Агглютинация в психологии, примеры
Агглютинация — это в психологии важнейший инструмент оценки состояния личности и ее виденье окружающей реальности. Явление агглютинации очень распространено в человеческой натуре и в целом в мире. Иногда наблюдается у больных шизофренией или обнаруживается у людей, страдающих расстройствами речевых функций. Термин агглютинация описывает явление, что представляет собой сплавление в единое целое разных элементов (слов, мыслей, образов).
Агглютинация в психологии это воображение, которое создается путем комбинирования объектов, имеющихся в реальности. Это особый вид соединения или вернее слияния, в котором соединяются абсолютно несоединяемые в объективной реальности характеристики и черты. Воображение человека – это по своей сути диалог, который личность ведет с различными частями своего «я». Стимуляторами являются различные мотивы жизненной необходимости. Стимуляция самого воображения совершается за счет психических действий человека, которые представляют собой формирование образов.
Агглютинация в психологии — примеры представлены в сказочных образах: кентавры (соединение черт человека с характеристиками коня), сфинксы (черты человеческого лика сливаются с характеристиками льва), русалки (присоединение к туловищу красивой женщины рыбьего хвоста), также другие разнообразные мифологические образы. Все эти образы появились благодаря богатому человеческому воображению. Так, этот самый образ кентавра, скорее всего, сформировался в условиях при плохой видимости прыгающего на лошади человека, поэтому он мерещился, как некое фантастическое животное. Так же образ человека с крыльями возник, по-видимому, сознательно, ведь он символизирует саму идею передвижения человека по воздуху, сформирован в таком чувственном образе.
Явление агглютинация это процесс, который имеет отношение к психологии, встречается в медицине и лингвистике.
Процесс агглютинация в лингвистике означает слияние разных слов в одно, с сокращением морфологической структуры, сохраняя первоначальный смысл. То есть агглютинация в лингвистике – это процесс, в котором разные морфологические элементы языка объединяются в целое, создавая слова.
Агглютинация в психологии
Некоторые ученые полагают, что агглютинация является единым приемом, что формирует деятельность воображения человека. Согласно данной теории сама агглютинация сводится к новым перегруппировкам различных компонентов. Для употребления этого приема человеку необходимо располагать определенным опытом. Только наличие соответствующего опыта поможет использовать агглютинацию, как метод создания образов.
Агглютинация в психологии это воображение, которое создалось вследствие комбинирования различных
Чем огромнее, богаче опыт индивидуальной жизни человека, тем воображение этого индивида будет также богаче. Однако признание факта, что человеческое воображение зависит от опыта человека не должно восприниматься, как способ, определяющий перемещение и комбинирование разных элементов. Подобный подход считается ошибочным среди многих психологов. В этом подходе агглютинация воспринимается, как исключительно механическое явление, что приводит к перегруппировке неизменных уже имеющихся признаков.
Восприятие индивидом действительности не содержит в понимании компоненты, которые всегда неизменны. Все объекты реальности, которые используются человеком в воображении, подвергаются изменениям, поэтому непостоянны, а эти изменения разнообразны и многолики. В психологии явление агглютинации является механизмом, который поможет подчинить воображение определенной тенденции, которая будет определять весь ряд комбинируемых признаков, элементов и будет придавать им смысл. Творческое преобразование процессов и предметов действительности подчиняется в воображении собственным правилам и осуществляется соответственно к определенным методам. Новые представления возникают благодаря анализу-синтезу информации, они создаются на основе того, что было уже закреплено сознанием. Все процессы воображения находятся в мыслительном разложении базовых представлений на составляющие части (процесс анализа) с дальнейшим их объединением в сочетания (процесс синтеза).
Агглютинация в психологии это воображение, которое сформировалось, путем слияния отдельных частей образов, какие возникают в мыслях человека или уже имеются в нём. Кроме этого данное воображение в психологии встречается еще в психотерапевтическом направлении. Оно позволяет выявить имеющиеся психические патологии.
Агглютинация в психологии примеры: если человек в своей одной мысли пытается сочетать одновременно несколько понятий или осуществляет слияние разных слов, их частей, что свидетельствует о шизофрении, поскольку здоровый человек совсем по-другому строит свои суждения.
В лексике людей больных шизофренией наблюдается множество неологизмов. Человеку удается придумать новые, несуществующие слова или наделить старые понятия новыми значениями. Агглютинация у больного приводит нарушению процесса восприятия внешней действительности и собственного «Я». Часто такие личности не могут отличить самих себя от остальных или даже не отличают, где заканчивается грань их личности и начинается какая-то вещь или предмет.
Психоанализ также использует термин «агглютинация» и понимает под ней форму синтеза образов воображения, что заключается в слиянии нескольких разных не соединяемых в обыденной жизни свойств, качеств, частей фигур в один целостный образ, что выражается в сновидениях, психопатологических переживаниях, художественном творчестве.
Причины агглютинации
Чтобы понять, что такое понятие агглютинация, необходимо узнать, какие причины её возникновения. Процесс агглютинации в воображении имеет не случайный характер. Слиянию различных компонентов в единый цельный образ способствует возникновение идеи, мотива, которые иногда существуют также в подсознании.
Весь процесс базируется на опыте человека. Чем более разнообразным и широким будет опыт, тем более богатым будет воображение. Также стоит понимать разницу между механическим прорабатыванием ранее известных элементов и созданием цельного жизнеспособного и нового образа. То есть те образы, какие человек использует в собственном воображении, вмещаясь в границы нового облика, несколько изменяют свой вид, обобщаясь в целое единое образование.
Процессы, находящиеся в основании агглютинации, довольно разнообразны, их также можно распределить на группы. Первую группу составляют процессы, что связанны с недостатком критичности, или нехваткой аналитичностью восприятия. Вторая группа состоит из произвольных процессов, имеющих связь с мыслительными обобщениями, контролируемых сознательно.
Агглютинация является способом творческого воображения, посредством которого можно создавать новые образы. Здесь понятие «новый» имеет двойное значение. Новый образ, новое представление могут быть, объективными, или субъективными. В объективном представлении эта идеи еще вовсе нет, ни в каком из миров. Это очень оригинальный образ. Также новизна может быть очевидной лишь конкретному человеку, если образ субъективный. Выходит, что субъективно новый образ может полностью открыться только своему автору.
Агглютинация не просто метод образования художественных образов в литературных произведениях, это также возможность воплотить абсолютно новые замыслы в технике и науке. Творческое воображение изобретателя позволяет ему мысленно соединить в одно целостное разнообразные совершенно детали и позже применять это практически, двигая прогресс, совершая для этого открытия.
psihomed.com
Приемы создания творческих образов: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация
Агглютинация представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст.
Гиперболизация заключается в увеличении или уменьшении предмета, а также его отдельных частей (великан — огромный как гора и мальчик с пальчик).
Типизация позволяет выделить существенное, постоянное в однородных образах и воплощать выделенное в конкретном образе ( широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи).
Схематизация способствует слиянию отдельных предметов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства проступают особенно отчетливо (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).
Заострение ( акцентирование) – способ подчеркивания черт, имеющих для конкретного образа существенное значение (При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры).
Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности
Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Англ. ученый Г. Уоллес выделяет четыре стадии процесса творчества:1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.
Закономерности развития воображения
Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.
Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.
Важный этап в развитии воображения связан возрастом, овладения речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Однако, из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
studfile.net
Механизмы воображения
Что такое воображение
Замечание 1
Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.
Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:
- моделирование
- планирование
- творческая деятельность
- память
Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.
По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.
Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.
Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.
Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.
Выделяют следующие механизмы воображения:
- агглютинация
- гиперболизация
- схематизация
- акцентирование
- типизация
Агглютинация как механизм воображения
Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.
Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.
Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.
Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.
Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.
Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:
- элементы не критикуются и не анализируются.
- компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.
Гиперболизация как механизм воображения
Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.
Замечание 2
Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.
Схематизация как механизм воображения
Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.
Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.
Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:
- конспектированием
- инфографикой
- иллюстрированный график
- алгоритмический график
- концептуальная схематизация
Акцентирование как механизм воображения
Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.
Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.
Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).
Типизация как механизм воображения
Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.
Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.
Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.
spravochnick.ru
Агглютинация в психологии — это… Агглютинация в психологии: определение, особенности и причины
Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или частей предметов.
Человеческое воображение способно активно создавать новые образы. Стимулом для этого служат как общие жизненные перипетии, так и серьезные личные мотивы. Процесс, вернее способ, которым создаются эти образы, как раз и является той самой агглютинацией, о которой пойдет речь далее.

Агглютинация: что это такое (определение)
Прежде чем совершить что-либо, человек создает мысленный образ того, что у него получится, и составляет план своих действий для достижения цели. Всем этим мы обязаны воображению. Оно подчиняется определенной закономерности и существует благодаря другим особенностям человеческого мозга – возможности к анализу и синтезу. С их помощью происходит разложение исходного представления о чем-либо на составные части (анализ), а затем – соединение полученного в новом сочетании (синтез).
Агглютинация в психологии – это тоже один из аналитико-синтетических процессов. При этом в один образ человек собирает несколько фигур, типов, характеров, пусть даже несовместимых на первый взгляд. Например, всем известные кентавры – наполовину лошади, наполовину люди, или сказочная избушка на курьих ножках – все это результат агглютинации образов, позволивший сделать их необычными, яркими и запоминающимися.

Использование агглютинации в творчестве
В искусстве многие приемы воображения – агглютинация, акцентирование – используются часто. Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин – жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс. Комбинация из двух типов женщин – одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй – женственной и нежной – помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.
Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.
В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.

Агглютинация образа происходит не случайно
Чтобы лучше понять, что такое агглютинация, следует помнить, что этот процесс в воображении человека чаще всего не является случайным «собиранием пазла». Соединению разных деталей в единый образ помогает имеющаяся идея, замысел, а также другие мотивы, существующие иногда и на подсознательном уровне.
А отправной точкой для преобразований выступает опыт. И чем он разнообразнее и шире, тем ярче и богаче воображение. При этом не стоит путать механическое перелопачивание, перегруппировку готовых и уже известных элементов с созданием цельного и жизнеспособного образа. То есть картинки, которыми мы пользуемся в своем воображении, укладываясь в рамки нового облика, тоже несколько изменяют свой вид, суммируясь и обобщаясь в единое целое.
Приемы преобразующей деятельности воображения
Агглютинация, акцентуирование, типизация – это приемы, при помощи которых осуществляется преобразующая деятельность воображения.

Ранее мы уже упоминали подчеркивание (акцентуирование) черт, которое достигается изменением пропорций образа. Этот способ применим не только для карикатурного изображения, но и для создания фантастических персонажей. Яркими примерами подобных гипербол являются герои легенд и сказок – например, Святогор, который известного богатыря Илью Муромца запросто мог положить себе в карман, а от его свиста тряслась земля.
Такая подача размеров и физической мощи героя помогает автору доказать значимость, величественность этого образа и продемонстрировать внутреннюю силу, которой он обладает.
Кстати, сильное преуменьшение персонажа (например, мальчик-с-пальчик) может служить той же цели, демонстрируя при помощи контраста внутренние достоинства персонажа.
Не меньшую роль в подаче особенностей художественного образа играет и прием типизации – объединения в одном вымышленном персонаже типичных черт целого ряда реально существующих героев, делая его, таким образом, представителем данной группы людей. Это тоже способ синтезирования в процессе воображения, и яркими примерам тому могут послужить образы Онегина, Печорина, Обломова, Отелло и других героев, представляющих собой обобщенный портрет современников автора.
Творческое воображение
Повторимся, что агглютинация в психологии – это один из приемов творческого воображения, помогающий создать новый оригинальный образ или идею. При этом нужно отметить, что термин «новый» в этом случае имеет двойственное значение. Ведь новый образ может быть таковым и объективно, и субъективно.
- В первом случае подобной идеи еще не существует ни в материализованном, ни в виртуальном виде. То есть это настолько оригинальный образ, что он не повторяет уже имеющихся.
- А во втором случае новизна бывает очевидна только для конкретного человека. То есть субъективно новый образ является открытием лишь для своего автора, но при этом повторяет существующие.
Еще раз о том, что такое агглютинация
Работа человеческого воображения, как понятно из сказанного выше, использует довольно ограниченное число приемов – агглютинацию, акцентуирование и типизацию. Но даже с таким небольшим арсеналом оно способно на многое.
Так, агглютинация в психологии – это не только метод создания художественного образа на полотне или в литературном произведении, но и возможность воплощения совершенно новых идей в науке и технике. Творческое воображение позволяет изобретателю вначале мысленно собирать в единое целое разрозненные детали, а затем и применять это на практике, совершая открытия и двигая прогресс.

Проявления агглютинации в психиатрии
К сожалению, агглютинация в психологии – это еще и термин, обозначающий один из симптомов проявления обострений шизофрении.
Под ним подразумевается состояние, при котором больной теряет способность разграничивать некоторые понятия, так как в его мозге происходит их склеивание. Кстати, в лексике таких людей появляется благодаря этому большое количество неологизмов (человек придумает совершенно новые слова или наделяет старые иными значениями).
Процесс агглютинации приводит к тому, что у больного шизофренией нарушается восприятие собственного «Я» и окружающей действительности. Например, в некоторых случаях пациенты не в состоянии отличить себя от других людей или даже предметов. А происходящее во внешнем мире в их воображении тесно переплетается с какими-либо телесными функциями (например, дождь – это их слезы и т. п.)
fb.ru
Агглютинации в психологии – определение и примеры
Воображение – явление, которое невозможно пощупать, однако оно помогает создавать новое и ранее невиданное. Агглютинация относится к результату человеческого воображения, которое рассматривается в психологии для познания личности человека. Примеры также можно наблюдать в гематологии, где под агглютинацией понимается свойство отдельных клеток крови объединяться, чего им в обычном состоянии не свойственно.
Интернет-журнал psytheater.com определяет человека как сложное существо, поскольку ему присущи мыслительные процессы. Интеллектуальные способности в различных своих проявлениях позволяют человеку быть интересным существом, способным создавать нечто новое и уникальное.
Вы когда-нибудь задумывались над такими простыми вопросами?
- Как было придумано колесо?
- Как был придуман первый летательный аппарат?
- По какому принципу создавались первые автомобили?
Все, что не является результатом создания самой природой, является следствием воображения человека. Это человек создал колесо, автомобиль, самолет, мотоцикл и прочие гаджеты, вещи, которыми на сегодняшний день пользуется. Но возникает вопрос, а с чего начиналось создание данных предметов. С воображения человека. И здесь проявляется процесс агглютинации, о котором поговорим в данной статье.
Что такое агглютинация?
Агглютинация в прямом своем значении подразумевает сплавление отдельных элементов в единое целое. Обычно речь идет об элементах, которые между собой не объединяются. Это могут быть слова, образы, мысли и пр. Так, благодаря агглютинации, были придуманы такие сказочные существа, как русалки, кентавры и пр. Человеческое воображение объединило животных, рыб, птиц с человеческими телами, из-за чего получило таких сказочных персонажей.
Психология активно изучает агглютинацию, поскольку она подразумевает мыслительный процесс каждого индивида. Агглютинация присуща всем людям. Чаще всего ее наблюдают у людей с различными психическими расстройствами, в частности, у шизофреников. Однако следует понимать, что агглютинация не означает больное воображение. Благодаря совмещению отдельных элементов из разных областей получается нечто новое. Так и были созданы все те предметы, которыми на сегодняшний день пользуется человек.
Психология обращается к агглютинации как к способу познания внутреннего мира отдельного человека. Его воображение направлено в конкретное русло. Если психолог обладает большим опытом работы с нереальным миром людей, тогда он может понять натуру каждого клиента.
Агглютинация – это комбинирование отдельных объектов, которые существуют в реальности, в единое целое, создавая нечто новое, чего пока еще не существует в реальном мире.
Можно назвать своеобразной агглютинацией набор личностных черт в одном человеке, которые обычно не привычны в своем комплекте. Это может происходить под влиянием самой личности, которая занимается самосовершенствованием или изменением себя. Внешние обстоятельства могут создать личность, которая будет похожа на других индивидов, которые тоже сталкивались с подобными ситуациями. Однако у каждой личности есть выбор, как реагировать, каким быть, какие качества проявлять. Именно в такой ситуации человек становится уникальным. В нем обнаруживается такой набор качеств, который можно считать несовместимым, однако эти черты идеально вписываются в образ одного человека.
Психология воспринимает воображение как диалог человека с самим собой. Внутри человека живет много личностей:
- Дочка/сын, муж/жена, работник, друг/подруга и т. д.
- Идеальное «Я», желаемое «Я» и реальное «Я».
- Убеждения, мировоззрение, мысли, общественное мнение, правила и законы.
Все в человеке должно сочетаться настолько, чтобы оно могло помогать ему существовать в мире людей. Однако нередко человек сталкивается с противоречиями отдельных частей своего внутреннего «Я» или несовпадения внешнего с внутренним. Тогда возникает диалог. Человек с собой договаривается, рассуждает, обдумывает с разных сторон, фантазирует, представляет и т. д. В результате мыслительного процесса, в котором может участвовать опыт, знания, воображение, нереальные представления, появляется нечто новое. Либо человек пользуется тем, что уже известно и реально, то есть прибегает к имеющемуся опыту, либо начинает комбинировать отдельные части уже известного и реального, чтобы создать нечто новое.
Таким образом происходит поиск решения проблемы, когда уже предложенные варианты человека не устраивают. К примеру, предполагается, что человек будет выбирать между «или»-«или», а индивид решает все совместить – сделать «и»-«и».
Агглютинация считается сложным явлением для изучения в психологии, поскольку не имеет явных внешних проявлений. Можно услышать или увидеть только результат. Но сам процесс не виден.
Агглютинация используется также в медицине и лингвистике.
- В лингвистике под агглютинацией понимается слияние слов с изменением их морфологической структуры, но сохранением смысла. Таким образом создается новое слово.
- В медицине понимается под агглютинацией объединение клеток в новую клетку.
Агглютинации в психологии
В психологии агглютинация воспринимается как автоматическое свойство воображения создавать новые образы из имеющегося опыта. Для агглютинации нужны знания и опыт. Человек все это нарабатывает и получает в процессе своей жизни. Только агглютинация не считается сознательным процессом, при котором человек специально обращается к своему опыту, а скорее бессознательным процессом, когда уже имеющиеся знания используются для комбинации между собой и создания нового объекта.
Агглютинация – это творческое воображение, когда из реальных объектов создается нечто новое и уникальное, что-то, чего не было ранее. «Новый» объект, скорее всего, в реальном мире существовать не может, если только человек уже на сознательном уровне не сделает его реальным, соответствующим всем законам Вселенной. При этом «новым» объект кажется лишь тому, в чьем воображении он появился. А вот другие люди начинают к нему относиться как к объекту, который просто состоит из двух различных предметов, которые уже известны всем.
Воображение зависит от богатства опыта, которым обладает человек. Чем больше индивид знает, видел, с разнообразным сталкивался, тем богаче его фантазия, которая способна выдавать различные идеи. Конечно, процессом агглютинации человек может заниматься сознательно, то есть целенаправленно о чем-то думать и придумывать новое. Однако это требует времени и усилий. Обычно агглютинация происходит спонтанно, неосознанно. Нередко ее можно наблюдать во сне.
Именно в мире сновидений человек сталкивается с явлениями, которые просто невозможны в реальном мире:
- Человек может летать во сне без каких-либо приспособлений.
- Дома во сне могут быть низкими, а количество этажей внутри домов достигать высотных зданий.
- Только во сне лифты могут ездить по диагонали.
- Также человеку могут сниться существа, которые напоминают реальных, однако совмещают в себе сразу несколько разновидностей животных и птиц.
Все окружающие предметы реальности не могут быть неизменными. Благодаря воображению человека каждый предмет может быть изменным, преобразовываться, обретать новые признаки. Конечно, воображение должно учитывать некоторые правила и законы существования реального мира, чтобы из имеющегося предмета сделать новую вещь, которую можно будет воплотить в реальности. Однако иногда это становится невозможным, поэтому человек просто оставляет некий образ внутри своего ума и периодически к нему возвращается с сожалением о том, что не может его воплотить.
Примером агглютинации может стать создание новых сказочных героев, новой идеи, которая никогда не реализовывалась людьми, сочинение нового понятия, которое имеет реальные проявления в мире. Если обратиться к агглютинации, которая проявляется у больных людей, тогда она носит фантастический или сказочный характер. При этом человек не может отличить, где реальность, а где вымысел. Человек не может даже понять, где начинается мир, а где – он сам.
перейти наверхПричины агглютинации
Агглютинация не носит случайного характера, однако причинами ее появления являются мотивы и идеи, которые возникают из подсознания. В процессе агглютинации участвует опыт человека, который должен быть широким и богатым, чтобы позволить использовать множество различных компонентов для построения чего-то нового.
Сам процесс делят на две группы:
- Компоненты не подвергаются критике и аналитическому процессу. Человек просто их использует, какими бы они ни были.
- Компоненты, влияющие на мыслительное обобщение, что позволяет построить целый образ.
Сознание человека не относится к миру как к неизменному. Любой элемент, который есть в реальности, можно подвергнуть обработке, использовать в других назначениях, не только в тех, которые предлагаются. В связи с этим человек начинает использовать окружающие предметы в создании чего-то нового, что позволит улучшить свою жизнь.
Воображение является творческим процессом, у которого есть определенные мотивы и желания. Человек обращается лишь к тому, что ему известно, для создания чего-то нового. Здесь используется прием комбинирования, когда различные объекты объединяются, отмечаются отдельные их части, остаются лишь важные и значимые составляющие. По такому принципу создаются новые виды животных и растений, когда селектируются виды, которые в реальных условиях никогда не будут объединяться. Путем научного и искусственного выведения получается нечто новое, что должно дополнить разновидность, придать жизни и миру больше красок.
перейти наверхИтог
Воображение, или фантазия, — мыслительный процесс, который происходит как под руководством человека, так и без его участия. Воображение – это творческий процесс, который предполагает создание того, чего еще мир не видел или не знаком. Обычно новые идеи и образы не вводятся в реальную жизнь, поскольку они не согласованы с природными законами. Однако если человек способен свою идею реализовать, приспособив к реальным условиям, тогда новая мысль становится новшеством.
Все это позволяет человеку экспериментировать, делать мир разнообразным. Все это позволяет человеку почувствовать себя Богом. Однако не все так однозначно, ведь иногда агглютинация является следствием психического нарушения в процессах мышления или восприятия окружающего мира. В таком случае речь уже идет о лечении человека, чтобы избавить его от галлюцинаций, которые он считает реальными и значимыми в своей жизни. Здесь без помощи специалиста не обойтись.
psytheater.com
Приемы воображения.
Агглютинация – прием воображения, благодаря которому происходит соединение несоединимых в реальности качеств и свойств:
наделение человека свойствами животных;
наделение животных свойствами человека;
наделение природы качествами человека.
Акцентирование — прием воображения, заключающийся в подчеркивании отдельных частей предмета или отдельных признаков, приводящий к изменению пропорций.
Гиперболизация– изменение качества предметов в сторону увеличения или уменьшения без изменения пропорций.
Схематизация – прием воображения, благодаря которому происходит сглаживание различных предметов и выявление черт сходства между ними, причем происходит слияние, наложение отдельных представлений, различия отбрасываются, а черты сходства заостряются.
Типизация– прием воображения, благодаря которому происходит выделение существенного, повторяющегося и воплощение этого существенного в конкретном образе.
4. Эмоции
Эмоция как субъективное переживание
Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоции – это сигналы, которые выражают субъективное значение явления. Это реакция субъекта на ситуации, делающие затрудняющим поведение субъекта. Это непосредственное переживание.
Переживание – это любое состояние сознания субъекта или явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его внутренней жизни.
Переживание – это особое субъективное отражение не окружающего мира, а мира, взятого по отношению к субъекту с точки зрения предоставляемых ему ситуаций. Переживание возникает в критических ситуациях. Критические ситуации – это ситуации невозможности реализовать внутренние желания субъекта.
Возникновение эмоций:
Эмоции возникают в любой ситуации
Эмоции возникают в специфических ситуациях.
Классификация эмоций
Признак | Виды |
По знаку | Положительные и отрицательные |
По интенсивности | Слабые (настроение) и сильные (аффект) |
По продолжительности | Кратковременные и длительные |
По глубине | Глубокие и поверхностные |
По воздействию на организм | Стенические (повышают активность) и астенические (снижают активность) |
Виды эмоций:
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности.
Удивление — эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства.
Страдание — отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения актуальной потребности.
Гнев — отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствий на пути к достижению желаемой цели.
Страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия.
Стыд — состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.
Виды эмоциональных состояний:
I. Эмоциональный тон ощущений — непосредственное переживание удовольствия или неудовольствия при условиях наличия у субъекта тех или иных ощущений. Ощущения возникают в случае воздействия на органы чувств. Эмоциональный тон ощущений побуждает субъекта к сохранению оказываемых на него воздействий или устранению их.
II. Собственно эмоции (или предметные эмоции). Это ситуационное эмоциональное состояние, более или менее кратковременное и связанное с конкретной ситуацией удовлетворения актуальной потребности.
Настроение — это общее, более или менее устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.
Аффект—это сильное, относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Аффект сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями, а также значительными физиологическими изменениями.
Стрессовое состояние — это форма, близкая к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроению. Стрессовое состояние возникает в ответ на экстремальные воздействия — стрессоры. Кривая Хебба — зависимость эффективности деятельности от сил эмоций. Чем сильнее эмоции, тем эффективнее деятельность, но для каждого субъекта есть свой оптимум. Если интенсив- ность эмоции превышает этот оптимум, то эффективность деятельности снижается вплоть до полной дезорганизации.
Стресс (stress — англ. — давление, нажим), по Г.Селье, есть специфический ответ организма на любое предъявление ему требования.
Стрессовые состояния — это вид эмоциональных состояний, близких к аффекту по психологическим характеристикам, но по длительности протекания приближающихся к настроению.
Экстремальное воздействие называется стресс-факторами или стрессорами.
Дистресс (от англ. — горе, несчастье) — ситуация, приводящая к потере резервов организма.
Гетеростазис — новое устойчивое состояние, достигаемое с помощью веществ, которые стимулируют физиологические, адаптивные механизмы, возбуждают дремлющие тканевые защитные реакции (Г.Селье).
Чувство — переживание человеком своего отношения к предметам и действительности, которое характеризуется:
связью с мотивационной сферой личности;
устойчивостью.
Сравнительная характеристика эмоций и чувств:
Эмоции | Чувства |
1. Ситуативны 2. Присутствуют и у человека, и у животных 3. В основе лежат потребности 4. Просты, одноплановы | 1. Устойчивы 2. Присутствуют только у человека 3. В основе — мотивационно-смысловая сфера личности 4. Амбивалентны — каждое конкретное чувство может содержать противоположные по знаку эмоции |
Функции эмоций.
Сигнальная. Эмоциональное переживание – есть сигнал, информирующий субъекта о том, как идёт процесс удовлетворения потребности.
Регулирующая. Эмоции относятся к внутренним процессам и способны побуждать действия и поддерживать необходимую активность.
Приспособительная. Эмоции (особенно в экстремальных ситуациях) вызывают необходимые действия, устанавливая наиболее оптимальное отношение между субъектом и ситуацией.
Функция оценки. Благодаря эмоциям оценивается мотивационная значимость отражаемых объектов.
Актуализация опыта. Благодаря эмоциям субъект посредством актуализации необходимой информации оказывается готовым к развитию событий.
Функция закрепления следов в памяти. Эмоция, сопровождающая событие, выступает как дополнительное подкрепление и благодаря эмоциям событие фиксируется в памяти.
Экспрессивная. Эмоция выступает как канал коммуникации.
5.Воля
Понятие о волевой и импульсивной регуляции поведения
Воля — сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели (А.В. Петровского).
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением препятствий. Выделяют внутренние и внешние препятствия.
Внешние препятствия — это объективные, существующие независимо от сознания субъекта ограничения активности.
Внутренние препятствия — это субъективные состояния, переживания или качества индивидуальности, которые выступают ограничителями активности (это могут быть моральные нормы, лень и т. д.).
Воля — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
Во всех определениях подчеркивается способность воли доводить активность до конца, т.е. поддерживать мотивацию.
По Узнадзе, любая активность направляется установкой.
Установка — готовность действовать в определенных условиях при наличии актуальной потребности.
В ситуациях с осознанным столкновением с препятствием у субъекта возникает состояние фрустрации.
Фрустрация — это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.
Фрустрационная толерантность — это свойство личности, указывающее на невосприимчивость к фрустрационным ситуациям.
Импульсивное поведение — субъекты действуют на основе импульса, исходящего от предмета, источник активности находится вовне и подчиняет себе человека. Такое поведение противоположно волевому.
Локус контроля — устойчивое качество человека, формирующееся в процессе его социализации, выражающее способность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный контроль) или собственным способностям и усилиям (интернальный контроль) (Роттер).
Воля (по Иванникову) — это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив.
С. Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия «волевое действие» и «волевой акт».
Этапы волевого акта по Рубинштейну:
Постановка цели и стремление ее достичь.
Осознание ряда возможностей достичь цель.
Появление мотивов, подкрепляющих эти возможности.
Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие).
Принятие одной возможности достижения цели.
Осуществление принятого решения.
Воля (по Иванникову) – это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив.
С.Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия волевое действие и волевой акт.
Этапы волевого акта по С.Л. Рубинштейну:
1. Постановка цели и желание ее достичь.
2. Осознание ряда возможностей достичь цель.
3. Появление мотивов, подкрепляющих эту возможность.
4. Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие).
5. Принятие одной возможности достижения цели.
6. Осуществление принятого решения.
Волевые качества личности:
Целеустремленность– подчинение действий поставленной цели. Если цель теряет свой смысл, а человек продолжает подчинять действие этой цели, это случай ослабления воли – упрямство.
Упрямство – особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся во что бы то ни стало поступать по-своему вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.
Настойчивость– это умение человека длительно бороться с трудностями и вопреки им осуществлять достижение цели.
Самостоятельность– это умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь от цели, умение критически относиться к советам других и действовать на основе собственных побуждений.
Решительность– способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и выполнять их, особенно проявляется в ситуациях, связанных с риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.
Апраксия — это патология действия, нарушение произвольных целенаправленных действий.
Гипобулия — менее выраженная форма ослабления воли.
Гипербулия — «сверхволя», возникающая при маниакальных состояниях.
studfile.net
👉 Агглютинация в психологии, примеры
Агглютинация — это в психологии важнейший инструмент оценки состояния личности и ее виденье окружающей реальности. Явление агглютинации очень распространено в человеческой натуре и в целом в мире. Иногда наблюдается у больных шизофренией или обнаруживается у людей, страдающих расстройствами речевых функций. Термин агглютинация описывает явление, что представляет собой сплавление в единое целое разных элементов (слов, мыслей, образов).
Агглютинация в психологии это воображение, которое создается путем комбинирования объектов, имеющихся в реальности. Это особый вид соединения или вернее слияния, в котором соединяются абсолютно несоединяемые в объективной реальности характеристики и черты. Воображение человека — это по своей сути диалог, который личность ведет с различными частями своего «я». Стимуляторами являются различные мотивы жизненной необходимости. Стимуляция самого воображения совершается за счет психических действий человека, которые представляют собой формирование образов.
Агглютинация в психологии — примеры представлены в сказочных образах: кентавры (соединение черт человека с характеристиками коня), сфинксы (черты человеческого лика сливаются с характеристиками льва), русалки (присоединение к туловищу красивой женщины рыбьего хвоста), также другие разнообразные мифологические образы. Все эти образы появились благодаря богатому человеческому воображению. Так, этот самый образ кентавра, скорее всего, сформировался в условиях при плохой видимости прыгающего на лошади человека, поэтому он мерещился, как некое фантастическое животное. Так же образ человека с крыльями возник, по-видимому, сознательно, ведь он символизирует саму идею передвижения человека по воздуху, сформирован в таком чувственном образе.
Явление агглютинация это процесс, который имеет отношение к психологии, встречается в медицине и лингвистике.
Процесс агглютинация в лингвистике означает слияние разных слов в одно, с сокращением морфологической структуры, сохраняя первоначальный смысл. То есть агглютинация в лингвистике — это процесс, в котором разные морфологические элементы языка объединяются в целое, создавая слова.
Агглютинация в психологии
Некоторые ученые полагают, что агглютинация является единым приемом, что формирует деятельность воображения человека. Согласно данной теории сама агглютинация сводится к новым перегруппировкам различных компонентов. Для употребления этого приема человеку необходимо располагать определенным опытом. Только наличие соответствующего опыта поможет использовать агглютинацию, как
ru.psichiatria.org