В человеческой речи участвуют нейроны обоих полушарий мозга
Мы слышим речевые звуки и произносим их благодаря активности обоих полушарий мозга, а не левого, как считали ранее. А вот понимание речи обеспечивает левое полушарие.
До недавнего времени принято было считать, что центр речи, то есть области мозга, позволяющие воспринимать и произносить звуки, расположен преимущественно в левом полушарии. Специалисты Нью-Йоркского университета и университетского Медицинского центра Лангон доказали, что в речи в равной степени участвуют оба полушария.
Эти результаты, опубликованные в журнале Nature, изменяют устоявшиеся представления о нейронной активности мозга.
Согласно классическим представлениям восприятие и обработка звуков происходят в сенсорной
Американским ученым удалось провести прямое исследование участия нейронов мозга в процессе речи.
18 сентября 13:17Они использовали метод электрокортикографии, при котором нейронную активность регистрируют с помощью электродов, наложенных непосредственно на поверхность коры. Метод позволяет получить высокое пространственное и временное разрешение. Естественно, в экспериментальных целях никто не будет сверлить череп пациента — такие электроды вживляют с целью лечения какого-либо неврологического заболевания.
В исследовании приняли участие пациенты, проходящие фармакологическое лечение от эпилепсии. Шести пациентам электроды ввели в левое полушарие, семи — в правое и трем — в оба полушария мозга. Испытуемые выполняли три типа задач: просто слушали слоги, повторяли услышанные слоги вслух и повторяли их беззвучно, то есть двигали губами, языком и челюстями. В некоторых экспериментах пациенты слушали и повторяли односложные слова heat, hit, hat, hoot, het, hot, hut (тепло, хит, шляпа, крик, гет, горячий, хижина), в других — бессмысленные слоги «киг» и «поб». Использование незначащих слогов позволило разделить речевую способность, то есть возможность слышать и произносить звуки, от языковой активности — способности составлять фразы и понимать их смысл.
Ученые определили области мозга, принимающие наибольшее участие при выполнении всех типов задач.
08 сентября 11:26
Оказалось, что во время слушания и повторения слогов активизируются нейроны, расположенные в обоих полушариях.
Это нейроны в надкраевой, средней височной и верхней височной извилинах, соматосенсорной и моторной коре, премоторной коре и нижней лобной извилине. Они обеспечивают восприятие и произнесение звуков, связь между тем, что человек слышит, и тем, что он говорит (повторяет).
Языковый центр отличается от речевого, это центр более высокого уровня обработки информации, он обеспечивает понимание смысла слов.
И именно языковый центр находится в левом полушарии.
close
100%
По классической модели (внизу) — продукция речи (синяя рамка), сенсорно-моторное взаимодействие (красная рамка) и языковый центр (желтая рамка) находятся в левом полушарии и только восприятие речи (зеленая рамка) — в обоих полушариях;По новой модели (вверху) только языковый центр расположен в левом полушарии, а остальные функции — в обоих.
Greg Cogan, Bijan PesaranКогда известны механизмы генерации речи, можно более успешно решать проблемы ее нарушения. Исследователи надеются разработать более эффективные методы реабилитации больных, страдающих речевыми нарушениями после перенесенного инсульта.
ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ»
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении премоторных отделов коры левого полушария головного мозга (центр Брока). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.
Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям (непроизвольным повторам слов, слогов, которые являются следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой).
Нарушение экспрессивной речи. При грубой патологии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Утрачивается способность повторять серию звуков или слогов (повторяет звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения). Отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога (например, от слоговой подсказки «мо», вместо слова «молоко» произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.).
Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (из слов «стол» и «ложка»).
При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляются предлоги, флексии существительных (аграмматизм типа «телеграфного стиля»).
При третьем варианте не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется инертность в выборе слов (в высказывании — длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии).
При четвертом варианте речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим: речь грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и логическое ударение. В отличие от афферентной моторной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не нарушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится монотонной. Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.
Нарушение чтения и письма: выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание уже выбранных букв разрезной азбуки. Возникает безуспешная перестановка букв в слове, даже очень коротком, с трудом находится нужный порядок букв. Нередко больные не могут найти нужную букву, правильно произнося весь звуковой состав слова. В более легких случаях больные могут записать слово со слуха, пропуская буквы в стечениях согласных (поскольку внутреннее проговаривание стечения согласных является сложным моторным актом), переставляя буквы и слоги. Часты персеверации букв из предыдущих слов, персеверации одного и того слога: машина — «машишина», молоко — «момолоко».
На поздних этапах восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин выявляется аграмматизм, выражающийся в трудностях согласования слов в предложении. При «телеграфном стиле» могут быть сохранными чтение, запись существительного и коротких фраз под диктовку, а позже самостоятельная запись названий предметов, но недоступно самостоятельное, грамматически правильно оформленное письменное составление фраз. При нарушении лишь ритмико-мелодического компонента речи письменная речь и чтение остаются сохранными.
Нарушение импрессивной (рецептивной) речи: нарушения вторичны, т.к. больные не могут опираться на внутреннее проговаривание воспринимаемого вербального материала. При незначительном убыстрении темпа обращённой речи возникают затруднения. В случаях расстройств грубой степени наблюдается отчуждение смысла слова даже на объёме единично предъявляемых слов. Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок.
6 способов развить речь у ребенка
Сеанс микротоковой рефлексотерапии
Почему мальчики чаще страдают ЗПРР (задержкой психоречевого развития)? Это связано с особенностями развития головного мозга. У девочек речевые зоны мозга находятся в двух полушариях. А у мальчиков только в одном полушарии – в левом. И если во время беременности или родов головной мозг ребенка пострадал от родовой травмы, нехватки кислорода и т.д., то у девочек есть «запасные» речевые зоны в правом полушарии мозга, а у мальчиков таких нет.
С помощью речи дети общаются, расширяют кругозор. Ребенок, который не говорит, начинает постепенно отставать от сверстников
Как в норме должна развиваться речь ребенка?
В 1 год ребенок произносит до 10 облегченных слов («мама», «папа», «дай», «на», «ням-ням», «бибика» или другие подобные слова).
В 2 года слова усложняются, ребенок начинает соединять слова между собой во фразы, словарный запас минимум 50 слов. Начинается период вопросов «Что это?».
В 3 года в речи использует предложения, говорит много новых слов, его речь уже понятна посторонним людям. Знает и называет свой пол, возраст, имена родителей.
В 4 года предложения соединяет между собой по смыслу, и получается маленький простенький рассказ. Начинает активно задавать вопросы: зачем? почему?
В 5 лет говорит уже практически как взрослый, описывает произошедшие события, рассказывает. Выговаривает практически все звуки, кроме «Р».
Если ребенок в 3 года не говорит, не строит фразы, не понимает обращенную речь, ему требуется помощь специалистов
К счастью, есть способы лечения, которые помогают развить речь. «Реацентр» предлагает ряд педагогических и медицинских услуг:
Микротоковая рефлексотерапия
Метод лечения разрешен и рекомендован Минздравом России для лечения детей с задержками развития. Суть метода лечения в выборочной активизации речевых зон головного мозга: зоны Вернике (отвечает за понимание речи), зоны Брока (отвечает за активный словарный запас и желание вступать в речевой контакт). Метод позволяет активизировать лобные доли головного мозга для улучшения психического развития и приобретения социально-бытовых навыков. В процессе лечения дополнительно используются точки и зоны, нормализующие тонус сосудов головного мозга для снижения повышенного внутричерепного давления. При необходимости используются седативные схемы лечения и у детей снижается возбудимость. Лечение проводится под контролем ЭЭГ.
Сеанс микротоковой рефлексотерапии
Логопедический массаж
Массаж речевой мускулатуры специальными стерильными зондами, которые нормализуют нарушенный тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшают их кровоснабжение. Необходим детям с нарушением дикции, детям со слюнотечением и приоткрытым ртом, неговорящим детям.
Логопедический массаж
Занятия с логопедом и дефектологом
Занятия с логопедом направлены на развитие речи, расширение словарного запаса, постановку звуков, развитие навыков построения фраз, предложений и рассказов.
Занятия с логопедом
Занятия с дефектологом помогают ребенку освоить такие основные понятия, как цвет, форма, размер, выучить диких и домашних животных, научиться группировать предметы (одежду, мебель, транспорт и пр.) по основным признакам, и самое главное – эти занятия развивают логическое мышление.
Занятия с логопедом на аудиотренажере
Позволяют ребенку слышать одновременно свой голос и голос логопеда. Звуковой фильтр усиливает речевой диапазон и выделяет речь из шума окружающей среды. Голос в наушниках звучит четче, яркая тембровка привлекает внимание ребенка и вызывает желание произносить слова.
Занятия с логопедом на аудиотренажере
Био-акустическая коррекция БАК
«Музыка мозга», нормализующая его работу. С ребенка с помощью датчиков снимают показатели работы мозга (записывают электрические сигналы мозга – ЭЭГ), специальный прибор преобразует эти сигналы в музыку, которую слышит ребенок в наушниках. То есть мозг «слышит сам себя» и начинает контролировать свою работу – это как «работа над ошибками». БАК снижает невротизацию, улучшает биоэлектрическую активность головного мозга, нормализует сон.
Биоакустическая коррекция
В Реацентре каждому ребенку составляют индивидуальный план коррекционных занятий.
Важно вовремя развить речь, чтобы ребенок в дальнейшем мог учиться в школе
Запись на консультации в Реацентр по телефону в Ижевске (3412) 333-032.
Адрес: г. Ижевск, ул. Пушкинская, 222
Примеры лечения на сайте Реацентра: reacenter.ru/video-reacentra/
.
.
Реклама.
Лечение задержки речевого и психоречевого развития в Люберцах и Лыткарино — цены и запись на консультацию к клинику 100med
Врач-остеопат при осмотре выявляет у ребенка поврежденные в результате родов или других причин зоны и воздействует на них, восстанавливая их правильное положение и возвращая им свободу движения. Как правило, это зоны, которые больше всего травмируются в процессе родов, а именно: 1-2 шейный позвонок, шейно-грудной отдел позвоночника, затылочно-височные швы, внутрикостные повреждения самой затылочной кости, основной шов в черепе.
В результате, восстанавливается функция костной, нервной системы и кровоснабжения. Нормализуется микроциркуляция крови и метаболизм в клетках мозга. Как следствие, улучшается питание мозга, нормализуется его работа, изменяется поведение и речь. В моей практике эффективность остеопатического лечения при задержке речевого и психического развития составляет 70%. Существует и документально подтвержденная статистика.
Исследование эффективности остеопатического лечения детей с недоразвитием речи
Институтом остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова совместно с Центром развития речи г. Тюмени было проведено исследование детей с диагнозом «дизартрия» – общее недоразвитие речи*. Половина детей (контрольная группа) проходила классическое лечение у невролога, логопеда и психолога, а половина (экспериментальная) – у логопеда и остеопата. Через три месяца комплексное обследование показало: остеопатическое лечение оказалось более эффективным, чем медикаментозное.
У экспериментальной группы, получавшей остеопатическое лечение, все показатели оказались лучше: эмоциональное возбуждение снизилось у 78% детей (56% в контрольной группе), неусидчивость – у 61% (45% в контрольной группе), нарушения речи – у 89% (72% в контрольной группе). Абсолютно у всех детей остеопатической группы улучшилась самостоятельная речь и состояние речевого аппарата (по сравнению с 94% и 78% детей контрольной группы).
Психоречевое развитие улучшилось у 72% (61% в контрольной группе), повысился интеллект у 56% (45% в контрольной группе), укрепилось внимание у 45% (33% в контрольной группе).
При этом у детей, которых лечили остеопаты, естественно, снизилось количество нарушений на уровне структур тела. Это позволяет надеяться, что и в будущем их развитие будет происходить более гармонично.
* По материалам статьи «Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи» в журнале «Российский остеопатический журнал» №3-4 за 2012 год.
Дислексия: что такое дислексия у детей?
Чтение представляет собой невероятно сложный когнитивный процесс, включающий множество стадий, и среди них – декодирование слов и понимание письменного (зрительного) и фонологического (слухового) речевого сигнала. Декодирование слов является предпосылкой и обязательным условием понимания речевого обращения. У большинства детей процесс формирования речевого аппарата проходит успешно и у них не возникает проблем с пониманием речи, однако у 10-15% детей в процессе формирования речевых структур головного мозга возникают проблемы, что приводит к расстройству речи, именуемому дислексия.
Определения дислексии.
Не смотря на то, что термин «дислексия» нередко встречается в научно-популярной литературе и голливудских фильмах, согласия в вопросе о том, что же такое дислексия, каковы ее причины и, главное, как с ней бороться на сегодняшний день нет даже среди специалистов. Отсюда – большое число различных определений, среди которых в первую очередь следует обратить внимание на медицинское или неврологическое и педагогическое определения.
Одно из самых ранних определений дислексии, относящееся к 1895 году, трактовало это расстройство как «врожденную словесную слепоту». Согласно определению Международной Дислексической Ассоциации, дислексия – это специфическое нарушение обучения, неврологическое по своей природе, которое характеризуется трудностью точного и слитного распознавания слов, а также нарушенной способностью произносить и распознавать слова и составляющие их фонемы. Другими словами, дислексия – это нарушение речи в любых ее аспектах и проявлениях – в плане понимания, слухового или зрительного, а также в плане воспроизведения – голосового или письменного. И поскольку может страдать любое звено в сложнейшем мозговом речевом аппарате, отсюда и то огромное разнообразие форм дислексии, которые описаны клиницистами.
В целом, число положений, которые касаются дислексии и которые поддерживаются большинством исследователей, сводится к небольшому списку:
- дислексия – это первично языковое расстройство (фонологическое восприятие/анализ)
- дислексия – это неврологическое расстройство (нижне-лобная зона, нижняя височно-затылочная зона, височно-теменная зона левого полушария)
- дислексия в значительной степени является следствием нарушения процесса созревания соответствующих речевых мозговых систем
- дислексия в значительной степени является генетическим нарушением с установленным списком «проблемных» генов.
Одним из наиболее цитируемых случаев является дислексия Пабло Пикассо, часто упоминающаяся в успокоительных целях для иллюстрации того факта, что определенное нарушение в одной сфере (дислексия) не препятствует формирования выдающихся способностей в какой-то другой сфере. Однако, к сожалению, чаще всего верной является обратная закономерность – наличие проблем в какой-то одной сфере, как правило, связано с проблемами также и в других сферах – «работает» так называемый «эффект Матфея» – …ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет (Евангелие от Матфея).
Связь дислексии с другими расстройствами.
Так, согласно имеющимся данным, существует сильная корреляция между дислексией и дискалькулией – у 50-65% детей с дислексией наблюдается также и дискалькулия. Еще одна достоверная корреляция существует между дислексией и дискалькулией с одной стороны и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с другой – до 40% детей с диагнозом СДВГ имеют также проявления дислексии и дискалькулии. Если продолжить эту линию, придется констатировать, также высоко-достоверная корреляция существует между СДВГ и аутизмом, а также аутизмом и эпилепсией. И это, конечно же, не случайно – одним из объяснений этому факту может быть то, что все эти нарушения являются следствием нарушения невероятно сложного и важного процесса формирования различных мозговых систем, пусть и разных по механизму, объему и специфике.
Процесс обучения чтению предъявляет мозгу ребенка огромные требования – прежде всего он должен научиться мгновенно различать мелкие, практически малоразличимые символы, образованные контурными линиями. Для этого в мозгу, похоже, зарезервирована отдельная корковая зона, находящаяся в теменной области левого полушария между зоной различения человеческих лиц и зоной формирования образов внешних объектов. Эта «буквенная» зона находится в одном и том же месте у людей, разговаривающих на абсолютно разных языках – итальянском, английском, русском или китайском.
Причины и мозговые механизмы дислексии.
Вместе с тем, вопрос о том, является ли дислексия болезнью, поднимается в научной литературе с устойчивой периодичностью – некоторые ученые считают, что болезни дислексия – это вовсе не болезнь, а некий крайний вариант нормы по показателю способности к чтению. Однако оппоненты такого подхода видят его слабость в том, что дислексия, как правило, сопровождается целым рядом других мнестических, когнитивных, двигательных нарушений, свидетельствующих о наличии у дислексиков определенных неврологических нарушений, одним из проявлений который является нарушение фонологического и орфографического восприятия и воспроизведения специфического речевого материала.
Одно из основных направлений научного изучения феномена дислексии связано с исследованием роли генов в возникновении речевых нарушений. Данные о том, что риск оказаться дислексиком у ребенка, один из родителей которого страдает дислексией, составляет 40 %, является весомым аргументом в пользу участия генов в возникновении дислексии у детей. Многие работы этого направления позволяют говорить о наличии генетического «локуса дислексии», находящегося предположительно в 6 паре хромосом. Более того, имеются данные о том, что в этом хромосомном «локусе дислексии» находятся также гены, связанные с возникновением ряда аутоиммунных нарушений, связь с которыми часто наблюдается в клинической картине дислексиков.
Полушария мозга и дислексия.
Значительный прогресс в области изучения нейрофизиологических (мозговых) механизмов возникновения дислексии связан с возникновением и развитием новых методов нейровизуализации функций головного мозга – позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), ядерно-магнитной томографии (МРТ) и других. Эти исследования позволили сформулировать целый список теорий о причинах и природе дислексии. Одна из них связывает причины возникновения речевых расстройств со структурными и функциональными нарушениями функциональной специализации больших полушарий головного мозга. Согласно этой концепции функции больших полушарий различаются, и каждое из полушарий специализируется в отношении определенного набора функций, а одно из самых выраженных функциональных различий наблюдается как раз в отношении речи – речевые зоны у большинства праворуких людей находятся в левом полушарии. Это моторно-речевая зона Брока и сенсорно-речевая зона Вернике. Как известно, поражение этих зон, а также связывающих их путей приводит к различным комбинациями моторной, сенсорной и проводниковой афазии – клинической формы нарушения речи. ПЭТ-исследования активности мозга у взрослых дислексиков во время выполнения различных речевых тестов выявили меньшую степень активации задневисочной области коры их левого полушария (рядом с зоной Вернике), чем у здоровых взрослых того же возраста.
Еще один подход к изучению механизмов дислексии у детей и взрослых предложен так называемой асинхронной теорией. Суть ее в том, что в норме процесс чтения обеспечивается синхронной работой большого числа различных мозговых систем, обеспечивающих различные этапы речевого акта – кодировка/декодировка фонем и графем, синтез их в словесные единицы, обеспечение их моторными речевыми и орфографическими программами (в чем, видимо, специализируется мозжечок) и т.д. и т.п. Важным условием нормального функционирования этой речевой системы является высокая степень синхронности ее подсистем. Если же эта синхронность по каким-либо причинам нарушается, что, видимо, имеет место при дислексии, возникает более или менее специфическое речевое нарушение. Подтверждением такой точки зрения может быть выявленный в научных исследованиях факт того, что время передачи речевого сигнала между полушариями увеличено, что как раз и может свидетельствовать о подобного рода разсинхронизации в речевых системах головного мозга.
Связь дислексии с языком.
Интересное наблюдение сделано учеными, изучающими дислексию в разных языковых культурах. Они выяснили, что в различных языках дислексия не одинаково выражена. Другими словами, сам язык оказывает определенное влияние на выраженность дислексии как у детей, так и у взрослых. Одно из различий между языками сводится к степени однозначности связи между графическим элементом языка или символом – графемой или буквой и представляющим ее базовым звуком – фонемой. В целом, чем более прямой и однозначной является эта связь, тем легче она усваивается при обучении и тем менее выраженными и более однотипными являются нарушения, объединяемые понятием дислексия.
моторная, сенсорная, центр Вернике, Брока, лечение
Моторная речевая зона коры головного мозга, центр Брока
Моторная речевая зона – это область коры большого мозга, расположенная в заднем отделе нижней лобной извилины доминантного полушария кпереди от корковых центров движений губ, гортани, языка. При поражении моторной речевой зоны возникает моторная алалия или моторная афазия (синдром моторной алалии или моторной афазии).
Сенсорная речевая зона коры головного мозга, центр Вернике
Сенсорная речевая зона коры головного мозга – это область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария. Термин «сенсорная» произошел от латинского слова «sensus», которые означает «чувство, восприятие, ощущение». Синонимом сенсорной речевой зоны является центр Вернике, зона Вернике. При поражении сенсорной речевой зоны возникает синдром сенсорной алалии или сенсорной афазии.
При поражении сенсорной и моторной зон коры головного мозга одновременно возникает сенсомоторная алалия или сенсомоторная афазия.
Лечение поражения речевых зон в Саратове, как улучшить работу речевых зон
Сарклиник проводит комплексное консервативное лечение речевых зон коры головного мозга у детей (мальчиков и девочек), подростков (парней и девушек), взрослых (мужчин и женщин) в Саратове, России. На первом приеме врач расскажет Вам, что такое рефлекторный массаж речевых зон, какие существуют новые передовые методы восстановления речевых нарушений; как лечить патологию моторной и сенсорной речевых зон, как восстановить и улучшить речь. Что происходит при воздействии импульсным магнитным полем на речевые центры в коре головного мозга в России, всегда ли помогает указанная методика? Какие сущетсвуют новые методы стимуляции речевых центров, которые дают 95% результаты? Как реально улучшить работу центра Вернике, как активизировать зону Вернике? Что такое центр Брока? Как в России увеличить словарный запас у ребенка? Как улучшить импрессивную (сенсорную) и экспрессивную (моторную) речь грудничков, дошкольников, школьников? Где лечить ЗРР, и что делать при нарушении работы речевых зон, как лечить речевые нарушения в Саратове. На сайте сарклиник Вы можете задать онлайн вопрос доктору, прочитать отзывы о лечении детей.
Лечение логопатии в Саратове, как лечить логопатию в России
Сарклиник проводит лечение логопатии в Саратове, лечение логопатий, речевых расстройств у детей, мальчиков, девочек, подростков в России. Сарклиник знает, как лечить логопатии, как вылечить логопатию, как избавиться от логопатии.
Лечение алалии, лечение афазии, лечение заикания, лечение задержки речевого развития, лечение ЗРР.
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Фото: (©) Bioraven | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
Похожие записи:
Мокрая постель, кровать, у ребенка крепкий сон и описанная постель
Шкала Апгар, оценка новорожденного по шкале Апгар, баллы
ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ЗПМР у детей, лечение в Саратове, в России, задержка речевого, психоречевого, психо-речевого развития ребенка
Родовая травма, как избежать родовой травмы?
Центр лечения энуреза в России, Саратове, к какому врачу обратиться
Написать комментарий
Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *
Влияние развития мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга | Статья по логопедии по теме:
Влияние развития мелкой моторики
на речевые зоны
коры головного мозга
Влияние развития мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга.
«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Если не прибегать к пространным научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук. Если присмотреться, то вокруг нас множество взрослых людей, у которых всё валится из рук, их движения неуклюжи и сами они, кажется, неповоротливы. Причины такого явления, как правило, уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания. Педагоги начальных классов нередко видят, что ребёнок, пришедший в первый класс, элементарно даже не может держать в руках карандаш, он не умеет вырезать, а в его прописях «красуются» одни каракули. Такому ребёнку учение даётся очень сложно, ведь дети с хорошо развитой мелкой моторикой схватывают всё буквально на лету, им легко учиться писать и читать. Таким образом, уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе. Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.
Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.
Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.
Заботиться о своевременном развитии речи малыша необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Заниматься тренировкой пальчиков можно с ребенком уже с 6-7 месячного возраста. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза-рогатая”, “Пальчики” не требуют подробных разъяснений и очень уместны в этот период. Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. С десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики, шарики из пластилина, бусы различного диаметра. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, фасоль, горох, бобы. В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. В этот же период или чуть позже начинается интенсивное развитие речи малышей. Чтобы совершенствовать эти навыки, способствуйте развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, используя при этом разнообразные игры.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Мелкая моторика отвечает не только за речь. Она так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов: биоэнергопластика, кинезиология, Су Джок терапии.
Коротко о биоэнергопластике.
Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергоплатика) помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, таким образом, создаются предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Занятия артикуляционной гимнастикой подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.
Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон может сократить сроки проведения коррекционной работы, а также повысит интерес детей к занятиям.
Матрешка
Игрушка для маленьких детей. Причем очень полезная игрушка. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась, как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету, объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
Усевшись за столик вместе с детьми, вы торжественно достаете большую матрешку и восхищаетесь ее красотой: “Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матрешка. Какой у нее платочек, какие щечки…” Полюбовавшись ее, вы берете в руки игрушку и дивлено говорите: “Что-то она тяжелая, и гремит. Наша матрешка состоит из двух половинок. Давай раскроем ее может там что-то есть внутри? Давайте посмотрим?” Процесс открывания можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка. Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, вы, естественно, удивляетесь и рассматриваете ее вместе с детьми, как и первую. Поставив две матрешки рядом, предложите сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, а какой фартук у большой. Объясните, что по форме они одинаковые, а по размеру разные. Так продолжается до тех пор, пока все матрешки не выйдут. Покажите, как складываются. Объясните, что большая матрешка не может поместиться в меньшей, а нижняя часть должна соответствовать по величине верхней. А теперь дайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш достигает своей цели. После знакомства с матрешками можно организовывать игру в “детский сад”.
Молоток и колышки
Действия молоточком, инструментами, помогающими протолкнуть предмет, является типичным вариантом орудийных действий. Они очень занимательны и увлекают малышей. Для таких занятий понадобится специальная рамка с отверстиями и колышки соответствующей формы, прежде всего ребенок должен будет соотнести форму колышка и отверстия. Поставив колышек в отверстие, ребенок одной рукой придерживает его, а второй рукой берет молоточек и слегка ударяет по колышку несколько раз. Когда колышек войдет до половины, ребенок убирает руку. Если первое время ребенок затрудняется выполнять согласованно два действия, то взрослый может ему помочь. Сначала может придержать колышек или постучать молоточком, а ребенок придержит колышек. Можно сопровождать действия стихотворением:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Молоток – мой лучший друг.
Пирамидка
Пирамидка – очень полезная игрушка для малышей. Однако недостаточно просто дать ее в руки ребенку, нужно научить его, как с ней можно играть. Прежде всего, нужно научить ребенка снимать и надевать кольца на стержень. Для совсем маленьких детей подходят большие кольца типа разноцветных пластмассовых браслетов. Обратите внимание, они имеют разный диаметр и цвет. Покажите, как можно снять эти кольца. Попросите малышей “взять” их. Когда малыши научатся справляться с этой задачей, можно надевать кольца на стержень. Снимите кольца с пирамидки, перемешайте их. Рассмотрите по одному, назовите цвет и форму колец. Обратите внимание детей на то, что начинают собирать пирамидку всегда с самого большого кольца. Далее дети опять ищут из оставшихся колец самое большое и заканчивают собирать пирамидку самым маленьким кольцом, а сверху маленького кольца нужно одеть шишечку. Затем воспитатель предлагает детям собрать пирамидку самостоятельно. Но обращает внимание на то, что если неправильно нанизать кольца, то пирамидка будет неровной. Если дети неправильно наденут кольца, воспитатель разбирает пирамидку и просит найти самое большое кольцо.
Игры с мелкими предметами
Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшение координации движения пальцев рук.
Чудесный мешочек
Цель: развивать зрительное внимание, память и свою способность узнавать предметы на ощупь.
Детям показывается набор мелких предметов, дети их называют. Затем складывают в мешочек. На ощупь ребенок находит предмет. Можно использовать второй набор мелких предметов. Один из двух одинаковых. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он на ощупь выбирает из мешочка такую же игрушку. Через 2–3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.
Игры с природным материалом
Цель: развивать мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомить с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.
Применяя на практике ту или иную игру, помните, что каждый ребенок – личность неповторимая, и то, что нравится одному малышу, у другого может вызвать негативные эмоции.
Знай свой мозг: зона Брока
Где находится зона Брока?
УвеличитьПриблизительное расположение зоны Брока выделено синим цветом.
Хотя анатомические определения зоны Брока не полностью согласуются, обычно считается, что она составляет некоторую часть области, называемой нижней лобной извилиной, которая находится в лобной доле. Некоторые исследователи относят зону Брока ко всей нижней лобной извилине, в то время как другие считают, что она составляет только часть нижней лобной извилины.Третьи считают, что граница зоны Брока немного расширяется за пределы нижней лобной извилины.
У подавляющего большинства людей считается, что зона Брока находится в левом полушарии головного мозга. Это связано с ролью зоны Брока в языке и типичным доминированием левого полушария в языковой функции; однако есть соответствующая область в правом полушарии — просто считается, что она не играет столь значительной роли в речевом воспроизведении.
Что такое зона Брока и что она делает?
В апреле 1861 года 51-летний мужчина по имени Луи Виктор Леборн был госпитализирован в хирургическое отделение молодого врача Поля Пьера Брока.У Леборна была тяжелая инфекция ноги, которая переросла в гангрену, и Брока не думал, что он выживет. Однако Брока проявлял гораздо больший интерес к Леборну, чем к другому пациенту с целлюлитом, поскольку у Леборна также было более уникальное заболевание. Расстройство, которое Брока привёл ко всем афемиям и которое позже будет названо афазией (афазия — это название, которое прижилось), привело к тому, что Леборну было чрезвычайно трудно произносить речь. На самом деле единственное слово, которое он мог постоянно произносить, было слово «загар», которое он часто произносил рефреном из двух слов «загар, загар».У Леборна были мысли, которые он хотел сообщить, но не мог. Он использовал жесты, чтобы взаимодействовать с Брока, но иногда расстраивался из-за своей неспособности выразить себя, заставляя его произносить единственные другие слова, которые Брока, как сообщил Брока, слышал от него: «sacre nom de Dieu» или Черт побери .
Посмотрите это 2-минутное нейробиологическое видео, чтобы узнать больше о области Брока.
Брока увидел возможность в Леборне. кругах научного сообщества; она была сосредоточена вокруг вопроса о том, специализированы ли определенные области мозга для выполнения определенных функций или весь мозг используется для выполнения каждой функции.Прежняя точка зрения, которую иногда называют локализацией функции , была точкой зрения, к которой склонялся Брока.
Одной из функций, которую сторонники локализации (иногда называемые локализаторами) решительно выступали за локализацию, была речь. Предыдущие данные предполагали, что способность к речи может быть сосредоточена в лобных долях. Таким образом, когда Брока столкнулся с Леборном, он увидел возможность проверить эту гипотезу. После того, как Леборн умер, Брока быстро провел вскрытие.При исследовании мозга Брока обнаружил кратер в левой лобной доле, который, по его словам, был размером с «куриное яйцо».
Сочетание поражения левой лобной доли с дефицитом речи заставило Брока признать этот случай основополагающим в аргументе локализации. Он представил этот случай перед группой заинтригованных ученых в Париже, и для некоторых это свидетельство побудило их отдать предпочтение более локализационистскому подходу к мозгу. Брока считался респектабельным и осторожным ученым — не из тех, кто делает поспешные выводы без достаточного количества доказательств.Таким образом, тот факт, что он пришел к выводу, что речь может быть локализована в лобных долях, имел большое значение.
Однако, не будучи полностью убежденным только одним случаем, Брока продолжал искать другие случаи, связанные с повреждением лобных долей и нарушениями речи после Леборна. Всего за пару лет он выявил восемь случаев. Что, пожалуй, больше всего шокировало Брока, так это то, что в каждом случае повреждение находилось не только в одном и том же месте в лобной доле, но и всегда на левой стороне.Идея о том, что два полушария мозга каким-то образом различаются, была относительно неслыханной в то время, но клинические данные вскоре заставили Брока аргументировать эту гипотезу наряду с локализацией речи.
Область, открытая Брока, сначала будет известна как Извилина Брока , затем Центр Брока , а затем — к началу 1900-х годов — Область Брока. В дополнение к тому, что область Брока была признана важной частью мозга для производства речи, она стала важным доказательством в дебатах о локализации функции.Хотя это не само по себе положило конец дебатам о локализации, оно помогло убедить многих в том, что по крайней мере некоторые функции возложены на относительно ограниченные области мозга.
Состояние Леборна стало известно как афазия Брока (также известная как экспрессивная афазия). Его основным симптомом является дефицит способности воспроизводить язык (часто любой тип языка, включая как устную, так и письменную речь). Таким образом, основная функция, которую чаще всего приписывают зоне Брока, связана с производством речи.Однако вскоре после Брока исследователи поняли, что такое сложное поведение, как речь, вряд ли затрагивает только одну маленькую область мозга. Таким образом, в настоящее время считается, что зона Брока играет важную роль в воспроизведении речи посредством связи с несколькими другими областями мозга.
Точная роль зоны Брока в речевом производстве до сих пор обсуждается. Другими словами, данные свидетельствуют о том, что повреждение зоны Брока может нарушить производство речи, но никто точно не знает, какая конкретная функция, связанная с речью, утрачена, чтобы вызвать это нарушение.Некоторые утверждали, что зона Брока участвует в производстве моторных движений, которые позволяют воспроизводить речь. Другие утверждали, что он связан с вербальной рабочей памятью, синтаксисом, грамматикой или всем вышеперечисленным.
Считается, что область Брока также выполняет ряд других лингвистических и нелингвистических функций. В настоящее время признано, что помимо производства речи важную роль в понимании языка играет зона Брока. Также считается, что зона Брока участвует в движении и действии, и было обнаружено, что она активна во время планирования движения, имитации движения и понимания движения другого человека.Кроме того, было высказано предположение, что в области Брока есть зеркальные нейроны, которые активируются во время движений рук и губ, а также при наблюдении за другими, совершающими аналогичные движения.
Хотя некоторые из этих дополнительных функций, связанных с зоной Брока, могут быть связаны с ролью этой области в языке, они также показывают, что функция зоны Брока намного сложнее, чем предполагалось изначально. Таким образом, роль зоны Брока в лингвистических и неязыковых функциях все еще выясняется, и, вероятно, в будущем она будет многократно видоизменяться и расширяться.
Ссылка (в дополнение к приведенному выше тексту):
Schiller F. 1979. Поль Брока: Основатель французской антропологии, исследователь мозга. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Узнать больше — История нейронауки: Пол Брока
Сети языков мозга для нейрореабилитации
Общение у людей активирует почти все части мозга. Конечно, преобладает использование языка, но задействованы и другие когнитивные функции, такие как внимание, память, эмоции и исполнительные процессы.Однако для того, чтобы объяснить, как наш мозг «понимает», «говорит» и «пишет», а также для того, чтобы реабилитировать афазические расстройства, нейронаука годами сталкивалась с проблемой выявления ответственных нейронных сетей. Брока и Вернике (а также Лихтхайм и многие другие) в 19 веке, когда исследования мозга в основном основывались на наблюдениях и вскрытиях, предлагали фундаментальные знания о мозге и языке, поэтому появилась модель Вернике-Гешвинда, и в 20 веке была основана афазиология. в теме.Эта модель по-прежнему полезна для первого подхода к классической категоризации афазических синдромов, но она устарела, поскольку неадекватно описывает нейронные сети, имеющие отношение к языку, и предлагает модульную перспективу, фокусируясь в основном на корковых структурах. За последние три десятилетия нейронаука завоевала новые методы визуализации, записи и манипулирования для исследования мозга, и была разработана новая модель функциональной нейроанатомии языка, модель двойного потока, состоящая из двух взаимодействующих сетей («потоков»), один вентральный, билатерально организованный, для понимания языка, и один дорсальный, доминирующий в левом полушарии, для производства.Эта новая модель также имеет свои ограничения, но помогает нам понять, среди прочего, почему пациенты с различными поражениями головного мозга могут иметь сходные нарушения речи. Кроме того, интересные аспекты возникают при изучении языковых функций в стареющем мозге (а также в молодом, развивающемся мозге) и у пациентов с когнитивными нарушениями, а также в эффектах нейромодуляции на реорганизацию мозговых сетей, обслуживающих язык. В этом выборочном обзоре мы обсуждаем методы объединения новых знаний о функциональной реорганизации мозга со сложными методами, способными активировать доступные поддерживающие сети, чтобы обеспечить улучшенные стратегии нейрореабилитации для людей, страдающих нейрогенными коммуникативными расстройствами.
1. Введение
Рассмотрим двух здоровых мужчин 20 и 80 лет без истории неврологических заболеваний, которые участвовали в выполнении задания на понимание предложений и продемонстрировали одинаковый успех в понимании предложений. Пожилой человек способен (при определенных обстоятельствах) вести себя так же, как и младший, благодаря компенсаторному задействованию новых вспомогательных областей мозга [1]. Эти вспомогательные области, хотя и доступны, не нужны в мозгу молодого человека.Это явление, которое нельзя наблюдать клинически, но которое можно зафиксировать с помощью функциональной резонансной томографии, является «скрытой» пресбифазией и простыми словами говорит нам о том, что старому мозгу требуется больше усилий, чтобы работать аналогично молодому. Вышеупомянутая простая парадигма предлагает новую перспективу для нейроанатомии языка и может рассматриваться с разных точек зрения: многофункциональность мозга, его структурная и функциональная связность, пластичность и гипотеза когнитивного резерва. Это помогает нам увидеть весь мозг как орган коммуникации, в котором непрерывно взаимодействуют лингвистические и когнитивные сети.В нашей недавно опубликованной редакционной статье мы подчеркиваем, основываясь на данных здорового и больного мозга, его способность делать возможным общение с помощью значимых символов, выражений и понимания идей и концепций [2]. Этот выборочный обзор начинается с краткого описания классической модели Брока-Вернике-Лихтхайма-Гешвинда из эпохи исследований, основанных на вскрытии. Затем описывается двухпоточная модель обработки языка Хикока и Поппеля, включая ее ограничения (т. е. роль мозжечка).Затем продолжается обсуждение способности использовать язык для общения, которое опирается не только на традиционно описываемые базовые языковые сети, но и на другие дополнительные, широко распространенные сети, которые при необходимости можно задействовать для поддержки лингвистических функций. Новые идеи предлагаются путем изучения языка в стареющем мозге, а также языка в молодом/развивающемся мозге. Мы также комментируем связь между языком и познанием, особенно у пожилых людей, а также при постинсультной афазии и реорганизации языковых сетей.Описание этих сетей, проверка их доступности и расширение их набора составляют науку о нейрореабилитации. Новые инструменты для клинического и экспериментального применения нейровизуализации и нейромодуляции, т. е. искусственного манипулирования мозговой активностью, помогли нейробиологии установить новую эру. Используя эти современные методы, мы расширили наши знания и впоследствии бросили вызов классическим знаниям о мозге и языке. В заключительной части этой статьи мы обсуждаем методы сочетания полученных новых знаний со сложными методами для продвижения нейрореабилитации.Мы намеренно выделяем многочисленные аспекты мозговых и языковых ассоциаций, которые могут породить идеи о новых терапевтических мишенях для людей, живущих с афазией.
2. Классическая модель Брока-Вернике-Лихтхайма-Гешвинда
Брока (1824-1880) впервые описал в 1861 г. после вскрытия мозга своего знаменитого пациента «Тан» (Луи Виктор Леборн) связь между моторной афазией и поражение средней части левой лобной доли больного, коркового речевого центра, области, названной впоследствии в его честь «зоной Брока» [3, 4].Вскоре после того, как Брока опубликовал свои открытия, Вернике (1848-1905) заметил, что не все нарушения речи были результатом повреждения зоны Брока. В 1873 г. он наблюдал, что повреждение левой задней верхней височной извилины, теперь называемой зоной Вернике, приводит к дефициту понимания речи, афазии, позже известной как афазия Вернике (рецептивная афазия) [5]. Людвиг Лихтхайм (1845-1928) подробно описал элементы проводниковой афазии и разработал объяснение обработки речи в мозгу.Кроме того, он разработал раннюю модель нейроанатомии языка, так называемую модель Вернике-Лихтхайма. Позже, в 20 -м -м веке, Норман Гешвинд (1926-1984), один из первых американских неврологов-бихевиористов, возродил модель Вернике-Лихтхайма для нейроанатомии языка, так что эта модель стала более широко известна как «Вернике-Гешвинд». модель. Согласно этой модели звуки слов передаются по слуховым путям в первичную слуховую кору, а затем в зону Вернике, где извлекается значение слов.Для того чтобы человек мог воспроизводить речь, значения слов передаются из зоны Вернике через дугообразный пучок в зону Брока, где формируются морфемы, которые затем передаются в моторную кору. С другой стороны, информация из письменного слова передается через первичную зрительную кору в угловую извилину, а затем в зону Вернике. Чтобы отдать должное, мы должны обратиться к модели, преобладавшей более века, как к стандартной неврологической модели языка, модели Брока-Вернике-Лихтхайма-Гешвинда.
В этой исторической модели зоны Вернике и Брока соединены друг с другом дугообразным пучком. Где именно в мозгу расположены зоны Брока и Вернике, также остается неясным, особенно для последней. Зона Брока соответствует треугольной и оперкулярной нижней лобной извилине (НФГ) левого полушария у большинства людей. Дронкерс и его коллеги, повторно исследуя с помощью магнитно-резонансной томографии с высоким разрешением сохранившийся мозг двух исторических пациентов Брока, обнаружили, что поражения обоих пациентов значительно распространились не только на поверхностные поражения, первоначально наблюдаемые Брока, но также и на медиальные области мозга. 6].Кроме того, Федоренко и его коллеги представили данные исследований фМРТ с участием одного субъекта, предполагающие, что область Брока содержит два набора субрегионов, один из которых специфичен для языка, окруженный другим, неспецифическим для языка, задействованным в широком спектре когнитивных задач [7]. Можно привести аргумент в пользу многофункциональности мозга.
Что касается области Вернике, неоднозначность еще выше, поскольку Месулам и его коллеги утверждают, что в нашем мозгу нет единой области, предназначенной для понимания речи [8].Изучая большую группу пациентов с первично-прогрессирующей афазией, они обнаружили гетерогенный набор участков корковой атрофии, связанных с серьезными нарушениями понимания при построении предложений, включая зону Вернике, зону Брока и дорсальную премоторную кору, в то время как серьезные нарушения понимания отдельных слов были связаны с с участками атрофии в левом височном полюсе и прилежащей передней части височной коры.
Упрощенный модульный подход классической модели, возможно, все еще полезен для понимания классической категоризации афазических синдромов, при которых лобные поражения вызывают моторную афазию, височные и височно-теменные поражения вызывают сенсорную афазию, поражения, поражающие дугообразный пучок, вызывают проводниковую афазию, и более глубокие корковые поражения вызывают синдромы отключения.Эта модель, которая доминировала во многих классических (и не обязательно старых) учебниках и руководила исследованиями до начала этого века, сейчас устарела. Это доказало, что «он лингвистически и анатомически недостаточно определен» [9] и не может научно подтвердить весь спектр афазических синдромов. Трембли и Дик [10] рассмотрели серьезные пробелы в классической модели и отметили, что одной из наиболее важных проблем является «отсутствие информации о цепях, касающихся нейронных связей задействованных областей мозга.Еще одна серьезная проблема заключается в том, что эта модель фокусируется на корковых структурах, исключая подкорковые области и соответствующие связи, основанные на устаревшей анатомии мозга. В течение последних трех десятилетий исследования, основанные в основном на функциональной нейровизуализации, доказали, что во время понимания участвуют обе височные доли, а во время речи активируется широкий спектр лобных и теменных областей, обычно в левом полушарии. Кроме того, вовлекаются многие подкорковые области и тракты.Интересно, что Behroozmand et al. предоставили новые доказательства того, что субталамическое ядро участвует в вокально-моторной функции, что было продемонстрировано после лечения глубокой стимуляцией мозга у пациентов с БП [11], вместе формируя основные языковые сети.
3. Модель двойного потока Хикока и Поппеля и сети языковой обработки
Фундаментальный переход от старых моделей к современным сетевым моделям стал возможен благодаря новым знаниям, полученным в результате наблюдений как за людьми, так и за приматами [12].Современные сетевые модели состоят из параллельных и взаимосвязанных потоков, затрагивающих как корковые, так и подкорковые области. Hickok и Poeppel [13, 14] предложили модель «двойного потока», подчеркнув обработку речи в «дорсальных» и «вентральных» путях (потоках): вентральный поток в основном билатерально организован от височного полюса до базальной затылочно-височной коры, речевые сигналы для понимания, в то время как дорсальный поток сильно доминирует в левом полушарии, от задней верхней височной до нижней лобной коры [15].Функция дорсального потока в основном ограничивается «сенсорно-моторным преобразованием звука в артикуляцию» [16].
Согласно модели двойного потока, дорсальный путь включает структуры левого полушария в задней лобной доле, задней дорсальной височной доле и теменной покрышке, включая длинные тракты белого вещества (БВ), соединяющие лобную с височной и теменной долями а именно, суставной пучок (AF), а также непрямой передний и непрямой задний компоненты верхнего продольного пучка (SLF).В частности, основные передние (лобные) узлы дорсального пути включают нижнюю лобную извилину (крышечную и треугольную части), вентральные части прецентральной извилины и передние части островковой доли (вместе образующие левую лобную покрышку (L). -ФО)). Сзади основными узлами являются задний сектор островка, вентральные отделы надмаргинальной извилины и сильвиева теменно-височная область (Spt), образующие вместе с верхними отделами задней верхней височной извилины и борозды левое височно-теменное соединение. (L-TPJ).
Зона Spt расположена в задней части левой височной области (PT), где сходятся системы восприятия и производства речи. Несмотря на близость к классической зоне Вернике, ее задняя часть в основном участвует в речеобразовании, выступая в роли «вычислительного центра» и сенсомоторного интерфейса между двумя потоками.
С другой стороны, вентральные проводящие пути билатерально распределяются в обоих полушариях, а основные центры включают верхнюю височную извилину (ВВГ), верхнюю височную борозду (ВВВ), среднюю и нижнюю височную извилину (ВВГ/ВНГ) и переднюю височная доля (АТЛ).Вентральный поток соединяет лобную кору с затылочной, теменной и височной долями через длинные пути белого вещества (БВ), в том числе наружную капсулу (ЭК), нижний лобно-затылочный пучок (НЛФ), нижний продольный пучок (ИЛФ). ) и крючковидный пучок (UF). Основные концентраторы и пучки, образующие двойная модель потока приведены в таблице