнинных рек, которые “то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись”.
Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они “бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе”.

Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.
Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.
На формирование личности Обломова также сильно повлияло его воспитание. Ту безграничную любовь и ласку, которыми он с детства был окружен и взлелеян, подарила Илюше его мать. Она “осыпала его страстными поцелуями”, смотрела “жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару”.
“Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и других, разговаривает с ними о будущности сына, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи”.
Я думаю, что эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но все-таки, на мой взгляд, именно она воспитала в герое основные черты национального характера. Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности.

Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории. Няня нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает”.
Я считаю, что няня очень много сделала для ребенка в детстве. Но, на мой взгляд, все эти рассказы и сказки тоже пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение, мальчика населялось странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть, навсегда в душу.

Когда же он стал взрослым, и теперь еще, “оставшись в темной комнате или увидев покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски”. И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать…
Труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, наложенное еще на праотцев наших, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”. Такое отношение к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей:
“А слуги на что?”. Вскоре герой и сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.
Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование – не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.
Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело.

Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.
Обломов – лицо не совсем новое в нашей литературе: Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин – это тоже Обломовы. Н. А. Добролюбов писал: “Обломов – это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделиться ни один из наших серьезных художников”. На мой взгляд, это потому,
(что Обломов – национальный русский характер. Так, в романе “Обломов” Гончаров отобразил те проблемы современной ему жизни, которые глубоко волновали его. Он раскрыл социально-,_ психологические причины “обломовщины” и выявил многие важные черты русского национального характера.

Социально-психологические причины табакокурения студентов разных специальностей « Перспективы науки и образования

Результаты изучения причин табакокурения среди людей разного возраста, пола из разных стран мира достаточно представлены в научных публикациях российских и зарубежных ученых. Научно описаны исследования влияния табакокурения на системы жизнеобеспечения, эффективность здоровьесберегающих антитабачных программ, установлению причин табакокурения. Однако недостаточно изучен вопрос о социально-психологических причинах табакокурения студентов разных специальностей.

На основе сравнительного анализа результатов анкетирования студентов-спортсменов (Уральский государственный университет физической культуры УралГУФК), и студентов-гуманитариев г. Челябинска (Челябинский государственный университет ЧелГУ) изучены социально-психологические причины табакокурения студентов.

Цель данного исследования — изучение и ранговое определение основных причин и социально-психологических аспектов табакокурения студентов в вузах разных специальностей.

Объектом исследования являются социально-психологические причины табакокурения студентов.

Методикой проведения данного исследования являлся анкетный опрос, вопросы которого были направлены на выявление социально-психологических причин табакокурения среди студентов двух вузов г. Челябинска в период профессионального становления. Были определены следующие этапы исследования: составление плана и программы исследования, сбор материала, обработка результатов и статистический анализ материала. Осуществлялось определение достоверности различий.

В ходе исследования выявлено, что доминирующими категориями табакокурения студентов-спортсменов являются социальные категории, а студентов-гуманитариев – психофизиологические.

Выявление категорий причин табакокурения и их значимости в популяции студентов разных вузов позволяет разработать мероприятия антитабачной кампании. Информация о превалировании социальных или психофизиологических категорий табакокурения позволяет специалистам вузов повысить эффективность антитабачных мероприятий, тем самым способствуя формированию здорового образа жизни студентов.

Ключевые слова: студенты, табакокурение, здоровье, физическая культура, причины табакокурения, мониторинг здоровья студентов, студенты-спортсмены, анкетирование, вредные привычки, здоровый образ жизни

Ссылка для цитирования: Макунина О. А., Звягина Е. В., Коваленко А. Н., Быков Е. В. Социально-психологические причины табакокурения студентов разных специальностей // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 263-273. doi: 10.32744/pse.2019.4.21

Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Макунина Ольга Александровна (Россия, Челябинск) - Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии. Уральский государственный университет физической культуры. E-mail: [email protected] ORCID ID: 000-0002-3448-9428

Звягина Екатерина Владимировна (Россия, Челябинск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии. Уральский государственный университет физической культуры. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-8808-1148

Коваленко Александр Николаевич (Россия, Челябинск) - Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник. Уральский государственный университет физической культуры. E-mail: [email protected]

Быков Евгений Витальевич (Россия, Челябинск) - Доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации. Уральский государственный университет физической культуры. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7506-8793

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Обзор социальной психологии

Что формирует наше отношение? Почему некоторые люди являются такими великими лидерами? Как возникают предубеждения и как мы можем их преодолеть? Это лишь некоторые из основных вопросов, представляющих интерес для социальной психологии. Социальные психологи решают проблемы, которые могут оказать существенное влияние на здоровье и благополучие человека, от понимания агрессивного поведения до анализа того, почему люди иногда не могут помочь нуждающимся.

Что такое социальная психология?

По словам психолога Гордона Олпорта, социальная психология использует научные методы, «чтобы понять и объяснить, как на мысли, чувства и поведение людей влияет реальное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей.«По сути, социальная психология занимается пониманием того, как на индивидуальное поведение каждого человека влияет социальная среда, в которой происходит это поведение.

Вы, наверное, уже понимаете, что другие люди могут иметь огромное влияние на то, как вы действуете и какой выбор делаете. Подумайте, как вы могли бы вести себя в ситуации, если бы вы были в полном одиночестве по сравнению с тем, если бы в комнате были другие люди.

Решения, которые вы принимаете, и поведение, которое вы демонстрируете, могут зависеть не только от того, сколько людей присутствует, но и от того, кто именно вас окружает.Например, вы, вероятно, будете вести себя совсем иначе, когда находитесь в компании близких друзей, чем в группе коллег или начальников с работы.

Социальная психология охватывает широкий круг социальных тем, в том числе:

Важно отметить, что социальная психология занимается не только рассмотрением социальных влияний. Социальное восприятие и социальное взаимодействие также жизненно важны для понимания социального поведения.

То, как мы видим других людей (и то, как мы думаем, что они видят нас), может играть важную роль в самых разных действиях и решениях.Просто задумайтесь на мгновение о том, как вы иногда ведете себя в общественных местах иначе, чем если бы вы были дома в одиночестве. Дома вы можете быть шумным и буйным, в то время как на публике вы можете быть гораздо более сдержанным и сдержанным.

Почему это? Потому что люди вокруг нас формируют наши мысли, чувства, настроения, отношения и восприятие. Присутствие других людей может повлиять на наш выбор и действия.

Хотя социальная психология, как правило, является академической областью, исследования, проводимые социальными психологами, оказывают сильное влияние на наше понимание психического здоровья и благополучия.Например, исследование конформизма помогает объяснить, почему подростки иногда идут на такие большие усилия, чтобы соответствовать своей социальной группе, иногда в ущерб собственному здоровью и благополучию.

Понимание этого помогает психологам разрабатывать программы общественного здравоохранения и подходы к лечению подростков. Это может помочь подросткам сопротивляться потенциально вредному поведению, такому как курение, употребление алкоголя и употребление психоактивных веществ.

История социальной психологии

Платон ссылался на идею «массового разума», и в конце 1800-х годов были введены такие понятия, как социальная леность и социальная помощь.Но серьезные исследования в области социальной психологии начались только после Второй мировой войны.

Ужасы Холокоста побудили исследователей заняться изучением социального влияния, конформизма и послушания. Чем можно объяснить, почему люди участвовали в таких злодеяниях? Выполняли ли люди приказы и поддавались общественному давлению, или действовали какие-то другие силы? Исследуя эти вопросы, социальные психологи смогли лучше понять силу социальных сил, таких как авторитет, уступчивость и послушание.

Социальный психолог Стэнли Милграм, например, смог продемонстрировать, насколько далеко люди готовы зайти, чтобы подчиняться авторитетным лицам. В серии печально известных экспериментов Милгрэм и его коллеги приказали участникам исследования нанести другому человеку то, что они считали потенциально опасным.

На самом деле удары током были ненастоящими, и другой человек только притворялся, что ему больно от электрических импульсов. Но 65% тех, кто принял участие в исследовании, подверглись максимальному шоку просто потому, что авторитетная фигура приказала им сделать это.

Социальная психология продолжала развиваться на протяжении двадцатого века, вдохновляя на исследования, которые способствовали нашему пониманию социального опыта и поведения. Наш социальный мир составляет такую ​​огромную часть нашей жизни, поэтому неудивительно, что эта тема так увлекательна для многих.

Чем социальная психология отличается от других дисциплин

Социальную психологию часто путают с народной мудростью, психологией личности и социологией. В отличие от народной мудрости, опирающейся на отдельные наблюдения и субъективную интерпретацию, социальная психология использует научные методы и эмпирические исследования.Исследователи не делают предположений о поведении людей; они разрабатывают и проводят эксперименты, которые помогают выявить взаимосвязь между различными переменными.

Психология личности фокусируется на индивидуальных чертах, характеристиках и мыслях. Социальная психология сосредоточена на ситуациях. Социальных психологов интересует влияние, которое социальная среда и групповые взаимодействия оказывают на отношение и поведение.

Наконец, важно различать социальную психологию и социологию.Хотя между ними есть много общего, социология склонна рассматривать социальное поведение и влияние на очень широком уровне. Социологов интересуют институты и культуры, влияющие на поведение людей.

Вместо этого психологи сосредотачиваются на ситуационных переменных, влияющих на социальное поведение. Хотя психология и социология изучают схожие темы, они смотрят на эти вопросы с разных точек зрения.

Слово из Веривелла

Что делает социальную психологию такой важной темой? Социальные психологи сосредотачиваются на социальных проблемах, которые оказывают сильное влияние на индивидуальное благополучие, а также на здоровье общества в целом, включая такие проблемы, как употребление психоактивных веществ, преступность, предрассудки, насилие в семье, общественное здоровье, издевательства и агрессия.

Социальные психологи обычно не работают непосредственно в области психического здоровья, но результаты их исследований влияют на то, как специалисты в области психического здоровья относятся к поведению, на которое влияют социальные факторы. Программы общественного здравоохранения, например, часто полагаются на методы убеждения, определенные социальными психологами, чтобы побудить людей вести здоровый образ жизни, избегая при этом потенциально опасных.

5 важных концепций социальной психологии

Социальная психология — это раздел психологии, изучающий, как социальные влияния влияют на то, как люди думают, чувствуют и действуют.То, как мы воспринимаем себя по отношению к остальному миру, играет важную роль в нашем выборе, поведении и убеждениях. И наоборот, мнения других также влияют на наше поведение и то, как мы относимся к себе.

Понимание социальной психологии может быть полезным по многим причинам. Во-первых, мы можем лучше понять, как группы влияют на наш выбор и действия. Есть несколько основных аспектов социального поведения, которые играют большую роль в наших действиях и в том, как мы себя видим.

Социальное поведение целенаправленно

Наши взаимодействия служат целям или удовлетворяют потребности.Некоторые общие цели или потребности включают потребность в социальных связях, желание понять себя и других, желание получить или сохранить статус или защиту, а также потребность в привлечении компаньонов.

Поведение людей часто определяется желанием удовлетворить эти потребности. Люди ищут друзей и романтических партнеров, стремятся получить социальный статус и пытаются понять мотивы, которые определяют поведение других людей.

Ситуации помогают определить результат

Во многих случаях люди ведут себя по-разному в зависимости от ситуации.Чтобы полностью понять, почему люди делают то, что они делают, необходимо рассмотреть индивидуальные характеристики, ситуацию и ее контекст, а также взаимодействие между всеми этими переменными.

Например, человек, который обычно тихий и сдержанный, может стать гораздо более общительным, если его поставят на какую-то руководящую должность. Другой пример — то, как люди иногда ведут себя в группах иначе, чем если бы они были в одиночестве. Окружающие и ситуационные переменные играют важную роль и оказывают сильное влияние на наше поведение.

Социальная психология позволяет нам лучше понять, как наше социальное восприятие влияет на наше взаимодействие с другими людьми.

Социальные ситуации формируют самооценку

Наши социальные взаимодействия помогают сформировать нашу самооценку и наше восприятие. Одним из методов формирования я-концепции является процесс рефлексивной оценки, в ходе которого мы представляем, как нас видят другие люди. Другой метод — через процесс социального сравнения, посредством которого мы оцениваем, как мы сравниваем себя с другими людьми в нашей группе сверстников.

Иногда мы участвуем в восходящем социальном сравнении, когда оцениваем себя с людьми, которые в чем-то лучше нас. В других случаях мы можем проводить нисходящее социальное сравнение, противопоставляя наши собственные способности способностям других, менее способных.

Мы анализируем поведение других

Одним из распространенных явлений является подтверждение ожидания, когда мы склонны игнорировать неожиданные атрибуты и искать доказательства, подтверждающие наши ранее существовавшие убеждения о других. Это помогает упростить наше мировоззрение, но также искажает наше восприятие и может способствовать формированию стереотипов.

Если вы ожидаете, что люди будут вести себя определенным образом, вы можете искать примеры, подтверждающие вашу веру, и в то же время игнорировать доказательства, противоречащие вашим существующим мнениям.

Мы верим, что поведение отражает личность

Другое влияние на наше восприятие других людей можно объяснить теорией соответствующих умозаключений. Это происходит, когда мы делаем вывод, что действия и поведение других соответствуют их намерениям и личностям.Например, если мы видим женщину, помогающую пожилому человеку перейти улицу, мы можем предположить, что она добрая. Хотя поведение может быть информативным, оно также может вводить в заблуждение.

Если у нас ограниченное взаимодействие с кем-то, поведение, которое мы наблюдаем, может быть нетипичным или вызвано конкретной ситуацией, а не доминирующими диспозиционными характеристиками человека. В предыдущем примере женщина может помогать пожилому человеку только потому, что ее наняли для этого, а не по доброте душевной.

Слово из Веривелла

Изучение социальной психологии может обогатить ваше понимание себя и окружающего мира. Узнав больше о том, как люди относятся к другим, как они ведут себя в группах и как формируются отношения, вы сможете лучше понять, как социальные отношения влияют на функционирование отдельных людей.

Роль социально-психологических факторов Карин ван дер Кройсен, Франк ван дер Хорст :: SSRN

41 страница Опубликовано: 10 ноября 2016 г.

Дата написания: 21 октября 2016 г.

Аннотация

В этом исследовании изучается влияние социально-психологических факторов на платежное поведение потребителей.Основываясь на информации из социально-психологической и платежной литературы, мы строим теоретическую модель платежного поведения. Мы проверяем эту модель эмпирически, сосредоточив внимание на выборе между наличными и электронными платежами и используя результаты двух специально разработанных опросов репрезентативной группы голландских потребителей. Мы можем значительно лучше объяснить платежное поведение, чем традиционные платежные модели. Кроме того, мы предоставляем полезную информацию для тех, кто хочет понять платежное поведение и управлять им.Отношение потребителей к оплате зависит от восприятия атрибутов, таких как безопасность и приемлемость. Вместе с социальными нормами, ролями, эмоциями и предполагаемым контролем эти отношения определяют платежные намерения. Хотя платежные намерения являются ключевым фактором, определяющим платежное поведение, платежные привычки также играют важную роль в объяснении того, как потребители платят.

Ключевые слова: платежное поведение, отношение, намерение, социально-психологическая модель, опрос потребителей, привычка, социальные нормы, личностная норма, роль, контроль, эмоции

JEL Классификация: D14, D11, D03, Z13

Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка