Альтиум дизайнер уроки – Обучающий курс по Altium Designer

Самоучитель по Altium Designer (Уроки в формате видео)

Программная среда для разработки и моделирования печатных плат, интегральных микросхем и других электронных устройств, обладающая огромными возможностями. В редакторе имеются все необходимые инструменты для воплощения самых сложных проектов, таких как многослойные печатные платы, многоиерархические и многоканальные схемы. Самостоятельно освоить конструирование печатных плат помогут уроки Altium Designer, которые представлены в формате видеолекций. Наличие русского интерфейса в программе значительно упрощает её изучение.

Если Вы желаете использовать весь потенциал редактора, рекомендуем изучить данный курс видеоуроков. В нем Вам подробно изложат все принципы работы с Altium Designer, расскажут об интерфейсе приложения, библиотеках компонентов, научат работать с объектами печатной платы и создавать проект с нуля.

Уроки по Altium Designer


Структурированный курс уроков Альтиум Дизайнер, в которых поэтапно раскрывается каждая отдельная тема. Вы научитесь грамотно обращаться с программой для компьютерного конструирования печатных плат. Всего в курсе 34 видеоурока; продолжительность каждого составляет от 9 до 25 минут, в зависимости от темы.

Чтобы ознакомиться с форматом изложения лекций, предлагаем Вам просмотреть первые 10 видеоуроков. Загрузить полный курс Вы можете в конце новости.

{banner_lesson}

В этом ролике Вас ознакомят с интерфейсом Altium Designer: из чего он состоит и как с ним работать.


Учимся искать необходимые объекты, просматривать их характеристики, выделять и редактировать элементы.


 

4creates.com

Документация Altium Designer | Altium Designer 20.0 Руководство пользователя

Altium Designer сочетает в себе множество функциональных возможностей, в том числе:

  • Передовые технологии трассировки
  • Инструменты проектирования современных гибко-жестких печатных плат
  • Мощные инструменты управления проектными данными
  • Эффективные инструменты повторного использования проектных данных
  • Оценка и отслеживание стоимости в режиме реального времени
  • Динамические данные о цепочке поставок
  • Трехмерная визуализация и проверка зазоров
  • Гибкие инструменты управления утвержденными версиями

Все эти инструменты доступны в уникальной единой среде проектирования, обеспечивающей высокую производительность. Унификация Altium Designer позволяет беспрепятственно переходить между различными проектными областями. Но изучение широких возможностей системы может показаться сложной задачей на пути к эффективному проектированию. В этом базовом разделе документации по Altium Designer представлена вся информация, необходимая для быстрого освоения системы. Документация Altium Designer буквально является «древом познания», которое предоставляет как обзорную информацию и пошаговые инструкции, так и более детальные разделы.

Документация по Altium Designer разделена на версии. Вы можете переключиться на нужную версию вручную в своем веб-браузере либо открыть нужную версию автоматически из Altium Designer. Нажмите F1, чтобы открыть нужный раздел документации для той версии, в которой вы в данный момент работаете.


Быстрый старт в проектировании печатных плат (и в Altium Designer!)

Вы новичок в проектировании плат или в использовании Altium Designer, и не знаете, с чего начать? В этом уроке вы пройдете весь процесс от пустого листа схемы до создания файлов для производства платы простого автоколебательного мультивибратора с девятью компонентами. Как показано на схеме слева, здесь используется два NPN-транзистора общего назначения.

В уроке затронуто множество аспектов системы, с которыми вам необходимо ознакомиться для вашей повседневной работы.


Изучение Altium Designer

Altium Designer включает в себя все составляющие, необходимые для процесса разработки электронных устройств. Редактирование документов, компиляция и обработка осуществляется в единой среде Altium Designer. В основе Altium Designer лежит платформа интеграции X2, которая объединяет различные компоненты системы (их набор зависит от приобретенной лицензии) в интуитивно понятном интерфейсе пользователя. Чтобы добиться еще большей гибкости, вы можете полностью настроить среду под свой стиль работы.

Вы можете изучить интерфейс и функции Altium Designer, просто экспериментируя с системой во время создания нового проекта, но лучший вариант – начать с ознакомления с документацией!

Переходите с другой системы проектирования? Не проблема – перейдите в раздел Взаимодействие с другими инструментами проектирования. Не важно, переходите ли вы с PADS
®
, EAGLE™, Expedition®, xDX Designer®, Allegro® или другой поддерживаемой системы – в Altium Designer есть инструменты импорта и/или экспорта для простого перехода на решения Altium.

Расширение возможностей Altium Designer

Система управления Altium Designer позволяет настроить ваше программное обеспечение в любое время после установки. Настройка включает в себя не только обновление базового функционала (т.н. системные ресурсы), но и возможность устанавливать, обновлять и удалять функциональные возможности с помощью дополнительных программных модулей (Extensions).

По сути, дополнительный программный модуль расширяет функциональные возможности программного обеспечения. Базовый набор функций и возможностей, который устанавливается и управляется как часть изначальной установки, называется системными ресурсами (System Resources). Кроме того, доступен ряд опциональных программных модулей (

Optional Extensions) – функциональных возможностей, которые устанавливаются и удаляются пользователем по мере необходимости. В этом и состоит концепция дополнительных программных, которая позволяет управлять набором функциональных возможностей системы в зависимости от потребностей в инструментах проектирования. Расширением может быть новое приложение для импорта/экспорта данных, инструмент создания условно-графических обозначений или поддержка взаимодействия с механическими САПР. Иными словами, дополнительный программный модуль – это пакет, который развивает и улучшает набор возможностей системы.

Дополнительные программные модули могут быть как бесплатными, так и платными (предоставляться по подписке), поставляться Altium или сторонними компаниями. Кроме того, с помощью дополнительного программного модуля Altium Developer вы можете самостоятельно улучшать возможности Altium Designer, используя Altium Designer SDK (Software Development Kit – набор средств разработки) для создания собственных расширений.

Дополнительную функциональность системы, которую предоставляют расширения, можно просмотреть, установить и затем управлять ей на странице Extensions & Updates (Расширения и обновления), которая открывается командой Extensions and Updates из меню  в верхней правой части рабочего пространства.

Сервер управляемых данных

Сервер управляемых данных гармонично работает с Altium Designer, что предоставляет элегантное решение для надежного управления проектными данными. Этот сервер не только обеспечивает надежное и безопасное хранение данных, но также позволяет управлять версиями проектов и, таким образом, отслеживать проектные изменения, без перезаписи утвержденных ранее проектов. Сервер также управляет жизненным циклом данных, что позволяет сразу увидеть, на каком этапе находятся данные и использовать их соответствующим образом.

Сервер используется для управления любыми управляемыми данными, такими как компоненты, доменные модели, листы схем и шаблоны. Конечно же, вы можете создавать целые проекты непосредственно на сервере и управлять ними здесь.

С помощью набора повторно используемых проектных «строительных блоков», хранимых на сервере, вы можете начинать новые проекты с уверенностью в том, что все модели, компоненты и элементы проекта более высокого уровня были утверждены для использования, что избавляет вас от необходимости изобретать велосипед. Сервер одновременно является и источником, и местом сохранения данных об элементах проектирования, так что каждый новый проект использует те элементы, которые выпущены на сервер и управляются им. Создавая проекты только с теми элементами, которые управляются сервером, вы обеспечиваете их целостность.

Altium Designer может работать со следующими типами сервера управляемых данных:

Вы можете продолжить использовать существующий Altium NEXUS Server с Altium Designer, но помните, что Altium Vault как решение больше не разрабатывается. Altium NEXUS Server 1.1 был последней версией, после которой будут осуществляться только поддерживающие обновления. Для доступа к самым новым функциям и возможностям рассмотрите переход на Altium Concord Pro. Либо, если вам необходимо гибкое решение для управляемых рабочих процессов и интеграции с корпоративными системами, перейдите на Altium NEXUS. Altium NEXUS является готовым решением для организованного совместного проектирования печатных плат, основанном на рабочих процессах. Это решение включает в себя возможности проектирования, управления данными о компонентах, управления проектными данными, создания рабочих процессов и управления ими и многое другое. Как готовое
решение
, Altium NEXUS состоит из готовых настраиваемых модулей, и его внедрение осуществляется экспертами Altium.

Настройки Altium Designer

В Altium Designer вы можете настроить различные области системы из единого расположения. Эти глобальные настройки будут применены ко всем проектам и связанным документам.

Настройка осуществляется в диалоговом окне Preferences (нажмите 

в правом верхнем углу рабочего пространства). Настройте область системы с помощью элементов управления и параметров на открывшейся странице, как вам необходимо. Настройка может сочетать требования политики вашего предприятия и ваши личные предпочтения для рабочей среды.

В диалоговом окне Preferences представлен ряд полезных инструментов для настройки среды необходимым образом, в том числе:

  • Возможность импорта настроек из предыдущей версии программы.
  • Возможность сохранения и загрузки настроек с помощью файла *.DXPPrf.
  • Возможность сброса параметров и элементов управления до значений по умолчанию на активной странице настроек или на всех страницах.

И если вы используете сервер управляемых данных, вы можете выпустить настройки Altium Designer на этот сервер в качестве целевого объекта (и его ревизии). После того как настройки выпущены и состояние их жизненного цикла изменено на готовое к использованию, эти настройки можно применить на других установленных системах.


Справка по правилам проектирования плат

Для определения требований к проекту редактор плат Altium Designer использует концепцию правил проектирования. Эти правила формируют «набор инструкций», которым будет следовать редактор плат. Они применяются для различных аспектов конструирования: ширина проводников, зазоры, стили соединений, переходных отверстий и так далее – и множество правил можно отслеживать в режиме реального времени с помощью динамической проверки проектных правил (Online DRC).

Правила проектирования применяются к необходимым объектам согласно заданной иерархии. Можно настроить множество правил одного типа, и может получиться так, что к одному объекту применяется более одного правила. В этом случае возникает конфликт правил, который решается настройками приоритетов. Система просматривает правила, начиная от правил с более высоким приоритетом, и применяет первое правило, область действия которого соответствует проверяемому объекту.

После того, как набор правил задан, вы можете успешно создать проект платы с различными, зачастую строгими требованиями к ней. Поскольку редактор плат «работает по правилам», уделите время на настройку правил, и вы сможете работать эффективно, точно зная, что ваш проект соответствует требованиям.


Справка по нарушениям компиляции проекта

Компиляция является частью процесса создания корректного списка цепей проекта. В действительности, результатом этого процесса является унифицированная модель данных проекта – единая модель данных, доступ к которой осуществляется из различных областей единой среды проектирования Altium Designer. В ходе компиляции можно проверить связи на схеме на соответствие правилам, заданных в настройках проекта на вкладках Error Reporting (Отчет об ошибках) и Connection Matrix (Матрица соединений).

В этом разделе документации Altium Designer представлены полные описания возможных нарушений, которые могут быть в документах при компиляции проекта.


Справка по языку запросов

В основе редакторов схем и плат Altium Designer лежит мощный обработчик запросов. Вы можете ввести запрос, чтобы точно выбрать только те объекты, которые необходимы. Запрос – это строка, которую вы вводите, используя определенные ключевые слова и синтаксис, и после чего получаете требуемые объекты.

Обычно запросы создаются на панели Filter, но они также используются для определения областей действия правил проектирования. Если вы изучите язык запросов, его функции, ключевые слова и синтаксис, вы сможете вводить выражения напрямую, но вы также можете использовать Query Helper (Помощник по запросам). В окне этого помощника содержится полный список функций и ключевых слов запросов, необходимые элементы управления и средство проверки синтаксиса.

В начале может показаться, что использовать язык запросов сложно, но со временем вы оцените его эффективность и найдете собственный стиль построения выражений для поиска необходимого набора объектов. Чтобы ускорить этот процесс, есть информация по каждой функции запросов. Достаточно выделить или щелкнуть внутри любого ключевого слова в Query Helper, на панели Filter или в поле Full Query (Полный запрос) редактора правил и нажать F1, и откроется соответствующая страница документации.


Справка по ресурсам

Единая среда проектирования Altium Designer состоит из множества служб, подключенных к базовой платформе. Как и базовая платформа, эти службы предоставляют доступ к ресурсам системы – ее компонентам и функциям.

Эти ресурсы представляют собой команды, диалоговые окна, панели и т.п. Информация по ним содержится в следующих разделах документации:

Чтобы получить информацию по какому-либо определенному ресурсу, используйте следующие способы:

  • В системе наведите курсор на команду меню, кнопку панели инструментов, диалоговое окно, панель или объект и нажмите F1.
  • В документации найдите нужный раздел в дереве навигации либо воспользуйтесь поиском с помощью иконки  на панели слева.
Обязательно ознакомьтесь с использованием F1 в Altium Designer. Наведите курсор мыши на какой-либо элемент в Altium Designer – кнопку, команду, диалоговое окно, панель, объект – и нажмите F1, чтобы открыть документацию на него. F1 также работает на различных страницах диалоговых окон Preferences и PCB Rules and Constraints Editor. . И если вы запустили какую-либо команду, например, для размещения компонента, но вы не помните, как повернуть его, нажмите Shift+F1 для отображения списка контекстно-зависимых сочетаний клавиш.

 

Веб-сайт Altium – быстрые ссылки

www.altium.com

Создание простой печатной платы с помощью Altium designer в картинках. (Часть 1) [Вегалаб-Викизона]

Эта статья – попытка написать краткое руководство для начинающих осваивать Altium designer (AD). Я не претендую на профессионализм, как в описании функций пакета, так и его использовании. Тем не менее, я попытался описать работу с практической точки зрения, для несложного проекта и создать задел для дальнейшего самостоятельно изучения пакета. Хочу обратить внимание на уже существующие уроки по Protel DXP Ю. Потапова. Они безусловно обстоятельнее, но уже несколько устарели и некоторые моменты практической работы с пакетом там не освещены.

Все, что здесь описано, я проделал непосредственно во время описания. Результирующий проект доступен для ознакомления.

Для начала я привел руководство по созданию несложной печатной платы мультивибратора (так же как и в уроках Ю. Потапова), основные шаги. Работу с библиотеками, подготовку к производству и подготовку документации я планирую осветить в последующих статьях.

Начать предлагаю с некоторых соглашений, дабы избежать разночтений.

  1. В региональных настройках операционной системы заменен разделитель целой и дробной части с запятой на точку.Необходимость такой замены обусловлена проблемами в преобразованиях чисел в пакете. Часть ошибок к настоящему времени исправлена, но некоторые еще присутствуют.

  2. Используется версия 6.6.7903 пакета и библиотеки входящие в его состав.Должен заметить, что функции использованные мной при создании проекта, практически не изменились, начиная с версии 2002 (Protel DXP). Но хотелось бы избежать проблем связанных с мелкими различиями между версиями пакета. Так же отмечу, что практически к каждому обновлению пакета разработчики выпускают и обновление встроенных библиотек.

  3. Перед началом работы, настройки рабочего пространства приведены к начальному состоянию. Отключены все библиотеки. К этому пункту я вернусь непосредственно в начале работы.*

Очень краткое описание интерфейса.

рис. 0

На рис.0 приведено рабочее окно программы с открытым, уже подготовленным проектом:

  1. главное меню

  2. боковая панель. Отмечу, что на рисунке отображена панель управления проектами или дерево проектов.

  3. закладки боковых панелей

  4. панель инструментов

  5. панель документов

  6. закладки слоев документа

  7. кнопки отображения открытых боковых панелей

  8. настройки отображения элементов в документе

  9. кнопки быстрого вызова боковых панелей

Как и во многих программах под Windows, в AD кнопки на панели инструментов дублируют пункты главного меню (или просто меню) и имеют одинаковые иконки. Однако кнопки дублируют не все пункты меню и прямо не подписаны (только всплывающая подсказка), поэтому, при написании я пользовался главным меню.

Все документы открываются внутри одного окна. Одновременно можно открыть несколько документов разного типа и из разных проектов, что очень удобно.

Подготовка к работе

Структура и состав панелей меняются в зависимости от типа открытого документа и могут отличаться от приведенного. Ко всему прочему они настраиваются, что может еще усугубить различие и усложнить работу с данным руководством. Поэтому перед началом работы приведем панели общему виду. Главное меню – View|Desktop Layouts|Default.

Это все что нужно для начала.

Создание проекта

рис. 1

На рис. 1 приведено окно программы после запуска. Для начала создадим новый проект. Для этого можно воспользоваться ссылками на заглавной странице (навигация как в Интернет обозревателе) или воспользоваться проверенным способом – через Главное меню – File|Project|PCB Project. Появится панель с деревом проектов (рис. 2).

рис. 2

В дереве проектов создается заготовка проекта со стандартным, для новых проектов, именем. Отмечу, что проект как таковой еще не создан, в дереве проектов только намерение (собственно, как и в большинстве программ для Windows). Сам проект создается после сохранения. Что мы и проделаем. Жмем правой кнопкой на названии проекта (рис. 3) и выбираем Save Project As…

рис. 3

Откроется стандартное окно сохранения файла. Выбираем имя и папку для сохранения проекта и жмем кнопку Save. Здесь поясню подробнее. Проект AD, это файл с описанием наличия документов и связей между ними. Все телодвижения по созданию документов, отчетов происходят относительно этого файла и пути в нем прописаны относительные. Соответственно новые файлы по умолчанию располагаются в папке в которой сохранен сам проект. Поэтому я рекомендую для каждого проекта создавать свою папку с уникальным названием. Ее впоследствии, безболезненно, можно перенести на другой компьютер, открыть проект и получить доступ ко всем его документам. Для примера, я создал папку E:\Altium projects\Outstage и сохранил проект с таким же именем. В дереве проектов обновилось название на — Outstage. Проект, как Вы понимаете – пуст. Исправим досадное недоразумение и добавим в проект лист схемы.

рис. 4

Щелкаем правой кнопкой на названии проекта и в контекстном меню выбираем Add New to Project|Schematic (рис. 4). На рис. 5 — результат этой операции.

рис. 5

В окне документов появляется лист схемы (по умолчанию формат А4) и в дереве проектов схема с названием по умолчанию. Сохраняем схему аналогично сохранению проекта, только выбираем схему в дереве проектов (рис. 6).

рис. 6

Имя файла выбираем по желанию. Обратите внимание, файлы теперь по умолчанию сохраняются в папку с проектом, но место расположения можно изменить. На рисунке 7 видна схема в составе проекта.

рис. 7

Можно начинать рисовать схему.

Создание схемы

Начнем с добавления компонента в схему через Главное менюPlacePart… Появляется окно выбора компонентов (рис. 8).

рис. 8

Здесь Placement Type – From Standard Libraries оставляем, будем на первом этапе пользоваться встроенными библиотеками. В окне остались артефакты от моих проектов, но по идее поля должны быть пусты. Жмем кнопку с тремя точками, чтобы выбрать библиотеку, компонентами нужно использовать.

Небольшое отступление. В поставке AD идут две стандартные библиотеки компонентов: Miscellaneous Devices.IntLib и Miscellaneous Connectors.IntLib. Хочу обратить внимание – это интегрированные библиотеки, т.е. содержащие и символы и посадочные места. Если пакет установлен по умолчанию, то они находятся по адресу C:\Programs Files\Altium\Library. Фактически в них собраны заготовки «рассыпных» элементов для облегчения освоения пакета и использования как основы для собственных. Плюс к этому, собран вагон библиотек от производителей. На начальном этапе воспользуемся только стандартными библиотеками, но я покажу как подключить внешние библиотеки.

Появилось окно выбора библиотеки компонентов (рис. 9).

рис. 9

На данном примере оно пустое, я намеренно удалил все ссылки для имитации самого тяжелого случая. В вашем случае там должны быть прописаны стандартные библиотеки. Т.е. в случае пустого окна или необходимости добавить библиотеку жмем кнопку с тремя точками. Появляется окошко с настройками библиотек (рис. 10).

рис. 10

Жмем кнопку Install… Далее в окне выбора файла находим стандартные библиотеки (рис. 11, я специально подсветил тип файла — IntLib).

рис. 11

Путь к библиотекам я указывал ранее. Выделяем и жмем Открыть. Повторяем операцию для второй библиотеки. На рис. 12 приведен вид окна с установленными библиотеками. Жмем Close.

рис. 12

Теперь окно выбора библиотеки и компонента (рис. 13) приобрело другой вид. Сверху окна видно наименование библиотеки, появился список компонентов и справа символ, и посадочное место.

рис. 13

Выбираем подходящий (рис. 14) и жмем OK.

рис. 14

Возвращаемся в окно выбора компонентов (рис. 15). Здесь уже заполнены все поля и есть возможность изменить некоторые параметры, например позиционное обозначение или тип посадочного места. Знак вопроса в позиционном обозначении – служебный символ, необходим для автоматической нумерации. Вместо него можно сразу поставить номер, но не нужно.

Небольшое отступление. На первый взгляд – довольно муторная процедура.Но нужно обратить внимание на то, что устанавливать библиотеки придется достаточно редко, т.е. половину операций сразу исключаем. Многие компоненты можно скопировать на схеме из уже имеющихся. Остаток не доставляет неудобств.

рис. 15

рис. 16

Жмем ОК. После выбора компонента в библиотеке он «прикрепляется» к курсору (рис. 16; в данном случае это транзистор).

Небольшое отступление. Сейчас можно вызвать окно свойств компонента, нажав кнопку Tab, однако, если мы изменим его свойства, последующие компоненты будут их наследовать до выбора следующего. К этому вопросу я планирую вернуться позднее, сейчас в этом нет необходимости. Хочу отметить, что на данном этапе уже просто необходимо использовать клавиатуру. Клавиатурные сочетания ускоряют работу со схемой в разы и их нужно запомнить.

рис. 17

Установка компонента производится нажатием левой кнопки мыши в нужном месте рабочего поля (установка компонента вне рабочего поля не допускается, хотя и возможна; к этому моменту я постараюсь вернуться в последующих статьях.). После установки компонент по прежнему «прикреплен» к курсору (рис. 17) и есть возможность установить еще один такой же.

Но в схеме требуется его зеркальная копия, поэтому жмем кнопку X на клавиатуре (рис. 18). Устанавливаем компонент.

рис. 18

Так как больше транзисторы не нужны, нужно вернуться к выбору компонентов в библиотеке. Жмем правую кнопку мыши и возвращаемся в окно выбора компонентов. Выбираем резистор и устанавливаем горизонтально. Следующий нужно повернуть на 90 градусов, для этого жмем пробел (рис. 19). Повторяем операцию для конденсаторов и разъема, который находится в другой библиотеке.

рис. 19

Закрыть окно выбора компонентов можно кнопкой Esc. Передвигать рабочее поле можно «зацепив» его правой кнопкой мыши за свободное от элементов место, но этот режим не работает, если мы выбрали компонент. В этом случае можно подтянуть курсор с прикрепленным к курсору компонентом к нужному краю экрана и рабочее поле плавно передвинется. Масштабируется изображение стандартно – колесиком мыши при нажатой кнопке Ctrl. Компоненты можно передвинуть «зацепив» их левой кнопкой мыши, при этом их можно повернуть и сделать зеркальными. На рис. 20 приведен пример расстановки компонентов.

рис. 20

Приступаем к проводникам. Идем в Главное меню|PlaceWire. Подводим курсор к выводу компонента, где он подсвечивается диагональным красным крестом, что означает возможность сделать соединение (рис. 21).

рис. 21

рис. 22

Жмем левую кнопку мыши, и тянем проводник до следующего вывода. На примере рис. 22 видно, что проводник тянется не так, как хотелось бы.

Поворачиваем его пробелом, так же как и компонент (рис. 23, 24).

рис. 23

рис. 24

Дальше есть два пути. Можно присоединить проводник к выводу ближайшего резистора, в этом случае проводник «оборвется», но мы останемся в режиме прокладки проводника (рис. 24). Второй путь – тянуть проводник до следующего резистора, а ближайшему резистору, ввиду пересечения с контактом, проводник «зацепится» сам (рис. 25, 26). Сменить угол прокладки проводника с 90º на 45º можно сочетанием клавиш Shift+пробел.

рис. 25

рис. 26

Теперь хочу отметить нюансы перемещения проводников и присоединенных к ним компонентов. По умолчанию при попытке перемещения проводника, его сегмент (от одного угла или вывода компонента, до другого) «отрывается» от компонентов и, если он изначально рисовался как сегмент, проводника (рис. 27).

рис. 27

рис. 28

Компонент при перемещении просто «отрывается» от проводников (рис. 28). В общем, это удобно. Но в некоторых случаях желательно чтобы проводник тянулся или компонент тянул за собой проводники. В этом случае просто перед перемещением нажимаем кнопку Ctrl и удерживаем еЈ во время перемещения (рис. 29, 30).

рис. 29

рис. 30

Хотя, как видно на рисунке 30 могут появиться артефакты. Готовая схема приведена на рис. 31. Я по привычке добавил символ земли через Главное менюPlacePower Port, который автоматически именует присоединенную цепь. Добавить имя для других цепей, можно поставив ярлык через Главное менюPlaceNet Label.

рис. 31

Я рассмотрел основные операции при рисовании схемы, остальное я предлагаю опробовать самостоятельно.

Не забываем сохраняться.

Небольшое отступление. После каждого нажатия на кнопку Save система создает резервную копию схемы или платы, архивирует ее и складывает папку History папки проекта.

Теперь вернемся к позиционным обозначениям. На этапе добавления компонента в схему я обращал внимание на знак вопроса в позиционном обозначении, он и будет заменяться на цифру или цифро-буквенный код. AD позволяет сделать это автоматически. Идем в Главное менюToolsAnnotate… Получаем окно расстановки позиционных обозначений (рис. 32).

рис. 32

Сначала выбираем порядок расстановки (отмечен стрелкой) – Down Then Across, картинка под списком наглядно показывает процесс. Далее жмем Update Changes List. Всплывающее окно информации (рис. 33) показывает, сколько позиционных обозначений обновлено.

рис. 33

Теперь в окне справа мы видим изменения в списке – колонка Proposed. Если все устраивает, а оно устраивает – жмем Accept Changes (create ECO). Только сейчас изменения вносятся в схему. Мы получаем окошко со списком изменений, которые должны быть внесены в схему (рис. 34).

рис. 34

Жмем кнопку ValidateChanges, и система проверяет возможность внесения изменений без ошибок. Смотрим статус (рис. 35) – все в порядке.

рис. 35

Жмем кнопку Execute Changes. Если все прошло удачно – получаем рис. 36. Все, изменения внесены в схему.

рис. 36

Еще несколько моментов. По умолчанию сортировка компонентов производится по полю Comment, и если что-то не устраивает, можно попробовать изменить правило. Еще нужно обратить внимание на количество обновленных позиционных обозначений относительно количества компонентов в схеме. Если у одного или нескольких компонентов уже проставлены позиционные обозначения, то они обновлены не будут. Это позволяет задать некоторые позиционные обозначения вручную. В случае необходимости обновления всех позиционных обозначений, их необходимо предварительно сбросить. Эта операция повторяет аннотацию, только вместо кнопки UpdateChanges List, жмем ResetAll.

Небольшое отступление. Конечно, возникает вопрос, — зачем я уделил столько внимания аннотации схемы? Ответ прост. Это наглядное описание ОСНОВНОГО метода внесения изменений в проект. И метод этот – ECO (Engineering Change Order). В процессе внесения изменений можно отследить достаточно много ошибок, причем ДО производства каких либо действий. Пример я приведу в процессе переноса компонентов на печатную плату. На этом этапе, так же, можно сформировать отчеты для более подробного изучения.

Теперь окошко можно закрыть. На рис. 37 представлена схема с проставленными позиционными обозначениями.

рис. 37

У каждого компонента видны три атрибута: позиционное обозначение, комментарий, номинал. У транзисторов, по понятной причине – номинал отсутствует. Изменить атрибуты можно прямо на схеме. Двойной клик на номинале вызовет окно свойств атрибута. Все атрибуты для компонента можно изменить в окне свойств компонента, дважды кликнув на компоненте (рис. 38). Стрелками я указал основные, это позиционное обозначение и комментарий с флажками видимости, номинал, посадочное место.

рис. 38

Изменяем необходимые. Далее, для красоты, можно подвигать атрибуты. Однако нам мешает большой шаг сетки перемещения – 10. Изменим на меньший через Главное менюViewGridsSet Snap Grid… В окошке выбора шага сетки меняем значение на 5. Отмечу, что предыдущее значение шага сетки осталось стеке и межу ним и новым значением можно переключаться клавишей G. Текущее значение выводится в строке состояния в левом нижнем углу. Теперь можно более точно установить атрибуты. Просто «цепляем» их мышкой и тянем на нужное место. После этого, можно скрыть комментарии у резисторов и конденсаторов, через окно свойств, и готовую схему сохранить. Безусловно, для больших схем установить атрибуты для каждого компонента – весьма утомительная задача. Нам на помощь, здесь, приходит «конек» AD – инспектор. Это инструмент для правки групп параметров.

Небольшое отступление. AD построен на движке базы данных и практически все операции в нем выполняются с помощью запросов. Инспектор, это, по сути, построитель запросов. Параметры в нем можно задавать вручную, или можно воспользоваться мастером. Отдельно он вызывается клавишей F11.

рис. 39

Попробуем с помощью инспектора скрыть атрибуты у резисторов и конденсаторов. Выделяем на схеме атрибут, щелкаем на нем правой кнопкой мыши и выбираем Find Similar Objects… (рис. 39) и получаем окошко – мастер ввода параметров (рис. 40), в котором выбираем параметры запроса, точнее изменяем по необходимости.

рис. 40

В нашем случае меняем параметры совпадения в Object SpecificValue и Object SpecificParameter Name с Any на Same. Т.е. получается, что мы выбираем все комментарии с именем Res1. Ставим галочку Select Matching (выбрать все подходящие). Далее нажимаем Apply, на схему будет «наложена» маска, подсвеченными останутся только комментарии для резисторов (рис. 41). Проверяем, чтобы стояла галочка Run Inspector.

рис. 41

Смотрим на схему — все ли выделилось. Если все нормально, жмем OK. Запустится SCH inspector (рис. 42). Это собственно говоря и есть средство редактирования.

рис. 42

Там ставим галочку GraphicalHide и смотрим на результат (рис. 43).

рис. 43

Закрываем инспектор и в правом нижнем углу программы жмем кнопку Clear, чтобы отменить маскирование (рис. 44, 45). Не забываем сохраняться.

рис. 44

рис. 45

В общем, схема готова, и ее можно передать на плату. Но остался неосвещенным еще вопрос. Для подготовки схемы мы воспользовались интегрированной библиотекой. Изменение/добавление компонентов библиотеки не допускается, что ограничивает возможности редактирования схемы. Чтобы обойти это ограничение, создадим свои библиотеки.

Создание библиотек

Нужно отметить, что в схеме содержится полная информация о компоненте и еЈ можно «добыть» из схемы. Эта же особенность позволяет изменять компоненты прямо на схеме. К примеру, назначение и имена выводов, ссылку на посадочное место и другие, но это придется делать для каждого компонента отдельно. Это выручает в случае с простейшей схемой, но увеличивает вероятность что-то забыть в сложных, не считая труда по редактированию каждого компонента. Многие параметры изменить в схеме нельзя, например – графическое изображение.

Воспользуемся схемой, как заготовкой будущей библиотеки. На экране перед нами схема – это важно. Как я упоминал ранее, в оболочке AD может быть открыто несколько документов. Все действия производятся в текущем, в зависимости от этого меняется состав главного меню и панелей. Переключаться между документами можно с помощью панели, под главным меню, работающей как панель задач Windows. Теперь идем в Главное менюDesignMake Schematic Library. Извлекаются символы из схемы, и создается библиотека (схемная). Появляется боковая панель – SCH Library и открывается первый по списку символ для редактирования. Окошко информации подсказывает, сколько извлечено символов из схемы (рис. 46).

рис. 46

Но библиотека, как таковая, еще не прописана в проекте и связи еще не обновлены. Об этом, косвенно, говорит отсутствие вида посадочного места в окошке просмотра (рис. 47).

рис. 47

Теперь необходимо вернуться к дереву проектов. Переключение между открытыми панелями осуществляется с помощью закладок (рис. 48). В дереве проекта появилась библиотека символов. Сохраняем библиотеку аналогично сохранению проекта и схемы.

рис. 48

Это важный момент! После каждого внесения изменений в библиотеку еЈ нужно сохранить, только после этого изменения вступают в силу. Возвращаемся к панели SCHLibrary. Заменим компоненты в схеме на только что созданные. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши на названии компонента в боковой панели и выбираем в контекстном меню Update Schematic Sheets(рис. 49).

рис. 49

Информационное окошко сообщит нам о количестве замененных компонентов (рис. 50), здесь не лишним будет «прикинуть», все ли обновилось и на тех ли схемах.

рис. 50

Отмечу, что изменения вносятся в открытые документы. Заменяются компоненты с совпадающими именами. Об этом нужно помнить. В нашем случае все имена совпадают, так как мы сформировали библиотеку из схемы.

Проверить результат можно с помощью инспектора (вызывается клавишей F11). Выделяем компонент и смотрим в инспекторе поле Object SpecificLibrary (рис. 51), в нем должно быть имя вновь созданной библиотеки. Далее мы передадим информацию на плату.

рис. 51

Снова возвращаемся к дереву проектов. Щелкаем правой кнопкой на названии проекта и контекстном меню выбираем Add New To ProjectPCB. Откроется заготовка платы, и в дереве проекта появится ссылка с названием по умолчанию (рис. 52). Сохраним плату, щелкнув правой кнопкой мыши на ссылке, выбрав Save As…, и потом — удобоваримое имя.

рис. 52

Напомню, сохраняем все в папку проекта. Возвращаемся к схеме через панель документов. Теперь передадим информацию на плату. Идем в (рис. 53).

рис. 53

Вообще-то выражение «передача информации на плату» несколько некорректно. С точки зрения AD, таким образом, мы нивелируем различия между схемой и платой. А так как на плате отсутствуют элементы, присутствующие в схеме, то они добавляются. Напомню так же, что изменения вносятся в открытый документ. Если бы мы создали две заготовки платы и открыли их, то в меню появились бы два пункта Update PCB Document с соответствующими именами. Но лучше придерживаться правила: один проект – одна плата.

Появляется уже знакомое нам окно ECO (рис. 54).

рис. 54

Жмем кнопку Validate Changes. Смотрим на результат и видим первый «сюрприз», — отсутствие посадочного места (рис. 55, ситуация была создана искусственно, для примера действий в нештатной ситуации).

рис. 55

Закрываем окошко. Переходим в окно библиотеки. Открываем панель SCHLibrary. Щелкаем дважды по названию элемента. В окне свойств смотрим на окошко предварительного просмотра посадочного места. В нем пусто, что косвенно говорит нам о проблеме с поиском посадочного места. Выделяем имя посадочного места (рис. 56) и жмем кнопку Edit… В окне выбора посадочного места, снова смотрим в окно предварительного просмотра.

рис. 56

Посадочное место есть, однако в критерии поиска библиотеки указано Use footprint from integrated library (рис. 57). Замечу, что мы заменили в схеме все элементы из интегрированной библиотеки, на элементы из схемной, что подразумевает поиск библиотеке посадочных мест, а таковую мы еще не создали.

рис. 57

Исправим недоразумение. Изменим состояние переключателя PCB Libraryна Any, тем самым, разрешив поиск подходящего посадочного места во всех подключенных библиотеках. И несмотря на пропавшее изображение посадочного места, закрываем окошко. Повторяем действие для остальных элементов. Сохраняем библиотеку. Обновляем компоненты в схеме. Снова пробуем передать информацию на плату (рис. 58). На этот раз, все в порядке.

рис. 58

Жмем кнопку Execute Changes. Изменения успешно внесены (рис. 59).

рис. 59

Сейчас мы видим на экране заготовку платы. Однако на ней нет элементов . Паниковать не нужно . Если в окне ECO, все прошло нормально, значит элементы есть. Просто они за пределами поля видимости. Сдвинем изображение влево, «зацепив» его правой кнопкой мыши (в редакторе печатных плат действую те же приемы, что и в редакторе схем) и увидим искомые компоненты (рис. 60). Не забываем сохраняться.

рис. 60

Создадим свою библиотеку посадочных мест. Для этого воспользуемся приемом, использованным при создании библиотеки символов. Идем в Главное менюDesignMake PCB Library. Сохраняем библиотеку. Процесс аналогичен созданию библиотеки символов, за одним исключением. Библиотека создалась как свободный документ, т.е. не входит в проект (рис. 61).

рис. 61

Добавим еЈ в проект, просто «перетащив» мышкой в дереве проекта на папку Libraries (рис. 62).

рис. 62

После чего идем в библиотеку символов. Последовательно открываем окно свойств каждого компонента и далее окно выбора посадочного места (рис. 63). Убеждаемся, что обновились ссылки на посадочные места;

рис. 63

На всякий пожарный случай, обновляем компоненты на схеме. Для этого, в боковой панели SCH Library, в списке компонентов, щелкаем на названии компонента правой кнопкой мыши и выбираем пункт Update Schematic Sheets. Информационное окошко любезно подскажет нам, все ли компоненты обновились. Эту операцию мы уже выполняли, но в контексте замены библиотечных компонентов.

Теперь обновляем плату. Для этого переключаемся на схему и выполняем Главное меню|DesignUpdate PCB Document Outstage.PcbDoc. Если на этапе обновления библиотек, мы не затронули непосредственно компоненты и схему, то информационное окошко подскажет нам, что схема и плата соответствуют друг другу. Это можно считать еще одной стадией проверки. Если же компоненты или схема были изменены, то появится окно ECO. Здесь мы можем обновить компоненты на плате или вернуться к схеме и поискать, что же мы изменяли J

Небольшое отступление. На этом можно считать, что подготовка к работе завершена. Остается осветить еще один момент. Созданные нами библиотеки можно использовать и в последующих проектах (как я собственно и поступаю). Делается это просто. Создаем новый проект и перетаскиваем библиотеку из уже созданного. Создается ссылка на библиотеку, файловых операций не происходит. Правда в этом случае придется помнить, где физически находятся библиотеки. Выход напрашивается сам собой. Изначально сохранить библиотеки в отдельную папку.

Space – поворот компонета или угла;

Shift+Space – смена угла прокладки трассы или цепи;

X – зеркальное отображение компонента;

G – переключение между сетками перемещения;

F11 – вызов инспектора;

Ctrl+Mouse Wheel – масштабирование изображения

Нажатая клавиша Shift – позволяет выделить несколько компонентов;

Нажатая клавиша Ctrl — позволяет переместить компонент без отрыва от цепи или трассы;

Клавиша Tab при установке компонента или прокладке проводника вызывает окно свойств.

faq/faq_altium.txt · Последние изменения: 2017/03/01 17:36 (внешнее изменение)

wzone.vegalab.ru

Уроки Altium Designer

Уважаемые пользователи, хотим Вас проинформировать о том, что некоторые антивирусные программы ложно срабатывают на дистрибутив программы MediaGet, считая его зараженным. Данный софт не содержит никаких вредоносных программ и вирусов и многие из антивирусов просто Вас предупреждают, что это загрузчик (Downloader). Если хотите избежать подобных проблем, просто добавьте MediaGet в список доверенных программ Вашей антивирусной программы.

Как скачать

1

Выбрав нужную версию программы и кликнув ссылку, Вам на компьютер скачивается дистрибутив приложения MediaGet, который будет находиться в папке «Загрузки» для Вашего браузера. Находим этот файл и запускаем его.


2

Далее начинается установка приложения. Программа предлагает Вам выбрать папку для сохранения. Выбираем любую удобную для Вас папку или создание новой. Нажимаем кнопку «Ок»


3

В следующем окне нажимаем кнопку «Продолжить», те самым принимаем пользовательское соглашение. Далее происходит установка приложения, которая занимает некоторое время.


4

После установки, приложение запускается и автоматически начинается загрузка выбранной Вами программы. Скачанные файлы Вы сможете найти в папке, которую выбрали для установки приложения MediaGet.

Как установить

1

Распаковать скачанный архив с помощью стандартных программ WinRar или 7-Zip.

2

Если файл представлен в виде образа с расширением .iso его можно открыть с помощью бесплатной программы Daemon tools lite или Nero

3

После извлечение установочных файлов, найти и запустить исполняющий файл программы, который как правило имеет расширение .exe

4

Действовать согласно дальнейших подсказок программы установщика и не прерывать процесс установки программы некорректным способом.

Обратите внимание, что предоставляемое программное обеспечение выкладывается исключительно для личного использования и ознакомления. Все файлы, доступные для скачивания, не содержат вирусов и вредоносных программ.

archicad-autocad.com

0 comments on “Альтиум дизайнер уроки – Обучающий курс по Altium Designer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *