Функции духовного производства — стр. 5
Функции духовного производства:
Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.
Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.
Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.
Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.
Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.
Виды духовного производства:
Наука.
Искусство.
Религия.
§ 3. Наука как вид духовного производства
Важнейший вид духовного производства – наука, рассматриваемая и как система знаний, и как устойчивый социальный институт. Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира. Это своеобразная картина мира, по которой человечество ориентируется в своей жизнедеятельности.
Возникновение науки связано со многими социальными, экономическими, духовными условиями. Среди них можно выделить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведения его в единую систему.
Основные признаки научного познания:
Систематичность и логичность.
Наличие идеализированных объектов.
Необходимость методов, методологии и средств научного познания.
Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания.
Наличие особого языка науки.
Строгость и объективность открываемых истин.
Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки.
Функции науки:
Познавательная – функция познания законов развития природы и общества.
Объяснительная – функция объяснения того, как устроен мир, почему мы наблюдаем его именно таким, а не другим.
Практически-действенная – наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники.
Прогностическая – функция предвидения различных природных явлений, процессов, например, аномалий.
Мировоззренческая.
Функция социальной памяти.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Важной закономерностью развития науки является единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.
Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц. Интеграция проявляется как:
Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин.
Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент).
Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции).
Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика).
Комплексный характер решения проблем.
Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.
Этика науки и социальная ответственность ученого.
Научная деятельность имеет свои собственные, специфические этические нормы, которые так или иначе связаны с общими этическими нормами, свойственными культуре, в рамках которой существует наука.
Этика наука может быть представлена в двух смыслах:
«Внутренняя» этика науки: регулирует взаимоотношения исследователей и виды деятельности ученого, которые сосредоточены внутри науки. Важным этическим регулированием внутри среды ученых является личное доверие, не исключающее, но дополняющее критичность как основной принцип науки.
«Внешняя» этика науки: регулирует отношения ученых с их социальным окружением, а также те виды деятельности ученых, которые направлены на это социальное окружение.
На уровне «внешней» этики науки важным является социальная ответственность ученого – признание того, что на научном сообществе лежит значительная доля ответственности за нынешнее состояние науки, за ее успехи и провалы, за ее сегодняшний «имидж», за ее социальный престиж, за степень эффективности исполнения наукой ее социокультурных функций. Ответственность распространяется на последствия научных открытий, их применение и распространение. Эту ответственность также должны разделять те, кто внедряют научные разработки (инженеры, конструкторы, технологи), те, кто принимают решения об использовании этих разработок (бизнесмены, менеджеры, политики), а также те, кто финансируют их использование.
§ 4. Искусство как вид духовного производства
Искусство – специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами. Искусство –такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического (прекрасного). Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта. Примером могут послужить наскальные рисунки, которые передавали последующим поколениям опыт социальной жизни (охота, религиозные ритуалы и пр.). В классовом обществе искусство стало самостоятельным.
Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.
Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.
Функции искусства:
Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.
Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.
Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.
§ 5. Религия как вид духовного производства
Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Религия самым тесным образом связана с моралью, она поддерживает мораль, а следовательно, и целостность цивилизации. Она придает жизни смысл и идейную направленность, выступая в качестве высшего авторитета для верующих. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. По мысли Д. Крамера и Д. Олстед, «идеализация жертвенности и возведение бескорыстия в ранг высшей добродетели способствует, как показывает опыт, формированию социальных отношений, если не на уровне общественных систем, то по крайней мере внутри них» /19, с. 43/.
С антропологической точки зрения, религиозное мировоззрение в той или иной степени позволяет избавиться от врожденного человеческого страха перед неизвестностью, хаосом и смертью, провозглашая идеи вечной жизни и достойной участи для праведников. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее каждому не только получить убедительные ответы на вопросы: «Зачем и почему человек приходит в этот мир, что ему надлежит здесь делать и куда он в конце концов придет?», но и руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства – форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.
Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:
Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию – систему религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа; б) религиозная психология – совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания.
Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. В качестве культа выступают обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, обряды, молитвы и пр. Главная функция религиозного культа – доведение до сознания верующих определенных религиозных идей, смыслов.
Религиозные организации – объединения последователей определенной религии и возникновение на этой основе общности верований и обрядов. Главной религиозной организацией выступает церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями (клиром). Религиозными организациями могут быть и секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению. В сектах, как правило, отсутствует жесткое деление на священнослужителей и мирян, активно ведется миссионерская деятельность.
В современном религиоведении ведутся острые дебаты по поводу использования той или иной терминологии по отношению к новым религиозным организациям. Так, например, А.Л. Дворкин предлагает использовать термин «тоталитарные секты». Тоталитарные секты, или деструктивные культы – секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся «контролирование сознания» /20/. Перенося зловещий, пугающий смысл термина «тоталитарный» на область религии, А.Л. Дворкин рассчитывает таким способом существенно усилить обличительный заряд имеющихся определений, предваряющих слова «секта» и «культ».
Однако некоторые ученые, например, И.Я. Кантеров полагают, что признаки религиозных объединений тоталитарного типа являются весьма абстрактными, неопределенными и неустойчивыми, присущими всем типам религиозных объединений, относимых к тоталитарным. Кроме того, в большинстве своем они носят оценочный характер и могут применяться избирательно. Чаще всего упоминаются такие признаки тоталитаризма, как жесткая авторитарная структура и обожествление лидера. Но ведь жесткие структуры имеются не только у объединений, причисляемых к тоталитарным, но и, например, в католицизме (целибат, запрет на аборты, эвтаназию и пр.). В то же время у многих духовно-религиозных религиозных объединениях, причисляемых к тоталитарным, никогда не существовало жестких структур. Можно не соглашаться с учением семьи Рерихов и даже быть его решительным противником, но в то же время в объединениях последователей этого учения даже при очень большом желании невозможно обнаружить жесткие авторитарные структуры. И тем не менее такие объединения почти десятилетие клеймятся как «деструктивные и тоталитарные».
Не лучше обстоят дела и с другими признаками «тоталитарности» — контролированием сознания и жесткой регламентацией всех сторон жизни. Как и предыдущие, эти признаки являются оценочными, «плавающими», и все будет зависеть от заинтересованности манипулирующих такими признаками, их стремления «наградить» ими определенное религиозное образование. При желании, к разряду «тоталитарных» могут быть отнесены монастырские обители и религиозные ордена, поскольку их вряд ли можно назвать оазисами безбрежного духовного плюрализма. Таким образом, расплывчатость наименований «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» позволяет причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.
В отечественном и зарубежном религиоведении сегодня нет единого мнения относительно наименований религиозных новообразований. Их называют по-разному: «нетрадиционные религии», «альтернативные верования», «возникающие религии» или просто «культы». И все же большинство исследователей предпочитает пользоваться термином «новые религиозные движения» или «новые религии». «Понятие «новые религии» относится ко всем религиозным движениям, возникающим в новое время, примерно с середины XIX века» /21, с. 253/. От традиционных религий новые религиозные образования отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными доктринами и обрядовой практикой исторических религий. Нередко содержание этой «новизны» обусловливается обстоятельствами возникновения конкретного типа нового религиозного объединения, личностью его основателя, наличием квалифицированных теологов и т.п.
Конечно, термин «новые религиозные движения» не безупречен. Уже сегодня заметны его недостатки. Например, до какого времени возникшее религиозное образование может именоваться новым? Или: действительно ли в вероучении и обрядах данного образования содержится нечто новое? Однако при этих и иных недостатках термин «новые религиозные движения» не содержит в себе оскорбительных, уничижительных характеристик, не противоречит действующему федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствие с этим законом каждый человек имеет право на свободу вероисповедования той или иной религии или на отказе от веры как таковой. Кроме того, в нем содержится подробный перечень оснований, в соответствии с которыми деятельность религиозных объединений может быть ликвидирована или запрещена. Это могут быть принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью, в том числе и с использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза.
Функции религии как социального института:
Компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).
Регулятивная – религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.
Интегративная – через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.
Коммуникативная – религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.
Глава VI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
§ 1. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
Для характеристики человека как индивидуального феномена в философско-психологической литературе используется ряд специальных терминов. Важнейшие из них – индивид, индивидуальность, личность.
Понятие «индивид» (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина «атом»). Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, своеобразный социальный атом, далее принципиально неразложимый элемент бытия социума. Индивид «экземплярен», то есть не просто один, а «один из». Индивид – это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, абстрактно мыслить и приспосабливать к своим потребностям окружающий мир.
Индивидуальность как дальнейшее развитие человека выступает его существенной характеристикой, поскольку отражает уникальный способ именно его бытия. Индивидуальность – это самобытность чувств и особенности характера, оригинальность мышления, таланты и способности, присущие только данному индивиду, это совокупность свойств и особенностей, отличающих данного индивида от всех других, характеристика единичности человека, его неповторимости и своеобразия, его незаменимости. Мы склонны сопрягать слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая» и «оригинальная». О личности же нам хочется сказать «сильная», «энергичная», «независимая». В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал психолог С. Л. Рубинштейн, «человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств… человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо» /22, с. 122/ и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он этого лица не теряет.
Понятие личности подчеркивает в человеке, прежде всего, сознательно-волевое и культурно-социальное начало. В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В философии личность есть индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Личность осуществляет себя и самоутверждается через деятельность.
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении.
Можно выделить два значения личности:
В широком смысле личность есть человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.
В узком смысле личность есть устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Отличительные черты личности:
Личность характеризуется со стороны духа, свободы, творчества, добра, утверждения красоты. Человека делает личностью забота о другом человеке, автономность в принятии решений и способность нести ответственность за них.
Личность характеризуется своими поступками. Она определяется выбором линии своего поведения. Личность – собственный инициатор последовательного ряда жизненных событий.
В личности должно быть развито сознательно-волевое начало.
Степень развитости личности определяется уровнем ее ответственности, тем, что человек себе вменяет. Быть личностью очень трудно. И это относится не только к выдающимся личностям, возложившим на себя ответственность не только за себя, но и за страну, за народ или человечество в целом, за политическое или интеллектуальное движение, но и ко всякой личности вообще. Личностное бытие – это непрекращающиеся усилия. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа своих мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию личностной несостоятельности и согласию на подчиненное существование, на мелочный социально-бюрократический надзор.
Личностями не рождаются, ими становятся, причем становление идет фактически всю жизнь. Данные показывают, что в онтогенезе (индивидуальном становлении) личностные качества формируются достаточно поздно даже в норме, а некоторые так никогда как бы и «не вырастают», поэтому существует большой процент инфантильных людей. Личность есть результат успешной социализации человека, но не пассивный ее продукт, а результат собственных усилий. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность.
Сохранение себя как личности – это закон человеческого достоинства, без него наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. Человек просто обязан быть личностью, стремиться стать личностью.
Уровень личностного развития измеряется выраженностью у человека интеллектуально-нравственных и волевых качеств, совпадением его жизненных ориентаций с общечеловеческими ценностями, положительным показателем функционирования этих качеств.
В социальной литературе имеются различные подходы к пониманию того, что есть личность:
1) Личность описывается со стороны собственных мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира» – уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочивания внешних впечатлений и внутренних переживаний.
2) Личность рассматривается как система относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые закреплены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
3) Личность характеризуется как деятельный, активный «Я-субъект», как система планов, отношений, направленностей, смысловых образований, которые характеризуют ее поведение во вне, за пределами исходных позиций.
4) Личность рассматривается как субъект персонализации: то есть, когда потребности, способности, стремления, ценности данного субъекта вызывают изменения в других людях, влияют на них, определяют их ориентации. По большому счету, личностью философия считает такого индивида, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он приходит и которую реализует благодаря большой духовной работе над собой. Такой человек проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, определенную цельность натуры, внутреннюю страстность, творческую жилку и т.д. Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны наиболее существенных и значимых социальных качеств. Личность – это самоустремленная, самоорганизующаяся частица общества, учитывающая черты и особенности общества, в котором существует, уважительно относящаяся к культуре и общечеловеческим ценностям, уважающая их и вносящая свой посильный вклад в общечеловеческую культуру и историю.
Типы личности
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:
«Деятели» — группа людей, для которых главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя.
«Мыслители» – группалюдей, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять. Это люди чувств и эмоций, остро чувствующие, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца, это гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека.
textarchive.ru
Духовное производство — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Духовное производство (нем. der geistigen Produktion) — в марксизме: коллективная деятельность по созданию идей, ценностей и принципов или «производство сознания в особой общественной форме»[1]. Духовное производство лежит в основе таких «видов освоения действительности» как наука, искусство и религия[2]. При этом мораль, право и политика к духовному производству не относятся, поскольку складываются стихийно. Оно рассматривается как дополнение к материальному производству.
В отечественной философии вплоть до 1997 года рассматривалось как «недавнее понятие»[3], хотя впервые в советских словарях прослеживается с 1981, а само словосочетание встречается в IV книге Капитала Маркса:
из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их
духовного производства[4]
Также понятие духовное производство (der geistigen Produktion) встречается в Манифесте коммунистической партии (1848) и 1 томе Немецкой идеологии. К духовному производству относится выработка законов, норм морали и религии, а также построение философских систем.
Определенную популяризацию этого термина в СССР произвел Василий Петрович Тугаринов:
Идеологические отношения суть отношения духовного «производства». Производство вещей и «производство» идей — таково различие двух разбираемых сфер общественной жизни.[5] |
В современной России термин духовное производство получило широкое распространение и закреплено в законодательных актах как синоним интеллектуального труда[6]
Духовное производство и духовная культура[править | править код]
В современной русской философии духовное производство признается элементом духовной культуры наряду с духовным потреблением.
- Духовное производство: социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. — М.: Наука, 1981.
ru.wikipedia.org
Духовная деятельность
Человеку свойственно не только физическое, но и душевное могущество, стимулирующее его в деяниях и нацеливающее на задачи, выражающееся в убежденности и мечтах, в отваге и мужестве. С его помощью формируется духовная деятельность людей. Порой ее путают с самокопанием, выискиванием потаенных значений и аксиом, но это слишком узкое определение. Она ориентирована на креативность и творческий процесс.
Понятие духовной деятельности
Неверно считать, что духовная работа тайно проходит в голове и психике личности. Она всемерно демонстрируется в социальной жизни, так как генерирует ее ключевые ценности:
- моральные;
- этические;
- религиозные;
- художественные.
Отличительная черта нравственной деятельности заключается в демонстрации высочайших стимулов и намерений человека. Все люди имеют различные интересы и требования, которые можно разделить на три основные группы:
- материальные ― обязательные для сохранения жизнедеятельности;
- общественные ― первостепенные для бытования социума;
- духовные ― показывающие высочайшую модель сознательности.
Эти потребности рождают у человека желание познавать мир и делать открытия; они служат причиной и стимулом лицезреть и творить прекрасное, учат сопереживанию и любви, творчеству и взаимопомощи.
Личностные требования нацеливают творческих индивидуумов на рождение чего-то ранее неизвестного, необходимого народу. Но первоочередно созидатели творят для себя: работа помогает им выявлять собственные способности, воплощать свое призвание. Претворение в жизнь задуманного также является одной из господствующих нужд, ориентирующих этические действия человека.
Самовыражаясь, работники науки, мастера слова и искусства получают удовлетворение своих потребностей в раскрытии человечеству личного замысла, собственной концепции. Люди, принимающие их мысли, являются целевой аудиторией их нравственных ценностей.
Основные формы морального функционирования
Ключевыми видами духовной деятельности являются два: теория и практика. Продуктом теоретической деятельности являются свежие идеи, доктрины и учения, концепции и понятия, представляющие собой нравственное наследие и гордость человеческого социума. Они распространяются в форме:
- словесных сочинений и ученых трактатов;
- шедевров скульптуры и архитектуры;
- музыкальных и живописных творений;
- кинофильмов и телепередач.
Любая форма выражает замысел автора, его убеждения и анализ фактов, инцидентов, поступков.
Практические действия нацелены на оберегание и поддержание, исследование и анализ, усвоение и восприятие выработанных ценностей. Их постижение помогает людям трансформировать личную философию и миропонимание, обогатить собственный сокровенный опыт под влиянием шедевров мудрецов, живописцев, служителей науки.
Сохранению, популяризации и передаче нравственных ценностей способствуют музеи, книжные собрания и хранилища архивных материалов. Причастны к этому школы и университеты, пресса и массмедиа. Благодаря им воспроизводятся, обновляются и распространяются от одной генерации к другой всевозможные ветви эрудиции и компетенции, свершений и завоеваний из области истории, техники, науки, литературы и эстетики.
Случается, что создание нравственных продуктов и их признание разведено во времени на длительный срок. Не всегда автор сразу находит своего читателя, а просветитель ― приверженца. Это несоответствие продолжается годами и даже веками, минуя которые, созданное творение становится востребованным, признанным и сохраненным. У людей есть стимулы, импульсы и намерения, которые подпитывают их, делают богаче, воодушевляют и окрыляют.
Функции духовного производства
Духовное производство, в своем нынешнем образе являющееся универсальным и многофункциональным, воплощается в жизнь с целью утоления потребностей. Несмотря на всю многоплановость этого понятия, поддерживается целостный, неделимый главный ориентир духовного производства ― воспроизведение коллективного разума в его нерасчлененности.
Ключевой функцией нравственного созидания является личностная деятельность, ориентированная на повышение качества прочих областей жизнедеятельности социума:
- экономики;
- политики;
- общественной жизни.
Наименование «производство новых технологий», данное этому значению некоторыми учеными, не совсем верное. Имеется в виду сбережение с учетом модернизации уже существующих технологий, к которым относятся и социальные.
Необходимо дифференцировать утилитарные замыслы, которые облагораживают повседневное улучшение жизни, и капитальные теории, которые способны подорвать старые технологии и нацелить на ранее неизвестные ориентиры. Примером таких совершенно новых концепций служит теория относительности в науке или концепция мессианства в религии.
Духовное развитие на основе практик
Чтобы регулярно получать опыт и культивировать нравственное развитие, на постоянной основе мы применяем духовную практику. Часто ее используют в религиозной деятельности, где сравнивают с прохождением пути, ведущего к определенной цели. Миссии, задачи и направленность таких практик разнообразны и отличаются друг от друга, что обусловлено концепцией религии или нравственной системы. Для христианства это спасение души, буддисты стремятся к нирване, а для множественных кабалистических направлений важно проникновение в высшие истины. Модели таких практик многообразны и содержат молитвы, различные виды медитирования и сосредоточенности, предполагают участие в религиозных церемониях.
Безопасность самосознания
Духовная безопасность является важной частью национальной защиты в условиях коммерциализации общества и выражается в развитии национальной сознательности, в которой отражены обычаи социума, наследие его культуры и прошлого, а также уровень морального и политического единомыслия конституционного общества. Духовная защищенность обусловлена моральными нормами и любовью к отчизне, обеспечивает защиту государства, если народ поддерживает внутреннюю и внешнюю политику руководства, доверяет избранным властям.
Обычно бедствия и несчастья начинаются с крушения духовности, когда в народную психику внедряются чужеродные замыслы и ценности, а также недопустимые методы их получения. Гарантия нравственной безопасности становится главной целью, потому что в ней выражается моральное самочувствие народа, его возможности постановки и решения исторических задач.
Термин «духовная деятельность» относится к философии, хотя встречается он и в теологии, причем трактовки практически совпадают. Понятие это обозначает действия, необходимые для человека в его нравственной жизни. К ним относятся прочтение книг, создание живописных полотен, написание литературных произведений, становление теологических или атеистических позиций, осмысление комплекса ценностей, развитие в себе позитивных отличий. Это поиск жизненного смысла, способа избегания сложных положений, а также понимание мировоззренческих понятий любви и счастья.
mystroimmir.ru
1.2 Функции духовного производства. Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества
Похожие главы из других работ:
Благотворительность представителей сибирского купечества
2.2 Благотворительная деятельность сибирских купцов в сфере духовного просвещения
Тяжелое положение образования, науки и культуры в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям побуждает искать пути выхода из сложившейся ситуации. Актуален в этом отношении исторический опыт России конца XIX — начала ХХ в….
Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе
1.3 Функции СМИ
Средства массовой информации являются одним из важных социальных институтов. СМИ выполняют огромное число функций: информируют, просвещают, развлекают и много других функций. Более того именно через СМИ мы воспринимаем те или иные события…
Государственное регулирование проблемы бедности в России
2.1 Развитие общественного производства как магистральное направление преодоления бедности
Характерной особенностью российской бедности является тот факт, что она — следствие экономических преобразований 1990-х гг. и современной неграмотной промышленной политики…
Концепция третьей волны Тоффлера
Факторы производства
В то время как в прошлом труд, земля, сырье и капитал были основными факторами производства в экономике Второй Волны, знания в широком смысле, то есть данные, информация, образы, символы, культура, идеология и ценности…
Культура как социальный феномен
5. Функции культуры
Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком. Неслучайно так называемые феральные люди, т.е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных…
Молодежная культура
Проявления молодежной культуры в виде «духовного разрыва» поколений в зарубежных странах (на примере Японии)
молодежный культура ролевой игра Одной из важнейших проблем семейной жизни японцев стала в наши дни проблема так называемого разрыва поколений, духовного разлада между родителями и детьми. Суть духовного разрыва в том, что взгляды на жизнь
soc.bobrodobro.ru
Духовная деятельность. Социальная философия
Духовная деятельность
Ради удовлетворения этих потребностей и осуществляется духовное производство, представляющее собой в своем современном виде производство многофункциональное и многоотраслевое. Переходя к рассмотрению этих отраслей и функций, сразу же оговоримся, что при всей многоплановости сохраняется единая, генеральная цель духовного производства — воспроизводство общественного сознания в его целостности.
Среди функций духовного производства выделим прежде всего духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). В литературе иногда эту функцию обозначают как «производство новых технологий», что не совсем точно, ибо в подавляющем большинстве случаев речь идет о сохранении на базе совершенствования уже имеющихся технологий, в том числе и социальных. Если бы общество было нацелено только на создание принципиально новых технологий, общественная жизнь превратилась бы в сплошные перевороты, поскольку был бы нарушен чрезвычайно важный баланс между традиционным и новаторским в функционировании социума.
Следует, очевидно, различать производство идей прикладных, одухотворяющих процесс каждодневного совершенствования общественной жизни и производство идей фундаментальных, способных во многих случаях взорвать старую «технологию» и, если не вывести ту или иную сферу (а то и общественную жизнь в целом), на новые горизонтали, то, по крайней мере, наметить принципиально новые цели и ориентиры. Примером таких фундаментальных идей могут служить концепция разделения властей в политико-правовом сознании, идея мессианства в сознании религиозном, теория относительности в естественно-научном сознании и т. д. Производство фундаментальных идей относится к числу важнейших функций духовного производства.
Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.
Есть еще одна важная функция духовного производства — производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. Конечно, любое распространение знания есть в известной степени процесс идеологический, поскольку сам распространитель — учитель, лектор, журналист и т. д. — симпатизирует взглядам той или иной политической партии, той или иной философской системы, религиозного или атеистического мировосприятия и в своей просветительской деятельности вольно или невольно эти симпатии проявляет. Но в процессах, специально направленных на формирование общественного мнения, идеологический момент нередко получает доминирующее значение.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Духовное производство и потребление.
Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом.
Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:
— идеи, теории, образы, духовные ценности;
— духовные общественные связи и отношения индивидов;
— сам человек, поскольку он, кроме прочего, — существо духовное.
Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное.
Отличительные черты духовного пр-ва:
— конечным продуктом являются идеальные образования;
— продукт может употреблять все человечество;
— средства пр-ва (идеи, образы) неотделимы от производителя;
— духовное пр-во самоценно (ценен сам процесс).
Среди функций духовного производства выделим прежде всего духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Следует, очевидно, различать производство идей прикладных, одухотворяющих процесс каждодневного совершенствования общественной жизни и производство идей фундаментальных, способных во многих случаях взорвать старую «технологию» и, если не вывести ту или иную сферу (а то и общественную жизнь в целом), на новые горизонтали, то, по крайней мере, наметить принципиально новые цели и ориентиры. Примером таких фундаментальных идей могут служить концепция разделения властей в политико-правовом сознании, идея мессианства в сознании религиозном, теория относительности в естественно-научном сознании и т.д. Производство фундаментальных идей относится к числу важнейших функций духовного производства.
Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.
Есть еще одна важная функция духовного производства — производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.
Духовное потребление – потребление духовных ценностей, направленное на удовлетворение духовных потребностей людей. Духовное потребление может происходить стихийно и произвольно, когда человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности, приобщаясь к ним самостоятельно. В других случаях духовное потребление может навязываться людям СМИ, рекламой и т.д. Происходит манипуляция их сознанием, что приводит к усреднению и стандартизации потребностей и вкусов людей.
За уровнем духовного потребления стоят определенные социальные характеристики индивида — его общеобразовательный и культурный уровень, его принадлежность к той или иной большой социальной группе (в том числе к профессиональной), специфика микросреды, в которой он сформировался или к которой принадлежит сегодня. Чем выше образовательный и культурный уровень человека, тем шире его познавательный мотив: любое преподносимое ему знание он рассматривает как благо, не деля его на сиюминутно-полезное и бесполезное. Немаловажную роль играет и социальная принадлежность потребляющего. Часть транслируемого на него знания о духовных ценностях кажется ему непривлекательным с точки зрения его профессии, многое просто выходит за пределы той системы духовных ценностей, которая сложилась и санкционирована в его социальной группе.
Встает задача повышения уровня культуры духовного потребления. Потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру каждого общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.
Пр-во и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями – отношениями человека непосредственно к духовным ценностям (одобрение или отвержение) и его отношения к другим людям по поводу этих ценностей (их пр-ва, распространения, потребления, защиты). Исходя из этого, можно выделить познавательные, нравственные, эстетические, религиозные духовные отношения.
students-library.com
Реферат Духовная сфера общества
Духовная сфера общества.
План.
1. Специфика духовной сферы общества.
2. Особенности духовного производства.
3. Наука как вид духовного производства.
4. Искусство как вид духовного производства.
5. Религия как вид духовного производства.
1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.
Элементы духовной сферы общества:
· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия
· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат
· духовное потребление
· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.
· духовное производство
2.Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.
При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство– производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.
Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.). Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание.
Функции духовного производства:
1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.
2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.
3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.
4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.
5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.
Виды духовного производства:
1. Наука.
2. Искусство.
3. Религия.
- Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.
Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.
Основные признаки научного познания:
- Систематичность и логичность
- Наличие идеализированных объектов
- Необходимость методов, методологии и средств научного познания
- Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
- Наличие особого языка науки
- Строгость и объективность открываемых истин
- Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки
Функции науки:
- Познавательная
- Объяснительная
- Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
- Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
- Мировоззренческая
- Функция социальной памяти
Дифференциация и интеграция научного знания.
Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.
Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц. Интеграция проявляется как:
· Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин
· Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)
· Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции)
· Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)
· Комплексный характер решения проблем
Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.
4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.
Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.
Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.
Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.
Функции искусства:
1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.
2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.
3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.
5.Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства – форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.
Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:
1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию – систему религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа; б) религиозная психология – совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания.
2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. В качестве культа выступают обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, обряды, молитвы и пр. Главная функция религиозного культа – доведение до сознания верующих определенных религиозных идей, смыслов.
3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии и возникновение на этой основе общности верований и обрядов. Главной религиозной организацией выступает церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями (клиром). Религиозными организациями могут быть и секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению. В сектах, как правило, отсутствует жесткое деление на священнослужителей и мирян, активно ведется миссионерская деятельность.
Функции религии как социального института:
1. Компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).
2. Регулятивная – религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.
3. Интегративная – через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.
4. Коммуникативная – религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.
bukvasha.ru