На Чукотку прибыла уникальная плавучая АЭС «Академик Ломоносов»
Наша страна первой в мире реализует новый подход в использовании энергии мирного атома. Мобильные АЭС вместо капитального строительства — решение прорывное для отдаленных регионов, имеющих выход к морю.
Сегодня у берегов Чукотки пришвартовалась плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». Позади несколько тысяч километров по Северному морскому пути из Мурманска в Певек. А начался поход в Петербурге, в апреле 2018-го, где и был создан этот уникальный комплекс. Сначала по Неве и Финскому заливу, затем вдоль берегов Эстонии, Финляндии, Дании, Швеции и Норвегии. Конечно, без ядерного топлива. Его загрузили как раз в Мурманске. И вот теперь якорь брошен на Чукотке.
Даже чайки самого северного порта России на мгновение притихли и внимательно следили за швартовкой. Еще бы, ничего подобного в Певеке не случалось, да и вообще нигде в мире. Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» — единственная на планете. Стоит ли удивляться тому, что на набережной было многолюдно. По меркам трехтысячного города это просто столпотворение, причем с серьезными ожиданиями.
Обслуживающий персонал станции — 375 человек, то есть население города увеличится сразу на 12 с лишним процентов. Но куда внушительнее выглядят другие цифры. На борту «Академика Ломоносова» два энергоблока по 35 мегаватт. Они способны снабжать электричеством и теплом город с населением 100 тысяч человек. Не только для Певека, а для всего региона хватит с большим запасом. Эта махина водоизмещением без малого 22 тысячи тонн не только экологически чистый источник энергии, но и огромный вклад в развитие промышленности.
«Атомная станция будет обеспечивать действующие проекты, обеспечит энергией города Певек и Билибино, новые проекты — крупное золоторудное месторождение, медное месторождение. Таким образом, экономика становится более устойчивой, не зависящей только от одного вида деятельности, более диверсифицированной, и это тоже хорошо для развития», — отмечает губернатор Чукотки Роман Копин.
Путь длиной в 11 лет. В 2008-м плавучую станцию заложили на заводе в Петербурге. Весной 2018-го «Академик Ломоносов» еще в бурой грунтовке провожали в Мурманск на достройку и загрузку ядерного топлива в реакторы. И вот три недели назад снова проводы. У причала ни дать ни взять круизный лайнер. Но он, конечно, лишь во-первых просто красивый.
«Слово «уникальный» можно повторять в каждом предложении. Уникальная разработка, уникальное решение, уникальное размещение генерирующей мощности — это все о плавучей станции», — говорит генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.
Станция не самоходная. Через четыре северных моря ее тянули на буксире в сопровождении ледокола. Время выбрано не случайно — погода в конце августа и в начале сентября в этих коварных широтах спокойнее, хоть, конечно, и склонна к переменчивости, поэтому метеосводка — главный ориентир для капитана. На ледовую разведку периодически вылетает вертолет. На картах заранее отмечены бухты, чтобы в случае чего укрыться от бури. Но вот, наконец, чайки — предвестники берега.
Для «Академика Ломоносова» в Певеке построен специальный причал и защитный мол, осталось подключить коммуникации. В мире пока не придумали другого способа обеспечить атомной энергией отдаленные регионы, где строительство классических станций не имеет смысла или просто невозможно.
«Там, где есть локальные сети, где сложно подвести общие сети от станций большой мощности. Достаточно много таких регионов, например, Чаун-Билибинский регион, где плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» в первую очередь должен заместить уже выработавшую свой ресурс Билибинскую атомную электростанцию», — поясняет заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» — директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.
Запуск планируется под новый год и тогда это будет самая северная атомная станция в мире. Испытание суровыми условиями — еще и повод поразмыслить для потенциальных покупателей, особенно на островах. Не важно, на севере или на юге, главное — надежность.
www.1tv.ru
Первая плавучая АЭС в мире вышла в море
Когда я начинал с вами обсуждать пять лет назад перспективы плавучей АЭС я не особенно то верил, что такой амбициозный и необычный проект получится довести до изделия в металле. Еще в 1950-х годах появились проекты передвижных атомных станций на колесах, на гусеницах и на плаву. С того времени в реальные образцы ничего не перешло.
И вот атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» 28 апреля покинул территорию «Балтийского завода» в Санкт-Петербурге, где с 2009 года велось его сооружение, и направился к месту своего базирования — на Чукотку.
Буксировку ПЭБ в Певек (Чукотка) планируется осуществить в два этапа: из Санкт-Петербурга — в Мурманск, без ядерного топлива на борту, а затем из Мурманска — в Певек — ориентировочно летом 2019 года с уже загруженным ядерным топливом.
Весь комплекс буксировочных и маневровых услуг, связанных с перегоном плавучего энергоблока (ПЭБ) по маршруту Санкт-Петербург — Мурманск — Певек окажет ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота».
В самом Певеке, где расположится плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), продолжаются строительные работы, включая сооружение мола-причала, гидротехнических сооружений (ГТС) и береговой площадки, призванных обеспечить безопасную стоянку энергоблока и приемку с него энергомоста.
Осенью текущего года в Мурманске состоится загрузка ядерного топлива в реактор и его физический пуск, а готовый к работе ПЭБ доставят по Северному морскому пути в Певек и подключат к береговой инфраструктуре. «После ввода в эксплуатацию, который запланирован на 2019 год, ПАТЭС заменит Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ, которые уже технологически устарели, и станет самой северной атомной станцией в мире», — отмечается в сообщении.
«Установка ПАТЭС в труднодоступных районах России — очень перспективное направление развития российской инженерной мысли», — говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Он напоминает, что о важности освоения Крайнего Севера неоднократно говорил президент страны. Кроме того, заявил Андриевский Центру энергетической экспертизы, «проект отвечает всем требованиям МАГАТЭ, это снимает всевозможные претензии к нему на международном уровне. Учитывая растущий интерес к Арктике со стороны ряда стран, и тот факт, что удовлетворение энергопотребностей в этом регионе связано с рядом понятных трудностей, которые эти страны пока в полной мере не решили, появление ПАТЭС наверняка вызовет научный и деловой интерес у ряда партнеров России […]».
В свою очередь, советник президента ГК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков напомнил, что к проекту еще на стадии строительства проявляли интерес многие государства и «особенно активен в этом направлении Китай». По мнению эксперта, «с выходом на эксплуатацию первой ПАТЭС в случае ее успешной работы можно ожидать, что проект захотят реализовать страны, которые раньше и мечтать не могли о развитии у себя атомной энергетики».
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20 870 — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс мобильных энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения. Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. ПЭБ — это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
masterok.livejournal.com
Плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался на Чукотке
Единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», отправленный 23 августа 2019 года из г. Мурманска в сопровождении ледокола и буксиров, успешно пришвартовался в месте своего основного базирования – в г. Певек Чукотского автономного округа (ЧАО). Всего по дороге из Санкт-Петербурга – в Мурманск, а из Мурманска – в Певек «Академик Ломоносов» преодолел около 9 тыс. километров.
14 сентября в Певеке состоялась торжественная церемония встречи атомного судна, в которой приняли участие: губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» — директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Петров, глава городского округа Певек Николай Леванов, другие официальные лица.
Губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин сказал: «Сегодня мы все присутствуем при историческом событии — сложная двухэтапная работа по буксировке атомного энергоблока из Санкт-Петербурга – в Мурманск, а из Мурманска – в Певек успешно завершена. Теперь можно уверенно говорить о том, что город Певек в ближайшем будущем станет одним из главных опорных узлов Северного морского пути, а также новой энергетической столицей всей Чукотки. Напомню, что в начале следующего десятилетия мы ожидаем окончательного останова энергоблоков на основном источнике энергии для Чукотки — Билибинской АЭС. После этого функция главного генератора энергии перейдет плавучей АЭС».
Директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша подчеркнул: «Особо хочу отметить, что плавучий энергоблок построен на базе российских технологий атомного судостроения, с учётом многолетнего опыта эксплуатации энергетических ядерных установок атомных ледоколов в суровых условиях севера.
Плавучий энергоблок – это уникальный энергоисточник, способный обеспечить энергией промышленные предприятия, портовые города, комплексы по добыче и переработке нефти и газа на Северном морском пути. Стабильное и экологически чистое энергообеспечение северных территорий — одна из важнейших составляющих успешного развития СМП».
Генеральный директор АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Петров отметил: «Сегодня проект по сооружению плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) вступил в завершающую стадию. На текущий момент в Певеке завершены все строительные работы по созданию гидротехнических сооружений, обеспечивающих швартовку плавучего энергоблока к мол-причалу. В ближайшие месяцы на ПЭБ будет выполнен завершающий этап пуско-наладочных работ, связанный с подготовкой к выдаче электрической и тепловой энергии в береговую инфраструктуру. Основные задачи текущего года – до конца ноября завершить работы по сооружению подстанции «Береговая» и до 31 декабря выполнить ввод ПАТЭС в эксплуатацию».
После ввода в эксплуатацию ПАТЭС количество действующих атомных станций России вырастет с 10 до 11. Кроме того, впервые в истории отечественной атомной энергетики сразу две действующих АЭС (ПАТЭС и Билибинская АЭС) будут находится на территории одного субъекта федерации.
Для справки:
Плавучая атомная теплоэлектростанция в составе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» и береговых гидротехнических сооружений предназначена для энергоснабжения Чукотского автономного округа и снабжения теплом г. Певека. В перспективе ПАТЭС заменит мощности технологически устаревших Билибинской АЭС и угольной Чаунской ТЭЦ. После ввода в эксплуатацию ПАТЭС станет самой северной атомной станцией в мире, забрав этот титул у Билибинской АЭС. Размещение ПАТЭС в Певеке создаст условия для ускоренного социально-экономического развития Чаунского муниципального района и Чукотки в целом. Кроме того, она станет одним из ключевых элементов инфраструктуры в рамках программы развития Северного морского пути и обеспечения круглогодичной ледокольной проводки.
ПАТЭС разработана с большим запасом прочности для противодействия внешним угрозам. Станция оснащена двумя реакторными установками ледокольного типа КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии, что достаточно для обеспечения энергопотребления города с населением около 100 тыс. человек. В настоящее время Госкорпорация «Росатом» уже работает над вторым поколением ПАТЭС – оптимизированным плавучим энергоблоком (OFPU), который будет меньше и мощнее своего предшественника. Его предполагается оснастить двумя реакторами «РИТМ-200M» общей мощностью 100 МВт.
www.rosatom.ru
К Чукотке отправилась единственная в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов»
Ближайшие три недели «Академик Ломоносов» проведет в дороге, почти пять тысяч километров по Северному морскому пути. Порт назначения — Певек, Чукотский автономный округ, где плавучая АЭС станет на якорь. Ее мощности хватит, чтобы с запасом обеспечить энергией весь регион. Два реактора способны вырабатывать до 70 МВт. Кстати, «Академик Ломоносов» станет самой северной атомной электростанцией в мире.
Под гулкое камлание шамана танец чайки сменяется плясом рыбаков и оленеводов. Обрядовые движения несут особый смысл — обычно северный народ так выражает свою радость. И сегодня тот самый случай.
Не только для Чукотки, для всей страны событие историческое. Плавучая АЭС — первая и пока единственная в мире. Плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» уже с причала впечатляет своими масштабами. Длиной 145 метров, это почти 1,5 футбольных поля, высотой с девятиэтажный дом. По сути, город в миниатюре. Со своими техническими, бытовыми службами, который способен функционировать абсолютно автономно.
«Слово «уникальный» можно повторять в каждом предложении: уникальная разработка, уникальное решение, уникальное размещение генерирующей мощности — это все о плавучей станции», — отметил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.
«Огромная батарейка», как в шутку называют ее атомщики, заменит выработавшую ресурс Билибинскую АЭС. И позволит постепенно отказаться от устаревшего топлива — большинство северных электростанций до сих пор работают на угле.
«В процессе строительства и создания этой станции ее посетили многие представители МАГАТЭ — всемирного агентства по атомной энергетике; ни разу никаких замечаний, озабоченности по поводу экологической безопасности ни разу не было», — сообщил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности экологии и транспорта Сергей Иванов.
Новые энергомощности — это развитие промышленности, жилищного сектора. Бесперебойное обеспечение светом и теплом. Масштабное строительство стационарной станции — нагрузка на хрупкую экосистему Арктики. Мобильная — экологичнее и экономичнее.
«Заведомо получается дешевле, чем строить в районах вечной мерзлоты. И сроки, разумеется. Данный объект построить гораздо быстрее», — пояснил заместитель руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации АТЭС АО «Концерн Росэнергоатом» Дмитрий Алексеенко.
Чудо инженерной мысли! Корпус судна разделен на 10 отсеков и даже при затоплении двух оно останется на плаву. Реакторы, их здесь два, работают даже при крене почти 30 градусов.
В машинном зале пока непривычно тихо. Но скоро находиться здесь без специальных наушников будет невозможно. Заработает турбогенератор. Его мощность 35 Мегаватт. Этого уже хватит, чтобы обеспечить электроэнергией весь Чукотский полуостров. А таких установок на судне — две, сделано с запасом, на перспективу.
На смене в центральном пункте управления всего четыре инженера, в два раза меньше, чем на береговых объектах подобного назначения. И чтобы попасть сюда на работу, говорит дозиметрист Николай Карайчев, пришлось пройти не один отбор.
«Это профессиональный интерес, как в таком корпусе полноценная станция вместилась, было очень интересно», — поделился инженер-дозиметрист Николай Карайчев.
Каюты персонала здесь словно номера в хорошей гостинице. Телевизор, интернет. Проект плавучей АЭС пока пилотный, в будущем будет дополняться. Интерес уже проявляют и иностранные заказчики.
«Интерес в мире огромный. Если посмотреть на карту, то мы можем увидеть потенциал не менее 10-12 точек, где они могли бы стать и начать работать. Конечно же, это те регионы Мирового океана, где нужна локальная энергия», — рассказал президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.
На церемонии отправки станции корабелы и атомщики. В свое дальнее плавание энергоблок уходит в сопровождении буксиров. Так же, вместе, они пройдут по всему Северному морскому пути. Это 2,5 тысячи миль или четыре тысячи километров. До Певека судно доберется уже через месяц. И до конца года планируется сделать первые пуски.
www.1tv.ru
Развитие и инновации
Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 — это головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и представляет собой новый класс энергоисточников на базе российских технологий атомного судостроения.
Строительство плавучего энергоблока (ПЭБ) велось с 2008 года на ООО «Балтийский завод — Судостроение» (Санкт-Петербург) по заказу эксплуатирующего все АЭС России АО «Концерн Росэнергоатом».
Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей, создается на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность 80 мегаватт и включает две реакторные установки КЛТ-40С.
Проект предназначен для надежного круглогодичного тепло- и электроснабжения удаленных районов Арктики и Дальнего Востока. ПАТЭС решает две задачи: первая — это замещение выбывающих мощностей Билибинской АЭС, действующей с 1974 года, и Чаунской ТЭЦ, которой уже более 70 лет. Сроки остановки 1-го блока БлбАЭС в 2019 г. будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке; вторая — это обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны.
Это уникальный проект, не имеющий аналогов в мире, и Россия выступает пионером в его реализации. Поэтому к объекту сейчас приковано особое внимание. Сегодня к ПАТЭС проявляют интерес множество стран, в их числе: страны Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд) и Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар).
Напомним, спуск ПЭБ на воду состоялся 30 июня 2010 года. В 2011 г. была полностью завершена поставка на завод-строитель энергетического оборудования ПЭБ. 7 декабря 2012 г. АО «Концерн Росэнергоатом» и ООО «Балтийский завод – Судостроение» подписали договор на достройку головного атомного плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». А 28 апреля 2018 г. ПЭБ успешно покинул территорию Балтийского завода, а далее успешно пришвартовался в Мурманске, на площадке ФГУП «Атомфлот».
Основные предприятия — участники создания ПЭБ «Академик Ломоносов»:
Приложение № 5 Информация о поданных заявках на техприсоединение за теку… pdf, 0.2 Мб
Приложение № 4 Информация об осуществлении техприсоединения по договора… pdf, 0.28 Мб
Предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2020-2022 годы по цене на электроэнергию (мощность) Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС pdf, 0.27 Мб
Буклет АО «ОКБМ Африкантов» о КЛТ-40С pdf, 10.19 Мб
www.rosenergoatom.ru
Мирный и плавучий: зачем Россия отправляет атомную станцию на Чукотку | Статьи
Российская плавучая атомная электростанция скоро морем отправится на Чукотку. Что о ней пишут зарубежные СМИ, чем она так пугает «зеленых» и как всё это связано с северной гонкой вооружений
В конце июня Ростехнадзор выдал лицензию на эксплуатацию ядерной установки плавучего энергетического блока «Академик Ломоносов». Это судно длиной 144,4 м, шириной 30 м, осадкой 6 м и водоизмещением 21,5 тыс. т, на котором стоят два ядерных реактора. В конце августа оно отправится из Мурманска в чукотский порт Певек. А в конце декабря начнет поставлять столько электричества, что всё население полуострова не сможет его потратить, даже если вообще перестанет выключать свет.
Буксировка плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» в порту Мурманска
Фото: РИА Новости/Павел Львов
«Академик Ломоносов» — АЭС нового типа, основанная на платформе российских боевых атомоходов. Производство мирного атома не только даст жителям Крайнего Севера тепло, свет и чистую вода (АЭС — еще и завод по опреснению воды). Она обеспечит российское превосходство в районе арктического шельфа и Северного морского пути на много лет вперед.
«Зеленые» против
Активисты из «Гринпис» уже назвали «Академика Ломоносова» бомбой замедленного действия и плавучим Чернобылем. Как пишет норвежское издание NRK, больше всего «зеленых» беспокоит, что произойдет со станцией при цунами. Опасения их сложно назвать безосновательными после аварии на японской АЭС «Фукусима-1». В 2011 году после сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего за ним цунами вышли из строя системы охлаждения станции. Из-за этого на энергоблоках прогремели взрывы, а в Японии появилась своя зона отчуждения.
При проектировании «Академика Ломоносова» предусмотрели такую опасность, объяснил профессор Московского инженерно-физического института (МИФИ) Георгий Тихомиров. В случае цунами или землетрясения АЭС на судне поднимут над уровнем моря. «АЭС будет поднята над уровнем моря при помощи прочных опор, на которых она установлена <…>. Реакторные блоки компактные и автономные. Это не такие реакторы, как были установлены на Чернобыльской АЭС, разумеется. Вариант развития событий по фукусимскому сценарию также исключен», — уверен Тихомиров.
Сотрудники в центральном пункте управления (ЦПУ) плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов»
Фото: РИА Новости/Павел Львов
Он добавил, что в Арктике в целом возникновение цунами и подземных толчков маловероятно. Хотя и там есть зоны с высокой сейсмической активностью. Поэтому вариант установки станции на вулканическом полуострове Камчатка в Тихом океане был исключен для спущенной на воду в 2010 году станции.
Еще одна претензия «зеленых» в том, что плавучая станция, на которой накапливается большое количество урана, может стать бомбой в руках террористов. Как пишет испанское издание EFE, это значит, что для охраны «Академика Ломоносова» потребуется целый военный флот. Профессор Тихомиров возможность захвата станции вообще исключает.
Георгий Тихомиров, профессор Московского инженерно-физического института:
До сих пор не было ни одной попытки захватить атомные станции. Кроме того, Чукотка в силу своей удаленности является вполне безопасным местом.
Ученый напомнил, что на всех современных АЭС введены чрезвычайные меры безопасности, в том числе для того, чтобы предотвратить доступ к радиоактивному топливу.
Свет, тепло, вода
Напротив, по мнению главы Дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций «Росэнергоатома» Виталия Трутнева, ввод в эксплуатацию плавучей АЭС улучшит экологическую обстановку на Крайнем Севере. «В России и во всем мире впервые появляется возможность транспортировать источник безопасной экологической энергии, — сказал Трутнев британской The Times. — Это особенно актуально у нас в районе Крайнего Севера, где нет возможности подвести традиционные источники топлива и не загрязнять уникальную экологическую среду».
Кроме получения электроэнергии, «Академик Ломоносов» станет мощным поставщиком тепла и может использоваться как завод по опреснению воды. В перспективе плавучий энергоблок с двумя реакторами КЛТ-40 сможет выдавать до 70 МВт электричества. Это позволит полностью отключить наземные Билибинскую АЭС (36 МВт) и Чаунскую ТЭЦ (30 МВт) на Чукотке.
Помещение перегрузки ядерного топлива плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов»
Фото: РИА Новости/Павел Львов
Атомный лизинг
Мощностей «Академика Ломоносова» хватило бы на снабжение города с населением 200 тыс. человек. В Певеке, где планируется пришвартовать станцию, живет 5 тыс. человек. На всем Чукотском полуострове — около 50 тыс. Поэтому совершенно очевидно, что плавучая АЭС — инфраструктура не только для местных жителей, но и для Северного морского пути. Отступающие льды освободили акваторию этого торгового маршрута, сделав его коммерчески привлекательным: он значительно короче и рентабельнее других маршрутов между Азией и Европой.
При этом, как писало французское издание Le Huffington Post, электричеством, которое будет вырабатывать «Академик Ломоносов», могли бы пользоваться не только Россия, но и другие арктические государства: Канада, Дания, США и Норвегия. Теоретически атомная электростанция может сдаваться в лизинг, считают французские журналисты. Для этого есть юридические препоны, например, соглашение о нераспространении ядерных технологий, однако их можно обойти.
Кроме того, мощности плавучей АЭС будут использоваться для разработки шельфа Северного Ледовитого океана, писало американское издание The Christian Science Monitor. Там были найдены перспективные залежи полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин
Станция может снабжать энергией буровые установки, которые становятся более рентабельными из-за таяния льдов. Пока же бурение и добыча нефти и газа в Арктике крайне затратны. Свободно перемещающийся мощный источник энергии мог бы удешевить и упростить этот процесс.
О том, что мощности плавучей АЭС будут питать разработку нефти, говорил и профессор Тихомиров из МИФИ: «Если на арктическом шельфе будет найдена нефть, <…> наиболее логичным будет установить там плавучую АЭС».
Руководство «Росатома» неоднократно говорило, что подобные «Академику Ломоносову» АЭС могут продаваться другим странам. Среди заинтересованных покупателей назывались Финляндия и Бангладеш.
Стоимость «Академика Ломоносова», по данным шведского Ny Teknik, составляет порядка $331 млн. Но новые плавучие АЭС обойдутся дешевле и будут мощнее. Вместо КЛТ-40 мощностью по 35 МВт, которые используются на борту атомных ледоколов, на проектах второго поколения будут стоять уже реакторы РИТМ-200М мощностью в 50 МВт каждый. Но до выдвижения реального коммерческого предложения зарубежным партнерам пока далеко. «Изначально мы планировали построить семь таких плавучих атомных электростанций. Но сейчас сосредоточились на «Академике Ломоносове», чтобы набраться опыта», — сказал недавно руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации «Академика Ломоносова» Дмитрий Алексеенко.
Так что в ближайшие годы Россия останется абсолютным лидером по выработке энергии в районе арктического шельфа и Северного морского пути. И единственным владельцем плавучей АЭС. Аналогичный проект под названием Surgis, запущенный США в 1968 году в Панамском канале, был выведен из эксплуатации меньше чем через 10 лет из-за слишком высоких затрат на содержание.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
Первые плавучие
Первые плавучие
Российское судно «Академик Ломоносов» за три недели добралось из Санкт-Петербурга в Мурманск, где в эти дни ждет загрузки ядерного топлива в реактор. Создание первой в мире плавучей атомной электростанции стало, без преувеличения, вехой в истории как отечественной атомной науки и техники, так и судостроения. Однако сама по себе идея плавучих энергоблоков не нова.
Текст: Константин Чуприн
Например, в Южной бухте Севастополя можно увидеть плавсредства, предназначенные для энергоснабжения других флотских объектов. Это судно-отопитель ОТ-463, предназначенное для подачи энергоносителя (пара) на корабли Черноморского флота в холодное время года, и плавучая станция ПЗС-50, которая заряжает аккумуляторы подводных лодок.
Оба относятся к несамоходным энергонесущим судам (ЭНС), но не созданным в таком качестве, а переоборудованным. ОТ-463 — это бывший морской буксир довоенной постройки, заслуженный ветеран, участвовал в 1941–1942 годах в обороне Севастополя. А ПЗС-50 когда-то была боевой, впоследствии — опытовой подводной лодкой. На ней испытывались поступившие затем на вооружение Северного и Тихоокеанского флота противолодочные ракеты «Водопад» и «Ветер» — кстати, в штатном варианте они могут иметь и ядерные боевые части. Выйдя в отставку, оба судна в море больше не выходят и выполняют свои функции у причалов — служат теплоцентралью и дизельной «зарядкой».
ПЕРВОЙ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ ОБЗАВЕЛИСЬ АМЕРИКАНЦЫ. В ОТЛИЧИЕ ОТ НАШЕГО «АКАДЕМИКА ЛОМОНОСОВА», ТО БЫЛО НЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ СУДНО, А ПЕРЕОБОРУДОВАННЫЙ СУХОГРУЗ
В связи с появлением в составе ВМФ СССР тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) возникла необходимость в специальных самоходных судах для энергетического обеспечения. ЭНС подавали на советские авианосцы электроэнергию, пар, дистиллированную воду и сжатый воздух, позволяя огромным кораблям не расходовать ресурс собственных механизмов при нахождении в недостаточно оборудованных в энергетическом плане базах и на якорных стоянках.
По заказу СССР в Польше в 1974–1977 годах построили четыре (ровно по количеству ТАВКР типа «Киев») таких судна. Мощность при подаче на авианосец электроэнергии ЭНСа составляла 3730 кВт по переменному току и 500 кВт — по постоянному.
Арктические энергоносцы
Разумеется, плавучие электростанции были нужны не только для поддержания боеготовности военного флота. Еще в 1930-е годы отечественные технофантасты выдвинули предложение создать «полярные танки» для Арктики, сочетающие качества грузопассажирского судна и гусеничного вездехода. Монструозный гибрид, по замыслу авторов, мог бы передвигаться по тяжелому льду на гусеницах и сползать с него в воду, превращаясь в обычное судно. Также «полярный танк» был бы способен обеспечивать теплом и электроэнергией отдаленные пункты и научно-исследовательские станции на побережье и островах Северного Ледовитого океана.
Министерство энергетики и электрификации СССР было далеко от подобных умозрительных фантазий, но вот к идее создания плавучих электростанций для Севера отнеслось с большим вниманием. По его заказу в 1969 году была построена первая отечественная «плавучка» — еще не с атомной, а с газотурбинной энергоустановкой мощностью 20 тыс. кВт. Название ей придумали очень точное и красивое — «Северное сияние». Плавучая электростанция могла работать при температуре воздуха за бортом до –65 ˚C. На Тюменском судостроительном заводе построили целую серию, шесть таких «плавучек». Небольшая осадка — всего 1,7 м — позволяла доставлять их буксиром к месту «прописки» по сибирским рекам.
«Северные сияния» эксплуатировались на Колыме, Печоре, Алдане, Надыме. Одна из таких плавучих электростанций — «Северное сияние-4» в специальном морском исполнении — имела повышенную мощность, 24 тыс. кВт. Ее построили для работы на побережье Северного Ледовитого океана у мыса Шмидта — в самом что ни на есть медвежьем углу, только мишки белые.
«Плавучка» по-американски
Что касается плавучих атомных электростанций, то впервые такой обзавелись американцы. Правда, в отличие от нашего «Академика Ломоносова», то было не специальное судно, а переоборудованный сухогруз Charles H. Cugle типа Liberty, построенный в 1945 году. Интересно, что весьма добротные суда этого проекта были хорошо известны морякам советского торгового флота: в ходе Второй мировой войны СССР получил по ленд-лизу от США четыре десятка Liberty. Во время Карибского кризиса 1962-го Советы даже использовали их для доставки военных грузов на Кубу.
Американская плавучая атомная электростанция MH-1A Sturgis (источник: US Army)
По решению правительства США пароход Charles H. Cugle в 1963 году передали в ведение американской армии (именно армии, а не флота), после чего его оснастили ядерной энергетической установкой с водо-водяным реактором фирмы Martin Marietta. Плавучая АЭС собственного хода уже не имела и была переклассифицирована в ядерную баржу, получив новое имя — MH-1A Sturgis. Электрическая мощность Sturgis, работавшей на ядерном топливе с обогащением по урану-235 4–7%, составляла 10 МВт.Sturgis отбуксировали в зону Панамского канала, испытывавшую нехватку электроэнергии ввиду недостаточной мощности местной гидроэлектростанции. Эксплуатация первой в мире плавучей АЭС, за которую отвечали американские инженерные войска, продолжалась там с 1968 по 1975 год. Затем Sturgis отбуксировали обратно в Штаты, где из ее реактора было выгружено топливо, и уже навсегда. Утилизация Sturgis началась в 2014 году и, по некоторым сведениям, должна завершиться в 2018-м.
strana-rosatom.ru