Агглютинация воображения – Агглютинация в психологии, как метод оценки состояния личности

Механизмы воображения

Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации.

Агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Пример – образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования аг­глютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна.

Акцентирования (гиперболизация) — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой. Пример – различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.).

Заострение — подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п.

Схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Пример – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.

Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Пример – типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи).

Формы воображения:

Мечта: образ желаемого будущего.Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы.

Фантазия: изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.

Грезы: мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.

Галлюцинация: восприятие человеком несуществующих объектов. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших образов как объективно воспринимаемой реальности.

Индивидуально-типологические особенности воображения:

· Образность воссоздающего воображения (взаимодействие сигнальных систем).

· Рефлексивные возможности.

· Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям.

· Способность предвидения событий и их эмоционального переживания.

· Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.

· Творческие возможности индивида.


Похожие статьи:

poznayka.org

Агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения: VIKENT.RU

Комбинирование, агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения по С.Л. Рубинштейну

«Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приёмах преобразования.

Одним из таких приёмов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространённый способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве.

Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие — у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и её сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестёр. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.

Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация,которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.

Примером агглютинации может служить и приведённая на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом…». Из этих слов художника отчётливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определённой тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование — это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определённой идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте.

Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека,  тем — при прочих равных условиях — богаче будет и его воображение. Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространённой и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или (перегруппировке элементов. Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и её значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов. Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему.

В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идёт о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл. Другим приёмом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик.

Акцентуирование — это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом  акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы (Святогор кладёт Илью Муромца себе в карман, от его свиста листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф. Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь, снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади, и т. д.; в сказках встречается мальчик-с-пальчик). Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией. Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого таким образом героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа. Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребёнка особенно поражает, если он представляется как мальчик-с-пальчик. Таким образом, отклонение от действительности, фантастические большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее обобщённое значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. […]

Все средства выразительности (тропы, фигуры и т. п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения. Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, литоты — это всё приёмы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется. Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение».

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб, «Питер», 2008 г., с. 304-307.

vikent.ru

Агглютинация в психологии психология агглютинация воображение

Агглютинация является важнейшим инструментом в психологии, с помощью которого оценивается состояние личности и то, как человек видит окружающую реальность. Это явление довольно распространено не только в человеческой натуре, но и в целом мире. В некоторых случаях ее можно обнаружить у людей, страдающих шизофренией, а также у тех, кто имеет расстройства функций речи.

Как рассматривается агглютинация в психологии

В психологии это понятие рассматривается как воображение, созданное с помощью комбинирования объектов, которые имеются в реальности. Сам термин представлен описанием явления, которое сплавляет собой воедино разные элементы в виде образов, мыслей и слов.

Данный метод в психологии является особым видом слияния, где происходит соединение совершенно не соединимых черт и характеристик, принадлежащих объективной реальности. Суть человеческого воображения представляется диалогом различных частей «я» с самой личностью. Различные мотивы, относящиеся к жизненной необходимости, являются стимуляторами. Воображение самого человека совершается посредством действий человека, относящихся к психическим, за счет чего и формируются образы.

Агглютинацию в психологии можно представить в виде сказочных образов

  • сфинксы, в которых очертания человеческого лика соединены с львиными характеристиками;
  • кентавры, в которых человеческие черты соединены с характеристиками коня;
  • русалки, в которых туловище красивой женщины соединено с рыбьим хвостом.

Каждый из этих образов был создан посредством богатого воображения человека.

Можно предположить, что кентавр был сформирован в облике фантастического животного, так как при недостаточной видимости прыгающий верхом человек казался таковым. Человек с крыльями возник таким же образом, поскольку это символ человеческого передвижения в воздушном пространстве.

Агглютинация, как явление – процесс, относящийся к психологии, а также может встретиться в лингвистике и медицине.

В лингвистике, данный метод, как процесс, является слиянием в одно разных слов. При этом первоначальный смысл сохраняется, а морфологическая структура сокращается. Соответственно в лингвистике агглютинация – это процесс, при котором создаются слова с помощью объединяющихся в целое морфологических элементов языка.

Агглютинация в психологии

Для некоторых ученных агглютинация – это единый прием, с помощью которого человеческое воображение формируется. Если руководствоваться этой теорией, то сведение агглютинации происходит за счет различных компонентов к новым группировкам. Чтобы употреблять данный прием, человек должен обладать некоторым опытом. Использование агглютинации в качестве метода создания образов, возможно только при наличии соответствующего опыта.

В психологии агглютинация является воображением, создающимся посредством того, что различные приемы интеллектуальных операций комбинируются.

Этот способ изменения реальности считается довольно распространенным. Метод используется в качестве творческой деятельности, в техническом изобретательстве и науке.

Случайным процессом агглютинация не является, поскольку здесь предусмотрен целенаправленный подбор характеристик и черт, которые продуманы заранее. Такой подбор осуществляется творцом полностью осознанно. При этом он руководствуется композицией произведения, замыслом и идеей. Зачастую тенденция, которая определяет в человеческом воображении сочетание компонентов, функционирует неосознанно, но в мотивах всегда существует то, что определяет воображение.

Различные точки зрения ученых

Более богатое воображение является следствием богатого опыта индивида. При этом не стоит признавать тот факт, что от опыта зависит воображение, то есть способ, который определяет комбинирование и перемещение разных элементов. Для многих психологов этот метод считается ошибочным. При таком подходе восприятие агглютинации происходит в виде механического явления, а это, в свою очередь, влечет к тому, что уже имеющиеся признаки перегруппируются.

Кроме того, данный метод представлен, как творческое воображение, которое способствует созданию новой идеи или оригинального образа. При этом «новый» здесь обладает двойственным значением:

  • объективно, то есть в виртуальном и в материализованном виде таковой идеи существовать не может.
  • субъективно. Здесь новизна может быть очевидна только одному человеку, хотя существующие образы для других, оно повторяет.

Действительность воспринимается индивидом так, что компоненты понимания не могут быть постоянно неизменны. Изменениям подвергаются любые объекты реальности, используемые в воображении. Непостоянность изменений делает их многоликими и разнообразными.

Явление агглютинации в психологии – это механизм, способствующий подчинению воображения некоторой тенденции. Она, в свою очередь, комбинирует признаки и элементы в ряд, тем самым придавая им смысл.

В психологии агглютинация является воображением, сформировавшимся за счет того, что отдельные части образов слились воедино, которые, в свою очередь, образуются в человеческих мыслях. Психотерапевтическое направление также содержит в себе данное направление.

psiho.guru

ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения

19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе предыдущего опыта.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о» раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. А.В. Петровский относит воображение к числу высших познавательных процессов, рассматривает воображение как основу творческой деятельности и как основной

компонент программирования действия. Он считает, что воображение отвечает за создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопре­деленностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную дея­тельность, но заменяющих ее

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.

Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

Механизмы создания образов воображения.

Образы  формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.  Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. – Т.Рибо назвал это диссоциацией. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. 

Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез (процесс ассоциации). Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. 

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объект другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра и т. д.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение (гиперболизация) объекта или его частей. Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от  несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и  типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это  обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений  при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. 

1. Агглютинация (склеивание) — это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия — лодка, самолет, автомобиль).

2. Аналогия — новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека — грабли, молоток, клещи и т.д.

3. Гиперболизация (преувеличение) — это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи — пиноккио, или собака — хозяин).

4. Типизация — это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт,  характерных для какой-либо группы объектов (амфора — образ женщины). 

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать…

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Главным образом воссоздающее воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Творческое (продуктивное) воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются» в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Исследованием творческого воображения занимался Выготский Л.С.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными.

studfile.net

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Этапы формирования воображаемых образов

Те образы, что воссоздаются в процессе воображения, из ничего не могут возникнуть. Уже хорошо известно, что они формируются на основе предшествующего опыта, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Протекать процесс создания образов может в различных формах и проходит два основных этапа:

  1. Первый этап. Имеющиеся представления и впечатления расчленяются на составные части или, другими словами, происходит анализ полученных или сформированных впечатлений. Объект и его части в ходе такого анализа абстрагируются. Абстракция предполагает внимательное «вычерпывание» сущностных сторон предмета по частям и «без потерь». При абстрагировании неточности зависят от того, что исследователь останавливает свой взгляд на частном и поверхностном;
  2. Второй этап. Далее с этими образами могут осуществляться преобразования – возникновение новых сочетаний и связей и, во-вторых, появление совершенно нового смысла. Операции, которые производятся с абстрагированными образами, характеризуются как синтез.

Формы синтезирующей деятельности воображения довольно многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация

Это простейшая форма синтеза в процессе воображения. Суть её в том, что в результате присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому, создается новый образ.

Надо сказать, что агглютинация была характерна для первобытного мифологического мышления. Мифологические образы у древних народов формировались путем агглютинации.

Например, образ кентавра, образ древнеегипетского божества, образ крылатого человека в рисунках индейцев Северной Америки, образ бабы-Яги, Змея-Горыныча и др.

Агглютинация является целенаправленным подбором заранее продуманных черт. Писатели, например, осуществляют его осознанно, и руководит этим идея, замысел или композиция произведения. Л.Н. Толстой при создании образа Н. Ростовой, не скрывал, что одни элементы черт героини были позаимствованы от его жены, а другие у её сестры. Смешав черты, писатель получил новое единое целое – образ героини романа.

В психологии агглютинация является механизмом, который дает возможность подчинить воображение какой-то тенденции, определяющей весь спектр комбинируемых признаков, чтобы придать им смысл.

Эта форма синтеза широко используется в искусстве, техническом творчестве. В результате использования агглютинации, создан автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Агглютинация по форме преобразования представления близка гиперболизации. Здесь имеется в виду увеличение предмета, например, великан Гулливер, и изменение количества частей предмета и их смещение. Например, в индийской мифологии многорукие богини. Агглютинацию в противовес абстрактному мышлению, часто называют символическим мышлением.

В основе агглютинации лежат разнообразные процессы, которые можно разделить на две основные группы:

  1. Процессы, с недостаточностью критичности;
  2. Произвольные процессы, контролируемые сознанием и связанные с мыслительными обобщениями.

Увеличение или уменьшение объекта, а также его частей это наиболее распространенный способ переработки образов восприятия в образы воображения. Самые разные литературные персонажи были созданы с помощью такого способа.

Осуществление агглютинации может происходить с помощью включения в новый контекст уже известных образов. Между представлениями в этом случае устанавливаются новые связи, и совокупность образов получает новое значение. Процессу включения представлений в новый контекст обязательно предшествует определенная идея. Если это не сновидение, то процесс полностью контролируем. Человек, при включении известных образов в новый контекст, добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом, поэтому с самого начала весь процесс подчинен определенным осмысленным связям.

Схематизация и акцентировка

Способы схематизации и акцентировки переработки представлений в образы воображения по принципу обобщения существенных признаков, являются наиболее существенными:

  • Схематизация. Она имеет место при различных условиях – может возникнуть при неполном, поверхностном восприятии объекта, тогда представления схематизируются случайным образом. В этом случае могут возникнуть искажения в образах воображения, которые извращенно отражают действительность. Такие явления часто встречаются у детей. С другой стороны – достаточно полное восприятие объекта. В этом случае причиной схематизации может быть забывание каких-либо несущественных деталей. Тогда на первый план в представлении будут выступать существенные детали. Представление в этом случае становится более обобщенным и утрачивает индивидуальность. Есть и третья причина схематизации. Это может быть сознательное отвлечение от второстепенных и несущественных сторон объекта. Сознательно направляя свое внимание на существенные свойства объекта, он сводит представления до определенной схемы;
  • Акцентирование. Суть его заключается в подчеркивании наиболее типичных признаков образа, особенно при создании художественного образа. Переработка образов восприятия в образы воображения имеет главную особенность, которая заключается в том, что художественный образ дает широкое обобщение, которое всегда отражено в конкретном образе. Создание типического образа является сложным творческим процессом, отражающим определенные индивидуальные особенности того человека, который этот образ создает.

Другие формы синтеза образов

Помимо агглютинации, гиперболизации, схематизации, синтез образов в процессах воображения может осуществляться и в таких формах:

  • Литота. Это уменьшение предмета, в отличие от гиперболизации, например, мальчик с пальчик. Данные приемы широко используются в народных сказках и фантастических произведениях;
  • Подчеркивание. Это акцентирование какой-то части или определенного качества человека. С помощью этого приема создаются всем хорошо известные шаржи и карикатуры;
  • Типизация. Выделение в однородных фактах чего-либо существенного и воплощение этого в конкретных образах. Этот прием широко применяется в литературе и является самым сложным;
  • Комбинирование. Сочетание данных элементов в новые, необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, когда исследователи считали механизмом воображения ассоциации;
  • Аллегоризация. Это использование образа в переносном смысле, который является условно избранным знаком какого-либо явления действительности;
  • Метафоризация. Это есть построение метафор, которые являются более глубоким воображаемым отражением явления, по сравнению с аллегорией. Между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство;
  • Символизация. Это самая большая и сущностная по наполнению техника воображения, использующая символы. Символы помогают человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного. От понятия символ отличается неограниченным объемом значения.

Таким образом, в технике воображения создается сложное динамическое единство сознательного и бессознательного. Само воображение – это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

spravochnick.ru

Вопрос 24. Воображение и его виды, связь воображения с мышлением.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразней его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение возникло в ходе трудовой деятельности. Явления, которые человек не мог объяснить порождали представления о сверхъестественном.

Некоторые гипотезы относительно механизмов воображения.

Гипотеза случайных находок. Все открытия были сделаны в результате случайного совпадения.

Гипотеза рекомбинации.Воображение направлено на перетасование, перестановку ощущений, представлений, принципов, правил путем проб и ошибок.

Виды воображения.

По степени намеренности и сознательности различают пассивное и активное воображение.

Пассивное– примитивная форма, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций. Образы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им. Встречается в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

Активное – высшие формы воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

Различают два вида: воссоздающее и творческое.

Воссоздающее. Развертывается на фоне воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Например, чтение художественной литературы.

Качество воссоздания зависит от ряда причин. 1. от исходной информации. 2. от суммы и качества знаний. 3. от установки.

Творческое воображение.Создание нового, оригинального образа, идеи. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент, ни в материализованном, ни в идеальном мире. Субъективно новое – новое для данного человека. Уже существующее, но человек об этом не знает.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат может быть материализован.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают конкретное и абстрактное (схемы, символы) воображение.

Связь воображения с мышлением заключается с мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация), которые участвуют в создании образов.

Вопрос 25. Приемы творческого воображения. Агглютинация.

Агглютинация (склеивание) – наиболее простой прием. Части двух или нескольких предметов, процессов соединяются так, что получается образ нового предмета (кентавр, русалка).

Аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. По этому принципу возникла специальная область знания и инженерного дела – бионика, которая выделяет свойства живых организмов и предлагает их для создания механизмов. Аналогия может быть близкой, непосредственно и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу – это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.

Акцентирование и преувеличение (преуменьшение). При акцентировании в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (карикатуры, шаржи, высмеивание). При преувеличении (преуменьшении) изменение образа распространяется на весь объект, ситуацию (великаны, гномы). Этот прием широко используется в сказках.

Типизация.Наиболее сложный прием, включающий в себя процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). Тесно связано с мышлением. Характерно для художников, скульпторов, актеров, писателей.

Мечта.Образ желаемого будущего. В мечте выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной.

studfile.net

Формы воображения

Воображение – это образное представление информации, которое всегда таит в себе что-то ирреальное, не имеющее место в настоящей действительности. Воображение принимает массу форм, от самых приближенных к реалиям – планирования, до самой ирреальной – сновидения. В процессе воображения участвует мышление, память, анализ, а также способ восприятия мира.

Разновидности воображения

Есть пять основных форм воображения в психологии:

  • мечта – виденье преобразования в будущем, которое не имеет точную дату осуществления;
  • фантазия – отражение действительности в видоизмененном облике;
  • галлюцинация – образ, переживаемый нами без внешней стимуляции;
  • грезы – представление недосягаемого и несбыточного будущего;
  • сновидения – бессознательная визуализация желаний.

Кроме названных форм воображения, есть еще один редко упоминаемый вид – мыслительный эксперимент.

Его главная особенность – это мыслительный процесс, в ходе которого человек представляет отражение действительности в будущем. Например, этот вид деятельности был использован Карлом Марксом, когда тот утверждал, что коммунизм жизнеспособен только при условии его становления во всех странах мира.

Мечта, как форма воображения олицетворена, реальной возможностью, которая не имеет срока исполнения. От реальности до мечты нас отделяет лишь наличие воли, решительности, действий, целеустремленности и уверенности в своей правоте.

Образы в воображении

Воображение генерирует свои образы тремя способами:

  1. Агглютинация – форма воображения, в которой сочетаются не встречающиеся в реальности образы. К примеру, агглютинация – это образ русалки, в котором сочетается женщина (лицо и туловище), рыба (хвост) и водоросли (волосы). Этот метод используется как в творчестве, так и бессознательно, в наших снах.
  2. Акцентирование – подчеркивание чего-то отдельного в образе.
  3. Типизация – сочетания в одном образе типичных для данной эпохи/ круга людей черт характера.

 

womanadvice.ru

0 comments on “Агглютинация воображения – Агглютинация в психологии, как метод оценки состояния личности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *