Метод гражданско правового регулирования общественных отношений – Предмет и метод гражданско-правового регулирования общественных отношений.

Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений

Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности[i]. Каждой отрасли права присущ свой метод правового регулирования общественных отношений, определяемый спецификой ее предмета. Метод правового регулирования – это система свойственной данной отрасли права юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования соответствующих общественных отношений.

Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования.

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характеризуется тремя существенными особенностями. Во-первых, ему свойственно такое положение субъектов гражданско-правовых отношений, при котором они выступают, как самостоятельные носители имущественных прав и обязанностей, и это внешне проявляется в их юридическом равенстве: «субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений» (абз.4 ч.2 ст.2 ГК).

В отличие от участников государственно-правовых, административно-правовых, финансово-правовых и некоторых других отношений, ни один из субъектов гражданско-правовых отношений не осуществляет функций власти по отношению к другому. Они обладают полным юридическим равенством и строят свои отношения, как правило, на основе договоров и других волевых актов.

Во-вторых, участники гражданско-правовых отношений обладают автономией воли. «Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора» (ч.3 ст.2 ГК), а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (абз.6 ч.2 ст.2 ГК).

В-третьих, гражданско-правовой метод характеризуется наличием в гражданском праве значительного числа диспозитивных норм: благодаря этому участники гражданско-правовых отношений в ряде случаев имеют право урегулировать свое поведение иначе, чем это предусмотрено диспозитивной нормой права. Так, согласно ч.1 ст.224 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Участники договора вправе установить, что право собственности на отчуждаемую вещь возникает у приобретателя с момента заключения договора или с иного момента.

В-четвертых, характерной особенностью гражданско-правового метода является особый порядок защиты гражданских прав. Суть этого порядка сводится к тому, что гражданские права защищаются судом, хозяйственным судом, третейским судом обычно по инициативе лица, права которого нарушены, но допускается защита гражданских прав непосредственными действиями лица, права которого нарушаются, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства (ст.13 ГК).

В-пятых, специфическими являются и способы защиты гражданских прав (ст.11 ГК). Основным из них является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а если оно не возможно – возмещение убытков (ст.14 ГК). Этот способ защиты гражданских прав вытекает из самой сущности гражданско-правовых отношений, их товарно-денежного характера и стоимостной формы.

Таким образом, гражданское право можно определить, как совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства имущественные товарно-денежные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения и иные личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения.

Бесплатная юридическая консультация

Телефон: 8 (800) 333-94-83 доб.921

Вам также будет интересно

grazhdanskoepravo.net

2 Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений и его особенности

Под методом правового регулирования общественных отношений понимается совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения.

Особенности гражданско-правового метода регулирования общественных отношений выражаются в том, что гражданское право, прежде всего юридически, закрепляет независимость и самостоятельность субъектов. Она выражается в признании за организациями и гражданами юридического равенства и в отсутствии между ними отношения власти и подчинения.

Юридическое равноправие означает равноправие всех форм собственности, имущественно-распорядительной самостоятельности при организации хозяйственных связей между ними, а также в равенстве мер юридической ответственности. Поскольку основную массу гражданско-правовых отношений составляют имущественные отношения, то и гражданско-правовая ответственность также должна носить имущественный характер.

3 Принципы гражданского права

Под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

В ст. 2 ГК нашли законодательное закрепление важнейшие принципы гражданского права Республики Беларусь. Это означает, что они могут быть непосредственно применены в случаях, когда в гражданском законодательстве не обнаружены нормы права, регулирующие соответствующие имущественные или личные неимущественные отношения и необходимо применить аналогию права. К основным принципам гражданского права относятся принципы:

  • равенства участников гражданских правоотношений;

  • неприкосновенности собственности;

  • свободы договора;

  • добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений;

  • недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

  • беспрепятственного осуществления гражданских прав;

  • обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

  • диспозитивности.

Лекция 2 гражданское правоотношение

1 Понятие и особенности гражданского правоотношения

2 Субъекты и объекты гражданских правоотношений

3 Содержание гражданского правоотношения

4 Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения

5 Виды гражданских правоотношений

1 Понятие и особенности гражданского правоотношения

Гражданское правоотношение юридическая связь равных, имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера.

Особенности гражданских правоотношений:

  1. субъекты гражданских правоотношений обособлены друг от друга, как в имущественном, так и в организационном плане, в силу чего они самостоятельны, независимы друг от друга, соотносятся друг с другом как равные;

  2. гражданские правоотношения формируются как правоотношения между равноправными субъектами, как правоотношения особого структурного типа, в которых обязанность корреспондирует субъективному праву как притязанию, а не как велению. В гражданских правоотношениях обязанный субъект во всех случаях находится в равном положении с управомоченным субъектом, т.е. в отношениях координации, а не субординации;

  3. самостоятельность участников общественных отношений, подпадающих под гражданско-правовое регулирование, диспозитивность указанного регулирования обусловливают то обстоятельство, что основными юридическими фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими гражданские правоотношения, являются акты свободного волеизъявления субъектов – сделки.

  4. в качестве юридических гарантий реализации гражданских правоотношений применяются присущие только гражданскому праву меры защиты субъективных гражданских прав и меры ответственности за неисполнение обязанностей, обладающие главным образом имущественным характером.

В структуре гражданского, как и всякого другого правоотношения выделяют субъекты, объект, содержание (права и обязанности сторон

). Субъекты — совокупность лиц, участвующих в данном правоотношении. В правоотношении во всех случаях участвуют не менее двух субъектов – управомоченный и обязанный. Объектом правоотношения является то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов. Содержание правоотношения составляют субъективные права и обязанности его субъектов. Структура содержания правоотношения – способ взаимосвязи субъективных прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношения.

studfiles.net

Гражданско- правовой метод регулирования общественных отношений

ВОПРОСЫ

1. Закономерности возникновения и функционирования государства и права

2. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права

3. Основные проблемы современного понимания государства и права

4. Гражданское право в системе права России

5. Гражданско-правовой метод

6. Понятие гражданского правоотношения

7. Субъекты гражданского права

8. Юридические лица

9. Объекты гражданских прав

10. Юридические факты

11. Понятие и виды сделок

12. Понятие права собственности

13. Право собственности граждан

14. Право собственности юридических лиц

15. Право государственной собственности

16. Личные имущественные права

17. Авторское право. Право на открытие

18. Понятие и виды обязательств

19. Договоры о выполнении работ

20. Договоры хранения

21. Договоры об оказании посреднических услуг

22. Гражданско-правовой договор

23. Договор купли-продажи

24. Договор мены

25. Договор аренды

26. Договор дарения

27. Договор ренты

28. Договор пожизненного содержания с иждивением

29. Ответственность по гражданскому праву

30. Право наследования

31. Задачи гражданского процесса

32. Задачи арбитражного процесса

33. Судебная форма

34. Промежуточные и частичные решения

35. Дела, рассматриваемые общими и арбитражными судами

36. Виды под ведомственности

37. Понятие и виды подсудности дел арбитражного суда в другой

38. Система общих судов

39. Система арбитражных судов

40. Судопроизводство по гражданским делам

41. Виды арбитражного судопроизводства

42. Новации последнего времени:аппеляция,особенности доказывания

43. Сближение процессуальных форм

44. Стадии арбитражного процесса

45. Стадии гражданского процесса

46. Трудовое право

47. Трудовые правоотношения

48. Источники трудового права

49. Субъекты трудового права

50. Трудовой договор и виды

51. Расторжение трудового договора

52. Рабочее время

53. Время отдыха

54. Перевод на другую работу

55. Сочетание учёбы и работы

56. Трудовая дисциплина

57. Дисциплинарная ответственность

58. Трудовые споры

59. Ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах

60. Права и роль профсоюзов

 

 

Закономерности возникновения и функционирования государства и права

санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и

доводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношение

государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые

обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому

решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи),

другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были

и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано

настолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль в

санкционировании обычаев играли жрецы.

Во – вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали

за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил

поведения и обеспечение их реализации.

Таким образом, право  выросло из системы социального регулированияпервобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретенийчеловечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранениесвоей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами. Право представляет собой систему общеобязательных норм (правил)поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда инепосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительнойсилой. Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можновыделить признаки права, т. е. существенные характеристики права, которыепозволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о егоотличии от иных социальных норм. Это следующие признаки. Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права,обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организациюпроизводства, распределение и перераспределение производимого   илидобываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда наобщественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе,распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей вгосударстве, организацию и осуществление государственной власти,регламентацию товарно – денежных отношений и отношений собственности,обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные сорганизационно – трудовой и социальной жизнью общества. Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения),характеризуемых логической структурой ((если – то – иначе(), установлениеммасштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного,запрещенного,   предписанного (позитивное обязывание). Эти свойстварегулятивной системы (дозволение, запреты, позитивное обязывание),зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становленияправа приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностьюгосударственного принуждения, т. е. наделяются не только идеологическиммеханизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка),   но ивозможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характеримущественных ущемлений, физических, моральных страданий. Формализм. Правовые нормы, как правило фиксируются в письменном виде вспециальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т. д.. Формализмсоставляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения,закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализмправа определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, чтодействительно (работает( на стабилизацию общества, на точность применения,исполнения, соблюдения и использования правил поведения. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедурысоздания, применения, затраты. Процедурные правила, процессуальный порядок– характерный признак права, определяющий его связь с государственнымаппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, полицией ит. п.. Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права,что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного,индивидуального, персонифицированного адресата, а направленынеопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое – либо конкретное лицооказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы(он( оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана инеоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени. Институциональность. Появление права связано с определенным сознательнымпроцессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляютопределенные органы государства, с признанием государством тех или иныхвозникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, сдеятельностью уполномоченных на это судов (прецедент). Объективность. Этот признак характеризует закономерный характерпоявления права на этапе перехода общества к производящей экономике,естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право,таким образом, не даруется какой – либо внешней силой обществу, непоявляется по явлению каких – либо культурных героев. Оно, так же, как игосударство, одно из условий осуществления политически организованногообщества на этапе производящей экономики, и также как государство, имеетбольшую социальную ценность. Право в различных теоретико – юридических концепциях наделяется и инымипризнаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяютименно в системе указанных признаков определить право. При этом следуетподчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пластурегулятивной системы раннеклассового общества дает только вся совокупностьэтих признаков. Только в совокупности они определяют и социальную ценностьправа. 3.Основные проблемы современного понимания государства и права

Существует бесконечное число определений права, но ни одно из них не стало общепризнанным, господствующим.

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества. Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является одновременно отношением субъекта познания к правовой действительности и научным направлением, теорией.

Множество теорий права, типов правопонимания известно истории человечества. Центральной их проблемой является сущностное понятие права, его основных категорий и принципов. Именно в определении права в концентрированном виде воплощается специфичность теории. Не случайно научные дискуссии разворачиваются именно вокруг центрального определения права, так как именно в определении права выражается специфика соответствующего типа правопонимания, именно в нем находят свое отражение и концептуальное единство все правовые понятия.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание сущности права. За историческими, географическими и иными границами своего возникновения каждое определение права теряло свое значение. Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции

Значение определения права опирались их авторы: естественного права или юридического позитивизма. Первая традиция основана на единстве, тождестве справедливости и права. Согласно этому подходу, несправедливый закон не есть право и его следует отвергать во имя естественно-правовых постулатов справедливости. Вторая, позитивистская, традиция характеризуется обратным соотношением. При определении права на первое место выдвигаются предметные представления о нем как институте, подчеркиваются структурные и функциональные характеристики правовых систем. Духовная, моральная сторона права уступает место рациональной.

При всем разнообразии теорий права можно выделить две основные тенденции правопонимания, ведущие свои корни из древнего мира. Их выделение строится на следующих проблемных вопросах:

  1. происхождение права;
  2. соотношение права и закона;
  3. критерии права.

Представители первой тенденции считали, что правила поведения, нормы права вносятся в человеческое общество волей государства либо силой провидения (божественной волей). Оно не является результатом развития социума, а вносится в него извне. При этом право и закон отождествляются, а субъект права лишается возможности оценивать правовые предписания как несправедливые или справедливые. Точнее, отсутствие в законе интереса индивида не освобождает его от исполнения норм, несущих государственный или иного происхождения интерес.

Вторая тенденция правопонимания возникает из иных подходов к возникновению права. Происхождение правовых предписаний обосновывается из внутреннего развития общества. Социальная практика, совместная деятельность людей, столкновение их интересов являются источником права. Право и закон, соответственно различаются в том случае, если закон не несет в себе идей общечеловеческой справедливости. Именно этим двум направлениям соответствуют естественно-правовые и позитивистские концепции права. Охарактеризуем некоторые из теорий понимания права.

Госуда́рство — это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В отличие от страны, государство не имеет национальных требований к своим гражданам. В современных развитых государствах, его основными целями трактуются:

  • сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;
  • реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология
4.Гражданское право в системе права России

Гражданское право занимает центральное место среди правовых отраслей, регулирующих имущественные отношения. Подтверждением его ключевой роли служит, например, тот факт, что именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым,природоресурсовым и природоохранным отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве. гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Предмет гражданского права также составляют общественные отношения. Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями (задачами). Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций. Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная.Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание регулятивных задач (в сравнении, например, с функциями, выполняемыми уголовным правом).

Роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений в обществе. Иначе говоря, оно имеет дело не столько с правонарушениями, сколько с организацией обычных имущественных взаимосвязей.Именно поэтому оно содержит минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений.

Охранительная функция гражданского права имеет первоочередной целью защиту имущественных интересов участников гражданского оборота. Она направлена на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении,существовавшем до нарушения их прав и интересов. Поэтому по общему правилу она реализуется путем восстановления нарушенныхnpав либо компенсации причиненных потерпевшим убытков. Ясно, что ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена эквивалентно-возмездной,стоимостной природой имущественных товарно-денежных отношений.

Важный аспект охранительной функции составляет также предупредительно-воспитательная (превентивная) задача, состоящая в стимулировании и организации такого поведения участников в регулируемых отношениях, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов. Наиболее отчетливо эта функция выражена в деликтных и иных правоохранительных обязательствах, а также в регламентации личных неимущественных отношений. Здесь охранительная функция гражданского права тесно взаимодействует с его основной, регулятивной функцией В оформлении же личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, гражданское право вообще ограничивается исключительно защитными (охранительными) задачами.

Гражданское право — система правовых норм,составляющих оснновное содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости и имущественной самостоятельности их участников, методом юридического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов.

Гражданско- правовой метод регулирования общественных отношений

Под методом принято понимать подход к решению той или иной задачи, совокупность средств и приемов, обеспечивающих ее решение. Метод гражданского права соответственно есть закрепленные в его нормах способы и приемы воздействия на имущественные и личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права отличаются по методу воздействия на регулируемые ими отношения от норм публичного права, и это также связано с указанными выше признаками регулируемых гражданским правом отношений.

Поскольку отношения, составляющие предмет гражданского права, являются такими, в которых их участники находятся в равном положении, то и нормы этой отрасли права, регулируя данные отношения, исходят из равных правовых возможностей сторон, исключая какое-либо одностороннее властное воздействие друг на друга. Не случайно поэтому считается, что договор должен стать основным документом, определяющим права и обязанности всех хозяйствующих субъектов, в том числе и в области поставок продукции, капитального строительства и т.д.

Особенностью гражданско-правового метода регулирования, вытекающей из главного его признака — регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон, является и предусматриваемый нормами гражданского права порядок, в соответствии с которым граждане и организации выражают волю на установление отношений (заключают договор, совершают иные действия).

Характерной чертой гражданско-правового метода регулирования является и предусмотренный нормами гражданского права способ разрешения возможных споров между участниками отношений. Возникающие между сторонами споры разрешаются органом, стоящим вне этого отношения — судом, арбитражным судом или третейским судом. Гражданское право регулирует общественные отношения на основе диспозитивности, равенства и взаимной оценки участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Диспозитивность означает, что правовые нормы регулируют гражданские отношения лишь в случае, если иное не установлено соглашением (договором) сторон, участвующих в конкретном правоотношении. Этим сторонам гражданских правоотношений обеспечивается свобода волеизъявления в определении своих прав и обязанностей, ограничиваемая лишь незначительным количеством императивных (обязательных) норм, в том числе запретов, установленных в целях защиты общегосударственных интересов и интересов самих участников гражданских правоотношений (например, запрет злоупотребления правом). Равенство сторон предусматривает невозможность предопределения поведения одной стороны отношений другой только в силу занимаемого ею в этом правоотношении положения (как, например, в административном или уголовном праве), а взаимная оценка подразумевает недопустимость постороннего вмешательства в процесс оценки сторонами выгод от заключаемого договора, что чаще всего реализуется в свободном установлении сторонами его цены и других условий.

studopedia.net

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений — Адвокат в Самаре и Москве

1. Отечественная юридическая наука исходит из того, что каждая отрасль права имеет свой специфический способ воздействия на общественные отношения, т.е. свой метод регулирования, который всецело зависит от характера и содержания регулируемых отношений. Каков предмет отрасли права, таков и ее метод.

Право есть не что иное, как регулятор общественных отношений. Если это так, то способ воздействия на отношения выражает сущность самой отрасли права. Метод отрасли права выявляет ее юридическое содержание. Метод представляет собой концентрированное выражение юридического содержания норм данной отрасли права.

Существует общеправовой способ воздействия на общественные отношения, выражающийся в том, что любая отрасль права доводит до участников отношений определенные правила, правовые предписания, которые в процессе реализации права трансформируются в права и обязанности участников общественных отношений. Гражданское право в этом смысле действует так же, как административное, уголовное право и другие отрасли, т.е. содержит определенные правила, предписания, на основе которых конструируются правоотношения, определяются права и обязанности их участников.

Главное, что отличает отрасли права одну от другой, — это характер содержащихся предписаний и различное соотношение в каждой из отраслей права разного вида предписаний. Право использует три вида предписаний: запрет, обязывание, дозволение. В зависимости от наличия и сочетания этих трех видов предписаний одни отрасли права являются отраслями преимущественно с запретительным регулированием (уголовное право), другие — преимущественно с обязывающим регулированием (административное, налоговое право) и третьи — преимущественно с дозволительным регулированием (гражданское право).

2. Существенными чертами метода гражданского права являются следующие.

1. Правонаделительная направленность и правонаделительное воздействие. Основным результатом гражданско-правового регулирования выступает правообладание.

Сказанное не означает, что содержание гражданских правоотношений состоит только из прав. Как известно, права без корреспондирующих с ними обязанностей не существуют. Содержание гражданского правоотношения также образуется правами одного лица и корреспондирующими обязанностями другого лица. Однако главным элементом гражданского правоотношения является именно субъективное право. Обязанность же служит правовым средством установления и существования права.

Субъективное гражданское право как главная цель и результат действий гражданского права есть средство удовлетворения потребностей и реализации интересов субъектов гражданского права. На это прямо указывает п. 2 ст. 1 ГК, в котором записано, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права в своем интересе.

Главным и наиболее общим правом, содержащим предпосылки для приобретения конкретных субъективных прав в гражданском праве, является правоспособность граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданского права. В существовании этого общего права в наибольшей степени выражается правонаделительная сущность гражданского права. Именно через правоспособность определяется общее правовое положение субъектов гражданского права.

Правоспособность представляет собой способность иметь гражданские права, т.е. она представляет собой юридическую меру социально-экономических возможностей, признаваемых государством и законом за гражданами, юридическими лицами и иными субъектами. Для сравнения можно указать на то, что общее правовое положение субъектов уголовного права определяется через категорию вменяемости, т.е. способности лица нести ответственность за общественно опасное деяние. Правовое положение участников административных отношений определяется через компетенцию, т.е. объем властных полномочий, принадлежащих государственным органам, и через корреспондирующую с этой компетенцией обязанность других лиц подчиняться властным предписаниям органов, действующих в рамках своей компетенции.

Что касается конкретных субъективных прав, которыми могут обладать граждане, то они образуют содержание правоспособности граждан (ст. 18 ГК). К этим правам, которыми вправе обладать любой гражданин, относятся такие права, как право собственности, право наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица, совершать любые законные сделки, участвовать в любых обязательствах, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные личные и имущественные права.

В соответствии со ст. 49 ГК юридическое лицо также может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности. Коммерческие организации по общему правилу могут иметь гражданские права, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

2. Правовая инициатива, заключающаяся в том, что субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои права своими собственными действиями по своей инициативе или, как сказано в п. 2 ст. 1 ГК, по своей воле. Поэтому правообладание субъектов гражданского права выступает как результат не правонаделения сверху по чьей-либо воле, например по воле государства, а правоприобретения, т.е. собственных действий самих субъектов гражданского права.

Рассматриваемая черта метода гражданского права свое выражение находит прежде всего в том, что все субъекты гражданского права наделяются дееспособностью, т.е. способностью своими собственными действиями приобретать, изменять, прекращать свои права и обязанности, а также осуществлять их.

Другое выражение этой черты состоит в том, что в основе динамики гражданских правоотношений лежат собственные волевые действия участников гражданских правоотношений. Эти действия преимущественно являются правомерными, хотя возникновение гражданских правоотношений бывает связано и с совершением таких противоправных действий, как причинение вреда или неосновательное обогащение. Основную массу правомерных действий, лежащих в основе гражданских прав и обязанностей, составляют юридические акты, т.е. волевые действия, направленные на достижение определенного правового результата. В силу этого главным юридическим фактом в гражданском праве выступают сделка и наиболее распространенный ее вид — договор. Однако гражданские права возникают также и из юридических поступков, т.е. действий, не имеющих прямой целевой направленности на установление правового результата. Чаще всего юридические поступки влекут за собой возникновение гражданских прав в сфере творческой, интеллектуальной деятельности.

3. Правовая диспозитивность, т.е. признаваемая за субъектами гражданского права способность принимать собственные свободные правовые решения. Правовая диспозитивность означает наличие правовой свободы, возможность выбора. В общем виде эта черта сформулирована в п. 2 ст. 1 ГК, которая указывает на то, что гражданские и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих закону условий договора.

Принадлежащая субъектам гражданского права правовая свобода многоаспектна.

Во-первых, они свободны в приобретении, изменении и прекращении своих прав (на это указывает ст. 8 ГК).

Во-вторых, они свободны в осуществлении своих прав, поскольку в соответствии со ст. 9 ГК граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. Они могут по своему выбору осуществлять или не осуществлять принадлежащие им права. Они свободны в выборе способа осуществления права. Свобода осуществления права, естественно, небезгранична, как и само субъективное право. Статья 10 ГК указывает на пределы осуществления гражданских прав. Эти пределы состоят в том, что не допускается осуществление права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В-третьих, правовая диспозитивность выражается в признаваемой за субъектами свободе распоряжения принадлежащим им правом. По общему правилу субъекты гражданского права могут распоряжаться своими имущественными правами, в частности путем передачи этих прав другим лицам.

В-четвертых, правовая свобода выражается в том, что в случае нарушения субъективного права каждый его обладатель свободен в применении и в выборе средств защиты нарушенного права. Потерпевший от гражданского правонарушения сам свободен принимать решение о том, прибегнет ли он к гражданско-правовой защите или нет.

Диспозитивность как правовая свобода проявляется на уровне как объективного, так и субъективного права. На уровне объективного права диспозитивность как черта гражданско-правового метода выражается в наличии в гражданском праве диспозитивных норм. В некоторых основных институтах гражданского права, например в обязательственном праве, диспозитивные нормы абсолютно преобладают. Это означает, что гражданское право устанавливает для сторон определенные правила поведения, но в то же время оставляет за ними свободу выбора, будут ли они этим правилам подчиняться. Стороны своим соглашением могут установить иное правило, и оно становится для сторон обязательным. Действие же правила, содержащегося в диспозитивной норме, парализуется. Таким образом, диспозитивные нормы представляют собой восполнительное регулирование. Они действуют лишь постольку, поскольку стороны не установили для себя на основе свободного усмотрения иные правила для данного отношения.

Свобода саморегулирования отношений в гражданском праве, конечно, также не является безграничной. В необходимых случаях она подвергается определенным ограничениям. Например, свобода распоряжаться своим правом не может простираться до того, чтобы она вела к уничтожению самого права или тем более возможности его приобретения. Например, в п. 2 ст. 9 ГК содержится правило о том, что отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения самих этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. Статья 22 ГК указывает на недопустимость договоров, направленных на отказ от правоспособности и дееспособности или на их ограничение. Это указывает на то, что в гражданском праве имеется определенный приоритет ценностей. Свобода выбора правовых решений важна, но еще ценнее сама способность обладания правом. Поэтому свобода не должна быть безграничной, в частности, она не должна приводить к уничтожению правоспособности как способности к правообладанию.

Что касается правовой свободы на уровне субъективного права, то она проявляет себя как в свободе осуществления правоспособности, так и на уровне осуществления конкретного субъективного права. Важнейшее практическое значение диспозитивности как правовой свободы состоит в возможности формирования участниками гражданских правоотношений по своему усмотрению самих субъективных прав и обязанностей через определение условий договора.

4. Юридическое равенство сторон. Ранее в цивилистической литературе были достаточно распространенными представления о том, что юридическое равенство сторон в гражданском правоотношении — это главная и едва ли не единственная черта гражданско-правового метода регулирования отношений. При этом юридическое равенство понималось как правовая автономия сторон, т.е. отсутствие между сторонами отношений власти и подчинения. Юридическое равенство в этом смысле действительно имеет большое практическое значение для раскрытия особенностей гражданско-правового регулирования и особенно для разграничения гражданского и административного права и сфер их применения. Если субъекты гражданско-правового правоотношения друг другу не подчинены и не наделены властью по отношению друг к другу, то в административном правоотношении все наоборот, ибо суть данного отношения выражается как раз в том, что одна сторона в административном правоотношении, обладающая властной компетенцией, издает властные акты по отношению к другому — подчиненному — субъекту и таким образом управляет волей другого субъекта.

В рамках гражданского правоотношения каждая сторона может воздействовать на поведение другой стороны только с ее согласия, на основе заключенного между ними договора. Сообразно этому определяется и сфера применения гражданского и административного права. Там, где характер отношений, например купли-продажи имущества, исключает по своей сути начала власти и подчинения, применяются нормы гражданского права. Напротив, там, где само отношение может возникнуть лишь при подчинении воли одной стороны другой стороне, например в налоговых отношениях, применение гражданского права невозможно.

Будучи одной из важнейших особенностей гражданско-правового воздействия на общественные отношения, юридическое равенство, понимаемое как отсутствие власти и подчинения, не может считаться единственной чертой гражданско-правового способа воздействия, потому что не раскрывает всей полноты и особенностей ни этого воздействия, ни самого гражданского права. Юридическое равенство возможно и между лицами, которые лишены прав. Бесправные тоже могут быть равными по отношению друг к другу, например рабы, но это не то равенство, которое свойственно положению субъектов гражданского права. Здесь равенство субъектов имеет два аспекта. Один — негативный, т.е. отсутствие отношений власти — подчинения, а другой — позитивный, состоящий в том, что обе стороны, все участники гражданско-правовых отношений обладают на равной основе способностями к правообладанию, правовой инициативе и диспозитивности. Иначе говоря, это равенство субъектов правообладающих, наделенных правовой свободой и способностью к самостоятельным действиям, на основе которых происходит приобретение и осуществление прав и обязанностей. Следовательно, юридическое равенство проявляет себя еще и как равенство имеющихся у сторон правовых возможностей. Именно поэтому юридическое равенство, с одной стороны, является правовым выражением эквивалентности во взаимоотношениях сторон, а с другой стороны — правовым средством обеспечения возмездности и эквивалентности гражданского оборота.

3. Особенности принуждения в гражданском праве. По сути дела, все названные черты метода — правообладание, правовая инициатива, правовая диспозитивность и юридическое равенство — находят свою реализацию и в использовании принуждения в гражданском праве.

Первая особенность принуждения в гражданском праве состоит в назначении используемых в этой отрасли принудительных мер. Если, например, в уголовном праве принудительные меры представляют собой меры уголовной ответственности, содержащие в себе в качестве обязательного элемент кары, наказания, то в гражданском праве меры принуждения почти исключительно используются и применяются как меры защиты нарушенных субъективных прав. В таком назначении мер гражданско-правового принуждения находит свое проявление правонаделение как главная черта гражданско-правового метода.

Меры принуждения в гражданском праве применяются либо для пресечения нарушений субъективного гражданского права (например, негаторный иск), либо для восстановления нарушенного гражданского права (например, виндикационный иск), либо для компенсации потерь, понесенных лицом вследствие нарушения его субъективного права (например, возмещение убытков или имущественного вреда, взыскание неустойки и др.). Разумеется, в гражданском праве имеются и меры ответственности, но и они (такие, как возмещение убытков, взыскание неустойки) выполняют роль средств защиты нарушенных субъективных прав, поскольку соответствующие суммы взыскиваются в пользу потерпевшего лица, а не в пользу государства. Имеющаяся в ГК принудительная мера конфискационного характера, когда имущество взыскивается в пользу государства (ст. 169), представляет собой по существу меру не гражданско-правовую, а меру публично-правового характера, применяемую за нарушение общественного порядка.

Использование принудительных мер в качестве средств защиты нарушенных субъективных прав объясняет наличие в ГК гл. 2, посвященной, в частности, защите гражданских прав. Статья 11 ГК указывает, что защита гражданских прав производится преимущественно в судебном порядке, хотя в случаях, предусмотренных законом, она может осуществляться также в административном порядке. Статья 12 ГК закрепляет способы защиты гражданских прав, перечень которых, содержащийся в этой статье, не является исчерпывающим, поскольку могут применяться и иные способы, если они предусмотрены законом. Статья 13 ГК содержит правило признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как один из способов защиты субъективных гражданских прав. Статья 14 допускает самозащиту гражданских прав без обращения в суд или иные государственные органы способами, соразмерными нарушению и не выходящими за пределы действий, необходимых для пресечения правонарушения. Статья 15 ГК посвящена возмещению убытков как важнейшему способу защиты нарушенного гражданского права. Статья 16 ГК регламентирует порядок возмещения убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц.

Поскольку принудительные меры в гражданском праве являются мерами защиты нарушенных прав, то естественно, что их использование происходит по воле лица, потерпевшего от правонарушения. Таким образом, применение принудительных мер в гражданском праве основано на правовой инициативе самих участников гражданских правоотношений.

Если уголовно-правовое принуждение носит публично-правовой характер и уголовное преследование, как правило, возбуждается по факту преступления независимо от воли потерпевшего, то использование принуждения в гражданском праве, наоборот, всецело зависит от того, заявлено ли требование о его применении лицом, потерпевшим от гражданского правонарушения. Для того чтобы состоялась судебная защита нарушенного права, от потерпевшего требуется обратиться в суд с иском о применении той или иной меры защиты для восстановления нарушенного права.

Предусмотренные гражданским правом санкции, т.е. неблагоприятные для правонарушителя последствия, не могут применяться против воли потерпевшего лица. По общему правилу суд лишен возможности применять гражданско-правовые санкции по своей инициативе. Статья 166 ГК устанавливает правило о том, что суд может применять последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе в случае, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных случаях, предусмотренных законом. Эта норма не должна толковаться и применяться слишком широко. Если последствие недействительности ничтожной сделки состоит в двусторонней реституции, т.е. в восстановлении имущественного состояния лиц, участвовавших в недействительной сделке, то очевидно, что такое последствие не может быть применено против воли участников сделки. Двусторонняя реституция должна производиться по инициативе сторон сделки. Суд вправе и даже обязан применять последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе в тех случаях, когда эти последствия носят публично-правовой характер, т.е. когда имущество лица, переданное или подлежащее передаче по сделке, изымается и обращается в доход государства. Следовательно, суд по своей инициативе может применять последствия недействительности ничтожной сделки по основаниям, закрепленным в ст. 169 ГК, при совершении сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

Система принудительных мер в гражданском праве испытывает на себе влияние и такой черты гражданско-правового метода, как правовая диспозитивность. В сфере применения принудительных мер принадлежащая участникам гражданских правоотношений правовая свобода проявляется, во-первых, в том, что потерпевшее лицо распоряжается самостоятельно своим правом на защиту нарушенного права, т.е. может реализовать свое право на защиту нарушенного права, а может и отказаться от применения принудительных мер, поскольку они представляют собой меры защиты его прав и интересов. Диспозитивность, являющаяся принципом гражданского и арбитражного процесса, является отражением диспозитивности, которая заложена в самом гражданском праве.

Диспозитивность, т.е. свобода правовых решений, применительно к гражданско-правовому принуждению проявляется и в том, что стороны своими соглашениями могут в пределах закона регулировать, иначе говоря, устанавливать правила применения мер защиты. Например, в своем соглашении они могут устанавливать такую меру защиты, являющуюся в то же время и мерой гражданско-правовой ответственности, как взыскание неустойки, т.е. могут устанавливать договорную неустойку. Стороны могут договариваться об ограничении предусмотренных законом мер защиты и ответственности. Например, п. 1 ст. 15 ГК позволяет сторонам предусматривать возмещение убытков не в полном размере. В соответствии со ст. 401 ГК стороны могут регулировать своим соглашением и основания применения мер гражданско-правовой ответственности, вводя или, напротив, исключая вину как основание такой ответственности.

Наконец, меры принуждения в гражданском праве строятся на основе юридического равенства участников гражданских правоотношений, на основе взаимности. По договору купли-продажи ответственность может нести как продавец перед покупателем, так и покупатель перед продавцом. Все зависит от того, кто из них допустил правонарушение и кто является потерпевшим от этого правонарушения. Следовательно, мера защиты нарушенных прав доступна для любой из сторон гражданского правоотношения, а санкции, в том числе меры ответственности, могут быть возложены также на любую из них, если она допускает правонарушение.

Использование принуждения в гражданском праве с целью защиты нарушенных прав объясняет и то, что меры защиты и меры ответственности в гражданском праве имеют имущественное содержание. Правонарушители отвечают своим имуществом, поскольку это имущество используется для восстановления имущественного же права потерпевшего или для компенсации тех потерь, которые он несет.

Последнее отличие принуждения в гражданском праве состоит в том, что для обеспечения правопорядка в сфере действия гражданского права меры принуждения отнюдь не являются главным средством. Скорее, они служат вспомогательным фактором обеспечения соблюдения закона и договора. Главным же средством предотвращения гражданских правонарушений является интерес участников гражданско-правовых отношений, их стремление к реализации собственных прав. Поскольку собственник может реализовать свое право, как правило, лишь с одновременным исполнением своих обязанностей перед контрагентом, то именно стремление к реализации права и является главным побудительным мотивом к надлежащему исполнению правил, содержащихся в законе и договоре. Эквивалентность товарно-денежных связей, двустороннее распределение прав и обязанностей, их взаимность являются важнейшим фактором надлежащего и добровольного исполнения обязанностей, а следовательно, и обеспечения режима правопорядка и законности в отношениях, регулируемых гражданским правом.

pravo163.ru

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений — Мегаобучалка

 

Если понятие предмета гражданского права связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются гражданским правом, то понятие метода – с вопросом о том, как эти общественные отношения регулируются нормами гражданского права. Поэтому между предметом и методом правового регулирования существует весьма жесткая связь. Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования. Наличие общего родового свойства, присущего всем общественным отношениям, входящим в предмет гражданского права, предопределяет и применение к ним единого метода правового регулирования.

Общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят взаимо-оценочный характер. Взаимная же оценка участников общественных отношений может правильно формироваться лишь при условии равенства оценивающих сторон. Поэтому имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения получают наиболее полное развитие только в том случае, если они регулируются на основе юридического равенства сторон. Из этого логично вытекает, что в гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон.

Юридическое равенство сторон в гражданском праве означает, что ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопределять поведение другой стороны только в силу занимаемого ею в правоотношении положения, как это имеет место, например, в административном правоотношении. Применение метода юридического равенства сторон обеспечивает участникам гражданских правоотношений независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещенные законом, что имеет чрезвычайно важное значение для развития гражданского оборота в условиях рыночной экономики.

Таким образом, гражданское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

Вопрос о предмете и методе гражданского права носит дискуссионный характер.
В литературе высказываются и другие суждения. В частности, спорным является само понятие имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Ряд авторов полагают, что необходимо отграничить имущественные отношения от материальных, производственных и экономических. Необходимость такого разграничения обычно объясняется тем, что материальные, производственные и экономические отношения носят объективный характер и поэтому не могут регулироваться нормами права. Между тем человек не в состоянии изменить законы, по которым развиваются материальные, производственные и экономические отношения. Однако он может либо ускорить их развитие в соответствии с существующей объективной закономерностью, либо затормозить развитие этих отношений, что неоднократно имело место в истории развития общества. Сделать это можно, лишь оказывая определенное воздействие на рассматриваемые отношения, в том числе и посредством их правового регулирования.



Более обоснованной представляется позиция тех авторов, которые считают, что понятия производственных, материальных, экономических и имущественных отношений с разных сторон отражают различные свойства одних и тех же общественных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ[42]. Так, термин «материаль-ные» отражает тот факт, что характер указанных отношений определяется материальными условиями жизни людей. Поскольку рассматриваемые общественные отношения возникают в процессе производства, их называют производственными отношениями. Термин «экономические» употребляется в тех случаях, когда важно подчеркнуть, что складывающиеся в процессе производства общественные отношения составляют экономический базис общества. Чтобы отразить связь этих отношений с материальными благами (имуществом), их называют имущественными отношениями.

Различные критерии предлагаются и для отграничения имущественных отношений, регулируе-мых гражданским правом, от имущественных отношений, входящих в предметы других отраслей. Так, С.Н. Братусь специфический признак имущественных отношений, входящих в предмет граждан-ского права, усматривает в имущественной самостоятельности их субъектов[43]; С.С. Алексеев –
в имущественно распорядительной самостоятельности участников имущественных отношений[44]. А.В. Дозорцев в качестве такого критерия использует признак обособленного в обороте имущества[45]. Ю. Толстой считает, что в качестве искомого признака выступает равенство участ-ников имущественных отношений, регулируемых гражданским правом[46]. Некоторые из этих взглядов нашли отражение и в действующем законодательстве. Так, ст. 2 ГК устанавливает, что гражданское законодательство регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Для изложенных выше позиций характерна одна общая черта: в качестве предметного признака гражданского права в них используется свойства не самих общественных отношений, а их участников или имущества, по поводу которого возникают эти отношения. Между тем специфический признак (положение) участников имущественных отношений определяется характером этих отношений, а не наоборот. Поэтому положение, в котором оказываются участники общественных отношений, зависит от особенностей тех имущественных отношений, в которых они участвуют. Экономические же признаки имущества существуют не сами по себе, а предопределяются особенностями тех общественных отношений, которые складываются по поводу этого имущества. В силу этого предметный признак гражданского права правильнее искать в специфике самих имущественных отношений, а не в особенностях положения, занимаемого их участниками, или имущества, по поводу которого эти отношения возникают. В качестве такого специфического признака может быть использован стоимостный характер имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Некоторые авторы включают в предмет гражданского права организационные отношения[47]. Однако организационная деятельность в условиях товарного производства всегда связана с определенными материальными и трудовыми затратами, которые неизбежно получают стоимостную оценку. В силу этого так называемые организационные отношения составляют одну из разновидностей имущественных отношений и охватываются общим понятием «имущественно-стоимостные отношения».

Имущественный характер носят и отношения, складывающиеся между участниками хозяйственных обществ и товариществ в процессе организации деятельности последних[48].
Их относительный характер и имущественная направленность позволили законодателю отнести их к числу обязательственных отношений (п. 1 ст. 48 ГК).

По-разному в литературе объясняется и включение в предмет гражданского права личных неимущественных отношений. Одни авторы полагают, что личные неимущественные отношения регулируются гражданским правом в силу их связанности с имущественными отношениями[49]. Однако связанность различных общественных отношений не означает их однородности и сама по себе не может служить основанием для включения указанных отношений в предмет одной и той же отрасли права. Так, отношения по поводу предоставления гражданам жилой площади и отношения социального найма жилой площади неразрывно связаны между собой. Однако регулируются они различными отраслями: первые – административным, вторые – гражданским правом. Наоборот, между дарением и строительным подрядом нет тесной связи, но тем не менее они входят в предмет одной и той же отрасли гражданского права. Другие ученые полагают, что личные неимущественные отношения, будучи нетипичными для гражданского права, оказались втянутыми в сферу гражданско-правового регулирования, так как для них стало возможным использовать уже сложившийся метод гражданско-правового регулирования[50]. Однако и в этом случае возникает вопрос, почему именно личные неимущественные отношения оказались втянутыми в сферу гражданско-правового регулирования. По всей видимости, личные неиму-щественные отношения обладают таким общим свойством с имущественно-стоимостными отно-шениями, которое и позволило распространить на них гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. В качестве такого обобщающего признака Ю.К. Толстой рассмат-ривает равенство сторон в имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношениях[51]. Между тем положение, в котором оказываются участники регулируемых правом общественных отношений, зависит оттого, какой метод правового регулирования избран законодателем. Если признать, что сторона общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, находится в равном положении и без их правового регулирования, то становится бессмысленным само правовое регулирование указанных отношений методом равноправия, который, как считает Ю.К. Толстой, является специфическим методом гражданского права. Обобщающим признаком, позволяющим объединить имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения в предмете одной отрасли, является их взаимооценочный характер, который и предопределяет применение к ним единого метода правового регулирования – метода юридического равенства сторон. В литературе обоснована позиция, в соответствии с которой личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, лишь защищаются и охраняются, но не регулируются гражданским правом[52]. Эта позиция нашла отражение и в действующем граждан-ском законодательстве (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 150 ГК). Такое законодательное решение во многом обусловило недостаточной научной разработкой механизма правового регулирования личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. Однако это обстоятельство не может служить достаточным основанием для изъятия из предмета гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, если они обладают предметным признаком гражданского права.

Спорным в цивилистической науке является и вопрос о методе гражданско-правового регулирования. Широкое распространение получило мнение о том, что нельзя сводить отраслевой метод правового регулирования к какому-то одному приему, способу, используемому законодателем в данной отрасли права. Метод – это совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, совокупность юридических особенностей данной отрасли[53]. Такое понятие метода можно использовать для раскрытия содержания гражданско-правовой формы, отразив в нем все многообразие различных приемов и способов воздействия на многочисленные общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Однако как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно и привести все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Основные черты гражданско-правового метода – критерии, индивидуализирующие данную отрасль права, такие как правовое равенство сторон, автономия воли, обособление имущества.

megaobuchalka.ru

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.

Поделись с друзьями

Каждая отрасль права имеет свой специфический способ воздействия на общественные отношения, т.е. свой метод регулирования, который зависит от характера и содержания регулируемых отношения. Каков предмет отрасли права, таков и ее метод.

Метод представляет собой концентрированное выражение юридического содержания норм данной отрасли права. Методы правового регулирования подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивный метод – способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право.

Диспозитивный метод – способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений: 1) дозволение совершать известные действия, имеющие правовой характер; 2) предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав; 3) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора своего поведения.

Существует общеправовой способ воздействия на общественные отношения, выражающийся в том, что любая отрасль права доводит до участников отношений определенные правила, правовые предписания, которые в процессе реализации права трансформируются в права и обязанности участников общественных отношений. Гражданское право в этом смысле действует так же,  как административное, уголовное право и другие отрасли, т. е. содержит определенные правила, предписания, на основе которых конструируются правоотношения, определяются права и обязанности их участников. Главное, что отличает отрасли права одну от другой, — это характер содержащихся предписаний и различное соотношение в каждой из отраслей права разного вида предписаний. Право использует три вида предписаний: запрет, обязывание, дозволение. В зависимости от наличия и сочетания этих трех видов предписаний одни отрасли права являются отраслями преимущественно с запретительным регулированием, другие — преимущественно с обязывающим регулированием и третьи — преимущественно с дозволительным регулированием.

students-library.com

Основные черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений.

Поиск Лекций

Общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права.

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также норм развития экономических отношений.

К общественным отношениям, регулируемым гражданским правом, относятся, прежде всего товарно-денежные (купля-продажа, поставка, перевозка, аренда) и иные имущественные отношения в связи с переходом прав на имущество (дарение, безвозмездное пользование), отношения в области интеллектуальной собственности, личные неимущественные отношения (отношения, возникающие по поводу таких нематериальных благ как имя, честь, достоинство, деловая репутация).

Действие гражданского права распространяется и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия. Нормами гражданского права регулируются отношения между организациями (юридическими лицами), возникающие в процессе реализации произведенной продукции, перевозки её на железнодорожном, морском, речном или воздушном транспорте, страхования этого груза, осуществления расчётов за поставленную продукцию и так далее. Гражданским правом регулируются отношения с участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в случае завещания гражданином своего имущества государству.

Не регулируются гражданским правом иные неимущественные отношения (регулируемые семейным и трудовым правом), а также отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой (регулируются административным, уголовным и финансовым, в том числе налоговым и бюджетным, правом.).

 

Основные черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов воздействия права на общественные отношения. Он включает в себя следующие структурные компоненты: установление границ регулируемых отношений; издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов; наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющими им вступать в правовые отношения; определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений.

В области таможенного дела реализуются разноотраслевые отношения (регламентируемые нормами разных отраслей права), поэтому при их урегулировании необходимо использовать методы и принципы гражданского, административного и некоторых других отраслей права. Такой подход наиболее рационален, поскольку в «традиционных» отраслях права метод и принципы регулирования уже давно сложились и выдержали испытания практикой.

К наиболее важным составляющим гражданско-правового метода регулирования общественных отношений относят юридическое равенство участников отношений, инициативность, правонаделение, имущественный характер гражданско-правовой ответственности, преимущественное использование диспозитивного способа правового регулирования. Очевидно, что многое из этого используется в регулировании отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в том числе и в сфере таможенного дела. Без сомнения, должны соблюдаться основополагающие начала гражданского права и при осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Метод правового регулирования является одним из определяющих категорий гражданского права, однако в отечественной цивилистике ему уделено сравнительно немного внимания.

Один из признаков отраслевого метода правового регулирования — особенность разрешения юридических конфликтов. Для гражданского права характерен в основном судебный порядок. В публичном праве широко применяется «административный порядок» разрешения юридических конфликтов. Судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что и в сфере публичного права наиболее эффективным является судебный порядок урегулирования конфликтов, связанных с нарушением прав частных субъектов. С другой стороны, защита прав налогоплательщиков во внесудебном порядке свидетельствует об обратной тенденции. В целом можно заключить, что защита частных прав при помощи суда, (а не в административном порядке) характерна для всей системы отечественного права.

Необходимость использования гражданско-правового метода в области таможенного дела не вызывает сомнений. Во-первых, в нем взаимодействуют субъекты гражданского права, выражающие свою правосубъектность средствами гражданского права, во-вторых, ряд правоотношений возникает по гражданско-правовым основаниям (на основании договора).

Не приводит ли специфика гражданско-правового метода правового регулирования в сфере таможенного дела к качественной модификации гражданско-правового метода, к появлению самостоятельного отдельного метода правового регулирования, характерного для таможенного права?

Юридическое равенство сторон правоотношения — неотъемлемое свойство диспозитивного метода. Равенство — понятие многогранное, его можно рассматривать с различных точек зрения. При первом приближении, его можно понимать как отсутствие признаков власти и подчинения во взаимоотношениях субъектов.

В юридической литературе отмечено, что равенство может выступать в качестве: принципа гражданского права; метода гражданско-правового регулирования; признака, свойственного частному праву в целом.

Общей правовой категорией, заключающей в себе начала равенства, является правоспособность субъектов. Существует мнение, что равенство субъектов гражданского права вообще следует рассматривать как равенство юридических свойств правоспособности. Для гражданской правоспособности характерны свойства, отсутствующие в публично-правовых отраслях. Прежде всего — это всеобщность, то есть в гражданско-правовых отношениях все субъекты наделяются правоспособностью, в отличие от публичных отраслей, где различные субъекты обладают различной компетенцией. Второе свойство — однотипность содержания правоспособности, то есть ее носители имеют однопорядковые возможности быть обладателями гражданских прав. Это ведет к возможности различных субъектов выступать в одних и тех же правовых ролях в конкретных правоотношениях и занимать правовое положение, в целом тождественное иным субъектам отрасли. Еще одна особенность именно гражданской правоспособности состоит в том, что она осуществляется субъектом самостоятельно и кроме того исключает возможность предписания своей воли другим лицам.

Гражданско-правовое равенство является равенством правообладающих субъектов, наделенных правовой инициативой и диспозитивностью.

Главной сущностной чертой гражданско-правового метода является правонаделение.

Особенностью гражданского права является ориентация на первый из них. Гражданское право наделяет участников правоотношений субъективными правами и имеющимися правовыми средствами обеспечивает эти права. Если же этот процесс рассмотреть с точки зрения объективного права, то более заметной окажется ориентация преимущественно на управомочивающие нормы.

Дозволительная сущность гражданского метода также выражается в наделении субъектов гражданской правоспособностью.

К чертам гражданско-правового метода необходимо отнести и диспозитивность, под которой понимают предоставленную субъекту возможность реализовывать свою правосубъектность в целом по своему усмотрению. Наделение диспозитивностью является по сути основным приемом частноправового регулирования.

Диспозитивность является и основной чертой правового положения субъектов гражданского права, обладающих выбором вариантов поведения, широта которого обеспечивается наделением их гражданской правоспособностью.

Внешне в гражданском праве диспозитивность проявляется в наличии и преимущественной ориентации на диспозитивные нормы.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

0 comments on “Метод гражданско правового регулирования общественных отношений – Предмет и метод гражданско-правового регулирования общественных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *