Классификация межнациональных конфликтов: » » » » 13. . …

Классификация этнических конфликтов

Существует несколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной литературе они подробно проанализированы В.А. Тишковым (см.: Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997). По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более и перерастать в открытые лишь в определенных общественных условиях. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего пытаться урегулировать. Однаконедооценка латентных конфликтов, зачастую рассматриваемых как рядовое хулиганство, может иметь серьезные последствия. Грань между латентной и актуализированной формой конфликта может быть хрупкой. Возможной триггерной точкой (спусковым крючком) перерастания одной формы в другую часто является хулиганское действие (избиение, ограбление, поджег и пр.).

Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.

Насильственные конфликты проявляются в виде региональ­ных войн или кратковременных открытых столкновений с участием регулярных войск, а также боевых действий ополченцев. Такие конфликты сопровождаются погромами, поджогами, взрывами, захватами заложников, потоками беженцев и вынужденных переселенцев.

Другие конфликты по форме их проявления

можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения.

Формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию в этнических группах, миграциями в поисках лучшей жизни. Насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями с целью сохранения жизни и здоровья.

Другой тип классификации конфликтов – по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих национальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором – движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, своей республики.

Э. А. Панин и А. А. Поповпредложили разделять этнические конфликты на три категории: 1) конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3)конфликты действий. Первый тип этой классификации подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». Характерной чертой второго типа этой классификации является выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовой информации, в литературе и других средствах коммуникации начинает обосновываться «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельную государственность или на территорию другой этнической группы. Третий тип конфликта – конфликт действий – означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти. (источник: Садохин А.П. Этнология М.:-Альфа-М ИНФРА-М, 2004)

 

Все приведенные типологии имеют достаточно условный характер, поскольку, как правило, любой этнический конфликт (точнее социальный конфликт с этнической составляющей) одновременно объединяет не одну причину, цель и форму.

Формы и способы регулирования этнических конфликтов

Выйти из ситуации конфликта – проблема, требующая серьезных усилий специалистов и органов власти, общественных организаций, «символьных» фигур и наконец материальных затрат. Обобщая опыт урегулирования этнических конфликтов, У. Юри (один из основателей и заместитель директора Программы по теории и практике переговоров Гарвардского университета) предложил свою технологию возможных действий, состоящую из десяти различных вариантов.

Ученый сравнил этнический конфликт с пожаром и поэтому назвал в качестве первой задачи предотвращение конфликта. Пока есть возможности не допустить столкновений на этнической почве, следует их использовать в полной мере.

Вторым необходимым действием заинтересованных в разрешении конфликтов сторон он назвал организацию дискуссий.Сама возможность конструктивного обсуждения проблем уже способствует снижению напряженности. Но для полноценной дискуссии необходимо, чтобы были представлены все имеющие­ся точки зрения, включая самые радикальные, и чтобы обсужде­ние велось в рамках определенных правил, принятых сторонами. Важнейшими из них служат требования не обвинять оппонентов и избегать личных нападок.

Третий способ действий состоит в том, чтобы

способствовать высказыванию обид в контролируемой обстановке,что предполагает при обсуждении конструктивных планов на будущее анализировать и прошлые обиды. Следующим необходимым шагомназвано содействие процессу совместного решения проблем.Оно предусматривает согласование интересов, выход за рамки жестких позиций и обращение к мотивировкам, лежащим в основе позиций сторон. Затем важным действием является определение общейцели;чтобы процесс переговоров был продуктивным, общая цель не должна замыкаться только на проблемах самого конфликта. Далее существенное значение имеет содействие взаимному проявлению доброй воли.

Необходимой в процессе переговоров и совместного разреше­ния конфликта является выработка проектов взаимных соглашений. Важное прикладное значение имеет институционализация процесса решения проблем и переговоров. Она имеет особое зна­чение в связи с тем, что решить сразу все конфликты невозможно, они будут возникать вновь и вновь. Поэтому необходимо создать институты, которые содействуют поиску решений и процессу переговоров. Существенную помощь в урегулировании конфликтов может оказать привлечение внешних ресурсов для формирования стимулов к сотрудничеству. Под внешними средствами понимаются не только финансовые ресурсы, но неправительственные организации, университеты и фонды, у которых накоплен опыт урегулирования этнических конфликтов. Наконец,

У.Юри призывает: «Учите других тому, что узнали сами».

По мнению Р. Дарендорфа, для регулирования конфликта важны три обстоятельства:

— Наличие целостных предпосылок. Каждая сторона конфликта должна признать наличие конфликта. Разрешение конфликта невозможна, если одна сторона не признает существование своего оппонента.

— Степень организованности сторон. Чем более они организованы, тем легче добиться консенсуса.

— Конфликтующие стороны должны принять «правила игры» только при их соблюдении возможен процесс переговоров. Равенство возможностей сторон.

Также для нас важно замечание Р. Дарендорфа о том, «что в основе конфликта лежат и политические факторы: борьба за власть и авторитет. Конфликт может возникнуть в любом сообществе, социальной группе, где есть условно «господствующие и подчиненные». Причина конфликта – стремление к доминированию. Но стремление к доминированию не стоит воспринимать как «естественные инстинкты».

На уровне межличностного общения с представителями других народов, нужно исходить из аксиомы, что культуры всех народов равноценны, культура не может быть лучше или хуже, все культуры уникальны и ценны для человечества (кто сказал, что культура управления автомобилем выше чем культура управления собачьей упряжкой…?! (Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. ‑ М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003). Представители разных народов смотрят на мир через призму собственных этнокультурных воззрений и представлений. Принцип: «

в чужоймонастырь со своим уставом не ходят» в нашем случае будет определенно верным.

Удачный пример социальной рекламы, ориентированной на укоренение в обществе культуры толерантности, приведен в статье профессора Елены Бурлиной, размещенной на сайте Московского бюро по правам человека. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность, созданном в конце 1960-х гг. во Франкфурте – на — Майне. Плакат публикуется в современных школьных учебниках, наличествует в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах. К его созданию приложили силы философы, культурологи и активисты молодежных движений того времени. Глубокий смысл изложен всего в семи строчках, написанных как бы от руки:

«Твой Иисус — еврей,

Твой автомобиль — японский,

Твой кофе — бразильский,

Твои цифры — арабские,

Твои буквы — латинские,

Твоя демократия — греческая,

Твой сосед после всего этого лишь иностранец?»

Как отмечает профессор Бурлина, концепция плаката состоит в том, чтобы показать, что человек всегда пользуется повседневными трудами других народов. И если даже твой символ веры был рожден другим народом, то можно ли при этом свысока или косо смотреть на иностранцев и представителей других культур? (Тишков В.А., Шабаев Ю.П.Этнополитология: политические функции этничности. М.: Издательство Московского университета, 2013)

Наша современная жизнь пронизана взаимозаимствованиями абсолютно во всех ее сферах. Мы используем культурные и материально-технические достижения других народов и наций. Глупо изобретать собственную пиццу или пасту, если ее давно и хорошо делают итальянцы; а японские автомобили завоевали всеобщее признание… И таких примеров в нашей повседневной жизни становится все больше и больше!

 

Раздел 9

Классификации народов мира

 

Этнологическое изучение народов мира требует их научной классификации. Количество известных ученым-этнологам этнических групп составляет, по разным данным, около 4 – 5 тысяч. Для их систематизации и изучения учеными используются несколько видов классификаций, позволяющих объединить народы по широкому кругу признаков. Наиболее важными их них являются: географическая, хозяйственно-культурная, антропологическая, лингвистическая, конфессиональная. Остановимся подробнее на каждой из них.

 

Глава 1




Классификация межнациональных конфликтов


Межнациональные конфликты можно классифицировать по различным основаниям.

Самой общей классификацией служит деление межнациональных конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон (Рис. 1)

 

Рис. 1

В первом случае примером могут служить события в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых, государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

Во втором случае примерами могут служить события еще советского времени в Фергане — погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области — столкновения киргизов и узбеков.

Кроме того, возможна классификация межнациональных конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются. В связи с этим обычно различают (Таб. 2).

 

Таб. 2. Классификация конфликтов по приоритетным целям

Социально-экономические конфликты Возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп. Абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов
Этно-территориальные конфликты Имеют глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов весьма широк и пестр — конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий. конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы
Этно-демографические конфликты возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав коренной нации, введение разного рода ограничении для «пришлых». Прибалтика, ряд республик Российской Федерации

 

Возможна классификация межнациональных конфликтов по формам проявления и времени (рис. 2).

 

Рис. 2

 

К насильственными относятся — депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки; к ненасильственными — национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция.

Предпосылки межнациональных конфликтов достаточно многообразны и в латентном состоянии присутствуют в любом полиэтничном обществе. Объективизация этих существовавших ранее предпосылок в общественном сознании значительной части народа превращает их в действительные причины конфликта и тем самым делает его реальностью.

Под объективизацией понимается процесс осознания конкретными людьми существующего порядка вещей в окружающей социальной действительности и появление стремления к его изменению, если он чем-то их не устраивает. Например, представители интеллигенции, как правило, первыми осознают существование несправедливого ущемления национальных интересов своего народа. Начало деятельности национальных движений и партий (а, следовательно, и зарождение межнациональных конфликтов) как раз и характеризуется активной пропагандой фактов наличия подобного рода ущемления. При этом оно трактуются как результаты целенаправленной деятельности другого народа или выражающих его интересы государственных институтов, что и является предпосылкой межнационального конфликта.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Межнациональные конфликты

   В дальнейшем был описан новый антропологический  тип, названный авторитарной личностью, среди черт которой кроме неприятия чужих групп были выделены и другие характеристики: слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым ценностям, стереотипность мышления, агрессивность, цинизм, подверженность суевериям, сексуальное ханжество, злобное отношение ко всему человеческому.

   Сторонники  этого подхода воздерживаются от выводов о преобладании авторитарных личностей у какого-либо народа, подчеркивая, что большая часть населения «срединна». Но они считают, что социальные условия могут способствовать тому, что авторитарная личность становится на какое-то время типичной в той или иной стране, как она стала типичной для Германии после поражения в первой мировой войне и позорного для немцев Версальского мирного договора. В социальности и динамичности своего типологического подхода видит Адорно его коренное отличие от биологической и статичной типологии гитлеровцев, делившей людей на «овнов» и «козлищ».

   Но  и в этом случае остается вопрос — система порождает авторитарные черты личности или индивидуальные черты людей вызывают к жизни авторитарную систему. Кроме того, и концепция авторитарной личности не является социально-психологической в собственном смысле слова, ведь в межгрупповые конфликты включены не отдельные индивиды, а целые общности.

    По  форме проявления

   Существует  несколько типов классификаций  межнациональных конфликтов. Так, по форме проявления принято различать латентные (скрытые) конфликты и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более. Они лишь в определенных общественных условиях могут перерастать в открытые. Как правило, латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.

    По  характеру действий конфликтующих  сторон

   Кроме того, межэтнические конфликты можно  классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон (насильственные или ненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются в форме региональных войн, то есть вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений; и кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами».

   Другие  конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстранции, голодовки, акции «гражданского неповиновения».

   Каждая  из указанных форм отличается «действующими лицами» или основными субъектами конфликта. При институциональной  форме главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти.

   При манифестизирующей форме конфликта  субъектом выступают уже значительные массы людей, поэтому данную форму  конфликта называют еще конфликтом «массовых действий». Само по себе понятие «массовые действия» относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действия отдельных групп и массовые выступления.

   Если  все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологические напряжения, фрустрации (чувства безысходности) в межнациональных группах, переселения, то насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями.

    По  основным целям

   Другой  тип классификации конфликтов — по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В таком случае выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликт этого типа сводится к борьбе межнациональных групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можо отнести и этнические движения за создание своих национально-государственных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором — движение ингушей за создание собственного национально-государственного образования, то есть своей республики2.

   Такие конфликты возможно привести к компромиссу  за счет изменения системы государственного устройства путем перераспределения властных полномочий от центрального правительства к органам управления экстерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтнического общества в трансформированном виде.

   Экстерриториальный  тип этнического конфликта предполагает притязания и споры этнической группы за право проживать на той или  иной территории, владеть или управлять  ею. При этом, оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории. Современные экстерриториальные конфликты, как правило, являются следствием межнациональных репрессий и возникают в ходе реабилитацион-ного процесса. Другие конфликты экстерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).

   Также в эту группу конфликтов входит стремление некоторых этносов воссоединиться с соседним «материнским» или «родственным» государством (косовские албанцы). Обычно такие конфликты самые трудные для разрешения, так как компромисс здесь обычно невозможен, конфликт может быть подавлен либо силой, либо решен эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства.

   В эту группу конфликтов также входят социально-экономические конфликты, возникающие на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, представительства в элите либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам.

   Эти конфликты возможно привести к компромиссному варианту за счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохранении исходной структуры общества.

   Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований разрешить и оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества, либо признания территориальной автономии межнациональных меньшинств.

   Типологизация на основе содержания конфликтов, целевых  устремлений конфликтующих сторон в настоящее время является самой актуальной и распространенной. В рамках данной типологизации оказываются конфликты с самым широким диапазоном целей: от этнопо-литических до этнотерриториальных.

   Природа любого социального конфликта, в  том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку имеет свой комплекс причин и конфликтогенных факторов, явные и латентные (скрытые интересы сторон, этапы развития и формы противоборства. Однако, всякий этнический конфликт начинается с состояния этнической на пряженности, то есть особого психического состояния этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие.

   Как и всякий живой организм, а этнос  является биосоциокультурным образованием, этническая общность либо противится деструктивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы их ослабить. Поэтому состояние межэтнической напряженности — не только психологический фон конфликта, но и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этноса для зашиты своих интересов.

   Степень этнической напряженности зависит  от структуры и содержания межмежнациональных коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Эти компоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, убеждений, выражающих отношение к существующей практике межмежнациональных отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей, а также в виде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное знание исторических событий в сфере межмежнациональных отношений3.

   Очень важна для формирования межэтнической  напряженности история межмежнациональных отношений. Историческая память особо хорошо помнит национальные обиды и признательности. А митинги на исторические темы очень способствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда удобнее указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и, самое главное, что нужно сделать, чтобы выбраться из него. Прошлое в таком случае начинает восприниматься через призму настоящего.

   Этническая  напряженность как массовое психическое  состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовой психологии толпы, где индивид снижает уровень критического отношения к себе и ответственности за свое поведение, идет сдвиг от рационального к эмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности.                      

   Психологи наблюдают в группе кумулятивный эффект — усиление ‘ эмоциональной волны, как правило тревожного или агрессивного содержания. В толпе очень легко перейти от эмоций к действию — для этого толпе нужен лидер или лидирующая группа. Очень велика вероятность перехода к насилию, что еще более усиливает межэтническую напряженность.

   Значительно стимулируют процесс нагнетания межэтнической напряженности слухи, стремительно циркулирующие в системе неформальных коммуникаций. Слух — это неточное описание реального или вымышленного события, отражающее общие настроения в обществе, этнические установки и стереотипы. Очень опасно не обращать внимание на слухи, ибо информационный вакуум или искаженная информация в СМИ вызывают новый круг слухов.

   Также нужно сказать, что межэтническая, как и социальная напряженность характеризуется таким пограничным психическим состоянием, как массовая невротизация, а на этой основе развивается страх культурной ассимиляции и ощущение необходимости этнической консолидации. Эти состояния отличаются повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, массовую национальную напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние.

   Такие состояния вызывают широкие негативные эмоции — увеличивается круг раздражителей, вызывающих отрицательные реакции. Так, самые обычные, нейтральные слова становятся агрессивными, люди кажутся менее симпатичными и т.д. Еще резче поляризуются отношения «свои-чужие». Своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие — более негативно. Так, все успехи — это наши внутренние заслуги, все неудачи — вызваны внешними обстоятельствами, а главное — кознями внешних врагов, под которыми автоматически понимаются иноэтнические группы.

   Напряженность конфликтной ситуации, затрудненность информационного общения и убежденность партнеров во взаимной несовместимости создают условия для формирования у них состояния агрессивности. Хорошо известно, что такое психическое состояние делает человека невосприимчивым к рациональному поведению. Любое действие в таких условиях вызывает резкую ответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ее участников. Поэтому, по определению В.А.Тишкова, межэтнический конфликт представляет собой форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон, мобилизуются, действуют и страдают по признаку межнациональных различий.

   Межэтническая напряженность и конфликты порождаются  не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями, в которых они живут и развиваются. Поэтому историческое исследование вопроса о причинах межнациональных конфликтов показывает, что одной из главных среди них является территориальная проблема, территориальные споры. Поскольку этносы — территориально организованные общности людей, постольку любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Если проанализировать наиболее острые современные этнические конфликты, то можно без труда обнаружить территориальную проблему в качестве одной из основных причин.

Классификация межэтнических конфликтов — Студопедия

Этнонациональные конфликты, как типы политических конфликтов, можно классифицировать по сферам проявления, целями, объемом использования военной силы, территории проживания этноса и другими Итак, следует рассмотрите нуть их подробнеее.

По территории проживания:

— межгосударственные;

— региональные;

— между центром и регионом;

— местные

По мотивам возникновения:

— территориальные;

— экономические;

— политические;

— исторические;

— ценностные;

— конфессиональные;

— социально-бытовые По сферам проявления:

— социально-экономические;

— культурно-языковые;

— территориально-статусные;

— сепаратистские По целям:

— реалистичные;

— нереалистические По методам:

— насильственные;

— ненасильственные

По объему использования военной силы:

— мирные;

— с минимальным (одноактных) использованием военной силы;

— военные По вертикали:

— между центром и административной единицей;

— между региональными и местными органами власти

По горизонтали:

— между группами коренных и некоренных национальностей;

— микроконфликтов на личностном уровне

Любой конфликт на этнической почве обусловлен прежде всего двумя причинами — глубоким экономическим или политическим кризисом и ослаблением государственной власти Основными факторами негативного развития е этнополитической ситуации зачастую является:

— подрывная деятельность сепаратистов, рассчитана на провоцирование конфликтов на межэтнической почве;

— растущая этническая обособленность титульных наций под прикрытием построения собственной государственности и самоопределения народов;

— растущая этническая обособленность национальных меньшинств, сопровождается сепаратистскими требованиями об отделении и образования национальных районов, автономий, территорий, под предлогом необходимости и сохранение народных обычаев и традиций, национального языка, местного самоуправления

вопрос 35

Возможности предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов

ТИПОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ — Студопедия

Существует два основных принципа классификации межэтнических конфликтов:

1. по характеру действий конфликтующих сторон

2. по содержанию конфликтов, по основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона.

Классификация по характеру действий конфликтующих сторон (Э. Паин и А.А. Попов)

Именно Э. Паин и А.А. Попов первыми опубликовали статью по этническим конфликтам в СССР. Их классификация:

1. Конфликты стереотипов.

Этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа». Как пример приводится армяно-азербайджанский конфликт. Взаимная неприязнь возникла задолго до активной стадии конфликта.

2. Конфликт идей.

Выдвижение тех или иных притязаний. Обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики). Разрабатываются основные идеологемы, политическая мобилизация вокруг которых есть уже проявление конфликта.

3. Конфликт действий.

Митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

Эта классификация скорее отражает стадии и формы межэтнических конфликтов, однако многие конфликты так и остаются «конфликтами идей».

Классификация по содержанию конфликтов (Л.М. Дробижева)

Предложена в 1992 – 1993 годах на основе оценки опыта конца 1980-х –начала 1990-х годов.

1. Статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость.


Суть таких конфликтов может быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствует непременно. От требований реализации этнических интересов к требованиям государственной независимости. Основная форма таких конфликтов была институциональной.

2. Статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение.

Характерно для части бывших союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан, Татарстан). Сегодня в отношениях Москвы и Казани прослеживаются элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений. Сейчас подобная борьба идёт между Грузией и Абхазией.

3. Этнотерриториальные конфликты.

Как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве зарегистрировано 180 этнотерриториальных споров.  


Этнотерриториальные конфликты – споры, ведущиеся от имени этнических общностей, относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Любое притязание на территорию, если оно отрицается другой стороной, — уже конфликт.

Такие споры далеко не всегда захватывают большие группы населения. Кроме того, не всякий спор из-за территории является этнотерриториальным конфликтом (условие — этническая мобилизация населения).

 

4. Межгрупповые конфликты (межобщинные).

Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты, напряжение существует в отношениях между чеченцами и казаками, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в Молодежных группах в Якутии, Тыве, нынешние русско-эстонский, русско-латышский конфликты. Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Узбекистане.

Данная классификация приобретает всё большее распространение. Однако однозначно классифицировать конфликты не всегда удается, поскольку в одном конфликте может сочетаться множество факторов. Поэтому исследователи говорят о «кластерах» конфликтов.

ФОРМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Самый простой способ определение формы этнического конфликта – отнесение его к вооруженным или невооруженным.

Вооруженные конфликты (насильственные):

· региональные войны – вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, чеченский конфликты;

· краткосрочные вооруженные столкновения – продолжаются несколько дней и сопровождающиеся жертвами. Столкновения в Фергане, Оше, Осетино-Ингушское, — всего около 20. Такие столкновения часто называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами», «конфликтами неуправляемых эмоций».

Невооруженные конфликты  (более 100 на постсоветском пространстве):

· институциональные – в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается межобщинными конфликтами. Пример – Татарстан середины 90-х. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений;

· манифестирующие – митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Основные субъекты: массы людей;

· идеологические – конфликт идей. Основные субъекты: представители политической, научной, художественно-творческой элиты.


Виды межнациональных конфликтов — Студопедия

 

Есть два принципа классификации межэтнических конфликтов: один — по характеру действий конфликтующих сторон; второй — по содержанию конфликтов, основным целям, которые ставит выдвигающая претензии сторона.

Одними из первых межэтнические конфликты типологизировали Э.А. Паин и А.А. Попов – эти исследователи опубликовали первую статью по этническим конфликтам в СССР. Они выделили конфликты стереотипов, то есть ту стадию конфликта, когда этнические группы могут еще четко не осознавать причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «не дружественного соседа», «нежелательной группы». В качестве примера ученые приводили армяно-азербайджанские отношения. Действительно, социологические и полевые этнографические исследования задолго до конфликта фиксировали взаимные негативные стереотипы армян и азербайджанцев.

Другой тип конфликта Э.А. Паин и А.А. Попов назвали «конфликтом идей». Характерными чертами таких межнациональных конфликтов (или их стадий) является выдвижение тех или иных притязаний. В литературе, средствах массовой информации обосновывается «историческое право» на государственность (Эстония, Литва, Грузия, Татарстан, другие республики СССР), на территорию (Армения, Азербайджан, Северная Осетия, Ингушетия). В ходе национальных движений разрабатываются основные модели идеологии, политическая мобилизация вокруг которых есть уже проявление конфликта.

Третий тип конфликта — конфликт действий. К этому типу относятся митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, вплоть до открытых столкновений.


Оценивая приведенную типологизацию, можно сказать, что в ней отражены скорее стадии или формы конфликтов. Но такая оценка была бы неточной. Существует другая типологизация конфликтов — по основным целям, содержанию требований:

1) первый тип — статусные институциональные конфликты в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость. Суть таких конфликтов могла быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствовал непременно, как и мобилизация по этническому принципу. Национальные движения в Эстонии, Литве, Латвии, Армении, на Украине, в Грузии, Молдове с самого начала выдвигали требования реализации этнонациональных интересов. В процессе развития этих движений от этнонациональных требований переходили к требованиям государственной независимости, но мобилизация по этническому принципу оставалась.


2) второй тип конфликтов — статусные конфликты в союзных и автономных республиках, автономных областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение. Это характерно для части союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений. Например, об этом заявляло руководство Казахстана, а также ряда бывших автономий, которые стремились подняться до уровня союзных республик, в частности Татарстана. Впоследствии, после создания независимой России, радикальная часть национального движения поставила вопрос об ассоциированном членстве Татарстана в Российской Федерации. Конфликт завершился подписанием Договора между государственными органами Российской Федерации и государственными органами Татарстана, который содержит элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений.

3) третий тип конфликтов — экстерриториальные. Это, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 экстерриториальных споров. По мнению В.Р. Стрелецкого, к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.

Конечно, не все заявленные притязания перерастают в конфликт. Специалисты считают, что к таким конфликтам следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею.

С точки зрения принятого определения межэтнического конфликта, к ним следует относить те ситуации, в которых идеи территориальных притязаний «обеспечивают» этническую мобилизацию. Основываясь на таком определении, надо признать, что число этнотерриториальных конфликтов, несомненно, меньше, чем точек территориальных споров. Например, в Калмыкии, потерявшей в годы репрессий какую-то часть своих территорий, заявления об этом были, но в конфликты по данному поводу калмыки не вступают.

Территориальные споры часто возникают в ходе реабилитационного процесса в отношении репрессированных народов.

4) четвертый тип — конфликты межгрупповые (межобщинные). Именно к такому типу относятся конфликты, подобные тем, которые были в Якутии (1986 г.), в Туве (1990 г.), а также русско-эстонский в Эстонии, русско-латышский в Латвии и русско-молдавский в Молдавии. Причем, если первые два имели характер межгрупповых столкновений, переросших в демонстрационные формы противостояния, а в Туве — и в последующий отток русских из зоны конфликта, то межгрупповые конфликты в Эстонии и Латвии были связаны, с одной стороны, с дискриминационными мерами правительств, направленными на «вытеснение» неэстонского населения, акциями национал-экстремистов, а, с другой — организацией сопротивления. Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Узбекистане.

Конечно, типологизация конфликтов достаточно условна, поскольку нередко в одном конфликте соединяются несколько разных целей и содержаний. Сам процесс регулирования связан с формой, длительностью, масштабами конфликтов.

 

Глава 2: межнациональные конфликты в современном мире и пути их разрешения

 

5.1.2. Классификация этнических конфликтов

Одной из важнейших теоретических и практических задач этнической конфликтологии является создание адекватной типологии этнических конфликтов. Определение типа конкретного конфликта является одним из первых шагов его диагностики – исследования конфликта с целью определения его основных характеристик. Этноконфликтология предлагает различные типологии этнических конфликтов.

Типы этнических конфликтов

По предмету конфликта:

  • этноконфессиональные

  • этнополитические

  • этнокультурные

  • экономические

  • фантомные

По составу (статусу) участников:

  • межличностные

  • межгрупповые

  • межэтнические

  • этнонациональные

  • межнациональные

По длительности:

По масштабам:

По характеру и степени проявления:

По средствам борьбы:

  • мирные

  • вооруженные

Наибольшее количество этнических конфликтов, известных в истории как сложнейшие и затяжные, относится по предмету к этнополитическим, по статусу к этнонациональным или межнациональным. Этнонациональные выражаются в борьбе за власть и территории между этническим меньшинством и доминирующим этническим большинством, контролирующим ресурсы. Наиболее распространенной причиной этнонациональных конфликтов является дискриминация этнического меньшинства, то есть ограничение или лишение прав, и стремление этого меньшинства получить гарантии в качестве коллективного субъекта права. Грань между конфликтами разных статусных групп часто бывает условной. Так этнонациональные (внутригосударственные) могут перерастать в межнациональные (межгосударственные), если претензии сторон не получили своевременного разрешения. Недовольство этнического большинства в конфликтах такого рода может быть вызвано посягательством меньшинств на контроль за ресурсами, пренебрежение к доминирующим культурным ценностям. Инциденты такого рода часто порождаются экономическим посредничеством отдельных этнических групп в полиэтничных обществах – держателей торгового капитала. Происходит своего рода замещение, когда социальный, по сути, протест принимает форму этнического. Огромную роль в таких конфликтах играют культурно-исторические факторы, формирующие культурные границы (барьеры) и ценностные установки этнических групп, то есть их готовность действовать тем или иным способом в случае нарушения этих культурных границ.

Таким образом, по своему предмету (сфере противоречий) и составу этнические конфликты бывают, как правило, многоаспектными и смешанными. «Сферная» типология этнических конфликтов с соответствующим выделением типов (этноэкономический, этносоциальный, этнополитический и этнокультурный) предполагает еще определение подтипов в каждой из названных групп (например, в этнополитическом конфликте можно различать территориальный, статусный и др.).

характеристик, причин и основных классификаций

В современном мире практически нет этнически однородных стран. По статистике всего двенадцать процентов. Жители других государств должны так или иначе сосуществовать на одной территории. Естественно, что в таких условиях мирная жизнь не всегда будет развиваться — часто возникают межэтнические конфликты. Остановимся подробнее на их характеристиках, причинах и классификации.

В конфликтологии нет единого концептуального подхода к выявлению причин их возникновения.Межэтнические конфликты анализируются с точки зрения социально-структурных изменений в контактирующих этносах, проблем их неравенства в престиже, статусе или вознаграждении.

Существуют концепции, которые фокусируются на поведенческих механизмах, связанных со страхами за судьбу нации — и не только за потерю культурного наследия, но и за использование ресурсов и имущества.

В результате разработано несколько классификаций.

В соответствии с подходом Г.Лапид, мы можем различить:

1. Конфликты, возникающие на межгосударственном уровне.

2. Столкновения, происходящие внутри страны:

  • конфликтов, в которых участвуют коренные малочисленные народы;
  • контрмеры, спровоцированные сообществами вновь прибывших;
  • конфликты, возникающие в связи с участием насильственно ввозимых меньшинств;
  • противодействия, которые появляются в результате пересмотра существующих отношений между автономной республикой и правительством государства.

Кроме того, популярна группа в классификации конфликтов, связанных с существованием насилия в обществе в Центральной Азии. Они были выведены исследователем Г. Лапидусом в отдельную категорию, потому что ведущую роль в них играл не этнический, а экономический фактор.

Согласно полной классификации Дж. Этингера, межэтнические конфликты могут быть следующих типов:

1. Территориальные, которые тесно связаны с воссоединением ранее разобщенных этнических групп.Их источником является политический (часто вооруженный) конфликт между движением, поддерживаемым соседним государством, и правительством у власти.

2. Конфликты, порождаемые стремлением небольшой этнической группы реализовать свое право на создание независимого государства.

3. Противостояние, связанное с восстановлением прав депортированных народов на любую территорию.

4. Военное столкновение, в основе которого лежат претензии на территорию (или ее часть) соседнего государства.

5. Межэтнические конфликты, возникающие в результате территориальных произвольных изменений в СССР.

6. Столкновения экономических интересов, скрытых национальными противоречиями. Фактически подобные этнические конфликты провоцируются правящими политическими элитами, которые недовольны долей, выделяемой им в общенациональном «пироге».

7. Противодействия, основанные на исторических фактах и ​​обусловленные традициями длительной борьбы.

8. Межэтнические конфликты в Европе, возникшие в результате длительного пребывания депортированных народов на территории другой республики.

9. Противодействия, в которых при определенных спорах (о государственном языке, о религиозных различиях) чаще всего скрываются серьезные разногласия между этническими общинами.

Следовательно, этнический конфликт является результатом как объективных, так и субъективных причин. В такой ситуации часто возникает противоречивая позиция или интересы сторон по определенной проблеме или задаче, а также цели, методы или средства их решения в конкретных обстоятельствах.

,

характеристик, причин и основных классификаций

В современном мире практически нет этнически однородных стран. По статистике всего двенадцать процентов. Жители других государств должны так или иначе сосуществовать на одной территории. Естественно, что в таких условиях мирная жизнь не всегда будет развиваться — часто возникают межэтнические конфликты. Остановимся подробнее на их характеристиках, причинах и классификации.

В конфликтологии нет единого концептуального подхода к выявлению причин их возникновения.Межэтнические конфликты анализируются с точки зрения социально-структурных изменений в контактирующих этносах, проблем их неравенства в престиже, статусе или вознаграждении.

Существуют концепции, которые фокусируются на поведенческих механизмах, связанных со страхами за судьбу нации — и не только за потерю культурного наследия, но и за использование ресурсов и имущества.

В результате разработано несколько классификаций.

В соответствии с подходом Г.Лапид, мы можем различить:

1. Конфликты, возникающие на межгосударственном уровне.

2. Столкновения, происходящие внутри страны:

  • конфликтов, в которых участвуют коренные малочисленные народы;
  • контрмеры, спровоцированные сообществами вновь прибывших;
  • конфликты, возникающие в связи с участием насильственно ввозимых меньшинств;
  • противодействия, которые появляются в результате пересмотра существующих отношений между автономной республикой и правительством государства.

Кроме того, популярна группа в классификации конфликтов, связанных с существованием насилия в обществе в Центральной Азии. Они были выведены исследователем Г. Лапидусом в отдельную категорию, поскольку ведущую роль в них играл не этнический, а экономический фактор.

Согласно полной классификации Дж. Этингера, межэтнические конфликты могут быть следующих типов:

1. Территориальные, которые тесно связаны с воссоединением ранее разобщенных этнических групп.Их источником является политический (часто вооруженный) конфликт между движением, поддерживаемым соседним государством, и правительством у власти.

2. Конфликты, порождаемые стремлением небольшой этнической группы реализовать свое право на создание независимого государства.

3. Противостояние, связанное с восстановлением прав депортированных народов на любую территорию.

4. Военное столкновение, в основе которого лежат претензии на территорию (или ее часть) соседнего государства.

5. Межэтнические конфликты, возникающие в результате территориальных произвольных изменений в СССР.

6. Столкновения экономических интересов, скрытых национальными противоречиями. На самом деле такие этнические конфликты провоцируют правящие политические элиты, которые недовольны долей, выделяемой им в общенациональном «пироге».

7. Противодействия, основанные на исторических фактах и ​​обусловленные традициями длительной борьбы.

8. Межэтнические конфликты в Европе, возникшие в результате длительного пребывания депортированных народов на территории другой республики.

9. Противодействия, в которых при определенных спорах (о государственном языке, о религиозных различиях) чаще всего скрываются серьезные разногласия между этническими общинами.

Следовательно, этнический конфликт является результатом как объективных, так и субъективных причин. В такой ситуации часто возникает противоречивая позиция или интересы сторон по определенной проблеме или задаче, а также цели, методы или средства их решения в конкретных обстоятельствах.

р> ,

характеристик, причин и основных классификаций

В современном мире практически нет этнически однородных стран. По статистике всего двенадцать процентов. Жители других государств должны так или иначе сосуществовать на одной территории. Естественно, что в таких условиях мирная жизнь не всегда будет развиваться — часто возникают межэтнические конфликты. Остановимся подробнее на их характеристиках, причинах и классификации.

В конфликтологии нет единого концептуального подхода к выявлению причин их возникновения.Межэтнические конфликты анализируются с точки зрения социально-структурных изменений в контактирующих этносах, проблем их неравенства в престиже, статусе или вознаграждении.

Существуют концепции, которые фокусируются на поведенческих механизмах, связанных со страхами за судьбу нации — и не только за потерю культурного наследия, но и за использование ресурсов и имущества.

В результате разработано несколько классификаций.

В соответствии с подходом Г.Лапид, мы можем различить:

1. Конфликты, возникающие на межгосударственном уровне.

2. Столкновения, происходящие внутри страны:

  • конфликтов, в которых участвуют коренные малочисленные народы;
  • контрмеры, спровоцированные сообществами вновь прибывших;
  • конфликты, возникающие в связи с участием насильственно ввозимых меньшинств;
  • противодействия, которые появляются в результате пересмотра существующих отношений между автономной республикой и правительством государства.

Кроме того, популярна группа в классификации конфликтов, связанных с существованием насилия в обществе в Центральной Азии. Они были выведены исследователем Г. Лапидусом в отдельную категорию, поскольку ведущую роль в них играл не этнический, а экономический фактор.

Согласно полной классификации Дж. Этингера, межэтнические конфликты могут быть следующих типов:

1. Территориальные, которые тесно связаны с воссоединением ранее разобщенных этнических групп.Их источником является политический (часто вооруженный) конфликт между движением, поддерживаемым соседним государством, и правительством у власти.

2. Конфликты, порождаемые стремлением небольшой этнической группы реализовать свое право на создание независимого государства.

3. Противостояние, связанное с восстановлением прав депортированных народов на любую территорию.

4. Военное столкновение, в основе которого лежат претензии на территорию (или ее часть) соседнего государства.

5. Межэтнические конфликты, возникающие в результате территориальных произвольных изменений в СССР.

6. Столкновения экономических интересов, скрытых национальными противоречиями. Фактически подобные этнические конфликты провоцируются правящими политическими элитами, которые недовольны долей, выделяемой им в общенациональном «пироге».

7. Противодействия, основанные на исторических фактах и ​​обусловленные традициями длительной борьбы.

8. Межэтнические конфликты в Европе, возникшие в результате длительного пребывания депортированных народов на территории другой республики.

9. Противодействия, в которых при определенных спорах (о государственном языке, о религиозных различиях) чаще всего скрываются серьезные разногласия между этническими общинами.

Следовательно, этнический конфликт является результатом как объективных, так и субъективных причин. В такой ситуации часто возникает противоречивая позиция или интересы сторон по определенной проблеме или задаче, а также цели, методы или средства их решения в конкретных обстоятельствах.

,

межэтнических конфликтов. Примеры и причины

В основе мировой истории лежат международные конфликты. Примеры таких событий были даны многим народам по очень значительной цене. Кровавые мировые войны ХХ века надолго запомнятся во всех уголках земного шара. Казалось бы, современное общество выступает против любых военных действий и конфликтов, в основе его развития лежат либеральные идеи, здоровая конкуренция и глобальная глобализация. Однако на самом деле все несколько иначе.Количество конфликтов на национальной и религиозной почве увеличивается с каждым годом, и все большее число участников вовлекаются в цикл таких сражений, что приводит к постепенному расширению масштабов проблемы.

Несоответствие национальных интересов, территориальных претензий, негативное восприятие друг друга сторонами — все это формирует межэтнические конфликты.

Примеры таких ситуаций освещаются в политических новостях с завидным постоянством.

Межэтнический конфликт — это своего рода социальный конфликт, основанный на многих факторах и противоречиях, как правило, этносоциальных, политических, национальных и государственных.

Причины национальных конфликтов, если мы рассмотрим их подробно, во многом очень похожи:

  • Борьба за ресурсы. Истощение и неравномерное распределение природных ресурсов, которые обеспечивают большинство финансовых потоков, часто приводит к разжиганию споров и раздоров.
  • Рост населения в условиях изоляции территории, неравномерное качество жизни, массовая вынужденная миграция населения.
  • Терроризм как явление, требующее принятия жестких мер и, как следствие, обострения конфликтных ситуаций.

Религиозные различия

Межэтнические конфликты, примеры которых будут приведены ниже, относятся в первую очередь к крупнейшей державе двадцатого века — Советскому Союзу. Много противоречий возникло между союзными республиками, особенно в кавказском регионе. Аналогичная ситуация сохраняется даже после того, как бывшие составные части страны получили суверенный статус Советов. Со времени распада СССР в Чечне, Абхазии и Приднестровье было зарегистрировано более ста пятидесяти различных конфликтов.

Наличие находящихся в неблагоприятном положении национальных меньшинств в рамках суверенной страны непосредственно лежит в основе концепции «межэтнических конфликтов», примеры которых встречаются все чаще и чаще. Это гагаузский конфликт в Молдавии, абхазский и осетинский конфликты в Грузии. Обычно с такими противоречиями население внутри страны делится на коренное и некоренное, что приводит к еще более острому обострению ситуации.

Примеры религиозных конфликтов нередки.Наиболее ярким из них является борьба с неверными во многих исламских странах и регионах (Афганистан, Чечня и др.). Подобные конфликты характерны для африканского континента, ожесточенная борьба мусульманских властей и представителей других конфессий унесла более двух миллионов жизней, а войны на мусульманской земле между мусульманами и евреями продолжались в течение нескольких десятилетий.

В том же грустном списке конфликты в Косово между сербами и албанцами, борьба за независимость Тибета.,

0 comments on “Классификация межнациональных конфликтов: » » » » 13. . …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *