Особенности российской правовой системы реферат – Особенности российской правовой системы

Особенности российской правовой системы

     До  недавнего времени правовая система  Российской Федерации входила в  прекратившее свое существование семью  социалистического права, которую  образовывали страны, ранее входившие  в социалистическое правовое сообщество. До возникновения социалистической правовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права, поэтому впоследствии они сохраняли характерные для него черты.

     Особенностью  российской правовой системы переходного  периода явилось то, что на начальном  этапе ее возникновения действовало  большинство нормативных актов  бывшего РСФСР, причем некоторые  из них сохраняют юридическую  силу и по сегодняшний день. С  течением времени вновь образованные органы государственной власти издавали собственные нормативные акты, обеспечивая  тем самым появление обновленной  правовой системы Российской Федерации. В связи с этим возникла необходимость  определения роли и места вновь  возникшей правовой системы в  типологии современных правовых систем. В юридической литературе по данному вопросу существуют несколько  точек зрения. Согласно одной, прежняя  принадлежность социалистических стран  к романо-германской правовой семье  позволяет вести речь лишь об их возвращении в это сообщество. Согласно другой, для того, чтобы  определиться в правовой природе  бывших социалистических стран недостаточно традиционных технико-юридических и социально-экономических критериев.

     Историческая  и этнокультурная специфика России, других восточноевропейских стран  требует учета в компаративистских  исследованиях в большей степени, чем это было ранее, такой фактор дифференциации правовых семей, как  этноправовые и культурно-исторические особенности правового регулирования. Поэтому прежние социалистические страны образовывают славянскую правовую семью. В связи с изложенным, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в  современном мире правовое регулирование  фактически осуществляется лишь двумя  типами правовых систем. Поэтому, казалось бы, правомерно вести речь о возврате к романо-германскому правовому  сообществу. Между тем, в настоящее  время в Российской Федерации  среди законодательных элементов  правообразования существуют и нормативно-судебные элементы. Это видно из того, что  все большую роль в правовом регулировании  большинства отраслей начинает играть доктринальная трактовка 

законодательных  положений, проводимая судебными органами власти, путем принятия соответствующих  решений по спорным вопросам законодательства, а также при отсутствии законодательного регулирования какого-либо вопроса. Прежде всего, это касается решений  Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Указанная тенденция явилась следствием интеграции Российской Федерации с государствами  нормативно-судебной правовой семьи  на основе общей концепции правового  государства (к примеру с США), обусловившей процессы интеграции правовых явлений в рамках существующей типологии  правовых систем на фоне развития международного права. Поэтому становится все труднее  говорить о принадлежности правовой системы Российской Федерации только лишь к нормативно-законодательному типу.

     Принципы  правового государства обеспечили формирование объективного права в  соответствии с новой политико-правовой доктриной, что повлекло существенное изменение содержания норм составляющих основу российской правовой системы. При этом зачастую сохраняли действие нормы прежней правовой системы, но лишь в той части, в какой они не противоречили вновь возникшим принципам правового регулирования. Что касается системы права, то здесь изменения произошли в составе и содержании норм как публично-правовых, так и частноправовых отраслей. Причем изменение содержания частноправового воздействия напрямую зависит от соответствующего изменения публично-правового режима регулирования. Это связано с тем, что публичное право включает в себя основные вопросы формирования правовой системы и обеспечения ее устойчивости в условиях происходящих перемен.

     В отраслях публичного права изменения  связаны с тем, что основными  принципами правового регулирования  стали принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина, приоритета международного права над национальным. Данные принципы стали началами правового регулирования  в конституционном, уголовном, административном, налоговом, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а также в комплексных  публично-правовых и частноправовых отраслях и институтах (например в  земельном, трудовом, банковском и др.).

     Что же касается частноправовых отношений, то здесь следствием признания приоритета общечеловеческих ценностей над  государственными, явилась более  широкая диспозитивность поведения  субъектов, когда их некоторые сознательные волевые акты, направленные на реализацию своих естественных прав, приобрели  нормативность и государственное  обеспечение и защиту в частноправовых отраслях (гражданском, семейном и др.). Это, в свою очередь, обусловило расширение сферы диспозитивно-правового воздействия, и установление нового правового  режима в отраслях частного права.

     Далее, Гражданский кодекс Российской Федерации  заложил основу регуляции отношений  в сфере экономики. Стали приниматься  законы, устанавливающие режим формирования и использования имущества государства: о бюджетной и налоговой системах, о бюджетной классификации, о  бухгалтерском учете, о государственном  заказе и др. Значительный массив законодательных  актов направлен на реализацию основных прав и свобод человека гражданина. Были приняты законы о культуре, здравоохранении, науке и других участках социального устройства общества, которые заложили основы законодательства в этой сфере. Одной из тенденций  развития российского законодательства является также его тесное взаимодействие с принципами и нормами международного права. В этих целях издаются нормативные  акты, направленные на ратификацию  положений международных 

договоров  и соглашений и включение их, тем  самым, в российскую правовую систему.

     Таким образом, сложившаяся на данный момент внутренняя структура законодательства может быть представлена следующим  образом: конституционное законодательство как базовая отрасль, далее, две  опорные отрасли – административное и гражданское законодательство – и отрасли финансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального, семейного, экологического, горного, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального  законодательств, законодательства о  судоустройстве. Указанные отрасли  делятся на подотрасли, институты, нормативные  акты и отдельные нормы. Значительные изменения правовой системы произошли  и во внешней структуре системы  законодательства. Особое значение в  ходе построения обновленной российской государственности приобретает  развитие законодательства в сфере  оформления государственно-политических институтов власти, так как именно в этой сфере происходит образование  внешней структуры системы 

законодательства.

     Анализ  конституционного законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность органов государственной власти, позволяет сделать вывод, что  здесь правовое регулирование общественных отношений происходит на двух уровнях  – федеральном и на уровне субъекта федерации. Причем оба уровня предполагают наличие относительно самостоятельных  правовых систем. Во-первых, федеральное  законодательство образует систему  законодательства Российской Федерации, так как именно она является суверенным государством, обладающим системой федеральных  органов, деятельность которых и  ведет к ее созданию. Во-вторых, субъекты федерации обладают системой собственных  органов власти, наделенных определенной компетенцией, позволяющей издавать нормативные акты, в пределах своих  полномочий. При этом правовые системы  субъектов федерации не должны противоречить  федеральным нормативным правовым актам.

     Реализация  всей совокупностью органов государственной  власти своей компетенции находит  объективацию в праве, формирование которого по своим исходным началам  носит объективно обусловленный, необходимый  характер. Таким образом, роль государства  является определяющей на стадии правообразования. Именно оно осуществляет принятие соответствующих  актов, и в силу этого соответствующие  нормативные обобщения обретают свойство права, становятся общеобязательными  нормативными положениями. При этом основное значение будет иметь построение эффективной законодательной системы, так как именно с ее помощью  можно придать праву характер объективного системного явления, или, иными словами, создать правовую систему.

     Анализируя  соотношение системы федерального законодательства и систем законодательства субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что указанные правовые явления взаимосвязаны не как  части и целое, а как равнозначные элементы единой правовой системы Российской Федерации. Такой вывод позволяют  сделать следующие особенности  российской государственности. Так, полнотой государственной власти обладают не только федеральные органы государственной власти, но и органы власти субъектов федерации. Далее, разграничение компетенции между указанными органами носит прежде всего конституционный характер.

     Федеральные органы власти и органы власти субъектов  федерации взаимодействуют в  рамках единой системы государственной  власти при отсутствии единства системы  законодательных и судебных органов, а также ограниченном предметами исключительного ведения субъекта федерации единства системы органов  исполнительной власти. Создаваемые  же указанными органами правовые системы  обладают относительной самостоятельностью саморазвития и в своей взаимосвязи  образуют правовую систему Российской Федерации, выступающую как целостный  нормативно-правовой массив, развивающийся на основе общих принципов.

     Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую  нужно решить в ходе правотворческой  деятельности в ближайшие годы -формирование практически новой нормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от государствленной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

     Для выполнения этих задач правотворческая  деятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего, она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основополагающих в этой сфере нормативно-правовых документов -регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровне субъектов Федерации - создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.

     Вторым  по значению после правотворчества  видом юридической деятельности является правоприменение - властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности - проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

     Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в  случае нарушения правовых норм. И  здесь на первое место выходит  правосудие, органы которого тоже действуют  на основании закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права  в точном смысле этого слова. «Правосудие, – отмечает С.С. Алексеев, – это не механическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и на фундаментальные правовые ценности – права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

www.turboreferat.ru

Особенности российской правовой системы: понятие, характеристики и структура

Данная статья расскажет кратко об особенностях российской правовой системы, о роли права в общественной деятельности. Также будут представлены функции правовой системы, градация правовых мер и законов, значение и роль в процессе становления гражданского общества.

Общая характеристика системы

Правовая система любого государства представляет собой совокупность внутригосударственных законодательных нормативов и международных правовых обязательств.

Фемида и женщина

Роль правоведения в обществе и государстве в целом весьма серьезная и ценная, ведь оно призвано регулировать порядок между членами общества и устанавливать правильные с точки зрения морали и справедливости отношения.

Первоисточники и источники права в Российской Федерации

Юридическая ответственность устанавливается, исходя из таких источников:

  1. Конституция государства.
  2. Федеральные законы, указы и распоряжения первого лица страны – Президента РФ.
  3. Федеральные конституционные законы.
  4. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти.
  5. Ведомственная правовая документация органов исполнительной власти.
  6. Международные соглашения и договоры, ратифицированные в установленном международном правопорядке.

Согласно первой части 15 статьи российской Конституции, все правовые соглашения, нормы и принципы в обязательном порядке должны соблюдать предписания основополагающего первоисточника права в России – Конституции РФ, не противоречить ей и соответствовать в рамках тематической необходимости.

Предписания, которые противоречат пунктам или принципам Конституции, должны быть либо отменены, либо изменены.

судебные атрибуты

Виды юридической силы

Для достижения последовательности и правопорядка в сфере юридических отношений существует определенная иерархия правовых актов по их юридическому весу. Она предполагает вертикальное и горизонтальное иерархическое направление:

  • Вертикальное - формирование правовых актов, регулирующих нормы Конституции и деятельность ведомственных органов. Также вертикальное законодательство вмещает в себе федеральные законы (вступают в силу по всей территории страны) и региональные законы (функционирующие в рамках субъектов государства).
  • Горизонтальное – это правовые акты, которые в полной мере равны по силе юрисдикции, но находят свое применение в определенных, строго очерченных обстоятельствах. Так, к примеру, существует такой вид правовой документации, который подлежит применению на какой-то части территории страны. Также в контексте подобных правовых актов может случиться такая ситуация, что в процессе практической отраслевой деятельности один из них перевесит по точности и охвату вопроса другой, аналогичный, подобный ему. Такие ситуации рассматриваются посредством судебных разбирательств.

Понятие и особенности российской правовой системы можно рассматривать сквозь призму аспектов социального, общественного характера, которые более детально описаны ниже.

Аспекты системы правоотношений в России

Особенности российской правовой системы кратко излагают описанные ниже аспекты.

Первый аспект - идеология государства является отправной точкой законотворческой деятельности, поэтому она служит показателем уместности и соответствия стратегически важным вопросом и задачам, критерием легитимности принятых законов и норм.

человек с документами

Второй аспект – прочно устоявшиеся принципы и законы федерализма. Этот принцип, в свою очередь, требует построение сложных, многофакторных правовых отношений.

Третий аспект – необходимость в оценке объективности нынешних социально-экономических и организационно-технологических условий в стране.

Четвертый аспект – существование такой неотложной проблемы, как несовершенный механизм взаимодействия между федеральными и региональными градациями власти. Такой механизм должен быть максимально юридически обоснованным и удобным, учитывать все признаки и особенности российской правовой системы, поскольку он является залогом построения гражданского общества и правовой стойкости.

Особенности правовой системы в РФ

Любая отрасль социальной жизни имеет определенные черты. Система правовых отношений не является исключением. Основные черты и особенности российской правовой системы описываются такими признаками:

  • Внушительная, главенствующая защита всеобщих общественных интересов, общего дела в ущерб персональным притязаниям индивида, дух обобщенности и соборности.
  • Слабо выраженное правовое личностное начало в культуре в целом.
  • Широкое и распространенное влияние неправовых регуляторов в общественной жизни: религиозных, моральных, социальных, корпоративных.
  • Негативное отношение православного религиозного сообщества к устоям общественно-правовой жизни, культуре права как такового.
  • Значительная роль государства в регулировании правовых отношений и правовой культуры.
стол заседаний

К особенностям российской правовой системы также следует отнести самобытность и своеобразность. А также отсутствие схожести с другими правовыми моделями.

Исторические аспекты и особенности российской правовой системы

если говорить об истории права в России, то следует отметить, что по этому поводу существует несколько точек зрения, которые в определенной мере друг от друга отличаются. Однозначного мнения о происхождении российской правовой системы не существует. Некоторые историки считают, что отечественная правовая система является по своей сути «уникальной», не принадлежащей ни к одной из существующей или существовавших семей права.

Другая категория исследователей полагает, что право особенности современной российской правовой системы имеет множество сходств с такими классическими системами правоотношений, как англо-саксонская и германо-романская модели.

Большинство правоведов твердо уверены, что российская система правоотношений является цельной и обособленной, хотя никогда не объединяла в себе различные составляющие и подсистемы права.

весы и судейский молоток

Исторические выводы о происхождении права

Самое распространенное мнение относительно исторического происхождения свода правовых норм в России гласит о том, что отечественная правовая система является синтезом множества всемирных правовых моделей, объединяя правовые основы, существовавшие в течение всего общечеловеческого опыта правоотношений.

Характерные черты и особенности российской правовой системы состоят в том, что она считается влиятельнейшей и крупной социалистической правовой системой, которая на данный момент времени является открытой для новых достижений, планов и внедрений идей.

Структура в РФ

Особенности и структура российской правовой системы имеет очертания пирамиды, состоящей из трех уровней. На первом уровне находится федеральное законодательство. Это вершина правовой пирамиды. На этом уровне располагаются международные соглашения и договора, Конституция как первоисточник права, Президентские указы и постановления, федеральные конституционные законы, Правительственные правовые предписания.

Эти законы регулируют основы общественной и экономической жизни, а также такие отрасли права, как трудовое, семейное, уголовное, гражданское, административное, финансовое, экологическое.

Международное право состоит из Международного публичного, Национального, а также Международного частного.

На втором уровне находятся законы субъектов государства. Для этого вида нормативно-правовой документации свойственно ее происхождение от местных органов законодательной власти, а сфера распространения – определенная территория.

На третьем уровне располагаются числительные локальные нормативно-правовые акты. Этот уровень условно делится еще на четыре составляющих.

Классификация нормативно-правовых актов

Первая составляющая – это распоряжения, указы, инструкции, приказы ведомственного, министерского, департаментского уровня федеральных распоряжения, действие которых распространяется на всю страну.

Вторая составная – это распоряжения, указы, инструкции, приказы ведомственного, министерского, департаментского уровня, федеральные распоряжения, действующие в пределах конкретной территории.

Третья составная - это законотворческая деятельность органов местного самоуправления, которые издают в рамках своей компетенции законы, действующие на территории муниципальных образований.

Четвертая составная – это сумма приказов и распоряжений руководящих структур предприятий и организаций, которые действуют в рамках деятельности этих предприятий и организаций.

книга и судейский молоток

Любые нормативно-правовые предписания состоят из норм права. Это самые важные и многочисленные правовые источники. Норма права - это элементарная частица правовой системы, состоящая из трех частей - гипотезы («Если…»), диспозиции («То…»), санкции («В противном случае…»).

Отрасли

Правовые отрасли делятся на частные и публичные. Публичные право регламентирует отношения между определенными субъектами правовых отношений, одним из которых является государство. Этот вид правовой деятельности регулирует уголовные дела, административное, конституционное, финансовое, экологическое право.

Частное право специализируется на урегулировании личных или имущественных отношений общественного характера, между участниками правовых отношений, которые являются отдельными физическими или юридическими лицами.

Коды

Преимущественное количество отраслей и подотраслей права имеют специальную кодировку, которая помогает лучше ориентироваться субъектам в правотворческой деятельности. Она называется общероссийским классификатором организационно-правовых норм. Любой кодекс имеет сильную юридическую силу, наравне с федеральными законами.

Внутренние функции

Ниже описаны функции и особенности российской правовой системы, которые она непосредственно выполняет. Среди внутренних функций системы правоотношений выделяются следующие:

  • пространственная функция - идентификация пределов правового поля и сферы действия;
  • субъектная функция – предполагающая информацию о составе, юридическом статусе, компетенции и других особенностях субъектов, которые действуют в рамках правового поля;
  • функция моделирования – определяющая модели поведения субъектов, их юридический статус, их права и обязанности;
  • ценностно-ориентационная функция - обеспечивающая иерархию, закрепление, охрану, правовых ценностей, предоставление информации о них, а также формирование системы правовых ценностей, которые характеризуют само право;
  • коммуникативная функция – построение отношений, связей и общения правового характера, ликвидация коммуникационных барьеров.

Внешние функции

Среди внешних функций системы правовых отношений стоит выделить следующие:

  • функция социальной целостности;
  • функция правовой политики;
  • функция сбережения национального суверенитета и соборности;
  • функция духовной идентификации, которая обеспечивает надлежащее соответствие между принятыми нормами и правилами и тем, что в действительности присутствует в социуме.
руки партнеров

Несколько слов в заключение

На сегодняшний день практически любое развитое государство в мире стремится создать на своей базе идеальное правовое государство. В данном случае, на первый план выходят вопросы, которые касаются формирования и закрепления в обществе совершенно новых образцов мышления, профессионализма, культуры, чувства законности, защищенности и всеобщей справедливости. Некоторые специалисты склоняются к точке зрения, что российская правовая система представляет собой одну из наиболее мощных и влиятельных систем социалистического типа.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы, что роль правотворческой деятельности и законов является очень важной в построении гражданского общества, поддержании моральных ценностей. Главная особенность правовой системы Российской Федерации состоит в том, что она является социальноориентированной, слабообособленной, отодвигающей на второй планы личные притязания отдельных индивидов, но учитывающей общее благополучие и благосостояние граждан. Законы являются главной отправной точкой любой активности в сфере экономики, политики, делопроизводства, общественных видов деятельности.

fb.ru

Особенности российской правовой системы

     Конституция РФ установила также широкий круг новых и уточнила известные ранее  права граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом: право  каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право на обжалование в суд  действий и решений не только должностных  лиц, но и органов государственной  власти, местного самоуправления, общественных объединений, право на обращения  в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, право на получение квалифицированной юридический  помощи, право пользоваться помощью  адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпция невиновности), право на освобождение от свидетельских показаний  против себя самого и своих близких  родственников, право на возмещение ущерба, причиненного государством, и  др. В нашей правовой системе возрожден  институт присяжных заседателей.

     Перечисленные новеллы говорят о том, что  роль и значение правосудия в нашей  стране многократно возрастают и  в перспективе статус решений  судебных органов должен приблизиться (в сфере прав человека) к статусу  судебных решений в странах прецедентного  права. Конституция РФ дает юридические основания для такого вывода.

     Важным  аспектом правовой системы является правовое поведение граждан, организаций  и органов, складывающееся в конечном счете во всеобъемлющий правовой порядок в стране. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать  те или иные юридические нормы  и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное правовое сознание – стремиться и  желать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких  угодно правовых режимов, но если это  не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

     Кроме того, согласно п. 3 ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

     Очень важным является то, что в силу п. 4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международного права, так как они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и к международным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником. Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенции Международной организации труда (МОТ).

     В российской правовой системе происходят ныне и другие весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе источников права. Такое  положение обусловлено общим  духом и смыслом Конституции  РФ, провозгласившей Россию демократическим  федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120).

     Сегодня в России идет процесс становления  частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые  заключили между собой частные  лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как  в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает  субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при  этом ущерба правам и законным интересам  других лиц, т.е. субъект, частное право  которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.

     Принципиально новым феноменом в истории  российской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к  формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных  региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая  подсистема – коллизионное право (ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров иколлизий.

     Российская  правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных  реформ. При этом основным направлением ее развития является построение правового  государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права  человека, реально обеспеченные, гарантированные  и защищенные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Заключение. 

     Изучив  и проанализировав правовую систему  России можно сказать, что современная  российская правовая система – явление  сравнительно молодое, все еще формирующееся  в условиях обновления всех сфер жизни  общества. Тенденции ее развития находятся  в полном соответствии с законами диалектики, и зачастую являются разнонаправленными, поливалентными, взаимоисключающими друг друга. 

     Можно согласиться с мнением, что  «переходный период в правовой сфере  - это больше процесс, чем результат.   Он   не  предполагает   стабильности,  завершенности   и сбалансированности   правовой  системы».  «В   России растянутость  хронологических   границ   существования   переходной правовой системы во времени объясняется грандиозной социальной задачей, многоэтапностью и универсальностью переходных процессов».  

     Реформирование  правовой системы России, обеспечение  развития в ней    позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать. 

     Преодоление отрицательных тенденций в развитии правовой системы современной России, которые достались ее в наследство от советского прошлого, также остается важнейшей задачей ее реформирования. Наиболее опасной среди них, по нашему мнению, являются различного рода деформации в сторону полной зависимости правовой системы от государства и политической конъюнктуры, наблюдающееся в современной России.  Обнадеживающим в этой связи  является утверждение С.С.Алексеева о том, что «общенаучные исторические данные свидетельствуют о том, что определяющая закономерность развития   правовых систем на нашей планете заключается  в том, что в ходе исторического  прогресса  право из инструмента  государственной   власти   все   более   превращается   в самостоятельную высокозначимую силу, в самостоятельный мощный регулятивно-охранителъный фактор» .

     Также на первый план выходит проблема повышения  правовой культуры российского общества, так как реформирование, повышение  эффективности правовой системы  России должно проходить в условиях осознания повышения социальной ценности цивилизованно развивающейся правовой системы.

     Необходимо  создание условий для того, чтобы  из некоторого числа развивающихся  тенденций преобладающей, доминирующей стала та, которая наиболее полно  отвечает объективным потребностям российского общества.       

     Следует отметить, что меры по минимизации  отрицательных тенденций в развитии отечественной правовой системы  не могут быть единичными, случайными, они должны носить именно системный  характер, причем немаловажную роль в  процессе выработки путей и средств, но преодолению негативных тенденций  в развитии российской правовой системы  призвана сыграть правовая наука. 
 
 
 

5. Список использованной литературы: 

     1. Нормативные акты:

     1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993

5.1 Специальная литература:

      
         1. Алексеев С.С. Право: азбука  – теория – философия / С.С.  Алексеев – М.: Юристъ, 1999. –с. 52 
 
         2. Арановский К.В. В преддверии сравнительного правоведения // Правоведение, 1998, № 2. – с.59 
 
         3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2000. -576 с. 
 
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 1999. – 528 с. 
 
         5. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2000. – 840 с. 
 
         6. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В. 2-х т., Т. 1 / Подготовка текста и вступит. Статья И.Н. Смирнова – М.: МП Рарог, 1992. – 344 с. 
 
         7. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В. 2-х т., Т. 2 / Подготовка текста и вступит. Статья И.Н. Смирнова – М.: МП Рарог, 1992. – 272 с. 
 
         8. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 / Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицин – М.: Русская книга, 1993. – 400 с. 
 
         9. Керимов Д.А. Общая теория государства и права: Предмет. Структура. Функции / Д.А. Керимов  - М.: Юрид. лит-ра, 1977. – 133 с. 
 
10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 520 с. 
 
11. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 648 с. 
 
         12. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко - М.: Юристъ, 2001. – 
 
         13. Сорокин В.В. Право и время: правовая система и переходное время // Известия вузов. Правоведение. – 2002. - № 1. – с.183-  192 
 
14. Теория государства и право: Учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / Алексеев С.С., Васильков П.Т., Дюрягин И. Я. и др; Под ред. М.С. Алексеева – М.: Юрид. лит-ра, 1985. – 479 с 
 
         15. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения /Ю.А. Тихомиров – М.: Юрид. лит-ра, 1996. -     
 
         16. Тиунов Л.Б. Системные связи правовой действительности / Л.Б. Тиунов – СПб.: 1991, Юристъ. - с.7,8 

www.turboreferat.ru

Особенности российской правовой системы

Российская правовая система имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в законодательную правовую семью.

Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы. Долгая практика игнорирования закона приводит к тому, что и сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права. Российское общественное правосознание характеризуется гипертрофированным оценочным компонентом, в результате чего каждое законодательное установление оценивается субъектами с точки зрения их представления о справедливости, а также и с точки зрения собственных интересов. Это подрывает идею неукоснительного следования предписаниям закона.

Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные акты. Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения. Упор на подзаконные акты также мешает закону сделаться действительно ведущим источникам права.

В качестве еще одной особенности современной отечественной правовой системы можно указать ее переходный характер. Дело в том, что современная правовая система нашего государства находится в стадии реформирования, что призвано устранить пережитки прошлой идеологизированной системы и привести правовую действительность в соответствие с современными представлениями о праве и общепринятыми международными стандартами.

Характеризуя отечественную правовую систему, необходимо помнить, что сущность ее нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкой границы: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.

Самобытность славянской правовой семьи и прежде всего российской правовой системы обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.

К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие:

1. Самобытность русской государственности, сохранившаяся даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством.

2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления.

3. Формирование особого типа социального статуса личности, для которого свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства. Эту черту не нужно рассматривать как недостаток, необходимо воспринять ее как национальную особенность.

4. Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжательство, благочестие).

Юридические источники славянской правовой семьи через Византию унаследовали законодательные традиции римского права и таким "кружным" путем примыкают к романо-германской правовой семье. Но, повторимся, наличие ряда национально-исторических, культурных, ментальных особенностей не позволяют России полностью вписаться в модель законодательной правовой семьи. Проходящий сегодня в России процесс реформирования правовой системы является незавершенным, и в дальнейшем возможно как сближение отечественной системы с западноевропейскими странами, так и усиление национальных особенностей нашей правовой системы. В любом случае, сама правовая реформа определяет на сегодняшний день некоторые особенности российской правовой системы, поэтому мы остановимся на этом вопросе более подробно.

*** (Саидов)

Для последнего десятилетия XX в. самым значительным в развитии основных правовых систем современности является почти полное исчезновение с юридической карты мира социалистического типа права. Одна из главных тенденций развития права в постсоциалистических странах – это сближение с другими правовыми семьями. Применительно к России эта особенность проявляется в сближении российского права с романо-германской правовой семьей. Если переход к рыночной экономике и многообразию форм собственности предопределил быстрое развитие институтов частного права, то формирование правовой государственности и политический плюрализм обусловили развитие публичного права.

В международно-правовом плане включение России в «общее европейское правовое пространство», в «Европу правовых государств» стало одним из важных условий развития российского права в русле мировых тенденций правового развития.

В эволюции современной правовой системы России прослеживаются две основные тенденции. Это, с одной стороны, исключение из действующего российского права принципов, норм и институтов, которые были призваны подчеркнуть принципиальное отличие советского социалистического права от права буржуазного, а с другой –-появление в российском праве принципов, норм, институтов и даже отраслей, которые ранее считались исключительным атрибутом буржуазного права (например, торговое право и т.д.).

По своим основным юридическим классификационным признакам российское право всегда относилось к романо-германской правовой семье и продолжает оставаться таковым. Об этом свидетельствуют кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства.

Глубокие экономические и политические преобразования во всех сферах общественной жизни открыли широкие возможности к сближению российского права с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию.

Возникновение частного и публичного права в России в значительной степени было обусловлено социально-экономическим и политико-правовым развитием общества.

Унификация законодательства и правовых концепций в ее международно-правовых формах является наиболее известным способом сближения российского права с романо-германской правовой семьей. Однако, как показывает практика, унификация права, которая должна пониматься в широком смысле, начиная с унификации национального законодательства и кончая кодификацией незаконодательного характера юридической практики и обычаев, не есть самоцель, и она должна быть следствием практической потребности установления тесных контактов между государствами в сфере экономической, политической, культурной и социальной жизни.

Для формирования общего правового пространства не меньшее, если не большее, значение имеет такой путь сближения этих систем, как увеличение их общих черт, принципиальных установок, сходства правовых норм и соответственно судебной практики.

Интегрирование России в европейские юридические процессы, утверждение примата международного права ведут к тому, что в национальной правовой системе растет число единообразных норм и стандартов. Несмотря на это, правовое развитие России происходит преимущественно путем изменений национального права. При этом законодатель обращается не только к юридическому опыту романо-германской правовой семьи, но и к англо-американским правовым моделям. Заслуживает, в частности, особого рассмотрения вопрос о возможности использования в определенных пределах принципа прецедента. Однако, как правило, институты англо-американского права плохо вписываются в романо-германскую правовую систему. Действительно, как справедливо отмечает проф. У. Батлер, трудно принять дословно англо-американские концепции и советы, данные с благими намерениями представителями западных юридических кругов. Они просто непонятны принимающей их стороне, а западная сторона в свою очередь обычно не в состоянии понять правовую среду, в отношении которой она дает советы. Поэтому трудно согласиться на столь радикальные перемены правовой системы, в результате которых в России было бы «все, как в США и Великобритании», и установилась правовая семья общего права.

Учет зарубежного юридического опыта и сближение российского права с другими правовыми семьями не тождественны рецепции права, восприятию зарубежных правовых моделей. Они итог развития российского права в результате действия многих факторов, обусловливающих этот процесс в конкретно-исторических условиях России. Отсюда, в частности, возможность различной трактовки даже одноименных правовых институтов, отторжение практикой моделей, разработанных российским законодателем на основе зарубежного опыта. Впрочем, в советское время, в условиях централизованной плановой экономики и демократически неразвитой политической системы, основные правовые институты РСФСР при внешнем сходстве с институтами романо-германской правовой семьи существенно отличались от них. Отсюда можно сделать вывод, что сближение российского права с романо-германской правовой семьей не означает потери самобытности, особенностей, традиций, свойственных правовой системе России. Действительно, российское право, как и любая национальная правовая система, имеет свою специфику, и на нем не могли не отразиться политико-правовые события, происходящие в России; оно отвечает всем основным юридическим признакам романо-германской правовой семьи.

На наш взгляд, весьма спорен призыв выделить самостоятельную «славянскую правовую семью» и возвратиться, в частности, к правовой системе государств восточнославянской культуры. Самостоятельность традиций развития российской правовой системы, в том числе ее отличие от романо-германской правовой семьи, подчеркивает В.Н. Синюков. Он признает за Россией особую правокультурную самобытность, пытается вывести ее из «исконных культурно-правовых основ», из специфических особенностей «славянской правовой семьи», образованной странами славянского этнического происхождения. По его мнению, российская правовая система в будущем должна идентифицироваться в качестве основы правовой семьи как восточнославянских, так и тюркских народов бывшего Советского Союза. А обращение к мировому правовому опыту (который называется однозначно западным), к интеграционным процессам, происходящим в европейских и иных регионах, возможно только на условиях политического и культурно-правового «ассимилирования входящих в СССР регионов в западное сообщество». Такое возвращение восточноевропейских стран в мировую культурно-правовую цивилизацию автор расценивает как «противоестественное вмешательство в их историческую судьбу, чреватое элиминацией этносоциальной специфики правовой культуры». Близкую этому точку зрения высказал и Р.Б. Головкин, писавший, что внедрение в правовую систему России концепций, сформировавшихся в романо-германской и англосаксонской системах права, не учитывающих различий духовных и нравственно-этических традиций Запада и Востока, пока преждевременно.

Следует отметить, что даже в Западной Европе, где происходят процессы объединения различных по своим культурно-историческим, религиозно-этическим и морально-психологическим ценностям государств (сравним, например, Грецию и Ирландию, Испанию и Норвегию), эти государства отнюдь не теряют своей самобытности и складывавшейся веками правовой ментальное.

Признавая справедливыми высказывания В.Н. Синюкова о реально существовавшей самобытной для России правовой системе восточнославянского типа, об особенностях состояния правосознания населения России, А.В. Мицкевич справедливо отмечает, что трудно увидеть те особенные формы законодательства или иных источников права, которые обеспечивали бы успешное развитие российской государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать «самобытное», без ориентации на международный опыт развитие права, не рискуя снова (как это было совсем недавно) оказаться в международной изоляции. России предстоит жить не в «особой правовой семье», а в содружестве и взаимодействии со всеми правовыми системами мира.

Разумеется, что для этого российская правовая система должна идти своим путем, но вместе с основными правовыми системами современности. При этом не следует избегать ориентира на международно-правовые и передовые зарубежные юридические стандарты, в частности романо-германской правовой семьи.

Романо-германская правовая семья дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из признания общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.

К чертам русского менталитета, сформировавшимся под влиянием природных менталитетообразующих констант, относятся следующие.

1. Устойчивость нервной системы, способность преодолевать трудности, стойкость, терпеливость. 2. Уравновешенность темперамента. 3. Способность к мобилизации внутренних сил. Влияние климата в виде многовековой смены относительно долгих зим и короткого лета. 4. Миролюбие, гостеприимство и добродушие. 5. Широта натуры.

Генетически обусловленными чертами русского менталитета можно назвать следующие.

1. Талантливость. 2. Высокая адаптационная способность. 3. Русская смекалка

Социообразованные черты русского менталитета определяются взаимодействием его гено- и природообразованных особенностей с социальными условиями жизни на протяжении достаточно длинного исторического периода, охватывающего многие поколения (сотни лет). Социообразованными чертами может обладать лишь нация с многовековой историей, такая как русская. К социообразованным чертам русского менталитета можно отнести следующие.

1. Коллективизм и соборность, выработанные многовековой жизнью в сельской общине. 2. Обострённое в русском народе чувство несправедливости социального неравенства, ущемляющего интересы малоимущего населения. 3. Религиозность русского народа, воспитывавшаяся церковью и властью на протяжении почти тысячи лет. 4. Культ вождя. 5. Национальная и религиозная терпимость. 6. Наконец, нельзя не сказать о русском патриотизме.

Не смотря не все добродетели русского народа, перечисленные выше, народы России наделены и целым рядом пороков. Основные из них: пассивность; пьянство и бурно развивающаяся в последнее время наркомании; воровство, которое прибрело поистине массовый характер.



infopedia.su

0 comments on “Особенности российской правовой системы реферат – Особенности российской правовой системы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *