Таблица строение и функции головного мозга – Головной мозг – строение и функции отделов в таблице (8 класс)

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по биологии (11 класс) на тему: Строение и функции головного мозга

Отделы головного мозга

 Структурные особенности

 Главные функции мозга

Конечный мозг- большие полушария

  • 80% от всего веса головного мозга человека;
  • Имеет два полушария – левого и правого, испещренных многочисленными углублениями – бороздами и извилинами;
  • Делится на мозговые доли – лобную, теменную, височную и затылочную;
  • Полушария соединены некой субстанцией – мозолистым телом;
  • Сверху покрыт 3-х миллиметровым слоем серого вещества – корой, являющейся самым высшим центром регуляции мозга;
  • простираются полушария от лобной до затылочной кости.
  • Регуляция движений;
  • Формирование условных рефлексов;
  • Осуществление речевой деятельности;
  • Чувство кожно-мышечного ощущения;
  • Зрительная функция;
  • Обонятельное, вкусовое, слуховое чувство.

Промежуточный мозг

  • Составляют две части – вентральная (гипоталамус) и дорсальная (таламус, метаталамус и эпиталамус).
  • Контролирует работу эндокринных желез;
  • Регулирует обмен веществ;
  • Стабилизирует цикл сна и бодрствования.

Средний мозг

  • Вместилище восходящих и нисходящих нервных путей;
  • Имеет в своем составе ножки мозга и четыре холмика — два зрительных и два слуховых бугра.
  • Обработка зрительных и слуховых образов;
  • Регуляция мышечной силы и тонуса;
  • Обеспечивает возможностью ходить и стоять посредством выпрямительных рефлексов.

Задний мозг

 Варолиев мост 

  Мозжечок

Разделяется на два основных отдела: мост и мозжечок.

  • Имеет форму валика;
  • Делится на две поверхности – дорсальную и вентральную или волокнистую;
  • Волокна вентральной поверхности располагаются поперечно и впадают в среднюю мозжечковую ножку;
  • Средний вес около 150 г;
  • Разделяется на два мини-полушария, соединенных червем.

 

  • Осуществляет передачу информации из спинного в головной мозг.

 

  • Пространственные координационные движения.

Продолговатый мозг

  • Является фактическим продолжением спинного мозга, плавно переходящего в головной.
  • Центр дыхания, кровообращения и регуляции обмена веществ;
  • Осуществляет чихание и кашель.

nsportal.ru

Методическая разработка по биологии (8 класс): Строение и функции головного мозга

Голубева Инна Валентиновна, учитель биологии и химии, МОУ «Овгортская ОШИС ОО»

Технологическая карта с методической структурой урока

Тема «Строение и функции головного мозга» (урок биологии, 8 класс)

Учебник:  Колесов Д.В. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013. – 332, [4] с.:ил.

Цели урока:

  • Формирование личностных УУД: осознание сопричастности к успешной коллективной деятельности, само оценивание знаний, труда, возможностей, самовоспитание черт характера, позволяющих достигать профессионального мастерства.
  •  Формирование познавательных УУД: общеучебные действия, логические операции, определение метапредметных связей (биология, музыка, искусство, физические упражнения).
  • Формирование регулятивных УУД: умение ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат.
  • Формирование коммуникативных УУД: формирование качеств самовыражения, необходимых для адаптации в современном информационном обществе, привитие навыков толерантного поведения.

Тип урока: комбинированный с элементами практикума.

Методы обучения: иллюстративно-объяснительный – демонстрация рельефных таблиц, муляжей, видеофрагмента; словесные – беседа с планированием учебных вопросов; проблемно-поисковые, интерактивные, практические.

Формы обучения: групповые – обучающиеся работают в группах по 3-4 человека и мини-группах по 2 человека, индивидуальная, практикум – проведение учебных экспериментов.

Ресурсы и средства обучения: рельефная таблица «Строение головного мозга»,  разборная модель головного мозга, мультивидеопроектор, компьютер, презентация, дидактические задания, таблицы, тесты, цветовые сигнальные карточки, видеофрагмент из балета «Анюта» В. Гаврилина.

Ход урока

Дидактическая

структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

УУД

Методы обучения

Формы деятельности обучающихся

Методические приёмы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организационный момент. Девиз урока: «Собраться вместе — это начало. Держаться вместе — это прогресс. Работать вместе — это успех!» Представьте себя, на месте нервных клеток, а наш класс-целым организмом. Что бы произошло с организмом, если его нервные клетки стали бы  работать не согласованно?

Словесный

Синтез

Анализ ситуации

Презентация

Коллективный

Эмоционально-художественные. Эвристические.

Личностные

Постановка проблемы урока. Обучающиеся формулируют вопросы, которые они хотели бы изучить по теме

Словесный

Формулирование задач урока

Индивидуальная мыслительная деятельность

Карточки  и магниты

Индивидуальный

Планирование деятельности

Личностные

Актуализация знаний

Составить определение ключевых терминов

Интерактивный

Коллективная, формирование групп для дальнейшей работы

Коллективная мыслительная деятельность

Бумажные карточки с фрагментами терминов (приложение 1)

Индивидуальный и коллективный

Мотивация, активизировать деятельность обучающихся через совместную работу

Регулятивные, коммуникативные

Повторение изученного Провести тестирование и взаимопроверку

Словесный

Синтез

Анализ выполнения заданий

Рельефная таблица, тестовые задания

(приложение 2)

Индивидуальная и взаимопроверка

Позитивное оценивание

Регулятивные, коммуникативные

Корректирующая индивидуальная игра “Верное утверждение”

Интерактивный

Анализ и синтез

Выбор верного утверждения

Цветные сигнальные карточки, лист с вопросами (приложение 3)

Коллективная

Познавательная коррекция

Регулятивные

Изучение нового материала

Проблемно-поисковый, объясни-тельно-иллюстративный

Анализ материала

Работа с текстом учебника, справочника

Таблица с заданиями, справочники, муляжи головного мозга, презентация (приложение 4)

Групповая и индивидуальная работа

Составление таблицы «Отделы и функции головного мозга»

Познавательные, коммуникативные

Обобщение и систематизация знаний

Практический

Лабораторная работа,

наблюдение

Физминутка, Пальценосовая проба

(приложение 5)

Видеофрагмент из балета «Анюта»

Коллективная

Эмоционально-динамическая деятельность

Познавательные

Закрепление изученного материала

Словесный

Сопоставление

Анализ

Обобщение

Таблица «Найди пару» (приложение 6)

Дифференцированный

Последовательность фактов

Личностные

Рефлексия (оценка)

Насколько успешно удалась совместная работа.

Коллективный

Анализ деятельности

Сопоставление выполненных практических работ с  просмотренным видеофрагментом балета

Рука с карандашом (самооценка)

Индивидуальный

Наличие мотивации

Регулятивные

Домашнее задание

Творческий

Лабораторный опыт

Работа с книгой,

лабораторная работа

Учебник параграф 45, на с.231  «Мигательный рефлекс».

Индивидуальный

Самостоятельно применяют знания

Регулятивные

Приложение 1

Этап Актуализация знаний

Задание: «Соберите» правильную фразу и сформируйте 4  группы для дальнейшей работы.

1 группа (3 ученика): Аксон – это удлиненный отросток нейрона,    проводящий нервные  импульсы  от  тела клетки к    другим нейронам  или рабочим органам.

2 группа (3 ученика): Дендрит – это короткий,   ветвящийся отросток нейрона,   проводящий нервные импульсы  к телу нейрона.

3 группа (4 ученика): Синапс – специализированная структура     в месте контакта  между нервными клетками   или между нервными   клетками    и рабочими (исполнительными) органами. 

4 группа (3 ученика):  Нервы – тяжи нервной ткани,   связывающие мозг и нервные узлы   с другими органами тела.

     

       -  значок, обозначающий место разреза на карточке.

Приложение 2

Этап Повторение и обобщение изученного материала

Задание № 1. Вставьте  пропущенные слова в тексте.

№ 1. Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около  ----  см и длиной около ---- см. Он начинается на уровне  ----   ---- отверстия черепа и заканчивается на уровне второго ---- позвонка. Спинной мозг расположен внутри ----   ----.

№ 2. На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие ----, которые делят его на левую и правую части. В центре спинного мозга расположен узкий ---  ---, проходящий по всей его длине. Он заполнен -------- жидкостью.

№ 3. Белое вещество в спинном мозге расположено -----, оно образовано ----- нервных клеток. Серое вещество расположено  ----- спинного мозга и представлено ---- нервных клеток. Спинной мозг состоит из ---- сегмента. От каждого из них отходит пара ------ нервов.

№ 4. Спинномозговые нервы начинаются двумя ----- передним и задним. В передних ----- проходят ---- волокна, а в задних ----- волокна. К центральной нервной системе относят ---мозг  и ---- мозг.

Ответы к первому тексту: 1 см; 45 см; большого затылочного; поясничного; позвоночного канала.                                          Ответы к второму тексту: борозды; центральный канал; спинномозговой.                                                              Ответы к третьему тексту: по периферии; волокнами; в центре; телами; 31; спинномозговых.                                         Ответы к четвертому тексту: корешками; двигательные; чувствительные; спинной; головной.

Задание № 2. Выполните тестовые задания.

Вариант 1

Фамилия, имя __________________                                                                        Оценка __________

1. Центральная нервная система у человека образована:

А) головным и спинным отделами;
Б) головным мозгом и отходящими от него черепно-мозговыми нервами;
В) нервами, нервными узлами.

2. Основными свойствами нервной ткани являются:

А) сократимость и проводимость;
Б) возбудимость и проводимость;
В) возбудимость и сократимость.

3. От тела нейрона возбуждение поступает по:

А) дендритам и аксону;
Б) дендритам;
В) аксону.

4. От спинного мозга отходят нервы в количестве пар:

А) 31;
Б) 25;
В) 34.

5. Белое вещество спинного мозга обеспечивает проведение нервного импульса:

А) от головного мозга к рабочим органам;
Б) от рецепторов к головному мозгу;
В) в обоих направлениях.

6. На схеме допишите составные части нейрона.

Вариант 2

Фамилия, имя _________________                                                                                Оценка __________

1. Периферическая нервная система у человека образована:

А) нервами, нервными узлами;
Б) головным и спинным мозгом;
В) головным мозгом и отходящими от него черепно-мозговыми нервами.

2. Нервный импульс в соседнем нейроне может вызвать:

А) возбуждение и торможение;
Б) только возбуждение;
В) только торможение.

3. К телу нейрона возбуждение поступает по:

А) дендритам и аксонам;
Б) аксонам;
В) дендритам.

4. От головного мозга человека отходят черепно-мозговые нервы в количестве пар:

А) 35;
Б) 12;
В) 43.

5. Серое вещество спинного мозга обеспечивает проведение нервного импульса:

А) от рецепторов к головному мозгу;
Б) от головного мозга к рабочим органам;
В) в обоих направлениях.

6. На схеме допишите составные части нейрона.

Приложение  3

Этап Корректирующая индивидуальная игра “Верное утверждение”

Используются сигнальные карточки красного (“нет”) и зеленого (“да”) цветов.

  1. Кора полушарий большого мозга образована белым веществом.
  2. В головном мозге полушария и кору имеют мозжечок и большие полушария переднего мозга.
  3. Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внешней среды.
  4. Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
  5. В участке коры, располагающемся по обе стороны от центральной борозды, находится зона кожно-мышечной чувствительности.
  6. Спинномозговая жидкость обеспечивает обмен между кровью и тканями мозга.
  7. Каждое большое полушарие переднего мозга подразделяется на семь долей.
  8. Увеличение поверхности головного мозга достигается общим увеличением объема головного мозга.
  9. На внутренней поверхности височной доли каждого полушария расположены вкусовая и обонятельная зоны.
  10.  Тела вставочных нейронов находятся в задних рогах спинного мозга.
  11.  Спинной мозг – это часть периферической нервной системы.
  12.  Белое вещество мозга состоит из отростков нейронов.
  13.  Продолговатый мозг регулирует обмен веществ организма и поддерживает постоянство состава внутренней среды организма.
  14.  Извилины – это углубления между складками коры больших полушарий.
  15.  В центре спинного мозга находится центральный канал.

Приложение 4

Этап Изучение нового материала

Задание. Изучить текст учебника (параграф 45, с.228-230), заполнить таблицу, рассказать об одном из отделов головного мозга партнеру по парте.

Отделы головного мозга

Функции отделов головного мозга

А. – продолговатый

Б. – мозжечок

В. – средний

Г. – промежуточный

Д. – мост

1. Осуществляются многие рефлекторные процессы: кашель, чихание, слезоотделение и др. Расположены нервные центры  глотания, работы пищеварительных желез. Жизненно важные центры, регулирующие дыхание, деятельность  сердца и сосудов.

2. Принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.

  1. Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.)
  1. Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы.

5. Проводит нервные импульсы  вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры связанные с мимикой, жевательными функциями, движение глазных яблок.

Приложение 5

Практическая работа: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Выявление  в ходе экспериментальной работы функции мозжечка.

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает руку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

Опыт 3. Проба Ромберга.  Ноги поставьте так, чтобы они находились на одной линии: пятка одной ноги упирается в носок другой. Глаза закройте. Вы чувствуете, как работают мышцы, чтобы сохранить равновесие. Некоторое время сохраняется устойчивость, но как только вы устаёте, корпус начинает отклоняться в стороны. Регуляция среднего мозга и мозжечка становится более грубой, и рефлексы, восстанавливающие равновесие корпуса, становятся доступны наблюдателям. В конце опыта при чрезмерном отклонении туловища испытуемый либо перемещает ногу, либо начинает балансировать руками.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой  пробы?
  2. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения  движений, возникших в силу инерции? (устраняет лишние движения).

Вывод. Функции мозжечка:

1. Регуляция и  координация движений.

2. Обеспечение  поддержания позы тела.

Проведение практической работы «Пальценосовая проба», 2014-2015 учебный год, 8а класс

Приложение 6

Этап Закрепление изученного материала «Найди пару»

Задание. Сопоставьте отделы головного мозга и их функции

Отделы головного мозга

Функции отделов головного мозга

А. – продолговатый

Б. – мозжечок

В. – средний

Г. – промежуточный

Д. – мост

  1. Обеспечивает согласованность движений, равновесие тела и координацию движения.
  2. Управляет сердечной деятельностью,  дыханием, пищеварением, обеспечивает защитные реакции: чихание, моргание, кашель,  рвоту.
  3. Регулирует сложные двигательные рефлексы, обмен веществ и постоянство внутренней среды.
  4. Отвечает за мимику, движение глаз.
  5. Расположены центры зрения и слуха, центры мышечного тонуса и позы.

Список литературы

  1. Учебник:  Колесов Д.В. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2013. – 332, [4] с.:ил.
  2. Панфилова Л.А. Тесты. Анатомия, физиология и гигиена человека. – Саратов: “Лицей”, 2001.- 48с.
  3. Видеофрагмент записи балета «Анюта» В. Гаврилин, тарантелла в исполнении балерины Большого театра оперы и балеты Екатерины Максимовой.

nsportal.ru

Строение головного мозга человека: отделы, оболочки, функции

Центральная нервная система – это та часть организма отвечающая за наше восприятие внешнего мира и себя самих. Она регулирует работу всего тела и, по сути, является физическим субстратом того, что мы называем «Я». Главный орган этой системы — головной мозг. Разберем, как устроены отделы головного мозга.

Функции и строение головного мозга человека

Этот орган преимущественно состоит из клеток под названием нейроны. Эти нервные клетки продуцируют электрические импульсы, благодаря которым работает нервная система.

Работу нейронов обеспечивают клетки под названием нейроглии – они составляют почти половину от общего количества клеток ЦНС.

Нейроны, в свою очередь, состоят из тела и отростков двух типов: аксоны (передающие импульс) и дендриты (принимающие импульс). Тела нервных клеток формируют тканевую массу, которую принято называть серым веществом, а их аксоны сплетаются в нервные волокна и представляют собой белое вещество.

В ходе эволюции мозг стал одним из самых важных органов во всём организме. Занимая всего одну пятидесятую часть от общей массы тела, он потребляет пятую часть всего попадающего в кровь кислорода.

Для его защиты природа сформировала целый арсенал различных средств. Снаружи отделы мозга защищает черепная коробка, под которой располагаются ещё три оболочки головного мозга:
  1. Твёрдая. Представляет собой тонкую плёнку, одной стороной примыкающую к костной ткани черепа, а другой непосредственно к коре.
  2. Мягкая. Состоит из рыхлой ткани и плотно обволакивает поверхность полушарий, заходя во все щели и борозды. Её функция – это кровоснабжение органа.
  3. Паутинная. Располагается между первой и второй оболочками и осуществляет обмен ликвора (спинномозговой жидкости). Ликвор – природный амортизатор, защищающий мозг от повреждений при движении.

Далее рассмотрим подробнее, как устроен мозг человека. По морфо-функциональным характеристикам головной мозг также делится на три части. Самый нижний отдел называется ромбовидный. Там, где начинается ромбовидная часть, заканчивается спинной мозг – он переходит в продолговатый и задний (Варолиев мост и мозжечок).

Далее следует средний мозг, объединяющий нижние части с основным нервным центром – передним отделом. Последний включает конечный (большие полушария) и промежуточный мозг. Ключевые функции больших полушарий головного мозга заключаются в организации высшей и низшей нервной деятельности.

Конечный мозг

Эта часть имеет наибольший объём (80%) по сравнению с остальными. Она состоит из двух больших полушарий, мозолистого тела, соединяющего их, а также обонятельного центра.

Большие полушария головного мозга, левое и правое, отвечают за формирование всех мыслительных процессов. Здесь находится наибольшая концентрация нейронов и наблюдаются наиболее сложные связи между ними. В глубине продольной борозды, которая делит полушария, располагается плотная концентрация белого вещества – мозолистое тело. Оно состоит из сложных сплетений нервных волокон, сплетающих различные части нервной системы.

Внутри белого вещества есть скопления нейронов, которые зовутся базальными ганглиями. Близкое расположение к «транспортной развязке» мозга позволяет этим образованиям регулировать мышечный тонус и осуществлять мгновенные рефлекторно-двигательные реакции. Кроме того, базальные ганглии отвечают за образование и работу сложных автоматических действий, частично повторяя функции мозжечка.

Кора головного мозга

Этот небольшой поверхностный слой серого вещества (до 4,5 мм) является самым молодым образованием в центральной нервной системе. Именно кора больших полушарий отвечает за работу высшей нервной деятельности человека.

Исследования позволили определить, какие области коры образовались в ходе эволюционного развития относительно недавно, а какие присутствовали ещё у наших доисторических предков:

  • неокортекс – новая наружная часть коры, являющаяся основной её частью;
  • архикортекс – более старое образование, отвечающее за инстинктивное поведение и эмоции человека;
  • палеокортекс – наиболее древняя область, занимающаяся контролем над вегетативными функциями. Помимо этого, она помогает поддерживать внутреннее физиологическое равновесие организма.

Несмотря на, казалось бы, небольшой объём, кора больших полушарий имеет площадь около четырёх квадратных метров.

Это возможно благодаря извилинам и бороздам, которые кроме этого ещё и делят полушария на доли, каждая из которых имеет различные функции:

Лобные доли

Самые крупные доли больших полушарий, отвечающие за сложные двигательные функции. В лобных долях мозга происходит планирование произвольных движений, также здесь расположены речевые центры. Именно в этой части коры осуществляется волевой контроль поведения. В случае повреждения лобных долей человек теряет власть над своими поступками, ведёт себя антисоциально и просто неадекватно.

Затылочные доли

Тесно связаны со зрительной функцией, отвечают за переработку и восприятие оптической информации. То есть превращают весь набор тех световых сигналов, что поступают на сетчатку глаза, в осмысленные зрительные образы.

Теменные доли

Проводят пространственный анализ и занимаются обработкой большинства ощущений (осязание, боль, «мышечное чувство»). Кроме того, способствует анализу и объединению различной информации в структурированные фрагменты – способность ощутить собственное тело и его стороны, умение читать, считать и писать.

Височные доли

В этом отделе происходит анализ и переработка аудио информации, что обеспечивает функцию слуха, восприятие звуков. Височные доли участвуют в распознавании лиц разных людей, а также мимических выражений, эмоций. Здесь информация структурируется для постоянного хранения, и таким образом реализуется долговременная память.

Кроме того, височные доли содержат речевые центры, повреждение которых приводит к неспособности воспринимать устную речь.

Островковая доля

Считается ответственной за формирование в человеке сознания. В моменты сопереживания, эмпатии, прослушивания музыки и звуков смеха и плача, наблюдается активная работа островковой доли. Здесь же проходит обработка ощущений отвращения к грязи и неприятным запахам, включая воображаемые стимулы.

Промежуточный мозг

Промежуточный мозг служит своего рода фильтром для нейронных сигналов – принимает всю поступающую информацию и решает, куда какая должна попасть. Состоит из нижней и задней части (таламус и эпиталамус). В этом отделе также реализуется эндокринная функция, т.е. гормональный обмен.

Нижняя часть состоит из гипоталамуса. Этот небольшой плотный пучок нейронов оказывает колоссальное воздействие на весь организм. Помимо регуляции температуры тела, гипоталамус управляет циклами сна и бодрствования. Он также выделяет гормоны, которые отвечают за ощущения голода и жажды. Будучи центром удовольствия, гипоталамус регулирует сексуальное поведение.

Он также напрямую связан с гипофизом и переводит нервную деятельность в эндокринную. Функции гипофиза в свою очередь заключаются в регуляции работы всех желез организма. Электрические сигналы идут от гипоталамуса в гипофиз головного мозга, «приказывая» выработку каких гормонов стоит начать, а каких прекратить.

Промежуточный мозг также включает:

  • Таламус – именно эта часть выполняет функции «фильтра». Здесь сигналы, поступающие от зрительных, слуховых, вкусовых и тактильных рецепторов проходят первичную обработку и распределяются по соответствующим отделам.
  • Эпиталамус – вырабатывает гормон мелатонин, который регулирует циклы бодрствования, участвует в процессе полового созревания, осуществляет контроль эмоций.

Средний мозг

В первую очередь регулирует слуховую и зрительную рефлекторную деятельность (сужение зрачка при ярком свете, поворот головы на источник громкого звука и т.п.). После обработки в таламусе информация идёт в средний мозг.

Здесь происходит её дальнейшая обработка и начинается процесс восприятия, формирования осмысленного звукового и оптического образа. В этом отделе синхронизируется движение глаз и обеспечивается работа бинокулярного зрения.

Средний мозг включает ножки и четверохолмие (два слуховых и два зрительных бугра). Внутри находится полость среднего мозга, объединяющая желудочки.

Продолговатый мозг

Это древнее образование нервной системы. Функции продолговатого мозга заключаются в обеспечении дыхания и сердцебиения. Если повредить этот участок, то человек умирает – кислород перестаёт поступать в кровь, которую больше не перекачивает сердце. В нейронах этого отдела начинаются такие защитные рефлексы как: чихание, моргание, кашель и рвота.

Строение продолговатого мозга напоминает вытянутую луковицу. Внутри неё содержатся ядра серого вещества: ретикулярная формация, ядра нескольких черепных нервов, а также нейронные узлы. Пирамида продолговатого мозга, состоящая из пирамидальных нервных клеток, выполняет проводящую функцию, объединяя кору полушарий и спинной отдел.

Важнейшие центры продолговатого мозга:

  • регуляции дыхания
  • регуляции кровообращения
  • регуляции ряда функций пищеварительной системы

Задний мозг: мост и мозжечок

Строение заднего мозга включает в себя Варолиев мост и мозжечок. Функция моста весьма схожа с его названием, так как состоит он преимущественно из нервных волокон. Мост головного мозга – это, по сути, «шоссе» через которое проходят сигналы, идущие от тела в головной мозг, и импульсы, направляющиеся от нервного центра в тело. По восходящим путям мост мозга переходит в средний мозг.

Мозжечок же имеет куда более широкий спектр возможностей. Функции мозжечка – это координация движений тела и поддержание равновесия. Более того, мозжечок не только регулирует сложные движения, но и способствует адаптации двигательного аппарата при различных нарушениях.

К примеру, эксперименты с использованием инвертоскопа (специальные очки, переворачивающие изображение окружающего мира), показали, что именно функции мозжечка ответственны за то, что при долгом ношении прибора человек не просто начинает ориентироваться в пространстве, но и видит мир правильно.

Анатомически мозжечок повторяет строение больших полушарий. Снаружи покрыт слоем серого вещества, под которым находится скопление белого.

Лимбическая система

Лимбической системой (от латинского слова limbus – край) называют совокупность образований, опоясывающих верхнюю часть ствола. Система включает в себя обонятельные центры, гипоталамус, гиппокамп и ретикулярную формацию.

Основные функции лимбической системы – это адаптация организма к изменениям и регуляция эмоций. Это образование способствует созданию устойчивых воспоминаний, благодаря ассоциациям между памятью и чувственными переживаниями. Тесная связь между обонятельным трактом и эмоциональными центрами приводит к тому, что запахи вызывают у нас такие сильные и чёткие воспоминания.

Если перечислить списком основные функции лимбической системы, то она отвечает за следующие процессы:

  1. Обоняние
  2. Коммуникация
  3. Память: кратковременную и долгосрочную
  4. Спокойный сон
  5. Работоспособность отделов и органов
  6. Эмоции и мотивационная составляющая
  7. Интеллектуальная деятельность
  8. Эндокринные и вегетативные
  9. Частично участвует в формировании пищевого и полового инстинкта

mozgportal.ru

Головной мозг человека — строение и функции

Мозг является центром управления тела человека, он управляет всем, что мы делаем. То, о чем мы думаем, мечтаем, когда занимаемся спортом, читаем книгу или даже спим, он принимает самое, что ни на есть прямое участие.

Каждая часть этого органа задействует ряд специальных задач в успехе достижения желаемого результата.

Работает он в тандеме с остальной нервной системой, получает и отправляет сообщения, откуда появляется непрерывная связь между внешним миром и самим собой.

Общая характеристика

Мозг это орган человека, имеющий 100 миллиардов нейронов, каждый из которых подключен непосредственно или косвенно к десяти тысячам других клеток.

Он имеет средний вес 1,3 кг, который варьируется от 1 кг до 2,5 кг. Однако вес никак не сказывается на интеллектуальных способностях его обладателя.

Схема и описание строения головного мозга человека

Схема представлена в анатомическом разрезе.

Строение и функции головного мозга в таблице

Часть Структура Функция
Продолговатый

(стволовой отдел)

Продление спинного мозга находящегося на стволе. Внешне он имеет белое вещество, а внутри серое. Серое вещество содержится в виде ядер. Проводящая, пищевая, защитная, контроль частоты дыхания, контроль частоты сердечных сокращений, контроль жизнедеятельных рефлексов, отвечающих за чихание, глотание, голод.
Средний Связывает передний и задний мозг.

Содержит части, называемые буграми четверохолмия.

Первичные или подкорковые, центры слуха и зрения. Благодаря этому человек в поле зрения осязает новые появившиеся предметы либо источники звука. Там же находятся центры, отвечающие за тонус мышц.
Промежуточный В его состав входят: таламус, эпиталамус, гипоталамус. В таламусе находятся центры практически всех сенсорных чувств. Гипоталамус является частью промежуточного, которая соединяется с гипофизом и контролирует его. Зрение, тактильные и вкусовые чувства, ощущения температуры тела и окружающей среды, работа памяти, сна.
Мозжечок (задний мозг) Подкорковая часть головного мозга, имеющая борозды. Его слагающими являются два полушария, которые скреплены червем. Регулирует координацию движения, способность сохранять тело в свободном пространстве.
Большие полушария (конечный мозг) Образуется из двух частей (правого и левого), поделены на борозды и извилины, за счет которых происходит увеличение поверхности. Состоят из большого количества серого вещества, которое находится снаружи, а внутри соответственно из белого. Зрение (затылочная доля), кожно-суставная чувствительность и тонус мышц (теменная доля). Память, мышление, сознание, речь (лобная доля) и слух (височная доля).

Из каких отделов состоит головной мозг?

Подразделяется на два крупных отдела. Ромбовидного и большого мозга.

Какая часть мозга отвечает за память?

За работу памяти отвечает лишь части коры органа, лимбической системы и мозжечка. Главным образом влияют участки, находящиеся в височной зоне левого и правого полушария.

Также главным отделом для хранения длительной информации является гиппокамп.

За что отвечает средний мозг?

Он несет ответственность за многофункциональную деятельность. Передает двигательные ощущения (координацию), тактильные, а также рефлекторные ощущения.

С помощью данной области человек может без каких либо проблем перемещаться в пространстве.

Какая часть мозга отвечает за речь?

За речевую функцию в основном отвечает левое полушарие, в котором расположены речевые зоны — моторная и сенсорная.

Каковы морфологические особенности головного мозга?

Разделение серого и белого вещества является самой важной и сложной особенностью.

Значительное количество серого вещества располагается во внешнем отделе большого мозга и мозжечка, формируя кору из разнообразных складок.

Какие действия управляются большими полушариями головного мозга?

Правое полушарие отвечает за полноценную ориентацию в пространстве, за воспринимаемость месторасположения. Также за счет данного полушария выполняется невербальная обработка воспринимаемой информации.

Творческое мышление и интуиция, ассоциативная система и интегративная деятельность — заслуга правого полушария.

В свою очередь левая сторона полушария в основном специализируется на языковых способностях, таких как контроль речи и способность чтения и письма. Отвечает за логическое и аналитическое мышление.

Какой самый молодой отдел головного мозга?

В эволюционном процессе самым молодым из всех образований считается кора больших полушарий, которая устроена из нескольких нейронных слоев.

Большую её часть составляют нейроны центральной нервной системы.

Мозг это мышца или нет?

Мозг не является мышцей, так как его структура состоит из нервных волокон, а не из мышечных.

Данная статья является кратким описанием строения и функций мозга — чрезвычайно сложного органа, реагирующего и руководящего системами человеческого организма. На фотоснимке МРТ можно более подробно изучить его строение, функции и возможные отклонение работы мозга.

1001student.ru

Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Головной мозг. Строение и функции его основных отделов.

Слайд 1

МБОУ Сулеевская ООШ имени Р.Г.Галеева Альметьевского муниципиального района,РТ Ихсанова Гульназ Акрамовна Учитель химии,биологии и географии, I категории . Педагогический стаж- 21 год

Слайд 2

Головной мозг. Строение и функции его основных отделов

Слайд 3

Цель урока: Способствовать сформированию понятия о строении головного мозга и функций его отделов. Задачи: Образовательные : Рассмотреть общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях; раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение. Воспитательные: антиалкогольная пропаганда; формирование сознательного отношения к своему здоровью. Развивающие: продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.

Слайд 4

Средства: Таблица “Строение головного мозга”,разборные модели головного мозга ; материалы для урока на печатной основе (таблица, тест) ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска Учебник: Биология. Человек. 8 кл . Д.В.Колесов,Р.Д . М аш , И.Н.Беляев

Слайд 5

Актуализация знаний о спинном мозге. Ответьте на вопросы; ответы зашифруйте последовательным рядом чисел, разделив их на 4 группы. 1 Белое вещество СМ. 2 Серое вещество СМ. 3 Задние корешки нервов. 4 Передние корешки нервов. 5Чувствительные нейроны. 6 Проводящие пути. 7 Двигательные нейроны. 8 Тела нейронов. 9 Контакт чувствительных и двигательных нейронов. 10 Передача импульса к мышцам. 11Передача импульса от рецептора в мозг 12 Передача импульса «вверх» и «вниз». 13 Проводниковая функция. 14 Рефлекторная функция . Ответы: 1,6,12,13,2,8,9,14,3,5,11,14,4,7,10,14

Слайд 6

Иван Сергеевич Тургенев масса мозга – 2012 г. Владимир Ильич Ленин масса мозга – 1340г. Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г.

Слайд 7

Проблема: Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Слайд 8

Сравнение массы головного мозга человека и млекопитающих Название Абсолютная масса мозге, г (средняя) Относительная масса мозга, % Домовая мышь 0,4 3,2 Кошка 31,4 0,94 Собака 135 0,59 Шимпанзе 350-400 0,8 Лошадь 590 0,25 Синий кит 4700 0,007 Слон 5000 0,08 Человек 1400 2-2,5

Слайд 9

Общая характеристика Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Покрыт тремя оболочками Внутри мозга имеются 4 желудочка От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов Средняя масса головного мозга людей- 1100 до 2000 грамм Образован белым и серым веществом

Слайд 10

Головной мозг в цифрах: Число нейронов в мозге-100 млрд..; Число нейронов в коре полушарий- 12 млн.; Длина нервов в полушариях-500 тыс. км.; Длина кровеносных сосудов полушарий-560 км.; Поверхность коры-20 м ² ; Вода составляет 84 % массы головного мозга; Количество крови, протекающей через сосуды мозга в 1 мин- ¾ литра; Мозг потребляет кислорода в 20 раз больше, чем мышца.

Слайд 11

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия Головной мозг Передний мозг Ствол мозга Мозжечок Промежу - точный мозг Полушария большого мозга Продолговатый мозг мост Средний мозг

Слайд 12

Расположение головного мозга Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму. Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.

Слайд 13

Отделы головного мозга

Слайд 14

Головной мозг Отделы и части головного мозга Особенности строения Функции 1. Ствол: Продолговатый мозг Мост Средний мозг Промежуточный мозг 2. Мозжечок

Слайд 15

Ствол мозга Ствол головного мозга служит для передачи сигналов из высших отделов мозга в спинной мозг и обратно, а также является ответственным за регуляцию базовых витальных функций, таки, как дыхание, кровяное давление, частота сердечных сокращений, а также рефлексов — например, глазодвигательных, рвотного и др. В ствол входят три основные части: продолговатый мозг, Варолиев мост и средний мозг.

Слайд 16

Продолговатый мозг Продолговатый мозг ( medulla oblongata ) — непосредственное продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг имеет длину 2,5—3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекса кашля, рефлекса чихания, рефлекса слезоотделения и т.д. В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.

Слайд 17

Варолиев мост ВАРОЛИЕВ МОСТ (Pons Varolii ) (от имени Констанзо Варолия ), часть СТВОЛА МОЗГА у человека, входящая в состав заднего мозга. Содержит нервные волокна, соединяющие две половины МОЗЖЕЧКА . Под варолиевым мостом расположен ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ , через который проходят восходящие и нисходящие нервные волокна из спинного в головной мозг и наоборот. мост мозжечок Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу.

Слайд 18

Средний мозг Функции среднего мозга 1. Двигательные функции. 2. Сенсорные функции (например зрение). 3. Регулировка актов жевания и глотания (продолжительности) 4. Обеспечения точных движений рук (например, при письме). (лат. Mesencephalon ) — отдел головного мозга, древний зрительный центр. Включен в ствол головного мозга.

Слайд 19

Мозжечок Мозжечок напоминает мозг в миниатюре, так как он также поделен на два покрытые извилинами полушария, имеющие тот же цвет, что и большой мозг. Кстати, по-латыни он называется cerebellum, что значит «маленький мозг». Он расположен в задней части мозга и является частью центральной нервной системы. Мозжечок получает информацию как от тела, так и от полушарий. Он ответственен за координацию движения делая их точными и целенаправленными и равновесие тела.

Слайд 20

Полушария головного мозга Промежуточный мозг Средний мозг Мост Продолговатый мозг Мозжечок

Слайд 21

Проверка степени усвоения знаний. Тест 1. Средняя масса головного мозга взрослого человека: А) меньше 950 г; Б) 950-1100 г; В) 1100 – 2000 г 2. Головной мозг человека состоит из: А) ствола и полушарий большого мозга; Б) мозжечка и полушарий большого мозга; В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга. 3. Продолговатый мозг является продолжением: А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга. 4. В головном мозге полушария и кору имеют: А) средний мозг и полушария большого мозга Б) мозжечок и промежуточный мозг; В) полушария большого мозга и мозжечок. 5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга: А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) мозжечок; Г) промежуточный мозг; Д) мост 6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа: А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) промежуточный мозг 7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок: А) мост; Б) средний мозг; В) промежуточный мозг.

Слайд 22

Домашнее задание: §45 читать Р/т тема 11 Оформление страниц ы

Слайд 23

Литература и интернет ресурсы http://atlas.likar.info/Prodolgovatyiy_mozg/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/99990 http://meduniver.com/Medical/Anatom/385.html http://emed.nextday.su/razdel/35/318/19775 / http://www.what-this.ru/people/brain_departments/brain_ordered_structure.php http://www.medbiol.ru/medbiol/mozg/0004593b.htm http://www.what-this.ru/people/brain_departments.php http://www.nervus.ru/golovnoy-mozg.html http://www.claw.ru/a-man/1970.htm http://coma.su/content/view/65/55/ http://www.diabet-gipertonia.ru/insult/01_anatomia_mozga.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/19230/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8694 http://www.braintools.ru/parts-of-the-brai Учебник. Биология. Человек. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев М., «Дрофа» 2009г . Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа

nsportal.ru

Функции отделов головного мозга человека. Какие отделы головного мозга за что отвечают? Строение головного мозга

Головной мозг - основной орган человека. Он регулирует деятельность всех органов, располагается внутри черепа. Несмотря на постоянное изучение головного мозга, многие моменты в его работе непонятны. У людей есть поверхностное представление, каким образом мозг передает информацию, используя многотысячную армию нейронов.

Строение

Основную часть головного мозга составляют клетки, которые называются нейроны. Они способны создавать электрические импульсы и передавать данные. Чтобы нейроны могли функционировать, им требуется нейроглия, которая в совокупности является вспомогательными клетками и составляет половину от всех клеток центральной нервной системы. Нейрон состоит из двух частей:

  • аксоны - клетки, передающие импульс;
  • дендриты - клетки, принимающие импульс.

Строение головного мозга:

  1. Ромбовидный.
  2. Продолговатый.
  3. Задний.
  4. Средний.
  5. Передний.
  6. Конечный.
  7. Промежуточный.

Основными функциями больших полушарий является взаимодействие между высшей и низшей нервной деятельностью.

Ткани мозга

Структура головного мозга человека состоит из коры больших полушарий, таламуса, мозжечка, ствола и базальных ганглиев. Совокупность нервных клеток называют серым веществом. Нервные волокна - белое вещество. Белый цвет волокнам придет миелин. При снижении количества белого вещества возникают серьезные нарушения такие, как рассеянный склероз.

Мозг включает оболочки:

  1. Твердая присоединяется к черепу и коре головного мозга.
  2. Мягкая состоит из рыхлой ткани, располагается на всех полушариях, отвечает за насыщение кровью и кислородом.
  3. Паутинная заложена между первыми двумя и содержит ликвор.

Ликвор находится в желудочках головного мозга. При его избытке человек испытывает головные боли, тошноту, возникает гидроцефалия.

Клетки мозга

Основные клетки называются нейронами. Они занимаются обработкой информации, их количество достигает 20 млрд. Глиальных клеток в 10 раз больше.

Организм тщательно защищает головной мозг от внешних воздействий, расположив его в череп. Нейроны находятся в полупроницаемой мембране и имеют отростки: дендриты и один аксон. Длина дендритов невелика по сравнению с аксоном, который может достигать нескольких метров.

Чтобы передать информацию, нейроны посылают нервные импульсы аксону, который имеет множество ответвлений и соединен с другими нейронами. Импульс зарождается в дендритах и направляется в нейрон. Нервная система - это сложная паутина отростков нейронов, которые соединены между собой.

Строение головного мозга, химическое взаимодействие нейронов изучено поверхностно. В покое нейрон обладает электрическим потенциалом в 70 милливольт. Возбуждение нейрона происходит посредством потока натрия и калия через мембрану. Торможение проявляется в результате действия калия и хлоридов.

Задача нейрона заключается во взаимодействии между дендритами. Если возбуждающее действие преобладает над тормозящим, то активируется определенная часть мембраны нейрона. Благодаря этому возникает нервный импульс, который двигается по аксону со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с.

Таким образом, любое запланированное движение формируется в коре лобных долей больших полушарий. Двигательные нейроны отдают команды частям тела. Простое движение активирует функции отделов головного мозга человека. При разговоре или мышлении бывают задействованы обширные части серого вещества.

Функции отделов

Самая крупная часть мозга - большие полушария. Они должны быть симметричны и соединяться между собой аксонами. Их основная функция - координирование всех отделов мозга. Каждое полушарие можно разделить на лобную, височную, теменную и затылочную доли. Человек не задумывается, какой отдел головного мозга отвечает за речь. В височной доле расположена первичная слуховая кора и центр, при нарушении которого пропадает слух или возникают проблемы с речью.

По результатам научных наблюдений ученые выяснили, какой отдел головного мозга отвечает за зрение. Этим занимается затылочная доля, расположенная под мозжечком.

Ассоциативная кора не отвечает за движения, а обеспечивает работоспособность таких функций, как память, мышление и речь.

Ствол отвечает за соединение спинного и переднего, а состоит из продолговатого, среднего и промежуточного мозга. В продолговатой части расположены центры, регулирующие работу сердца и дыхания.

Подкорковые структуры

Под основной корой содержится скопление нейронов: таламус, базальные ганглии и гипоталамус.

Таламус необходим для связи органов чувств с отделами сенсорной коры. Благодаря ему поддерживаются процессы бодрствования и внимания.

Базальные ганглии отвечают за запуск и торможение координационных движений.

Гипоталамус регулирует работу гормонов, водный обмен организма, распределение жировых запасов, половых гормонов, отвечает за нормализацию сна и бодрствования.

Передний мозг

Функции переднего мозга наиболее сложные. Он отвечает за психическую деятельность, способность к изучению, эмоциональные реакции и социализацию. Благодаря этому можно предопределить особенности характера и темперамента человека. Передняя часть формируется на 3-4 неделе беременности.

На вопрос, какие отдела головного мозга отвечают за память, ученые нашли ответ - передний мозг. Его кора формируется в течение первых двух-трех лет жизни, по этой причине человек не помнит ничего до этого времени. После трех лет эта часть мозга способна сохранять любую информацию.

Эмоциональное состояние человека оказывает большое влияние на переднюю часть мозга. Обнаружено, что негативные эмоции разрушают его. На основании экспериментов ученые ответили на вопрос, какой отдел головного мозга отвечает за эмоции. Ими оказались передний мозг и мозжечок.

Также передняя часть отвечает за развитие абстрактного мышления, вычислительных способностей и речи. Регулярная тренировка умственных способностей позволяет снизить риск развития болезни Альцгеймера.

Промежуточный мозг

Он реагирует на внешние раздражители, расположен на конце мозгового ствола и накрыт большими полушариями. Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, получать зрительные, слуховые сигналы. Участвует в формировании всех видов чувств.

Все функции отделов головного мозга человека взаимосвязаны. Без промежуточного нарушится работа всего организма. Поражение части среднего мозга приводит к дезориентации и слабоумию. При нарушении связей между долями полушарий нарушится речь, зрение или слух.

Также промежуточный мозг отвечает за болевые ощущения. Сбой в работе увеличивает или уменьшает чувствительность. Эта часть заставляет человека проявлять эмоции, отвечает за инстинкт самосохранения.

Промежуточный мозг контролирует выработку гормонов, регулирует водный обмен, сон, температуру тела, половое влечение.

Гипофиз является частью промежуточного мозга и отвечает за рост и вес. Он регулирует продолжение рода, выработку сперматозоидов и фолликул. Провоцирует пигментацию кожи, повышение артериального давления.

Средний мозг

Средний мозг располагается в стволовой части. Он является проводником сигналов от передней части в различные отделы. Его основная функция - регулировка мышечного тонуса. Также он отвечает за передачу тактильных ощущений, координацию и рефлексы. Функции отделов головного мозга человека зависят от их расположения. По этой причине средний мозг отвечает за вестибулярный аппарат. Благодаря среднему мозгу человек может одновременно выполнять несколько функций.

При отсутствии интеллектуальной деятельности нарушается работа мозга. Этому подвержены люди старше 70 лет. При нарушении работы средней части происходят сбои в координации, смещается зрительное и слуховое восприятие.

Продолговатый мозг

Он располагается на границе спинного мозга и моста и является ответственным за жизненно-важные функции. Продолговатая часть представляет из себя возвышения, которые называют пирамидами. Его наличие характерно только для прямоходящих. Благодаря им появилось мышление, способность понимать команды, сформировались мелкие движения.

Пирамиды длиной не более 3 см, по бокам от них расположены оливы и задние столбы. Они обладают большим количеством путей по всему организму. В районе шеи двигательные нейроны правой стороны мозга уходят в левую сторону и наоборот. Поэтому нарушение координации происходит на противоположной стороне от проблемной области мозга.

В продолговатом мозге сосредоточены кашлевые, дыхательные и глотательные центры и становится понятно, какой отдел головного мозга отвечает за дыхание. При понижении температуры окружающей среды терморецепторы кожи посылают информацию в продолговатый мозг, а тот уменьшает частоту дыхания и увеличивает артериальное давление. Продолговатый мозг формирует аппетит и жажду.

Угнетение функции продолговатого мозга может быть несовместимо с жизнью. Происходит нарушение глотания, дыхания, деятельности сердца.

Задний отдел

В структуру заднего мозга входят:

  • мозжечок;
  • мост.

Задний мозг замыкает на себе большую часть вегетативных и соматических рефлексов. При его нарушении перестанут функционировать жевательный и глотательный рефлекс. Мозжечок отвечает за тонус мышц, координацию, передачу информации по большим полушариям. Если работа мозжечка нарушена, то появляются нарушения движения, возникает паралич, нервная ходьба, покачивание. Таким образом становится понятно, какой отдел головного мозга обеспечивает координацию движения.

Мост заднего отдела мозга контролирует мышечные сокращения при движениях. Позволяет передавать импульсы между корой головного мозга и мозжечком, где находятся центры, контролирующие мимику, жевательные центры, слух и зрение. Рефлексы, которые подконтрольны мосту: кашель, чихание, рвота.

Передний и задний мост функционируют между собой, чтобы работа всего организма происходила без сбоев.

Функции и строение промежуточного мозга

Даже зная, какие отделы головного мозга за что отвечают, невозможно понять работу организма без определения функции промежуточного мозга. Эта часть мозга включает:

  • таламус;
  • гипоталамус;
  • гипофиз;
  • эпиталамус.

Промежуточный мозг отвечает за регулирование обмена веществ и поддержание нормальных условий для функционирования организма.

Таламус обрабатывает тактильные ощущения, зрительные. Определяет вибрацию, реагирует на звук. Отвечает за смену сна и бодрствования.

Гипоталамус контролирует сердечный ритм, терморегуляцию тела, давление, эндокринную систему и эмоциональное настроение, вырабатывает гормоны, которые помогают организму в стрессовой ситуации, отвечает за чувство голода, жажды и сексуального удовлетворения.

Гипофиз отвечает за половые гормоны, созревание и развитие.

Эпиталамус контролирует биологические ритмы, выделяет гормоны для сна и бодрствования, реагирует на свет при закрытых глазах и выделяет гормоны для пробуждения, отвечает за метаболизм.

Нервные пути

Все функции отделов головного мозга человека не смогли бы выполняться без проводящих нервных путей. Они проходят в зонах белого вещества головного и спинного мозга.

Ассоциативные пути соединяют серое вещество в пределах одной части мозга или на значительном расстоянии друг от друга, в спинном мозге связывают нейроны из разных сегментов. Короткие пучки перекидываются через 2-3 сегмента, а длинные расположены далеко.

Спаечные волокна связывают серое вещество правого и левого полушария мозга, образуют мозолистое тело. В белом веществе волокна становятся веерообразными.

Проекционные волокна соединяют нижние отделы с ядрами и корой. Сигналы поступают от органов чувств, кожи, органов движения. Они также определяют положение тела.

Нейроны могут заканчиваться в спинном мозге, ядрах таламуса, гипоталамуса, клетках корковых центров.

sammedic.ru

Строение и функции головного мозга

Головной мозг выполняет множество функций, имеет очень сложное строение и в конечном итоге именно благодаря ему, мы осознаём, кто мы есть на самом деле.

В древности из-за сходства со студнем, головной мозг вообще считали веществом, охлаждающим кровь и при бальзамировании трупов не хранили.

На данном этапе исследований хорошо объяснено функционирование отдельных клеток, однако, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как единое целое, доступно лишь в упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.

Головной мозг располагается в черепе, кости которого защищают его от механических повреждений. Внешне мозг напоминает желеобразную массу желтоватого цвета.

Масса головного мозга человека составляет в среднем 1300-1400 грамм. Несмотря на то, что человек считается единственным разумным существом на планете Земля, он не рекордсмен по размеру головного мозга. Так масса головного мозга индийского слона составляет около 4-5 килограмм, финвала (сельдяного кита) 6-7 килограмм.

Из приведённых примеров можно сделать вывод, что так называемые интеллектуальные способности живых организмов не имеют прямой зависимости от массы мозга.

Это подтверждается и следующими фактами: например, у немецкого философа Иммануила Канта мозг весил 1650 грамм, русского писателя Ивана Тургенева 2012 грамм, а у французского поэта Анатоля Франса всего 1017 грамм — почти в два раза меньше, чем у Тургенева.

Как и спинной, головной мозг покрыт тремя оболочками: твёрдой, паутинной и мягкой.

Так как в головном мозге очень активно осуществляются обмен веществ, он богато снабжён кровеносными сосудами, обеспечивающими его кислородом и питательными веществами.

Внутри головного мозга, как и спинного можно различить серое и белое вещество. Но расположение их отлично. Тела нейронов, которые образуют серое вещество находятся как на поверхности мозга, так и внутри него среди белого вещества, образуя ядра.

В строении головного мозга выделяют несколько отделов

Чтобы не запутаться с головным мозгом человека, давайте сначала разделим его на три более крупный отдел, а затем отыщем в них уже знакомые нам пять.

Итак, три крупных отдела следующие: задний, средний и передний.

Задний представлен продолговатым мозгом, мостом и мозжечком.

Средний разделять не будем.

А передний мозг состоит из промежуточного и конечного.

Строения и функций головного мозга.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами.

Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез.

В продолговатом мозге лежат жизненно важные центры, участвующие в регуляции деятельности сердца и сосудов, дыхания (знакомый нам дыхательный центр), Повреждение этих центров приводит к смерти человека.

Через мост проходят все восходящие и нисходящие пути, связывающие передний мозг со спинным мозгом, с мозжечком и другими структурами.

Над продолговатым мозгом находится мозжечок. Поверхность мозжечка (кора) представлена серым веществом и имеет складки, извилины и борозды. Внутри мозжечка также имеются ядра – скопления серого вещества.

Принципиально строение мозжечка повторяет строение всего мозга, откуда и появилось его название.

Мозжечок представляет собой мозговой центр, который имеет в высшей степени важное значение для координации и регуляции двигательной активности и поддержания позы. Мозжечок работает главным образом рефлекторно, поддерживая равновесие тела и его ориентацию в пространстве.

При повреждении мозжечка человеку трудно стоять з закрытыми глазами, сильно нарушается точность движений, появляется дрожание конечностей.

Средний мозг является продолжением моста. На его поверхности, обращённой к мозжечку имеется четыре бугорка – четверохолмие.

Верхние бугры четверохолмия осуществляют первичную обработку зрительной информации. Нижние - центры первичной обработки информации от органов слуха.

Также в среднем мозге расположены важнейшие двигательные центры, участвующие вместе с мозжечком в координации позы тела и поддержании тонуса мышц.

Промежуточный мозг состоит из верхней частиталамуса, или зрительных бугров и нижней части – гипоталамуса. С гипоталамусом особой ножкой соединён известный нам гипофиз.

Таламус обрабатывает все виды информации, поступающей из органов чувств, кроме обонятельной. Так как большинство из нас обладает пятью чувствами, а о шестом можно только подозревать, значит таламус принимает зрительную, как видно из названия «зрительные бугры», осязательную, вкусовую и слуховую информацию.

В таламусе также расположены высшие центры болевой чувствительности. Так что, если у вас «болит палец», который вы укололи, знайте, об этом вам сигнализирует промежуточный мозг.

Гипоталамус, выделяет особые нейрогормоны, которые оказывают влияние на работу гипофиза. Поэтому его можно назвать основным звеном нейрогуморальной регуляции функций организма.

Кроме того, в гипоталамусе расположены центры голода и жажды. При их раздражении человек поглощает огромное количество пищи и воды независимо от того, сколько было съедено и выпито до этого.

Поражение гипоталамуса приводит к расстройству многих функций организма (терморегуляции, дыхания, давления, сердечного ритма, перистальтики кишечника и других), а как следствие и гомеостаза в целом.

А теперь переходим к конечному мозгу. Его мы поставили особняком, и вы скоро убедитесь, в чём дело.

Кому интересно, может ознакомиться подробнее в открытых источниках. Здесь же мы остановимся на общих моментах.

Большие полушария головного мозга человека разделены глубокой продольной щелью на две половины – левую и правую.

Координацию работы больших полушарий обеспечивает специальная перемычка – мозолистое тело, образованное нервными волокнами.

Кора головного мозга покрывает большие полушария слоем (внимание!) от 1 до 4,5 мм. Представьте себе, какой он небольшой. И этот слой содержит всю информацию, которая отличает нас от животных, обеспечивая высшую нервную деятельность.

Дело в том, что кора не гладкая, если вы помните пройдённый материал о строении головного мозга млекопитающих.

Так вот, кора не гладкая и образует большое количество различных по глубине и протяжённости борозд, между которыми располагаются извилины.

Благодаря этому площадь коры значительно увеличивается и составляет около 220 000 мм2 или примерно пятую часть квадратного метра. Для сравнения: у дельфина — 46 500 мм2, у шимпанзе — 24 300 мм2.

Кора образована несколькими слоями нейронов. Число нейронов составляет от 10 до 11 миллиардов, что составляет большую часть нейронов всей центральной нервной системы человека.

Кора каждого полушария глубокими бороздами делится на доли: лобную, теменную, затылочную и височную.  Функции коры связаны с различными долями.

Лобные доли обрабатывают информацию обо всех ощущениях. Здесь происходит их суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Эту зону коры называют ассоциативной и именно с ней связана способность к обучению. Здесь же находятся центры, управляющие мышечными движениями.

Теменная доля связана с кожно-мышечной чувствительностью.

Затылочная обрабатывает информацию от органов зрения.

Височная – слуховую информацию.

Разные полушария отвечают за разные психофизические процессы, что можно проследить на разном их функционировании у правшей и левшей, а также у мужчин и женщин. Считается, что левое полушарие лучше развито у мужчин, а правое - у женщин. Правда ли это - решать вам:

Итог урока. Головной мозг покрыт тремя оболочками: твёрдой, паутинной и мягкой.

Головной мозг состоит из серого и белого вещества.

В головном мозге выделяют три крупных отдела: задний, средний и передний.

Задний отдел представлен продолговатым мозгом, мостом и мозжечком. Передний состоит из промежуточного и конечного.

Кора больших полушарий состоит из огромного числа нейронов и обеспечивает высшую нервную деятельность человека.

 

videouroki.net

0 comments on “Таблица строение и функции головного мозга – Головной мозг – строение и функции отделов в таблице (8 класс)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *