Как прочитать электрическую схему – » :

Как читать электрические схемы для новичков: как правильно

Электрические схемы представляют собой графическое представление составных частей, взаимных соединений, связей электрических устройств, установок. Схемы помогают увидеть и понять, как работает электрическая установка или устройство. В случае ремонта, наличие схемы в разы облегчает поиск и устранение неисправности. Монтажные схемы не дают представления о работе устройства, они предназначены для его сборки. Умение читать различные электрические схемы важно как для новичков, так и для специалистов со стажем оно необходимо при сборке, монтаже и обслуживании, поиске неисправностей.

Виды и типы электрических схем, кодировка

В соответствии с ГОСТ 2.701-2008 «Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению» электрическим схемам присваивается кодовое обозначение вида буквой «Э».

В таблице приведены типы схем, регламентированные ГОСТом.

Тип схемы Определение Код типа схемы
Структурная Документ, определяющий основные функциональные части изделия, их назначение и взаимосвязи 1
Функциональная Документ, разъясняющий процессы, протекающие в отдельных функциональных цепях изделия (установки) или изделия (установки) в целом 2
Принципиальная (полная) Документ, определяющий полный состав элементов и взаимосвязи между ними и, как правило, дающий полное (детальное) представления о принципах работы изделия (установки) 3
Схема соединений (монтажная) Документ, показывающий соединения составных частей изделия (установки) и определяющий провода, жгуты, кабели или трубопроводы, которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединений и ввода (разъемы, платы, зажимы и т.п.) 4
Подключения Документ, показывающий внешние подключения изделия 5
Общая Документ, определяющий составные части комплекса и соединения их между собой на месте эксплуатации 6
Расположения Документ, определяющий относительное расположение составных частей изделия (установки), а при необходимости, также жгутов (проводов, кабелей), трубопроводов, световодов и т.п. 7
Объединенная Документ, содержащий элементы различных типов схем одного вида 0

Код чертежа  состоит из буквы, в нашем случае это буква «Э» и цифровой части, определяющей тип, согласно таблице 1. К примеру, Э1 – схема электрическая структурная, Э5 – схема, показывающая внешние подключения изделия.

Стандарты схем по ГОСТу

Начинать нужно с изучения условных графических обозначений (УГО). Обозначения на чертежах имеют стандартный вид и регламентируются ГОСТами, например, ГОСТ 21.210—2014, ГОСТ 2.755-87, ГОСТ 2.721, ГОСТ 2.756-76 и рядом других. Стандарты изображений распространяются на все элементы, включая связи между ними, способы монтажа, прокладки и т.д.

В ряде случаев ГОСТ разрешает отклонения от стандартов. Например, при составлении структурных комбинированных схем, нередко применяют нестандартные, или приближённые к реальному изображения объектов, фотографии, сопровождая их описаниями с краткими пояснениями, как на схеме телефонного аппарата.

Но в целом, стандарты стараются соблюдать, чтобы не вносить разночтения и путаницу в документацию, особенно когда речь идёт о серьёзных проектах для промышленных предприятий.

Большие изображения разделяют на части, указывая ссылки на другие листы или обозначая связи. Начальное положение контактов реле, кнопок, катушек показано при отсутствии напряжения, это стандарт.

Рассмотрим сказанное выше на примере принципиальной релейной схемы управления конвейером.

Здесь имеются  две функциональные части:  силовая, состоящая из цепей питания двигателя и релейная, которая предназначена для управления силовой частью.

Силовая часть состоит из:

  • Линии трёхфазного питания 380В 50Гц, с указанием ссылки на комплект чертежей «ЭМ», откуда это питание подаётся.
  • Автоматического выключателя 2-QF.
  • Контактора 2-КМ.
  • Теплового реле 2-КК.
  • Электродвигателя 2W.

Фазы обозначены латинскими буквами A, B, C. Поскольку используется трёхфазное питание, контакты автоматического выключателя и контактора соединены механически для одновременного включения/отключения всех трёх фаз.

Релейная часть  содержит в себе:

  • Автоматический выключатель питания 2-SF.
  • Кнопки SB.
  • Переключатель 2-SA.
  • Реле времени 2-КТ.
  • Реле 2-K1…2-K6.
  • Источник питания 24В 2-GB.
  • Сигнальные лампы 2-HL1… 2-HL4.

Соединительные линии обозначают электрические соединения между элементами. Пересекающиеся линии не соединены между собой. Как вариант отсутствие соединения обозначают символом дуги  . На наличие соединения указывает точка в месте пересечения или примыкания .

Контакты реле, выключателей и других коммутационных устройств имеют два состояния:

  • Нормально открытое, когда без включения реле контакт разомкнут.
  • Нормально закрытое, когда без включения реле контакт замкнут.

Соответственно, когда на катушку реле или контактора будет подано напряжение, реле притянется и состояние контактов изменится на противоположное. Тоже самое произойдёт с кнопкой и автоматическим выключателем, при его включении, изменяется состояние контакта.

Чтение схем

Зависит от их построения и целей использования. Протекание тока в электрических цепях начинается и заканчивается в источнике питания. Если это источник постоянного тока, то от плюса к минусу, если переменного, то от фазного провода к нулевому или между фазами. Начинать читать можно как от источника питания так и от нагрузки. Силовая схема от источника читается так:

  1. При включении автомата 2-QF, сетевое напряжение подключается к разомкнутым контактам контактора 2-КМ.
  2. При отсутствии перегрева, контакт теплового реле 2-KK замкнут.
  3. После отрабатывания релейной части, включается катушка контактора 2-КМ.
  4. Контактор 2-КМ притягивается и своими контактами через тепловое реле подаёт питание на электродвигатель 2-W.

В обратном порядке схемы часто читают при поиске неисправностей. Например, у нас не включается двигатель.

  1. Проверяем наличие напряжения на двигателе 2-W. Напряжения нет.
  2. Проверяем тепловое реле 2-КК. Тепловое реле в норме, его контакты замкнуты.
  3. Проверяем, включен ли контактор 2-КМ. Контактор отключен.

С того места можно начинать поиск причин отключения контактора. Это может быть либо отключение автомата 2-QF, либо отключение катушки 2-КМ, которая включается релейной схемой. Таким образом, чтение электрических чертежей напоминает чтение книг, по пути протекания тока от элемента к элементу .

Релейная часть выглядит несколько сложнее, но если рассматривать её по частям и так же, двигаясь последовательно, шаг за шагом, то нетрудно понять логику её работы. Сложные схемы всегда состоят из нескольких отдельных функциональных узлов. Разобравшись с отдельными фрагментами и связями между ними, складывается полная картина работы всей схемы.

К примеру, в данной схеме есть узел опробования световой сигнализации. Он состоит из кнопки 2-SB4 и диодов, подключенных к сигнальным лампам HL. Кнопка подключена к «+» источника питания 24В 2-GB нормально разомкнутым контактом. Все лампы постоянно подключены к «-» источника питания. При нажатии кнопки, цепь замыкается через контакт 2-SB4, диоды, лампы. В результате чего все 4 лампы загораются. Таким образом визуально определяется их исправность. При отпускании кнопки цепь разрывается, лампы гаснут.

Аналогичным образом работает узел опробования звуковой сигнализации 2-HA1, 2-НА2 кнопкой 2-SB5. Несмотря на то, что эти узлы находятся на одном чертеже и связаны с другими частями, они являются отдельно функционирующими законченными цепями.

Основная схема управления собирает цепочки реле схода ленты, аварийного останова, готовности и после выдержки времени, определяемом реле времени 2-КТ, реле 2-К7 своим контактом включает силовой контактор 2-КМ, который запускает двигатель 2-W.

Знание графических обозначений, как алфавит для чтения книг, является основным условием чтения схем. Но одного только алфавита для чтения недостаточно, нужно уметь связывать буквы в слова, а слова в смысл. Понимание работы принципиальной схемы невозможно без понимания принципа работы устройств, из которых она собрана. Так, если человек не представляет, как работает электромагнитное реле или таймер, он не сможет понять, что произойдёт при подаче напряжения в ту или иную часть схемы. Таким образом, схемотехника неразрывно связана с изучением материальной части электрического оборудования.

Монтажные схемы

Выше была рассмотрена принципиальная схема. В частном случае, таком как монтаж, необязательно представлять, как она работает. С этой целью выпускаются специальные монтажные чертежи, на которых указано, какой провод какие выводы соединяет.

Провода с клеммами должны быть пронумерованы. При монтаже достаточно лишь внимательно следить, что с чем соединяется, чтобы правильно собрать устройство, установку.

Квалифицированный специалист должен уметь разбираться во всех типах чертежей. Несмотря на стандартизацию, существует огромное количество отличий и разнообразия правил построения электросхем, выпускаемых различными производителями, проектно-конструкторскими отделами. Очень важно знать принципы действия электрооборудования, устройств, из которых состоит схема. Умение читать и понимать схемы – процесс многогранный, требует терпения, времени.

Читайте также:

electroadvice.ru

Как правильно читать электросхемы VAG

Информация применима для ремонта любых автомобилей VAG.

в FAQ есть инструкция, как читать схемы:
https://vwts.ru/electro/wd_how_read.pdf

Описание пункта 4 пояснения к символам обывателю («чайнику»), не сталкивавшемуся с электросхемами от VW, сходу не совсем понятен для практического применения.
Предлагаю более наглядное описание алгоритма поиска продолжения соединения (рисунок схем ниже) :

В нижней части на схеме отображена линия с цифрами, цифры обозначают порядковый номер линии. Обозначим это значение как «А»

Ряд проводов на схеме заканчивается прямоугольником с цифрой. Эта цифра в прямоугольнике – номер электрической цепи, в которой отображено продолжение провода. Обозначим это значение как «Б»

Обрыв провода на схеме можно описать как точку с координатами: А — Б, где «А» – это порядковый номер линии (цифра), над которой по вертикали располагается прямоугольник с цифрой «Б».

Рассмотрим на схеме No.42/3 для системы кондиционирования окончания проводов со значениями (координатами) 22 — 16 и 41 – 17.
Обозначены красным и зеленым ромбиками.

Продолжения этих проводов будут иметь перевернутые координаты, т.е. 16 – 22 и 17 – 41 соответственно.

16 – 22: для поиска на схеме No.42/3 ищем внизу номер линии 16, над цифрой 16 по вертикали находим прямоугольник со значением в нем 22 (обозначен синим), это и есть искомое продолжение провода 22 – 16.

17 – 41: для поиска находим схему с номером линии 41, это схема No.42/5. Над цифрой 41 по вертикали находим прямоугольник со значением в нем 17 (обозначен желтым), это и есть искомое продолжение провода 41 – 17.

Соединяем найденные окончания проводов.

Полезное:

Продолжение и все обсуждения здесь

Спасибо: Андрей VW Passat B3

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

vwts.ru

Как читать электрические схемы автомобиля

Здравствуйте любители авторемонта своими руками. Сегодня я хочу поделится с вами простым способом, как читать электрические схемы автомобиля.

На самом деле чтение электросхем автомобиля не такое уж и сложное занятие. Но, как всегда повторюсь если у вас нет желания то лучше не лезьте в электросхемы автомобилей.

Вообще то в интернете хватает и статей и даже видеообзоров о том, как читать электрические схемы автомобиля.

Поэтому особого смысла повторятся я не вижу если только, конечно не попытаться объяснить, как это сделать самым простым способом.

И так, чтобы принципиальная электрическая схема автомобиля была вам понятна, или как говорят прочитана, необходимо просто представить самую простую электрическую схему, например:

Так вот, что вы будете делать если в этой схеме перегорел предохранитель? Ну конечно по условию задачи вы не будете знать, что предохранитель перегорел.

Так вот сейчас мы и попытаемся узнать, как научиться читать электрические схемы автомобиля.

Правильный ответ будет такой – если у вас не имеется ни каких приборов, инструментов и приспособлений, проще говоря инструмент автоэлектрика, и у вас при этом нет даже минимального опыта в ремонте подобных вещей, то вы ни когда не обнаружите причину неисправности, ну если только случайно.

А на самом деле приборы для этого необходимы самые простые, например самая обычная контролька.

Теперь давайте добавим в нашу схему реле, мы же хотим понять, как читать схему электрооборудования автомобиля, так вот и сделаем самую простую схему, как в настоящем автомобиле.

Теперь при помощи кнопки включим лампочку.

Ну, а теперь, как и определились  — у нас перегорел предохранитель, но мы об этом не знаем. Теперь нам понадобиться проверить электрические цепи для того, чтобы определить участок схемы, который вышел из строя.

Как вы видите кнопка включена но из за того, что предохранитель перегорел, ток на лампочку больше не идет хотя контакты реле замкнуты.

Первое, что надо проверить так это саму лампочку — очень часто проблема именно в ней.

Затем, как правило проверяют предохранитель.

А вот если лампочка и предохранитель исправны, то следующее, что надо проверять  — это реле, затем контакты кнопки, которые проверяются с помощью обычной перемычки.

На примере выше видно, что лампочка горит в первом случаи и не горит во втором, потому что предохранитель не исправлен.

Заменим предохранитель и лампочка снова загорится.

Иными словами один контакт контрольки ставите жестко на минусовую клемму или корпус автомобиля, что одно и тоже, а вот вторым концом надо проверить предохранитель с обоих сторон.

Если он целый то напряжение будет с обоих сторон, а если нет то только с одной.

Все, что нарисовано на схемах это и есть идущие в жгутах автомобиля проводки.

И идут они именно так, как нарисовано на этих схемах, ну по крайней мере, так должно быть.

Вот вам и ответ, как читать электрические схемы автомобиля, а заодно, как выявлять неисправности.

Электрические схемы автомобилей практически во всех автомобилях одинаковые.

Ну конечно небольшие отличия будут, некоторые производители автомобилей используют больше защиты электрики автомобиля, какие то меньше, суть от этого не меняется.

Все электросхемы автомобилей идентичны.

Хотелось бы немного остановится на том, какой инструмент автоэлектрика вам понадобиться для изучения электросхемы автомобилей.

Все просто — контролька, кусачки, плоскогубцы, перемычка, мультиметр, изолента, может быть термо — кембрик (на любителя).

Вот такой вот не хитрый набор инструментов для автоэлектрика будет вам очень полезен.

И все же самый главный инструмент автоэлектрика – это контролька. Посмотреть, как изготовить контрольку можно в статье «Как сделать контрольку автоэлектрика своими руками».

Небольшое видео по нашей теме: «Как научиться читать электрические схемы автомобиля»

Ну вот я думаю вы и разобрались хоть чуть — чуть, в том как читать электрические схемы автомобиля.

C уважением автор блога: Doctor Shmi

salonvital.ru

Как читать электрические схемы

С первого взгляда может показаться, что читать электрические схемы довольно сложно. Но это не совсем так. В этой статье ответим на вопрос — как читать электрические схемы автомобиля.

Для примера как всегда возьмём наш любимый Шевроле Лачетти.

Особенно сложно даётся новичкам чтение схем иностранных автомобилей, потому что сразу бросают в ступор аббревиатуры на английском языке и непонятные условные обозначения.

Как читать электрические схемы автомобиля

Но не стоит сразу пугаться и отказываться от цели разобраться в схеме. Достаточно потратить несколько минут на изучение справочной информации и потихоньку всё встанет на свои места, а электрическая схема уже не будет казаться чем-то страшным и непонятным.

Каждая схема состоит из элементов, узлов и механизмов, а соединяется это всё при помощи проводов разного цвета и сечения.

Содержание цепи электрической схемы

Вот схема для примера

Понятно, что на ней изображено? Если нет, тогда разберёмся по порядку.

Красным пунктиром обведены отдельные элементы схемы и обозначены для наглядности латинскими буквами от А до Н:

  • А — верхние горизонтальные линии : Линии электропитания: 30, 15, 15А, 15С, 58. То есть, по этим проводам осуществляется питание схемы. В зависимости, в какое положение повёрнут ключ зажигания — соответственно напряжение подаётся на тот или иной провод

    Номер блока питания

    Состояние блока питания

    15

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» и «ST» (IGN 1)

    15A

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» (IGN 2)

    15C

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при замке зажигания в положении «ON» и «АСС»

    30

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) непосредственно, независимо от положения замка зажигания

    31

    Масса соединена с аккумуляторной батареей (-)

    58

    Питание от аккумуляторной батареи (В+) при переключателе фар в положении 1 и 2 (цепь подсветки)

  • В — Ef20 или F2: номер предохранителя
    • Ef20 — предохранитель №20 в блоке предохранителей в моторном отсеке
    • F2 — предохранитель №2 в блоке предохранителей в салоне автомобиля
  • С — Разъем (С101~С902)
    • Разъем № С203 контакта №1
  • D — S201: контактная колодка (S101~S303), то есть, S — колодка, а 201 — это её номер

    УСЛОВНОЕ

    ОБОЗНАЧЕНИЕ

    ЗНАЧЕНИЕ

    C

    Разъем

    D

    Диод

    Ef

    Предохранитель в блоке предохранителей в моторном отсеке

    F

    Предохранитель в блоке предохранителей в салоне автомобиля

    G

    Масса

    S

    Контактная колодка (соединительный разъем)

  • Е — Реле и его внутренняя цепь. 85, 86, 87 и 30 — это номера контактов реле. Illumination relay — Реле подсветки. Весь перевод английских обозначений можно посмотреть в статье Перевод обозначений в схемах автомобилей
  • F — Переключатель и его внутренняя схема. Head lamp switch — переключатель фар.
  • G — Цвет провода

    Сокращение

    Цвет

    Сокращение

    Цвет

    Br

    Коричневый

    Sb

    Голубой

    G

    Зеленый

    R

    Красный

    V

    Фиолетовый

    L

    Синий

    P

    Розовый

    Y

    Желтый

    W

    Белый

    Gr

    Серый

    Or

    Оранжевый

    В

    Черный

    Lg

    Светло-зеленый

    . .
  • Н — Линия заземления GND (масса)
    • Положение соединения с массой (G101~G401)

Как видим, сложного ничего нет.

Как проверить номер контакта разъёма

Рассмотрим этот вопрос на примере контакта 4 разъёма С901

Как видно, отсчёт контактов ведётся по гнезду разъёма слева направо, а по штекеру — справа налево. Защёлка при счёте должна находиться вверху.

Вооружившись этими простейшими данными, можно без проблем прочитать схему и определить как и каким проводом соединяется тот или иной элемент с остальной цепью электрооборудования.

Главное, не спешить, а внимательно разобраться. И удача будет у Вас в кармане!

Всем Мира и ровных дорог!!!

По теме в сообществе Мой Лачетти:

Мне нравится 5+

Участники, которые лайкнули этот пост:

moylacetti.ru

Читать электросхему. | Весёлый Карандашик

Когда Вам предстоит заглянуть внутрь Вашего ‘заболевшего’ автомобиля, не включающегося телевизора, плеера или найти место возможной неисправности домашней электропроводки, Ваши мысли направляют Ваши действия на поиск схемы, изображающей принцип работы или действия устройства или агрегата.

Хорошо, когда есть принципиальная электрическая схема и хоть малейший опыт в её чтении. А как быть тому, кто не имеет даже представления об этом? Приходиться ломать голову над решением проблемы или обращаться к знатокам и к специалистам.

Электричество на схеме.

Наука говорит, что электрический ток — это упорядоченное движение электрических зарядов. Электрический заряд одного электрона ничтожно мал, но если бо́льшее количество электронов заставить двигаться внутри тела в одну сторону, получится то, что мы называем электрическим током.

Что бы доставить заряд энергии в определённую точку, применяются проводники — такие материалы, которые способны передать электричество к потребляющему объекту без потерь и внутренних помех.

Пешеход пользуется дорогой, для перемещения по воде пользуются лодкой, птица летает по воздуху, вода в кран подаётся по трубам, а наши электроприборы получают электричество по электрическим проводникам. Эти примеры показывают, что для перемещения определённого элемента существует и определённый путь.

В сборках электроустройств используются металлические проводники: монтажные шины, провода, проводники на печатном монтаже сборных конструкций. Между проводниками находятся соединения. Это  сварные(сюда входит спаивание или сварка проводников) и контактные,  которые могут коммутироваться  механизмом, смыкающим или размыкающим между собой проводники, электронным коммутатором или быть связанными между собой болтовым соединением.

Электрическая схема на рисунке.

Совокупность всех элементов устройства с соединяющими их проводниками можно изобразить графически в виде условных значков, символов, обозначений и линий.

Графические электрические схемы делятся на принципиальные, структурные и функциональные.

Структурная электросхема — отображает основные функциональные части изделия (группы, элементы и устройства). Рядом на карте схемы в таблице указываются расшифровки состава электросхемы  с указанием их обозначений. Могут размещаться диаграммы, формы величины импульсов, формулы математической зависимости.

Соединения указываются стрелками, указывающие направление  действующих величин тока или обработки сигнала. Элементы схемы обозначаются кубиками или цифрами.

Функциональная электросхема — отображает только функциональные части изделия и электрической связи между ними или самого изделия в целом. Элементы обозначаются условными обозначениями либо прямоугольниками, обозначенными внутри своей позицией в группе, узле или изделия.

Принципиальная электрическая схема — отображает полностью все электрические соединения блоков, модулей, дополнительных устройств и принцип их взаимодействия в общей схеме главного, основного устройства (телевизор, автомобиль, квартира, станки, компьютер) или механизма. Такая схема является основной и главной для изделия.

И совсем не факт, что здесь выложена точная формулировка видов электросхем, главное, получить начальный опыт в чтении электросхем.

Что бы иметь возможность читать все типы, нам необходимо ознакомиться с обозначениями, используемые в схемах.

Учимся читать электросхемы.

Любая причина неработающего электроустройства — это лишний контакт или его отсутствие.

Проводники в электросхемах имеют вид линии, соединяющей определённый элемент. Соединение элементов  между собой проводниками называется электрической цепью или участком цепи, входящим в единую общую схему. В замкнутой электрической цепи всегда течёт электрический ток. В разомкнутой — электрический ток не течёт, то есть устройство не работает.

Изображение проводников на принципиальных  схемах всегда одинаково. Разница может быть в обозначении цепей, участвующих в обработке сигнала, размещением указателей на них или цветовой маркировкой. Отличие лишь составляет линейная схема, на которой одной линией может указываться целая группы проводников, задействованных в одной функции и изображается жирной  или цветной линией.

Когда схема в себе содержит большое количество элементов, проводники не изображаются полностью, а отрезками и разрывами, с указанием места подключения или соединения, имеющими  символьные обозначения точки подключаемого участка, модуля , блока или элемента.

Соединения проводников в принципиальных электрических схемах изображаются точкой или разомкнутой(сомкнутой) линией на коммутирующем устройстве.

Обозначения на электрической схеме будут для Вас легкочитаемы, когда встречаемые знаки и символы в ней будут представлять Вам всю функциональность электрического прибора, аппарата или узла.


Поделись с другими. Возможно, они тоже ищут.

vesyolyikarandashik.ru

Как читать принципиальные схемы 🚩 как читать электронные схемы 🚩 Компьютеры и ПО 🚩 Другое

Автор КакПросто!

Принципиальная схема являет собой модель из условных графических и буквенно-цифровых обозначений и связей между элементами электрической цепи. Связи могут быть электрические, магнитные и электромагнитные. Принципиальная схема составляется на начальном этапе проектирования электроустройства. Именно в ней определяется исчерпывающий состав элементов и связей, а также дается представление о принципах функционирования изделия.

Статьи по теме:

Инструкция

При изучении принципиальной схемы определите полюсы электрической цепи и установите направление тока – от «плюса» к «минусу». Выявите составляющие схемы: контакты, резисторы, диоды, конденсаторы и прочие элементы, входящие в цепь. Если схема содержит несколько цепей, читать их следует по одной, рассматривая каждую последовательно.

Вначале чтения схемы определите все включенные в цепь системы электропитания. Найдите источник энергии, реле, электромагниты, если они предусмотрены. Определите вид всех источников, используемый ток (постоянный или переменный), его фазу или полярность.

При изучении схемы вам нужно иметь представление о работе каждого элемента цепи отдельно, начиная с простейших составляющих. Резистор — пассивный элемент электрической цепи и предназначен, как правило, для рассеивания мощности, падения напряжения. На схемах он используется для обозначения функции сопротивления и отображается в виде прямоугольника. Конденсатор же, наоборот, накапливает электрическую энергию переменного тока, его знак – две параллельные линии. Ознакомьтесь со всеми пояснениями и примечаниями, данными на схеме. При наличии в устройстве электродвигателей или иных электроприемников проведите их анализ. Рассмотрите все цепи данных элементов от одного полюса источника питания к другому. Заметьте в этих цепях расположение резисторов, диодов, конденсаторов и других составляющих схемы. Сделайте вывод о практическом значении каждого элемента схемы и о нарушении работы электроустройства при блокировке или отсутствии какой-либо из частей его цепи.

Уточните расположение защитных приборов: реле максимального тока, предохранителей и автоматических регуляторов, а также элементов коммутации. На принципиальной схеме электроустройства могут быть обозначены надписи, указывающие на зоны защиты каждого из элементов, найдите их и сопоставьте с другими данными цепи.

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Правила чтения электросхем и чертежей

Автор DUNDUK На чтение 4 мин. Опубликовано

Для того чтобы правильно читать электросхемы и чертежи, человеку нужно знать: условные обозначения контактов, трансформаторов, двигателей, выпрямителей, ламп и т. п.; условные обозначения, с которыми часто приходиться сталкиваться в силу своей профессии; схемы наиболее распространенных узлов электроустановок; свойства последовательного и параллельного соединений контактов, обмоток, сопротивлений, индуктивностей и емкостей.

Дробление общей схемы на простые цепи. Любая электроустановка удовлетворяет определенным условиям действия. Поэтому при чтении схем, во-первых, нужно выявить эти условия, во-вторых — определить, отвечают ли полученные условия задачам, которые должны электроустановкой решаться, в-третьих, следует проверить, не получились ли попутно «лишние» условия, и оценить их последствия. Для решения этих вопросов пользуются несколькими приемами.

Первый из них состоит в том, что схема электроустановки мысленно расчленяется на простые цепи, которые сначала рассматривают отдельно, а затем в сочетаниях.

Простая цепь включает источник тока (батарея, вторичная обмотка трансформатора, заряженный конденсатор и т. п.), приемник тока (двигатель, лампа, обмотка реле и т. п.), прямой провод (от источника тока к приемнику), обратный провод (от приемника тока к источнику) и один контакт аппарата (выключателя, реле и т. п.).

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для adsense

При чтении электрической схемы нужно сначала мысленно расчленить ее на простые цепи, чтобы проверить возможности каждого элемента, а затем рассмотреть их совместное действие.

Реальность схемных решений

Наладчики хорошо знают, что не всегда могут быть осуществлены на деле схемные решения, хотя они не содержат явных ошибок. Иными словами, проектные электрические схемы не всегда реальны. Поэтому одна из задач чтения электрических схем состоит в том, чтобы проверить, могут ли быть выполнены заданные условия.

Нереальность схемных решений обычно имеет в основном следующие причины:

  • не хватает энергии для срабатывания аппарата;
  • в схему проникает «лишняя» энергия, вызывающая непредвиденное срабатывание пли препятствующая своевременному отпусканию электрического аппарата;
  • не хватает времени для совершения заданных действий;
  • аппаратом задана установка, которая не может быть достигнута;
  • совместно применены аппараты, резко отличающиеся по свойствам;
  • не учтены коммутационная способность, уровень изоляции аппаратов и проводки,
  • не погашены коммутационные перенапряжения;
  • не учтены условия, в которых электроустановка будет эксплуатироваться;
  • при проектировании электроустановки за основу принимается ее рабочее состояние, но не решается вопрос о том, как ее привести в это состояние и в каком состоянии она окажется, например, в результате кратковременного перерыва питания.

Порядок чтения электрических схем и чертежей

  1. Определяют источники электропитания, род тока, величину напряжения и т. п. Если источников несколько или применено несколько напряжений, то уясняют, чем это вызвано.
  2. Дробят схему на простые цепи и, рассматривая их сочетание, устанавливают условия действия. Рассматривать всегда начинают с того аппарата, который нас в данном случае интересует. Например, если не работает двигатель, то нужно найти па схеме его цепь и посмотреть, контакты каких аппаратов в нее входят. Затем находят цепи аппаратов, управляющих этими контактами, и т. д.
  3. Строят диаграммы взаимодействия, выясняя с их помощью: последовательность работы во времени, согласованность времени действия аппаратов в пределах данного устройства, согласованность времени действия совместно действующих устройств (например, автоматики, защиты, телемеханики, управляемых приводов и т. п.), последствия перерыва электропитания. Для этого поочередно, предполагая отключенными выключатели и автоматы электропитания (предохранители перегоревшие), оценивают возможные последствия, возможность выхода устройства в рабочее положение из любого состояния, в котором оно могло оказаться, например после ревизии.
  4. Оценивают последствия вероятных неисправностей: не замыкание контактов поочередно по одному, нарушения изоляции относительно земли поочередно для каждого участка.
  5. Нарушения изоляции между проводами воздушных линий, выходящих за пределы помещений и т. п.
  6. Проверяют схему па отсутствие ложных цепей.
  7. Оценивают надежность электропитания и режим работы оборудования.
  8. Проверяют выполнение мер, обеспечивающих безопасность при условии организации работ, обусловленных действующими правилами (ПУЭ, СНиП и т. п.).

elektrikdom.com

0 comments on “Как прочитать электрическую схему – » :

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *