
Таблица «Классификация литературных направлений»
Просмотр содержимого документа
«Таблица «Классификация литературных направлений»»
Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
Классицизм (от лат. classicus первоклассный)
Течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение пред-ставление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.
Представители | Западноевропейская литература | Русская литература |
Отличительные черты | ||
Деление жанров
Высокие | Низкие |
Трагедия | Комедия |
Поэма | Басня |
Ода | Сатира |
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории. | В них действуют обычные люди, повествуется |
Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
______________________________________________________________________________________________________________________
Сентиментализм (от фр. Sentimental – чувствительный)
Литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и Рос-сии в конце XVII — начале XIX веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить челове-ческую психологию.
Представители | Русская литература |
Отличительные черты | |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Сентиментальная повесть | Элегия | Мещанская драма |
Путевые заметки | Народные песни | |
Послание | ||
Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
______________________________________________________________________________________________________________________
Романтизм
Течение в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, со-стоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действии-тельности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жиз-ни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Представители | Западноевропейская литература | Русская литература |
Отличительные черты | ||
| ||
| ||
| ||
|
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман | Элегическая лирика | Проблемно-историческая драма |
Повесть | Пейзажная лирика | |
Баллады и думы | Философская лирика | |
Поэмы |
Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
______________________________________________________________________________________________________________________
Реализм
Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.
Представители | Русская литература |
Отличительные черты | |
| |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман | Песня | Трагедия |
Повесть | Элегия | Комедия |
Поэма | Сатира | Исторические хроники |
Рассказ |
multiurok.ru
Заполните таблицу «Классицизм и сентиментализм» опираясь на материалы учебника и дополнительные источники
Классицизм – это литературное направление, распространенное с 17 до начала 19 века. Для классицизма важно соблюдать строгие правила, подражать определенным образцам, в том числе и во время изображения явлений действительности. Стиль должен быть выверен, стилевое смешение не допускалось. Жанры разделялись на низшие и высшие.
Сентиментализм начал распространяться со второй половины 18 века и просуществовал до начала 19 века. Он уже не был так строг, как классицизм. Сентиментализм был смежен с романтизмом, так как в центре внимания оказывалась личность человека.
Черты | Классицизм | Сентиментализм |
Центр внимания | Разум. Все события анализируются с точки зрения разума. Все подвергается скрупулезному анализу, выявляются закономерности. | Чувство. Главное в человеке – это не разум, а чувства. Именно они руководят всеми действиями. |
Позиция автора | Максимально объективная. Автор хотел передать читателю сухие факты, чтобы можно было самостоятельно дойти до определенного умозаключения. | Субъективная. Автор по-своему трактовал действительность. Он не претендовал на точность описания или характеристики. |
Цель литературного произведения | Научить читателя чему-то новому. Классические произведения не только развлекали читателя, но и образовывали его, воспитывали и учили, как поступать в разных ситуациях. | Вызвать у читателя чувства. Сентиментализм ставил себе за цель пробудить некий эмоциональный всплеск, всколыхнуть душу и заставить читателя сопереживать героям. |
Герои | Типичные персонажи с однозначным характером. Упор делался на поступки героев. Героям характерна гражданская сознательность, упование за свою страну. | Чаще всего героями становились представители низшего сословия. Характеры неоднозначные. Герои действуют в сюжетах личного, интимного характера. |
Оценка: 4.2 (6 голосов)
obrazovaka.ru
Таблица по литературе классицизм линия сравнения сентиментализм. Разница между классицизмом и сентиментализмом
В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события — крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу — таковы были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.
В недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.
Н. М. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. «Слезы, проливаемые читателями, — писал Карамзин, — текут всегда от любви к добру и питают его».
На этой почве зарождается литература сентиментализма.
Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали, может испытывать чувство удовлетворения.
Итак, сентиментализм – литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е годы XVIII века в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Наибольшего расцвета сентиментализм достигает в Англии (романы Ричардсона, в частности, «Кларисса Гарлоу», роман Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», элегии Томаса Грея, например «Сельское кладбище»), во Франции (Ж.Ж.Руссо), в Германии (И. В. Гёте, движение «Бури и натиска») в 60-е годы XVIII века.
Основные особенности сентиментализма как литературного направления :
1) Изображение природы.
2) Внимание к внутреннему миру человека (психологизм).
3) Важнейшая теме сентиментализма – тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды, обстоятельства придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment — чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.
Если классицизм — это разум, долг, то сентиментализм — это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.
Основная тематика сентиментализма — любовная.
Основные черты сентиментализма:
- Уход от прямолинейности
- Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру
- Культ чувства
- Культ природы
- Возрождение собственной чистоты
- Утверждение богатого духовного мира низких сословий
Основные жанры сентиментализма:
- Сентиментальная повесть
- Путешествия
- Идиллия или пастораль
- Письма личного характера
Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества
Основное свойство сентиментализма — стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы
В основе эстетики сентиментализма — подражание природе
Особенности русского сентиментализма:
- Сильная дидактическая установка
- Просветительский характер
- Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм
Представители сентиментализма:
- Лоренс Стен Ричардсон — Англия
- Жан Жак Руссо — Франция
- М.Н. Муравьев — Россия
- Н.М. Карамзин — Россия
- В.В. Капнист — Россия
- Н.А. Львов — Россия
Социально-исторические основы русского романтизма
Но основным источником русского романтизма была не литература, а жизнь. Романтизм как общеевропейское явление был связан с огромными потрясениями, вызванными революционным переходом о
windows10official.ru
Классицизм и сентиментализм — Литература

Классицизм и сентиментализм

Содержание:
1. Обзор литературы 18 века.
2.Литературное направление.
3.Классицизм.
4.Черты классицизма.
5.Представители классицизма в литературе.
6.Особенности русского классицизма.
7.Сентиментализм.
8.Черты сентиментализма.
9.Представители сентиментализма в литературе.
10.Особенности русского сентиментализма.
11.Домашнее задание.

Обзор литературы 18 века. Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин.
18 век
17- начало 1730-1750 1760-1770 конец века
18 века
появление к л а с с и ц и з м сентиментализм
светской
Феофан Кантемир Майков Радищев
литературы
Прокопович Ломоносов Новиков Крылов
Сумароков Фонвизин Карамзин
Державин Дмитриев

Литературное направление —
Сложившаяся система взглядов на роль, задачи, особенности литературы среди группы писателей.

Классицизм
17-н.19 в.в.
( с латинского classicus- «образец», «образцовый»)
Задача – создать гармонию в произведении .

Черты классицизма.
1.Показ жизни такой, какая она должна быть.
2.Герой воплощает какую-то определенную черту характера (положительную или отрицательную).
3.Идеал-человек долга, приносящий пользу обществу, патриот, гражданин.
4.Ясность и четкость языка героев, нет характеристики через речь («одинаковый язык»).
5.Простота сюжета (нет фантастики).
6.Стройность композиции ( одна сюжетная линия).
7.Три единства: времени, места и действия.
8.Особое внимание к произведениям античности.
9.Строгость в жанровом делении.
10.Рационализм (соразмерность частей произведения)

Представители классицизма в России.

Особенности русского классицизма

Сентиментализм
вторая половина 18 в.
(от франц.sentiment – «чувство»)
Задача – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.

Черты сентиментализма.
1.В центре внимания – мир чувств героя.
2.Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать.
3.Интерес и идеализация жизни простых людей.
4.Уделяется особое внимание природе, восхищение ею (пейзаж-иллюстрация чувств героя).
5.Духовное равенство всех людей вне зависимости от сословий.
6.Речь не является средством характеристики героев (как в классицизме).
7.Важная роль личности автора, который делится своими чувствами, мыслями.
8.Появляются эпистолярные жанры.

Представители сентиментализма в России.
- А.Н.Радищев
- В.А.Жуковский
- Н.М.Карамзин

Особенности русского сентиментализма.
Домашнее задание
- Выучить лекцию.
- Выразительное чтение оды М.В.Ломоносова «На день восшествия на престол…».
- Найти черты классицизма в оде.
multiurok.ru
Сравнительная таблица по литературе классицизм и сентиментализм. Что такое сентиментализм
В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события — крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу — таковы были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.
В недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.
Н. М. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. «Слезы, проливаемые читателями, — писал Карамзин, — текут всегда от любви к добру и питают его».
На этой почве зарождается литература сентиментализма.
Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали, может испытывать чувство удовлетворения.
Итак, сентиментализм – литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е годы XVIII века в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Наибольшего расцвета сентиментализм достигает в Англии (романы Ричардсона, в частности, «Кларисса Гарлоу», роман Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», элегии Томаса Грея, например «Сельское кладбище»), во Франции (Ж.Ж.Руссо), в Германии (И. В. Гёте, движение «Бури и натиска») в 60-е годы XVIII века.
Основные особенности сентиментализма как литературного направления :
1) Изображение природы.
2) Внимание к внутреннему миру человека (психологизм).
3) Важнейшая теме сентиментализма – тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды, обстоятельства придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment — чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.
Если классицизм — это разум, долг, то сентиментализм — это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.
Основная тематика сентиментализма — любовная.
Основные черты сентиментализма:
- Уход от прямолинейности
- Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру
- Культ чувства
- Культ природы
- Возрождение собственной чистоты
- Утверждение богатого духовного мира низких сословий
Основные жанры сентиментализма:
- Сентиментальная повесть
- Путешествия
- Идиллия или пастораль
- Письма личного характера
Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества
Основное свойство сентиментализма — стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы
В основе эстетики сентиментализма — подражание природе
Особенности русского сентиментализма:
- Сильная дидактическая установка
- Просветительский характер
- Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм
Представители сентиментализма:
- Лоренс Стен Ричардсон — Англия
- Жан Жак Руссо — Франция
- М.Н. Муравьев —
y-code.ru
Сравнительная таблица классицизм линия сравнения сентиментализм. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
Уроки 2–3
КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА
Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.
II. Лекция учителя (краткое содержание).
Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.
Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.
На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.
Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.
В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.
Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.
По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» .
Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.
1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
Русский классицизм не был простым подражанием западному.
В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.
С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.
Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.
Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.
В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как ск
windows10official.ru
Русская литература XVIII века (сентиментализм и классицизм)
Образование.
Высшее.
6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.
1804 г. – Казанский университет
1819 г. – Петербургский университет
МУ: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814
Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)
В лицеях – дети из привилегированных сословий.
1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)
Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством НI.
Среднее.
Приходские школы (государственные крестьяне).
Уездные училища (город. население недворянского происхождения).
Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.
Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры Þ необразованные учителя)
Развитие женского образования.
Смольный институт благородных девиц.
Институты д/дворянок в крупных городах (М., СПб, Н.-Нов., Сар., Ирк, Астр.).
Народное образование: очень медленное развитие.
Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.
«Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия»
(В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)
Вывод : стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.
Наука.
Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).
Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).
Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.
В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.
П.П.Аносов – металлургия.
Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.
1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.
В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.
Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.
Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)
Интерес к памятникам древнерусской литературы.
1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».
Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.
Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).
Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Географические открытия и путешественники.
И.Ф.Крузенштерн — Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.
Ф.Ф.Беллинсгаузен — М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.
В.М.Головнин – исследование Курильских островов
Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.
Просвещение и распространение знаний.
Русское географическое общество
Минералогическое общество
Химическое общество
Математическое общество
Общество истории и древностей Российских
Развитие книгопечатания.
Начало XIX в. – 13 государственных типографий.
30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.
Развитие печати.
«Санкт-Петербургские ведомости»
«Московские ведомости»
Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»
Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)
Патриотический журнал «Сын Отечества»
Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»
1814 г., СПб – первая публичная библиотека
Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.
Более быстрое развитие музейного дела в провинции.
1852 г. – Эрмитаж
1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)
Литература.
Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.
Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.
Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).
10-е годы XIX в. — романтизм вместо сентиментализма.
Причина возникновения – война 1812 г.
«Салонный» романтизм – В.Жуковский.
«Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
Вторая ¼ XIX в. – реализм.
Основоположник – А.С.Пушкин.
«Евгений Онегин», «Горе от ума».
Реализм – определяющее литературное направление.
Реалисты:
А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.
Журналы.
«Современник
windows10official.ru