Глаголы по лицам и числам таблица – Лица глаголов, как определить – таблица для 1, 2, 3 лица в русском языке

Лица глаголов в русском языке

Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.

Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.

Единственное число

1 лицо

я

2 лицо

ты

3 лицо

он, она, оно

Множественное число

1 лицо

мы

2 лицо

вы

3 лицо

они

В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.

Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.

Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.

Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.

Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями – он, она, оно, они.

Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.

Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3 лицо в русском языке определяется местоимениями «он», «она», «оно», «они». Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).

Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

продолжить с «Грамматическими категориями» >>>

 

вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>

 

пройти тест на «Лицо глагола» >>>

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Лицо и число глагола / Глагол / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Глагол
  6. Лицо и число глагола

Глаголы изменяются по лицам и числам:

глагольные формы 1-го лицаобозначают действие, которое совершает сам говорящий (или говорящие)

летаю, летаем

глагольные формы 2-го лицаобозначают действие, которое совершает собеседник (тот, с кем беседует говорящий)летаешь, летаете
глагольные формы 3-го лицаобозначают действие того, о ком говорят, но кто не участвует в самом разговоре.

летает, летают

 

Каждое лицо глагола имеет свои окончания (по этим окончаниям можно определить число и лицо глагола):

1-е лицо — окончания -у (-ю) в единственном числе; -ем, -им во множественном числе (летаю, слышу, летаем, слышим)

2-е лицо — окончания -ешь, -ишь в единственном числе; -ете, -ите во множественном числе (летаешь, слышишь, летаете, слышите)

3-е лицо — окончания -ет, -ит в единственном числе; -ут (-ют), -ат (-ят) во множественном числе (летает, слышит, летают, слышат, тянут, любят)

Также лицо и число глагола можно определить по самому местоимению.

Например:

Я люблю (1-е лицо, ед. ч.) рисовать.

Ты любишь (2-е лицо, ед. ч.) рисовать?

Они любят (3-е лицо, мн. ч.) рисовать.

Изменения глаголов по лицам и числам называют спряжением, о его особенностях читай по ссылке.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Неопределённая форма (инфинитив) глагола

Возвратные глаголы

Времена глагола

Спряжение глаголов

Вид глаголов

Морфологический разбор глагола

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 131, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 79, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 169, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 15, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 16, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 144, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 212, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 29, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 189, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 202, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 152, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 153, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 154, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 156, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 172, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 119, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 194, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 104, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 146, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 148, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 150, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 75, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 98, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 94, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 675, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

7 класс

Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 337, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 186, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 190, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)

Личные окон­ча­ния гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. В боль­шин­стве окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Глагол явля­ет­ся изме­ня­е­мой частью речи. Он изме­ня­ет­ся по вре­ме­нам, лицам и чис­лам.

Спряжение глаголов

Определение

Изменение гла­го­лов по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В рус­ском язы­ке у гла­го­лов выде­ля­ют пер­вое и вто­рое спря­же­ние, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся сво­и­ми окон­ча­ни­я­ми.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узна­е­те
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спря­же­ния
ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим
2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научи­те
3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, напри­мер:

петь:

  • 1 лицо я пою́ — мы поём
  • 2 лицо ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спря­же­ния.

Лете́ть

  • 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спря­же­нию.


Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

Примеры

косить, хва­лить, кле­ить, мучить

Исключение

гла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др.)

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

Примеры

видеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смот­реть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Примеры

слы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицо он ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся сюда же (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Окончания глаголов первого спряжения

Все осталь­ные гла­го­лы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся в неопре­де­лен­ной фор­ме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, отно­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию.

Посмотрим лич­ные окон­ча­ния гла­го­ла «купать», кото­рый закан­чи­ва­ет­ся на -ать. По это­му при­зна­ку изме­ним его по лицам и чис­лам по пер­во­му типу спря­же­ния:

  • 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
  • 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
  • 3 лицо он купа́ет — они купа́ют

Вывод

В боль­шин­стве лич­ных без­удар­ных окон­ча­ний гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «е», а у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния — бук­ва «и».

Видеоурок для учащихся 5 класса

russkiiyazyk.ru

Спряжение глаголов | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Исключения и другие трудные случаи

Трудные случаи:

1. Одиннадцать глаголов считаются исключениями, потому что они заканчиваются не на –ить, то есть должны относиться к 1-му спряжению, а их безударные окончания такие же, как у глаголов 2-го спряжения, то есть с буквой и. Вот список таких глаголов:

Видеть, смотреть, слышать, дышать,
Зависеть, обидеть,
Терпеть, ненавидеть,
Гнать, вертеть, держать.

Эти 11 глаголов-исключений надо запомнить!

2. Глаголы брить, зиждиться, стелить, наоборот, заканчиваются на —ить, то есть должны относиться ко 2-му спряжению, а их безударные окончания такие же, как у глаголов 1-го спряжения, то есть с буквой е (и с буквами у/ю в 3-м лице множ. числа): бреет, бреют, зиждется, зиждутся, стелет, стелют.

3. Особо следует сказать о некоторых глаголах с приставкой вы: выспаться, выглядеть. Это глаголы с безударными личными окончаниями, но спряжение их определяется по однокоренным глаголам с ударными окончаниями: спать — спишь, выспаться — выспишься; глядеть — глядишь, выглядеть — выглядишь. Таким образом, оба эти глагола относятся ко 2-му спряжению.

4. Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми: в одних формах они имеют окончания 1-го спряжения, а в других формах — окончания 2-го спряжения. К разноспрягаемым относятся и глаголы, образованные от хотеть и бежать при помощи приставок и постфикса –ся.

lampa.io

Таблицы и памятки по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Таблицы и правила по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Северо – Казахстанская область

Тайыншинский район

Кировская средняя школа

Учитель начальных классов

Лисневская Н. В.

  • Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы

что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?

и им подобные, называются глаголами.

  • В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:

Попалась мне на крючок маленькая рыбка.

Весёлый чиж

сидит на ветке.

  • Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).

НЕ с глаголами пишется раздельно:

  • Не хочу есть кашу.
  • Он не чувствовал холода.
  • НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,

неистовствовать)

Глаголы изменяются по числам.

  • В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
  • Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:

что делаю? — сплю;

что делаешь? — спишь;

что делает? — спит;

что сделаю? — посплю;

что сделаешь? — поспишь;

что сделает? — поспит;

что буду делать? — буду спать;

что будешь делать? — будешь спать;

что будет делать? — будет спать;

что делал? — спал;

что делала? — спала;

что делало? — спало;

что сделал? — поспал;

что сделала? — поспала;

что сделало? — поспало.

Глаголы изменяются по числам.

  • Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
  • Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:

что делаем? — отдыхаем;

что делаете? — отдыхаете;

что делают? — отдыхают;

что сделают? — отдохнут;

что сделаем? — отдохнём;

что сделаете? — отдохнёте;

что будем делать? — будем отдыхать;

что будете делать? — будете отдыхать;

что будут делать? — будут отдыхать;

что делали? — отдыхали;

что сделали? — отдохнули.

Глаголы изменяются по временам (всего времён три — настоящее, прошедшее и будущее).

  • Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:
  • что делаю? — учу;
  • что делаешь? — учишь;
  • что делает? — учит;
  • что делаем? — учим;
  • что делаете? — учите;
  • что делают? — учат.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:

  • что делал? — косил;
  • что делала? — косила;
  • что делало? — косило;
  • что делали? — косили;
  • что сделал? — скосил;
  • что cделала? — cкосила;
  • что сделало? — скосило;
  • что сделали? — скосили.
  • Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс — л-.

Солнце ещё не взош л о.

Птицы ещё не пе л и.

Кругом стоя л а тишина .

Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:

  • что сделаю? — спою;
  • что сделаешь? — споёшь;
  • что сделает? — споёт;
  • что сделаем? — споём;
  • что сделаете? — споёте;
  • что сделают? — споют;
  • что буду делать? — буду петь;
  • что будешь делать? — будешь петь;
  • что будет делать? — будет петь;
  • что будем делать? — будем петь;
  • что будете делать? — будете петь;
  • что будут делать? — будут петь.

Неопределённая форма глагола

  • Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
  • Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
  • Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
  • В неопределённой форме глаголы оканчиваются на — ть, -ти:

Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.

Пора идти в школу.

  • Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др.
  • Я приказал собаке стеречь велосипед.
  • В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:

ж.р. м . р.

Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.

с.р.

Солнце скрылось за горой.

  • Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
  • Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.
  • Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?: веяло, дышало; навеяло, задышало .

Личные окончания глаголов

  • В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
  • Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .

Настоящее время

  • Единственное число:

1-е лицо (что делаю?) я ид у , говор ю

2-е лицо (что делаешь?) ты ид ёшь , говор ишь

3-е лицо (что делает?) он, она, оно ид ёт , говор ит

  • Множественное число:

1-е лицо (что делаем?) мы ид ём , говор им

2-е лицо (что делаете?) вы ид ёте , говор ите

3-е лицо (что делают?) они ид ут , говор ят

Личные окончания глаголов

Будущее время

  • Единственное число:

1-е лицо (что сделаю?) я принес у , реш у

2-е лицо (что сделаешь?) ты принес ёшь , реш ишь

3-е лицо (что сделает?) он, она, оно принес ёт , реш ит

  • Множественное число:

1-е лицо (что сделаем?) мы принес ём , реш им

2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите

3-е лицо (что сделают?) они принес ут , реш ат

Мягкий знак в глаголах

Мягкий знак пишется:

  • — в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь.
  • — во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.

Мягкий знак не пишется:

  • — в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):

Он заботится.

Она учится.

Ребята тренируются.

Они готовятся к соревнованиям.

Спряжение глаголов

  • Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах.
  • Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
  • Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):

рубить, строить, молотить, любить и др.

  • Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать

( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть

( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов

  • Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др.
  • Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
  • Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко.
  • Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица).
  • Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
  • За рекой слыш ит ся песня.
  • Конь вырвется — догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).

НЕ с глаголами пишется раздельно!

не навидеть

не годовать

не волить

не доумевать

Весёлое правило

  • НЕ с глаголом пиши раздельно,

Например, не хотел, не знал.

Только помни об исключениях :

НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

обозначает часть обозначает

действие предмета речи состояние предмета

изменяется изменяется

по числам по временам

изменяется имеет отвечает на вопросы

по родам вид что делать? что сделать?

ВИД ГЛАГОЛА:

  • совершенный вид
  • ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
  • ЧТО СДЕЛАЛ?
  • несовершенный вид
  • ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ?
  • ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Глагол

Постоянные признаки

-неопределённая форма глагола

-спряжение

Непостоянные признаки

-время

-число

-лицо (настоящее и будущее время)

-род (прошедшее время)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

I спряжение II спряжение

— У – Ю — У

— ЕШЬ — ИШЬ

— ЕТ — ИТ

— ЕМ — ИМ

— ЕТЕ — ИТЕ

— УТ — ЮТ — АТ — ЯТ

Глаголы – исключения II спряжения

  • Как начнёшь меня ты гнать, Буду всё равно терпеть,

Перестану я дышать, Буду от тебя зависеть,

Перестанут уши слышать, Раз ты смог меня обидеть

Но а руки всё держать, Буду я тебя не видеть,

На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.

Будешь ты меня вертеть.

Время

глаголов

Настоящее

Прошедшее

Будущее

Что делает?

Что делаю?

Что делаем?

Что делал?

Что делали?

Что сделаю?

Что буду

делать?

videouroki.net

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся со спряжением глаголов;
  • учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем,
  • прошедшем и будущем времени;
  • развивать мышление, внимание, познавательный интерес.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и целей урока.

Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на интерактивной доске.

(Приложение 1).

Я

Пою

Мы

Поём

Ты

Поёшь

Вы

Поёте

Он

Поёт

Они

Поют

— Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).

— Какая часть слова меняется? (Окончание).

— Какого лица и числа записаны местоимения?

(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).

— Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».

II. Минутка чистописания.  «Угадай».  (Приложение 1).

На доске записаны слова:

ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.

— Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения).

— Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится слове, которое  является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.

— Какая это буква? (Буква т).

— Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О).

— Определите порядок следования букв в этом ряду:

Тто     Тот    Тто

III. Словарно-орфографическая работа.

На доске написан кроссворд. «Кроссворд». (Приложение 1).

  1. Специалист по фотографии. (Фотограф).
  2. Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор).
  3. Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит  издательством. (Издатель).
  4. Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент).
  5. Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах.  (Журналист).
  6. Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж).

— Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета).

— Объясните значение этого слова.

(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное,  посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1).

— Какие детские газеты вы знаете?

— Какие газеты издаются в нашем городе?

Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием.

— Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

— На уроке мы постараемся создать свою газету. Поэтому объявляем конкурс на лучшее  название газеты. В конце урока выберем самое подходящее. «Самый активный ученик урока».

— Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.

«100 вопросов. 100 ответов». (Приложение 1).

IV. Работа по теме урока.

Работа по таблице.

Спряжение глаголов.

Настоящее время.

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

Я что делаю?
Пишу, говорю

Мы что делаем?
Пишем, говорим

2

Ты что делаешь?
Пишешь, говоришь

Вы что делаете?
Пишете, говорите

3

Он что делает?
Пишет, говорит

Они что делают?
Пишут, говорят

— Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).

— Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).

— Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).

— Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.

Устно рассмотреть прошедшее время.

Будущее время. (Учебник стр. 184)

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

— Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).

— Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).

— Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).

«И о том, и о сём разговоры поведём». Немного из истории. (Приложение 1).

Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.

— Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.

Я

читаю

Мы

читаем

Ты

читаешь

Вы

читаете

Он

читает

Они

читают

— Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.

— Какое сейчас время года?

— Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?

Физминутка.

«Времена года».

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.

Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.

Апрельские пословицы. (Приложение 1).

— Соедините части пословиц и объясните их значение.

Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.                        

«Литературная страничка».

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Стр. 185 упр. 425.

V. Закрепление изученного материала.

Упражнение «Кто узнает лицо». (Приложение 2).

— Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).

— Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).

VI. Самостоятельная работа.

Определите лицо глаголов в каждом предложении.

Ф.И.

 

 Лицо

1.

Однажды я с моей мамой пошёл на завод.

 

2.

Там мама показала мне много интересных машин.

 

3.

В заводской газете я увидел статью о маме.

 

4.

О ней уже раньше писали.

 

5.

Я горжусь своей мамой.

 

6.

Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.

 

7.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

 

8.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

 

9.

Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью.

 

10.

Одной рукой узла не завяжешь.

 

ОЦЕНКА:

 

VII. Домашняя работа.

Итог:

— Что интересного запомнилось из урока?

— Самые активные ученики.

— Самое лучшее название газеты, созданной на уроке.

Литература:

  1. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
  4. Детские журналы «Отчего и Почему», «Эрудит», «СИНДБАД».
  5. Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс.

3.04.2009

urok.1sept.ru

«Спряжение глагола»

Материалы для работы с учащимися

Глагол имеет две основы:

1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени

2. – основа формы настоящего и будущего времени

Начальной формой глагола является инфинитив(неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать?Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.

Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти.

Инфинитив характеризуют: категория вида, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность.

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.

Таблица 1

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

Лицо

Единственное

Единственное

Множественное

Множественное

1

/-ю

-ём/-ем

-им/-им —

2

-ёшь/-ешь

-ишь/-ишь

-ёте/-ете

-ите/-ите

3

-ёт/-ет

-ит/-ит

-ут/-ют

-ат/-ят

1. Спряжение глагола определяем по ударному окончанию. Окончания глаголов I и II спряжений чётко различаются только под ударением.

2. Спряжение глагола с безударным окончанием определяем по инфинитиву.

3. Некоторые глаголы в русском языке относятся к разноспрягаемым.

Единственное число

Множественное число

1 л.

хочУ

1 л.

хотИМ

2 л.

хочЕШЬ

2 л.

хотИТЕ

3 л.

хочЕТ

3 л.

хотЯТ

Единственное число

Множественное число

1 л.

бегУ

1 л.

бежИМ

2 л.

бежИШЬ

2 л.

бежИТЕ

3 л.

бежИТ

3 л.

бегУТ

Для определения спряжения глаголов воспользуемся местоимениями МЫ, ТЫ, ОНИ:

«На столе лежат фрукты. МЫ-ТЫ ОНИ. Ешь!»

Алгоритм определения спряжения глагола

  1. Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений

Для запоминания

Исключения

I СПР.

II СПР.

I СПР.

АРХАИЧНЫЕ

РАЗНО-

СПРЯГАЕМЫЕ

II СПР.

баять

блеять

веять

затеять

каяться

лаять

лелеять

маяться

надеяться

реять

сеять

таять

хаять

чаять

чуять

клеить

строить

брить

стелить

зиждиться

зыбиться

дать

есть

создать

бежать

брезжить

хотеть

чтить

вертеть

видеть

ненавидеть

зависеть

обидеть

смотреть

терпеть

гнать

держать

дышать

слышать

СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ, ПОСТФИКСА – СЯ!

  1. Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)

ГЛАГОЛ

МЫ

ТЫ

ОНИ

Гласные в

СПРЯЖЕНИЕ

летЕть

летИМ

летИШЬ

летЯТ

2-И…+1-А/Я…

II СПР.

терЕть

трЁМ

трЁшь

трУТ

2-Е…+1-У/Ю…

I СПР.

studfiles.net

0 comments on “Глаголы по лицам и числам таблица – Лица глаголов, как определить – таблица для 1, 2, 3 лица в русском языке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *