Культура в узком смысле слова это – 2. Ценности и культура

Лекция 10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Лекция 10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры


Определений понятия «культура» в науке более 200. Культура восходит к латинскому cultura, означающему «возделывание», «обработка». Этот термин мы часто употребляем в разных смыслах. Например, античная культура, культура общения, предмет культуры, культурный человек и т.п. Всё многообразие понятий культуры можно выразить в трёх смыслах:
- в широком смысле культура – это комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни; это всё, что создано руками и умом человека. Культура в этом смысле противопоставляется природе. Природа – то, что существует независимо от человека, естественное. Культура – то, что создано человеком. Примеры культуры в этом смысле: античная культура, римская культура, современная культура;
- в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности. В этом смысле понятие "культура" практически совпадает с понятием "искусство". Примеры культуры в узком смысле: культура танца, культура пения народных песен;

- в наиболее узком смысле культура – это совокупность норм, определяющих поведение человека; степень воспитанности человека. Обычно говорят, что если человек хорошо воспитан, то он культурный, обладает культурой.

Поскольку деятельность подразделяется на материальную и духовную, а культура в широком и узком смыслах непосредственно связана с деятельностью, то и культуру можно разделить на материальную и духовную. К материальной относятся предметы быта, средства труда и т.п. К духовной – стихотворения, сказки и т.п. Однако, следует учитывать, что это деление весьма условно. 

Немало таких объектов, которые можно на первый взгляд отнести к объектам и материальной, и духовной культуры. Например, книга. Она материальна. Но книга содержит предмет духовного мира – текст. В данном случае принадлежность к культуре можно определить по тому, какой элемент культурного объекта главный. В книге, безусловно, это текст, а не обложка и листы бумаги. Поэтому книгу рационально понимать как объект духовной культуры.

Функции культуры многообразны и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные функции культуры:

- познавательная – культура помогает изучению общества, народа, страны;
- оценочная – культура помогает оценивать явления действительности, осуществляет дифференциацию (различение) ценностей, обогащает традиции;
- регулятивная – культура формирует нормы, правила, регулирующие поведение человека как члена общества;
- информативная – культура передаёт знания, ценности, опыт предыдущих поколений и помогает ими обмениваться;
- коммуникативная – культура развивает человека через общение, в процессе которого сохраняются, передаются и тиражируются культурные ценности;
- функция социализации – культура является важнейшим средством социализации, поскольку приучает личность к социальным ролям, стремлению к самосовершенствованию.

Учёные выделяют три формы культуры: народную, элитарную, массовую. Все они тесто взаимосвязаны и влияют друг на друга. Рассмотрим каждую из них.

Народная культура включает творения, чаще всего созданные любителями (не профессионалами), оставшимися анонимными. Элементы этой культуры просты по содержанию и в то же время обладают художественной красотой, своеобразием, рассчитаны на широкую аудиторию. Народная культура включает, к примеру, народные сказки, сказания, широко известные анекдоты, народные песни.

Элитарная культура предполагает создание профессионалами таких творений, которые недоступны простой публике. Для их «расшифровки», понимания, требуется образование, определённая подготовка. Элитарная культура направлена больше на выражение смыслов, нежели на внешние эффекты. Примеры творений элитарной культуры: оперное произведение, органная музыка, сложный по содержанию высокохудожественный фильм, балет. 

Отличительная особенность массовой культуры (в отличие от элитарной и народной) – её коммерческая направленность. Предметы этой культуры стандартны, просты в понимании, рассчитаны на массовую аудиторию, могут делать акцент на низменных потребностях человека, иногда направлены на эпатаж (шокирование) публики. Предметы массовой культуры быстро тиражируются, из-за чего теряется их художественное своеобразие, вкус. К предметам массовой культуры можно отнести, например, попсу, китч, клубную культуру.

Массовая культура – явление исторически недавнее. Предпосылки к формированию этой культуры возникли еще в XVIII – XIX вв., однако развитие она получила в ХХ веке. Этому способствовало быстрое развитие средств тиражирования и распространения массовой культуры – телевидение, интернет, звукозаписывающая аппаратура и т.п. Сегодня массовая культура – неотъемлемая часть нашей жизни. Влияние этой культуры на современное общество противоречиво. Позитивное влияние: массовая культура помогает познавать мир, социализировать людей, она демократична и её предметами могут пользоваться практически все, эта культура обращена к потребностям и чаяниям людей. Негативное влияние: массовая культура в целом обедняет культуру страны, народа, снижая общую планку духовной жизни общества; она рассчитана на пассивное потребление, обедняет вкусы людей, для некоторых заменяет реальную жизнь, навязывает определённые предпочтения и представления, не всегда соответствующие духовности народа. Пример – «Пепси – бери от жизни всё». Культивирование этого слогана и рекламы напитка может привести и приводит к бедности культуры нового поколения.

Культура какого-либо народа, нации очень неоднородна. Обычно в ней выделяют:
- субкультуру – часть общей культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе. Например, молодёжная, мужская, профессиональная, криминальная субкультуры. Все эти субкультуры отличаются специфическими для них чертами. К примеру, отличительными особенностями молодёжной субкультуры являются направленность на демонстративное потребление, поиск себя и смелые эксперименты, демократизм поведения и т.п.;

- контркультуру – направление развития современной культуры, противостоящее устоям духовной жизни народа, «официальной» культуре, традиционным субкультурам. Пример контркультуры: традиции и ценности скин-хедов, панков. Контркультура пытается сломать устоявшиеся ценности национальной культуры.

Культура каждого народа развивается неоднородно. Её развитие обусловлено двумя противоположными и, в то же время, взаимодополняющими основаниями: традициями и новаторством. Традиция включает устоявшиеся элементы культуры, представляющие собой многократно используемые и практически неизменные ценности, правила, нормы и т.п. Опираясь на традицию, в своём развитии культура сохраняет своё "ядро", национальный окрас. Традицией в развитии культуры, к примеру, является обучение школьников методу выразительного чтения, изучение "Мёртвых душ" Н.В. Гоголя. Новаторство - совокупность новых элементов в культуре, привносящих отличные от традиционных возможные направления развития национальной культуры, её элементов. Новаторством можно признать современное иллюстрирование произведений Н.В. Гоголя, использование компьютерной графики в художественном творчестве.

Залог успешного развития культуры - в сочетании традиции и новаторства. Традиции придают культуре стабильность, новаторство - динамику.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:



social-studies.ru

Культура в широком и узком смысле слова

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык

xn--e1aogju.xn--p1ai

Культура в узком смысле

Культура в широком смысле

Духовная культура личности и общества.

Культура - это основное достижение человеческой деятельности, связанная с неким самовыражением (самовысказыванием) человека и также проявлением его субъектности в какой-либо области искусства (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Культура - это система ценностей, образцов поведения и норм, передаваемых последующим поколениям.

Первоначально под словом ʼʼкультураʼʼ подразумевались способы обработки земли.

Все, что создано человеком, в своей совокупности

вторая природа.

вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты

Результат деятельности человека и общества, совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных человеком

степень воспитанности определœенного человека

всœе, что относится к деятельности в сфере искусства

этикет

наука и научные учреждения.

К культуре относится:

А. Нормы поведения людей

Б. Опыт и способы деятельности в разных сферах жизни

В. Духовно-нравственные проблемы человека

Культура есть мера человеческого в человеке.

Различают народную, элитарную и массовую формы культуры.

Народная культура развивается как коллективное творчество на­рода на базе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами на­родной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обря­ды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизме­няться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно оп­ределить, какой народ создал данное произведение. В науке со­вокупность проявлений народного творчества принято называть фольк­лором (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкаль­ных, игровых и хореографических видов творчества и изобрази­тельное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этничес­ким своеобразием, особенностями региональных и стилевых про­явлений.

Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограничен­ным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).

Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, к примеру дворянства. В настоя­щее время элитарной культурой называют сложные для понима­ния широких слоев населœения произведения музыки, драматургии, литературы, кинœематографа. Создание произведений в рам­ках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всœегда востребованы как объект массового духовного потребления. Од­нако в истории есть немало примеров, когда то явление культу­ры, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получало название элитарного, оказывалось вре­менной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культур­ного освоения широкими слоями населœения, ᴛ.ᴇ. объект массо­вой культуры.

Массовая культура - наиболее типичный способ существова­ния культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распро­страняемые ею ценности на усредненный уровень развития по­требителœей ее произведений. Средствами распространения массо­вой культуры служат книги, пресса, кино, телœевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е. те объекты, которые могут многократ­но тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителœей массовой культуры складываются стихий­но и способствуют конкуренции в сфере ʼʼиндустрии развлече­нийʼʼ. Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сек­тором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Мас­совая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо раз­витого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случа­ев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелиро­вания взглядов и идеализации существующих общественных ин­ститутов.

Основные виды культуры: материальная и духовная культура.

referatwork.ru

Что такое культура, виды культуры, определение

Содержание статьи

Что такое культура: определение, значение

У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.

В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur.

  •  Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.

    Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой

  • Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия

  • Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь

  • культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова

  • культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общенияНовейший философский словарь

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людейБольшой энциклопедический словарь

  • культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова

  • культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь

  • К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь

  • КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь

Виды культуры

Обратимся к самым распространенным видам культуры:

  1. Жизненные ценности

  2. Нормы поведения

  3. Артефакты (материальные произведения)

Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества. Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества. Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.

Культура - жизненные ценности

Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.

культура - правила поведения

Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.

Основные признаки

Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:

  • культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
  • культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
  • культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
  • культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
  • культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
  • культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
  • культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
  • культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
  • культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
  • культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
  • культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
  • культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
  • культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.

Читайте также

Церковь и культура. Видео

www.pravmir.ru

33. Культура в широком и узком смысле

Культура — это способ усвоения реальной действительности на основании оценки и выявления ценностей разных идей, норм, ориентаций, средств, которые воплощены в разных видах действий в разных формах. Она помогает человеку отличить хорошо от плохого, умное от глупого, разрешенное от неразрешенного. прибыльное от убыточного и тому подобное. В поведении людей, в Их деятельности культура воплощается в предметно вещевых и знаково-символических формах. Она способна развиваться. Восприятие культуры происходит в процессе социализации личности, ее воспитания и учебы. С помощью книг, средств массовой информации, общения, наблюдения за поведением других, собственной деятельности человек накапливает собственный опыт, делает своим достижением культуру своей сими, нации, человечество в целом. В этом смысле развитие человечества означает развитие культуры. Однозначное толкование культуры невозможно, потому что она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, приобретая разные оттенки. Нет другого срока в социологии, который бы так часто употреблялся и был таким многозначительным, как культура. Еще в начале века Е. Тейлор определил культуру (цивилизацию) как комплекс знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком — членом общества. Понятие «культура» и «цивилизация» Е. Тейлор употребляет как синонимы. Однако последние ЗО—40 лет четко обнаружили «язвы» цивилизации— термоядерное оружие, экологические кризисы, Чернобыльская катастрофа, урбанизация с ее крайностями, наркомания и тому подобное. Все, что в цивилизации направлено против человека, ее жизнь, физического и морального здоровя, не может создавать культуру. К ней принадлежит лишь то, которое имеет умные принципы.

34. ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.

35. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ

К элитарной или высокой культуре принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература, утончено искусство, рассчитанные на высокообразованную часть общества. Создается она специалистами высокого класса для элиты.

Элитарная культура — субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях — фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры.

studfile.net

Культура в широком смысле слова

О значении термина "культура" многие из нас даже не задумываются. Культура в широком смысле слова – это очень глубокое и обобщенное понятие.

Если говорить о переводе и источнике данного слова, то произошло оно от латинского icultural и означает "возделывание и улучшение состояния земли с целью её дальнейшей плодородности". Однако тут и заканчивается определение термина, связанного с землёй.

культура в широком смысле слова это

Культура в широком смысле слова – это совокупность поведения, достижений науки и творчества целого народа или группы.

Области и сферы культуры

Культура включает в себя различные области и сферы:

- обычаи, устои и нравы;

- интеллектуальные достижения;

- экономика;

- армия;

- социальное устройство;

- политическая организация;

- религия;

- техника;

- общий дух народа.

культура в широком смысле слова

История культуры изучаемого народа влияет на общую картину развития этого понятия.

В течение тысячелетий каждый народ по-своему видоизменялся, его жизнедеятельность сопровождалась такими критериями, как:

- зарождение культуры;

- развитие;

- упадок;

- вырождение.

Культура в широком смысле слова - это целый мир внутри определённого общества, это связь каждого мельчайшего звена из повседневности человека внутри данного исторического коллектива в единую целую систему.

Нет культуры без воспитания и науки, нет её без политической организации, без разделения общества на старших и младших, более достойных уважения и менее заслуживших.

история культуры

Культура в широком смысле слова - это весь перечень поведения общества и его условий и законов, однако только если эти законы несут пользу человечеству. В существующем сегодня положении в мире относительно практической легализации алкоголизма, наркомании, проституции, коррупции, обмана и убийств, которые отражают духовную картину общества, трудно говорить о культуре. Именно данные характерные черты современного общества можно отнести к понятию вырождения культуры или как минимум ее упадка.

Значения понятия "культура"

Культура в широком смысле слова уходит очень глубоко в своём анализе. Она рассматривает более 500 проявлений жизнедеятельности общества, охватывая абсолютно всю систему его ценностей, как материальных, так и духовно-просветительских. Это абсолютная статистика поведения, мировоззрения, отношений.

Узкое понятие культуры, скорее, охватывает лишь духовно-просветительскую часть жизнедеятельности общества или отдельной единицы. Это поведение, основанное на воспитании, образовании, устоях и обычаях, законах морали и общества. Это уровень развития творческих способностей людей в данном конкретном обществе, умение сохранить историю и предметы созидательных проявлений народа, способность подать себя другому обществу, возможность быть дружественными и коммуникабельными.

Как бы мы ни обозначили понятие культуры, одно единогласно – без культуры человечество обречено на вырождение и верную погибель. Без моральных и нравственных рамок и границ, понятий и учений, никакие научные достижения не смогут спасти мир от разрушений, а лишь только усугубят плачевное положение нашей планеты.

fb.ru

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Четвёртый урок, 10 класс — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

ТЕМА УРОКА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Понятие "культура"

Культура (от латинского «возделывание, культивирование почвы») – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты.

Культура в широком смысле этого слова:

1. Все, что создано человеком, в своей совокупности

2. Вторая природа.

3. Вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты.

4. Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

5. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностей.

6. К культуре относятся: нормы поведения людей, опыт и способы деятельности в разных сферах жизни, духовно-нравственные проблемы человека.

Культура в узком смысле:

1. Всё, что относится к деятельности в сфере искусства.

2. Степень воспитанности определенного человека.

3. Наука и научные учреждения.

4. Этикет.

Формы культуры

В зависимости от уровня мастерства и типу аудитории выделяются следующие формы культуры: элитарная (высокая, салонная), народная, массовая (поп-культура).

Формы культуры Характерные черты (признаки) Что относится (примеры) Изучающие их науки
Элитарная(высокая, салонная) 1.Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. 2. Рассчитана на её восприятие ограниченным кругом людей. 3.Сложна для понимания. 4. Не носит коммерческого характера, её девиз –«искусство для искусства» Классические живопись, скульптура, архитектура, музыка,литература, иконопись, мозаика и т.п. Искусствоведение, литературоведение.
Народная культура 1. Создаётся анонимными творцами. 2. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. 3. По происхождению является любительской, создаётся творцами не имеющими профессиональной подготовки. 4. Сохраняет присущие каждому народу характерные черты. Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая (поп-культура) 1. Понятна и доступна всем слоям общества. 2. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому быстро теряет актуальность, устаревает. 3. Ориентирована на усреднённый уровень развития потребителей. 4. Является предметом потребления. 5. Свойственна стандартизация содержания. 6. Носит коммерческий характер. Реклама, эстрада, шлягер, сленг, кино, цирк, радио, китч Социология, философия

Экранная культура - культура, распространяемая через экранные средства информации. Важная часть современной массовой и элитарной культуры, средство тиражирования культуры и её новая ветвь.

Экранная культура включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом.

Признаки современной экранной культуры:

1. Синтез компьютера и видеотехники.

2. Подача представляемых объектов в сочетании звука и динамичного изображения.

3. Преобладание телекоммуникационных контактов людей.

4. Свободный выход личности в мир информации, преобладание электронных носителей информации

По характеру удовлетворяемых потребностей различают следующие формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство.

Духовная культура - процесс и результаты духовного производства: религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение.

Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.

Массовая культура

Массовая культура возникла в середине 20 века.

Предпосылки возникновения массовой культуры:

1. Индустриализация и связанная с ней урбанизация.

2. Прогрессирующий процесс демократизации общества.

3. Прогрессирующее развитие средств коммуникации.

Функции культуры

Функции культуры:

1. Регулятивная функция – регулирует характер поведения людей.

2. Интегративная (объединяющая) функция – обеспечение единства общества.

3. Познавательная функция – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

4. Оценочная функция – осуществление дифференциации ценностей.

5. Ретранслирующая функция – передача исторического опыта, сосредоточенного в культуре, последующим поколениям.

6. Социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.

7. Воспитательная функция.

8. Образовательная функция.

Разновидности культуры

Доминирующая - совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Примеры (виды) субкультур:

1. Половозрастные (женские, молодёжные, детские и др)

2. Классовые (культура рабочего класса, буржуазная культура, крестьянская культура и др.)

3. Этнические (русская культура, польская культура и др.)

4. Религиозные (исламская культура, христианская культура, православная культура и др.)

5. Досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время)

6. Профессиональные

7. Девиантные

8. Преступные

Разновидностью субкультуры является контркультура.

Что такое контркультура?

Можно дать два определения:

1. Субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями.

2. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Характеристика контркультуры

1. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных условностей, моральных норм.

2. Последователи контркультуры стремятся к нигилизму, экстремизму, технофобии.

3. Движение контркультуры возникло в странах Европы и Северной Америки во 2-й половине 20 века.

4. Контркультура становится способом и инструментом культурных новаций.

5. Контркультура отражает осознание кризиса господствующих ценностей и выступает как своеобразный ответ общества на исторический вызов.

Искусство. Динамические и статические виды искусства

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Виды искусства – статическое и динамическое

Динамические виды искусства: немое кино, музыка, хореография, балет, радио-искусство. Груп­па вре­мен­ных видов ис­кусств — она же динамическая, вос­при­ни­ма­ет­ся слухом(не во всех случаях), рас­кры­тие об­ра­за за­ду­ман­но­го ав­то­ром про­ис­хо­дит с из­ме­не­ни­ем про­из­ве­де­ния во времени. При решении тестов ЕГЭ к динамическим видам искусства относить груп­пу пространственно-временных (синтетических) видов ис­кусств. Синтетическая группа искусств вос­при­ни­ма­ет­ся од­но­вре­мен­но слу­хом и зрением, рас­кры­тие об­ра­за про­ис­хо­дит од­но­вре­мен­но с по­мо­щью про­стран­ствен­но­го по­стро­е­ния и из­ме­не­ний про­ис­хо­дя­щих во времени. К ним относятся: кино, театр, хореография.

Статические виды искусства: живопись, графика, скульптура, фото-искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Груп­па про­стран­ствен­ных видов ис­кусств — она же статическая, вос­при­ни­ма­ет­ся зрением, про­из­ве­де­ния из этой груп­пы имеют чет­кую при­вя­зан­ность рас­кры­тия ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за к про­стран­ствен­но­му построению.

Домашнее задание

1. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

2. Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там – яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений?» Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?


* Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

letopisi.org

0 comments on “Культура в узком смысле слова это – 2. Ценности и культура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *