Экономика таблица – НТБ МАЛИ :: Ошибка 404

Основные типы экономических систем (таблица) :: BusinessMan.ru

Основы финансовых знаний требуются человеку всю жизнь. Для ориентации в сложных вопросах современности уже в восьмом классе изучаются типы экономических систем. Таблица помогает разложить знания по полочкам и запомнить материал.

Определение экономической системы

Словосочетание «экономическая система» имеет несколько значений.

  1. Принятая и функционирующая схема принципов производства товаров, их последующего распределения и обмена, потребления пользователями.
  2. Систематизация экономической жизни.
  3. Вид устройства хозяйственной жизни в обществе, определяющий распределение недостающих ресурсов.

Потребитель и производитель стремятся к противоположным целям. Потребитель – к удовлетворению запросов с минимальными затратами. Производитель – к получению прибыли при уменьшении издержек.

Основные типы систем

Принято выделять три основных типа экономических систем:

1) традиционная;

2) рыночная;

3) командная.

Все чаще стали выделять четвёртый вид – смешанную. Ее также включает таблица «Типы экономических систем». 8 класс — время, когда дети знакомятся с этой информацией. Таблица представляет характеристики каждого вида, отличающиеся друг от друга ответами на главные вопросы экономического производства: что производить, для кого и как.

Традиционный тип

Само название говорит о критерии выделения: изготовление товаров основано на традициях. Принятый в обществе уклад, передающиеся навыки производства лежат в основе экономической системы. Социальные роли человека передаются по наследству, попытки изменить пресекаются и возникают крайне редко. Технологии производства ограничены, не меняются и производимые блага и услуги. Нововведения не приветствуются, так как посягают на подрыв устоявшегося уклада жизни.

Достоинства системы: стабильность, качественность товаров, предсказуемость развития. Её недостатки: отрицание прогресса, движение к застою, беззащитность перед внешними факторами.

В двадцать первом веке на этой ступени экономического развития находятся слаборазвитые страны.

Рыночный тип

При переходе на индустриальный уровень общественного прогресса формируется рыночная система. Она открывает простор для ответов на экономические запросы. Что, для кого и как изготовлять, решает производитель, ориентируясь на цены и спрос на товар. Собственный риск, а не традиционное решение лежит в основе хозяйствования.

Достоинства системы: стремление к прогрессу, свобода деятельности, личная ответственность и заинтересованность в получение прибыли, структура ценообразования. Её недостатки: неравномерность развития (спады и подъёмы), вероятность безработицы, риск, отрицание общественных интересов, ликвидация социальных гарантий.

В большей части стран мира в двадцатом веке установилась рыночная система.

Командный тип

Когда государство берёт на себя право принятия решений по главным экономическим вопросам, происходит переход к командному типу. Каждая производственная структура получает специальную директиву, касающуюся ее хозяйственной деятельности. Инициатива не приветствуется, пресекается. Государственная собственность на средства производства не позволяет быстро реагировать на изменяющиеся потребности членов общества.

Достоинства системы: стабильность, социальные гарантии, предсказуемость на уровне центрального управления, эффективность в перераспределении ресурсов, высокие моральные мотивы к труду. Её недостатки: ответственность центральной власти за составление планов, незаинтересованность трудящихся в итогах трудовой деятельности, дефицит некоторых товаров, жёсткий контроль и учёт.

Распространение система получила в двадцатом веке, классические примеры проявления – это Германия в тридцатые годы и СССР в эпоху функционирования социализма.

Смешанный тип

Попытка взять достоинства рыночной и командной систем и родить нечто новое без недостатков привела к формированию смешанного вида. Сравнив рыночный и командный типы экономических систем, таблица представляет достоинства каждой из них. Регулирование экономики государством гармонично сочетается со свободой производителей в решении главных экономических вопросов. На предпринимателей наложена ответственность за удовлетворение потребностей клиента. Государство призвано проводить социальную, налоговую и антимонопольную политику для роста экономики и улучшения жизни жителей страны.

Функции государства:

  • управление ценами;
  • создание условий для производства общественных благ;
  • антимонопольная деятельность;
  • законотворческая деятельность;
  • защита наиболее бесправных и уязвимых слоев населения;
  • макроэкономический контроль.

Сравнительные таблицы

Чётко показывает сравнение типов экономических систем таблица. Попробуем представить возможные структуры сопоставления достоинств и недостатков каждого типа экономики. Рассмотрим каждый вариант, его плюсы и минусы.

Можно представить в другом виде типы экономических систем. Таблица по обществознанию позволяет выделить основные критерии сравнивания.

Критерии сравненияТрадиционная системаРыночная системаКомандная система
Что производить?Проблемы производства решаются согласно устоявшимся традициям.Товары, обладающие востребованностью.Блага для всего общества.
Для кого производить?
Для потребителя конкретного товара.
Для многообразия потребителей
Как производить?Решает предприниматель, ориентируясь на получение прибыли.Решают только центральные органы власти в государстве.
Кому принадлежит собственность?Обществу.Преобладает частная собственность, присутствует государственная и групповая.Преобладает государственная собственность.
Какова роль государства в экономике?Государства ещё нет или его роль заключается в сохранении традиций.Отводится роль «ночного сторожа»: охрана границ государства и правопорядка внутри страны.Все определяющие вопросы решаются на государственном уровне.

Такие критерии определяют основные типы экономических систем. Таблица может быть дополнена ещё смешанным видом. Этот тип экономической системы так отвечает на представленные вопросы.

Что производить?Для кого производить?Как производить?Кому принадлежит собственность?Какова роль государства в экономике?
Потребительские товары и общественные блага.Как для конкретных потребителей, так и для всего общества.Государство принимает решение о производстве благ, предприниматель — о выпуске товаров.Равноправие разнообразных видов, преобладание государственной и частной собственности.Регулирование цен; организация и обеспечение производства общественных благ; борьба с монополиями, защита конкуренции; законотворческая деятельность для защиты участников рыночных отношений; защита малоимущих, охрана от влияния внешних факторов всего населения; стимулирование роста и стабилизация экономики.

Можно провести и другие линии сравнения. Типы экономической системы таблица позволяет исследовать всесторонне. Для удобства восприятия она может быть повернута из вертикального в горизонтальное положение, то есть вопросы предстанут в первой горизонтальной строке, а названия типов систем в первом вертикальном столбце.

Дополнительные критерии сравнения

Чтобы углублённо сравнить типы экономических систем, таблица может содержать и другие критерии оценивания. Обычно этот материал подается на более высоком уровне обучения, характерном для старшеклассников или для учащихся, увлекающихся экономикой. Ниже приведены основные типы экономических систем. Таблица критериев позволяет сравнить их с учетом современных реалий.

Объём обобществления производстваВид бюджетного ограниченияПреобладание формы собственности
Определяющий принцип хозяйствованияСтимулы повышения производительности трудаСуществование конкуренции
Существование теневой экономикиСпособы ценообразованияСпособы контроля объектов производства
Регулирование экономикиОбеспечение социальных гарантийФормирование заработной платы

Ответив на эти вопросы, можно всесторонне охарактеризовать типы экономических систем, плюсы и минусы таблица отразит для каждого вида.

businessman.ru

Экономическая таблица Кенэ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Оригинальная визуализация процесса воспроизводства, 1759 год.

Экономическая таблица (фр. Tableau économique) — работа французского экономиста Франсуа Кенэ, являющаяся одной из первых попыток описания общественного воспроизводства в целом. Считается, что именно Кенэ дополнил категориальный аппарат экономики термином «воспроизводство»[источник не указан 2548 дней]. Таблица, составленная учёным в 1758 году, основывается на установлении балансовых пропорций между натуральными, то есть вещественными, и стоимостными, то есть денежными, элементами производства[1].

Опираясь на парадигму «чистого продукта», которая постулирует принципиальную возможность создания новой стоимости только в сельском хозяйстве, Кенэ заложил основы экономического учения физиократов.

Кенэ выделил в общественном хозяйстве три группы агентов:

  1. фермеры и наёмные рабочие аграрного сектора, «производительный класс»,
  2. собственники земли — феодалы (к числу которых относился и король),
  3. промышленники, купцы, ремесленники и другие занятые не в сельском хозяйстве, «бесплодный класс».

Согласно таблице, в рамках годичного воспроизводственного цикла происходят пять актов обращения продукции и денег, предваряемых выплатой земельной ренты: фермеры уплачивают землевладельцам 2 миллиарда ливров. Затем происходит сам процесс обращения:

  1. собственники покупают у фермеров продукты питания на сумму 1 млрд. ливров. Фермеры получают миллиард обратно, и эта сумма, как 1/5 годового продукта выводится из обращения;
  2. собственники на второй миллиард ренты покупают у «бесплодного» класса изделия промышленности;
  3. «бесплодный» класс на полученный миллиард покупает у фермеров продукты питания. Фермеры получают ещё один миллиард, и ещё одна пятая часть годового продукта выводится из обращения;
  4. фермеры покупают у «бесплодного» промышленных изделий на 1 миллиард. Изделия заменяют те инструменты и материалы, стоимость которых вошла в стоимость произведённого годового продукта;
  5. «бесплодный» класс покупает на этот миллиард сырьё у фермеров.

Труд французского экономиста увидел свет в 1758 (по другим данным — в 1759) году[источник не указан 2548 дней]. Примечателен тот факт, что типографским наборщиком текста работы выступил сам король Франции, Людовик XV.[2]

Работа Кенэ была раскритикована Марксом. Он отверг аксиоматику таблицы, объявив теорию «чистого продукта» ложной, а концепцию разделения общества именно на три класса — неверной. По мнению Маркса, Кенэ не сумел отразить механизм воспроизводства в условиях становления капитализма и внутреннюю противоречивость этого механизма. С другой стороны, немецкий экономист позитивно отозвался о практических рекомендациях Кенэ, отметив их прогрессивный антифеодальный характер.

ru.wikipedia.org

Учебно-методический материал по экономике (11 класс) по теме: Сводная таблица «Основные экономические школы»

Экономические школы

Представители

Произведения

Основные идеи

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

1

Меркантилизм  XV—XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

2

Физиократы  

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

 Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

3

Классическая школа 

XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

4

Марксистская теория сер.XIX

К.Маркс,

Капитал

1.Основа развития общества — материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги)        ПРОИЗВОДСТВО =  Т  Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними — ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

3.  При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

5

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе  народонасе-

ления

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

6

Маржинализм -школа предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) полезности

 70-е гг. XIX века

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Джевонс

Вальрас

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

7

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала» 

2.  Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

8

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

М. Вебер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики:  географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

9

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

 2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. 

3. Государство  осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента;  недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

10

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

 

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

 2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

11

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и  до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

 4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

nsportal.ru

Презентация к уроку по экономике на тему: Экономика для школьников. Схемы, таблицы, графики.

Слайд 1

Экономика для школьников Схемы, таблицы, графики Л. Н. Овчинникова Кемерово 2012

Слайд 2

Л. Н. Овчинникова Кемерово 2012 Экономика для школьников Схемы, таблицы, графики

Слайд 3

Овчинникова Л. Н. Экономика для школьников. Схемы, таблицы, графики. 2012. – 73 с. В пособие включены схемы, таблицы и графики, представляющие собой экономические положения в упрощённом и обобщённом виде, по отдельным темам курса «Экономика». Главная цель пособия состоит в том, чтобы оказать помощь при преподавании и изучении экономики, так как оно может быть использовано в качестве раздаточного материала для обучения и самоконтроля. Пособие разработано в соответствии с «Обязательным минимумом содержания образовательных программ» по экономике, утвержденным Министерством образования в 2004 году . Пособие предназначено для учащихся и преподавателей общеобразовательных школ

Слайд 4

7 Понятие экономики

Слайд 5

8 Структура экономики ЭКОНОМИКА Культура Образование Здравоохранение Соц . обеспечение Наука Управление Жилищно-коммунальное хозяйство Бытовое обслуживание Отрасли материального производства Промышленность Сельское и лесное хозяйство Транспорт и связь Торговля и общепит Строительство Материально- техническое обеспечение Отрасли соц . культурной сферы

Слайд 6

9 Система факторов производства

Слайд 7

10 Потребности

Слайд 8

11 Иерархия человеческих потребностей по Эпикуру (341-270 г.г. до н. э.) Потребности Потребности естественные и необходимые (еда, вода, безопасность…) Потребности естественные, но не необходимые (общение…) Потребности не естественные и не необходимые (роскошь, богатство…)

Слайд 9

12 Иерархия человеческих потребностей по Вагнеру (1849-1934) Потребности Потребности, удовлетворения которых требует инстинкт самосохранения Прочие потребности

Слайд 10

13 Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу (1908-1970) Потребность в самореализации Потребность в уважении Социальные потребности Потребности в безопасности Физиологические потребности

Слайд 11

14 Алгоритм рыночных потребностей Потребности человека Производство продукта для других в виде товара Обмен товарами , получение товаров для себя Потребление полученных товаров и услуг

Слайд 12

Проблема выбора в экономике Труд Капитал Земля Ресурсы Потребности Материальные Духовные Социальные Ограничены Безграничны Проблема выбора Цель выбора Альтернативы Критерии Цена выбора (альтернативная стоимость)

Слайд 13

16 Основная проблема экономики Потребности человека + Труд , земля , капитал , товары, деньги 8 limit Основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречии между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов , находящихся в их распоряжении , используемых для данной цели .

Слайд 14

17 Три главных вопроса экономики ЧТО ? КАК ? ДЛЯ КОГО? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время ? При какой комбинации производственных ресурсов , с использованием какой технологии должны быть произ- ведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги ? Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать , извлекая из них пользу ? Как должен быть распределен валовый доход общества от производства данных това- ров и услуг ?

Слайд 15

18 Кривая производственных возможностей A B C D L M A, B, C, D – максимально возможный объем производства средств и предметов, ресурсы используются в полном объеме. L – возможный объем производства, но не все ресурсы используются в полном объеме, либо используются неэффективно. M – недостижимый объем производства из-за нехватки ресурсов.

Слайд 16

19 Собственность Собственность Экономическая категория Юридическая категория Собственность в экономическом смысле Присвоение Владение Пользование Распоряжение Реализация

Слайд 17

20 Субъекты и объекты собственности Собственность Субъекты собственности (Активная сторона отношений собственности) Объекты собственности (Пассивная сторона отношений собственности) Человек Семья Социальная группа Производственный коллектив Народ Земля Природные ресурсы Средства производства Имущество Деньги и ценные бумаги Информация Рабочая сила Собственность

Слайд 18

21 Товарное хозяйство Товарное производство – такой тип организации хозяйства, при котором продукты создаются для их продажи на рынке. Обслуживает различные социально-экономические системы Характерные черты товарного производства Открытая система организационно-экономических отношений Зависит от степени специализации предприятия; связано с процессом производительных сил Существуют косвенные, экономические связи между производством и потреблением. Экономические отношения устанавливаются через рынок Причины возникновения товарного хозяйства Общественное разделение труда Хозяйственное обособление производителей, специализирующихся на изготовлении какого-либо продукта

Слайд 19

22 Типы экономических систем Модели экономических систем Традиционная Рыночная Централизованная Смешанная Переходная

Слайд 20

23 Изменение спроса и величины спроса D 1 D D 2 Q P Q D Q D2 Q D1 Q P Q 2 Q 1 P 1 P 2 A B Изменение спроса (сдвиг кривой) Изменение величины спроса (движение вдоль кривой)

Слайд 21

24 Изменение предложения и величины предложения Q P Q S Q S2 Q S1 Q P Q 2 Q 1 P 1 P 2 P S S 1 S S 2 S Изменение предложения (сдвиг кривой) Изменение величины предложения (движение вдоль кривой)

Слайд 22

25 Рыночное равновесие P Q E D S P E Q E

Слайд 23

26 Изменение рыночного равновесия P Q E 1 D S 1 P 1 Q 1 S 2 P 2 E 2 Q 2

Слайд 24

27 Образование избытка и дефицита товара P Q E D S P 1 P 2 P E Q D1 Q S2 Q E Q D2 Q S1 Избыток Дефицит

Слайд 25

Взаимодействие спроса и предложения Событие Графики P и Q 1 2 3 1) D  S = P  Q  2) D  S = P  Q  P P 2 P 1 Q 1 Q 2 D 1 D 2 S P P 2 P 1 Q 1 Q 2 D 1 D 2 S Q Q

Слайд 26

1 2 3 3) D = S  P  Q  4) D = S  P  Q  P P 1 P 2 Q 1 Q 2 D S 2 Q S 1 P P 1 P 2 Q 1 Q 2 D S 2 Q S 1

Слайд 27

1 2 3 5) D  S  а) P  Q  б) P  Q  в) P = Q  P P 1 P 2 Q 1 Q 2 S 2 Q S 1 D 1 D 2 P P 2 P 1 Q 1 Q 2 S 2 Q S 1 D 1 D 2 P P Q 1 Q 2 S 2 Q S 1 D 1 D 2 а) б) в)

Слайд 28

1 2 3 6) D  S  а) P  Q  б) P   Q  в) P = Q  P P 2 P 1 Q 2 Q 1 S 1 Q S 2 D 2 D 1 P P 1 P 2 Q 2 Q 1 S 1 Q S 2 D 2 D 1 P P Q 2 Q 1 S 1 Q S 2 D 2 D 1 а) б) в)

Слайд 29

1 2 3 7) D  S  а) P  Q  б) P  Q  в) P  Q = P P 1 P 2 Q 1 Q 2 S 1 Q S 2 D 1 D 2 P P 1 P 2 Q 2 Q 1 S 1 Q S 2 D 1 D 2 P P 2 Q S 1 Q S 2 D 2 D 1 а) б) в) P 1

Слайд 30

1 2 3 8) D  S  а) P  Q  б) P  Q  в) P   Q = P P 2 P 1 Q 2 Q 1 S 2 Q S 1 D 2 D 1 P P 2 P 1 Q 1 Q 2 S 2 Q S 1 D 2 D 1 P P 1 Q S 2 Q S 1 D 1 D 2 а) б) в) P 2

Слайд 31

34 Рыночная экономика Рыночная экономика Преимущества способствует более эффективному использованию ресурсов вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства создает условия по оптимальному использованию НТП при создании новых товаров, внедрении новых технологий, методов организации и управления производством обеспечивает свободу выбора, действий потребителей и производителей нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг Недостатки не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов отрицательно сказывается на защите окружающей среды не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного использования (дамбы, общественный транспорт) не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования и т. д. не гарантирует прав на труд, отдых, доход не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен

Слайд 32

35 Субъекты рыночной экономики Государство Домашнее хозяйство Предприятие Банк

Слайд 33

36 Экономический кругооборот Рынок благ Государство Фирмы Домохозяйства Потребительские расходы Товары и услуги Доход Расходы Товары и услуги Общ. блага Налоги Общ. блага Налоги Рынок ресурсов Денежный доход Земля, труд, капитал Издержки Ресурсы Товары и услуги Расходы Ресурсы

Слайд 34

37 Функции рынка Функции рынка Функция саморегулирования товарного производства. При росте спроса объемы производства расширяются, при снижении – уменьшаются. регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг. Стимулирующая функция. Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений. Функция учета затрат на производство продукции. На рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными. При сопоставлении учитывается также и качество товаров. Регулирующая функция. Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро- и макроуровне за счет расширения или сужения спроса и предложения. Функция демократизации хозяйственной жизни. С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и разорение неэффективных. За счет этого происходит дифференциация производителей.

Слайд 35

38 Классификация рынков рынки По экономическому назначению : — товаров и услуг ; -ценных бумаг ; -средств производства ; -труда ; -сырья ; — научно-технических разработок ; — денег ; -другие . По степени ограничения конкуренции : — совершенной конкуренции ; -абсолютной монополии ; -монополистической конкуренции ; -олигополии . По географическому положению : — местные ; — национальные ; -мировые . По отраслям : -автомобилей ; -зерна ; -нефти ; -и т . д . По видам участников рыночных отношений : -оптовой торговли ; -розничной торговли ; -государственных закупок . С учетом соблюдения законности : — легальный ; -теневой (нелегальный) .

Слайд 36

39 Инфраструктура рынка Информационные центры, страховые , инженеринговые , аудиторские , консалтинговые и другие фирмы Товарные биржи , предпри- ятия торговли и услуг Банки , фондовые биржи Биржи труда , товарные биржи Рынок товаров и услуг Финансовый и денежный рынки Рынок факторов производства

Слайд 37

40 Рыночная конкуренция

Слайд 38

41 Формы рыночной конкуренции Формы конкуренции Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Несовершенная конкуренция – это рынок, на котором не выполняется ни одно из условий свободной конкуренции. В результате: фирмы не могут воздействовать на условия реализации товаров и ведут конкурентную борьбу ограничен вход на рынок продукции на рынке имеется много независимых товаропроизводителей объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемой продукции на рынке покупатель хорошо информирован о ценах. Если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей продавцы не вступают в сговор по поводу цен фирмы могут свободно входить на рынок и выходить из него

Слайд 39

42 Характерные черты основных моделей рынка Совершенная конкуренция Монополистичес- кая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Очень большое Большое Несколько Одна Тип продукта Стандартизиро- ванный Дифференцирован- ный Стандартиз . или дифференцир . Уникальный Контроль над ценой Имеется в уз- ких рамках Отсутствует Ограниченный Значительный Условия вступ- ления в отрасль Очень легкие Сравнительно легкие Блокировано Неценовая конкуренция Примеры Отсутствует Сельское хозяйство Трудные Реклама . Торговые марки Очень развито Реклама Производство обу- ви , одежды Машиностроение Предприятия общественного пользования Характерные черты

Слайд 40

43 Основные организационные формы монополии Картели Синдикаты Тресты Концерны Монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции Многочисленные соглашения о квотах выпускаемой продукции и рынках сбыта Монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом Многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром и разнообразием выпускаемой продукции

Слайд 41

44 Налоговая система Налоговая система Виды налогов Субъект налога Объект налога Единица обложения Норма обложения Налоговые льготы Структура налогов

Слайд 42

45 Виды налоговых ставок Налоговые ставки Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета изменения его величины Прогрессивные ставки – повышаются по мере возрастания величины объекта обложения Регрессивные ставки – снижаются по мере возрастания величины объекта обложения

Слайд 43

46 Виды налогов Налоги Прямые Косвенные По форме возложения налоговой ответственности В зависимости от территориального уровня Федеральные Местные Налоги субъектов РФ Налоги с физических лиц Налоги с юридических лиц Налоги, общие для физических и юридических лиц

Слайд 44

Налоговая система РФ Налоги Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги Налог на добавленную стоимость Акцизы на отдельные виды товаров Налог на прибыль (доход) организаций Налог на доходы от капитала Подоходный налог с физических лиц Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (социальный налог) Налог на пользование недрами Лесной налог Водный налог Экологический налог Налог на имущество организаций Налог на недвижимость Дорожный налог Транспортный налог Налог с продаж Налог на игорный бизнес Земельный налог Налог на имущество физических лиц Налог на рекламу Налог на наследование и дарение

Слайд 45

48 Экономические издержки Экономические издержки Внешние (явные, бухгалтерские) – денежные платежи собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов Внутренние (неявные) Неполученные выгоды альтернативного использования ресурсов, принадлежащих фирме Нормальная прибыль предпринимателя (плата за риск)

Слайд 46

49 Бухгалтерские издержки Бухгалтерские издержки Прямые Косвенные Затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты Затраты на топливо и энергоресурсы Зарплата рабочим Накладные расходы Амортизация Зарплата управленческому персоналу Проценты на заемные средства

Слайд 47

50 Структура выручки В ы р у ч к а Экономические издержки Экономи- ческая прибыль Явные издержки (бухгалтерские) Неявные издержки Постоянные издержки Переменные издержки Бухгалтерская прибыль

Слайд 48

51 Виды современных денег Деньги Наличные Безналичные Банковский вклад, чек, пластиковая карта Бумажные Монета

Слайд 49

52 Изменение учетной ставки Учетная ставка процента растет Кредиты становятся более дорогими Фирмы берут меньше кредитов Денежная масса в обращении уменьшается Учетная ставка процента падает Кредиты становятся более дешевыми Фирмы берут больше кредитов Денежная масса в обращении увеличивается

Слайд 50

53 Изменение нормы обязательного резервирования Норма резервирования увеличивается Количество ссужаемых денег уменьшается Фирмы берут меньше кредитов Денежная масса в обращении уменьшается Норма резервирования уменьшается Количество ссужаемых денег увеличивается Фирмы берут больше кредитов Денежная масса в обращении увеличивается

Слайд 51

54 Регулирование объема денежной массы Уменьшить Снизить Покупать Ослабить Увеличить Повысить Продавать Усилить Обязательные резервы Учетная ставка (ставка рефинансирования) Операции на открытом рынке Выборочный кредитный контроль Для увеличения денежной массы необходимо Для уменьшения денежной массы необходимо

Слайд 52

55 Типы денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика Купля-продажа Обязат-ельные резервы Учетная ставка Банков-ские резервы Депозиты до востребо-вания Денежная масса Расшири-тельная Покупают-ся ценные бумаги падают падает растут растут растет Ограни-чительная Продаются ценные бумаги растут растет падают падают падает

Слайд 53

56 Виды инфляции И н ф л я ц и я Открытая (явная) Скрытая (подавленная) Естественная (менее 10 %) Ползучая (от 10 до 20 %) Галопирующая (свыше 20 %) Гиперинфляция (свыше 200 %) Инфляция спроса Инфляция предложения По характеру По уровню (в % годовых) По факторам

Слайд 54

57 Антиинфляционная политика Антиинфляционная политика Активная политика Направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию Адаптивная политика Приспособление к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий Монетарные рычаги Немонетарные рычаги

Слайд 55

58 Виды заработной платы Заработная плата Номинальная – фактическая заработная плата, выраженная в денежной форме Реальная – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату Минимальная – официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности

Слайд 56

59 Формы заработной платы Зарплата Сдельная Повременная Труд оплачивается в зависимости от количества изготовленной продукции Труд оплачивается в зависимости от затраченного времени

Слайд 57

60 Причины безработицы № п/п Вид безработицы Причина возникновения 1 Фрикционная Переход с одного места работы на другое или первичный поиск работы 2 Сезонная Для некоторых профессий существует проблема занятости в определенное время года 3 Структурная Закрытие устаревших предприятий или структурные преобразования сопровождаются сокращением числа мест 4 Циклическая Рынок переживает спады и подъемы. Период от спада до подъема – цикл. Спад производства всегда приводит к закрытию многих предприятий, к сокращению и увольнению работников

Слайд 58

61 Виды безработицы Безработица Фрикционная Структурная Циклическая + Фрикционная Структурная Естественный уровень безработицы

Слайд 59

62 Элементы системы регулирования рынка труда Элементы системы регулирования рынка труда Биржи труда Частные посреднические фирмы Специализированные государственные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы Специализированные фирмы, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы

Слайд 60

63 Основные направления деятельности бирж и посреднических фирм Основные направления деятельности Регистрация безработных Регистрация вакантных мест Трудоустройство безработных Изучение конъюнктуры рынка и предоставление информации о ней Профессиональная переподготовка безработных Выплата пособий Анализ рабочих мест Содействие найму Планирование карьеры Подготовка и переподготовка трудовых ресурсов Тестирование лиц, желающих получить работу Регулирование трудовых отношений

Слайд 61

64 Структура ВВП Национальные доход Косвенные налоги Амортизационные отчисления ВВП ЧНП

Слайд 62

65 Методы подсчёта ВНП Измерение ВНП по сумме расходов Метод потока товаров Измерение ВНП по сумме доходов Метод потока издержек Личные потребительские расходы + Объём потреблённого капитала + Валовые частные внутренние инвестиции + Косвенные налоги на бизнес + Государственные закупки товаров и услуг + Заработная плата + Чистый экспорт — Арендная плата + ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ = Проценты + Амортизационные отчисления — Доходы от индивидуальных вложений + ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ = Налоги на прибыль + Косвенные налоги на бизнес — Дивиденды + НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД = Нераспределённая прибыль + Взносы на социальное страхование — ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ = Налоги на прибыль — Нераспределенная прибыль — Трансфертные платежи + ЛИЧНЫЙ ДОХОД = Индивидуальные налоги — РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД =

Слайд 63

Национальный доход: потребление и накопление Национальный доход Накопление Потребление Сбережения и инвестиции Расходы на удовлетворения общественных потребностей Расходы на личное потребление Национальный доход – часть стоимости совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения потребительских средств производства, обобщающий показатель экономического развития страны. Заработная плата наемных работников Прибыль предпри- нимателей Доход владельцев ссудного капитала Доход собственников земель

Слайд 64

67 Экономический рост Темпы экономи- ческого роста Интенсивный Экстенсивный Увеличение производственного потенциала за счет повышения качества используемых факторов производства, совершенствования техники, технологии и организации производства Увеличение производственного потенциала за счет увеличения количества используемых факторов производства

Слайд 65

68 Факторы экономического роста

Слайд 66

69 Система предпринимательства Предпринимательство Экономическая категория Метод хозяйствования Тип экономического мышления Субъекты предпринимательства Объекты предпринимательства

Слайд 67

70 Виды предпринимательства Предпринимательство Производственное Коммерческое Финансовое Посредническое Страховое

Слайд 68

71 Виды предприятий Предприятия Коммерческие Некоммерческие Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Производственные кооперативы Государственные и муниципальные предприятия Общественные и религиозные организации Фонды Учреждения Ассоциации и союзы Некоммерческое партнерство Автономные некоммерческие организации

Слайд 69

72 Типы хозяйственных товариществ и обществ Полное ХТ ХТ на вере (коммандитное) ХО с ограниченной ответственностью ХО с дополнительной ответственностью Акционерные общества (АО) Открытые АО Закрытые АО Хозяйственные общества (ХО) Хозяйственные товарищества (ХТ)

Слайд 70

73 Используемая литература Автономов В. С. Введение в экономику. — М.: Вита-Пресс, 2008. Иванов С. И. Основы экономической теории. — М.: Вита-Пресс, 2010. Линьков А. Я. Экономика. Практикум. — М.: Вита-Пресс, 2010. Линьков А. Я. Экономика. Учебник. — М.: Вита-Пресс, 2010. Липсиц И. В. Экономика. 1 и 2 части . — М.: Вита-Пресс, 2008. Любимов Л. Л., Ранеева Н. А. Основы экономических знаний. — М.: Вита-Пресс, 2009. Равичев С.А., Михеева С. А. Современная экономика. Пособие для старших классов. — М.: Вита-Пресс, 2003.

nsportal.ru

Сравнительная таблица экономических систем

Виды эк. систем

Что

производить?

Как производить?

Для кого производить?

Роль государства

Cобственность

Традиционная

Все основано на традициях

Нет государства

Общественная

Командная

Общественные блага

Решает государство

Для всех потребителей

Определяющая

Государственная собственность

Рыночная

Потребительские товары

Решает производитель для получения наибольшей прибыли

Для конкретных потребителей

Охранная (армия, полиция)

Частная собственность

Смешанная

Общественные и потребительские товары

Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров

Для всех и для конкретных потребителей

· охранная;

· антимонопольная;

· законодательная и судебная;

·перераспределение доходов;

· обеспечение производства общественных благ;

· стабилизация и стимулирование роста;

· ограниченное регулирование рынков;

· информационная.

Государственная и частная собственность

Предмет и метод экономической теории.

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы 1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый – до середины XVI в., второй – середины XVII – начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Расцвет меркантилизма в России пришелся на времена Петра I, причем он имел свою специфику, отразившуюся во взглядах Ивана Посошкова, Юрия Крижанича, Афанасия Ордин-Нащокина. Они, в отличие от зарубежных представителей, особое внимание уделяли развитию промышленности, сельского хозяйства, т.е. не ограничивались рационализацией внешней торговли.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее «домоводство» (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин «экономика» используется в трех значениях. Так называют:

все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей». См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод экономической теории. Микро- и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика.

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

субъективистский;

неопозитивистско-эмпирический;

рационалистический;

диалектико-материалистический.

См. об этом: Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 45-46.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом является единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

(5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

studfile.net

Таблица Основные экономические школы. Материал полезен для олимпиад по обществознанию

Экономические школы

Представители

Произведения

Основные идеи

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

1

Меркантилизм  XV—XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

2

Физиократы

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

3

Классическая школа

XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

4

Марксистская теория сер.XIX

К.Маркс,

Капитал

1.Основа развития общества — материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними — ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

5

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе народонасе-

ления

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

6

Маржинализм —школа предельной (; «>

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Джевонс

Вальрас

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

7

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала»

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

8

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

М. Вебер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

9

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

10

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

11

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

infourok.ru

Оснывные экономические школы (таблица)

Экономические школы

Представители

Произведения

Основные идеи

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

1

Меркантилизм  XV—XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

2

Физиократы

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

3

Классическая школа

XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

4

Марксистская теория сер.XIX

К.Маркс,

Капитал

1.Основа развития общества — материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними — ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

5

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе народонасе-

ления

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

6

Маржинализм —школа предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) полезности

70-е гг. XIX века

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Джевонс

Вальрас

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

7

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала»

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

8

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

М. Вебер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

9

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

10

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

11

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

studfile.net

0 comments on “Экономика таблица – НТБ МАЛИ :: Ошибка 404

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *