1 понятие и виды субъектов международного права – Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности — Международное публичное право

Тема 3. Субъекты международного права

9

  1. Субъекты международного права: понятие и виды. Понятие и общая характеристика международной правосубъектности.

  2. Государства как основные субъекты международного права. Особенности международной правосубъектности сложных государств.

  3. Международные межправительственные организации – субъекты международного права.

  4. Государственно-подобные образования как субъекты международного права.

  5. Международная правосубъектность неправительственных организаций и индивидов: основания, объем, тенденции развития

  6. Правопреемство в международном праве: виды, кодификация норм международного права о правопреемстве, особенности правопреемства в связи с распадом СССР.

  7. Международно-правовое признание: понятие, правовая природа, виды, формы и способы международно-правового признания. Фактические отношения и признание.

1. Субъекты международного права: понятие и виды. Понятие и общая характеристика международной правосубъектности.

Субъекты международного права — это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Как и во внутригосударственном праве, в международном праве есть разные категории субъектов.

Основными субъектами международного права являются государства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные) организации. Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Кроме этих основных субъектов, существуют и иные субъекты. Некоторые из таких субъектов представляют собой государственно- подобные образования. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг). Особый статус после Второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы — Рима. Площадь Ватикана всего 44 га и население около 1 тыс. человек, из которых ватиканское гражданство у 400 человек. Тем не менее Ватикан имеет дипломатические отношения со многими государствами в различных частях мира (в том числе с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых других международных организациях, принимает участие в международных конференциях государств. Ватикан является участником большого числа многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Он — член Всемирного почтового союза, МАГАТЭ, ряда других международных организаций. Правовой статус Ватикана определен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них — появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права, хотя и с весьма ограниченной правосубъектностью. Образовалась целая отрасль международного права, посвященная правам человека. Основные права и свободы человека все больше определяются международным правом, несмотря на то, что они реализуются в основном через внутригосударственное право. Человек уже имеет некоторые юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотрения в международных организациях, прежде всего в ООН.

В некоторых региональных организациях, например в Европейском сообществе (теперь Европейский союз), физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международной уголовной ответственности за международные преступления. Некоторыми элементами международной правосубъектности обладают также международные неправительственные организации (например, консультативный статус в Экономическом и социальном совете (ЭКОСОС), участие в некоторых международных конференциях без права решающего голоса).

Признание существования различных категорий субъектов международного права, участников международно-правовых отношений не означает приравнивания их к основным субъектам международного права, в частности к государствам. Например, индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты.

В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Учитывая уже достигнутое в этом отношении и принимая во внимание необходимость дальнейших уточнений и дополнений, хотелось бы выделить следующие признаки, которые, как нам представляется, характеризуют (раскрывают) понятие субъекта международного права.

Субъект международного права — это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверенными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, — это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права. Иначе говоря, не международное право создает своих субъектов, а наоборот — субъекты создают нормы международного права.

В отличие от внутригосударственного права, где права и обязанности субъектов выводятся из норм объективного права, права и обязанности субъектов международного права должны выводиться из суверенитета, из суверенных правомерных действий государств — участников международного общения.

Одна из самых существенных особенностей субъектов международного права состоит в том, что они являются не только носителями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступают как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного волеизъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.

Вырабатывая нормы права, субъекты международного права тем самым создают предпосылки для международных правоотношений. Такое положение совершенно не свойственно внутригосударственному праву, где норма права устанавливается законом и тем самым создается объективная предпосылка для возникновения правоотношений.

В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Эта следующая существенная черта субъектов международного права.

Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как сила, обеспечивающая соблюдение норм права. При этом все перечисленные качества проистекают из того, что субъект международного права — это лицо, обладающее суверенной властью со всеми вытекающими из этого последствиями.

Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ (отсюда, собственно, и название отрасли — международное право). Правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.

Утверждение о том, что народ является единственным субъектом международного права, неприемлемо лишь потому, что речь идет не просто о народе, а о народе, организованном в государство или борющемся за свое самостоятельное государственное существование.

По общей теории права для субъекта правоотношения характерна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения. Мы уже говорили, что субъект международного права обладает способностью к принятию мер по обеспечению норм права. К этому следует добавить, что субъект должен обладать также деликтоспособностью, так как без должной ответственности немыслим устойчивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения.

2. Государства как основные субъекты международного права. Особенности правосубъектности федеративных государств

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

  1. постоянное население;

  2. определенная территория;

  3. правительство;

  4. способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть

.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

  1. государства юридически равны;

  2. каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

  3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

  4. территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

  5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

  6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен    (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

  1. внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

  2. внешнеэкономические отношения РФ;

  3. оборона и безопасность;

  4. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

  • вступать в отношения с иностранными государствами;

  • заключать с ними межправительственные договоры;

  • обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;

  • быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

studfiles.net

7. Понятие и виды субъектов международного права.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Виды субъектов МП:

  1. Государства.

  2. Союзы государств.

  3. Международные организации.

  4. Коалиции государств.

Представителями субъектов МП являются:

       Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.        Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.        Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство:

Главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора, следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора.

       Таким образом, резюмируется, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать договоры межведомственного характера без предъявления полномочий вытекает из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомства и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

studfiles.net

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

5. Субъекты международного права: понятие и виды

Субъекты права - носитель прав и обязанностей, установленных правовыми нормами.

Субъекты МП – это участники международных правоотношений, которые обладают правами и несут обязанности, закреплённые в МП.

Субъект характеризуется способностью участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами (это предпосылка) и основное свойство субъекта — юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Субъекты МП не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое друг от друга положение.

Традиционно в качестве субъекта МП рассматривалось государство, потом стали выделять международные межправительственные организации, потом нации и народы, борющиеся за независимость (организация освобождения Палестины) и государствоподобные образования (Ватикан, Мальтийский орден).

Современная точка зрения: субъекты МП – это еще и международные неправительственные организации (Гринпис, Красный крест, ЮЛ, ФЛ), так как:

1) как субъекты МП они могут обращаться в международные организации по защите прав человека

2) ФЛ может нести международную уголовную ответственность, но оно не может заключать международные договоры.

3) Являются носителями прав и обязанностей закрепленных в некоторых международных договорах.

4) Круг субъектов МП официально не закреплен, т е отсутствие преград применительно к нетрадиционным субъектам

Особенности субъектов МП:

1) В МП нет недееспоспособных субъектов.

2) Правосубъектность в МП – это объем прав и обязанностей, закрепл в нормах МП.

3) Правоспособность в МП (Венская Конвения о праве международных договоров 1969г.) – каждое государство обладает правоспособностью.

Виды субъектов:

По происхождению:

1) Основные (первичные): государство, нации и народы, борющиеся за независимость – они являются самостоятельными, их правосубектность не зависит от чьей-либо воли.

2) Вторичные (производные): международные межправительственные организации, государствоподобные образования, нетрадиционные субъекты МП:

- они порождены как субъекты МП волеизъявлением государств, зафиксированы в международном договоре.

По объёму прав и обязанностей:

1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм. Относятся: государства, международные организации, в меньшей мере — государствоподобные образования и борющиеся нации

2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью.

Относятся: индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

Круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.

Так же можно по аналогии с внутригосударственным правом поделить субъектов по отраслевой принадлежности: субъекты гуманитарного, дипломатического и консульского, уголовного права.

studfiles.net

Понятие и виды субъектов международного права, основные субъекты

Субъекты межнационального права – это действующие субъекты, которые по причине действия юридических норм способны выступать в роли носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Кроме этого, субъекты межнационального несут международно-правовую ответственность.

Что оно из себя представляет

Как национальное, так и внутринациональное обладает своими категориями субъектов. К главным субъектам стоит отнести страны, нации, которые находится в борьбе за государственный суверенитет, а также межнациональные учреждения. Для главных субъектов характерно наличие элемента межнациональной правосубъективности. Она включает в себя важные права о том, как заключаются договора, кто может быть членом международных учреждений.

Помимо главных субъектов выделяют прочие. Некоторые из них представлен в виде государственно-подобных образований. Сюда можно отнести города в прошлом или в новое время. Например, особым статусом был наделен после Второй мировой войны Западный Берлин.

На видео — понятие и виды субъектов международного права:

Разновидности

Субъекты международного публичного права (традиционные) могут быть двух видов: постоянные и временные. К первому виду стоит отнести само государство. Нация, которая находиться в борьбе за свое освобождение, служит в качестве временного субъекта только на время борьбы и формировании независимого государства. И государство, и нация  — это первичные субъекты международного права. К вторичным (или производным) субъектам относят международные организации и государственно-подобные образования. А вот в данной статье можно для себя подчеркнуть про понятие и источники права международных договоров.

Субъекты (М-Н П) – это участники межнациональных взаимоотношений, которые могут выступать в качестве носителя субъективных прав и обязанностей юридической направленности.

В этом случае они должны быть наделены конкретными свойствами:

  1. Популярная внешняя обособленность.
  2. Персонификация.
  3. Возможность производить выработку и осуществлять автономною волю.
  4. Принимать участие в принятии норм.

Каждый субъект (М-Н П) должен облагать правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Итак, правоспособность – это возможность субъекта межнационального права обладать субъективными правами обязанности юридического типа. Такой возможностью обладают страны на момент формирования, нации, которые борются за суверенитет. Что из себя представляет международно правовой обычай как источник международного права, подробно указано в данной статье.

Дееспособность – это выполнение своих прав и обязанностей непосредственными субъектами (М-Н П). Что касается деликтоспособности, то это термин, который характеризует способность нести юридическую ответственность за выполненные правонарушения. Например, если придерживаться Конвекции ООН по морскому праву 1982 г, то страна флага будут нести ответственность за любой ущерб или убыток, который был причине приграничной стране по причине невыполнения военным кораблем законов и правил приграничного государства.

Субъекты (М-Н П) являются отдельными формирования, которые могут непосредственно обладать правами и обязанностями относительно международного права, принимать участие в формировании и выполнении его норм. Читайте так же про понятия и виды источника формы права.

На видео — классификация субъектов МП:

Нации и народы

Суть самоопределения народов – это один из основных принципов межнационального права. Особенно ярко (М- П) стало развиваться после Октябрьской революции 1918 г в России.

Как только был принят Устав ООН право нации на самоопределение подошло к логическому завершению в плане юридического оформления, как главный принцип (М-Н П). Конкретизация и развитие содержания данного принципа произошла после принятия декларации о предоставлении суверенности колониальным государствам и народам. Самое полное его содержание было выдвинуто в декларации о принципах межнационального права в 1970 г.

Какие виды территорий выделяемые международным правом существуют, указано в данной статье.

Какие международные организации в международном частном праве существуют, указано в данной статье.

Что из себя представляет международное право как особая система права, указано здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/kak-osobaya-sistema-prava.html

Современное межнациональное право обладает нормами, которые подтверждают правосубъективность наций, которые борются за свою независимость. Такие нации обретают защиту от межнационального права, они способны на объективном плане использовать меры принуждения относительно тех сил, которые не дают нации приобрести полную межнациональную правосубъективность народа. Субъектом межнационального права может быть признана та нация, которая обладает своей политической организацией, отдельно выполняет квазигосударственные функции. Другими словами, нация должна обладать догосударственной формой организации, народным фронтом, зачатками органов власти и управления.

Стоит принимать во внимание, что межнациональной правосубъективностью могут обладать не все, а только ограниченное число наций (это народ, который не оформлен в государство, но который стремится к его созданию согласно с межнациональным правом).

На основании этого можно сказать, что практически каждая нация может вполне стать субъектом правоотношений самоопределения. Причем право нации на самоопределения отмечалось для борьбы с колониализмом и его осложнениями. Если рассматривать ее как норму антиколониальной направленности, то в этом случае она полностью выполнила свою задачу.

На сегодняшний день большую роль стал приобретать другой аспект права наций на независимость. Сейчас стали активно говорить про развитие нации, но уже как о той, которая определили свой политический статус. В современном мире принцип права народа на независимость должен быть гармонизирован и согласовываться с прочими принципами межнационального права, а точнее, с принципом уважения государственной независимости и невмешательства во внутренние дела остальных стран. Таким образом, стоит рассуждать не о праве всех народов на межнациональную правосубъективность, а о праве нации, которая приобрела свою государственность, а также развивается без внешних вмешательств.

Что из себя представляют международные обычаи структура международного обычая, подробно указано в статье.

Чем отличается международное публичное и международное частное право, подробно указано в данной статье.

Для тех кто хочет знать больше о конвенции оон о правах ребенка, стоит прочесть данную статью здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/publichnoe/mezhdunarodnaya-konvenciya-o-pravax-rebenka.html

Нация, которая вступает в борьбу за право сотрудничества с государство, контролирующим данную местность, другими нациями и странами, межнациональными учреждениями. При участии в определенных межнациональных правоотношений она может получить дополнительные права и защиту.

На основании полученной информации становится понятным, что каждая борющая нация имеет все пава и обязанности претендовать за свое самоопределение. В данном случае ее гарантом выступает межнациональное право, субъектами которого они в данном случае и выступают. Таким образом, нация способна добиться выполнение ее требований, а также сформировать свое государство с определенными правами и обязанностями.

ruleconsult.ru

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в не­обходимых случаях международно-правовую ответственность1.

В зависимости от своей пра­вовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­ными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права — это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюцио­нируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель­ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto), становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож­ным создание международного правопорядка и существование само­го международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международ­ного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности пер­вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношени­ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоиз­мениться) одновременно с прекращением или изменением учреди­тельного документа1.

Субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:

  • право заключать международные договоры,

  • быть членами международных организаций,

  • иметь свои официальные представи­тельства (дипломатические, консульские и др.),

  • участвовать в работе международных конференций и т. д2.

В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Приведем описываемые в научной литературе3признаки, характери­зующие понятие субъекта международного права.

1) Субъект международного права - это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверен­ными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.

2) Одна из самых существенных особенностей субъектов между­народного права состоит в том, что они являются не только носите­лями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступа­ют как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного воле­изъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.

3) В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государ­ственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как си­ла, обеспечивающая соблюдение норм права.

4) Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ - правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.

5) По общей теории права для субъекта правоотношения харак­терна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так как без должной ответственности немыслим устой­чивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения.

Государства - основные субъекты международного права.

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство - главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных отноше­ниях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно яв­ляются главными создателями и гарантами соблюдения норм междуна­родного права. В то же время, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.

Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. Его сим­волы - герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географиче­ские и национальные особенности1.

Благодаря суверенитету, государства равны друг другу в право­вом отношении, т. е. равноправны независимо от величины их тер­ритории, населения, экономического и культурного развития, воен­ной мощи и т. д. Это - суверенное равенство.

Принцип суверенного равенства всех государств относится к числу основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств»2.

Международная правосубъектность наций и народов

Особенностью современного международного права с точки зре­ния его субъектов является то, что участниками международно-правовых отношений и создания норм международного права при­знаются нации и народы, которые ведут борьбу за свою государст­венную независимость.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным пра­вом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение - одного из важнейших международно-правовых принципов.

В Уставе ООН и в других международно-правовых документах в соответствующих разделах употребляется термин «народ» как субъ­ект самоопределения, что не влияет на существо проблемы. В нашей науке термины «народ» и «нация» считаются равнозначными и час­то используются оба вместе.

Самоопределение наций и народов, если судить по современной международно-правовой практике, может осуществляться в самых различных формах, включая и те, при которых не встает проблема признания международной правосубъектности за тем или иным народом.

Кроме того, принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обес­печивают представительство всех слоев населения в органах государ­ственной власти без какой-либо дискриминации1.

Международная правосубъектность государственно-подобных образований

В международных отношениях могут участвовать особые полити­ко-территориальные образования (иногда их называют государство-подобными), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью.

Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы1.

Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан. Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

Вопрос о международной правосубъектности индивидов

В области международной правосубъектности возник ряд новых явлений. Самое значительное из них - появление в международном праве человека (индивида) как субъекта права, хотя и с весьма огра­ниченной правосубъектностью.

Основные права и свободы человека все больше определяются международным пра­вом, несмотря на то, что они реализуются в основном через внутри­государственное право.

Так, международные отношения первой половины XX века выдвинули вопрос об охране человеческой личности, о защите прав и основных свобод человека международно-правовыми средствами. Важнейшими из этих международных юридических актов явля­ются:

  • Женевская конвенция об улучшении участи раненых н боль­ных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;

  • Женевская кон­венция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.;

  • Же­невская конвенция о защите мирного населения во время войны от 12 августа 1949 г.;

  • Устав Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г.;

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и на­казании за него от 9 декабря 1948 г.;

  • Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сход­ных с рабством, от 7 сентября 1956 г.;

  • Декларация ООН о ликвида­ции всех видов расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. и мно­гие другие документы.

В настоящее время человек имеет некоторые юридические возможности выступать на международной арене в защиту своих прав и свобод. Жалобы индивидов становятся предметом рассмотре­ния в международных организациях, прежде всего в ООН. В некото­рых региональных организациях, например в Европейском Сообще­стве (теперь Европейский союз), физические, а также юридические лица вправе обращаться для защиты своих прав в международные региональные суды. Индивиды являются субъектами международ­ной уголовной ответственности за международные преступления1.

Тем не менее, признание индивидов участниками международно-правовых отношений не означает приравнивание их к основным субъектам международ­ного права. Индивиды не обладают такими элементами международной правосубъектности, как право быть участниками международных договоров, членами международных межправительственных организаций, тем более, создавать нормы международного права, как это могут делать его основные субъекты2.

studfiles.net

Введение

Содержание

Введение..............................................................................................................1

1. Понятие, виды и признаки субъектов международного права ....................2

1.1Государства – основные субъекты международного права.....................5

1.2Международная правосубъектность наций и народов.............................6

1.3Международная правосубъектность государственно – подобных образований ............................................................................................................6

1.4Вопрос о международной правосубъектности индивидов.......................7

2. Международно – правовое признание.............................................................10

Заключение.........................................................................................................15

Список использованной литературы...............................................................17

Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Итак, изучения вопроса о субъектах международного права является ключевым при изучении данного предмета. Именно поэтому автор данной работы выбрал тему «Субъекты современного международного права».

В работе дается понятие субъектов международного права, перечисляются их виды и основные признаки участника международно-правовых отношений, раскрывается вопрос о месте физических лиц в международном праве.

Во второй части работы раскрывается понятие международно-правового признания, его значение для международный отношений, содержание конститутивной и декларативной теории признания, анализируются виды и формы признания, юридические и политические критерии, которыми пользуются государства в ходе признания новых государств и правительств.

В работе использованы международные правовые акты, учебная и научная литература по данному предмету.

1. Понятие и виды и признаки субъектов международного права.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в не­обходимых случаях международно-правовую ответственность1.

В зависимости от своей пра­вовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверен­ными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права — это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюцио­нируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель­ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto), становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож­ным создание международного правопорядка и существование само­го международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международ­ного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности пер­вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношени­ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права. В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоиз­мениться) одновременно с прекращением или изменением учреди­тельного документа1.

Субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности). Международная правосубъектность включает в себя такие важные права, как:

  • право заключать международные договоры,

  • быть членами международных организаций,

  • иметь свои официальные представи­тельства (дипломатические, консульские и др.),

  • участвовать в работе международных конференций и т. д2.

В международном праве нет общепризнанных норм, решающих вопрос, какие образования являются его субъектами. Приведем описываемые в научной литературе3признаки, характери­зующие понятие субъекта международного права.

1) Субъект международного права - это носитель суверенных прав и обязанностей. Недостаточно признать за субъектом права и обязанности, установленные международным правом. Дело в том, что указанные права и обязанности, во-первых, являются суверен­ными, имманентно присущими субъекту международного права, и, во-вторых, первоисточником таких прав и обязанностей является суверенитет. То, что некоторые права и обязанности установлены международным правом, - это всего лишь следствие деятельности субъектов международного права.

2) Одна из самых существенных особенностей субъектов между­народного права состоит в том, что они являются не только носите­лями суверенных прав и обязанностей, но и одновременно выступа­ют как единственные создатели норм международного права. В ходе правотворчества субъекты сами вырабатывают и закрепляют свои права и обязанности в соглашениях в результате свободного воле­изъявления сторон, ибо нет и не может быть в международном праве законодательного органа, стоящего над государствами.

3) В международном праве нет не только законодательного органа, но и отсутствует централизованный аппарат (аналогичный с государ­ственным аппаратом), способный принуждать к соблюдению норм права. В силу этого, субъекты международного права обладают присущей им способностью к принятию мер по обеспечению права. Таким образом, субъекты международного права, помимо того, что они являются носителями суверенных прав и обязанностей и создателями норм международного права, выступают еще и как си­ла, обеспечивающая соблюдение норм права.

4) Понятие субъекта международного права неразрывно связано с народом и территорией. С одной стороны, субъект международного права представляет какой-то народ - правоспособность и правосубъектность в международном праве проистекают от народа. С другой стороны, субъект имеет определенные территориальные признаки, поскольку речь идет не о народе вообще, а о народе, живущем на определенной территории.

5) По общей теории права для субъекта правоотношения харак­терна не только правоспособность, но и деликтоспособность, то есть способность субъекта нести ответственность за правонарушения, так как без должной ответственности немыслим устой­чивый международный правопорядок и стабильные международные правоотношения.

studfiles.net

0 comments on “1 понятие и виды субъектов международного права – Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности — Международное публичное право

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *