Клон клан корни – Какие есть слова с корнем клан-клон, примеры слов? Какое правило?

Урок в 6 клПравописание корней с чередованием, определяемым ударением гар, гор, зар, зор, клан , клон

Дата

Класс: 6

Урок: русский язык

Тип урока: урок новых знаний

Тема: Правописание гласных в корнях, определяемых ударением: -гар- – -гор-,

-зар- – -зор-, -твар- – -твор-, клан- -клон-

Цели: познакомить учащихся с новой темой: чередованием гласных О — А в корне слова, определяемом ударением, способствовать формированию функциональной грамотности, развивать критическое, логическое мышление, речевые умения и навыки, воспитывать любовь к предмету.

Использование модулей программы «Лицом к лицу»:
Новые подходы в обучении: диалог на всех этапах урока, коллективная и индивидуальная работа
Работа с талантливыми и одаренными: стратегия «Научи другого»
Обучение критическому мышлению:, создание проблемной ситуации «Мозговой штурм»
Преподавание в соответствии с возрастными особенностями: материал (содержание), форма урока, приемы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям школьников

Оценивание обучения и оценивание для обучения: оценивание происходит на каждом этапе урока в виде словесных поощрений, рефлексия, само- и взаимооценка
ИКТ: музыка для зарядки

Ход урока

Орг. Момент

Создание коллаборативной среды

Все любят получать подарки и сегодня я хочу, чтобы поздравили друг друга с началом четверти, подарили друг другу ручки и пожелали друг другу успехов.

Словарный диктант

Прилетели, полнеба, цыпленок, приклеить, превосходный, пол-арбуза, пригородный, секция, пол-литра, прекрасный

9-10 –

6-8 —

3-5 —

Взаимопроверка /взаимооценивание

Изучение нового

Сегодня у нас урок по теме «Буквы о — а в корне с чередованием». Давайте вспомним, что такое «чередование звуков»?
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.

Эту замену называют чередованием звуков: предполагать предположить
Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в указанных корнях, и владеть способом выбора А-О в корнях.

Мозговой штурм

Карточки каждой паре. Выделить корни, поставить ударение. Сделать вывод

1 пара –
Загар, огарок, гореть, горелый, загорать, угар

Вывод:
В корне с чередованием –гор-, -гар- в безударном положении пишется буква О

2 пара – зорька, зарево, зори,  заря, озарять, зарница
Вывод:
В корне с чередованием –зар-, -зор- в безударном положении пишется буква А

З пара –пловец, плавучий, поплавок, жук-плавунец, плавник, плавучесть, отличная пловчиха Вывод:
В корнях –плав-, — плов- , плов пишется только в словах пловец, пловчиха

4 пара — наклонился, поклон, поклониться , склонение, преклоняться, кланяться

Вывод: В корнях с чередованием -клан-,-клон- под ударением пишется а

В корне с чередованием -твор-–твар-, -твар- пишется только в слове УТВАРЬ.;


Сравните ваши выводы с правилом в учебнике

И потом мы все вместе завершим нашу концет-карту в виде цветка .

Взаимообучение

Ученики оформляют свои выводы в виде листка, прикрепляют его к цветку, объясняют новую тему

(каждая пара работает только со своими корнями и выделяет правило, связанное с ударением)

Закрепление (Работа у доски)

Выберите орфограмму: А или О.

Г..релка, г..рение, заг..р, приг..рел, уг..р, заг..релый, выг..рки, разг..рается.

Наклонить голову, отклонение в сторону, покланяться божеству, преклонить колени, крутой склон, склонять голову, отклонение от нормы.

Графический диктант(+ физминутка). Вставьте нужную букву в таблицу.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


о


а


о


о


о


а


а


о


о


а


1. загореть
2.озарять
3.пловец
4.подгорел
5.зорька
6.кланяться
7.загар
8.склониться
9.поклонение
10.плавать

Физминутка «Встали-сели» О- встали А -сели

Самостоятельная работа. Самопроверка по готовым ответам. Самооценивание

Рефлексия

Я знаю, что в корнях ……. под ударением пишется ….

Я не понял, когда в корнях ….. пишется буква ….

Взаимооценивание

Д.з.

придумать 5 предложений со словами, изученными на уроке

infourok.ru

ШПАРГАЛКИ к урокам русского языка


О-А в безударных корнях -лаг- — -лож-


О (перед ж)-лож-положить 
предложить 
изложить
А (перед г)-лаг-полагать 
прилагательное
Исключение:полог

О-А в безударных корнях -раст- — -ращ- — -рос-
 

А (перед СТ, Щ)-раст- — -ращ-возраст 
растить 
выращивать 
приращение
О (перед остальными)-рос-заросли 
вырос
Исключения:росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав

О — А в безударных корнях -кос- — -кас-
 

А перед суффиксом -а-касаться 
прикасаться 
касательная
О перед -сн-прикоснуться 
прикосновение

Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор-
 

Под ударениемБез ударения
-гар-загар 
огарок
-гор-загорел 
горелый
-зар- — -зор-зарево 
зорька
-зар-зарница 
озарение
-клан- — -клон-кланяться 
поклон
-клон-наклонять 
склонение
-твар- — -твор-тварь 
творчество
-твор-творить

И — Е в корнях с чередованием
 

И перед суффиксом -а-Е в остальных случаях
-бир(а)-собирать-бер-соберет
-дир(а)-обдирать-дер-обдерет
-мир(а)-замирать-мер-замереть
-тир(а)-обтирать-тер-обтереть
-пир(а)-запирать-пер-запереть
-жиг(а)-выжигать-жег-выжег
-стил(а)-расстилать-стел-расстелить
-блист(а)-блистать-блест-блестеть
-чит(а)-вычитать-чет-вычет
 Но: сочетать, сочетание

О — Е (Ё) в корнях после шипящих
 

Ё (под ударением)шёлк — шелка 
зачёт — вычет 
щёголь — щеголять 
шёпот — шептать
О (без ударения) в заимствованных словахжокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия
Исключения:крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол

И — Ы после Ц
 

Ы
  1. окончания слов:
    1. пловцы, птицы, смуглолицый
  2. суффикс -ын-:
    1. сестрицын
  3. цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них
И
  1. в корне существительных:
    1. цилиндр, цинга, цифра
  2. в словах на -ция:
    1. кульминация

О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и
окончаниях существительных и прилагательных

 

 О (под ударением)Е (без ударения)
суффиксречонка 
бережок 
камышовый 
кумачовый 
облицовка
реченька 
кусочек 
ключевой 
плюшевый 
ситцевый
окончаниеплечом 
Кузьмичом 
большому 
деревцо
зрелищем 
Наташей
большему 
деревце

Приставки на …з — …с
 

…з- (перед гласными и звонкими согласными)…с- (перед глухими согласными)
бездомный 
возглавить 
изгнать
бесконечный 
воспеть 
истратить
  1. В приставках -раз- (-рас-) — -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения — А:
    1. раздать — розданный
  2. Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными:
    1. стереть — сделать

Приставки пре- и при-
 

пре- 
в значении 
«очень», «весьма», «через», «по-иному» 
(близка к пере-)
при- 
в значении 
близости, присоединения, приближения, 
неполного действия, доведения действия до конца, 
сопутствующего действия
пребольшой (очень) 
преувеличивать 
преступать (пере…) 
превращать 
преображать
приморский 
приделать 
пригибать 
приоткрыть 
придумать 
припевать

Запомнить:
 

прибауткапримитивныйпребыватьпрельстить
прибыватьпринцессапревзойтипрелюдия
привидениеприоритетпреградапрепираться
привилегияприохотитьпреданиепреподнести
призваниепритворщицапреемникпрепятствие
прилежаниепритонпрезидентпреставиться
присмиретьприурочитьпрезиратьпретворять
присутствиепричудливыйпрекословитьпретензия

Правописание сложных прилагательных
 

слитно
  1. от сложных сущ.:
  2. пешеходный 
    паровозный 
  3. из сочетаний слов:
  4. железнодорожный (железная дорога) 
    древнерусский (древний русский) 
  5. в сочетании с наречием:
  6. высокообразованный 
    быстротечный
раздельно
  1. качество с дополн. оттенком:
  2. кисло-сладкий 
    горько-соленый 
  3. оттенки цвета:
  4. иссиня-черный 
    молочно-белый 
    бледно-розовый 
  5. однородные прил. (= и, но, не только):
  6. англо-русский 
    электронно-вычислительная 
  7. первая часть оканчивается на -ико:
  8. физико-математический


О — А в безударных корнях -мок- (-моч-) — -мак-, -равн- — -ровн-

 

-мок- (-моч-)в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде»непромокаемый 
вымокнуть
-мак-«погружать в жидкость»макать сухарь в чай
-равн-«равный, наравне, одинаковый»подравнять — сделать равным 
уравнение
-ровн-«прямой, гладкий, ровный»заровнять
Исключения:

равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

 

nsportal.ru

Клон клан корни с чередованием — корни с чередованием — 2 ответа

Ответ от Даша Бранская[гуру]
ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И
В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др. ) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.
ЧЕРЕДОВАНИЕ А-О
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сажать – сжимать, примять – приминать, начать – начинать, снять – снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но сочетать, сочетание.
В конях лаг- лож- и кас- — кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; полагать – положить (исключение: полг) , касаться – коснуться.
В корнях плав- — плов- буква а пишется во всех случаях кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы.
Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко) ; обмакнуть (перо в чернильницу) ; корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость» , «становиться влажным» : сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
В корнях клан- — клон-, твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.
Исключение: утварь.
В корне гар- — гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а) , например: загореть – загорать, загорелый, загар.
Исключение: выгарки.
В корне зар- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о) , например: заря, зарница, озаренный, но зори, зарево.
В корне сказ- — скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу, скачи.
Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый») , например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий» , «прямой») , например: ровнять (дорожки) , заровнять (яму) , подровнять (клумбы) , уровень, ровня.
В корне раст- — рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

2oa.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Правописание чередующихся гласных в корне-клон- -клан-

КОНСПЕКТ УРОКА

   

    ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ  ГЛАСНЫХ А—О   В КОРНЕ –КЛОН-  -КЛАН—

   

    ТИП УРОКА:  ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

   ФОРМА УРОКА:   УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

   ЦЕЛИ:

ОСВОИТЬ ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ  ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ  ГЛАСНЫХ А-О В                                          КОРНЯХ –КЛАН —  — КЛОН-;

              ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ РАССУЖДАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ      ГЛАСНОЙ.  

  • УРОК ПОСТРОЕН В ФОРМЕ ИГРЫ.
  • УЧЕНИКИ, ПУТЕШЕСТВУЯ ПО ЛЕСНЫМ ПОЛЯНАМ,  ОТРАБАТЫВАЮТ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ.
  • ДАННАЯ ФОРМА УРОКА НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ,ТАК КАК ТАКИЕ УРОКИ ВЫЗЫВАЮТ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ, РЕБЯТА С УДОВОЛЬСТВИЕМ РАБОТАЮТ НА ТАКИХ УРОКАХ.

    ( В НАЧАЛЕ УРОКА ЗВУЧИТ МУЗЫКА, КОТОРАЯ ДАЁТ СТАРТ ПУТЕШЕСТВИЮ).

                      ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ:

                   — ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА, САДИТЕСЬ!!!!!!!

— СЕГОДНЯ У НАС УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ. ХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ СЛОВА ИЗ ПЕСЕНКИ БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТОВ:

 « НИЧЕГО  НА СВЕТЕ ЛУЧШЕ НЕ-Е-ТУ, ЧЕМ БРОДИТЬ, ДРУЗЬЯ, ПО БЕЛУ СВЕТУ!!!!!!»

 ВОТ И БУДЕМ МЫ СЕГОДНЯ БРОДИТЬ ПО ЛЕСНЫМ ПОЛЯНКАМ В ПОИСКАХ ЗНАНИЙ.

(СЛАЙД 1)

-УВАЖАЕМЫЕ  ПУТЕШЕСТВЕННИКИ, ПОСМОТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА КАРТУ, НАШ МАРШРУТ ПРОХОДИТ ПО ЛЕСНЫМ ПОЛЯНКАМ. СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОБЫВАЕМ НА ПОЛЯНКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ, НЕИЗВЕСТНОЙ, ПОЛЯНЕ ОТДЫХА, ЗАКРЕПИТЕЛЬНОЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ИТОГОВОЙ ПОЛЯНЕ.

ВЫ ГОТОВЫ К ПУТЕШЕСТВИЮ? В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

УЧИТЕЛЬ:

-РЕБЯТА, ОТКРОЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТЕТРАДИ. ДАВАЙТЕ ЗАПИШЕМ     ЧИСЛО…

ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ ФЕВРАЛЯ

КЛАССНАЯ  РАБОТА .

А  СТРОЧКУ, ГДЕ МЫ ВСЕГДА ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА, МЫ   ОСТАВИМ НЕЗАПОЛНЕННОЙ.

  1. (ПЕРВАЯ ПОЛЯНА НАЗЫВАЕТСЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».)

УЧИТЕЛЬ:

-НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ  С ПОЛЯНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ.

— ВСЁ НА СВЕТЕ ИЗ ЧЕГО-НИБУДЬ СОСТОИТ: ОБЛАКА ИЗ МНОЖЕСТВА ВОДЯНЫХ КАПЕЛЕК, ЛЕС—ИЗ ДЕРЕВЬЕВ. РЕЧЬ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, А ПРЕДЛОЖЕНИЯ—ИЗ СЛОВ. СЛОВА ЖЕ  СОСТОЯТ ИЗ СВОЕГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.

— О КАКОМ МАТЕРИАЛЕ ИДЁТ РЕЧЬ? (КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ)

 -А КАК ПО-ДРУГОМУ  МОЖНО НАЗВАТЬ ЧАСТИ СЛОВА? ( МОРФЕМА)

— КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МОРФЕМ САМАЯ ГЛАВНАЯ? (КОРЕНЬ)

  ПОЧЕМУ? ( ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  КОРНЯ).

УЧИТЕЛЬ:

— В СЛОВЕ КОРЕНЬ  ГЛАВНЫЙ,  А В ЖИЗНИ?

 ПРОСЛУШАЙТЕ , ПОЖАЛУЙСТА, ВЫРАЖЕНИЯ :СМОТРИ В КОРЕНЬ,  ЗРИ  В КОРЕНЬ.

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ДАННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ?

(ЭТО ЗНАЧИТ,  ВЫДЕЛИ САМОЕ ГЛАВНОЕ)

УЧИТЕЛЬ:

— ПРАВИЛЬНО. А ТЕПЕРЬ ВЕРНЕМСЯ К СЛОВАМ. КОРЕНЬ В СЛОВЕ  ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СМЫСЛОВЫМ ЦЕНТРОМ. ОТ НЕГО СЛОВА РАСТУТ, КАК ВЕТВИ НА ДЕРЕВЕ. 

УЧИТЕЛЬ:

-ПЕРЕД НАМИ СЛОВЕСНОЕ ДЕРЕВО. СЕРДЦЕВИНОЙ ЕГО ЯВЛЯЕТСЯ КОРЕНЬ –ДОБР- (СЛАЙД 2)

— ОБЪЯСНИТЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО КОРНЯ?

-ПРАВИЛЬНО РЕБЯТА: КОРЕНЬ –ДОБР- НЕСЕТ ДОБРО, СВЕТ, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ДРУЖБУ. ПУСТЬ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ БУДЕТ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, ВЕДЬ

 ЗЕМЛЯ СОГРЕВАЕТСЯ СОЛНЫШКОМ, А ДУША ДОБРОТОЙ.

ПОСМОТРИТЕ НА НАШЕ ДЕРЕВО,

УЧИТЕЛЬ:

-ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕРЕВО СТАЛО СИЛЬНЫМ?

ДЕТИ: ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

.

УЧИТЕЛЬ:

-ВОТ  СЕЙЧАС МЫ  УКРАСИМ НАШЕ ДЕРЕВО  ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ.

ПРИСТУПИМ К ВЫПОЛНЕНИЮ  ЗАДАНИЯ. РАБОТАЕМ В ТЕТРАДЯХ, ЗАПИСЫВАЕМ СЛОВА В СТОЛБИК, ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ. ( НЕСКОЛЬКО СЛОВ РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ. ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ)

— ЕСТЬ ЖЕЛАЮЩИЕ ПОРАБОТАТЬ У ДОСКИ?

(РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ. МОЖНО РАБОТАТЬ ПО ЦЕПОЧКЕ. УЧЕНИК ВЫХОДИТ К ДОСКЕ, ЗАПИСЫВАЕТ СЛОВО ПРЯМО НА ДЕРЕВЕ, РАЗБИРАЕТ ЕГО, ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧАСТЬ РЕЧИ, ПОТОМ ИДЕТ  К ДОСКЕ СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕНИК)

УЧИТЕЛЬ:

— ВОТ НАШЕ ДЕРЕВО ВЕСЕЛО ЗАШЕЛЕСТЕЛО ЛИСТОЧКАМИ, ОНО НЕ ОДИНОКО, У НЕГО ТЕПЕРЬ БОЛЬШАЯ И ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ СЛОВ, У ВСЕХ РОДСТВЕННИКОВ ЕСТЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ—КОРЕНЬ.

 КОРЕНЬ СЛОВА-ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ, НАД  СЛОВАМИ РОДСТВЕННЫМИ ДЕРЖИТ ВЛАСТЬ

 (ДОБРЫЙ, ДОБРЕНЬКИЙ, ДОБРЯЧОК, ДОБРЕТЬ, ДОБРО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, ДОБРЯК…..)

.

УЧИТЕЛЬ:

-МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! ВЫ УСПЕШНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ. ПОРА ОТПРАЛЯТЬСЯ ДАЛЬШЕ. СЛЕДУЮЩАЯ  ПОЛЯНА  «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ».

 ( СЛАЙД 3)

 НИКОЛАЯ НОСОВА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ».                                        (НАЖИМАЮ НА ПОЛЯНУ.)

УЧИТЕЛЬ:    

—   ВЫ ЗНАКОМЫ С  НИМ?  ГЕРОЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

ДЕТИ:  

—    ДА!

УЧИТЕЛЬ:

— А ГДЕ ВЫ СНИМ ВСТРЕЧАЛИСЬ?( НАЗВАТЬ АВТОРА  И ПРОИЗВЕДЕНИЕ)

УЧИТЕЛЬ:

 -ПОЧЕМУ ГЕРОЙ  ПОЛУЧИЛ ТАКОЕ ИМЯ?

ДЕТИ:            

-ПОТОМУ ЧТО ОН НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ.

УЧИТЕЛЬ:  

-ВОТ И СЕЙЧАС ОН ПРОСИТ ВАС, РЕБЯТА, О ПОМОЩИ.

       УЧЕНИК ЧИТАЕТ ПРОСЬБУ НЕЗНАЙКИ:

 «ДОРОГИЕ РЕБЯТА! ПОМОГИТЕ МНЕ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ  БУКВЫ В СЛОВАХ И ОБЪЯСНИТЕ, ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ СЛОВА РАСПРЕДЕЛЕНЫ ПО СТОЛБИКАМ».

Д РЕВЬЯ                        М НУТА                        ИЗЛАГАТЬ
ПОД РОК                        М РШРУТ                        РАСТЕНИЕ
Л СНОЙ                        Р СОВАТЬ                        ИЗЛОЖЕНИЕ
Н ВИНКА                        К ЛЕНДАРЬ                        ПОДРОСЛА
ПОЛ СКАТЬ                        М ЛИНА                        РОСТОК

К ДОСКЕ ПРИГЛАШАЮ…

-А ВАМ, РЕБЯТА,  НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ ПРОСЬБУ НЕЗНАЙКИ НА ЛИСТАХ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ ПЕРЕД ВАМИ._(РАБОТА  НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТОЧКАХ, КОТОРЫЕ ЗАРАНЕЕ БЫЛИ РАЗЛОЖЕНЫ НА ПАРТАХ)

УЧИТЕЛЬ:

-СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ ОРФОГРАММЫ ВСТРЕТИЛИСЬ ВАМ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСКАТЬ ОШИБКИ В ЭТИХ СЛОВАХ?  

ВЫВОД:

  • ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.ПРОВЕРЯЕМ УДАРЕНИЕМ.
  • НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ОБРАЩАЕМСЯ К ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ. )
  • ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ . ЗНАТЬ ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ  ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ О—А В ЭТИХ КОРНЯХ. КАКИЕ  ЕЩЁ  ВЫ ЗНАЕТЕ КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ О-А?

          УЧИТЕЛЬ:

                   — ВЫ ПОКАЗАЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ. ЗНАЧИТ, МЫ МОЖЕМ  ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ. ( СЛАЙД4)

                         НА ПОЛЯНЕ « НЕЗНАКОМОЙ» НАС ЖДУТ СЕРЬЁЗНЫЕ ИСПЫТАНИЯ, И ОПЯТЬ НА УМ ПРИХОДЯТ СЛОВА ПЕСЕНКИ БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТОВ:

                        «ТЕМ, КТО ДРУЖЕН, НЕ СТРАШНЫ ТРЕВОГИ,

                       НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ.»

         УЧИТЕЛЬ:

        — НАШ ДРУГ НЕЗНАЙКА  СНОВА ПРОСИТ О ПОМОЩИ.

                       ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ  ДИАЛОГА( ПО РОЛЯМ.)Слайд

         СЛОВА АВТОРА ЧИТАЕТ…………..

         СЛОВА НЕЗНАЙКИ……..

         СЛОВА КНОПОЧКИ……….

         УЧИТЕЛЬ: 

                   —   ЗАПОМНИТЕ ЭТО СЛОВО____________

                        ЧТО ЖЕ ПИСАТЬ? –А или О?  КТО ИЗ ГЕРОЕВ ПРАВ?

                        РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ РЕШАЕТ ЭТОТ ВОПРОС  НЕОДНОЗНАЧНО.

                        В ОДНИХ СЛОВАХ С ЭТИМ КОРНЕМ  ПИШЕТСЯ –А-, В ДРУГИХ-О-.

                         СЛАЙД4

             

         

         УЧИТЕЛЬ: 

                       -ПЕРЕД ВАМИ  ЗАДАНИЕ:

                        ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА И ОБЪЯСНИТЕ, ОТЧЕГО ЗАВИСИТ ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ? (ЧИТАЮТ ВСЛУХ СЛОВА)

                       -КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МЫ НАБЛЮДАЕМ В КОРНЕ? (ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ –О А- В КОРНЕ –КЛАН — КЛОН.)

                       -КТО ГОТОВ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: «ОТЧЕГО ЗАВИСИТ ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ?»

                       1. В БЕЗУДАРНОЙ ПОЗИЦИИ ТОЛЬКО-О

                       2. ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ ТО, ЧТО СЛЫШИМ

                     

         УЧИТЕЛЬ: 

                       — ТАК КТО ЖЕ БЫЛ ПРАВ? НЕЗНАЙКА ИЛИ КНОПОЧКА? (оба не правы, к  словУ——————нельзя подобрать ОДНОКОРЕННОЕ проверочное слово, в этом слове нужно знать правило ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХ ГЛАСНЫХ А-О В КОРНЕ –КЛАН- -КЛОН- ) В СЛОВЕ _________________Я ПИШУ ГЛАСНУЮ ____, ПОТОМУ ЧТО__________________)

                 

         УЧИТЕЛЬ: 

                      -НАЗОВИТЕ КОРЕНЬ, С ПРАВОПИСАНИЕМ КОТОРОГО МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?

                    СФОРМУЛИРУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТЕМУ НАШЕГО УРОКА

                     «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ –О-А в КОРНЕ КЛАН-КЛОН».

                      —  ЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ?(ЦЕЛЬ)

                      ( СЛАЙД5)

                     (  ОТКРЫВАЕТСЯ СЛАЙД С ТЕМОЙ УРОКА И ЦЕЛЬЮ)

                         УЧИТЕЛЬ: 

                      — ЗАПИШИТЕ ТЕМУ  УРОКА В ТЕТРАДЬ.

УЧИТЕЛЬ:.

 ДОРОГИЕ  ПУТЕШЕСТВЕННИКИ, ПЕРЕД ТРУДНОЙ РАБОТОЙ НАМ НУЖНО НАБРАТЬСЯ СИЛ.  НАС С РАДОСТЬЮ  ВСТРЕЧАЕТ ПОЛЯНА ОТДЫХА.

   СЯДЬТЕ  ПОУДОБНЕЕ. РАССЛАБИТСЬ. ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА!!!!!!!! ( ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗВУЧАТ СЛОВА)

 СЛАЙД6

( ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ИДЕТЕ ПО ТРОПИНКЕ ПО ПОЛЮ. ГДЕ-ТО ВДАЛИ ВИДНЕЕТСЯ ЛЕС.К ЛЕСУ ВЕДЕТ ТРОПИНКА.РОЛЕ ЗОЛОТИСТОЕ, ДУЕТ  ЛЕГКИЙ ВЕТЕРОК. ОН КАЧАЕТ МЯГКИЕ ТРАВЫ, ВЫ ИДЕТЕ В РАДОСТНОМ ОЖИДАНИИ.ЛЕС ВСЕ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ. ВЫ ПОДХОДИТЕ К ЛЕСУ. ПТИЦЫ ПОЮТ ВЕСЁЛЫЕ ПЕСНИ.ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ШАГОВ. СЕЙЧАС ВЫ ВОЙДЕТЕ В ЛЕС. ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ…ПОСТОЙТЕ…ЗАПОМНИТЕ ЭТУ МИНУТУ…(ПАУЗА).

     ВОТ ДЕРЕВЬЯ ЗАШУМЕЛИ, ПРИВЕТСТВУЯ ВАС(  УЧЕНИКИ ВСТАЮТ ИЗ-ЗА ПАРТ, ПОДНИМАЮТ РУКИ ВВЕРХ, ШЕВЕЛЯТ ПАЛЬЧИКАМИ, НАКЛОНЯЮТ ВЫТЯНУТЫЕ РУКИ ВПРАВО—ВЛЕВО). НАШИ РУКИ — ЭТО ВЕТВИ ДЕРЕВЬЕВ, КОТОРЫЕ ЛАСКОВО И НЕЖНО БУДУТ ПРИКАСАТЬСЯ К ЧЕЛОВЕКУ, ПРОХОДЯЩЕМУ ПО ЛЕСУ. ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПРОЙДЕТ СКВОЗЬ ВОЛШЕБНЫЙ ЛАСКОВЫЙ ЛЕС, ВЕТВИ КОТОРОГО БУДУТ ПОГЛАЖИВАТЬ (ПОГЛАЖИВАЕТ КАЖДЫЙ СЕБЯ) ВАС ПО ГОЛОВЕ, РУКАМ , СПИНЕ ) .

УЧИТЕЛЬ:

— ВОТ МЫ И ОТДОХНУЛИ.  ТЕОРИЮ  ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ОСВОИЛИ, ПОРА  ОТПРАВЛЯТЬСЯ К ПОЛЯНЕ « ЗАКРЕПИТЕЛЬНОЙ».

СЛАЙД 7

 ПОЛЯНА «ЗАКРЕПИТЕЛЬНАЯ» . ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.

ЗАДАНИЕ 1:

— ПРОСЛУШАЙТЕ ЗАДАНИЕ: ЗАПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ОБЪЯСНИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ –О-А В КОРНЕ –КЛОН-КЛАН.

ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

СКЛОНИТЬСЯ НАД РУЧЬЕМ

НАКЛОНИТЬ ГОЛОВУ

ОТКЛОНЕНИЕ В СТОРОНУ

НИЗКИЙ ПОКЛОН

РАСКЛАНЯТЬСЯ ПЕРЕД ЗРИТЕЛЕМ

 ЗАДАНИЕ 2:

 ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

1 СКЛОНЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАСТЕНИЕ,

2 ВЫРАЩЕННЫЙ, РОСТОК, ПОКЛОН                      МОЛОДЦЫ!!!

ЗАДАНИЕ 3:

-ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.

 ПЕРЕД ВАМИ РУССКАЯ И БАШКИРСКАЯ ПОСЛОВИЦЫ.

 ПРОЧТИЕТЕ ИХ. ОБЪЯСНИТЕ  СМЫСЛ.

     СЛАЙД8

НЕ ПОКЛОНЯСЬ, НЕ СОРВЕШЬ ГРИБКА (РУССКАЯ)

ПЕРЕД ТЕМ, КТО КЛАНЯЕТСЯ, САМ ДО ЗЕМЛИ КЛАНЯЙСЯ. ( БАШКИРСКАЯ)

ЗАДАНИЕ 4:

-ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ОБЪЯСНИТЕ  ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ.

(ЗАПИШИТЕ  ПОСЛОВИЦЫ В ТЕТРАДЬ, ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ С ПРОПУЩЕННЫМИ БУКВАМИ КОРЕНЬ). 

УЧИТЕЛЬ:

 -И С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ ВЫ СПРАВИЛИСЬ УСПЕШНО!

ВПЕРЕДИ НАС ОЖИДАЕТ ПОЛЯНА «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ». СЛАЙД 9

ЖИТЕЛИ ЭТОЙ ПОЛЯНЫ ПРЕДЛАГАЮТ ВЫПОЛНИТЬ ТЕСТ.

ПЕРЕВЕРНИТЕ ЛИСТОЧКИ И ПРИСТУПИТЕ К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ .

(ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ ПРОВЕРЮТ ВСЛУХ). ЕСЛИ БОЛЕЕ 7 МИНУТ .ЗАДАНИЕ ПО УЧЕБНИКУ. УПР.137

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

-ОТКРЫВАЕМ ДНЕВНИКИ, ЗАПИСЫВАЕМ  ЗАДАНИЕ:

НАЙТИ   ПЯТЬ ПОСЛОВИЦ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ –О-А-В КОРНЕ – КЛАН – КЛОН- ( для всех)

 И ЗАПИСАТЬ  ИХ В ТЕТРАДЬ. НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЫДЕЛИТЬ КОРНИ.

-С КАКИМИ КОРНЯМИ ВЫ БУДЕТЕ ВЫПИСЫВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ, НАЗОВИТЕ ИХ.

— СОЧИНИТЬ СКАЗКУ « ДРУЖБА КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»( ПО ЖЕЛАНИЮ)

УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГ УРОКА:

             — ВОТ И ПОДОШЛО НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К КОНЦУ.

                ПОРА ПОДВЕСТИ ИТОГИ.

-ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ? (ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ -О-А- В КОРНЕ -КЛАН-КЛОН)

— ПОДНИМИТЕ РУКИ, КТО НЕ ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ В НАПИСАНИИ ГЛАСНЫХ –О-А- В КОРНЕ?

-А ТЕПЕРЬ ПОДНИМИТЕ РУКИ, КТО ИСПЫТЫВАЕТ ЗАТРУДНЕНИЯ В НАПИСАНИИ ГЛАСНЫХ В ЭТОМ КОРНЕ.

!!ОТМЕТИТЬ РАБОТУ УЧЕНИКОВ.

ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ РАБОТУ СЛЕДУЮЩИХ УЧАЩИХСЯ………………..

 (С ВЫСТАВЛЕНИЕМ ОЦЕНКИ).

— СПАСИБО ЗА РАБОТУ.

 ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

nsportal.ru

Слова с корнем «клон» — полный список

Слова с корнем «клон» — полный список

Мы собрали для вас полный список слов руского языка с корнем «клон» , которые посетители нашего сервиса разбирали по составу. Всего таких слов — 139.

  • 1 благосклонность
  • 2 благосклонный
  • 3 звездопоклонник
  • 4 звездопоклонство
  • 5 змеепоклонство
  • 6 идолопоклонник
  • 7 идолопоклоннический
  • 8 идолопоклонничество
  • 9 идолопоклонство
  • 10 клонил
  • 11 клонилось
  • 12 клоните
  • 13 клонить
  • 14 клониться
  • 15 клонишь
  • 16 клонюсь
  • 17 коленопреклонение
  • 18 коленопреклонённый
  • 19 крестопоклонный
  • 20 наклон
  • 21 наклонен
  • 22 наклонена
  • 23 наклонение
  • 24 наклонению
  • 25 наклонениям
  • 26 наклонив
  • 27 наклонившейся
  • 28 наклонившиеся
  • 29 наклонившийся
  • 30 наклонившимися
  • 31 наклонившихся
  • 32 наклонилась
  • 33 наклонили
  • 34 наклонилось
  • 35 наклонимся
  • 36 наклонись
  • 37 наклоните
  • 38 наклонить
  • 39 наклониться
  • 40 наклонная
  • 41 наклонной
  • 42 наклонность
  • 43 наклонностям
  • 44 наклонностями
  • 45 наклонный
  • 46 наклономер
  • 47 наклоню
  • 48 наклонятся
  • 49 наклонять
  • 50 наклоняться
  • 51 наклонённый
  • 52 наклонёнными
  • 53 небосклон
  • 54 неуклонный
  • 55 низкопоклонник
  • 56 низкопоклонничать
  • 57 низкопоклоннический
  • 58 низкопоклонничество
  • 59 низкопоклонство
  • 60 огнепоклонник

© 2019 морфемный словарь — разбора слова по составу онлайн

sostavslova.ru

0 comments on “Клон клан корни – Какие есть слова с корнем клан-клон, примеры слов? Какое правило?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *