Урок в 6 клПравописание корней с чередованием, определяемым ударением гар, гор, зар, зор, клан , клон
Дата
Класс: 6
Урок: русский язык
Тип урока: урок новых знаний
Тема: Правописание гласных в корнях, определяемых ударением: -гар- – -гор-,
-зар- – -зор-, -твар- – -твор-, клан- -клон-
Цели: познакомить учащихся с новой темой: чередованием гласных О — А в корне слова, определяемом ударением, способствовать формированию функциональной грамотности, развивать критическое, логическое мышление, речевые умения и навыки, воспитывать любовь к предмету.
Использование модулей программы «Лицом к лицу»:
Новые подходы в обучении: диалог на всех этапах урока, коллективная и индивидуальная работа
Работа с талантливыми и одаренными: стратегия «Научи другого»
Обучение критическому мышлению:, создание проблемной ситуации «Мозговой штурм»
Преподавание в соответствии с возрастными особенностями: материал (содержание), форма урока, приемы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям школьников
ИКТ: музыка для зарядки
Ход урока
Орг. Момент
Создание коллаборативной среды
Все любят получать подарки и сегодня я хочу, чтобы поздравили друг друга с началом четверти, подарили друг другу ручки и пожелали друг другу успехов.
Словарный диктант
Прилетели, полнеба, цыпленок, приклеить, превосходный, пол-арбуза, пригородный, секция, пол-литра, прекрасный
9-10 –
6-8 —
3-5 —
Взаимопроверка /взаимооценивание
Изучение нового
Сегодня у нас урок по теме «Буквы о — а в корне с чередованием». Давайте вспомним, что такое «чередование звуков»?
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в указанных корнях, и владеть способом выбора А-О в корнях.
Мозговой штурм
Карточки каждой паре. Выделить корни, поставить ударение. Сделать вывод
1 пара –
Загар, огарок, гореть, горелый, загорать, угар
Вывод:
В корне с чередованием –гор-, -гар- в безударном положении пишется буква О
2 пара – зорька, зарево, зори, заря, озарять, зарница
Вывод:
В корне с чередованием –зар-, -зор- в безударном положении пишется буква А
З пара –пловец, плавучий, поплавок, жук-плавунец, плавник, плавучесть, отличная пловчиха Вывод:
В корнях –плав-, — плов- , плов пишется только в словах пловец, пловчиха
4 пара — наклонился, поклон, поклониться , склонение, преклоняться, кланяться
Вывод: В корнях с чередованием -клан-,-клон- под ударением пишется а
В корне с чередованием -твор-–твар-, -твар- пишется только в слове УТВАРЬ.;
Сравните ваши выводы с правилом в учебнике
И потом мы все вместе завершим нашу концет-карту в виде цветка .
Взаимообучение
Ученики оформляют свои выводы в виде листка, прикрепляют его к цветку, объясняют новую тему
(каждая пара работает только со своими корнями и выделяет правило, связанное с ударением)
Закрепление (Работа у доски)
Выберите орфограмму: А или О.
Г..релка, г..рение, заг..р, приг..рел, уг..р, заг..релый, выг..рки, разг..рается.
Наклонить голову, отклонение в сторону, покланяться божеству, преклонить колени, крутой склон, склонять голову, отклонение от нормы.
Графический диктант(+ физминутка). Вставьте нужную букву в таблицу.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
о
а
о
о
о
а
а
о
о
а
1. загореть
2.озарять
3.пловец
4.подгорел
5.зорька
6.кланяться
7.загар
8.склониться
9.поклонение
10.плавать
Физминутка «Встали-сели» О- встали А -сели
Самостоятельная работа. Самопроверка по готовым ответам. Самооценивание
Рефлексия
Я знаю, что в корнях ……. под ударением пишется ….
Я не понял, когда в корнях ….. пишется буква ….
Взаимооценивание
Д.з.
infourok.ru
ШПАРГАЛКИ к урокам русского языка
О-А в безударных корнях -лаг- — -лож-
О (перед ж) | -лож- | положить предложить изложить |
А (перед г) | -лаг- | полагать прилагательное |
Исключение: | полог |
О-А в безударных корнях -раст- — -ращ- — -рос-
А (перед СТ, Щ) | -раст- — -ращ- | возраст растить выращивать приращение |
О (перед остальными) | -рос- | заросли вырос |
Исключения: | росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав |
О — А в безударных корнях -кос- — -кас-
А перед суффиксом -а- | касаться прикасаться касательная |
О перед -сн- | прикоснуться прикосновение |
Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор-
Под ударением | Без ударения | ||
-гар- | загар огарок | -гор- | загорел горелый |
-зар- — -зор- | зарево зорька | -зар- | зарница озарение |
-клан- — -клон- | кланяться поклон | -клон- | наклонять склонение |
-твар- — -твор- | тварь творчество | -твор- | творить |
И — Е в корнях с чередованием
И перед суффиксом -а- | Е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
Но: сочетать, сочетание |
О — Е (Ё) в корнях после шипящих
Ё (под ударением) | шёлк — шелка зачёт — вычет щёголь — щеголять шёпот — шептать |
О (без ударения) в заимствованных словах | жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия |
Исключения: | крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол |
И — Ы после Ц
Ы |
|
И |
|
О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и
окончаниях существительных и прилагательных
О (под ударением) | Е (без ударения) | |
суффикс | речонка бережок камышовый кумачовый облицовка | реченька кусочек ключевой плюшевый ситцевый |
окончание | плечом Кузьмичом большому деревцо | зрелищем Наташей большему деревце |
Приставки на …з — …с
…з- (перед гласными и звонкими согласными) | …с- (перед глухими согласными) |
бездомный возглавить изгнать | бесконечный воспеть истратить |
|
Приставки пре- и при-
пре- в значении «очень», «весьма», «через», «по-иному» (близка к пере-) | при- в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия |
пребольшой (очень) преувеличивать преступать (пере…) превращать преображать | приморский приделать пригибать приоткрыть придумать припевать |
Запомнить:
прибаутка | примитивный | пребывать | прельстить |
прибывать | принцесса | превзойти | прелюдия |
привидение | приоритет | преграда | препираться |
привилегия | приохотить | предание | преподнести |
призвание | притворщица | преемник | препятствие |
прилежание | притон | президент | преставиться |
присмиреть | приурочить | презирать | претворять |
присутствие | причудливый | прекословить | претензия |
Правописание сложных прилагательных
слитно |
|
раздельно |
|
О — А в безударных корнях -мок- (-моч-) — -мак-, -равн- — -ровн-
-мок- (-моч-) | в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» | непромокаемый вымокнуть |
-мак- | «погружать в жидкость» | макать сухарь в чай |
-равн- | «равный, наравне, одинаковый» | подравнять — сделать равным уравнение |
-ровн- | «прямой, гладкий, ровный» | заровнять |
Исключения: |
|
nsportal.ru
Клон клан корни с чередованием — корни с чередованием — 2 ответа
Ответ от Даша Бранская[гуру]
ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И
В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др. ) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.
ЧЕРЕДОВАНИЕ А-О
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сажать – сжимать, примять – приминать, начать – начинать, снять – снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но сочетать, сочетание.
В конях лаг- лож- и кас- — кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; полагать – положить (исключение: полг) , касаться – коснуться.
В корнях плав- — плов- буква а пишется во всех случаях кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы.
Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко) ; обмакнуть (перо в чернильницу) ; корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость» , «становиться влажным» : сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
В корнях клан- — клон-, твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.
Исключение: утварь.
В корне гар- — гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а) , например: загореть – загорать, загорелый, загар.
Исключение: выгарки.
В корне зар- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о) , например: заря, зарница, озаренный, но зори, зарево.
В корне сказ- — скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу, скачи.
Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый») , например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий» , «прямой») , например: ровнять (дорожки) , заровнять (яму) , подровнять (клумбы) , уровень, ровня.
В корне раст- — рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.
2oa.ru
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Правописание чередующихся гласных в корне-клон- -клан-
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ А—О В КОРНЕ –КЛОН- -КЛАН—
ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ФОРМА УРОКА: УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
ЦЕЛИ:
ОСВОИТЬ ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ А-О В КОРНЯХ –КЛАН — — КЛОН-;
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ РАССУЖДАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ ГЛАСНОЙ.
- УРОК ПОСТРОЕН В ФОРМЕ ИГРЫ.
- УЧЕНИКИ, ПУТЕШЕСТВУЯ ПО ЛЕСНЫМ ПОЛЯНАМ, ОТРАБАТЫВАЮТ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ.
- ДАННАЯ ФОРМА УРОКА НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ,ТАК КАК ТАКИЕ УРОКИ ВЫЗЫВАЮТ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ, РЕБЯТА С УДОВОЛЬСТВИЕМ РАБОТАЮТ НА ТАКИХ УРОКАХ.
( В НАЧАЛЕ УРОКА ЗВУЧИТ МУЗЫКА, КОТОРАЯ ДАЁТ СТАРТ ПУТЕШЕСТВИЮ).
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ:
— ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА, САДИТЕСЬ!!!!!!!
— СЕГОДНЯ У НАС УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ. ХОЧЕТСЯ ВСПОМНИТЬ СЛОВА ИЗ ПЕСЕНКИ БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТОВ:
« НИЧЕГО НА СВЕТЕ ЛУЧШЕ НЕ-Е-ТУ, ЧЕМ БРОДИТЬ, ДРУЗЬЯ, ПО БЕЛУ СВЕТУ!!!!!!»
ВОТ И БУДЕМ МЫ СЕГОДНЯ БРОДИТЬ ПО ЛЕСНЫМ ПОЛЯНКАМ В ПОИСКАХ ЗНАНИЙ.
(СЛАЙД 1)
-УВАЖАЕМЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ, ПОСМОТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА КАРТУ, НАШ МАРШРУТ ПРОХОДИТ ПО ЛЕСНЫМ ПОЛЯНКАМ. СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОБЫВАЕМ НА ПОЛЯНКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ, НЕИЗВЕСТНОЙ, ПОЛЯНЕ ОТДЫХА, ЗАКРЕПИТЕЛЬНОЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ИТОГОВОЙ ПОЛЯНЕ.
ВЫ ГОТОВЫ К ПУТЕШЕСТВИЮ? В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
УЧИТЕЛЬ:
-РЕБЯТА, ОТКРОЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТЕТРАДИ. ДАВАЙТЕ ЗАПИШЕМ ЧИСЛО…
ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ ФЕВРАЛЯ
КЛАССНАЯ РАБОТА .
А СТРОЧКУ, ГДЕ МЫ ВСЕГДА ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА, МЫ ОСТАВИМ НЕЗАПОЛНЕННОЙ.
- (ПЕРВАЯ ПОЛЯНА НАЗЫВАЕТСЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».)
УЧИТЕЛЬ:
-НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПОЛЯНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ.
— ВСЁ НА СВЕТЕ ИЗ ЧЕГО-НИБУДЬ СОСТОИТ: ОБЛАКА ИЗ МНОЖЕСТВА ВОДЯНЫХ КАПЕЛЕК, ЛЕС—ИЗ ДЕРЕВЬЕВ. РЕЧЬ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, А ПРЕДЛОЖЕНИЯ—ИЗ СЛОВ. СЛОВА ЖЕ СОСТОЯТ ИЗ СВОЕГО СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.
— О КАКОМ МАТЕРИАЛЕ ИДЁТ РЕЧЬ? (КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ)
-А КАК ПО-ДРУГОМУ МОЖНО НАЗВАТЬ ЧАСТИ СЛОВА? ( МОРФЕМА)
— КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МОРФЕМ САМАЯ ГЛАВНАЯ? (КОРЕНЬ)
ПОЧЕМУ? ( ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОРНЯ).
УЧИТЕЛЬ:
— В СЛОВЕ КОРЕНЬ ГЛАВНЫЙ, А В ЖИЗНИ?
ПРОСЛУШАЙТЕ , ПОЖАЛУЙСТА, ВЫРАЖЕНИЯ :СМОТРИ В КОРЕНЬ, ЗРИ В КОРЕНЬ.
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ДАННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ?
(ЭТО ЗНАЧИТ, ВЫДЕЛИ САМОЕ ГЛАВНОЕ)
УЧИТЕЛЬ:
— ПРАВИЛЬНО. А ТЕПЕРЬ ВЕРНЕМСЯ К СЛОВАМ. КОРЕНЬ В СЛОВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СМЫСЛОВЫМ ЦЕНТРОМ. ОТ НЕГО СЛОВА РАСТУТ, КАК ВЕТВИ НА ДЕРЕВЕ.
УЧИТЕЛЬ:
-ПЕРЕД НАМИ СЛОВЕСНОЕ ДЕРЕВО. СЕРДЦЕВИНОЙ ЕГО ЯВЛЯЕТСЯ КОРЕНЬ –ДОБР- (СЛАЙД 2)
— ОБЪЯСНИТЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО КОРНЯ?
-ПРАВИЛЬНО РЕБЯТА: КОРЕНЬ –ДОБР- НЕСЕТ ДОБРО, СВЕТ, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ДРУЖБУ. ПУСТЬ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ БУДЕТ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, ВЕДЬ
ЗЕМЛЯ СОГРЕВАЕТСЯ СОЛНЫШКОМ, А ДУША ДОБРОТОЙ.
ПОСМОТРИТЕ НА НАШЕ ДЕРЕВО,
УЧИТЕЛЬ:
-ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕРЕВО СТАЛО СИЛЬНЫМ?
ДЕТИ: ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
.
УЧИТЕЛЬ:
-ВОТ СЕЙЧАС МЫ УКРАСИМ НАШЕ ДЕРЕВО ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ.
ПРИСТУПИМ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ. РАБОТАЕМ В ТЕТРАДЯХ, ЗАПИСЫВАЕМ СЛОВА В СТОЛБИК, ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ. ( НЕСКОЛЬКО СЛОВ РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ. ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ)
— ЕСТЬ ЖЕЛАЮЩИЕ ПОРАБОТАТЬ У ДОСКИ?
(РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ. МОЖНО РАБОТАТЬ ПО ЦЕПОЧКЕ. УЧЕНИК ВЫХОДИТ К ДОСКЕ, ЗАПИСЫВАЕТ СЛОВО ПРЯМО НА ДЕРЕВЕ, РАЗБИРАЕТ ЕГО, ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧАСТЬ РЕЧИ, ПОТОМ ИДЕТ К ДОСКЕ СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕНИК)
УЧИТЕЛЬ:
— ВОТ НАШЕ ДЕРЕВО ВЕСЕЛО ЗАШЕЛЕСТЕЛО ЛИСТОЧКАМИ, ОНО НЕ ОДИНОКО, У НЕГО ТЕПЕРЬ БОЛЬШАЯ И ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ СЛОВ, У ВСЕХ РОДСТВЕННИКОВ ЕСТЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ—КОРЕНЬ.
КОРЕНЬ СЛОВА-ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ, НАД СЛОВАМИ РОДСТВЕННЫМИ ДЕРЖИТ ВЛАСТЬ
(ДОБРЫЙ, ДОБРЕНЬКИЙ, ДОБРЯЧОК, ДОБРЕТЬ, ДОБРО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, ДОБРЯК…..)
.
УЧИТЕЛЬ:
-МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! ВЫ УСПЕШНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ. ПОРА ОТПРАЛЯТЬСЯ ДАЛЬШЕ. СЛЕДУЮЩАЯ ПОЛЯНА «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ».
( СЛАЙД 3)
НИКОЛАЯ НОСОВА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ». (НАЖИМАЮ НА ПОЛЯНУ.)
УЧИТЕЛЬ:
— ВЫ ЗНАКОМЫ С НИМ? ГЕРОЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?
ДЕТИ:
— ДА!
УЧИТЕЛЬ:
— А ГДЕ ВЫ СНИМ ВСТРЕЧАЛИСЬ?( НАЗВАТЬ АВТОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЕ)
УЧИТЕЛЬ:
-ПОЧЕМУ ГЕРОЙ ПОЛУЧИЛ ТАКОЕ ИМЯ?
ДЕТИ:
-ПОТОМУ ЧТО ОН НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ.
УЧИТЕЛЬ:
-ВОТ И СЕЙЧАС ОН ПРОСИТ ВАС, РЕБЯТА, О ПОМОЩИ.
УЧЕНИК ЧИТАЕТ ПРОСЬБУ НЕЗНАЙКИ:
«ДОРОГИЕ РЕБЯТА! ПОМОГИТЕ МНЕ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ В СЛОВАХ И ОБЪЯСНИТЕ, ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ СЛОВА РАСПРЕДЕЛЕНЫ ПО СТОЛБИКАМ».
Д РЕВЬЯ М НУТА ИЗЛАГАТЬ
ПОД РОК М РШРУТ РАСТЕНИЕ
Л СНОЙ Р СОВАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ
Н ВИНКА К ЛЕНДАРЬ ПОДРОСЛА
ПОЛ СКАТЬ М ЛИНА РОСТОК
К ДОСКЕ ПРИГЛАШАЮ…
-А ВАМ, РЕБЯТА, НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ ПРОСЬБУ НЕЗНАЙКИ НА ЛИСТАХ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ ПЕРЕД ВАМИ._(РАБОТА НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТОЧКАХ, КОТОРЫЕ ЗАРАНЕЕ БЫЛИ РАЗЛОЖЕНЫ НА ПАРТАХ)
УЧИТЕЛЬ:
-СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ ОРФОГРАММЫ ВСТРЕТИЛИСЬ ВАМ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСКАТЬ ОШИБКИ В ЭТИХ СЛОВАХ?
ВЫВОД:
- ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.ПРОВЕРЯЕМ УДАРЕНИЕМ.
- НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (ОБРАЩАЕМСЯ К ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ. )
- ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ . ЗНАТЬ ПРАВИЛО ПРАВОПИСАНИЯ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ О—А В ЭТИХ КОРНЯХ. КАКИЕ ЕЩЁ ВЫ ЗНАЕТЕ КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ О-А?
УЧИТЕЛЬ:
— ВЫ ПОКАЗАЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ. ЗНАЧИТ, МЫ МОЖЕМ ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ. ( СЛАЙД4)
НА ПОЛЯНЕ « НЕЗНАКОМОЙ» НАС ЖДУТ СЕРЬЁЗНЫЕ ИСПЫТАНИЯ, И ОПЯТЬ НА УМ ПРИХОДЯТ СЛОВА ПЕСЕНКИ БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТОВ:
«ТЕМ, КТО ДРУЖЕН, НЕ СТРАШНЫ ТРЕВОГИ,
НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ.»
УЧИТЕЛЬ:
— НАШ ДРУГ НЕЗНАЙКА СНОВА ПРОСИТ О ПОМОЩИ.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ДИАЛОГА( ПО РОЛЯМ.)Слайд
СЛОВА АВТОРА ЧИТАЕТ…………..
СЛОВА НЕЗНАЙКИ……..
СЛОВА КНОПОЧКИ……….
УЧИТЕЛЬ:
— ЗАПОМНИТЕ ЭТО СЛОВО____________
ЧТО ЖЕ ПИСАТЬ? –А или О? КТО ИЗ ГЕРОЕВ ПРАВ?
РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ РЕШАЕТ ЭТОТ ВОПРОС НЕОДНОЗНАЧНО.
В ОДНИХ СЛОВАХ С ЭТИМ КОРНЕМ ПИШЕТСЯ –А-, В ДРУГИХ-О-.
СЛАЙД4
УЧИТЕЛЬ:
-ПЕРЕД ВАМИ ЗАДАНИЕ:
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА И ОБЪЯСНИТЕ, ОТЧЕГО ЗАВИСИТ ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ? (ЧИТАЮТ ВСЛУХ СЛОВА)
-КАКОЕ ЯВЛЕНИЕ МЫ НАБЛЮДАЕМ В КОРНЕ? (ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ –О А- В КОРНЕ –КЛАН — КЛОН.)
-КТО ГОТОВ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: «ОТЧЕГО ЗАВИСИТ ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ?»
1. В БЕЗУДАРНОЙ ПОЗИЦИИ ТОЛЬКО-О
2. ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ ТО, ЧТО СЛЫШИМ
УЧИТЕЛЬ:
— ТАК КТО ЖЕ БЫЛ ПРАВ? НЕЗНАЙКА ИЛИ КНОПОЧКА? (оба не правы, к словУ——————нельзя подобрать ОДНОКОРЕННОЕ проверочное слово, в этом слове нужно знать правило ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХ ГЛАСНЫХ А-О В КОРНЕ –КЛАН- -КЛОН- ) В СЛОВЕ _________________Я ПИШУ ГЛАСНУЮ ____, ПОТОМУ ЧТО__________________)
УЧИТЕЛЬ:
-НАЗОВИТЕ КОРЕНЬ, С ПРАВОПИСАНИЕМ КОТОРОГО МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ?
СФОРМУЛИРУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТЕМУ НАШЕГО УРОКА
«ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ –О-А в КОРНЕ КЛАН-КЛОН».
— ЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ?(ЦЕЛЬ)
( СЛАЙД5)
( ОТКРЫВАЕТСЯ СЛАЙД С ТЕМОЙ УРОКА И ЦЕЛЬЮ)
УЧИТЕЛЬ:
— ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ.
УЧИТЕЛЬ:.
ДОРОГИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ, ПЕРЕД ТРУДНОЙ РАБОТОЙ НАМ НУЖНО НАБРАТЬСЯ СИЛ. НАС С РАДОСТЬЮ ВСТРЕЧАЕТ ПОЛЯНА ОТДЫХА.
СЯДЬТЕ ПОУДОБНЕЕ. РАССЛАБИТСЬ. ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА!!!!!!!! ( ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗВУЧАТ СЛОВА)
СЛАЙД6
( ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ИДЕТЕ ПО ТРОПИНКЕ ПО ПОЛЮ. ГДЕ-ТО ВДАЛИ ВИДНЕЕТСЯ ЛЕС.К ЛЕСУ ВЕДЕТ ТРОПИНКА.РОЛЕ ЗОЛОТИСТОЕ, ДУЕТ ЛЕГКИЙ ВЕТЕРОК. ОН КАЧАЕТ МЯГКИЕ ТРАВЫ, ВЫ ИДЕТЕ В РАДОСТНОМ ОЖИДАНИИ.ЛЕС ВСЕ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ. ВЫ ПОДХОДИТЕ К ЛЕСУ. ПТИЦЫ ПОЮТ ВЕСЁЛЫЕ ПЕСНИ.ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ШАГОВ. СЕЙЧАС ВЫ ВОЙДЕТЕ В ЛЕС. ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ…ПОСТОЙТЕ…ЗАПОМНИТЕ ЭТУ МИНУТУ…(ПАУЗА).
ВОТ ДЕРЕВЬЯ ЗАШУМЕЛИ, ПРИВЕТСТВУЯ ВАС( УЧЕНИКИ ВСТАЮТ ИЗ-ЗА ПАРТ, ПОДНИМАЮТ РУКИ ВВЕРХ, ШЕВЕЛЯТ ПАЛЬЧИКАМИ, НАКЛОНЯЮТ ВЫТЯНУТЫЕ РУКИ ВПРАВО—ВЛЕВО). НАШИ РУКИ — ЭТО ВЕТВИ ДЕРЕВЬЕВ, КОТОРЫЕ ЛАСКОВО И НЕЖНО БУДУТ ПРИКАСАТЬСЯ К ЧЕЛОВЕКУ, ПРОХОДЯЩЕМУ ПО ЛЕСУ. ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПРОЙДЕТ СКВОЗЬ ВОЛШЕБНЫЙ ЛАСКОВЫЙ ЛЕС, ВЕТВИ КОТОРОГО БУДУТ ПОГЛАЖИВАТЬ (ПОГЛАЖИВАЕТ КАЖДЫЙ СЕБЯ) ВАС ПО ГОЛОВЕ, РУКАМ , СПИНЕ ) .
УЧИТЕЛЬ:
— ВОТ МЫ И ОТДОХНУЛИ. ТЕОРИЮ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ОСВОИЛИ, ПОРА ОТПРАВЛЯТЬСЯ К ПОЛЯНЕ « ЗАКРЕПИТЕЛЬНОЙ».
СЛАЙД 7
ПОЛЯНА «ЗАКРЕПИТЕЛЬНАЯ» . ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.
ЗАДАНИЕ 1:
— ПРОСЛУШАЙТЕ ЗАДАНИЕ: ЗАПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ОБЪЯСНИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ –О-А В КОРНЕ –КЛОН-КЛАН.
ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
СКЛОНИТЬСЯ НАД РУЧЬЕМ
НАКЛОНИТЬ ГОЛОВУ
ОТКЛОНЕНИЕ В СТОРОНУ
НИЗКИЙ ПОКЛОН
РАСКЛАНЯТЬСЯ ПЕРЕД ЗРИТЕЛЕМ
ЗАДАНИЕ 2:
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
1 СКЛОНЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАСТЕНИЕ,
2 ВЫРАЩЕННЫЙ, РОСТОК, ПОКЛОН МОЛОДЦЫ!!!
ЗАДАНИЕ 3:
-ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
ПЕРЕД ВАМИ РУССКАЯ И БАШКИРСКАЯ ПОСЛОВИЦЫ.
ПРОЧТИЕТЕ ИХ. ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ.
СЛАЙД8
НЕ ПОКЛОНЯСЬ, НЕ СОРВЕШЬ ГРИБКА (РУССКАЯ)
ПЕРЕД ТЕМ, КТО КЛАНЯЕТСЯ, САМ ДО ЗЕМЛИ КЛАНЯЙСЯ. ( БАШКИРСКАЯ)
ЗАДАНИЕ 4:
-ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ОБЪЯСНИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ.
(ЗАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦЫ В ТЕТРАДЬ, ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ С ПРОПУЩЕННЫМИ БУКВАМИ КОРЕНЬ).
УЧИТЕЛЬ:
-И С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ ВЫ СПРАВИЛИСЬ УСПЕШНО!
ВПЕРЕДИ НАС ОЖИДАЕТ ПОЛЯНА «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ». СЛАЙД 9
ЖИТЕЛИ ЭТОЙ ПОЛЯНЫ ПРЕДЛАГАЮТ ВЫПОЛНИТЬ ТЕСТ.
ПЕРЕВЕРНИТЕ ЛИСТОЧКИ И ПРИСТУПИТЕ К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ .
(ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ ПРОВЕРЮТ ВСЛУХ). ЕСЛИ БОЛЕЕ 7 МИНУТ .ЗАДАНИЕ ПО УЧЕБНИКУ. УПР.137
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
-ОТКРЫВАЕМ ДНЕВНИКИ, ЗАПИСЫВАЕМ ЗАДАНИЕ:
НАЙТИ ПЯТЬ ПОСЛОВИЦ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ –О-А-В КОРНЕ – КЛАН – КЛОН- ( для всех)
И ЗАПИСАТЬ ИХ В ТЕТРАДЬ. НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЫДЕЛИТЬ КОРНИ.
-С КАКИМИ КОРНЯМИ ВЫ БУДЕТЕ ВЫПИСЫВАТЬ ПОСЛОВИЦЫ, НАЗОВИТЕ ИХ.
— СОЧИНИТЬ СКАЗКУ « ДРУЖБА КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ»( ПО ЖЕЛАНИЮ)
УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГ УРОКА:
— ВОТ И ПОДОШЛО НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К КОНЦУ.
ПОРА ПОДВЕСТИ ИТОГИ.
-ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ? (ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ -О-А- В КОРНЕ -КЛАН-КЛОН)
— ПОДНИМИТЕ РУКИ, КТО НЕ ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ В НАПИСАНИИ ГЛАСНЫХ –О-А- В КОРНЕ?
-А ТЕПЕРЬ ПОДНИМИТЕ РУКИ, КТО ИСПЫТЫВАЕТ ЗАТРУДНЕНИЯ В НАПИСАНИИ ГЛАСНЫХ В ЭТОМ КОРНЕ.
!!ОТМЕТИТЬ РАБОТУ УЧЕНИКОВ.
ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ РАБОТУ СЛЕДУЮЩИХ УЧАЩИХСЯ………………..
(С ВЫСТАВЛЕНИЕМ ОЦЕНКИ).
— СПАСИБО ЗА РАБОТУ.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
nsportal.ru
Слова с корнем «клон» — полный список
Слова с корнем «клон» — полный списокМы собрали для вас полный список слов руского языка с корнем «клон» , которые посетители нашего сервиса разбирали по составу. Всего таких слов — 139.
- 1 благосклонность
- 2 благосклонный
- 3 звездопоклонник
- 4 звездопоклонство
- 5 змеепоклонство
- 6 идолопоклонник
- 7 идолопоклоннический
- 8 идолопоклонничество
- 9 идолопоклонство
- 10 клонил
- 11 клонилось
- 12 клоните
13 клонить- 14 клониться
- 15 клонишь
- 16 клонюсь
- 17 коленопреклонение
- 18 коленопреклонённый
- 19 крестопоклонный
- 20 наклон
- 21 наклонен
- 22 наклонена
- 23 наклонение
- 24 наклонению
- 25 наклонениям
- 26 наклонив
- 27 наклонившейся
- 28 наклонившиеся
- 29 наклонившийся
- 30 наклонившимися
- 31 наклонившихся
- 32 наклонилась
- 33 наклонили
- 34 наклонилось
- 35 наклонимся
- 36 наклонись
- 37 наклоните
- 38 наклонить
- 39 наклониться
- 40 наклонная
- 41 наклонной
- 42 наклонность
- 43 наклонностям
- 44 наклонностями
- 45 наклонный
- 46 наклономер
- 47 наклоню
- 48 наклонятся
- 50 наклоняться
- 51 наклонённый
- 52 наклонёнными
- 53 небосклон
- 54 неуклонный
- 55 низкопоклонник
- 56 низкопоклонничать
- 57 низкопоклоннический
- 58 низкопоклонничество
- 59 низкопоклонство
- 60 огнепоклонник
© 2019 морфемный словарь — разбора слова по составу онлайн
sostavslova.ru