Общественный строй сеньориальной монархии во франции – — ( .., 2002)

Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

Поделись с друзьями

Название «Франция» появилось в 10 веке, а раньше это было Западно-Франкское королевство.

Сеньориальная монархия – 9 –13 века. На 9-11 века приходится заключительный этап процесса феодализации:

  • Вся земля становится монопольной собственностью феодалов, крестьяне лишь владеют и пользуются небольшими участками господской земли.
  • Все крестьяне так или иначе зависят от сеньора (личная зависимость, поземельная (имущественная) зависимость). Положение крестьянина определялось несколькими факторами:

1.       размером, состоянием и юридическим статусом его земли

2.       происхождением крестьянина

3.       формой зависимости, связывающая с господином договорными обязательствами, местными обычаями и т.д.

Было 2 основных категории крестьян:

1.       Вилланы. Зависимость их выражалась в судебном подчинении господину и выполнению в его пользу повинностей, обременяющих наследственный земельный надел -> поземелная зависимость.                            

Повинности: шампар (обязанность отдавать часть урожая сеньору), ценз (взнос денег либо продуктов за пользование землей), десятина в пользу церкви, а иногда талья, т.е. подоходное обложение. С согласия господина виллан мог продать свой участок другому крестьянину, на которого переходили все повинности. Кроме того, крестьяне платят ФЕЛЬЕФ как все свободные жители.

2.       Сервы. Находились в личной зависимости от сеньора, но они  не крепостные, т.к. общегосударственного сыска беглых не существовало. Среди повинностей серва выделялись: шеваж (подушная подать), талья, формарьяж (уплата штрафа за брак с лицом, не подчиненным этому господину), менморт (право мертвой руки – посмертный побор с наследников умершего серва).

Все крестьяне были обязаны соблюдать БАНАЛИТЕТЫ, т.е. молоть зерно на господской мельнице, давить вино на господской винодельне, торговать на господском рынке и т.д. Сеньоры имели монополию на это -> за пользование/непользование этим взималась плата.

Феодалы

Были объединены в своеобразную военную и политическую организацию, построенную на началах иерархического принципа. От нижних слоев однощитных рыцарей без вассалов через 3-4 промежуточные ступени более богатых феодалов (бароны, виконты) к властителям значительных территорий герцогам, графам. Отношение сюзеренитета-вассалитета оформлялись с помощью 2 обрядов:

1.       Оммаж (клятва верности сеньору)

2.        Инвестура (официальное введение вассла во владение землей)

Земли крупных феодалов состояли из 2 частей: 1 часть это его непосредственная собственность (домен), 2 часть – земли, розданные сеньором в виде феодов своим вассалам. Сеньор оставался по отношению к этим землям верховным собственником.

Обязанности вассала к сеньору:

1.       Ежегодная военная служба в течение 40 дней.

2.       Участие в суде и совете сеньора.

3.       Денежная помощь, когда сеньор попал в плен и за него надо платить выкуп, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын.

Вассальные отношения со временем стали потомственными и могли быть разорванными при наличии определенных обстоятельств (вассал пошел войной на сеньора). Во всех случаях разрыва вассальных отношений требовалось судебное разбирательство (суд равных – вассалы данного сеньора устанавливают вину вассала (сеньора)). Французское королевство состояло из огромного множества феодальных владений, фактически бывших независимыми государствами.

Королевская власть была слаба, т.к. :

1.       Ограниченные материальные возможности правящей королевской династии(домен – это небольшая и почти не растущая территория до 12 в. Между Парижем и Орлеаном).

2.       Компактная структура владений крупных феодалов, создающая благоприятные условия для их политической автономии.

3.       Специфика отношений вассалитета позволяла королю рассчитывать на помощь лишь непосредственных вассалов.

4.       Отсутствует дополнительный резерв в виде свободного крестьянства, который могла мы использовать монархия.

5.       Выборный характер королевской власти. На основании предварительного соглашения магнатов архиепископ Реймский «избирал» короля, а народ, наполнявший сбор, выражал свое согласие криками.

6.       Своеобразие экономического и политического развития Юга и Севера страны усиленное наличием 2х народностей.

Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но  и там ему приходилось вести борьбу с непокорными вассалами. Даже частью Парижа владел епископ. Хотя власть короля была выборной, при этом соблюдался династический принцип: королей выбирали из династий (вначале из Каралингов, а с 987 г. из династии Капитингов). Они жили долго и заблаговременно короновали их, делая соправителями. Институт соправительства усиливал наследственный престол и способствовал выработке династической политики. Наследник престола, будучи соправителем отца, придерживался его политики. С 12 в. Утверждается порядок передачи трона по наследству.

Общегосударственными делами ведала курья, состоящая из коронных вассалов. Она поддерживала мир, внешнюю политику короля, творила суд. Делами домениального управления ведал королевский двор, состоящий из дворцовых слуг (министериалов) и служащих. До конца 12 в. главную роль в королевской администрации играл СЕНЕШАЛ, т.е. глава королевского дворца, который командовал армией, подписывал королевские документы. Канцлер руководил королевской канцелярией. Коннетабль – командир конного рыцарского ополчения.

Территория домена делилась ПРЕВОТАЖИ, во главе с ПРЕВО (управляющим этого округа). У них были финансовые, судебные, административные и военные функции. С расширением территории королевского домена появляются более крупные единицы – БАЛЬЯЖИ во главе с БАЛЬЕ. Они осуществляли контроль над подвластными им прево, следили за исполнением королевских актов, организовывали воинские формирования.

С Х11 в. королевская власть постепенно усиливается. В этом ей помогает центральный и местный государственный аппарат, церковь. Она давала королю деньги, снабжала его просвещенными советниками, посылала в королевское войско своих рыцарей.

Даже крупные феодалы нуждались в королевской власти:

  • Как в верховном арбитре для улаживания конфликтов между ними
  • Как в верховном предводителе при обороне их владений от внешних завоевателей. Герцоги и графы приносили присягу королю, его власть по форме признавалась источником всякой иной власти в государстве. Французская нация сохранила привычку считать королем лицо, которое было короновано в Рейнсе.

Важную роль в объединении государства сыграл династический принцип: вокруг одной династии по кусочкам собиралась страна. Важную роль в усилении королевской власти сыграл и субъективный фактор – правление выдающихся королей, особенно Людовига 1Х, который в 13 веке провел важные реформы:

1. Военная реформа

Запретила частные войны между феодалами в королевском домене и ограничивала войны для всех других феодалов Франции. Были установлены «40 дней короля», в течение которых нельзя было начинать военные действия, с тем, чтобы  любая из сторон для предотвращения конфликта могла обратиться к суду короля. Она предусматривала также создание городской милиции, отрядов наемников, в результате чего король стал меньше зависеть от феодального ополчения. Он более эффективно использовал их в борьбе против непокорных феодалов.

2. Судебная реформа

Заключалась  в образовании особого судебного собрания Парламента, которому передали рассмотрения крупных споров между феодалами, уголовных и политических преступлений, совершенных феодальной властью.

3. Монетная реформа

В пределах королевского домена была введена обязательная для приема полновесная золотая  монета и запрещена чеканка монеты отдельными феодалами. Благодаря своим лучшим качествам королевская монета постепенно вытеснила остальные монеты из других феодальных владений(около 40 видов).

students-library.com

32. Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.

Формирование самостоятельного французского государства заняло почти 2 века. В этот период королевство состояло из большого количества феодальных владений, герцогств и графств. Эти феодальные владения, которые назывались фьефы, считались составной частью государства, но фактически представляли собой независимые политические образования.

В 987 году французская знать избирает королем Гуго Капета, который становится основателем династии Капетингов. Первые короли этой династии были по сути крупными феодалами с особым титулом. Полномочия государственного характера королевская власть не подразумевала, а государственное единство сводилось к общепризнанной феодальной иерархии вассальных отношений.

Номинальным собственником земли считался король. Получая землю от короля, феодалы считались его вассалами, а король их сеньором. Феодальное сословие было организовано иерархически. Во главе этого сословия стоял король (монарх) от которого держали землю крупные феодалы герцоги и графы. У этих вассалов короля были свои вассалы – бароны и виконты. В самом низу феодальной иерархии стояли рыцари, которые назывались шевалье. Таким образом, отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего сословия. Вассал был обязан верно служить своему сеньору, нести военную службу в его пользу, выкупать сеньора из плена, участвовать в сеньориальном суде, подносить подарки по случаю посвящения в рыцари старшего сына и выдачи замуж старшей дочери сеньора. Вассал мог рассчитывать на покровительство и защиту своих прав со стороны сеньора. Вассальная система во Франции имела децентрализованный характер, то есть промежуточные звенья вассальной иерархии не зависели от короля. Действовал принцип – «Вассал моего вассала не мой вассал». Причем феодальный обычай признавал за вассалом право вступать в феодальную зависимость сразу к нескольким сеньорам, поэтому французские феодалы часто становились вассалами германского императора и английского короля. Они заключали между собой договоры, не редко и против собственного короля, то есть короля Франции.

В 12 веке происходит государственная централизация. Расширяется королевский домен, то есть личные владения короля и формируется государственная администрация. Устанавливается порядок фамильного престолонаследия.

Выросло число прямых вассалов короля, а к 13 веку все жители в королевстве считались подданными короля. Однако, организация центральной администрации была связана с феодально-вассальной системой. Основным учреждением был королевский двор, который составляли вассалы короля. Он являлся политическим советом короля и являлся королевским судом. Королевский двор обладал внутренней иерархией, где на первом месте были члены королевской семьи, но с 13 века королева и наследник престола отстраняются от государственных дел. После членов королевской семьи в иерархии следовало окружение короля и должностные лица.

Наиболее важной фигурой в управлении в 11-12 веках был сенешал – это был командующий армией и начальник администрации. Дела короля велись камердинером, но с середины 12 века на главное место в администрации выходит канцлер, которому перешли функции сенешала.

В середине 11 века начинается организация местной администрации.

Домен делился на округа, которые назывались превотажи, которые управлялись прево – это были не вассалы, а служащие короля. Они ведали сбором налогов, осуществляли административно-судебные функции в округе. Затем для общего надзора на места стали посылать бальи. Каждому бальи назначался особый округ, который назывался бальяж, он включал в себя несколько превотажей.

В середине 13 века Людовик IX проводит ряд реформ, направленных на изменение феодально-сеньориального режима.

Реформы Людовика IX.

  1. Военная реформа. Людовик запретил вести любые войны в королевском домене. На остальной территории государства устанавливались так называемые 40 дней короля – это был срок, в течение которого все споры между феодалами должны были решаться с помощью королевского суда. Только после этого, если соглашение не достигнуто, сторон могли начинать военные действия. В городах формируется милиция (ополчение) под началом королевских военных.

  2. Административная реформа. Создается институт королевских следователей, которые на местах контролировали деятельность бальи и расследовали обвинения.

  3. Финансовая реформа. На территории домена вводилась единая королевская монета и запрещалось хождение денег других феодалов, а в графствах и герцогствах хождение королевской монеты было обязательным, что привело к росту королевских доходов. Было сформировано специальное финансовое ведомство – счетная палата.

  4. В 1260 году было положено начало организации высшей юстиции. Был создан парижский парламент – постоянно действующий королевский суд, куда обращались с исками кассационными жалобами феодалы и население городов. В судебную практику входит и письменная процедура, заимствованная из римского права.

studfiles.net

Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

Формирование правовых основ сословного строя.В IX—XI вв. феодальные отношения во Франции получают дальнейшее развитие и становятся повсеместно господствующими. С утверждением монопольного права на землю феодалов исчезает свободное крестьянское землевладение. Одновременно в условиях господства натурального хозяйства продолжается дробление крупных сеньорий и возникновение новых поместий, что окончательно подрывало единство страны и вело к ее территориальному распаду.

Становление господствующего класса феодалов непосредственно связано с развитием феодальной собственности на землю и сложной системы вассальных отношений. Крупные феодалы не стремились сохранить свои земли в непосредственной собственности, поскольку их политический вес и сила определялись не столько размерами земельных владений, сколько количеством вассалов. Поэтому обычно феодал удерживал в своем личном распоряжении лишь часть земельных угодий, которые составляли его родовое имение с укрепленным замком. Остальные земли он раздавал вассалам.

Хотя отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в Себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Большая экономическая и политическая значимость вассальных договоров была причиной того, что они заключались публично и посредством торжественного и тщательно разработанного обряда. Главное в нем составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж).

Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон. Сеньор наряду с предоставлением феода должен был обеспечить защиту вассала и переданной ему земли. Обязанность вассала выражалась прежде всего в военной службе на сеньора. К XI в. установился и срок такой службы — до 40 дней в году. Вассал должен был также участвовать в судебных и других собраниях феодалов под председательством сеньора. Денежные выплаты вассала были строго определены: выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении в рыцарский сан его старшего сына и выходе замуж старшей дочери.



Первоначально вассальные договоры считались заключенными на срок жизни сторон, носили персональный характер. Но вскоре обязанности, связанные с ними, стали передаваться по наследству. Соответственно при уплате сеньору установленного вознаграждения (рельефа) к наследнику переходило и земельное владение, постепенно превращающееся в потомственное. Таким образом, уже к XI в. феод,т.е. наследственное родовое поместье, утверждается как основная форма поземельной собственности.

Если вассал нарушал клятву верности сеньору и не выполнял своих обязанностей, он должен был вернуть феод. Но юридический механизм разрешения споров между сеньорами и вассалами (в суде сеньора), как правило, был малоэффективен, так как крупные вассалы, располагавшие самостоятельной военной силой, не желали подчиняться решению суда. Это вело к многочисленным феодальным распрям и войнам. В целом к XII в. в результате острой внутриклассовой борьбы произошло некоторое расширение прав вассалов на землю и ограничение сроков их службы.

К XI в. в связи с процессом феодализации и последовательными раздачами земли возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных ступеней (арьер-вассалов). В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье),которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам.

На вершине феодальной лестницы стоял -король,но многие крупные феодалы — герцогии графы —считали себя равными королю (пэрами)и часто фактически не признавали по отношению к нему вассальных обязанностей. Слабость короля в IX—XI вв. проявлялась в том, что по его зову на военную службу являлись только его непосредственные вассалы из королевского домена, т.е. непосредственных земельных владений короля, размеры которых были относительно невелики. Основная масса феодалов (арьер-вассалов) не подчинялась королю, как, впрочем, и другим крупнейшим феодалам, так как действовал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал».

С середины XII в. в связи с начавшимся экономическим подъемом и ростом городов, явившихся естественным союзником королевской власти, отношения внутри класса феодалов претерпевают некоторые изменения. Короли начинают добиваться признания вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране. Этот процесс, в ходе которого произошло превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля, получил названиеиммедиатизации.

С XII в. практически прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья окончательно принимают родовой характер. Доступ новых лиц в ряды феодалов становится ограниченным. Лишь королевская власть продолжает раздачу участков, захваченных в ходе войн с непокорными вассалами. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса,наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Таким образом, к XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства.

Другой путь формирования господствующего класса в IX— XII вв. был связан с развитием церковного землевладения, которое быстро росло в результате пожалований короля и других светских феодалов. Поскольку церковь требовала от священнослужителей безбрачия, их правовой статус не передавался по наследству. Нередко ряды духовенства пополнялись за счет светских феодалов. В рамках католической церкви во Франции сложилась своя сложная иерархия, причем пользование церковным имуществом связывалось с должностью, которую занимало то или иное духовное лицо.

Между светскими и духовными феодалами, а также между феодальными землевладельцами разных рангов и ступеней существовали противоречия, которые нередко вели к вооруженным столкновениям. Но, несмотря на складывавшиеся внутрисословные перегородки, феодалы представляли собой правящую верхушку средневекового общества во Франции, которая, как единое целое, противостояла и крестьянскому, и городскому населению.

В IX—XI вв. происходит окончательное оформление класса феодально-зависимыхкрестьян. Он складывается из многочисленных категорий сельского населения, известных еще Франкской империи (свободные общинники, рабы, полусвободные и т.д.).

Подавляющее большинство крестьян (за исключением крестьян церковных земель, Нормандии, Пикардии) превращается в сервов, правовой статус которых как лично зависимых людей в известной степени был унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. По словам французского средневекового юриста Ф. Бомануара, «право, которое я имею на моего серва, — это право моего феода». Сервы платили подушную подать (шеваж), ежегодный оброк, выполняли барщинные работы (обычно три дня в неделю). Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, так как считалось, что он не должен рисковать своей жизнью, принадлежащей сеньору.

Однако личная зависимость сервов не привела к превращению их в крепостных людей. Объем их повинностей, как правило, был определен правовыми обычаями. Серв мог продать свой надел или же просто уйти от сеньора, поскольку во Франции не было общегосударственного сыска беглых крестьян.

Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы.Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которого также фиксировался обычаем, но был более легким, чем у сервов. До XII в. вилланы уплачивали и шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору, а не как проявление личной зависимости. Как и все сельские жители, они должны были получать у сеньора (фактически выкупать за плату) формарьяж —разрешение на женитьбу. С XII в. большая часть вилланов освобождается от этой обязанности, внося единовременную выкупную плату. В это же время крестьяне начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству.

Все крестьянское население было обязано соблюдать феодальные монополии земельных собственников (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне ит.д. Освободиться от этого бремени крестьянин мог, только отдавая часть производимой им продукции сеньору. Последний сохранял также в отношении зависимых от него крестьян «право первой ночи».

В XI—XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус, — городское население.Первоначально правовое положение горожан мало чем отличалось от остальной массы феодально-зависимых людей. Но с XII в. во Франции начинается широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. Королевская власть, которая не допускала самостоятельности горожан в своем домене (так, в 1137 году было жестоко подавлено городское движение в Орлеане), охотно поддерживала города, выступавшие за освобождение от сеньормальной власти. В конечном счете города путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкупы и т.п.) добивались предоставления им специальных хартий вольностей.

Правовой статус горожан не выступал как универсальный, а был связан с конкретной городской ассоциацией. Поэтому его в принципе не могли получать дворяне, Священники, сервы. Но серв в силу постоянного проживания в городе приобретал личную свободу. Даже если город оставался под непосредственной юрисдикцией короля или отдельного феодала, обязанности горожан по отношению к сеньору были ограничены и строго фиксированы. Принудительные работы и баналитеты отменялись. Устанавливались точные размеры судебных пошлин, штрафов и т.п. Однако население городов оставалось интегрированным в феодальную систему — Городская жизнь рано начала приобретать сословно-корпоративный характер, способствовать образованию цехов и гильдий.

Возникновение и развитие сеньориальной монархии.В IX-— XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных» (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалите-fa, может быть определена как сеньориальная монархия.Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер.

Становление сеньориальной монархии (IX—XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции эта форма государства наиболее точно отражала существующую социальную политическую реальность. В условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.

Сеньориальную монархию нельзя рассматривать лишь как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственностью на землю, в рамках которой имело место экономическое развитие, хотя и медленное. Политическая раздробленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции. Когда в XII—XIII вв. постепенно начинают вызревать новые экономические потребности, связанные с развитием городов и товарно-денежного хозяйства, политическая децентрализация постепенно прекращается, уступая место противоположной тенденции — неуклонному усилению королевской власти. В XIII в., особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти в сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, уже реально выступающему в качестве сюзерена всех феодалов во Франции.

В IX—Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В 987 году с избранием королем Гуго Капета прекращается и сама династия Каролингов. При первых Капетингах выборность короля сохраняется, но будущий преемник правящего короля избирается еще при жизни последнего. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности «защиты королевства и церкви», а также «поддержания мира» в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов — установлений (etablissement), хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов (Большого совета). В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов. Расширяется Сфера судебной юрисдикции короля.

Центральная королевская администрация.В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состоявший из знатных феодалов и дворцовых слуг {министериалов).Главную роль в королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал.Он считался главой королевскрго двора, командовал армией, подписывал государственные документы. Должность сене-шала находилась в руках одной из наиболее знатных феодальных семей Франции. Со временем она приобрела такой вес, что король Филипп 11 Август (в 1191 году) предпочел оставить эту должность незамещенной, и вскоре она прекратила свое существование. В военных делах за сенешалом следовал коннетабль —глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. — королевский адмирал.Королевский казначей,которому помогал камергер, ведал государственными архивами и королевской казной. Однако в XIII в. его функции существенно сократились, так как казна была передана духовно-рыцарскому ордену тамплиеров. Королевской канцелярией руководил канцлер,который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Влияние канцлера на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII в. (с Людовика IX) этот пост длительное время (до 1315 года) не замещался.

Министериалы первоначально были выходками из светских феодалов королевского домена и священников. В XIII в. в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также юристы (легисты).

Развитие феодальных отношений нашло Ьвое отражение в собрании королевских вассалов — курии короля(curia regis), возникновение которой также относится к эпохе Каролингов. При первых Капетингах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на ее заседания. Вначале в ней участвовали лишь непосредственные вассалы короля, с которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, судебного характера. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с римским папой, о предполагаемой женитьбе и т.д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседания курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты.

Местное управление.Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые. Сфера действия местного государственного управления расширялась по мере увеличения королевского домена и присоединения владений крупных феодалов.

С середины XI в. король ввел в своем домене должность пре-во, которые назначались в специальные округа — превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах — майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела (с конца XII в. крупные дела были изъяты из юрисдикции прево).

С конца XII в. возникают более крупные административные единицы — бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Число бальяжей росло по мере увеличения королевского домена Во главе бальяжа стояли назначаемые королем (обычно из мелких феодалов) специальные чиновники — бальи,созданные по образцу английских бейлифов. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и приказов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования.

Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов — сенешала — сфункциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных территориях и были более независимы от королевской власти.

Бальи и сенешалы в XIII в. осуществляли правосудие от имени короля, рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи), а также споры, затрагивающие интересы феодальной знати. Они принимали апелляции на приговоры прево, но постепенно стали пересматривать решения и сеньориальных судов, которые раньше считались окончательными.

Прево, бальи и сенешалы играли важную роль в укреплении финансовой базы королевской власти. Они контролировали сбор налогов, пошлин, штрафов и следили за их своевременным поступлением в королевскую казну.

Важным источником доходов казны была чеканка королевской монеты, взимание королевского налога (королевской тальи), торговых пошлин и судебных штрафов в пределах домена. Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, король нередко через сенещалов и бальи требовал от крестьян, священников и нотаблей (знати) специальных денежных взносов или пожертвований.

Реформы Людовика IX.Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226—1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король в меньший степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.

Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

При Людовике IX из королевской курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган — парламент,который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов — выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать.

Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII в. Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

megaobuchalka.ru

44. Сюзерениальная монархия во Франции (общественный и государственный строй).

Формирование правовых основ сословного строя. В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции становятся господствующими.

Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, стороны в нем не занимали равного правового положения. Вассальный договор содержал в себе элементы иерархии и зависимости, так как получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сюзерена). Главное в договоре составляло официальное введение вассала во владение землей (инвеститура) и его клятва верности своему сеньору (оммаж). Таким образом, уже к XI в. феод, т.е. наследственное родовое поместье, утверждаются как основная форма поземельной собственности.

Юридический механизм разрешения споров между сеньорами и вассалами (в суде) был мало эффективен. Это вело к многочисленным феодальным распрям и войнам. К XII в. произошло расширение прав вассалов на землю и ограничение сроков службы. Возникла сложная структура класса феодалов, состоящего не только из сеньоров и вассалов, но и подвассалов разных степеней (арьер-вассалов). В самом низу феодальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам.

На вершине лестницы стоял король, но многие крупные феодалы-герцоги и графы -считали себя равными королю (пэрами).

С середины XII в. в связи с экономическим подъемом и ростом городов произошло превращение арьер-вассалов в непосредственных вассалов короля, что получило название иммедиатизации.

С XII в. прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья принимают родовой характер. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Т.о., к XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства.

В IX-XI вв. происходит окончательное оформление класса феодальнозависимых крестьян. Он складывается из многочисленных категорий сельского населения, известных еще Франкской империи (свободные общинники, рабы, полусвободные и т.д.).

Подавляющее большинство крестьян (за исключением крестьян церковных земель, Нормандии, Пикардии) превращается в сервов, правовой статус которых как лично зависимых людей в известной степени был унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. По словам французского средневекового юриста Ф. Бомануара, «право, которое я имею на моего серва, — это право моего феода». Сервы платили подушную подать (шеваж), ежегодный оброк, выполняли барщинные работы (обычно три дня в неделю). Серв не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке, так как считалось, что он не должен рисковать своей жизнью, принадлежащей сеньору.

Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которого также фиксировался обычаем, но был более легким, чем у сервов. До XII в. вилланы уплачивали и шеваж, но он рассматривался как оказание чести сеньору, а не как проявление личной зависимости. Как и все сельские жители, они должны были получать у сеньора (фактически выкупать за плату) формаръяж — разрешение на женитьбу. С XII в. большая часть вилланов освобождается от этой обязанности, внося единовременную выкупную плату. В это же время крестьяне начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении ими земельных участков по наследству.

Все крестьянское население было обязано соблюдать феодальные монополии земельных собственников (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и т.д. Освободиться от этого бремени крестьянин мог, только отдавая часть производимой им продукции сеньору. Последний сохранял также в отношении зависимых от него крестьян «право первой ночи».

В XI-XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус, городское население. Первоначально правовое положение горожан мало чем отличалось от остальной массы феодально-зависимых людей. Но с XII в. во Франции начинается широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. В конечном счете города путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкупы и т.п.) добивались предоставления им специальных хартий вольностей.

Правовой статус горожан не выступал как универсальный, а был связан с конкретной городской ассоциацией. Поэтому его в принципе не могли получать дворяне, священники, сервы. Но серв в силу постоянного проживания в городе приобретал личную свободу. Городская жизнь рано начала приобретать сословно-корпоративный характер, способствовать образованию цехов и гильдий.

Возникновение и развитие сеньориальной монархии. В IX- XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных» (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.). Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобрела тем самым частноправовой характер.

Становление сеньориальной монархии (IX-XI вв.) означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения.

Сеньориальную монархию нельзя рассматривать лишь как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственностью на землю, в рамках которой имело место экономическое развитие, хотя и медленное. Политическая раздробленность не могла остановить поступательного движения общества во Франции.

В IX-Х вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов, хотя и с соблюдением династического принципа. В 987 году с избранием королем Гуго Капета прекращается и сама династия Каролингов. При первых Капетингах выборность короля сохраняется, но будущий преемник правящего короля избирается еще при жизни последнего. В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

Первоначально функции королевской власти были крайне ограниченными, хотя формально у короля сохранялись некоторые традиционные привилегии. Он считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Но при первых Капетингах королевское законодательство (издание капитуляриев) фактически прекратилось. Другие королевские полномочия также существовали лишь в, теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности «защиты королевства и церкви», а также «поддержания мира» в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

С XII в. положение короля постепенно меняется, некоторые функции реализуются им более активно. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов — установлений (etablissement), хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов (Большого совета). В XIII в. признается, что королевский акт, которому присягнули вассалы, обязателен и для отсутствующих феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.

Центральная королевская администрация. В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифференцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вассальных отношениях.

От эпохи Каролингов сохранился королевский двор, состоявший из знатных феодалов и дворцовых слуг (министериалов). Главную роль в королевской администрации (до конца XII в.) играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы. Должность сенешала находилась в руках одной из наиболее знатных феодальных семей Франции. Со временем она приобрела такой вес, что король Филипп II Август (в 1191 году) предпочел оставить эту должность незамещенной, и вскоре она прекратила свое существование. В военных делах за сенешалом следовал коннетабль — глава королевской конницы, помощником которого был маршал, а с XIII в. — королевский адмирал. Королевский казначей, которому помогал камергер, ведал государственными архивами и королевской казной. Однако в XIII в. его функции существенно сократились, так как казна была передана духовно-рыцарскому ордену тамплиеров. Королевской канцелярией руководил канцлер, который редактировал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Влияние канцлера на государственные дела было велико, а поэтому с усилением королевской власти в XIII в. (с Людовика IX) этот пост длительное время (до 1315 года) не замещался.

Министериалы первоначально были выходцами из светских феодалов королевского домена и священников. В XIII в. в органы центрального управления все чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы (рыцари короля), а также юристы (легисты).

Развитие феодальных отношений нашло свое отражение в собрании королевских вассалов — курии короля (curia regis), возникновение которой также относится к эпохе Каролингов. При первых Капотиигах курия почти не имела значения, поскольку пэры и другие могущественные вассалы не являлись на ее заседания. Вначале в ней участвовали лишь непосредственные вассалы короля, с которыми он обсуждал вопросы политического, финансового, судебного характера. Короли прибегали к ее советам для решения вопросов о войне и мире, о крестовых походах, об отношениях с римским папой, о предполагаемой женитьбе и т.д. На одобрение курии представлялись законодательные акты короля. С XIII в. на заседания курии для решения сложных правовых вопросов все чаще стали приглашаться легисты.

Местное управление. Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые. Сфера действия местного государственного управления расширялась по мере увеличения королевского домена и присоединения владений крупных феодалов.

С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа — превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах — майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела (с конца XII в. крупные дела были изъяты из юрисдикции прево).

С конца XII в. возникают более крупные административные единицы — бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Число бальяжей росло по мере увеличения королевского домена. Во главе бальяжа стояли назначаемые королем (обычно из мелких феодалов) специальные чиновники — балъи, созданные по образцу английских бейлифов. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и приказов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования.

Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов — сенешала — с функциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных территориях и были более независимы от королевской власти.

Бальи и сенешалы в XIII в. осуществляли правосудие от имени короля, рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи), а также споры, затрагивающие интересы феодальной знати. Они принимали апелляции на приговоры прево, но постепенно стали пересматривать решения и сеньориальных судов, которые раньше считались окончательными.

Прево, бальи и сенешалы играли важную роль в укреплении финансовой базы королевской власти. Они контролировали сбор налогов, пошлин, штрафов и следили за их своевременным поступлением в королевскую казну.

Важным источником доходов казны была чеканка королевской монеты, взимание королевского налога (королевской тальи), торговых пошлин и судебных штрафов в пределах домена. Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, король нередко через сенешалов и бальи требовал от крестьян, священников и нотаблей (знати) специальных денежных взносов или пожертвований.

Реформы Людовика IX. Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226-1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король в меньшой степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.

Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

При Людовике IX из королевской курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган — парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов — выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать.

Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII в. Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

studfiles.net

60. Сеньориальная монархия во Франции.

В IX-XII вв. королевская власть утратила былое значение, т.е. король – первый среди равных. Власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными вассалами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным змлевладельцам(герцогам Бургундии и Нормандии, графам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.) такая форма феодального гос-ва может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть разделена м/у королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отнош-ми. Становление С. Монархии (IX-XI вв.)—это упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения.

В IX-X вв., когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов с соблюдением династического принципа. При первых Капетингах выборность сохраняется, но будущий преемник избирается при жизни правящего короля.

В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству. Сперва функции королевской власти были очень огромны, но у короля сохраняются традиционные привилегии: считался главой фран. войска, законодательствовал, осуществлял суд, но при первых Капетингах королевское законодательство практически прекратилось. На короля возлагались обязанности защиты королевства и церкви, поддержания мира в стране, но не было реальной власти для ее осуществления. Судебная власть король имел только в пределах своего домена. В условиях феодальной раздробленности и длительного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифферинцированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управлением, основанная на вассальных отнош-ях. Сохранился королевский двор, состоявший из знатных феодалов и дворцовых слуг(министериалов). Главная роль в королевской администрации играл сенешал, который был главой королевского двора, командовал армией, подписывал гос-е документы. Должность сенешала находилась в руках знатной феодальной семьи. Вскоре приобрела больший вес и Филлип II её упразднил. В военных делах за ним следовал коннетабль—глава королевской конницы, его помощник-маршал, а с XIII в.-королевский адмирал. Королевский казначей с помощниклм камергером ведал гос-ми архивами и королевской казной, но в XIII в. его функции сократились. Королевской канцелярией руководил канцлер, влияние кот-го на гос-е дела было так велико, что до 1315г. этот пост не замещался. Министрелы сперва были выходцами из светских феодалов королевского домена и священников.

В XIII в. сюда чаще привлекаются представители городов, мелкие и средние феодалы, легисты. Собрание королевских вассалов—это курии короля(возникли в эпоху Каролингов). Сперва почти не имела значения, т.к. пэры и др. вассалы не являлись на ее заседания(участвовали вассалы короля, обсуждение политических, экономических, финанансовых вопросов).

C XIII в. на ее заседания стали приглашать легистов. Органы местного королевского самоуправления создавались лишь в домене короля, в крупных сеньориях-своя система местного самоуправления

Сер. XI в.-король вводит должность прево в специальные округа (превотства). Их помощники в деревнях-сержанты, в городах-майоры. Занимался сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела.

С к. XII в. возникают более крупные административные единицы-бальяжи. Обычно объединяли несколько превотств. Во главе бальяжа — назначенные королем специальные чиновники-бальи(мелкие феодалы). Осуществовал контроль над прево, следил за исполнением королевских законов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования. В основном, сенешальства создавались на пограничных территориях и были более независимы от королевской власти. Б-и и Сенешалы в XIII в. осущестовали правосудие от имени короля, рассматривали серьезные уголовные дела, споры, затрагивающие интересы феодалов, принимали аппеляции на приговоры прево, но потом стали пересматривать решения и сеньориальных судов. Прево, бальи и сенешалы контролировали сбор налогов, пошлин, штрафов. Важный источник доходов казны—чеканка королевской монеты(королевские тальи), торговые пошлины и судные штрафы в пределах домена.

Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформыы Людовика IX(1226-1270)—военные: создание городской милиции, отрядов наемниковкороль стал меньше зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооружённые силы в борьбе с непокорными вассалами. Чтобы обуздать феодальную междоусобицу, запретил частые войны в королевском домене. На остальной территории вводились 40 дней короля: в течение этого срока феодал не могли начинать военные действия, с тем, чтобы любая из сторон могла перенести спор в суд короля. Из королевской курии начинают выделяться спец. ведомства. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле; счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260г. на базе королевской курии создан парламент(собирался на сессии 4 раза в год и стал высшим судом во Ф., состоял из назначенных королём духовников, рыцарей, легистов—выпускников юр. фак-тов университетов, поддерживавших гос-ю власть). Сперва король участвовал в заседаниях парламента, но позже–нет. Ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег др. феодалов. Королевская монета постепенно вытесняла местные, а королевская казна получила новый источник доходов. Создана система спец. инспекторов, наблюдавших за верностью королю бальи и сеньора, рассматривали жалобы на их действия. Эти реформы способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля.

studfiles.net

28. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

Название «Франция» появилось в 10 веке, а раньше это было Западно-Франкское королевство. Сеньориальная монархия -9-13 века. На 9-11 века приходится заключительный этап процесса феодализации:

  • Вся земля становится монопольной собственностью феодалов, крестьяне лишь владеют и пользуются небольшими участками господской земли.

  • Все крестьяне так или иначе зависят от сеньора (личная зависимость, поземельная (имущественная) зависимость). Положение крестьянина определялось несколькими факторами:

  1. размером, состоянием и юридическим статусом его земли

  2. происхождением крестьянина

  3. формой зависимости, связывающая с господином договорными обязательствами, местными обычаями и т.д.

Было 2 основных категории крестьян:

1. Вилланы. Зависимость их выражалась в судебном подчинении господину и выполнению в его пользу повинностей, обременяющих наследственный земельный надел -> поземельная зависимость. Повинности: шампар (обязанность отдавать часть урожая сеньору), ценз (взнос денег либо продуктов за пользование землей), десятина в пользу церкви, а иногда талья, т.е. подоходное обложение. С согласия господина виллан мог продать свой участок другому крестьянину, на которого переходили все повинности. Кроме того, крестьяне платят ФЕЛЬЕФ как все свободные жители.

2. Сервы. Находились в личной зависимости от сеньора, но они не крепостные, т.к. общегосударственного сыска беглых не существовало. Среди повинностей серва выделялись: шеваж (подушная подать), талья, формарьяж (уплата штрафа за брак с лицом, не подчиненным этому господину), менморт (право мертвой руки — посмертный побор с наследников умершего серва).

Все крестьяне были обязаны соблюдать БАНАЛИТЕТЫ, т.е. молоть зерно на господской мельнице, давить вино на господской винодельне, торговать на господском рынке и т.д. Сеньоры имели монополию на это -> за пользование/непользование этим взималась плата.

Феодалы

Были объединены в своеобразную военную и политическую организацию, построенную на началах иерархического принципа. От нижних слоев однощитных рыцарей без вассалов через 3-4 промежуточные ступени более богатых феодалов (бароны, виконты) к властителям значительных территорий герцогам, графам. Отношение сюзеренитета-вассалитета оформлялись с помощью 2 обрядов:

  1. Оммаж (клятва верности сеньору)

  2. Инвестура (официальное введение вассла во владение землей)

Земли крупных феодалов состояли из 2 частей: 1 часть это его непосредственная собственность (домен), 2 часть -земли, розданные сеньором в виде феодов своим вассалам. Сеньор оставался по отношению к этим землям верховным собственником.

Обязанности вассала к сеньору:

  1. Ежегодная военная служба в течение 40 дней.

  2. Участие в суде и совете сеньора.

  3. Денежная помощь, когда сеньор попал в плен и за него надо платить выкуп, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын.

Вассальные отношения со временем стали потомственными и могли быть разорванными при наличии определенных обстоятельств (вассал пошел войной на сеньора). Во всех случаях разрыва вассальных отношений требовалось судебное разбирательство (суд равных — вассалы данного сеньора устанавливают вину вассала (сеньора)). Французское королевство состояло из огромного множества феодальных владений, фактически бывших независимыми государствами.

Королевская власть была слаба, т.к. :

  1. Ограниченные материальные возможности правящей королевской династии(домен — это небольшая и почти не растущая территория до 12 в. Между Парижем и Орлеаном).

  2. Компактная структура владений крупных феодалов, создающая благоприятные условия для их политической автономии.

  3. Специфика отношений вассалитета позволяла королю рассчитывать на помощь лишь непосредственных вассалов.

  4. Отсутствует дополнительный резерв в виде свободного крестьянства, который могла мы использовать монархия.

  5. Выборный характер королевской власти. На основании предварительного соглашения магнатов архиепископ Реймский «избирал» короля, а народ, наполнявший сбор, выражал свое согласие криками.

  6. Своеобразие экономического и политического развития Юга и Севера страны усиленное наличием 2х народностей.

Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с непокорными вассалами. Даже частью Парижа владел епископ. Хотя власть короля была выборной, при этом соблюдался династический принцип: королей выбирали из династий (вначале из Каралингов, а с 987 г. из династии Капитингов). Они жили долго и заблаговременно короновали их, делая соправителями. Институт соправительства усиливал наследственный престол и способствовал выработке династической политики. Наследник престола, будучи соправителем отца, придерживался его политики. С 12 в. Утверждается порядок передачи трона по наследству.

Общегосударственными делами ведала курья, состоящая из коронных вассалов. Она поддерживала мир, внешнюю политику короля, творила суд. Делами домениального управления ведал королевский двор, состоящий из дворцовых слуг (министерналов) и служащих. До конца 12 в. главную роль в королевской администрации играл СЕНЕШАЛ, т.е. глава королевского дворца, который командовал армией, подписывал королевские документы. Канцлер руководил королевской канцелярией. Коннетабль — командир конного рыцарского ополчения.

Территория домена делилась ПРЕВОТАЖИ, во главе с ПРЕВО (управляющим этого округа). У них были финансовые, судебные, административные и военные функции. С расширением территории королевского домена появляются более крупные единицы — БАЛЬЯЖИ во главе с БАЛЬЕ. Они осуществляли контроль над подвластными им прево, следили за исполнением королевских актов, организовывали воинские формирования.

С XI1 в. королевская власть постепенно усиливается. В этом ей помогает центральный и местный государственный аппарат, церковь. Она давала королю деньги, снабжала его просвещенными советниками, посылала в королевское войско своих рыцарей.

Даже крупные феодалы нуждались в королевской власти:

  • Как в верховном предводителе при обороне их владений от внешних завоевателей. Герцоги и графы приносили присягу королю, его власть по форме признавалась источником всякой иной власти в государстве. Французская нация сохранила привычку считать королем лицо, которое было короновано в Рейнсе.

Важную роль в объединении государства сыграл династический принцип: вокруг одной династии по кусочкам собиралась страна. Важную роль в усилении королевской власти сыграл и субъективный фактор — правление выдающихся королей, особенно Людовига IX, который в 13 веке провел важные реформы:

1. Военная реформа

Запретила частные войны между феодалами в королевском домене и ограничивала войны для всех других феодалов Франции. Были установлены «40 дней короля», в течение которых нельзя было начинать военные действия, с тем, чтобы любая из сторон для предотвращения конфликта могла обратиться к суду короля. Она предусматривала также создание городской милиции, отрядов наемников, в результате чего король стал меньше зависеть от феодального ополчения. Он более эффективно использовал их в борьбе против непокорных феодалов.

2. Судебная реформа

Заключалась в образовании особого судебного собрания Парламента, которому передали рассмотрения крупных споров между феодалами, уголовных и политических преступлений, совершенных феодальной властью.

3. Монетная реформа

В пределах королевского домена была введена обязательная для приема полновесная золотая монета и запрещена чеканка монеты отдельными феодалами. Благодаря своим лучшим качествам королевская монета постепенно вытеснила остальные монеты из других феодальных владений (около 40 видов).

studfiles.net

Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

Поделись с друзьями

Название «Франция» появилось в 10 веке, а раньше это было Западно-Франкское королевство. Сеньориальная монархия -9-13 века. На 9-11 века приходится заключительный этап процесса феодализации:

• Вся земля становится монопольной собственностью феодалов, крестьяне лишь владеют и пользуются
небольшими участками господской земли.

•         Все крестьяне так или иначе зависят от сеньора (личная зависимость, поземельная (имущественная) зависимость). Положение крестьянина определялось несколькими факторами:

1.               размером, состоянием и юридическим статусом его земли

2.               происхождением крестьянина

3.               формой зависимости, связывающая с господином договорными обязательствами, местными обычаями и т.д.

Было 2 основных категории крестьян:

1.   Вилланы. Зависимость их выражалась в судебном подчинении господину и выполнению в его пользу повинностей, обременяющих наследственный земельный надел -> поземельная зависимость.
Повинности: шампар (обязанность отдавать часть урожая сеньору), ценз (взнос денег либо продуктов за пользование землей), десятина в пользу церкви, а иногда талья, т.е. подоходное обложение. С согласия господина виллан мог продать свой участок другому крестьянину, на которого переходили все повинности. Кроме того, крестьяне платят ФЕЛЬЕФ как все свободные жители.

2.   Сервы. Находились в личной зависимости от сеньора, но они не крепостные, т.к. общегосударственного сыска беглых не существовало. Среди повинностей серва выделялись: шеваж (подушная подать), талья, формарьяж (уплата штрафа за брак с лицом, не подчиненным этому господину), менморт (право мертвой руки — посмертный побор с наследников умершего серва).

Все крестьяне были обязаны соблюдать БАНАЛИТЕТЫ, т.е. молоть зерно на господской мельнице, давить вино на господской винодельне, торговать на господском рынке и т.д. Сеньоры имели монополию на это -> за пользование/непользование этим взималась плата.

Феодалы

Были объединены в своеобразную военную и политическую организацию, построенную на началах иерархического принципа. От нижних слоев однощитных рыцарей без вассалов через 3-4 промежуточные ступени более богатых феодалов (бароны, виконты) к властителям значительных территорий герцогам, графам. Отношение сюзеренитета-вассалитета оформлялись с помощью 2 обрядов:

1.               Оммаж (клятва верности сеньору)

2.               Инвестура (официальное введение вассла во владение землей)

Земли крупных феодалов состояли из 2 частей: 1 часть это его непосредственная собственность (домен), 2 часть -земли, розданные сеньором в виде феодов своим вассалам. Сеньор оставался по отношению к этим землям верховным собственником.

Обязанности вассала к сеньору:

1.                Ежегодная военная служба в течение 40 дней.

2.                Участие в суде и совете сеньора.

3.                Денежная помощь, когда сеньор попал в плен и за него надо платить выкуп, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын.

Вассальные отношения со временем стали потомственными и могли быть разорванными при наличии определенных обстоятельств (вассал пошел войной на сеньора). Во всех случаях разрыва вассальных отношений требовалось судебное разбирательство (суд равных — вассалы данного сеньора устанавливают вину вассала (сеньора)). Французское королевство состояло из огромного множества феодальных владений, фактически бывших независимыми государствами.

Королевская власть была слаба, т.к. :

1.                Ограниченные материальные возможности правящей королевской династии(домен — это небольшая и почти не растущая территория до 12 в. Между Парижем и Орлеаном).

2.                Компактная структура владений крупных феодалов, создающая благоприятные условия для их политической автономии.

3.                Специфика отношений вассалитета позволяла королю рассчитывать на помощь лишь непосредственных вассалов.

4.                Отсутствует дополнительный резерв в виде свободного крестьянства, который могла мы использовать
монархия.

5.                Выборный характер королевской власти. На основании предварительного соглашения магнатов архиепископ Реймский «избирал» короля, а народ, наполнявший сбор, выражал свое согласие криками.

6.                Своеобразие экономического и политического развития Юга и Севера страны усиленное наличием 2х народностей.

Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести борьбу с непокорными вассалами. Даже частью Парижа владел епископ. Хотя власть короля была выборной, при этом соблюдался династический принцип: королей выбирали из династий (вначале из Каралингов, а с 987 г. из династии Капитингов). Они жили долго и заблаговременно короновали их, делая соправителями. Институт соправительства усиливал наследственный престол и способствовал выработке династической политики. Наследник престола, будучи соправителем отца, придерживался его политики. С 12 в. Утверждается порядок передачи трона по наследству.

Общегосударственными делами ведала курья, состоящая из коронных вассалов. Она поддерживала мир, внешнюю политику короля, творила суд. Делами домениального управления ведал королевский двор, состоящий из дворцовых слуг (министерналов) и служащих. До конца 12 в. главную роль в королевской администрации играл СЕНЕШАЛ, т.е. глава королевского дворца, который командовал армией, подписывал королевские документы. Канцлер руководил королевской канцелярией. Коннетабль — командир конного рыцарского ополчения.

Территория домена делилась ПРЕВОТАЖИ, во главе с ПРЕВО (управляющим этого округа). У них были финансовые, судебные, административные и военные функции. С расширением территории королевского домена появляются более крупные единицы — БАЛЬЯЖИ во главе с БАЛЬЕ. Они осуществляли контроль над подвластными им прево, следили за исполнением королевских актов, организовывали воинские формирования.

С XI1 в. королевская власть постепенно усиливается. В этом ей помогает центральный и местный государственный аппарат, церковь. Она давала королю деньги, снабжала его просвещенными советниками, посылала в королевское войско своих рыцарей.

Даже крупные феодалы нуждались в королевской власти:

•         Как в верховном арбитре для улаживания конфликтов между ними

•         Как в верховном предводителе при обороне их владений от внешних завоевателей. Герцоги и графы приносили присягу королю, его власть по форме признавалась источником всякой иной власти в государстве. Французская нация сохранила привычку считать королем лицо, которое было короновано в Рейнсе.

Важную роль в объединении государства сыграл династический принцип: вокруг одной династии по кусочкам собиралась страна. Важную роль в усилении королевской власти сыграл и субъективный фактор — правление выдающихся королей, особенно Людовига IX, который в 13 веке провел важные реформы:

1. Военная реформа

Запретила частные войны между феодалами в королевском домене и ограничивала войны для всех других феодалов Франции. Были установлены «40 дней короля», в течение которых нельзя было начинать военные действия, с тем, чтобы любая из сторон для предотвращения конфликта могла обратиться к суду короля. Она предусматривала также создание городской милиции, отрядов наемников, в результате чего король стал меньше зависеть от феодального ополчения. Он более эффективно использовал их в борьбе против непокорных феодалов.

2. Судебная реформа

Заключалась в образовании особого судебного собрания Парламента, которому передали рассмотрения крупных споров между феодалами, уголовных и политических преступлений, совершенных феодальной властью.

3. Монетная реформа

В пределах королевского домена была введена обязательная для приема полновесная золотая монета и запрещена чеканка монеты отдельными феодалами. Благодаря своим лучшим качествам королевская монета постепенно вытеснила остальные монеты из других феодальных владений (около 40 видов).

students-library.com

0 comments on “Общественный строй сеньориальной монархии во франции – — ( .., 2002)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.