Политика ярослава мудрого: Мудрейший из князей | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Внутренняя политика Ярослава Мудрого, покровительство храмам

Ярослав Мудрый вошел в историю как разумный, дальновидный правитель, остановивший кровопролитие на Руси, поспособствовавший ее процветанию. Но насколько мирным был его приход к власти? На что пошел князь, кого принес в жертву, чтобы объединить разрозненные земли и усилить свою власть?

Борьба Ярослава Мудрого за власть

Князь Владимир Святославович прославился завоеванием обширной территории, охватившей прибалтийские, восточнославянские, финно-угорские племена. Но он не мог в полной мере управлять своими землями. Отсутствие дорог не позволяло быстро реагировать на восстания и подавлять их военным путем. На многих землях властвовала племенная знать, а не князь.

Для усиления своего влияния Владимир на крупных землях назначил правителями своих сыновей. Они смотрели за порядком, собирали дань, большую часть которой отправляли в Киев. Все было относительно спокойно до 1014 года. Но вот Новгородский князь Ярослав Владимирович отказался отправлять в Киев 2 тыс. гривен серебром, таким образом, объявив неповиновение Владимиру Великому.

Оба князя начали готовиться к войне. Ярослав для своей защиты нанял варягов. Но кровопролития между отцом и сыном не случилось. В 1015 году Владимир умирает. Сразу же начинается война между братьями за киевский престол. Борьба за главный город Руси продолжается до 1026 года. В течение 10 лет Ярослав Мудрый то занимал, то покидал Киев, отчаянно сражаясь за него со Святополком Окаянным, Мстиславом Тмутараканским.

Что получил в наследство Ярослав Мудрый?

В 1026 году Ярослав и Мстислав разделили между собой земли по Днепру. В итоге первому достался Киев, а второму – Чернигов. В 1036 Мстислав внезапно умер на охоте. Ярослав Мудрый незамедлительно воспользовался ситуацией. Князя Судислава он поместил в темницу, сам же захватил земли брата. Таким образом, с 1036 года Ярослав Мудрый объединил Киевскую Русь и стал единовластным правителем.

В наследство от отца Ярослав получил разрозненные земли, на которых то и дело вспыхивали бунты. Для установления порядка нужны были быстрые, жесткие действия. Для этого он воспользовался помощью варяг. Они помогали ему усмирять волнения.

Из летописей известно о масштабном восстании в Суздальском княжестве в 1024-26 гг. Народные бунты были вызваны неудовлетворительным образом жизни, голодом. Подстрекателями выступили языческие жрецы. Ярослав Мудрый лично руководил подавлением восстания. В результате все волхвы были казнены.

Усиление государственной власти

Для Ярослава Мудрого было важно укрепить государственные границы и обеспечить мир во всех княжествах. Поэтому он, как и его отец Владимир Великий, посадил во всех крупных городах сыновей. Уделы раздавались по старшинству:

  • Новгород – Владимиру.
  • Чернигов – Святославу.
  • Переяславль – Всеволоду.
  • Смоленск – Вячеславу.
  • Владимир-Волынский – Игорю.

Главной причиной междоусобных войн было отсутствие правил престолонаследования. Ярослав Мудрый исправил этот недочет. Если Владимир Великий по старинному обычаю мог передать власть кому угодно из мужчин родственников, то Ярослав ввел правило наследственной лестницы. Согласно ему главный престол получает старший сын. После его смерти власть передавалась второму наследнику и т. д.

Превращение Киева в «стольный город»

Ярослав Мудрый большое внимание уделял политической, хозяйственной и военной деятельности. Для укрепления авторитета ему было важно превратить Киев в «стольный город», который выделялся бы своей развитостью среди других крупных городов.

Ярослав Мудрый расширил площадь Киева до 400 га. На этой территории проживало 65 тыс. человек. Для сравнения, Париж (крупнейший город в Европе) на то время населяло 100 тыс. человек. Для благоустройства Киева князь позаимствовал идеи в Константинополе. Но при этом не отказался от традиционного славянского стиля.

За время своего правления Ярослав Мудрый построил:

  • оборонительную насыпь вокруг Киева;
  • Золотые Ворота;
  • храмы Святой Софии и Благовещенья Богородицы;
  • дворцовые комплексы;
  • монастыри святых Ирины и Георгия.

Отсутствие войн, культурное развитие помогли Киеву за короткое время укрепиться, разбогатеть. Правление Ярослава Мудрого считается золотым периодом для Руси.

Основные законы Ярослава Мудрого

Разумность политики киевского князя подтверждает выданный им свод законов. До Ярослава Мудрого на Руси не было каких-либо письменных уставов. Правители ориентировались на обычаи предков, христианские правила, трактуя их по-разному и, чаще всего, в свою пользу.

Ярослав Мудрый для искоренения сепаратизма выпустил юридический сборник «Русская Правда». Он состоял из трех важных документов:

  • «Правда Ярослава»;
  • «Устав мостников»;
  • «Покон вирный».

«Русская Правда» Ярослава Мудрого сохраняла свою актуальность до XV века. Сборник содержал законы наследственного, уголовного, процессуального, торгового характера.

Развитие культуры, церкви при Ярославе Мудром

Одним из кирпичиков в укреплении внутренней политики было активное покровительство церквям. Усиливая влияние христианства, Ярослав Мудрый превращал Киев в духовную столицу Руси. Большим достижением князя стало назначение первого киевского митрополита славянского происхождения Иллариона. Ярослав добился независимости от Константинопольского патриархата.

Правитель всячески поддерживал распространение письменности на Руси. Знаменитая русская библиотека при Софийском соборе – его заслуга. Ярослав Мудрый готовил переводчиков и авторов, которыми были переведены многие византийские тексты, а также написаны новые произведения. В монастырях Киевской Руси хранилось около 140 тыс. книг.

Все дети Ярослава Мудрого были грамотными. Князь всячески популяризировал образование. Правда, позволить его могли себе только дети священников, богатых людей. В то время подготавливали переводчиков, хронистов, писарей. Школы работали при всех крупных монастырях.

Благодаря правлению Ярослава Мудрого разрозненная Русь объединилась, ожила. Разумная внутренняя политика укрепила государство. Поэтому период правления Ярослава Мудрого связывают с расцветом Руси.

Политика правления князя Ярослава Мудрого

Ярослав — сын полоцкой княжны Рогнеды и Владимира Святославича. Уже в 987 г. ему в княжение были отданы Ростовские земли. Но после того, как умер старший сын великого князя Вышеслав, началось княжение Ярослава в Новгороде. Смерть великого киевского князя Владимира спровоцировала жестокую борьбу за власть между его детьми. Киевский престол был захвачен Святополком, получившим в народе прозвище Окаянный. Он убил своих братьев Бориса и Глеба, княживших соответственно в Ростовских и Смоленских землях, и Святослава, посаженного отцом в землях древлян. Победить Святополка смог только Ярослав, ставший после этого великим князем. Но с князем тмутараканским Мстиславом ему справиться не удалось. Все земли Руси вновь оказались под властью Киева только после смерти Мстислава в 1036 г. Характеристика Ярослава Мудрого и всего периода его правления является неоднозначной, но все историки сходятся на том, что прозвище свое князь полностью оправдал.

Князь был женат на Ингигерде, дочери конунга шведов. В летописях упоминается два имени жены Ярослава — Ирина и Анна. Историки делают вывод о том, что имя Ирина она получила при крещении, а Анна — после ухода в монастырь.

В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) государство Киевская Русь достигло своего расцвета. Оно стало одним из сильнейших в Европе. Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить не только стольный город, но и все его обширные владения. При нем было заложено несколько новых городов.

Благодаря разумной внешней политике Ярослава Мудрого авторитет государства на международной арене значительно вырос. Удачлив оказался князь и в военных делах. Успешными были совершенные им походы на Польшу, княжество Литовское, в земли, принадлежавшие финским народам. Одной из наиболее важных для Руси была победа над кочевниками-печенегами в 1036 г.

В последний раз Киевская Русь при Ярославе Мудром столкнулась с Византией. Конфликт завершился подписанием договора о мире, подкрепленного династическим браком. Сын князя Всеволод женился на византийской принцессе Анне. Ярослав использовал династические браки в качестве средства укрепления мира. Другие сыновья Ярослава Владимировича Мудрого: Святослав, Вячеслав и Игорь — женились на немецких принцессах. Старшая дочь Елизавета была супругой Гаральда, норвежского принца. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха 1-го, а Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андреем 1-м.

Реформы Ярослава Мудрого охватили практически все сферы жизни общества. Великий князь придавал большое значение просвещению, и внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности и грамотности. Князь построил училище, где мальчиков обучали «церковному делу». При Ярославе впервые на Руси появился русский по происхождению митрополит. Для укрепления позиций церкви во владениях Ярослава была возобновлена выплата десятины, ранее установленной Владимиром. Бурная деятельность князя заметно изменила Киевскую Русь. Строились каменные монастыри и храмы, бурно развивалось зодчество и живопись. Огромное значение имеет и издание первого свода законов, названного «Русской Правдой». Этим документом регулировался при Ярославе Мудром размер дани (виры) и наказаний за различные нарушения. Немного позже появился и свод церковных законов — «Кормчая книга» («Номоканон»).

Ответ на вопрос, почему Ярослава прозвали Мудрым, кроется не только в любви князя к книгам и церкви, но и в его великих деяниях, сделавших Русь одним из сильнейших государств. Правда, появилось это прозвище относительно недавно, во второй половине 19-го в. Во времена своего правления князь был известен как Хромец. Он действительно был хром, но этот недостаток считался признаком особой силы и ума. И краткая биография князя Ярослава Мудрого подтверждает, что эти качества были присущи ему в полной мере. Князь прожил долгую жизнь и умер в 1054 г. в возрасте 76 лет. После его смерти наступила очередная кровопролитная усобица.

Внешняя и внутренняя политика князя Ярослава Мудрого (кратко)

Киевский князь Ярослав Мудрый сын Владимира Великого и полоцкой княжны. В 9 лет становится ростовским князем, а после новгородским.

После смерти отца вступает в борьбу за киевский престол. В 1019 году становится киевским правителем, и лишь после смерти брата Мстислава (1036 году) единоличным правителем всей Руси.

Времена княжения Ярослава Мудрого стали периодом укрепления и возвышения Древнерусского государства. Благодаря успешной внутренней политике и дипломатии добился повышения международного авторитета Руси.

Внешняя политика

При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.

В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.

Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к  Киевской Руси.

Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.

Укрепление международного авторитета стало одной из главных задач во внешней политике. Достигалось она не только военными действиями, но и  заключением взаимовыгодных политических соглашений. Династические браки дома Ярослава и европейских монархов  Польши, Франции, Норвегии, Венгрии, Швеции, Германии стали основой « семейной дипломатии».

Внутренняя политика

Ярослав Мудрый, желая не допустить междоусобных войн между сыновьями, провел административную реформу. Принцип наследования стал походить на принцип европейского сеньората – наследование по старшинству.

Желая установить порядок и законность в государстве, князь становится основателем русского законодательства. В 1016 году при нем была принята  «Русская Правда» — первый писаный свод законов на Руси.

Мозаика собора святой Софии 11 века

Поддерживал дальнейшее распространение и укрепление христианства. При Ярославе Владимировиче был назначен впервые митрополит киевский – Илларион. Это положило начало отделение русской церкви от византийской. Была восстановлена десятина- 1/10 часть доходов населения на церковные нужды. Началось строительство каменных церквей и храмов. Прекрасным подобием константинопольской Св. Софии  стал  Софийский собор — жемчужина древнерусской архитектуры. Он был построен в 1037 году на месте победы над печенегами в Киеве. К временам правления Ярослава относят и появление Печерского монастыря.

Происходит расширение и укрепление столицы. Золотые ворота, златоглавые церкви поражали приезжих гостей. Анна, дочь Ярослава, став королевой Франции, называла Париж — «городишко», сравнивая с Киевом.

Ярослав Мудрый считал, что расцвет государства возможен лишь при повышении образованности и грамотности населения. Для этого открывались новые школы, училища. При Софийском соборе была создана величайшая библиотека. Появлялись книгописные мастерские.

Продолжив политику отца, Ярослав Мудрый возвысил Киевскую Русь.

Правление Ярослава Мудрого – Историческое сочинение 1019 – 1054


Внутренняя политика

Годы правления Ярослава Мудрого приходятся на на середину 11 века – тревожное время для Руси. Ярослав взошел на престол в результате междоусобной борьбы с братьями. Он смог окончательно объединить Древнерусское государство только после смерти Мстислава Тмутараканского.

При Ярославе значительно укрепилась центральная власть. Ярослав заключил союз с остальными правителями русских княжеств для успешного отражения внешних угроз.

Централизации также способствовало и активное развитие законодательства. Ярослав впервые издает единый письменный свод законов – Русскую правду, действующую на всей территории Древнерусского государства и регулировавшей все правовые, социальные и экономические отношения на протяжении нескольких веков.

Историческое сочинение. 1019-1054

1019-1054 гг. — период правления в Киевской Руси великого князя Ярослава Владимировича, известного как Ярослав Мудрый.

Ярослав Владимирович взошел на киевский престол в результате междоусобной войны со своим братом Святополком. Внутренняя политика Ярослава была направлена на сохранение единства Руси. С этой целью Ярослав предпринимал как силовые, так и реформаторские действия. Так, в 1020 г. он разгромил войско своего племянника, Брячислава Полоцкого, разорившего Новгород. Потерпев в 1024 г. поражение в междоусобной войне с братом Мстиславом Тмутараканским, Ярослав предпочел разделить управление государством и тем самым уберечь Русь от новых усобиц. Земли по левому берегу Днепра отошли Мстиславу, а правобережье сохранялось за Ярославом. Как и отец, Ярослав направлял в важнейшие районы Руси своих сыновей в качестве наместников. Стремясь обеспечить единый порядок, Ярослав ввел в Киевской Руси первый письменный свод законов — Русскую Правду. При Ярославе в Киеве был построен храм святой Софии и избран первый митрополит Киевской Руси русского происхождения — Илларион.

Ярослав проводил активную внешнюю политику. На северо-западе Ярослав стремился установить дружественные отношения со Швецией и Норвегией путем династических браков: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, а за короля Норвегии была выдана замуж младшая дочь Ярослава Елизавета. Также на северо-западе Ярослав стремился присоединить территории в Прибалтике. В 1030 г. войска Ярослава совершили поход против чуди, в 1038 г. — против ятвягов, в 1040 г. — в Литву. На западе Ярослав стремился установить выгодные отношения с Францией, для чего выдал дочь Анну за французского короля Генриха I. Также на западе Русь в 1031-1036 гг. успешно воевала с Польшей за червенские земли. На востоке Ярослав продолжал строить на границе со степью крепости, а в 1036 г. под Киевом разгромил печенегов, после чего их набеги на Русь прекратились. На юге после долгого мира в 1043-1046 гг. произошла война с Византией из-за убийства русских купцов в Константинополе. После заключения мира в знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен династический брак: сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Период правления великого князя Ярослава Владимировича историками, например Н. М. Карамзиным, оценивается как успешный: благодаря выдающимся политическим, дипломатическим и военным способностям Ярослава было сохранено и юридически оформлено единство Киевской Руси; к Киевской Руси были присоединены большие территории. Ярославу удалось устранить опасность набегов печенегов на Русь. При Ярославе был очень велик авторитет Руси на международной арене, что подчеркивается многочисленными династическими браками детей Ярослава с правителями европейских государств. Ярослав активно способствовал распространению православия на Руси, за что Русская православная церковь в 2005 г. установила день памяти благоверного князя Ярослава.

На исторический период 1019-1054 гг. приходится правление в Киеве князя Ярослава Мудрого.

В годы правления Ярослава Мудрого произошел ряд важных исторических событий. Во-первых, восшествие Ярослава на престол произошло в ходе междоусобной борьбы с братьями, которая не завершилась в 1019 г. борьбу со Мстиславом Тмутараканским Ярослав Мудрый продолжал до 1026 г., когда между ними был заключен договор о разделе земель по Днепру. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось восстановить власть над всеми русскими землями. Для предотвращения в будущем княжеских усобиц Ярослав Мудрый утвердил так называемый «Ряд Ярослава». Складывается лествичная система наследования престола.

Победа в междоусобной борьбе способствовала усилению власти киевского князя и дала возможность проведения преобразований внутри страны и усилить позиции Древнерусского государства на международной арене.

Во-вторых, развивается процесс укрепления Древнерусского государства. О усилении власти киевского князя свидетельствуют следующие факты. Ярослав Мудрый принимает «Русскую правду» — древнейший из дошедших до нас свод законов Древнерусского государства, действие которого распространялось на все русские земли.

В 1051 г. без согласования с Константинопольским патриархом Ярослав Мудрый поставил во главе Киевской митрополии Иллариона.

Свидетельством эффективности действия Ярослава Мудрого стало заключение династических браков с правящими династиями европейских государств. Так, дочь Ярослава Анна была выдана замуж за короля Франции.

Исторический период 1019-1054 г. оценивается историками как период расцвета Древнерусского государства. Было восстановлено единство древнерусского государства, разделенного в ходе княжеской усобицы. Ярославу удалось укрепить единство государства, приняв общерусский закон – «Русскую правду». Укрепление политической системы и успехи в защите границ русских земель (например, разгром печенегов под Киевом в 1036 г.) способствовали росту авторитета на международной арене, что подтверждается заключением династических браков между Рюриковичами и представителями правящих династий европейских государств.

Ярославу Мудрому не удалось устранить причины междоусобиц — «ряд Ярослава» не смог предотвратить борьбы между наследниками за киевский престол.

Правление Ярослава Мудрого — расцвет Киевской Руси

Интерактивная хронология

Ростовский период (ок. 988 — 1010) и начало новгородского (с 1010 по 1014 г.) периода правления князя Ярослава оставили крайне мало свидетельств, что неудивительно — он был посажен отцом на княжение в Ростов в возрасте около 9 лет и большую часть административных функций выполняли, скорее всего, специально приставленные люди. К этому времени относится «Сказание о построении града Ярославля» — согласно легенде Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов, во время охоты на берегу на него напал медведь, которого князь зарубил секирой. После этого Ярослав приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени.


Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля Надпись: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»

Борьба за власть и удержание киевского престола

В 1014 году князь Ярослав отказывается выплачивать дань своему отцу, киевскому князю Владимиру. Предположительно, это было связано с намерениями Владимира передать престол одному из своих младших сыновей, князю Борису, которому ранее было поручено командование киевской дружиной. Ярослав начал готовиться к вооруженному противостоянию с отцом и нанял варягов. Владимир собирался наказать сына и даже подготовил войска для похода, но заболел и в 1015 году умер.

После смерти князя Владимира, его старший сын Святополк, ранее заключенный отцом за попытку переворота и выпущенный незадолго до этих событий, был поддержан своими последователями и объявил себя новым киевским князем.


Схема — путь Ярослава Мудрого к киевскому престолу Борьба за власть

Междоусобица Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного 1015-1019

Во время дальнейшей борьбы за власть между наследниками Владимира Крестителя Киевская Русь погрузилась в междоусобные войны. Основные противники, Ярослав и Святополк, сражались друг с другом с переменным успехом:

  • 1015 — убиты князья Глеб, Борис и Святослав.
  • 1016 — битва под Любечем (Ярослав побеждает)
  • 1017 — Святополк вместе с печенегами осаждают Киев (Неудачно)
  • 1018 — Святополк вместе с польским королем Болеславом I разбивают Ярослава в сражении на реке Буге и занимают Киев
  • 1019 — Ярослав побеждает в битве на реке Альте


Схема — вторая усобица на Руси Подробнее о междоусобице 1015-1019

В итоге Ярослав Мудрый одержал победу и изгнал Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, но цена победы оказалась высокой — были потеряны Червенские города, многие жители Киева, в том числе сестры Ярослава, стали польскими пленными, а земли, на которых братья сражались друг с другом, пришли в запустение.

Конфликт с Брячиславом Полоцким

В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил нападение на Новгород, захватил пленных и много добычи.
Согласно официальной истории, Ярослав догнал нерадивого племянника на реке Судоме и смог отнять награбленное, обратив родственника в бегство. В следующем же году князья заключили мир, в знак которого Брячиславу под управление были переданы города Витебск и Усвят.

Согласно «Саге об Эйдмунде» все произошло гораздо менее благоприятно для князя Ярослава Мудрого.

Подробнее о конфликте

Конфликт с Мстиславом Тмутараканским

В 1023 году Ярослав отлучился из Киева, чтобы усмирить вспыхнувший под Суздалем мятеж. Его брат, тмутараканский князь Мстислав решил воспользоваться этим и вместе с большим войском сначала подошел под стены Киева, но не стал долго осаждать город и вместо этого занял Чернигов.
Ярослав собрал дружину и выступил против брата, но потерпел поражение. Мстислав предложил заключить мир и разделить земли по Днепру.

В 1026 году братья-князья заключили мир у Городца, а впоследствии вместе отбили у Польши червенские города в 1031 году.

Подробнее о конфликте

Имел «книжный ум»

Больше всего великий князь запомнилась современникам как устроитель дел Церкви и великий «книжник». Отец его тоже многое сделал для Церкви, но тягой к «винограду словесному» Владимир Святой отмечен не был. А вот его отпрыск бесконечно удивлял родню, киевскую знать и наемных варяжских князей необыкновенной любовью к пергаменным книгам. Вот слова летописи, наполненные пламенной благодарностью книжника рясофорного книжнику державному: «Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное… Ярослав… как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Ярослав Владимирович позаботился о том, чтобы Русь обрела пока еще тонкий, но постепенно растущий слой образованных людей. При Ярославе, скорее всего, началось русское летописание — то ли при Десятинной церкви, то ли при соборе Святой Софии.

Оборонял Русь от степняков, строил города и крепости

Захваченных силой меча поляков Ярослав «посадил» на земли неподалеку от Киева — по реке Рось. Очевидно, полона хватало, чтобы на южном рубеже Руси, небезопасном от печенежских набегов, могли появиться новые опорные пункты. Добавив поляков к местным жителям, дав бойцов из своей дружины, Ярослав принялся ставить новые города в Поросье (1032). Совершенно так же отец его когда-то укреплял городами оборону Юга. Ярослав на своей шкуре почувствовал, сколь прав был отец в своей градостроительной деятельности. Другой раз печенеги дошли до Киева. Ярослав спешно вернулся из-под Новгорода, храбро вышел в поле против осаждающих и дал бой. Новгородцы бились совместно с давними своими соперниками киевлянами. Между ними встал отряд варягов. Объединенная Русь встретила бешеный напор кочевников, и «бысть сеча жестокая». Лишь на закате конные лавы пришельцев, утомленные и обескровленные, в ужасе перед северной твердостью рассыпались, побежали. Более никто не хотел допускать их к самому сердцу страны. Ярослав начал возобновлять оборонительную систему отца и наращивать ее. В 1037 году, вскоре после разгрома печенегов, он принялся строить вокруг Киева новые укрепления: город разросся, прежние стены не вмещали всех его улиц.

«Правда Ярослава» – «Русская Правда» и её значение

Первый в истории древнерусского государства сборник законов – «Правда Ярослава» – был составлен в самом начале правления великого князя, в 1019 году. Его наследниками он был дополнен и переработан в «Русскую Правду». В данном документе содержатся нормы как уголовного, так и гражданского права. «Русская Правда» закрепляла социально-сословную структуру общества. Сборник также ликвидировал такие пережитки, как самосуд и кровная месть. Он имел огромное значение для формирования единой правовой системы и укрепления самого государства.

В составлении свода законов непосредственное участие принимал сам князь Ярослав. «Русская Правда» доказала свою жизнеспособность. Эти законы реально работали и просуществовали очень долго. Дополненный новыми статьями, в 1070-х годах свод вышел под названием «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого – князей Изяслава, Всеволода и Святослава). В ней даже вводилось понятие частной собственности на землю. Следующая дополненная редакция «Русской Правды» вышла при Владимире Мономахе, уже в XII веке.

>> 1054-1097. От смерти Ярослава Мудрого до Любечского съезда. Историческое сочинение

Популярные темы сообщений

  • Цветок Калла
    Калла – это прекрасный цветок, который любого удивит своей невероятной красотой. Это растение, которое относится к семейству Ароидные. Он отличается необычной, порой даже причудливой формой. Оттенков этого растения можно встретить очень много.
  • Химическая промышленность
    Можно сказать, что химическая промышленность занимается изменением химического строения природных материалов, впоследствии получая весьма ценные продукты, предназначенные для использования в других отраслях промышленности.
  • Кофе
    Кофе является любимым напитком большинства взрослых людей. Когда же и где он появился впервые? Родиной кофе можно смело назвать Эфиопию. Уже в 900 году н.э. жители этой страны открыли чудесные свойства растения.

Итоги и результаты правления

  • Ценой утверждения на Киевском престоле для князя Ярослава стали утраченные во время Междоусобицы 1015-1019 годов земли Черниговской Руси, которые были возвращены после заключения перемирия с князем Мстиславом и совместных походов в Польшу в 1030-1031.
  • Развитие образования стало очередным камнем в фундаменте будущей славянской культуры.
  • Строительство новых городов на приобретённых территориях и крепостей Поросской линии обеспечили дополнительную защиту государства от будущих вторжений кочевников.
  • «Правда Ярослава» и «Церковный устав» — новые вехи на этапе развития гражданского и церковного права.
  • Укреплено влияние Киевской Руси на направлениях север и северо-восток
  • Налажены отношения с Польшей, пленники и червенские города, захваченные Болеславом I возвращены
  • Заключены династические браки с королями Франции, Польши, Венгрии и Норвегии, а также с семьей императора Византии — увеличение авторитета Киевской Руси в Европе
  • Отражен набег печенегов на Киев — больше данные племена не беспокоили юго-восточные границы государства

Строительство материальное и духовное

Главный памятник эпохи Ярослава – Софийский собор в Киеве, возведённый в 1036-1054 гг., был построен в честь победы над печенегами. При Ярославе Мудром церковное и гражданское строительство достигло огромных размеров. Князь много сил и средств потратил на то, чтобы сделать Киев и Новгород крупными политическими и культурными центрами, не уступающими Константинополю и другим развитым городам той эпохи. И он достиг больших успехов в этом направлении.

>> 1957-1964. Н.С. Хрущёв. Период с июньского пленума ЦК 1957 года до отставки в 1964 году. Историческое сочинение

Ярослав был книгочеем и покровителем грамотности. При нём были основаны первые библиотеки. Открылись первые светские школы, в которых учили грамоте не только будущих священников. В русских городах появилась прослойка грамотного населения, не принадлежавшего к духовенству. Это большая редкость и роскошь для раннего Средневековья.

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Время правления князя Ярослава по праву считается одним из ключевых периодов в истории Древней Руси: выйдя победителем из междоусобной и братоубийственной войны за киевский престол, он смог объединить страну, ввести общие для всего государства законы и создать условия для подъёма культуры и искусства. Прозванный московскими летописцами 16-го века «Мудрым», он оставил после себя сильное княжество с широкими международными связями.

Детство Ярослава Мудрого

Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.

Владимир Святославич. (Wikimedia Commons)

Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке: его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.

В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.

Святые князья Борис и Глеб. (Wikimedia Commons)

Ростовское княжество и Ярослав Мудрый

Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.

Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он помогал Ярославу княжить в Ростове.

С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 1220-х, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.

Ярославский кремль. (Wikimedia Commons)

Ярослав Мудрый против Владимира Святого

В 1010 году в Новгороде умирает старший сын князя Владимира, Вышеслав. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат.

В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца.

Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же из-за долго бездействия распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало. События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия. Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.

Междоусобная война. Ярослав против Святополка

Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата.

Святополк Окаянный. В. Шереметьев. (Wikimedia Commons)

К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно Окаянному, однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.

В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов, начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича. Победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться.

В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным.

Печенежский всадник. (sfw.so)


Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю. Он выступил на помощь своему родственнику в 1018 году, разбил силы Ярослава на реке Буг и вступил в Киев, отдав город Святополку. Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе: учащались случаи убийств солдат Болеслава. Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси.

Болеслав Храбрый в Киеве. (Wikimedia Commons)


Тем временем Ярослав был подавлен поражением и уже готовился бежать от гнева брата за море в Швецию, но его остановили новгородцы. В следующем году под стяги Ярослава собрались новые воины, которые в битве на реке Альте разбили силы киевского князя. Ярослав занял Киев окончательно, а его брат Святополк, умер по дороге к своему тестю.

Правление Ярослава Мудрого

Активность Ярослава на великом княжении была воистину феноменальной. До 1036 года князь не был единоличным правителем Руси — независимыми оставались Полоцкое и Тмутараканское княжества. Многочисленные столкновения 3 князей стали характерной чертой того времени: пока в 1036 году брат Ярослава, Мстислав Владимирович, не умер в Тмутаракани. С этого времени киевский князь контролировал все территории Руси, кроме Полоцка.

Территория Руси при Ярославе Мудром. (информа.рус)

Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1036 году он разбил кочевников под Киевом, и те перестали играть какую-либо значимую роль в политической истории региона.

Многочисленны были походы Ярослава на Запад — несколько раз ходил Ярослав с дружиной в Польшу, Литву, Мазовию. До сих пор некоторые города являются живыми свидетелями деятельность Великого князя — это город Ярославец в Польше и Юрьев (Тарту) в Эстонии.

Внутренняя политика Ярослава оказалась не менее блестящей. «Русская Правда», сборник законов, регламентировавших общественную жизнь русских людей в течение долгого времени вплоть до 15-го века, появилась именно при нём. Появление этого юридического памятника позволило теснее объединить разрозненные племена на территории Руси, создать единое правовое поле.

Имя Ярослава связано и с грандиозным храмовым строительством. Соборы святой Софии появляются в обеих столицах Древней Руси — Новгороде и Киеве. Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — стране городов.

Храм Святой Софии в Новгороде. (Wikimedia Commons)

Киевский князь правил 37 лет и оставил своим сыновьям сильное государство, громко заявившее о себе в период его правления.

Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого 👍

С 1019 по 1054 года киевский престол занимал один из сыновей Владимира Великого – князь Ярослав, прозванный в народе Мудрым. Его политика была направлена, в общем, на культурное развитие государства и образованность народа. Немало деяний и преобразований совершил он.

В частности, благодаря его стараниям, Русь процветала, как культурно, так и духовно. Он способствовал более глубокому внедрению христианской веры.

Прозвище Мудрый заслужил князь благодаря как своей любви, и стремлению к просвещению, так и тем, что он действительно принимал

мудрые решения. А касались они и внутриполитических вопросов, и отношений с другими государствами.

Его действия самым положительным образом сказывались на международных отношениях, и на жизни древнерусского общества тоже. За время его правления киевская земля стала сильнейшей среди других княжеств.

Внутренняя политика

Внедряя в народные массы христианство, Ярослав заботился о обеспечении народа духовной литературой и его образованности. Открывались школы при церквях. Переводились иностранные летописи, послужившие основой для учебников.

Переводилась как духовная литература, так и историческая. Ведь сам князь был человеком образованным, грамотным.

Специально для обучения церковному делу была открыта Ярославом в Новгороде школа для мальчиков.

Развивалось и градостроительство. Немало было возведено за годы правления князя соборов, храмов, монастырей, и других значимых архитектурных построек. Помимо того, формировался и свой индивидуальный культурный стиль Руси.

По красоте своей киевские строения не уступали византийским и даже превосходили их.

Основывал Ярослав и новые города. К их числу принадлежат Ярославль и Юрьев. Активно развивались живопись, зодческое искусство.

Ярослав был создателем “Русской правды” – первого письменного свода законов Древней Руси. Этот свод представлял собой сборник норм, регулирующих отношения народа в разных сферах: экономических, социальных и других.

Внешняя политика

А что касается международных отношений, то и тут Ярослав старался действовать мудро. Так, в целях укрепления безопасности своих земель, действовал он в основном мирными путями. Он всячески укреплял взаимоотношения с соседними государствами и княжествами, заключал мирные договоры. Но, не обходилось, конечно и без завоевательных походов, в результате которых владения князя расширялись.

Так же, был нанесен им решительный удар по кочевым племенам печенегов, разорявшим русские княжества.

Еще одной особенностью его правления стало заключение династических браков. Сам он был женат на дочери правителя Швеции. И дети его, следуя примеру отца, так же заключали подобные союзы.

Дочерей своих он сам выдал замуж за иностранных принцев. Сыновья взяли в жены принцесс Византии и Польши. И, даже сестра князя вступила в такой брак с польским королем.

Конечно же, это способствовало укреплению отношений с другими государствами.

Так же, возвысилась за время его правления Русь и на общей международной арене. Она стала центром экономическим и культурным. Помимо этого, и в христианском мире возросло ее значение.

Именно при Ярославе появился первый киевский митрополит – Илларион. Деятельность этого человека, так же, принесла немало плодов. Так, он боролся за независимость киевской епархии от Константинополя.

В общем, князь Ярослав Мудрый внес огромный вклад в общее развитие Руси во многих сферах, возвысил ее значимость и влияние среди государств-соседей. И, бесспорно, при нем Киевская Русь процветала. Огромен его вклад и в просвещение народа, и в развитие христианства, культуры.

6, 10 класс. Реформы

18. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого

Ярослав Владимирович Мудрый (около 980?-1054?) — великий князь киевский (1019). Сын Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена Русская правда. Сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план. По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав Мудрый бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав — восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится «самовластцем» на Руси. В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления («город Ярослава»). В области внешней политики Ярослав Мудрый добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако, закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен первый митрополит из русских — Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы. Великий киевский князь Ярослав Мудрый умер 8 февраля 1054 года. Будучи еще новгородским князем, Ярослав написал устав «Русская правда».

19. Социально-экономическое развитие Киевской Руси в X – XI вв. Древнерусское государство возникло в дофеодальный период, то и собственность на землю продолжала оставаться коллективной длительный период времени Земля принадлежала господствующему классу в целом — князю с дружиной, боярам, которые в большинстве своем также входили в состав дружины. В начальный период — (IX-X в) большинство непосредственных производителей оставались свободными крестьянами-общинниками – смердами. Если в раннефеодальный период среди источников обогащения князей и бояр большое место занимал сбор дани, то со временем основным источником становятся прибыль от собственного феодального хозяйства. Поскольку для содержания дружины и удовлетворения потребностей князя и его двора дани не хватало, князья начинают устраивать свои собственные хозяйства в селах или небольших городах Индивидуальная земельная собственность зародилась в Киевской Руси только во II п. XI ст.. Постоянно растет и развивается крупное землевладение — княжеское, боярское, церковное Летописи свидетельствуют о наличии княжеских сел и городов. Ольга имела свои села Ольжичи, Будутине, «город» Вышегородск, Владимир — село Берестовое и «град» Белгород Князья постепенно пахватывали и окрестности, превращая их в собственные владения, а население, которое там проживаю, ставили в зависимость от себя. Князь Киевский является верховным собственником всех земель. Росло и землевладение бояр. Ими, прежде всего, становились княжеские дружинники, которые за свою службу стали получать земли и оседать на них. Крупное землевладение создавалось разными путями, захватом феодалами общинных земель, закабалением общинников, освоением новых земель. Церкви и особенно монастыри также быстро стали крупными землевладельцами. Они захватывали общинные земли, покупали их, получали в дар от князей и бояр Они получали десятину, судебные налоги, доходы от ростовщичества. Таким образом, с развитием крупного землевладения рос численно и укреплялся класс феодалов, который состоял из князей, бояр и церковной верхушки. Феодальное землевладение основывалось на эксплуатации зависимого класса крестьян. Постоянно пополнялись различные категории эксплуатируемого класса «Смерды»- эксплуатирующиеся только путем взимания дани, »рядовичи» — крестьяне, заключившие с феодалом «ряд» — договор и за это выполняющие различные работы в вотчине; «закупы» — взявшие у феодала «купу» — ссуду деньгами, инвентарем, семенами. Существовали еще «изгои» — изгнанные из общины крестьяне, не имевшие права из-за этого пользоваться общинной землей (лугами, пастбищами), а также ‘холопы» – полурабы.

Санкционная политика — наши внутренние правила

Эта политика является частью наших Условий использования. Используя любой из наших Сервисов, вы соглашаетесь с этой политикой и нашими Условиями использования.

Как глобальная компания, базирующаяся в США и осуществляющая деятельность в других странах, Etsy должна соблюдать экономические санкции и торговые ограничения, включая, помимо прочего, те, которые введены Управлением по контролю за иностранными активами («OFAC») Департамента США. казначейства. Это означает, что Etsy или любое другое лицо, использующее наши Сервисы, не может участвовать в транзакциях, в которых участвуют определенные люди, места или предметы, происходящие из определенных мест, как это определено такими агентствами, как OFAC, в дополнение к торговым ограничениям, налагаемым соответствующими законами и правилами.

Эта политика распространяется на всех, кто пользуется нашими Услугами, независимо от их местонахождения. Ознакомление с этими ограничениями зависит от вас.

Например, эти ограничения обычно запрещают, но не ограничиваются транзакциями, включающими:

  1. Определенные географические области, такие как Крым, Куба, Иран, Северная Корея, Сирия, Россия, Беларусь, Донецкая Народная Республика («ДНР») и Луганская Народная Республика («ЛНР») области Украины, или любой отдельный или юридическое лицо, работающее или проживающее в этих местах;
  2. Физические или юридические лица, указанные в санкционных списках, таких как Список особо обозначенных граждан (SDN) OFAC или Список иностранных лиц, уклоняющихся от санкций (FSE);
  3. Граждане Кубы, независимо от местонахождения, если не установлено гражданство или постоянное место жительства за пределами Кубы; и
  4. Предметы, происходящие из регионов, включая Кубу, Северную Корею, Иран или Крым, за исключением информационных материалов, таких как публикации, фильмы, плакаты, грампластинки, фотографии, кассеты, компакт-диски и некоторые произведения искусства.
  5. Любые товары, услуги или технологии из ДНР и ЛНР, за исключением подходящих информационных материалов и сельскохозяйственных товаров, таких как продукты питания для людей, семена продовольственных культур или удобрения.
  6. Ввоз в США следующих товаров российского происхождения: рыбы, морепродуктов, непромышленных алмазов и любых других товаров, время от времени определяемых министром торговли США.
  7. Вывоз из США или лицом США предметов роскоши и других предметов, которые могут быть определены США.S. Министр торговли, любому лицу, находящемуся в России или Беларуси. Список и описание «предметов роскоши» можно найти в Приложении № 5 к Части 746 Федерального реестра.
  8. Товары, происходящие из-за пределов США, на которые распространяется действие Закона США о тарифах или связанных с ним законов, запрещающих использование принудительного труда.

Чтобы защитить наше сообщество и рынок, Etsy принимает меры для обеспечения соблюдения программ санкций. Например, Etsy запрещает участникам использовать свои учетные записи в определенных географических точках.Если у нас есть основания полагать, что вы используете свою учетную запись из санкционированного места, такого как любое из мест, перечисленных выше, или иным образом нарушаете какие-либо экономические санкции или торговые ограничения, мы можем приостановить или прекратить использование вами наших Услуг. Участникам, как правило, не разрешается размещать, покупать или продавать товары, происходящие из санкционированных районов. Сюда входят предметы, которые были выпущены до введения санкций, поскольку у нас нет возможности проверить, когда они были действительно удалены из места с ограниченным доступом. Etsy оставляет за собой право запросить у продавцов дополнительную информацию, раскрыть страну происхождения товара в списке или предпринять другие шаги для выполнения обязательств по соблюдению.Мы можем отключить списки или отменить транзакции, которые представляют риск нарушения этой политики.

В дополнение к соблюдению OFAC и применимых местных законов, члены Etsy должны знать, что в других странах могут быть свои собственные торговые ограничения и что некоторые товары могут быть запрещены к экспорту или импорту в соответствии с международными законами. Вам следует ознакомиться с законами любой юрисдикции, когда в сделке участвуют международные стороны.

Наконец, члены Etsy должны знать, что сторонние платежные системы, такие как PayPal, могут независимо контролировать транзакции на предмет соблюдения санкций и могут блокировать транзакции в рамках своих собственных программ соответствия.Etsy не имеет полномочий или контроля над независимым принятием решений этими поставщиками.

Экономические санкции и торговые ограничения, применимые к использованию вами Услуг, могут быть изменены, поэтому участникам следует регулярно проверять ресурсы по санкциям. Для получения юридической консультации обратитесь к квалифицированному специалисту.

Ресурсы: Министерство финансов США; Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США; Государственный департамент США; Европейская комиссия

Последнее обновление: 18 марта 2022 г.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Россия

В состав Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого входят 4 института, академия, 4 факультета и 5 колледжей.Кроме того, имеются Факультет переподготовки кадров, Научно-исследовательский центр, Научная библиотека, Специальное научно-исследовательское бюро «Омега», Центр новых информационных технологий, Издательский центр, Новгородский технопарк, Центр маркетинга, Центр поддержки научного предпринимательства Министерства образования, пресса. Центр, Экспериментальный завод и другие подразделения. Имеется более 70 исследовательских лабораторий и научных центров, где проводятся всевозможные исследования.

Университетский Интернет-центр – одна из наиболее динамично развивающихся структур НовГУ.Центр обеспечивает подключение к образовательным и культурным учреждениям, имеет 5 сайтов бесплатного доступа в Интернет и играет ключевую роль в региональной политике открытого общества. Центр организует интернет-теле- и видеоконференции. За последний год сервер Центра обработал более 6,5 миллионов запросов.

Все указанные подразделения расположены в 20 зданиях общей площадью 150 тыс. кв.м.

На 23 факультетах и ​​110 кафедрах университета преподается 61 специальность.

На сегодняшний день около 1000 преподавателей, из них 101 доктор наук и 425 кандидатов наук. 37 академиков Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Петровской академии наук и искусств, Инженерной академии, 4 профессора имеют звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

По рейтинговой системе оценки, используемой Европейской ассоциацией университетов, НовГУ занимает 10-е место среди 46 классических вузов России.Университет стал ведущим региональным центром образования и науки, ориентированным на адекватное обеспечение образованными кадрами и общий прогресс региона.

Подразделения:

Другие названия учреждений:

  • Новгородский политехнический институт
  • Новгородский государственный педагогический институт
  • Новгородский государственный университет

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляют собой два выдающихся комплекса памятников культурного наследия средневековья и раннего Нового времени (периода Киевской Руси и гетманщины).

Объект состоит из двух отдельных компонентов: Софийского собора и связанных с ним монастырских построек, а также монастырского комплекса Киево-Печерской Лавры с храмом Спаса в Берестово.

Софийский собор, расположенный в историческом центре Киева, является одним из крупных памятников архитектуры и монументального искусства начала XI века. Собор был построен при участии местных строителей и византийских мастеров в годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого как главный христианский храм столицы Киевской Руси.Собор сохранил свои старинные интерьеры, а коллекция мозаик и фресок XI века уникальна своей целостностью. Среди его шедевров — Пантократор, Богородица Оранта, Причастие апостолов, Деисус и Благовещение. Архитектура и монументальное искусство собора оказали большое влияние на архитектуру и убранство храмов Киевской Руси. Собор окружают монастырские постройки XVII-XVIII веков в стиле украинского барокко.В архитектурный ансамбль входят колокольня, дом митрополита, трапезная, Заборовские ворота, южная въездная башня, кельи соборных старцев и обнесенная каменной стеной семинария. Собор и монастырские постройки на протяжении веков выражали неповторимую гармонию архитектурных и природных форм, национального духа и занимали значимое место в традиционном историческом ландшафте Киева.

Киево-Печерская Лавра — архитектурный ансамбль монастырских построек, расположенный на плато с видом на правый берег Днепра.Ансамбль формировался на протяжении многих веков в органичном сочетании с ландшафтом и выступает общей городской доминантой. Основанный святыми Антонием и святыми Феодосиями в 11 веке, монастырь стал выдающимся духовным и культурным центром, внесшим значительный вклад в развитие образования, искусства и медицины. В архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры входят уникальные наземные и подземные храмы 11-19 вв., комплекс пещер-лабиринтов протяженностью более 600 м, а также жилые и хозяйственные постройки 17-19 вв.Свой современный вид архитектурный ансамбль приобрел в результате строительных работ XVII–XVIII вв., в период расцвета украинского барокко. Основными памятниками ансамбля Киево-Печерской лавры являются Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, Большая колокольня, церковь Всех Святых, Трапезная церковь, монастырские оборонительные стены с башнями, пещерные комплексы св. Антония ( Ближний) и Святой Феодосии (Дальний) с надводными церквями, Крестовоздвиженской и Рождества Богородицы и церковью Спаса на Берестове.

На протяжении столетий Киево-Печерский монастырь с захороненными в пещерах мощами святых был одним из важнейших центров христианского паломничества в мире.

Критерий (i): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра представляет собой шедевр человеческого творческого гения как по своей архитектурной концепции, так и по своему замечательному убранству.

Софийский собор – уникальный памятник архитектуры и монументального искусства начала XI века, обладающий крупнейшей сохранившейся коллекцией мозаик и фресок того периода.Архитектура собора отличается дополнительными нефами, пристроенными к пятинефному ядру, и пирамидальной пространственной композицией крестово-купольного храма. Монументальное убранство собора составляет уникальный по концептуальному замыслу ансамбль, отражающий основные богословские идеи того времени и являющийся выдающимся образцом византийского искусства. Огромный пантеон христианских святых, изображенных в соборе, имеет непревзойденное многообразие среди византийских памятников того времени. Росписи собора включают в себя также комплекс уникальных светских фресок в лестничных башнях, выполненных в традициях византийского искусства.

Ансамбль Киево-Печерской Лавры – шедевр украинского искусства, определенно сформировавшийся в эпоху барокко. Он объединяет уникальные наземные и подземные здания и сооружения XI-XIX веков в сочетании с богатым ландшафтом.

Критерий (ii): Объект является результатом культурного взаимодействия Киевской Руси, Византийской империи и Западной Европы. Архитектура и монументальная живопись объекта отражают изменения византийских архитектурно-художественных традиций, которые приобрели новый смысл под влиянием местного видения.Выявлено, как в духовной традиции, так и в архитектурно-планировочной, заключающей в себе традицию подземного православного культового зодчества Киево-Печерской Лавры. Успенский собор был образцом для строительства подобных церквей в регионе Восточной Европы в течение 12-15 веков.

Критерий (iii): Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская лавра является исключительным свидетельством многовековых византийских культурных традиций соседних стран в целом и Киевской Руси в частности.На протяжении веков это имущество имело большое духовное влияние в Восточной Европе.

Критерий (iv): Софийский собор – уникальное сооружение, отражающее в своей архитектуре и росписи особенности старостенного строя. Строительство собора положило начало архитектурной школе, оказавшей влияние на культовое зодчество и монументальное искусство Киевской Руси, а затем и Восточной Европы.

Киево-Печерская Лавра – исключительно ценный архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении почти девяти веков, отражающий изменения стилистических направлений в архитектуре, а также процесс совершенствования инженерных сооружений.

Целостность

Все важные элементы и атрибуты, необходимые для передачи Выдающейся универсальной ценности, содержатся в границах объекта и сохраняются.

По первоначальному проекту Софийский собор строился как доминанта архитектурного элемента городской среды, открытый для широкого и всестороннего обзора. В 19 веке обстановка собора изменилась в связи с модификацией традиционной городской ткани.

Целостность ансамбля Киево-Печерской Лавры пострадала во время Великой Отечественной войны, когда Успенский собор, главный храм Лавры, был почти полностью разрушен, за исключением его юго-восточной башни. В 1999-2000 годах собор был реконструирован по архитектурным формам периода украинского барокко конца 18 века.

Что касается гидрогеологических условий, то пещеры Киево-Печерской Лавры требуют постоянного наблюдения за состоянием их сохранности и проведения профилактических мероприятий.

Быстрое городское развитие, особенно за счет высотных зданий, и отсутствие механизмов защиты и планирования могут угрожать непосредственной близости от собственности. Целостность объекта с точки зрения пространственных связей между его компонентами и их связи с окружающими городскими и монастырскими речными ландшафтами также требует структурированного планирования для устранения любой потенциальной угрозы.

Подлинность

Атрибуты объекта отражают его выдающуюся универсальную ценность.Все построенные элементы восстановлены с использованием оригинальных материалов.

Работы по реконструкции собора Святой Софии были награждены «Европейской золотой медалью за охрану исторических памятников» в 1987 году. Собор Святой Софии и связанные с ним монастырские постройки используются как музей в образовательных целях и для проведения государственных мероприятий.

Киево-Печерская Лавра используется в музейных целях, а также для религиозных обрядов, соответствующих ее первоначальному назначению.

Хотя доминантность силуэта ансамбля уменьшилась за счет городской застройки, традиционные панорамы и силуэты Киево-Печерской Лавры вдоль Днепра сохраняются.

Требования к защите и управлению

Киево-Печерская Лавра объявлена ​​«Государственным историко-культурным заповедником» в 1926 г., а Софийский собор с прилегающими монастырскими постройками – в 1934 г.

Объект управляется согласно соответствующего законодательства, в том числе Законов Украины «Об охране культурного наследия», «Об охране археологического наследия». Кроме того, различные постановления Кабинета Министров Украины обеспечивают правовую основу для конкретных объектов по охране, сохранению и использованию объекта.

Национальная заповедная зона «София Киевская» и Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник находятся в ведении Министерства культуры Украины, которое теперь отвечает за единое оперативное управление всем объектом.

В соответствии с национальным законодательством разработаны Планы территориальной организации обоих компонентов объекта (Национального заказника «София Киевская» и Киево-Печерского национального историко-культурного заповедника).Эти планы определяют границы и режимы охранной зоны объекта, план мероприятий по восстановлению, консервации и охране объекта. Вышеупомянутые планы соответствуют Плану консервации. Кроме того, на государственном уровне утверждаются ежегодные планы реставрации памятников, территорий и инженерных систем объекта.

В целях обеспечения сохранности Варяжских пещер разработан проект программы консервации и план мероприятий тех участков пещер, которые требуют профилактических и реабилитационных мероприятий.

Чтобы решить проблемы сохранения и управления, План управления должен быть полностью функциональным. Применение законодательных и нормативных мер будет иметь решающее значение для обеспечения сохранения выдающейся универсальной ценности объекта. Инструменты планирования необходимо скоординировать, чтобы обеспечить наличие политики, основанной на изучении городского ландшафта и определенных точек зрения, для контроля за развитием в пределах буферной зоны и ее более широких границ.

Украина принимает свое еврейское меньшинство и признает свою травмирующую историю Бабий Яр» на местном языке.Несколько дней спустя местные жители наблюдали, как мимо проходят длинные колонны людей. 29 и 30 сентября силы под командованием СС расстреляли почти 34 000 евреев, не считая детей, которых часто хоронили заживо, поскольку нацистская политика запрещала тратить на них пули, — и сбросили их в овраг. К концу войны около 100 000 погибших, в том числе тысячи украинцев и цыган, лежали в братской могиле в Бабьем Яру.

«У любого нормального человека будут сильные чувства в такой день», — сказал 82-летний Геннадий, инженер на пенсии, журналисту на обширной, похожей на парк территории мемориала Холокоста в Бабьем Яру, посвященного 80-летию самой кровавой бойни Второй мировой войны.

Несколькими мгновениями ранее на широкой дорожке, ведущей к главному советскому памятнику резне, православные священники в белых одеждах зажгли свечи и призвали к минуте молчания. Десятки пожилых украинцев, многие из которых держали в руках единственную красную розу на длинном стебле, затем взобрались по бетонным ступеням к массивной скульптуре, когда громкоговоритель нарушил тишину ясного утра старой советской песней о нацистских убийцах.

— Здесь, где убили столько невинных, — добавил Геннадий, — как тут не грустить и не злиться на тех, кто их убил?

2021 год обещает стать переломным для евреев Украины — расплатой с прошлым и запоздалым объятием многострадального меньшинства.

Эта грусть и гнев могут быть движущей силой планов по значительному расширению мемориала в Бабьем Яру и ряда других украинских инициатив, которые, кажется, наконец-то расстилают приветственную дорожку для евреев страны. Социально-политический ландшафт открывается перед ними уже некоторое время, но 2021 год обещает стать переломным для украинских евреев — расплатой с прошлым и запоздалым объятием многострадального меньшинства.

Считается, что евреи прибыли на территорию современной Украины в четвертом веке, поселившись в Крыму и на побережье Черного моря.Вскоре они начали мигрировать вглубь страны, даже преобразовав некоторые тюркские племена Хазарского каганата. После того, как князь Рюрикович Святослав отобрал Киев у хазар в середине X века, евреи начали селиться в новой столице Киевской Руси — родине русских, белорусов и украинцев. Многие двинулись на запад, в Галицию, где создали процветающую и быстрорастущую общину, а оставшиеся евреи образовали свой собственный район в Киеве XI века. Руководители Рюриковичей относились к ним благосклонно, назначая некоторых на ключевые административные и финансовые посты.Когда Ярослав Мудрый, внук Святослава и, возможно, величайший из династии Рюриковичей, около тысячелетия назад построил три укрепленных входа в Киев, он назвал один из них Еврейскими воротами.

Темные дни наступили с восстанием Хмельницкого в середине 17 века, когда казаки и крымские татары начали десятилетнюю кампанию насилия против евреев, а также католиков. В конце 18 века большая часть Украины была включена в черту оседлости Екатерины Великой — обширный, слаборазвитый регион, отведенный Российской империей для евреев.

Несмотря на несколько жестоких казачьих погромов в XIX веке, еврейская община Украины продолжала расти. К 1900 году несколько крупных городов, включая Одессу, Днепр и Черновцы, были более чем на треть еврейскими. Но эти цифры начали снижаться по мере того, как волна за волной погромов сотрясали юг Российской империи в начале 20 века.

С 1917 по 1921 год, в период, предшествовавший русской революции, евреи на Украине перенесли более 1000 погромов, в результате которых погибло до 30 000 человек.Два десятилетия спустя нацисты представили свое окончательное решение. В течение нескольких недель после резни в Бабьем Яру силы под командованием Германии убили еще 50 000 евреев в Одессе и ее окрестностях. В конце концов, ни один народ не пострадал во время Второй мировой войны больше, чем евреи Украины: целых 1,5 миллиона убитых, четверть всех погибших во время Холокоста. Конец войны едва ли улучшил их судьбу. С самого начала Советский Союз изолировал евреев, лишив их синагог, школ и традиций. После Второй мировой войны Иосиф Сталин объявил войну «безродным космополитам», код еврейского народа.Евреи по всей Украине и за ее пределами потеряли работу, им было отказано в поступлении в колледжи и университеты.

С 2,7 миллиона человек в 1941 году еврейское население Украины сократилось до 840 тысяч к концу 1950-х годов и менее полумиллиона к распаду Советского Союза. Наконец четверть миллиона евреев покинули Украину в 1990-е годы, получив возможность уехать. Украинские эмигранты стали преобладать в диаспоре. Голда Меир, единственная женщина-премьер-министр Израиля, родилась в Киеве. Автор «Скрипача на крыше» Шолом-Алейхем вырос недалеко от столицы, прежде чем бежать в Нью-Йорк в 1905 году.Стивен Спилберг, Боб Дилан, Леонард Бернштейн, Ноам Хомский, Розанна Барр, Джон Стюарт, Карл Саган, Мел Брукс и многие другие также имеют украинские корни.

Переход к тому, чтобы Украина чувствовала себя как дома, вероятно, начался с открытия в 2012 году центра «Менора» стоимостью 100 миллионов долларов в Днепре, который включает в себя музей Холокоста, синагогу, кошерные рестораны и еврейские исследовательские институты. Центр, имеющий форму еврейского канделябра и считающийся крупнейшим еврейским общинным центром в Европе, был построен еврейскими миллиардерами Геннадием Боголюбовым и Игорем Коломойским.Коломойский, который был назначен губернатором Днепра в 2014 году, вскоре получил высокую оценку за то, что помог остановить продвижение поддерживаемых Россией сепаратистов, захвативших часть территории Украины на востоке. (В марте США наложили на Коломойского санкции за коррупцию, запретив ему въезд в страну.)

В 2015 году президент Украины принял участие в праздновании 70-летия освобождения Освенцима, а еврейский политик Владимир Гройсман был назначен спикером парламента. В следующем году Гройсман стал первым премьер-министром Украины евреем.Исследование Pew Research Center, проведенное в 2018 году, показало, что всего 5% украинцев предпочли бы не иметь евреев в качестве сограждан, что является самым низким показателем среди всех 18 опрошенных стран (Россия, 14%, Греция, 16%, Румыния, 22%). Исследование Pew, проведенное в следующем году, показало, что 83% украинцев положительно относятся к евреям, что опять же лучше, чем в любой другой стране региона, и на 15% больше, чем в 2009 году. Украине более десяти лет. Когда в 2019 году Зеленский объявил о своей кампании на пост президента, наибольший протест вызвали не православная церковь или украинские националисты, а собратья-евреи.Лидеры, такие как раввин Шмуэль Каминецкий, главный раввин Днепра, выразили опасения будущих погромов, если Зеленский пошатнется на своем посту. Но религия не играла роли в этой кампании, и через два года после его президентства Украина ускорилась в другом направлении.

В январе правительство утвердило планы строительства мемориала стоимостью 100 миллионов долларов, состоящего из двух музеев, в Бабьем Яру, который должен стать крупнейшим в мире храмом Холокоста площадью более 320 акров. В мае страна отметила свой первый День памяти украинцев, спасавших евреев во время Второй мировой войны, в тот же день, когда ее главный раввин открыл новую синагогу в Бабьем Яру.В июле украинский режиссер Сергей Лозница получил «Золотой глаз» за лучший документальный фильм на Каннском кинофестивале за фильм о Бабьем Яру и Холокосте в Украине. Позже в том же месяце Зеленский, казалось, сделал мемориал Бабьего Яра своим главным приоритетом, когда близкий советник президента Андрей Ермак, глава администрации президента, был назначен главным связным с правительством в комитете по строительству мемориала.

Украина также является духовным центром хасидского иудаизма. Исраэль бен Элиэзер, или Баал-Шем-Тов, отец хасидизма, похоронен в Меджибоже, а раввин Нахман из Брацлава родился в Меджибоже и похоронен в Умани.После резкого, вызванного пандемией, сокращения числа паломников, посещающих могилу Нахмана на Рош ха-Шана в прошлом году, в этом году в Умани было почти рекордное количество посетителей: в начале сентября их посетило около 30 000 хашидов.

Вскоре после этого Верховная Рада Украины приняла закон о запрете антисемитизма. По состоянию на начало октября закон ожидал окончательного одобрения Зеленского, потерявшего членов семьи во время Холокоста.

Сложите все это, и евреи Украины станут свидетелями беспрецедентных объятий.«Сегодня евреи более приняты в Украине, чем когда-либо в ее истории», — сказал Дэвид Фишман, профессор Еврейской теологической семинарии Америки, который преподает в Киеве и пишет об украинских евреях. Оговорка заключается в том, что меньшее количество евреев в Украине означает, что они менее заметны, и что, учитывая недавние политические события, украинцы теперь склонны винить во многих своих проблемах Россию.

Кроме того, по словам Фишман, хотя нападения на евреев случаются редко, антисемитские настроения и стереотипы сохраняются.С ним согласен Артем Рыжиков, отмеченный наградами киевский художник и кинематографист, который был среди тех, кто прогуливался по территории Бабьего Яра на 80-летие. «Идите на рынок и спрашивайте людей: «Что вы думаете о евреях?» — посоветовал он. «Они будут рассказывать вам грязные анекдоты о евреях и деньгах».

Тем не менее, война с Россией на востоке Украины, по-видимому, вызвала сдвиг в национальной идентичности, от акцента на украинской этнической принадлежности к акценту на украинском гражданстве. «Благодаря Путину теперь есть украинские евреи», — так выразился главный раввин Киева в 2016 году.По словам Фишмана, большинство евреев, оставшихся в Украине, сделали это из-за крепких семейных уз, которые согласны с тем, что война с Россией укрепила их чувство патриотизма. Не считая всплеска в 2014 году, когда конфликт привел к увеличению еврейской эмиграции, отъезд сократился до 2–3 000 человек в год. Тем временем евреи из Израиля и США все чаще заказывают поездки в Украину в рамках «корневого туризма».

Сегодня в Украине проживает от 80 000 до 350 000 евреев, в зависимости от того, кто считает, и все большее их число, кажется, рассматривает ее как еще одну родину за пределами Святой Земли.«Уехав во многие страны на долгие годы, еврейские общины здесь вспоминают и узнают свои корни, свои семейные корни, свои традиционные корни в Украине», — сказал Игорь Щупак, глава Украинского института изучения Холокоста.

Следующим большим препятствием является мемориал Бабий Яр, строительство которого планируется завершить в 2025 году, но вокруг него разгорелись споры. Многие украинцы опасаются, что значительная финансовая поддержка проекта украинскими еврейскими олигархами может способствовать российскому влиянию.Двое из миллиардеров, планирующих финансировать мемориал, Михаил Фридман и Герман Хан, фигурируют в списке олигархов Министерства финансов США, близких к президенту России Владимиру Путину.

Фишман считает такие опасения беспочвенными, указывая на то, что председатель мемориального комитета — бывший вице-премьер Израиля и бывший житель советского ГУЛАГа Натан Щаранский — вряд ли будет помыкать собой. Кроме того, в прошлом месяце украинский парламент принял закон об ограничении влияния олигархов, что предполагает бдительность правительства в этом вопросе.Настоящая проблема, по словам Фишмана, заключается в желании украинцев не признавать, что некоторые украинцы сотрудничали с нацистами, в том числе в Бабьем Яру. «Любого, кто упоминает об этом печальном и досадном факте, клеймят как орудие российского влияния», — сказал он.

В своей глубоко исследовательской книге «Стирание: исчезающие следы еврейской Галиции в современной Украине» профессор истории Университета Брауна Омер Бартов подробно описывает, как евреи Галиции в Западной Украине были сначала убиты и изгнаны нацистами, затем увидел, что местные жители отрицали их существование на службе украинскому национализму.

0 comments on “Политика ярослава мудрого: Мудрейший из князей | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.