Функции духовного производства – 1.2 Функции духовного производства

1.2 Функции духовного производства

Духовное производство выполняет в обществе важные социальные функции. Это, прежде всего включение людей и их групп в систему имеющихся социальных и духовных связей и отношений. По существу речь идет о социально-интегративной функции духовного производства. Именно эту цель и преследуют социальные институты науки, культуры, религии и другие, когда организуют сложную систему духовной деятельности как в сфере научного, художественного, религиозного и иного духовного творчества, так и в области освоения и распределения продуктов этого творчества.

Другая институционально значимая функция духовного производства состоит в производстве новых идей, знаний и технологий духовного творчества. Социальные институты в духовной сфере жизни общества стремятся прежде всего к созданию благоприятных условий для креативно-творческой деятельности, поскольку именно она способна и объединить вокруг себя большие группы людей и дать возможность им «само проявиться» в репродуктивных формах активности.[12]

Еще одна весьма важная функция духовного производства, роль которой быстро возрастает в последние годы (особенно в России), — производство общественного мнения. Его институциональное закрепление получило сейчас повсеместное распространение. Происходит не только изучение общественного мнения (чем занимаются сотни и тысячи социологических служб в центре и в регионах), но и его активное формирование в нужном для тех или иных структур направлении.

Духовное производство не может осуществляться вне институциональных форм, поскольку в них духовная деятельность получает организованный и нормативно выраженный характер. При этом, разумеется, всегда остается место для вне институциональной свободной духовной деятельности индивидов и отдельных (часто неформальных) групп. Любой тип духовного производства вырабатывает свои отношения между институционализированными и вне институциональными, самодеятельными формами духовной деятельности, что в значительной степени обусловлено характером общественного строя и политического режима.

Тоталитарное государство построено, как правило, на признании лишь институциональных форм духовного производства, которое его поддерживает и создает систему запретов на многочисленные самодеятельные формы духовного творчества. В качестве примера можно привести политику государства (точнее, коммунистической партии) в СССР, которое запрещало все, что не разрешало, в том числе даже авторскую песню.

Следовательно, можно утверждать, что институционализация духовной деятельности в определенных условиях способна выступать средством социального контроля или даже изоляции влияния свободного духовного производства.[18]

Однако, в одной из работ, относящейся к социологическим исследованиям духовной жизни общества и посвященных этой проблеме, Л.Н. Коган справедливо отмечает: «Духовная жизнь… изучается целым комплексом социологических дисциплин. Вообще не существует социологического исследования… которое бы, так или иначе, прямо или косвенно, не касалось духовной жизни общества»1.

Тем не менее, есть отрасли социологического знания, прямо и непосредственно исследующие процессы в духовной сфере жизни общества. Их достаточно много. Но среди них, в свою очередь, можно выделить те, что в качестве предметной зоны выделяют изучение социальных институтов. Из числа этих институтов духовной сферы жизни общества здесь будут рассмотрены лишь три — наука, религия, культура.

28.Социальные взаимодействия. Социальное действие, поведение, коммуникация.

Взаимодействие — это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

studfiles.net

Функции духовного производства — стр. 5

Функции духовного производства:

    1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

    2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

    3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

    4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

    5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

  1. Наука.

  2. Искусство.

  3. Религия.

§ 3. Наука как вид духовного производства

Важнейший вид духовного производства – наука, рассматриваемая и как система знаний, и как устойчивый социальный институт. Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира. Это своеобразная картина мира, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности.

Возникновение науки связано со многими социальными, экономическими, духовными условиями. Среди них можно выделить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведения его в единую систему.

Основные признаки научного познания:

  1. Систематичность и логичность.

  2. Наличие идеализированных объектов.

  3. Необходимость методов, методологии и средств научного познания.

  4. Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания.

  5. Наличие особого языка науки.

  6. Строгость и объективность открываемых истин.

  7. Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки.

  8. Функции науки:

  1. Познавательная – функция познания законов развития природы и общества.

  2. Объяснительная – функция объяснения того, как устроен мир, почему мы наблюдаем его именно таким, а не другим.

  3. Практически-действенная – наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники.

  4. Прогностическая – функция предвидения различных природных явлений, процессов, например, аномалий.

  5. Мировоззренческая.

  6. Функция социальной памяти.

Дифференциация и интеграция научного знания.

Важной закономерностью развития науки является единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.

Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц. Интеграция проявляется как:

  • Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин.

  • Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент).

  • Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции).

  • Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика).

  • Комплексный характер решения проблем.

Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.

Этика науки и социальная ответственность ученого.

Научная деятельность имеет свои собственные, специфические этические нормы, которые так или иначе связаны с общими этическими нормами, свойственными культуре, в рамках которой существует наука.

Этика наука может быть представлена в двух смыслах:

  1. «Внутренняя» этика науки: регулирует взаимоотношения исследователей и виды деятельности ученого, которые сосредоточены внутри науки. Важным этическим регулированием внутри среды ученых является личное доверие, не исключающее, но дополняющее критичность как основной принцип науки.

  2. «Внешняя» этика науки: регулирует отношения ученых с их социальным окружением, а также те виды деятельности ученых, которые направлены на это социальное окружение.

На уровне «внешней» этики науки важным является социальная ответственность ученого – признание того, что на научном сообществе лежит значительная доля ответственности за нынешнее состояние науки, за ее успехи и провалы, за ее сегодняшний «имидж», за ее социальный престиж, за степень эффективности исполнения наукой ее социокультурных функций. Ответственность распространяется на последствия научных открытий, их применение и распространение. Эту ответственность также должны разделять те, кто внедряют научные разработки (инженеры, конструкторы, технологи), те, кто принимают решения об использовании этих разработок (бизнесмены, менеджеры, политики), а также те, кто финансируют их использование.

§ 4. Искусство как вид духовного производства

Искусство – специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами. Искусство такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического (прекрасного). Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта. Примером могут послужить наскальные рисунки, которые передавали последующим поколениям опыт социальной жизни (охота, религиозные ритуалы и пр.). В классовом обществе искусство стало самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.

Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.

Функции искусства:

  1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

  2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

  3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.

§ 5. Религия как вид духовного производства

Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Религия самым тесным образом связана с моралью, она поддерживает мораль, а следовательно, и целостность цивилизации. Она придает жизни смысл и идейную направленность, выступая в качестве высшего авторитета для верующих. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. По мысли Д. Крамера и Д. Олстед, «идеализация жертвенности и возведение бескорыстия в ранг высшей добродетели способствует, как показывает опыт, формированию социальных отношений, если не на уровне общественных систем, то по крайней мере внутри них» /19, с. 43/.

С антропологической точки зрения, религиозное мировоззрение в той или иной степени позволяет избавиться от врожденного человеческого страха перед неизвестностью, хаосом и смертью, провозглашая идеи вечной жизни и достойной участи для праведников. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее каждому не только получить убедительные ответы на вопросы: «Зачем и почему человек приходит в этот мир, что ему надлежит здесь делать и куда он в конце концов придет?», но и руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства – форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.

Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:

  1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию – систему религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа; б) религиозная психология – совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания.

  2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. В качестве культа выступают обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, обряды, молитвы и пр. Главная функция религиозного культа – доведение до сознания верующих определенных религиозных идей, смыслов.

  3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии и возникновение на этой основе общности верований и обрядов. Главной религиозной организацией выступает церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями (клиром). Религиозными организациями могут быть и секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению. В сектах, как правило, отсутствует жесткое деление на священнослужителей и мирян, активно ведется миссионерская деятельность.

В современном религиоведении ведутся острые дебаты по поводу использования той или иной терминологии по отношению к новым религиозным организациям. Так, например, А.Л. Дворкин предлагает использовать термин «тоталитарные секты». Тоталитарные секты, или деструктивные культы – секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся «контролирование сознания» /20/. Перенося зловещий, пугающий смысл термина «тоталитарный» на область религии, А.Л. Дворкин рассчитывает таким способом существенно усилить обличительный заряд имеющихся определений, предваряющих слова «секта» и «культ».

Однако некоторые ученые, например, И.Я. Кантеров полагают, что признаки религиозных объединений тоталитарного типа являются весьма абстрактными, неопределенными и неустойчивыми, присущими всем типам религиозных объединений, относимых к тоталитарным. Кроме того, в большинстве своем они носят оценочный характер и могут применяться избирательно. Чаще всего упоминаются такие признаки тоталитаризма, как жесткая авторитарная структура и обожествление лидера. Но ведь жесткие структуры имеются не только у объединений, причисляемых к тоталитарным, но и, например, в католицизме (целибат, запрет на аборты, эвтаназию и пр.). В то же время у многих духовно-религиозных религиозных объединениях, причисляемых к тоталитарным, никогда не существовало жестких структур. Можно не соглашаться с учением семьи Рерихов и даже быть его решительным противником, но в то же время в объединениях последователей этого учения даже при очень большом желании невозможно обнаружить жесткие авторитарные структуры. И тем не менее такие объединения почти десятилетие клеймятся как «деструктивные и тоталитарные».

Не лучше обстоят дела и с другими признаками «тоталитарности» — контролированием сознания и жесткой регламентацией всех сторон жизни. Как и предыдущие, эти признаки являются оценочными, «плавающими», и все будет зависеть от заинтересованности манипулирующих такими признаками, их стремления «наградить» ими определенное религиозное образование. При желании, к разряду «тоталитарных» могут быть отнесены монастырские обители и религиозные ордена, поскольку их вряд ли можно назвать оазисами безбрежного духовного плюрализма. Таким образом, расплывчатость наименований «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.

В отечественном и зарубежном религиоведении сегодня нет единого мнения относительно наименований религиозных новообразований. Их называют по-разному: «нетрадиционные религии», «альтернативные верования», «возникающие религии» или просто «культы». И все же большинство исследователей предпочитает пользоваться термином «новые религиозные движения» или «новые религии». «Понятие «новые религии» относится ко всем религиозным движениям, возникающим в новое время, примерно с середины XIX века» /21, с. 253/. От традиционных религий новые религиозные образования отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными доктринами и обрядовой практикой исторических религий. Нередко содержание этой «новизны» обусловливается обстоятельствами возникновения конкретного типа нового религиозного объединения, личностью его основателя, наличием квалифицированных теологов и т.п.

Конечно, термин «новые религиозные движения» не безупречен. Уже сегодня заметны его недостатки. Например, до какого времени возникшее религиозное образование может именоваться новым? Или: действительно ли в вероучении и обрядах данного образования содержится нечто новое? Однако при этих и иных недостатках термин «новые религиозные движения» не содержит в себе оскорбительных, уничижительных характеристик, не противоречит действующему федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствие с этим законом каждый человек имеет право на свободу вероисповедования той или иной религии или на отказе от веры как таковой. Кроме того, в нем содержится подробный перечень оснований, в соответствии с которыми деятельность религиозных объединений может быть ликвидирована или запрещена. Это могут быть принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью, в том числе и с использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза.

Функции религии как социального института:

  1. Компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).

  2. Регулятивная – религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.

  3. Интегративная – через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.

  4. Коммуникативная – религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.

Глава VI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

§ 1. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность

Для характеристики человека как индивидуального феномена в философско-психологической литературе используется ряд специальных терминов. Важнейшие из них – индивид, индивидуальность, личность.

Понятие «индивид» (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом»). Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, своеобразный социальный атом, далее принципиально неразложимый элемент бытия социума. Индивид «экземплярен», то есть не просто один, а «один из». Индивид – это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, абстрактно мыслить и приспосабливать к своим потребностям окружающий мир.

Индивидуальность как дальнейшее развитие человека выступает его существенной характеристикой, поскольку отражает уникальный способ именно его бытия. Индивидуальность – это самобытность чувств и особенности характера, оригинальность мышления, таланты и способности, присущие только данному индивиду, это совокупность свойств и особенностей, отличающих данного индивида от всех других, характеристика единичности человека, его неповторимости и своеобразия, его незаменимости. Мы склонны сопрягать слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая» и «оригинальная». О личности же нам хочется сказать «сильная», «энергичная», «независимая». В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал психолог С. Л. Рубинштейн, «человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств… человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо» /22, с. 122/ и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он этого лица не теряет.

Понятие личности подчеркивает в человеке, прежде всего, сознательно-волевое и культурно-соци­альное начало. В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, свя­зывающее воедино различные психические процессы инди­вида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В философии личность есть индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Личность осуществляет себя и самоутверждается через деятельность.

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении.

Можно выделить два значения личности:

  1. В широком смысле личность есть человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.

  2. В узком смысле личность есть устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Отличительные черты личности:

  1. Личность характеризуется со стороны духа, свободы, творчества, добра, утверждения красоты. Человека делает личностью забота о другом человеке, автономность в принятии решений и способность нести ответственность за них.

  2. Личность характеризуется своими поступками. Она определяется выбором линии своего поведения. Личность – собственный инициатор последовательного ряда жизненных событий.

  3. В личности должно быть развито сознательно-волевое начало.

  4. Степень развитости личности определяется уровнем ее ответственности, тем, что человек себе вменяет. Быть личностью очень трудно. И это относится не только к выдающимся личностям, возложившим на себя ответственность не только за себя, но и за страну, за народ или человечество в целом, за политическое или интеллектуальное движение, но и ко всякой личности вообще. Личностное бытие – это непрекращающиеся усилия. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа своих мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию личностной несостоятельности и согласию на подчиненное существование, на мелочный социально-бюрократический надзор.

  5. Личностями не рождаются, ими становятся, причем становление идет фактически всю жизнь. Данные показывают, что в онтогенезе (индивидуальном становлении) личностные качества формируются достаточно поздно даже в норме, а некоторые так никогда как бы и «не вырастают», поэтому существует большой процент инфантильных людей. Личность есть результат успешной социализации человека, но не пассивный ее продукт, а результат собственных усилий. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность.

  6. Сохранение себя как личности – это закон человеческого достоинства, без него наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. Человек просто обязан быть личностью, стремиться стать личностью.

  7. Уровень личностного развития измеряется выраженностью у человека интеллектуально-нравственных и волевых качеств, совпадением его жизненных ориентаций с общечеловеческими ценностями, положительным показателем функционирования этих качеств.

В социальной литературе имеются различные подходы к пониманию того, что есть личность:

1) Личность описывается со стороны собственных мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира» – уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочивания внешних впечатлений и внутренних переживаний.

2) Личность рассматривается как система относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые закреплены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

3) Личность характеризуется как деятельный, активный «Я-субъект», как система планов, отношений, направленностей, смысловых образований, которые характеризуют ее поведение во вне, за пределами исходных позиций.

4) Личность рассматривается как субъект персонализации: то есть, когда потребности, способности, стремления, ценности данного субъекта вызывают изменения в других людях, влияют на них, определяют их ориентации. По большому счету, личностью философия считает такого индивида, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он приходит и которую реализует благодаря большой духовной работе над собой. Такой человек проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, определенную цельность натуры, внутреннюю страстность, творческую жилку и т.д. Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны наиболее существенных и значимых социальных качеств. Личность – это самоустремленная, самоорганизующаяся частица общества, учитывающая черты и особенности общества, в котором существует, уважительно относящаяся к культуре и общечеловеческим ценностям, уважающая их и вносящая свой посильный вклад в общечеловеческую культуру и историю.

Типы личности

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

  1. «Деятели» — группа людей, для которых главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя.

  2. «Мыслители» – группалюдей, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять. Это люди чувств и эмоций, остро чувствующие, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца, это гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека.

textarchive.ru

Особенности духовного производства

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от производства материального? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них — всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврами искусства — можно! Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе — от потребления они не убывают, и даже наоборот: чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения. Таким образом, материальное и духовное богатства принципиально различны, и, следовательно, отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства духовных благ, должны принципиально отличаться от материальных производственных отношений. Знаменитая фраза «Труд есть источник всякого богатства» уж по отношению к богатству духовному верна на все сто процентов. Создающий это богатство труд имеет ряд особенностей, главная из которых заключена в его всеобщем характере. Духовный труд — это всеобщий труд. Это значит, во-первых, что данный труд осуществляется «в кооперации» не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. А во-вторых, всеобщий характер духовного труда означает, что усилия отдельного работника умственного труда в предельном случае способны обогатить, «облагодетельствовать» разом все человечество. То есть эффективность духовного труда не идет ни в какое сравнение с эффективностью (по крайней мере прошлой и нынешней) труда материального. Думается, что именно всеобщий характер духовного труда обусловливает то, что общей массе участников общественного производства работники умственного труда всегда составляли меньшинство. С одной стороны, общество и не может себе позволить содержать слишком много лиц, не производящих материальные блага — средства существования, а с другой стороны, обществу просто не нужно так много: ведь один Эйнштейн может на много лет «озадачить» все университеты, а один Шекспир может обеспечить репертуар всех театров мира. Ведь продукты духовного труда изначально общественны. В отличие от продуктов материального производства они по природе своей не предназначены только для индивидуального потребления. Вот здесь-то, вероятно, и возникает основное противоречие духовного труда: всеобщий по содержанию духовный труд осуществляется частным, точнее, индивидуальным образом. Даже в современных ус¬ловиях, при высочайшей степени разделения духовного труда, он по сути своей остается индивидуальным, персонифицированным. Совсем не случаен тот факт, что Нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. Не случайны, видимо, и многочисленные примеры холостой работы огромных научных или художественных коллективов, институтов при отсутствии ярко выраженного лидера. Прорывы на духовном фронте по-прежнему осуществляются усилиями одиночек или небольших групп ученых, деятелей искусства и т.д., открывающих новые направления деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда. Еще одна важнейшая особенность духовного производства заключается в том, что применяемые в нем «средства труда» (идеи, образы, догмы) в силу их идеального характера принципиально невозможно отделить от непосредственного производителя (конфисковать, передать и пр.). Поэтому обычные для материального производства коллизии, связанные с отчуждением производителя от средств производства, для производства духовного невозможны. Невозможен для него и обычный способ развития материальных производительных сил: через изобретение принципиально новых средств труда, в которых использованы последовательно обнаруживаемые и осваиваемые силы природы, как-то: энергия воды, пара, электричества, атома и т.д. «Сила» духовного производства одна и та же с момента возникновения — это сила отдельного интеллекта. Поэтому в духовном производстве все замкнуто на творческую индивидуальность. В этом находит проявление основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, будучи всеобщими (общественными) по содержанию, применяться могут только индивидуально. Небезынтересен и тот факт, что духовная деятельность сама по себе обладает огромной притягательной силой. Почему художники, ученые, писатели, религиозные деятели могут творить, не обращая внимания на признание? Наверное, не только потому, что надеются на его скорое пришествие, но и потому также, что сам процесс деятельности доставляет им столь сильное удовлетворение, что все остальное неизбежно отходит на второй план. Духовная деятельность во многом напоминает игровую, когда удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения достаточно очевидна: в деятельности духовной продуктивное начало преобладает над репродуктивным. Это есть деятельность, созидающая нечто новое, т.е. творчество. Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, конечно, — нелепость. А вот искусство для искусства — вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата. В области материальных благ на протяжении всей классовой истории человечества (да в значительной мере и в настоящее время) больше ценился не их создатель, а их обладатель! С духовными благами все обстоит наоборот. Просто обладатель духовных благ никого не интересует, накопление духовных богатств бессмысленно. В обществе ценится не владелец продуктов духовного труда, а их производитель или транслятор (не тот, кто знает больше стихов или песен, а тот, кто умеет их сочинять или исполнять). Поэтому неудивительно, что и сами способы развития материального и духовного производств различны. Если в материальном производстве все исторические коллизии развертываются вокруг лишения производителей материальных благ возможности эти блага потреблять, то в производстве духовном все иначе: основная масса членов общества лишается возможности не столько потреблять, сколько производить духовные богатства. В материальной сфере подавляющему большинству членов общества навязывается сам труд, в то время как продукт труда изымается. В сфере духовной навязываются большинству как раз продукты труда — идеи, образы, догмы, сам же процесс их создания для этого большинства остается недоступным. То есть разделение производства и потребления налицо и в духовном производстве. Именно несоответствие частного (индивидуального) способа производства духовных ценностей и общественного характера их присвоения является движущей силой его развития. Прослеживаемая в обозримом будущем перспектива развития духовного производства — в расширении возможностей всех без исключения инди¬видов участвовать в производстве, а не только в потреблении духовных благ.

studfiles.net

Духовное производство

Человечество давно уяснило, что в любых сражениях самая надежная армия — профессиональная. В битвах идейных — ситуация та же. Основные формы существования духа (идеи, теории, образы, нормы и т.д.) со времени возникновения первых классовых обществ производятся профессионалами. Термин «духовное производство» — не метафора, а вполне реальное явление. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»: — идеи, теории, образы, духовные ценности; — духовные общественные связи и отношения индивидов; — сам человек, поскольку он, кроме прочего, — существо духовное. Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное. Такое описание видов духовного производства не совпадает с принятой в нашей философской традиции схемой из шести форм общественного сознания (политика, право, мораль, искусство, наука, религия). Политика, право и мораль не являются «отраслями» духовного производства. Мораль — потому, что не является созданием профессионалов, идеологов. Мы не найдем в истории ни одной моральной нормы, изобретенной и внедренной в жизнь профессионалом. Даже заповеди Христа «не убий», «не укради» — это фиксация принципов, стихийно выработанных моральной практикой, т.е. это стихийное изобретение человечества, а не результат деятельности профессионала. А политика и право не вписываются в духовное производство потому, что создаваемые в результате политической и правовой деятельности общественные связи и отношения индивидов не являются по преимуществу духовными. В обществе существует множество самых разнообразных видов связей и отношений, но основных, наверное, все-таки два: материальные и духовные. И те и другие — суть связи и отношения между людьми, т.е. субъекты отношений одни и те же. Следовательно, вся разница между двумя основными видами отношений (и соответственно связей) заключена в их основании: по поводу чего они складываются. Если это основание материально, то и отношение будет таковым, а если это — идея, понятие, образ, то и отношение будет духовным. Так вот, политические и правовые отношения между людьми складываются в первую очередь по поводу реальной государственной власти, а не понятий о ней. А государство с его аппаратом, чиновниками, армиями, судами и тюрьмами — явление самое что ни на есть материальное. Поэтому политические, равно как и правовые, отношения в основе своей материальны. Итак, что остается за собственно духовным производством? Три вида освоения действительности: научное, эстетическое и религиозное. Отсюда три вида духовного производства. Здесь налицо производство, так сказать, в чистом виде идей, образов, представлений, а также соответствующих связей и отношений между людьми. Каждый из этих трех видов освоения действительности создает свой, особый, неповторимый, и что самое, быть может, важное — целостный мир. В любом из этих трех идеальных миров действительность представлена (отражена) целиком, полностью, без изъятий. (Этого, кстати, никак нельзя сказать о политических, правовых и моральных взглядах, идеях, теориях).

studfiles.net

Духовная деятельность

Человеку свойственно не только физическое, но и душевное могущество, стимулирующее его в деяниях и нацеливающее на задачи, выражающееся в убежденности и мечтах, в отваге и мужестве. С его помощью формируется духовная деятельность людей. Порой ее путают с самокопанием, выискиванием потаенных значений и аксиом, но это слишком узкое определение. Она ориентирована на креативность и творческий процесс.

Понятие духовной деятельности

Неверно считать, что духовная работа тайно проходит в голове и психике личности. Она всемерно демонстрируется в социальной жизни, так как генерирует ее ключевые ценности:

  • моральные;
  • этические;
  • религиозные;
  • художественные.

Отличительная черта нравственной деятельности заключается в демонстрации высочайших стимулов и намерений человека. Все люди имеют различные интересы и требования, которые можно разделить на три основные группы:

  • материальные ― обязательные для сохранения жизнедеятельности;
  • общественные ― первостепенные для бытования социума;
  • духовные ― показывающие высочайшую модель сознательности.

Эти потребности рождают у человека желание познавать мир и делать открытия; они служат причиной и стимулом лицезреть и творить прекрасное, учат сопереживанию и любви, творчеству и взаимопомощи.

Личностные требования нацеливают творческих индивидуумов на рождение чего-то ранее неизвестного, необходимого народу. Но первоочередно созидатели творят для себя: работа помогает им выявлять собственные способности, воплощать свое призвание. Претворение в жизнь задуманного также является одной из господствующих нужд, ориентирующих этические действия человека.

Самовыражаясь, работники науки, мастера слова и искусства получают удовлетворение своих потребностей в раскрытии человечеству личного замысла, собственной концепции. Люди, принимающие их мысли, являются целевой аудиторией их нравственных ценностей.

Основные формы морального функционирования

Ключевыми видами духовной деятельности являются два: теория и практика. Продуктом теоретической деятельности являются свежие идеи, доктрины и учения, концепции и понятия, представляющие собой нравственное наследие и гордость человеческого социума. Они распространяются в форме:

  • словесных сочинений и ученых трактатов;
  • шедевров скульптуры и архитектуры;
  • музыкальных и живописных творений;
  • кинофильмов и телепередач.

Любая форма выражает замысел автора, его убеждения и анализ фактов, инцидентов, поступков.

Практические действия нацелены на оберегание и поддержание, исследование и анализ, усвоение и восприятие выработанных ценностей. Их постижение помогает людям трансформировать личную философию и миропонимание, обогатить собственный сокровенный опыт под влиянием шедевров мудрецов, живописцев, служителей науки.

Сохранению, популяризации и передаче нравственных ценностей способствуют музеи, книжные собрания и хранилища архивных материалов. Причастны к этому школы и университеты, пресса и массмедиа. Благодаря им воспроизводятся, обновляются и распространяются от одной генерации к другой всевозможные ветви эрудиции и компетенции, свершений и завоеваний из области истории, техники, науки, литературы и эстетики.

Случается, что создание нравственных продуктов и их признание разведено во времени на длительный срок. Не всегда автор сразу находит своего читателя, а просветитель ― приверженца. Это несоответствие продолжается годами и даже веками, минуя которые, созданное творение становится востребованным, признанным и сохраненным. У людей есть стимулы, импульсы и намерения, которые подпитывают их, делают богаче, воодушевляют и окрыляют.

Функции духовного производства

Духовное производство, в своем нынешнем образе являющееся универсальным и многофункциональным, воплощается в жизнь с целью утоления потребностей. Несмотря на всю многоплановость этого понятия, поддерживается целостный, неделимый главный ориентир духовного производства ― воспроизведение коллективного разума в его нерасчлененности.

Ключевой функцией нравственного созидания является личностная деятельность, ориентированная на повышение качества прочих областей жизнедеятельности социума:

  • экономики;
  • политики;
  • общественной жизни.

Наименование «производство новых технологий», данное этому значению некоторыми учеными, не совсем верное. Имеется в виду сбережение с учетом модернизации уже существующих технологий, к которым относятся и социальные.

Необходимо дифференцировать утилитарные замыслы, которые облагораживают повседневное улучшение жизни, и капитальные теории, которые способны подорвать старые технологии и нацелить на ранее неизвестные ориентиры. Примером таких совершенно новых концепций служит теория относительности в науке или концепция мессианства в религии.

Духовное развитие на основе практик

Чтобы регулярно получать опыт и культивировать нравственное развитие, на постоянной основе мы применяем духовную практику. Часто ее используют в религиозной деятельности, где сравнивают с прохождением пути, ведущего к определенной цели. Миссии, задачи и направленность таких практик разнообразны и отличаются друг от друга, что обусловлено концепцией религии или нравственной системы. Для христианства это спасение души, буддисты стремятся к нирване, а для множественных кабалистических направлений важно проникновение в высшие истины. Модели таких практик многообразны и содержат молитвы, различные виды медитирования и сосредоточенности, предполагают участие в религиозных церемониях.

Безопасность самосознания

Духовная безопасность является важной частью национальной защиты в условиях коммерциализации общества и выражается в развитии национальной сознательности, в которой отражены обычаи социума, наследие его культуры и прошлого, а также уровень морального и политического единомыслия конституционного общества. Духовная защищенность обусловлена моральными нормами и любовью к отчизне, обеспечивает защиту государства, если народ поддерживает внутреннюю и внешнюю политику руководства, доверяет избранным властям.

Обычно бедствия и несчастья начинаются с крушения духовности, когда в народную психику внедряются чужеродные замыслы и ценности, а также недопустимые методы их получения. Гарантия нравственной безопасности становится главной целью, потому что в ней выражается моральное самочувствие народа, его возможности постановки и решения исторических задач.

Термин «духовная деятельность» относится к философии, хотя встречается он и в теологии, причем трактовки практически совпадают. Понятие это обозначает действия, необходимые для человека в его нравственной жизни. К ним относятся прочтение книг, создание живописных полотен, написание литературных произведений, становление теологических или атеистических позиций, осмысление комплекса ценностей, развитие в себе позитивных отличий. Это поиск жизненного смысла, способа избегания сложных положений, а также понимание мировоззренческих понятий любви и счастья.

mystroimmir.ru

Духовное производство и потребление.

Поделись с друзьями

Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом.

Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

— идеи, теории, образы, духовные ценности;

— духовные общественные связи и отношения индивидов;

— сам человек, поскольку он, кроме прочего, — существо духовное.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное.

Отличительные черты духовного пр-ва:

— конечным продуктом являются идеальные образования;

— продукт может употреблять все человечество;

— средства пр-ва (идеи, образы) неотделимы от производителя;

— духовное пр-во самоценно (ценен сам процесс).

Среди функций духовного производства выделим прежде всего духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Следует, очевидно, различать производство идей прикладных, одухотворяющих процесс каждодневного совершенствования общественной жизни и производство идей фундаментальных, способных во многих случаях взорвать старую «технологию» и, если не вывести ту или иную сферу (а то и общественную жизнь в целом), на новые горизонтали, то, по крайней мере, наметить принципиально новые цели и ориентиры. Примером таких фундаментальных идей могут служить концепция разделения властей в политико-правовом сознании, идея мессианства в сознании религиозном, теория относительности в естественно-научном сознании и т.д. Производство фундаментальных идей относится к числу важнейших функций духовного производства.

Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства — производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.

Духовное потребление – потребление духовных ценностей, направленное на удовлетворение духовных потребностей людей. Духовное потребление может происходить стихийно и произвольно, когда человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности, приобщаясь к ним самостоятельно. В других случаях духовное потребление может навязываться людям СМИ, рекламой и т.д. Происходит манипуляция их сознанием, что приводит к усреднению и стандартизации потребностей и вкусов людей.

За уровнем духовного потребления стоят определенные социальные характеристики индивида — его общеобразовательный и культурный уровень, его принадлежность к той или иной большой социальной группе (в том числе к профессиональной), специфика микросреды, в которой он сформировался или к которой принадлежит сегодня. Чем выше образовательный и культурный уровень человека, тем шире его познавательный мотив: любое преподносимое ему знание он рассматривает как благо, не деля его на сиюминутно-полезное и бесполезное. Немаловажную роль играет и социальная принадлежность потребляющего. Часть транслируемого на него знания о духовных ценностях кажется ему непривлекательным с точки зрения его профессии, многое просто выходит за пределы той системы духовных ценностей, которая сложилась и санкционирована в его социальной группе.

Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. Потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру каждого общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.

Пр-во и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями – отношениями человека непосредственно к духовным ценностям (одобрение или отвержение) и его отношения к другим людям по поводу этих ценностей (их пр-ва, распространения, потребления, защиты). Исходя из этого, можно выделить познавательные, нравственные, эстетические, религиозные духовные отношения.

students-library.com

Духовная деятельность. Социальная философия

Духовная деятельность

Ради удовлетворения этих потребностей и осуществляется духовное производство, представляющее собой в своем современном виде производство многофункциональное и многоотраслевое. Переходя к рассмотрению этих отраслей и функций, сразу же оговоримся, что при всей многоплановости сохраняется единая, генеральная цель духовного производства — воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим прежде всего духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). В литературе иногда эту функцию обозначают как «производство новых технологий», что не совсем точно, ибо в подавляющем большинстве случаев речь идет о сохранении на базе совершенствования уже имеющихся технологий, в том числе и социальных. Если бы общество было нацелено только на создание принципиально новых технологий, общественная жизнь превратилась бы в сплошные перевороты, поскольку был бы нарушен чрезвычайно важный баланс между традиционным и новаторским в функционировании социума.

Следует, очевидно, различать производство идей прикладных, одухотворяющих процесс каждодневного совершенствования общественной жизни и производство идей фундаментальных, способных во многих случаях взорвать старую «технологию» и, если не вывести ту или иную сферу (а то и общественную жизнь в целом), на новые горизонтали, то, по крайней мере, наметить принципиально новые цели и ориентиры. Примером таких фундаментальных идей могут служить концепция разделения властей в политико-правовом сознании, идея мессианства в сознании религиозном, теория относительности в естественно-научном сознании и т. д. Производство фундаментальных идей относится к числу важнейших функций духовного производства.

Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства — производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. Конечно, любое распространение знания есть в известной степени процесс идеологический, поскольку сам распространитель — учитель, лектор, журналист и т. д. — симпатизирует взглядам той или иной политической партии, той или иной философской системы, религиозного или атеистического мировосприятия и в своей просветительской деятельности вольно или невольно эти симпатии проявляет. Но в процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, идеологический момент нередко получает доминирующее значение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

0 comments on “Функции духовного производства – 1.2 Функции духовного производства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *