Лица глаголов в русском языке
Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.
Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.
Единственное число | 1 лицо | я |
2 лицо | ты | |
3 лицо | он, она, оно | |
Множественное число | 1 лицо | мы |
2 лицо | вы | |
3 лицо | они |
В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.
Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.
Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.
Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.
Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями – он, она, оно, они.
Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.
На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания -У или -Ю. Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.
Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.
3 лицо в русском языке определяется местоимениями «он», «она», «оно», «они». Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).
Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
продолжить с «Грамматическими категориями» >>>
вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>
пройти тест на «Лицо глагола» >>>
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Лицо и число глагола / Глагол / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Морфология и морфологический разбор
- Глагол
- Лицо и число глагола
Глаголы изменяются по лицам и числам:
глагольные формы 1-го лица | обозначают действие, которое совершает сам говорящий (или говорящие) | летаю, летаем |
глагольные формы 2-го лица | обозначают действие, которое совершает собеседник (тот, с кем беседует говорящий) | летаешь, летаете |
глагольные формы 3-го лица | обозначают действие того, о ком говорят, но кто не участвует в самом разговоре. | летает, летают |
Каждое лицо глагола имеет свои окончания (по этим окончаниям можно определить число и лицо глагола):
1-е лицо — окончания -у (-ю) в единственном числе; -ем, -им во множественном числе (летаю, слышу, летаем, слышим)
2-е лицо — окончания -ешь, -ишь в единственном числе; -ете, -ите во множественном числе (летаешь, слышишь, летаете, слышите)
3-е лицо — окончания -ет, -ит в единственном числе; -ут (-ют), -ат (-ят) во множественном числе (летает, слышит, летают, слышат, тянут, любят)
Также лицо и число глагола можно определить по самому местоимению.
Например:
Я люблю (1-е лицо, ед. ч.) рисовать.
Ты любишь (2-е лицо, ед. ч.) рисовать?
Они любят (3-е лицо, мн. ч.) рисовать.
Изменения глаголов по лицам и числам называют спряжением, о его особенностях читай по ссылке.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Неопределённая форма (инфинитив) глагола
Возвратные глаголы
Времена глагола
Спряжение глаголов
Вид глаголов
Морфологический разбор глагола
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 131, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 79, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 169, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 15, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 16, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 144, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 212, Полякова, Учебник, 2 часть
3 классУпражнение 29, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 189, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 202, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 152, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 153, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 154, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 156, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 172, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 119, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 194, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 104, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 146, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 148, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 150, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 75, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 98, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 94, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 675, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
7 класс
Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 337, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 186, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 190, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)
Личные окончания глаголов первого и второго спряжения отличаются своим написанием. В большинстве окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
Глагол является изменяемой частью речи. Он изменяется по временам, лицам и числам.
Спряжение глаголов
Определение
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются своими окончаниями.
Таблица спряжения глаголов
Личные окончания глаголов I спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Легко определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями, например:
петь:
- 1 лицо я пою́ — мы поём
- 2 лицо ты поёшь -вы поёте
- 3 лицо девочка поёт — дети пою́т.
Значит, глагол «петь» первого спряжения.
Лете́ть
- 1 лицо я лечу́ — мы лети́м
- 2 лицо ты лети́шь — вы лети́те
- 3 лицо самолёт лети́т — пушинки летя́т.
А этот глагол, несмотря на конечное -еть, отнесем в соответствии с ударными окончаниями ко второму спряжению.




Окончания глаголов второго спряжения
У многих глаголов окончания являются безударными, что доставит затруднения в их написании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, определяем его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме глагола. Так, ко второму спряжению относятся:
1. глаголы, заканчивающиеся на -ить:
Примеры
косить, хвалить, клеить, мучить
Исключение
глаголы «брить», «стелить» и односложные (пить, лить и др.)
2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть:
Примеры
видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть
3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать:
Примеры
слышать, дышать, держать, гнать
Проспрягаем глагол «видеть»:
- 1 лицо я ви́жу — мы ви́дим
- 2 лицо ты ви́дишь — вы ви́дите
- 3 лицо он ви́дит — они ви́дят
Эти глаголы — исключения выучим с помощью следующей стихотворной запоминалки:

Имеем в виду, что однокоренные глаголы с приставками относятся сюда же (возненавидеть, разогнать, вытерпеть и пр.). Убедимся в этом на примере приставочного глагола «рассмотреть», который имеет безударные окончания второго спряжения:
- 1 лицо я рассмотрю́ — мы рассмо́трим
- 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
- 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.
Окончания глаголов первого спряжения
Все остальные глаголы, которые заканчиваются в неопределенной форме на -ать, -ять, -оть, -еть, -уть, -ти, -чь, относятся к первому спряжению.
Посмотрим личные окончания глагола «купать», который заканчивается на -ать. По этому признаку изменим его по лицам и числам по первому типу спряжения:
- 1 лицо я купа́ю — мы купа́ем
- 2 лицо ты купа́ешь — вы купа́ете
- 3 лицо он купа́ет — они купа́ют
Вывод
В большинстве личных безударных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
Видеоурок для учащихся 5 класса
russkiiyazyk.ru
Спряжение глаголов | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить
Исключения и другие трудные случаи
Трудные случаи:
1. Одиннадцать глаголов считаются исключениями, потому что они заканчиваются не на –ить, то есть должны относиться к 1-му спряжению, а их безударные окончания такие же, как у глаголов 2-го спряжения, то есть с буквой и. Вот список таких глаголов:
Видеть, смотреть, слышать, дышать,
Зависеть, обидеть,
Терпеть, ненавидеть,
Гнать, вертеть, держать.
Эти 11 глаголов-исключений надо запомнить!
2. Глаголы брить, зиждиться, стелить, наоборот, заканчиваются на —ить, то есть должны относиться ко 2-му спряжению, а их безударные окончания такие же, как у глаголов 1-го спряжения, то есть с буквой е (и с буквами у/ю в 3-м лице множ. числа): бреет, бреют, зиждется, зиждутся, стелет, стелют.
3. Особо следует сказать о некоторых глаголах с приставкой вы—: выспаться, выглядеть. Это глаголы с безударными личными окончаниями, но спряжение их определяется по однокоренным глаголам с ударными окончаниями: спать — спишь, выспаться — выспишься; глядеть — глядишь, выглядеть — выглядишь. Таким образом, оба эти глагола относятся ко 2-му спряжению.
4. Глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми: в одних формах они имеют окончания 1-го спряжения, а в других формах — окончания 2-го спряжения. К разноспрягаемым относятся и глаголы, образованные от хотеть и бежать при помощи приставок и постфикса –ся.
lampa.io
Таблицы и памятки по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Таблицы и правила по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»
Северо – Казахстанская область
Тайыншинский район
Кировская средняя школа
Учитель начальных классов
Лисневская Н. В.

- Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы
что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?
и им подобные, называются глаголами.
- В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:
Попалась мне на крючок маленькая рыбка.
Весёлый чиж

- Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).
НЕ с глаголами пишется раздельно:
- Не хочу есть кашу.
- Он не чувствовал холода.
- НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,
неистовствовать)

Глаголы изменяются по числам.
- В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
- Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:
что делаю? — сплю;
что делаешь? — спишь;
что делает? — спит;
что сделаю? — посплю;
что сделаешь? — поспишь;
что сделает? — поспит;
что буду делать? — буду спать;
что будешь делать? — будешь спать;
что будет делать? — будет спать;
что делал? — спал;
что делала? — спала;
что делало? — спало;
что сделал? — поспал;
что сделала? — поспала;
что сделало? — поспало.

Глаголы изменяются по числам.
- Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
- Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:
что делаем? — отдыхаем;
что делаете? — отдыхаете;
что делают? — отдыхают;
что сделают? — отдохнут;
что сделаем? — отдохнём;
что сделаете? — отдохнёте;
что будем делать? — будем отдыхать;
что будете делать? — будете отдыхать;
что будут делать? — будут отдыхать;
что делали? — отдыхали;
что сделали? — отдохнули.

Глаголы изменяются по временам (всего времён три — настоящее, прошедшее и будущее).
- Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:
- что делаю? — учу;
- что делаешь? — учишь;
- что делает? — учит;
- что делаем? — учим;
- что делаете? — учите;
- что делают? — учат.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:
- что делал? — косил;
- что делала? — косила;
- что делало? — косило;
- что делали? — косили;
- что сделал? — скосил;
- что cделала? — cкосила;
- что сделало? — скосило;
- что сделали? — скосили.
- Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс — л-.
Солнце ещё не взош л о.
Птицы ещё не пе л и.
Кругом стоя л а тишина .

Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:
- что сделаю? — спою;
- что сделаешь? — споёшь;
- что сделает? — споёт;
- что сделаем? — споём;
- что сделаете? — споёте;
- что сделают? — споют;
- что буду делать? — буду петь;
- что будешь делать? — будешь петь;
- что будет делать? — будет петь;
- что будем делать? — будем петь;
- что будете делать? — будете петь;
- что будут делать? — будут петь.

Неопределённая форма глагола
- Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
- Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
- Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
- В неопределённой форме глаголы оканчиваются на — ть, -ти:
Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.
Пора идти в школу.
- Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др.
- Я приказал собаке стеречь велосипед.

- В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:
ж.р. м . р.
Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.
с.р.
Солнце скрылось за горой.
- Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
- Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.
- Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?: веяло, дышало; навеяло, задышало .

Личные окончания глаголов
- В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
- Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .
Настоящее время
- Единственное число:
1-е лицо (что делаю?) я ид у , говор ю
2-е лицо (что делаешь?) ты ид ёшь , говор ишь
3-е лицо (что делает?) он, она, оно ид ёт , говор ит
- Множественное число:
1-е лицо (что делаем?) мы ид ём , говор им
2-е лицо (что делаете?) вы ид ёте , говор ите
3-е лицо (что делают?) они ид ут , говор ят

Личные окончания глаголов
Будущее время
- Единственное число:
1-е лицо (что сделаю?) я принес у , реш у
2-е лицо (что сделаешь?) ты принес ёшь , реш ишь
3-е лицо (что сделает?) он, она, оно принес ёт , реш ит
- Множественное число:
1-е лицо (что сделаем?) мы принес ём , реш им
2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите
3-е лицо (что сделают?) они принес ут , реш ат

Мягкий знак в глаголах
Мягкий знак пишется:
- — в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь.
- — во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.
Мягкий знак не пишется:
- — в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):
Он заботится.
Она учится.
Ребята тренируются.
Они готовятся к соревнованиям.

Спряжение глаголов
- Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах.
- Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
- Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):
рубить, строить, молотить, любить и др.
- Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать
( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть
( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов
- Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др.
- Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
- Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко.
- Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица).
- Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
- За рекой слыш ит ся песня.
- Конь вырвется — догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).


НЕ с глаголами пишется раздельно!
не навидеть
не годовать
не волить
не доумевать

Весёлое правило
- НЕ с глаголом пиши раздельно,
Например, не хотел, не знал.
Только помни об исключениях :
НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

обозначает часть обозначает
действие предмета речи состояние предмета
изменяется изменяется
по числам по временам
изменяется имеет отвечает на вопросы
по родам вид что делать? что сделать?

ВИД ГЛАГОЛА:
- совершенный вид
- ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
- ЧТО СДЕЛАЛ?
- несовершенный вид
- ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ?
- ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Глагол
Постоянные признаки
-неопределённая форма глагола
-спряжение
Непостоянные признаки
-время
-число
-лицо (настоящее и будущее время)
-род (прошедшее время)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ
I спряжение II спряжение
— У – Ю — У
— ЕШЬ — ИШЬ
— ЕТ — ИТ
— ЕМ — ИМ
— ЕТЕ — ИТЕ
— УТ — ЮТ — АТ — ЯТ




Глаголы – исключения II спряжения
- Как начнёшь меня ты гнать, Буду всё равно терпеть,
Перестану я дышать, Буду от тебя зависеть,
Перестанут уши слышать, Раз ты смог меня обидеть
Но а руки всё держать, Буду я тебя не видеть,
На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.
Будешь ты меня вертеть.


Время
глаголов
Настоящее
Прошедшее
Будущее
Что делает?
Что делаю?
Что делаем?
Что делал?
Что делали?
Что сделаю?
Что буду
делать?


videouroki.net
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)»
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- познакомить учащихся со спряжением глаголов;
- учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем,
- прошедшем и будущем времени;
- развивать мышление, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на интерактивной доске.
(Приложение 1).
Я |
Пою |
Мы |
Поём |
Ты |
Поёшь |
Вы |
Поёте |
Он |
Поёт |
Они |
Поют |
— Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).
— Какая часть слова меняется? (Окончание).
— Какого лица и числа записаны местоимения?
(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).
— Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».
II. Минутка чистописания. «Угадай». (Приложение 1).
На доске записаны слова:
ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.
— Какое слово «лишнее»? Почему? (Рисовать – это глагол, остальные – местоимения).
— Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится слове, которое является «лишним» в данной группе, и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
— Какая это буква? (Буква т).
— Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О).
— Определите порядок следования букв в этом ряду:
Тто Тот Тто
III. Словарно-орфографическая работа.
На доске написан кроссворд. «Кроссворд». (Приложение 1).
- Специалист по фотографии. (Фотограф).
- Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор).
- Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель).
- Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент).
- Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист).
- Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж).
— Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета).
— Объясните значение этого слова.
(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1).
— Какие детские газеты вы знаете?
— Какие газеты издаются в нашем городе?
Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием.
— Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
— На уроке мы постараемся создать свою газету. Поэтому объявляем конкурс на лучшее название газеты. В конце урока выберем самое подходящее. «Самый активный ученик урока».
— Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.
«100 вопросов. 100 ответов». (Приложение 1).
IV. Работа по теме урока.
Работа по таблице.
Спряжение глаголов.
Настоящее время. |
||
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
Я что делаю? |
Мы что делаем? |
2 |
Ты что делаешь? |
Вы что делаете? |
3 |
Он что делает? |
Они что делают? |
— Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).
— Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).
— Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).
— Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.
Устно рассмотреть прошедшее время.
Будущее время. (Учебник стр. 184)
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.
— Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).
— Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).
— Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).
«И о том, и о сём разговоры поведём». Немного из истории. (Приложение 1).
Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.
— Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.
Я |
читаю |
Мы |
читаем |
Ты |
читаешь |
Вы |
читаете |
Он |
читает |
Они |
читают |
— Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.
— Какое сейчас время года?
— Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?
Физминутка.
«Времена года».
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.
Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.
Апрельские пословицы. (Приложение 1).
— Соедините части пословиц и объясните их значение.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
«Литературная страничка».
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
Стр. 185 упр. 425.
V. Закрепление изученного материала.
Упражнение «Кто узнает лицо». (Приложение 2).
— Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).
— Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).
VI. Самостоятельная работа.
Определите лицо глаголов в каждом предложении.
Ф.И. |
||
№ |
|
Лицо |
1. |
Однажды я с моей мамой пошёл на завод. |
|
2. |
Там мама показала мне много интересных машин. |
|
3. |
В заводской газете я увидел статью о маме. |
|
4. |
О ней уже раньше писали. |
|
5. |
Я горжусь своей мамой. |
|
6. |
Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги. |
|
7. |
Без труда не вынешь и рыбки из пруда. |
|
8. |
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. |
|
9. |
Громкое пенье соловья иногда будет нас ночью. |
|
10. |
Одной рукой узла не завяжешь. |
|
ОЦЕНКА: |
|
VII. Домашняя работа.
Итог:
— Что интересного запомнилось из урока?
— Самые активные ученики.
— Самое лучшее название газеты, созданной на уроке.
Литература:
- Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой: 4 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. Для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
- Детские журналы «Отчего и Почему», «Эрудит», «СИНДБАД».
- Ракитина М.Г. Русский язык. Математика. Тестовые задания. 3 (4) класс.
3.04.2009
urok.1sept.ru
«Спряжение глагола»
Материалы для работы с учащимися
Глагол имеет две основы:
1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени
2. – основа формы настоящего и будущего времени
Начальной формой глагола является инфинитив(неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать?Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.
Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти.
Инфинитив характеризуют: категория вида, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность.
СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.
Таблица 1
I спряжение | II спряжение | I спряжение | II спряжение | |
Лицо | Единственное | Единственное | Множественное | Множественное |
1 | -у | -у/-ю | -ём/-ем | -им/-им — |
2 | -ёшь/-ешь | -ишь/-ишь | -ёте/-ете | -ите/-ите |
3 | -ёт/-ет | -ит/-ит | -ут/-ют | -ат/-ят |
1. Спряжение глагола определяем по ударному окончанию. Окончания глаголов I и II спряжений чётко различаются только под ударением. 2. Спряжение глагола с безударным окончанием определяем по инфинитиву. 3. Некоторые глаголы в русском языке относятся к разноспрягаемым. |
Единственное число | Множественное число | ||
1 л. | хочУ | 1 л. | хотИМ |
2 л. | хочЕШЬ | 2 л. | хотИТЕ |
3 л. | хочЕТ | 3 л. | хотЯТ |
Единственное число | Множественное число | ||
1 л. | бегУ | 1 л. | бежИМ |
2 л. | бежИШЬ | 2 л. | бежИТЕ |
3 л. | бежИТ | 3 л. | бегУТ |
Для определения спряжения глаголов воспользуемся местоимениями МЫ, ТЫ, ОНИ: «На столе лежат фрукты. МЫ-ТЫ ОНИ. Ешь!» |
Алгоритм определения спряжения глагола
Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений
Для запоминания | Исключения | ||||
I СПР. | II СПР. | I СПР. | АРХАИЧНЫЕ | РАЗНО- СПРЯГАЕМЫЕ | II СПР. |
баять блеять веять затеять каяться лаять лелеять маяться надеяться реять сеять таять хаять чаять чуять | клеить строить | брить стелить зиждиться зыбиться | дать есть создать | бежать брезжить хотеть чтить | вертеть видеть ненавидеть зависеть обидеть смотреть терпеть гнать держать дышать слышать |
СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ, ПОСТФИКСА – СЯ! |
Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)
ГЛАГОЛ | МЫ | ТЫ | ОНИ | Гласные в … | СПРЯЖЕНИЕ |
летЕть | летИМ | летИШЬ | летЯТ | 2-И…+1-А/Я… | II СПР. |
терЕть | трЁМ | трЁшь | трУТ | 2-Е…+1-У/Ю… | I СПР. |
studfiles.net