Демократическое общество и его признаки – Демократическое общество, признаки демократии

Демократическое общество, признаки демократии

Демократия – это такой тип государственного устройства, при котором главенствующей становится народная власть. Основные признаки демократии – это свободная воля граждан страны, их равноправие, выборная основа органов власти, подотчетность государственных органов и разделение всех структур власти.

Право – главная форма, в которой реализуются все принципы и нормы демократического устройства. Оно представлено системой законов, управляющих жизнью общества. Современное демократическое общество существенно отличается от исторической демократии. Оно основывается на политических взглядах эпохи Просвещения и Нового времени.

Существуют модели демократии, у которых есть много подвидов. В целом их насчитывается около 550. Теория данного типа устройства общества делится на большое количество концепций и целый ряд моделей, но основных, которые существуют в настоящее время, всего две – это радикально-демократическая и либерально-демократическая. Они возникли при попытке найти решение проблемы Гоббса. В чем же она заключалась? Суть ее можно представить следующим образом: человек доверил себя договору об общественном состоянии, то есть он доверил органам власти им управлять, но государство при этом должно ему гарантировать соблюдение прав. В связи с этим возник вопрос о сохранении свободы человека, живущего в конкретном обществе. Как это сделать? Ответ на этот вопрос и стоял перед властью.

Политики свободу человека видели по-разному. Либерал-демократы уверяли, что свобода – это право человека на моральную автономию. Общество выступало в этом случае как сумма всех граждан с их автономией, имеющих общий интерес. Такой вид государственной модели демократии ограничивал свободу, поскольку основывался только на законе. При этом ветви власти обязательно должны были иметь четкие границы. Примечательно, что принцип голосования основывался на результатах выбора большинства, но при этом обязательно защищались права меньшинства.

Радикально-демократические взгляды основывались на том, что человек разумный мог существовать вне общества, однако, находясь в нем, он становится социальным существом. Радикалы на первое место ставили человека публичного, который считал, что общее благо является приоритетом над законами государства, над правом. Принцип разделения властей, который приветствовали либералы, граждане радикальных взглядов отрицали.

Кроме перечисленных, в современной науке существуют и другие модели, представители которых по-разному видят, как должно развиваться демократическое общество.

Например, Й. Шумпетер считал: демократический принцип устройства нужен для того, чтобы иметь возможность принимать политические решения путем борьбы среди конкурентов за избирательные голоса, а классическая демократическая теория не придерживалась такого мнения.

Ученый и политик Д. Хелд выделил следующие признаки демократии: система индустриального общества, сильная исполнительная власть, здоровая партийная конкуренция и ограничения на принятие решений в политике.

Э. Дауне считал, что признаки демократии обязательно должны присутствовать в процессе управления, а именно при выборах, в образованных коалициях, в партийной борьбе за голоса избирателей, в невмешательстве избранной партии в использование прав оппозиции.

Несмотря на то, что существует много ее моделей, можно выделить основные признаки демократии в обществе: разнообразие взглядов и интересов граждан, свободный доступ к партийным формированиям, свободное избирательное право, контроль над работой правительства, учет мнения большинства при соблюдении интересов меньшинства и мирное решение конфликтов.

fb.ru

Что такое демократическое общество — Сам от себя. From itself

Чем больше человек живёт и развивается, тем больше у него возникает вопросов о смысле жизни и его роли в обществе. При этом термин «общество» согласно философскому словарю, трактуется как, «форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. При этом человеческое общество характеризуются моделью отношений социальных отношений между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами».

Общество имеет много разновидностей по различным параметрам: зрелое и незрелое, свободное и несвободное, а также по другим критериям. Одновременно наиболее развитым считается форма демократического общества. Так согласно энциклопедическим словарным источникам: «Демократическое общество — это свободное общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина. Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее бесчисленные пути и способы своего проявления. Она отнюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или государства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы — экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычно говорят и о соответствующих видах демократии. Демократия не может быть сведена только к какой-либо одной из сфер жизни общества, точно так же, как она не может рассматриваться исключительно лишь в каком-либо одном из своих проявлений. Она не может проявляться, например, только в качестве особого политического и государственного режима, т.е. совокупности методов осуществления власти или в качестве формы организации государства и отдельного государственного или общественно-политического института. Она выступает в самых различных своих качествах и проявлениях. В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти — народу — демократия выступает как максимальное про явление его воли, устремлений и интересов, их характеристика».

Основополагающими признаками демократического общества принято считать:
– Осуществление в государстве всеобщего, равного избирательного права.
– Равноправие граждан при осуществлении их политических интересов, соблюдение свободы слова, свободы мнений, собраний.
– Формирование и осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства населения.
– Формирование органов государственной власти, как правило, путем свободных прямых выборов.
– Наличие в обществе партий, политических объединений, движений и т.д., которые выражают интересы различных групп населения.
Относительно признаков у меня есть некоторые возражения относительно того, что согласно словарям понятие «признак» имеет разные значения. Так в математике, логике — это условие для достижения определённой цели.
Ну, а в гуманитарных и общественных науках термин «признак» употребляется, как описание фактов, позволяющих согласно существующей теории, сделать вывод о наличии интересующего явления.
По моему глубокому убеждению, наличие факторов и их описание не в полной мере охватывает понятие условий, обеспечивающих описание всех аспектов наличия такого понятия, как демократическое общество.
Мне представляется, что должны быть не признаки, а принципы данного понятия. Вот, если обратиться к словарным источникам, то слово принцип исходит от лат. principium – основа. Что означает, во-первых, начало основных, исходных, положений какой-либо теории, и её основных правил деятельности. Во-вторых, установление уже имеющихся и укоренившихся социальных, экономических, правовых, а также других социальных норм.
Насколько мое суждение обосновано и жизнеспособно, не мне судить, пусть этим занимаются учёные. Для меня важно с точки зрения рядового обывателя понять, почему принципы не срабатывают социальной жизненной практике.
Вот начнем с всеобщего избирательного права, казалось чего проще, каждый гражданин имеет право избирать органы народовластия и быть избранным. Но на практике почему-то так не получается по разным причинам. Может быть несовершенным законодательство, где есть прямые запреты на голосование некоторой части населения. Примером может служить Латвия, где 13% жителей являются негражданами, лишенными избирательных прав. Примерно аналогичная ситуация в Эстонии. Дикость, но, тем не менее – это реальность. Но почему-то в странах с развитой демократией, я имею в виду матушку Европу и США, стараются этого не замечать. При этом они считают избирательное право, чуть ли не главной базовой общечеловеческой ценностью. Парадокс, не правда ли!
Не очень все гладко с равноправием граждан на выборах. Так, вроде смотришь со стороны то как-то и нормально. Реализуются гражданские интересы и политические права, на собраниях выдвигаются не ангажированные кандидатуры. Но со стороны, а, если чуть-чуть поглубже начинаешь разбираться, то получается, то получается совсем не так. Всё просто куплено или, говоря иначе, следует сказать, всё проплачено: собрания, кандидаты, предвыборная агитация, осуществляется нанятыми политтехнологами, отсюда вывод, что простому смертному никогда не избраться, даже, если есть значительная народная поддержка.
В этой связи необходимо отметить, что идеальной и справедливой выборной системы, в принципе, быть не может. Но господа политики США, считают, что такая система есть, разумеется, они имеют в виду свою собственную эталонную систему президентских выборов. Там, правда, нет прямого голосования, все через выборщиков. А, уж сколько голосов они предоставят не очень понятно, разобраться не получается, они не допускают но сами лезут и критикуют других. Такова исключительность общества, как сказал их Президент Барак Хуссейн Обама-младший. У меня всё больше и больше складывается впечатление, что граждане Соединённых Штатов так долго мечтали иметь президента из афроамериканцев, что, выбрав такового, очень сильно сожалеют. Во всяком случае, об этом говорят их социологические опросы.
Не простая ситуация в формировании и осуществлении государственной власти, во главе угла которой должна быть воля большинства населения. Здесь, вне всякого сомнения, воля есть, но большинства населения, а скорее меньшинства, причём значительного. Я имею в виду элиты, прежде сего олигархические. Ведь не зря говорят, что у кого деньги, тот и заказывает музыку. Полагаю, что в этом никто не сомневается.
Противоречивым остается вопрос в формировании органов государственной власти, как правило, путем свободных прямых выборов. Здесь ключевым моментом является «как правило». С учётом этого при формировании властных структур возникает много противоречий. Так, как только начинается предвыборная гонка значительная часть кандидатов, обладающих немалой финансовой прочностью, раздает обещания направо и налево, понимая, что заведомо не выполнимы, но желание попасть в выборные органы власти – это неприкосновенность, что обеспечивает вседозволенность. Иначе говоря, можно делать всё и за это ничего не будет. Поэтому кандидаты в депутаты готовы покупать голоса своих потенциальных избирателей.
Много проблем и с наличием в обществе партий, политических объединений, движений и т.д., которые выражают интересы различных групп населения. Так в предвыборной гонке каждая партия обещает многое сделать, многим помочь. Однако после выборов депутаты помелькают месяц, другой в средствах массовой информации, а затем исчезают из поля зрения своего избирателя. Мало того, по телевизору, время от времени, появляются кадры, наши избранники спят на заседаниях, а иногда выступают с такой законодательной инициативой, что невольно задаешь себе вопрос: а вполне ли они (депутаты) адекватны.
Таким образом, получается, что принципы демократического общества в социальных жизненных реалиях не в полной мере создают возможности реализации обеспечения общечеловеческих ценностей, как для всего общества в целом, так и для к конкретного человека в частности. Соответственно, нет и атмосферы уважения к правовым традициям и законам, а также к общегуманистическим идеалам.
Мне представляется, что демократия в обществе – величина не постоянная, зависящая от внешних и внутренних факторов. Особенно в наше время, когда при помощи хорошо развитых информационных технологий, можно «перевернуть мозги» любому обществу, в любой стране. Примеров тому немеренно. Так в экспорте «демократических ценностей» преуспевают США. Мы являемся свидетелями событий в Ливии, Ираке, Сирии, Египте, Йемене и, наконец, в Украине. К большому сожалению, вывоз свободы по-американски кроме коллапса ничего не приносит. Здесь понятно, что демократия просто предлог, на самом деле госдеп преследует конкретные экономические цели, которые никак не связаны с освобождением этих стран от авторитарных режимов.
Между тем каждое отдельно взятое общество эволюционирует с учётом своего социально-экономического и культурного феномена. Вполне очевидно, что процессы развития общества проходят по-разному. Порой встречаешь парадоксальные вещи. Так сегодня на африканском континенте можно встретить немало племён, находящихся на уровне первобытнообщинной стадии развития. Кстати, и в южной Америке такое тоже можно встретить.
Однако к прискорбию приходится отмечать, что нынешняя человеческая цивилизация достигла такого уровня, что накопившееся оружие способно уничтожить Землю несколько раз, а космические корабли уже ни одно десятилетие летают в космос. Не за горами возможные полеты на другие планеты. Это делается не только с научно-познавательной точки зрения, но и с утилитарной, ведь количество полезных ископаемых уменьшается.
Вот эта борьба за подземные богатства заставляет мировые державы, прежде всего США, которая считает себя мировым лидером, говоря более точно, хозяином Мира, и никак иначе, пытается и реально устанавливать свои демократические порядки во всех странах через своих агентов влияния.
В этой связи наиболее показательным является пример деятельности бывшего посла США в России Майкл Макфол личность, весьма не ординарная с точки зрения дипломатии. Странное назначение на должность посла человека, который весьма далек от того, чем ему придется заниматься на данной должности. Впрочем, для штатов, такое в порядке вещей. Там после удачно завершившихся выборов принято раздавать должности тем, кто помогал Президенту избраться.
Майкл активно помогал Обаме избраться и был назначен послом в Россию, где «не всё в порядке с демократией и правами человека». Являясь большим специалистом в вопросах демократии в обществе (кстати, он таковым считается) и, не желая заниматься своими прямыми должностными обязанностями, он стал пропагандировать какой должна быть демократия в России. Так в его понимании у нас отсутствует свобода слова, неправильно выстроена избирательная система, авторитарная система власти. Он встречался с оппозицией, выступал перед студентами, рассказывая о преимуществах прав и свобод в США.
Мне, как рядовому обывателю, не понятно, почему госдеп, «исключительной страны», по определению Обамы, выражаясь фигурально, лезет в чужой дом. Неужели Россия, которая имеет тысячелетнюю историю, что не идет ни в какое сравнение с историей Соединенных Штатов Америки, не в состоянии разобраться в том, как строить свое гражданское общества с учетом демократических принципов. Кроме того, почему госдеп, считая свое общество самым организованным, где немеренно своих проблем, не только поучает других, но и навязывает свои стандарты свободы, я имею в виду распространие по всему миру регистрацию однополых браков. Понятно там людям они нравятся и тысячи граждан этого «исключительного государства, просто задыхаются от счастья. Мне представляется, что такие люди, и их, видимо, там не мало, не очень адекватны, мягко выражаясь. Так можно заключать браки человека с животными и с электрокуклами, а, чего не сделаешь ради свободы. Однозначно – это патология, так считают немало людей, которые считают себя не ангажированными и адекватными.
Вполне очевидно, что каждая страна, с разным уровнем развитием общества и его институтов, имея свою самобытность, в состоянии определить свои пути развития без чей-то указке из вне. При этом эта, с позволения сказать, как было отмечено выше, свобода кроме людского горя ничего не приносит. Пример тому Украина, когда теперь все там прекратится никому не известно.
Между тем, нашему поколению, жившему во время ещё СССР, не понаслышке известно, что такое тоталитарный режим, когда все жили только по линейке, определённой идеологическими постулатами. Тогда разговаривать о том, что сейчас по средствам массовой информации можно было на кухнях. Сейчас по телевизору, радио, Интернете, в газетах и журналах, можно услышать и увидеть столько гадостей, включая маты, которые мне приходилось внимать в местах ни столь отдалённых, а сейчас этим «солёными и легкими выражениями» бравируют некоторые поэты, политики и писатели. Разве, это не свобода, да куда уж, больше?
Я, как рядовой обыватель убеждён, что понятие «демократия», предполагает свободное выражение мыслей и убеждений, но при этом, не нанося вреда и оскорблений тем людям, для которых существуют иные духовные ценности, на пример религиозные убеждения. Нельзя глумиться над святыми чувствами других.
Я не хочу жить под доминирующим влиянием Американской мессии, если моим согражданам не нравится жить в нашем государстве, то никаких проблем, ведь можно просто уехать туда, где нравится, слава богу, государств в Мире хватает.
Говоря о власти, здесь я абсолютно убеждён, что справедливая власть в любом государстве, даже, где демократия на самом высочайшем уровне, а таковым на сегодняшний день следует считать США, с учётом оценок представителей их же элиты, может существовать только в теории или в другой жизни. При этом отмечу, что честному человеку трудно жить при любой власти, ибо в социальных реалиях все равно находятся люди, всегда чем- или кем-то недовольные.


Иван Арионович Ким гвардии рядовой обыватель.

ivankim.ru

Демократическое общество — Мегаобучалка

Понятие демократии.Демократия — это такой тип поли­тической организации общества, при которой власть осущест­вляется через прямое народовластие (референдум) либо через представителей, избираемых народом, т. е. на основе пред­ставительной демократии (например, выборы депутатов пар­ламента). Целью демократического правления является до­стижение баланса интересов различных социальных групп.

Представительная демократия является более распро­странённой, чем референдум. Посредством демократических выборов в органы власти различные социальные группы определяют своих представителей, которые будут защищать их интересы. Из-за больших размеров многих государств, а также необходимости решения вопросов, требующих про­фессиональной подготовки, регулярное прямое голосование граждан невозможно или неэффективно. В современном ми-134

ре референдум как форма прямой демократии используется в особых случаях, как правило, при определении дальнейшего развития государства либо при решении принципиально важных для общества вопросов. В остальных случаях власть осуществляется представительными органами — парламен­тами, собраниями, советами, которые формируются населе­нием на выборах.

Основные признаки демократического устройства совре­менного общества:

• осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства населения;

• формирование органов государственной власти, как правило, путём свободных прямых выборов;

• осуществление в государстве всеобщего равного изби­рательного права;

• равноправие граждан при осуществлении их поли­тических интересов, соблюдение свободы слова, свободы мнений, собраний и других политических свобод;

• наличие в обществе партий, политических объедине­ний, движений и т. д., которые выражают интересы раз­личных групп населения.

Парламентаризм как форма представительной демо­кратии.Парламентаризм — система организации верхов­ной государственной власти, которая характеризуется раз­делением законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) властей при ведущей роли в этой системе парламента.



Парламент (от фр. parler — говорить) — это государствен­ный орган. В прошлом он ограничивал власть короля, изда­вая законы. Родиной парламента является Англия. Позднее парламенты возникли во Франции, Испании. В современном мире парламент, орган представительной власти, носит раз­личные названия — конгресс, совет, народное собрание, дума, национальное собрание и т. д. Но основная функция его оста-

Заседание английского парламента 136

ётся прежней — принятие законов. В мире широкое распро­странение получил двухпалатный парламент, в котором есть верхняя и нижняя палаты. В федеративных государствах (и в некоторых унитарных) парламент всегда двухпалатный.

В парламенте, центре государственной жизни, обычно идёт борьба за власть между партиями. Партия, которая имеет в парламенте большинство голосов, становится поли­тически господствующей. Правительство формируется пар­ламентом из числа членов партии, которая имеет большин­ство в парламенте. Парламент не только принимает законы, но и заслушивает отчёты правительства о его деятельности. Парламент имеет право отправить министров в отставку.

Правовое государство и гражданское общество.В де­мократическом обществе государство является правовым. Концепция правового государства базируется на следующих принципах и идеях.

Принцип верховенства (господства) права. Верховен­ство права означает ограничение государства правом, подчи­нение всех его органов праву. Право должно быть прогрес­сивным, гуманным, справедливым. Право обычно находит отражение в законах, которые приняты в соответствии с демократическими процедурами.

Верховенство права предполагает равенство всех граж­дан перед законом и судом, реальность их прав и свобод, а также эффективный судебный механизм защиты этих прав. Это означает независимость суда, принятие судебного реше­ния в соответствии с законом, неукоснительное исполнение этого решения.

Принцип разделения властей — это основа организации и деятельности правового государства. Он предполагает раз­граничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное разделение обеспечи­вается специальным механизмом сдержек и противовесов. Благодаря такому механизму каждая ветвь власти воздей­ствует на другую, ограничивая её. Например, в некоторых странах парламент имеет право избирать президента, а пре­зидент соответственно обладает правом в строго оговорённых случаях распустить парламент. Тем самым обеспечивается

независимость президента от парламента, достигается ба­ланс власти.

Во многих государствах у президента есть право вето — право не подписывать закон, который принял парламент, и возвратить этот закон в парламент на повторное рассмот­рение. В таком случае для принятия закона уже недоста­точно согласия простого большинства членов парламента, а требуется квалифицированное большинство, практически полное согласие парламента. Действует механизм сдержек и противовесов и при назначении главы исполнительной власти, например премьер-министра. Так как это важная фигура на политической арене государства, она должна быть компромиссной: и парламент, и президент должны быть согласны с выдвинутой кандидатурой. Во многих го­сударствах предусмотрено назначение премьер-министра с участием и президента, и парламента.

Идея гражданского общества как социальной основы правового государства.Гражданское общество представля­ет собой добровольно сложившуюся систему экономических, политических, социальных, культурных связей между людь­ми. Группы людей, организованные ими самими, без уча­стия государства, составляют основу гражданского общест­ва. Этими группами могут быть массовые движения, партии, общественные объединения, клубы по интересам, домовые комитеты, органы местного самоуправления, религиозные общины, хозяйственные корпорации, семьи — любые ячей­ки социального организма, для существования которых не требуется непосредственного управляющего воздействия со стороны государства. Отношения между государством и данными общностями людей регламентируются чётко определёнными правовыми нормами.

В настоящее время в конституциях многих государств, в том числе Республики Беларусь, отражены идеи и прин­ципы правового государства. В соответствии с теорией правового государства права и свободы каждого человека должны реализовываться так, чтобы они не нарушали прав и свобод других людей. Так, участники дорожного движе-

ния должны соблюдать все правила, не мешать движению и не создавать помех транспортным средствам. В любых отношениях между людьми должен соблюдаться этот же принцип. Например, тому, кто принимает гостей, устраи­вает шумную вечеринку, следует помнить о праве соседей на тишину после 23.00. Подобные ограничения должны быть оформлены правовым способом, т. е. закреплены в законе. Все правовые процедуры, будь то наложение адми­нистративного взыскания или выборы депутата, детально регламентируются.

Итак, гражданское общество — это система негосудар­ственных общественных отношений и институтов, дающая человеку возможность реализовать его гражданские права, выражающая его потребности, интересы и ценности.

Несходство интересов и потребностей социальных и поли­тических субъектов довольно часто приводит к конфликтам. Снимать остроту противоречий между субъектами граждан­ского общества, создавать социальную гармонию призва­но главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет в полной мере демократическим.

Права человека.В трактовке прав человека можно вы­делить различные подходы. Теория естественного права рассматривает права человека как естественные, неотчуж­даемые, принадлежащие каждому от рождения, не зави­сящие от государства. Государство должно только обеспе­чивать эти права, помогать в их реализации. Позитивная теория права, напротив, рассматривает права человека как дарованные ему государством.

Демократическими государствами мира воспринята тео­рия естественного права. Эта модель прав человека закреп­лена и в Конституции Республики Беларусь.

Важнейшим документом в области прав человека явля­ется Всеобщая декларация прав человека, принятая Гене­ральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот день во

всём мире отмечается как День прав человека. Кроме того, широко известны два знаменитых пакта — Международный пакт о гражданских и политических правах и Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые под эгидой ООН. Стороной этих пактов является и Республика Беларусь.

В Европе действует Европейская конвенция по защи­те прав человека и основных свобод. На базе конвенции работает Европейский суд по правам человека, который обеспечивает соблюдение государствами, подписавшими конвенцию, предусмотренных в ней прав и свобод.

К основным личным, гражданским и политическим правам можно отнести: право на жизнь; право на защиту от пыток, жестокого, бесчеловечного, унижающего достоин­ство обращения и наказания; право на защиту от рабства и принудительного труда; право на свободу и личную непри­косновенность; право свободно передвигаться и выбирать место жительства; право покидать свою страну и возвра­щаться в неё; право на справедливое судебное разбиратель­ство; право на защиту от наказания, не предусмотренного законом; право на равную защиту закона без какой-либо дискриминации; право на свободу мысли, совести и рели­гии; право на свободу выражения собственного мнения и получение информации; право на мирные собрания и ас­социации; право на уважение частной и семейной жизни; право участвовать в ведении государственных дел непосред­ственно или путём участия в свободных выборах.

Основные экономические, социальные, культурные права следующие: право на защиту собственности, право на труд и справедливые и благоприятные условия труда, право на социальное обеспечение, право на образование.

Согласно статье 2 Всеобщей декларации прав человека каждый должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цве­та кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхожде­ния, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия между людьми 140

на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек при­надлежит. Ограничения прав и свобод возможны только в строго оговорённых случаях, и эти случаи должны быть перечислены в конституции государства или в законе.

Правовым является такое государство, в котором обе­спечивается верховенство закона, равная ответственность всех перед законом, чёткое разделение властей, гарантиро-ванность прав человека и достаточно высокая правовая куль­тура населения.

Вопросы и задания

1.Что такое демократия? 2. Чем характеризуется парламента­ризм? 3. Перечислите признаки правового государства. Раскройте их суть. 4. Какова главная цель гражданского общества? 5. Как осущест­вляются взаимоотношения между гражданским обществом и демокра­тическим государством? 6. Можно ли поставить знак равенства между гражданским обществом и обществом в целом? Почему? 7. Каковы основные права человека? Чем гарантируется их выполнение?

megaobuchalka.ru

4.5 Демократия, её основные признаки и ценности

Видеоурок:  

Лекция:  

Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» греческого происхождения, означающее «власть народа», стало сегодня самым популярным во всех странах мира.

Демократия – это политический режим, признающий источником власти волю народа.

Признаками демократического режима являются:

  • Народовластие – народ выбирает президента страны и депутатов, формирующих законодательный орган государства (парламент). Избранные органы власти действуют во благо и в интересах народа. Народ обращается в органы государственной власти с предложениями, заявлениями, жалобами; организует митинги, демонстрации и тем самым участвует в управлении государством.
  • Верховенство закона – действия всех граждан и групп основаны на законе и не нарушают его.
  • Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
  • Парламентаризм – разделение полномочий парламента (законодательной власти) и правительства (исполнительной власти) при преимуществе парламента, формирующего правительство из парламентского большинства (членов партий, которые по результатам выборов заняли большее число мест в парламенте).
  • Высокая степень реализации всех прав и свобод граждан, их гарантированность.
  • Многопартийность и плюрализм. Многопартийность означает, что в государстве существуют правящая и оппозиционные партии. Плюрализм – признание множественности мнений, идеологий. 
  • Всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
  • Правовое государство и гражданское общество.
  • Рыночная экономика, свобода конкуренции и ценообразования.
  • Многообразие форм собственности: частной, муниципальной, государственной и иных форм (например, в РФ к иным формам относятся собственность профсоюзов, собственность религиозных организаций).

Высшими ценностями демократии являются человек, его жизнь, права и свободы, честь и достоинство; равноправие и законность; гласность и открытость; плюрализм.

Формы демократии

Впервые демократия возникла в городах-государствах Древней Греции и Древнего Рима, в которых законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежали собранию всех граждан. Политический или иной вопрос решался прямым голосованием (выкрикиванием) граждан. Участвовать на собрании и голосовать не могли женщины, дети, рабы и неграждане (метеки, то есть иностранцы). 

На сегодняшний день существуют две формы демократии: 

  • прямая, когда граждане непосредственно инициируют, принимают и исполняют решения. Примеры прямой демократии: сход жителей села или города, референдум, выборы, обращения в органы государственной власти и др.

  • представительная, когда граждане опосредованно участвуют в решении государственных вопросов, через избранных представителей. Примеры представительной демократии: принятие законов или государственного бюджета парламентом, выдвижение народом своих представителей в кандидаты на должности государственной власти или МСУ, формирование состава правительства парламентом и др.


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Политические режимы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Демократия»

Интеллект-карта по обществознанию №52

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь


Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

cknow.ru

Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии — Конституционное право

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей — выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

jurkom74.ru

Ценности демократии. Принципы и признаки демократии

Понятие «демократия», дословно означающее «власть народа», возникло ещё в античности. На сегодняшний день это самый распространённый политический режим в мире. Однако, до сих пор не существует чёткого определения демократии. Разные специалисты делают упор на отдельных составляющих этого понятия: власть большинства, права и свободы человека и гражданина, равенство и т. д. Каковы же принципы и ценности демократии? Что означает это слово? Попробуем разобраться в данной статье.

Понятие демократии

Как уже было отмечено, у историков нет единого мнения на этот счёт. Значение слова «демократия» нужно рассматривать с нескольких сторон:

  1. В наиболее широком смысле этот термин означает систему общественного устройства, которая основывается на принципе добровольности всех сфер жизнедеятельности людей.
  2. В более узком смысле данное понятие представляет собой политический режим государств, при котором все граждане обладают равными правами, в отличие от того же авторитаризма или тоталитаризма.
  3. Суть демократии можно определить и в создании идеальной общественной модели, которая будет основываться на принципе равноправия.
  4. Это понятие может означать и социальное движение, к которому призывают программы политических партий.

Демократия, её основные ценности и признаки составляют основу современного государства, и поэтому необходимо понимать значение этого слова.

Признаки демократии

Каждое государство, независимо от формы правления и политического режима, отличается определёнными признаками. Основы демократии состоят в следующем:

  • Народ должен выступать в качестве единственного источника власти в государстве. Она выражается в том, что каждый гражданин страны имеет право участвовать в выборах представительных органов, организовывать референдумы или любым другим способом реализовывать право на власть.
  • Обеспечение прав человека и гражданина. Ценности демократии состоят в том, что права людей не просто провозглашаются, а реализовываются на деле.
  • Любые решения принимаются большинством, а меньшинство должно им подчиниться.
  • На первый план выходят методы убеждения, компромисса, полный отказ от насилия, агрессии, принуждения.
  • Демократия предполагает осуществление законов правового государства.

Основные принципы власти народа

Главные ценности демократии включают в себя пять пунктов:

  1. Свобода. Это касается всех сфер жизни. От сохранения возможности народа изменять конституционный строй до реализации прав каждого человека. Свобода выбора и слова являются основополагающими принципами этого политического режима.
  2. Равенство граждан. Все люди, независимо от пола, возраста, цвета кожи, занимаемого служебного положения, равны перед законом. Здесь не может быть никаких ограничений и исключений.
  3. Выборность представительных органов власти. Государство должно обеспечить их сменяемость, а также гарантировать человеку осуществление его избирательного права.
  4. Принцип разделения властей. Ценности демократии не будут иметь смысла без этого положения. Во избежание превращения власти в средство подавления свобод человека существует разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.
  5. Общественный и политический плюрализм. Он предполагает множественность мнений и различных объединений, а также партий. Всё это даёт новые возможности гражданам участвовать в общественной и политической жизни страны.

Административные единицы

Государству для осуществления этого политического режима нужны определённые институты. Они по-своему уникальны и для каждой страны разные. Существует несколько классификаций, благодаря которым можно определить некоторые базовые институты, которые необходимо для достижения настоящей демократии.

Реализация режима зависит, прежде всего, от количества населения и размеров территории. Здесь более предпочтительными смотрятся небольшие административные единицы. В маленьких группах проще организовать дискуссию, чтобы решить какой-либо вопрос. Люди активнее могут оказывать непосредственное воздействие на политику страны. С другой стороны, крупные административные единицы дают больше возможностей для обсуждений и решения проблем. Отличным выходом из данной ситуации станет разграничение административных и общественных единиц на разных уровнях.

Достоинства и недостатки власти народа

Как и другие политический режимы, демократия имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам можно отнести следующие моменты:

  • ценности демократии помогают искоренить деспотизм и тиранию;
  • осуществляется защита интересов граждан;
  • органы власти получают наиболее полную информацию от населения;
  • каждый человек имеет права и обязанности, и государство гарантирует их исполнение;
  • политические решения принимает народ, тем самым возлагая на себя моральную ответственность;
  • только при демократии возможно политическое равенство;
  • по статистике, страны с этим политическим режимом более богаты и успешны, а также уровень морали и человеческих отношений у них намного выше, нежели в других государствах;
  • демократические страны практически не воюют друг с другом.

Теперь рассмотрим недостатки данного режима:

  • Демократия, её основные ценности и признаки служат определённым кругам общества, позволяя им достигать своих целей за счёт других людей.
  • Возможно появление диктатуры большинства над меньшинством.
  • Основой этого политического режима является свобода слова человека. У людей много мнений, поэтому возникают разногласия, способные подорвать авторитет власти.
  • Все люди в стране могут принимать решения, независимо от их компетенции и знаний, что может негативно отразиться на итоговых результатах.

Заключение

Главные ценности демократии должны соблюдаться в каждом государстве с этим политическим режимом. Она поддерживает гражданское общество. Это означает, что соблюдаются права и свободы людей, проживающих на территории государства. Также этот режим, по сравнению с другими, создаёт более стабильную обстановку в стране. Таким образом, можно сказать, что для современного общества демократия представляется идеальным политическим устройством, потому что при ней сохраняется свобода слова и принцип равенства людей.

fb.ru

Признаки демократии: ее ценности

Демократия является особенной формой правления, при которой политические решения принимаются большинством граждан. В качестве политического режима демократия характеризуются народовластием. К примеру, Российская Федерация является демократическим государством, так как согласно конституции РФ, единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Чтобы лучше уяснить понятие демократии, надо узнать, что присуще данному типу политического режима. Характеристики демократии, признаки демократического государства:

  • Юридическое равноправие гражданин государства. Каждый гражданин демократического государства имеет равные возможности (в теории) для того, чтобы принимать участие в политической жизни общества.
  • Принятие решений по принципу большинства. В демократическом обществе представлены интересы большинства.
  • Меньшинству дана возможность выражать оппозиционную точку зрения.
  • Народ признан единственным возможным источником власти.
  • Политический плюрализм. Существуют многочисленные партии, общественные движения и объединения, каждое из них предоставляет множество выборов развития общества.
  • Правовое государство. Его построение возможно только при условии верховенства права, соблюдении естественных прав человек. В правовом государстве все равны перед законом. «Закон суров, но справедлив» — как говорил Цицерон.
  • Разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную, чтобы слишком много власти не скапливалось у одной группы лиц, чтобы не образовалась диктатура.
  • Проведение выборов для избрания управляющих государством. К примеру, должность президента РФ является выборной. Это пример демократического режима в современном российском государстве. Государственная Дума также комплектуется по итогам выборов.
  • Проводится демократизация образования.

Если соблюдены эти признаки демократического государства, то общество лучше и активнее развивается.

Виды демократии

Существуют два вида демократии: прямая демократия и представительная демократия. Прямая демократия является таким видом организации общества, в котором народ есть власть, принимающая все решения о развитии общества. Пример из истории великой демократии в Афинах: когда персы вторглись в Грецию, афиняне собрались на площади, где надо было принять решение, как противостоять захватчикам. Фемистокл предложил потратить деньги на борьбу с персами. Жители спорили, но все-таки выбрали вариант Фемистокла. Был собран флот, который сокрушил персов.

Не стоит и идеализировать понятие демократии в Афинах. Правом голоса обладали лишь мужчины, являвшиеся коренными афинянами.

Афинская демократия имела такой минус: демагоги (с греческого переводится «заискивающий у народа») часто склоняли людей на свою сторону, использую популистские лозунги. Слово «популизм» происходит от слова «народ». Апеллировать громкими словами к народным нуждам – вот популизм и демагогия. Афинская демократия породила и эти негативные явления.

В современном обществе не существует прямой демократии. Народ не принимает самостоятельные решения, а делегирует полномочия законно избранным представителем. Приведем пример: в РФ граждане не занимаются законотворчеством самостоятельно, они избирают депутатов в Госдуму, которая занимается законотворчеством. Плюс такого режима заключается в том, что государственными делами занимаются профессионалы. А минус в том, что качество работы народных избранников может быть низким.

Демократия, ее основные ценности и признаки

Демократия может сочетаться либо с рыночной, либо со смешанной экономикой. Чтобы понять, почему демократический режим нельзя совместить с экономическим планированием, надо узнать основные ценности демократии.

Ценности демократии:

  1. Человек. Человеческая жизнь.
  2. Свобода и личная неприкосновенность.
  3. Неотчуждаемые права.
  4. Индивидуализм.
  5. Демократизация образования. Уважение личности ученика, предоставление учащимся большей свободы в образовании. Демократизация образования активно ведется в современном российском обществе.
  6. Позитивное отношение к частной собственности.

Демократия и экономика. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Последний признак не укладывается в модель плановой экономики. Там единственным заказчиком и производителем является де-юре государство.

Существуют различные подходы касательно роли государства в рыночной экономике. Политика либертарианства отводит государству роль «ночного сторожа». Государство лишь устанавливает правила рыночной игры и следит за тем, чтобы они исполнялись, наказывает преступников.

В настоящее время признана концепция смешанной экономики в демократическом режиме. Функции государства в такой модели:

  1. Государство препятствует тому, чтобы образовывались предприятия-монополисты, захватывающие рынок.
  2. Делает государственные заказы в тех сферах, в которых не заинтересован предприниматель: развитие науки, оборонная промышленность.
  3. Защищает незыблемость права собственности.
  4. Разрешает экономические споры.
  5. Препятствует тому, чтобы бизнесмены вели экологически вредное производство.

Волеизъявление граждан в демократическом режиме

Как было оговорено ранее, демократия есть власть большинства, где меньшинство имеет право выражать оппозиционные идеи. Возможны следующие формы политического участия граждан:

  • Голосование. Проведение выборов, избрание президента и государственной думы – явные проявления демократии.
  • Свободное выражение своих мнений, использование свободных СМИ.
  • Участие в законных митингах, стачках, забастовках, демонстрациях и других формах выражения недовольства.
  • Пассивное и активное избирательное право. Когда в стране демократия, каждый гражданин может и избирать, и быть избранным наравне с другими.

Демократия имеет свои минусы: мнением народа можно манипулировать, точка зрения меньшинства может игнорироваться, решения народа могут быть неверными. Но при всех минусах демократия обеспечивает равные права для всех, свободу экономической, творческой, производственной и иной деятельности, предоставляет неотчуждаемые естественные права, дает возможность для вполне справедливого волеизъявления и проведения честных и открытых выборов.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

0 comments on “Демократическое общество и его признаки – Демократическое общество, признаки демократии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *