Английский парламент в средние века – Английский парламент в XIII—XIV вв. Возникновение сословной монархии

Английский парламент в XIII—XIV вв. Возникновение сословной монархии

Английский парламент в XIII—XIV вв. Возникновение сословной монархии

Парламент окончательно сложился в правление Эдуарда I (1272—1307). С этого времени английское феодальное государство приобретает форму сословной монархии. Создание парламента еще более укрепило феодальное государство, сплотило все эксплуататорские группы. Опираясь на парламент, король энергично проводил антикрестьянскую политику. В то же время он, стремясь подорвать опасное для королевской власти политическое влияние светской и духовной аристократии, провел проверку и частично отменил судебные привилегии крупных феодалов, запретил церковным учреждениям приобретать земли без разрешения короля. Эдуард I и его преемники нуждались в парламенте, так как видели в нем противовес крупным феодалам. Парламент давал возможность королю больше опираться на рыцарство и городскую верхушку. Даже субсидии королю, утвержденные парламентом, легче собирались и давали большие суммы, чем прежние произвольные поборы.

По своей структуре английский парламент отличался от французских Генеральных штатов. В него приглашались личными королевскими письмами архиепископы, епископы, аббаты крупнейших монастырей и бароны. Кроме того, туда вызывались по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее крупных городов. Рыцари и городские представители избирались на местных собраниях в графствах и в городах наиболее зажиточными людьми. Массы свободного крестьянства и городская беднота не были представлены в парламенте. Вилланам прямо запрещалось участвовать в выборах.

Король договаривался с парламентом относительно обложения населения налогами. Эдуард I пытался иногда собирать налоги и повышать пошлины и без согласия парламента. Своими вымогательствами он вызвал недовольство рыцарства и горожан, которых поддержали и бароны. В 1297 г. под угрозой нового конфликта Эдуард I издал «Подтверждение хартии», официально утвердившее право парламента участвовать в установлении налогов. Разумеется, основная масса налогоплательщиков — крестьянство и трудящиеся города, не имевшие представительства в парламенте, — никакого участия в этом не принимали.

В первой половине XIV в. парламент стал делиться на две палаты: верхнюю — палату лордов, где заседали прелаты и бароны, и нижнюю — палату общин, где заседали рыцари и представители городов: вместе они имели численный перевес над баронами. Прочный союз рыцарства и городской верхушки в парламенте обеспечил им большее политическое влияние по сравнению с сословно-представи-тельными собраниями других стран, в частности с Генеральными штатами Франции. В XIV в. помимо права устанавливать налоги парламент приобрел право участвовать в издании статутов (законов), которые обычно принимались королем и палатой лордов по петиции палаты общин.

Многие буржуазные историки, особенно английские и американские, восхваляют английский парламент как якобы «надклассовый» орган народного представительства. В действительности же английский парламент, как и всякое средневековое сословно-представитель-ное собрание, стоял всецело на службе класса феодалов и отчасти городской верхушки и ничего общего не имел с «народоправством». Несмотря на отдельные столкновения с королем, в целом парламент не столько органичивал его действия, сколько подкреплял их своим авторитетом. В частности, парламент активно поддерживал все антикрестьянские мероприятия феодального государства.

Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп — баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII—XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов — баронства — и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени — рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Создание английского парламента

Возник в средневековой Англии в XIII в. в качестве сословно-представительного собрания при монархе. Состоял из Большого совета, королевской курии и делегатов из числа рыцарей и горожан от отдельных графств. Одно из первых подобных собраний в этом составе состоялось в 1254 г. Еще до этого, согласно Великой хартии вольностей, король не мог собрать новый налог без согласия королевской курии, что затем становится ключевой функцией английского парламента. Король Генрих III в 1258 г. заключил с баронами Оксфордские провизии, по которым парламент должен был собираться не реже трех раз в год. К концу XIII в. регулярный созыв парламента стал устойчивой традицией. Наиболее представительным был т.н. Образцовый парламент 1295 г., в заседании которого участвовало 400 членов, представлявших все сословия, за исключением крестьян. Король Эдуард I в 1297 г. обещал не вводить новые налоги без согласия парламента. Со 2-й четверти XIII в. в обиход входит слово «парламент». Чаще всего заседания проходили в пригороде Лондона Вестминстере. До 1340 г. представители всех сословий заседали вместе, и только в этом году при голосовании по вопросу введения нового налога, голоса разделились по социальному составу делегатов. В XIV в. в парламент стал делиться на 2 палаты: Палату лордов (место здесь передавалось по наследству) и Палату общин, в которую избирались делегаты из числа рыцарей и горожан. С 1377 г. Палата общин стала выбирать спикера для контакта с монархом. В XIV в. за парламентом окончательно закрепляется право на введение налогов и законосовещательная функция.

В 1430 г. были введены квоты для графств, участвующих в выборы делегатов в Палату общин, а также определен имущественный ценз. В конце XIV – начале XV вв. Палата общин добилась права законодательной инициативы.

В XVI в. полностью складывается процедура законодательной деятельности, парламент получил ряд привилегий, важнейшим из которых стала свобода слова для делегатов, парламентарии получили права аудиенции у короля.

Усиление роли парламента в политической жизни страны

В XVII в. Английский парламент сыграл значительную роль в событиях Английской революции, стал центром политической жизни страны, противостоял королю Карлу I во время гражданской войны. В 1649 г. в Англии утвердилась республиканская форма правления, парламент стал однопалатным после упразднения Палаты лордов и в его руках находились все нити управления государством. В 1653 г. под давлением военных, парламент назначил Кромвеля лордом-протектором, в стране установился его личный авторитарный режим. Парламент неоднократно распускался. После его смерти, и недолго правления его сына Ричарда, в 1660 г. произошла  реставрация Стюартов, Англия вновь стала монархией, а парламент был восстановлен в дореволюционном виде. Однако вскоре вновь парламент сыграл важную роль в жизни страны, политические партии вигов и тори были недовольны правлением короля Якова II, и лидеры партий обратились к Вильгельму III Оранскому с предложением свергнуть короля. В результате событий «Славной революции», роль парламента резко усилилась. Новый король подписал  в 1689 г. Билль о правах, по которому законы принимались парламентом, именно он определял численность армии, вводил налоги. В 1694 г. был принят закон о  ежегодных парламентских заседаниях и о проведения выборов в Палату общин раз в три года. С 1701 г. согласно Акту о престолонаследии, была укреплена судебная ветвь власти, провозглашалась несменяемость судей, даже в случае проступка судья мог быть лишен должности только по решению обеих палат парламента. В 1707 г. после того парламенты приняли Акт об унии между Англией и Шотландией, был создан единый парламент Великобритании. При этом сохранили действие законы Шотландии принятые до этого. В 1721 г. впервые лидер партии вигов, набравших большинство на выборах, Р. Уолпол впервые стал премьер-министром, при этом оставаясь членом Палаты общин. В 1800 г. между Англией и Ирландией была заключена уния, после чего 100 ирландских делегатов вошло в объединенный парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Согласно акту о народном представительстве (1867 г.) в случае смерти короля, парламент не распускался. С 1911 г. Палата общин получила право самостоятельно решать вопросы налогов и государственной казны. Продолжительность работы парламента устанавливалась в 5 лет.

Изменения в работе и структуре английского парламента в XX в.

В 1958 г. Палата лордов была реформирована, в ее составе появились пожизненные места для видных деятелей науки и культуры, представителей деловых кругов, которые давались за исключительные заслуги перед государством (фактически определялись премьер-министром). Согласно акту 1999 г. право наследования для членов Палаты лордов было отменено, «временно» сохранено 92 титула наследственных пэров (фактически постоянное). В 2005 г. была введена должность спикера Палаты лордов (кандидат должен быть внепартийным). В настоящее время верхняя палата парламента имеет лишь право отлагательного вета.

В XIX – XX вв. значительные изменения коснулись системы выборов в Великобритании. В 1872 г. выборы в парламент стали тайными. В 1885 г. вся территория королевства была разделена на избирательные округа с примерно равным количеством жителей (один депутат от 54000 избирателей). После первой мировой войны, в 1918 г. избирательное право получили мужчины старше 21 года и  некоторые женщины (с 30 лет, кроме этого накладывался имущественный и денежный ценз). С 1928 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами.  

В 1998-1999 гг. премьер-министр Т.Блэр провел реформу по децентрализации страны, был восстановлен парламент Шотландии, создана Национальная ассамблея Уэльса и Ассамблея Северной Ирландии. Им были делегированы ряд законодательных полномочий, преимущественно в сфере местного самоуправления, социальной сферы, транспорта. При этом депутаты парламентов продолжили участвовать в заседания парламента Соединённого Королевства.

В 2005 г. был принят Акт о конституционной реформе, согласно которой с 2009 г. был учрежден Верховный суд, состоящий из 12 судей,  Палата лордов перестала быть высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции исполнял Апелляционный комитет палаты лордов, в который пэры назначались по особому порядку, и его члены не участвовали в обсуждении политических вопросов. В 2011 г. было отменено право монарха распускать парламент.

w.histrf.ru

Английский парламент эпохи средневековья.

Хоружий В.В.,
студент юридического факультета,
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]

Основным содержанием государственно-правовой эволюции Англии с XI в. до начала XIV в. был процесс централизации страны и усиления королевской власти. Королевская власть в ту эпоху «…была представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства» [1, с. 21]. Такая позиция королевской власти и определяла прогрессивность складывающихся централизованных монархий по сравнению с государством эпохи феодальной раздробленности.

Зарождение английского парламента проходило в условиях, отличавшихся от условий появления сословно-представительные учреждений в странах Европы, где они собирались и распускались по инициативе короля. В Англии же первый парламент 1265 г. был созван отнюдь не по желанию, а вопреки воле короля лидером баронской оппозиции Симоном де Монфором, которого англичане до сих пор называют «отцом английской свободы», а образ правления закрепленным им в «Форме управления государем-королем и королевством» (1264) — началом конституционного правления. Это, конечно, далеко не так. Но факт остается фактом — возникновение сословного представительства в Англии является вовсе не заслугой короля, а результатом деятельности оппозиции королевской власти.

Парламент способствовал усилению английского феодального централизованного государства и оказал большое влияние на дальнейшее политическое развитие Англии. Он облегчал проведение в жизнь решений, принятых королем, подкрепляя их своим авторитетом («что касается всех, должно быть всеми одобрено»).

Изучая историю английского парламента, процесс его становления и постепенного превращения в постоянно действующее учреждение, мы видим его основную специфику в том, что в нем начинают участвовать представители городов и графств. Именно их участие делает его парламентом в позднейшем специфическом значении этого слова, отделяя его от совета магнатов (magnum of consilium) и королевского совета (consilium regis). Это наделяет английский парламент тем своеобразием, которое отличает его от сословного представительства в других странах. Это объясняет тот факт, что английский парламент оказался самым жизнеспособным и действенным из всех европейских сословно-представительных учреждений.

Эволюция английского парламента с эпохи нового времени до наших дней показала, что королевская власть и парламент в Англии как бы меняются местами. Монархия становится номинальной, а парламентаризм — основой политической жизни страны. Естественно, проводить параллель парламента конца XIII в. с парламентом начала XXI в. было бы слишком смело, да и по сути своей неверно. Но несомненен тот факт, что именно английский парламент конца XIII в. стал эталоном для появления сословно-представительных учреждений в других странах (Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сеймы в Венгрии и Польше и т.д.). А английский парламент начала XXI в. остается эталоном истинно конституционной, парламентской формы правления в современном мире.

Список литературы:

  1. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — М., 1952

journalpro.ru

§ 27. Становление английского парламента. Всеобщая история государства и права. Том 1

Возникновение парламента

В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны — представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к XIII–XIV вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины XIII в. Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечения короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.

Историческим началом сословного представительства были собрания вассалов короля, которые с середины XII в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146 г. с участием баронов и епископов (как светских и духовных вассалов короны) были утверждены Кларендонские статьи. Согласие такого собрания на законодательные предложения королей впредь стало считаться более чем желательным. Созываемое королем такое собрание стало играть и роль высшего суда — суда пэров (равных). Во второй половине XII в. в собраниях участвовали уже не только высшие, но и средние вассалы («старшие и меньшие бароны»). В Великой хартии 1215 г. была специально оговорена обязанность короны созывать в необходимых случаях и в специальном порядке «архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов… и кроме того… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определенному дню и в определенное место» (ст. 14). В дальнейшем, опираясь на Хартию, сословия не только неоднократно требовали от короны ее подтверждения, но и повели политическую борьбу за влияние этого собрания на распределение королевских должностей.

Во второй четверти XIII в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236–1258 гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1263–1267) влияние совета магнатов усилилось. По Вестминстерским провизиям 1258 г. собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.

Стремление знати поставить только под свой контроль королевскую власть вызвало оппозицию среди более широких кругов рыцарства и горожан. Политическим и военным лидером оппозиции выступил выходец из французской знати граф Симон де Монфор. Он стал инициатором организации более широкого представительства для формирования новой политической структуры. После захвата оппозицией значительной территории и поддержки ее Лондоном в июне 1264 г., де Монфором был созван парламент в г. Лондоне, куда, помимо прелатов и знати, были приглашены по 4 представителя от графств. Это представительство приняло особый акт — «Форму управления», составленную де Монфором, где по-новому решались вопросы власти короля и представительства. (Эпизодически рыцарей на государственные собрания призывали и ранее, на протяжении первой половины XIII в.) В новый созванный де Монфором парламент — в январе 1265 г. — были приглашены не только рыцари от графств, но и представители поддержавших оппозицию городов. Это стало рождением нового учреждения, где были представлены основные сословия Англии.

Окончательное утверждение парламента в государственно-политической жизни Англии заняло длительное время: 35–40 лет. Только в 1290-е гг. он оформился как постоянно действующее учреждение. Тогда же за представительством закрепляется и название parliamentem. В правление короля Эдуарда I (1272–1307) сложились и основные принципы организации представительства.

Некоторое время деятельность общенационального (конечно, в рамках реалий сословной монархии) представительства не разделялась от традиционного для короны собрания знати. Из 55 собранных при Эдуарде I парламентских представительств 21 было с участием общин, 21 — чистыми собраниями знати, остальные — или заседаниями королевского совета, или случайными по составу, в основном судебными заседаниями. В обстоятельствах очередного кризиса корона, созывая парламент 1295 г., была вынуждена признать государственную обязательность для себя общинного представительства: «Касающееся всех всеми должно быть и одобрено». Спустя год, по требованию нового парламента король подтвердил новую редакцию Великой хартии. Так было положено начало влиянию представительства на законодательство.

На протяжении нескольких десятилетий парламент продолжал играть еще двоякую роль: и сословного совещательного органа, и высшего суда. Это было взаимосвязано и с тем, что парламент состоял и из высшей знати, пэров, и из представителей общин. Разделение произошло в 1341–1343 гг.: с этого времени бароны и представители графств и городов стали заседать отдельно и по-разному участвовать в общей парламентарной деятельности. Это стало началом разделения на палату лордов и палату общин.

Разделение на две палаты повлекло дополнительную самоорганизацию парламента. Ранее совместным представительством руководил канцлер, который выступал от имени парламента перед королем, делал заявления и т. п. Теперь канцлер стал руководителем только палаты лордов. С 1376–1377 гг. в палате общин появляется своя должность руководителя — «говорильщика» от ее имени перед короной (speeker — спикер). Его определяла сама палата.

С конца XIV в. в английской политической литературе начали упоминать и парламент. В распространенной поэме «О правлении государей» литератора Томаса Хоклива о парламенте говорилось как о весьма значимом учреждении; хотя тогда же как одна из примет упадка времен упоминался «многозаконный парламент». В продолжение XIV в. парламент стал уже неотъемлемой частью системы власти.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ПАРЛАМЕНТ АНГЛИЙСКИЙ • Большая российская энциклопедия

ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ [совр. офиц. название – Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)], высший законодательный орган Великобритании.

Возник в средневековой Англии как сословно-представительное консультативное собрание при монархе в результате эволюции Большого совета (Magnum Concilium), включавшего церковных и светских магнатов, и королевской курии (Curia Regis; см. Курия феодальная), в которую входили ближайшие королевские советники.

С 13 в. англ. короли стали привлекать на совместные заседания Большого совета и курии делегатов из числа рыцарей (мелких землевладельцев) и горожан от отдельных графств с целью дополнительной легитимизации принимаемых решений (наиболее часто – фискальных мер). Одним из первых примеров стало собрание 1254, на которое помимо магнатов было призвано по 2 рыцаря от каждого графства. Со 2-й четверти 13 в. такие собрания стали называться «парламентами» (parlamentum). В ходе восстания баронов против короля Генриха III обе противоборствующие стороны стремились привлечь на свою сторону рыцарство и горожан. В 1265 предводитель восставших гр. Симон V де Монфор созвал парламент, на котором, наряду с магнатами и рыцарями, присутствовало по 2 делегата от наиболее крупных и юридически привилегированных городов. В правление Эдуарда I практика созыва П. а. становится регулярной (хотя юридически и не регламентированной). Особенно представительным был П. а. 1295 (т. н. Образцовый парламент), на котором присутствовали свыше 400 членов: магнаты (вызывались персональными королевскими рескриптами), рыцари и горожане (избирались местными собраниями под надзором шерифов), а также впервые представители приходского духовенства (выбирались епископами соответствующего диоцеза). Наиболее частым местом собраний П. а. был пригород Лондона Вестминстер, хотя в 13–15 вв. он неоднократно созывался и в других английских городах (последний раз – в 1459 в Ковентри). В 14 в. постепенно закрепилось (окончательно к 1341) разделение П. а. на 2 палаты: Палату лордов (House of Lords), членство в которой (для светских магнатов) стало наследственным (право пэрства), и Палату общин (House of Commons), объединявшую избираемых делегатов из числа рыцарей и горожан (представители приходского духовенства неохотно участвовали в работе П. а., и их вскоре перестали вызывать). С 1295 П. а. имел право вотирования основных налогов (официально утверждено в 1362), в 1322 получил право санкционировать важнейшие законы. В 1377 впервые в источниках упоминается спикер как глава Палаты общин и её представитель перед королём. Острые финансовые проблемы, связанные с ведением Столетней войны 1337–1453, потребовали очень частых созывов П. а. О важной роли П. а. свидетельствуют санкционированные им низложения королей Эдуарда II (1327) и Ричарда II (1399). Законом 1430 впервые закреплены избирательные квоты графств (перечень городов, посылающих представителей в П. а., и правила избрания от них делегатов оставались неурегулированными до 1832), а также установлен имущественный ценз для избирателей и депутатов. В конце 14 – начале 15 вв. П. а. добился права законодательной инициативы: по петициям Палаты общин принимались статуты, утверждавшиеся затем лордами и королём. В ходе Алой и Белой розы войны П. а. стал ареной противоборствующих кланов, при королях из династии Йорков его значение уменьшилось. Напротив, Генрих VII и его преемники из династии Тюдоров охотно опирались на П. а., превратив его в эффективный инструмент проведения своей политики (напр., Реформации). В правление Генриха VIII в результате секуляризации монастырей из Палаты лордов исключены аббаты, вследствие чего абсолютное большинство в ней заняли представители светской аристократии. С 1536 в Палату общин стали избираться делегаты от Уэльса, официально присоединённого к Англии. В 16 в. окончательно сложились нормы и процедура законотворчества (правила подачи и утверждения законопроектов – биллей; принципы работы согласительных комиссий и т. д.), за П. а. закрепился ряд привилегий, т. н. парламентских свобод: свобода слова (высказывания делегатами мнений, не опасаясь преследования), свобода доступа парламентских делегаций к королю, свобода от ареста за деятельность в стенах парламента.

В 17 в. П. а. превратился в центр оппозиции абсолютистской политике первых Стюартов, нарушавших его права и пытавшихся править без него. Долгий парламент (1640–53) сыграл большую роль в Английской революции 17 в., возглавив политическую борьбу, а затем гражданскую войну против Карла I, завершившуюся его казнью и объявлением республики (1649). В ходе революции П. а. (в 1649–57 состоял только из Палаты общин; Палата лордов была упразднена) стал высшей властью в стране, объединив все функции государственной власти (законодательную, военную, судебную, финансовую и административную) до установления протектората О. Кромвеля (1653). После реставрации Стюартов (1660) П. а. был восстановлен в дореволюционном виде. В последней трети 17 в. в Англии начали формироваться политические партии вигов и тори, ареной борьбы которых стал П. а. Виги, пришедшие к власти после «Славной революции» 1688–89, добились ограничения власти монарха и существенного расширения полномочий П. а. Согласно Биллю о правах (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия П. а., который также стал определять контингент армии, получил право санкционировать налоги, подавать любые петиции и др. Закон 1694 устанавливал ежегодные заседания П. а. и регулярные выборы в Палату общин минимум 1 раз в 3 года (с 1716 – 1 раз в 7 лет, с 1911 – 1 раз в 5 лет). Из средневекового сословного собрания П. а. постепенно превратился в высший законодательный орган конституционной монархии.

После принятия англо-шотландской унии (1707) отдельные парламенты Англии и Шотландии (см. Парламент шотландский) формально прекратили существование, вместо них был создан парламент Великобритании. При королях Ганноверской династии королевский двор постепенно терял свои политические функции и к концу 18 в. центром политической жизни стал П. а. На протяжении этого столетия формировались принципы политической ответственности министров, которая была установлена Актом о престолонаследии (1701). Обычной практикой стало назначение премьер-министром лидера партии, имевшей большинство в Палате общин. В 1721 лидер вигского большинства Р. Уолпол впервые возглавил правительство, оставаясь членом Палаты общин. В 1742 он подал в отставку после того, как Палата общин выразила недоверие проводимой им политике. В конце 18 в. для публики был облегчён доступ на парламентские заседания, с 1803 началась регулярная публикация неофициальных стенограмм дебатов, способствовавшая повышению общественного интереса к работе П. а. В результате англо-ирландской унии 1801 ирландский парламент (созданный в конце 13 в. на территории Ирландии, завоёванной англичанами) был ликвидирован, а в парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии вошли ирландские депутаты.

На протяжении 18 в. неоднократно выдвигались предложения реформировать систему комплектования Палаты общин, архаичность которой ярко проявилась в 1-й пол. 19 в. в связи с бурным социально-экономическим развитием Великобритании: представительства в П. а. были лишены многие быстро растущие индустриальные центры (Манчестер, Бирмингем, Лидс и др.). Из-за высокого имущественного ценза и непропорционального представительства городов в конце 18 в. правом голоса в Великобритании обладало лишь около 2% нас. В результате избирательных реформ 1832, 1867 и 1884 были ликвидированы т. н. гнилые местечки, в которых имелось лишь по несколько человек с правом голоса, возросло число депутатов от наиболее населённых графств и крупных торгово-промышленных центров, возможность участвовать в выборах получили представители средних слоёв и высокооплачиваемые рабочие; право голоса имели 58% взрослого мужского населения страны (1884). В 1872 принят закон о тайном голосовании на выборах в П. а. В соответствии с законом, принятым в 1885, Великобритания была разделена на округа с равным числом избирателей. В 1918 избирательное право получили практически все мужчины старше 21 года и впервые после продолжительной борьбы (см. Суфражистки) часть женщин. Окончательно ограничения для голосования женщин отменены в 1928. В течение 19 в. несколькими законодательными актами (1828, 1829, 1858, 1886) сняты все религиозные ограничения для членов П. а.

Акт 1911 законодательно закрепил решающее значение Палаты общин, которая получила право решать вопросы, касающиеся налогообложения и государственных расходов, без санкции Палаты лордов, а также обязал Палату лордов в течение 2 лет (с 1949 – 1 года) принимать законопроекты, прошедшие Палату общин. Одновременно впервые введено жалованье для членов Палаты общин, что облегчило доступ в неё представителям малообеспеченных социальных слоёв. В соответствии с т. н. Солсберийской конвенцией (1945) члены Палаты лордов обязались немедленно принимать законопроекты, направленные на реализацию предвыборной программы победившей на выборах партии или коалиции. Значение Палаты лордов несколько возросло после того, как в 1958 была введена система пожизненного (ненаследуемого) пэрства и его стали получать многие видные общественные деятели, представители культуры, науки и деловых кругов. Тем самым право заседать в Палате лордов впервые получили женщины. В 1999 число наследственных пэров, входящих в Палату лордов, было ограничено 92. В 20 – начале 21 вв. левые политические силы, в первую очередь Лейбористская партия, неоднократно ставили вопрос о полной ликвидации Палаты лордов в её традиционном виде. В 1992 спикером Палаты общин впервые была избрана женщина – Б. Бутройд (род. 1929).

После восстановления шотландского парламента, создания Национальной ассамблеи Уэльса и Ассамблеи Северной Ирландии (1998–99) им был делегирован ряд законодательных полномочий, при этом шотл., валлийские и североирландские депутаты продолжили участвовать в работе парламента Соединённого Королевства и формировании британского правительства. Не имеют официального представительства в парламенте о. Мэн, Нормандские острова, а также заморские территории Великобритании.

В 2009 после создания Верховного суда Великобритании Палата лордов утратила судебные функции. В 2011 было законодательно отменено право монарха распускать парламент, установлены фиксированные даты парламентских выборов каждые 5 лет (начиная с 2015).

bigenc.ru

Реферат: Английский парламент — Studrb.ru

Английский парламент [18.03.14]

Тема: Английский парламент

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Реферат | Размер: 44.13K | Скачано: 60 | Добавлен 18.03.14 в 22:25 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Содержание

Введение  3

Возникновение и становление английского парламента  4

Структура парламента в Англии  7

Функции парламента в Англии  11

Заключение  14

Список источников и литературы   16

 

Введение

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для российского студента-юриста. Ведь многие страны перенимают опыт других народов в своем развитии. И наша страна не является исключением.

Англия прошла интереснейший путь исторического развития от раннефеодальных государств Англов, Саксов, Ютов и Фризов до одной из наиболее развитых стран Мира.

Одной из интересных и важных вех в истории Англии является период деятельности парламента, который длится до сих пор.

Этот вопрос актуален, потому что современная Великобритания сохранила историческую форму правления – парламентскую монархию. А также эта страна считается родиной современной парламентской демократии.

Цели:

  1. Изучение истории английского парламента;
  2. Рассмотрение структуры парламента;
  3. Изложение основных функций парламента.

Задачи:

  1. Изучение литературы по теме;
  2. Сбор и обобщение материалов;
  3. Постановка выводов.

 

Возникновение и становление английского парламента

Английский парламент прошел интересную и поучительную историю: будучи в настоящее время главным органом политической жизни Англии и образцом для конституционных учреждений Европы, он в прошлом постепенно развился из условий, которые имели мало общего с порядками современной политической свободы.

В начале устройство Англии имело скорее черты сходства со строем соседних варварских государств, но постепенно общие западноевропейские учреждения получают на острове своеобразную постановку, среди которой и слагаются зародыши парламентского устройства. Уже в англосаксонский период можно указать кое-какие подготовительные факты. По описанию германских племен у Тацита, верховная власть принадлежит не королю, а народу, и это народное верховенство осуществляется в деятельности двух учреждений — веча и совета племенных начальников. У англосаксов, в эпоху разделения их на мелкие королевства, имеются оба указанные учреждения: племенное собрание — фолькмот — и совет мудрейших витенагемот.

Когда мелкие королевства слились в одно, племенные собрания обратились в областные, по графствам; общего веча англов не образовалось, но на витенагемот при короле перешли отчасти права прежнего веча. Витенагемот стал как бы двухсторонним учреждением: с одной стороны он действовал как королевская дума и пополнялся в значительной степени по воле короля, из его дружинников и чиновников; с другой стороны, он ограничивал власть короля. В точности отношение между двумя властями определено не было.

Норманны, завоевав Англию в 1066 г., сохранили древние областные учреждения, а также и витенагемот. Первые норманнские короли созывали обыкновенно три торжественных сессии совета, для отправления важнейших дел. Одним из внешних признаков таких торжественных заседаний было то, что король надевал корону. Норманнское завоевание было, однако, для Англии началом нового, феодального периода, и под влиянием феодализма формы и сущность совещаний изменились.

Вместо слабо организованного «племени» и более или менее подчиненных советников, короли очутились лицом к лицу с могущественной феодальной аристократией, которая признавала их лишь первыми среди равных. Вследствие разделения феодальных государств на множество почти самостоятельных сеньёрий и церковных владений, проведение какого-либо постановления, обязательного для всех этих частей, требовало и участия их всех.

Везде в Западной Европе этого времени возникают сеймы или съезды феодалов, которые решают вопросы о международных отношениях, о мерах внутренней администрации, о законодательных постановлениях, об обложении. Съезды эти составляются, по аналогии сеньериальных курий, из вассалов короля.

К таким съездам обращаются и английские короли для утверждения общих постановлений и получения субсидий; но авторитет английских съездов усиливается тем обстоятельством, что они являются как бы продолжением древнего витенагемота. Когда феодалы смыкаются в сословие и вступают в систематическую борьбу с королями, одно из их главных требований касается созыва съездов для разрешения чрезвычайных субсидий (законными поводами к взысканию субсидий с вассалов считались 4 случая: когда сеньор выдавал дочь замуж, когда он делал сына рыцарем, когда его приходилось выкупать из плена, когда он отправлялся в крестовый поход).

В Великую хартию вольностей, данную в 1215 г. Иоанном Безземельным, был внесен параграф, по которому в таких случаях созывается Commune consilium королевства. При утверждении Великой хартии Генрихом III статья эта была опущена, но общий взгляд, что феодалов нельзя облагать чрезвычайными субсидиями без их согласия, коренился в самих основах феодального строя, и королю приходилось с ним считаться. Нельзя сказать, чтобы короли охотно подчинялись феодальным теориям или принимали бы их всецело. При дворе сложились воззрения, находившиеся в резком противоречии с феодализмом — воззрения, по которым король являлся источником всякой власти в стране и не обязан был сообразоваться с желаниями и советами подданных. Во все время царствования Генриха III идет борьба между указанными взглядами и представляющими их общественными силами.

В 1264 г. бароны нанесли королю поражение при Льюисе и главный их вождь, Симон де Монфор, организовал совет из 9 членов, который фактически взял короля под опеку и присвоил себе высшее руководство государственными делами. В подспорье этому совету Монфор в начале 1265 г. созвал Парламент, который по своему составу отличался от прежних феодальных съездов: вызваны были бароны, епископы и аббаты, поддерживавшие партию Монфора, и кроме того по два рыцаря от каждого графства и по 2 депутата от важнейших городов. Бывали и прежде случаи, что короли обращались с просьбой о деньгах к депутатам рыцарства или городов, но Монфор впервые соединил все перечисленные группы в общий совет королевства или парламент. Противник и победитель Монфора, Эдуард I, постоянно занятый войнами во Франции, Шотландии и Валлисе, принужден был вернуться к той же системе, чтобы обеспечить себе достаточные субсидии. Начиная с 1295 г. он стал созывать Парламент по образцу 1265 г.

 

Структура парламента в Англии

С середины XIV  в.  парламент  стал  делиться  на  две палаты: верхнюю — палату лордов (House of Lords),  где  заседали  прелаты  и бароны, и нижнюю — палату общин (House of Commons), где  заседали  рыцари  и представители  городов.  То,  что  горожане  и рыцари  заседали  совместно, отличало  английский  парламент  от  сословно-представительных  собраний   в других странах, их прочный союз обеспечил палате  общин  большое  влияние  в политической жизни Англии. Духовенство не было особо выделено  в английском парламенте.

Палата лордов включала представителей светской и церковной аристократии, входивших в Большой королевский совет. Им рассылались именные приглашения за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната, но в действительности случаи, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к XV в. редкостью. Сложившееся в Англии система прецедентного права давала лорду, однажды получившему такое приглашение, основание считать себя постоянным членом верхней палаты. Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные собирались на сессию, а такого в XIV-XV вв. почти никогда не случалось, оно редко достигало 100 человек.

Заседания палаты лордов проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины XIV в. Название нижней палаты происходит от понятия «Commons» (общины). В XIV в. оно обозначало особую социальную группу, некое «среднее» сословие, включавшее рыцарство и верхушку горожан. То есть «общинами» стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и «добрым» именем. В права этого «среднего» сословия постепенно входило право избираться и быть избранным в нижнюю палату парламента. Осознание своей значимости, активно формировавшееся в течение XIV-XV вв., подчас определяло позицию палаты общин по отношению к лордам и даже королю.

К концу XIV в. возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату, отнюдь не возглавляя ее, на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для нижней палаты, которая была прежде всего собранием, т. е. коллективной организацией. 
Депутаты нижней палаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента де Монфора: по 2 рыцаря от каждого графства и по 2 представителя от наиболее значимых городов. Число таких городов с течением времени менялось, соответственно менялось и число членов палаты общин. В среднем оно составляло в середине XIV в. 200 человек. 
Члены нижней палаты в отличие от лордов получали денежное довольствие: рыцари графств по 4 шиллинга, горожане – по 2 шиллинга за каждый день сессии. К началу XV в. эти выплаты стали традиционными.

Палата общин заседала в капитуле Вестминстерского аббатства. 

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее открытия, и начиналась с писем — приказов, которые рассылались из королевской канцелярии шерифам графств. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов.

В XIV-XV вв. в обществе складывается представление о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность. Она вошла в практику к началу XV в. и подразумевала охрану жизни и имущества депутатов, а также свободу от ареста, но только на время сессии.

За выборы отвечал шериф, а проводились они в собраниях графств.

Эти организации, имевшие более давнюю историю, чем парламент, входили в структуру местного самоуправления. Ее объектами были городские и сельские общины, приходы и монастыри, объединявшиеся в более крупные корпорации: общины сотен и, наконец, общины графств.

Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным собраниям родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донормандских времен. После завоевания они приняли на себя административные функции — судебные и фискальные — и были поставлены под контроль центральной власти. Однако частично их самостоятельность была сохранена.

Средневековая Англия, таким образом, имела прочную систему органов местного управления и самоуправления (по всей территории, а не только в городах).

Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне — вилланы, то в собраниях графств — только свободные, начиная с фригольдеров и, кончая магнатами, которые, впрочем, предпочитали посылать вместо себя заместителя. Таким образом, большинство в собраниях графств составляли средние и мелкие феодалы и зажиточные крестьянство, т.е. те средние слои, которые и определялись термином общины.

Главная роль на выборах принадлежала шерифам. Они обладали значительными полномочиями и, соответственно, большими возможностями для злоупотреблений, количество которых росло с усилением давлением знати. Чаще всего нарушения заключались в фальсификации итогов выборов: в возвращаемый текст королевских предписаний вносились нужные имена, а законно избранные депутаты не попадали в парламент.

Палата общин последовательно, хотя не очень успешно, боролось с этим злом. Она инициировала принятие статутов, направленных против нарушений избирательных норм. Меры предлагались довольно жестокие. Так, по статуту 1445г. шериф должен был платить за каждое нарушение крупный штраф: сто фунтов в казну и столько же — пострадавшему, т.е. человеку, чье имя не было включено в список избранных. Для сравнения, годовой доход с недвижимости, дававший допуск в рыцарское сословие, составлял всего сорок фунтов. Однако неоднократные предложения палаты общин положить предел злоупотреблениям шерифов не встречали поддержки монархов.

По данным исследователей, все английские города, имевшее право на парламентское представительство, можно условно разделить на четыре группы — в зависимости от их положения в графстве.

К низшей категории принадлежали небольшие города, не выбиравшие собственных депутатов, а посылавшие делегатов на собрание графств. Лондон обладал комплексом административных, судебных, торговых и прочих привилегий и посылал в парламент четырех депутатов.

О том, что город имеет статус парламентского, говорило королевское предписание шерифу о выборах депутатов на очередную сессию. Город мог получить избирательное предписание, даже если приходил в упадок. В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи отказа городов посылать своих представителей — из-за необходимости собирать деньги на жалованье депутатам, отрывать их от важных дел и т.д.

Участие представителей города в парламенте требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов.

Однако большинство городов в 14в. изменили свое отношение к участию в парламентской деятельности. Она становилась в глазах горожан все более привлекательной. Если в конце 13в. в парламенте было представлено около 60 городов, то в середине 15в. — уже более ста. В 1377г. в 70 городах Англии проживало около 130 тыс. избирателей, т.е. на порядок больше чем в графствах. Число депутатов от городов также могло значительно превышать число рыцарей графств.

В отличие от других сословно-представительных учреждений Западной Европы, в английском парламенте представители городов не составляли отдельной палаты. В парламентских документах депутаты палаты общин обозначались как «рыцари графств и горожане сити и бургов».

В то же время представители графств в парламенте находились в гораздо более выигрышном положении, чем горожане. Выборы в городах крайне редко находят отражение в статутах королевства.

 

Функции парламента в Англии

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут «о неразрешенности налогов». В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Особое значение имела деятельность парламента, точнее – его нижней палаты, связанная с налогообложением. Отметим, что налоги на движимое и недвижимое имущество (как и другие) в Англии платили все, а не только «третье сословие». С 1297 г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 20-х гг. XIV в. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал с согласия нижней палаты, выступавшей от имени тех, кому предстояло эти налоги платить. Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширять свое участие и в других областях парламентской деятельности.

Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XIV в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы – ордонансы. Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты – билля. Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. Подписанный королем, такой билль становился статутом. Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин. Уже в XV в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты общин.

Парламент стремился влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV в. складывается практика «импичмента» должностных лиц, обвиненных в серьезном нарушении законодательства, злоупотреблениях и других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридического права отстранять от власти неугодных ему чиновников, но под влиянием его выступлений король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией.

Парламент выступал в качестве органа, легитимизирующего смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327 г.), Ричарда II (1399 г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастеара были санкционированы парламентом.

Судебные функции парламента были весьма значительны. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XIV в. она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавших наиболее тяжкие политические и уголовные преступления аристократии, а также апелляции. Палата общин могла представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.

Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам, как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т. д. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правового воспитания, как для парламентариев, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получала информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и коллективных петициях, находили отражение в законодательных проектах палаты общин, а затем и в статутах.

 

Заключение

Возникновение сословного представительства имело большое значение в процессе роста централизованного государства.

С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства — сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства.

Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп — баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII-XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов — баронства — и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени — рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия.

За  первые  столетия  существования  парламента  система  выборов  в палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях.  Усилия парламентских законодателей в этой области были  направлены  в  основном  на борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и  города,  а также  на  то,  чтобы  не  допустить  к  выборам   людей   слишком низкого имущественного и социального положения.

Таким образом, благодаря созданию парламента, в Англии раньше всего в Средневековом мире сложились предпосылки для формирования правового государства (т.е. государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан и их защита) и гражданского общества (т.е. общества, состоящего из свободных, самостоятельных и равноправных людей).

Развитие государственно-политического строя Великобритании в  18-19вв.  в итоге сформировало наиболее классический  образец  системы  парламентаризма. Этот  парламентаризм  обеспечил  Англии  стабильное  реформирование   разных областей  социальной   и   политической   жизни,   решение   многих   острых экономических  и  политических,  в  том числе внешнеполитических,   проблем   в интересах социального мира.  К  началу  20в.  Англия  представляла  наиболее свободную  в  политическом  и  правовом  смысле  страну,   наиболее   мощное государство всего  западного  мира,  центр  огромной  колониальной  империи, существование  которой  также  обеспечивало  политическую   стабильность   в стране.

 

Список источников и литературы

  1. Всеобщая история государства и права/ под ред. проф. К.И. Батыра. – М.: Юристъ, 2009.
  2. А. А. Васильев. История древнего мира/Р. Ю. Виппер. История средних веков/ – М.: Республика, 2008.– 511 с.: ил.
  3. П.Н. Галанза История государства и права зарубежных стран. Москва 2010г., 552с
  4. А. С. Гольденвейзер Социальные течения и реформы XIX столетия в Англии. — Киев, типография С. В. Кульженко, 2008 г.
  5. А. В. Дайси Основы государственного права Англии: Пер. с англ. / Под ред. П. Г. Виноградова. — СПб., 2009., 710с.
  6. В. Ф. Дерюжинский Из истории политической свободы в Англии и Франции. — С.-Петербург, типография М. М. Стасюлевича, 2009 г.
  7. О. В.Дмитриева, Парламент и парламентская культура в Англии в XVI — начале XVII вв. Программа спецкурса / О. В. Дмитриева. — М. : Едиториал УРСС, 2001. — 12 с
  8. Н. А.Крашенинникова История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2-х тт. — М.: Норма, 2007. — Т. 2. — 816 с
  9. Д. Петрушевский Великая хартия вольностей. С приложением перевода текста Великой хартии (издание 3-е). — С.-Петербург,
  10. В.А. Томсинов (Составитель). Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).. – М., 2010.
  11. М. Черниловский. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2007.
  12. Э. Фишель Государственный строй Англии /. – СПб : Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1862. – 542. http://lib.mgppu.ru
  13. В.В. Караев, История средних веков/[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://society.polbu.ru/kareva_midhistory/ch31_ii.html
  14. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона /[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/77384/Парламент
  15. Официальный сайт Парламента Великобритании/[Электронный ресурс]/ Режим доступа http://www.parliament.uk

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

studrb.ru

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ. 500 знаменитых исторических событий

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ

Заседание английского парламента

Сейчас парламенты есть практически во всех странах мира и считаются неотъемлемым атрибутом демократического устройства государства. Но в Англии этот институт имеет особое значение. Это символ Англии такой же, как пятичасовое чаепитие или футбол.

Возникновение парламента связано с борьбой короля и баронов, не закончившейся, как оказалось, со смертью упрямого Иоанна I. Его сын Генрих III был коронован, когда ему было лишь 9 лет, а самостоятельно начал править с 1224 г. Он был человеком негосударственного склада ума — любил пышность, покровительствовал искусству, был доверчив и неэнергичен. Государственные дела Генрих поручал фаворитам, в большинстве своем иностранцам. Большое влияние при дворе получили выходцы из Пуату. Им раздавались должности и земли. Недовольные английские феодалы восстали против Генриха в 1233 г., и король вынужден был удалить от себя фаворита Пьера Роше и его земляков. Но вскоре Генрих III женился на Элеоноре Прованской, а за ней в Англию опять последовали рыцари с юга Франции. Своих многочисленных гасконских протеже имела и мать Генриха Изабелла.

Главной чертой королевской финансовой политики при Генрихе III стала расточительность. Он осыпал милостями любимцев, устраивал празднества, вел войну во Франции и Уэльсе. Все это требовало постоянных денежных вливаний, и король беспрестанно созывал съезды крупных вельмож, чтобы испросить очередные пособия. Такие съезды уже тогда назывались парламентами (от франц. «парле» — «говорить»). По другой версии, слово «parliament» возникло в результате слияния латинских «parium» («равные») и «lamentum» («жалобы, печали»). Таким образом парламент представлял собой место, в котором равные по статусу люди могут высказывать свои жалобы. Расхождения в этимологии вызывают и расхождения в отношении истории учреждения первого сословно-представительного органа в Англии. Некоторые историки утверждают, что прототип современного парламента возник уже в IX в. Тогда Альфред Великий, объединив Англию, созывал парламенты. Согласно другой точке зрения, наиболее распространенной, английский парламент появляется вследствие острых социальных противоречий лишь во второй половине XIII века.

Монарх обращался с денежными требованиями не только к феодалам, но и к городам и торговым корпорациям, закладывая основу для создания будущего органа власти, в который входили представители не только аристократии и духовенства, но и третьего сословия.

В какой-то момент Генрих загорелся идеей заполучить для сына сицилийскую корону, за что заплатил огромные деньги Папе Римскому. Он залез в долги, невыполнение обязательств грозило Генриху отлучением от церкви. В 1258 г. король попросил о помощи баронов, но встретил в их лице непримиримую оппозицию. Лидером ее был Симон де Монфор, граф Лестерский, сын прославившегося в Альбигойских войнах полководца. Съезд, собравшийся в июне в Оксфорде, получил наименование «Бешеный парламент». Бароны потребовали от короля удаления иностранных советников, прекращения чрезвычайных денежных поборов и новых политических уступок. Их предложения вошли в историю как «Оксфордские провизии».

Генрих вынужден был согласиться на образование комиссии из 24 членов, половину которых назначил он сам, а половину — парламент. Этой комиссии было предоставлено право утверждать и смещать должностных лиц. Был избран государственный совет из 15 членов, которому поручили провести судебную реформу, контролировать все действия короля. В каждом графстве были учреждены комиссии из четырех рыцарей для разбора поступивших жалоб.

Вследствие принятия «Оксфордских провизий» иноземцы были изгнаны из Британии. Генрих и сам уехал во Францию, где заручился поддержкой Людовика IX. Папа освободил английского короля от клятвы, данной им в Оксфорде, и благословил на войну с мятежниками. (Дело в том, что при власти баронов папа перестал получать деньги из Англии.) Война началась в 1263 г. В решающей битве при Льюисе Монфор нанес поражение роялистам. Король был взят в плен и должен был признать оксфордские постановления.

Еще в 1259 г. в Вестминстере мелкие и средние рыцари выработали свои провизии, направленные на ограничение как произвола со стороны короля, так и олигархической власти баронов. Среди последних не было единства мнений насчет формы государственного устройства. Так, Симон де Монфор, провозглашенный протектором государства и ставший фактически королем, полагал, что стоит расширить социальную базу антироялистского движения за счет мелких феодалов, свободных земледельцев и городов. Граф Ричард Глостерский, наоборот, был категорически против такой «профанации». В январе 1265 г. Монфор во исполнение своего плана собрал очередной парламент, к участию в котором помимо прелатов и баронов пригласил представителей упомянутых выше сословий. Этот год и считается годом рождения английского парламента. В марте этот парламент заключил новый договор с принцем Эдуардом и королем, которые признали все перемены в государственном управлении.

Вскоре, однако, Эдуарду удалось обмануть приставленных к нему протектором соглядатаев и начать новый этап вооруженной борьбы. Ричард Глостерский оказал ему поддержку. В августе близ города Эвесгем роялисты одержали победу, Монфор был убит на поле боя. Короля освободили. Война продолжалась два года, и победу в ней одержали король и принц. Впрочем, им пришлось пойти на определенный компромисс, которого добился все тот же граф Глостерский. В 1267 г. была восстановлена Великая хартия вольностей, противники короля получили полную амнистию. В дальнейшем Генрих свято соблюдал все пункты хартии, постоянно советовался с парламентом и замещал государственные должности исключительно англичанами.

В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по 2 представителя от 37 графств (рыцари) и по 2 представителя от городов. До середины XIV в. они заседали вместе. Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 г. Эдуард I подтвердил в парламенте хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешении налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовных и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали требования о запрещении нарушения старых законов или об издании новых. Король мог согласиться с просьбами парламента или их отвергнуть. Однако в XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства, парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название «биллей».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

0 comments on “Английский парламент в средние века – Английский парламент в XIII—XIV вв. Возникновение сословной монархии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *