Действительные и страдательные причастия как определить – Как определить причастие – действительное или страдательное

Как не страдая определить страдательное причастие?

Причастие – детище глагола и прилагательного — имеет морфологические признаки как одного, так и другого. Причастие называет признаки предмета, отвечает на такие же вопросы, что и прилагательное, но образовано от глагола. Вопрос о его морфологическом статусе пока не имеет единой научной точки зрения. Одни филологи считают, что эта часть речи самостоятельна, другие же, что это хоть и особая, но всего лишь форма глагола.

Признаки, обозначаемые прилагательным и причастием, разные. Возьмем, например, такое существительное как шкаф — большой, тяжелый, громоздкий. Это – имена прилагательные, постоянные признаки шкафа, изначальные, с момента создания его на мебельной фабрике.

Но, предположим, хозяева решили его покрасить, модернизировать, обновить. Теперь шкаф стал окрашенный, модернизированный, обновленный – это причастия. Признаки не постоянные, они появились только после того, как кто-то потрудился над шкафом, т.е. были произведены действия. Поэтому причастие называют признаком по действию.

Причастие присвоило себе некоторые признаки глагола, оно не освоило будущее время, но настоящее и прошедшее – вполне. Кроме времени, причастие освоило также вид — совершенный и несовершенный. Оно обладает также чертами именных частей речи, имеет род, число и падеж. Чаще всего причастие в предложении — определение.

По характеру действий есть действительное и страдательное причастие. Действительное причастие всегда сообщает о предмете не только, какой он, но и что он делает. Действительное причастие — признак, принадлежащий предмету, производящему действие. Страдательное причастие, наоборот, называет признак по действию предмета, который на себе его и испытывает.

Причастия действительные, форма настоящего времени, имеют в основе глагол в форме множественного числа третьего лица в настоящем времени. Образование происходит путем присоединения суффикса и окончания к глагольной основе.

От глагола 1-го спряжения причастие действительное образуется суффиксами «ущ»/«ющ» + окончание «ий», или «ие», «ее», или «ая». А от глагола 2-го спряжения – суффиксами «ащ»/«ящ» и, разумеется, окончаниями.

От глаголов-исключений образуются следующие причастия действительные в форме настоящего времени:

брить – бреющий 1-е спр-е

стелить – стелющий 1-е спр-е

2-е спр-е:

терпеть – терпящий

вертеть — вертящий

видеть — видящий

ненавидеть — ненавидящий

зависеть — зависящий

смотреть — смотрящий

слышать — слышащий

дышать — дышащий

держать — держащий

гнать – гонящий

В форме настоящего времени страдательное причастие не образуется от глагола, когда он в совершенном виде, как и от некоторых глаголов, в несовершенном виде.

Страдательное причастие образуется от глагольной формы несовершенного вида, третьего лица во множественном числе настоящего времени без окончания. Если глагол 1-го спряжения, добавляется суффикс «ем» или «ом» + окончание «ый», «ая», «ое», а если глагол второго спряжения, то суффикс «им» + окончание «ый», «ая», «ое»:

озаряют – озаряемый

хранят – хранимый

Прошедшее временя у причастий действительных образуется от глагольной основы в начальной форме без окончания -ть. К основе, которая оканчивается на гласный, добавляется суффикс «вш», а к основам на согласный – суффикс «ш»:

строить – строивший

надеяться – надеявшийся

Страдательное причастие прошедшего времени образуется от глагольной основы в начальной форме и различными суффиксами и окончаниями. Суффикс «нн» может присоединиться только к глагольным основам, которые заканчиваются на –а или –я:

подписать – подписанный

посеять – посеянный

Суффикс «енн» присоединяется к различным основам как на согласный, так и на гласный, кроме гласных –а или –я:

раскусить — раскушенный

подарить – подаренный

видеть – виденный

спасти – спасенный

видеть – виденный

Суффикс «т» может присоединяться к любой основе:

разбить – разбитый

зашить – зашитый

Краткое страдательное причастие отвечает на вопрос краткого прилагательного. Краткими бывают только страдательные причастия. В предложении они обычно бывают сказуемыми: Вода была выпита.

fb.ru

Как отличить действительные и страдательные причастия. Что такое причастие в русском языке

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 — 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства «Лицей» ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства «Лицей» ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. — М.: Мнемозина, 2012.

Муниципальное общеобразовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла

действительные и страдательные причастия

(урок — исследование, русский язык, 7 класс «а», параллельный учебный комплекс под редакцией в.в. Бабайцевой)

Извекова Инесса Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Орел

Тема : Действительные и страдательные причастия. Тип урока: Объяснение нового материала. Форма: Урок — исследование.

Цели урока:

Образовательные:

    знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;

    формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;

    отработка навыков морфемного разбора причастий;

    повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм. Развивающие:

развитие языкового эстетического идеала, логического мышления, воображения, речи. Воспитательные:

    воспитание любви и интереса к русскому языку, литературе родного края, к учебному процессу.

Оборудование: таблица «Образование причастий», рисунок учащихся «Генеалогическое древо причастия», иллюстрация, толковые словари, аудиозапись. Ход урока:

    Организация класса на работу, слово учителя.

    Проверка домашнего задания.

    Индивидуальное сообщение учащегося.

    Закрепление материала.

    Лингвистический материал.

    Творческая работа по иллюстрации, конструирование по схеме.

    Анализ текста, орфографическая, пунктуационная работа.

    Подведение итогов.

Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование ранее не известной нам части речи — причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, проверим домашнее задание / упражнение № 107 из учебника «Практика»/. Ученик на доске под диктовку записывает следующие словосочетания с объяснением орфограмм:

Никого не удививший конфликт, неутомимый труженик, не с кем посоветоваться, непроведенный эксперимент.

А теперь вспомним все, что мы знаем о причастии, как части речи. Звучит индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика. Рассказ сопровождается показом рисунка, выполненного детьми, с изображением символического генеалогического дерева причастия с «унаследованными» признаками глагола и имени прилагат

aqpi.ru

Как определить вид причастия 🚩 действительные и страдательные причастия суффиксы 🚩 Лингвистика

Автор КакПросто!

При морфологическом разборе причастия необходимо определить его вид, который относится к постоянным признакам данной части речи. Это очень важно и для переводчика, поскольку изменившее свой вид при переводе причастие нередко меняет смысл всего текста на противоположный.

Статьи по теме:

Вам понадобится

  • — таблица форм причастий.

Инструкция

Определите, от какого глагола образовано причастие. Оно является особой глагольной формой и означает признак предмета по его действию. Объект, о котором говорится в предложении, либо действует сам, либо что-то делают с ним. Именно этим и определяется, является причастие действительным или страдательным. Например, причастие «овевающий» и «овеянный» образованы от одного и того же глагола. Но в первом случае это может быть ветер, овевающий лицо, а во втором — лицо, овеянное ветром. Причастие сочетает в себе признаки глагола и прилагательного. Отвечает оно на вопросы прилагательного. Мысленно проверьте, может ли причастие ответить на вопрос «что делающий» или «что делавший». Писать этого не нужно, но действительное причастие при помощи такого вспомогательного способа определяется сразу.

Разберите причастие по составу. Вам важно определить его суффикс, поскольку именно он является основным формальным признаком его вида. Действительные причастия образуются от инфинитива с помощью суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, а также -вш- или -ш- в прошедшем времени. У страдательных причастий суффикс может быть -нн-, -енн, -ем. Но возможны и другие варианты, в том числе и образование страдательных причастий без суффиксов. Например, если они получаются из односложных глаголов.

Попробуйте поставить полное причастие в краткую форму. Со страдательным чаще всего это возможно, оно всегда имеет обе формы, а вот с действительным вам вряд ли удастся проделать подобную операцию. Во всяком случае, в современном русском литературном языке действительные причастия краткой формы не имеют. В некоторых диалектах она есть. Краткая форма страдательного причастия изменяется по родам и числам. Впрочем, некоторые страдательные причастия тоже в современном русском языке в краткую форму обычно не ставятся. Например, «разбиваемый», «читаемый» и т. д. В подобных случаях краткая форма существует, но относится, скорее, к архаичному стилю.

Видео по теме

Обратите внимание

Некоторые причастия с течением времени превращаются в прилагательные. Это происходит в тех случаях, когда то или иное действие или состояние является постоянным признаком данного предмета. Это могут быть как действительные, так и страдательные причастия — шагающий экскаватор, консервированный горошек и т.д. В этом случае вид их определять, конечно, не нужно.

Полезный совет

Обычно для определения вида причастия бывает достаточно какого-либо одного признака. Но в сомнительных случаях примените их все по очереди.

Таблицу форм причастий можно найти во многих справочниках по русскому языку. Но для удобства составьте ее самостоятельно. Состоять она может всего из трех столбцов и трех строк. В первой строке напишите «Признаки», «Действительное причастие», «Страдательное причастие». В следующих строках будут стоять суффиксы, образующие ту или иную форму, дополнительные вопросы, наличие или отсутствие краткой формы.

Источники:

  • что такое вид причастий

Совет полезен?

Статьи по теме:

www.kakprosto.ru

Урок. Русский язык. Действительные и страдательные причастия. Объяснение нового материала.

Муниципальное общеобразовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла

действительные и страдательные причастия

(урок — исследование, русский язык, 7 класс «а», параллельный учебный комплекс под редакцией в.в. Бабайцевой)

Извекова Инесса Николаевна, учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Орел

Тема: Действительные и страдательные причастия. Тип урока: Объяснение нового материала. Форма: Урок — исследование.

Цели урока:

Образовательные:

  • знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;

  • формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;

  • отработка навыков морфемного разбора причастий;

  • повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм. Развивающие:

развитие языкового эстетического идеала, логического мышления, воображения, речи. Воспитательные:

  • воспитание любви и интереса к русскому языку, литературе родного края, к учебному процессу.

Оборудование: таблица «Образование причастий», рисунок учащихся «Генеалогическое древо причастия», иллюстрация, толковые словари, аудиозапись. Ход урока:

  1. Организация класса на работу, слово учителя.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Индивидуальное сообщение учащегося.

  4. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся за языковым материалом.

  5. Закрепление материала.

  6. Лингвистический материал.

  7. Творческая работа по иллюстрации, конструирование по схеме.

  8. Анализ текста, орфографическая, пунктуационная работа.

  9. Подведение итогов.

  10. Инструктаж по домашней работе.

Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование ранее не известной нам части речи — причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, проверим домашнее задание /упражнение № 107 из учебника «Практика»/. Ученик на доске под диктовку записывает следующие словосочетания с объяснением орфограмм:

Никого не удививший конфликт, неутомимый труженик, не с кем посоветоваться, непроведенный эксперимент.

— А теперь вспомним все, что мы знаем о причастии, как части речи. Звучит индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика. Рассказ сопровождается показом рисунка, выполненного детьми, с изображением символического генеалогического дерева причастия с «унаследованными» признаками глагола и имени прилагательного.

Причастие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и обладающая общими с глаголом и прилагательным свойствами.

Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны вопросы что делающий? что сделавший?

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), по числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе, падеже. Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы — полную и краткую (выученный — выучен). Краткие причастия не склоняются. Полные причастия в предложении выполняют роль определения, краткие — сказуемого.

Образуясь от глаголов, причастия сохраняют некоторые их признаки.

Причастия имеют вид (совершенный и несовершенный): прыгавший -прыгнувший. Имеют время (настоящее и прошедшее): толкающий -толкавший. В отличие от глаголов, причастия не имеют форм будущего времени. Причастия могут быть возвратными и невозвратными: одевающий ­

одевающийся. Причастия сохраняют переходность — непереходность того глагола, от которого образованы: одевающий девочку (перех.), сидящий, говорящий (неперех.).

  • Как вы уже заметили, ствол дерева условно поделен на две части, каждая из которых имеет свое название. А вот что представляют эти названия, нам и предстоит выяснить.

Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся за языковым материалом.

На доске представлены примеры с причастиями.

  • Чем отличаются причастия, записанные в 1 — м столбике, от причастий, записанных во 2 — м?

  • Одинаково ли значение этих причастий?

  1. Рабочий, построивший дом — дом, построенный рабочими.

  2. Артист, прочитавший рассказ — рассказ, прочитанный артистом.

  3. Ученик, изучающий параграф — параграф, изучаемый учеником.

В 1 — м столбике находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно. Во 2 — м столбике -причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на собе действие другого предмета (лица). Причастия 1 — го столбика называются действительными, так это название связано с активностью, действенностью признака. Причастия 2-го столбика называются

страдательными, это название связано с подчиненностью признака действию другого предмета. Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.

Закрепление материала.

Коллективно устно выполняется упр. ПО из учебника «Практика». Обязательно использование образца рассуждения. Обращаем внимание на

записанные на доске примеры из домашнего упражнения с целью нахождения в них действительных и страдательных причастий.

Выполняется упр. 111 самостоятельно, письменно. Два сильных ученика одновременно выполняют его на отворотах доски. Производится морфемный разбор двух действительных и двух страдательных причастий.

Действительные

Страдательные

Принесший

Принесенный

Открывший

Открытый

Сверкающая

Видимый

Сообщающий

Занятый

Решающий

Возникший

Вошедший

  • Все ли суффиксы, известные вам, присутствуют в этой таблице?

  • Какие не указаны?

— Назовите суффиксы 1 — го и 2 — го столбиков из таблицы, записанной в ваших опорных тетрадях /Специальные тетради ведутся учащимися с 5 — го класса для записи блок — схем, таблиц, конспектов, опорных сигналов и т.д./

Действительные

Страдательные

настоящее время

— ущ — (- ющ -),

— ащ — (- ящ -)

— ем — (- ом -),

— им —

прошедшее время

— вш -, — ш — ,

— енн — (- ённ -), — нн -, — т -.

— Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.

Лингвистический эксперимент.

Образовать все возможные причастия от данных глаголов. В результате этой работы заполняется следующая таблица

ПРИЧАСТИЯ

ГЛАГОЛЫ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

ОДНЫЕ

решать,

НЕСОВ. ВИД

решить,

сов. вид

решающий

решавший решивший

решаемый

решённый

ПЕРЕХ

читать,

НЕСОВ. ВИД

прочитать,

СОВ. ВИД

читающий

читавший прочитавший

читаемый

читанный прочитанный

ХОДНЫЕ

прилетать,

НЕСОВ. ВИД

прилететь,

сов. вид

прилетающий

прилетавший, прилетевший

НЕПЕРЕ

сидеть,

НЕСОВ. ВИД

хлынуть,

сов. вид

сидящий

сидевший хлынувший

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

  • Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? /переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета/.

  • Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно немного отдохнуть.

Работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Задание выполняется дифференцированно, /поднимающиеся вверх туристы, бегущие по небу облака, вьющаяся тропинка, флаг, развеваемый ветром, протоптанная дорожка, облака, подгоняемые ветром/.

Придумать с любым из этих словосочетаний предложение по схеме:

Туристы, поднимающиеся в горы, тяжело дышали.

  • Сейчас мы вновь мысленно перенесемся на лоно природы, в зону лесостепную. Именно в этой зоне расположена наша область. Поможет нам в этом мастерство И.С.Тургенева, написавшего рассказ «Лес и степь», отрывок из которого сейчас прозвучит.

Выразительное чтение отрывка наизусть звучит под музыкальное

сопровождение.

Беседа по тексту.

Какой вид с горы! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни узкие дорожки; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Холмы все мельче и мельче, дерева почти нет. Вот она, наконец, — безграничная, необозримая степь!

  • О чем этот текст?

  • Какое настроение создает он?

  • Каково отношение автора к описываемому?

/текст о любви к родной природе, настроение радостное, умиротворенное, автор восхищается увиденным, он счастлив, что может созерцать все это, об этом свидетельствуют первое и последнее предложения, являющиеся по эмоциональной окраске восклицательными/

(темп замедленный, так как это описание, а говорить о такой красоте быстро невозможно, поэтому такое обилие запятых, точек с запятыми)

Работа со словарями. С.И.Ожегова «Словарь русского языка» и Даля «Толковый словарь живого великого русского языка» (том 1 (А — 3)) в которых выясняется значение слов: гумно — помещение, сарай для сжатого хлеба, службы — постройки для хозяйственных надобностей /устар./, драхвы — степная птица с индейку; диалектизм, (дрофа, дудак).

Определите стиль /художественный, т.к. используются изобразительно -языковые средства: метафоры — «холмы волнами», «овраги вьются» и др.; олицетворения — холмы «разбегаются», «бегут» дорожки, дом «приютился»/.

— Благодаря использованию каких частей речи Тургеневу удается передать красоту природы? (существительные — 24, глаголы — 5, причастия — 5, прилагательные — 9)

  • Найти причастия? Каких причастий больше? Почему? (одно — заросшие, четыре — страдательных: распаханные, засеянные, разбросаны, перехваченная).

Преобладают страдательные причастия, потому что они, заменяя глаголы лишь напоминают о деятельности человека, который когда-то распахал, засеял поля, перехватил плотину. Природа испытывала деятельность о стороны людей.

  • Необходимо сказать о прилагательном «необозримый», образованным приставочно — суффиксальным способом от глагола «обозреть» с помощью приставки -не- и суффикса -им-. Оно обозначает постоянный признак степи -бескрайняя, безграничная, необъятная.

— Какова роль причастий в отрывке? (Причастие образно описывает предмет, служит выразительным средством в художественном произведении. С другой стороны, причастие заменяет глаголы, показывая тем самым спокойное, безмятежное состояние природы.)

Орфографическая, пунктуационная работа.

Объясняются орфограммы и пунктограмма (постановка знаков препинания при причастном обороте).

Подведение итогов.

  1. На какие группы делятся причастия?

  2. Дайте определение действительных, страдательных причастий.

  3. Чем отличаются эти причастия?

  4. Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

  5. Какова роль причастий в художественном произведении?

Инструктаж по домашней работе. «Теория» § 134, «Практика» № 116.

infourok.ru

Страдательные причастия. Опорный конспект на сайте Учитель ПРО

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

рисуемый — страдат. прич. наст. вр;
рисованный — страдат. прич. пр. вр.

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие.

рисующий — действ. прич. наст. вр.;
рисовавший — действ. прич. пр. вр.

От большинства глаголов нельзя образовать все четыре типа причастий.

 

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый.

Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от глагола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый.

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффиксами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядаемый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умолить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не— (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, которые обозначены отглагольными прилагательными, являются постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия -нн- (засеять — засеянный, замешать —замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на —итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиденный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный). Суффикс -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — сплетённый).

Нужно различать!
Выкаченная из подвала бочка — от глагола выкатитьВыкачанная из бочки нефть — от глагола выкачать
Пристреленный зверь — от пристрелитьПристрелянное ружьё — от пристрелять (выстрелами определить правильный прицел)
Развешенная мука — от развесить (разделить на части по весу)Развешанные картины — от развешать
Обвешенный покупатель — от обвеситьОбвешанные портретами стены — от обвешать
Смешенное тесто — от смеситьСмешанный лес — от смешать
Замешенное тесто — от замеситьЗамешанный в преступлении — от замешать

 

При помощи суффикса -т- образуются причастия от гла­голов с суффиксом -ну- (покинуть — покинутый), от глаголов на -оть (колоть — колотый), на -ереть (запереть — запер­тый), от односложных глаголов (бить — битый, мыть — мытый, взять — взятый), в том числе и от односложных с приставками (прожить — прожитый).

От некоторых переходных глаголов страдательные при­частия прошедшего времени образовать нельзя: гнать, знать, брать, жить, искать, полюбить, хотя есть причастия: из­гнанный, узнанный, избранный, прожитый, разысканный.

Вы смотрели конспект по русскому языку «Страдательные причастия». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:


 

Конспекты по русскому языку   Проверить свои знания   Кодификатор ОГЭ

uchitel.pro

0 comments on “Действительные и страдательные причастия как определить – Как определить причастие – действительное или страдательное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *