Правописание сложных имен прилагательных 10 класс: Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс): ТАБЛИЦЫ «СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс): ТАБЛИЦЫ "СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

№п/п

Правило

Примеры

1

Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, качества

ярко-красный,

кисло-сладкий

2

Прилагательные, образованные на основе сочинительной связи

русско-английский (русский и английский),

плодово-ягодный (плодовый и ягодный)

Запомнить!!!

общественно-экономический

общественно-политический

общественно-исторический

общественно полезный

общественно необходимый

3

Прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис

юго-восточный (юго-восток),

нью-йоркский (Нью-Йорк),

унтер-офицерский (унтер-офицер)

4

Прилагательные, начинающиеся словами юго, северо…,входящие в состав географических и административных названий

Восточно-Европейская равнина

Запомнить!!!

Если подобные прилагательные являются нарицательными       слитно

 западносибирские реки

5

Прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий

жюль-верновские романы,

джек-лондоновские произведения,

Иван-Иванычев пиджак

Примечание!!!

дефюнесовские комедии (де Фюнес)

6

Прилагательные,

если основа первой части оканчивается на - ико

физико-математический,

историко-политический

Примечание!!!

великорусский (Великая Русь),

великосветский (великий свет)

7

        Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки

народно-освободительный,

военно-медицинский

Урок русского языка в 10 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Правописание имён прилагательных. "

Урок русского языка в 10 классе.

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание имён прилагательных.

Цель урока

- сформировать прочное представление об имени прилагательном как части речи, его морфологических признаках; отработать правописание -н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, правописание сложных имён прилагательных.

Форма деятельности обучающихся

- коллективная, индивидуальная.

Тип урока

– комбинированный урок повторения и обобщения изученного ранее материала с элементами текущего контроля по данной теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Надеюсь на сотрудничество!

  1. Постановка задач.

Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока, каждый сформулируйте для себя учебную задачу. (Обсуждение цели и задач урока).

Не забываем о цели, которая стоит перед нами на каждом уроке – подготовка к ЕГЭ.

  1. Работа с предложением.

Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в родном краю.

- Как вы понимаете смысл этого предложения?

- Выполнить синтаксический разбор предложения.

- Объяснить орфограммы. (Окончание прилагательных, З-С на конце приставок, употребление разделительного Ь, Ь для смягчения согласного, непроизносимая согласная в корне слова, О-Ё после шипящих, безударная проверяемая гласная в корне слова и другие.)

- Выполните морфологический разбор прилагательного «самое большое».

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

  1. Употребление прилагательных в речи. Подготовка к заданию В8.

- Какой троп построен на употреблении прилагательных в переносном значении? (Эпитет.) Есть ли они в данном предложении?

- Приведите свои примеры эпитетов, запишите несколько примеров себе в тетрадь.

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

  1. Работа со словами, записанными на доске. Подготовка к заданию А12.

Кожаный, земляной, голубиный. Станционный, безвременный, туманный, старинный. (Запишите слова в тетрадь, выделите суффиксы).

- Какое правило иллюстрируют данные слова? Сформулируйте данное правило. Есть ли из данного правила слова-исключения? Приведите свои примеры на данную орфограмму. Запишите их.

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

  1. Краткие прилагательные. Подготовка к заданию А20.

На празднике, посвящённом Дню кадетов, речь директора была торжественна.

( На доске предложение записано без знаков препинания)

- Что вы скажете о правописании суффиксов кратких имён прилагательных? Какова синтаксическая роль кратких прилагательных в предложении? Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. (Знаки препинания при обособленных определениях.)

- Чем отличается причастие от прилагательного?

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

  1. Проверочная работа А12. (на два варианта)

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

  1. Словарный диктант на правописание сложных имён прилагательных.

Что такое сложное имя прилагательное? Расскажите о их правописании. (Слова частично взяты из домашнего упражнения).

(Работа по цепочке.)

Военно-морской, горнодобывающий, дикорастущий, англо-русский, лимонно-жёлтый, юго-западный, трёхэтажный, историко-архивный. /Обучающиеся выставляют себе оценку/.

  1. Заключительный этап урока. Подведение итогов урока.

Вернёмся к задачам, которые вы поставили в начале урока. Мы их выполнили? Что у вас получается? А над чем нужно ещё поработать?

Поставьте себе за урок оценку.

  1. Домашнее задание /дифференцированное/. Подготовка к заданию В8, С1.

(По выбору учащихся.)

1.Составьте небольшой текст, используя в нём эпитеты. (Можно в основу рассказа положить первое предложение нашего урока).

2.Подберите 5-7 предложений из художественных текстов с эпитетами. Обязательно указываем автора текста.

Эпитеты подчеркнуть как члены предложения.

Проверочная работа. (А15).

Вариант 1.

Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется одна буква Н.

Из стекля(1)ых дверей виднелись чугу(2)ые выкраше(3)ые ступени, ведущие в зелё(4)ую оранжерею, окна которой были отворе(5)ы настежь.

  1. 1,3,4

  2. 4

  3. 3,4,5

  4. 4,5

Вариант 2.

Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется две буквы Н.

Прозрач(1)ый воздух скрадывал расстояние, и глаз сразу схватывал живопис(2)ую долину, засаже(3)ую гранатовыми деревьями и со всех сторон окружё(4)ую гор(5)ыми вершинами.

  1. 1,3, 4

  2. 3,4

  3. 2,4,5

  4. 3,4,5

Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему: Презентация "Имя прилагательное"

Слайд 1

Имя прилагательное обозначает признак предмета, его качество и отвечает на вопросы: Какой? Чей? Имена прилагательные изменяется по родам, по числам, по падежам. Грамматические категории зависят от существительного, с которым оно согласуется. В предложении чаще всего выступает в роли определения, а может так же входить в состав сказуемого.

Слайд 2

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: Имя прилагательное качественное притяжательное относительное

Слайд 3

1 Качественные прилагательные обозначают признак предмета, определяющий его качества: красивый цветок, жаркий день. Лексическое значение качественных прилагательных разнообразно: они могут обозначать цвет, физические свойства, вкус, запах и т.д. Могут употребляться с уменьшительно-ласкательными суффиксами и с наречиями меры и степени. От качественных прилагательных можно образовывать наречия на –о (-е).

Слайд 4

2 Относительные имена прилагательные называют признак по отношению к материалу, месту, действию, отвлеченному понятию: железная дверь, морской воздух, городская роща. Относительные прилагательные имеют параллельные синонимические формы, выраженные предложно-именными сочетаниями: каменный дом-дом из камня; институтское здание- здание института. Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и кратких форм.

Слайд 5

3 Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета к какому-либо лицу или животному: отцов дом, лисий хвост. Притяжательные прилагательные образуются только от одушевленных существительных с помощью суффиксов –ий, -ов (-ев), -ин (-ын), -овск- (-евск-), -инск- (-ынск-).

Слайд 6

Сравнительная и превосходная степени имен прилагательных Как сравнительная, так и превосходная степень могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими). Простая форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов –ее (-ей), -е; синтетическая форма превосходной – при помощи суффиксов –ейш, -айш. Сложная форма сравнительной степени сочетает слова более или менее и начальную форму прилагательного; сложная форма превосходной степени может быть образована присоединением к прилагательным в начальной формы слов: самый, наиболее, наименее; присоединением слов всего или всех к прилагательному в простой форме сравнительной степени.

Слайд 7

Упр.1 Образуйте степени сравнения (простые и сложные) от имён прилагательных. Хитрый, бойкий, крутой, низкий, высокий, маленький, высокий, емкий, упругий, хороший, плохой, сладкий, звонкий, гладкий, колкий, гибкий, простой, пылкий, тяжелый, хлесткий, красивый, ловкий, стойкий.

Слайд 8

Материал по стилистике: Прилагательные в простой форме сравнительной степени с суффиксом –ее являются стилистически нейтральными, с суффиксом –ей – разговорными. Сложные формы сравнительной степени являются книжными. Прилагательные в простой форме превосходной степени являются книжными. Сложные формы превосходной степени являются: нейтральными, книжными, разговорными.

Слайд 9

Краткие формы имен прилагательных Краткие прилагательные образуются от полных путём отбрасывания окончаний. У прилагательных с основой на шипящую в им. и вин. падежах ед. числа «ь» не пишется. Прилагательные на –енн образуют краткую форму двояко: тождественный- тождествен, тождественен. ! Острый- остёр и остр, достойный- достоин, но: удостоенный- удостоен (причастие). Краткие прилагательные изменяются только по числам и имеют форму рода. В современном русском языке они не склоняются, поэтому выступают только в роли сказуемого.

Слайд 10

Упр.2 Образуйте краткие прилагательные м. р ед. ч. Посредственный, существенный, мужественный, невежественный, безнравственный, острый, полный, бесчувственный, воинственный, безжизненный, естественный, безнравственный, посредственный, тождественный, явственный.

Слайд 11

Переход имен прилагательных из одного разряда в другой Относительные и притяжательные прилагательные могут переходить в разряд качественных: каменный дом- каменное сердце, отцовский дом- отцовские чувства. Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных: заячий хвост- заячий тулуп.

Слайд 12

Правописание окончаний имен прилагательных Имена прилагательные в им. падеже ед. числе м.р. Под ударением всегда имеют окончание –ой, без ударения –ый или –ий. В притяжательных прилагательных на –ий во всех формах, кроме им. и вин. падежа м.р., перед окончание пишется «ь».

Слайд 13

Правописание суффиксов имен прилагательных 1. С суффиксом –к- пишется качественные прилагательные, образующие краткую форму. С суффиксом –ск- пишется относительные прилагательные. Перед суффиксом –ск- конечные согласные основы существительного сохраняются без изменения, чередуются или исчезают. Сохраняются конечные согласные основы д, т, з, с . Сохраняется буква ц, если перед ней стоит любая согласная, кроме ц . Если основа существительного оканчивается на согласные к и ч , то они чередуются с ц, а в прилагательном пишется суффикс –к-. Если основа существительного оканчивается на –с, которой предшествует согласная, то конечная с опускается. Русские географические названия на –ск- образуют прилагательные без помощи суффикса –ск-. Если основа существительного оканчивается на –сс, то перед –ск- одно с опускается.

Слайд 14

2. В суффиксах –ев-, -ив- под ударением пишется буква и , без ударения буква е . 3. В суффиксах –лив-, -чив- всегда пишется буква и . 4. В суффиксах –ов-, -оват-, -овит- после твердых согласных пишется буква о ; после мягких согласных, шипящих и ц пишется буква е . 5. Суффиксы –инск-, -ин- + -ск- характерны для прилагательных, образованных от основ на –ин. В остальных прилагательных пишется суффикс –енск-. 6. Суффикс –еньк- служит для образования прилагательных от слов, основа которых оканчивается на любой согласный, кроме г, к, х. суффикс –оньк- употребляется после основы на г, к, х. 7. Если производящая основа оканчивается на –ск ( воск, доска), то при образовании прилагательных это сочетание заменяется на щ: вощаной, дощатый. 8. Если производящая основа оканчивается на –к, то при образовании прилагательных посредством суффикса –ат- наблюдается чередование к//ч. 9. Если производящая основа оканчивается на –ц, то при образовании прилагательных посредством суффикса –чат- наблюдается чередование ц//т.

Слайд 15

Упр.3 Образуйте имена прилагательные с суффиксами –к- и -ск-. Парнас, Бордо, Спасск, Реймс, ткач, таджик, Курск, Голландия, Сан-Франциско, Ницца, черкес, кабак, рыбак, баск, монастырь, курд, немец. Упр.4 Образуйте имена прилагательные с суффиксами -ск-, -инск-, -еньк-. Брюсов, Химки, Пушкин, Охта, междуречья, Сочи, кладбище, Екатерина, Коломна, Талдом, грозный, Ельня, нищий. Упр.5 Образуйте имена прилагательные с суффиксами –ев-, -ив-, -ов-, -лив-, -чив-, -ат-, -чат-. Бороздка, брусок, клетка, эмаль, корень, плакса, веснушки, образец, удача, губа, доверие, кость, доска, крупица, милость.

Слайд 16

Упр.6 Образуйте имена прилагательные с суффиксами –оват-, -еват-, -овит-, -евит-. Белесый, чёрный, дом, жесткий, желтый, глянец, синий, соленый, угол, яд, дар, грязный, рыжий. Упр.7 Образуйте имена прилагательные с суффиксами –оньк-, -еньк-. Легкий, теплый, тонкий, высокий, голубой, толстый, сухой, дешевый, младший, убогий, старший, средний, добрый.

Слайд 17

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных Одна буква Н пишется в суффиксах –ан- (-ян-), -ын- (-ин-). Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Две буквы НН пишется: В отыменных прилагательных, образованных от основ на -н, -мя при помощи суффикса –н-. В суффиксах –енн-, -онн- отыменных прилагательных. 3. В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько их было в полной форме.

Слайд 18

Упр.8 Образуйте имена прилагательные от существительных. Длина, солома, семя, голубь, серебро, олово, полотно, время, цена, клюква, истина, дрова, платье, дерево, кожа, стекло.

Слайд 19

Правописание сложных имен прилагательных Слитно пишутся: Имена прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Прилагательные, у которых одна из составляющих частей отдельно не употребляется. Прилагательные, образованные из сочетаний слов с подчинительной связью. Прилагательные, первой частью которых является наречие на 0 или Е. Прилагательные, первой частью которых является имя числительное.

Слайд 20

Через дефис пишутся: Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака. Прилагательные, образованные из сочетаний слов с сочинительной связью. Прилагательные, образованные от существительных, которые пишутся через дефис. Прилагательные, начинающиеся со слов юго-, южно-, западно-, восточно-, северо-, северно-. Если подобные прилагательные являются нарицательными, то они пишутся слитно и со строчной буквы. Сложные прилагательные, образованные от сочетаний имени и фамилии, имени и отчества. Сложные прилагательные, основа первой части которых оканчивается на –ико. Сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки.

Слайд 21

Упр.9 Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их правописание. (Норд)вестовый, (военно)морской, (англо)русский, (военно)полевой, (Западно)Сахалинские горы, (каше)образный, (лимонно)желтый, (жаро)понижающий, (отчётно)выборный, (общественно)трудовой, (историко)архивный, (естественно)исторический, (горно)буровой, (горно)добывающий, (горно)спасательный, (бело)каменный, (железо)бетонный, (высоко)нравственный, (бледно)голубой, (жюль)верновский, (западно)сахалинский.

Слайд 22

Тест. 1. Какое из данных прилагательных является качественным? а) зелёное растение; б) лисья нора; в) золотая свадьба; г) институтское здание. 2. Какое из данных прилагательных является относительным? а) стальной трос; б) серебряный шар; в) материнский инстинкт; г) белый снег. 3. Какое из данных прилагательных является притяжательным? а) сердечная болезнь; б) лисья улыбка; в) морской воздух; г) бабушкины очки. 4. Прилагательное имеет суффикс -к-, если оно образованно от существительного: а) таджик; б) узбек; в) гигант; г) немец.

Слайд 23

5. Прилагательное имеет суффикс –ск-, если оно образованно от существительного: а) Омск; б) Череповец; в) Ницца; г) ткач. 6. Какое из данных прилагательных имеет суффикс –ев-? а) игр_вый; б) юрод_вый; в) тен_вой; г) крас_вый. 7. Какое из данных прилагательных имеет суффикс –евит-? а) глянц_ый; б) желт_ый; в) дом_ый; г) рыж_тый. 8. Какое из данных прилагательных имеет суффикс –оньк-? а) красив_ий; б) лег_ий; в) тепл_ий; г) средн_ий.

Слайд 24

9. В каком из данных прилагательных на месте пропуска пишется –н-? а) ледя_ой; б) каме_ый; в) исти_ый; г) весе_ий. 10. В каком из данных прилагательных на месте пропуска пишется –нн-? а) ветре_ый; б) деревя_ый; в) песча_ый; г) лебеди_ый. 11. Какое из данных прилагательных пишется слитно? а) (военно)морской; б) (англо)русский; в) (каше)образный; г) (желто)синий. 12. Какое из данных прилагательных пишется через дефис? а) (жаро)понижающий; б) (заподно)сибирские реки; в) (общественно)полезный; г) (официально)деловой.

Сложные прилагательные и их правописание дефисное и слитное

Тема «Сложные прилагательные и их дефисное и слитное написание» изучается в рамках предмета русский язык в 6 классе. В данной статье (уроке) мы рассмотрим правила правописания сложных прилагательных, примеры и упражнения по данной теме, а также ход рассуждений, основываясь на которые следует выбирать тот или иной варианта написания.

Сложные имена прилагательные пишутся либо слитно, либо через дефис.

Слитные сложные прилагательные

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные на основе словосочетаний, например, легкоатлетический – легкая атлетика, древнерусский – Древняя Русь,
железнодорожный – железная дорога.

Сложные прилагательные через дефис

Сложные прилагательные пишутся через дефис, если

  1. Они обозначают оттенки цветов
  2. Образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис
  3. Путем соединения равноправных слов, между которыми можно вставить союз «и».

Чтобы применить описанные выше правила, следует рассуждать следующим образом:

Журнально(газетный) — это сложное прилагательное, образованно из двух независимых друг от друга слов журнальный и газетный, между ними можно вставить союз и. Значит, это слово надо писать через дефис: журнально-газетный.

(Сельско)хозяйственный — это сложное слово, образованное из сочетания слов, в которых одно подчинено другому (сельское хозяйство). Следовательно, слово нужно писать слитно: сельскохозяйственный.

Сложные прилагательные

Сложные прилагательные примеры

Выполним следующее упражнений:

Спиши, письменно объясняя условия выбора слитного или дефисного написания сложных прилагательных. Графически обозначь изучаемую орфограмму.

Образец записи: садово-огородный участок – садовый и огородный, старорусские обряды – старая Русь.

  • Белоствольная береза – белый ствол,
  • общественно-политический – общество и политика,
  • ясное-ясное утро – ясное и ясное утро,
  • судоремонтный завод — завод для ремонта судов,
  • шахматно-шашечные соревнования – шахматный и шашечный,
  • бледно-розовый – бледный и розовый,
  • сердечно-сосудистая система – сердечная и сосудистая,
  • бледнолицый – бледное лицо,
  • информационно-аналитическая программа – информационная и аналитическая,
  • розоволицый – розовое лицо,
  • поисково-спасательная служба – поисковая и спасательная,
  • русско-французский – русский и французский,
  • целлюлозно-бумажный – целлюлозный и бумажный,
  • образно-поэтический язык – образный и поэтический,
  • длинноногие журавли – длинные ноги,
  • западно-еврейская живопись – западная и еврейская,
  • ярко- зеленые листья – яркие и зеленые,

Тест — сложные прилагательные 6 класс

А теперь для закрепления материала, предлагаем пройти тест по теме: Правописание сложных прилагательных. После выбора того или иного ответа на экране будут правильный ответ, а также пояснения к нему.

Как правильно написать: северо(восточный) ветер?

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Вагоно(ремонтный) завод

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Плодово(ягодный) джем

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Ярко(жёлтый)

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Станко(строительный) завод

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Англо(русский) словарь

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Платёже(способное) предприятие.

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Торгово(промышленный) комплекс

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Светло(коричневый)

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Средне(вековый) замок

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Отчётно(выборная) кампания

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Темно-зелёный

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Юго(западный) район

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Жёлто-зелёный

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Старо(московский)

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Прозрачно(бледный)

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Сине(хмурый)

слитно

через дефис

Правильно!

Неправильно!

-

Нажмите "Поделиться", чтобы увидеть ваши результаты!


Сложные прилагательные Тест на тему: правописание сложных прилагательных %%score%% из %%total%% правильно

Поделитесь своими результатами



Презентация «Правописание сложных имен прилагательных»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Правописание сложных имен прилагательных
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район» Дроздова Вера Александровна

Слайд 2

Цели урока:
Повторить, что такое «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»; Повторить основные способы образования сложных прилагательных; Изучить правила написания сложных прилагательных.

Слайд 3

Имя прилагательное:
часть речи
обозначает признак предмета
отвечает на вопросы: какой? какая? какое? чей? чья? чьё?
изменяется по родам, числам и падежам
по значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные
Качественные прилагательные бывают в краткой и полной форме, имеют сравнительную и превосходную степень

Слайд 4

Способы образования сложных прилагательных
1. Сложение основ:
2. Суффиксальный способ:
3. Слияние слов словосочетания в одно слово
слов, составляющих словосочетание: древнерусский (Древняя Русь)
независимых слов: историко-архивный (исторический и архивный)
слов, образующих цвета и оттенки): сине-зелёный бледно-голубой
от сложного существительного: лесостепной (лесостепь +н) юго-западный (юго-запад + н)
малоисследованные проблемы (ср. мало исследованные наукой проблемы)

Слайд 5

Способы написания сложных прилагательных
СЛИТНО
ЧЕРЕЗ «ДЕФИС»

Слайд 6

Слитно:
1. Прилагательные, у которых одна из частей отдельно не употребляется: быстротечный всеядный

Слайд 7

2. Прилагательные, которые образованы от сложных существительных, пишущихся слитно: водовозный (водовоз) железобетонный (железобетон)
Слитно:

Слайд 8

3. Прилагательные, у которых первая часть – числительное: пятистопный трехкилограммовый
Слитно:

Слайд 9

4. Прилагательные, у которых первая часть – наречие на О или Е: скороспелый нижеперечисленный
Слитно:

Слайд 10

5. Прилагательные, которые образованы из сочетаний слов с подчинительной связью: краснолицый  (красное лицо – согласование) станкостроительный  (строить станки – управление) близстоящий  (стоящий близко – примыкание)
Слитно:

Слайд 11

Через дефис:
1. Прилагательные, образованные из сочинительных словосочетаний: русско-немецкий (русский и немецкий) афро-американский (африканский и американский)

Слайд 12

Через дефис:
2. Прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета, качества, признака: ярко-красный серо-голубой

Слайд 13

Через дефис:
3. Прилагательные, начинающиеся со слов  юго-, северо-,южно-, северно-, западно-, восточно-: юго-западный Восточно-Сибирский

Слайд 14

Через дефис:
4. Прилагательные, которые образованы от существительных, пишущихся через дефис: пол-литровый (пол-литра) унтер-офицерский  (унтер-офицер)

Слайд 15

Через дефис:
5. Прилагательные, образованные из сочетаний имени и отчества, имени и фамилии, двух фамилий: конан-дойлевский жюль-верновский

Слайд 16

Через дефис:
6. Прилагательные, у которых основа первой части оканчивается на –ИКО: физико-математический историко-краеведческий ИСКЛЮЧЕНИЯ: великосветский, великорусский

Слайд 17

Через дефис:
7. Прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки: научно-популярный военно-политический

Слайд 18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 19

Задание 1. «Корректор». Задание: найдите ошибки в рассуждениях. 1) Северовосточное пишется слитно, т.к. образовано от северовосток. Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно,тоже пишутся слитно. 2) Лесопарковая от лесопарк (а не от лесной и парковый). Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно, пишутся слитно. 3) Разно-цветные от разные и цветные. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друг, пишется через дефис. 4) Музыкально-развлекательная от музыкальный и развлекательный. Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друга, пишется через дефис. 5) Ближне-восточный от ближний и восточный. . Сложное прилагательное образовалось из двух прилагательных, независимых друг от друга, пишется через дефис.

Слайд 20

Задание 2. Образуйте сложные прилагательные от данных сочетаний: 8 часов – ... 200 литров – ... 365 дней – … 42 километра – … 72 миллиарда - …
Язык Древней Руси - … Техника по строительству судов - … Обряды старой Руси - …

Слайд 21

Ресурсы:
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию content.schools.by›zhazhelka http://www.tepka.ru/russkij_yazyk_6/62.html

Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс): Разноуровневые задания по теме "Имя прилагательное"

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)

Самарский институт повышения квалификации работников образования

СИПКРО

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по курсам ИОЧ

«Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО»

(24.06.19 – 28.06.19)

                           

                             

                                                                                       

                                                                                       Выполнила:

                                                учитель русского языка и литературы

МБОУ Школы №127 г.о.Самара

                                                Жидкова Лариса Ивановна

Самара, 2019

Задание к учебнику русского языка Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной

Класс 10

Раздел - «Самостоятельные части речи»

Количество часов на изучение раздела –  47

Тема - «Имя прилагательное»

Количество часов на изучение темы – 7

Цель учебно-методических заданий – повторить лексико-грамматические категории имени прилагательного; повторить правописание суффиксов имён прилагательных; повторить основные случаи слитного и дефисного написания сложных слов, обобщить знания по теме «Имя прилагательное».

Планируемый образовательный результат  

В результате изучения учебного предмета «Русский язык»

Выпускник научится:

Предметные: 

− характеризовать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

−  различать прилагательные по значению.

−  правильно образовывать степени сравнения прилагательных; соблюдать  правильное  ударение  при  образовании  степеней  сравнения,  определять  значение  суффиксов  в  именах  прилагательных,  выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения;

− проводить морфологический разбор прилагательных;

− вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными;

−  правильно писать и различать суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк- в прилагательных; 

− выделять суффиксы прилагательных, знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка, владеть текстоведческими навыками;

− характеризовать группу слов, в которых есть суффиксы –ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-, -н-. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова;

− использовать правило написания –Н- и –НН- в отымённых  и отглагольных прилагательных;

− правильно писать сложные имена прилагательные слитно, через дефис;

− подбирать синонимы и антонимы с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Объяснять переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.

− правильно произносить употребительные в речи прилагательные.

Познавательные:  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения  учебной задачи;  извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства

Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности; корректировать свою деятельность;  выдвигать версии решений;  анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:  уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения;  договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные:  выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

−  анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

−  соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

−  осуществлять речевой самоконтроль;

−  совершенствовать орфографические умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

Комплекс заданий по теме «Имя прилагательное» при работе с учащимися 10 класса на базовом уровне изучения русского языка:

  1. Разряды имён прилагательных, краткая форма.
  1. простое задание:

А. Замените, где это возможно, существительные в родительном падеже притяжательными прилагательными:

1. Дрессировка медведя 2. берлога медведя 3. шкура медведя 4. следы медведя 5. лечение медведя 6. рычание медведя.

Б)  Образуйте краткие формы единственного числа (ж. и ср. рода) и множественного числа и определите место ударения (ударение всегда на основе, ударение всегда на окончании, ударение подвижно).

Белый, круглый, тяжелый, гордый, уместный, дорогой, седой, тощий, приятный, радостный, легкий, гибкий, меткий, удобный, прямой, черный, темный, смешной, скупой, громкий, теплый, славный, чудесный, смирный. 4

  1. Задания средней сложности:

А) Определите разряд выделенных прилагательных, найдите случаи перехода относительных в качественные, притяжательных в относительные или качественные.

Было золотое, но холодное, настоящее весеннее утро. На золотом поясе висели золотые часики. Каштанка подняла вверх свою лисью морду. Глаз у меня кошачий: тебя вижу ночью, как днем, а то и лучше. Нашью себе разных обнов, башмаков, салоп на лисьем меху. Едва войдя в лес, мы тотчас напали на заячий след. Принесу я много разных чудесных трав: кукушкины слезы, петров крест, заячья капуста. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям и героическим поступкам. Только не смейте делать на меня бараньих глаз. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок. Столяр взял под мышку какую-то деревянную штуку. – Виноват, господин капитан, – деревянным голосом ответил Ромашов. Слышен собачий визг. Отвечал Помялов, усмехаясь коротенькой, собачьей улыбкой. Мы шли вниз, к пруду, по широкой береговой аллее. Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу. Марсианин приблизился к людям, поднял маленькую руку в широком рукаве и сказал тонким, стеклянным, медленным голосом птичье слово. Раскрылась непомерная перспектива сводчатых стеклянных крыш. Раз я был на птичьем базаре. Она пропела что-то птичьим голоском. Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом. Живем в домах каменных. Ну, уж я не знаю! Ты каменная какая-то!

  1. задания повышенной сложности:

А) Выберите правильный вариант. 

1. Хвост – а) соболиный б) соболий 2. семейство – а) дельфиньих  б) дельфиних в) дельфиновых 3. сын – а) вдовий б) вдовый 4. пасть –  а) крокодилья б) крокодиловая 5. промысел – а) фазаний б) фазановый  6. суп – а) черепаший б) черепаховый 7. бои – а) петушьи б) петушиные  8. пух – а) лебединый б) лебяжий 9. запах – а) рыбий б) рыбный 10. двор – а) птичный б) птичий.

Б) Определите разряды прилагательных в данных словосочетаниях. Признаки разряда указывайте в следующем порядке: семантические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Железные решетки, железные нервы, фарфоровая посуда, фарфоровое личико девочки, болтливая девочка, бархатная кожа, бархатное платье, каменистый склон, каменный дом, лошадиный (-ая, -ые) хвост (упряжь, ноги, топот, шкура, работа).

В) Определите, какой частью речи являются выделенные слова. По поводу каких случаев мнения ученых расходятся? Попробуйте доказать свою точку зрения.

1. По краям мостовых желтели одуванчики (Пауст.). 2. Мудрость Стендаля в том, что, тоскуя по великому в человеке, он это великое искал в живой действительности, в собственном сердце (Е. Богат). 3. За вагонами для легкораненых шел вагон-аптека (Панова). 4. Вся чайная гремела от хохота (Пауст.). 5. С детской игрушки, с народной сказки, с первой школьной беседы об окружающем мире представление о Родине у человека должно складываться из прошлого и настоящего. Только при этом условии вырастет человек, способный заглянуть в завтра, способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его (Песков). 6. Бывавшие в Таллине надолго запоминают его своеобразие (Песков). 7. Оказывается, когда-то он был подчиненным у Николаева, а лягнуть ногой свое бывшее начальство – большая радость для всякого недоброго человека (Симонов). 8. Я помногу думаю о случайном (Крон). 9. До позднего вечера мы просидели на набережной (Пауст.). 10. Все, что пишущий дарит любимому, он дарит всему человечеству (Пауст.). 11. Увиденное не укладывалось в голове (Нат. Толстая). 12. Судя по моему взгляду, посторонний сказал бы, что я спросонья исследую, не взошло ли над Венецией какое-нибудь новое созвездие… (Б. Пастернак)  

Г) Определите, во всех ли данных текстах мы имеем дело с субстантиватами.

1. Холостому завязывает галстук горничная, а женатому – жена (Ч.). 2. Медицина учит, что холостяки обычно умирают сумасшедшими, а женатые же умирают, не успев сойти с ума (Ч.). 3. Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам… (Ч.) 4. Радуйся, что ты не хромой, не слепой, не глухой, не немой, не холерный (Ч.).

II.        Cтепени сравнения имён прилагательных.1) простое задание:

А) Образуйте степени сравнения (простые и сложные) имён прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, низкий, простой, стойкий, хороший, ловкий, пылкий, сладкий, высокий, ломкий, хитрый, ловкий, звонкий.

2) задания средней сложности:

А)  Найдите прилагательные, которые образуют сравнительную степень: 

1. Болотный 2. соседний 3. березовый 4. английский 5. низкий 6. чистый.

Б)  Найдите прилагательные, от которых можно образовать простую превосходную степень: 1. ломкий 2. зубастый 3. загорелый 4. дружеский 5. высокий 6. великий.

3) повышенной сложности:

А. Найдите неправильный вариант. Исправьте ошибку. Исправленные предложения перепишите.

1. Он оказался в более лучшем положении. 2. Мы столкнулись с наисложнейшей проблемой. 3. Покорена высочайшая вершина мира. 4. В детстве он был способный к музыке. 5. Он способен на многое. 6. Способный к музыке, он быстро одолел нотную грамоту. 7. Края здесь благодатнейшие! 8.С того дня Варя стала еще повеселее. 9. Он находился в наиболее выгоднейшем положении. 10. Ребятишки устали и вели себя намного тише, чем прежде.11.  В прошлом году погода была прохладнее.12) У Кати почерк менее красивее, чем у Даши.13) Байкал – самое глубочайшее пресное озеро.

Б). Сделайте и сдайте на проверку полный морфологический разбор выделенных прилагательных по следующему образцу.

Образец: Таютка поглядывала из-за дедушкина плеча (Бажов).

Дедушкина (плеча) – I. Имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос Чьего?

Н.ф. – дедушкин.

II. Притяжательное (обозначает признак предмета по его принадлежности)*, показатель в им.п. кр.ф. – суффикс –ин-. Употреблено в краткой форме, в косвенных падежах может иметь полную; показатель краткой формы – флексия –а; степеней сравнения не имеет; в ср.р., ед.ч., род.п. (формы числа, падежа и рода имеют синтаксическое значение, являясь средством согласования прилагательного с существительным, показатель р.,ч..п. – флексия –а; р..ч..п. определены по словоформе «из-за плеча».

III. В предложении является определением.  

Она проявила поистине ослиное упрямство. Ее волосы были нежнее шелка. Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять… Наиболее сложным для меня оказался десятый вопрос.

*Обязательно указывать случаи перехода одного разряда в другой.

III.Правописание суффиксов имён прилагательных:

1) простое задание:

А) Образуйте прилагательные от следующих имен собственных. Запишите полученные формы.

1. Истра 2. Пресня 3. Пенза 4. Заречье 5. Тында 6. Енисейск 7. Ялта 8. Гродно 9. Курск 10. Мытищи.

Б) Образуйте прилагательные от следующих имен существительных. Запишите полученные формы.

1. Батрак 2. кабак 3. ткач 4. калмык 5. курд 6. почтамт 7. большевик  8. абхазец 9. черкес 10. баск.

В) Образуйте имена прилагательные от существительных. Объясните написание прилагательных. Распределите в две колонки полученные прилагательные, составив словосочетания. Выделите суффиксы прилагательных.

 Истина, экскурсия, государство, полотно, кожа, серебро, стекло, длина, былина, олово, время, воробей, гость, рано, клюква, ветер, старина, глина, рожь, тина, зверь. 

2)        средней сложности:

А) Найдите правильный вариант:

1. Казак – а) казачий б) казацкий в) казахский г) казацский; 2. лазурь – а) лазурный б) лазоревый в) лазуревый; 3. артиллерия – а) артиллерийский б) артиллеристский в) артиллерийстский; 4. лоток – а) лотошный б) лоточный; 5. помещик – а) помещечий б) помещичий; 6. гречиха – а) гречишный  б) гречичный в) гречневый; 7. черепица – а) черепичная б) черепитчатая  в) черепичья г) черепичатая.

Б) Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.

Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.

В) Вставьте пропущенные буквы. Распределите в две колонки полученные прилагательные (отымённые и отглагольные).  Выделите суффиксы прилагательных.

Гости..ый двор, пече..ый картофель, ветр..ный день, урага..ый ветер, безветр..ые дни, негаш..ая известь, смышл..ый малыш, стекля..ая дверь, газирова…ая вода; кова..ый сундук, дискуссио..ый вопрос, взволнова..ая речь, мощё..ая улица, жева..ая бумага, свяще..ый союз, непуга..ая ворона, ветр..ая мельница, художестве..ое произведение, кваше..ая капуста, асфальтирова..ая дорога..

3)        повышенной сложности:

А). Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вышаг..вать, насмешл..вый

2) фасол..вый, накрахмал..ть

3) обрад..вать, мех..вой

4) выздоров..вший, недогадл..вость

5) прицел..вающийся, засушл..вый

Б). Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Вдоль реки белели песча (1) ые косы, а дальше клубилась листве (2) ая зелень, плавно переходящая в желтизну некоше (3) ого луга, окаймлё (4) ого лесом.

IV. Правописание сложных слов.

1) простое задание:

А) Спишите, раскрывая скобки. Образуйте от данных слов имена прилагательные. Составить 4-5 предложений.

Водо(сток), северо(восток), унтер (офицер), пол (литра), Жюль (Верн), три этажа, Ильф и Петров, железо (бетон), тридцать градусов, четыреста граммов, белый камень, физика и математика, моторный и парусный, двадцать лет, перечисленные выше, пять копеек, горные лыжи.

2) средней сложности:

А) Распределите сложные прилагательные по группам: а) образованные от сложных имён существительных; б) образованных от слов, связанных подчинительной связью; в) образованных от слов, связанных сочинительной связью; г) образованные от имён существительных, которые пишутся через дефис; д) обозначающие оттенки цвета.

Б) Раскройте скобки. Распределите слова в две колонки: сложное прилагательное и сочетание «наречие + прилагательное».

Общественно (исторический), общественно (полезный), общественно (экономический), общественно (политический), общественно (необходимый), общественно (трудовой).

3) повышенной сложности:

Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных имён прилагательных.

А) Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных слов.

1. При виде такой сцены ее лицо стало (матово) бледным. 2. (Мутно) багровые пятна зарев висели по краям неба (Н. Чук.). 3. Только Донец, широкий, плавный в этих местах, катил по-прежнему свои (мутновато) теплые воды (Фад.). 4. Он сидел (изжелта) бледный. 5. Из-за холмов неожиданно показалось (пепельно) седое кудрявое облачко. 6. Красив был разбушевавшийся (темно) фиолетовый океан (Эренб.). 7. На стене висел пейзаж Марке: (зеленовато) серая вода и старая лодка (Эренб.). 8. (Сине) лиловые карлики, змеи, буквы метались по фасадам домов (Эренб.). 9. Вся поверхность земли представлялась (зелено) золотым океаном... (Г.). 10. От свежих, (золотисто) белых щепок, грудами лежавших около (ярко) влажных пней, веяло особенным, (чрезвычайно) приятным горьким запахом древесины (Г.).

Б) Объясните раздельное написание слов.

Абсолютно необходимые условия, внутренне содержательный человек, глубоко запавшие глаза, диаметрально противоположные взгляды, жизненно важное решение, исконно русские слова, истинно дружеская помощь, исчерпывающе полный доклад, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, подозрительно быстрое согласие, последовательно миролюбивая политика, постоянно хмурое небо, празднично нарядное платье, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, умеренно теплый климат, хозяйственно полезная деятельность, художественно полноценное произведение, чисто французское произношение, явно неприемлемые требования.

Детски наивные высказывания, дружески теплый прием, металлически звонкий голос, мещански провинциальные манеры, практически важное новшество, приятельски фамильярное обращение, рабски покорная готовность, теоретически верное решение, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, хаотически беспорядочные рассуждения, химически чистый состав.

Презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему: Правописание сложных имен существительных.

Слайд 1

Правописание сложных имен существительных 10 класс

Слайд 2

Слитно Сложные сущ-е с соединительными гласными о-е (о- после твердых согласных; е- после мягких согласных) Земл е трясение, сен о кос, сам о лет В словах: агр и культура, газ и фикация, класс и фикация, центр и фуга, электр и фикация пишется буква и.

Слайд 3

Слитно Слова, с первой частью, стоящей в И.п. Солнце стояние, время препровождение С первой частью – именем числительным в Р.п. Шести дневка, семи гранник С первой частью – глаголом , оканчивающимся на и. Сорви голова, верти хвостка Исключение, перекати-поле

Слайд 4

Слитно Слова со второй частью град, город, абад, акан. Волго град, Аб акан, Джалил абад Сложносокращенные слова и аббревиатуры: замминистра, завуч, завхоз, МГУ. Сложные сущ-е, с иноязычными элементами: Авто – авто сервис; Аэро – аэро клуб Агро - агро техника

Слайд 5

Авиа – авиа билет; Био – био поле; Гидро – гидро массаж; Метео – метео центр; Радио – радио спектакль; Теле – теле передача; Зоо – зоо парк; Кино – кино театр; Мото – мото спорт; Стерео – стерео система; Фото – фото съемка Электоро - электро чайник

Слайд 6

ЧЕРЕЗ ДЕФИС Сложные сущ-е, являющиеся научными, техническими, общественно-политическими, экономическими терминами. Гамма-лучи, вакуум-насос- искл.- бетачастица Сложные сущ-е, обозначающие наименование специальностей, должностей, званий. Член-корреспондент, инженер-строитель, социал-демократ

Слайд 7

Через дефис Сложные сущ-е, обозначающие географические названия, состоящие из двух сущ-х или сущ-го с прил-м: Орехово-Борисово, Гусь-Хрустальный. Но: Ясная Поляна, Нижний Новгород ( прилагательное перед сущ-м). Сложные сущ-е, образованные от двух самостоятельных слов: кафе-мороженое, дом-музей Сложные сущ-е,, обозначающие промежуточные части света: Юго-восток, северо-запад

Слайд 8

Через дефис Сложные сущ-е с иноязычными элементами: Вице – вице- президент; Лейб – лейб- медик; Обер – обер- офицер; Статс – статс -секретарь Унтер, - штаб, -штабс, -экс, -пресс и др.

Слайд 9

Через дефис Сложные сущ-е, в состав которых входят частицы, союзы, предлоги: Ростов- на- Дону, иван- да- марья (цветок) Комсомольск -на- Амуре. Составные русские и иноязычные фамилии: Салтыков-Щедрин, Жолио-Кюри; Мамин-Сибиряк Сложные сущ-е, первой частью которых является оценочное слово: горе- помощник; чудо- гриб, бой- баба…

Слайд 10

Через дефис Иноязычные имена собственные, образованные с помощью элементов: ЛЕ, -ЛА, -ЛОС,- САН, - СЕНТ, -бей, паша, заде… Лос- Анджелес, Осман-паша. Если пропущена вторая часть слова: На него были направлены кино-, теле- и фотокамеры.

Слайд 11

Правописание существительных с ПОЛ Через дефис Слитно 1) Перед – л: пол- л иста 2) Перед гласной пол-а рбуза 3) Перед именем собственным – пол-М осквы, пол-Р оссии Во всех остальных случаях: Полжизни, полчаса Раздельно: пол вишневого сада, пол соленого огурца. Слова с полу всегда пишутся слитно: полушубок; полугодие.

Слайд 12

Презентация составлена по материалам учебника Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина. 10-11 классы. А также справочника по орфографии под редакцией Д.Э.Розенталя. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №39 г. Брянска Борисова Н.И.

Сравнение прилагательных на английском языке

Грамматические конструкции, используемые для сравнения прилагательных

Есть три формы сравнения:

  • положительных
  • сравнительный
  • превосходная

1. Сравнение с -er / -est

очистить → очиститель → (очистить)

Мы используем -er / -est со следующими прилагательными:

1.1. Прилагательные с одним слогом

Очиститель
положительный сравнительный превосходная
чистых чистейший
новый новее новейших
дешево дешевле самый дешевый

1.2. Прилагательные с двумя слогами и следующими окончаниями:

1.2.1. Прилагательные с двумя слогами, оканчивающиеся на
положительный сравнительный превосходная
грязь у грязь я эр грязь я есть
вост. г. eas i er вост. и вост.
Happy 9009 Happy I ER Happy I EST
претт и претт и эр prett i est
1.2.2. Прилагательные с двумя слогами, оканчивающиеся на -er
положительный сравнительный превосходная
клев эр клив эр эр клев er est
1.2.3. Прилагательные с двумя слогами, оканчивающиеся на -ле
положительный сравнительный превосходная
симп ле симп л р симп ле ул
1.2,4. Прилагательные с двумя слогами, оканчивающиеся на -9009
положительный сравнительный превосходная
нарр ау нарр ау эр нарр ау есть

1.3. Правописание прилагательных с использованием окончаний -er / -est

положительный сравнительный превосходная комментарий
Larg E Larg E R Larg E St опустить молчание -e
би г bi gg er bi gg est Двойной согласный после короткой гласной
сб д sa dd er sa dd est
грязь у грязь я эр грязь я есть Изменить -y на -i (согласный до -y )
застенчивый шайер Shyest Здесь -y не изменяется на -i .
(хотя согласен до -y )

2. Сравнение с больше - больше всего

все прилагательные с больше, чем один слог (за исключением некоторых прилагательных с двумя слогами - см. 2.1. До 2.4.)

положительный сравнительный превосходная
сложный больше сложно () большинство труднее

3.Нерегулярные прилагательные

положительный сравнительный превосходная комментарий
хорошо лучше лучший
плохо хуже худший
много больше большинство неисчисляемые существительные
много больше большинство исчисляемые существительные
мало меньше минимум
малый меньше самых маленьких

4.Специальные прилагательные

Некоторые прилагательные имеют две возможных форм сравнения (-е / есть и больше / большинство ).

положительный сравнительный превосходная
умный умнее / умнее самый умный / самый умный
обыкновенный простой / более общий самый распространенный / самый распространенный
скорее всего больше / больше наиболее вероятно / наиболее вероятно
приятных приятнее / приятнее самое приятное / самое приятное
вежливый политик / более вежливый политическая / самая вежливая
тихий тише / тише самый тихий / самый тихий
простой проще / более просто самый простой / самый простой
глупый глупее / глупее самый глупый / самый глупый
тонкое тонкие / более тонкие тончайший / самый тонкий
уверен, увереннее / увереннее самый надежный / самый надежный

5.Разница в значении с прилагательными

положительный сравнительный превосходная комментарий
далеко дальше дальний расстояние
дальше дальний расстояние или
раз
конец позже последние
последний x
x последние
старый старше старейших человек и вещи
старейшина старший человек (семья)
около ближе ближайший расстояние
x следующий заказ

Рекламные объявления
,

Прилагательное Gradability | Грамматика | EnglishClub

Прилагательные описывают качества (характеристики) существительных. Некоторые качества могут различаться по интенсивности или «качеству», например:

  • довольно жарко, жарко, очень жарко; горячее, горячее, горячее

Прилагательное горячий - градуированный .

Другие качества не могут варьироваться по интенсивности или степени, потому что они:

  • крайностей (например: заморозка)
  • абсолютов (например: мертвых)
  • классификация (например: ядерная)

Прилагательные , замораживающие , , мертвые и , ядерные - это , не подлежащие градации .

Gradable and non-gradable adjectives

градуируемых прилагательных

Градуируемое прилагательное может использоваться с "наречий оценки", которые изменяют степень или интенсивность прилагательного. Посмотрите на эти примеры:

оценочных наречий
немного, ужасно, чрезвычайно, довольно, очень, очень, очень, интенсивно, скорее, разумно, немного, необычно, очень
+ gradable прилагательных
сердитый, большой, занятый, умный, холодный, глубокий, быстрый, дружелюбный, хороший, счастливый, высокий, горячий, важный, длинный, популярный, богатый, сильный, высокий, теплый, слабый, молодой

«Градуируемые прилагательные» также называют «качественными прилагательными».«Оценочные наречия» также называют «подмодификаторами».

Градиентное прилагательное может также иметь сравнительную и превосходную формы:

  • большая, большая, самая большая
  • горячее, горячее, горячее
  • важно, более важно, самое важное

Посмотрите на эти примеры предложений:

  • Мой учитель был , очень доволен моей домашней работой.
  • Этот веб-сайт достаточно популярен . Но этот более популярен .
  • Он сказал, что во Франции немного холоднее , а в Дании довольно холодно . Но Швеция была , самая холодная .

Не градуируемые прилагательные

Неградируемое прилагательное нельзя использовать с оценочными наречиями:

  • На улице было довольно холодно.
  • Пес был очень мертв.
  • Он инвестирует в немного ядерной энергии.

Неградируемые прилагательные обычно не имеют сравнительной и превосходной форм:

  • заморозки, заморозки, самая заморозка
  • погибших, мертвецов, самый дорогой
  • ядерных, ядерных, самых ядерных

Не пытайтесь выучить списки градуируемых и неградуированных прилагательных! Лучше понять, что делает прилагательное gradable или non-gradable.Это вопрос логики и здравого смысла. Большинство носителей языка никогда не слышали о градиентных и неградуированных прилагательных. Они просто «чувствуют», что не имеет смысла говорить « очень хороших » или « очень уникальных ». Вы, вероятно, имеете ту же идею на вашем языке.

Часто неградируемые прилагательные используются по отдельности:

  • Было , замерзло на улице.
  • Пес был мертв, .
  • Он инвестирует в ядерных энергии.

Тем не менее, не градуируемое прилагательное можно использовать с «не классифицирующими наречиями» (которые обычно просто дают дополнительное прилагательное), например:

несортировочные наречия неразборчивых прилагательных
абсолютно ужасно Extreme
совершенно отлично
полностью в ужасе
полностью мертвых абсолютных
почти невозможно
практически уникально
по сути химическая классифицирующий
в основном цифровой
почти отечественных

Вот несколько примеров предложений, содержащих не классифицирующие наречия с нерасчетными прилагательными:

  • Её результаты экзаменов были абсолютно ужасны .Ей снова придется сдавать экзамен.
  • Есть ли что-нибудь подобное в мире? Это должно быть , практически уникальное .
  • Он запускает по существу химическую реакцию .

Градуируемые / Не градуируемые Прилагательные

Некоторые прилагательные могут иметь более одного значения или смысла. Возможно, что одно и то же прилагательное может быть градуируемым в одном смысле и не градуируемым в другом смысле. Например:

пример предложения прилагательное смысл
У него очень старая машина . градуированных не молодые
Я видел своего старого парня вчера. , не подлежащий сортировке бывший, бывший
У него около ужасно распространенных привычек. градуированных вульгарный
«The» - это очень распространенное слово на английском языке. градуированных распространено
Проблемы, связанные с общей границей двух стран. , не подлежащий сортировке поделился

Наречия, используемые с градуируемыми и неквалифицируемыми прилагательными

Наречия действительно (очень много) и довольно и довольно (оба означают «в значительной степени, но меньше, чем очень») часто могут использоваться с градуируемыми и неквалифицируемыми прилагательными:

оцениваемый , не подлежащий сортировке
Пожалуйста, не забывайте! Это действительно важно . Он был действительно испуган .
Он довольно богатый человек. Это довольно невозможная работа.
Он довольно высокий . Это довольно смешно, , если подумать.

«Довольно» с градуируемыми и неградуированными прилагательными

Значение наречия «вполне» меняется в зависимости от пригодности прилагательного, с которым мы его используем:

прилагательное смысл
Сегодня довольно тепло. . градуированных справедливо, скорее
Вы вполне уверены, ? , не подлежащий сортировке полностью, абсолютно

Ссылка

Не подлежащие сортировке прилагательные

Хотя мы не рекомендуем изучать списки неградуированных прилагательных, вот некоторые из них для справки. Вы можете решить для себя, являются ли они экстремальными, абсолютными или классификационными.

  • живой, ужасный, черный, кипящий, определенный, правильный, мертвый, внутренний, огромный, экологический, превосходный, замораживающий, разъяренный, гигантский, огромный, немедленно, невозможный, крошечный, смертный, обрадованный, идеальный, беременный, главный, смешной, превосходный , ужасно, в ужасе, уникальный, неизвестный, белый, целый

Несортировочные наречия

Опять же, не нужно изучать списки.Вот несколько примеров. Есть много других. Помните, что вы не можете использовать все не классифицирующие наречия со всеми не градуируемыми прилагательными. Немного расположиться (идти вместе). Некоторые нет.

  • абсолютно, почти, полностью, полностью, исключительно, полностью, в основном, в основном, почти, почти идеально, практически, в первую очередь, совершенно, практически
,
Что такое сложное прилагательное? Определение и примеры

Что такое составные прилагательные?

Составное прилагательное образуется, когда два или более прилагательных объединяются, чтобы изменить одно и то же существительное. Эти термины должны быть дефисированы, чтобы избежать путаницы или двусмысленности. Например:

  1. Диана представила документ на 6 страницах .
  2. Она приняла двухлетнего кота .

Составные прилагательные - исключения

Обратите внимание, что сочетание наречие и прилагательное не создает составного прилагательного.Дефис не требуется, потому что уже ясно, что наречие изменяет прилагательное, а не последующее существительное. Например:

  1. Было ужасно жарких дней.
  2. Это удивительно хорошая идея .

Кроме того, вы не должны помещать дефис в составное прилагательное, если прилагательные пишутся с большой буквы, например, когда они являются частью названия.

Примеры составных прилагательных

  1. Это четырехфутовый стол.
  2. Даниэлла - человек с частичной занятостью человек.
  3. Это слишком частая ошибка .
  4. Остерегайтесь зеленоглазых монстров .
  5. Он хладнокровный человек.
  6. Я люблю эту ярко освещенную комнату !
  7. Собака Дэнни - , хорошо себя ведет .
  8. Вы должны быть непредубежденными о вещах.

Составные прилагательные упражнения

1. Из каждой группы выберите предложение, которое содержит составное прилагательное:
  1. Шейла была ужасно угрюма.
  2. Мы хотели бы, чтобы вы участвовали в процессе принятия решений.
  3. Компания продемонстрировала устойчивое улучшение в своих акциях.
  1. Это широко используемая процедура для отделки деревянных полов.
  2. Мотыльки ели свои шерстяные носки.
  3. Это было действительно щедро с вашей стороны.
  1. Приемному сыну Шарона сегодня пять лет.
  2. У моей новой машины кожаная обивка.
  3. К тому времени, когда ей исполнилось пять лет, она была известной актрисой.

Ответы: B, A, C

2. Использование дефисов в составных прилагательных: какие предложения верны?
  1. Группа была полна шумных 10-летних школьников.
  2. Группа была полна шумных 10-летних школьников.
  1. Актриса хорошо известна.
  2. Актриса известна.
  1. Они наслаждались трехлетней полосой прибыли.
  2. Они наслаждались трехлетней серией прибыли.

Ответы: B, A, A

3.Использование наречий –ly в сложных прилагательных: какие предложения верны?
  1. Вдоль реки быстро увеличивающиеся паводковые воды вызвали эвакуацию.
  2. Вдоль реки быстро увеличивающиеся паводковые воды вызвали эвакуацию.
  1. Мой сосед Джим - всемирно признанный автор.
  2. Мой сосед Джим - всемирно признанный автор.
  1. Грабители банка пытались вынашивать свой непродуманный план и потерпели неудачу.
  2. Грабители банка попытались вынашивать их непродуманный план и потерпели неудачу.

Ответы: A, A, B

4. Выберите правильное составное прилагательное для каждого предложения.
  1. Он любит ______________________ Скотч.
    • хорошо
    • 12-летний
    • 10-летний
  2. В последнее время погода была ___________________.
    • ужасно холодно
    • ужасно холодно
    • слишком холодно
  3. Няня этих детей - все равно что пытаться управлять _____________________.
    • три кольца цирка
    • трехкристальный цирк
    • трехкольцевой цирк

Ответы: A - 12-летний B - ужасно холодный C - цирк с тремя кольцами

5. Заполните пропуски лучшим составным прилагательным для ситуации:
  1. У Мелани есть все, что ей нужно. Она _____________________.
    • двуликий
    • очень плохо себя вел
    • за
  2. Луи легко преодолевает трудности.Он _______________________.
    • вспыльчивый
    • уравновешенный
    • всемирно известный
  3. Мистер Чан любит слышать о новых идеях. Он ______________________.
    • сильных
    • двуликий
    • открытый

Ответы: A - ухоженный B - уравновешенный C - открытый

6. Заполните пропуски лучшей фразой для ситуации:
  1. Джесси был повышен, поэтому он купил ________________________________.
    • сам - новенький автомобиль
    • сам новенький автомобиль
    • сам новенький автомобиль
  2. _______________________ продолжается уже несколько десятилетий.
    • орудийный спор
    • спор о контроле над оружием
    • орудийный контроль
  3. Звук ___________________________ всегда успокаивает мой разум.
    • мягкая вода
    • Слегка проточная вода
    • мягко проточная вода

Ответы: A - сам совершенно новый автомобиль B - дебаты по управлению оружием C - плавно текущая вода

7.Создание составных прилагательных: Из каждой группы выберите пару предложений, которая имеет смысл.
  1. Мне не нравится клей, который сохнет медленно. = Это быстросохнущий клей.
  2. Знаете ли вы, что некоторые растения едят мясо? = Знаете ли вы, что есть растения, поедающие мясо?
  3. У профессора Брауна очень узкое мышление. = Ум профессора Брауна очень узок.
  1. Цена машины была высокой. = Это была дорогая машина.
  2. Еда была вкусной.= Это была вкусная еда.
  3. Он любит взвешивать политические вопросы. = Он громкий и скучный.
  1. Ленточный червь измеряется 35 дюймов. = Ленточный червь измеряется 35 дюймов.
  2. У утки плоские ноги. = Это плоская утка.
  3. Почему бы не попробовать морковный сок? = Есть немного морковного сока.

Ответы: B - мясокомбинаты A - дорогой автомобиль B - плоскоголовая утка

8. Составные прилагательные, содержащие числа: В каждой группе выберите предложение, содержащее правильное составное прилагательное.
  1. Дождевые черви были длиной не менее трех дюймов.
  2. Он съел 12-дюймовый бутерброд на обед.
  3. Чемпион сумо весил 210 килограммов.
  1. Он водит однотонный грузовик.
  2. В нашем доме три спальни и две ванные комнаты.
  3. В каждой бутылке сока девять морковок.
  1. Моя новая бензопила стоила триста долларов.
  2. Я получил бензопилу за 300 долларов за двести долларов.
  3. Лучшие бензопилы стоят более трехсот долларов.

Ответы: B - 12-дюймовый сэндвич A - однотонный грузовик B - 300-долларовая бензопила

9. Используйте подчеркнутую фразу для составного прилагательного.
  1. Он предложил инновационный план экономии денег.
  2. У ее брата был острый ум.
  3. Мой кот внезапно умер, когда ему было десять лет.

ответы:

  1. Он предложил инновационный план экономии денег.
  2. Ее брат был проницателен.
  3. Мой десятилетний кот внезапно умер.

,
Английский ESL Сравнительные (сравнительные и превосходные) рабочие листы

Грамматические прилагательные Прилагательные для описания чувств / настроения / тона Прилагательные для описания личности и характера Прилагательные с прилагательными –ed или -ing Прилагательные: градуируемые / неразборчивые прилагательные Прилагательные: прилагательные: Противоположности Прилагательные: Порядок прилагательных Наречия Наречия степени Наречия частоты Наречия времени Наречия места Наречия времени Наречия: Усилители Наречия: Порядок наречий Апостроф S Статьи Статьи: определенные статьи Статьи: неопределенные статьи (статьи) Статьи: нулевая статья Вспомогательные глаголы Backshift во времени (e.грамм. БУДЕТ / БЫЛ) БЫТЬ (вспомогательный глагол) БЫТЬ + инфинитивные структуры (например, он должен был стать знаменитым) УМЕТ БЫТЬ: БЫЛ или БЫЛ МОЖЕТ БЫТЬ МОЖЕТ БЫТЬ И МОЖЕТ БЫТЬ МОЖЕТ, И МОЖЕТ ПРИЗНАТЬ. цель (например, чтобы, так, чтобы, так, чтобы) Пункты причины (например, потому что, из-за, из-за, так как) Пункты результата (например, так) Расщепленные предложения (например, это Джои, которого мы ищем) Команды (императивы) Сравнение (сравнительное и превосходное) Сравнение: сравнительные прилагательные и структуры Сравнение: превосходные прилагательные и структуры Сравнения: AS или TH Условный 0 (ноль) Условный 1 (первый условный) Условный 2 (второй условный) - будет Условный 3 (третий условные) Условные условные выражения - я хочу / если только условные условные обозначения - смешанные условные условные выражения: условные фразы (например,грамм. если только при условии, что до тех пор, пока) конъюнкции (также называемые соединительными, например, и, но, или, так, тогда) Согласные и гласные Сокращения (сокращенные формы, например, нет, нет и т. д.) Координация Исчисляемые и неисчисляемые существительные Определители (слова, которые могут предшествовать существительным) Маркеры дискурса DO или DOE Эллипсис (пропуск слов) Восклицательные знаки FEW или A FEW, LITTLE или A LITTLE Фигуры речи, метафоры, метонимы Формальный и неформальный английский (вежливость или разговорный язык) Будущее непрерывное время : (будет V + ing) Будущее совершенное непрерывное (прогрессивное) время Будущее совершенное простое и непрерывное (прогрессивное) время Будущее совершенное простое время Фразы будущего (e.грамм. должно быть, связано, вероятно, из-за того, что установлено в + INF) Будущее простое время, выраженное с помощью WILL

.

0 comments on “Правописание сложных имен прилагательных 10 класс: Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс): ТАБЛИЦЫ «СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *