Классификация галлюцинаций – 27. Принципы классификации галлюцинаций

27. Принципы классификации галлюцинаций

Классификация галлюцинаций:

1. По анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, общего чувства, или телесные, — сенестопатии, моторные (кинестетические), вестибулярные, проприоцептивные и антероцептивные (висцеральные).

2. По полноте развития: функциональные, рефлекторные, галлюциноиды, истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации (в том числе истинные галлюцинозы и псевдогаллюциноэы).

3. По сложности: простые и сложные, ассоциированные, синестезические, сценоподобные, статические, «кинематографические».

4. По сенсорному компоненту: отчетливые, бледные (неясные), тихие, громкие, знакомые, незнакомые, полифонические, бесцветные, тене­вые, одно- и многоцветные.

5. По отношению к личности: нейтральные, угрожающие, осуждающие, комментирующие, императивные, пророческие (апокалипсические).

6. По направленности, одно- и двусторонние, сверху, снизу, вблизи, издалека, вне поля зрения (экстракампинные).

7. По времени возникновения: гипнагогические, гипнопомпические.

8. По причинам развития: «экзогенные» и «эндогенные», внушенные (гипнотические), психогенные, ситуационные, аффективные, идеогенные, неврологические (гемианопсические, педункулярные, типа Шарля Боннэ).

Галлюцинации — мнимые восприятия, восприятия без объекта. Вследствие нарушений психической деятельности “галлюцинант” (человек, переживающий галлюцинацию) “видит”, “слышит”, “ощущает” то, что в реальной действительности не существует. Возникновение галлюцинаций связано с общим расстройством психики, их конкретные проявления зависят от состояния сознания, мышления, интеллекта, эмоциональной сферы и внимания, от особенностей взаимоотношения галлюцинаций с личностью больного. Существует много подходов к классификации галлюцинаций (этиологический, феноменологический, динамический и др.), в практике чаще используется топический, рецепторно-локализационный принцип, согласно которому галлюцинации подразделяют, подобно иллюзиям, по органам чувств, а также на

истинные и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации характеризуются внешней проекцией галлюцинаторного образа (проекция в окружающее пространство, «во вне»), они связаны с реальной, конкретной обстановкой, чувственно — крайне живые, яркие и обладают такой степенью объективной достоверности, что галлюцинант полностью отождествляет их с действительностью: галлюцинации так же естественны для больного, как и реальные вещи. Характерны также направленность на физическое «Я», телесность, предметность и поведенческие реакции.(их деление, признаки)

Псевдогаллюцинации, впервые описанные В.Х. Кандинским (1890), проецируются, в отличие от истинных, в субъективное пространство (внутри головы, в теле, «во внутрь»). Вне возможностей анализатора. Они лишены характера объективной реальности и мало связаны с окружающей обстановкой, воспринимаются больными как нечто чуждое их сознанию, психической деятельности. Псевдогаллюцинациям не свойственна чувственная яркость, живость; напротив, они сопровождаются ощущением насильственности, «сделанности», влияния извне, их отличает особый характер сравнительно с образами восприятия реально существующих объектов и явлений, «монотонность и тоскливость» (Кандинский), нет чувства собственной активности; П. направлены на психическое «Я», обнаруживают близость к «Я», к внутреннему миру. Больной обычно в бездействии.

Как правило, галлюцинации — симптом психического расстройства, хотя в отдельных случаях они могут возникнуть и у здоровых людей (внушенные в гипнозе, индуцированные) или при патологии органов зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т.д.) и слуха. Критическое отношение во время галлюцинирования, как правило, отсутствует, очень важно учитывать объективные признаки галлюцинаций (изменения мимики, жестикуляции, поведения). Содержание галлюцинаций при этом крайне разнообразно.

Слуховые галлюцинации подразделяются на акоазмы (отдельные звуки, шорохи, шумы — неречевые) и фонемы или «голоса» — патологическое восприятие каких — то слов, фраз, разговоров, речи. Вербальные псевдогаллюцинации – «мысль в чувственной оболочке». Содержание может быть нейтральным по отношению к больному, комментирующим (констатирующим), индифферентным (информационным), угрожающим или хвалебным. Особую опасность для состояния больного и окружающих представляют императивные, «приказные», «повелительные» галлюцинации, когда «слышатся» приказы молчать, ударить или убить кого-то, нанести самоповреждение и т.д. При антагонистических (контрастирующих) галлюцинациях больной находится во власти двух «голосов» или двух групп «голосов» с противоречивым смыслом, эти «голоса» как бы спорят между собой и ведут борьбу за больного (при шизофрении). Музыкальные – алкогольные психозы, эпилепсия.

Зрительные галлюцинации могут быть элементарными (т.н. фотопсии — в виде мушек, искр, зигзагов) либо предметными («видение» различных не существующих в действительности животных (зоопсии), людей (антропоморфные), кинематографические и демономанические (при интоксикациях), микро-, макропсические (при органических поражениях ЦНС) или целых сцен (сюжет), панорамы фантастического содержания), могут вызывать любопытство, либо тревогу, страх. Иногда больной что-то «видит» позади себя, вне поля зрения (экстракампинные галлюцинации – при шизофрении) или наблюдает свой собственный образ (аутоскопические галлюцинации — при тяжелой мозговой патологии). Свидетельствуют о более глубоком поражении, чем вербальные.

Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении неприятного прикосновения к телу (термические галлюцинации), появления на теле влаги, жидкости (гигрические галлюцинации), ощущения схватывания (гаптические галлюцинации). Разновидностью тактильных галлюцинаций являются и висцеральные галлюцинации — ощущение присутствия в собственном теле животных, каких-то предметов, посторонних органов. Эротические тактильные галлюцинации.

Обонятельные и вкусовые галлюцинации подчас сложно отличить от иллюзий и бреда. Галлюцинаторные переживания такого рода характеризуются крайне неприятным содержанием («трупный, гнилостный запах», «омерзительный привкус»), они стойко удерживаются в различных реальных ситуациях. Дисморфомания – запах от тела, бред отравления – извне, бред Котара – изнутри. Вкусовые – могут быть внутри тела.

Галлюцинации общего чувства (интероцептивные) – инородные тела, живые существа, приборы. Отличие от сенестопатий – телесность, предметность. Бред одержимости.

Прогностическая неблагоприятность нарастает от истинных — к псевдо- и от зрительных — к обонятельным и вкусовым галлюцинациям. К разряду редких галлюцинаций относятся рефлекторные, возникающие в сфере одного анализатора при действии объективного раздражителя на другой, кинестетические, двигательные и речедвигательные (помимо воли язык произносит слова, отдельные фразы), гипнагогические и гипнопомпические — зрительные восприятия при закрытых глазах перед засыпанием и, соответственно, окончательным пробуждением, функциональные галлюцинации, появляющиеся на фоне и одновременно с действием реального внешнего раздражителя («голоса», слышимые только во время журчания воды из включенного крана). Могут быть и сложные, комбинированные (сочетанные) галлюцинации, когда галлюцинаторный образ одновременно и «слышится», и «видится», и «прикасается», и «пахнет» и т.д. Галлюцинации, возникающие в условиях информационного дефицита, сенсорной изоляции (батискаф, сурдокамера, космический корабль), т.е. в замкнутой системе обозначаются как реактивно-изоляционные.

Вызванные Г. – патологическая внушаемость (Липмана, Рейхардта и др.). Индуцированные – коллективные Г.

О наличии галлюцинаций судят не только по тому, что больной сам о них рассказывает, но также по его внешнему виду и поведению. При слуховых галлюцинациях, особенно возникающих остро. Больной к чуму-то прислушивается, его мимика и пантомимика изменчивы и выразительны. При некоторых психозах, например, алкогольных, на словесное обращение врача к больному он может жестом или короткой фразой не мешать ему слушать. О наличие слуховых галлюцинаций может говорить факт сообщения больным окружающим лицам каких-либо необычных фактов, например, о начале войны. Очень часто при слуховых галлюцинациях больные стремятся выяснить источник (место) из которого доносятся «голоса». При галлюцинациях угрожающего содержания больные могут спасаться бегством, совершая импульсивные поступки – выпрыгнуть из окна, спрыгнуть с поезда, и.т.п., или, напротив, перейти к обороне, например, забаррикадироваться в том помещении, в котором они в данный момент находятся (ситуация осадного положения), оказывая упорное, подчас сопряженное с агрессией сопротивление, направленное против мнимых врагов или самих себя. Некоторые больные, обычно с длительно существующими слуховыми галлюцинациями, затыкают ватой уши, прячутся под одеяло. Однако очень многие больные с длительно существующими слуховыми галлюцинациями ведут себя, особенно – на людях совершенно правильно. В ряде случаев некоторые из таких больных способны годами выполнять профессиональные обязанности, требующие значительного умственного и душевного напряжения приобретать новые специальные знания. Обычно речь идет о больных зрелого возраста, страдающих шизофренией.

При зрительных галлюцинациях, особенно сопровождаемых помрачением сознания, поведение больного всегда дезорганизуется в той или иной степени. Чаще больной становится неусидчивым, внезапно оборачивается, начинает пятиться, от чего-то отмахивается, что-то стряхивает с себя. Значительно реже появляется двигательная неподвижность или же двигательные реакции ограничиваются лишь изменчивой мимикой: страх, изумление, любопытство, сосредоточенность, восхищение, отчаяние и т.д., возникающее то обособленно, то сменяющие одно другое.

Особенно резко меняется поведение больных с интенсивными тактильными галлюцинациями. В острых случаях они ощупывают себя, что-то сбрасывают или стряхивают с тела или одежды, пытаются раздавить, снимают одежду. В ряде случаев больные начинают дезинфицировать окружающие их предметы: моют и гладят нательное или постельное белье, дезинфицируют различными способами пол и стены комнаты, в которой живут и т. д. Нередко они предпринимают ремонт своего помещения.

При обонятельных галлюцинациях больные зажимают или затыкают чем-либо нос.

При вкусовых галлюцинациях часты отказы от еды.

Псевдогаллюцинации наиболее полно описал В. X. Кандинский (1952). Сущность псевдогаллюцинаций он представил так: «В резуль­тате возбуждения известных (кортикальных) сенсориальных областей головного мозга в сознании являются весьма живые и чувственные до крайности определенные образы (то есть конкретные чувственные представления), которые, однако, резко отличаются, для самого восприемлющего сознания, от истинногаллюцинаторных образов тем, что не имеют присущего последним характера объективной действитель­ности, но, напротив, прямо сознаются как нечто субъективное, однако, вместе с тем, как нечто аномальное, новое, нечто весьма отличное от обыкновенных образов воспоминания и фантазии». Это патологическая разновидность образов воспоминания и фантазии, «воспроизведенные чувственные представления, но только до крайности отчетливые и, в большинстве случаев, чрезвычайно интенсивные». Псевдогаллюцина­ции не обладают присущей галлюцинациям «объективностью», бывают зрительными и слуховыми. В сфере других чувств отграничить их от истинных галлюцинаций трудно. Больные относятся к ним как к искус­ственным явлениям, вызванным каким-то таинственным воздействием.

Характерными признаками псевдогаллюцинаций В. X. Кандинский считал чувственную живость, законченность, стойкость и непрерывность образа, относительно малую зависимость от мышления и воли; спон­танность; отсутствие рецептивности, чувства внутренней активности; наличие переживания навязанности, сделанности. Образ человек видит «внутренним оком», слышит «внутренним ухом», воспринимает в «субъ­ективном пространстве».

Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций недо­статочной устойчивостью, объемностью и чувственной живостью образа, отсутствием свойства объективности, телесности и экстрапроекции, чув­ством субъективности, насильственности (психического автоматизма), отчуждения от личности; критическое отношение обычно отсутствует, хотя галлющшант, как правило, отличает галлюцинаторное от реальных образов. Псевдогаллюцинации больше напоминают представления. Истинным галлюцинациям и псевдогаллюцинациям в абсолютном большинстве случаев сопутствуют бредовые идеи и аффек­тивные реакции. При хронических заболеваниях галлюцинаторные переживания становятся систематизированными, устойчивыми и дли­тельными (галлюциноз и псевдогаллюциноз).

studfiles.net

27. Принципы классификации галлюцинаций

Классификация галлюцинаций:

1. По анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, общего чувства, или телесные, — сенестопатии, моторные (кинестетические), вестибулярные, проприоцептивные и антероцептивные (висцеральные).

2. По полноте развития: функциональные, рефлекторные, галлюциноиды, истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации (в том числе истинные галлюцинозы и псевдогаллюциноэы).

3. По сложности: простые и сложные, ассоциированные, синестезические, сценоподобные, статические, «кинематографические».

4. По сенсорному компоненту: отчетливые, бледные (неясные), тихие, громкие, знакомые, незнакомые, полифонические, бесцветные, тене­вые, одно- и многоцветные.

5. По отношению к личности: нейтральные, угрожающие, осуждающие, комментирующие, императивные, пророческие (апокалипсические).

6. По направленности, одно- и двусторонние, сверху, снизу, вблизи, издалека, вне поля зрения (экстракампинные).

7. По времени возникновения: гипнагогические, гипнопомпические.

8. По причинам развития: «экзогенные» и «эндогенные», внушенные (гипнотические), психогенные, ситуационные, аффективные, идеогенные, неврологические (гемианопсические, педункулярные, типа Шарля Боннэ).

Галлюцинации — мнимые восприятия, восприятия без объекта. Вследствие нарушений психической деятельности “галлюцинант” (человек, переживающий галлюцинацию) “видит”, “слышит”, “ощущает” то, что в реальной действительности не существует. Возникновение галлюцинаций связано с общим расстройством психики, их конкретные проявления зависят от состояния сознания, мышления, интеллекта, эмоциональной сферы и внимания, от особенностей взаимоотношения галлюцинаций с личностью больного. Существует много подходов к классификации галлюцинаций (этиологический, феноменологический, динамический и др.), в практике чаще используется топический, рецепторно-локализационный принцип, согласно которому галлюцинации подразделяют, подобно иллюзиям, по органам чувств, а также на истинные и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации характеризуются внешней проекцией галлюцинаторного образа (проекция в окружающее пространство, «во вне»), они связаны с реальной, конкретной обстановкой, чувственно — крайне живые, яркие и обладают такой степенью объективной достоверности, что галлюцинант полностью отождествляет их с действительностью: галлюцинации так же естественны для больного, как и реальные вещи. Характерны также направленность на физическое «Я», телесность, предметность и поведенческие реакции.(их деление, признаки)

Псевдогаллюцинации, впервые описанные В.Х. Кандинским (1890), проецируются, в отличие от истинных, в субъективное пространство (внутри головы, в теле, «во внутрь»). Вне возможностей анализатора. Они лишены характера объективной реальности и мало связаны с окружающей обстановкой, воспринимаются больными как нечто чуждое их сознанию, психической деятельности. Псевдогаллюцинациям не свойственна чувственная яркость, живость; напротив, они сопровождаются ощущением насильственности, «сделанности», влияния извне, их отличает особый характер сравнительно с образами восприятия реально существующих объектов и явлений, «монотонность и тоскливость» (Кандинский), нет чувства собственной активности; П. направлены на психическое «Я», обнаруживают близость к «Я», к внутреннему миру. Больной обычно в бездействии.

Как правило, галлюцинации — симптом психического расстройства, хотя в отдельных случаях они могут возникнуть и у здоровых людей (внушенные в гипнозе, индуцированные) или при патологии органов зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т.д.) и слуха. Критическое отношение во время галлюцинирования, как правило, отсутствует, очень важно учитывать объективные признаки галлюцинаций (изменения мимики, жестикуляции, поведения). Содержание галлюцинаций при этом крайне разнообразно.

Слуховые галлюцинации подразделяются на акоазмы (отдельные звуки, шорохи, шумы — неречевые) и фонемы или «голоса» — патологическое восприятие каких — то слов, фраз, разговоров, речи. Вербальные псевдогаллюцинации – «мысль в чувственной оболочке». Содержание может быть нейтральным по отношению к больному, комментирующим (констатирующим), индифферентным (информационным), угрожающим или хвалебным. Особую опасность для состояния больного и окружающих представляют императивные, «приказные», «повелительные» галлюцинации, когда «слышатся» приказы молчать, ударить или убить кого-то, нанести самоповреждение и т.д. При антагонистических (контрастирующих) галлюцинациях больной находится во власти двух «голосов» или двух групп «голосов» с противоречивым смыслом, эти «голоса» как бы спорят между собой и ведут борьбу за больного (при шизофрении). Музыкальные – алкогольные психозы, эпилепсия.

Зрительные галлюцинации могут быть элементарными (т.н. фотопсии — в виде мушек, искр, зигзагов) либо предметными («видение» различных не существующих в действительности животных (зоопсии), людей (антропоморфные), кинематографические и демономанические (при интоксикациях), микро-, макропсические (при органических поражениях ЦНС) или целых сцен (сюжет), панорамы фантастического содержания), могут вызывать любопытство, либо тревогу, страх. Иногда больной что-то «видит» позади себя, вне поля зрения (экстракампинные галлюцинации – при шизофрении) или наблюдает свой собственный образ (аутоскопические галлюцинации — при тяжелой мозговой патологии). Свидетельствуют о более глубоком поражении, чем вербальные.

Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении неприятного прикосновения к телу (термические галлюцинации), появления на теле влаги, жидкости (гигрические галлюцинации), ощущения схватывания (гаптические галлюцинации). Разновидностью тактильных галлюцинаций являются и висцеральные галлюцинации — ощущение присутствия в собственном теле животных, каких-то предметов, посторонних органов. Эротические тактильные галлюцинации.

Обонятельные и вкусовые галлюцинации подчас сложно отличить от иллюзий и бреда. Галлюцинаторные переживания такого рода характеризуются крайне неприятным содержанием («трупный, гнилостный запах», «омерзительный привкус»), они стойко удерживаются в различных реальных ситуациях. Дисморфомания – запах от тела, бред отравления – извне, бред Котара – изнутри. Вкусовые – могут быть внутри тела.

Галлюцинации общего чувства (интероцептивные) – инородные тела, живые существа, приборы. Отличие от сенестопатий – телесность, предметность. Бред одержимости.

Прогностическая неблагоприятность нарастает от истинных — к псевдо- и от зрительных — к обонятельным и вкусовым галлюцинациям. К разряду редких галлюцинаций относятся рефлекторные, возникающие в сфере одного анализатора при действии объективного раздражителя на другой, кинестетические, двигательные и речедвигательные (помимо воли язык произносит слова, отдельные фразы), гипнагогические и гипнопомпические — зрительные восприятия при закрытых глазах перед засыпанием и, соответственно, окончательным пробуждением, функциональные галлюцинации, появляющиеся на фоне и одновременно с действием реального внешнего раздражителя («голоса», слышимые только во время журчания воды из включенного крана). Могут быть и сложные, комбинированные (сочетанные) галлюцинации, когда галлюцинаторный образ одновременно и «слышится», и «видится», и «прикасается», и «пахнет» и т.д. Галлюцинации, возникающие в условиях информационного дефицита, сенсорной изоляции (батискаф, сурдокамера, космический корабль), т.е. в замкнутой системе обозначаются как реактивно-изоляционные. Вызванные Г. – патологическая внушаемость (Липмана, Рейхардта и др.). Индуцированные – коллективные Г.

О наличии галлюцинаций судят не только по тому, что больной сам о них рассказывает, но также по его внешнему виду и поведению. При слуховых галлюцинациях, особенно возникающих остро. Больной к чуму-то прислушивается, его мимика и пантомимика изменчивы и выразительны. При некоторых психозах, например, алкогольных, на словесное обращение врача к больному он может жестом или короткой фразой не мешать ему слушать. О наличие слуховых галлюцинаций может говорить факт сообщения больным окружающим лицам каких-либо необычных фактов, например, о начале войны. Очень часто при слуховых галлюцинациях больные стремятся выяснить источник (место) из которого доносятся «голоса». При галлюцинациях угрожающего содержания больные могут спасаться бегством, совершая импульсивные поступки – выпрыгнуть из окна, спрыгнуть с поезда, и.т.п., или, напротив, перейти к обороне, например, забаррикадироваться в том помещении, в котором они в данный момент находятся (ситуация осадного положения), оказывая упорное, подчас сопряженное с агрессией сопротивление, направленное против мнимых врагов или самих себя. Некоторые больные, обычно с длительно существующими слуховыми галлюцинациями, затыкают ватой уши, прячутся под одеяло. Однако очень многие больные с длительно существующими слуховыми галлюцинациями ведут себя, особенно – на людях совершенно правильно. В ряде случаев некоторые из таких больных способны годами выполнять профессиональные обязанности, требующие значительного умственного и душевного напряжения приобретать новые специальные знания. Обычно речь идет о больных зрелого возраста, страдающих шизофренией.

При зрительных галлюцинациях, особенно сопровождаемых помрачением сознания, поведение больного всегда дезорганизуется в той или иной степени. Чаще больной становится неусидчивым, внезапно оборачивается, начинает пятиться, от чего-то отмахивается, что-то стряхивает с себя. Значительно реже появляется двигательная неподвижность или же двигательные реакции ограничиваются лишь изменчивой мимикой: страх, изумление, любопытство, сосредоточенность, восхищение, отчаяние и т.д., возникающее то обособленно, то сменяющие одно другое.

Особенно резко меняется поведение больных с интенсивными тактильными галлюцинациями. В острых случаях они ощупывают себя, что-то сбрасывают или стряхивают с тела или одежды, пытаются раздавить, снимают одежду. В ряде случаев больные начинают дезинфицировать окружающие их предметы: моют и гладят нательное или постельное белье, дезинфицируют различными способами пол и стены комнаты, в которой живут и т. д. Нередко они предпринимают ремонт своего помещения.

При обонятельных галлюцинациях больные зажимают или затыкают чем-либо нос.

При вкусовых галлюцинациях часты отказы от еды.

Псевдогаллюцинации наиболее полно описал В. X. Кандинский (1952). Сущность псевдогаллюцинаций он представил так: «В резуль­тате возбуждения известных (кортикальных) сенсориальных областей головного мозга в сознании являются весьма живые и чувственные до крайности определенные образы (то есть конкретные чувственные представления), которые, однако, резко отличаются, для самого восприемлющего сознания, от истинногаллюцинаторных образов тем, что не имеют присущего последним характера объективной действитель­ности, но, напротив, прямо сознаются как нечто субъективное, однако, вместе с тем, как нечто аномальное, новое, нечто весьма отличное от обыкновенных образов воспоминания и фантазии». Это патологическая разновидность образов воспоминания и фантазии, «воспроизведенные чувственные представления, но только до крайности отчетливые и, в большинстве случаев, чрезвычайно интенсивные». Псевдогаллюцина­ции не обладают присущей галлюцинациям «объективностью», бывают зрительными и слуховыми. В сфере других чувств отграничить их от истинных галлюцинаций трудно. Больные относятся к ним как к искус­ственным явлениям, вызванным каким-то таинственным воздействием.

Характерными признаками псевдогаллюцинаций В. X. Кандинский считал чувственную живость, законченность, стойкость и непрерывность образа, относительно малую зависимость от мышления и воли; спон­танность; отсутствие рецептивности, чувства внутренней активности; наличие переживания навязанности, сделанности. Образ человек видит «внутренним оком», слышит «внутренним ухом», воспринимает в «субъ­ективном пространстве».

Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций недо­статочной устойчивостью, объемностью и чувственной живостью образа, отсутствием свойства объективности, телесности и экстрапроекции, чув­ством субъективности, насильственности (психического автоматизма), отчуждения от личности; критическое отношение обычно отсутствует, хотя галлющшант, как правило, отличает галлюцинаторное от реальных образов. Псевдогаллюцинации больше напоминают представления. Истинным галлюцинациям и псевдогаллюцинациям в абсолютном большинстве случаев сопутствуют бредовые идеи и аффек­тивные реакции. При хронических заболеваниях галлюцинаторные переживания становятся систематизированными, устойчивыми и дли­тельными (галлюциноз и псевдогаллюциноз).

studfiles.net

8. Классификация галлюцинаций. Психиатрия

8. Классификация галлюцинаций

Истинные галлюцинации – больной воспринимает галлюцинаторные образы как часть реального мира, содержание галлюцинаций отражается в поведении больного. Больные «стряхивают» мнимых насекомых, спасаются бегством от чудовищ, разговаривают с мнимыми собеседниками, затыкают уши, что может являться объективным признаком их наличия. Характерна экстрапроекция

Ложные галлюцинации (псевдогаллюцинации) – у больных отсутствует ощущение объективной реальности. Больной воспринимает образы внутренним «я». Он четко разграничивает реальность и галлюцинаторный образ. Характерна интеропроекция, голоса звучат «внутри головы», образы возникают перед внутренним взором, или источник находится в недосягаемости органов чувств (голоса из космоса, телепатическая связь, астрал и т. д.). Почти всегда присутствует чувство сделанности, насильственности.

Гипнагогические галлюцинации – чаще всего зрительные галлюцинации. Появляются при закрытии глаз в покое, чаще предшествуют засыпанию, проецируются на темный фон.

Гипнапомпические галлюцинации – то же самое, но при пробуждении. Эти два вида галлюцинаций часто относят к разновидностям псевдогаллюцинаций. Среди этой разновидности галлюцинаций наблюдаются следующие типы патологических представлений: зрительные (наиболее часто), вербальные, тактильные и комбинированные.

Дополнительно по особенностям возникновения выделяют следующие типы галлюцинаций.

Функциональные галлюцинации всегда слуховые, появляются лишь при реальном звуковом раздражителе. Но в отличие от иллюзий реальный раздражитель не сливается (не подменяется) с патологическим образом, а сосуществует с ним.

Рефлекторные галлюцинации заключаются в том, что правильно воспринимаемые реальные образы тут же сопровождаются появлением сходного с ними галлюцинаторного. Например, больной слышит реальную фразу – и тут же в голове начинает звучать похожая фраза.

Апперцептивные галлюцинации появляются после волевого усилия больного. Например, больные шизофренией нередко «вызывают» у себя голоса.

Галлюцинации Шарля Боннэ наблюдаются при повреждении периферического отдела анализатора (слепота, глухота), а также в условиях сенсорной депривации. Галлюцинации всегда возникают в поле пораженного или информативно ограниченного анализатора.

Психогенные галлюцинации возникают под воздействием психической травмы или внушения. Их содержание отражает психотравмирующую ситуацию или суть внушения.

Психосенсорные расстройства – нарушение восприятия размеров, формы, взаимного расположения предметов в пространстве и (или) размеров, веса собственного тела (расстройства схемы тела).

Микропсия – уменьшение размеров видимых предметов.

Макропсия – увеличение размеров видимых предметов.

Метаморфопсии – нарушение восприятия пространства, формы и величины предметов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Галлюцинации. Классификация галлюцинаций (виды) | Психологическая энциклопедия 1vc0

Галлюцинации — патологическое нарушение перцептивной деятельности — непроизвольное возникновение ложных (мнимых) образов восприятия.

Галлюцинации — ложное восприятие в отсутствие раздражителя.

Классификация галлюцинаций (виды):

  • Простые и сложные.
  • По модальности (типу анализатора) — зрительные, слуховые, моторные, вестибулярные, висцеральные, вкусовые, обонятельные, галлюцинации кожного чувства.
  • Истинные и псевдогаллюцинации.
  • По условию возникновения — функциональные, психогенные и др.

Простые галлюцинации (один анализатор):

  • Фотопсии — элементарные зрительные галлюцинации в виде кругов, мушек, сеточки, вспышек, искр из глаз;
  • Акоазмы — простые слуховые галлюцинации в виде шума, стука, скрипа, писка, грохота;
  • Фонемы (речевые обманы) — больной слышит отдельные слова, оклики.

Сложные галлюцинации (более одного анализатора):

  • Вербального характера — больной слышит голоса.
  • Зрительные — видения сложных объектов, людей и т.д. В зависимости от характера видений выделяют: фрагментарные (фрагменты тела), панорамные, сценоподобные, антропоморфные (вижу мертвых), зоопсии (вижу животных), демономанические (вижу нечисть), висцероскопические, аутовисцероскопические галлюцинации и др.
  • Обонятельные.

Галлюцинации общего чувства:

  • Висцеральные галлюцинации (эндоскопические) — восприятие инородных объектов внутри тела.
  • Моторные галлюцинации.

Истинные галлюцинации воспринимаются как объективная реальность. Они яркие, не отличаются от предметов реальности. Псевдогаллюцинации воспринимаются как нечто особенное, отличающееся от реальности. Они не проецируются во внешний мир, а «возникают» внутри головы, тела, или «приходят» из параллельного мира (слышит голоса внутри головы, которые приказывают).

Виды галлюцинаций в зависимости от условий их возникновения:

  • Психогенные — «внушенные», возникают после стресса, например, смерти близкого человека.
  • Индуцированные — обманы восприятия у лиц, находящихся, например, в толпе, охваченной религиозным экстазом.
  • Функциональные — возникают под воздействием реального раздражителя и существуют в той же модальности ощущений.

wiki.1vc0.ru

16. Варианты галлюцинаций по условиям возникновения (функциональные, рефлекторные, гипнагогические, Шарля-Бонне)

Галлюцинации — восприятия, возникающие без реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и др.). Галлюцинации для людей, испытывающих их, — истинное восприятие, а не нечто воображаемое. Галлюцинирующие действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают.

Функциональные (рефлекторные) галлюцинации возникают только при наличии какого-то определенного раздражителя. К ним относят речь, которую человек слышит под стук колес; голоса при включении телевизора; слуховые галлюцинации, возникающие под душем. С прекращением действия раздражителя обманы восприятия могут исчезать. От иллюзий эти состояния отличаются тем, что воображаемые образы воспринимаются одновременно с раздражителем, а не заменяют его.

Психогенные и внушенные галлюцинации чаще наблюдаются у лиц внушаемых, с демонстративными чертами характера и особенно ярко проявляются при истерических реактивных психозах. В этом случае они возникают непосредственно вслед за психотравмой, отражают важнейшие переживания человека (женщина, потерявшая мужа, разговаривает с его фотографией, слышит, как муж ходит и т.д.).

Гипнагогические – галлюцинации, возникающие при засыпании, при закрытых глазах, что делает их более родственными псевдогаллюцинациям, чем истинным галлюцинациям (нет связи с реальной обстановкой). Эти галлюцинации могут быть единичными, множественными, сценоподобными, иногда калейдоскопическими (“у меня в глазах какой-то калейдоскоп”, “у меня теперь собственный телевизор”). Больной видит какие-то рожи, гримасничающие, показывающие ему язык, подмигивающие, чудовищ, причудливые растения.

Гипнопомпические – при пробуждении. Хотя, эти симптомы не относятся к чрезвычайно грубым нарушениям психики и при утомлении могут возникать у здоровых людей, однако при тяжело протекающих соматических заболеваниях и алкогольном абстинентном синдроме они служат ранним признаком начинающегося делирия и указывают на необходимость начать специфическое лечение.

Шарля-Бонне – возникновение галлюцинаций у людей с резким снижением зрения (старческой катарактой) и при поражении слуха. В генезе подобных галлюцинаций играет роль механизм сенсорной депривации (например, при длительном пребывании человека в темной пещере). Галлюцинации простые, прозрачные. Описаны Шарлем Бонне у своего деда, у которого на фоне катаракты наблюдались зрительные галлюцинации.

17. Варианты галлюцинаций по их проекции (экстракампинные, гемианоптические).

Экстракампинные – галлюцинации, возникающие за пределами анализатора (видят за стеной, видят объекты за спиной)

Гемианоптические – истинные зрительные галлюцинации при гемианопсии, локализующиеся в выпавшей части поля зрения.

18. Варианты галлюцинаций по содержанию (элементарные; с завершенной предметностью).

Элементарныегаллюцинации с незавершённой предметностью, — зрительные и слуховые галлюцинации в форме отдельных звуков (акоазмы) или беспредметных образов (фотопсии).

Акоазм (от греч.– слышимое) – элементарная слуховая галлюцинация в форме отдельных звуков: шум, звон, оклики, выстрелы, стуки и т. п.

Фотопсия (от греч.— свет, зрение) — появление в поле зрения беспредметных образов: движущихся точек, пятен, фигур, чаще светящихся, блестящих. Фотопсии могут наблюдаться при заболеваниях сетчатки или как психопатологический феномен (например, вызванный частым употреблением галлюциногенных веществ) — элементарные зрительные галлюцинации.

Фонемы – вскрики, всхлипы, междометия, отдельные слоги, не связанные в слова.

Все остальные — с завершенной предметностью — зрительные, вербальные, тактильные, висцеральные. Человек может разговаривать с несуществующим собеседником, есть несуществующей ложкой несуществующих суп и чувствовать несуществующую тяжесть в желудке после этого. См. вопр. 15.

studfiles.net

23. Классификации галлюцинаций. Объективные признаки галлюцинаций, пробы на готовность к галлюцинациям (Липмана, Рейхардта, Ашаффенбурга).

Галлюцинации — возникновение в сознании чувственного образа, обладающего всеми критериями реальности и воспринимаемого человеком как реальный образ, при отсутствии объекта восприятия.

Галлюцинации подразделяются по преимущественной заинтересованности того или иного анализатора. Выделяют слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые, обонятельные галлюцинации.

По степени сложности галлюцинации разделяются на элементарные — мнимое восприятие отдельных звуков, шумов, стука (акоазмы) или вспышек света (фотопсии). Простые галлюцинации — те, которые можно локализовать в пределах одного анализатора (только обонятельные или только слуховые и т.п.). Сложные (комплексные, комбинированные) — это галлюцинации, одновременно возникающие в двух и более анализаторах. Выделяют также гипнагогические (возникающие в состоянии перехода от бодрствования ко сну) галлюцинации и гипнапомпические (возникающие при пробуждении). Функциональные галлюцинации — появляются при существовании реального раздражителя и не сливаются с ним, существуют параллельно (в шуме дождя больной начинает слышать голоса людей).

Объективные признаки галлюцинаций: разговор больного с самим собой, в сторону; внезапное необоснованное изменение отношения больного к кому-то из окружающих; сообщение новостей, неизвестно откуда взявшихся; внезапная необоснованная смена настроения; внезапное стремление к уединению; мимика и движения, свидетельствующие о «видении»; изменение обычной ширины зрачков и глаз; прислушивание к чему-то (затыкание ушей, зажмуривание глаз, сокращение жевательных мышц). Под влиянием галлюцинаторных переживаний больные что-то сбрасывают с кожи, одежды, отплевываются, убегают, прячутся, нападают на окружающих, обращаются в различные учреждения за помощью, совершают суицидные поступки. При слуховых галлюцинациях религиозного содержания больные начинают креститься, читают молитвы, бьют поклоны и так далее. У больных с обонятельными и вкусовыми иллюзиями и галлюцинациями могут быть отказы от еды и лекарств (но иногда они обусловлены слуховыми императивными галлюцинациями). При обонятельных галлюцинациях у больных отмечается принюхивание, закрывание ноздрей. При вкусовых галлюцинациях больные по несколько раз пробуют пищу, часто полощут рот, при ротоглоточных галлюцинациях они как бы вытягивают что-то изо рта.

Симптом Липмана – вызывание зрительных галлюцинаций легким нажатием на глазные яблоки больного, иногда к надавливанию следует добавить и соответствующее внушение.

Симптом чистого листа (симптом Рейхардта) заключается в том, что больному предлагается очень внимательно рассматривать чистый лист белой бумаги и рассказывать, что он там видит.

При симптоме Ашаффенбурга больному предлагают поговорить по выключенному телефону – таким образом, проверяется готовность к возникновению слуховых галлюцинаций.

24. Расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства): микропсия, макропсия, метаморфопсия, нарушения схемы тела.

Нарушения восприятия размера предметов: микропсия (предмет воспринимается уменьшенным в размерах), макропсия (увеличенным).

Метаморфопсия — искажённое восприятие формы, величины, цвета, покоя или движения, пространственного расположения реально существующих в данное время предметов или явлений.

Нарушение схемы тела – психическое расстройство, которое проявляется в нарушении привычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, о расположении их или о положении всего тела.

Например, больному кажется, что его голова стала огромной, не умещается не только на подушке, но и вообще в комнате, что ноги его начинаются прямо от головы, а туловище исчезло.

studfiles.net

Нарушения восприятия (иллюзорные и галлюцинаторные расстройства, классификация галлюцинаций, галлюцинаторный синдром)

Иллюзии— искаженное восприятие реально существующих объектов — в звуке падающей воды (реально существующий стимул) слышится голос (иллюзорный образ). Основными характеристиками иллюзий являются:

— наличие объекта или явления, который подвергается искажению, например, визуального, аудиального или другого сенсорного образа,

— сенсорный характер явления, то есть его связь с конкретной модальностью восприятия,

— искаженная оценка объекта,

— оценка искаженного ощущения как реального,

— исчезновение иллюзии после оценки мышлением или включения другой модальности, например, при визуальной иллюзии попытка прикосновения к объекту позволяет исключить иллюзорное восприятие.

Классификация:

По сложности иллюзии делятся на:

элементарные,

простые,

сложные,

панорамические

и парэйдолические, примером которых являются образы, которые мы может увидеть в череде облаков или рисунке ковра. Парейдолические иллюзии возникаютв связи с нарушением сознания (при интоксикации, гипертермии,употреблении галлюциногенов). При парейдолических иллюзиях больной в рисунках обоев, тенях от предметов видит причудливые, фантастические чудовища, страшные изображения. Парейдолии — сложные чувственные, образные иллюзии. Прочитанное, виденное ранее приобретает чрезмерную силу и накладывается на несоответствующий по содержанию реальный образ. От паредойлических иллюзии следует отличать естественное желание людей пофантазировать рассматривая облака или морозный рисунок на стекле. Однако здоровый человек всегда четко различает воображаемые и реальные объекты, способен в любой момент по своему желанию остановить поток представлений.

По органам чувств они делятся на:

тактильные,

зрительные,

визуальные,

ольфакторные,

слуховые,

проприоцептивные

и кинестетические.

По причинам возникновения иллюзии делятся на:

физические, обусловленные объективными свойствами среды, например, обусловленные особенностями преломления света или отражения звука; преломление предметов на границе двух сред, миражи

физиологические, связанные с периферическими анализаторами, например иллюзии светящегося галло — свечение вокруг фонарей у больных глаукомой; например, ощущение движения послеостановки поезда; горизонт, где земля сходится с небом, параллельные линиивдали воспринимаются сходящимися и т.д. Они связаны с несовершенствоморганов чувств.

психические, в частности, связанные с ожиданием какого-либо человека, которого мы, ошибаясь, внезапно видим в толпе;



эйдетические(эйдетизм), связанные с воображением. Возможность чувственно, живо представлять воображаемые объекты

От патологических иллюзий следует отличать ошибки восприятия у психически здоровых людей при затруднениях в получении объективной информации о внешнем мире. Так, ошибки вполне естесственны в затемненном помещении или при значительном шуме, особенно у людей со снижением слуха или зрения.

Иллюзии характерны для невротических расстройств, а также для первых стадий развития расстройств сознания, например делирия. Некоторые иллюзии возникают у психически здоровых лиц в особых стрессорных условий среды. Например, при посадке на Луну космонавт Армстронг чувствовал слежку за собой, которая была связана с иллюзорным восприятием колебания антенны космического челнока.

Галлюцинация— восприятие объекта или сенсорного образа, который возникает без наличия реального объекта, но сопровождается уверенностью в том, что этот объект существует.

Классификация:

По степени сложности они делятся на элементарные, наиболее типичные для эпилепсии. К ним относятся слышимые извне простые звуки гула, звона, гудка паровоза (акуфены), вспышки света или простые светящиеся фигуры, которые можно смоделировать при закрытых глазах надавливанием на глазные яблоки (фосфены), запахи тления или приятные запахи, обычно сопровождающиеся слюнотечением (паросмии).

Простые галлюцинации фотопсии, акоазмы, не имеющие содержания. Они воспринимаются в окликах, световых эффектах, всветящихся точках и др.Типичны для органических поражений мозга. Например, при локальных поражениях затылочной области левого полушария пациент может наблюдать завершенный и предметный образ рыбы, человеческого лица или висящего топора, который наблюдается в конкретном месте пространства, например лежит на столе (галлюцинации Шарля Бонне). Пациент может ощущать перемещение насекомых под кожей в конкретной зоне тела, что характерно для органического поражения ножек мозга (педункулярный галлюциноз Лермитта).



Сложные имеют содержание, могут быть в виде образов, сцен, панорам, диалогов, разговоров, запахов, прикосновений и др. Напоминают динамические явления. Например, слышимый голос может комментировать события окружающих, а видимый образ может передвигаться, улыбаться или плакать.

По органам чувств галлюцинации делятся так же, как и иллюзии.

Зрительные галлюцинации — мнимое восприятие зрительных образовбез реального раздражителя (образа, явления) в данное время. Например,больной утверждает, что он видит змей, ползающих под кроватью. Какправило, зрительные галлюцинации отражают острые состояния, слуховые(вербальные) и тактильные — хронические. Зрительные галлюцинации болеехарактерны для экзогенно-органической патологии.

Слуховые галлюцинации — больной слышит оклики, разговоры, музыку,пение и т.д., которых в это время нет. Выделяют вербальные галлюцинации ввиде человеческой речи. Они могут быть по отношению к личностибольного нейтральными, комментирующими (враждебными, угрожающими,доброжелательными, антагонистическими — одни голоса добрые, другиезлые), императивными, т.е. приказывающие больному совершить что-либо.

Императивные галлюцинации представляют большую опасность длясамого больного и окружающих, т.к. «голоса» могут приказать убить кого-либо, поджечь квартиру, выбросить ценные вещи и т.д.

Обонятельные галлюцинации — больной воспринимает запахи, которыеотсутствуют в это время. Они могут быть приятными, но чаще неприятны,например, резкие запахи гари, бензина, «запах отходящих из кишечникагазов». Резкие запахи наблюдаются при обонятельной ауре у эпилептиков.

Вкусовые галлюцинации выражаются в том, что больной воспринимаетвкусовые раздражения, которых нет в данное время, часто это привкус яда,»отравы» (ртути, свинца, стрихнина).

Тактильные галлюцинации: температурные, восприятие влаги на теле, ввиде прикосновений, сжатия, поглаживания, щипков, поколачивания,растяжения кожи и др.

Висцеральные галлюцинации(сенестопатический галлюциноз) -воспринимается предмет или образ в каком-либо органе или части тела.Например, больной видел, как к нему «в рот заползла змея и поселилась впищеводе».

По условиям возникновения выделяются галлюцинации, предшествующие засыпанию (гипнагогические), это обычно последовательные образы, напоминающие кадры фильма, и гипнопомпические галлюцинации, отмечаемые в момент пробуждения.

Особые виды галлюцинаций

Гипногогические — галлюцинации, появляющиеся при переходе от бодрствования ко сну (при засыпании). Эти галлюцинации возникают при закрытых глазах, они могут быть единичными или множественными, сценоподобными или калейдоскопическими.

Значительно реже бывают гипнопомпические,возникающие при пробуждении, т.е. при переходе от сна к бодрствованию.

Эти галлюцинации исчезают, когда больной засыпает или полностью пробуждается.

Экстракампинные— галлюцинации, располагающиеся вне поля зрения. Например, больной, глядя прямо перед собой, «видит» сзади у себя черта.

Функциональные— галлюцинаторный раздражитель воспринимается наряду, параллельно с реальным. Пример: в шуме воды слышится и шум воды и «голоса». От иллюзий функциональные галлюцинации отличаются тем, что при иллюзиях вместо одного раздражителя воспринимается другой по содержанию (не шум воды, когда открывают кран, а шепотная речь), а при функциональных галлюцинациях, как сказано выше, воспринимается и шум воды (реальный) и галлюцинаторная речь в ней.

Рефлекторные галлюцинации – отраженные, когда реальный раздражитель (например, поворот ключа в замке) галлюцинаторно воспринимается в другом месте (поворот ключа в сердце). Или, например, веретено в руке — веретено вертится и жужжит в сердце.

Внушенные галлюцинации– вызванные во время сеанса гипносуггестии.

Отрицательные галлюцинации— отсутствие восприятия действительно существующих предметов.

Эпизодические галлюцинации— периодически возникающие, например экстатические у эпилептиков.

Галлюцинации типа Шарля Боне— у людей психически здоровых, потерявших зрение или слух, возникают зрительные или слуховые галлюцинации (с критической оценкой). Например: больная (ослепшая)видела, как «вдоль забора, выркашенного зеленой краской идет белокурая девушка в красивом голубом платье».

Явления фантома у ампутированных— галлюцинации психически здоровых (с критическим к ним отношением), когда человек воспринимает наличие ампутированной конечности, может ощущать боль в ней и пр.

В детском возрасте и у подростков чаще бывают зрительные галлюцинации (звери, чудовища из прочитанных сказок и т.п.), а слуховые -в виде простых или элементарных галлюцинаций (звон, шум, выстрелы, оклики по имени и т.п.).

Галлюцинации выявляют в беседе с больным, при расспросе, наблюдая за его поведением, мимикой и др. Больные со слуховыми галлюцинациями к чему-то прислушиваются, разговаривают с «голосами».При зрительных галлюцинациях к чему-то присматриваются, при тактильных– смахивают с себя что-то и т.д.

Возможно вызвать галлюцинации (если они исчезли) или вызвать их усиление (когда они имеются) у больных с алкогольным делирием с помощью легкого надавливания на глазные яблоки (симптом Липмана).Можно предъявить больному чистый лист бумаги и предложить прочитать там написанный текст (внушенные галлюцинации), при этом больной будет читать несуществующий галлюцинаторный текст (симптом Ригера и Рейхардта). Слуховые галлюцинации усиливаются или появляются при остром и хроническом алкогольном галлюцинозе после предложения врача больному вслушаться в монотонный звук метронома, часов (симптомБехтерева). Можно предложить больному поговорить по телефону, трубкакоторого разъединена с аппаратом — больной будет «слышать» голос, раздающийся в трубке (симптом Ашаффенбурга).

По пространству возникновения галлюцинаций на истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации галлюцинации, обладающие всеми свойствами восприятия, а именно чувственной живостью, экстрапроекцией, отсутствием произвольной изменчивости, что создает чувство реальности. проецируются в естественном пространстве, например, голоса слышны на улице или в комнате, образ заметен непосредственно перед пациентом. По содержанию истинные слуховые галлюцинации могут быть комментирующими (голоса объясняют поведение пациента), императивными (голоса заставляют что-либо делать), диалоговыми (голоса разговаривают друг с другом). При истинных зрительных галлюцинациях предметность образов столь высока, что пациенты с ними общаются как с живыми людьми, кроме того, пациент убежден, что окружающие также видят эти образы. Например, больной видел ведьму. Он живо, ярко описывал подробности наружности «ведьмы», мертвенно бледный цвет тела, «когти», что послужило поводом считать этот образ ведьмой. Сидела она в комнате, кривлялась, пугала, а он ничего не мог поделать, ведьма была реальной, «настоящей». Этот больной испытывал полную, истинную галлюцинацию.

Истинные галлюцинации имеют тенденцию чаще возникать вечером, особенно это касается зрительных образов.

При псевдогаллюцинацияхзрительные образы прозрачны и нетелесны, они тесно связаны с мышлением и могут ассоциироваться с конкретной идеей. Такую связь В. Хлебников определял как «мысле-форма». Псевдогаллюцинаторные образы вторгаются в психику насильственно, поэтому объясняются пациентом как результат воздействия чужой воли, энергии или силы. Может возникнуть представление о том, что они говорят собственным голосом пациента, управляя его речевым аппаратом, и тем самым высказываемые мысли самому человеку вовсе не принадлежат (речедвигательные галлюцинации Сегла). Они могут также сочетаться с идеями управления, например, переживаниями, что настроение связано с чуждой силой, она управляет движениями тела, мыслями и намерениями, Это явление называют психическим автоматизмом.

Слуховые псевдогаллюцинации проецируются в мыслимое пространство, например, голоса могут слышаться из другой комнаты, которая хорошо изолирована, и даже с других планет или исходят из тела. Чаще они слышны внутри головы как звучащие или противоречивые мысли. Псевдогаллюцинаторные предметные образы внутри тела называются соматическими галлюцинациями. Это может быть переживание конкретного, часто передвигающегося инородного тела внутри живота, ребенка, животного или механизма. Внутренний образ может обладать псевдогаллюцинаторными мыслями, которыми он обменивается с пациентом. Наиболее типично псевдогаллюцинирование для шизофрении.

Синдромы галлюциноза(зрительного, слухового, тактильного и др.)мнимое восприятие образов без реального раздражения соответствующего анализатора, без бредовой трактовки галлюцинаций, с критическим отношением или без него.

4.Нарушения восприятия (психосенсорные расстройства: деперсонализация, дереализация, метаморфопсии, нарушение схемы тела)

Восприятие есть субъективное психическое отражение предметов и явлений, оно складывается из ощущений, формирования образа, его дополнения воображением. Различают следующие группы патологических изменений восприятия: иллюзии, галлюцинации (истинные и псевдогаллюцинации), психосенсорные расстройства, агнозии. Психосенсорные расстройства включают деперсонализацию и дереализацию.

Психосенсорные расстройстваиногда считаются промежуточными между расстройствами сознания и восприятия. К ним относятся переживания деперсонализации и дереализации, а также особые синдромы, описанные в соответствующем разделе.

Деперсонализация-болезненное переживание собственной измененности пациента, утраты собственной идентичности, потери собственного Я.Выражается в следующих симптомах:

— изменения «Я», своеобразные ощущения трансформации, чаще негативной, собственной личности, сопровождающиеся страхом сойти с ума, переживанием собственной ненужности, пустоты смысла жизни и утраты желаний. Это состояние характерно для аффективных расстройств и некоторых неврозов.

— расщепление «Я», типичное для шизофрении и диссоциативных расстройств, выражается в чувстве наличия в себе двух и более личностей, каждая из которых имеет собственные намерения, желания.

— изменение схемы тела, выражается в аномальном восприятии длины конечностей, укорочении или вытягивании рук и ног, изменениях формы лица, головы. Состояние, наблюдаемое в результате органических расстройств.

Метаморфопсии(зрительные психосенсорные расстройства) -искаженное восприятие реально существующих предметов с сохранением понимания их значения и сущности, а также критического отношения больного к ним (дисморфопсии — искажение формы предметов, макропсии -увеличение предметов, микропсии — уменьшение их размеров). Нарушаются пространственные отношения, изменяется чувство времени, оценка расстояния и пр. Психосенсорные интеро- и проприорецептивные расстройства — искажается или нарушается восприятие телесного «я», -проявляются в чувстве изменения пропорций и размеров тела, его частей. Обычно входят в структуру синдромов деперсонализации, нарушения схемы тела, дисморфофобии и ипохондрического. Примеры: «голова огромная»,руки чрезмерно длинные, зубы шатаются.

Дереализацияназывают ощущение измененности окружающего мира, производящее впечатление нереального,чуждого, искусственного, подстроенного.Выражается в изменении:

— цвета, например, при депрессиях мир может казаться серым или с преобладанием синих тонов, что особенно хорошо заметно в творчестве художников, например Э. Мунка, который в периоды депрессий пользовался преимущественно черным, синим и зеленым цветами. Преобладание в окружающем ярких красок отмечают пациенты с маниакальными состояниями и при употреблении атропиноподобных препаратов. Восприятие красных и желтых тонов или пожара типично для сумеречных эпилептических состояний.

— темпа и времени: окружающее может казаться чрезвычайно быстро изменяющимся, подобно кадрам старого кино (синдром кинематографа) или, напротив, кажется затянутым. В одних случаях кажется, что месяцы бегут как мгновения, в других — ночи нет конца. Пациенты могут говорить о том, что замечают один и тот же стереотипно повторяемый сюжет. Все указанные переживания связаны с эмоциональностью, например, при хорошем настроении кажется, что время течет быстрее, а при плохом — медленнее.

формы и размеров: окружающее может увеличиваться или уменьшаться (синдром Алисы в Стране чудес), приближаться и удаляться, постоянно трансформироваться. Правую сторону пациент может воспринимать как левую и наоборот (синдром Алисы в Зазеркалье). Состояния такого рода характерны для интоксикаций психоактивными веществами и для органических поражений головного мозга.

К психосенсорным расстройствам относят также некоторые состояния, типичные для эпилепсии — «уже виденного (слышанного)», «никогда не виденного (слышанного)»,которые, в общем, близки к переживанию «уже прочувствованного и испытанного». При симптоме «уже виденного (слышанного)» пациент говорит о новом месте, как знакомом ему, и, соответственно, о новой услышанной информации, как знакомой. Он интерпретирует это иногда увиденным во сне, как будто сон являлся пророческим. При симптоме «никогда не виденного (слышанного)», пациент уверяет, что прежде знакомое место или информация ему совершенно неизвестны и чужды.

cyberpedia.su

0 comments on “Классификация галлюцинаций – 27. Принципы классификации галлюцинаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *