Типы письменных исторических источников: Классификация и полифункциональность исторических источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

2.1 Типы исторических источников. Источниковедение

2.1 Типы исторических источников

Первый уровень классификации исторических источников, позволяющий упорядочить всю их целокупность, – классификация по типам.

Сравним два подхода к выделению типов исторических источников – Л. Н. Пушкарева и И. Д. Ковальченко. Эти подходы были разработаны в 70–80?х годах XX в., но до сих пор сохраняют свою актуальность.

Л. Н. Пушкарев посвятил проблеме классификации специальное исследование[176], задача которого – теоретически обосновать исторически сложившуюся систему классификации исторических источников. Это важно подчеркнуть: исследование Л. Н. Пушкарева, в отличие от работы И. Д. Ковальченко, представляет собой попытку теоретической рефлексии уже сложившегося в исторической науке деления источников на группы, которые, как справедливо подчеркивает автор, не имели четко фиксированных названий: одинаковые по составу группы могли называться тип, род, группа, вид и т. д. На наш взгляд, именно такой подход позволил Л. Н. Пушкареву, несмотря на то что методологическую основу его работы составляла так называемая теория отражения[177], получить позитивный исследовательский результат, особенно в части анализа типов исторических источников.

Л. Н. Пушкарев предложил зафиксировать систему: тип – род – вид исторических источников. Исследователь так определяет первую ступень классификации:

…под типами исторических источников подразумеваются такие наиболее широкие категории источников, которые отличаются друг от друга самим принципом хранения и кодирования информации, т. е. наиболее общим его свойством, предопределяющим его источниковедческую ценность. Таким наиболее общим, изначально присущим свойством источника является <…> результат отображения и воплощения действительности в источнике – та информация, которую выработал человек. Как, в какой форме закодирована в источнике эта информация и какое это имеет источниковедческое значение, как это должно отражаться на методике изучения данного типа источника – вот какие вопросы возникают при определении различных типов источников. Следовательно, в основе деления источников на типы лежит способ кодирования заключенной в источнике информации[178].

Используя введенный критерий, Л. Н. Пушкарев выделяет следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, устные (фольклор), этнографические, данные языка (лингвистические), кинофотодокументы, фонодокументы.

Классификация Л. Н. Пушкарева очевидным образом не охватывает все исторические источники: например, в ней отсутствует огромный корпус изобразительных источников, значение которых в современной исторической науке возрастает в связи с визуальным поворотом в историческом познании. Кроме того, сложно выявить специфический «способ кодирования информации», в таких типах исторических источников, как устные, лингвистические и этнографические[179]. Для того чтобы приобрести качества исторических источников, эти компоненты человеческой жизни и деятельности должны быть объективированы, т. е., если использовать понятийный аппарат Л. Н. Пушкарева, – их информация должна быть перекодирована в письменной или вещественной форме или в виде кино-, фото– или фонодокумента.

Л. Н. Пушкарев, уделяя основное внимание классификации письменных исторических источников, предлагает делить их на две группы – два рода:

Историки и источниковеды, занимающиеся изучением преимущественно письменных источников, давно уже обратили внимание на то, что этот тип источников довольно явственно разделяется на две большие категории. К одной из них относятся те письменные источники, которые были созданы как связное повествование о прошлом или как рассказ о настоящем, предназначенный для современников или потомков. К другой категории исследователи относили те письменные источники, которые создавались человеком или обществом в процессе его личной и общественной жизни, для удовлетворения текущих потребностей, в результате его экономической, политической, культурной и т. п. деятельности[180].

<…> внутренним признаком, отличающим документальные источники от повествовательных, является преобладание отображения или воплощения действительности в источнике.

Любой источник и отображает и воплощает в себе историческую действительность одновременно; он представляет собою диалектическое, нерасторжимое единство двух этих процессов. Все дело, следовательно, в том, какой из этих двух процессов – отображение или воплощение – преобладает в данном источнике. Если источник больше рассказывает о прошлом, совершившимся до возникновения самого источника, или повествует о настоящем в виде связного рассказа – перед нами источник повествовательный; если автор источника не ставит своей целью дать связный рассказ о событиях, а просто фиксирует происходящее, то мы имеем дело с документальным источником[181].

Такое рассуждение Л. Н. Пушкарева, на наш взгляд, очевидным образом воспроизводит традиционное деление на остатки и предания, на устойчивость которого и сам автор обратил внимание. Деление письменных исторических источников на два рода – повествовательные (нарративные) и документальные – не получило распространения. Хотя, на наш взгляд, в контексте современной гуманитаристики оно может обрести развитие, но уже на иной концептуальной основе – теории нарратива.

И. Д. Ковальченко предпринял попытку максимально строго определить понятие типа исторических источников на основе теории информации[182]:

Социальная информация теми или иными техническими средствами фиксируется на определенных материальных носителях в виде тех или иных знаковых систем или натурального [sic! – М. Р.] фото-, кино– и художественного воспроизведения действительности. Это позволяет хранить и передавать информацию. Для содержательного восприятия и целевого использования социальной информации наиболее удобна информация, выраженная в знаковых, прежде всего языковых (естественных и искусственных) системах[183].

Исходя из этого, И. Д. Ковальченко предлагает следующие основание классификации исторических источников и их типологию:

К классификации источников можно подходить с позиций трех аспектов информации – прагматического, семантического и синтаксического. Наиболее общим из них является синтаксический. Исходя из него, можно выделить первый наиболее общий уровень классификации исторических источников. По методам и формам отражения действительности вся совокупность исторических источников четко делится на четыре категории (или типа): вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные и изобразительно-натуральные) и фонические [выделено автором. – М. Р.][184].

С этих позиций И. Д. Ковальченко критикует традиционно сложившуюся в историографии классификацию исторических источников, зафиксированную в числе прочего и в «Советской исторической энциклопедии»:

Широко распространенное до последнего времени в советском источниковедении деление всей совокупности исторических источников на вещественные, письменные, устные, этнографические, лингвистические (фольклорные), фотокинодокументы и фонодокуметы представляется непоследовательным в силу неоднозначности принципов и критериев их выделения. Одни группы выделены по форме отражения действительности, другие – по способу фиксирования информации, третьи – по объекту отражения[185].

И. Д. Ковальченко приводит такой аргумент:

Следует заметить, что если информация, возникшая в ту или иную эпоху, может функционировать будучи как зафиксированной на тех или иных материальных носителях, так и незафиксированной (устной), то в исторических источниках она выступает в зафиксированном виде. Например, данные фольклора, несомненно, содержат ценную информацию о прошлом, но она, чтобы стать источником и быть использованной историком, должна быть материально зафиксирована. Чаще всего – это письменная запись, а позднее, с появлением соответствующих технических средств, и фонозапись. Сказанное относится и к другим видам нефиксированной социальной информации. Следовательно, исторический источник как носитель социальной информации содержит информацию фиксированную[186].

Значение этого аргумента невозможно не признать: действительно, историк не может пользоваться информацией, не зафиксированной на каком-либо материальном носителе. Но нельзя не признать и другое: для историка существенно не только (а часто и не столько), как зафиксирована информации, но и то, как она бытовала в течение столетий. Очевидно, например, что источники, изначально создававшиеся как письменные, не могут не отличаться от фольклорных источников, бытовавших в течение столетий в устной форме и только позже (часто в XIX столетии) зафиксированных на письме.

По-видимому, именно по этой причине классификация И. Д. Ковальченко не получила признания профессионального сообщества. Описанная Л. Н. Пушкаревым типология исторических источников в основном сохраняет свое значение. Отметим лишь, что ни Л. Н. Пушкарев, ни И. Д. Ковальченко в силу вполне понятных причин не выделили тип (а возможно, и два разных типа) источников, который приобретает все большее и большее значение, – так называемые машиночитаемые документы (от перфокарт и перфолент до современных носителей, таких как CD или флеш-карты[187]) и интернет-ресурсы, часть которых создается непосредственно как интернет-источники, а часть может рассматриваться как специфическая форма публикации исторических источников. Специфика этого типа (типов) исторических источников на настоящий момент остается практически не изученной, несмотря на то что проблема была поставлена К. Б. Гельманом-Виноградовым (1925–2010) еще на рубеже 70–80?х годов XX в.[188]

Среди выделенных типов исторических источников особое место в историческом познании занимают письменные исторические источники. Этот факт не требует доказательств – достаточно обратиться к научно-справочному аппарату любой научной работы по истории, чтобы убедиться в этом. Так почему же именно письменные исторические источники имеют столь существенное значение?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Исторические источники: классификация | Понятия и категории

К историческим источникам относится все, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества. Классификация исторических источников является одним из важнейших аспектов вспомогательной исторической дисциплины — исторического источниковедения.

Многие классики отечественной истории решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Одну из самых удачных классификаций источников предложил А. С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считались изображения и интерпретации фактов. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.

В 1930—1960-х гг. предлагалось несколько вариантов типологизации источников. М. Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания. А. А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках определенной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и спецификация источников в формациях отличались.

Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л. Н. Пуш карева, А. П. Прокштейна, И. Н. Данилевского. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:

1.            Письменные источники.

2.            Вещественные источники.

3.            Устные или фольклорные источники.

4.            Этнографические источники.

5.            Лингвистические источники.

6.            Фотокинодокументы.

7.            Фонодокументы.

Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источниках той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.

Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И. Д. Ковальченко, А. А. Курносова, С. М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:

1.            Вещественные источники.

2.            Письменные источники.

3.            Изобразительные (художественные или графические) источники.

4.            Фонетические источники.

Большинство современных исследований ориентируются на названные две классификации. В этих классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Типологическая классификация признается самой удачной, поскольку учитывает форму и содержание источника. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются также, как и письменные. Среди вещественных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.

В XX в. большое распространение получили новые методы фото, кино, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото или кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий делает исторические источники общедоступными. Любой тип источников изучается в комплексе или отдельно специальными историческими дисциплинами, а также археологией, этнографией, искусствоведением, ставшими отдельными отраслями исторических знаний. Каждая дисциплина или отрасль имеет свой предмет исследования и объединяются источниковедением, которая является одновременно специальной исторической дисциплиной и комплексной наукой, объединяющей в себе исследования по всем типам источников.

В. К. Цечоев

Использованы материалы кн.: История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2001, с. 16-18.

Письменные исторические источники — Собрание документов, рукописей, писем

Главная

История нашего края

Письменные исторические источники

Сохранившиеся письменные исторические источники помогают современному поколению ближе познакомиться с многовековой историей Древней Руси.

Исторический источник представляет собой документ или предмет, который является своеобразным свидетелем событий определенной исторической эпохи. На основании его показаний составляется общая картина о произошедшем в прошлом, выдвигаются гипотезы о причинах сложившийся ситуации.

Письменные источники

Основа истории – источники, хранящие текст. С их помощью происходит знакомство с языком эпохи, хронологической последовательностью событий, культурой общения и изложения мысли.

Летописи

Ознакомление начинается с летописей. Это обширные повествования, в которых в хронологическом порядке описывались все происходящие события. На языке наших предков «лето» означало «год», отсюда и пошло название источника. В них описывались походы князей, строительство храмов, даты рождения и смерти выдающихся политических деятелей или церковных служителей, стихийные бедствия и нападения интервентов.
В летописях совсем не описывался быт народа и культура его общения, лишь общий ход истории, который был неотделим от истории всемирной. Разделяли старинные письмена на 4 вида:

  • независимые;
  • официальные;
  • местные;
  • общерусские.

Главным источником, в котором описаны события, произошедшие в раннесредневековой Руси, является «Повесть Временных лет». Это итог обработки нескольких летописных документов – набор погодных сказаний с 852 по 1116 годы.

Правовые памятники

Сохранившиеся документы древнейших законов представляют величайшую ценность для изучения устройства средневекового общества. Из этих источников мы узнаем об отличии сословий, существовании денежных единиц, методах правосудия.
Самым обширным письменным памятником древнерусского права считается «Правда Русская», которая являлась основным законом на Руси до 16 века.
При правлении разных князей ими создавались собственные Уставы, которые разграничивали преступления для церковного и светского суда и содержали информацию о мере наказания.

Другие источники

Любой памятник древней письменности может считаться источником исторического значения. Такие письмена помогают изучать культуру и язык наших предков. Ими считаются древние литературные сочинения, надписи на орудиях, стенах церквей, домов, предметах быта. Берестяные грамоты, найденные лишь в 1951 году, представляют собой огромную ценность, как память письменности 11 века. Их найдено более тысячи – это написанные своеобразным языком письма, долговые расписки, любовные послания.

Вам может быть интересно

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом

Какие виды исторических источников вы знаете

 Исторический источник — это то, без чего не представляли своих исследований ученые позитивистского и марксистского направлений. Свою актуальность понятие исторического источника не утратило до сих пор. Современные историки все еще дискутируют о принципах классификации источников, о их видах, типах, группах. 

 Мы выделим общепризнанную, но не окончательную версию видов исторических источников.

 Вещественные

 Вещественные источники могут также называться материальными — это вообще все «следы» материальной и духовной человеческой деятельности на протяжении всего исторического процесса. Следует отметить, что вещественный источник может быть ископаемый — это чаще всего прерогатива археологической дисциплины, а также сохранившиеся до наших дней — такие источники становятся объектами исследования историков, культурологов, этнографов, архивистов, работников музеев, нумизматов. 

 Итак, к виду «вещественный» исследователи чаще всего включают: 

  • орудие труда и абсолютно всю бытовую утварь, одежду;
  • жилища и оружие;
  • могильники, ископаемые остатки человека и животных;
  • украшения, единицы денежного оборота.

 Письменные

 Письменный «след» человека (а именно человеческим «следом» начали называть источник в XX столетии) являются все реализованные абстрактные, духовные, идеологические, политические воззрения, а также множество статистических данных.

 Среди письменных источников можно выделить такие группы: 

  • научные труды наших предков;
  • законы и Конституции, билли о правах, указы, международные договоры, дипломатическая документация;
  • мемуары, художественные литературные произведения;
  • всякого рода государственная, частная, экономическая статистика. Например, «родовые» книги, поземельные списки;
  • летописные и хроникальные труды.

 Заимствование 

 Историческая наука находится на стыке наук, на так называемом «междисциплинарном уровне». Именно поэтому многое заимствуется из других гуманитарных отраслей. 

 Исходя из этого, следует отдельно выделить устные источники из области этнографии, социологии: анекдоты, присказки, загадки, воспоминания, легенды, басни, мифы. Часто такие источники передаются из уст в уста, из поколения в поколение и отражают ментальный уровень развития общества. 

Другим видом являются источники, позаимствованные из художественной, творческой созидательной сферы. Это многочисленные остатки, памятки и памятники архитектуры, живописи, мозаики, скульптуры и т. д.

Исторические источники

Преамбула

Эта рубрика проекта ХРОНОС разбита на несколько подрубрик, по векам и странам. Промотайте текущее окно после преамбулы и выберете интересующий вас период.

Часть приведенных здесь документов сканировал и форматировал я лично, большое их число перепечатывается, в частности из собрания электронных исторических источников МГУ, созданного благодаря усилиям Тимура Валетова и его коллег по истфаку.

Как известно каждому историку, при работе с любыми документами прошлого необходимо предварительно провести критику источника. Это правило также относится и к их электронным версиям. Например, Секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении, вероятно, является поздней фальсификацией; оригинал подлинного документа, скорее всего, навсегда утрачен. И я напоминаю, что опубликованные в ХРОНОСе тексты нуждаются в критическом подходе, как и все прочие, бумажные. Всегда, когда это возможно, я стараюсь публиковать комментарии к документам. Если у вас есть какие-то замечания по файлам рубрики, то сообщите в гостевой книге или напишите мне на мой почтовый адрес [email protected] с указанием в теме письма — dokum.

Кроме документов различных эпох здесь даны определения основных терминов и понятий источниковедения. Обычно они располагаются в в тех подразделах рубрики «Исторические источники», где впервые встречаются. А вот и первое определение:

Что такое исторические источники?

Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Они подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Письменные источники в свою очередь включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписку и др.

 Вячеслав Румянцев

Далее читайте:

Документы IX века.

Документы X века.

Документы XI века.

Документы XII века.

Документы XIII века.

Исторические источники XIV века

Исторические источники XV века

Исторические источники XVI века

Исторические источники XVII века

Исторические источники XVIII века 
Исторические источники XIX века:

Первые годы XIX века.

10-е годы XIX века.

20-е годы XIX века.

30-е годы XIX века.

40-е годы XIX века.

50-е годы XIX века.

60-е годы XIX века.

70-е годы XIX века.

80-е годы XIX века.

90-е годы XIX века.

Исторические источники XX века:

Первые годы XX века

10-е годы XX века

20-е годы XX века

30-е годы XX века

40-е годы XX века

50-е годы XX века

60-е годы XX века

70-е годы XX века

80-е годы XX века

90-е годы XX века

Исторические источники XXI века

 

Документы IX века:

Летописи (справочная статья)

Былины (справочная статья)

«Договор мира и любви» с Византией . (справочная статья)

«Минеи-Четьи» — сборники, содержащие жизнеописания святых, поучения, молитвы, песнопения на каждый день года. В Древней Руси «Минеи-Четьи» служили для назидательного, «душеполезного» чтения. «Минеи-Четьи» сложились в Византии к IX веку, а затем распространились среди южных и восточных славян. Известные в Киевской Руси с начала XI века. (Супрасльская рукопись), «Минеи-Четьи» обильно пополнялись материалом русской церковно-учительской литературы. В середине XVI века, и связи с созданием общерусского культа святых, в Москве под руководством митрополита Макария составляются «Великие Минеи-Четьи» (12 больших томов, по одному на каждый месяц), объединившие почти всю церковную литературу от начала христианства на Руси и пополнившие её житиями русских святых, канонизированных на соборах (1547 и 1549).

 

Документы X века:

Русско-византийский договор 907 г. (справочная статья)

Русско-византийский договор 911 г. (справочная статья)

Русско-византийский договор 944 г. (справочная статья)

Константин Багрянородный Об управлении империей.

Лев Диакон История.

Ибн-Фадлан. «Записки» о путешествии на Волгу.

 

Документы XI века:

XI век

Лествичное право (справочная статья).

XI — XII века

Палея Толковая.

1037-1050.

Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона.

XI — XII века

Повесть временных лет. Части: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

1056-1057

Остромирово Евангелие — древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции (1056-1057). Названо по имени новгородского посадника Остромира, для которого Евангелие было переписано на Руси дьяконом Григорием с болгарского оригинала. Пергаментная рукопись 30 на 35 сантиметров с высокохудожественными миниатюрами искусно орнаментирована и написана кириллицей. В языке Евангелия отражены черты болгарского протографа и русского языка XI века. Остромирово Евангелие — ценнейший источник по истории южнославянских и восточнославянских языков, древнеславянской палеографии, русского искусства. Образец искусства книги Киевской Руси. Содержит недельные евангельские чтения. 

1072.

Правда роськая (с примечаниями).

Русская Правда (перевод).

1075.

Диктат папы (изложение)

 

 

 

первоисточников в Интернете: поиск, оценка, использование

Это краткое руководство предназначено для того, чтобы помочь студентам и исследователям найти и оценить первоисточники, доступные в Интернете.

Имейте в виду, что при использовании этого веб-сайта Интернет постоянно меняется и развивается. Если у вас есть вопросы, обратитесь к преподавателю или библиотекарю.

Первоисточники — это свидетельства истории, оригинальные записи или объекты, созданные участниками или наблюдателями во время исторических событий или даже намного позже событий, как, например, в мемуарах и устных рассказах.Первичные источники могут включать, помимо прочего: письма, рукописи, дневники, журналы, газеты, карты, выступления, интервью, документы, подготовленные государственными учреждениями, фотографии, аудио- или видеозаписи, исходно цифровые элементы (например, электронные письма), данные исследований. , а также объекты или артефакты (например, произведения искусства или древние дороги, здания, инструменты и оружие). Эти источники служат исходным материалом, который историки используют для интерпретации и анализа прошлого.

Дополнительные пояснения и примеры первичных источников

Чтобы узнать, есть ли эти книги в ближайшей к вам библиотеке, нажмите на название для доступа к WorldCat.

Бенджамин, Жюль Р. Путеводитель по истории для студентов. 12-е изд. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартиньш, 2013.

Брандейдж, Энтони. Обращение к источникам: руководство по историческим исследованиям и написанию статей . 5-е изд. Малден, Массачусетс и Оксфорд: Wiley-Blackwell, 2014.

.

Каллен, Джим. Очерк прошлого: как читать, писать и думать об истории . 2-е изд. Чичестер: Wiley-Blackwell, 2013.

.

Кухни, Джоэл Д. Библиотекари, историки и новые возможности для дискурса: руководство для помощников Клио .Санта-Барбара, Калифорния: библиотеки без ограничений, 2012 г.

Преснелл, Дженни Л. Информационно грамотный историк: руководство по исследованиям для студентов-историков . 2-е изд. Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 2013.

.

Рамполла, Мэри Линн. Карманный справочник по истории . 8-е изд. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2015.

Салевурис, Майкл Дж. и Конал Фьюрей. Методы и навыки истории: Практическое руководство . 4-е изд. Чичестер, Великобритания: WIley-Blackwell, 2015.

Турабиан, Кейт Л., Уэйн С. Бут, Грегори Г. Коломб и Джозеф М. Уильямс. Руководство для авторов научных статей, тезисов и диссертаций: чикагский стиль для студентов и исследователей . 8-е изд. Чикагские руководства по написанию, редактированию и публикации. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2013.

.

Уильямс, Роберт Чедуэлл. Набор инструментов историка: пособие для студентов по теории и искусству истории . 3-е изд. Абингдон: Рутледж, 2015.

.

 


Авторы изображений и источники

 

Кертис, Эдвард С. Сбор семян — Coast Pomo , 1924. Коллекция Эдварда С. Кертиса. Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, 20540. По состоянию на 20 сентября 2015 г. http://www.loc.gov/pictures/collection/ecur/item/2002695450/.

Бриттон и Рей. Китайская Красавица и Чайлд, Чайнатаун, Сан-Франциско . Открытка, н.д. Интернет-архив Калифорнийского / Калифорнийского исторического общества. По состоянию на 20 сентября 2015 г. http://www.oac.cdlib.org/ark:/13030/hb829005x0/?docId=hb829005x0&brand=oac4&layout=printable-details.

Данлэп, Кейт. «Сухопутные тропы — биографии». Следы надежды: Сухопутные дневники и письма, 1846–1869 гг. Цифровые коллекции Библиотеки Гарольда Б. Ли УБЯ. Специальные коллекции, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга, Прово, Юта, 84602. По состоянию на 20 сентября 2015 г. http://contentdm.lib.byu.edu/cdm/singleitem/collection/Biographies/id/10/rec/ 1.

 

 

Кредиты

 

Написано в 2015 году подкомитетом Комитета по учебным и исследовательским услугам Секции истории справочных и пользовательских услуг Американской библиотечной ассоциации.Члены подкомитета:

 

Шелли Арлен, Библиотека Сматерс Университета Флориды

Эйлин М. Бентсен, Библиотеки Университета Бэйлор (сопредседатель)

Мелисса Ф. Гонсалес, Библиотеки Университета Западной Флориды

Джули Хигби, Библиотеки Университета Северной Джорджии

Джоэл Д. Китченс, Библиотеки Техасского университета A&M

Ольга Перкович, Библиотека Университета Макмастера (сопредседатель)

Жюльен Л. Вуд, Мемориальная библиотека Ноэля, LSU Shreveport 

 

 

Присылайте комментарии относительно содержания этой страницы на [email protected] ком . Мы сожалеем, что не можем ответить на вопросы, касающиеся поиска, использования или авторских прав на первоисточники; Пожалуйста, задайте такие вопросы своему местному библиотекарю или учителю.

Начало работы: чтение первоисточников

Историки изучают источники, оставленные прошлым.Никакое утверждение о прошлом не может быть убедительным, если оно не подкреплено ссылками на исторические источники, свидетельства, на которых историки основывают свои идеи и интерпретации. Историки неизбежно тратят много времени на чтение сочинений друг друга, но настоящая историческая работа проделана — и настоящее удовольствие должно быть получено — в изучении источников, фактического «материала» истории.

Исходный материал широко используется в преподавании истории в школе, но часто сильно отличается от реального.Для использования в школе письменные источники обычно сокращаются по длине, иногда чуть больше, чем до пары строк, язык часто упрощается, и каждому источнику присваивается метка: Источник А, Источник Б и так далее. Для всех этих шагов есть очень веские причины, но они означают, что реальный исходный материал, обнаруженный на университетском уровне, может вызвать шок. Настоящие источники не только не отредактированы так, как их школьные эквиваленты, но и выглядят совсем по-другому. Например, в учебнике или на экзаменационном листе отрывок из письма девятнадцатого века будет напечатан четко и разборчиво; действительно, были бы жалобы, если бы это было иначе.Викторианский оригинал, однако, может быть полной противоположностью: чтобы сэкономить деньги на бумаге и почтовых расходах, писатели девятнадцатого века часто писали строчками поперек страницы, а затем переворачивали букву на 90° и продолжали писать поверх предыдущих строк, так что что линии письма образовывали квадраты, а буква в конечном итоге выглядела как сетка, которую современному глазу может быть очень трудно прочитать. Точно так же отрывки из нацистских произведений обычно фигурируют в школьных учебниках и на экзаменах; оригиналы, однако, были не только на немецком языке, но часто и готическим шрифтом, к которому, опять же, нужно привыкнуть.Почерк прежних эпох сильно отличался от современного письма, не в последнюю очередь из-за физических требований к письму пером и чернилами, а также потому, что высокая стоимость пергамента и бумаги означала, что было важно нанести как можно больше на один лист. Поэтому средневековые и ранние современные тексты полны сокращений, которые могут ввести в заблуждение неосторожного читателя.

Первичные и вторичные источники: их значение в истории

Концепция «первичных» и «вторичных» источников является ключом к изучению и написанию истории.«Источник» — это все, что предоставляет информацию, от рукописи, где слова рассказывают вам вещи, до одежды, которая пережила века и содержит подробности о моде и химии. Как вы можете себе представить, вы не можете писать историю без источников, так как вы это выдумываете (что хорошо в исторической фантастике, но довольно проблематично, когда речь идет о серьезной истории). Источники обычно делятся на две категории: первичные и вторичные. . Эти определения будут отличаться для естественных наук, а приведенные ниже применимы к гуманитарным наукам.Их стоит выучить, они жизненно важны, если вы сдаете экзамены.

Первичные источники

«Первоисточник» — это документ, который был написан или объект, который был создан в период времени, в котором вы работаете. Вещь «из первых рук». Дневник может быть первоисточником, если автор пережил события, которые он вспоминает, а хартия может быть первоисточником поступка, для которого она создавалась. Фотографии, хотя и сопряжены с проблемами, могут быть первоисточниками. Главное, они предлагают прямое понимание того, что произошло, потому что они были созданы в то время, свежи и тесно связаны между собой.

Первичные источники могут включать картины, рукописи, канцелярские списки, монеты, письма и многое другое.

Вторичные источники

«Вторичный источник» можно определить двумя способами: это что-либо об историческом событии, которое было создано с использованием первоисточников и/или которое было удалено на один или несколько этапов из периода времени и события. Вещь «секонд хенд». Например, школьные учебники рассказывают вам о каком-то периоде времени, но все они являются вторичными источниками, поскольку они были написаны позже, обычно людьми, которых там не было, и обсуждаются первоисточники, которые они использовали при создании.Вторичные источники часто цитируют или воспроизводят первоисточники, такие как книга с фотографией. Ключевым моментом является то, что люди, создавшие эти источники, полагаются на другие свидетельства, а не на свои собственные.

Вторичные источники могут включать книги по истории, статьи, веб-сайты, подобные этому (другие веб-сайты могут быть основным источником «современной истории».) Не все «старое» является основным историческим источником: многие средневековые или древние работы являются вторичными источниками, основанными на теперь утеряны первоисточники, несмотря на преклонный возраст.

Третичные источники

Иногда вы увидите третий класс: третичный источник. Это такие предметы, как словари и энциклопедии: история пишется с использованием как первичных, так и вторичных источников и сводится к основным пунктам. Мы писали для энциклопедий, а высшее — это не критика.

Надежность

Одним из основных инструментов историка является способность изучать ряд источников и оценивать, какие из них надежны, какие страдают предвзятостью или, что чаще всего, страдает наименьшей предвзятостью и может быть лучше всего использовано для реконструкции прошлого.Большая часть истории, написанной для школьных квалификаций, использует вторичные источники, потому что они являются эффективными инструментами обучения, при этом первоисточники вводятся и, на более высоком уровне, являются доминирующим источником. Однако нельзя обобщать первичные и вторичные источники как надежные и ненадежные.

Есть все шансы, что первоисточник может страдать предвзятостью, даже фотографии, которые небезопасны и должны быть изучены не менее тщательно. Точно так же вторичный источник может быть создан опытным автором и предоставить лучшие из наших знаний.Важно знать, что вам нужно использовать. Как правило, чем выше ваш уровень обучения, тем больше вы будете читать первоисточники и делать выводы и выводы, основанные на вашей проницательности и сочувствии, а не использовать второстепенные работы. Но если вы хотите узнать о периоде быстро и эффективно, лучше выбрать хороший вторичный источник.

Определение первичных и вторичных ресурсов

Источники информации часто подразделяются на первичные и вторичные в зависимости от их оригинальности.
Нажмите здесь https://vimeo.com/scclibrary/primary-and-secondary-sources/ для просмотра руководства.

Первичные источники

Первичный источник предоставляет прямые или непосредственные свидетельства о событии, объекте, человеке или произведении искусства. Первичные источники предоставляют исходные материалы, на которых основаны другие исследования, и позволяют студентам и другим исследователям максимально приблизиться к тому, что на самом деле произошло в течение определенного события или периода времени. Опубликованные материалы можно рассматривать как первичные ресурсы, если они относятся к обсуждаемому периоду времени и были написаны или подготовлены кем-то, кто имел непосредственный опыт участия в мероприятии.Часто первоисточники отражают индивидуальную точку зрения участника или наблюдателя. Первичные источники могут быть письменными или неписаными (звук, изображения, артефакты и т. д.). В научных исследованиях первоисточники представляют оригинальное мышление, сообщают об открытиях или делятся новой информацией.

Примеры первоисточников:

  • Автобиографии и мемуары
  • Дневники, личные письма и корреспонденция
  • Интервью, опросы и полевые исследования
  • Интернет-коммуникации по электронной почте, блоги, рассылки и группы новостей
  • , фотографии и графики плакаты
  • Произведения искусства и литературы
  • Книги, журнальные и газетные статьи и опубликованные объявления на тот момент
  • Опросы общественного мнения
  • Речи и устные рассказы
  • Оригиналы документов (свидетельства о рождении, акты о собственности, судебные протоколы)
  • Данные исследований, такие как статистика переписи населения
  • Официальные и неофициальные отчеты организаций и государственных учреждений
  • Артефакты всех видов, такие как инструменты, монеты, одежда, мебель и т. д.
  • Аудиозаписи, DVD-диски и видеозаписи
  • Правительственные документы (отчеты, законопроекты, прокламации, слушания и т. д.)
  • Патенты
  • Технические отчеты
  • Статьи в научных журналах, сообщающие о результатах экспериментальных исследований
  • 2 9013 1 9010 Вторичный источник источники описывают, обсуждают, интерпретируют, комментируют, анализируют, оценивают, обобщают и обрабатывают первоисточники. Вторичный источник, как правило, представляет собой один или несколько шагов, удаленных от события или периода времени, и пишется или создается постфактум с задним числом.Вторичным источникам часто не хватает свежести и непосредственности исходного материала. Иногда вторичные источники будут собирать, систематизировать и переупаковывать первичную информацию для повышения удобства использования и скорости доставки, например, онлайн-энциклопедия. Как и первичные источники, вторичные материалы могут быть письменными или неписаными (звук, изображения, фильмы и т. д.).

    Примеры вторичных источников:

    • Библиографии
    • Биографические работы
    • Справочники, включая словари, энциклопедии и атласы
    • Статьи из журналов, журналов и газет после события
    • Обзоры литературы и обзорные статьи (например,g., рецензии на фильмы, рецензии на книги)
    • Книги по истории и другие популярные или научные книги
    • Критические и интерпретационные работы
    • Комментарии и трактаты
    • Учебники
    • Указатели и рефераты
    Первичные источники0 в Интернете

    https://www.sccollege.edu/Library/Pages/Primary-Sources.aspx

     ​

    6 бесплатных онлайн-ресурсов для первичных исходных документов текст.Их просят внимательно читать, делать выводы, приводить доказательства, анализировать аргументы и интерпретировать слова и фразы, используемые в тексте. Первичные исходные документы — это артефакты, созданные людьми в определенный исторический период. Это может быть письмо, речь, фотография или запись в журнале. Если вы хотите интегрировать социальные науки в свой блок обучения грамоте, попробуйте один из этих ресурсов для получения первоисточников.

    1. Национальный архив

    Национальный архив — это фантастический ресурс.Их веб-сайт прост в навигации и содержит множество ресурсов для учителей. В них есть ежедневный исторический документ, относящийся к событию того дня в истории. В онлайн-каталоге можно искать по ключевым словам, и 100 «веховых» документов идентифицированы как важные для американской истории.

    2. DocsTeach

    DocsTeach, также находящийся в ведении Национального архива, предлагает множество мероприятий для преподавателей. Документы организованы по разным периодам американской истории. Если вы преподаете «Гражданская война и реконструкция» или «Революция и новая нация», просто нажмите на тему, чтобы найти сотни первоисточников.DocsTeach предоставляет аудио, видео, диаграммы, графики, карты и многое другое.

    3. Spartacus Educational

    Spartacus Educational — отличный ресурс по всемирной истории. Он содержит бесплатные статьи энциклопедии, которые напрямую связаны с первичными исходными документами, что делает его идеальным инструментом для преподавателей, желающих дать учащимся отправную точку в своих исследованиях. Его можно даже использовать для охоты за историческими фигурами!

    4. Университет Фордхэма

    Университет Фордхэма — еще один хороший ресурс по всемирной истории.Подобно тому, как DocsTeach упорядочивает первоисточники по периодам американской истории, этот сайт также классифицирует документы. От «Реформации» до «Религиозной мысли после Второй мировой войны» учителя могут найти полные тексты в Fordham или подобных учреждениях. Эти источники подходят для занятий в средней и старшей школе.

    5. Проект «Авалон»

    Проект «Авалон» в Йельском университете с разбивкой по периодам времени и перечислением в алфавитном порядке также содержит первоисточники для учителей глобальной истории.Эта база данных начинается с древних и средневековых документов и переходит в настоящее время. В дополнение к категориям, относящимся к конкретным историческим периодам, проект Avalon включает ссылки на документы по правам человека в рамках проекта Diana.

    6.

    Журнал Life Фотоархив

    Google и Life Magazine имеют прекрасную поисковую систему, которая позволяет пользователям искать миллионы изображений из Life Magazine Фотоархив. Вы можете не только вводить ключевые термины для поиска, но и просматривать изображения, организованные по десятилетиям (с 1860-х по 1970-е годы) или значимым людям, местам, событиям или спортивным темам.

    Легкий доступ к iPad

    Используете iPad в классе? Ознакомьтесь с этими бесплатными приложениями для получения первичных исходных документов:

    Где вы можете найти первичные исходные документы для использования в классе?

    Анализ исторических документов

  • Природа свидетельств: Историки используют широкий спектр свидетельств для построения своих интерпретаций прошлого. Приведенное ниже обсуждение относится к особому типу свидетельств, называемых историческими документами.Многие исторические свидетельства являются свидетельствами или анекдотичными. Однако существуют и другие типы доказательств, такие как экспериментальные и наблюдательные. Что означают эти термины? Экспериментальные данные, общие для естественных наук, часто включают измерение физических артефактов или процессов. Благодаря точным методам и измерениям такие данные должны быть воспроизводимыми. Свидетельства наблюдений исходят из записи данных в контролируемых условиях. Социологи, например, могут строить эксперименты для людей, которые измеряют ответы и, как и экспериментальные данные, могут быть воспроизведены.
  • Большинство исторических свидетельств, однако, приходит к нам из прошлых событий. Таким образом, мы не можем ни воспроизвести те прошлые условия, ни обеспечить уровень контроля, присутствующего в экспериментальных данных или наблюдениях. Тот несколько усложняет работу историка, но, тем не менее, с обучение и практика, возможно. Многие исторические свидетельства являются анекдотичными, «личные отчеты человека о его или ее опыте». Примеры включают в основном первоисточники, такие как дневники, письма, транскрипции разговоров, интервью или воспоминаний.Мы подтверждаем надежность анекдотических свидетельств путем проверки на внутреннюю непротиворечивость и путем измерения его заявления против других, внешних доказательств. Отзыв доказательства приходят к тому, кто говорит или пишет авторитетно, опытно, и аттестация. Многие свидетельские показания исходят из вторичных источников, такие как авторитетные рецензируемые монографии (журнальные статьи и книги). Независимо от типа доказательств, с которыми сталкивается историк, он должен оценивать его относительные сильные и слабые стороны.[Предыдущее обсуждение обязано долг перед Джоном Стрэттоном, Критическое мышление для студентов колледжа (1999, стр. 243-49). Теперь перейдем к оценке различных типов исторических свидетельств. [Документ справа — это страница из дневника Оливера Норта, в которой признается, что поддерживаемые США контрас провозили наркотики в США.]

      Физические характеристики и происхождение

    1. Какой тип документа вы анализируете? Это редакция газеты? Карта? Отчет правительства? Официальное письмо? Личное письмо? Меморандум? Телеграмма? Пресс-релиз? Реклама? Речь Конгресса? Другое — указать
    2. Если бы у вас был оригинальный документ, вы бы также проверили его на наличие каких-либо уникальных физических качеств.Это могут быть интересные фирменные бланки, характер почерка, любые печати, пометки или другие официальные штампы.
    3. Дата документа? (Даты написания, отправки, аннотирования и получения, если применимо)
    4. Кому был адресован документ или для какой аудитории он был подготовлен?

      Контент-анализ

    5. Перечислите три наиболее важных пункта автора.
    6. Как вы думаете, почему документ был написан?
    7. Какие конкретные доказательства или примеры помогут вам определить, почему это было написано?
    8. Укажите вопрос или проблему, на которую в документе нет ответа.

      Тесты на достоверность документов

    9. Насколько надежным вы считаете документ? Точно ли оно отражает историческое прошлое? Почему или почему нет? Примените приведенные ниже тесты на валидность.
      1. Релевантность: Действительно ли представленные доказательства относятся к выдвигаемому заявлению?
      2. Недавность: Изменилась ли ситуация, описываемая свидетельством? Простого возраста недостаточно, чтобы опровергнуть доказательства: ситуация должна была измениться с тех пор, как доказательства были опубликованы.
      3. Действительность: Является ли документ тем, чем кажется, или это, возможно, мошенничество или подделка?
      4. Идентификация: Четко ли указан автор или источник? Его/ее положение? заглавие? Историки не полагаются на «анонимные» или слухи.
      5. Экспертиза: Имеет ли источник право предоставлять эти доказательства? Источники могут быть квалифицированы по обучению/образованию или по опыту работы с темой доказательства.
      6. Предвзятость: Есть ли у автора личная заинтересованность в теме доказательств, которые могут исказить доказательства? Неохотные показания, в которых источник свидетельствует против личных интересов (например,г., республиканец, разоблачающий незаконные действия Республиканской партии) весьма убедителен. Предвзятые источники не всегда искажают свои свидетельства.
      7. Внутренняя согласованность: Остаются ли различные элементы источника согласованными внутри себя или одна или несколько частей противоречат другим частям?
      8. Внешняя непротиворечивость: Соответствует ли доказательство внешним квалифицированным источникам?
      Принятие и расширение рабочего листа анализа письменных документов, разработанного Национальным управлением архивов и документации США.
  • В чем разница между первичным и вторичным историческим источником? :: Рассмотрим источник в Интернете

    Крайне важно различать первичные и вторичные исторические источники.Настоящее историческое исследование сосредоточено на использовании первоисточников (хотя вторичные источники обеспечивают основу и помогают подтвердить факты и помочь в анализе информации).

    Иногда бывает сложно определить, является ли источник первичным. Есть простой способ решить: определите, если источник информации относится ко времени события и/или автор документа пережил событие, то это первоисточник. Например, если студент изучает битву при Геттисберге, рассказы о битве из первых рук, написанные теми, кто был там, карты, использованные генералами, фотографии солдат, статистика потерь, дневники или устные рассказы солдат и даже газетные статьи. написанные репортерами на местах, освещающими сражения, все будут считаться первоисточниками.

    Для сравнения, вторичным источником может быть ретроспективная или памятная статья в газете или журнале, написанная несколькими годами позже, учебник или книга о событии, написанная позже историком. Иногда бывает трудно отличить первичное от вторичного. Например, может ли письмо времен Гражданской войны, написанное женой солдата, быть первоисточником о битве при Геттисберге? Не обязательно. Хотя письмо было написано во время события, если жена не была очевидцем битвы, оно не могло бы считаться первоисточником темы битвы при Геттисберге.Однако, если она упомянула о битве и описала свои впечатления или знания о ней, ее письмо можно было бы считать первоисточником о Гражданской войне в целом и особенно о влиянии войны на семьи.

    Проблема может стать еще более сложной, поскольку многие вторичные источники полностью или частично перепечатывают первоисточники и публикуют расшифровки документов или фоторепринты первичных исторических записей. Для студенческих исследовательских целей эти репринты можно считать первичными, но студенты должны понимать разницу между репринтом или расшифровкой и подлинным документом.

0 comments on “Типы письменных исторических источников: Классификация и полифункциональность исторических источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.