Дикорастущие растения окружающий мир – Дикорастущие и культурные растения. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

Дикорастущие и культурные растения. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

На данном уроке мы узнаем с вами, что такое дикорастущие и культурные растения, чем они друг от друга отличаются и какими они бывают.

Тема: Природа

Урок: Дикорастущие и культурные растения

Как вы думаете, чем ель отличается от яблони?

Рис. 1. Ель (Источник)

 

Рис. 2. Яблоня (Источник)

Ель растет в лесу, а яблоня – в саду, и за ней ухаживает человек.

Чем похожи мать-и-мачеха и помидор?

Рис. 3. Мать-и-мачеха (Источник)

Рис. 4. Помидор (Источник)

Это травянистые растения. А чем они отличаются? Помидоры растут в огороде, и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.

Все эти растения можно разделить на две группы:

1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения.

2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими.

Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.

Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?

В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Древний человек собирал плоды, семена и корни различных растений и те, которые ему нравились, он высаживал рядом со своим домом. Чтобы плоды вырастали вкуснее и крупнее, человек ухаживал за растениями. Растения привыкали к заботе о себе и изменялись. Так на земле и появились культурные растения.

Культура – в переводе с латинского означает «возделывание», «обрабатывание».

Давайте поближе познакомимся с дикорастущими растениями. К ним относятся деревья, кустарники и травы, которые растут везде, сами по себе.

Рис. 5. Крапива (Источник)

Рис. 6. Береза (Источник)

Рис. 7. Ромашка (Источник)

Рис. 8. Орешник (Источник)

Рис. 9. Василек (Источник)

Васильки называют сорняками, потому что на поле они мешают расти хлебу. Несмотря на это, васильки – очень красивые цветы, и люди издавна любят их собирать и плести из них венки.

Культурные растения тоже делятся на 3 группы – деревья, кустарники и травы.

Рис. 10. Груша (Источник)

Рис. 11. Малина (Источник)

Рис. 12. Огурец (Источник)

Что объединяет следующие 3 картинки?

Рис. 13. Рожь (Источник)

Рис. 14. Пшеница (Источник)

Рис. 15. Овес (Источник)

Все это зерновые растения. Они растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Слива, груша и персик – это фрукты. Они растут в саду. Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только деревья, но и кустарники, и даже травы.

Рис. 16. Слива (Источник)

Рис. 17. Груша (Источник)

Рис. 18. Персик (Источник)

Рис. 19. Смородина (Источник)

Рис. 20. Малина (Источник)

Рис. 21. Клубника (Источник)

На полях и огородах растут овощи. Эти растения называют овощные.

Рис. 22. Лук (Источник)

 

Рис. 23. Картофель (Источник)

 

Рис. 24. Кабачки (Источник)

Из льна и хлопка делают ткань. Такие растения называют прядильными.

Рис. 25. Лен (Источник)

Рис. 26. Хлопок (Источник)

Рис. 27. Тюльпан (Источник)

Рис. 28. Роза (Источник)

Рис. 29. Гвоздика (Источник)

Обобщим полученные знания в диаграмме:

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей (Источник).
  2. Slideboom.com (Источник).
  3. Xvatit.com (Источник).

interneturok.ru

виды, названия, отличие от культурных

Мир растений на планете Земля очень разнообразен. В процессе многовековой эволюции они приспособились к произрастанию в разных условиях: выживают в северных районах с холодным климатом, в пустынях, где практически нет осадков. В данной статье речь пойдет о дикорастущих растениях, которые бывают разными. Это и травы, и злаки, и кустарники. Одни из них обладают красивым внешним видом, другие приносят пользу человеку, а третьи представляют собой опасные сорняки, приносящие вред садово-огородным культурам.

Какие растения называются дикорастущими

Это те виды, которые распространяются самосевом или порослью без участия и вмешательства человека. Этим растениям не нужно создавать специальные условия. К жизни в естественной среде они приспосабливаются сами. Культурные виды растений появились значительно позже дикорастущих. За ними человек ухаживает, чтобы получить хороший урожай. Он их сеет, удобряет, поливает, пропалывает, рыхлит почву, в которой они растут.

Дикоросы обладают большой энергетической ценностью, поэтому в настоящее время все больше находят применение в качестве добавок в пищу или как самостоятельное блюдо. Дело в том, что они не боятся химизации сельскохозяйственных угодий, после которой почва содержит большое количество ядов и нитратов.

Если это изначально неядовитое растение, отравиться им невозможно, как многими овощами, для выращивания которых применяются повышенные дозы различных химических удобрений. Вот небольшой список названий дикорастущих растений, которые можно употреблять в пищу:

  • Крапива.
  • Хвощ.
  • Щавель.
  • Душица.
  • Зверобой.
  • Мята.
  • Малина.
  • Смородина.
  • Чабрец.
  • Хмель.
  • Подорожник.
  • Цикорий.
  • Лопух.
  • Сныть.
  • Медуница.
  • Клевер.
  • Дудник.
  • Иван-чай.

При заготовке трав нужно соблюдать осторожность. Если по каким-то причинам отличить полезные травы от других невозможно, лучше их не собирать, они могут нанести вред вашему здоровью.

Классификация

Все растения делят на культурные и дикие. Видов дикорастущих растений много, к примеру:

  • Травы: крапива, молочай, василек, одуванчик, подорожник и многие другие.
  • Кустарники: малина, виноград лесной, смородина, ежевика и т. д.
  • Деревья: яблоня, груша, рябина, слива, дуб, сосна, береза, ива и пр.

Встречаются дикоросы, которые растут на огороде: лук, чеснок, арбузы. Кроме этого, растения подразделяются на лекарственные, полезные, съедобные и ядовитые.

Семейства

В природе существует огромное множество растений, которые условно разделяют на группы с похожими свойствами, строением, внешним видом. Больше всего на планете цветковых растений, которые бывают однодольными и двудольными. Каждый из этих классов делится на семейства в зависимости от строения цветка. Наиболее многочисленные и распространенные виды принадлежат к следующим семействам:

  • Лилейные – это травы с многолетним циклом жизни. Они образуют луковицы, клубнелуковицы, корневища. Отличаются по форме и условиям произрастания. Например, лилии, тюльпаны, гусиный лук.
  • Мятликовые (злаковые) – семейство растений (дикорастущих и окультуренных) с разным циклом жизни. Например, бамбук, тростник, просо, ковыль и т. д.
  • Пасленовые. Представители этого семейства – в основном травы либо ползучие кустарники и гораздо реже деревья. Среди них много ядовитых видов, например белена.
  • Розоцветные – это семейство включает деревья, кустарники и травянистые растения. Например, груша, алыча, яблоня, малина, смородина, ежевика, земляника, конопля, крапива, инжир.
  • Крестоцветные – это травы, реже – полукустарники, как исключение – кустарники. Примеры дикорастущих растений данного семейства: пастушья сумка, сурепка, левкой, горчица, хрен, капуста.
  • Сложноцветные – семейство насчитывает 25 тысяч видов травянистых растений, кустарников, полукустарников, лиан, низкорослых деревьев. Пример: девясил, луговой василек, бодяк, одуванчик, подсолнух, тысячелистник.
  • Зонтичные – к этому семейству относятся травянистые растения. Наиболее известные виды — борщевик сибирский, реброплодник, болиголов крапчатый.

У многих дикорастущих представителей флоры съедобны все части, а у некоторых можно употреблять только плоды, например желуди. Их можно собирать после первых осенних заморозков. Желуди пригодны в пищу, если их правильно приготовить. Но следует остерегаться недозревших плодов дикорастущих растений, они ядовиты. Их отличить легко по зеленому цвету.

Излюбленным лакомством детей являются дикие яблочки. Особенно они хороши в зимнее время, когда подмерзнут. Лесники не проходят мимо дикой малины и смородины. Ягоды этих растений значительно мельче, но они обладают неповторимым вкусом и ароматом.

Съедобные дикорастущие растения

Они часто встречаются на нашем пути, но многие люди не знают о том, что их можно употреблять в пищу, хотя часто используют для лечения различных болезней. О том, какие дикорастущие растения могут пополнить наш рацион витаминами, читайте ниже в статье.

Пастушья сумка

Лекарственные свойства этого растения давно известны, а вот о том, что его едят, знают немногие. Тем не менее в Китае эта трава является овощем. Здесь пастушью сумку используют для приготовления первых блюд, салатов, солят на зиму. Лучшее время для использования растения в пищу — весна.

Сурепка

Это растение является самым распространенным. Местом произрастания являются луга, поля, огороды, пастбища. Все полезное заключено в листьях. Но собирать их нужно, пока растение не зацвело. Эта трава имеет горьковатый привкус, поэтому ее смешивают с другими видами зелени, когда готовят салат. Вкусными и полезными являются оладьи из цветков, но полностью распустившихся. Однако людям с заболеваниями желудка и кишечника дикорастущее растение противопоказано.

Чистец болотный

Это съедобное растение с неприятным запахом. Но не стоит сразу отвергать его. Запах исчезнет, как только вы начнете готовить блюдо. В пищу пригодны созревшие клубни, которые следует собирать в конце лета. Их жарят, варят, сушат, засаливают на зиму. Чистец имеет свойство быстро увядать, поэтому собирать нужно столько растений, сколько нужно для приготовления.

Клевер

Это неприхотливое растение произрастает в природе как однолетняя и многолетняя трава с цветками белого, красного, розового оттенка. Клевер известен благодаря своим полезным качествам. В нем содержатся витамины и микроэлементы, в которых нуждается наш организм. Многие народы используют траву в разном виде. Ее сушат для изготовления приправы, добавки к муке. В свежем виде клевер используют для приготовления салатов. На Кавказе едят квашеные цветы растения. Эта трава является прекрасным медоносом, цветки опыляют пчелы и шмели. Мед, произведенный пчелами из нектара и пыльцы клевера, обладает великолепным вкусом. Эта трава является важной составляющей частью кормовой базы скота.

Рогоз

Этот представитель флоры относится к дикорастущим травянистым растениям. В природе произрастает вблизи водоемов, на болотах и прилегающих к ним местах. В этой траве съедобными являются корни. Их можно запекать, варить, сушить, мариновать, а также измельчать на муку. Листья, расположенные у корневища, годятся для салатов.

Иван-чай

Это растение известно также под названием кипрей. В пищу годятся все его части. Дикое растение многие люди используют для заваривания чая, но не все знают, что из него можно приготовить муку, салатики. Листья и цветки идут на производство вина, а корни – для запеканки.

Папоротник орляк обыкновенный

Черешки растения, пока не распустились, напоминают улитки. Именно их и используют в пищу. Из папоротника готовят овощное рагу, его засаливают на зиму. Если листья распустились, такие растения не пригодны для употребления. Время сбора папоротника – конец весны или начало лета.

Красивоцветущие дикие растения

Эти растения в период цветения в большинстве случаев прекрасны. О цветах вообще принято говорить как о чем-то особенном и возвышенном. Но в природе существует много дикорастущих растений, цветы которых составят достойную конкуренцию садовым гибридам и сортам. А есть и другая категория растений. Посадив их однажды для красоты намеренно, вы рискуете никогда от них не избавиться. В саду и огороде они составляют конкуренцию культурным растениям, так как потребляют 1/3 часть всех питательных веществ, содержащихся в почве, и влагу. Сорняки очень живучие растения, они приспосабливаются даже к гербицидам, которыми их обрабатывают. Но многие дикорастущие, травянистые растения так прекрасны, что их трудно считать сорняками. К их числу таковых относятся:

  • Ромашка непахучая.
  • Колокольчик скученный.
  • Лилия кудреватая (саранка).
  • Ландыш майский.
  • Лихнис халцедонский.
  • Лилейник.
  • Купена душистая.
  • Чемерица черная.
  • Пижма и многие другие.

Одуванчик

Эти растения считаются самыми распространенными городскими сорняками. Они очень неприхотливые, растут везде, исключение составляет Арктика, высокогорные районы и Антарктика. Этот цветок относится к многолетним дикорастущим растениям. Род одуванчик насчитывает более 2000 апомиктических микровидов, но в нашей стране наиболее распространенным является лекарственный (полевой или обыкновенный).

Фиалка

Род дикорастущих растений, насчитывающий 500 видов, из них около двадцати встречаются на Европейской части России.

Фиалки бывают однолетними, двухлетними и многолетними. Наиболее распространены они в Северном полушарии, регионах, где господствует умеренный климат. Фиалки многих видов окультурены, их выращивают в качестве декоративных растений, причем на одном месте, без всяких пересадок. Но в заброшенных садах и парках они снова дичают.

Дикорастущие лекарственные растения

Флора нашей планеты удивительна и разнообразна. Среди многочисленных семейств встречаются ядовитые и съедобные растения, есть и такие, которые приносят пользу для сельского хозяйства и других отраслей. Но особую важность имеют дикорастущие лекарственные растения, помогающие человеку справляться с болезнью или предупреждать ее. Некоторые из них перечислены ниже в статье.

Мать-и-мачеха

Это дикорастущее растение цветет в апреле, как только ласковое солнышко прогреет землю. На хорошо освещенных участках появляются цветочки, окрашенные в желтый оттенок, похожие на маленькие солнышки. Это и есть мать-и-мачеха. Растение является лекарственным, его используют в медицине. Так, например, цветковый и лиственный настои применяются для лечения кашля. Растение является прекрасным медоносом для весеннего сбора пыльцы и нектара пчелами.

Аир обыкновенный

Относится к многолетним дикорастущим растениям. В высоту достигает 10 см. Растет рядом с озерами, реками, болотами, ручьями, на подтопленных лугах. Считается, что рядом с аиром всегда чистая вода. Лекарственную ценность имеют корни растения. Заготавливать их нужно рано весной или поздно осенью. Их сушат, используют при нервных расстройствах, лихорадке.

Донник лекарственный

Это растение достигает в высоту одного метра. Места произрастания — луга, поля, обочины дорог. Ценятся листья и цветы растения, которые следует заготавливать в июне-августе. Высушенные листья идут на приготовление настойки, которую принимают для лечения подагры, ревматизма, бессонницы. Растение также обладает мочегонными свойствами. Его нельзя использовать при беременности и несвертываемости крови.

Лопух (репейник) войлочный

Это растение легко отличить по большим листьям и характерным цветкам и плодам. Как правило, репейник растет на пустырях, придорожной полосе, в лесу. Это известный и распространенный представитель флоры. Корневища следует заготавливать перед наступлением зимы или рано весной. Из свежих корней готовят мазь для лечения ран и ожогов. Листья используют для защиты от бактерий, они хорошо снимают жар. Их нужно прикладывать к ранам. Отвар, приготовленный на основе корней, помогает при лечении кишечника и желудка, его используют как мочегонное средство. Польза лопуха при лечении различных заболеваний давно известна, а вот тот факт, что листья и корни молодого растения едят, знают немногие. В пищу годятся корни молодых растений. Но если репейник неправильно приготовить, он будет горчить. Лучше его обжарить или сварить.

Борщевик

Это растение с многолетним циклом жизни, мощное, имеет большие размеры: два метра в высоту. Распространено повсюду. Место произрастания — луга, поля, хвойные леса, сады, берега водоемов. В народной медицине используют корневища и листья, из которых готовят успокаивающие настои для купирования судорог, профилактики и лечения заболеваний кожи (например, чесотки), нарушений пищеварения. Свежие листья применяют как примочки при ревматизме. Борщевик является съедобным растением. Его траву в сушеном, маринованном или соленом виде добавляют в первые блюда.

Кислица

Растение отличается небольшой высотой (до 10 см) и ползучими побегами. Места произрастания — леса, берега озер, рек. Кислица предпочитает расти во влажной почве и в тени. На основе растения готовят травяной настой. Его используют при лечении болезней печени, почек. Трава обладает мочегонным и обезболивающим действием. Используют ее и наружно, особенно помогает при лечении гноящихся ран. Кроме того, кислица пригодна для употребления в пищу. Из нее готовят супы.

Крапива

Существует два вида лекарственной травы, которые использует официальная и народная медицина: крапива жгучая и крапива двудомная. Это растение обладает мочегонным и отхаркивающим, слабительным и противовоспалительным, антисептическим и ранозаживляющим, обезболивающим и кровоостанавливающим действием. У беременных женщин, принимающих настои из крапивы, нормализуется уровень железа в крови. В народной медицине крапивой лечат:

  • Простуду.
  • Водянку.
  • Запоры.
  • Дизентерию.
  • Подагру.
  • Геморрой.
  • Печень.
  • Бронхи и легкие.
  • Ревматизм и многое другое.

Мята

Род насчитывает около 42 видов, и это не принимая во внимание садовые гибриды. Она ценится как лекарственное растение, содержащее в большом количестве ментол, обладающий анестезирующим действием. Это вещество входит в состав препаратов для лечения болезней сердца, сосудов: «Валокордин», «Валидол», капли Зеленина. Мята обладает следующими полезными свойствами:

  • Нормализует работу кишечника.
  • Приводит в порядок нервную систему.
  • Устраняет бессонницу.
  • Снимает тошноту.
  • Помогает при диарее.
  • Уменьшает отечность, снимает боль при воспалительных процессах дыхательных органов.
  • Укрепляет десны, уничтожает микробы. Ее используют для полоскания полости рта.

Подорожник

В лечебных целях используют два вида этого растения: подорожник блошиный и подорожник индийский. Они содержат аскорбиновую кислоту, каротин, фитонциды. Экстракты подорожника, полученные из листьев растения, используют для лечения язв ЖКТ в тяжелой форме. Сок принимают при гастритах, энтеритах. Он улучшает пищеварение. Лиственные настои помогают выводу мокроты при бронхитах, плевритах, коклюше, туберкулезе легких, астме. Кроме этого, подорожник применяют в следующих случаях:

  • Для очищения крови.
  • Затягивания ран.
  • Снятия воспаления.
  • Обезболивания.

Полынь горькая

Это растение используют в гастроэнтерологии. Его листья богаты полезными для организма человека веществами. Польза крапивы в следующем:

  • Оказывает стимулирующее действие на рефлекторную функцию поджелудочной железы.
  • Нормализует деятельность желчного пузыря.
  • Снимает воспаление.
  • Содержащееся в растении эфирное масло возбуждает нервную систему.
  • Присутствующая в траве горечь возбуждает аппетит, нормализует пищеварение.

Лебеда

Эта трава хорошо известна старшему поколению. В военные, а также неурожайные годы семена лебеды перемалывали, добавляли в ржаную муку и пекли хлеб. Он, конечно, не имел привлекательного вида и был невкусным, но помогал выжить. Лебеда ценится за свой химический состав. В ней содержится калий и рутин в большом количестве. Благодаря этому лекарственную траву широко используют в кардиологии. Кроме этого, она полезна для лечения заболеваний:

  • Органов дыхания.
  • Желудка.
  • Кожи.
  • Воспаленных ран.

Лебеда обладает ранозаживляющим и успокаивающим, очищающим и отхаркивающим, желчегонным и мочегонным действием. Эта трава пригодна в пищу. Из нее готовят щи, супы, котлеты, пюре и даже пекут хлеб. Блюда из лебеды очень сытные.

www.nastroy.net

Дикорастущие и культурные растения. Видеоурок. Окружающий мир 1 Класс

Урок: Дикорастущие и культурные растения

Определите, чем ель и яблоня похожи и чем различаются?

Общее у них то, что это деревья. Оба дерева приносят пользу. Различие заключается в том, что ель растет в лесу, а яблоня – в саду. Ель растет сама по себе, а за яблоней ухаживает человек.

Почему человек сажает яблони и ухаживает за ними? Делает он это не случайно, а для того, чтобы получить с этого дерева вкусные и сладкие плоды.

Из нашего примера можно сделать вывод. Одни растения растут сами по себе, за ними никто не ухаживает. Такие растения получили название

дикорастущие – растущие без помощи человека. Другие растения человек специально выращивает, ухаживает за ними. Такие растения называются культурными.

Внимательно рассмотрите рисунки и распределите их в группы: дикорастущие и культурные.

                      

Рис. 3 (Источник), рис. 4 (Источник)

Рис. 5 (Источник)

                           

Рис. 6 (Источник), рис. 7 (Источник)

 

Рис. 8 (Источник)

На картинках 3, 4, 5 изображены дикорастущие, а на рисунках 6, 7, 8 – культурные растения.

Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими. Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными.

Плоды дикой яблони мелкие, кислые. А плоды садовой яблони крупные и сладкие.

Отбирая лучшие крупные плоды, человек научился выращивать новые виды растений. Вам хорошо известна капуста, а как выглядит дикая капуста? Какую капусту сейчас выращивает человек?

    

Рис. 11 (Источник)

На рисунке изображены различные виды капусты: 1) Дикая капуста; 2) Белокочанная; 3) Цветная; 4) Кольраби; 5) Брюссельская; 6) Савойская.

А есть еще декоративная капуста. Ее выращивают на клумбах.

Рис. 12 (Источник)

Закрепим полученные знания, разгадаем загадки. Назовите растение, указав 1) дерево, кустарник или травянистое растение; 2) культурное или дикорастущее растение.

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

       

Рис. 13 (Источник)

Подсолнух – это культурное травянистое растение.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый Год я главная.

    

Рис. 14 (Источник)

Ель – дикорастущее дерево.

Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

         

Рис. 15 (Источник)

Ландыш – дикорастущее травянистое растение.

Он шипы свои выставил ловко,

А шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем.

  

Рис. 16 (Источник)

Шиповник – дикорастущий кустарник.

На этом уроке мы узнали, что растения делятся на дикорастущие и культурные. Чтобы получить урожай, человек должен ухаживать за культурными растениями. Только в этом случае он поучит богатый урожай.

На следующем уроке будет изучена тема«Культурные растения поля. Зерновые культуры». Рассмотрим зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.

 

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

2. Социальная сеть работников образования (Источник).

3. Вопросы интернет образования (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Какие две группы растений мы рассмотрели на уроке? Чем они отличаются?

2. Приведите по два-три примера растений каждой группы.

3. Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

4.* Сделай свой собственный гербарий из растений.

interneturok.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме: Дикорастущие и культурные растения

Слайд 1

Лянгусова Юлия Геннадьевна ГБОУ СОШ № 28 г. Санкт — Петербург Дикорастущие и культурные растения

Слайд 2

На какие группы делятся все растения? Деревья Кустарники Травы

Слайд 3

Чем похожи и чем отличается ель от яблони?

Слайд 4

Дерево Дерево Приносит пользу человеку Приносит пользу человеку Хвойное растение Лиственное растение Растет в саду, за ней ухаживает человек Растет в лесу Сходство Различия

Слайд 5

Чем похожи и чем отличается крыжовник от можжевельника?

Слайд 6

Кустарник Кустарник Приносит пользу человеку Приносит пользу человеку Сходство Хвойное растение Лиственное растение Растет в саду, за ней ухаживает человек Растет в лесу Различия

Слайд 7

Чем похожи и чем отличается мать-и-мачеха от огурца?

Слайд 8

Травянистые растения Сходство Растет в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай Растет повсюду Различия Травянистые растения

Слайд 9

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится и вьется.

Слайд 10

Растения дикорастущие культурные Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу… Растения, которые человек сам высаживает , ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу

Слайд 11

Василёк Васильки не приносят пользу человеку, наоборот, мешают расти хлебу , и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо. Многие собирают их, плетут венки. В народе говорили, что благодарная нива (поле , где растёт хлеб) подарила небу васильки и благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

Слайд 12

Итоги урока На какие две группы можно разделить все растения? Приведите примеры растений каждой группы .

Слайд 13

Домашнее задание Учебник с. 69 задания по схемам

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Урок окружающего мира «Дикорастущие и культурные растения»

               Урок окружающего мира, 2 класс

                                                   

                                         Дунаева Светлана Александровна

                         учитель высшей квалификационной категории

                                              МОУ «Каслинская СОШ №27»

                                               г. Касли, Челябинской области

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цели: 1) Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их,

 2)учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение,

 3) воспитывать интерес к полевым растениям,

 4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться.

Оборудование:1) Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, малины, шиповника, мать-и-мачехи, помидора;

2) Видеофрагменты дикорастущих растений (брусника, валериана лекарственная, василёк, волчье лыко, вороний глаз, герань, гвоздика)

3) А.А.Плешаков «Атлас-определитель. От земли до неба», М. «Просвещение», 2004

4) Календарь природы.

Ход урока:

I.Орг. момент. Учитель: Долгожданный дан звонок

                        Начинается, какой урок? (окружающего мира.)

 Дети: Урок окружающего мира.

Учитель: На нашем уроке гости, порадуем наших гостей хорошей работой.

 Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

Дети: Наши знания. Умение слушать учителя и товарищей.

II. Минутка календаря (Календарь природы)

Учитель: Сегодня утром я шла на работу тихо, чтобы любоваться природой. Воздух прохладный, ветра нет. Всё спокойно и хорошо.

— А что вы заметили по дороге в школу?

— Дайте характеристику погодных условий сегодня по таблице:

Погода

Ясная

Ветреная

Пасмурная

Тихая

Облачная

Морозная

Дождливая

Холодная

Сухая

теплая

Дети: Облачная, сухая, ветер слабый, прохладно.

III. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.

Откройте рабочие тетради – проверим домашнее задание в парах:

— Расскажите и покажите, одноклассникам как вы выполнили домашнее задание.

Одна из пар поработает индивидуально ( 6 карточек сгруппировать)

-Объясните, какие невидимые нити в осеннем лесу заметили. 

IV.Постановка проблемы урока.

Закончите предложение:

— Данные невидимые нити между животными и …. (растениями)

— Что вы знаете о растениях? (из опыта детей)

Сегодня мы будем говорить о растениях.

— Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

            (деревья, кустарники, травы)

Таблички на доске.

— Проверим, как поработала одна из четверок. Ребятам нужно было сгруппировать 6 карточек.

Деревья: яблоня, ель.    Кустарники: малина, шиповник.  

 Травы: помидор, мать-и-мачеха.

V. Совместное «открытие знаний»

— Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха?

— Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей).

— Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

— Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

 — Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)

— Сравним малину и шиповник.

— Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха?

— На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)

— Какое название можно дать первой группе растений, второй группе?

          Культурные и дикорастущие

 Так и звучит сегодня наша тема:

Дикорастущие и культурные растения.

 

2.Работа по учебнику.

— Откройте учебники на стр.66, прочитайте о каждой группе растений.

— Выполните задание в парах на с.66. проверим.

Физкультминутка  

(вывесить экран)

3. Использование ЦОРОВ

— Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили?

Возле компьютера:

— К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек.

Видеопоказ растений и рассказ о некоторых из них.

2 валериана лекарственная – Борисова Саша

3,4 василёк – Конюхова Лера

5,6 – показ

7,8 –волчье лыко – Липухин Алёша

9 – вороний глаз – Конвиссарова Лена

10 – гвоздика – Ежов Дима

11 – герань – Колтышева Юля

Остальные дикорастущие растения мы рассмотрим на экологическом кружке.

4. Работа с гербарием

— О какой второй группе растений мы узнали сегодня на уроке?

— Какие растения мы будем называть культурными? Приведите примеры.

— Некоторые из культурных растений мы рассмотрим в гербарии. Гербарий -это собрание засушенных растений.

Пшеница, Рожь, Гречиха  (сообщения выполняют учащиеся)

5. Работа по рядам, в парах и группах

Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить.

Деревья, кустарники, травянистые растения.

Поработайте в парах по рядам: 1 ряд – деревья, 2 ряд – кустарники, 3 ряд — травянистые растения.

Проверка и подсчёт количества названного с записью на доске.

Загляните в учебник. С. 67

  Серёже необходимо закончить схемы – помогите ему дописать в каждую схему по несколько культурных растений.

У вас будет помощник – список растений из которого выберете нужное и свои добавьте.

Список: (картофель, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс)

Работать будете в группах.

Проверка. Каждая группа зачитывает свои культурные растения.

Закрепление изученного.

Выполнить задание в тетради на с.25.

VI. Итог урока.

Учитель: Урок наш заканчивается. Оцените свою работу.

 Я с вами согласна, что работа была успешной.

 Кому было трудно? Кому было легко?

Спасибо вам за хорошую и дружную работу. Приведите своё рабочее место в порядок.

Картофель

Слива

Рожь

Пион

Хлопок

Нарцисс

Овощные (лук, …..

Плодовые (груша, …..

Зерновые (пшеница, …..

Декоративные (флокс, …..

Прядильные (лён, ……

Деревья

Кустарники

Травы

 

nsportal.ru

Как появились культурные растения — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Дикорастущие растения — это травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в уходе и растут сами, без помощи человека.

Они растут везде: в лесу, на лугу, на болоте, высоко в горах, в водоёмах.

 

Дикорастущие растения способны прекрасно существовать без участия человека. Для этого они используют то, что их окружает. Питательные вещества такие растения берут из почвы и воздуха. Поливает их дождь. Они растут в дикой природе, поэтому их и назвали дикорастущими.

 

Растения леса

Культурные растения — это растения, которые выращивают люди и за которыми нужен постоянный уход.

Культурные растения растут в садах, на полях и огородах. Без помощи человека такие растения расти не могут. Их надо поливать, подкармливать, пропалывать, защищать от вредителей. Люди выращивают эти растения для получения богатого урожая.

 

Яблоневый сад

  

Поле кукурузы

  

Огород

 

Первые культурные растения появились давно. Древние люди собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы. Приходилось тратить на их поиски много времени. Люди догадались, что растения можно выращивать из семян рядом с жилищем. Так и появились культурные растения.

 

Под влиянием человека растения менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными.

Пример:

у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватые. Плоды культурной яблони — самых разных вкусов, цветов и размеров.

 

Яблоня дикая

 

Яблоня культурная

www.yaklass.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему: Дикорастущие и культурнык растения

Слайд 1

Дикорастущие и культурные растения.

Слайд 2

Деревья Кусты Травы На какие группы делятся все растения?

Слайд 3

Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста… Растения одевают человека –лен, хлопок. Растения лечат человека – мать -и- мачеха, зверобой, береза… Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо…

Слайд 4

Чем отличаются ель от яблони? ?

Слайд 5

Общее Различие Растёт в лесу. Растёт в саду. За ней ухаживает человек. дерево дерево Приносит пользу Приносит пользу

Слайд 6

Чем отличаются орешник от крыжовника? ?

Слайд 7

Общее кустарник кустарник Приносит пользу Приносит пользу Различие Растёт в саду. За ним ухаживает человек. Растёт в лесу.

Слайд 8

? Чем отличаются одуванчик от помидора?

Слайд 9

Общее Различие Травянистое растение Травянистое растение Растёт в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай. Растёт повсюду.

Слайд 10

На какие две группы можно разделить все растения? ? ? Растения, которые выращивает специально человек. Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.. Культурные Дикорастущие

Слайд 11

Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте). Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками). Посмотрели вправо, влево (Наклоны вправо, влево). Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание). По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте). На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах). Стоп! Немножко отдохнём. И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте). — На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и продолжаем говорить о растениях. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 12

Дикорастущие Деревья, кустарники и травы растут сами по себе. За ними не ухаживает человек.

Слайд 13

Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. василёк

Слайд 14

Василек С чем можно сравнить цветы васильков? Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд.

Слайд 15

Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. Что это за дерево?

Слайд 16

Культурные Растения, которые выращивает специально человек. Ухаживает за ними, собирает урожай.

Слайд 17

Культурные деревья кустарники травы Яблоня Груша … Крыжовник Смородина … Помидор Огурец …

nsportal.ru

0 comments on “Дикорастущие растения окружающий мир – Дикорастущие и культурные растения. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *