Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие или испытывает определённое состояние.
Причастие является особой глагольной формой, которая содержит в себе признаки глагола и прилагательного. Более подробно об этом узнаем в статье «Какие основные признаки имеет причастие?»
Причастия бывают действительными и страдательными.
Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам совершает действие, например:
- поющий соловей — соловей, который поет;
- скачущая по тропинке лягушка — лягушка, которая скачет по тропинке;
- надеявшийся на удачу — тот, кто надеялся на удачу;
- растаявший от солнца лёд — лёд, который растаял.
Действительные причастия имеют время: настоящее или прошедшее.
Образование действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных и непереходных глаголов. Основа настоящего времени — это форма глагола настоящего времени третьего лица множественного числа без окончания, например:
- беречь — люди берег-ут;
- играть — дети игра-ют;
- значить — слова знач-ат;
- гнать — они гон-ят.
Чтобы правильно написать безударный гласный в суффиксе действительного причастие настоящего времени, воспользуемся таким алгоритмом:
- таять (I спр.) — они та-ют — та-ющ-ий на солнце лёд;
- стелиться ( I спр.) — они стел-ют-ся — стел-ющ-ийся туман;
- зависеть (II спр.) — они завис-ят — завис-ящ-ие от обстоятельств;
- спорить (II спр.) — они спор-ят — спор-ящ-ий до хрипоты.
Чисто формально совпадают гласные личных окончаний основ настоящего времени глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени.
Примеры:
- грохочущий состав;
- мурлычущая кошка;
- щекочущая лицо травинка;
- больно колющие шипы ежевики;
- терпящий жажду путник;
- славящий поэта;
- верящий людям;
- хлопочущая у стола хозяйка;
- полющий сорняки;
- мелющий кофе;
- рокочущий прибой;
- едва брезжущий рассвет;
- издали машущий руками;
- движущиеся по озеру лодки;
- ненавидящий шум;
- лелеющий ребенка;
- пенящийся квас;
- дремлющий в кресле старик;
- готовящийся к поездке.
Видеоурок
Образование действительных причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глаголов, переходных и непереходных, при помощи суффиксов -вш- (обычно после гласного основы) и -ш- (после согласных основы), например:
- смотре-ть — смотре-вш-ий;
- приклеи-ть — приклеи—вш-ий;
- зада-ть — зада-вш-ий;
- лелея-ть — лелея—вш-ий;
- нес-ти — нёс-ш-ий;
- приполз-ти — приполз-ш-ий;
- отрас-ти — отрос-ш-ий.
Чтобы правильно написать безударный глагольный суффикс в составе действительного причастия прошедшего времени, обращаемся к неопределенной форме и сохраняем суффикс инфинитива перед суффиксом -вш-.
Примеры
- виде-ть — видевшие молнию;
- почуя-ть — почуявший дичь;
- зависе-ть — зависевший от погоды;
- близи-ться — близившиийся рассвет;
- опротиве-ть — опротивевший всем;
- лакоми-ться — лакомившийся шоколадом;
- обиде-ть — обидевший сестрёнку;
- мери—ть — меривший шагами комнату;
- затея-ть — затеявший веселую игру клоун;
- выздорове-ть — выздоровевший ребёнок.
Видеоурок
russkiiyazyk.ru
Действительные и страдательные причастия. Видеоурок. Русский язык 7 Класс
Тема: Причастие
Урок: Действительные и страдательные причастия
Причастия бывают страдательные и действительные.
Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: « прочитали «.
Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и
преобразуем глагол «прочитали» в причастие.
(какие?) книгу.
(какая?) детьми.
Причастие обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.
А вот причастие обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными
от страдательного причастия всегда можно задать вопрос или . Например: «книга, прочитанная детьми», «небо, освещённое луной».
А от действительных причастий такого вопроса задать нельзя.
Действительные причастия бывают прошедшего и настоящего времени.
Действительные причастия настоящего времени образуются:
от глаголов І спряжения с помощью суффиксов –ущ / -ющ-;
от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов —ащ/-ящ-.
Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пишущий,
слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.
Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.
Действительные причастия прошедшего времени могут образовываться от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.
Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов
-вш- и -ш-.
Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – приведший.
Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-.
Например: – .
Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например: – , – .
При написании действительных причастий прошедшего времени важно помнить, что перед суффиксом таких причастий сохраняется так же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть.
Например:
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:
от глаголов І спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-
ведут – ведомый, управляют – управляемый;
от глаголов ІІ спряжения с помощью суффикса -им-
видят – видимый.
При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.
Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-,
-енн-, -ённ-, -т-.
Например: понять – понятый, скосить – скошенный,
решить – решённый, продать – проданный.Суффикс ‑нн‑ может присоединяться только к основе глаголов на –ать / -ять.
Например: засеять – , обещать – .
При использовании суффикса ‑енн- и -ённ- отсекается конечная гласная глагольной основы.
Например: – скошенный, – лишённый.
Итак, действительные и страдательные причастия имеют свои особенности. И важно помнить, что при образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени выбор гласных в суффиксе зависит от спряжения глаголов.
Рис. 1. Образование причастий (Источник)
Рис. 2. Спряжение глаголов
Домашнее задание
Упражнения № 83 – 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.
1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Биометрика (Источник).
Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.
2. Русский язык (Источник).
Дидактические материалы. Раздел «Причастие»
3. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).
Правописание причастий.
4. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).
Образование причастий.
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
interneturok.ru
Действительные причастия. Опорный конспект на сайте Учитель ПРО
Действительные причастия
Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие.
рисующий — действ. прич. наст. вр.;
рисовавший — действ. прич. пр. вр.
Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.
рисуемый
рисованный — страдат. прич. пр. вр.
Образование действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов —ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.
Образование действительных причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся. При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед -л: увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.
Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).
Глаголы на -чь | Причастия | Глаголы на -ти | Причастия | |
влечь | влёкший | вести | ведший | |
жечь | жёгший | набрести | набредший | |
лечь | лёгший | обрести | обретший |
Вы смотрели конспект по русскому языку «Действительные причастия». Продолжение темы «Причастие» в следующих конспектах:
Конспекты по русскому языку Проверить свои знания Кодификатор ОГЭ
uchitel.pro
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий
Действительные причастия – это причастия, которые показывают признак лица или предмета, который сам производит или производил действие (действует сам):
ученик, рисующий (или рисовавший, нарисовавший) плакат
ветер, ломающий (или сломавший) дерево
Страдательное причастие – это причастие, которое показывает признак лица или предмета, который подвергается действию со стороны другого лица или предмета ( страдает
от чужого воздействия):
плакат, рисуемый (или нарисованный) учеником
дерево, ломаемое (или сломанное) ветром
Действительные и страдательные причастия будут иметь вид того глагола, от которого они были образованы:
страдать – страдающий, страдаемый, страдавший (несовершенный вид)
пострадать – пострадавший (совершенный вид)
При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, а от глаголов совершенного вида – только причастия прошедшего времени:
играть – играющий, игравший
проиграть – проигравший, проигранный
Действительные причастия могут быть образованы от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
Глаголы | Причастия | |||
---|---|---|---|---|
действительные | страдательные | |||
наст. вр. | прош. время | наст. вр. | прош. вр. | |
переходные | ||||
несовершенного вида | + | + | + | + |
совершенного вида | — | + | — | + |
непереходные | ||||
несовершенного вида | + | + | — | — |
совершенного вида | — | + | — | — |
Образование действительных причастий
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов -УЩ-, -ЮЩ- и глаголов 2-го спряжения с помощью суффиксов -АЩ-, -ЯЩ-.
Чтобы от глагола образовать причастие надо:
- взять основу глагола, отбросив личное окончание
- добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола)
- присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные)
рису-ют → рисующий, плач-ут → плачущий
слыш-ат → слышащий, люб-ят → любящий
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы) с помощью суффикса -ВШ-, если основа оканчивается на гласную, и суффикса -Ш-, если основа оканчивается на согласную:
строи-ть → строивший, нес-ти → нёсший
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени, образованные от возвратных глаголов, сохраняют частицу -СЯ:
смеются – смеющийся, катаются – катающийся
Действительные причастия имеют только полную форму.
Образование страдательных причастий
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени 1-го спряжения с помощью суффиксов -ЕМ-, -ОМ- и глаголов 2-го спряжения с помощью суффикса -ИМ-.
Чтобы от глагола образовать причастие надо:
- взять основу глагола, отбросив личное окончание
- добавить нужный суффикс (суффикс зависит от спряжения глагола)
- присоединить окончание (причастия имеют такие же окончания, как и прилагательные)
рису-ют → рисуемый, влек-ут → влекомый
слыш-ат → слышимый, кат-ят → катимый
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (неопределённой формы глагола):
- С помощью суффикса -НН-, если основа инфинитива заканчивается на -А (-Я), -Е:
посла-ть → посланный
посея-ть → посеянный
посмотре-ть → посмотренный
- С помощью суффикса -ЕНН- (-ЁНН-), если основа инфинитива оканчивается на согласную или на И (причём суффикс И опускается):
унес-ти → унесённый
краси-ть → крашенный
- С помощью суффикса -Т-:
коло-ть → колотый, мя-ть → мятый
Краткое страдательное причастие
Страдательные причастия имеют полную и краткую форму:
найденный – найден, забытый – забыт
Краткие причастия изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не изменяются по падежам:
забыт – забыты
найден, найдена, найдено
Полная форма причастий в предложениях обычно выполняет роль определения. Краткая форма страдательных причастий изменяется по родам и числам, но не склоняется (не изменяется по падежам). В предложениях краткие причастия выполняют роль сказуемого. Сравните:
На столе лежит прочитанная книга. – Книга прочитана.
Краткие страдательные причастия образуются с помощью суффиксов -Н- и -Т-. В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях только одно Н:
рассказанная история – история рассказана
перекрашенная машина – машина перекрашена
О сайте: | конспекты по математике, русскому языку и химии |
Связь: | [email protected] |
Новое на сайте | © 2018 – 2019 |
izamorfix.ru
Действительные причастия прошедшего времени
Цели:
- познакомить с образованием действительных причастий прошедшего времени;
- вырабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её;
- повторить правило написания гласных в действительных причастиях настоящего времени.
Р/Р. Формировать умение строить предложения с причастным оборотом. Воспитывать умение работать в парах и самостоятельно.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка Д/З.
– Прочитайте выделенные вами причастия.
– Что такое причастный оборот?
– Сдайте тетради на проверку.
III. Повторение изученного материала.
1. Тест (работа на листочках)
-
Причастие обозначает:
А) признак предмета;
Б) признак предмета по действию;
В) признак другого предмета. -
Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия?
А) вид;
Б) время;
В) лицо. -
Чаще всего в предложении причастие бывает:
А) дополнением;
Б) обстоятельством;
В) определением. -
Причастие с зависимым словом называется:
А) предложением;
Б) причастным оборотом;
В) словосочетанием. -
Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
А) -ВШ-;
Б) -Ш-;
В) -УЩ-.
2. Кодированный диктант (на листочках).
– Я читаю словосочетания, а вы определяете, какое в них причастие, действительное или страдательное.
Записываете только букву Д или С в строчку через запятую.
Хлопочущая хозяйка, построенный бригадой, приглашённый в гости, встретившийся на пути, читаемый детьми, победившая команда, соревнующийся отряд, добытые геологами, испечённая булочка, тающий снег, промокший насквозь, увлечённый делом.
3. Игра «Крестики – нолики»
– Вам необходимо вставлять пропущенные буквы Ю и Я по принципу игры «Крестики – нолики». Кто первый заполнит пропуски по вертикали, по горизонтали или по диагонали, тот выигрывает.
приближа…щийся | бор…щийся | стел…щийся |
колыш…щийся | разреза…щий | люб…щий |
люб…щий | хмур…щийся | меркн…щий |
проезж…щий | зацвета…щий | шелест…щий |
дурман…щий | вис…щий | держ…щий |
сбрива…щий | движ…щийся | завис…щий |
увяд…щий | клон…щийся | смотр…щий |
раскачива…щий | холоде…щий | убира…щий |
трепеш…щий | звон…щий | мес…щий |
стро…щийся | дыш…щий | уход…щий |
гор…щий | труд…щийся | плыв…щий |
пада…щий | леж…щий | скач…щий |
ненавид…щий | чист…щий | кле…щий |
надвига…щийся | свиса…щий | держ…щий |
бушу…щий | отража…щий | искр…щийся |
открыва…щийся | терп…щий | реш…щий |
зубр…щий | вид…щий | мер…щий |
та…щий | корм…щий | враща…щийся |
крас…щийся | улыба…щийся | се…щий |
верт…щийся | але…щий | сме…щийся |
служ…щий | таратор…щий | хмур…щийся |
тороп…щийся | пен…щийся | леч…щий |
щебеч…щий | гас…щий | дума…щий |
шепч…щий | дыш…щий | по…щий |
4. Заменить сложные предложения предложениями с причастным оборотом.
– Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.
– М.В. Ломоносов писал: «Причастия служат сокращению слова человеческого». Докажите это утверждение.
Лучи солнца, которые едва пробиваются сквозь облака, скользят по воде, верхушкам деревьев, домам.
Ядрёный морозец, который ударил ночью, сразу всё преобразил.
Люблю каждую травинку, которая поникла; люблю каждое деревце, которое трепещет на ветру; люблю каждое облако, которое плывёт по серому осеннему небу.
– Выделите причастные обороты.
– Какие в них причастия, действительные или страдательные?
IV. Работа по теме урока.
1. Запись на доске.
Глагол | ударить (сов. вид) | ударять (несов. вид) |
действ. прич. наст. вр. | ——————— | ударяющий |
действ. прич. пр. вр. | ударивший | ударявший |
– Выделите основы в глаголах и причастиях. На гласный или согласный они заканчиваются?
– Выделите суффикс, при помощи которого образуются причастия.
– Какого вида глаголы?
– Сделайте вывод, от каких глаголов и как образуются причастия.
2. Изучение материала учебника на с. 45.
3. Заполнение таблицы.
– От основ каких глаголов и в какой форме образуются действительные причастия прошедшего времени?
– Когда пишется суффикс -ВШ-, а когда -Ш-?
– Какой гласный надо писать перед суффиксом?
– Запишите примеры.
4. Первичное закрепление.
– Упр. 95 (по цепочке).
– Упр. 96 (если остаётся время)
V. Выводы по уроку.
– В чём отличие образования причастий действительных настоящего времени и прошедшего времени?
– От чего зависит выбор гласного перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени?
VI. Оценки за урок.
VII. Д/З:
& 17 (правило), упр. 98.
urok.1sept.ru
Причастие прошедшего времени в английском: примеры, образование
Мы планировали окончательно разобраться с английскими причастиями. И нам оставалось узнать все о причастиях прошедшего времени. Сегодня этим и займемся. Если ты не читал предыдущую статью про причастие настоящего времени, то сначала прочитай ее. Так будет логичнее.
Напоминаю, что причастие в английском может быть:
Синие колонки мы уже разобрали – раз и два. Осталась золотистая. Поступим следующим образом: сначала узнаем, как образуется второе (прошедшее) причастие, затем сравним его с первым (настоящим) причастием. А потом узнаем, что второе причастие может делать в предложении, для чего и как используются.
Оглавление нашей ультраполезной статьи:
1. Что есть второе причастие
– Как образуется
– Что значит (в сравнении с первым)
2. Кем может быть в предложении
– Как использовать в роли определения
– Как использовать в роли обстоятельства
3. Заключение и дальнейшие планы
Второе причастие в английском языке: образование
Итак, второе или прошедшее причастие в английском языке образуется с помощью суффикса -ed: asked, adopted, bored и т.д. Это, если глагол – правильный. Неправильные глаголы зачастую образуют причастие изменением корня: broken, stolen, written и т.д.
Мы их знаем, как третью форму глагола в той злосчастной таблице неправильных глаголов (подробнее в нашем курсе-тренажере).
Причастия настоящего и прошедшего времени в английском языке
Теперь сравним значения первого и второго причастий. Как ты помнишь, простое причастие настоящего времени означает, что объект САМ выполняет действие. То есть an asking boy переводится – «спрашивающий мальчик».
Тогда как причастие прошедшего времени – это страдательная форма. То есть действие выполняется НАД объектом. Получается, an asked boy – «спрошенный мальчик».
⠀Причастие прошедшего времени | ⠀Причастие настоящего времени |
Причастие с ed показывает, что действие совершается над объектом. ⠀an adopted child – усыновлённый ребёнок ⠀(его усыновили) | Причастие с ing показывает, что действие совершает сам объект. ⠀a barking dog – лающая собака ⠀(собака лает сама) |
Причастия с ed описывают, как человек себя чувствует. ⠀I am bored. – Мне скучно. | Причастия с ing описывают то, что вызывает эти чувства. ⠀The book is boring. Книга скучная. |
Книга заставила скучать – ing, человек заскучал под воздействием книги – ed.
Значение прошедшего причастия – это результат действия, которое совершилось НАД объектом: a stolen bag – украденная сумка, a broken cup – разбитая чашка и т.д.
Обрати внимание: не все прошедшие причастия сохранили в себе значение, что действие выполнялось НАД объектом. Например, слово retired – пожилой, ушедший на пенсию. Конечно, если мы «покопаемся» в этимологии, то увидим страдательное значение: отставной – это «тот, кого отправили в отставку». Но в современном английском мы используем это слово, говоря про человека, который просто ушел на пенсию, отошел от дел. Его никто не «отправлял в отставку».
Есть ряд таких слов с активным значением: advanced students – продвинутые студенты, experienced users – опытные пользователи, developed countries – развитые страны, increased activity – возросшая активность.
Итак, со значением мы разобрались. Теперь давай выясним, для чего и как используется 2 причастие в английском языке.
Причастие прошедшего времени в английском языке: примеры, роль в предложении
Как и первое причастие, второе причастие может делать следующее:
1. оно образует сложные формы глагола (например, Present Perfect – I have seen),
2. само по себе может быть определением или обстоятельством в предложении.
Нужно напоминать, что это такое, или прочитаешь в прошлой статье? Давай кратко:
Определение – это «какой?» Определяет предмет и относится к нему.
красивая девушка, восходящее солнце, свершившееся чудо и т.д.
Обстоятельство – это «как, когда, по какой причине произошло действие?» Характеризует действие и относится к нему:
говорит улыбаясь, зовет притворяясь, открывает приседая и т.д.
Итак, прошедшее причастие в предложении может быть и определением, и обстоятельством. Кем именно он является в каждом конкретном предложении, мы можем понять по тому, где оно стоит.
Прошедшее причастие в английском – определение
Значение: показывает, что действие выполнялось над описываемым предметом.
The books read by him last week included several fairy tales. (Книги, прочитанные им на прошлой неделе, включали в себя несколько сказок).
Место в предложении: одиночное определение обычно стоит до определяемого слова. Неважно, какие еще слова есть в предложении. Главное, чтобы причастие-определение стояло перед словом, которое оно характеризует:
Разбитая чашка была на полу.
Я не просто так написала «обычно». Дело в том, что некоторые причастия часто ставятся после определяемых существительных. Запомни их:
the people involved – люди, причастные к этому, the questions discussed – обсуждавшиеся вопросы, the names mentioned – упомянутые имена, the documents required – требуемые документы, those invited – приглашённые, those concerned – те, кого это касается.
Ну а если причастие не одно, а имеет при себе зависимые слова и образует причастный оборот в английском языке – оно всегда ставится после определяемого слова.
Статуя, украденная из музея, была найдена.
Обрати внимание, что такие обороты часто включают в себя предлог by, что равнó нашему творительному падежу (помнишь, школьное «творимый кем?»).
The girl invited by my friends was charming. (Девушка, приглашенная моими друзьями, была очаровательна).
Мы, в русском языке, тоже используем творительный падеж для страдательных конструкций: здание, построенное (кем?) строителями.
Причастие прошедшего времени – обстоятельство
Значение: обозначает второе действие при глаголе-сказуемом и отвечает на вопрос «когда, почему, как произошло действие-сказуемое?»
Frightened by the dog, the child began to cry. (Испугавшись собаки, ребенок начал плакать – почему начал плакать? потому что испугался собаки)
Место в предложении: в начале или в конце предложения. И пусть причастие-обстоятельство характеризует именно глагол, ни к чему с точки зрения расположения оно не привязано.
Испугавшись собаки, ребенок начал плакать.
Будучи удивленным, он не знал, что сказать.
Они уйдут, если их не остановить.
Правильное место в предложении действительно очень важно. Иначе ты можешь просто изменить смысл всего предложения. Давай «поиграем» с местом оборота и, как следствие – смыслом. Возьмем такой пример:
Written in pencil, the article was difficult to read. (Так как статья была написана карандашом, ее было трудно читать)
Как видишь, оборот стоит в начале предложения. Значит, перед нами обстоятельство и оно отвечает на вопрос «почему?».
Почему тяжело читать? Потому что статья написана карандашом.
Теперь поставим оборот после существительного «статья». Тогда это будет определение:
The article written in pencil was difficult to read. (Написанная карандашом статья была трудна для чтения)
И в этом случае оборот уже не будет причиной, по которой трудно читать. Это просто определение.
Важно: часто причастие вводится союзами, уточняющими характер обстоятельства, например: when – когда, though – хотя, if – если, если бы, unless – если…не, until – пока…не и др.:
When asked (=when he was asked), he looked at us and was silent. (Когда его спросили, он смотрел на нас и молчал).
Также обстоятельственный оборот часто выделяется запятыми.
Заключение: participle 2, примеры предложений
Давай кратко подведем итоги:
- Причастие прошедшего времени (или второе причастие) также известно нам как третья форма неправильного глагола или форма с суффиксом -ed.
- В отличие от причастия настоящего времени, причастие прошедшего времени имеет страдательное значение. То есть чаще всего это причастие обозначает, что действие совершалось над объектом.
- В предложении причастие прошедшего времени может быть определением (какой?) и обстоятельством (как, зачем, почему?). Разница будет видна в порядке слов.
- Если перед нами определение (какой?), то одиночное причастие ставим перед определяемым словом, причастный оборот – после определяемого слова.
- Если перед нами обстоятельство (как, зачем, почему?), то ставим либо в начале предложения, либо в конце.
И обрати внимание, что с пониманием сущности причастий легче воспринимаются и те нелюбимые нами сложные времена, которые образуются при помощи причастий.
Смотри:
Первое причастие или ing-овая форма = делающий.
⇒
I am dancing – я есть танцующий (прямо сейчас).
Сразу легче понять форму Continuous, правда?
Второе причастие или третья форма глагола (с -ed) = сделанный кем-то.
⇒
I have seen this film – я имею посмотренным этот фильм.
Вот же она – суть Present Perfect!
Все-таки грамматика – чудесная вещь! Особенно, когда наладишь с ней отношения. 🙂
Что дальше?
В следующий раз в этой рубрике мы разберемся с еще одним устрашающим персонажем – герундием. Как отличить его от причастия настоящего времени (ведь они, как близнецы!), зачем он нужен, как его использовать.
Если хочешь больше упражнений на причастие прошедшего времени, добро пожаловать в наш грамматический курс.
corp.lingualeo.com
Как образуются причастия в русском языке?
Причастия образуются от основ настоящего времени и неопределенной формы глаголов с помощью суффиксов. Выбор суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола.
Причастие является глагольной формой с признаками прилагательного.
У причастий сохранился глагольный признак времени, поэтому различаем причастия настоящего и прошедшего времени.
Причастие бывает действительным или страдательным.
Действительные причастия обозначают признак, который создает сам предмет, например:
- плавать — плавающий лебедь = лебедь плавает;
- потеряться — потерявшийся ребенок = ребенок потерялся.
Страдательные причастия обладают признаком, который создается у них в результате воздействия другого предмета, например:
- долго хранимый портрет = портрет хранят;
- разбуженный мальчик = мальчика разбудили;
- политые цветы = цветы полили.
Каждый вид причастия обладает своим значением и специфичными формообразующими суффиксами.
Действительные причастия настоящего времени
Они образуются от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени. Основой глагола настоящего времени является форма третьего лица множественного числа без личного окончания, например:
- бегать — они бега-ют;
- пилить — они пил-ят.
От основы настоящего времени глаголов первого спряжения с помощью суффиксов ущ/-ющ образуем действительные причастия настоящего времени:
- стелить (I спр.) — они стел-ют — стел-ющ-ийся кустарник;
- блеять (I спр.) — они бле-ют — бле-ющ-ая овца;
- почуять (I спр.) — они почу-ют — почу-ющ-ие волка;
- бриться (I спр.) — они бре-ют-ся — бре-ющ-ийся мужчина.
От основы настоящего времени глаголов второго спряжения образуем действительные причастия с помощью суффиксов -ащ-/-ящ-, например:
- звонить (II спр.) — они звон-ят — звон-ящ-ий телефон;
- смотреть (II спр.) — они смотр-ят — смотр-ящ-ий вперед;
- терпеть (II спр.) — они терп-ят — терп-ящ-ее бедствие судно;
- вертеться (II спр.) — они верт-ят-ся — верт-ящ-иеся девчонки.
Видеоурок:
Действительные причастия прошедшего времени
Такие причастия образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов —вш— и —ш—.
Суффикс -вш- образует причастие от основы глагола, которая заканчивается гласным, например:
- звене-ть — звене-вш-ий колокольчик;
- оттая-ть — оттая-вш-ее окно;
- стуча-ть — стуча-вш-ий по дереву дятел;
- тону-ть — тону-вш-ий в реке;
- спили-ть — спили-вш-ий дерево;
- бы-ть — бы-вш-ий в моем распоряжении.
Суффикс -ш- участвует в образовании причастий от основы неопределенной формы с конечными согласными, например:
- отнес-ти — отнёс-ш-ий в клаловую;
- расцвес-ти — расцвёт-ш-ий в саду;
- замес-ти — замет-ш-ий опавшими листьями;
- вез-ти — вёз-ш-ий с собой сынишку.
Более подробно с примерами узнаем о действительных причастиях настоящего и прошедшего времени.
Видеоурок:
Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида, которые могут управлять существительными в форме винительного (иногда родительного) падежа без предлога.
Выбор формообразующего суффикса зависит от спряжения глагола. Если производящим является глагол первого спряжения, то от основы настоящего времени образуем страдательное причастие с помощью суффикса -ем-:
- перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба-ем-ый пояс;
- разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва-ем-ый в клочья;
- выделя-ть — они выделя-ют — выделя-ем-ый нам;
- наполня-ть — они наполня-ют — наполня-ем-ый водой бассейн.
От основы настоящего времени глагола второго спряжения образуется причастие с помощью суффикса —им-:
- зависеть — они завис-ят — завис-им-ое положение;
- ненавидеть — они ненавид-ят — ненавид-им-ая еда;
- любить — они люб-ят — люб—им-ый всеми артист.
Видеоурок:
Страдательные причастия прошедшего времени
Такие причастия образуются от основы неопределенной формы глаголов только совершенного вида с помощью суффиксов —нн-, -енн— и -т-.
Суффикс -нн- образует причастие от инфинитива с основой на гласные а/я, например:
- завеша-ть — завеша-нн-ый ковром;
- расказа-ть — расказа-нн-ый случай;
- засея-ть — засея-нн-ое поле;
- зачита-ть — зачита-нн-ый отрывок.
Суффикс -енн- образует причастие от неопределенной формы глагола с основой на -и- и -чь:
- украси-ть — украш-енн-ый зал к празднику;
- побели-ть — побел-енн-ая стена;
- приклеи-ть — прикле-енн-ая афиша;
- выстрои-ть — выстро-енн-ые кубики в ряд;
- увлечь — увлеч-ённ-ый теннисом;
- сберечь — сбереж-ённ-ый на завтра.
Суффикс —т- образует страдательное причастие от основы
- глаголов с суффиксом -ну-,
- односложных глаголов или родственных слов с приставкой;
- глаголов на -оть, -ереть,
например:
- покинуть — покину-т-ый дом;
- колоть — коло-т-ый орех;
- полоть — прополоть — прополо-т-ая грядка;
- брить — бри-т-ый подбородок;
- мыть — вымыть — вымы-т-ое окно;
- поднять — подня-т-ая пыль на дороге;
- открыть — откры-т-ая дверца шкафа.
Страдательные причастия образуют краткие формы.
Видеоурок:
russkiiyazyk.ru