Анализ грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта
На протяжении последних лет в России динамично развивается сфера грузоперевозок. Наибольший удельный вес приходится на автомобильный транспорт (67,7%). При этом достаточный объем в структуре грузоперевозок также занимают железнодорожный (16,2%) и трубопроводный (14,3%) виды транспорта.
Таблица 1- Перевозки грузов по видам транспорта в РФ, млн. тонн [1]
Вид транспорта |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
|
Транспорт — всего |
7750 |
8337 |
8519 |
8264 |
8006 |
7579 |
7592.5 |
в том числе: | |||||||
железнодорожный |
1312 |
1382 |
1421 |
1381 |
1375 |
1329 |
1227 |
автомобильный |
5236 |
5663 |
5842 |
5635 |
5417 |
5041 |
5138.2 |
трубопроводный |
|
1131 |
1096 |
1095 |
1078 |
1071 |
1088 |
морской |
37 |
34 |
18 |
17 |
16 |
19 | 24.5 |
внутренний водный |
102 |
126 |
141 |
135 |
119 |
121 |
113.8 |
воздушный |
1.1 |
1.2 |
1.2 |
|
1.3 |
1.2 |
0.98 |
Грузооборот в целом и по видам транспорта в РФ представлен на рисунках 1 и 2. В структуре грузооборота наибольший удельный вес приходится на коммерческие перевозки (97,9%).
Рисунок 1 — Грузооборот в России, млн. тонно-км [1]
При этом, учитывая дальность перевозок и объем перевозимых грузов лидерами являются воздушный и железнодорожный виды транспорта. Этим видам транспорта существенно уступает по показателю грузооборот автомобильный транспорт, а доля трубопроводного и водного транспорта вообще не существенна.

Рисунок 2 — Грузооборот по видам транспорта в РФ, млн. тонно-км [1]
Помимо перевозки грузов также немаловажную роль играют пассажирские перевозки. С помощью автобусов в России перевозится около 90% всех пассажиров. Однако, следует учитывать тот факт, что в основном автобусами перевозят на относительно небольшие расстояния, а также, что в данную категорию включают и перевозки общественным транспортом.
Таблица 2 — Перевозки пассажиров по видам транспорта в РФ [1]
Вид транспорта |
2015г. |
2016г. | ||
млн. чел. |
% |
|
% | |
железнодорожный |
1 024.60 |
8.29 |
1 040.00 |
8.54 |
автобусный |
11 221.00 |
90.78 |
11 027.40 |
90.52 |
внутренний водный |
13.2 | 0.11 |
13.1 |
0.11 |
морской |
9.6 |
0.08 |
13 |
0.11 |
воздушный (транспортная авиация) |
92.1 |
0.75 |
88.6 |
0.73 |
Всего |
|
100.00 |
12 182.10 |
100.00 |
Если же учесть два параметра: дальность перевозок и количество перевозимых пассажиров, то первое место по пассажирообороту стабильно занимает воздушный транспорт (47,1% в 2016 году). На втором и третьем местах железнодорожный (27,23%) и автобусный (25,54%) транспорт.
Таблица 3 — Пассажирооборот по видам транспорта в РФ [1]
Вид транспорта |
2015г. |
2016г. | ||
млн. пассажиро-км |
% |
млн. пассажиро- км |
% | |
железнодорожный |
120 644.20 |
25.88 |
124 619.60 |
27.23 |
автобусный |
118 061.50 |
|
116 885.20 |
25.54 |
внутренний водный |
492.3 |
0.11 |
525.1 |
0.11 |
морской |
61.7 |
0.01 |
88.1 |
0.02 |
воздушный (транспортная авиация) |
226 849.20 |
48.67 |
215 593.90 |
47.10 |
Всего |
466 108.90 |
100.00 |
457 711.90 |
100.00 |
В целом, можно сделать следующий вывод: в России в сфере грузоперевозок по объему перевезенных грузов приоритетными являются автомобильный, железнодорожный и трубопроводный виды транспорта. Неоспоримым преимуществом автомобильного транспорта является высокая скорость доставки по средним ценам, в качестве недостатка следует отметить качество российских дорог, и, как следствие, недоступность для автомобильных перевозок некоторых регионов в весенне-осенний периоды. Что касается железнодорожного и трубопроводного видов транспорта, то в данном случае у них есть общее преимущество — в наличии имеется уже сформированная транспортная сеть, которая функционирует в рамках заданных направлений неизменно.
Больше всего пассажиров перевозится автобусами, однако данный вид транспорта может в основном перевозить большое количество людей на небольшие расстояния. Также следует отметить, что в большинстве случаев, когда дело касается общественного транспорта, особенно в регионах, альтернатив перевозки пассажиров практически нет.
В течение анализируемого периода грузооборот, хоть и не значительно, но увеличивается. Пассажирооборот, наоборот, сокращается, что обусловлено сокращением реальных доходов населения.
Список литературы:
nauka-rastudent.ru
2.3 Основные показатели морских перевозок
Объем транспортной работы флота характеризуют различные показатели. Основными показателями являются объем перевозок и грузооборот.Они позволяют контролировать ход и результаты выполнения плана морских перевозок в каботаже и служат расчетными данными при планировании перевозок в заграничном плавании.
Объем грузовых перевозок выражается в тоннах, грузооборот – в тоннах-милях. Объем пассажирских перевозок определяется числом перевезенных пассажиров, пассажирооборот – пассажиро-милями.
Транспортная работа, выполняемая морскими судами, рассчитывается за определенные промежутки времени (5 лет, год, квартал, месяц).
Расчет объемов грузовых и пассажирских перевозок ведут по видам плавания. Объем грузовых перевозок рассчитывают и по установленной номенклатуре грузов. Количество перевезенных грузов определяют по грузовым документам, в которых указывается фактическая масса груза.
Объем перевозок, выполненный морским транспортом, подсчитывают по формулам:
перевозка грузов
где Q1, Q2,…,Qn — количество тонн в рейсах 1, 2,… n;
перевозка пассажиров
где Р1, Р2,…, Рn — количество пассажиров, перевезенных в рейсах 1, 2,…n.
Объем транспортной работы — грузооборот (в тонно-милях) — определяют как произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки. Расстояние перевозки принимается как кратчайшие судоходные расстояния (или по рекомендованным курсам) между портами назначения каждой партии груза.
Для рейса судна с несколькими портами захода количество выполненных тонно-миль по каждой отдельной отправке исчисляется с учетом заходов в промежуточные порты. Количество тонно-миль, выполненных судном за несколько рейсов в течение квартала, года, определяют суммированием тонно-миль за каждый рейс.
Грузооборот и пассажирооборот, выполненный морским транспортом, рассчитывают по формулам:
Грузооборот
где ,,…, — количество выполненных тонно-миль в рейсах 1, 2,…n;
пассажирооборот
где , ,…, -количество выполненных пассажиро-миль 1,2,…n.
Поскольку грузопассажирские суда одновременно перевозят грузы и пассажиров, количество транспортной работы таких судов принято измерять в приведенных тонно-милях, представляющих собой сумму тонно-миль и пассажиро-миль. Тонно-мили и пассажиро-мили исчисляются по тарифным расстояниям с учетом всех заходов судов в порты, предусмотренные расписанием. Различают грузооборот транспортного флота и грузооборот порта. .[14]
2.4 Основные показатели морских перевозок
Объем транспортной работы флота характеризуют различные показатели. Основными показателями являются объем перевозок и грузооборот. Они позволяют контролировать ход и результаты выполнения плана морских перевозок в каботаже и служат расчетными данными при планировании перевозок в заграничном плавании.
Объем грузовых перевозок выражается в тоннах, грузооборот – в тоннах-милях.
Объем пассажирских перевозок определяется числом перевезенных пассажиров, пассажирооборот – пассажиро-милями.
Транспортная работа, выполняемая морскими судами, рассчитывается за определенные промежутки времени (5 лет, год, квартал, месяц).
Расчет объемов грузовых и пассажирских перевозок ведут по видам плавания. Объем грузовых перевозок рассчитывают и по установленной номенклатуре грузов. Количество перевезенных грузов определяют по грузовым документам, в которых указывается фактическая масса груза.
Объем перевозок, выполненный морским транспортом, подсчитывают по формулам:
перевозка грузов
где Q1, Q2,…,Qn — количество тонн в рейсах 1, 2,… n;
перевозка пассажиров
где Р1, Р2,…, Рn — количество пассажиров, перевезенных в рейсах 1, 2,…n.
Объем транспортной работы — грузооборот (в тонно-милях) — определяют как произведение количества перевезенного груза на расстояние перевозки. Расстояние перевозки принимается как кратчайшие судоходные расстояния (или по рекомендованным курсам) между портами назначения каждой партии груза.
Для рейса судна с несколькими портами захода количество выполненных тонно-миль по каждой отдельной отправке исчисляется с учетом заходов в промежуточные порты. Количество тонно-миль, выполненных судном за несколько рейсов в течение квартала, года, определяют суммированием тонно-миль за каждый рейс.
Грузооборот и пассажирооборот, выполненный морским транспортом, рассчитывают по формулам:
Грузооборот
где ,,…, — количество выполненных тонно-миль в рейсах 1, 2,…n;
пассажирооборот
где , ,…, -количество выполненных пассажиро-миль 1,2,…n.
Поскольку грузопассажирские суда одновременно перевозят грузы и пассажиров, количество транспортной работы таких судов принято измерять в приведенных тонно-милях, представляющих собой сумму тонно-миль и пассажиро-миль. Тонно-мили и пассажиро-мили исчисляются по тарифным расстояниям с учетом всех заходов судов в порты, предусмотренные расписанием. Различают грузооборот транспортного флота и грузооборот порта.
studfile.net
Пассажирооборот и грузооборот транспорта России
- Войти
- Регистрация
- Схемы
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
- Педагогика
- Политология
- Право
- Психология
- Русский язык
- Социология
- Физика
- Философия
- Химия
- Экономика
- Прочее
- Книги
- Биология
- География
- История
- Математика и алгебра
- Медицина
- Обществознание
xn--e1aogju.xn--p1ai
Обзор и основные тенденции российской транспортной отрасли – Обзор рынка – Обзор компании – Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2014 г.
Основные тенденции и изменения в мировой и российской экономиках
В 2014 году ситуация в мировой экономике в целом незначительно улучшилась. Рост глобального ВВП прекратил замедление впервые с 2011 года и составил, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), 3,3 %, такой же показатель был и в 2013 году. В то же время темпы роста мировой торговли товарами и услугами замедлились до 3,1 % по сравнению с 3,4 % в 2013 году.
Прирост мирового ВВП в 2014 году 3,3 % По оценке МВФ, представленной в январе 2015 года
Прирост ВВП России в 2014 году 0,6 % В 2013 году прирост ВВП составлял 1,3 %
Фактический уровень потребительской инфляции в 2014 году (декабрь к декабрю) 11,4 % Прогнозный уровень инфляции в 2014 году составлял 4,8 % по оценке Минэкономразвития России, представленной в декабре 2013 года.
Темпы роста ВВП мира в целом, в развитых и развивающихся стран в 2010–2014 годах (по данным МВФ), % к предыдущему году

Вместе с тем мировое экономическое развитие в 2014 году характеризовалось неравномерностью. В основных экономических центрах мира наблюдались разнонаправленные тенденции. Основное позитивное влияние на глобальный экономический рост оказывали развитые страны: стабильная экономическая ситуация наблюдалась в США, в еврозоне ВВП вырос впервые после спада в 2012–2013 годах, во многих же ведущих развивающихся странах, в т. ч. и в Китае, экономическая динамика замедлялась.
Ограничительное воздействие на мировую экономику в 2014 году оказывало обострение геополитической ситуации в регионах мира и внутренние экономические проблемы отдельных стран.
В России в 2014 году экономическая ситуация существенно ухудшилась. Темп роста ВВП снизился с 1,3 % в 2013 году до 0,6 % в 2014 году. Негативная динамика была отмечена по важнейшим макроэкономическим показателям, характеризующим интенсивность внутреннего спроса: инвестиции в основной капитал за год снизились на 2,7%, а темпы роста розничной торговли составили 2,5 % против 3,9 % в 2013 году. Внешний спрос также уменьшился: объем экспорта сократился на 5,1%.
На экономическую конъюнктуру в 2014 году влиял целый ряд негативных факторов. В частности, существенно возросла инфляция – до 11,4 % (декабрь к декабрю) с 6,5 % в 2013 году, что было связано с эффектами от антироссийских и ответных санкций и ослаблением курса рубля.
Кроме того, в 2014 году возросла нестабильность финансовых рынков, снизились показатели работы банковской системы, ужесточилась кредитно-денежная политика Банка России, усилился отток капитала, сократились международные резервы страны, существенно ухудшились условия экономических и финансовых отношений России с внешним миром, снизились цены на товары российского экспорта.
Прирост макроэкономических показателей России в 2013–2014 годах, % к предыдущему году

Обзор транспортной отрасли России
Грузооборот транспорта в Российской Федерации в 2014 году
5 077
млрд т∙км
Снижение на 0,1 % по отношению к 2013 году
Доля РЖД в общем объеме грузооборота транспортной системы России в 2014 году (с учетом трубопроводного транспорта) 45,3 % Рост на 2,1 п. п. по отношению к 2013 году
Пассажирооборот транспорта общего пользования в Российской Федерации в 2014 году 487,6 млрд пасс.-км Рост на 0,9 % по отношению к 2013 году
Пассажирооборот железнодорожного транспорта в Российской Федерации по инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2014 году 128,8 млрд пасс.-км
Доля РЖД в общем пассажирообороте в Российской Федерации в 2014 году 26,4 %
Груженый грузооборот железнодорожного транспорта в Российской Федерации по инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2014 году 2298,6 млрд т∙км Рост на 4,7 % по отношению к 2013 году
В 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, грузооборот транспорта в России снизился относительно 2013 года на 0,1 % и составил 5 077 млрд т∙км. При этом положительная динамика была отмечена лишь по железнодорожному и воздушному транспорту (рост на 4,7 % и 2,8% соответственно).
В результате данных изменений доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспортной системы России увеличилась до 45,3 % (на 2,1 п. п. выше уровня 2013 года). Без учета трубопроводного транспорта этот показатель равен 86,6%.
В целом по итогам года груженый грузооборот железнодорожного транспорта составил 2298,6 млрд т∙км (без учета пробега собственных вагонов ОАО «РЖД» в порожнем состоянии).
2013 | 2014 | Доля в общем грузообороте, % | |||
---|---|---|---|---|---|
млрд т∙км | млрд т∙км | в % к 2013 | 2013 | 2014 | |
Грузооборот транспорта | 5 084,3 | 5 077,0 | –0,1 | 100,0 | 100,0 |
железнодорожногоГруженый грузооборот железнодорожного транспорта. | 2 196,2 | 2 298,6 | 4,7 | 43,2 | 45,3 |
автомобильного | 250,2 | 246,7 | –1,4 | 4,9 | 4,9 |
морского | 39,5 | 31,5 | –20,2 | 0,8 | 0,6 |
внутреннего водного | 80,1 | 72,2 | –9,9 | 1,6 | 1,4 |
воздушного (транспортная авиация) | 5,1 | 5,2 | 2,8 | 0,1 | 0,1 |
трубопроводного | 2 513,3 | 2 422,8 | –3,6 | 49,4 | 47,7 |
Справочно: доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного | 85,4 | 86,6 |
Структура грузооборота по видам транспорта, %

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, вырос на 0,9 % по сравнению с 2013 годом и составил 487,6 млрд пасс.-км. Прирост был полностью обеспечен за счет увеличения пассажиропотока на воздушном транспорте, которое по итогам года составило 7,2 %.
Прогнозируемый рост пассажирооборота во внутригосударственном сообщении воздушного транспорта обусловлен реализацией государством целого пакета мер по поддержке авиаперевозок: от финансирования развития авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок до прямого субсидирования региональных и дальнемагистральных маршрутов авиаперевозок.
Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2014 году сократился на 7,0 % до 128,8 млрд пасс.-км, автомобильного – на 1,6 % до 117,4 млрд пасс.-км.
В общей структуре пассажирооборота удельный вес воздушного транспорта продолжает расти. За 2014 год он увеличился на 2,9 п. п. до 49,5 % при одновременном снижении долей железнодорожного (на 2,3 п. п.) и автомобильного (на 0,6 п. п.) транспорта.
2013 | 2014 | Доля в общем пассажирообороте, % | |||
---|---|---|---|---|---|
млрд пасс.-км | в % к 2013 Незначительные расхождения в результатах расчета процентов объясняются округлением исходных данных. | 2013 | 2014 | ||
Пассажирооборот транспорта общего пользования | 483,0 | 487,6 | 0,9 | 100,0 | 100,0 |
железнодорожного По данным ОАО «РЖД». | 138,5 | 128,8 | –7,0 | 28,7 | 26,4 |
автомобильного (автобусы) | 119,3 | 117,4 | –1,6 | 24,7 | 24,1 |
воздушного (транспортная авиация) По данным Росавиации. | 225,2 | 241,4 | 7,2 | 46,6 | 49,5 |
Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования, % Без учета городского и водных видов транспорта.

ar2014.rzd.ru