Классификация иллюзий – 8 : . . . —

Классификация иллюзий — Ai Agency — Хайп

Подписывайтесь на канал «Другая фаза», чтобы быть в курсе самых горячих технологических и научно-философских тем.

Начав новую тему «Иллюзии восприятия» в рамках наших размышлений над философией сознания, необходимо закрепить наше совместное понимание темы приведением целостной классификации нашего нового объекта изучения. Ведь классификация — это первый шаг к познанию.

Итак, в целом все иллюзии восприятия можно разделить на следующие большие классы:

1. Физические — обусловлены физическими законами этой реальности и не связаны с психикой человека как таковой. Этот тип иллюзий практически неинтересен с точки зрения изучения философии сознания, так как формирование иллюзии происходит вне разума человека. К таковым иллюзиям можно отнести, например, миражи в пустынях, перелом предметов при переходе из среды в среду с разной оптической силой и т. д. Мы не будем рассматривать этот класс иллюзий в нашем цикле.

2. Иллюзии первичного восприятия — возникают из-за нарушений или особенностей сенсорных систем человека и не связаны с физическими свойствами получаемых стимулов. Такие иллюзии проще всего изучать на большом множестве людей, так как обычно все люди одинаково воспринимают то, что вызывает соответствующие иллюзии. Мы рассмотрим несколько иллюзий этого класса для разных сенсорных модальностей.

3. Иллюзии интерпретации — возникают из-за особенностей более глубоких нейронных сетей, участвующих в обработке сенсорной информации и её интерпретации. Их изучение затруднено по сравнению с иллюзиями предыдущих классов. Вместе с тем, некоторые иллюзии этого класса разделяют всё множество людей на несколько групп, которые по-разному их воспринимают (чёрно-золотое платье), поэтому их изучение, равно как и изучение лежащих в их основе механизмов крайне важно. Мы углубимся в изучение иллюзий этого класса, так как они наиболее интересны.

4. Парейдолии — в целом, это, скорее, подкласс предыдущего класса, однако его стоит выделить отдельно, так как эти иллюзии могут оказаться крайне навязчивыми, так как они обусловлены механизмами распознавания образов, настроенными на ту среду, в которой мы, люди, обитаем. Этот тип иллюзий появился благодаря естественному отбору, который фиксировал функции распознавания определённых типов. Например, люди очень легко могут «увидеть» лица в случайных или калейдоскопических нагромождениях узоров — ну просто потому, что распознавание лиц является очень важной социальной функцией для людей. Мы немного будем рассматривать иллюзии этого класса.

5. Аффективные и психиатрические иллюзии — возникают из-за психиатрических нарушений и являются, скорее, уникальными для каждого конкретного психиатрического больного, однако врачи выделили множество однотипных иллюзий, которые повторяются у разных людей. Изучать иллюзии этого класса наиболее сложно, но они же дают много важного материала для осмысления и выдвижения гипотез в области философии сознания. Мы затронем некоторые из иллюзий этого класса.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, хотя галлюцинации по своему механизму возникновения довольно похожи на физиологические иллюзии. Однако главное их различие в том, что галлюцинации возникают в отсутствие непосредственного сенсорного стимула, а для иллюзии такой внешний или внутренний стимул есть всегда.

Иллюзии одинаковы для всех людей (так кажется по описаниям, даваемым людьми), поэтому они являются важным инструментом исследования психики и феноменологического сознания (его квалитативных состояний).

Оставайтесь с нами и подписывайтесь на канал «Другая фаза», чтобы не пропустить грядущие интереснейшие материалы.

hype.ru

Иллюзия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Прозрачный циферблат этих «тайных часов» может создать у зрителя иллюзию, что стрелки работают без какого-либо механизма.

Иллю́зия (лат. illusio «заблуждение; обман») — это:

Разновидности иллюзий восприятия (обмана чувств)[править | править код]

Могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии):

  • Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
    • Оптические — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через псевдоскоп, то, вследствие создаваемой прибором отрицательной диспаратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы)
    • Звуковые, например, тон Шепарда.
  • Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, видимый в окне движущегося поезда пейзаж выглядит находящимся в непрерывном движении; или же, к примеру, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более лёгкий, покажется более тяжёлым, чем предмет, находящийся в другой руке) (см. Установка (психология)).
    • Слуховые — искажённое восприятие характеристик звука: силы, ритма, расстояния до источника звука.
    • Тактильные (иллюзии осязания) — иллюзии восприятия тактильных ощущений.
    • Обонятельные, вкусовые — проявляются в виде изменения качества ощущений, например, сладкое ощущается кислым.
  • Вербальные — возникают в результате искажённого восприятия реальных разговоров окружающих людей.
  • Иллюзия восприятия времени — искажённое восприятие хода времени, например, kappa effect
    [en]
    , chronostasis[en].
Картинки, вызывающие оптические иллюзии
Статическая картинка может вызвать иллюзию движения при рассматривании (особенно при наклонах головы) Если смотреть на 4 чёрные точки в центре больше минуты, а потом перевести взгляд на белый фон, то появится портрет

Иллюзии в психиатрии[править | править код]

  • Иллюзии в психиатрии — возникающие как следствие психического расстройства. Данная форма иллюзий не связана с описанными выше внешне сходными феноменами, обусловленными законами физиологии и оптики[1].
    • Слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные.
    • Парейдолии (парейдолические иллюзии) — особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.
    • Аффективные (психические иллюзии, эмоциональные иллюзии) — возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха, тревоги.
    • Иллюзии осознаваемости (воплощённой осознаваемости) — ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом[источник не указан 200 дней]; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда[источник не указан 200 дней]. Согласно иным классификациям, подобное ощущение является галлюцинацией общего чувства[1]:115.
  1. 1 2 Сергеев И. И. Психиатрия и наркология / Сергеев И. И., Лакосина Н. Д., Панкова О. Ф.. — М.: «МЕДпресс-информ», 2009. — С. 112—113. — 752 с. — ISBN 5-98322-498-0.

ru.wikipedia.org

Общая психопатология | Обучение | РОП


Классификация иллюзий (продолжение)

Б. По механизму развития.

1. Иллюзии невнимательности: возникают при недостатке внимания или в условиях, затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения, большое расстояние и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка), незнакомый человек издалека принимается за знакомого и т.д. Возникновению подобных иллюзий часто способствуют ожидание восприятия определенного объекта («человек видит то, что ожидает увидеть»), например, человеку, собирающему грибы в лесу, в первое мгновение опавший лист может показаться грибом, так как его восприятие в настоящее время настроено на восприятие грибов. Иллюзии этого типа исправляются сразу же, как только мы сосредоточим наше внимание на воспринимаемых объектах или получим о них дополнительную информацию (например, рассмотрим человека, вначале принятого за знакомого, с более близкого расстояния).

2. Аффективные иллюзии (аффектогенные иллюзии)

А в темноте, страшилищами бредя,
Мы куст принять готовы за медведя. 
(У.Шекспир)

Возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей; больной с бредом преследования, ожидающий, что его могут убить, на высоте страха, вызванного этими мыслями, слышит в нейтральных словах окружающих его людей угрозы в свой адрес, ругательства, обвинения (вербальные иллюзии), случайный предмет в руках соседа по палате кажется ножом, фонендоскоп в руках врача — удавкой и т.д. Иллюзии данного типа обычно понятны с точки зрения преобладающего в настоящий момент аффекта и могут приводить к поступкам, отражающим эти переживания (например, защищая себя от мнимых преследователей, больной может напасть на них сам).

3. Парейдолические иллюзии или парейдолии (от греч. para — около и eidoles — образ) — зрительные иллюзии, возникающие при рассматривании конфигураций линий (узоров), теней, расцветок различных объектов или поверхностей, в которых эти реальные объекты претерпевают причудливо-фантастическую трансформацию: в рисунках обоев, бликах света на стенах, облаках на небе больные начинают видеть необычные, подчас экзотические растения, животных, людей, сцены различного содержания. Иногда эти образы как бы оживают, начинают трансформироваться, что воспринимается как их движение или развитие некого сюжета (больные, прежде переносившие подобные состояния, столкнувшись с ними вновь, называют их «мультиками»). Парейдолии возникают непроизвольно (помимо воли), обычно они мало связаны с каким-либо аффектом и не исчезают, когда внимание сосредотачивается на восприятии тех объектов (узоров и пр.), на основе которых они развиваются.

Иллюзии невнимательности и мимолетные аффективные иллюзии в ситуациях, предрасполагающих к волнению, могут возникать у лиц без психических расстройств.

Иллюзии, возникающие по механизму аффектогенных при помрачениях сознания или бредовых и аффективно-бредовых психозах, отличаются отсутствием критики к этим расстройствам, относительной стойкостью; они, как и галлюцинации, могут приводить к опасному поведению больных.

Парейдолические иллюзии возникают при интоксикациях некоторыми психоактивными веществами (например, психодислептиками — каннабиоидами, ЛСД и пр.), при делириозном помрачении сознания, на начальных стадиях которого они предшествуют развитию галлюцинаций (!).

Иногда выделяют еще один вид иллюзий — иллюзии узнавания:

  • Симптом «отрицательного двойника» (синдром Капгра) — знакомые люди воспринимаются как незнакомые (например, родственники или близкие были заменены двойниками, злоумышленниками, которые являются их точной копией).
  • Симптом «положительного двойника» (синдром Фреголи) — незнакомые люди воспринимаются как знакомые (в посторонних, случайных людях узнают своих знакомых, родных и пр.).

В основе иллюзий узнавания может быть нарушение восприятия лиц (патология, близкая к прозопагнозии, — гипо- или гиперидентификация лиц), но может быть и нарушение мышления — бред.

Термин «иллюзии» часто употребляется и в других, немедицинских значениях:
— заблуждение, поверхностное суждение, фантазия, иногда облегчающий самообман («предаваться иллюзиям»). Такие иллюзии, в отличие от иллюзий восприятия, описанных выше, можно обозначить как когнитивные иллюзии;
— в физике рассматривают возникновение иллюзий, связанных с особенностями сред, в которых находятся предметы. Например, ложка в стакане с водой кажется искривленной, так как плотность воздуха и воды различна. Такие иллюзии называют физическими;
— в психологии и физиологии часто рассматриваются так называемые оптико-геометрические иллюзии. Это иллюзии, возникновение которых обусловлено особенностями строения и функционирования органа зрения, их суть в том, что видимые отношения элементов фигур не совпадают с фактическими (например, среди двух линий одинакового размера большей будет казаться та, у которой на концах расположены стрелки, обращенные внутрь, а меньшей — линия, у которой стрелки обращены наружу; см. рисунок). Так как такие иллюзии не имеют отношения к патологии психической деятельности, в медицине их обычно называют физиологическими.


Иллюзия Мюллера—Лайера. Длина горизонтальных линий на самом деле одинакова.



psychiatr.ru

Иллюзия – что такое, виды, свойство психики и восприятия

Мир является иллюзией, в которой живут люди. Что это такое? Психологи называют иллюзией все, что не соответствует реальности. Поскольку человек может заблуждаться в чем угодно, то существует множество видов иллюзии.

Интересным является факт того, как психологи объясняют неспособность человека создать нечто такое, чего он никогда не видел, не слышал и не чувствовал. В пример приводятся корабли Колумба, которые не могли распознать аборигены Америки, пока те не подплыли к их берегам и из них не высадились люди.

Интернет-журнал psytheater.com рассматривает феномен, когда человек видит то, что привык видеть, и не видит того, что не является объектом его желаний, интересов и прочего. Так, каждый человек живет в своем иллюзорном мире. По факту мир один на всех, он не может быть разным. Однако люди на него по-разному смотрят, накладывают на него свои желания, страхи и прочее, отчего один и тот же мир кажется разным людям неодинаковым.

Однако в психологии существует более приземленное понимание иллюзии, которую можно определить по тому, что человек видит, находясь в пустыне под палящим солнцем и длительное время не употребляющий еду и воду. Иллюзия – это картинка того, чего нет на самом деле, искаженное восприятие.

Что такое иллюзия?

У понятия иллюзия есть множество определений:

  1. Это искаженное восприятие объекта, который реально существует, но кажется в другом ракурсе, обман чувств.
  2. Это мечта, несбыточные желания.

Иллюзия – это видение некоего объекта в искаженном ракурсе. Это связано с особенностями строения и функционирования органов чувств, которыми обладает человек. Достаточно часто иллюзии являются зрительными. Изменение цвета, который одним кажется зеленым, другим синим. Малейшее передвижение элементов, которые делают объект уже другим предметом.

Иллюзия – это восприятие объекта не таким, каким он есть на самом деле. В примере с аборигенами Америки имелось в виду, что человек вообще не видит того, о чем не знает. А в примере с пустыней человек видит то, чего не существует в том месте, где он находится.

Иллюзии можно сравнивать с обманом, заблуждениями и даже галлюцинациями. Часто иллюзия является следствием неправильной работы органов чувств либо интерпретацией увиденного, услышанного или ощущаемого.

Если иллюзию можно отнести к заблуждениям здоровых людей, то бред и галлюцинации являются явлениями больных лиц. Хотя механизм один и тот же, как и состояние – человек видит одно вместо другого.

Можно вынести некоторую пользу из иллюзии, когда человек заблуждается в том, что он видит, слышит или чувствует. Немало нового было создано лишь потому, что человеку казалось. Многие картины, которые сегодня пользуются ценностью, являются либо эффектом иллюзии, либо следствием бреда их авторов. Многие открытия были сделаны лишь потому, что ученым что-то казалось или чудилось. Многие фантастические сюжеты являются следствием иллюзий. Невообразимые сюжетные линии снов, когда человеку его собственный дом кажется маленьким или когда он не может перейти на следующую ступеньку, поскольку она постоянно от него отдаляется, тоже можно назвать своеобразными иллюзорными явлениями.

Хоть иллюзия является ошибочным восприятием реальности, она все же отыгрывает важную роль в психической деятельности человека:

  • Снимает напряжение.
  • Дает четкость и понимание.
  • Позволяет найти объяснение.
  • Дает спокойствие.

Человек в любой ситуации нуждается в четком понимании того, что происходит.  И если он чего-то не понимает или не знает, тогда в ход пускаются различные додумывания, фантазирование, домысливание. Все это помогает упорядочить ту реальность, в которой человек находится, даже если в итоге она является сильно искаженной.

На появление иллюзии влияет множество факторов:

  1. Социум – когда человек меняет свое мнение или восприятие под давлением других людей, которые не соглашаются с его начальным мнением и говорят, что он должен думать, видеть, чувствовать.
  2. Мотивация – бессознательные устремления и желания создают ложные образы того, что человек видит или слышит.
  3. Прошлый опыт – когда человек воспринимает предмет именно так, как он уже привык его видеть, чувствовать, интерпретировать.
  4. Эмоциональное состояние – когда человек интерпретирует, объясняет, видит мир в зависимости от своего настроения.
  5. Психологическое состояние, самооценка, подверженность внушению и пр. – когда человек смотрит на мир в зависимости от своих состояний.
  6. Убеждения и шаблоны мышления – когда мир воспринимается так, как человека научили его видеть.
  7. Привычки – когда человек не задумывается, а шаблонно реагирует на происходящее, что лишает его гибкости, живости и свежести идей.
перейти наверх

Виды иллюзий

Иллюзий существует очень много. Рассмотрим самые распространенные ее виды:

  • Аффективная иллюзия, которая основана на эмоциональном восприятии объекта. Например, девушка под действием страха в темном переулке спутает мусорный бак со стоящим человеком. Стоит только подойти к предмету, чтобы получше его рассмотреть и развеять свою иллюзию. Однако страх и иллюзия будут сказываться на поведении девушки, которая убежит от мусорного бака, думая, что это маньяк.
  • Иллюзия внимания (схожа с иллюзией установки) – бывает повышенной или сниженной. Повышенное внимание сказывается на том, что человек может слышать телефонный звонок, когда он его ожидает услышать. Сниженное внимание заключается в восприятии одного слова другим при нежелании изучать информацию. Можно по ошибке прочитать «Душевные установки» вместо «Душевые установки».
  • Парейдолические иллюзии (парейдолии) – когда человек в некоем рисунке или даже наборе хаотично построенных деталей видит некий образ. Этот образ может быть не только статическим, но и динамичным, например, человек видит на картине стадо скачущих лошадей, что происходит в движении.

Парейдолические иллюзии являются самыми интересными, поскольку позволяют на примере увидеть, как человек искажает восприятие мира. На один образ, при таком же освещении, расположении и окрасе он накладывает другой образ, который практически первому ничем не противоречит.

На данной основе хорошо базируется такой известный всем психологический совет, как изменение своего отношения к происходящему. Когда человек от чего-то страдает, ему предлагается изменить свое отношение к происходящему, то есть:

  • Увидеть реальность такой, какая она есть – избавиться от иллюзии того восприятия, из-за которого человек страдает.
  • Придумать другую иллюзию, которая идеально накладывается на первую при тех же параметрах и обстоятельствах происходящего.

Выделяют другие виды иллюзий:

  1. Вербальная – когда человеку слышится не то, что было сказано. Например, человек слышит «Как же ты ей надоел!» вместо «Дождь прошел». Такая иллюзия очень распространенная. Каждый может вспомнить, как вместо одного слова он слышал другое, из-за чего смысл сказанного искажался.
  2. Культурная – искаженное восприятие мира из-за предрассудков, религии, политической позиции и пр.
  3. Личностная — искаженное восприятие из-за опыта, уровня образованности, психических защит, эгоцентризма и пр.
  4. Оптическая:
  • Оптико-физическая – например, ложка, которую погрузили в воду, кажется надломленной из-за возникшего отражения на воде.
  • Физиологическая – например, если поднять обеими руками два предмета одинаковой массы, а затем заменить один предмет на третий такой же массы, то в этой руке вещь окажется более легкой, нежели в той, где предмет не менялся.
  • Метаморфопсия (органическая иллюзия) – искаженные зрительные восприятия в цвете, объеме, форме, расположении. Недвижущиеся предметы могут начать двигаться, когда в действительности остаются на месте.
  1. Слуховая – когда искажаются звуковые сигналы: тональность, слова, расстояние.
  2. Тактильная – искажение физических ощущений.
  3. Вкусовая, обонятельная – когда неправильно воспринимается вкус, например, кислое кажется сладким.
  4. Иллюзии восприятия времени – когда человек теряется во времени, датах, называет другое время.
  5. Иллюзии осознаваемости – когда человеку кажется, что рядом с ним кто-то находится. Являются предвестником бреда или галлюцинаций.
перейти наверх

Иллюзия жизни

Человек смотрит на других людей и сам додумывает, как они живут, чем развлекаются, какими являются. И поскольку человек думает хорошее о тех, кого плохо знает, то ему кажется, что они живут счастливее него. Человек плохо думает о тех, кого он хорошо знает. Но когда люди ему малознакомы (причем они показывают себя только с лучшей стороны), ему кажется, что у них жизнь лучше его.

Это называется иллюзией жизни, когда вам кажется, что другим людям лучше живется только потому, что вы не знаете, как дела обстоят на самом деле. Вы не знаете людей. Они показывают себя только с лучшей стороны (так делают все при первых встречах). И вам кажется, будто они счастливее, успешнее, умнее, гармоничнее вас. Но как часто оказывается, все, что вам казалось поначалу, было вашей фантазией. Вы додумывали ту информацию, которой вам не хватало. А оказывалось, что другие люди живут так же плохо, проблемно и несчастно, как и вы.

Все люди поначалу стараются казаться успешными, счастливыми и здравыми. Но чем больше с ними знакомишься, тем больше понимаешь, что у них тоже есть проблемы, нерешенные вопросы, комплексы, недостатки и т. д. Другие люди живут не лучше и не хуже вас, а просто по-своему. У них тоже есть ситуации, которые их раздражают, и проблемы, которые они не могут решить. Это ваши иллюзии, если вы думаете, что кто-то живет лучше вас. Несомненно, у кого-то может быть то, чего нет у вас. Но это еще не значит, что у этих людей нет проблем.

Не витайте в иллюзиях. Лучше узнавайте реальную историю людей, чтобы понимать, что она тоже полна тех же страданий и разочарований, которые имеются и у вас.

перейти наверх

Итог разрешения всех иллюзий

Самой большой иллюзией, которой обладает практически каждый человек, является то, в каком мире он живет. Мы заблуждаемся в отношении самих себя (какими людьми являемся, какими качествами обладаем и на что способны). Мы заблуждаемся в отношении других людей (как они живут, кем являются, что думают и чувствуют). Мы заблуждаемся в отношении того, в какой стране живем. И вообще весь мир является неразгаданным для человека. Это только кажется, что мы все знаем и понимаем. А на самом деле мы знаем лишь то, что нам сказали другие люди, которые тоже ошибаются, основывают свои знания на полученной извне информации, сами догадываются, фантазируют и додумывают.

Человек живет в мире иллюзий, которые ему вменяют другие люди. И он им поначалу верит, а потом и сам становится творцом своих иллюзий.

Если говорить о том, что психически и физически здоровый человек что-то искаженно воспринимает, то речь идет об иллюзиях. Если же искаженное восприятие является следствием неправильной работы анализаторов, головного мозга или психических отклонений, тогда речь будет идти о других состояниях.

psytheater.com

«Оптические иллюзии»

Районный конкурс (конференция)

исследовательских работ по учебным предметам

учащихся учреждений общего среднего образования

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Оптические иллюзии»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

1.1. История возникновения иллюзий……………………..…………………….5

1.2. Строение глаза человека, природа возникновения оптических иллюзий ………………………………..…………………………………………………….7

1.3. Классификация оптических иллюзий…….………………………..………..9

1.4. Практическое применение ………………………………………….……..11

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

2.1. Эксперимент 1. Исследование иллюзии зрительного восприятия

2.2. Эксперимент 2. Объяснение «лунной» иллюзии

2.3. Эксперимент 3. Создание фотографий с оптическими иллюзиями

2.4. Итоги экспериментальной работы……………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………20

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………..21

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, несмотря на развитие науки и техники, человек продолжает пользоваться своими субъективными оценками по всем направлениям. Конечно, если это касается нематематических наук, то в этом нет ничего плохого, но когда речь идет об оценках, при ошибке в которых, может произойти непоправимое, то тогда следует забыть об интуиции и воспользоваться измерительными приборами. Это, безусловно, касается так называемой оценки «на глаз».

Выражение «обман зрения» очень распространено. К сожалению, наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Их известно очень большое количество и все они не однотипны, как и причины, их возникновения.

На оптические иллюзии на уроках физики отводится очень мало времени, хотя тема очень интересная, и, чтобы узнать больше об этой теме и донести это до одноклассников, я затронула тему оптических иллюзий.

Наше восприятие обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться.

Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий? Мне очень хочется найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому в своём исследовании я ставлю следующие цели.

Цель работы – изучить особенности взаимодействия мозга и зрения человека, и возникновение в результате этого зрительных иллюзий.

Цель предопределила постановку следующих задач исследования:

1. Исследовать разные источники информации;

2. Собрать информацию о различных видах оптических иллюзий;

3. Познакомиться со строением глаза и узнать, каким образом видит человек, объяснить природу возникновения оптических иллюзий;

4. Провести эксперимент, доказывающий возникновение зрительных иллюзий;

5. Найти практическое применение зрительных иллюзий и их влияние на человека.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические:

— анализ научно-методической и учебной литературы, касающейся темы исследования, с целью определения актуальности исследуемой проблемы.

Экспериментальные:

— наблюдение иллюзий

— опыт

— создание фотографий с оптическими иллюзиями

Предмет исследования: зрительные иллюзии

Объект исследования: зрение человека

Актуальность данной работы заключается в том, что больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Мы часто не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Проблема иллюзий и оптических явлений меня заинтересовала, и я хочу узнать, что является источником иллюзий, откуда они происходят, при каких условиях, и вообще об их проявлении и применении в жизни.

Гипотеза исследования: реальный мир отличен от того, что мы видим своими глазами.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

1.1. История возникновения иллюзий

Можно ли увидеть то, чего в действительности не существует? Оказывается, можно. Более того, уже не один век люди снова и снова поддаются на восхитительный обман оптических иллюзий. Со времен древности до наших дней архитекторы и художники продолжают совершенствовать свое умение вводить людей в заблуждение с помощью различных оптических эффектов. Например, давно замечено, что на темном фоне светлые предметы кажутся больше, чем на самом деле, а тёмные на светлом выглядят меньше. В оптике это явление получило название иррадиации. Еще в I веке до н.э. римский архитектор и художник Марк Витрувий, передал ее суть так: при сочетании светлого и темного свет «пожирает» мрак. Действительно, ветви деревьев в лучах солнца заметно истончаются, а человек в черной одежде кажется стройнее, чем в белой.

Древнегреческие архитекторы применяли эту иллюзию на практике, делая колонны своих построек разной толщины. Например, угловые колонны знаменитого Парфенона — главного храма афинского Акрополя – шире соседних, а расстояния между угловыми и соседними колоннами уменьшены. Связано это с тем, что фоном для угловых колонн служит яркое небо, а для остальных – темный фон святилища храма. С помощью использованных «хитростей» архитекторам удалось добиться того, что со стороны все колонны выглядят одинаково, а разницу можно обнаружить только при непосредственном измерении. [3, с.56]

Великие художники отлично разбирались в физике света: они заметили, что на зелёной ткани в глубине складок появляются красные тени, а на синей – жёлтые. Многие художники-импрессионисты работали в технике пуантилизма (живопись точками или запятыми, то есть тоже отдельными мазками). Главное для них – найти такие цвета, которые при взаимном влиянии создают свой собственный, новый цвет, а в сетчатке глаза при этом происходит их наложение, создавая общее впечатление воздуха и света.

Не смотря на то, что оптическое искусство (оп-арт) официально зародилось только в середине 60-х годов прошлого века, интерес к нему растет изо дня в день. Меня заинтересовало оно тем, что находится на стыке множества наук: физики света, физиологии глаза, психологии и т.д.

Изучение литературы, периодической печати, поиски в Интернете показали, то, что оптическое искусство таит в себе еще множество нераскрытых тайн. Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, однако, мы смотрим глазами, а видим мозгом. Глаза и мозг постоянно обманывают друг друга, создают несуществующие образы, а порою мешают увидеть главное.

Но человек видит таким образом: 1. Свет проходит сквозь зрачок к хрусталику. 2. Затем он попадает на сетчатку. 3. Сетчатка передает импульс зрительному нерву. 4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу. 5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ (Приложение 1). Так что же всё-таки «видит» наш мозг?

Наш мир полон зрительной информации. Мозг справляется с ней только благодаря накоплению образов, которые помогают не напрягаться каждый раз, видя одни и те же предметы или явления: свет и тень, размер, форма объекта и расстояние до него. Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но иногда это неправильно. Например, угадайте – сколько здесь изображено лошадей 4 или 5? (Приложение 2). На самом деле – здесь нет ни одной лошади! Это всё – просто пятна. Остальное просто «дорисовывает» ваш мозг.

Итак, оптическая иллюзия – это впечатление о видимом предмете или явлении, не соответствующее действительности, т.е. оптический обман.

1.2. Строение глаза человека, природа возникновения оптических иллюзий

Оптические иллюзии род – зрительных иллюзий, которые связаны с оптическими физическими эффектами (например, иллюзия «сломанная ложка» в стакане с водой, «большая Луна») (Приложение3). Эти иллюзии могут быть переданы фотографическим способом, в отличие от чисто психологических эффектов, проверка которых с помощью физических методов позволяет обнаружить отличие человеческого восприятия от реальной оптической картины («иллюзии восприятия размера», «шахматная доска в тени» и др.).

Восприятие размера человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему.

Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Зрительные сигналы поступают в три различные системы мозга, каждая из которых имеет свою функцию: одна обрабатывает информацию о форме, другая о цвете, а третья о движении (Приложение 4). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв «правую часть» изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения – правую и левую – головной мозг соединяет воедино. Так как каждый глаз воспринимает «свою» картинку, при нарушении совместного движения правого и левого глаза может быть расстроено бинокулярное зрение. Попросту говоря, у вас начнет двоиться в глазах или вы будете одновременно видеть две совсем разные картинки. [8]

Глаз является сложным оптическим прибором. Его основная задача — «передать» правильное изображение зрительному нерву. Сетчатка глаза состоит из фоторецепторов, они чувствительны к (свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция. Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление колбочек находится в центральной ямке (макуле), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. [6, с.83] Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки. Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознанный характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна, проводится цвето коррекция, формируется стереоскопическое изображение и так далее. [7]

В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии. Так слепое пятно – сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящих на это место сетчатки не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются (Приложение 5).

1.3. Классификация оптических иллюзий

Естественные оптические иллюзии

Мираж – это игра световых лучей. Слово “мираж” происходит от

французского слова и обозначает “отражать, как в зеркале”, причем в роли

“зеркала” выступает… воздух. Миражи принято делить на три класса. К первому классу относят нижние миражи – перевернутое изображение предметов. Оказывается, воздух состоит из слоев, которые имеют разную температуру и плотность. Когда лучи переходят из одного слоя в другой, они начинают преломляться, а если разница температуры слоев большая, то лучи вообще начинают отражаться, при этом, создавая иллюзии, которые называют миражами. Так, например, в пустыне песок раскаляется под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать предметы, как зеркало. Нижние миражи можно наблюдать также на раскаленной солнцем асфальтовой дороге. [4, с.161]

«Фигура» и «фон»

Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта.

Иллюзии восприятия размера

На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется тем, что светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона.

Особым типом иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. [5, с.236]

Иллюзии искажения

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Из-за преувеличения острых углов искажаются и истинные соотношения частей видимой фигуры. На рисунке параллельные линии кажутся непараллельными. [5, с.240]

Иллюзия восприятия глубины и объема

Мы привыкли, что объем предмета легко передать на бумаге с помощью света и тени. Однако и некоторые контурные рисунки создают нам впечатление объемности изображения, его глубины. А иногда возникает рисунок — загадка! Какая часть кольца находится сзади, а какая — спереди?

Перевертыши

Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «девушка-старуха».

Двойственные образы

На одной картинке изображено несколько образов, один видится сразу, а другой нужно найти. Посмотрите, например, вот эту иллюзию. Сможете быстро увидеть девушку и старуху? Сперва видится только старуха или девушка. Нужно приложить немало усилия, чтобы увидеть второй образ. В жизни аналогично. Мы делаем вывод, основываясь на первой оценке, забывая, что есть и альтернативные равноправные варианты.

Скрытые образы

Глядя на летящие облака, мы пытаемся увидеть в них всевозможные фигуры. Это еще одна из разновидностей оптических иллюзий. На рисунках и картинах художников, например Сальвадора Дали [2, с.23], также возможно увидеть неожиданные образы. Если не знать, что изображено на этих рисунках, то увидеть рисунок практически невозможно. Однако, если известно, что нарисовано, то увидеть рисунок легко. Эти типы зрительных иллюзий особенно ярко демонстрируют избирательность восприятия и влияние знания об объекте на процесс восприятия.

Иллюзии движения

Круги, нарисованные на бумаге… вращаются! Медленно, но вращаются! Эффект усиливается если рассматривать изображение с небольшого расстояния. Глядя на рисунок из пятен, расположенных определенным образом, создается впечатление, что рисунок «дышит», совершая волнообразные колебания, существующие только в нашем сознании.

Комната Эймса

Комната, придуманная художником, психологом и офтальмологом Адельбертом Эймсом в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной. На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый (Приложение 5). Прочный опыт — представление о реальных соотношениях стен в комнате настолько доминирует, что извращенные соотношения стен на макете не воспринимаются, и человек, который помещается у дальней стены комнаты, начинает казаться значительно меньше, чем человек, помещенный у ее передней стены. За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. [10]

1.4. Практическое применение

Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяют пристальное внимание психологи. Также это важно не только для художников, но также для всех, кто участвует в создании книги, журнала и т.д. В древние времена иллюзиями развлекались в основном художники да архитекторы. Создание оптических иллюзий часто было темой работ и Сальвадора Дали, и Мориса Эшера. [2, с.33] Леонардо да Винчи тоже рисовал картины с «подвохом». Современные художники также их используют. Французский художник обернул здание непромокаемым брезентом, на котором изобразил то же самое здание.

С оптическими иллюзиями мы часто встречаемся в повседневной жизни. Подобрав правильный рисунок на обоях, мы можем зрительно расширить небольшую комнату. Выбрав нужную расцветку ткани, можно скрыть недостатки своей фигуры. Дизайнеры, которые разбираются в оптических геометрических эффектах, могут создать рекламу, которая привлечет внимание даже незаинтересованных лиц. Например, владельцы одного из магазинов посадили женские манекены на окна над магазином.

Еще более широкое применение зрительные иллюзии находят в изобразительном искусстве и в особом цирковом жанре – иллюзионизме.

Примеры применения в жизни.

Изображения с эффектом оптических иллюзий используются в некоторых штатах США, как часть кампании по борьбе с агрессивным вождением. Водитель видит нарисованные объекты и думает, что на дороге есть барьер, он снижает скорость, чтобы переехать через него, хотя на самом деле это абсолютно ровная поверхность.

Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать фигуре определенный визуальный эффект. Женщина справа кажется стройнее. Рассматривая такое платье, мы не можем охватить его сразу, не двигая глаз; мы невольно следуем глазами вдоль полос; что связано с усилием мышц и представлением о больших предметах, т.е. удлинением фигуры. [5,с. 237]

Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому если Вы не хотите привлекать внимание к какой-либо части фигуры, не располагайте на ней участки ткани с крупным рисунком.

Вертикальные полосы: удлиняют стену, комната кажется благодаря этому выше. Чем шире полосы, тем сильнее эффект. Поперечные полосы раздвигают стены, а комнату делают ниже. Крупный рисунок укорачивает и уменьшает комнату. Маленькое помещение производит впечатление более просторного, если используются обои с мелким рисунком или однотонные обои, желательно светлых тонов.

В современном мире бизнеса очень легко запутаться среди конкурентов. Однако оптические иллюзии смогут помочь вашей компании в этом. Это отличный способ, чтобы выделиться из толпы. Особенно это полезно новым компаниям. Таким образом они смогут заявить о себе, показав свой творческий потенциал, для своих будущих клиентов. Ломая, таким образом, стереотипы и применяя иной подход к имиджу компании, они могут привлечь гораздо больше клиентов.

В логотипе Amazon есть оранжевая стрелка, которая показывает, что они несут каждый продукт от A до Z (в английском алфавите первая и последняя буква), другими словами от начала до конца, а так же обозначает улыбку символизирующую улыбки на лицах покупателей.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ

2.1. Эксперимент 1. Исследование иллюзии зрительного восприятия

Нас окружает множество прямоугольных предметов: комнаты, окна, дома, типичные очертания которых можно видеть на рисунке. Поэтому изображение, на котором линии расходятся, можно воспринимать как угол здания, расположенный дальше от наблюдателя, в то время как рисунок, на котором линии сходятся, воспринимается как угол здания, расположенный ближе. [5, с.238]

Исследование 1. Иллюзия длины.

Учащимся нашей школы было предложено ответить на вопрос: «Какой отрезок больше?» Я получила следующие результаты.

В опросе участвовало 26 учащихся. На диаграмме видно, что большая часть учеников (55%) выбрали случай б, то есть рисунок, на котором линии сходятся (Приложение 6).

Исследование 2. Иллюзия искажения восприятия размера.

Учащиеся (89%) ответили, что отрезок АВ больше. Лишь малая часть (11%) участвовавших в опросе ответила правильно (Приложение 6).

Исследование 3. Иллюзия Перельмана.

На заполненном клетками фоне буквы кажутся наклонными. Но буквы на самом деле параллельны друг другу. [4, с.205]

Учащиеся отвечали на вопрос: «Параллельны ли линии букв?». Практически все учащиеся подверглись обману иллюзии (Приложение 7).

Исследование 4. Иллюзия невозможного

Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Сколько ног у слона?».

Исследование 5. Среди обучающихся проведён следующий эксперимент: нужно было ответить на вопрос «Параллельны ли прямые?». 81 % учащихся ответили, что прямые не параллельны, 19% учащихся ответили правильно (Приложение 7).

2.2. Эксперимент 2. Объяснение «лунной» иллюзии

При наблюдении Луны, когда он находится низко над горизонтом, ее размер кажется в несколько раз больше, по сравнению с тем как она воспринимается при нахождении высоко в небе (в зените), хотя ее проекция на сетчатку глаза в обоих случаях равны между собой (Приложение 3).

Я решила исследовать различие диаметра видимой Луны от ее местонахождения над горизонтом. Взяв монету (20 копеек), поместила ее перед газами, закрыв один глаз, так, чтобы монета перекрывала диск Луны, когда она была над горизонтом, и измерила расстояние до нее. Через несколько часов, когда Луна была высоко в небе, расположив монету на такое же расстояние оказалось, что она также перекрывает диск Луны. Из этого можно сделать вывод, что увеличение размера Луны – это иллюзия, происходящая из-за того, что при наблюдении Луны над горизонтом мы невольно сравниваем её размеры с домами, деревьями. Высоко в небе нет таких объектов для сравнения. [5, с.226] Если сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет. [1] Размер видимого нами объекта может быть определён либо через его угловой размер (угол, который образуют входящие в глаз лучи от краёв объекта) либо через его физический размер (реальный размер, например в метрах). Эти два понятия различаются с точки зрения человеческого восприятия. Например, угловые размеры двух одинаковых объектов, помещённых на расстоянии 5 и 10 метров от наблюдателя, различаются почти в два раза, однако, нам, как правило, не кажется, что ближний объект в два раза больше. И наоборот, если более удалённый объект имеет тот же угловой размер, что и более близкий, мы будем его воспринимать как в два раза больший (закон Эммерта).

На данный момент не достигнуто согласия по вопросу, из-за чего Луна кажется больше у горизонта — из-за бо́льшего воспринимаемого углового размера или из-за бо́льшего воспринимаемого физического размера, то есть кажется ли она как находящаяся ближе или как увеличившаяся в размере. [1]

2.3. Эксперимент 3. Создание фотографий с оптическими иллюзиями

Фотографии с оптическими иллюзиями в последнее время все больше и больше приобретают свою популярность, создаются специальные выставки, так как эти фотографии больше относятся к искусству, нежели к научной деятельности.
Но самым сложным считается специальная фотосъемка, направленная на воспроизведение оптического обмана, такая фотография по праву считается искусством, от фотографа, конечно, многое зависит, аппаратура также играет не последнюю роль. Оптическая иллюзия на фотографии должна быть изначальной (Приложение 8).

2.4. Итоги экспериментальной работы

Я провела исследования среди учащихся нашего 9 «Б» класса и определила процент восприятия иллюзий школьниками. Эксперимент показал, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, наша гипотеза верна. Я пришла к выводу: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведенный анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения.

Люди не могут полностью контролировать то, что они видят и легко поддаются иллюзии. В моём эксперименте — это в среднем 71% учащихся за 3 опыта.

Начиная экспериментировать с фотографией, мне показалось, что оптическая иллюзия создается легко, на самом деле так и есть. Перед тем как добиться впечатляющих результатов ученые потратили достаточно много сил и времени на изучение структуры глаза, его особенности, особенности зрения и на то, как глаза реагируют на отдельные визуальные раздражители. На сегодняшний день оптическая иллюзия считается не только одним из методов исследования, обманы зрения считаются полезными для развития и природной тренировки глаз, а совсем недавно оптические иллюзии стали применять в жизни еще и как своеобразный, креативный способ самовыражения через художественные произведения, в основном это картины, иллюстрации или же фотографии.

Заключение

По ходу рассмотрения этих природных «иллюзий», я немного разобралась в сути их происхождения. Разумеется, я полностью не смогла открыть тайны этих природных «обманов зрения», так как с ними еще разбираются многие ученые.

Результаты моих исследований дают мне основание считать, что гипотеза исследования подтвердилась: реальный мир отличен от того, что мы видим своими глазами. Каждый человек может видеть их по-разному, в зависимости от психологического состояния, физического состояния и других фактов.

Какая же польза может быть от просмотра картинок с иллюзиями?

Оптические иллюзии дают ключи к работе нашего мозга. Они могут помочь нам быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

По результатам исследований можно сделать следующие выводы:

1. Особенности строения глаза позволяют видеть иллюзии восприятия цвета и иллюзии движения, явление иррадиации, астигматизм, слепое пятно.

2. Исследование показало, что зрение контролирует не только глаз, но и мозг. Оптические иллюзии – это обман нашего мозга, а зрение здесь лишь является посредником, который этот обман передает.

3. Тот факт, что не все иллюзии на сегодняшний день имеют свое научное объяснение, говорит о том, что недостаточно изучено зрение человека.

4. Иллюзии – это не только увлекательно, но и полезно. Офтальмологи считают, что просмотр таких иллюзий, как стереограммы благоприятно отражается как на физическом состоянии человека, так и на эмоциональном. Иллюзии имеют важное применение в цирковом искусстве, кинематографии, телевидении, рекламе, важную роль играют в дизайне и моделировании, живописи и графике.

Список используемых источников

  1. Википедия

  2. Кононенко, Р. Сальвадор Дали. Том 41/ Р.Кононенко. – Москва: Изд. ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010. – 48 с.

  3. Мосин, И. Мировое искусство. Оптические иллюзии в живописи и графике / И.Мосин. – Москва: Изд. «Кристалл», 2007. – 147с.

  4. Перельман, Я.И. Занимательная физика. Книга 1 / Я.И.Перельман. – Москва: Изд. «Наука», 1976. – 271 с.

  5.  Перельман, Я.И. Занимательная физика. Книга 2 / Я.И.Перельман. – Москва: Изд. «Наука», 1976. – 271 с.

  6. Сомов, Е.Е. Клиническая анатомия органа зрения человека / Е.Е.Сомов. – Санкт-Петербург, 1997. – 114 с.

  7. http://illuzi.ru/node/633

  8. http://infoglaza.ru/ztrglaza/1-stroenie-glaza 06.01.2015

  9. http://ppt4web.ru 04.01.2015 17.53

  10. http://www.netlore.ru/node/2713 (комната Эймса)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Исследование 1.

Случай а

Случай б

Они равны

9 класс

14

9

3

Исследование 2.

Отрезок АВ

Отрезок CD

Они равны

9 класс

22

2

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Исследование 3.

 

Да

Нет

9 класс

25

1

Исследование 4.

 

Шесть

Семь

Четыре

Восемь

Три

9 класс

2

7

3

3

0

Исследование 5.

 

Да

Нет

9 класс

21

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

16

intolimp.org

Оптические иллюзии — Начальные классы

МБОУ Сангарская СОШ №1

Оптические иллюзии

Руководитель: Гордиенко А.А.

учитель начальных классов

Выполнила Шурупова Милена

ученица 3 класса

п. Сангар 2016г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..

3

Оптические иллюзии и их классификация……………………………………………………………

4

Практическая часть работы………………………………………………………………

8

Заключение…………………………………………………………………………………

10

Список используемой литературы………………………………………………………

11

Введение

В настоящее время, несмотря на развитие науки и техники, человек продолжает пользоваться своими субъективными оценками по всем направлениям. Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка… Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит?

Выражение «обман зрения» очень распространено. К сожалению, наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Их известно очень большое количество и все они не однотипны, как и причины, их возникновения.

Однажды я смотрела фильм «Иллюзия обмана», на протяжении всего сюжета, главные герои, фокусники-иллюзионисты, завораживали меня различными иллюзиями. Я заинтересовалась, как же они это делают? Как возникают иллюзии? И можно ли их создать самой?

Все эти вопросы нас заинтересовали и составили актуальность нашей работы.

Целью является знакомство с оптическими иллюзиями.

Объект изучение оптических иллюзий и их классификация.

Предмет искусственная иллюзия как средство оптического обмана.

Цель, предмет и объект работы определили ряд следующих задач:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Найти примеры оптических иллюзий в природе, живописи, архитектуре.

  3. Создать фотографии с оптическими иллюзиями.

  4. Продемонстрировать оптическую иллюзию с помощью фокуса.

В своей работе мы выдвинули гипотезу, что не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.

Оптические иллюзии и их классификация

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Чаще всего глаза считают похожими на фотоаппарат или телекамеру, которая передает информацию на светочувствительную сетчатку. Мозг «смотрит» и «видит» все, что нас окружает. Однако не все так просто.

Во-первых, изображение на сетчатке повернуто.

Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза таких, как и рефракция, картинка на сетчатке размазана.

В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом.

В-четвертых, как всем известно, мы моргаем и моргаем мы 5-6 раз в секунду. Так что же «видит» мозг?

Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе, мы выяснили, что в переводе с латыни «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен означает некие сбои в работе зрительной системе. Во второй половине 19 — начале 20 веков было создано множество текстовых изображений, которые говорят об ошибках того что мы на них видим.

Оптическая иллюзия — это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, то есть, оптический обман.

Все оптические иллюзии в зависимости от происхождения можно разделить на 3 вида:

  1. Естественные (созданные природой) — другим словом мираж.

  2. Искусственные (придуманные человеком). Этот вид часто используются фокусниками — иллюзионистами.

  3. Смешанные (естественные иллюзии, которые создал человек) — это и модель миража, и иллюзионные картинки.

Для себя мы задумались, в чем причина возникновения зрительных иллюзий.

Ученый объясняют, что основными причинами возникновения оптических иллюзий является:

  1. Наши глаза, которые воспринимают идущий от предмета свет так, что в мозг приходит ошибочная информация;

  2. Мозг, который не всегда правильно реагирует на сигналы, проходящие от глаз.

Рассмотрим подробно классификацию оптических иллюзий.

Естественные оптические иллюзии

Мираж — это игра световых лучей. Слово «мираж» происходит от французского слова и обозначает «отражать, как в зеркале», причем роль зеркала играет воздух.

Иллюзия восприятия размера

Одной из самых известных иллюзий восприятия размера является иллюзия Мюллера-Лайера.

Посмотрев на этот рисунок, многие скажут, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками, направленными внутрь. На самом деле отрезки равны.

Два совершенно равных кружка в середине воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки.

Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, предмет будет казаться больше своей реальной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.

Искажение формы предметов

Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий.

Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том, что резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных, на этом фоне предметов.

Движущиеся иллюзии

Неподвижное изображение кажется движущимся. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны.

Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное».

Искусственные иллюзии

Двойственные изображения — это изображения, в которых человек выделяет для себя либо фон, либо фигуру в зависимости от его восприятия картинки.

Изображения – перевёртыши, как ни крути, как не переворачивай изображения-перевертыши, а картинки местами не меняются.

Смешанные иллюзии

Это, пожалуй, самый большой раздел иллюзий. Ярким примером смешанной оптической иллюзии являются потрясающие рисунки на асфальте, которые под определенным углом просмотра смотрятся очень эффектно!

Применение оптических иллюзий

Оптические иллюзии не новы в архитектуре. В Одессе есть очень популярная достопримечательность «Ведьмин дом». Оптическая иллюзия плоского дома создается благодаря тому, что боковые стены дома построены под острым углом.

Многие художники пользовались иллюзиями в своих картинах.

Модный мир — мир зрительных иллюзий. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии. Вертикальные линии и детали одежды (полосы, стрелки на брюках, длинные шарфы, высокие каблуки) визуально стройнят и увеличивают рост. Контрастные вертикальные полосы, идущие по внешним бокам одежды, делают силуэт приталенным. Горизонтальные же линии (швы, карманы, оборки, ремешки на обуви) полнят. Клетка увеличивает объём, а круги придают формам округлость. Костюм в одном цвете даёт видимость высокого роста, выглядит более изысканно и элегантно, а одежда с яркими цветовыми пятнами полнит.

При восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие выступающие. Чем больше контраст, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.

Чем меньше контраст, тем менее заметен объект. На основе иллюзии «Фигура и фон» делают камуфляжную одежду для военных и охотников. В годы Великой Отечественной войны такие камуфляжные халаты использовали снайперы и разведчики. Такой природный камуфляж часто встречается в природе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что оптические иллюзии разнообразны. С помощью них художники, архитекторы и модельеры создают свои шедевры. С точностью можем сказать, что оптические иллюзии поднимают настроение.

Практическая часть работы

Мы решили исследовать, как мои одноклассники воспринимают зрительные иллюзии.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса – 30 человек. Задания состояли в следующем:

  1. Рассмотреть картинку и определить, что на ней изображено.

  1. Рассмотреть иллюзию и определить движется ли изображение.

  1. Определить сколько лиц на картинке.

Я провела исследования среди учащихся 3 «А» класса и определила процент восприятия иллюзий школьниками. В первом задании 60% ответили, что видят на рисунке белую вазу, оставшиеся 40% — черные головы людей.

Отвечая на следующий вопрос, движется ли изображение на картинке, мы выявили, что большая часть класса подвержена оптическим иллюзиям. Ответ «движется» дали 23 человека, что составляет 76% опрашиваемых.

Последнее задание показало, что 33% опрашиваемых увидели 7 лиц на изображении, оставшиеся 67% сосчитали 8 лиц.

Эксперимент показал, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, наша гипотеза верна.

Мы пришли к выводу, что объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведенный анализ учит нас, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения. Люди не могут полностью контролировать то, что они видят и легко поддаются иллюзии.

Заключение

Зрительный аппарат и мозг у каждого человека по-разному воспринимают поступающую информацию. Уровень восприятия у каждого человека разный. И зрительные иллюзии воспринимаются по-разному.

Благодаря проведенному исследованию, мы с точностью можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Все поставленные нами задачи и цель были решены.

Если глубоко изучать создание искусственных иллюзий, то можно придти к чему – то новому, интересному. Зрительное восприятие человека не имеет границ, и человек изучая зрительные иллюзии в дальнейшем, возможно создаст новые направления.

Список используемой литературы

1) С. Толанский «Оптические иллюзии», Мир, 1967.

2) Дуг Андерсон «Хитрые загадки в картинках» АСТ, Астрель 2007г.

3) Сарконе, Ваэбер: Удивительные оптические иллюзии. Арт-родник, 2013 г.

4) Материал из интернета: http://www.wikipedia.org/

5) http://alamor.kvintone.ru/joker/illuzii/illuzii.htm

6) http://illusion.turist.by/main/index/index.php

16

multiurok.ru

что это такое, виды иллюзий

Иллюзия – это человеческое восприятие предмета либо явления искаженным образом. Понятие иллюзия появилось от латинского illudere – обманывать. Иначе говоря, основные причины иллюзии – это следствия обманов восприятия. Чтобы раскрыть эти обманы, изменить заведомо ошибочные действия от них, для этого сегодня изучаются и раскрываются причины иллюзии психологами. Также это популярная и любопытная тема для обычного человека, она сродни игре с органами наших чувств. Наиболее известны, легко наблюдаемые иллюзии зрения, они происходят из-за особенностей глазного строения, переоценки величины, неправильного восприятия движения, контраста.

Что такое иллюзия

В психологии это формирование нового предметного надмодального образа взамен образа настоящего, реального предмета. Если сказать просто, это когда человек воспринимает одно вместо другого.

Понятие иллюзия также используется иногда для обозначения самих конфигураций раздражителей, от которых выстраивается неадекватное восприятие.

В психологии иллюзия это явление, свойственное здоровым людям. Тогда как галлюцинации и бред уже изучаются психиатрами и психоаналитиками.

В чем назначение иллюзорного восприятия, какова функция, отведенная ему в психической реальности человека? Иллюзии возникают, чтобы снять некоторую неопределенность, разрешить какую-то спорную ситуацию. Подобно процессу опредмечивания тревоги, когда человек переживает о чем-то и ищет объяснение, повод, выход своей тревоге и находит этот предмет, то посредством образовавшегося предметного образа через иллюзию человек получает упорядоченную организацию воспринятого материала. Тем самым иллюзии отыгрывают компенсаторную роль, помогают разрешить неопределенность, напряжение и беспокойство, появляющиеся от неоднозначности происходящего. Даже если появившийся предметный образ негативно окрашен, то психика стремится к его созданию, так как тогда человеку хотя бы ясно, чего нужно бояться, и можно перейти к действиям. Конечно, действия на базе иллюзорного восприятия будут ошибочными.

Возникновение иллюзорного восприятия обусловлено также и социально. Проводился не один эксперимент, когда на изначально верное восприятие испытуемого направленно влияли поведением остальной массы людей и подавляющее большинство испытуемых теряли остроту восприятия под давлением социума. На искажение восприятия влияет наша мотивация, поскольку в зависимости от желаний и бессознательных устремлений у человека могут сформироваться ложные образы. Также имеет значение прошлый опыт, когда человек уже привык к восприятию того или иного явления определенным образом.

При изменении стимула образ предмета может остаться прежним или получить искажения, что особенно заметно при профессиональной деформации. Благодаря привычкам человек не только сокращает время и ресурсы на выполнение знакомой задачи, но и теряет способность живо, свежо и полностью правильно воспринимать ее даже при незначительных отклонениях от привычного хода событий. В зависимости от потребностей, находясь в стремлении их удовлетворить, также можно получить неправильный образ объекта. Примером здесь служит мираж в пустыне, который видится уставшим и жаждущим путникам. Конечно же, на количество ошибок восприятия реальности влияет и уровень интеллектуального развития, ведь известно, что незнание тех или иных явлений порождает слухи и легенды.

Значимо участвует в создании иллюзорного восприятия и эмоциональное состояние, в грусти и в радости в одной картине можно увидеть разные детали и смыслы. В трансформации образов действительности участвуют установки, картина мира, смысловые образования. Интересно, что особенности иллюзий человека могут говорить о его типологических особенностях как личности, свойствах характера, психологическом состоянии, самооценке, подверженности внушению, патологических нарушениях. Также на возникновение иллюзорного восприятия может влиять актуализация в сознании образа значимой другой личности или ситуация взаимодействия с ней.

Виды иллюзий

Вслед за Карлом Ясперсом мы рассмотрим такие виды иллюзий.

Первый – это аффективные, связанные с эмоциональным состоянием, чаще всего страхом. Например, по темному переулку ночью идет девушка, спеша и остерегаясь всего, и видит в темном углу маньяка. Однако это лишь мусорный бак. Чтобы развеять иллюзорное восприятие, нужно улучшить условия контакта с этим объектом, например, подойдя поближе и получше его разглядев, девушка бы поняла, что никакого маньяка нет. Однако она это не сделает и иллюзорное восприятие будет влиять на ее поведение.

Второй вид – это иллюзии внимания. Их можно сравнивать с иллюзиями установки, у них схожие механизмы. Внимание может быть повышено либо снижено. Повышенное внимание тоже часто появляется в связке с эмоциональным состоянием. Они часто возникают при ожидании чего-то важного – звонка, сообщения, прихода человека. Ситуации же сниженного внимания – это, к примеру, когда уставший студент ночью готовится к экзамену и читает одно слово вместо другого.

Связь иллюзии с установкой можно показать на шуточном примере. Психолог идет по улице, видит в окне магазина книгу «Душевные установки». Заходит, с желанием полистать и, возможно, купить, но видит, что книга называется «Душевые установки».

И третий вид – парейдолические иллюзии, также их называют парейдолиями. Название произошло от греческих слов para – рядом и eidolon – образ. В качестве примера такой иллюзии можно привести ситуацию, когда человек смотрит на ковер, а вместо узора видит, что не изображено: животных, лица. Из элементов рисунка он выстраивает нечто другое, переструктурирует рисунок. Такие иллюзии наблюдают люди с сильно развитым воображением, в пограничных состояниях или с заболеваниями.

Парейдолические иллюзии могут быть статическими или двигаться – например, в узоре можно увидеть стадо скачущих оленей. В отличие от остальных иллюзорных восприятий, парейдолии сложно развеять. Присматриваясь все больше, человек воспринимает иллюзию только еще более реальней. Однако можно достичь некоей точки иллюзорности, позволяющей переключать эти образы восприятия.

Парейдолические иллюзии наиболее убедительно иллюстрируют, что в основе искажений восприятия лежит перестройка системы внутрипредметных отношений, что хорошо объясняют гештальт-психологи. Когда на элементы рисунка накладывают другую форму, переосмысливают связи между элементами, то получают новый образ, он встраивается в систему межпредметных отношений. Например, мусорный бак в темной стороне переулка, который был вместо маньяка в воображении девушки, при рассмотрении находится там же, где виделся маньяк и так же освещен.

Иллюзии также можно классифицировать и по модальности. Можно выделять отдельно вербальные иллюзии. Хороший пример вербального восприятия видно в произведении «Лолита» Набокова. Гумберт привозит Лолиту в гостиницу, ночь, идет дождь, лопается фонарь – напряженная атмосфера, Гумберт в раздумьях слышит голос незнакомца: «Как же ты ее достал?». Он переспрашивает: «Простите?». «Дождь перестал», – говорит незнакомец. И дальше в разговоре Гумберт говорит: «Она моя дочь». «Врешь, не дочь», – снова слышится ему ответ, он переспрашивает. «Дождь перестал», – говорит незнакомец. Это прекрасная иллюстрация того, что мы слышим то, что хотим либо опасаемся услышать.

psihomed.com

0 comments on “Классификация иллюзий – 8 : . . . —

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *