Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
· Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.
· Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.
Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.
· Нельзя для проверки безударных гласных
-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.
· Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.
· Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):
частота- чАстый
чистота- чИстый
посидеть – сИдя
поседеть – сЕд
поласкать – лАска
полоскать – полОщет .
poznaemvmeste.ru
Орфограммы в корне слова — урок. Русский язык, 5 класс.
Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук находится в безударном положении и поэтому слышится неясно. В этом месте может возникнуть ошибка.
Пример:
землЯ, хорошО, светлО.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).землЯ — зЕмли, светлО — свЕт.
В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.
Пример:
хорошО, хорОшенький, хорошИст, прихорАшиваться…
Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать.
Пример:
портфель, собака, вестибюль, вокзал, пальто…
Гласные О/Ё после шипящих в корне слова. И/Ы после Ц
В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е.Пример:
шЕпот — шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть.
Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о.
Пример:
жОкей, шОмпол, шОрох.
В корне слова после ц и в существительных, оканчивающихся на –ция , пишется и.Пример:
циферблат, цирк, акация, акция.
Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть.Чередование гласных в корне слова
Чередование е/и
В корнях с чередующимися гласными е/и (пер–/пир–, мер–/мир–, стел–/стил–, бер–/бир–, дер–/дир– и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а–.
Пример:
выбирать — выберут, умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, запирать — запереть, блистать — блестеть.
Чередование а/о
1. В корнях лаг–/лож– и кас–/кос– буква а пишется, если за корнем идёт суффикс –а–.
Пример:
полагать — положить, касаться — коснуться.
2. В корне гар–/гор– в безударном положении пишется о (под ударением —
Пример:
загорЕть — загорАть, загорЕлый, но загАр.
Исключение: вЫгарки.
3. В корне зар–/зор– в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о).
Пример:
зарЯ, зарнИца, озарЁнный, но зОри, зАрево.
4. В корне раст– гласный а без ударения пишется перед ст и щ; перед с, без т пишется о.
Пример:
возраст, наращение, но росла.
Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
Корни с полногласием и неполногласием
Корни с неполногласием (из старославянского языка) | Корни с полногласием (исконно русские) |
–ра–, –ла–, –ре–, –ле–
Бразды, охлаждение, возглас, оглавление, ограда | –оро–, –оло–, –ере–, –ело–/–оло–
борозда, холод, голос, голова, огородить |
Правописание согласных в корне слова
Проверяемые и непроизносимые согласные
Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р.
Пример:
дуб — дубок, наряд — нарядный, тростник — тростинка, солнце — солнышко.
Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю.
Пример:
праздник, чувство, лестница.
Правописание удвоенных согласных
Обрати внимание!
Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство.
Чередование согласных в корне слова
Корень в родственных словах, как правило, всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове.
Пример:
г//ж//з — друг — дружить — друзья;
т//ч//щ — свет — свеча — освещение;
д//ж//жд — труд — тружусь — утруждать;
б//бл — любовь — люблю;
в//вл — ловить — ловля;
м//мл — ломить — преломление;
п//пл — лупить — луплю…
Источники:
Быстрова Е. А., Кибирева Л. В., Гостева Ю. Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 280 с.
Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. М.: 2007 — 303 с.
www.yaklass.ru
27 июля 1. Какая орфограмма в корне слова проверяется ударением? А) безударная гласная; Б) парная согласная; В) непроизносимая согласная.
Транскрипт
1 Задания на лето после 3 класса, направлены на повторение пройденного материала по русскому и математике. Рекомендуется начать вспоминать учебные знания с 27 июля по 29 августа, работая через день по минут. Не забывайте, про упражнения на снятия зрительного утомления после работы по карточкам. Удачи!!! 27 июля 1. Какая орфограмма в корне слова проверяется ударением? А) безударная гласная; Б) парная согласная; В) непроизносимая согласная. 2. Как звучат парные согласные на конце слова и в середине слова перед другими парными согласными? А) звонко; Б) глухо; В) твёрдо. 3. Какие согласные в словах могут быть непроизносимыми? А) д, т, л, в; Б) б, п, з, с; В) н, м, р, л. 4. В какой группе во всех словах на месте пропусков букв должна быть буква «е»? А) тр.щит, л.ства, ш.повник, проб.жал; Б) з.мляной, перел.теть, в.зал, взгл.нуть; В) з.лёный, уб.жал, выл.зла, пт.нец. 5. Какое слово является проверочным для безударной гласной «о» в слове «скворечник»? А) скворец; Б) скворцы; В) скворушка. 6. Замените транскрипцию слова [п а т с т а ф к а] буквенной записью с соблюдением правил правописания. А) подставка; Б) подстафка; В) потставка.
2 7. В какой группе слов во всех словах пропущена буква «ж»? А) бума.ка, кни.ка, ме.ки; Б) оре.ки, карто.ка, кро.ки; В) серё.ки, пиро.ки, пры.ки. 8. Замените транскрипции слов [с о н ц е], [з в’ о з н ы й], [а п а с н ы й] буквенными записями с соблюдением правил правописания. А) солнце, звёздный, опастный; Б) солнце, звёздный, опасный; В) солнце, звёзный, опастный. 9. Какие слова в тексте написаны с ошибками? «Счасливый Серёжка сбежал по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке стоит пятёрка за диктовку. Дома Серёжка сообщил папе про пятёрку. Папа радостно улыбнулся и спрасил, как Серёжке это удалось. Мальчик рассказал, что сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грусно посмотрел на сына и сказал, что он принёс домой чужую пятёрку.» А) Серёжка, пятёрка, сказал; Б) сбежал, сидит, лестнице; В) счасливый, спрасил, грусно. 10*. В каком из слов одновременно три орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парная согласная, непроизносимая согласная? А) закладка; Б) тростник; В) честность.
3 Прочитай слова. Столбик, забег, коня, лётчик, (с) ложки, носок, полёт, (в) окне, листик, (у) дверки, (в) цирке, беляк, ножик, навес, запах, (к) стенке, отвар, (в) корне. Найди в словах безударные гласные. Определи, в какой они части слова. Заполни таблицу. Безударные гласные в приставке в корне в суффиксе в окончании 29 июля Реши задачу: Двое рабочих изготовили 98 деталей. Один из них работал 7 часов и изготавливал в час 8 деталей, а другой изготовил остальные детали за 6 часов. Кто работал быстрее и на сколько? 1. Вставь пропущенные буквы. Выдели ту часть слова, в которой пропущена буква: 31 июля Реши уравнения: 402 х = 128 х 185 = t = В рхушка, пр читал, перехо, зам розки. 2. Слова ранний, зажужжал, группа раздели для переноса. Запиши ещё три слова с удвоенной согласной. 3 августа
4 Подчеркни имена существительные одной чертой, определи их падежи. У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая и та, Видя грозного кота, Убежит в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там сидит и в темноте Вспоминает о коте. Вставь буквы безударных гласных. Напиши проверочные слова. Выдели корни. Т жёлый — Скв рец — П чтовый — Позв нил — В здушный — 1. Запиши числа, которые следуют в натуральном ряду за числами: 499, 120, 609, 300, Запиши примеры в столбик и реши их: августа 1. Реши задачу: За колбасу заплатили 42 р., за сыр в 2 раза меньше, чем за колбасу, а за мясо в 5 раз больше, чем за сыр. Какова стоимость мяса? 7 августа
5 Назови одним словом (словарным). Напиши это слово. 1. Еда утром, до обеда. 2. Командная игра на льду на коньках с шайбой или мячом. 3. Смелый человек, совершающий подвиги. 4. Сельскохозяйственная машина для уборки зерна, свёклы, картофеля. _ 5. Приём пищи в середине дня. 6. Злак, зёрна которого идут обычно на корм лошадям, птицам, а также на крупу «Геркулес». 7. Участок земли, на котором размещены грядки с овощами. 8. Геометрическая задача: Стороны прямоугольника равны 12 см и 6 см. Найди его периметр и площадь. Вставь, если нужно, букву непроизносимого согласного, запиши проверочное слово. Звёз ный — Чудес ный — Поз ний — Извес ный — Опас ный — Радос ный — Мес ный — Интерес ный — Ужас ный — Прекрас ный — 10 августа Заполни пропуски так, чтобы получились верные равенства: 2 ч 12 мин = мин 3 дм 7 мм = мм мм = 10 см 2 сут. 5 ч. =.. ч. мм = 7 дм 4 ч. 35 мин. =.. мин. 12 августа
6 К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку. Развязать связать Раздвинуть — Реши уравнения: х = 485 у + ( ) = 507 Разложить — Развернуть — Вбежать — Внести — Въехать — 14 августа Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки. Подчеркни глаголы в прошедшем времени. (До)води дело (до)конца. Цветы (под)резали (под)корень. Тропинка (с)пускалась (с)горы. Ленту (в)плели (в)косу. Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до) леса. Реши задачу: Масса куриного яйца 60 г. Половину его массы составляет белок, третью часть желток, а остальное скорлупа. Какова масса скорлупы?
7 17 августа 1. Разбери слова по составу: Черника, чёрный, почернели, чернота. Путь, попутный, попутчик, путник. Реши задачу: Найди длину плинтуса в прямоугольной комнате, длина которой 7 м, ширина 5 м, а ширина дверного проёма 1 м. Гости, гостевой, погостила, гостить. 2. Придумай и запиши по 2 слова к схемам: Корень + окончание: Приставка + корень + нулевое окончание: Запиши слова в два столбика. Вставь разделительные «ь» и «ъ» знаки. Обез_яна, вороб_и, от_езжать, ненаст_е, пред_явить, об_единение, раз_яснение, п_ют, с_ел, под_ём, об_ятие, из_ян, ш_ёт, в_ёт. Ь Ъ 19 августа Запиши математические выражения и найди их значения: 1. Из суммы чисел 289 и 458 вычесть разность чисел 623 и Число 256 увеличить на произведение чисел 58 и Из числа 380 вычесть произведение чисел 27 и 8.
8 Назови одним словом (словарным). Напиши это слово. 1. Сооружение в виде ряда ступенек для подъёма или спуска. 2. Злак, зёрна которого идут на муку для хлеба, булок, пирогов, тортов и др. 3. Зелёный, продолговатый, хрустящий овощ граммов 5. Два ряда домов и пространство между ними для прохода и приезда. 6. Растение с клубнями, богатыми крахмалом 7. Ученик, назначенный следить за порядком в классе. 21 августа Реши задачу: В школе 800 учеников. Пятая часть из них в летние каникулы отправится в путешествие, половина остальных поет в лагерь труда и отдыха, восьмая часть остальных поедет за границу с родителями, а все остальные будут отдыхать в деревне. Сколько учеников собираются отдыхать в деревне? 24 августа Просклоняй имя существительное пчела Выполни вычисления в столбик: 864 : : : 9 И. п. (?) Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. 26 августа
9 Выдели корни в группах родственных слов. Вставь пропущенные гласные. Смех, насм хаться, см шной, см шить. Запиши уравнения и реши их: 1. Неизвестное число разделили на 9 и получили Какое число нужно умножить на 4, чтобы получить 132? Сн жок, сн говик, сн жный, сн гопад, подсн жник. Л карство, л чебница, л чить, л карственный. Вып чка, зап чённый, вып кать, п чёный, п карня. Укажи над словами, какими частями речи они являются. Образуй от данных слов сложные слова. Выдели в них корни, подчеркни безударные гласные в корне и соединительные гласные. Ходить, тепло — Вода, возить — Мерить, земля — Ловить, птица — Рубить, лес — Носить, рог — Земля, копать — 28 августа Вспомни: единицы это единицы первого разряда, десятки это единицы второго разряда, сотни это единицы третьего разряда. Запиши числа, в которых: 1. 8 единиц первого разряда, единиц второго разряда в 2 раза меньше, чем единиц первого разряда, а единиц третьего разряда на 3 меньше, чем единиц второго разряда единиц третьего разряда, единиц второго разряда на 3 меньше, а единиц первого разряда в 3 раза меньше, чем единиц третьего разряда. Реши примеры в столбик Материал составлен на основе интернет ресурсов.
docplayer.ru
Безударные гласные. Орфограмма — ошибкоопасное место в слове. Это место в слове, в котором есть 2 и больше вариантов написания. Например: объявление или объевление или объивление?
Орфограмма требует проверки. Проверка требует применения правила.
Безударная гласная в корне.
Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
НАДО УЧИТЬ ПРАВИЛА ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ.
Мы сейчас работаем с орфограммами в корне. Умение видеть корень — это необходимость.
Безударные гласные в корне —а — о, и — е — я — это орфограмма.
Если в корне гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно поставь под ударение.
При подборе проверочного слова надо быть внимательным: это слово должно быть родственным и на эту гласную должно падать ударение.
Помнить! Корни в родственных словах — ОДИНАКОВЫЕ.
Способы проверки:
1)Подобрать родственное слово с ударным в корне. или 2)Изменить форму слова так, чтобы на гласную падало ударение.
Например:
Ст(е,и)на — стены (изменили форму слов), стенка( подобрали родственное слово). ИТОГ: Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова. ТРЕНИРОВКА. 1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик 2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция — на одной «ножке»), а ударную гласную в проверочном слове — двумя линиями (на двух ножках — устойчивая позиция). Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение. 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А? р…скошный предст…влять, предназн..чение, дек…рация , уг…сать.
4. Спиши. Замени одним словом. Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья! 7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить. Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой. 8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку. 9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи. 10.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. 11.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. 13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. 14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. 15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор. Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко. 16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
19.Спиши, вставляя гласную по смыслу. 20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку. Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына. И на речке пол_скала. К дочке кошка подбежала, Дочка кошку пол_скала. Гири брат мой поднимает, К старости наш дедушка очень пос_дел. клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка. С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица. 24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
25. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочное слово.
26. Запиши, исправляя ошибки.
Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.
Тест «Безударные непроверяемые гласные» №1. 1. Укажите слово, в котором пропущена буква А: 1) г…товить 2) зд…ровье 3) ябл…ко 4) в…гон в поезде 2. Укажите слово, в котором пропущена буква О: 1) к…ртина 2) яг…да 3) с…лат 4) т…релка 3. Укажите слово, в котором пропущена буква И: 1) ап…льсин 2) очень вес…ло 3) д…ван 4) ж…лать 4. Укажите слово, в котором пропущена буква Е: 1) к…петь 2) см…тана 3) вас…лёк 4) вкусный п…рог 5. Укажите слово, в котором пропущена буква А: 1) к…рзина 2) р…машка 3) к…мпот 4) комн…та 6. Укажите слово, в котором пропущена буква О: 1) зерк…ло 2) манд…рин 3) с…пог 4) тр…ллейбус 7. Укажите слово, в котором пропущена буква И: 1) ул…ца 2) ч…модан 3) уч…ник 4) п…трушка 8. Укажите слово, в котором пропущена буква Е: 9. Укажите слово, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: Тест «Безударные непроверяемые гласные» №2. 1. Укажите слова, в которых пропущена буква Е: яичн…ца с…годня б…лет на поезд изв…ните вет…р 2 . Укажите слова, в которых пропущена буква И:д…ревня к…петь картоф…ль п…нал учительн…ца 3. Укажите слова, в которых пропущена буква А: чел…век тв…рог с…сиска м…шина л…пша 4. Укажите слова, в которых пропущена буква О: кр…сиво в…круг л…пата к…ртошка зд…ровье 5 . Укажите слова, в которых пропущена буква Е:т…традь пом…дор м…дведь инт…ресно к…лограмм 6. Укажите слова, в которых пропущена буква А:с…бака сах…р М…сква х…ккей …ккуратный 7. Укажите слова, в которых пропущена буква О: б…рсук б…гаж г…рох дев…чка обл…ко 8. Укажите слова в которых пропущена буква И: р…диска ц…лую за…ц праздн…к готов…ть 9 . Укажите слова, в которых пропущены две буквы А:м…л…ко м…нд…рин кр…к…дил к…лб…са. продуктовый м…г…зин 10. Укажите слова, в которых пропущены две буквы О: к…б…чок в…р…бей ск…в…рода к…н…рейка п…жалуйст… |
lyuceum7-1a.ucoz.ru
Орфограмма. Безударные гласные в корне слов
Здравствуйте, здравствуйте, друзья мои!
Сегодня мы с вами продолжим разговор о частях слова. Как вы думаете, для чего надо уметь находить части слова – корень, приставку, суффикс, окончание? Я думаю, большинство из вас об этом не задумывались. Кто-то ответит: находим части слова, потому что так учительница сказала и потому что так написано в учебнике.
Да, конечно. Но всё-таки, для чего же это надо? А всё дело в том, что очень часто мы произносим и слышим слова не совсем так, как их пишем. Например, говорим [падарак], а пишем подарок, или говорим [сасна], а пишем сосна. В середине слова солнце пишем букву эЛь, но звук [л’] не произносим. Да и в конце слова произносим звук [э], а иногда даже [а], но пишем букву Е. В конце слова хлеб звучит звук [п], хотя писать надо букву Б. Всё это происходит потому, что в этих словах есть орфограммы.
Что же такое «орфограмма»?
Буквенная орфограмма – это правильное написание буквы в слове по соответствующему правилу или по сложившейся традиции. А проще говоря, те буквы или сочетания букв, в которых легко можно допустить ошибку.
В каких же частях слова можно встретить орфограммы?
Например, в слове подарок мы слышим звуки [а], но пишем буквы О в приставке и суффиксе. А вот в слове «сосна» такое происходит в корне. В слове «солнце» звук [л’] отсутствует в корне, а звук [э] обозначен буквой Е в окончании. В корне слова «хлеб» пишем букву Б, а звучит [п].
То есть, как вы поняли, ошибки можно допустить в любой части слова – и в приставке, и в корне, и в суффиксе, и в окончании. А чтобы избежать ошибок, надо знать правила русского языка и уметь их применять. Но для каждой части слова есть свои правила. Так, написание приставок и суффиксов надо запоминать, а вот в корне слова часто орфограммы можно проверить. И сейчас я расскажу вам о том, как нужно проверять безударные гласные в корне слов.
Посмотрите на эти словосочетания: на столе чистота, частота пульса, примерять платье, примирять врагов, увидать в лесу лису, увядают цветы.
Ого, как много в них ошибок! Да, похоже, что без Вируса Ошибкина здесь не обошлось! Нам необходимо срочно взяться за дело – исправить ошибки как можно скорее.
Итак, рассмотрим первое словосочетание. На столе чистота.
В слове «столе», в корне, есть безударный гласный.
Вы помните, друзья мои?
В однокоренных словах гласные в корнях пишутся одинаково.
Безударные гласные в корне слов надо проверять.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать проверочное однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет стоять под ударением.
Мы так и будем делать. Изменим слово «на столе» так, чтобы безударный гласный стал ударным. На столе – стол. Так как в слове «стол» гласный О, значит и «на столе» тоже будет писаться с гласной О.
Чистота. И здесь орфограмма – безударный гласный в корне. На столе чистота, значит, на столе чИсто. И в слове «чИстота» будет писаться гласная И, так же, как и в слове «чисто».
А вот так же звучащее слово в словосочетании «частота пульса» проверяется словом чАсто. И пишется с гласной А. ЧА-сто-та.
Примерять платье. Орфограмма в корне слова «примерять» – безударный гласный, который мы проверим словом «примерка». Значит, в корне слова «примерять» пишем букву Е.
А вот в словосочетании «примирять врагов», слово «примирять» звучит так же, как в предыдущем. Но однокоренным к нему будет не слово «примерка», а слово «мир». Поэтому в корне слова «примирять» пишем букву И.
Ну и слово «врагов». Мы проверим его, изменив слово. Враг – так звучит проверка, поэтому в корне слова «врагов» пишем букву А.
Увидать в лесу лису. Здесь орфограммы есть в каждом слове. В слове «увидать» безударный гласный в корне проверяется словом «видеть». Значит, слово «увидать» надо писать с гласной и. Увидать где? в лесу. И в слове «в лесу» есть безударный гласный в корне слова. Проверяем словом «лес». Надо писать букву Е. .
Увидать кого? лису. Безударный гласный в корне этого слова проверяем словом «лисонька». И сразу понятно, что писать надо букву И.
Увядают цветы. Каким словом можно проверить безударный гласный в корне слова «увядают»? Словом «вянут». Значит, писать будем гласную букву Я. А вот в корне слова «цветы» безударный гласный можно проверить словом «цветики». И, конечно, напишем букву Е.
Вы поняли, друзья мои? Буквы А, О, И, Е, Я, которые обозначают безударные гласные звуки в корне слова, обычно являются орфограммами, то есть в их написании можно легко допустить ошибку. Они требуют проверки.
Для того, чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
* изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
Ведь ударные и безударные звуки в разных формах одного и того же слова и в однокоренных словах обычно пишутся одинаково.
Есть, правда, слова, в которых невозможно проверить орфограммы в корне. Например, слова «ветер» и «четверг». Написание таких слов можно посмотреть в словаре и, конечно, запомнить. Ребята, подумайте, что общего у этих двух слов? Те, кто внимательно смотрел, заметили, что в каждом из этих слов по две гласные Е.
вЕ-тЕр, чЕт-вЕрг
Ну, вот и подходит к концу наш урок сегодня. Что же вам надо запомнить?
В однокоренных словах гласные в корнях обычно пишутся одинаково.
Безударные гласные в корне слов надо проверять.
Для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово или подобрать проверочное однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет стоять под ударением.
«Чтоб развеять все сомнения
Гласный ставь под ударение!».
Ну и, конечно, запомните написание словарных слов «ВЕТЕР» и «ЧЕТВЕРГ».
А я прощаюсь с вами до следующего урока. До свидания, мои друзья!
videouroki.net
Урок русского языка на тему «Знакомство с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова».
Задачи: формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки.
Ход урока
I. Анализ языкового материала.
– Назовите предметы, изображённые на картинках (дети называют слова вслух).
Учитель располагает на доске карточки
– Обозначьте ударение в словах (учащиеся получают заранее заготовленные листки со словами).
– Устно подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).
– Ещё раз произнесите эти слова; найдите слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки (дети называют слова трава, коза и поясняют: в этих словах слышим звук [а]).
Учитель ставит соответствующие карточки вместе и обозначает звук в скобках. Здесь и далее – в словах, где нужно, стоит ударение.
– В каких ещё словах слышатся похожие безударные гласные звуки? (дети называют слова грибы, мячи, река и поясняют: в этих словах слышим звук [и]).
Учитель ставит карточки вместе и обозначает звук в скобках.
– Мы установили, что есть слова, где слышатся похожие безударные гласные звуки.
Проблемный вопрос:
– Одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки на письме?
Вы предложили разные варианты написания букв, обозначающих безударные гласные звуки. Значит, мы столкнулись с новой орфограммой.
– Давайте узнаем, как пишутся эти слова.
Учитель добавляет на доску новые карточки:
– Сравните, одинаково ли обозначаются похожие звуки буквами на письме (похожие звуки обозначаются разными буквами).
II. Синтез и обобщение.
– Мы познакомились с новой орфограммой.
– Как мы назовём эту орфограмму? (орфограмма называется «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).
– Назовём признаки орфограммы.
Заполнение таблицы.
– Какие признаки помогут обнаруживать её в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).
– Запишем в таблицу.
– Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? ([а] – буквами а , о; [и] – буквами и, я, е).
– Запишем в таблицу.
Слышу | Вижу |
Безударные гласные звуки [а] и [и] или звуки, похожие на них. | Буквы а о и я е, которыми обозначены безударные гласные звуки. |
Место в слове – корень. |
– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).
– Запишем в таблицу.
III. Ознакомление со способами проверки.
– Сегодня мы узнаем, как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова.
– Правильно определить, какой буквой обозначаются безударные гласные звуки в корне, необходимо подобрать проверочные слова.
– Посмотрите, какие слова помогут узнать, какими буквами обозначается звук [а] в словах коза, трава.
Учитель добавляет карточки с проверочными словами.
– Давайте выясним, как правильно подобрать проверочное слово.
– Сравните слова коза и козы, трава и травка. Что сделали? (в одном случае изменили форму слова, а в другом – подобрали родственное слово).
– Поставьте ударение в проверочных словах, ещё раз сравните пары слов, расскажите, что вы заметили (звук, который был безударным, в проверочном слове стал ударным).
– Попробуйте сами сформулировать, что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне слова (учитель выслушивает ответы детей).
– Применим этот способ и подберём проверочные слова для слов грибы, мячи, река (учитель выслушивает ответы детей и помещает на доску новые карточки).
IV. Формулирование учащимися правила.
– Повторите, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово).
– Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? (изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).
– Попробуйте сами сформулировать правило: как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (учитель выслушивает ответы детей).
V. Работа над формулировкой правила.
– Прочитайте правило в учебнике. (Безударный гласный в корне слова проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренные).
– Как озаглавить это правило? (правило о написании букв для обозначения безударных гласных звуков в корне слова).
– Сколько частей в правиле? (две)
– Прочитайте первую часть.
– О каких признаках орфограммы здесь говорится? (безударный гласный звук, он находится в корне).
– Что говорится о способе проверки безударного гласного в корне? (говорится о том, что его нужно проверять ударным).
– Прочитайте вторую часть этого правила.
– О каких способах проверки здесь говорится? (говорится, что нужно изменить слово или подобрать однокоренное).
VI. Упражнения, направленные на формирование умения обнаруживать орфограмму в словах.
– Сегодня на уроке мы встретились с новой орфограммой. Назовите её (орфограмма – «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).
– Назовите правило (правило правописания безударных гласных в корне слова).
– Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).
– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).
– Сейчас мы будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух, опираясь на её признаки.
Таблица с признаками орфограммы находится перед глазами учащихся.
Упражнение 1 (на уровне слов, зрительное восприятие).
– Произнесите слова вслух.
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»:
Полёт, цветок, ночник, дивный, травинка, ночной, листок, букет, ноченька
Упражнение 2 (на уровне слов, слуховое восприятие).
– Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать, слова – отгадки произнесите вслух.
– Приготовьте сигнальные карточки: красную и синюю. Если в слове – отгадке есть нужная орфограмма, покажите красную карточку, если в слове нет орфограммы, поднимайте синюю карточку.
-
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза) - Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга) -
Сама ползёт,
На себе дом везёт. (улитка) -
Сперва блеск, за блеском – треск,
За треском – плеск. (гроза) - Стоит Антошка на одной ножке,
Где солнце встанет,
Туда он и глянет. (подсолнух) -
Я люблю прямоту, я сама прямая,
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? (линейка) - Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто) -
Дом без окон и дверей
Как зелёный сундучок,
В нём шесть кругленьких детей.
Называется… (стручок). - С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).
– Все вы, ребята, молодцы!
Теперь без оговорок
Поставить за урок хочу
Побольше вам… (пятёрок).
Упражнение 3 (на уровне предложений, зрительное восприятие)
Предложение записаны на доске.
Учитель предлагает учащимся упражнение с истинными и ложными высказываниями.
– Я буду говорить высказывания, если вы со мной согласны – сидите тихо, а если на согласны – хлопайте в ладоши.
На лугу трава не смята.
– Я считаю, что в этом предложении нет слов с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова.
Бурый мишка быстро залез на сосну.
– Я думаю, что в этом предложении только одно слово с новой орфограммой.
Зима – с снегами, весна – с цветами, лето – с грибами, осень – со стогами.
– Я считаю, что в этом предложении во всех словах есть орфограмма, с которой мы сегодня встретились.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.
Список использованной литературы:
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1998
- Рождественский М.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.
- Савельева Л.В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
- Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.// Начальная школа. 2008, №1.
- Савельева Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения. // Начальная школа. 1999, №12.
12.05.2013
urok.1sept.ru
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне:
Виды орфограмм в корне:
— проверяемые произношением гласные и согласные;
— непроверяемые произношением гласные и согласные;
— чередующиеся гласные;
— гласные после шипящих.
Безударные гласные в корне слова проверяются ударением.
Для проверки нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение: примерять – мéрить, примирять – мир, запевать – петь, запивать – пить.
В безударном корне пишется Е, если в проверочном слове под ударением Ё: гнездится – гнёзда.
Безударные А-О в сочетаниях ра-ла нельзя проверять соответствующими сочетаниями оро-оло: облако – оболочка, брадобрей – борода.
Нельзя проверять слова иноязычного происхождения, т.к. в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения: аккомпанемент – аккомпанировать (суффикс —емент французского происхождения, а суффикс —ирова— — немецкий), дезинфекция – дезинфицировать.
Непроверяемые гласные
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: вагон, вестибюль, диапазон, инициатива, колибри, корова, манипуляция, нигилизм, обоняние, палитра, президиум, резюме, собака, фюзеляж, эксперимент, эстакада.
Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянноДобавить новость и получить деньги
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
uchilegko.info