Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – 15. /

Аттестация аудиторской деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) государственного учреждения

Высшего профессионального образования —

«Оренбургский государственный университет»

Факультет заочного обучения

Кафедра бухгалтерского учета

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы аудита»

Вариант 7

Руководитель Гранкина Г.П.

Студент (ка) ___2___ курса

__________2001___ группы

Соколова О.Ю.

Нормоконтроль ___________

Бузулук 2007

Содержание

1. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности

2. Независимость аудитора и аудиторской фирмы

3. Общее понятие аудиторского риска. Виды аудиторских рисков

3.1 Внутрихозяйственный риск

3.2 Риск средств контроля

3.3 Риск необнаружения

Задачи

Тесты

Список использованных источников

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее — аттестация) — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью (Об аудиторской деятельности: ФЗ от 07.08.2001 № 119-ФЗ. — В ред. от 30.12.2001. — Ст.15). Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Аттестация

осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора .

Сегодня аттестаты выдаются по 4-м направлениям:

1. По общему аудиту 2. По банковскому аудиту 3. По аудиту страховых компаний 4. По аудиту инвестиционных фондов.

Дополнительные требования к претендентам на аттестацию указываются в соответствующих постановлениях Правительства/документах уполномоченного органа. Каждый аудитор, имеющий аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденных уполномоченным федеральным органом.

Аудиторы могут заниматься предпринимательской деятельностью как штатный работник данной организации/лицо, привлекаемое аудиторской фирмой, на основании гражданско-правового договора/ПБОЮЛ.

И аудиторские фирмы, и ПБОЮЛ для аудиторских проверок должны получить лицензию. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Минфин.

В настоящее время лицензия на осуществление аудиторской деятельности — единая (на срок 5 лет).

Организация аудиторской деятельности показывает, что нельзя применять все правила об аудиторских фирмах к аудиторам, занимающимся этим видом предпринимательства самостоятельно. Аудитор, получивший квалификационный аттестат, вправе заниматься аудитом без получения лицензии. Другое дело — аудиторская фирмы. Она как юридическое лицо может заниматься аудиторской деятельностью только на основании лицензии. Как коммерческая организация аудиторская фирма в учредительном договоре и (или) уставе вправе определить осуществление и иных видов предпринимательской деятельности, не запрещённой законом и не требующей лицензии на её осуществление. Право учредителей, собственников, участников аудиторской фирмы определять её внутреннюю структуру, взаимоотношения руководителей фирмы и аудиторов по оформлению аудиторского заключения должны устанавливаться в уставе фирмы.

Независимость аудитора — один из принципов аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии определения того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.

Независимость аудиторов и аудиторских фирм является основополагающим принципом аудита.

Общепринято считать, что:

Результативность проверки прямо пропорциональна компетентности и обратно пропорциональна степени независимости проверяющего

Абсолютная независимость — это идеал, который недостижим в принципе, но без стремления к достижению которого проверки вообще теряют смысл

Стремление к достижению независимости проверяющих должно служить основой повышения объективности проверки

При определении степени независимости аудиторов и аудиторских фирм от проверяемого экономического субъекта учитываются следующие обстоятельства:

1. Финансовая и имущественная зависимость аудиторов/аудит фирм от проверяемого экономического субъекта

2. Родственные/личные дружеские отношения руководителей, других должностных лиц аудиторской организации с проверяемого экономического субъекта

3. Участие аудитора/аудиторской организации в работах по восстановлению/ведению б/у, составлению отчетности аудируемого лица

4. Участие аудитора/аудиторской организации в органах управления аудируемого лица его зависимых, дочерних организациях

5. Участие руководителя/иных должностных лиц аудируемой организации в органах управления аудиторской организации.

Минимальные требования определены в законе, более жесткие — во внутренних стандартах предприятия.

Как правило, рассматривая независимость аудиторов и аудиторских организаций выделяют аспекты независимости:

Организационный

Материально-технический

Интеллектуальный.

Организационный аспект : кроме перечисленного внимание уделяется организационно-правовой форме, составу учредителей, включая личное и семейные качества.

Материально-технический аспект : основное внимание уделяют величине УК и чистых активов, качеству и достаточности основных средств и других объектов, обеспечивающих эффективную работу аудиторской организации, уровня материальной обеспеченности его сотрудников.

Интеллектуальный аспект: выделяют, обращают внимание на наличие в штате аудиторов, имеющих высшее, среднее специальное образование (экономическое), практический стаж работы бухгалтером, юристом, ревизором не менее 10-15 лет; наличие внутрифирменных методик и стандартов, повышения квалификации.

Минимальные требования к независимости определены в ст.12 в законе «Об аудиторской деятельности».

Для аудитора осуществление аудиторской проверки запрещается, если:

a) Аудиторы являются учредителями, участниками аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию б/у.

b) Аудиторы состоят в близком родстве с ними

Для аудиторской организации осуществление аудиторской проверки запрещается, если:

Их руководители/иные должностные лица являются участниками, учредителями, бухгалтерами, иными должностными лицами, несущими ответственность

Их руководители/иные должностные лица состоят в близком родстве с ними.

Кроме того, в ФЗ «Об аудите» аудиторам и аудиторским организациям запрещено проводить аудиторскую проверку, если они оказывали аудируемому лицу в течение 3-х лет, предшествующих проведению проверки условий по восстановлению и ведению б/у.

Аудиторский риск — риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора. Обычно различают следующие виды рисков:

1) риск профессиональной способности аудитора. Он определяется строгим подходом к выбору проверяемой фирмы, с учетом ее репутации (порядочность, честность фирмы, степень риска совершаемых операций данным банком). Берясь за проверку той или иной фирмы, аудиторская компания прежде всего обращает внимание на ее репутацию. Таким образом, проверка данной фирмы не должна нанести ущерб аудиторской компании и ее клиентам;

mirznanii.com

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности постановление правительства РФ от 06-05-94 482 об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ (вместе с порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности порядком выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности) (2019). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06-05-94 482 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… Актуально в 2018 году

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

2. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее именуется — аттестация) проводится с целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей.

Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы (далее именуются — претенденты).

3. К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

4. Организация проведения аттестации возлагается:

на Министерство финансов Российской Федерации — по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;

на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью — по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

на Центральный банк Российской Федерации — по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.

5. Аттестация проводится на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (далее именуются — учебно-методические центры), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Центрального банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно-методических центрах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность.

6. Для проведения аттестации Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (далее именуются — центральные комиссии).

Функции рабочих аппаратов этих комиссий выполняют соответствующие структурные подразделения, создаваемые в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью и Центральном банке Российской Федерации.

В целях ускорения работы по проведению аттестации могут создаваться по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации межрегиональные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (далее именуются — межрегиональные комиссии), которые наделяются полностью или частично полномочиями центральных комиссий.

7. В состав центральных и межрегиональных комиссий включаются работники Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, Центрального банка Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации. В состав этих комиссий могут включаться также ученые и специалисты учебных и научно-исследовательских учреждений экономического профиля, финансово-инвестиционных, банковских и страховых организаций и других субъектов экономической деятельности.

Составы центральных и межрегиональных комиссий утверждаются соответственно Министром финансов Российской Федерации, руководителем Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Председателем Центрального банка Российской Федерации либо уполномоченными ими должностными лицами и публикуются в средствах массовой информации.

Члены этих комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе без права замены.

8. Распорядок работы центральных и межрегиональных комиссий определяется их руководителями.

Заседания центральных и межрегиональных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов соответствующей комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос руководителя комиссии, а при его отсутствии — заместителя руководителя комиссии.

9. Центральные комиссии утверждают по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации единые программы, по которым проводятся квалификационные экзамены.

Руководители центральных комиссий по поручению соответственно Министра финансов Российской Федерации, руководителя Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Председателя Центрального банка Российской Федерации заключают в установленном законодательством Российской Федерации порядке договоры с учебно — методическими центрами о проведении на их базе квалификационных экзаменов и перечисляют им необходимые средства на их проведение.

Центральные и межрегиональные комиссии (в случае наделения их соответствующими полномочиями):

утверждают по представлению учебно-методических центров порядок проведения квалификационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов, а также составы экзаменационных комиссий;

организуют регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделяемых для этого средств;

извещают претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;

рассматривают и утверждают результаты квалификационных экзаменов и принимают на их основании решения о выдаче (отказе в выдаче) квалификационного аттестата аудитора. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки комиссии вправе назначить претенденту переэкзаменовку;

выдают квалификационные аттестаты аудитора;

ведут соответствующие реестры выданных квалификационных аттестатов аудитора.

10. Претендент представляет в соответствующую комиссию следующие документы:

заявление по форме согласно Приложению N 1;

нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) образовании и выписку из трудовой книжки;

две фотографии размером 4 х 6 см;

квитанцию о внесении платы за проведение аттестации.

11. Заявление рассматривается соответствующей комиссией в срок, не превышающий одного месяца с момента представления всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они возвращаются на переоформление.

Решение о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендента не менее чем за 15 дней до намеченной даты его проведения.

12. Претендент допускается к квалификационному экзамену при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.

Квалификационные экзамены проводятся в письменной форме. Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии.

13. Учебно-методический центр сообщает соответствующей комиссии о результатах квалификационных экзаменов в течение трех дней после их проведения.

Комиссия рассматривает результаты экзаменов в 2-недельный срок.

Квалификационный аттестат аудитора по форме согласно Приложению N 2 должен быть выдан в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче.

14. При выявлении фактов представления в соответствующую комиссию недостоверных сведений по ее решению претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.

15. За проведение аттестации взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае отказа претендента от прохождения аттестации (неявки на экзамен), а также при неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.

16. Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на три года. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.

17. По истечении срока действия квалификационного аттестата аудитор вправе подать в соответствующую комиссию заявление о его продлении.

18. При получении от аудитора заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата соответствующая комиссия вправе назначить повторную сдачу квалификационного экзамена в случае:

наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;

существенного изменения законодательства Российской Федерации, применяемого при осуществлении аудиторской деятельности.

19. Действие квалификационного аттестата аудитора может быть продлено на срок три года. За продление действия квалификационного аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации.

20. Взамен утерянного (утраченного) квалификационного аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается плата в размере 50 процентов за проведение аттестации.

21. Центральные комиссии ведут государственные реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого государственного реестра выданных квалификационных аттестатов аудиторов.

В государственный реестр включаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, паспортные данные и место жительства аудитора, дата выдачи, номер и срок действия квалификационного аттестата. Сведения об аттестованных аудиторах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность.

22. Решение межрегиональной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в соответствующую центральную комиссию или в суд. Центральная комиссия обязана в месячный срок принять решение по такой жалобе.

Решение центральной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в суд.

www.zakonprost.ru

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — КиберПедия

 

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее — аттестация) — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора.

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и/или юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации.

 

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

4) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

5) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

6) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

 

Лицензирование аудиторской деятельности

 

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

Лицензионные требования и условия осуществления аудиторской деятельности:

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;



г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством РФ;

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверку их деятельности. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Права и обязанности аудиторских организаций

И индивидуальных аудиторов

 

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;



3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

 

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и/или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

 

cyberpedia.su

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. 1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее — аттестация) — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Комментарий к статье 15
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
В соответствии с «Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 482, с изм. от 21 июля 1997 года) аттестация на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации проводится с целью обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей.
Аттестацию проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.
К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово — хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.
Организация проведения аттестации возлагается:
— на Министерство финансов Российской Федерации — по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;
— на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью — по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;
— на Центральный банк Российской Федерации — по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.
Аттестация проводится на базе учебно — методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Центрального банка Российской Федерации. Сведения об указанных учебно — методических центрах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность.
Для проведения аттестации Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью и Центральный банк Российской Федерации создают центральные аттестационно — лицензионные аудиторские комиссии.
Функции рабочих аппаратов этих комиссий выполняют соответствующие структурные подразделения, создаваемые в Министерстве финансов Российской Федерации, Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью и Центральном банке Российской Федерации.
В целях ускорения работы по проведению аттестации могут создаваться по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации межрегиональные аттестационно — лицензионные аудиторские комиссии, которые наделяются полностью или частично полномочиями центральных комиссий.
В состав центральных и межрегиональных комиссий включаются работники Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, Центрального банка Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации (ГНС РФ упразднена, а на ее базе создано и функционирует Министерство по налогам и сборам РФ). В состав этих комиссий могут включаться также ученые и специалисты учебных и научно — исследовательских учреждений экономического профиля, финансово — инвестиционных, банковских и страховых организаций и других субъектов экономической деятельности.
Составы центральных и межрегиональных комиссий утверждаются соответственно министром финансов Российской Федерации, руководителем Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Председателем Центрального банка Российской Федерации либо уполномоченными ими должностными лицами и публикуются в средствах массовой информации.
Члены этих комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе без права замены.
Распорядок работы центральных и межрегиональных комиссий определяется их руководителями.
Заседания центральных и межрегиональных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и являются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов соответствующей комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов участвующих в заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос руководителя комиссии, а при его отсутствии — заместителя руководителя комиссии.
Центральные комиссии утверждают по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации единые программы, по которым проводятся квалификационные экзамены.
Руководители центральных комиссий по поручению соответственно министра финансов Российской Федерации, руководителя Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и Председателя Центрального банка Российской Федерации заключают в установленном законодательством Российской Федерации порядке договоры с учебно — методическими центрами о проведении на их базе квалификационных экзаменов и перечисляют им необходимые средства на их проведение.
Центральные и межрегиональные комиссии (в случае наделения их соответствующими полномочиями):
— утверждают по представлению учебно — методических центров порядок проведения квалификационных экзаменов, содержание экзаменационных билетов, а также составы экзаменационных комиссий;
— организуют регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделяемых для этого средств;
— извещают претендентов о порядке и сроках проведения квалификационных экзаменов;
— рассматривают и утверждают результаты квалификационных экзаменов и принимают на их основании решения о выдаче (отказе в выдаче) квалификационного аттестата аудитора. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки комиссии вправе назначить претенденту переэкзаменовку;
— выдают квалификационные аттестаты аудитора;
— ведут соответствующие реестры выданных квалификационных аттестатов аудитора.
Претендент представляет в соответствующую комиссию следующие документы:
— заявление по форме;
— нотариально заверенные копию диплома о высшем (среднем специальном) образовании и выписку из трудовой книжки;
— две фотографии размером 4 x 6 см;
— квитанцию о внесении платы за проведение аттестации.
Заявление рассматривается соответствующей комиссией в срок, не превышающий одного месяца с момента представления всех необходимых документов. В случае ненадлежащего оформления документов они возвращаются на переоформление.
Решение о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендента не менее чем за 15 дней до намеченной даты его проведения.
Претендент допускается к квалификационному экзамену при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
Квалификационные экзамены проводятся в письменной форме. Результаты квалификационных экзаменов оформляются протоколом экзаменационной комиссии.
Учебно — методический центр сообщает соответствующей комиссии о результатах квалификационных экзаменов в течение трех дней после их проведения.
Комиссия рассматривает результаты экзаменов в 2-недельный срок.
Квалификационный аттестат аудитора по установленной форме должен быть выдан в месячный срок со дня принятия решения о его выдаче.
При выявлении фактов представления в соответствующую комиссию недостоверных сведений по ее решению претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.
За проведение аттестации взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае отказа претендента от прохождения аттестации (неявки на экзамен), а также при неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.
Квалификационный аттестат аудитора выдается сроком на три года. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве аудитора, аттестат утрачивает силу.
Организация продления срока действия квалификационного аттестата аудитора возлагается на центральные комиссии.
По истечении срока действия квалификационного аттестата аудитор вправе подать в соответствующую центральную комиссию заявление о его продлении с приложением копии документа, подтверждающего повышение квалификации аудитора в учебно — методических центрах и иных организациях по единым программам и в объеме, утверждаемым центральными комиссиями. Перечень таких учебно — методических центров и иных организаций определяется соответствующими центральными комиссиями и утверждается Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
При получении от аудитора заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата соответствующая комиссия вправе назначить повторную сдачу квалификационного экзамена в случае:
— наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;
— существенного изменения законодательства Российской Федерации, применяемого при осуществлении аудиторской деятельности.
Действие квалификационного аттестата аудитора может быть продлено на три года. За продление действия квалификационного аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации, установленной на дату подачи заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата. При отказе в продлении срока действия квалификационного аттестата, а также в случае отказа аудитора от получения квалификационного аттестата, срок действия которого продлен, плата за его продление не возвращается.
Взамен утерянного (утраченного) квалификационного аттестата, срок действия которого не истек, по заявлению аудитора может быть выдан дубликат. За выдачу дубликата взимается плата в размере 50 процентов за проведение аттестации.
Центральные комиссии ведут государственные реестры выданных квалификационных аттестатов аудиторов. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации организует ведение единого государственного реестра выданных квалификационных аттестатов аудиторов.
В государственный реестр включаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, паспортные данные и место жительства аудитора, дата выдачи, номер и срок действия квалификационного аттестата. Сведения об аттестованных аудиторах публикуются в центральных печатных органах и местных печатных органах тех регионов, на территориях которых они осуществляют свою деятельность.
Решение межрегиональной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в соответствующую центральную комиссию или в суд. Центральная комиссия обязана в месячный срок принять решение по такой жалобе.
Решение центральной комиссии об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть обжаловано претендентом в месячный срок со дня получения уведомления о принятии такого решения в суд.
Согласно п. 2 статьи 15 комментируемого Закона обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
— высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
— наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в соответствии с «Порядком проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности» (утв. ЦАЛАК Минфина РФ, п. 8 Протокола N 66 от 25 марта 1999 года, ред. от 31.05.2001).
Квалификационные экзамены (аттестация) являются средством проверки знаний лиц, претендующих заниматься аудиторской деятельностью.
Аттестация проводится на базе учебно — методических центров по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Минфина России.
Претенденты представляют в ЦАЛАК Минфина России через УМЦ следующие документы:

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Порядок аттестации аудиторской деятельности

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью [2, ст. 15].

Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если [2, ст. 16]:

  1. установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
  2. вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  3. установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  4. установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
  5. установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
  6. аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности [2, ст.17].

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.

Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:

  • наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
  • наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
  • осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
  • соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
  • участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;
  • наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;
  • наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  1. заявление о выдаче лицензии с указанием: фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
  2. копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
  3. документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;
  4. копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  5. копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
  6. копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитора;
  7. сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов — при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации;
  8. сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации — при наличии в штате организации иностранных граждан и/или не проживающих постоянно на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации.

Если копии указанных документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.

Основанием для проведения проверки является:

  1. распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
  2. план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
  3. нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
  4. обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

  1. наименование лицензирующего органа;
  2. лицензируемая деятельность;
  3. сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика: наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов — для аудиторской организации;
  4. фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов — для индивидуального аудитора;
  5. срок действия лицензии;
  6. номер лицензии;
  7. дата принятия решения о выдаче лицензии;
  8. сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
  9. основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
  10. основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Похожие материалы


alfa2omega.ru

0 comments on “Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – 15. /

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *