Военная реформа 1862 1874 – ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1862-1874 — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1862-1874 — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Военные реформы Д.А. Милютина.

Комплекс мер по улучшению эффективности военного управления и реорганизации армии, проведенных в царствование Александра II военным министром Дмитрием Алексеевичем Милютиным.

Причины. Предыстория

Толчком к преобразованиям в военной сфере послужило поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов. Война продемонстрировала крупные недостатки существовавшей военной организации, прежде всего, в области комплектования сил, организации снабжения и тыловых служб, а также в деле подготовки офицеров и высшего командного состава. Военные реформы, кроме того, стимулировались происходящими в 1850-1870-е годы изменениями в военном деле.

Еще 20 июля 1855 года была организована особая «Комиссия для улучшения по военной части» под председательством главнокомандующего гвардейским и гренадерским корпусами генерал-адъютанта графа Фёдора Васильевича Ридигера, однако действительно серьезные реформы начались после того, как 9 ноября 1861 года в должности военного министра был утвержден Д.А. Милютин.

Проведение реформ

15 января 1862 года Милютин представил императору Александру II записку с изложением программы преобразований. Меры, предлагаемые военным министерством, сводились к улучшению комплектования армии, рационализации центрального и местного военного управления, повышению качества офицерского состава и перевооружению войск. В соответствии с этим планом, военный министр приступил к осуществлению реформ.

Уже в 1862 году были организованы первые военные округа на западной границе Российской империи — Варшавский, Виленский, Киевский и Одесский. В 1864 году к ним добавились округа во внутренних районах империи — Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. Позже были сформированы Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. Таким образом, система военных округов охватила всю территорию Российской империи. По структуре управление военным округом напоминало военное министерство в миниатюре. Главной задачей командующего военным округом было осуществлять снабжение войск округа всем необходимым, руководить подготовкой боевых частей, а также готовить приграничную территорию к возможным боевым действиям, если военный округ находился на границе. Военные округа позволили осуществить децентрализацию военного управления и упростили систему снабжения войск.

Одновременно с введением военных округов шла работа по усовершенствованию военно-учебных заведений. Милютин преобразовал существовавшие кадетские корпуса в военные гимназии, в которых больше внимания стали уделять общеобразовательным предметам. Чтобы увеличить число подготовленных офицеров, в 1864 году были образованы юнкерские училища с двухгодичным курсом. Выпускник военной гимназии мог продолжить свое военное образование в одном из новообразованных военных училищ, которые давали уже чисто военное образование. После 1876 года прием в военное училище был открыт для всех сословий. Новое направление получили существовавшие прежде военные академии, лучшие выпускники которых попадали в корпус офицеров Генерального штаба, имевший теперь ряд преимуществ в чинопроизводстве. Для совершенствования образования офицеров было учреждено несколько специализированных военных журналов. Таким образом, достигалась одна из целей военных реформ — повысить значение образования, а следовательно, и качество офицерского корпуса.

В течение 1860-х годов шло перевооружение войск, пересмотр уставов в сторону их упрощения и большего соответствия боевой обстановке. Улучшилось положение солдат, в частности, телесные наказания были оставлены только в дисциплинарных батальонах, а  возможности для коррупции в деле довольствия войск сокращались. Развитие получило дело обучения солдат грамоте.

Военные реформы сталкивались с преградами. Во-первых, постоянно чувствовался недостаток средств. Во-вторых, росла оппозиция мерам военного министерства, группировавшаяся вокруг фельдмаршала князя А.И. Барятинского и других влиятельных лиц. Помимо чисто военных аспектов, Милютин обвинялся в том, что из-за его реформ росло значение военно-бюрократического аппарата в ущерб строевым начальникам. Консерваторы видели в реформах еще один шаг к умалению значения дворянства, поскольку доступ к офицерскому званию все шире открывался лицам неблагородного происхождения.

Большое значение для военных реформ в России имела Франко-прусская война 1870-1871 годов, в ходе которой Пруссия наглядно продемонстрировала преимущества своей системы всеобщей воинской повинности. Встал вопрос о введении такой системы и в России.

Всеобщая воинская повинность была введена в России 1 января 1874 года. Отныне все мужчины, достигшие 21-летнего возраста, а не только представители податных сословий, были обязаны пройти службу в армии: 6 лет непосредственно в строю и 9 лет, числясь в запасе. От воинской повинности освобождались священнослужители, преподаватели государственных учебных заведений, пансионеры Императорской Академии художеств и ряд других лиц. Были предоставлены льготы по семейному положению и по образованию. Например, окончившие курс в университетах служили в рядах всего шесть месяцев, а окончившие курс гимназий — год и шесть месяцев.

Важнейшим преимуществом новой системы было формирование обученного резерва, который позволял в сжатые сроки развернуть из 736-тысячной армии мирного времени армию в 1,6 млн солдат. Если армия времен Крымской войны выставляла 29 дивизий, то новая армия выставляла 48 дивизий и имела потенциал к увеличению этого числа. Многие меры Милютина полностью оправдали себя в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, однако та же война показала ограниченность положительного эффекта от реформ.

Мобилизация русской армии перед войной не прошла гладко. Массу нареканий вызвало тыловое обеспечение войск и некомпетентность многих ответственных лиц, включая верховное командование. Качество вооружения русской армии уступало турецкому. Несмотря на эти недостатки, военная система, выработанная в ходе реформ, без коренных изменений просуществовала в России до 1917 года.

w.histrf.ru

Военная реформа Александра 2: причины, этапы и результаты

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

Причины военной реформы Милютина

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Причины военной реформы Милютина

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под  контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Военная реформа Александра 2

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Этапы военной реформы Алесандра 2

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

  • Гладкоствольное оружие заменено нарезным. Так, еще в 1865 году армия была вооружена капсульной винтовкой 1856 года выпуска. В 1868 году принимается на вооружение винтовка Бердана (меньший калибр). В результате, уже в войне 1877-1878 года с турками российская армия была полностью вооружена современным, на тот момент, огнестрельным оружием.
  • В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия: приняты более легкие и с лучшей скоро- и дальнострельностью пушки, например пушка Барановского или картечница Гатлинга.
  • 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый». Тем самым, началась замена парусников, которые были символом отсталости российского флота, на паровые судна.

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы

Таблица - военная реформа Александра 2

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

istoriarusi.ru

Военные реформы 1862-1874 годов в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПЛАН ВОЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

2. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ АРМИИ В 60-Е ГОДЫ

3. ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ

4. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК

5. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСК В 70-Е ГОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Первая половина XIX века характеризовалась всё усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений.

Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.

Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, всё это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти – армии.

Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление 100 тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы – Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более 50 тыс. пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала 300 шагов при весьма незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400–500 сажен.

В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численный состав её почти не изменялся в военное время, т.е. армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификой её комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в 25 лет. Призывной возраст от 20 до 35 лет. Ежегодный контингент рекрут составлял в среднем 80 тыс.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15–20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из «недорослей из дворян» , не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, т.е. призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушного манекена, лишённого какой-бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.

Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:

1. Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.

2. Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.

3. Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.

1. План военных преобразований

Нарастание революционной ситуации заставило царизм стать на путь отмены крепостного права и осуществить реформу 1861 года.

Отмена крепостного права знаменовала собою начало новой, буржуазной, эпохи в историческом развитии России. Несмотря на сохранение в значительной степени пережитков крепостничества, реформа создала условия для развития капитализма.

Введение земств, новых судебных учреждений, цензурная реформа, изменение университетского устава, реформа средней школы и, наконец, введение городских органов самоуправления – всё это и явилось той уступкой, которую царизм вынужден был сделать растущему движению народных масс.

Состояние армии также требовало коренного преобразования.

Отсталость военной организации, обнаружившаяся в период войны, с одной стороны, дальнейшее развитие военной техники – введение нарезного оружия, – с другой, и, наконец, общий рост вооружений главнейших европейских государств, – всё это вызывало необходимость изменения всей системы военного устройства и организации армии.

Летом 1855 года была создана комиссия «для улучшений по военной части» . Первым её председателем являлся гр. Ридигер, а после его смерти – преемник по командованию ген. Плаутин.

Перед комиссией были поставлены следующие задачи: изменить и упростить строевые уставы, улучшить вооружение, ввести в войсках занятия для физического развития солдат и офицеров, составить новую программу обучения войск в мирное время, изменить систему аттестации офицеров и установить новые принципы повышения их по службе.

15 января 1862 года военным министром Милютиным был представлен Александру II «всеподданнейший» доклад, содержавший в себе план преобразования армии, касавшийся буквально всех сторон её организации и устройства.

В области организации армии Милютин указывал на необходимость сокращения её в мирное время до минимума и создания условий для максимального развёртывания её во время войны. Ставя своей задачей накопление обученного людского запаса, военный министр предлагал сократить срок действительной службы путём увольнения солдат во временный отпуск на седьмом – восьмом году пребывания в армии.

В целях обеспечения армии на случай войны офицерским составом, предполагалось создание резерва бессрочноотпускных офицеров, получающих в мирное время определённое содержание. Для улучшения подготовки офицерского состава намечалось расширение сети корпусных и дивизионных юнкерских школ, а также изменение системы преподавания в кадетских корпусах.

Важное место в плане военных преобразований отводилось перевооружению армии, определявшему собою, в конечном счёте, как организацию войск, так и всю систему боевой подготовки. В докладе указывалось на необходимость скорейшего обеспечения как пехоты, так и артиллерии новыми видами вооружения. Вместе с тем отмечалась настоятельная потребность развития отечественной военной промышленности, дабы избежать зависимости от заграницы.

Боевая подготовка войск должна была включать в себя лишь те знания, которые необходимы на войне. При этом большое внимание уделялось развитию физических качеств солдата, а также распространению грамотности, что являлось крайне важным в условиях быстрого роста военной техники.

Переходя к вопросу реорганизации центрального военного управления, Милютин указывал на необходимость децентрализации его. С этой целью предполагалось создание военных округов, сосредоточивающих в своих руках все командные и административно-хозяйственные функции. Военное министерство сохраняло за собой лишь общее руководство.

В связи с организацией военных округов предполагалось упразднение армейских корпусов. Высшей тактической единицей должна была являться дивизия.

Наряду с созданием местных органов военного управления намечалась реорганизация и Военного министерства.

Все эти преобразования были утверждены Александром II и положены в основу реорганизации армии.

Анализируя план военных преобразований, необходимо сделать следующие выводы:

1. Военные реформы вызывались необходимостью укрепить армию, призванную обеспечивать господство эксплуататорских классов внутри страны в новых исторических условиях, а также выполнять внешнеполитические задачи царизма.

2. Необходимость преобразований обусловливалась также быстрым развитием военной техники (введение нарезного оружия, изобретение оружия, заряжающегося с казённой части) . Это требовало приведения вооружения армии в соответствие с уровнем техники военного дела, что было особенно важно в связи с ростом милитаризма в Европе.

3. Объективный смысл плана военных преобразований заключался в стремлении реорганизовать вооружённые силы России в массовую буржуазную армию. Вместе с тем план военных преобразований сохранял ряд принципов военно-феодального устройства (комплектование армии путём рекрутских наборов и др.) , что являлось неизбежным в условиях существования самодержавно-дворянского государства.

2. Реформы в области организации управления и комплектования армии в 60-е годы

Преобразования в области организации армии в 60-е годы заключались в стремлении сократить численный состав войск в мирное время и создать условия для максимального развёртывания вооружённых сил во время войны, не прибегая при этом к формированию новых тактических единиц.

В соответствии с этой задачей была принята новая организация армии. Вся пехота по этой организации состояла из 47 дивизий (вместо 28 в прошлом) , дивизии – из 4-х полков, полки из трёх батальонов, каждый батальон из 5 рот – четырёх линейных и одной стрелковой. В военное время численность батальона определялась в 900 рядовых в строю. Для мирного времени устанавливалось три штатных состава: усиленный – 680 рядовых в батальоне, обыкновенный – мирный – 500 рядовых и кадровый – 320 рядовых.

Число артиллерийских бригад также увеличивалось с 28 до 47. Каждая артиллерийская бригада состояла из 3-х батарей, численный состав которых изменялся так же, как и в пехоте.

Кавалерия по новой организации войск состояла из 56 полков, составлявших 10 кавалерийских дивизий.

В результате новой организации войск численность вооружённых сил к 1-му января 1868 года составляла по штатам мирного времени 726 тысяч человек, а по штатам военного – 1154000 человек.

Для развёртывания армии в случае войны имелся обученный людской запас в составе 500 тысяч человек, образовавшийся за счёт увольнения во временные отпуска солдат на 5 – 6 году службы.

Таким образом, новая система организации армии создавала условия для некоторого развёртывания её во время войны, не прибегая при этом к формированию новых тактических единиц.

В результате военно-окружной реформы, осуществлённой в 1864 году, было создано 15 военных округов, сосредоточивших в себе все командные и военно-административные функции в отношении войск, расположенных в определённом районе.

Наряду с созданием местных органов военного управления проводилась и реорганизация Военного министерства, закончившаяся в 1868 году. В результате этой реформы Военное министерство концентрировало в своих руках все командные, военно-административные и хозяйственные функции по отношению ко всем сухопутным военным силам. Как специальные рода войск, так и военно-учебные заведения, не подчинявшиеся ранее Министерству, были переданы целиком в его ведение.

В результате осуществлённой реформы был сокращён аппарат Министерства и значительно уменьшена переписка. Благодаря созданию военных округов за Военным министерством оставалось лишь общее руководство и контроль за деятельностью местных органов военного управления.

Военно-судебная реформа, осуществлённая во второй половине 60-х годов, вводила новые принципы буржуазного судопроизводства в армии (гласность, состязательность процесса и т.д.) .

Если по военно-судебному уставу военный суд предназначался в мирное время для рассмотрения дел военнослужащих, то вскоре, в страхе перед растущим революционным движением, правительство передало в ведение его и дела по так называемым государственным преступлениям.

3. Перевооружение армии

Период перевооружения армии можно разделить на два этапа: первый, примерно до 1866 года, когда происходила замена гладкоствольного вооружения нарезным, заряжающимся с дула, и второй этап – с 1866 года, характеризовавшийся введением нарезного, заряжающегося с казённой части вооружения.

В области стрелкового вооружения с 1866 года производилась переделка существовавших винтовок и изготовление новых по различным системам (Терри-Нормана, Карле, Крнка) . Снабжение армии новыми винтовками осуществлялось крайне медленно вследствие слабого развития отечественных заводов и отсутствия средств для приобретения оружия за границей.

Лишь в начале 70-х годов армия оказалась снабжённой заряжающимися с казны винтовками.

В конце 60-х годов была принята на вооружение скорострельная винтовка так называемой системы Бердана, фактически сконструированная русскими офицерами Горловым и Ганиусом и именовавшаяся в Америке «русской винтовкой» . Только с 1872 года на отечественных заводах было приступлено к освоению этой системы оружия.

С 1866 года происходит перевооружение артиллерии как полевой, так и тяжёлой, новыми орудиями, заряжающимися с казённой части.

Разработанные русскими учёными артиллеристами Маиевским, Гадолиным, Калакуцким, Лавровым системы артиллерийских орудий и снарядов к ним не только не уступали иностранным, но значительно превосходили их.

Перевооружение армии продолжалось более 20 лет и не было закончено к началу русско-турецкой войны. Это объяснялось в первую очередь экономической отсталостью самодержавно-дворянского государства, а также неспособностью его организовать казённую военную промышленность на новых началах вольнонаёмного труда.

4. Изменения в области боевой подготовки войск

Система обучения войск не была подчинена задачам подготовки армии к действиям в боевой обстановке, а, наоборот, всё внимание сосредоточивалось на усвоении положений линейной тактики, рассчитанной на внешний эффект, необходимый на смотрах и парадах. Умение чётко маршировать, идеально выполнять ружейные приёмы – к этому, собственно, сводилась подготовка одиночного бойца.

Особое значение придавалось внешнему единству действий отдельных частей и соединений. Равнение как на месте, так и на марше, слаженное выполнение команд – таковы основные требования, предъявлявшиеся к командирам отдельных частей в области обучения вверенных им войск.

Вся эта система боевой и тактической подготовки обнаружила в период Крымской войны свою полную несостоятельность.

Изменение системы вооружения и обусловило необходимость введения иных принципов боевой подготовки войск.

Обучение войск в условиях, близких к боевым, производство манёвров, практические стрельбы, ознакомление пехоты и артиллерии с сапёрными работами, развитие физических качеств солдата, распространение грамотности – всё это характеризовало новую систему боевой подготовки.

В соответствии с этим были изменены и строевые уставы, в которых серьёзное внимание уделялось одиночной подготовке бойца.

Таким образом, реформы 60-х – 70-х годов в области обучения войск существенно изменили весь характер боевой подготовки армии.

Однако и эта новая система содержала в себе серьёзные недостатки. Основным недостатком являлось несоответствие тактических принципов уровню развития огнестрельного оружия; это находило своё выражение главным образом в сохранении сомкнутого строя в пехоте, в игнорировании действий кавалерии в спешенном строю, а также в недостаточном использовании возможностей новых видов вооружения (недооценка скорострельности оружия и стрельбы на дальнее расстояние) .

Кроме того, финансовое состояние самодержавного государства также служило серьёзным препятствием в обучении войск (отсутствие средств на проведение артиллерийских стрельб, лагерных сборов, манёвров, недостаточное количество казарменных помещений) .

Анализ преобразований в области боевой подготовки со всей ясностью обнаруживает крупные недостатки новой системы обучения войск, непреодолимых в обстановке того времени.

5. Реформы в области организации и комплектования войск в 70-е годы

1 января 1874 года был издан закон о введении всесословной воинской повинности. Закон этот являлся одной из наиболее последовательных буржуазных реформ, осуществлённых в период 60-х –70-х годов.

Инициатива введения всесословной воинской повинности принадлежала П. А. Валуеву, подавшему Александру II об этом специальную записку в октябре 1870 года.

Распространение обязательной военной службы на все сословия ликвидировало привилегию дворянства, дарованную ему манифестом Петра III в 1762 г., и уничтожило право откупаться от военной службы.

Устав о воинской повинности в основном правильно решал вопрос комплектования войск, обеспечивая рост обученных людских резервов и создавая тем самым условия для превращения вооружённых сил России в современную массовую армию буржуазного типа.

Вместе с тем закон о всесословной воинской повинности, предоставляя широкие льготы по образованию, стимулировал развитие начального обучения, а также способствовал увеличению числа лиц, оканчивавших средние и высшие учебные заведения. Всё это соответствовало интересам буржуазного развития страны.

Введение всесословной воинской повинности имело большое положительное значение.

Заключение

Русско-турецкая война 1877–78 гг. явилась серьёзной проверкой осуществлённых преобразований армии, обнаружив как сильные, так и слабые их стороны.

Она обнаружила ограниченные возможности новой организации войск – недостаток обученного людского запаса, вследствие чего дальнейшее усиление вооружённых сил являлось невозможным. Организация резервных войск, принятая на Секретном совещании 1873 года, определившая назначение этих войск лишь для несения тыловой службы, обнаружила свою полную несостоятельность.

В вооружении армии также имелись серьёзные дефекты. Преобладающее большинство пехотных дивизий было вооружено винтовками системы Крнка, обладавшими недостаточной дальностью действия, а также плохой экстракцией. Полевая артиллерия вовсе не имела на вооружении дальнобойных орудий.

Почти полное отсутствие на вооружении кавалерии огнестрельного оружия, а также игнорирование ею действий в пешем строю значительно снижало боевые качества кавалерийских частей.

Наконец, война обнаружила слабое взаимодействие отдельных родов оружия, что явилось результатом отсутствия в мирное время армейских корпусов, сформированных лишь в период мобилизации.

В результате опыта войны в первые годы по её окончании был произведён в армии ряд дальнейших преобразований: изменена организация резервных войск, пересмотрены строевые уставы, осуществлено вооружение полевой артиллерии дальнобойными орудиями, а также закончено снабжение пехоты винтовками, так называемой системы Бердана. Однако опыт войны всё же учтён полностью не был.

Таковы результаты исследования вопроса о состоянии русской армии в период 1860 – 1870 годов.

Список литературы

1. Леонов, Харичкин. Военные реформы в истории Российского государства (XIX–начало XX века) : опыт и уроки. Выпуск 3. М., 1994

2. Зайончковский. Военные реформы 1860 – 1870 годов в России. М.: МГУ, 1952

studyport.ru

Глава 2. Военная реформа 1862-1874 гг.

Цели военной реформы Милютина заключались в том, чтобы превратить русскую армию в массовую, оснащенную современными средствами вооруженной борьбы, сделав ее надежной опорой государства, но при этом обеспечить максимальное сокращение военного бюджета. Постановка таких двух противоречащих друг другу задач создала огромные трудности при их решении.

Военная реформа Милютина была практически первой после военной реформы Петра I и вполне успешной «именной» военной реформой, имевшей свое воплощение в личности военного министра, который ее задумал, организовал и исполнил, правда, как всегда в нашей истории, не полностью и не до конца.

Сам Милютин, бесспорно, имел огромный профессиональный, интеллектуальный и моральный авторитет в армии и обществе. Это был человек известный и уважаемый в армии, успешно воевавший, написавший прекрасные и признанные обществом и офицерским корпусом России труды по военной истории и статистике, кристально честный, сделавший блестящую военную карьеру своим ратным трудом и при этом обладавший выдающимися организаторскими способностями.

Когда Милютин был представлен императору, они беседовали о реформе несколько часов и это был разговор двух высоких военных профессионалов и истинных патриотов России, который велся на одном языке, при полном и глубоком знании, взаимном понимании предмета обсуждения. После этого Дмитрий Алексеевич был назначен военным министром и уже через два месяца представил Александру II разработанный полный проект военной реформы. Военная реформа Милютина осуществлялась гласно, то есть все шаги Военного министерства освещались в печати, обсуждались и корректировались.

15 января 1862 года – день представления программы царю – является началом проведения военной реформы. Введение 1 января 1874 года всесословной воинской повинности ее завершило.

Важнейшими изменениями после проведения военной реформы Д.А.Милютина стали следующие:

1. Произошла реорганизация системы органов военного управления. Общая цель изменения структуры центрального органа управления – Военного министерства, по словам Милютина, «состояла в том, чтобы привести все здание в стройный вид и упростить весь сложный механизм его, а для этого признано было полезным слить вместе части однородные по кругу действий и уничтожить лишние наросты, которые в течение времени образовались более или менее случайно, без всякого плана».

2. Была введена военно-окружная система военного управления - 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий. Ему подчинялись все воинские части и учреждения, расположенные на территории округа. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления, создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, в разы сокращались сроки мобилизации. В условиях России с ее огромной территорией это имело большое значение.

Создание военно-окружных управлений дало возможность сосредоточить в Военном министерстве лишь общее руководство и контроль над деятельностью войсковых частей на территории округов. Система управления приблизилась к войскам, стала более гибкой.

Подобным же образом немного ранее претерпела существенные преобразования и структура управления военно-морским флотом.

3. Одновременно с реорганизацией органов военного управления проводилась работа по сокращению армии и ее реорганизации с целью уменьшения расходов на ее содержание. При этом учитывались возможности страны по развертыванию армии в военное время, возможности вероятных противников России (Франции, Австрии, Пруссии) и необходимость обороны границ страны на востоке, в Средней Азии и Закавказье. В течение семи лет (1863–1869) в области организации армии была создана такая система, которая позволяла в случае войны увеличивать численность войск, не прибегая к формированию новых частей и соединений. Однако она себя не оправдала.

4. В конце 1870 года для разработки новой системы комплектования вооруженных сил была создана специальная комиссия. В ее состав вошли представители различных министерств и ведомств – военного, морского, внутренних дел, финансов, просвещения и других. Председателем комиссии являлся начальник Главного штаба генерал Гейден, общее руководство работой осуществлял военный министр Милютин.

Разработанный комиссией проект Устава о воинской повинности в декабре 1873 года был рассмотрен на общем собрании Государственного совета. Его обсуждение проходило в условиях ожесточенной борьбы. Некоторые из членов совета считали военную реформу преждевременной, другие требовали привилегий для лиц определенных категорий. Александр II еще до обсуждения проекта устава в беседе с Милютиным отметил, что «есть сильная оппозиция новому закону, многие пугаются, видят в нем демократизацию армии».

И все же 1 (13) января 1874 года устав был утвержден императором. В России ввели всеобщую воинскую повинность. Уставом впервые определялось, что защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного, что все мужское население, достигшее 21 года, без различия сословий подлежит воинской повинности. Хочу напомнить: еще в 1798 году всеобщая воинская повинность была закреплена законом во Франции, затем в Пруссии, Австро-Венгрии, Италии и других странах.

5. Осуществлена военно-судебная реформа и уничтожена система телесных наказаний солдат.

6. Началось перевооружение армии и флота. С 1867 года артиллерийский парк заменялся новыми нарезными, заряжающимися с казны орудиями, в 1868 и 1870 годах приняты на вооружение винтовки Бердана (№ 1 – для пехоты и № 2 – для кавалерии и казачьих войск). В 1876-м утверждается принципиально новая кораблестроительная программа, предусматривавшая строительство броненосного флота. Корабли оснащаются новыми образцами артиллерийского, минного и торпедного оружия.

7. Введены серьезные изменения в систему боевой подготовки и расквартирования войск (физическая подготовка солдат, саперное дело, обучение грамоте, расселение в гарнизонах в специально построенных казармах, созданы учебные подразделения для подготовки унтер-офицеров в частях, введен принцип «учить солдата тому, что необходимо на войне»), они получают новую форму одежды.

8. Осуществлена реформа военного образования.

К началу 1860-х годов в России существовало четыре военных академии – Николаевская Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная, Медико-хирургическая. В 1867 году открыта Военно-юридическая.

Многие из существовавших кадетских корпусов, а их насчитывалось более 20, преобразованы в военные гимназии. После военных гимназий военное специальное образование продолжалось в военных училищах. В январе 1863 года военно-учебные заведения передаются в ведение Военного министерства, в составе которого было образовано Главное управление военно-учебных заведений.

Однако военные училища не смогли обеспечить потребности в офицерских кадрах, поэтому с осени 1864 года создаются юнкерские училища с более короткими сроками обучения. К середине 1870-х годов их количество достигло 17. Они вполне обеспечили потребности армии в офицерах. Общая численность выпускников военно-учебных заведений увеличилась с 389 в 1865-м до 3270 в 1873-м, то есть почти в десять раз. Таким образом, приток в войска офицеров из дворян, не имеющих образования, был остановлен.

Реформировалось военное образование более 15 лет.

studfile.net

Военные реформы 1862 – 1874 гг.

Количество просмотров публикации Военные реформы 1862 – 1874 гг. - 965

Городская реформа 1870 года

Проведение реформы было вызвано бедностью большинства городов. Большая часть средств городов шла на содержание полиции, воинских частей, оплату жалованья чиновникам, содержание административных зданий. На благоустройство городов затрачивались ничтожные суммы. Города мало походили на культурные центры. Органы городского управления работали неудовлетворительно, они не имели денег на решение вопросов благоустройства городов. Проект городской реформы, как и проекты других реформ, был предложен на обсуждение общества. В 1870 ᴦ. издано Городовое положение – закон, на базе которого была реформирована система городского самоуправления (при Екатеринœе II в 1785 ᴦ. по Жалованной грамоте дворянству создана система городского самоуправления).

Цель реформы: - создание новой системы городского самоуправления;

- привлечь к решению хозяйственных проблем городов предпринимателœей;

- благоустройство городов.

Принципыпроведения реформы – всœесословность и выборность (как и земской).

По городской реформе были созданы всœесословные выборные органы городского самоуправления.

Городской голова Председатель думы и управы
Городская управа (2-3 чел.) Исполнительный орган (постоянно действующий
Городская дума (всœе гласные) Распорядительный орган (собирался раз в год)

Избирательное право: в число избирателœей входили лишь лица, платившие налоги с недвижимости и торгово-промышленной деятельности. Все налогоплательщики делились на три курии: крупных налогоплательщиков, средних и мелких налогоплательщиков. Избирательные права не получили женщины, рабочие, интеллигенция, чиновники, ᴛ.ᴇ. всœе те, кто не имел в городе своего дома или крупного дохода от торгово-предпринимательской деятельности.

В городских думах и управах преобладали купцы 1 и 2 гильдий.

Городские думы и управы занимались хозяйственной деятельностью. Οʜᴎ решали проблемы благоустройства городов: содержали улицы (мостили, освещали, озелœеняли, чистили), сады, прокладывали водопроводы, сточные трубы, строили мосты, здания бирж, вокзалов, театров, школ, больниц, музеев, благотворительных заведений, содержали местное управление, полицию, пожарную часть, тюрьмы, дома предварительного заключения.

Средства: думы обладали правом облагать налогом торговлю, промышленность, трактиры, постоялые дворы, аукционы, доходные дома.

Не был создан центральный выборный орган, который руководил бы деятельностью городских дум. Думы не могли обмениваться своим опытом. Деловые контакты между ними запрещались. Наиболее слабым местом этой реформы была избирательная система. Она была скопирована с прусской системы.

Городские думы и управы содействовали благоустройству городов (см. функции и цели).

Участие купечества в городском самоуправлении способствовало развитию благотворительности. На пожертвования купцов строились больницы, школы, богадельни, приюты.

Причины: - поражение России в Крымской войне 1853-1856 гᴦ.

- отмена крепостного права

- отсталость военной системы

- нехватка средств на содержание армии (Крымская война привела к финансовому кризису).

Правительство не располагало средствами на реформирование армии сразу после Крымской войны. С 1861 по 1881 ᴦ. военноеминистерство возглавлял Дмитрий Алексеевич Милютин, человек огромного благородства, честности, порядочности, высокой образованности. Он был инициатором военных реформ, под его руководством они и были проведены.

Задачи военных реформ: - создание современной массовой боеспособной армии

- сокращение численности армии в мирное время и создание обученного военного запаса - резерва.

- реорганизация подготовки офицерского состава

- создание новой структуры управления армией

- сокращение расходов на содержание армии

- перевооружение армии

- создание новой системы комплектования армии

- ликвидация сословного характера русской армии

Мероприятия:

1857 ᴦ. ликвидированы военные посœедения.

1863-1866 гᴦ.: реформа военно-учебных заведений: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии, созданы военные училища, юнкерские училища. Создание юнкерских училищ открывало возможность недворянам получить офицерские чины.

1867 ᴦ. – принят военно-судебный устав.

- отменены телœесные наказания шпицрутенами и плетьми, но оставлено наказание розгами для штрафников.

- с 60-х гᴦ. шло перевооружение армии: гладкоствольное оружие заменялось нарезным На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Стальные нарезные орудия. Строился паровой флот

- в 1874 ᴦ. отменена рекрутская система набора в армию и введена всœеобщая воинская повинность с 20 летбез различия сословий, сокращен срок службы:в армии – до 6 лет (9 лет запаса), на флоте – 7 лет (3 года запаса). Введены льготы по призыву в армию: А). по образованию: с высшим служили 0, 5 ᴦ., со средним – 1,5, с начальным – 4 года. Б). по семейному положению: не забирали в армию единственного сына, в случае если один сын служил, то остальные сыновья не служили, не служил старший сын-кормилец при малолетних детях. С). по состоянию здоровья. От воинской повинности освобождались духовные лица всœех вероисповеданий Всеобщая воинская повинность была уже введена во многих европейских странах

- Реорганизована система военного управления в 1864 ᴦ. . Страна была разделœена на 15 военных округов каждый со своим управлением. Военно-окружная система позволила ликвидировать излишнюю централизацию в управлении, повысила оперативность в управлении, сокращала сроки мобилизации в армию.

Военные реформы сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. При этом результаты этих реформ сказались не сразу.

referatwork.ru

Военные реформы 1862-1874 годов в России - ИСТОРИЯ - РЕФЕРАТЫ - Каталог файлов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПЛАН ВОЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

2. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ АРМИИ В 60-Е ГОДЫ

3. ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ

4. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК

5. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСК В 70-Е ГОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

Первая половина XIX века характеризовалась всё усиливавшимся кризисом феодально-крепостнической системы в результате развития в недрах её новых капиталистических отношений.

Этот процесс разложения феодально-крепостнической системы обусловливал рост классовых противоречий и возникновение новой буржуазной идеологии.

Боязнь революционного взрыва и стремление упрочить систему государственного управления вызывали необходимость отдельных мелких реформ, рассчитанных на сохранение основ феодально-крепостнического строя. Мероприятия эти обусловливались также и экономическими изменениями, происходившими под влиянием развития капитализма.

Однако эти незначительные реформы не могли внести какие-либо существенные изменения в условиях кризиса всей системы феодально-крепостнического государства.

В области внешней политики царизм выступал в роли всеевропейского жандарма, ставя своей задачей сохранить феодально-крепостнические порядки и в Западной Европе.

Отсталость крепостнической экономики, загнивание всей системы самодержавно-дворянского государства в целом, всё это обусловливало состояние одного из основных орудий государственной власти – армии.

Снабжение войск стрелковым оружием осуществлялось тремя заводами: Тульским, Сестрорецким и Ижевским, производительность которых была рассчитана на изготовление 100 тысяч ружей в год. Вследствие примитивного оборудования этих заводов и низкой производительности крепостного труда изготовлялось в среднем лишь 52000 ружей. Не в лучшем состоянии находилось и производство пороха. Пороховые заводы – Казанский, Охтенский и Шостенский изготовляли ежегодно немногим более 50 тыс. пудов пороха, что составляло около 50% их производственных возможностей.

Стрелковое вооружение состояло почти исключительно из гладкоствольных ударных и кремневых ружей. Дальность стрельбы из этих ружей не превышала 300 шагов при весьма незначительной точности попадания.

Вооружение артиллерии состояло из гладкоствольных, заряжающихся с дула пушек, чугунных и медных. Прицельная дальность из орудий как полевой, так и тяжёлой артиллерии не превышала 400–500 сажен.

В силу этого вооружение армии было крайне несовершенным и недостаточным в количественном отношении.

К началу 50-х годов русская армия состояла и регулярных и иррегулярных войск, общей численностью в 1084700 человек.

Особенность дореформенной армии заключалась в том, что численный состав её почти не изменялся в военное время, т.е. армия не имела возможностей для развёртывания во время войны; это объяснялось спецификой её комплектования.

Комплектование армии рядовым составом производилось по рекрутскому уставу 1831 г. Военная служба являлась обязательной лишь для податных сословий. Срок службы был установлен в 25 лет. Призывной возраст от 20 до 35 лет. Ежегодный контингент рекрут составлял в среднем 80 тыс.

Рекруты, зачисленные в армию, освобождались от крепостной зависимости. Следовательно, в условиях существования крепостного права нельзя было увеличить количество призываемых и создать кадры обученного запаса.

С 1834 года солдаты, прослужившие в армии 15–20 лет, увольнялись во временные отпуска, что имело своей целью обеспечить развёртывание армии в случае войны. Однако эта мера не принесла каких-либо существенных результатов.

Комплектование армии офицерами производилось из числа окончивших кадетские корпуса и специальные военные училища, из «недорослей из дворян» , не получивших никакого образования и поступавших в армию добровольно юнкерами, и унтер-офицеров общих сроков службы, т.е. призываемых по рекрутскому набору.

Всё обучение характеризовалось подготовкой войск к смотрам и парадам, а не к действиям на войне. Боевая подготовка осуществлялась в духе прусской фронтовой муштры, ставившей своей задачей превращение солдата в бездушного манекена, лишённого какой-бы то ни было инициативы и способного лишь механически выполнять команду начальства.

Эта система обучения войск целиком соответствовала классовым интересам феодально-крепостнического государства в период его разложения.

Анализируя состояние русской армии накануне реформ можно сделать следующие выводы:

1. Отсталость феодально-крепостнической экономики обусловливала несовершенство вооружения русской армии.

2. Недостатки комплектования, методов обучения войск и организации армии, также определялись всей системой феодально-крепостнического государства, и никакие, даже частные, улучшения не были возможны в условиях существования этой системы.

3. Общее состояние армии отражало в себе, как в фокусе, процесс загнивания всей системы самодержавно-крепостнического государства.

1. План военных преобразований

Нарастание революционной ситуации заставило царизм стать на путь отмены крепостного права и осуществить реформу 1861 года.

Отмена крепостного права знаменовала собою начало новой, буржуазной, эпохи в историческом развитии России. Несмотря на сохранение в значительной степени пережитков крепостничества, реформа создала условия для развития капитализма.

Введение земств, новых судебных учреждений, цензурная реформа, изменение университетского устава, реформа средней школы и, наконец, введение городских органов самоуправления – всё это и явилось той уступкой, которую царизм вынужден был сделать растущему движению народных масс.

Состояние армии также требовало коренного преобразования.

Отсталость военной организации, обнаружившаяся в период войны, с одной стороны, дальнейшее развитие военной техники – введение нарезного оружия, – с другой, и, наконец, общий рост вооружений главнейших европейских государств, – всё это вызывало необходимость изменения всей системы военного устройства и организации армии.

Летом 1855 года была создана комиссия «для улучшений по военной части» . Первым её председателем являлся гр. Ридигер, а после его смерти – преемник по командованию ген. Плаутин.

Перед комиссией были поставлены следующие задачи: изменить и упростить строевые уставы, улучшить вооружение, ввести в войсках занятия для физического развития солдат и офицеров, составить новую программу обучения войск в мирное время, изменить систему аттестации офицеров и установить новые принципы повышения их по службе.

15 января 1862 года военным министром Милютиным был представлен Александру II «всеподданнейший» доклад, содержавший в себе план преобразования армии, касавшийся буквально всех сторон её организации и устройства.

В области организации армии Милютин указывал на необходимость сокращения её в мирное время до минимума и создания условий для максимального развёртывания её во время войны. Ставя своей задачей накопление обученного людского запаса, военный министр предлагал сократить срок действительной службы путём увольнения солдат во временный отпуск на седьмом – восьмом году пребывания в армии.

В целях обеспечения армии на случай войны офицерским составом, предполагалось создание резерва бессрочноотпускных офицеров, получающих в мирное время определённое содержание. Для улучшения подготовки офицерского состава намечалось расширение сети корпусных и дивизионных юнкерских школ, а также изменение системы преподавания в кадетских корпусах.

Важное место в плане военных преобразований отводилось перевооружению армии, определявшему собою, в конечном счёте, как организацию войск, так и всю систему боевой подготовки. В докладе указывалось на необходимость скорейшего обеспечения как пехоты, так и артиллерии новыми видами вооружения. Вместе с тем отмечалась настоятельная потребность развития отечественной военной промышленности, дабы избежать зависимости от заграницы.

Боевая подготовка войск должна была включать в себя лишь те знания, которые необходимы на войне. При этом большое внимание уделялось развитию физических качеств солдата, а также распространению грамотности, что являлось крайне важным в условиях быстрого роста военной техники.

Переходя к вопросу реорганизации центрального военного управления, Милютин указывал на необходимость децентрализации его. С этой целью предполагалось создание военных округов, сосредоточивающих в своих руках все командные и административно-хозяйственные функции. Военное министерство сохраняло за собой лишь общее руководство.

В связи с организацией военных округов предполагалось упразднение армейских корпусов. Высшей тактической единицей должна была являться дивизия.

Наряду с созданием местных органов военного управления намечалась реорганизация и Военного министерства.

Все эти преобразования были утверждены Александром II и положены в основу реорганизации армии.

Анализируя план военных преобразований, необходимо сделать следующие выводы:

1. Военные реформы вызывались необходимостью укрепить армию, призванную обеспечивать господство эксплуататорских классов внутри страны в новых исторических условиях, а также выполнять внешнеполитические задачи царизма.

2. Необходимость преобразований обусловливалась также быстрым развитием военной техники (введение нарезного оружия, изобретение оружия, заряжающегося с казённой части) . Это требовало приведения вооружения армии в соответствие с уровнем техники военного дела, что было особенно важно в связи с ростом милитаризма в Европе.

3. Объективный смысл плана военных преобразований заключался в стремлении реорганизовать вооружённые силы России в массовую буржуазную армию. Вместе с тем план военных преобразований сохранял ряд принципов военно-феодального устройства (комплектование армии путём рекрутских наборов и др.) , что являлось неизбежным в условиях существования самодержавно-дворянского государства.

2. Реформы в области организации управления и комплектования армии в 60-е годы

Преобразования в области организации армии в 60-е годы заключались в стремлении сократить численный состав войск в мирное время и создать условия для максимального развёртывания вооружённых сил во время войны, не прибегая при этом к формированию новых тактических единиц.

В соответствии с этой задачей была принята новая организация армии. Вся пехота по этой организации состояла из 47 дивизий (вместо 28 в прошлом) , дивизии – из 4-х полков, полки из трёх батальонов, каждый батальон из 5 рот – четырёх линейных и одной стрелковой. В военное время численность батальона определялась в 900 рядовых в строю. Для мирного времени устанавливалось три штатных состава: усиленный – 680 рядовых в батальоне, обыкновенный – мирный – 500 рядовых и кадровый – 320 рядовых.

Число артиллерийских бригад также увеличивалось с 28 до 47. Каждая артиллерийская бригада состояла из 3-х батарей, численный состав которых изменялся так же, как и в пехоте.

Кавалерия по новой организации войск состояла из 56 полков, составлявших 10 кавалерийских дивизий.

В результате новой организации войск численность вооружённых сил к 1-му января 1868 года составляла по штатам мирного времени 726 тысяч человек, а по штатам военного – 1154000 человек.

Для развёртывания армии в случае войны имелся обученный людской запас в составе 500 тысяч человек, образовавшийся за счёт увольнения во временные отпуска солдат на 5 – 6 году службы.

Таким образом, новая система организации армии создавала условия для некоторого развёртывания её во время войны, не прибегая при этом к формированию новых тактических единиц.

В результате военно-окружной реформы, осуществлённой в 1864 году, было создано 15 военных округов, сосредоточивших в себе все командные и военно-административные функции в отношении войск, расположенных в определённом районе.

Наряду с созданием местных органов военного управления проводилась и реорганизация Военного министерства, закончившаяся в 1868 году. В результате этой реформы Военное министерство концентрировало в своих руках все командные, военно-административные и хозяйственные функции по отношению ко всем сухопутным военным силам. Как специальные рода войск, так и военно-учебные заведения, не подчинявшиеся ранее Министерству, были переданы целиком в его ведение.

В результате осуществлённой реформы был сокращён аппарат Министерства и значительно уменьшена переписка. Благодаря созданию военных округов за Военным министерством оставалось лишь общее руководство и контроль за деятельностью местных органов военного управления.

Военно-судебная реформа, осуществлённая во второй половине 60-х годов, вводила новые принципы буржуазного судопроизводства в армии (гласность, состязательность процесса и т.д.) .

Если по военно-судебному уставу военный суд предназначался в мирное время для рассмотрения дел военнослужащих, то вскоре, в страхе перед растущим революционным движением, правительство передало в ведение его и дела по так называемым государственным преступлениям.

3. Перевооружение армии

Период перевооружения армии можно разделить на два этапа: первый, примерно до 1866 года, когда происходила замена гладкоствольного вооружения нарезным, заряжающимся с дула, и второй этап – с 1866 года, характеризовавшийся введением нарезного, заряжающегося с казённой части вооружения.

В области стрелкового вооружения с 1866 года производилась переделка существовавших винтовок и изготовление новых по различным системам (Терри-Нормана, Карле, Крнка) . Снабжение армии новыми винтовками осуществлялось крайне медленно вследствие слабого развития отечественных заводов и отсутствия средств для приобретения оружия за границей.

Лишь в начале 70-х годов армия оказалась снабжённой заряжающимися с казны винтовками.

В конце 60-х годов была принята на вооружение скорострельная винтовка так называемой системы Бердана, фактически сконструированная русскими офицерами Горловым и Ганиусом и именовавшаяся в Америке «русской винтовкой» . Только с 1872 года на отечественных заводах было приступлено к освоению этой системы оружия.

С 1866 года происходит перевооружение артиллерии как полевой, так и тяжёлой, новыми орудиями, заряжающимися с казённой части.

Разработанные русскими учёными артиллеристами Маиевским, Гадолиным, Калакуцким, Лавровым системы артиллерийских орудий и снарядов к ним не только не уступали иностранным, но значительно превосходили их.

Перевооружение армии продолжалось более 20 лет и не было закончено к началу русско-турецкой войны. Это объяснялось в первую очередь экономической отсталостью самодержавно-дворянского государства, а также неспособностью его организовать казённую военную промышленность на новых началах вольнонаёмного труда.

4. Изменения в области боевой подготовки войск

Система обучения войск не была подчинена задачам подготовки армии к действиям в боевой обстановке, а, наоборот, всё внимание сосредоточивалось на усвоении положений линейной тактики, рассчитанной на внешний эффект, необходимый на смотрах и парадах. Умение чётко маршировать, идеально выполнять ружейные приёмы – к этому, собственно, сводилась подготовка одиночного бойца.

Особое значение придавалось внешнему единству действий отдельных частей и соединений. Равнение как на месте, так и на марше, слаженное выполнение команд – таковы основные требования, предъявлявшиеся к командирам отдельных частей в области обучения вверенных им войск.

Вся эта система боевой и тактической подготовки обнаружила в период Крымской войны свою полную несостоятельность.

Изменение системы вооружения и обусловило необходимость введения иных принципов боевой подготовки войск.

Обучение войск в условиях, близких к боевым, производство манёвров, практические стрельбы, ознакомление пехоты и артиллерии с сапёрными работами, развитие физических качеств солдата, распространение грамотности – всё это характеризовало новую систему боевой подготовки.

В соответствии с этим были изменены и строевые уставы, в которых серьёзное внимание уделялось одиночной подготовке бойца.

Таким образом, реформы 60-х – 70-х годов в области обучения войск существенно изменили весь характер боевой подготовки армии.

Однако и эта новая система содержала в себе серьёзные недостатки. Основным недостатком являлось несоответствие тактических принципов уровню развития огнестрельного оружия; это находило своё выражение главным образом в сохранении сомкнутого строя в пехоте, в игнорировании действий кавалерии в спешенном строю, а также в недостаточном использовании возможностей новых видов вооружения (недооценка скорострельности оружия и стрельбы на дальнее расстояние) .

Кроме того, финансовое состояние самодержавного государства также служило серьёзным препятствием в обучении войск (отсутствие средств на проведение артиллерийских стрельб, лагерных сборов, манёвров, недостаточное количество казарменных помещений) .

Анализ преобразований в области боевой подготовки со всей ясностью обнаруживает крупные недостатки новой системы обучения войск, непреодолимых в обстановке того времени.

5. Реформы в области организации и комплектования войск в 70-е годы

1 января 1874 года был издан закон о введении всесословной воинской повинности. Закон этот являлся одной из наиболее последовательных буржуазных реформ, осуществлённых в период 60-х –70-х годов.

Инициатива введения всесословной воинской повинности принадлежала П. А. Валуеву, подавшему Александру II об этом специальную записку в октябре 1870 года.

Распространение обязательной военной службы на все сословия ликвидировало привилегию дворянства, дарованную ему манифестом Петра III в 1762 г., и уничтожило право откупаться от военной службы.

Устав о воинской повинности в основном правильно решал вопрос комплектования войск, обеспечивая рост обученных людских резервов и создавая тем самым условия для превращения вооружённых сил России в современную массовую армию буржуазного типа.

Вместе с тем закон о всесословной воинской повинности, предоставляя широкие льготы по образованию, стимулировал развитие начального обучения, а также способствовал увеличению числа лиц, оканчивавших средние и высшие учебные заведения. Всё это соответствовало интересам буржуазного развития страны.

Введение всесословной воинской повинности имело большое положительное значение.

Заключение

Русско-турецкая война 1877–78 гг. явилась серьёзной проверкой осуществлённых преобразований армии, обнаружив как сильные, так и слабые их стороны.

Она обнаружила ограниченные возможности новой организации войск – недостаток обученного людского запаса, вследствие чего дальнейшее усиление вооружённых сил являлось невозможным. Организация резервных войск, принятая на Секретном совещании 1873 года, определившая назначение этих войск лишь для несения тыловой службы, обнаружила свою полную несостоятельность.

В вооружении армии также имелись серьёзные дефекты. Преобладающее большинство пехотных дивизий было вооружено винтовками системы Крнка, обладавшими недостаточной дальностью действия, а также плохой экстракцией. Полевая артиллерия вовсе не имела на вооружении дальнобойных орудий.

Почти полное отсутствие на вооружении кавалерии огнестрельного оружия, а также игнорирование ею действий в пешем строю значительно снижало боевые качества кавалерийских частей.

Наконец, война обнаружила слабое взаимодействие отдельных родов оружия, что явилось результатом отсутствия в мирное время армейских корпусов, сформированных лишь в период мобилизации.

В результате опыта войны в первые годы по её окончании был произведён в армии ряд дальнейших преобразований: изменена организация резервных войск, пересмотрены строевые уставы, осуществлено вооружение полевой артиллерии дальнобойными орудиями, а также закончено снабжение пехоты винтовками, так называемой системы Бердана. Однако опыт войны всё же учтён полностью не был.

Таковы результаты исследования вопроса о состоянии русской армии в период 1860 – 1870 годов. 

xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai

предпосылки, этапы, итоги :: SYL.ru

Сложная ситуация, возникшая во внешней политике к концу Х1Х в., заставила Александра II в срочном порядке преобразовать военную систему. Военная реформа 1874 была призвана решить целый ряд важнейших проблем. В результате проведения ряда изменений армия должна была стать более боеспособной, хорошо оснащенной как техникой, так и высококвалифицированными кадрами.

военная реформа 1874

Военно-политические предпосылки реформы

Раскрывая данную тему, нельзя ограничиваться только одним годом. Реформа 1874 года юридически закрепила все преобразования в этой сфере. Необходимость военной реформы была продиктована еще до отмены крепостного права. Русская армия была плохо оснащена в военно-техническом отношении. В этом заключалась причина поражения России в Крымской войне. Обострилась внешнеполитическая обстановка: в 1870 г. Франция была разгромлена Пруссией. В Европе образовалась Германская империя, которая претендовала на первенство в мире. Кроме того, продолжалась гонка вооружения и развивалась военная техника. Но военная реформа в России не могла быть проведена быстрыми темпами. Перевооружение армии зависело от экономики России, которая на тот период намного отставала от Европы. Необходимо было развивать промышленность и транспорт. Поэтому военная реформа проводилась поэтапно.

военная реформа 1874 г.

Военная реформа 1861-1874 годов. Этапы

60-70 гг. 19 в.- это время проведения ряда военных реформ. На первом этапе началась реорганизация военной инфраструктуры. Она включала в себя военное управление и военно-учебные заведения. Начало реформы связано с именем военного министра Д. А. Милютина. В январе 1862 г. он представил Александру II план военной реформы. По нему:

  • сокращались вооруженные силы в мирное время;
  • шла переподготовка офицеров;
  • проходило введение новой системы управления армией;
  • срок службы в армии сокращался до 15 лет;
  • отменялись телесные наказания;
  • 15 военных округов подчинялись Военному министерству.

Эта система позволяла оперативно руководить войсками. Если учесть огромную территорию России, это было стратегически важно. Одной из основных проблем реформы был вопрос о подготовке военных кадров. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии. А на следующий год учреждены военные училища. Каждый год они выпускали 600 офицеров. Квалифицированных военных выпускали 16 юнкерских училищ. Изменилось высшее военное образование. Были образованы военные Академии по различной специализации: артиллерийской, инженерной, военно-юридической. Эти изменения значительно улучшили подготовку русской армии.

Военная реформа 1874 года

Все эти меры были неэффективны без коренной реорганизации армии. Для этого нужно было внедрить новое комплектование армии, заменить принятую еще при Петре I рекрутскую систему всеобщей воинской повинностью. Это давало возможность создать обученный резерв на случай военных действий. В Европе такая система была введена давно.

военная реформа 1874 года

Преобразования армии

Еще в 1870 г. был подготовлен проект Закона о введении всеобщей воинской повинности. Уже через два года был готов Устав. На обсуждении в Госсовете многие выступали против. Но несмотря на разногласия, «Устав» был утвержден.

Все воинские силы делились на 4 части:

  1. Армия и флот.
  2. Казачество.
  3. Резервные войска.
  4. Ополчение.

Устав предусматривал всеобщую воинскую повинность всего мужского населения, достигшего 20 лет, независимо от принадлежности к какому-либо сословию. В мирное время количество призывников составляло 25-30%. От службы освобождались по семейному положению и физической непригодности. Призывники тянули жребий. Жеребьевкой определялось нужное число призывников. Годные к службе зачислялись в ополчение, которое призывалось только в военное время. Сроки военной службы сокращались в зависимости от уровня образования. Такие военные поступали на службу добровольно, срок службы сокращался вдвое. Их называли вольноопределяющимися. Во время прохождения службы солдат обучали грамоте. Военная реформа 1874 г. способствовала ликвидации безграмотности среди призывников (80% были неграмотными).

Перевооружение русской армии

С середины 60-х годов началось техническое переоснащение русской армии. Артиллерийские орудия были заменены нарезными. Началось строительство парового флота. С 1876 года в армии стали использовать лошадей, которые тоже подлежали мобилизации. Была взята на вооружение винтовка системы Бердана.

военная реформа 1861-1874

Историческое значение

Военная реформа 1874 г. шла навстречу требованиям времени. Она дала шанс решить проблему модернизации русской армии. В результате военной реформы в России была создана кадровая армия с обученным резервом, а в случае войны, запас и ополчение составляли массовую армию. Изменилось техническое оснащение армии, которое требовало более высоких знаний от кадровых офицеров. Обучению грамоте было подвергнуто все мужское население. Все эти меры были направлены на усиление русской армии в противовес западноевропейским. Она стала более боеспособной.

www.syl.ru

0 comments on “Военная реформа 1862 1874 – ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1862-1874 — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *