Факторы школьного процесса обучения истории – § 12. Методика истории: объект, предмет, задачи, факторы

1.3. Основные факторы процесса обучения

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС:

МУРЗИМ. НАУКА.

Проблема факторов обучения в дидактике рассматривается в контексте с его продуктивностью. Именно к этому понятию следует привязывать действующие в учебном процессе причинно-следственные связи, которые в этом случае называются продуктогенными (продуктообразующими, элементарными) причинами. Сколько и какого качества образовательного продукта производится в учебном процессе, каким будет его продуктивность, целиком и полностью зависит от того, какие из этих причин и как переплетутся во взаимодействии обучающих и обучаемых. Вот почему под продуктогенной причиной в дидактике понимается сколь угодно малая, но обязательно целостная причинно-следственная связь, расчленение которой на составные части невозможно без потери ее смысла.

Значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы, обозначается понятием «единичный фактор». В свою очередь их совокупность образует так называемый «общий фактор», дальнейшее объединение которых образует комплексные факторы обучения. На вершине факторной иерархии находятся «генеральные факторы», объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в единичные, общие и комплексные факторы.

В научной педагогической литературе иногда выделяют еще и специфические факторы, которые по каким-либо основаниям нельзя свести ни к одной продуктогенной причине и включить в рассмотренные ранее факторы41.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПОДЛАСЫЙ И. П.

ПЕДАГОГИКА. НОВЫЙ КУРС

В результате дидактических исследований выявлено

четыре генеральных фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса:

1) учебный материал;

2) организационно-педагогическое влияние;

3) обучаемость учащихся;

4) время.

Генеральный фактор «Учебный материал» содержит в себе общие причины информационного происхождения. Учебная информация подразделяется на информацию когнитивную (несущую знания) и информацию управляющую – сигналы о том, как усваивать когнитивную информацию.

В составе данного фактора выделяются два комплексных:

объективная (чистая) информация – содержание, количество учебного материала, его качество, форма изложения;

информация, приобретаемая в процессе дидактической обработки, – способ, структура, доступность изложения.

Генеральный фактор

«Организационно-педагогическое влияние» объединяет в своем составе два комплексных:

фактор организационно-педагогического влияния на уроках – методы преподавания и учения, организационные формы, учебные ситуации, работоспособность педагога, работоспособность учащихся, контроль и проверка результатов работы, тип и структура учебного занятия, практическое применение приемных знаний, умений, применение средств обучения, оборудование учебного процесса, условия обучения;

фактор дидактического влияния с учебными целями вне школьных занятий – объем и характер помощи со стороны родителей, взрослых, друзей; режим учебного труда; контроль со стороны взрослых; использование средств массовой информации целями, чтение литературы; организация самостоятельного учебного труда; участие в кружках; общение со взрослыми с познавательными целями и многие другие факторы.

Генеральный фактор «Обучаемость учащихся»

– это способность школьников к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время. В данном факторе тоже выделяются два комплексных фактора:

фактор обучаемости на уроках – уровень общей подготовки (эрудиции) обучаемых; способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков; общие способности к учебно-познавательной деятельности; общие характеристики внимания; особенности мышления учащихся при изучении конкретного учебного предмета; общие характеристики мышления; психологическая установка на сознательное и прочное усвоение учебного материала; мотивация обучения; темпы усвоения знаний и умений; здоровье учащихся; возраст обучаемых; их ценностные ориентации; дисциплинированность; ориентация на будущую профессию; стиль жизни и многие другие причины;

фактор обучаемости во внеурочной деятельности – самоконтроль; воля и настойчивость; целенаправленность; работоспособность; ценностные ориентации; стимулирование; мотивация; состояние здоровья; особенности восприятия познавательной деятельности в целом; способности; скорость запоминания и усвоения; уровень и особенности мышления; возрастные и индивидуальные характеристики и т. д.

Генеральный фактор «Время» включает в себя:

фактор затрат времени непосредственно на уроке;

фактор затрат времени на самоподготовку.

Среди изложенных факторов обучения наибольшим результативным действием обладает фактор организационно-педагогического влияния. Поэтому в практике организации дидактического процесса необходимо прежде всего заботиться о надлежащих условиях обучения, обеспечении учебного процесса необходимыми средствами, применении эффективных технологий, методов обучения, использовании прогрессивных организационных форм42.

studfile.net

Методика обучения истории, как наука и учебный предмет

Методика обучения истории как наука и учебный предмет. Предмет и задачи методики обучения истории, методы научного исследования, использующиеся в методической науке.

Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.

Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.

Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура.

Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Задачи: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.

Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.

Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).

Научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).

Развитие познавательных способностей учащихся (развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).

Методы исторического познания

Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.

Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Использование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.

Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.

Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследованиях.

Парадигма образования

Образование – осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также результат этого процесса – определённый уровень овладения культурой (образованности), развитие личности в контексте культуры.

Парадигма образования — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

Методика [гр. methodike] — в интересующем нас значении это «отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету»

Научный статус методики обучения истории. Объект и предмет научного исследования

Среди части учёных и вузовских преподавателей истории бытует скептическое отношение к методике как к научной теории. Однако те, кто посвятил ей жизнь, не сомневаются в её научном статусе и особой сфере её функционирования.

Объектом исследования методики выступает процесс обучения, а предметом — внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения истории в качестве учебного предмета.

В лекции первой при характеристике структуры школьного исторического образования как системы эти факторы были уже названы. Подробно генезис их содержания и взаимодействия раскрыт в нашем учебнике, а устойчиво повторяющиеся связи, объединяющие основные факторы образовательного процесса в органичный и «живой комплекс», представлены в схеме 1.

Схема 1 Основные факторы и закономерности процесса обучения истории

В связи с вопросом об объекте и предмете методики как науки обратим внимание слушателей курсов на вопросы, имеющие принципиальное значение в современном обществе:

• цели обучения истории или цели исторического образования;

• содержание обучения истории или содержание исторического образования;

• результаты обучения истории или результаты исторического образования.

Не углубляясь в сравнительный анализ понятий и стоящих за ними процессов обучения и образования6 , отметим, что терминологические трудности с ведущими понятиями общей педагогики и частных методик требуют от читателей и пользователей учебно-методических пособий, в частности, по истории всегда чётко определяться с методологической позицией их авторов и самоопределяться в объекте, целях и функциях методики.

Методологические основы методики обучения истории

Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном педагогическом сообществе доминирует вторая точка зрения, но когда периодически возникают дискуссии об истории как учебном предмете, кажется, что в научном статусе методики обучения истории определились далеко не все специалисты.

В тесной связи с вопросом о научной природе методики того или иного учебного предмета решается вопрос о её методологии. Так, например, А.И.Стражев, считая методику обучения истории одновременно исторической и педагогической наукой, утверждал, что она в качестве методологической основы руководствуется диалектическим и историческим материализмом. Но вместе с тем он более обстоятельно и конкретно в своих работах показал методологическое значение педагогики. Другой известный методист, В.Г.Карцов, риторически спрашивал: «Неужели методика преподавания истории не должна опираться на методологию самой исторической науки?», а название его статьи со всей определённостью отвечало на поставленный вопрос: «За органическую связь методики преподавания истории с сущностью самого предмета». А.А.Вагин, последовательно отстаивая педагогическую природу методики, подчёркивал, что «непосредственной методологической основой методики обучения истории… является марксистско-ленинская педагогическая теория…». Все эти идеи подводили к выводу о том, что методика обучения истории носит классовый, партийный характер (С.А.Ежова и др.).

В 1990-е гг. принципиальному пересмотру подверглась методология не только исторической и педагогической наук, но и частных (предметных) методик, особенно методики обучения истории и обществознанию. «В преподавании общественных дисциплин сфокусировались все противоречия российского общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Кризис общества сказался на состоянии общественных наук, школьного обществознания и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания…» («Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», № 24/1 от 28.12.1994 г.) В постановляющей части этого документа было рекомендовано продолжить разработку новой концепции исторического образования на основе достижений современной науки, исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологических подходов.

В современных архивах методики обучения находится не один проект концепций образовательной области «Обществознание», учебного предмета «История» и отдельных курсов , в силу разных причин не получивших статус официального документа.

Теоретико-методологической основой работ в области школ

mirznanii.com

Раздел II. Теория и методика обучения обществознанию (бакалавриат) Пояснительная записка

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего школьного образования, выполняя задачи, которые не в состоянии выполнить не один школьный предмет. Обществознание — объединяет комплекс наук об обществе, поэтому его преподавание имеет ряд специфических черт. В большей степени, чем другие гуманитарные предметы обществознание делает акцент на личностной составляющей компетентностной модели выпускника, что предполагает особую методику работы в рамках этой учебной дисциплины. Особая связь методики обществознания не только с педагогикой и психологией, но и с науками гуманитарного цикла: социологией, политологией, культурологией, экономикой, правом, каждая из которых, интегрирует свой контент в данный учебный курс.

Задача студентов – не только иметь представление об особенностях преподавания каждого компонента обществознания, но в-первую очередь, понимать, как осуществить их интеграцию, выстроив преподавание вокруг главной смысловой доминанты «человек-общество». Определенную сложность представляет работа с содержанием учебного курса, так как здесь, в отличие от истории, нет принципа «непреодолимой силы» – хронологии. Поэтому содержательные линии повторяются концентрически, что усложняет методическую задачу, побуждая педагога соотносить содержание с возрастными способностями учащихся, а так же тем уровне компетенций, который уже сформирован, и к какому следует стремиться. Кроме того, следует учитывать такую специфику данного учебного курса как высокую степень его теоретичности. Это создает определенные сложности с определением методики работы и отборе содержания урока таким образом, чтобы опора не эмпирический уровень была, несмотря не то, что он отсутствует в учебнике.

Теоретический блок

Тема 1. Методика обществознания как наука. Связь методики с другими науками. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. История развития обществоведческого образования.

1. Методика обществознания как наука. Методика обществознания как наука сформировалась в советское время и несмотря на то, что образование в этот период было в достаточной степени идеологизированным, основные принципы преподания и методы были выработаны тогда. Тем не менее, поскольку большинство учителей обществоведения были историками в преподавании обеих дисциплин было много общих позиций. Так же как история, обществознание развивалось в контексте знаниевой парадигмы, что обусловило определенные методы и приемы работы с содержанием, и сделало достижение результата – формирование системы знаний об обществе, в достаточной степени формальным. Перед методистами остро стояла проблема – применения занний учщимися, но в условиях советской системы это было невозможным.

Сегдня методика обществознания как наука преживает период перетройки: создаются новые учебники, опробируются новые технологии.

2. Связь методики обществознания с другими науками. Данная наука связана с блоком психолго-педагогических наук, основывается на общедидактичесих принципах организации процесса обучения и соблюдении возрастных особенностей в процессе преподавания. Специфической чертой обществознания является его связь с блоком обществоведческих дисциплин, связанных между собой тем, что каждая из них представляет определенную сферу деятельности человека: политическую, культурную, духовную, экономическую, социальную, правовую. Необходимо формировать представления учащихся об этих сферах жизни человека таким образом, чтобы в конечном итоге у него возникла целостная картина общества и представление о тех видах деятельности, в которые включен человек. Тесная связь у обществознания с историей. История пользуется понятиями обществоведческого характера и, в свою очередь, предлагает исторические факты для анализа являений социальной действительности.

3. Факторы, закономерности процесса преподавания обществознания. Руководствуясь общедидактическими принципами, методика обществознания как педагогическая наука, рассматривает процесс обучения обществознанию с точки зрения взаимодействия основных факторов обучения: целей, содержания, методов и результатов. Как и в классической методике истории компонент содержания здесь занимает центральное место, большое внимание уделяется основным содержательным линиям обществознания и способам их интеграции. Современная модель образования приводит к перестройки отношений внутри данной системы, так же как в истории на центральное место выходит деятельностный результат, что не может не отразиться на методах работы: они становятся практикоориентированными. В соответствии с данной логикой формулируется и цель обществоведческого образования.

4. История развития обществоведческого образования. Основные этапы формирования обществознания:

  • Этап 20-е- 60-е гг. XX века – формирование советской системы обществоведческого образования. На этом этапе цель учебного предмета – формирование гражданской позиции будущего строителя социализма. В период существования трудовых школ (20-е гг.) в комплексные программы «История труда» был заложен интегративный принцип, объединивший элементы наук по определенному принципу. Несмотря на большие издержки трудовых школ с точки зрения системы преподавания, много актуальных и сегодня методических идей появилось в тот период: активное вовлечение учащихся в осмысления путем практической деятельности, методы беседы и дискуссии, работа с источниками (в основном трудами классиков). Даже целью изучения социологии провозглашалось «точно соответствовать методам социологии, дабы учащиеся не были вынуждены что-нибудь принимать на веру, но вместе с преподавателями участвовали в процессе образования социальных выводов на основе конкретного материала». К сожалению, в отсутствии учителей, источников и учебников эта цель не была реализована. В эти годы предпринималось несколько попыток создать программы по обществоведению, но до 1927 года все они страдали чрезмерной перегруженностью содержанием каждой конкретной науки и отсутствием интеграции. Программы 1927 года стали обязательными для всех школ РСФСР, в основу которого был положен классовый подход, а в 1936 года до 1958, функцию обществоведческой дисциплины на себя взял курс «Конституция РСФСР». Целью курса провозглашалась «система понятий, призванных дать глубокое понимание основ социального строя».

  • Этап 60-е 80-е годы. В период оттепели в учебном плане школы вновь появился данный курс, его целью стало преодоление разрыва между школой и жизнью. Несмотря на то, что партией в это время была принята программа строительства коммунизма и она вошла в содержание курса, очень много внимания уделялось практической деятельности. Многие учителя увлеклись в этот период подбором фактов из жизни для иллюстрации теоретических положений, что снижало уровень научности курса и вскоре эти методы были подвергнуты критике. В новой программе в начале 80-х годов появилось много интересных методических компонентов – «основные умения», «примерные нормы оценок». Учащиеся должны уметь применять принцип историзма и классового подхода к оценке событий, использовать информацию различных источников и т.д. В эти же годы появились курсы «Основы права» и «Этика и психология семейной жизни». Вновь появилась идея единого интегративного курса.

  • 90-2000-е гг. – реформирование системы обществоведческого образования. На рубеже 80-х и 90-х годов появился курс «Человек и общество», в котором предполагалось сделать акцент на проблему человека, целостно показать общественную систему, связывать обучение с жизнью. Но в условиях кризиса советской системы идеологии это было не возможно. В обществе распространилась негативная оценка обществоведческого образования и курс обществоведения был исключен из школы. Только в конце 90-х годов в обществе установилась стабильность, и это создало условия для введения нового обществоведческого курса.

Задания к теме: Проследите изменение целей обществоведческого образования на основных этапах. Выявите связь целей с методами и содержанием учебного предмета. Предположите перспективы развития обществознания, исходя из современного состояния общества.

Литература:

  1. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л.Н. Боголюбов, — м,: Дрофа, 2008.

  2. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. М. 2000.

  3. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе// История и обществознания в школе, 2003.№9

studfile.net

3. Методы научного исследования процесса школьного обучения истории.

Метод.наука развивается 3-мя осн. путями: 1. путем накопления нового фактического материала; 2. путем переосмысления, нового истолкования уже добытых ранее фактов, явлений, выводов; 3. эти два пути нередко дополняют друг друга, образуя третий путь развития науки.

Наблюдение – планомерное и длительное восприятие исследователем учебно-восп.процесса по И.в средней школе. Наблюдение — метод исследования живой практики преподавания И., обычно проходит 2 стадии: наблюдение, проводимое исследователем, и – массовое наблюдение. Массовое наблюдение проводится после наблюдения единичного и проводится в отличие от единичного не в одной школе, а во многих школах.

Эксперимент – научно-поставленный опыт в учебно-восп.процессе в измененных и контролируемых исс-лем условиях. Эксперимент – гл. метод в пед.науке, к-й дает окончательное заключение о рез-тах гипотезы.

Эксперимент в области методики ведется по нескольким направлениям:

— на изменение структуры учебного материала школьной истории. (концентрич. или линейно-ступенчатые принципы построения курсов истории).

— для выявления соотносительной роли дедукции и индукции в изложении учеб.материала в учебниках, в работе учителя над понятиями.

— на разгрузку текста от фактического материала или сложных понятий и выяснение того, как эта разгрузка отражается на знаниях учащихся.

— по выявлению наиболее эфф.методов и приемов преподавания.

— по отбору понятий и разработке эфф.приемов работы над ними.

— по использованию компьютера на уроках и внеклас.занятиях по И.

— по ЕГЭ (единый государственный экзамен).

Эксперимент как метод исследования учебно-воспитательного процесса может дать только два ответа – отрицательный или положительный.

Опытная работа проводится по методическим вопросам. Должна проводится по заранее составленному плану и вести к положительным результатам. Опытной работой должен заниматься каждый учитель истории, т.к. способствует росту его методического мастерства.

Метод теоретического анализа и синтеза – универсальный способ исследования объектов реального мира, в т.ч. учебно-восп.процесса по И. Его можно назвать – «мысленный эксперимент». В названии метода 2 ключевых слова – анализ (разложение на состав.части) и синтез (соединение упомян.частей на новом уровне). Анализ и синтез в исслед. органически взаимосвязаны: анализ за тем и проводится, чтобы получить синтез.

Этот метод широко применяется в исследовании учебно-восп.процесса. Подготовленные учителем уроки истории или разнообразные формы внеклассной работы проводятся им сначала в мыслях, а затем уже в реальности. В мыслях они проводятся, чтобы выявить недочеты, просчеты, к-е устраняются в реальном педагогическом процессе. Все методы дают учителю необходимый опыт, помогает в практ.работе.

Все методы дают учителю необходимый опыт, помогает в практ.работе.

4. Зарождение и развитие историко-методической мысли в России (X в. -1786 г).

988 – принятие христианства. На Русь пошли книги из Виз, Болг. Письменность привела к интенсивному развитию литературы. Высокого уровня достигла в 11 церк.лит-ра. «Слово о законе и благодати» сер. 11в. митрополита Иллариона. В нем соединились элементы церковной торжественной проповеди с полит.речью. Осн.содержанием произведения стало определение Илларионом места Руси в истории и ее вклада в распространение христианства.

1185- «Слово о полку Игореве» — рассказывающее о неудачном походе на половцев князя Игоря Святославича.

13 в. Серапион игумен Киево-Печорс.монастыря, автор пяти «Слов», в к-х с горечью писал о рабском положении Руси в годы монголо-татарского ига. Формулировал задачи стоявшие перед Русью – духовное возрождение и моральное очищение.

16 в. – Степенная книга духовник Ивана 4. События располагались не по годам, а по степеням – правления скипетродержателей. В ней 12 степеней, история от X в. До Ив.4. Составитель книги попытался представить русскую историю как деяния святых московских государей и их предков. Форма и содержание степенной книги оказали большое влияние на последующие ист.произведения. 3-и идей: 1.власть дана в виде самодержца от бога; 2. русс. самодерж. продолж. поколение римского Августа; 3. гос-во благоденствует союз духовн. и светск. власти.

Грибоедов Федор (ум.1673) – дьяк приказа Казанского дворца, первый летописец династии Романовых. Член комис.по составлению Соборного уложения 1649, «И русских князей и царей (1669). 2 идеи: царская родословная, начиная от Августа – кесаря Римского, его брата Пруса, а также предыстория воцарения династии Романовых. Виновником всех бед объявлен Борис Годунов. По мнению Платонова работа Грибоедова составлена для воспитания царских детей, чтобы они знакомились с историей своей Родины, семейными традициями. Книга не основыв. на док. Доялович: «Жалкий плод приказной избы»

Сборник Синопсис 1774 («Обозрение» — по греч.) – сформулирована идея общности славянских народов, переплетение их ист.судеб, подчеркнута предопределенность воссоединения Малой России с Великой. До середины 18 в. он был основной учебной книгой по И. Автор – Иннокентий Дизель – натоят. Печерско-Киевской лавры.

С петровских реформ началось преподавание И.как отдельного предмета. (1703 – в моск. гимн. пастора Глюка, в 1721 – в школе Феофана Прокоповича в Пет.).

Гос.обучение И. ведется с 1726 когда при Пет.унив.была образована 1-я правительственная академическая гимназия. И. изучали с 3 класса и в 1-м классе ее изучение хронологически доводили до 40-х XVIII. В учебниках по всеобщей И. события излагались или монографически – по ср/в. схеме 4-х монархий (ассиро-вав, персид, макед, римск) или синхронистически, но очень короткими периодами. В привелигированных русских школах как отд.предметы изучались также хронология, мифология, нумизматика, генеалогия, геральдика, древняя география. Материал в учебниках излагался в вопросно-ответной форме и должен был заучиваться учениками, а роль учителя сводилась к руководству «вытверживанием наизусть». На И. смотрели как на предмет из которого надо черпать примеры и образцы добродетели или порока.

Татищев Василий Никитич (1686-1750) – «И. Россия с древнейших времен». Осн.положения: – критично рассмотрел и сопоставил между собой летописи — использовал неизвестные летописи (иоакимовская). Упор на полит.И. государства. Развитие И. связано с деятельностью конкретных ист.личностей.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – «Древняя Рос.И. от начала рос.народа». «Краткий Рос.летописец с родословием» — конспективный обзор рус.И. от Рюрика до Петра. Для Ломоносова И. была историей народа, который прошел длинный и сложный путь развития задолго до появления у него государства. Ученый доказал, что славяне прошли стадию родового строя, далеко продвинулись в своем общественном развитии. Факт призвания не является признаком основания государства. В книге не видно народа. Параграфы: даты правления, деяния, дети. Наличествует методич. аппарат.

В 1783 в Пет. учреждается учительская семинария для подготовки преподавателей народных училищ. Впервые в число изучаемых предметов включается методика И.

Янкович де Мириево Федор Иванович (1741-1814). В 1781 приглашен в Россию Ек.II. Разработал школьные реформы 1782-1786 гг., организовывал учительские семинарии. Учебник Янковича «Всемирная И., изданная для народных училищ Рос.империи» (1787) – И. стран и народов. В предисловии содержались указания учителю о ведении урока: ученики попеременно читают учебное пособие, учитель объясняет прочитанное, заставляет учеников показывать на карте места походов, переселений народов. Янкович требовал не дословного пересказа текста учебника, а изложения его своими словами, и с опорой на ландкарты.

1786 указ Ек. 2 о создании народных училищ. Школьная реформа 1786 г. – по созданию народных училищ. В соответствии с Уставом в школах вводится классно-урочная система преподавания, начало использование доски и мела. Была создана система единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были народные училища: главные – в губернских городах и малые – в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где, помимо начальных дисциплин, преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые представляли собой двухклассную школу и давали элементарные знания (чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис). Сеть народных училищ быстро росла в конце 18 в. их было уже 288.

В 70-е годы XVIII отечественная И. отделяется от всеобщей. Школьным предметом И. становится лишь в конце XVIII в гимназиях в качестве дополнения филологического курса. Как отдельный учебный предмет она входила в план главных народных училищ. Несмотря на попытки внедрить новую методику преподавания И., многое осталось от прежних времен, практика вытверживания наизусть, объяснительное чтение по учебнику, рассказ учителя был крайне редким явлением.

Преподавание И. во вт.пол. XVIII было лучше всего постановлено в Моск. унив. Преподавание И. носило определенный морализующий характер, но не была забыта и научная сторона преподавания, требовалось твердое знание ист.хронологии и параллельное изучение вспомогательных дисциплин – ист.географии, геральдики, нумизматики и родословия царствующего дома.

Т.О., зарождение историко-метод.мысли в России началось с 9 века и содержалось в осн.в летописях. Крутой перелом произошел в 18 в при Петре 1-м, когда началось изучение И. как отдельного предмета, а к концу 18 И. становится школьным предметом. В 80-х 18 начинается и изучение методики И. (в учительских семинариях).

studfile.net

Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания

Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания

1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую

Науку?

(один ответ)

1) Коровкин Ф. П.

2) Бернадский В. Н.

3) Лейбенгруб П. С.

4) Вагин А. А.

Правильные ответы

4.

2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование

Концентрического принципа преподавания истории в школе?

(один ответ)

1) 1914 — 1934

2) 1959 — 1964

3) 1934 — 1959

4) 1965 — 1994

Правильные ответы

2.

3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании

Истории в школе?

(один ответ)

1) Виноградов П. Г.

2) Виппер Р. Ю.

3) Соловьев С. М.

4) Иловайский Д. И.

Правильные ответы

2.

4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?

(один ответ)

1) Классическая

2) Культурно-историческая

3) Мозаичная

4) Прогрессистская

Правильные ответы

3.

5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?

(один ответ)

1) Дайри Н. Г.

2) Запорожец Н. И.

3) Вагин А. А.

4) Коровкин Ф. П.

Правильные ответы

2.

6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:

(один ответ)

1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его

Развивающей цели.

2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,

Которые вызывают у учащихся бурную реакцию.

3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,

Воспроизводящем уровне.

4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.

5) Творческо-поисковая деятель-ность учащихся на уроках отлича-ется новым способом

Действий и новым результатом познания исторической действительности.

Правильные ответы

5.

7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?

(один ответ)

1) Прием

2) Умение

3) Метод

4) Действие

Правильные ответы

4.

8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать

Исторические личности?

(один ответ)

1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.

2) Сравнивает двух личностей.

3) Определяет поступки и главные черты характера.

4) Дает характеристику с общей оценкой.

5) Описывает внешний вид исторического деятеля.

Правильные ответы

4.

9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?

(один ответ)

1) План-перечисление

2) Смысловой

3) Стереотипный

4) Картинный

Правильные ответы

1.

10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?

(один ответ)

1) Картосхема

2) Слайд-карта

3) План местности

4) Контурная карта

Правильные ответы

2.

11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает

(один ответ)

1) Педагогическая наука

2) Школьная методология

3) Путь исследования

4) Метод изучения

Правильные ответы

3.

12. (60c.) Предметом методики обучения истории является

(один ответ)

1) Процесс обучения истории

2) Процесс познания истории

3) Процесс научного исследования

4) Процесс познания педагогики

Правильные ответы

1.

13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является

(один ответ)

1) Применение наглядности

2) Наличие программ разного уровня

3) Систематический опрос учащихся

4) Содержание обучения

Правильные ответы

4.

14. (60c.) Методика истории является

(один ответ)

1) Отраслью психологии

2) Отраслью педагогической науки

3) Отраслью социологии

4) Самостоятельной дисциплиной

Правильные ответы

2.

15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является

(один ответ)

1) Тестирование

2) Наблюдение

3) Анкетирование

4) Собеседование

Правильные ответы

2.

 

16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено

Обязательное образование

(один ответ)

1) 8-летние

2) 10-летние

3) 9-летние

4) 11-летние

Правильные ответы

3.

17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения

(один ответ)

1) Линейный

2) Смешанный

3) Концентрический

4) Цивилизационный

Правильные ответы

3.

18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их

Последовательность преподавания, количество часов в неделю

(один ответ)

1) Учебный план

2) Школьный устав

3) Школьная программа

4) Школьный журнал

Правильные ответы

1.

19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусмат-ривает изучение

Всеобщей истории с древности до наших дней в

(один ответ)

1) Начальной школе

2) Полной средней школе

3) Основной школе

4) 7-8 классах 9-летней школы

Правильные ответы

3.

20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник

(один ответ)

1) Нечкиной М. В.

2) Зырянова П. Н.

3) Нарочницкого А. Л.

4) Вигасина А. А.

Правильные ответы

2.

21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает

(один ответ)

1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе

2) Сохранение монополии государственной идеологии

3) Переход к плюрализму идеологий

4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе

Правильные ответы

3.

22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени

(один ответ)

1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.

2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.

3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.

4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.

Правильные ответы

2.

23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,

Оборудование урока дается в

(один ответ)

1) Тематическом планировании

2) Школьном учебнике

3) Поурочном планировании

4) Учебном плане

Правильные ответы

3.

24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,

Оборудование урока дается в

(один ответ)

1) Тематическом планировании

2) Школьном учебнике

3) Поурочном планировании

4) Учебном плане

Правильные ответы

3.

25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до

Наших дней» входит рубрика

(один ответ)

1) Межпредметные связи

2) Проблемы обсуждения на занятиях

3) Нормы оценки знаний и умений учащихся

4) Основная методическая литература

Правильные ответы

3.

26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию

(один ответ)

1) Систематизирующую

2) Содержательную

3) Развлекательную

4) Учета знаний

Правильные ответы

1.

27. (60c.) Сложность текста учебника связана с

(один ответ)

1) Курсом и периодом истории

2) Психологическим восприятием учащимися

3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами

4) Научными взглядами автора

Правильные ответы

3.

28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя

(один ответ)

1) Пересказ прочитанного

2) Составление простого плана по параграфу

3) Анализ документов по выявлению новых знаний

4) Выписывание новых дат и имен

Правильные ответы

2.

29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает

(один ответ)

1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории

2) Изучение блоками всемирной истории

3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории

4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на

Более высоком теоретическом уровне

Правильные ответы

2.

30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении

(один ответ)

1) Чтение предшествует беседе

2) Беседа вообще не проводится

3) Беседа предшествует чтению

4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное

Правильные ответы

3.

31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является

(один ответ)

1) Конспективное описание

2) Образная характеристика

3) Предметная характеристика

4) Портретная композиция

Правильные ответы

2.

32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится

(один ответ)

1) Цели обучения

2) Содержание образования

3) Проблемность обучения

4) Результаты обучения

Правильные ответы

3.

33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как

Самостоятельный предмет в … году

(один ответ)

1) 1701

2) 1808

3) 1786

4) 1879

Правильные ответы

3.

34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист

(один ответ)

1) Гора П. В.

2) Андреевская Н. В.

3) Стражев А. И.

4) Зиновьев М. А.

Правильные ответы

1.

35. (60c.) К репродуктивному относится метод

(один ответ)

1) Эвристический

2) Проблемного изложения

3) Информационно-рецептивный

4) Исследовательский

Правильные ответы

3.

36. (60c.) К главному материалу относятся сведения

(один ответ)

1) Теоретические

2) Хронологические

3) Картографические

4) Статистические

Правильные ответы

1.

37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался

(один ответ)

1) Лернер И. Я.

2) Махмутов М. И.

3) Вагин А. А.

4) Ерик П. Д.

Правильные ответы

4.

38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика,

Направленные на решение частной задачи обучения

(один ответ)

1) Способы обучения

2) Навыки учащихся

3) Умения учащихся

4) Приемы обучения

Правильные ответы

4.

39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала,

Проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического

Документа?

(один ответ)

1) Устный

2) Документальный

3) Словесный

4) Повествовательный

Правильные ответы

3.

40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?

(один ответ)

1) Понятия

2) Умозаключения

3) Суждения

4) Факты

Правильные ответы

4.

41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню

Познавательной деятельности?

(один ответ)

1) Объяснительно-иллюстративный

2) Наглядный

3) Печатно-словесный

4) Практический

Правильные ответы

1.

42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое

значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают

Важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?

(один ответ)

1) Объективные

2) Основные

3) Главные

4) Существенные

Правильные ответы

3.

43. (60c.) Что относилось в русской школе XVX века к «реальному методу» обучения?

(один ответ)

1) Краткое комментирование текста учебника

2) Самостоятельное изучение исторических источников

3) Вопросно-ответная форма обучения

4) Связный рассказ

Правильные ответы

2.

44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?

(несколько ответов)

1) Преобладание фактов над теорией

2) Формационная версия событий

3) Обязательность выводов

4) Цивилизационный подход

5) Объемный документальный материал

6) Дискуссионные вопросы

7) Вопросы на трех уровнях

8) Преобладание индуктивного изложения

9) Хронологическая таблица

10) Тщательный отбор материала

11) Обобщающие таблицы

12) Подлинные иллюстрации

Правильные ответы

1.4.5.6.7.12.

45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в

Древности»?

(несколько ответов)

1) Славяне — исконные жители Европы

2) Кочевники постоянно угрожали славянам

3) Главное занятие славян — земледелие

4) Главными становились князья

5) Землю славяне обрабатывали сохой

6) Появились первые города

7) Первоначально славяне жили родовыми общинами

8) Славяне обожествляли силы природы

9) В X в. появилась соседская община

10) Славяне жили по земледельческому календарю

11) Славяне жили различными племенами

12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства

Правильные ответы

1.2.3.4.8.11.12.

46. (120c.)

Установите соответствие

Вид наглядности

Пособия

(на соответствие)

Левая часть(A):

1) Изобразительная

2) Предметная

3) Условно-графическая

Правая часть(B):

1) Фото египетской пирамиды

2) Восковая табличка

3) Бюст Гомера

4) Аппликации «Религия греков»

5) Рисунок на древнегреч. вазе

6) Телепередача «В Древних Афинах»

7) Диафильм «Афинский раб»

8) Разрез греческой триеры, рисунок

Разрез греческой триеры, рисунок

Правильные ответы

(A1-B1).(A1-B3).(A1-B5).(A1-B6).(A1-B7).(A1-B8).(A2-B2).(A2-B3).(A3-B4).

47. (120c.)

Установите соответствие

Компоненты УМК

Авторы

(на соответствие)

Левая часть(A):

1) Научная и популярная литература

2) Учебная литература

3) Методическая литература

4) Наглядные пособия

Правая часть(B):

1) С. Г. Смирнов

2) П. В. Гора

3) Н. И. Аппарович

4) А. А. Вагин

5) В. Б. Кобрин

6) И. И. Долуцкий

7) Д. И. Полторак

8) Разрез греческой триеры, рисунок

С. Л. Утченко

Правильные ответы

(A1-B5).(A1-B8).(A2-B1).(A2-B6).(A3-B2).(A3-B4).(A4-B3).(A4-B7)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Основные факторы процесса школьного обучения истории

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание

xn--e1aogju.xn--p1ai

0 comments on “Факторы школьного процесса обучения истории – § 12. Методика истории: объект, предмет, задачи, факторы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *