Ответ §6. Химический состав клетки
1) Завершите схему, отражающую химический состав клетки
-
Ответ:
2) Заполните таблицу.
-
Ответ:
Органические вещества клетки
Группа веществ
Значение
Белки
Участвуют в газообразование между лёгкими и организмом, сокращение мышц, выполняют защитную функцию
Жиры
Запасной источник энергии
Углеводы
Основной источник энергии. Выполняют строительную функцию.
3) Заполните таблицу.
-
Ответ:
Минеральные вещества клетки
Вещества
Значение
калий
Участвует в регулировке мышечной активности
натрий
Перемещает вещества в организме, участвует в процессе передачи нервных импульсов
кальций
Входит в состав костей
вода
Участвует во всех процессах, происходящих в организме
магний
Передает нервные импульсы, принимает участие в мышечной деятельности
4) Укажите, что доказывают результаты опыта. Немного муки размешали в воде, добавили две капли йода. Мучная смесь окрасилась в синий цвет.
5) Вставьте пропущенные буквы в слова.
6) Составьте три предложения с какими- либо из слов, перечисленных в задании 5.
-
Ответ: Вещества бывают органические (белки, жиры, углеводы) и неорганические (вода, минеральные соли). Клетчатка – это углевод.
tetrab.ru
Химический состав клетки — Корнилова, Николаев, Симонова 5 класс (ответы)
Задание 1. Завершите схему, отражающую химический состав клетки
Вещества:
1. Органические:
— белки
— жиры
— углеводы
2. Неорганические:
— вода
— минеральные соли
Задание 2. Заполните таблицу
Органические вещества клетки Группа веществ Значение Белки участвует в газообмене между легкими и органами, сокращении мышц, выполняет защитную функцию и т.д. Жиры запасной источник энергии Углеводы основной источник энергии. Выполняет строительную функцию
Задание 3. Заполните таблицу
Минеральные вещества клетки Вещества Значение калий участвует в регулировке мышечной активности нитрий перемещение веществ в организме, участвует в процессе передачи нервных импульсов кальций входит в состав костей вода участвует во всех процессах, протекающих в организме магний передача нервных импульсов, принимает участие в мышечной деятельности
Задание 4. Укажите, что доказывают результаты опыта
Немного муки размешали в воде, добавили две капли йода. Мучная смесь окрасилась в синий цвет
Окраска в синий цвет доказывает наличие крахмала
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в слова
1. Неорганические вещества
2. Минеральные соли
3. Клетчатка
4. Углеводы
5. Белки
6. Жиры
Задание 6. Составьте три предложения с какими-либо из слов, перечисленных в задании 5
Вещества бывают органические и неорганические
Клетчатка — это углевод
Продукты, содержащие углеводы, лучше всего принимать в пищу в первой половине дня
pobio.ru
Ответ 6 Химический состав клетки
35. Ответьте на вопросы.
Каких химических элементов больше всего в живом организме ?
- Ответ: Углерод, кислород, азот, водород.
Что указывает на единство живой и не живой природы ?
- Ответ: Схожее строение клеток.
36. Заполните схему.
-
Ответ:
-
Вещества клетки Органические Неорганические Белки Вода Жиры Минеральные соли Углеводы Нуклеиновые кислоты
-
Ответ:
Вещество Значение Белки Сокращение мышц, защита организма, свертывание крови и т.д. Жиры Источник энергии, в больших количествах предохранают от холода Углеводы Выполняют защитную, опорную и энергетическую функции Нуклеиновые кислоты Хранение и передача наследственных признаков
38. Расположите химические элементы в порядке уменьшения их содержания в клетке.
- Ответ: 5 — кальций, 1 — кислород, 6 — фосфор, 7 — калий, 4 — азот, 3 — водород, 2 — углерод.
39. Вставьте пропущенные буквы.
- Ответ: Кислород, водород, белки, углеводы, минеральные соли.
Составьте 2 — 3 предложения с этими словами.
- Ответ: Живому организму необходимы жиры, белки и углеводы. Особенно важны углеводы, которые являются основным источником энергии в организме.
tetrab.ru
Урок биологии в 5 классе «Химический состав клетки». УМК Пасечник В.В. и др.
Урок биологии в 5 классе в рамках ФГОС
«Химический состав клетки»
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пасечника В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
— образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
— знать химический состав клетки;
— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
— уметь отличать органические вещества от неорганических веществ.
Метапредметные:
— регулятивные:
— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— коммуникативные:
— обсуждать в рабочей группе информацию;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— познавательные:
— работать с учебником;
— находить отличия;
— составлять схемы-опоры;
— работать с информационными текстами;
— объяснять значения новых слов;
— сравнивать и выделять признаки;
— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы:
учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.
Основные термины и понятия:
Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока
I. Мотивация
Здравствуйте, ребята!
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии: «Химический состав клетки».
Итак, сейчас я продемонстрирую несколько опытов. Внимание!
Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.
Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А наука, изучающая вещества и их превращения называется химия.
Вы, ребята, не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». Но это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас), Правильно. То есть внутри каждой клетки.
II. Актуализация пройденного материала.
Проверка знаний об устройстве лупы и микроскопа и правилах пользования ими.
1. Устройство лупы и микроскопа и правила пользования ими (индивидуальная работа 2—3 учащихся с дидактическими карточками).
III. Актуализация нового материала.
Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на параграфа 7 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки».
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
Из чего состоят химические вещества? (Из атомов).
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.
1. Прокаливание семян
Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
2. Взвещивание
Я заранее взяла два листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила.
Как вы думаете, зачем? (Правильно, что бы испарилась вода из клеток растения)
Теперь давайте мы взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. И запишем в тетради результаты.
Роль воды в клетке:
Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
Входит в состав цитоплазмы.
Составляет основу клеточного сока.
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:
— водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту.
— лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.
— хвощ – растет, там, где кислые почвы.
Роль минеральных солей в клетке:
Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
Входят в состав межклеточного вещества.
Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)
Органические вещества — вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.
Как вы думаете, каких веществ в клетках больше, органических или неорганических?
Кто из вас прав, мы сможем узнать, проведя опыт.
Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений.
Вы помните, сколько весил наш сухой лист. Теперь давайте мы его сожжем, а потом взвесим то, что останется после горения, т.е. золу. Зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.
Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.
Определение крахмала
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?
Проделаем еще один опыт
Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.
Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)
Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.
Что наблюдаете? (Раствор посинел)
Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)
В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?
Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)
А что такое тростник и свекла? (Растения)
Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)
Роль углеводов в клетке:
Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.
Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)
Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)
Отставьте стаканчик в сторону, не вынимая теста.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.
Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)
Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)
Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.
Какие масличные растения вам известны?
Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?
Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?
Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его, развернув марлю. Потрогайте его пальцем.
Что чувствуете? (скользкое, клейкое)
Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
VI. Закрепление.
Самостоятельная работа в малых группах с ЭОР.
Биологический диктант:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( Йод)
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (Сахар)
3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (Углерод)
4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал)
5.Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные)
6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(Жиры)
7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (Неорганические)
8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (Белки)
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (Тесто)
10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина)
11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий)
12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (Клубень)
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям — явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §7, вопросы на странице 1-3, в рабочей тетради задание 2,3,7.
На выбор:
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Используя ресурсы Интернет, и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.
Используемая литература:
1.УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г. Г. Швецов, З.Г. Гапонюк, издательство «Просвещение», 2015 г.
2. Уроки биологии. 5—6 классы: пособие для учи-У71 телей общеобразоват. учреждений / [В. В. Пасечник,
С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк]; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.: ил. — (Академиче-ский школьный учебник) (Линия жизни). — ISBN 978-5-09-024636-1.
3.Биология. Электронное приложение к учебнику под ред. Пасечника В.В. 5-6 классы. /1 DVD/ (В комплекте с учебником
infourok.ru
План-конспект урока по биологии (5 класс): Открытый урок «Химический состав клетки»
Биология 5 класс
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
— образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
— знать химический состав клетки;
— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
— уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
— регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— познавательные: — работать с учебником;
— находить отличия;
— составлять схемы-опоры;
— работать с информационными текстами;
— объяснять значения новых слов;
— сравнивать и выделять признаки;
— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, плакат «Строение клетки», уксус, семена огурца и подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока
I. Мотивация
Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на уроке. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Садитесь. Проверка готовности к уроку.
Сегодня наш урок посвящен исследованию веществ, из которых состоит живая клетка, т.е. (учащиеся сами формулируют тему урока при помощи учителя) химическому составу.
Тема урока «Химический состав клетки». Ученики записывают в тетрадь.
II. Актуализация пройденного материала.
— Мы уже знаем, что изучать природу можно изучать различными методами. Напомните их, пожалуйста (Наблюдение, описание, моделирование, эксперимент)
— Можете ли вы по тому оборудованию, которое вы видите на своих партах, предположить, какой метод мы сегодня применим для изучения веществ клетки? (эксперимент).
Давайте вспомним последовательность действий при эксперименте (постановка цели, проведение опыта, получение результатов и их объяснение).
Все прочитанное является гипотезой, т.е. предположением, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. А это можно сделать опытным путем.
Прежде чем перейти к изучению химического состава клетки, вспомним наши знания по строению клетки. Решаем тест (слайд2)
(Далее учитель на доске, а ученики в тетради чертят таблицу)
III Актулизация нового материала.
Откройте учебник на стр.25. Прочитайте текст «Вещества клетки».
(один ученик читает вслух, остальные следят по тексту).
На основании прочитанного узнаем, какие вещества составляют клетку и в тетради записываем схему:
Вещества клетки
Неорганические Органические
Вода белки
Минеральные соли жиры
углеводы
Все прочитанное является гипотезой, т.е. предположением, которую необходимо подтвердить или опровергнуть. А это можно сделать опытным путем.
С доски в тетрадь переносим таблицу, состоящую из трех граф
Вещества клетки | Опыт | Значение веществ |
Вода | Опыт№1 Обнаружение воды в чешуйках лука. | Вода участвует во всех жизненно важных процессах клетки |
Минеральное вещество-соль | Опыт№2. Обнаружение неорганических веществ | Придает прочность, защищает |
Белок | Опт №3. Обнаружение белка | |
Углевод -крахмал | Опт №3. Обнаружение белка | Движение, транспорт веществ. |
Жир | Опыт №4. Обнаружение жира | Запасной источник энергии |
Опыт№1 и №2 согласно техники безопасности выполняет учитель, а учащиеся внимательно наблюдают , делают выводы и комментируют.
Приступаем к опыту №1 и №2 . (демонстрирует Учитель)
Опыт №1. Обнаружение воды в чешуйках лука.
Выполнение опыта.
В стеклянную пробирку положили сухую чешуйку лука и нагрели в пламене спиртовки.
Наблюдаем на стенках пробирки капельки воды.
Выводы. В состав клетки входит вода.
На основании опыта ученики самостоятельно заполняют последнюю колонку таблицы.
Опыт №2. Обнаружение неорганических и органических веществ.
Выполнение опыта.
Продолжим нагревание, через некоторое время появляется дым. На дне пробирки остается зола.
Выводы. Появление дыма свидетельствует о том, что обугливаются и сгорают органические вещества .
Зола — состоит из неорганических веществ- минеральных солей.
Опыты №1 и №2 показывают, что вещества состоят из воды, неорганических и органических веществ.
Следующие опыты по обнаружению органических веществ в клетке ученики выполняют самостоятельно в парах, но с обязательными комментариями, Продолжают заполнять таблицу (Опыты №3 и №4).
Опыт №3. Обнаружение белка
Выполнение опыта.
В химический стакан с водой опускаем в марле кусочек теста. Промываем его. Образуется мутный раствор. Если добавить к мутному раствору и клубню картофеля капельку йода. Жидкость в стакане и клубень картофеля посинеет.
Вывод: В них присутствует углевод – крахмал.
Опыт №4. Обнаружение жира.
Выполнение опыта.
Поместить на лист бумаги семена растения и раздавить их. На бумаге образуется масляное пятно.
Вывод: в состав семян входит жир
Какой вывод вы сделали, проведя опыты?
Мы определили, что живая клетка состоит из органических и неорганических веществ, которые необходимы для построения клетки и всех процессов жизнедеятельности в клетке.
V Закрепление материала:
. Вставьте пропущенные слова.
- В состав семян входят … и … вещества.
- К органическим веществам клетки относятся …, …, … и … .
- Неорганические вещества клетки – это … и … .
- В присутствии йода крахмал … .
- Много крахмала в семенах таких растений, как … .
- Много белка в семенах таких растений, как … .
- Масличными культурами являются … .
Взаимопроверка.
V. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям — явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
Подводят итоги урока, Собирают тетради на проверку. Домашнее задание.
VI. Домашнее задание.
Всем:
Выучить химический состав клетки, §6, вопросы на странице 27.
На выбор:
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
nsportal.ru
Химический состав клетки. Органические вещества (Страницы 24,25)
Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии С ракушкой Пасечник 5 класс 1. Заполните таблицу «Роль органических веществ, входящих в состав клетки».Вещества клетки | Значение |
Углеводы | Главный источник энергии, входят в состав клеточных стенок грибов и растений, придавая им прочность |
Белки | Входят в состав клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности, могут запасаться |
Жиры | Запас эннергии |
Нуклеиновые кислоты | Передача наследственной информации |
2. Напишите, что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы.
Все организмы состоят из клеток.
3. Запишите своё предположение, почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией.
Здесь синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения.
4. После выполнения лабораторной работы «Обнаружение органических веществ в растении» (см. учебник, с. 28-29) ответьте на вопросы и выполните задания:
1) Какое вещество можно использовать для определения содержания в организмах органического вещества крахмала, являющегося углеводом?
Йод
2) Самостоятельно проведите опыты, изображенные на рисунке. Установите, в каком из опытов происходит окрашивание образца синим цветом после добавления раствора йода. Отметьте эти образцы.
Синее окрашивание наблюдается в опытах: 1, 2, 3, 5, 6.
Выводы: Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения, в некоторых фруктах(банан), овощах(кртофель), крупах(рис, вареное яйцо), а так же в белом хлебе
3) Как вы думаете, почему не все углеводы окрашиваются раствором йода в синий цвет?
Потому что не все углеводы содержат крахмал. Кусковый сахар — это сахароза, состоящая из глюкозы и фруктозы
Химический состав клетки. Неорганические вещества — стр. 22-23Строение клетки
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
dourokov.ru
Практическая работа 5 класс химический состав клетки
Практическая работа №1 Химический состав клетки
Цель работы:
2.
Семена в тигле
3.
Мука в марле
4.
Стакан с водой после промывания муки Срез клубня
5.
Семя подсолнечника Лист капусты
Вывод: В клетке около 80 химических элементов, но 99% составляют лишь 4 элемента __________________________________________ их называют _____________________________________. В состав клетки входят__________________________вещества (белки, жиры, углеводы) и _______________________вещества (вода и минеральные соли). Строительным материалом клеток являются __________________ и нужны человеку для роста. Обеспечивают организм энергией ____________________, их много в ягодах. У человека про запас откладываются питательные вещества в виде _______________ который находится под кожей и защищает нас от холода. Большую часть массы клетки составляет __________________ она выполняет транспортную функцию в организме и придаёт клеткам упругость.
Демонстрация опыта № 1
Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.
Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?
Ответ: Она была в семенах (из семян)
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?
Демонстрация опыта № 2
Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Демонстрация опыта № 3
Для проведения этого опыта я приготовила муку.
Вопрос: Из чего делают муку?
Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).
Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
Делаем вывод: в состав растений входит белок.
Демонстрация опыта № 4
Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.
(приглашаю ученика для проведения опыта)
Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вопрос: что мы наблюдаем?
Йод является индикатором крахмала.
Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.
Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.
Проведение учащимися опыта № 5
У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
Вопрос: Что вы обнаружили?
Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).
Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.
Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
— Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа .
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.
Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.
Содержание минеральных веществ:
— в семенах – 3 %
— в корнях и стеблях – 5 %
— в листьях – 10-15 %
Остальное приходится на органические вещества.
Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.
Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?
Вопрос: В каких семенах больше воды?
Ответ: у зерновок пшеницы
Вопрос: А минеральных веществ?
Ответ: у семянок подсолнечника.
Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.
infourok.ru