Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе
На этом уроке вы понаблюдаете за изменением имён прилагательных по числам. Узнаете способ решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных во множественном числе. Откроете тайну вариантов окончаний имён прилагательных.
Леонид Яхнин написал такие строки:
Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник, житель весенний,
На синей проталинке смело растёт.
Синее — синие. Тема урока: «Изменение имён прилагательных по числам».
Тени какие? синие, реки какие? синие.
У имени существительного во множественном числе команда всегда одна – какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе.
Допиши в словах окончания. Как будешь действовать? Что впишешь в скобки?
У старушки были (какие?) добр… глаза, (……) добр… рот и (…..) добр….брови. Даже нос и щёки у неё были (….) добр…. Всё лицо её было (какое?) добр…. (По С. Прокофьевой)
В скобки впишем вопрос, который зададим от имени существительного к имени прилагательному. По вопросу определим окончание у имени прилагательного.
У старушки были (какие?) добр
Продолжим наблюдения. Ещё раз впишем окончания и сделаем вывод: в каком числе у имён существительных род можно и не выяснять? Какой бы он ни был, окончания у имён прилагательных будут одинаковые!
лицо (оно, ср.р.) какое? доброе – лица какие? добрые
глаз (он, м.р.) какой? добрый — глаза какие? добрые
щека (она, ж.р.) какая? добрая — щёки какие? добрые
У имён прилагательных в единственном числе окончания разные, можно определить род по роду имени существительного, с которым оно связано. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.
В вопросах-командах от имени существительного к имени прилагательному окончания ударные, поэтому они подсказывают буквы безударным окончаниям имён прилагательных.
м.р. какόй? — -ый или ий;
ж.р. какáя? — -ая или яя;
ср.р. какόе? — -ое или ее
Мн.ч. какѝе? — -ые или ие
Узнаем окончание имени прилагательного по вопросу к нему.
Какую птицу называют касаткой?
Прозвали её так потому, что хвост у нее похож на две длин… черн… косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь и брюшко беленьк…, будто она в белый фартучек нарядилась. (Г. Скребицкий)
Косицы какие? длинные, чёрные, окончание –ые.
Грудь и брюшко какие? беленькие, окончание –ие.
Какую птицу называют касаткой?
Прозвали её та
interneturok.ru
Число имён прилагательных
Вы знаете, сегодня у себя на столе я нашёл лист бумаги, на котором был написан маленький рассказ. Прочитав его, я понял, что это наш Вирус Ошибкин решил попробовать себя в качестве писателя. Давайте прочтём то, что он написал.
Весной грачи собираются в большая стаи и летят в родное места. Скоро на деревьях появятся их новое гнёзда. А потом в этих гнёздах запищат маленький птенцы.
Да, неплохой получился бы рассказ, если бы Вирус правильно употребил имена прилагательные. Но он, очевидно, кое-что услышал из прошлых наших уроков, но не всё понял.
А мы с вами говорили о том, что род имени прилагательного такой же, как у существительного, с которым это прилагательное связано по смыслу. И Ошибкин, видимо, подумал, что, так как имя существительное «стаи» женского рода, то и имя прилагательное тоже должно быть женского рода, то есть отвечать на вопрос « какая?».
Так же получилось и с остальными именами прилагательными.
Одного только не понял наш Вирус: ведь в предложении эти имена существительные стоят не в единственном, а во множественном числе. Не стаЯ, а именно стаИ, Не местО, а местА/, не гнездО, а гнёздА, Не птенЕЦ, а птенЦЫ. И вопросы от этих имён существительных к прилагательным должны быть другие.
Вот, как должны выглядеть словосочетания.
стаи (какие?) большие
места (какие?) родные
гнёзда (какие?) новые
птенцы (какие?) маленькие
Давайте сейчас в рассказе исправим окончания у имён прилагательных и посмотрим, что у нас получится.
Весной грачи собираются в большие стаи и летят в родные места. Скоро на деревьях появятся их новые гнёзда. А потом в этих гнёздах запищат маленькие птенцы.
Ну вот, теперь всё хорошо получилось.
Друзья мои, когда я показал ход рассуждений Вируса Ошибкина, можно было заметить, что имена прилагательные в полученных словосочетаниях отвечали на разные вопросы: какая? какое? какой? Это потому, что род этих прилагательных был разный. Там были прилагательные женского, среднего и мужского рода.
А вот когда мы поставили имена существительные во множественное число, то во всех словосочетаниях к именам прилагательным ставился один и тот же вопрос – «какие?».
Я думаю, вы уже догадались, что имена прилагательные могут стоять как в единственном, так и во множественном числе, то есть изменяться по числам. Число имени прилагательного всегда такое же, как и у имени существительного, с которым это прилагательное связано по смыслу. Если имя существительное стоит в единственном числе, то и имя прилагательное тоже стоит в единственном числе.
Если же имя существительное стоит во множественном числе, то и прилагательное, которое от него зависит, тоже стоит во множественном числе.
Но вот на что я хочу обратить ваше внимание.
Посмотрите, в первом столбике имена прилагательные отвечают на разные вопросы в зависимости от их рода. А во втором столбике род имён существительных никак не влияет на имена прилагательные. Это значит, что во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются. Все они отвечают на один и тот же вопрос «какие?» и окончания у имён прилагательных во множественном числе -ые или -ие.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в волшебников. Вы спросите, как? Да очень просто.
Вот посмотрите, у меня на столе стоит настольная лампа. Раз –… и теперь у меня на столе уже настольнЫЕ лампы.
Просто один предмет превратился в несколько. При этом я всего-навсего поменял в словосочетании единственное число на множественное.
А теперь такие же превращения попробуйте совершить и вы.
Вот словосочетания, в которых надо изменить число. Только не забудьте, что имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые или -ие.
Розовая гвоздика –
Домашнее животное –
Знаменитый поэт –
Ну что, получилось у вас волшебство? Давайте проверим.
Розовая гвоздика – розовые гвоздики.
Домашнее животное – домашние животные.
Знаменитый поэт – знаменитые поэты.
Ну, кто теперь усомнится, что мы с вами – настоящие волшебники?
Но в этих волшебных словосочетаниях надо обратить внимание не только на имена прилагательные, но и на имена существительные. Ведь это – словарные слова.
Слово «ГВОЗДИКА» пишется с гласной О. Не правда ли, гвоздика немного напоминает большой гвоздь.
Возможно, поэтому её так и назвали: гвоз-ди-ка.
Слово «ЖИВОТНОЕ» пишется с гласной И. Животное – это же живое существо. Поэтому правописание гласной в первом слоге вам подскажет слово «жить». Оно хоть и не является проверочным, но будет для вас маленькой подсказочкой. А ещё в этом слове надо запомнить окончание -ое. Жи-вот-но-е.
Ну а слово «ПОЭТ» – особое слово. Во-первых, это одно из немногих слов, в которых гласная Э стоит в середине слова. А перед нею пишется гласная О. По-эт.
Ну а теперь пора подвести итоги урока. Что сегодня вам надо запомнить?
* Имена прилагательные могут изменяться по числам.
* Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
* Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания
* Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
Ну и, конечно, запомните написание словарных слов «ГВОЗДИКА», «ЖИВОТНОЕ», и «ПОЭТ».
А я прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч!
videouroki.net
множественное число прилагательных | интернет проект BeginnerSchool.ru
В предыдущих статьях мы говорили о правописании безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе. В этой статье разберем правописание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
Во множественном числе имена прилагательные в отличие от единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
Во множественном числе, падеж имени прилагательного можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.
Итак, для того, чтобы узнать падеж имени прилагательного во множественном числе, поступаем так же как и в случае с прилагательном в единственном числе. То есть надо найти в предложении имя существительное к которому относится это прилагательное и определить его падеж. По падежу существительного определяем падеж имени прилагательного.
(к чему?) К деревьям (каким?) ветвистым, высоким → ДП
(за кем?) За деревьями (какими?) ветвистыми, высокими → ТП
Имена прилагательные множественного числа в именительном и винительном падеже отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие:
Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высокие ИП мн.ч.
Имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах отвечают на вопрос каких? и имеют окончания -ых, -их:
Много ветвистых деревьев → (чего?) деревьев (каких?) ветвистых
Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким? и имеют окончания -ым, -им:
Мы подошли к деревянным домам → (к кому? ) к домам (каким?) деревянным ДП
Имена прилагательные множественного числа в творительном падеже отвечают на вопрос какими? и имеют окончания -ыми, -ими:
Над пушистыми облаками пролетели самолеты → (над чем?) над облаками (какими?) пушистыми ТП
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Подпишитесь на новости сайта:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
beginnerschool.ru
1. | Окончания прилагательных множественного числа | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка употреблять нужное окончание прилагательного множественного числа. |
2. | Поставь вопросы к прилагательным | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка ставить вопросы к прилагательным в формах единственного и множественного числа. |
3. | Сколько прилагательных множественного числа? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка выбирать из нескольких только прилагательное(-ые) множественного числа. |
4. | Можно ли определить род прилагательного? | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка соотносить формы рода и числа прилагательных. |
5. | Прилагательное множественного числа | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка образовывать форму прилагательного множественного числа от формы единственного числа. |
6. | Существительное и прилагательное | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка указывать, с какими прилагательными (без изменения данной их формы) могут употребляться существительные множественного числа, а с какими — нет. |
7. | Прилагательные множественного числа | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка образовывать форму множественного числа прилагательных от формы единственного числа. |
8. | Правильно ли употреблено прилагательное с существительным? | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, в правильной ли форме числа употреблено прилагательное. |
9. | Подбери пару прилагательному | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка подбирать пары прилагательных по числу. |
www.yaklass.ru
Как определить род, число и падеж имён прилагательных в предложении?
В предложении имя прилагательное зачастую связано с именем существительным и полностью с ним согласовано. То есть если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода, если существительное стоит в дательном падеже, то и прилагательное,соответственно, стоит в дательном падеже. Например, красивому дереву. Дереву (чему?) – дательный падеж, средний род, единственное число. Следовательно, и прилагательное имеет такую же характеристику.В случае, когда прилагательное не связано с существительным, род, число, падеж определяется по самому прилагательному.
Падеж прилагательного
Прилагательные в каждом падеже имеют определенные окончания.
Им. п.: какой? какая? какое? -ый, -ий, -ая, -ое, -ые;
Р. п.: какого? какой? какими? -ого, -ой, -ых, -их;
Д. п.: какому? какой? каким? -ому, -ой, -ым, -им;
В. п.: какой? какую? какое? какие? -ый, -ий, -ую, -ое, -ые;
Т. п.: каким? какой? какими? -ым, -им, -ой, -ыми, -ими;
П. п.: о каком? о какой? о каких?-ом, -ой, -ых, -их.
Краткие прилагательные по падежам не склоняются.
Падеж прилагательного также можно определить по глаголу, с которым оно связано. Например, к глаголу «гордиться» всегда присоединяются только прилагательные в творительном падеже.
Род прилагательных
Прилагательные мужского рода (в именительном падеже) имеют окончания -ый, -ий. Например, красивый, редкий.
Прилагательные среднего рода имеют окончание -ое. Например, красивое, редкое.
Прилагательные женского рода имеют окончание -ая. Например, красивая, редкая.
Краткие прилагательные мужского рода не имеют окончаний (открыт), женского рода – имеют окончание -а (открыта), среднего рода – -о (открыто).
Окончания прилагательных в других падежах даны выше в подразделе «Падежи прилагательных».
Число прилагательных
Прилагательные в единственном числе имеют окончание -ый, -ий, -ая, -ое. Например, красивый, редкий; красивая, редкая; красивое, редкое.
Прилагательные во множественном числе имеют окончание -ые, -ие. Например, красивые, редкие.
Краткие прилагательные во множественном числе оканчиваются на -ы, -и. Например, открыты, редки.
Таким образом, род, число, падеж прилагательных проще всего определить по существительному, к которому оно относится. Если же прилагательное в предложении не связано с другими частями речи, можно определить падеж или род, задав вопрос. Обычно окончания вопросов и самих прилагательных совпадают.
vashurok.ru
Урок по теме «Род и число имен прилагательных»
Цель: Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.
Задачи:
Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;
Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.
Оборудование : таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым ).
Ход урока
1. Организационный момент.
Зазвенел и смолк звонок…
2. Сообщение темы.
— Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.
Чистописание (отрабатываем соединения букв).
ая яя ый ий ой ое ее
— Кто догадался , что мы сейчас писали?
Д: Окончания прилагательных.
— Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.
Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.
(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)
— Из каких частей речи состоят словосочетания?
— Как вы различаете части речи?
— Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.
(Учащиеся объясняют .Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)
— Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.
(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:
Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.
3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):
А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали : “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!
— Найдите в предложении имена прилагательные.
— Почему у имён прилагательных разные окончания?
— С чем это связано?
— Чему сегодня будем учиться на уроке?
(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)
Д.: Определять род и число имён прилагательных.
— Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.
4. Физминутка.
— Прочитайте словосочетания на доске:
Красный шарф, красная шапка, красное пальто
— Как определить род имён существительных? Прилагательных?
Мужской род Он, мой Женский род Она, моя Средний род Оно, моё
(Объяснение по таблице :
Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.
(Вывод делают сами ученики.)
— Это главное для нас на уроке.
Выборочный диктант.
— Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.
(Пара построена так : сильный- слабый.)
Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.
— Как вы определяли род и число имён прилагательных?
(Высказывания детей.)
— Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.
Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет , то “-”.
(У доски работают два ученика индивидуально.)
В имени прилагательном 2 слога. | – |
6 букв. | + |
6 звуков. | – |
Это прилагательное – среднего рода. | + |
Прилагательное стоит в единственном числе. | + |
— Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?
(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)
— Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Звучит … песня скворца. Светит … солнце. Стоит … погода. В саду зацвели … цветы.
— Записать предложения в тетрадь разными способами.
- 1 предл. – списать с доски;
- 2 предл. – запись под диктовку;
- 3 предл.- по памяти;
- 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.
— Подчеркните прилагательные, определите род и число.
— Как определить род и число имён прилагательных?
— Для чего это делаем?
5. Самостоятельная работа по карточкам.
Задания для сильных учащихся: | Задания для слабоуспевающих учеников |
Замени словосочетания так, чтобы там
было имя прилагательное. Горшок для цветов; |
Определи род и число имени
прилагательного. Цветочный горшок; |
(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)
— Чему научились на уроке?
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Называешь ты.
Род мужской, конечно, мой , какой?
Женский род, помню я,
То , про что скажу – моя, какая?
Средний род- оно , моё, какое?
6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.
— Чему научились на уроке?
Сообщение отметок.
urok.1sept.ru
Урок. «Русский язык. Изменение имен прилагательных по числам»
МБОУ «Крымская школа — гимназия»
Сакского района Республики Крым
Открытый урок
по русскому языку
в 3 классе по теме:
«Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Слинкина Н.В
2018-2019г
Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»
Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста; логические – владеют основами смыслового чтения учебного текста.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.
Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Оборудование: карточки с заданием для работы в парах и для индивидуальной работы, аудиозапись
Ход урока
I Организационный момент
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения.
Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своим одноклассникам и нашим гостям. Улыбка – это залог хорошего настроения. Садитесь.
— Надеюсь, у вас хорошее настроение? Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
— Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!
II Минутка чистописания
Откроем тетради, запишем число, классная работа
Отгадайте загадку:
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
-Что же это? (весна)
— Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
— Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания (на доске и в тетради).
Пропишем заглавную букву вэ в соединении со строчной
Работает ребенок у доски. Запишите предложение.
В роще свистит весёлый соловей.
Подчеркните основу предложения и разберите по частям речи, определите падеж имен существительных.
III Словарная работа
Давайте запишем слова которые пишутся с буквы в.
Вдруг, весело, ветер, воробей, ворона.
Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
IV Актуализация знаний
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?
Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания (слайд 4)
Тает последний …….,светит тёплое …….., выросла зелёная ……
Слова для справок: снег, солнышко, трава
У прилагательных выделите окончание, укажите род
V Самоопределение к деятельности (слайд 6)
Прочитайте слова: пушистый, весёлые, красная, спелая
Что в них общего? (это имена прилагательные)
Найди лишнее слово (веселые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные – признак одного предмета)
Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам.
VI Работа по теме урока
Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам
Посмотрите на картинку. Что вы видите? шар, обозначает, сколько предметов? (один) а на другой – несколько таких же предметов. Составим словосочетания и запишем.
Воздушный шар – воздушные шары
— Какие части речи вы использовали при записи?
— В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?
— В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?
— Какой вывод можно сделать? (имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные)
2. Работа по учебнику
Упр. 135 стр. 78
— Прочитайте.
— Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?
— Объясните значение слов, данных в задании
Голубой — цвет
голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.
голубой и темно-голубой (оттенки цветов)
сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет)
— В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?
-Запишите в тетради стихотворение Аполлона Николаевича Майкова, Алексея Константиновича Толстого
— Прочитайте ниже сведения о языке стр. 78
— Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано)
— Как изменяются имена прилагательные? (имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам)
Упр. 136 стр. 78
— Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.
— Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?
— В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями? — Запишите в тетради два любых словосочетания.
— Прочитайте сведения о языке на с. 79
— На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
— Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
VII Физминутка
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
VIII Закрепление
1.Работа в парах.
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Берёза кудрявая ………… какие? ……..
Облако пушистое ………… какие? ………
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Река быстрая ………… какие? ……..
Пруд мелкий …………. какие?……..
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Бабочка красивая ………… какие? …………
Облако белое ………… какие? ………….
Проверка
2.Работа в группах
Работа в парах (карточки): распределить словосочетания в группы: в первую (выписывает один ученик) – с прилагательными в единственном числе, во вторую (выписывает другой ученик) – с прилагательными во множественном числе.
1 вариант: поздние огурчики, жёлтые одуванчики, русский язык, радостное чувство, февральская метель, прелестные ромашки, зимняя погода.
2 вариант: служебная собака, ранняя пшеница, скользкие ступеньки, древесная лягушка, боевые товарищи, сахарный тростник, дикие животные.
3 вариант: грецкий орех, дальняя деревня, детские рисунки, осеннее пальто, маленькая обезьянка, ранние овощи, хрустальные стаканы.
IX Рефлексия
X Итог урока
— Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно» слайд 12
Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета? (верно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (неверно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (верно)
Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (верно)
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (неверно)
Самопроверка – таблица
XI Домашнее задание слайд 13
стр. 80 упр. 138
XII Оценки
infourok.ru