РД-9 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2016; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2016; проверки требуют 4 правки. Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.РД-9 | |
---|---|
Турбореактивный двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации | |
Тип | турбореактивный |
Страна | СССР |
Годы эксплуатации | с 1955 по настоящее время |
Применение | МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5 |
Создан на основе | АМ-5 |
Конструктор | А. А. Микулин |
Год создания | 1952 |
Производитель | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП «Мотор») Shenyang Liming Aero Engine Co |
Годы производства | 1954-1974 в Уфе[1] 1959-2012 в Шеньяне |
Сухая масса | в зависимости от модификации 695 — 725 кг |
Длина | 5560 мм |
Высота | 950 мм |
Диаметр | 670 мм |
Тяга | 2600-2800 кгс |
Тяга крейсерская | 2150 кгс |
Тяга на форсаже | 3750-3800 кгс |
Компрессор | осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью |
Турбина | осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины | 860 °C |
Камера сгорания | трубчато-кольцевая, 9 жаровых труб |
Степень повышения давления | 7,14 — 7,6 |
Расход воздуха | 43,8 кг/с |
Удельный расход топлива | 0,88 для номинального режима, 1,6 для форсажа кг/кгс·ч |
Удельная тяга | 5,1:1 кгс/кг |
Медиафайлы на Викискладе |
РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель, разработанный в 1952—1955 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А. А. Микулина и С. А. Гаврилова. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19 и всепогодному перехватчику Як-25[2]. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 году и назначения на его место С. К. Туманского двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. Производился по лицензии в Китае под названием WP-6
- РД-9А и РД-9АК — для Як-25 и Як-26, без форсажных камер. Так же использовались на опытной версии пассажирского лайнера Baade 152. От РД-9Б отличались положением и компоновкой коробки приводов.
- РД-9АФ-300 и РД-9АФ2-300 — для Як-27 и Як-28, с форсажными камерами
- РД-9Б — для ранних модификаций МиГ-19, с форсажной камерой
- РД-9БК — для Ла-17М
- РД-9БФ — форсированный
- РД-9БФ-811 — основной двигатель для большей части модификаций МиГ-19
- РД-9БФ-2 — форсированный, с впрыском воды
- М-9ФК — форсированный малоресурсный для крылатой ракеты К-10С, с форсажной камерой и нерегулируемым соплом
- Р3-26 — глубокая модернизация, тяга на форсаже увеличена до 3800 кгс. Разработан в ОКБ-26 В. Н. Сорокина, для опытных самолётах СМ-12 и СМ-52. В конструкции впервые для этого семейства использованы титановые сплавы.
- Р9-300 («изделие 39») — бесфорсажный для прототипа штурмовика Су-25.
- M-09 — чехословацкий вариант РД-9Б. Выпускался в 1961 году. Устанавливался на S-105.
- WP-6 — китайский вариант РД-9БФ. Устанавливался на J-6 и его модификациях.
- WP-6A — модернизированный.
В двигателе использована схема ротора с тремя опорами, с фиксацией валов компрессора и турбины в осевом направлении. Компрессор с дисковой силовой схемой. Сопло регулируемое, трёхпозиционное. Максимальное число оборотов — 11150 об/мин, двигатель отличался очень хорошей приёмистостью для тех лет.
- The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft: 1875—1995, Bill Gunston, ISBN 1-85532-405-9.
- Берне Л. Як-141 — «сверхзвуковая вертикалка». — Крылья Родины. — 1994. — Т. 5. — С. 1-2.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. — Авиаколлекция. — 2003. — Т. 1. — С. 25.
- Зрелов В. А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы. — Машиностроение, 2005. — С. 89-92, 127-128. — 336 с. — (Для вузов). — ISBN 5-217-03254-5.
ru.wikipedia.org
РД-9 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.РД-9 | |
---|---|
Турбореактивный двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации | |
Тип | турбореактивный |
Страна | СССР СССР |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 1955 по настоящее время |
Применение | МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5 |
Создан на основе | АМ-5 |
Производство | |
Конструктор | А. А. Микулин |
Год создания | 1952 |
Производитель | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП «Мотор») Shenyang Liming Aero Engine Co |
Годы производства | 1954-1974 в Уфе[1] 1959-2012 в Шеньяне |
Массогабаритные характеристики | |
Сухая масса | в зависимости от модификации 695 — 725 кг |
Длина | 5560 мм |
Высота | 950 мм |
Диаметр | 670 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга | 2600-2800 кгс |
Тяга крейсерская | 2150 кгс |
Тяга на форсаже | 3750-3800 кгс |
Компрессор | осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью |
Турбина | осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины | 860 °C |
Камера сгорания | трубчато-кольцевая, 9 жаровых труб |
Степень повышения давления | 7,14 — 7,6 |
Расход воздуха | 43,8 кг/с |
Удельный расход топлива | 0,88 для номинального режима, 1,6 для форсажа кг/кгс·ч |
Удельная тяга | 5,1:1 кгс/кг |
РД-9 на Викискладе |
РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель, разработанный в 1952—1955 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А. А. Микулина и С. А. Гаврилова. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19 и всепогодному перехватчику Як-25[2]. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 году и назначения на его место С. К. Туманского двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. Производился по лицензии в Китае под названием WP-6 [3] и в Чехословакии под названием M-09.
Варианты и модификации
- РД-9А и РД-9АК — для Як-25 и Як-26, без форсажных камер. Так же использовались на опытной версии пассажирского лайнера Baade 152. От РД-9Б отличались положением и компоновкой коробки приводов.
- РД-9АФ-300 и РД-9АФ2-300 — для Як-27 и Як-28, с форсажными камерами
- РД-9Б — для ранних модификаций МиГ-19, с форсажной камерой
- РД-9БК — для Ла-17М
- РД-9БФ — форсированный
- РД-9БФ-811 — основной двигатель для большей части модификаций МиГ-19
- РД-9БФ-2 — форсированный, с впрыском воды
- М-9ФК — форсированный малоресурсный для крылатой ракеты К-10С, с форсажной камерой и нерегулируемым соплом
- Р3-26 — глубокая модернизация, тяга на форсаже увеличена до 3800 кгс. Разработан в ОКБ-26 В. Н. Сорокина, для опытных самолётах СМ-12 и СМ-52. В конструкции впервые для этого семейства использованы титановые сплавы.
- Р9-300 («изделие 39») — бесфорсажный для прототипа штурмовика Су-25.
- M-09 — чехословацкий вариант РД-9Б. Выпускался в 1961 году. Устанавливался на S-105.
- WP-6 — китайский вариант РД-9БФ. Устанавливался на J-6 и его модификациях.
- WP-6A — модернизированный.
Особенности конструкции
В двигателе использована схема ротора с тремя опорами, с фиксацией валов компрессора и турбины в осевом направлении. Компрессор с дисковой силовой схемой. Сопло регулируемое, трёхпозиционное. Максимальное число оборотов — 11150 об/мин, двигатель отличался очень хорошей приёмистостью для тех лет.
См. также
Примечания
Литература
- The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft: 1875—1995, Bill Gunston, ISBN 1-85532-405-9.
- Берне Л. Як-141 — «сверхзвуковая вертикалка». — Крылья Родины. — 1994. — Т. 5. — С. 1-2.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. — Авиаколлекция. — 2003. — Т. 1. — С. 25.
- Зрелов В. А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы. — Машиностроение, 2005. — С. 89-92, 127-128. — 336 с. — (Для вузов). — ISBN 5-217-03254-5.
Ссылки
wikipedia.green
РД-9 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.РД-9 | |
---|---|
Турбореактивный двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации | |
Тип | турбореактивный |
Страна | СССР СССР |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 1955 по настоящее время |
Применение | МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5 |
Создан на основе | АМ-5 |
Производство | |
Конструктор | А. А. Микулин |
Год создания | 1952 |
Производитель | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП «Мотор») Shenyang Liming Aero Engine Co |
Годы производства | 1954-1974 в Уфе[1] 1959-2012 в Шеньяне |
Массогабаритные характеристики | |
Сухая масса | в зависимости от модификации 695 — 725 кг |
Длина | 5560 мм |
Высота | 950 мм |
Диаметр | 670 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга | 2600-2800 кгс |
Тяга крейсерская | 2150 кгс |
Тяга на форсаже | 3750-3800 кгс |
Компрессор | осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью |
Турбина | осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины | 860 °C |
Камера сгорания | трубчато-кольцевая, 9 жаровых труб |
Степень повышения давления | 7,14 — 7,6 |
Расход воздуха | 43,8 кг/с |
Удельный расход топлива | 0,88 для номинального режима, 1,6 для форсажа кг/кгс·ч |
Удельная тяга | 5,1:1 кгс/кг |
РД-9 на Викискладе |
РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель, разработанный в 1952—1955 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А. А. Микулина и С. А. Гаврилова. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19 и всепогодному перехватчику Як-25[2]. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 году и назначения на его место С. К. Туманского двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. Производился по лицензии в Китае под названием WP-6[3] и в Чехословакии под названием M-09.
wiki2.red
РД-9 — Википедия. Что такое РД-9
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.РД-9 | |
---|---|
Турбореактивный двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации | |
Тип | турбореактивный |
Страна | СССР СССР |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 1955 по настоящее время |
Применение | МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5 |
Создан на основе | АМ-5 |
Производство | |
Конструктор | А. А. Микулин |
Год создания | 1952 |
Производитель | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП «Мотор») Shenyang Liming Aero Engine Co |
Годы производства | 1954-1974 в Уфе[1] 1959-2012 в Шеньяне |
Массогабаритные характеристики | |
Сухая масса | в зависимости от модификации 695 — 725 кг |
Длина | 5560 мм |
Высота | 950 мм |
Диаметр | 670 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга | 2600-2800 кгс |
Тяга крейсерская | 2150 кгс |
Тяга на форсаже | 3750-3800 кгс |
Компрессор | осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью |
Турбина | осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины | 860 °C |
Камера сгорания | трубчато-кольцевая, 9 жаровых труб |
Степень повышения давления | 7,14 — 7,6 |
Расход воздуха | 43,8 кг/с |
Удельный расход топлива | 0,88 для номинального режима, 1,6 для форсажа кг/кгс·ч |
Удельная тяга | 5,1:1 кгс/кг |
РД-9 на Викискладе |
РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель, разработанный в 1952—1955 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А. А. Микулина и С. А. Гаврилова. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19 и всепогодному перехватчику Як-25[2]. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 году и назначения на его место С. К. Туманского двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. Производился по лицензии в Китае под названием WP-6[3] и в Чехословакии под названием M-09.
Варианты и модификации
- РД-9А и РД-9АК — для Як-25 и Як-26, без форсажных камер. Так же использовались на опытной версии пассажирского лайнера Baade 152. От РД-9Б отличались положением и компоновкой коробки приводов.
- РД-9АФ-300 и РД-9АФ2-300 — для Як-27 и Як-28, с форсажными камерами
- РД-9Б — для ранних модификаций МиГ-19, с форсажной камерой
- РД-9БК — для Ла-17М
- РД-9БФ — форсированный
- РД-9БФ-811 — основной двигатель для большей части модификаций МиГ-19
- РД-9БФ-2 — форсированный, с впрыском воды
- М-9ФК — форсированный малоресурсный для крылатой ракеты К-10С, с форсажной камерой и нерегулируемым соплом
- Р3-26 — глубокая модернизация, тяга на форсаже увеличена до 3800 кгс. Разработан в ОКБ-26 В. Н. Сорокина, для опытных самолётах СМ-12 и СМ-52. В конструкции впервые для этого семейства использованы титановые сплавы.
- Р9-300 («изделие 39») — бесфорсажный для прототипа штурмовика Су-25.
- M-09 — чехословацкий вариант РД-9Б. Выпускался в 1961 году. Устанавливался на S-105.
- WP-6 — китайский вариант РД-9БФ. Устанавливался на J-6 и его модификациях.
- WP-6A — модернизированный.
Особенности конструкции
В двигателе использована схема ротора с тремя опорами, с фиксацией валов компрессора и турбины в осевом направлении. Компрессор с дисковой силовой схемой. Сопло регулируемое, трёхпозиционное. Максимальное число оборотов — 11150 об/мин, двигатель отличался очень хорошей приёмистостью для тех лет.
См. также
Примечания
Литература
- The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft: 1875—1995, Bill Gunston, ISBN 1-85532-405-9.
- Берне Л. Як-141 — «сверхзвуковая вертикалка». — Крылья Родины. — 1994. — Т. 5. — С. 1-2.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. — Авиаколлекция. — 2003. — Т. 1. — С. 25.
- Зрелов В. А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы. — Машиностроение, 2005. — С. 89-92, 127-128. — 336 с. — (Для вузов). — ISBN 5-217-03254-5.
Ссылки
wiki.sc
РД-9 | |
---|---|
Турбореактивный двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации | |
Тип | турбореактивный |
Страна | СССР |
Годы эксплуатации | с 1955 по настоящее время |
Применение | МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5 |
Создан на основе | АМ-5 |
Конструктор | А. А. Микулин |
Год создания | 1952 |
Производитель | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП «Мотор») Shenyang Liming Aero Engine Co |
Годы производства | 1954-1974 в Уфе[1] 1959-2012 в Шеньяне |
Сухая масса | в зависимости от модификации 695 — 725 кг |
Длина | 5560 мм |
Высота | 950 мм |
Диаметр | 670 мм |
Тяга | 2600-2800 кгс |
Тяга крейсерская | 2150 кгс |
Тяга на форсаже | 3750-3800 кгс |
Компрессор | осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью |
Турбина | осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины | 860 °C |
Камера сгорания | трубчато-кольцевая, 9 жаровых труб |
Степень повышения давления | 7,14 — 7,6 |
Расход воздуха | 43,8 кг/с |
Удельный расход топлива | 0,88 для номинального режима, 1,6 для форсажа кг/кгс·ч |
Удельная тяга | 5,1:1 кгс/кг |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
РД-9 — Howling Pixel
РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель, разработанный в 1952—1955 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А. А. Микулина и С. А. Гаврилова. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19 и всепогодному перехватчику Як-25[2]. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 году и назначения на его место С. К. Туманского двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. Производился по лицензии в Китае под названием WP-6[3] и в Чехословакии под названием M-09.
РД-9 | |
---|---|
Турбореактивный двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации | |
Тип | турбореактивный |
Страна | СССР |
Годы эксплуатации | с 1955 по настоящее время |
Применение | МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5 |
Создан на основе | АМ-5 |
Конструктор | А. А. Микулин |
Год создания | 1952 |
Производитель | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП «Мотор») Shenyang Liming Aero Engine Co |
Годы производства | 1954-1974 в Уфе[1] 1959-2012 в Шеньяне |
Сухая масса | в зависимости от модификации 695 — 725 кг |
Длина | 5560 мм |
Высота | 950 мм |
Диаметр | 670 мм |
Тяга | 2600-2800 кгс |
Тяга крейсерская | 2150 кгс |
Тяга на форсаже | 3750-3800 кгс |
Компрессор | осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью |
Турбина | осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины | 860 °C |
Камера сгорания | трубчато-кольцевая, 9 жаровых труб |
Степень повышения давления | 7,14 — 7,6 |
Расход воздуха | 43,8 кг/с |
Удельный расход топлива | 0,88 для номинального режима, 1,6 для форсажа кг/кгс·ч |
Удельная тяга | 5,1:1 кгс/кг |
Варианты и модификации
- РД-9А и РД-9АК — для Як-25 и Як-26, без форсажных камер. Так же использовались на опытной версии пассажирского лайнера Baade 152. От РД-9Б отличались положением и компоновкой коробки приводов.
- РД-9АФ-300 и РД-9АФ2-300 — для Як-27 и Як-28, с форсажными камерами
- РД-9Б — для ранних модификаций МиГ-19, с форсажной камерой
- РД-9БК — для Ла-17М
- РД-9БФ — форсированный
- РД-9БФ-811 — основной двигатель для большей части модификаций МиГ-19
- РД-9БФ-2 — форсированный, с впрыском воды
- М-9ФК — форсированный малоресурсный для крылатой ракеты К-10С, с форсажной камерой и нерегулируемым соплом
- Р3-26 — глубокая модернизация, тяга на форсаже увеличена до 3800 кгс. Разработан в ОКБ-26 В. Н. Сорокина, для опытных самолётах СМ-12 и СМ-52. В конструкции впервые для этого семейства использованы титановые сплавы.
- Р9-300 («изделие 39») — бесфорсажный для прототипа штурмовика Су-25.
- M-09 — чехословацкий вариант РД-9Б. Выпускался в 1961 году. Устанавливался на S-105.
- WP-6 — китайский вариант РД-9БФ. Устанавливался на J-6 и его модификациях.
- WP-6A — модернизированный.
Особенности конструкции
В двигателе использована схема ротора с тремя опорами, с фиксацией валов компрессора и турбины в осевом направлении. Компрессор с дисковой силовой схемой. Сопло регулируемое, трёхпозиционное. Максимальное число оборотов — 11150 об/мин, двигатель отличался очень хорошей приёмистостью для тех лет.
См. также
Примечания
- ↑ История предприятия. ОАО «УМПО». Дата обращения 30 июля 2014. Архивировано 21 марта 2013 года.
- ↑ History of Strategic and Ballistic Missile Defense: Volume II. — January 2011. — P. 245. — ISBN 9781437921311.
- ↑ Liming Wopen-6
Литература
- The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft: 1875—1995, Bill Gunston, ISBN 1-85532-405-9.
- Берне Л. Як-141 — «сверхзвуковая вертикалка». — Крылья Родины. — 1994. — Т. 5. — С. 1-2.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. — Авиаколлекция. — 2003. — Т. 1. — С. 25.
- Зрелов В. А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы. — Машиностроение, 2005. — С. 89-92, 127-128. — 336 с. — (Для вузов). — ISBN 5-217-03254-5.
Ссылки
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
РД-9 — Википедия (с комментариями)
Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
РД-9 | |
---|---|
295px Турбореактивный двигатель РД-9Б в Музее Польской Авиации | |
Тип: | турбореактивный |
Страна: | СССР22x20px СССР |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 1955 по настоящее время |
Применение: | МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40, Shenyang J-6, Nanchang Q-5 |
Создан на основе: | АМ-5 |
Производство: | |
Конструктор: | А. А. Микулин |
Год создания: | 1952 |
Производитель: | Уфимский завод № 26 (ныне ОАО НПП «Мотор») Shenyang Liming Aero Engine Co |
Годы производства: | 1954-1974 в Уфе[1] 1959-2012 в Шеньяне |
Массогабаритные</br>характеристики | |
Сухая масса: | в зависимости от модификации 695 — 725 кг |
Длина: | 5560 мм |
Высота: | 950 мм |
Диаметр: | 670 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 2600-2800 кгс |
Тяга крейсерская: | 2150 кгс |
Тяга на форсаже: | 3750-3800 кгс |
Компрессор: | осевой 9-ступенчатый, с первой сверхзвуковой ступенью |
Турбина: | осевая 2-ступенчатая |
Температура турбины: | 860 °C |
Камера сгорания: | трубчато-кольцевая, 9 жаровых труб |
Степень повышения давления: | 7,14 — 7,6 |
Расход воздуха: | 43,8 кг/с |
Удельный расход топлива: | 0,88 для номинального режима, 1,6 для форсажа кг/кгс·ч |
Удельная тяга: | 5,1:1 кгс/кг |
РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель, разработанный в 1952—1955 годах в ОКБ-300 (так же — ОКБ-24, опытный авиамоторостроительный завод № 300, ныне — АМНТК «Союз») под руководством А. А. Микулина и С. А. Гаврилова. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19 и всепогодному перехватчику Як-25[2]. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 году и назначения на его место С. К. Туманского двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. Производился по лицензии в Китае под названием WP-6[3] и в Чехословакии под названием M-09.
Варианты и модификации
- РД-9А и РД-9АК — для Як-25 и Як-26, без форсажных камер. Так же использовались на опытной версии пассажирского лайнера Baade 152. От РД-9Б отличались положением и компоновкой коробки приводов.
- РД-9АФ-300 и РД-9АФ2-300 — для Як-27 и Як-28, с форсажными камерами
- РД-9Б — для ранних модификаций МиГ-19, с форсажной камерой
- РД-9БК — для Ла-17М
- РД-9БФ — форсированный
- РД-9БФ-811 — основной двигатель для большей части модификаций МиГ-19
- РД-9БФ-2 — форсированный, с впрыском воды
- М-9ФК — форсированный малоресурсный для крылатой ракеты К-10С, с форсажной камерой и нерегулируемым соплом
- Р3-26 — глубокая модернизация, тяга на форсаже увеличена до 3800 кгс. Разработан в ОКБ-26 В. Н. Сорокина, для опытных самолётах СМ-12 и СМ-52. В конструкции впервые для этого семейства использованы титановые сплавы.
- Р9-300 («изделие 39») — бесфорсажный для прототипа штурмовика Су-25.
- M-09 — чехословацкий вариант РД-9Б. Выпускался в 1961 году. Устанавливался на S-105.
- WP-6 — китайский вариант РД-9БФ. Устанавливался на J-6 и его модификациях.
- WP-6A — модернизированный.
Особенности конструкции
В двигателе использована схема ротора с тремя опорами, с фиксацией валов компрессора и турбины в осевом направлении. Компрессор с дисковой силовой схемой. Сопло регулируемое, трёхпозиционное. Максимальное число оборотов — 11150 об/сек, двигатель отличался очень хорошей приёмистостью для тех лет.
См. также
Напишите отзыв о статье «РД-9»
Примечания
- ↑ [http://www.umpo.ru/Page55.aspx История предприятия] (рус.). ОАО «УМПО». Проверено 30 июля 2014.
- ↑ [http://books.google.com/books?id=HoxycYhoKZkC&pg=PA245 History of Strategic and Ballistic Missile Defense: Volume II]. — P. 245. — ISBN 9781437921311.
- ↑ Liming Wopen-6
Литература
- The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft: 1875—1995, Bill Gunston, ISBN 1-85532-405-9.
- Берне Л. Як-141 — «сверхзвуковая вертикалка». — Крылья Родины. — 1994. — Т. 5. — С. 1-2.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. — Авиаколлекция. — 2003. — Т. 1. — С. 25.
- Зрелов В. А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы. — Машиностроение, 2005. — С. 89-92, 127-128. — 336 с. — (Для вузов). — ISBN 5-217-03254-5.
Ссылки
- [http://www.leteckemotory.cz/motory/rd-9b страница РД-9Б на LeteckeMotory.cz] (cs)
- [http://www.airwar.ru/enc/engines/rd9.html страница РД-9Б на AirWar.ru]
Отрывок, характеризующий РД-9
Я не спускала с него глаз, пытаясь проникнуть в его чистую, но намертво закрытую от всех, душу… Что изменило его столетиями устоявшееся мнение?!. Что подтолкнуло посмотреть на мир более человечно?..– Знаю, я удивил тебя, – грустно улыбнулся Север. – Но даже то, что я открылся тебе, не изменит происходящего. Я не знаю, как уничтожить Караффу. Но это знает наш Белый Волхв. Хочешь ли пойти к нему ещё раз, Изидора?
– Могу ли я спросить, что изменило тебя, Север? – осторожно спросила я, не обращая внимания на его последний вопрос.
Он на мгновение задумался, как бы стараясь ответить как можно более правдиво…
– Это произошло очень давно… С того самого дня, как умерла Магдалина. Я не простил себя и всех нас за её смерть. Но наши законы видимо слишком глубоко жили в нас, и я не находил в себе сил, чтобы признаться в этом. Когда пришла ты – ты живо напомнила мне всё произошедшее тогда… Ты такая же сильная и такая же отдающая себя за тех, кто нуждается в тебе. Ты всколыхнула во мне память, которую я столетиями старался умертвить… Ты оживила во мне Золотую Марию… Благодарю тебя за это, Изидора.
Спрятавшись очень глубоко, в глазах Севера кричала боль. Её было так много, что она затопила меня с головой!.. И я никак не могла поверить, что наконец-то открыла его тёплую, чистую душу. Что наконец-то он снова был живым!..
– Север, что же мне делать? Разве тебе не страшно, что миром правят такие нелюди, как Караффа?..
– Я уже предложил тебе, Изидора, пойдём ещё раз в Мэтэору, чтобы увидеть Владыко… Только он может помочь тебе. Я, к сожалению, не могу…
Я впервые так ярко чувствовала его разочарование… Разочарование своей беспомощностью… Разочарование в том, как он жил… Разочарование в своей устаревшей ПРАВДЕ…
Видимо, сердце человека не всегда способно бороться с тем, к чему оно привыкло, во что оно верило всю свою сознательную жизнь… Так и Север – он не мог так просто и полностью измениться, даже сознавая, что не прав. Он прожил века, веря, что помогает людям… веря, что делает именно то, что, когда-то должно будет спасти нашу несовершенную Землю, должно будет помочь ей, наконец, родиться… Верил в добро и в будущее, несмотря на потери и боль, которых мог избежать, если бы открыл своё сердце раньше…
Но все мы, видимо, несовершенны – даже Север. И как бы не было больно разочарование, с ним приходится жить, исправляя какие-то старые ошибки, и совершая новые, без которых была бы ненастоящей наша Земная жизнь…
– Найдётся ли у тебя чуточку времени для меня, Север? Мне хотелось бы узнать то, что ты не успел рассказать мне в нашу последнюю встречу. Не утомила ли я тебя своими вопросами? Если – да, скажи мне, и я постараюсь не докучать. Но если ты согласен поговорить со мной – ты сделаешь мне чудесный подарок, так как то, что знаешь ты, мне не расскажет уже никто, пока я ещё нахожусь здесь, на Земле…
– А как же Анна?.. Разве ты не предпочитаешь провести время с ней?
– Я звала её… Но моя девочка, наверное, спит, так как не отвечает… Она устала, думаю. Я не хочу тревожить её покой. Потому, поговори со мною, Север.
Он печально-понимающе посмотрел мне в глаза и тихо спросил:
– Что ты хочешь узнать, мой друг? Спрашивай – я постараюсь ответить тебе на всё, что тебя тревожит.
– Светодар, Север… Что стало с ним? Как прожил свою жизнь на Земле сын Радомира и Магдалины?..
Север задумался… Наконец, глубоко вздохнув, будто сбрасывая наваждение прошлого, начал свой очередной захватывающий рассказ…
– После распятия и смерти Радомира, Светодара увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы спасти его от кровавых лап «святейшей» церкви, которая, чего бы это ни стоило, пыталась найти и уничтожить его, так как мальчик являлся самым опасным живым свидетелем, а также, прямым продолжателем радомирова Дерева Жизни, которое должно было когда-нибудь изменить наш мир.
Светодар жил и познавал окружающее в семье испанского вельможи, являвшегося верным последователем учения Радомира и Магдалины. Своих детей, к их великой печали, у них не было, поэтому «новая семья» приняла мальчика очень сердечно, стараясь создать ему как можно более уютную и тёплую домашнюю обстановку. Назвали его там Амори (что означало – милый, любимый), так как своим настоящим именем называться Святодару было опасно. Оно звучало слишком необычно для чужого слуха, и рисковать из-за этого жизнью Светодара было более чем неразумно. Так Светодар для всех остальных стал мальчиком Амори, а его настоящим именем звали его лишь друзья и его семья. И то, лишь тогда, когда рядом не было чужих людей…
Очень хорошо помня гибель любимого отца, и всё ещё жестоко страдая, Светодар поклялся в своём детском сердечке «переделать» этот жестокий и неблагодарный мир. Поклялся посвятить свою будущую жизнь другим, чтобы показать, как горячо и самозабвенно любил Жизнь, и как яростно боролся за Добро и Свет и его погибший отец…
Вместе со Светодаром в Испании остался его родной дядя – Радан, не покидавший мальчика ни ночью, ни днём, и без конца волновавшийся за его хрупкую, всё ещё несформировавшуюся жизнь.
Радан души не чаял в своём чудесном племяннике! И его без конца пугало то, что однажды кто-то обязательно их выследит, и оборвёт ценную жизнь маленького Светодара, которому, уже тогда, с самых первых лет его существования, суровая судьба предназначала нести факел Света и Знания в наш безжалостный, но такой родной и знакомый, Земной мир.
Прошло восемь напряжённых лет. Светодар превратился в чудесного юношу, теперь уже намного более походившего на своего мужественного отца – Иисуса-Радомира. Он возмужал и окреп, а в его чистых голубых глазах всё чаще стал появляться знакомый стальной оттенок, так ярко вспыхивавший когда-то в глазах его отца.
Светодар жил и очень старательно учился, всей душой надеясь когда-нибудь стать похожим на Радомира. Мудрости и Знанию его обучал пришедший туда Волхв Истень. Да, да, Изидора! – заметив моё удивление, улыбнулся Сеевер. – тот же Истень, которого ты встретила в Мэтэоре. Истень, вместе с Раданом, старались всячески развивать живое мышление Светодара, пытаясь как можно шире открыть для него загадочный Мир Знаний, чтобы (в случае беды) мальчик не остался беспомощным и умел за себя постоять, встретившись лицом к лицу с врагом или потерями.
o-ili-v.ru