Культура Галицко-Волынского княжества. История Украины. Научно-популярные очерки
Культура Галицко-Волынского княжества
В культурной жизни Галицко-Волынской земли, как и повсюду в те времена, определяющую роль играли церковные учреждения — монастыри, епископии, приходские церкви. Буквенные клейма на глиняной посуде и свинцовых пломбах, надписи на бытовых предметах (пряслица, костяная ручка ножа) свидетельствуют, что грамотные люди были также среди ремесленников и дружинников. В Звенигороде и Бресте найдены берестяные грамоты; в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Львове бронзовые стилосы (писала), которыми делали записи на восковых табличках или бересте. О способах обучения можно судить по житию иконописца Петра, позже ставшего митрополитом, волынянина родом. Он, когда достиг семи лет, «отдан был родителями книгам учиться», причем указано, что учитель был хорошим, а мальчик сначала учился плохо и только впоследствии опередил своих однолеток. Образованные люди, знатоки иностранных языков работали в княжеских и епископских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели дипломатическую переписку. Сохранились, в частности, латинские грамоты галицко-волынских князей и скрепленное печатью письмо совета города Владимира на Волыни совету города Штральзунда (Северная Германия) с требованием возвратить владимирским купцам сукно из корабля, потерпевшего крушение.
В Галицкой земле была создана древнейшая восточнославянская редакция Евангелия, заметно отличающаяся от первой редакции, заимствованной от южных славян. Древние письменные памятники (Кристинопольский апостол XII в., Бучачское евангелие ХII-ХIII вв.) сохранились в монастыре южноволынского села Городище (недалеко от современного Червонограда), являвшегося в свое время большим культурным центром. В Холме при Льве Даниловиче переписаны два евангелия, в которых типично народные украинские языковые черты проступают сквозь церковнославянскую основу литургических текстов. Книгописная мастерская действовала при дворе князя Владимира Васильковича, его летописец называет «книжником и философом, которого не было во всей земле и после него не будет». Как рассказывает летопись, князь сделал щедрые пожертвования церквам в городах своего княжества (Владимир, Берестье, Белз, Каменец на Волыни, Любомль) и епископским кафедрам других княжеств — Луцкой, Перемышльской, Черниговской. Из числа подаренных книг летописец описал тридцать шесть. Кожаные переплеты самых дорогих книг были украшены златоткаными тканями, металлическими накладками с изображениями в технике перегородчатой эмали (летопись ее называет финифтью). Некоторые книги были украшены прекрасными миниатюрами.
Волынское Евангелие. Миниатюра «Евангелист Матфей». Конец XIII в.
Галицкое (Крылоское) Евангелие. Часть страницы с заставкой. 1144 г.
Летописание в Галицкой земле началось сравнительно рано. Очевидно, дружинником был Василий, описавший ослепление теребовльского князя Василько Ростиславича в 1097 г. и междоусобную войну 1098–1099 гг. «Повесть об ослеплении Василько», вошедшая в «Повесть временных лет», — исключительно талантливое произведение. Простоту и непосредственность изложения автор умело сочетает с реалистическими штрихами, чтобы впечатлить читателя, передать весь трагизм описываемых событий.
Летопись, которую принято называть Галицко-Волынской, состоит из двух частей. Первая (жизнеописание Даниила Галицкого) написана высокообразованным книжником в столичном Холме, преимущественно с целью возвеличения политики Даниила, достойного преемника самых знаменитых киевских князей. Он — «князь добрый, храбрый и мудрый», его славу можно сравнить только со славой Святослава Игоревича и святого Владимира Великого. В полный голос звучит в летописи патриотический призыв: «Лучше на своей земле костями лечь, чем на чужой быть славным!»
Евсевиево Евангелие. Страница с заставкой и иниииалом. 1283 г.
Волынская часть летописи начинается с 1261 г. Писалась она, главным образом, при дворе владимирского князя Владимира Васильковича в последние годы его жизни. Возможное место работы летописца городок Любомль, где любил пребывать князь. По поводу его смерти в текст включена написанная не летописцем, а кем-то другим похвала Владимиру, значительная часть которой — переработка «Слова о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона. Если холмский летописец писал с точки зрения верных князю бояр, то волынский больше учитывал опору княжеской власти на простых людей — местичей, крестьян. В летописи упомянуты и частично пересказаны отдельные «славы» — величальные песни, с которыми имеют много общего обрядно-величальные колядки, являющиеся одной из древнейшей прослоек украинского народно-поэтического творчества. Наверное, сходные песни пел «словутный» перемышльекий певец Митус, наказанный за неповиновение князю. В языке волынского летописца сравнительно много элементов, становившихся характерными для украинского разговорного языка того времени.
Идея прославления Романа Мстиславовича и Даниила Галицкого, как продолжателей исторической миссии Киева, определила и структуру летописного свода, в составе которого к нам дошла Галицко-Волынская летопись. Этот свод Ипатьевского типа представлен такими летописными кодексами, как Ипатьевский, Хлебниковский, Погодинский, летопись Марко Бундура, Ермолаевский и Угорникский, фрагмент которого найден недавно. Свод такого типа состоит из Начальной киевской летописи («Повести временных лет»), Киевской летописи XII в. и, в качестве третьей части, Галицко-Волынской летописи. Таким образом, рукописи такого состава принципиально отличаются от севернорусских (типа Лаврентьевского свода), где после «Повести временных лет» идут летописи о Владимиро-Суздальской земле.
Подтверждением высокого уровня культуры Галицко-Волынских земель была и архитектура. Строили преимущественно из дерева. Каменными первоначально были только некоторые храмы, реже — княжеские палаты. Сохранившийся (в реконструкции) Успенский собор во Владимире, строительство которого было завершено в 1160 г., повторяет план Успенского собора Киево-Печерской лавры. На Волыни, как и в Киеве, и в остальных центрах княжеств, храмы сооружали из кирпича. Белокаменное строительство с использованием романской строительной техники было начато в Прикарпатье, сначала в Перемышле (церковь святого Иоанна), позже в Звенигороде, Василеве, Галиче.
Владимир-Волынский. Успенский собор
В одном лишь Галиче известно не менее 30 монументальных каменных сооружений, однако только часть их изучена археологами. Строительство самого большого в Галиче храма — Успенского собора — связывают с созданием здесь в 1157 г. епископии. Собор — яркий пример галицкой белокаменной архитектуры. Резные украшения сохранились в своем первоначальном виде только в храме Пантелеймона вблизи Галича. Здесь портал обрамлен колоннами с капителями коринфского ордера. Западный главный портал перспективный, углубленный в стену. Его верхняя часть украшена стилизованным орнаментом. Великолепные храмы Даниила Галицкого в Холме известны из летописи. Особенной красотой отличалась церковь Иоанна. В ней капители опорных столбов были украшены резными скульптурными масками. Изнутри поверхность купола была покрыта «золотыми звездами на лазури, а внутренний помост был вылит из меди и чистого золота, так что блестел как зеркало», окна украшало «римское стекло» (витражи), для порталов использован «тесаный камень галицкий белый и зеленый холмский». Резьба на них настолько поразила летописца, что он сообщил имя скульптора — «хитреца» Авдия. На главных дверях «был сделай Спас, а на стенах святой Иоанн, так что все, кто смотрел, удивлялись».
О высоком уровне архитектуры и строительства свидетельствует и палата Даниила Галицкого в его столице Холме. Если другие светские постройки на Руси и в соседних странах сохранились только на уровне фундаментов, то в этом случае под землей обнаружены стены до высоты 3,3 м, сооруженные из белого камня и холмского глауконтита зеленоватого цвета. Следует надеяться, что художественная орнаментика этого сооружения, уникального также и в европейском контексте, будет выявлена в дальнейших исследованиях.
При князе Васильке и его сыне Владимире Васильковиче работал выдающийся строитель «муж хитр Олекса», соорудивший ряд деревянных городских укреплений. Ярким проявлением мастерства галицких строителей была и пятиярусная деревянная скальная крепость IX–XIV вв. Тустань вблизи села Урича в Карпатах.
Местная иконопись развивалась в Галицко-Волынской земле под влиянием киевской. Из работ художников высокопрофессионального уровня сохранилась икона Богородицы Одигитрии конца XIII–XIV вв. из Покровской церкви Луцка (ныне в Национальном художественном музее Украины в Киеве). Особенно ценились византийские иконы. Древнейшая сохранившаяся из них — константинопольская по происхождению икона Богородицы конца XI в. — находилась в Холме с древних времен до XX в. Чудом спасенный от гибели в годы войны и в послевоенные годы, этот шедевр религиозно-художественной культуры теперь находится в Волынском Музее иконописи в Луцке.
Другая икона, ныне известная как Ченстоховская (перевезена из Бел-за в польскую Ченстохову в конце XIV в.), также принадлежала кисти византийского мастера. Галицкое изобразительное исскуство XIV в. достойно представляет известная икона святого Юрия-Змееборца на черном коне (из села Станыли близ Дрогобыча, хранится в Национальном музее во Львове). В ней нет ничего лишнего. Ритм линий и четко ограниченных цветовых пятен подчинен единому художественному замыслу: создать образ бесстрашного воина, верного христианскому долгу. На светло-сером фоне выделяется темный силуэт коня с всадником и красный плащ воина. Несравненное сочетание динамизма и гармонической уравновешенности отдельных элементов композиции свидетельствуют о мастерстве художника. Также ряд украинских икон XV в. были исполнены в русле художественных традиций галицко-волынской земли.
Богородица Одигитрия Волынская. Икона. Начало XIV в.
Галич. Церковь Св. Пантелеймона. Начало XIII в.
При всем своеобразии индивидуальных манер отдельных мастеров, им свойственны лаконизм и цельность композиции, сдержанность колорита и одновременно умение сочетать контрастные цвета, эмоциональная насыщенность образов-символов. Эти особенности, гармонично сливаясь с новыми чертами, стали в будущем одним из компонентов национального своеобразия украинского изобразительного искусства. Также во многих произведениях народного декоративного искусства Украины — коврах, вышивках, писанках — прослеживается развитие мотивов, существовавших еще в Средневековье.
Икона Покров Богородицы. ХІІ-ХІІІ вв.
Поделитесь на страничкеhistory.wikireading.ru
Галицко-Волынское княжество — Википедия
Галицко-Волынское княжество на карте Восточной ЕвропыГа́лицко-Волы́нское кня́жество (1199—1392; др.-рус. Галицко-Волынскоє князство, лат. Regnum Galiciæ et Lodomeriæ, польск. Księstwo Halicko-Wołyńskie) — юго-западное русское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем. После того, как в 1254 году Даниил Галицкий принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, он и его внук использовали королевский титул.
Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода распада Киевской Руси. В его состав входили галицкие, перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие, белзкие, полесские и холмские земли, а также территории современных Подляшья, Подолья, отчасти Закарпатья и Молдавии.
Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными соседями и конкурентами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века — также Золотая Орда и Великое Княжество Литовское. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом. При этом политические, экономические и культурные связи с другими русскими землями слабели.
Галицко-Волынское княжество пришло в упадок под воздействием целого ряда факторов. Среди них были обострившиеся отношения с Золотой Ордой[3][4], в вассальных отношениях с которой княжество продолжало состоять, в период её объединения и последующего усиления в начале XIV века. После одновременной смерти Льва и Андрея Юрьевичей (1323) земли княжества начали захватывать его соседи — Королевство Польское и Великое княжество Литовское. Увеличилась зависимость правителей от боярской аристократии, пресеклась династия Рюриковичей. Княжество прекратило своё существование после полного раздела его территорий по итогам войны за галицко-волынское наследство (1392).
Границы[править | править код]
Галицко-Волынское княжество было создано в конце XII века, путём объединения Галицкого и Волынского княжеств. Его земли простирались в бассейнах рек Сан, Западный Буг и верховьев Днестра. Княжество граничило на востоке с русскими Турово-Пинским и Киевским княжествами, на юге — с Берладьем (позднее — с Золотой Ордой), на юго-западе — с Венгерским королевством, на западе — с Польским королевством, а на севере — с Великим княжеством Литовским, Тевтонским орденом и Полоцким княжеством.
Карпатские горы на юго-западе служили естественной границей Галицко-Волынского княжества, отделяя его от Венгрии. В 20-х годах XIV века эта граница была отодвинута южнее в связи с присоединением галицкими князьями некоторой части Закарпатья[источник не указан 420 дней]. Западная граница с Польшей прошла по рекам Яселка, Вислок, Сан, а также на 25-30 км западнее реки Вепш. Несмотря на временные захваты поляками Надсанья и присоединения Люблина Русью, эта часть границы была довольно стабильной. Северная граница княжества проходила по рекам Нарев и Ясельда, на севере Берестейской земли, но часто изменялась из-за войн с литовцами. Восточная граница с Турово-Пинским и Киевским княжествами проходила по рекам Припять, Стырь и по правому берегу реки Горынь. Южная граница Галицко-Волынского княжества начиналась в верховьях Южного Буга и достигала верховьев Прута и Сирета. Вероятно, что с XII по XIII века Бессарабия и Нижний Дунай были зависимы от галицких князей[5].
Если экстраполировать государственную принадлежность средневековых владений к границам современных Польши, Белоруссии и Украины, то в период расцвета Галицко-Волынского княжества 1/3 северо-западных его земель составляли ныне польские и белорусские территории.
Административное деление[править | править код]
До объединения у Галицкого и Волынского княжеств была различная судьба.
Земли будущего Галицкого княжества были выделены из Волынского княжества в 1084 году усилиями старших потомков Ярослава Мудрого, в нём существовало 4 княжеских стола: Перемышльское княжество с центром в Перемышле, Звенигородское княжество с центром в Звенигороде, Теребовльское княжество с центром в Теребовле и собственно Галицкое княжество с центром в Галиче. В 1141[6]—1144 годах они были объединены в единое княжество с центром в Галиче.
На Волыни с конца X века то возникал княжеский стол во Владимире, то она присоединялась к Киеву. Окончательно обособилась в 1154 году под властью старшей линии Мономаховичей, а в 1170 году на Волыни возникли удельные княжества: Белзское с центром в Белзе, Червенское с центром в Червене, Берестейское княжество с центром в городе Бресте, Луцкое с центром в Луцке, Пересопницкое с центром в Пересопнице, Дорогобужское с центром в Дорогобуже и Шумское с центром в Шумске.
С 1199 года граница между Галицким и Волынским княжествами проходила между галицкими городами Любачев, Голые Горы, Плеснеск, и волынскими Белз, Буск, Кременец, Збраж и Тихомль. В последующий период основные княжеские столы, кроме Галича, были в Холме (1264—1269), во Владимире (до 1292, после 1313), в Луцке (до 1227, 1264—1288), эпизодически в первой половине XIII века в Перемышле. Составляющей частью галицко-волынских земель были также территории над средним Днестром, которые тогда именовались «Понизье», а сейчас — Подолье[7].
Население[править | править код]
Источников, по которым можно точно провести подсчёт населения Галицко-Волынского княжества, не сохранилось. В Галицко-Волынской летописи есть упоминания о том, что князья проводили переписи и составляли списки подконтрольных им сёл и городов, но эти документы до нас не дошли или являются неполными. Известно, что галицко-волынские князья часто переселяли жителей из завоёванных земель на свои территории, что давало рост населения. Также известно, что жители южнорусских степей бежали в княжество от монголо-татар, где и оседали.
На основе исторических документов и топографических названий можно установить, что не менее трети населённых пунктов Волыни и Галичины возникли не позже появления Галицко-Волынского княжества, а их жители были в основном восточные славяне[8]. Кроме них существовали немногочисленные поселения, основанные поляками, пруссами, ятвягами, литовцами, а также татарами и представителями других кочевых народов. В городах существовали ремесленно-купеческие колонии, в которых проживали немцы, армяне, сурожане, евреи[9].
Западные земли Руси[править | править код]
В VI—VII веках на территории современных Галиции и Волыни существовали мощные родоплеменные союзы[10]. В начале VII века упоминаются дулебы, а в конце того же века — бужане (волыняне), уличи, тиверцы и белые хорваты, земли которых включали по 200—300 поселений. Центрами племенных политических объединений были укреплённые «грады». Известно, что хорваты и дулебы выступали «толковинами», то есть переводчиками или помощниками[11]русов в походе Олега на Византию 907 года[12].
Историки допускают, что в начале 960-х годов земли Галиции и Волыни были присоединены к Киевской Руси Святославом Игоревичем, но после его смерти в 972 году были присоединены соседним Королевством Польским.[13] В 981 году его сын, Владимир Святославич, снова занял эти земли, включая Перемышль и Червен. В 992 году он покорил белых хорватов и окончательно подчинил Руси Подкарпатье. В 1018 году польский король Болеслав Храбрый воспользовался междоусобицами русских князей и захватил Червенские города. Они пребывали под его властью 12 лет, пока Ярослав Мудрый не вернул их в походах 1030—1031 годов, воспользовавшись, в свою очередь, борьбой за власть в Польше. С Польшей был заключён мир, который закреплял за Русью Червен, Белз и Перемышль.
Княжества-предшественники[править | править код]
Политическим центром всех западнорусских земель был город Владимир (Волынский). Волынь была многолюдной землёй с развитыми городами, через которую проходил торговый путь на запад. Киевские монархи долгое время удерживали эти стратегически важные территории, сберегая их от дробления на удельные княжества.[14] Уже спустя 3 года после смерти Ярослава Мудрого трое старших Ярославичей вывели с Волыни Игоря Ярославича, сформировав так называемую «отчину Изяславлю» на правобережье Днепра (вместе с Киевом и Туровом), отличную от вотчин на левобережье, служившем опорой Святославу и Всеволоду, а с 1097 года — Святославичам.
В 1084 году унаследовавший западнорусские земли за отцом Ярополк Изяславич волынский был убит, его место на Волыни занял Давыд Игоревич, а в землях Галиции к власти пришли изгои, сыновья Ростислава Владимировича, старшего внука Ярослава Мудрого: Рюрик, Володарь и Василько, создав Перемышльское и Теребовльское княжества.
Любечский съезд (1097) признал права Ростиславичей (и Давыда) на их владения, но затем Давыд ослепил Василька Ростиславича, за что Святополк вернул Волынь под свой контроль (при этом в киевской тюрьме умер его племянник). Он попытался сделать это и с владениями Ростиславичей, но безуспешно. Присоединил Волынь к своим владениям и Владимир Мономах (в 1123 году Ярослав Святополчич был убит).
В 1141 году земли Ростиславичей были объединены Владимиром Володаревичем в единое Галицкое княжество со столицей в Галиче. Постепенно галицкие князья перешли от политики отстаивания независимости к активной политике в отношении Киева. Ростиславичи не имели вотчинных прав на киевский престол, но военные успехи Юрия Долгорукого (1150), Ростислава Мстиславича (1159, 1161[15]), Мстислава (1167, 1170) и Ярослава Изяславичей (1173[16]) в борьбе за него достигались при непосредственном участии галицких войск. В ходе этого галицкие князья следили за тем, чтобы Волынь и Киев не объединились в одних руках, в то же время волынские Изяславичи стремились сделать Киевское княжество своим родовым владением, пользуясь поддержкой его населения[17]. В частности, их противников не оповещали своевременно о приближении их войск, а два киевских князя из суздальских Юрьевичей были, предположительно, отравлены (1157, 1171). Мстислав Изяславич сумел удержать Волынское княжество под своей властью после смерти своего отца в 1154 году, после чего он с братом Ярославом, а также их потомки, княжили соответственно во Владимире и Луцке.
Галицкие и волынские войска участвовали в общих походах против половцев, в том числе в битвах у Чёрного леса (1168) и на реке Орели (1183).
Галицкие бояре тащат на костёр попадью-колдунью, любимицу князя Ярослава Осмомысла. Картина Клавдия ЛебедеваПри Ярославе Осмомысле, сыне Владимира Володаревича, Галицкое княжество получило контроль над землями современной Молдавии и Придунавья. После смерти Ярослава Осмомысла в 1187 году галицкие бояре не приняли объявленного им наследником внебрачного сына Олега, и поэтому «случился великий заговор в Галицкой земле», в результате которого она была оккупирована венгерскими войсками Белы III. Только при помощи императора Фридриха Барбароссы и Польши, Галич был возвращён последнему князю из ветви Ростиславичей, Владимиру Ярославичу[18], признавшему старшинство Всеволода Большое Гнездо[19].
Правление Романа Мстиславича[править | править код]
Первый приход Романа Мстиславича в Галич произошёл в 1188 году, во время борьбы за власть после смерти Ярослава Осмомысла. Благодаря дипломатической поддержке своего тестя, Рюрика Ростиславича, он смог лишь преодолеть противодействие родного брата, вернувшись на Волынь после неудачи. После смерти Владимира Ярославича (1199) Роман при помощи своих польских союзников стал галицким князем. Он жёстко подавил местную боярскую оппозицию, которая сопротивлялась его попыткам централизовать управление, заложив тем самым основу единого Галицко-Волынского княжества.
Против Романа сложился союз из смоленских Ростиславичей и чернигово-северских Ольговичей, до этого боровшихся друг против друга за Киев, во главе с Рюриком Ростиславичем киевским. В 1201 году союзники собрались выступить против Романа, но он, будучи приглашён на великое княжение Киевское киевлянами, опередил своих противников и занял Киев. Однако затем он вернулся в Галич, оставив вместо себя в Киеве младшего двоюродного брата, а после разгрома Киева Рюриком, Ольговичами и половцами ему приходилось мириться с княжением в Киеве признавшего старшинство Всеволода Большое Гнездо и детей его Рюрика, а совершив пострижение его в монахи — его сына, женатого на дочери Всеволода. В 1202 и 1204 годах Роман совершил успешные походы на половцев, став героем былин и заслужив сравнения со своим предком, победителем половцев Владимиром Мономахом. В списках летописей и грамот он носит титул «великого князя», «самодержца всея Руси» и также называется «царём в Русской земле»[20].
Погиб в битве при Завихосте в 1205 году во время своего польского похода.[21]
Малолетство Романовичей и объединение Волыни[править | править код]
Венгерский король Андраш II Краковский князь Лешек БелыйПосле гибели Романа в Галицко-Волынском княжестве началась война между великокняжеской властью, широкими массами населения (включая рядовое боярство) и сподвижниками Романа из волынских бояр, с одной стороны, и крупным галицким боярством, стремящимся сажать на галицкий престол незначительных князей, зависимых от их воли, с другой[22]. Часть историков рассматривают 40-летнюю борьбу за власть (1205—1245) как часть борьбы между различными ветвями Рюриковичей за Галицкое княжество, не имеющее собственной династии (1199—1245)[23]. Позиции сторонников сильной великокняжеской власти в первые 10 лет войны были осложнены малолетством Романовичей.
В первый год по смерти Романа его вдове и детям удавалось удерживать Галич с помощью венгерского гарнизона, предоставленного ей королём Андрашем II по соглашению в Саноке, но в 1206 году вернувшаяся из изгнания боярская группировка Кормиличичей способствовала приглашению в Галицко-Волынское княжество сыновей новгород-северского князя Игоря Святославича[24]. Игоревичи действовали в союзе с Черниговским и Турово-Пинским княжествами[25]. Начиная с 1208 года Андраш II и краковский князь Лешек Белый стали активно вмешиваться в дела княжества: поляки вернули Владимир-Волынский представителям местной династии[26], а в 1211 году вместе с ними и венграми разгромили Игоревичей (двое из них попали в плен и были повешены) и вернули престол Даниилу Романовичу. Но затем последовал период узурпации власти боярами, когда Владислав Кормиличич сам вокняжился в Галиче.
По соглашению в Спиши Андраш II и Лешек Белый посадили в Галиче венгерского королевича Коломана, а в порядке компенсации Романовичам[27] решили вопрос о княжении во Владимире-Волынском в их пользу (1214). Вскоре поляки были лишены венграми владений в Галиции, тогда Лешек призвал на галицкое княжение новгородского князя Мстислава Удатного[28].
В 1219 году Мстислав занял галицкий престол, а Даниил женился на его дочери, отвоевал у Польши земли на западном берегу Буга, удержанные Лешеком за помощь в получении Владимира[27] и помогал ему в упорной борьбе против венгров и поляков, закончившуюся победным миром в 1221 году.
Галицко-волынские князья участвовали в битве на Калке против монголов, в которой погибли двое волынских удельных князей (1223).
Вызывая недовольство боярства и не имея сил удержаться у власти, Мстислав ещё при жизни передал галицкое княжение королевичу Андрею[29]. В 1227 году Даниил с братом унаследовали Луцкое княжество, а в 1230 году захватили Белзское княжество, тем самым объединив в своих руках всю Волынь, которая впоследствии оставалась постоянным уделом Василька. В 1229 году успешно вмешались в польскую междоусобицу на стороне Конрада мазовецкого.
Правление Даниила Романовича[править | править код]
Удельная Русь в 1237 году накануне монгольского нашествияКрипякевич И. П. заканчивает раздел своей работы, предшествующий описанию времени правления Даниила в Галицко-Волынском княжестве, передачей Мстиславом Удатным венгерскому королевичу Галича (1227)[30] и заключением союза против венгров и пинских князей между Мстиславом и Даниилом, а Грушевский М. С. акцентирует внимание на том, что смерть Мстислава послужила отправной точкой для самостоятельной борьбы Даниила за Галич.
В 1228 году Даниил успешно выдержал в Каменце осаду войск коалиции Владимира Рюриковича киевского, Михаила Всеволодовича черниговского и половцев Котяна под предлогом заступничества за пленённых Даниилом в Чарторыйске пинских князей. По версии Костомарова Н. И., в результате столкновения 1228 года пинские князья стали подручниками Даниила, а Владимир киевский — его союзником[31]. Союз Даниила с Владимиром начал фактически действовать только в 1231 году, когда потерпевший неудачу в борьбе за Новгород Михаил стал претендовать на Киев, и Владимир отдал Даниилу Поросье за помощь в защите Киева. Крипякевич И. П. относит подчинение пинских князей Даниилу к началу 1250-х годов[30].
В борьбе с венграми Даниил впервые занял галицкий престол в 1229 году, а окончательно — в 1233, после смерти принца Андраша. В 1234 году Даниил вмешался в борьбу за Киев на стороне Владимира Рюриковича, осадил Чернигов, но в результате ответного похода Михаила, Изяслава и половцев лишился Галича вплоть до 1238 года, когда уже окончательно овладел им, а в 1240 году — Киевом, посадив там своего тысяцкого.
Во время монгольского нашествия в 1240 году пал Киев[32], в начале 1241 года монголы вторглись в Галицию и Волынь, где разграбили и сожгли Галич, Владимир и «инии грады мнози, им же несть числа». По мнению некоторых историков, татары к тому времени были ослаблены военной кампанией на территории восточной Руси[33], в результате чего некоторые города Галицкой (западной) Руси сумели отбиться от татар, как, например, Холм, Кременец и Данилов[34]. Воспользовавшись отъездом князей в Венгрию и Польшу, боярская верхушка, поддержанная галицким епископом Артемием, подняла мятеж. Слабостью княжества воспользовались его соседи, которые поддержали претензии сына Михаила черниговского на Галич. В 1244 году Романовичи захватили польский Люблин, воспользовавшись польской междоусобицей, а в 1245 году разбили венгров, поляков и взбунтовавшихся бояр в битве под Ярославом. Боярская оппозиция была окончательно уничтожена, и Даниил смог централизовать управление княжеством.
Даниил в 1245 году посетил Золотую Орду и признал зависимость своих земель от монгольских ханов как способ избежать территориальных претензий на Галицию. Уже во время этой поездки с Даниилом заговорил посол римского папы Иннокентия IV Плано Карпини об объединении церквей. В 1247 году Лев Данилович женился на венгерской принцессе Констанции, а в 1252 году Роман Данилович — на наследнице австрийского престола Гертруде Бабенберг, Даниил совершил два похода через Венгрию в Австрию (1248, 1253), а Иннокентий IV дважды предлагал Даниилу королевскую корону в обмен на распространение католического влияния в галицко-волынских землях.
В 1248 году Даниил вмешался в литовскую междоусобицу на стороне брата своей второй жены Товтивила против Миндовга. Чтобы вывести из состава коалиции своих противников Тевтонский орден, Миндовг крестился по католическому обряду (1251) и получил королевский титул (1253). В 1254 году Даниил заключил с Миндовгом мир: Шварн Данилович женился на дочери Миндовга, а Роман Данилович получил княжение в Новогрудке. Также в результате нескольких походов к 1256 году были подчинены и обложены данью ятвяги.
В 1252 году началась война Даниила с племянником Батыя Куремсой в пограничных землях, в 1253 году Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды, призвав к участию в нём сначала христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании, а затем и католиков Прибалтики, и в 1254 году Даниил принял в Дорогочине титул «король Руси».
Даниил начал изгнание ордынских баскаков из Меджибожа, болоховской земли, Киевской земли, взял занятый ими Возвягль (1255), некоторые историки[35] говорят о плане очистить от баскаков и Киев, которым с 1249 года по ярлыку владел Александр Невский[36]. Но Даниил не реализовал план распространения католицизма на подвластные земли, и в том же году новый папа римский Александр IV разрешил литовцам воевать Русскую землю. Литовцы должны были присоединиться к действовавшим против монголов галицко-волынским войскам, но под предлогом развёртывания военных действий последними до их подхода разорвали союз и атаковали окрестности Луцка, где были разбиты Васильком.
В 1258 году в княжество вторглось монгольское войско во главе с Бурундаем и потребовало совместного похода на Литву, Василько был послан братом в поход, но сын Миндовга Воишелк захватил Романа Даниловича и затем казнил его. Год спустя Бурундай вновь пришёл, заставил срыть укрепления нескольких городов, и Василько вынужден был сопровождать его в походе в Польшу и способствовать добровольной сдаче сандомирцев монголам, после чего город был разгромлен.
В 1264 году Даниил умер, так и не освободив Галицко-Волын
ru.wikipedia.org
Культура Галицко-Волынского государства во второй половине XI — XIII века » Народна Освіта
Прочитав этот параграф, вы узнаете: об особенностях культуры Галицко-Волынского княжества; в чем проявились особенности галицко-волынского летописания; какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительного искусства Галицко-Волын-ского княжества сохранились до наших дней.
1. Назовите основные источники культуры Руси. 2. В чем проявились особенности летописания на Руси? 3. Назовите выдающиеся архитектурные памятники Руси.
Пя Особенности развития культуры Галицко-Волынского княжества.
Культура Галицко-Волынского княжества является составной частью культуры Руси. При этом она отличается самобытностью и оригинальностью. Даже после монгольского нашествия Галицко-Волынская Русь не отставала в своем культурном развитии от соседних государств и даже стала родиной творческих достижений, обогативших всю восточноевропейскую культуру того времени.
Культура Галицко-Волынского княжества была открыта веяниям с Запада и Востока, но при этом не утратила своего восточнославянского своеобразия.
Существенное влияние на культуру региона оказывала православная церковь, которая, вопреки политическим неурядицам, сохраняла основные культурные традиции.
Культура Галицко-Волынского княжества стала одной из составляющих формирования украинской культуры.
Несмотря на то что культуры Галицкой и Волынской земель имеют свои особенности, их развитие происходило одновременно, а процессы были одинаковы. Это позволяет нам рассматривать культуру Галицко-Волынского княжества как целостное явление.
И| Образование. В Галицкой и Волынской землях образование продолжало традиции Руси. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрах существовали школы. В них принимали мальчиков с семи лет. Пройдя курс обучения, они служили писарями в княжеской или епископской канцелярии, становились священниками или продолжали отцовское дело. Распространено было и домашнее образование, особенно для детей бояр, которые жили в загородных усадьбах.
В Галицко-Волынском государстве также действовали библиотеки при монастырях и княжеских палатах, где можно было расширить свои
narodna-osvita.com.ua
Галицко-Волынское княжество в период феодальной раздробленности
Превентивная война — самоубийство из-за страха смерти
Отто фон Бисмарк
Галицко-Волынское княжество располагалось в юго-западной части Руси. С началом феодальной раздробленности княжество отделилось от киевской власти и реально претендовало на главенствующую роль на Руси. Это княжество отличалось наличием плодородных почв, лесов, торговых путей и специфической системы управления.
Князья
Князья Галицкого-Волынского княжества:
- Ярослав Осмомысл (1153-1187). Правил в Галиче.
- Роман Мстиславич. С 1170 года правил в Волыни, а в 1199 подчинил Галич, образовав единое княжество. Правил до 1205 года.
- Даниил Романович. 1205-1219 — правление под опекой матери. Дальше — самостоятельно правление.
Во времена раздробленности большим влиянием пользовались бояре. достаточно сказать, что и Роман Мстиславич и Даниил Романович основную борьбу вели не с соседними княжествами и королевствами, а с собственным боярством. Результаты были не самыми лучшими. В 1205 году, после смерти Романа, его малолетние дети были изгнаны из княжества. Началась чехарда с приглашением правителей. Дело доходило до того, что на некоторое время князем Галицко-Волынского княжества стал боярин Володислав Кормиличич. Это был уникальный случай локального прерывания династии Рюриковичей в отдельном княжестве.
В 1254 году Даниил провозгласил себя королем, а княжество стало королевством. После гибели князя-короля в 1264 году княжество распалось на ряд мелких областей, которые существовали до 1352 году, когда Галиция перешла к Польше, Волынь к Литве.
Развитие
Галицко-Волынское княжество, развитие которого осуществлялось в 12-13 века, можно свести к следующим основным датам:
- 1199 — объединение в единое княжество. До этого было 2 центра — Волынь и Галич.
- 1214 — Селешский договор между Венгрией и Польшей. Венгры планировали забрать себе Восточную Галицию, а поляки Западную.
- 1234 — Михаил Всеволодович Черниговский занял Галич.
- 1236 — Даниил Романович захватывает Галич.
- 1240 — он же захватывает Киев.
- 1264 — княжество разделилось на множество более мелких.
- 1352 — Польша захватила Галицию, а Литва Волынь.
Удачное географическое положение княжество привело к постоянным попыткам соседей захватить эту территорию. Речь идет не только о борьбе с другими удельными княжествами, но и противостоянии с Литвой, Венгрией и Польшей. Все эти страны неоднократно снаряжали военные походы против княжества.
Географическое положение и земли
Галицко-Волынское княжество располагалось в юго-западной части Руси между Днестром и Прутом, а также с выходом на Карпаты. основная характеристика географического положения княжества — наличие мягкого климата и плодородных земель. Здесь были черноземные земли, обширные леса и залежи каменной соли, благодаря которой княжеству удавалась богатеть. В летописях указывается, что солью торговали с Византией, Польшей, Чехией и другими странами.
Соседи Галицко-Волынское княжества:
- Венгерское королевство
- Польское королевство
- Литовское княжество
- Полоцкое княжество
- Турово-Пинское княжество
- Киевское княжество
- Половецкие степи
К югу располагались неосвоенные земли, виды на которые имели не только галицко-волынские князья, но и половцы с венграми.
Крупные города: Галич, Владимир-Волынский, Берестье, Луцк, Львов, Дорогобуж, Теребовль.
Карта
Карта Галицко-Волынского княжества с географическим положением в пределах Удельной Руси.
Экономическое развитие
Особенности экономического развития Галицко-Волынского княжества следует искать в географическом положение. Плодородные земли оказывали свое влияние на богатство региона, но куда важнее было наличие соледобычей, торговля которой приносила огромные деньги казне. Другая важная экономическая особенность региона — через княжество проходили международные торговые пути.
Культура
В Галицко-Волынском княжестве был достигнут расцвет летописания. Пик этого процесса пришелся на период правления Даниила Романовича. Этого князя в летописях называют идеальным правителем, а также великолепным воином: дерзким, бесстрашным и мудрым. Если рассматривать летописи этих земель, то они больше напоминают красочный рассказ. Если в других летописях идет перечисление фактов и событий, то в данном случае ситуация другая — все повествование идет в форме рассказа.
Архитектура Галича и Волыни уникальная. На нее отложила отпечаток европейская культура, а также близость Киева с его традициями. В результате был достигнут удивительный колорит, и города стали удивлять своей красотой и изяществом. Зодчие в строительстве использовали красочные стекла, пропускающие свет, украшение зданий внутри и снаружи, рельефные изображения, покрытие позолотой и многое другое. Это были богатые города, что нашло отражение и в культуре.
Особенности
Политические особенности Галицко-Волынского княжества относятся к системе управления. схематически она может быть изображена в виде горизонтальной прямой.
Власть практически в равной мере распределялась между князем, вече и боярством. Поэтому позиции боярства были так сильны, и поэтому шла борьба за власть между богатыми людьми и князем. ведь в других крупных княжествах прослеживались треугольники управления, где кто-то оказывался на вершине и получал главенствующую роль. В этом княжестве такого не было.
Общие особенности развития княжества в период феодальной раздробленности (11-13 века):
- Борьба с Киевом за главенство на Руси
- Активная разработка добычи каменной соли.
- Большое количество пашенных земель и лесов.
- Активная внешняя торговля и рост городов за этот счет.
istoriarusi.ru
Особенности исторического развития Галицко-Волынского княжества
Галицко-Волынское княжество – территориально-политическое образование юго-западной части Руси в XII–XIV веках. Сформировалось путём объединения Галицких и Волынских территорий под управлением князя Романа Мстиславовича. В 1239 г. захвачено монголо-татарами и подчинено власти хана. В 1352 году распалось, часть территорий стала собственностью Польши. Другая часть вошла в состав Литовского княжества.
География
Княжество располагалось в долинах Днестра, Дуная и Западного Буга. На западе соседями были Польша, Венгрия, Литва, на востоке – Полоцкое княжество. Из русских земель граничило с Киевом и Турово-Пинской землёй.
Такое положение делало княжество своеобразным «мостом» между Русью и Европой. Это привело к нестабильности границ – соседи с запада регулярно пытались присвоить часть Галицко-Волынских территорий.
Земли отличались благоприятными климатическими и природными условиями. Обширные площади чернозёма благоприятствовали земледелию, а леса и реки способствовали развитию охоты и рыболовства.
История образования
В VI-VII вв. на территории будущего княжества жили многочисленные славянские племена – уличи, тиверцы, хорваты и пр. В Х-ХI вв. земли поочерёдно были собственностью то русских то польских правителей.
Историко-географическими предшественниками были Галицкое и Волынское княжества. Волынь представляла собой территорию с развитыми городами. Здесь проходил крупный торговый путь в Европу. В 1123 году эту территорию сделал своей собственностью князь Владимир Мономах. Галицкие земли были стали единым образованием в 1141 году.
Образование объединённого Галицко-Волынского княжества случилось в 1199 году. Инициатором был князь Роман Мстиславич из рода Мономашичей.
Карта Галицко-Волынского княжества.
Этапы и отличительные черты развития
В истории развития княжества выделяют несколько стадий:
Становление – с 1199 по 1205 г. Галицкое боярство оказывало постоянное сопротивление власти князя. Полное подчинение произошло в результате успешных военных походов на половецкие земли и принятия Романом Мстиславичем великокняжеского титула.
Утрата единства после кончины князя Романа – с 1205 по 1233 г. Почти 30 лет продолжались междоусобные конфликты за право владения землями.
Объединение и противостояние татаро-монгольскому игу – с 1238 по 1264 г. Князь Даниил Романович вновь объединяет княжество под своей властью и возвращает себе Киев. В 1240 г. княжество подвергается нападению Золотой Орды. В 1245 г. Даниил вступает в переговоры с ханом и отстаивает своё право на власть. В 1253 г. Даниила коронуют. Княжество становится крупнейшим в Европе государством и признаётся отдельной политической единицей. Окончательно прекращены междоусобицы, подавлена боярская оппозиция.
Вражда между Галицией и Волынью и возникновение предпосылок распада – с 1264 по 1323 год.
Упадок — с 1323 по 1349 г. Внутренний распад привёл к тому, что осенью 1339 г. княжество стало частью Польши и Литовской земли.
Правители
Князь | Годы правления | Краткая характеристика правления |
---|---|---|
Роман Мстиславич | 1199–1205 | Князь активно боролся с боярством и духовенством за усиление центральной власти. Стал одним из сильнейших русских князей, с кем считались многие европейские страны. |
Даниил Романович | 1238 –1264 | Во время его княжения построен Львов и другие города. Во времена татаро-монгольского ига получил от Батыя ярлык на княжение. Стремился к усилению централизованной власти, пользуясь поддержкой горожан и служивых людей. |
Шварн Данилович | 1264– 1269 | Правил вместе с братом Львом. В 1267 году стал князем Литовским |
Лев Данилович | 1269–1301 | Правил вместе с младшим братом. Претендовал на литовский и польский престолы. |
Юрий Львович | 1301–1316 | По указу хана ходил в походы на Литву, Польшу и Венгрию. |
Андрей и Лев Юрьевичи | 1316 – 1324 | Братья правили совместно, но престолы были в разных городах. Заключили союз с тевтонским орденом. Воевали с Золотой Ордой. |
Болеслав (Юрий) Мазовецкий | 1324–1340 | Призван на правление из Польши. Начал притеснять православных христиан, за что был отравлен. |
Схема: Правители.
Политические особенности
Верховными органами власти в Галицко-Волынской земле были князь, Боярский Совет и Вече.
Боярский Совет – высший совет, состоявший из представителей феодальной знати.
Вече – собрание горожан в Древней Руси для решения общественно значимых вопросов.
Князь имел право издавать законы и различные грамоты, управлять государством и вершить высший суд. В его ведении находились войска, сбор налогов, чеканка денег. Верховный правитель решал также вопросы внешней политики.
Однако изданные князем указы и грамоты часто не принимались боярами. Княжеские вассалы получали право на суд в своих владениях. В боярских вотчинах высшая судебная власть находилась в руках самих владельцев. Феодальная знать стремилась ограничить центральную власть. Это вызывало противостояние внутри земли.
В состав Боярского Совета входили:
- представители знатных родов;
- Епископ Галицкий –высшее духовное лицо княжества;
- воеводы и наместники – должностные лица, назначенные указом князя.
Князь не имел права созывать Совет без согласия самих бояр. В XIV в. Совет стал официальным органом, фактически управлявшим землями.
Вече в Галицко-Волынском княжестве не имело значительного политического влияния. Чаще всего его собирал князь.
Экономика
Развитию экономики способствовали:
- Большое количество плодородных земель.
- Добыча соли, приносившая в казну много денег.
- Леса и реки, способствовавшие развитию промыслов.
- Рост городов и развитие ремёсел.
- Международные торговые пути, проходившие через эти земли.
Культура
В XII–XIV вв. в княжестве достигли наибольшего расцвета:
Летописание – отличалось живым повествовательным характером.
- Архитектура – она сочетала в себе влияние европейской и киевской. Зодчие украшали здания барельефами, позолотой, цветными стёклами.
Основные события истории
Годы | События |
---|---|
1199 | Объединение Галицкой и Волынской земель Романом Мстиславовичем. |
1205–1221 | Смутное время, вмешательство венгерских и польских правителей. |
1239–1240 | Нашествие монголо-татарских войск, разорение земель. |
1259 | Второе нашествие Орды. |
1301 | Утверждение митрополии. |
1387 | Падение и раздел княжества. |
Митрополия – в христианстве округ, находившийся под властью митрополита (духовный чин у православных).
Историческая роль
Значение княжества в истории Руси:
- После упадка Киева оно стало экономическим и политическим центром западной Руси.
- Продолжило дипломатические традиции Киева и ещё долго играло важную роль в мировой политике.
- Открыло путь европейской культуре.
Княжество являлось своеобразным форпостом между католическим Западом и Византией.
Литература:
- Н. В. Сычёв. Книга династий. М., 2008.
- А. В. Майоров. Галицко-Волынская Русь. Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община. СПб., 2001.
- Д.Н. Александров. Галицко-Волынское княжество// Южная, юго-западная и центральная Русь и образование Литовского государства. М.,1994.
histerl.ru
Конспект «Галицко-Волынское княжество (1199-1392)»
«Галицко-Волынское княжество (1199-1392)»
Русские земли и княжества в XII — середине XV вв. Основные политические центры в этот период: на северо-востоке Владимиро-Суздальское княжество, на севере Новгородская республика, на западе Галицко-Волынское княжество.
Галицко-Волынское княжество
(центром последовательно были Галич, Холм, а затем Львов).
Здесь было сильное боярство, противостоящее власти князей. Основным занятием было земледелие, развитая торговля.
Значимые политические события: объединение Галицкого и Волынского княжества Романом Мстиславовичем Галицким (1199). Повторное объединение произошло при Данииле (1238).
В 1254 г. князь Даниил принял титул «короля Руси» от папы римского.
В 1303 г. Юрий 1 Львович добился от патриарха Константинопольского признания отдельной Малорусской митрополии.
В 1349 г. Галиция была завоевана польским королем Казимиром III Великим.
В 1392 г. Волынь вошла в состав Великого княжества Литовского.
Последствия политической раздробленности России:
- отрицательные — слабость центральной власти, уязвимость для внешних врагов, ослабление экономической мощи страны из-за постоянной междоусобицы;
- положительные — установление политической стабильности в крупных регионах, рост и развитие городов, развитие самобытной культуры отдельных регионов.
Конспект урока «Галицко-Волынское княжество (1199-1392)«.
Следующая тема:
uchitel.pro
§ 20. Культура Галицко-Волынского государства
§ 20. Культура Галицко-Волынскогогосударства
Обработав этот параграф, вы узнаете:
· какими были особенностикультуры Галицко-Волынского княжества;
· в чем особенности галицко-волынского летописания;
· какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительногоискусства Галицко-Волынского княжества сохранились до настоящего времени.
Задача на повторение
1. Которыеосновные источники культуры Киевской Руси?
2. Вчем заключаются особенности летописания на Руси?
3. Назовитевыдающиеся архитектурные памятники Киевской Руси.
1. Особенностиразвития культуры Галицко-Волынского княжества. КультураГалицко-Волынского княжества является составной частью культуры Руси. При томона заметно отличается от культуры других земель, имея собственные самобытныечерты и оригинальность. Даже после монголо-татарского нашествия на протяжениивека Галицко-Волынская Русь не отставала в своем культурном развитииот соседних государств, а в ряде случаев стала родиной творческих достижений, чтообогатили всю тогдашнюю восточноевропейскую культуру.
КультураГалицко-Волынского княжества была открытой для влияний западной и восточнойкультур, но при этом не теряла своей восточнославянской специфики.
Большое влияние накультуру региона имела православная церковь, которая, несмотря на политические неурядицы,сохраняла основные культурные традиции.
КультураГалицко-Волынского княжества стала одной из составных частей формированияукраинской культуры.
Несмотря на точто черты культуры Галицкой и Волынской земель имеют различия, ихразвитие происходило одновременно, а процессы были одинаковыми. Это позволяет ученымрассматривать культуру Галицко-Волынского княжества как целостный феномен.
2. Образование. Для нуждгосударства и распространение и утверждение христианской веры требовались грамотные иобразованные люди. Образование в Галицких и Волынских землях продолжала традицииКиевской Руси. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрахсуществовали школы. К ним принимали мальчиков с семи лет. Пройдя курсобучения, они работали писарями в княжеской или епископской канцелярии,становились священниками или продолжали дело отцов. Распространенным было и обучениена дому, особенно для детей бояр, обитавших в загородных усадьбах.
В Галицкой и Волынскойземлях также существовали библиотеки при монастырях и княжеских палатах, где можнобыло углубить свои знания. Есть сведения о большой библиотеку князя ВладимираВасильковича.
Граффити на стенах церкви Св. Пантелеймона.
Найденные предметыдля письма, надписи на стенах церквей, бересте, вещах, оружия и орудиях труда(Метки) свидетельствуют, что среди ремесленников, купцов, бояр и дружинников былараспространена грамотность. Бронзовые и костяные писала для писания на восковыхтаблицах археологи нашли в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Берестье (Бресте)берестяные грамоты — в Звенигородке и Бресте. Сохранились и пергаментные грамотыкнязей.
О значительномраспространение образования, по крайней мере среди состоятельных слоев населения Галицко-Волынскогокняжества, косвенно свидетельствуют памятники древнерусской письменности XII-XIIIст. В одном летописи, кроме Галицко-Волынского, невозможно найти такойколичества упоминаний о писцов, княжеские канцелярии, архивы, грамоты, завещания,купчие и т.п.
3. Литература илетописания. До нашего времени не сохранились памятники светскойлитературы Галицко-Волынской Руси, хотя их существование несомненно. К такимпроизведений некоторые исследователи относят «Повесть об ослеплении Василька».
Летописания вГалицко-Волынском княжестве имело свои особенности. Одни исследователисчитают, что оно было продолжением традиций киевских летописцев, другиеутверждают, что здесь существовала совершенно иная традиция: написание отдельных повестей,своеобразных светских житий князя, которые впоследствии были объединены в единое произведение.
Раннеголетописной достопримечательностью края является «Повесть об ослеплении Василька», написанная 1097неизвестным автором. В ней рассказывается о трагической судьбе теребовлянскогокнязя Василька Ростиславича, который ослепил волынский князь.
Самой яркойпамятником летописания Галицко-Волынского княжества является «Галицко-Волынскийлетопись ». Он был найден в 1809 г. выдающимся русским историком М.Карамзиным.
Особенностьюлетописи является то, что он сначала был литературным произведением без разделения на годы.Хронологию в нем проставили впоследствии переписчики, но с большими ошибками.Кроме художественной самобытности, он выделяется своим глубоким содержанием.Летописцы, которых, по мнению ученых, было не менее пяти, умело передают чертысвоего времени, детали неспокойного времени.
Летописьсостоит из двух основных, различных по объему и характеру частей: ЛетописцаДанила Галицкого (повествует о событиях 1205-1258 гг) и Волынской летописи(1258-1290 гг.) Летопись создан из отдельных повестей, которые были объединеныпозднейшими составителями. Центральной частью произведения жизнь князя ДаниилаГалицкого.
Летопись даетширокую картину событий и соседних земель: Венгрии, Польши, Литвы, других русскихкняжеств, Орды. Сведения летописи — почти единственный источник, который дает возможность восновном воспроизвести события в Мазовецком княжестве и Литве этого периода.
Волынская частьлетописи отмечается особенно высокими литературными достоинствами,эмоциональностью и лиризмом изложения. Здесь много внимания уделено развитию культурына землях Галичины и Волыни.
Идейно летописьбыл направлен против боярского своеволия и прославлял русскую оружие и Русскуюземлю.
Летопись такжеценным источником для изучения древнеукраинской языка, ведь он содержит многохарактерных для нее слов, оборотов, пословиц.
4. Архитектура. Наличиекаменных зданий является весомым свидетельством развития того или иного региона.Галицкие и Волынские города богаты каменные сооружения: храмы, княжескиедворцы, замки, укрепленные дворы бояр.
Сначалакаменными были только храмы и княжеские палаты.
Первые каменныехрамы в Галичине и Волыни появляются довольно рано — с конца IX — начала Хвека, что было обусловлено влиянием чешской архитектуры. Но, увы, подавляющеебольшинство храмов конца IX-XIII вв. навсегда потеряна.
В XII-XIII вв.сформировались Волынская и Галицкая архитектурные школы. На волынских строителейощутимое влияние оказало Киевская школа, а галицкие архитекторы использоваликак традиции Киевской Руси, так и достояние западноевропейских мастеров.
Среди сохранившихсявремя монументальных сооружений является Успенский собор во Владимире-Волынском. Он построенВ 1160 г. киевскими мастерами по приказу князя Мстислава Изяславича. Эташестистопный однокупольная здание имеет простой, но одновременно величественный вид.
Его современник -Успенский собор в Галиче, построенный Ярославом Осмомыслом (1157 г.), — сохранилсядо нашего времени лишь в виде руин. Это был четырехстопный однокупольный храм,окруженный галереями и украшен белокаменной резьбой. Он является яркимвыразителем галицкой архитектурной школы, которая много заимствовала из распространенногов Европе романского стиля.
В Галиче строилине из кирпича, а из местного камня, используя различные породы алебастра иизвестняка. На территории города археологи нашли около тридцати каменныхзданий. К особенностям галицкой архитектуры принадлежит также способоблицовка стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов,орлов, воинов, с растительными и геометрическими орнаментами.
На месте древнегоГалича (теперь здесь размещается село Крылос) до нашего времени сохранился храм Св.Пантелеймона (XII-XIII века), который также является ярким представителем галицкойархитектурной школы.
Об богатства иархитектурные особенности галицко-волынских храмов дает представление описание церквиИоанна Златоуста в Холме (XIII в.)
Документы рассказывают
Описание церквиИоанна Златоуста в Холме (за «Галицко-Волынская летопись»)
«Построил онцерковь святого Иоанна, красивую и нарядную. Здание ее была устроена так: четыресводы; в каждом углу — арка, стоявшая на четырех человеческих головах,вырезанных каким мастером. Три окна были украшены римским стеклом (витражами- Авт.), При входе в алтарь стояли два столба из целого камня, а над нимисводы и купол, украшенный золотыми звездами на лазури. Пол внутрибыла отлита из меди и чистого олова, и блистала она, как зеркало … Узоры,разноцветные и золотые, сделанные умельцем Авдия … Скульптурные украшения былиокрашены всеми цветами и золотом. Внешние фрески были чрезвычайнохорошие … Иконы удивительные … Он (Даниил — авт.) Украсил иконы, привез сКиев, драгоценными камнями и золотым бисером. Колокола он привез из Киева, адругие были отлиты здесь … »
Вопросы к документу
1. Какие архитектурные особенности малая церковь?
2. Какие элементы церкви свидетельствуют о влияниизападноевропейского искусства?
В Галиче,Звенигородке, Луцке и других городах археологи нашли руины княжескихдворцов.
В XIII в. вГалицко-Волынском княжестве велось активное строительство городов и крепостей. Так,на Волыни рядом с Холмом были построены укрепленные города Данилов, Кременец,Угровск, в Галиции — Ярослав, Сяник. Все они имели оборонительные сооружения, непод силу было одолеть даже монголо-татарам с их осадной техникой.
С конца XIIIст. на Волыни под влиянием западноевропейской оборонной архитектуры начинаетсястроительство нового типа оборонительных сооружений — каменные «башни-столбы». Нанастоящий день сохранились такие башни в окрестностях города Холм (село Стовпье) и вгороде Белая Вежа (бывший Каменец). Эти «столпы» были башнями-донжонами. В XIVст. развернулось строительство каменных замков, первым среди которых был замок вЛуцке, который начали возводить в конце XIII в.
5. Изобразительное искусство. Живописи принадлежалаведущая роль в художественной культуре Галицко-Волынского княжества. Онапредставлена монументальной живописью (фресками) и иконами.
Фресковая живописьпродолжал киевские традиции. Ими были расписаны главные храмы Волыни иГалича. Однако он не широко распространен — с последней четверти XII в.строятся храмы, в которых не было фресок. К таким сооружениям, например, относитсясобор в Луцке.
В то же время фрескинаходят широкое распространение в княжеских палатах. Существуют летописные свидетельства,которыми были разрисованы палаты Ярослава Осмомысла. Все они имели светскиемотивы.
В XIII -начала XIV в. на Волыни ведется интенсивное храмовое строительство, сопровождающеесявосстановлением традиций создания фресок, но ими покрывают лишь алтарнуючасть храмов.
Однако до настоящеговремени почти не сохранилось значительных фрагментов фресок, за исключением росписиАрмянского собора во Львове, которые датируются ХIV-ХV вв.
Интересные факты
Высокий уровеньмонументальной живописи времен Галицко-Волынского княжества подтверждает то, чтов ХIV-ХV вв. мастера выполняли монументальные росписи в Польше, которые сохранилисьв Сандомире (30-е гг XIII век), Кракове — часовня Св. Креста на Вавеле (1470г.), Вислици — костел (XIV века). Фрески замковой капеллы в Люблине назаказу короля Ягайло выполняла группа живописцев, которую возглавлял мастерАндрей с Волыни.
При оформлениихрамов на Галичине и Волыни акцент делался на иконах, которые образовывали целыеансамбли.
Сначала храмыукрашались двумя большими по размерам иконами, напоминавшие фресковаяроспись. Позже их количество увеличивается. Образуется иконостас — особаяперегородка, закрывающая алтарную часть и состоит из нескольких рядов икон.
Иконы,распространялись в Галиции и Волыни, имели византийское или киевское происхождение.Впоследствии на Волыни и Галичине появились собственные школы иконописи. Его расцветприходится на вторую половину XIII-XIV вв. Особенностью иконописи этого периода являетсято, что он развивался без жесткого контроля со стороны церкви или власти. Художники,соответственно, пытались отыскать выражение сюжета, иногда нарушая каноны.Изображения на иконах имеют легкую объемность, чем существенно отличаются отвизантийских образцов.
Интересные факты
Старейшейиконой, сохранившейся в Галичине, есть фрагмент византийской иконы «Менология»(Конец XII — начало XIII века). Она была найдена в 1930 г. в церкви Св.Николая в Турьи вблизи Старого Самбора, но к ученым попала лишь в 1983г. На ней изображены фигуры святых подчеркнуто удлиненных пропорций с малымиголовами. Одежда святых изображен в темных тонах. Среди них выделяетсявеликомученик Георгий.
К лучшимобразцов галицко-волынского живописи этого периода относится чудотворная иконаВолынской Богоматери («Богородица Одигитрия» из Покровской церкви в Луцке,начало XIV века). Она поражает зрителя особой строгостью образов Богоматери ималенького Иисуса, которого не было в иконах предыдущего периода. Свидетельствомпроникновение элементов народного искусства является рубашка Иисуса, украшенная вышитымицветочками.
Еще одним шедевромиконописи того времени является уважаемый в Польше Ченстоховская икона Богоматери (XIVвека), которая была написана в Галичине.
Во Львовскоммузее украинского искусства хранится одна из жемчужин галицкой иконописи«Георгий Победоносец» из села Станыля вблизи Дрогобыча. Ее автор был талантливыммастером композиции и колорита, который смог совместить ощущение общейгармоничной уравновешенности с ритмичным движением, а форму — с цветом.
Известны и другиегаличской живописи XIV века, которым присущи высокое мастерствоживописцев, выразительная индивидуальность, сочетание византийских традиций,древнерусского наследия и струи местного народного искусства. Чрезвычайнопопулярными были иконы с изображением святого Николая и святых мучеников Димитрия,Фрола и Лавра, Бориса и Глеба.
Еще одним видомискусства, который получил распространение в Галицко-Волынском княжестве, быласкульптура. Данный вид искусства развивался в форме рельефа, которым украшалисьхрамы. Ярким образцом скульптуры той эпохи является шиферный рельеф XIII века, которыйизображает Св. Дмитрия. Сейчас он хранится в Каменец-Подольском музее.Во время раскопок руин Успенского собора в Галиче было найдено рельефноеизображение дракона, из пасти которого вырастает пышная ветка. Богато украшенныерельефами также церкви Св. Пантелеймона в Галиче и Иоанна Златоуста в Холме.Их создателем был «большой хитрецах Авдей». Это первое имя мастера скульптуры,которое знает история украинского искусства.
ИскусствоГалицко-Волынск
geomap.com.ua