Функции духовной культуры таблица с примерами – Используя текст учебника, заполните таблицу. Функция культуры …

Духовная культура и ее функции

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык

xn--e1aogju.xn--p1ai

8. Основные функции культуры.

Ценностная, или аксиологическая

, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.

Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя.

Функция социализации и инкултурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, а инкультурацией — процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.

9. Человекотворческая функция культуры.

Культура олицетворяет творческую деятельность в предметах, необходимых для жизнедеятельности человека, выступает воплощением созданных людьми материальных и духовных ценностей. Культура определенная суть человека. Мера развития культуры определяется мерой развития жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность человека воплощается, в первую очередь, во множестве создаваемых материальных и духовных вещей: в новых средствах труда, новых продуктах питания, новых элементах материальной инфраструктуры быта, производства, новых научных идей, политических и идеологических концепций, религиозных верований, моральных регуляторах.

В процессе творческой человеческой жизнедеятельности развивается весь комплекс социально-политического бытия человека: складываются новые социальные общности и отношения между ними, более эффективные формы управления и самоуправления в обществе, новые институлизовани структуры духовного производства, связки, между разными народами и государствами, новые информационные каналы но др. В результате активной человеческой жизнедеятельности развиваются, обогащаются все общественные формы жизни, прогрессирует общество как сложный социальный организм. Следовательно, культура является выражением достигнутого человеком уровня исторического прогресса. И наоборот, по словам Йоганна гете, мерой культурного мира является триумф исключительно человеческого, все имеет значение лишь постольку, поскольку носит гуманный характер. Интеграл культуры человек и человечность. Человек существует, функционирует, творит, выступая субъектом превращения природы. В образовывающей жизнедеятельности человек производит, создает не только внешние предметы, идеи, социальные явления, но и изменяет социальный мир своей жизнедеятельности, а, следовательно, и себя. Так что, в человеческой жизнедеятельности присутствуют два разных потока: в одном производятся формы общности, а во втором человек. Жизнедеятельность человека это целостный поток, который составляет два уровни, неразрывно взаимосвязанных и опосередковуючих друг друга: превращение общественных форм и развитие общественного человека. Культура - это культ человеческого бытия, творения человека, из имеющегося бытия. Создавая человека, культура создает и себя. Культура всегда е самим творчеством.

Человекотворческая, гуманистическая суть культуры раскрывается через познание социальных функций. Основные социальные функции культуры: познавательная, коммуникативная, прогностическая, регулятивная, ценностно-ориентированная. Все они органично взаимоувязываются. Культура целостное явление. Целостность оказывается в единстве всех элементов, которые создают ее структуру, а также функционально. Функциональное единство предопределено человекотворческой сутью, что позволяет говорить об интегративну и генерализуючу функции культуры. В таком качестве выступает человекотворческая функция. К человекотворческой сути культуры философы пришли не сразу. Есть много оснований утверждать, что первым стал Марк Туллий Цицерон. Рассматривая ораторское искусство как наиболее полное проявление культуры, выдающийся римский философ увидел способ подъема, самоутверждения лица. Ораторское искусство вдохновляет лицо. Культура развивает лицо, и в этом, думал Цицерон, заключается ее главная функция. Подобные взгляды имели Вергилий, философы эпохи Возрождения, мыслители, Томас Гоббс, Йоганн Гердер, Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, французские материалисты XVIII ст. Человекотворческую суть культуры отмечали философы Иммануил Кант и Георг Гегель. В их трудах идея органического единства человека и культуры приобрела самое широкое обоснование, которое нашло развитие уже на материалистической почве у Карла Маркса. В его трудах прослеживается глубокое понимание внутренней гуманистической сути культуры, направленности, на развитие лица, единства культуры и личности, труда и воспитания, но др.

studfile.net

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Видеоурок:  

👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

Лекция:  

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

 

Культура — результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология. 

Культура делится на две части:


  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека. 
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.


Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге). 


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.


Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:

1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:

1. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.  

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:


  • Познавательная функция позволяет человеку приобрести богатые знания и опыт, накопленный множеством поколений людей с помощью научных и художественных книг, музыкальных композиций, картин, скульптур и т. д.

  • Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

  • Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

  • Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия. 

  • Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

  • Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.  

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме "Формы и разновидности культуры"

Интеллект-карта по обществознанию №10

cknow.ru

ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности. |

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

План.
  • Сущность понятий «духовная культура» и «духовная сфера общества».
  • Культурное наследие, духовные ценности.
  • Особенности духовных ценностей.
  • Культурный человек.
  • Функции культуры.
  • Формы и разновидности культуры.
  • Диалог культур.
  • Искусство и его направления.
  • Особенности духовной жизни современной России.
 Духовная культура.

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовная культура (от лат. возделывание, обработка) – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству , освоению и применению.

Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.

 

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).

Культурные ценности – это  не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Особенности духовных ценностей.
  • Долговечны (даже ели не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п.).
  • Безграничны потребности людей в духовных ценностях.
  • Запечатлевают особенности личности автора.
  • Могут иметь автора, а могут быть анонимными.
  • Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий (учителя, библиотекари, музейные работники, учёные в самых разных областях знания, писатели, художники, артисты, музыканты.)Для этого создаются многочисленные специализированные учреждения: библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.
  • Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры (музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.)
  • Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками: занятия художественной самодеятельностью, создание в свободное от основной работы время произведения искусства и т.д.

 

Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Какого человека можно назвать культурным?

Культурный человек – это…
  • Образованный, стремящийся получить знания и применять и в жизни.
  • Не замыкающийся только в узких рамках специальных знаний, интересующийся не только тем, что практически полезно, то есть широкообразованный человек.
  • Ценящий и понимающий красоту и богатство произведений культуры.
  • Человечный, порядочный, не позволяющий унижать и оскорблять себя и других.
  • Знающий правила поведения и следующий им.
Основные функции культуры.
  • Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
  • Оценочная – определение системы ценностей
  • Регулятивная – формирование системы норм и требований
  • Информативная – передача опыта, ценностей
  • Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
  • Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению
Формы и разновидности культуры. 
Типология культур:
  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
 Элитарная, массовая и народная культуры
Элитарная
  • создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.
  • её девиз: «Искусство для искусства».
  • трудна для восприятия неподготовленного человека
  • не имеет коммерческой выгоды
  • стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе
Массовая
  • Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
  • Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.
  • Самая широкая аудитория.
  • Утверждает простые и понятные представления.
  • Редко или почти не поднимает вечных проблем
  • Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
  • Цель — получить коммерческую выгоду.
  • Сленговое название- кич, китч (в переводе с  нем.)- дешёвка
  • Занимательна.
  • Серийная. Тиражируемая.
  • Пассивное потребление.
Народная
  • Культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях
  • Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
  • Может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал).
  • Связана с религиозной субкультурой.
  • Является частью мировой культуры.
  • Существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Искусство.

Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

 Основные направления искусства.
  • Танцы,
  • Музыка,
  • Живопись, скульптура,
  • Архитектура,
  • Литература и фольклор,
  • Театр и кино,
  • Спорт и игры.
  • СМИ – это средства массовой информации: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.
Формы духовной культуры
  • Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
  • Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
  • Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
  • Искусство— отражение окружающего мира при помощи системы образов.
  • Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
  • Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
  • Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.

Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Особенности духовной жизни современной России
  • Широкое использование достижений мировой культуры
  • Формирование новых духовных ценностей на базе старых
  • Диалог религий
  • Возрождение национальных культур
  • Интеграция культурного наследия
  • Приоритет западных культурных ценностей

Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.

Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные  установки членов нации.

Тенденции развития национальных культур
  • Интеграция — взаимообогащение культур разных национальностей
  • Дифференциация — стремление обособиться, неприятие другой культуры

Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.

Культурная среда.

Культурная среда— среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:

  • Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
  • Культура быта— совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
  • Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
  • Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
  • Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи
  • Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание
  • Культура чувств — степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям

Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Духовная культура общества. Различные типы культуры

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык

resheba.me

3. Основные функции культуры. Культурология: конспект лекций

3. Основные функции культуры

Главная функция феномена культуры – человекотворческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она воплощена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон и видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая, функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Основные функции культуры | Мудрый Философ

Рассматривая вопрос о содержании и сущности культуры, мы убедились в том, что культура представляет собой социаль­ное явление и выступает как фактор возникновения и станов­ления социальных отношений. А это значит, что культура мо­жет быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функции в общественных науках обычно показывают предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции куль­туры» в культурологии подразумевается характер и направ­ление воздействия культуры на индивидов и общество, сово­купность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в сво­их интересах.Число социальных функций культуры чрезвычайно вели­ко и можно по-разному выделять, классифицировать и опи­сывать эти функции. Далее мы кратко рассмотрим  основные функции культуры:

1. адаптивную функцию;

2. интегративную функцию;

3. коммуникативную функцию;

4. функцию социализации;

5. компенсаторную и игровую функции.

 1. Адаптивная функция культуры

Культура обеспечива­ет адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Вся­кий вид живых существ адаптируется к среде своего обита­ния. У растений и животных это происходит в процессе био­логической эволюции благодаря изменчивости, наследствен­ности и естественному отбору, посредством которых функ­ционируют и генетически передаются из поколения в поко­ление особенности органов тела и механизмы поведения, обеспечивающие выживание в заданных условиях внешней среды (его экологической нише).

Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет зак­репленной за ним экологической ниши. У него не хватает ин­стинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, со­здавать вокруг себя искусственную культурную среду.

Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность человеческого рода к определен­ной экологической нише обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусствен­ных условий своего существования, культуры. Развитие куль­туры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего обеспечения продовольствием, теплом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межличностной вза­имопомощи людей), обеспечения коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохра­нительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная че­ловеком материальная культура, социальная организация, си­стема экономических, социальных и политических отношений выполняют адаптивную роль.

2. Интегративная функция культуры

С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция. Культура обеспечивает социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о различных уровнях социальной интеграции, которая осуще­ствляется на основе культуры.

Наиболее общим уровнем со­циальной интеграции является формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, сти­мулирования повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопления со­циального опыта по гарантированному социальному воспро­изводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отне­сти обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет наро­ды, социальные группы, государства. Любая социальная общ­ность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной куль­туры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежнос­ти к данной социальной общности — чувство «мы».

Однако солидарность между «нашими» может сопровож­даться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности — «мы» — предполагает существование представителей иных культур­ных кругов — «они». Поэтому функция по интегрированию сообществ имеет своей обратной стороной — дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последстви­ям.

История свидетельствует, что культурные различия меж­ду сообществами нередко становились причиной их проти­востояния и вражды.

3. Коммуникативная функция культуры

Интеграция людей осуществляется на основе коммуни­кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человечес­кого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы об­щения, поскольку именно культура дает им средства обще­ния — знаковые системы, оценки.

Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши да­лекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Прин­ципиально новым средством коммуникации явилась члено­раздельная речь. С ее развитием люди получили необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и мно­жество специализированных языков, служебных и техничес­ких символов: математических, естественнонаучных, топог­рафических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; скла­дываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражиро­вания и трансляции, а также институтов, занимающихся на­коплением, сохранением и распространением информации.

4. Функция социализации

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, сред­ства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социально­го опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствую­щих данному обществу, социальной группе. В ходе социали­зации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохра­нение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В историческом процессе «персональный состав» об­щества и социальных групп постоянно обновляется, меняют­ся исполнители, так как люди рождаются и умирают, но бла­годаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированными в этом опыте образцам поведения. Конеч­но, общественная жизнь не стоит на месте, в ней происходят определенные изменения. Но всякие новации в обществен­ной жизни, так или иначе, обусловливаются унаследованны­ми от предков формами жизни и идеалами и также трансли­руются из поколения в поколение благодаря социализации.

5. Компенсаторная и игровая функции

Ряд культурологов в качестве самостоятельной функ­ции культуры называют компенсаторную и игровую функции. Формами компенсации являются досуговая деятельность, ту­ризм, общение с природой и другие формы отвлечения чело­века от участия в тех или иных видах материальной или ду­ховной деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем и получить эмоциональную разрядку. Формой ком­пенсации являются праздники, во время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения.

Игровая функция культуры проявляется не только в раз­нообразных видах спорта или развлечениях. Элементы игры постоянно используются в таких сферах, как религия, политика, образование, воспитание, художественная культура. Шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спро­сом во всяком обществе, Развлекательные игры носят харак­тер забавы, преследуя цель отвлечения участников и зрите­лей от насущных проблем и дать им компенсацию за нереа­лизованные устремления в жизни.

www.mudriyfilosof.ru

0 comments on “Функции духовной культуры таблица с примерами – Используя текст учебника, заполните таблицу. Функция культуры …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *