Многозначность понятия культура – Многозначность понятия «культура»

Многозначность понятия «культура»


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 13Следующая ⇒

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых, что говорит о его многозначности. Существует огромное количество явлений человеческого бытия, объединяемых общим явлением культура.

Сегодня понятие «культура» многозначно и размыто и применяется в различных отношениях.

Еще в 60-е гг. XX века А. Кребер и К. Клакхон давали 237 определений. Но в 90-е годы эти подсчеты устарели, появилось огромное количество новых определений.

Чтобы лучше понять, что такое культура, обратимся к историческим корням этого понятия.

Термин «культура» – от лат. cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», прежде всего разведение растений или животных, уход за ними. Термин «культура» уже в римской античности приобрел переносное значение – воспитанность наставником.

Некоторые из определений слова «культура» в XX в.:

– И. Хейзинга (1872–1945) – немецкий культуролог и писатель. Называл культурой процесс приобщения человека к социуму, осуществляющийся в обществе вследствие «усвоения и применения» опыта, традиций, благодаря просвещению, и даже отождествлял культуру с просвещением;

– одно из первых антропологических определений культуры – определение Э. Тэйлора: культура – это целостный комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и др. способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;

– культура – реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер).

– культура охватывает 4 «общих разряда»: деятельность религиозную, культурную «в тесном значении этого слова» (т. е. научную, художественную и техническую), деятельность политическую и деятельность общественно-экономическую (Н. Я. Данилевский).

Рассмотрим как используется слово «культура» в обиходе (непосредственном общении людей).

Прежде всего, следует отметить, что в этом срезе видения культура предстает как нечто нормативное, образец, на который должны равняться, своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. Культура в данном случае трактуется:

– Как нечто, характеризующее свойства человека в сфере социального поведения. Оно включает в себя тактичность, уважение к другим людям, умение всегда найти меру своего поступка.

– Широко распространено отождествление культуры с образованностью, с содержанием накопленной информации.

– Часто в обиходе слово «культура» применяется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений. В этом ключе и выпускаются книги с наименованиями «культура речи», «культура жилища», «о культуре продажи товаров» и т. п. Истоки употребления здесь слова «культура» также лежат в обыденном сознании.

Теперь перейдем к рассмотрению сущности культуры. Здесь существует 2 ракурса рассмотрения: светский и религиозный. В рамках богословской трактовки термин «культура» восходит к «культу», вере, традициям, высшему смыслу бытия.

Светская культура – это та, которая строится вне и помимо «культа», на основе рационалистического мышления.

 

Основные подходы к понятию «культура»

 

В настоящее время существует до полутора тысяч определений этого понятия, которые рассматривают сущность культуры с разных сторон. Во всех видах определений есть рациональное содержание.

Рассмотрим некоторые из видов определений:

– Антропологические определения рассматривают культуру как совокупность всего того, что производит человек, продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе.

– Аксиологический (ценностный) подход в определении культуры заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей (к «категории»), как сложная иерархия идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма.

– В деятельностной концепции культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности, воплощающим родовой способ бытия человека в мире.

– При семиотическом подходе культура рассматривается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через, так называемый, социокод как закрепленную в системе знаков совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование
(М. Петров).

– В игровой концепции основными являются представления об определяющей роли игры как источника культуры (Й. Хейзинга).

В общем виде выделяют три подхода в определении культуры – антропологический, социологический и философский.

Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода – не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть.

Суть антропологического подхода, как было показано выше, –
в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры. Можно предложить классификацию этих определений, в основе которой лежит анализ определений культуры, данный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов:

– описательные определения, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры;

– исторические определения, выделяющие процессы социального наследования и традиции;

– нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества;

– психологические определения, делающие упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики;

– структурные определения, акцентирующие внимание на структурной организации культуры;

– генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества.

 

Функции культуры

 

Культура имеет огромное значение в жизни общества и человека, выполняет разнообразные функции.

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществам людей.

Адаптивная означает то, что культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Адаптация в культуре призвана гуманизировать отношения в обществе. Она способствует также интериоризации (формированию внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности).

– Функция социализации обеспечивает включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения.

– Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друг с другом.

– Близка предыдущей информативная функция, связанная с накоплением и трансляцией социального опыта. Речь идет о трансляции по разным адресам: от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому.

– Познавательная (гносеологическая) функция определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества.

– Интегративная функция проявляется в том, что культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.

– Аксиологическая функция культуры означает, что в культуре создаются, накапливаются и хранятся культурные ценности (греч. axios – ценный).

– Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.

– Преобразовательная функция культуры реализует одну из фундаментальных потребностей человека – освоение и преобразование окружающей действительности.

– Стабилизирующая функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной.

– С учетом фактора времени важнейшая функция культуры – историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение.

– Синтезирующая функция культуры – человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.

 

Культура и цивилизация

 

Культуру часто отождествляют с цивилизацией. Цивилизация – от лат. civilis – гражданский, государственный.

К сожалению, не вполне ясно, кто первым упомянул это понятие.

Французский историк Л. Февр отмечает, что только в 1766 г. мы обнаруживаем это понятие, рассматриваемое в печатном издании в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766 г.) французского инженера Буланже.

Однако авторство П. А. Гольбаха в отношении понятия «цивилизация» кажется Февру более вероятным, т. к., именно Гольбах неоднократно применял понятия и термины «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» в своих работах.

По мнению других авторов, например, швейцарского историка культуры Жана Старобинского авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» (1757 г.).

Адам Фергюсон, который подразумевал под этим термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Периодизация истории человечества, предложенная Фергюсоном в 1767 году, – дикость – варварство – цивилизация, – продолжала пользоваться большой популярностью на протяжении почти всего XIX в.

В целом, можно сказать, что в XVIII в. понятие «цивилизация» применялось (в том числе, у французских просветителей) для обозначения общества, основанного на началах Разума, Справедливости, Закона.

Мы видим, что с конца XVIII в. термин «цивилизация» практически выступает как синоним культуры: цивилизация воплощает целостность всех культур, их единство, противостоящее варварству, выступает воплощением единства и идеалом прогресса человечества. Однако, в это же время, формируются и иные, менее широкие представления о цивилизации – она рассматривается как материальная культура, как сфера вещей и услуг, тогда как за собственно культурой закрепляется лишь духовное творчество. На рубеже XIX–XX вв. такое «разделение» этих понятий усиливается до противопоставления –

О. Шпенглер, М. Вебер, Н. Бердяев, Г. Маркузе,по сути, характеризуют цивилизацию как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, денег, материальных потребностей и упадком нравственности, духовности.

Однозначного определения термина «цивилизация» не существует. В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом.

Если цивилизацию трактуют как определенную историческую ста­дию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, ин­формационную цивилизации.

В локально-историческом смысле цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками, (например, античная, арабская, китайская, египетская цивилизация и др.). Последняя точка зрения разработана такими исследователями как Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

К середине XIX в. в философии истории и культуры обозначилась новая познавательная ситуация. Именно она и привела к формированию самостоятельной области знания – типологических исследований культуры. Возникновению этой ситуации способствовали открытия в археологии, этнографии, антропологии, языкознании и в других конкретных гуманитарных науках, которые совершались как в историческом времени (например, открытие Г. Шлиманом Трои), так и в недоступных раньше пространствах, где путешественники-ученые находили «затерянные миры».

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Подходы к определению культуры. Многозначность понятия культуры — Мегаобучалка

Культурология как область гуманитарного знания, ее предмет и задачи. Проблема научного статуса и методологии культурологических исследований.

Культурология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Культурология – это основанная на философском понимании сущности культуры учебная дисциплина, формирующая основы представления о том, что такое культура, в чем своеобразие культурно-исторического развития общества и человека.

Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры.

Законы развития культуры

Закон единства и многообразия культуры

Закон преемственности в развитии культуры

Закон прерывности и непрерывности

Закон взаимодействия культур

Принципы изучения культуры: культурно-исторический подход плюс принцип целостности. Культурология разделяется поэтому на два больших блока: теорию культуры и историю культуры. В целом это дает возможность создания образа каждой эпохи, картины мира, проникновение в мир сознания и самосознания человека того времени.

Культурология как гуманитарная наука опирается на метод индивидуализации, она изучает не только общее, но и индивидуальное, неповторимое, особенное. Если науки о природе (естественные) пытаются выделить в качестве своего объекта мир как таковой, природу в ее собственных закономерностях, то культурология изучает мир человека, она включает познающего и осваивающего мир субъекта в предмет своего изучения. Если критерием истины для естественных наук становятся точность, однозначная определенность и подтвержденность практикой, то для культурологии критерий истины – глубина, умение проникнуть в суть сложных и противоречивых явлений.

Результатом познания для естественных наук становятся знания, факты, а культурология дает вариативную, гибкую интерпретацию событий и явлений, ориентируясь на поиск смысла, на понимание.



Методы изучения культуры:

Диахронический (факты в их хронологической последовательности)

Синхронический (сопоставление культур)

Сравнительно-исторический

Структурно-функциональный

Типологический

Культурология опирается на философию, философское представление о сущности культуры. Теория культуры – важнейшая составная часть философского знания. Концепция культуры основывается также на данных психологии, социологии, истории. Теоретическое знание, понятия и проблемы, рассматриваемые в рамках теории культуры, становятся ключом к историко-культурному анализу. Они помогают увидеть в многообразии подробностей, связанных с историческим развитием отдельных областей культуры (науки, экономики, политики, права, религии, морали, педагогики, искусства), типологические особенности, смысловые доминанты, закономерности, свойственные важнейшим этапам историко-культурного процесса. Культурология, таким образом, тесно связана с основными гуманитарными науками.

Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие

- анализ культуры как системы культурных феноменов

- исследование ментального содержания культуры

- выявление типов связей между элементами культуры

- исследование типологии культур и культурных единиц

- разрешение проблем социокультурной динамики

- исследование культурных кодов и коммуникаций

 

Подходы к определению культуры. Многозначность понятия культуры.

В современной культурологии, по А.И.Кравченко, существуют два основных подхода к описанию понятия «культура»: научный (специализированный) и повседневный (обыденный).

Обыденный уровень в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи ).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.)

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).

 

В научном мире понятие, категорию и термин "культура" анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение. Западные ученые начали первыми поиски в этом направлении. И самое первое определение термину дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832—1917): «Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества».

 

По утверждению теоретика культуры Л.Е.Кертмана существует свыше 400 определений культуры, и по его мнению есть три основных подхода к определению культуры: антропологический, социологический и философский.

 

Суть антропологического подхода — в признании ценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур.

Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества

Философский подход стремится выявить определенные закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В рамках этого подхода не просто дается описание или перечисление явлений культуры, но идет проникновение в их сущность

Г. Беккер: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации»).

Развернутая классификация, в основе которой лежит самый первый анализ определений культуры, проделанный А. Крёбером и К. Клакхоном

А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э.Тейлор.

В. Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э.Сепиром: культура - это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни"

С. Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом Вторая группа - определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях.

D. Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде , либо на процесс научения , либо на формирование привычек

D-I. "Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству" (социологи У.Самнер и А.Келлер)

D-II. "Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей" (антрополог Р.Бенедикт) .

D-III. "Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов" (социолог К.Янг). "Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации" (психоаналитик Г.Рохайм) .

Е. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р.Линтоном: "а)..-Культуры -это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".

F. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:

F-I, в которых культура рассматривается как продукт или

F-2, в которых упор делается на идеях

F-III, в которых подчеркивается роль символов

F-IV, в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура

 

megaobuchalka.ru

Многозначность понятия "культура" - реферат

Описание.

1. Понятие культуры
2. Культура в формировании личности человека
3. Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих возможностей
4. Различия и сходства культур
5. Элементы культуры
6. Язык как основа культуры
7. Формы культур

Выдержка из работы.

                           Многозначность понятия культуры 
 
 

Содержание : 

 

1.   Понятие   культуры. 

2.   Культура  в  формировании   личности  человека. 

3.   Культура   как  фактор,   регулирующий   условия  проявления       человеческих              возможностей. 

4.   Различия   и  сходства  культур. 

5.   Элементы   культуры. 

6.   Язык  как  основа  культуры. 

7.   Формы   культур. 
 
 

1.  Понятие  культуры.  

    Слово  “культура” происходит от латинского  слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur  означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни  можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества,  передавать от поколения к поколению и составляют культуру.   Исходной  формой и первоисточником развития культуры  является человеческий  труд, способы его осуществления и результаты. 

    Культура  являет собой  совокупность  всех тех духовных достижений  человечества,  которые, даже возникнув  как индивидуально-субъективные и исторически конкретные,  с течением  истории  получили статус  общественно-объективных и как бы над временных  духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную  традицию. 

    Культура  охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. 

    К  материальной культуре относятся,  прежде всего,  средства  производства  и предметы труда. Материальная  культура -  показатель уровня  практического овладения  человеком  природой.  К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт,  уровень образования,  состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества,  уровень развития потребностей  и  интересов людей.  Духовная культура отлагается в «вещной»  форме.  Все это живет и сотрудничает с современным  поколением и является культурой только в отношении  с живым  разумом. 

    Перед  человеком – целый океан   культурных ценностей, созданных   всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности. 

    

  

2.  Культура  в формировании личности человека. 

  Усвоение  культуры  осуществляется  с помощью  научения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. 

    Культура  формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. 

    О  том, насколько важна культура  для функционирования индивида  и общества, можно судить по  поведению людей, не охваченных  социализацией. Неконтролируемое, или  инфантильное, поведение так называемых  детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. 

  

3. Культура как  фактор,  регулирующий  условия  проявления   человеческих  возможностей. 

  Если культура  регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры, управлять человеческим поведением, ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг. 

    Факторы  окружающей среды также ограничивают  воздействие культуры. Например, засуха  или извержения вулкана могут  нарушить сложившийся способ  земледелия. Факторы окружающей  среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. 

    С  другой стороны поддержание устойчивого  общественного порядка способствует  увеличению влияния культуры. Само  выживание общества диктует необходимость  осуждения таких поступков, как  убийство, воровство и поджог. Если  бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.   

    Другая  важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.                       

    Каждое  общество осуществило свой отбор  культурных форм. Каждое общество  с точки зрения другого пренебрегает  главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. 

  

4.  Различия  и  сходства культур. 

 Так как  культурные ценности формируются  на основе опыта людей и   отбора видов их поведения,  то прошлые и нынешние культуры  различны. В некоторых обществах  считали войну самой благородной  деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Существует великое множество различий между культурами. 

    Даже  беглое соприкосновение с двумя  или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии. 

    Социологи  выделяют более 60 культурных универсалий.  К ним относятся спорт, украшение  тела, совместный труд, танцы, образование,  похоронные ритуалы, обычай дарить  подарки, гостеприимство, запреты  кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду. 

    Однако, для разных культур могут быть  характерно разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая  Среда является одним из факторов, вызывающие эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре. 

    Почему  существуют культурные универсалии?  Некоторые антропологи считают,  что они формируются на основе  биологических факторов. К ним  относятся наличие двух полов;  беспомощность младенцев; потребность  в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них  не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты. 

    В  обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется  этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить “варваров” в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. 

    Этноцентризмом  отмечена деятельность первых  антропологов. Они были склонны  сравнивать все культуры со  своей, которую считали самой  передовой. По мнению американского социолога У. Г. Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом.  В своей книге Самнер утверждает, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи. 

    Культурный  релятивизм способствует пониманию  тонких различий между близкими  культурами. Например, в Германии  двери в учреждении всегда  плотно закрыты, чтобы разъединить  людей. Немцы считают, что иначе  служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца. 

  

5.  Элементы  культуры. 

 Культура  —  цемент здания общественной  жизни. И не только потому, что  она передается от одного человека  к другому в процессе социализации  и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует  у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. 

    Культура  не только укрепляет солидарность  между людьми, но и является  причиной конфликтов внутри групп  и между ними. Это можно проиллюстрировать  на примере языка, главного  элемента культуры. С одной стороны,  возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой  -  общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании      представители различных общественных классов  употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,   некоторые группы     употребляют  

“ более правильный”  английский, чем другие. В Америке  имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами. 

    По  мнению антропологов, культура состоит  из четырех элементов. 

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становиться возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по- разному.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    В  языке жителей Тробриандских  островов одно слово обозначает  шесть различных родственников:  отца, брата отца, сына сестры  отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына  сына брата отца отца  и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников. 

    Это  различие между двумя языками  объясняется тем, что для жителей  Тробриандских островов необходимо  слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников. 

    Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.  

2. Отношения.  Культуры не только выделяют  те или иные части мира с  помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны  между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. 

    Каждая  культура формирует определенные  представления о взаимосвязях  между понятиями, относящимися  к сфере реального мира и  к сфере сверхъестественного.  

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения  относительно целей, к которым  человек должен стремиться. Они  составляют основу нравственных  принципов. 

    Разные  культуры могут отдавать предпочтение  разным ценностям (героизму на  поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. 

4. Правила. Эти  элементы (в том числе и нормы)  регулируют поведение людей   в соответствии с ценностями  определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу с взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности. 

dipland.ru

Полисемантичность(многозначность) понятия «культура».

Полисемантичность(многозначность) понятия «культура».

Что такое культура,когда возникла,что означает,слова синонимы,когда активизировалось,значения слова и как оно употребляется ныне.Почему нет однозначного значения.

Изначально относилось к с-х деятельности.Возделывание обработка.Культура,как способ возспитания,совершенствование души.

В атичном мире было масса понятий,кот. Заменяло «культуру» - колокогатия,поэтерия(сочетание умственного и физического труда),органистика (соревновательность).Но само слово культура не употреблялось.

В римской империи в сельск.хоз.значении.

Вторым по значению определением культуры слово культура употреблялось в юридической науке.»культура юрис»,но в прямом значении это понятии не употреблялось.

Цивилизация и варварство(антонимы)

В эпоху средневековья. «культ» - служение. Умение служить,умение угождать.

хорошо представлена.Все друг другу служили.Нуждались в покровительстве.

Учебник КАРМИНА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ, СОЛОНИН И КАГАН «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» 2008. Кармин «Культурология»

Понятие культуры.

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным” . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.

Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.

К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура - показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в “вещной” форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.

Перед человеком – целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.

 

Структура культуры: культура как система.

 

Структура(определение)- наличие устойчивых связей. Система – комплекс элементов.

Всё,Что есть в мире,всё можно назвать культурным феноменом.Культ. может появляться со знаком плюс и со знаком мире.с одной стороны положительное влияние,с другой стороны…… Театры,кино и т.д.с другой стороны: лагеря,оружие и т.д. Система поощрений – явление культуры и система наказаний – тоже явление культуры.Система казней(за всю свою историю сколько их изобрели)Но это тоже культура!

Культура однородна,гомогенна.Культуру можно представить как систему , относять к ней как к обстракции.Смотря на неё обстрактно,можно увидеть многообразие её.

Много типов: духовная,интерактивная,материальная и т.д.С абстрактой точки зрения.

Культура относится к открытым системам(закрытого и открытого типа).Вязанка дров, с вязка карандашей (закрытого типа) Потому что если что-то добавить или убрать,то качественных изменений никаких не возникнет.Качетвенные системы допускают это изменение.Преобразуются.Культура – открытая система,самоорганизующая система.Культура способна к саморазвитию.(с синергетической точки зрения).

Вступает во взаимосвязь с другими элементами,если что-то уходит,что-то изменяется.Само культура поддерживается и продолжает существовать.

 

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования,

- науку,

- искусство,

- литературу,

- мифологию, нравственность,

- политику,

- право,

- религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

- мировая и национальная культура,

- классовая,

- городская и сельская,

- профессиональная и др,

- духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

 

Россия и тип её культуры.

(в учебнике)ПОЛЕЭТНИЧЕКИЙ ТИП.СОВМЕЩАЕТ ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ ТРАДИЦИИ.

Россия и тип её культуры.

Большое влияние на характер русской культуры оказал природный фактор, особенности природы России. Суровый климат русской равнины, степи и реки, бескрайние просторы - все это формировало основы отечественной культуры:Россия — страна, лежащая на стыке Запада и Востока.есомненно, географическое положение России, родившейся в Восточной Европе и охватившей просторы слабозаселенной Северной Азии, наложило особый отпечаток на ее культуру.Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Приняв христианство, князь Владимир совершил великий исторический выбор, определивший историческую судьбу Российского государства, да и не только его, а, можно сказать, всей мировой истории.Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории с разнообразным этническим составом населения, держалась на централизованной самодержавной власти, а не на единстве культуры. Это отводило проблему ее культурной интеграции на задний план и определяло особое значение государственности в истории России. Отсюда проистекали как слабость импульсов, побуждавших власть заботиться о развитии культуры, так и особая сила православно-государственного элемента в русском патриотизме.

 

Имперская идеология за пять веков завоевала прочные позиции в русской культуре.Она проникала в умы аристократов и простых крестьян, закрепившись в качестве культурной традиции, которая поддерживала прославление «православия, самодержавия, народности»Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры.

Установки, характерные для русской культуры

Коллективизм

Бескорыстие, духовность, непрактичность

Экстремизм, гиперболизм

Фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости от нее всей жизни граждан

Русский патриотизм

 

Роль и место культурных тренингов в процессе обучения культурной компетентности.

 

Коммуникации.

 

Тема 5. Культура и процессы глобализации в современном мире

Полисемантичность(многозначность) понятия «культура».

Что такое культура,когда возникла,что означает,слова синонимы,когда активизировалось,значения слова и как оно употребляется ныне.Почему нет однозначного значения.

Изначально относилось к с-х деятельности.Возделывание обработка.Культура,как способ возспитания,совершенствование души.

В атичном мире было масса понятий,кот. Заменяло «культуру» - колокогатия,поэтерия(сочетание умственного и физического труда),органистика (соревновательность).Но само слово культура не употреблялось.

В римской империи в сельск.хоз.значении.

Вторым по значению определением культуры слово культура употреблялось в юридической науке.»культура юрис»,но в прямом значении это понятии не употреблялось.

Цивилизация и варварство(антонимы)

В эпоху средневековья. «культ» - служение. Умение служить,умение угождать.

хорошо представлена.Все друг другу служили.Нуждались в покровительстве.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Многообразие и многозначность культуры | Рефераты KM.RU

Содержание :

Глава 1. Понятие культуры.
Глава 2. Культура в формировании личности человека.
Глава 3. Культура как фактор, регулирующий условия
проявления человеческих возможностей.
Глава 4. Различия и сходства культур.
Глава 5. Элементы культуры.
Глава 6. Язык как основа культуры.
Глава 7. Формы культур.

Глава 1. Понятие культуры.

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.
Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы над временных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.
Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.
К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура - показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в "вещной" форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.
Перед человеком – целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.

Глава 2. Культура в формировании личности человека.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей.

Глава 3. Культура как фактор, регулирующий условия проявления
человеческих возможностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры, управлять человеческим поведением, ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

Глава 4. Различия и сходства культур.

Так как культурные ценности формируются на основе опыта людей и отбора видов их поведения, то прошлые и нынешние культуры различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Существует великое множество различий между культурами.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.
Однако, для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты.
В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить “варваров” в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. По мнению американского социолога У. Г. Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. В своей книге Самнер утверждает, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

Глава 5. Элементы культуры.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”, некоторые группы употребляют
“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по- разному.
В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу с взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

Глава 6. Язык как основа культуры.

В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее.
Язык включает правила. Известно, что существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций.
Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта людей. Антрополог Бннджамин Л. Уорф показал, что многие понятия кажутся нам “само собой разумеющимися” только потому, что они укоренились в нашем языке. “Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их именно таким образом. Это соглашение ... закодировано в моделях нашего языка”. Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе языков. Например, цвета и родственные отношения в различных языках обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое полностью отсутствует в другом.
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и понятны им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.
Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной разобщенностью.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами, проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.

Глава 7. Формы культур.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. С другой стороны Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждают, что формирование одной культуры осуществляется на основе единых принципов.
Истина, наверное, где-то посередине. Культуры действительно имеют преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и многообразие, и связанные с ним конфликты.
Можно выделить, по крайней мере, три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики с повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов происходили в результате нарушения единства культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века У. Ф. Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и духовной культурой, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблюдался в до индустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. Согласно исследованиям Б.К. Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной Африки, Маниловский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в различных условиях.
Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре.
Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.
Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены языку. Например, У. Лабов (1970) старался доказать, что употребление нестандартного английского языка, детьми из негритянской гетто, не свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.
Тем не менее, употребление нестандартного английского языка неизбежно вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, главным образом через средства массовой информации. Как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

www.km.ru

12. Культура и цивилизация. Многозначность понятия цивилизация.

Понятие "культура" часто интерпретируется как синоним понятия "цивилизация". При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. Так, знаменитый английский этнограф Э.Тайлор считал, что цивилизация, или культура, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Слово Цивилизация впервые появилось во Франции в середине 19 века. Оно произошло от латинского слова, что означало гражданский, государственный. Цивильным стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке.

Русский философ Н.Я. Данилевский выдвинул идею "культурно-исторических типов" (цивилизаций). Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Каждая цивилизация проходит в своем развитии периоды возмужания, старения и гибели. Данилевский утверждал о существовании множества цивилизаций, которые все вместе выражают бесконечно богатый гений человечества.

Шпенглер говорил, что всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Переход от культуры к цивилизации - это бросок от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических "деяний" к "механической работе".

Культура национальна, цивилизация же интернациональна. Цивилизация- это мировой город. Империализм и социализм - одинаково цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны. Культура органична, цивилизация же механична.

Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться в количествах. Культура аристократична, цивилизация демократична.

Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла.

Н.А.Бердяев критически переосмыслил работу Шпенглера " Закат Европы" в своем сочинении " Смысл истории". Он написал статью "Воля к власти и воля к культуре (1922г.). В ней сделана попытка сопоставления понятий "культуру" и "цивилизация" в духе Шпенглера.

По мнению Н.А.Бердяева, культура всегда бывала великой неудачницей жизни. Именно цивилизация пытается осуществить жизнь. Во всякой культуре, на известной стадии ее развития начинают обнаруживаться начала, которые подрывают духовные основы культуры. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа.

Цивилизация по природе своей технична, в цивилизации всякая идеология, всякая духовная культура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум "просвещения". В цивилизации коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество.

Переход культуры в цивилизацию связан с изменением отношения человека к природе. Все перемены в судьбе человечества связаны с новым отношением человека к природе. Эра цивилизации началась с победного вхождения машин в человеческую жизнь. Жизнь перестает быть органической, теряет связь с ритмом природы. Человек окончательно удаляется от природы в процессе технического овладения природой и организованного властвования над ее силами.

При сопоставлении Культуры и Цивилизации: культура оценивается как сфера высших человеческих действий: духовных, научных и художественных обнаружений человеческой активности. Цивилизация же олицетворяет материальные формы бытия.

studfiles.net

Тема «Многозначность понятия «культура»

1. Причина многообразия подходов к определению культуры.

2. Эволюция представлений о культуре в эпоху Античности, средневековья, Нового времени.

3. Современные подходы к определению понятия.

4. Культура в ее конкретности (история культуры) и культура в ее всеобщности (теория и философия культуры).

 

Вариант 2

Тема «Цивилизация и культура, их соотношение»

1. Понятие цивилизации. Цивилизации в истории человечества. Условия и механизм зарождения цивилизации.

2. «Негативные» концепции цивилизации (О. Шпенглер, Н. Бердяев)

3. Современные концепции цивилизации (А. Тойнби, П. Сорокин, К. Ясперс).

4. Культура и цивилизация: проблемы взаимодействия.

 

Вариант 3

Тема «Культурологические концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского»

1. Культурно-исторические типы Н. Данилевского.

2. Представление о культуре и цивилизации О. Шпенглера. Причины упадка цивилизаций.

3. Эволюция концепции культуры А. Тойнби.

 

Вариант 4

Тема «Преемственность культуры»

1. Понятие мифа. Функции мифов.

2. Ритуалы, обряды, обычаи и традиции в системе культуры.

3. Взаимоотношение традиций и новаций в историческом развитии.

 

Вариант 5

Тема «Идея культуры в эпоху Античности и Средневековья»

1. Понятие пайдейи.

2. Идеи воспитания и политическая оценка культурных феноменов у Сократа и Платона.

3. Развитие христианских взглядов на образованность и культуру .

 

Вариант 6

Тема «Контркультура как понятие»

1. Возникновение понятия «контркультура», его сущность.

2. «Субкультура» и «контркультура», их качественное различие.

3. Представления Ф. Ницше о культуре.

4. Массовая и элитарная культуры.

 

Вариант 7

Тема « Проблемы культуры в трудах просветителей»

1. Возникновение идей Просвещения.

2. Представление о культуре в трудах Дж. Вико.

3. Концепция культуры И. Гердера.

4. Критика культурных основ человеческого общества. Ж.-Ж. Руссо.

 

Вариант 8

Тема « Понятие культуры в постклассической философии конца XIX – нач. XX вв.»

1. Становление «философии жизни». А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

2. Эстетические взгляды Ф. Ницше.

3. Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг).

4. Отличие в психоанализе культуры З. Фрейда и К.-Г.Юнга.

 

Вариант 9

Тема «Культурологические школы XX века»

1. Современная культурная антропология.

2. Структурно-семиотические концепции культуры.

3. Игровые концепции культуры. Й. Хейзинга.

 

Вариант 10

Тема «Русская культурологическая мысль»

1. Славянофилы и западники.

2. Русская религиозная культурология Серебряного века. Н. Бердяев. П. Флоренский. Д. Мережковский.

3. Традиция гуманитарной культурологии в советской России. Л. Выготский, М. Бахтин, А. Лосев, Ю. Лотман.

 

Вариант 11

Тема «Первобытная культура»

1. Первобытная культура как исторически первый тип культуры.

2. Возникновение первобытного искусства, его основные виды.

3. Основные памятники первобытного искусства.

4. Специфика первобытного мышления. Миф и ритуал как способы воспроизводства социального и культурного порядка.

 

Вариант 12

Тема «Система ценностей индо-буддийского типа культуры»

1. Сакральные источники древнеиндийской культуры. Ригведа, Упанишады, Бхагават-Гита.

2. Система варн и каст в индийской культуре.

3. Философские концепции в индийской культуре.

4. Буддизм в Индии.

Вариант 13

Тема «Культура народов Древней Месопотамии»

1. Шумерская культура.

2. Мифология.

3. Вавилоно-ассирийская культура.

4. Монументальные формы архитектуры.

5. Изобразительное искусство.

 

Вариант 14

Тема «Китайская культура как особый тип восточной культуры»

1. Специфика древнекитайской цивилизации.

2. Даосизм и конфуцианство в китайской культуре.

3. Дзен-буддизм как феномен культуры.

4. Открытия и изобретения китайской цивилизации. Живопись, архитектура и литература древних китайцев.

 

Вариант 15




infopedia.su

0 comments on “Многозначность понятия культура – Многозначность понятия «культура»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *