Консерватизм, либерализм и радикализм XX века — МегаЛекции
Консервати́зм— идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.
Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.
В современных обществах консерватизм является одной из трёх так называемых базовых идеологий: либерализм, социализм и консерватизм. Современный консерватизм (неоконсерватизм) иногда оказывается даже более гибким и подвижным, чем другие политические течения. Примеры — реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании.
Исторический тип консерватизма 19 в. не сумел победить в борьбе против социального реформаторства, инициатива которого исходила от либералов. В начале 20 века возник новый тип консерватизма — революционный консерватизм), представленный двумя видами — итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.
Общим признаком значительной части этих политических сил было тяготение к сильной власти государства, существенного ограничения демократии в пользу правящей верхушки, ради установления и поддержания порядка и обеспечения общественной безопасности.
В первой половине XX в. консерватизм продолжал развивать классические принципы, сформулированные еще на предыдущем этапе развития – традиционализме. Общей характеристикой консерватизма был авторитет власти: монаршей и республиканской. Он выдвигал социальное единство и сплоченность как инструмент противостояния угрозам современности. К числу таких угроз относили демократию, вследствие чего консерватизм первой половины XX века имел чисто антидемократический характер. Это нашло свое отражение на практике, когда в Европе появилась целый ряд государств с авторитарными политическими режимами: Италия, Германия, Испания, Португалия, Венгрия, Румыния.
Либерализм
Либерали́зм — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния.
Современный либерализм включает в себя множество течений, между которыми имеются глубокие идейные противоречия и порой возникают конфликты. Эти течения отражены, в частности, в таком ключевом документе, как «Всеобщая декларация прав человека».
XX век ознаменовался возникновением идеологий, напрямую противопоставивших себя либерализму. В СССР большевики приступили к ликвидации остатков капитализма, в то время как в Италии появился фашизм, который, по словам лидера этого движения Бенито Муссолини, являл собой «третий путь», отрицающий как либерализм, так и коммунизм. В СССР частная собственность на средства производства была запрещена ради достижения социальной и экономической справедливости. Правительства в Италии и особенно в Германии отрицали равенство людей в правах. В Германии это выражалось в пропаганде расового превосходства т. н. «арийской расы», под которой понимались немцы и некоторые другие германские народы, над другими народами и расами. В Италии Муссолини ставка делалась на представление об итальянском народе как о «государстве-корпорации». Оба режима утверждали приоритет общественных интересов над частными и подавляли личную свободу. С точки зрения либерализма, эти общие черты объединяли коммунизм, фашизм и нацизм в единую категорию — тоталитаризм. В свою очередь, либерализм начал определять себя как противника тоталитаризма и рассматривать последний как наиболее серьёзную угрозу для либеральной демократии.
На сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики, получили самое широкое распространение.
Радикализм
Понятием «радикализм» (от латинского radix — корень) определяются социально-политические идеи и действия, направленные на наиболее кардинальное, решительное («радикальное», «коренное») изменение существующих социальных и политических институтов. Это соотносительный термин, обозначающий, прежде всего, разрыв с уже признанной, существующей традицией, ее капитальное изменение.
В широком смысле, понятие политического радикализма трактуется как особый социокультурный феномен, обусловленный особенностями исторического, социального, экономического и религиозного развития страны, проявляющийся в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, тотальный, быстрый темп перемен, примат силовых методов в реализации политических целей.
В 20 веке функции радикализма в значительной мере продолжали осуществлять социал-демократические, социалистические и другие левые, неолиберальные, а также и современные неоконсервативные партии и движения.
Для современного идейного радикализма также характерен определенный рассудочный догматизм и утопизм, нечувствительность к конкретной ситуации, склонность к «простым» решениям и симпатия к крайним средствам. Эти черты радикализма в 1960-70-е годы еще раз продемонстрировали «новые левые», последователи Г. Маркузе, для которого не было никакой связи между «разумной действительностью», «иным миром» будущего и настоящим, и потому первым шагом в реализации проекта будущего так или иначе оказывался нигилистический «Великий отказ» от эмпирической данности буржуазного мира того времени.
В последние десятилетия XX века радикализм стал базой для фундаменталистских исламских политических сил.
В основе радикализма лежит, во-первых, негативное отношение к сложившейся социально-политической действительности, а во-вторых, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. В то же время радикализм трудно связать с какой-либо определенной политической позицией.
Радикализм — всегда оппозиционное направление. Более того, это — опора наиболее жесткой, радикальной оппозиции, в отличие от оппозиции умеренной — «системной», лояльной, «конструктивной». Как правило, он играет в обществе дестабилизирующую роль.
В политике обычно различают правый, левый и анархистский, а также революционный и реформаторский виды радикализма.
Важно отметить, что радикализм склонен к использованию насильственных методов и средств, чаще всего не соответствующих публично декларируемым целям. Тогда он может прямо смыкаться с экстремизмом и перерастать в него, находя свое конкретное, практически- политическое выражение в разных формах политического терроризма (от «бомбистов» начала, XX века в России до исламских террористов У. бен-Ладена в начале XXI века).
Иногда радикализм стимулируется особенностями конкретной ситуации — так, непоследовательность горбачевской перестройки в СССР подстегнула в начале 1990-х годов радикализм первого президента России Б. Ельцина и, вслед за этим, активно поощряемых им радикал- реформаторов к так называемым шоковым реформам. Такой радикализм может оказаться на грани терроризма.
Благоприятной социально-психологической почвой для радикализма считается состояние всеобщей неуверенности и нестабильности.
Динамика перерастания идейного, теоретического радикализма в политический экстремизм хорошо прослеживается на примере истории развития так называемой Франкфуртской школы социальной философии. Эта школа сложилась в 1930-1950-е годы на базе Франкфуртского института социальных исследований. Теоретики Франкфуртской школы настаивали на радикальном изменении всех прежних устоев — вплоть до разработки Т. Адорно «философии новой музыки».
В России радикализм рассматривается как неотъемлемый компонент социальнополитической жизни, оказывающий на нее существенное влияние: «радикализм является важнейшей политико-культурной традицией. Будучи обусловлен историческими, географическими, политическими, социальными, психологическими особенностями развития страны, радикализм и сегодня оказывает воздействие на характер функционирования всех сфер общества, менталитет, чувства, настроения, привычки индивидов и социума, на модели поведения, формы политического участия и взаимодействия россиян.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Консерваторы и либералы? Идеология консерватизма в России. Аnews
Консерватизм — политическая идеология, признающая главными ценностями традиции и порядок, государственный строй и религию. Говоря кратко, консерватизм — это «идеология порядка и охранительства». Само слово «консерватор» происходит от латинского conservo — «сохраняю».
Консерваторы — сторонники консервативной идеологии. В политике они выступают за сохранение всего так, как было прежде, то есть против реформ и изменений. Они часто поддерживают социальное неравенство, считая его естественным и заложенным в природе человека.
В экономике они поддерживают национального производителя, выступают за протекционизм. В сфере культуры и идеологии консерваторы всегда за господство одного санкционированного государством течения.
Наряду с либерализмом и радикализмом консерватизм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от либералов консерваторы выступают против глубоких и резких реформ, за высокую роль государства в жизни общества. В отличие от радикалов они не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.
Суть консервативной идеологии
Главные ценности консерватизма — государство, религия, традиции, порядок. Человеческая жизнь часто признается ничтожной перед интересами государства.
Консерваторы зачастую выступают за монархию и сохранение социального неравенства как скелета общества. Они приводят в качестве контрпримера неудачный опыт построения социализма в СССР или национал-социализма — в Третьем рейхе.
Консерваторы допускают вмешательство государства и религии в частную жизнь граждан.
На внешнеполитической арене консерваторы всегда за сохранение прежних границ, нерушимость международных договоренностей. При этом они жестко отстаивают интересы собственного государства, не признают теорию общего блага и универсальных ценностей.
Бенджамин Дизраэли. Фото: Wikimedia
Либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма.
В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца. У того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».
Идеологи консерватизма
Именно такой путь прошел один из идеологов консерватизма, французский политик и писатель Франсуа Рене де Шатобриан. Представитель дворянского рода, он вначале принял Великую Французскую революцию, но затем устрашился ее разгула и революционного террора. Мыслитель ударился в католичество, переосмыслил свои ценности и стал проповедником монархии и порядка.
Франсуа Рене де Шатобриан. Фото: Wikimedia
Еще одним отцом консерватизма называют английского философа той же эпохи Эдмунда Берка. В своих воззрениях он также отталкивался от Французской революции. До нее Европа жила ценностями монархии, религии и порядка. Великая революция впервые поставила старый мир с ног на голову. Именно как реакция на нее и появился политический консерватизм. Без перемен и потрясений не появилось бы ярых защитников старого порядка.
Эдмунд Берк. Фото: Wikimedia
В книге «Размышления о Французской революции» 1790 года Берк доказывает, что истинная свобода возможна только в рамках закона и порядка, а реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путем. Эти принципы легли в основу консерватизма.
В 1980-е на Западе появился так называемый неоконсерватизм — более приспособленное к современным реалиям учение. Его представители отказались от особенно одиозных требований (сохранение смертной казни, запрет однополых браков, религия в школах), но сохранили главное — курс на сильное государство. Яркими представителями неоконсерватизма считаются Рональд Рейган, Маргарет Тетчер и Ангела Меркель.
Ангела Меркель. Фото: Reuters
Консерватизм в России
В царской России после Французской революции власть как правило была консервативна. Исключение составляет лишь начальный этап правления Александр I и царствование Александр II. При позднем Александре I и Николае I идеологами охранительства были Николай Карамзин и Сергей Уваров.
Константин Маковский «Портрет Александра II на смертном одре»
Разгул консервативной реакции начался при Александре III. По его мнению, именно либеральные реформы отца привели к расправе над царем. Сын убитого монарха решил задавить в России любое свободомыслие и жажду перемен.
Идеологом контрреформ и всего того царствования стал Константин Победоносцев. «Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее теплое дуновение весны, и все рухнет», — наставлял он Николая II. Считается, что Достоевский вывел Победоносцева в образе Великого Инквизитора из романа «Братья Карамазовы».
Константин Победоносцев. Фото: Wikimedia
Из советских правителей консерваторами считают Иосифа Сталина, Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко. При втором из них были свернуты экономические реформы, инициированные Алексеем Косыгиным в эпоху «хрущевской оттепели». В сфере культуры также были «закручены гайки»: неугодные писатели и артисты были отправлены в тюрьму или выдворены из страны.
Леонид Брежнев. Фото: Wikimedia
В постсоветской России идеологию консерватизма воплощает партия «Единая Россия». Ее главные ценности — единство и незыблемость государства, его безопасность. Интересы отдельного гражданина ставятся на второй план, что выражается в превалировании «оборонки» над «социалкой».
По мнению многих наблюдателей, к консерватизму после 2008 года склонился и Владимир Путин. Сам он не скрывает этого.
Владимир Путин. Фото: Wikimedia
«Здоровый консерватизм предполагает использование всего лучшего, нового, перспективного для обеспечения поступательного развития. Для того, чтобы общество существовало, нужно поддерживать элементарные вещи, которые человечеством выработаны в течение столетий: это бережное отношение к материнству и детству, бережное отношение к своей собственной истории, к ее достижениям, бережное отношение к нашим традициям и традиционным религиям», — сказал Путин в 2014 году.
www.anews.com
Заполните таблицу консерватизм и радикализм в русском
Политические идеологии XIX века: консерватизм, либерализм, политический радикализм
В XIX веке в России начинают складываться основные классические направления политической мысли, характерные для периода Нового времени в Европе — консерватизм, либерализм, а также политический радикализм.
Основателем русского консерватизма был историк и литератор Н.М. Карамзин (1766—1826). На формирование консервативной политической мысли в России оказали большое влияние идеи видных европейских традиционалистов Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бо- нальда, Э. Галлера и других. Консерватизм как политическое течение выдвигал в качестве своих основных требований прежде всего сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, ее правовых и нравственных устоев. Для данного направления характерно критическое отношение к теориям естественного права, свободы и гражданского равенства. Российский консерватизм ратовал за незыблемость монархии, сохранение крепостного права и сословного построения общества. «Отеческое» правление признавалось в качестве идеального: властитель должен быть строгим и добрым отцом, исповедующим православную веру и приверженцем заветов старины.
Так, Карамзин в своей работе «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811) доказывал, что неограниченная власть монарха наиболее благоприятна и желательна для России. Он считал, что сильный монарх (пусть не обязательно наследственный) должен опираться в своей деятельности на законы и принимать меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народа. Выступая против принципа разделения властей, мыслитель придерживался естественно-правовой теории, утверждая, что в нравственном государстве гражданские законы должны соответствовать естественным.
В своей «Записке» Карамзин подвергал критике либеральные реформы Александра I и сформировал универсальные принципы русского консерватизма, в дальнейшем получившего название «охранительного»: опасность преобразований и существование аристократии как посредника между властью и народом. Идеи Карамзина о пагубности механического переноса европейских ценностей и необходимости осмысления собственного исторического опыта оказали существенное влияние на дальнейшее развитие русского консерватизма.
В первой половине XIX в. в русле консерватизма сложилась идеология славянофильства. Славянофилы выдвинули ряд принципиально новых идей, в частности: о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о повышении значимости крестьянской общины и местного самоуправления, об усилении роли государственного начала, о соотношении закона и обычая.
Так, яркий представитель славянофильства К.С. Аксаков (1817— 1860), критикуя Запад, указывал, что республика является «самой вредной правительственной формой». Им была разработана теория «негосударственности» русского народа, согласно которой истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ — вдела государства. Он обосновывал тот факт, что в допетровской Руси правительству была предоставлена неограниченная свобода управления, а народу — свобода жизни, которую охраняло правительство. Реформы же Петра I толкнули народ на путь борьбы и поиски своих политических прав. Поэтому в России необходимо, полагал К.С. Аксаков, восстановить древнее гражданское устройство, дать возможность народу жить жизнью духовной, а не политической.
Важный вклад в развитие идей славянофильства внес Н.Я. Данилевский (1822—1885), автор знаменитой книги «Россия и Европа» (1869), в которой обоснована концепция о принципиальном расхождении между Европой и «славянским культурно-историческим типом». Ученый доказывал необходимость «самобытного национального развития», выступал против заимствования западного опыта, противопоставляя славянский мир и Россию — Западу, считая его враждебным.
Профессор Московского университета, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827—1907) также утверждал неприемлемость для России европейского пути развития. В своей работе «Великая ложь нашего времени» (1896) он выражал крайне негативное отношение к либеральным идеям парламентаризма и народовластия, считая их ложными. Провозглашение политических прав и свобод в европейском понимании, по мнению К.П. Победоносцева, приведет Россию к анархии, что повлечет за собой необходимость установления диктатуры. Он выступал против существования любых конституционных учреждений («говорилен»), против свободы печати и отделения церкви от государства.
Подвергая сомнению теорию парламентаризма, ученый указывал, что выборы — это процесс накопления лжи; они не отражают волю избирателей, единодушие там лишь мнимое, а избранные представители руководствуются в своей деятельности собственными честолюбивыми интересами. Лжи парламентаризма может противостоять лишь монархия, в основе которой лежит «народоправство», опирающееся на глубокую духовность и религиозность русского народа. Патерналистское правление считается мыслителем единственно возможной формой для России.
Таким образом, можно выделить ряд общих признаков, присущих развитию консервативной мысли того времени. Это — декларирование идеи о сохранении традиционной системы отношений; провозглашение необходимости собственного пути развития для России, основанного на самодержавии; признание «отеческого» или патерналистского правления как идеального и единственно возможного для страны; критика либерализма, в частности, идей народного суверенитета, парламентаризма, свободы и равенства; опора на религиозное (православное) мировоззрение.
Идеи либерализма начали привлекать к себе внимание еще со времен правления Екатерины II, практически сразу же после их теоретического оформления в Западной Европе. Напомним, что в целом для либерализма как политической идеологии характерно признание неотчуждаемых прирожденных прав человека на жизнь, свободу и собственность, и провозглашение их верховенства над интересами государства и общества. Однако в России при существующих на тот период социально-экономических условиях и отсутствии основ гражданского общества государственная власть была вынуждена сама инициировать процесс распространения либеральных ценностей и осуществлять модернизацию «сверху».
С воцарением Александра I этот так называемый правительственный либерализм стал обретать характер конкретной программы действий, которую сформулировал выдающийся государственный деятель М.М. Сперанский (1772—1839), по праву считающийся еще и основателем политико-правовой традиции в России. В его произведении «Введение к Уложению государственных законов» (1809), вошедшего в историю как «план Сперанского», были провозглашены идеи правового государства, конституционного ограничения самодержавия и разделения властей. В связи с этим отметим, что в отечественной политикоправовой традиции идея разделения властей эволюционировала от осмысления проблемы ограничения монархической власти до признания необходимости создания демократических институтов и разделения властей. Среди мыслителей, занимавшихся этой проблемой, прежде всего необходимо отметить таких, как: С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, Б.Н. Чичерин и другие.
Считая, что современная ему Россия — государство деспотическое, М.М. Сперанский не призывал к упразднению монархии и отмене крепостного права, а предлагал лишь модернизировать государственный и общественный строй поэтапно и «сверху» усилиями правящего класса. Для этого и предусматривалось принятие конституции, которая бы упорядочивала процесс осуществления власти, во главе которой стоял Император — верховный законодатель, верховный охранитель правосудия, «верховное начало силы исполнительной» и глава Церкви.
В своем проекте мыслитель различал понятия «гражданские права» и «политические права». Гражданские права означают безопасность лица и имущества, которую имеют дворяне, купцы, мещане и другие свободные люди. Под политическими правами подразумевались гарантии соблюдения правительством гражданских прав, участие в законодательной, исполнительной и судебной «силах».
Непоследовательное проведение реформ «сверху» усиливалось возникновением оппозиционного либерализма, представители которого резко критиковали самодержавие и крепостничество с позиций естественного права, провозглашали идеи законодательного закрепления прав граждан и установления конституционной монархии (С.Е. Дес- ницкий), или республики (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), основанных на принципе разделения властей. В частности, С.Е. Десницкий (1740—1789) — профессор права Московского университета, считающийся основателем русской юриспруденции, использовал концепцию разделения властей Ш. Монтескье, намереваясь адаптировать ее к российской действительности. Именно в его произведениях либеральная тенденция нашла свое наиболее полное развитие. Ученый также попытался приложить английскую конституционную модель к российским условиям, предложив передать значительный объем законодательных полномочий выборному представительному органу — Сенату с сохранением за монархом верховного суверенитета и права вето. Кстати, именно С.Е. Десницкий первым доказал обусловленность политических и правовых институтов экономическим положением страны.
Один из основоположников политической мысли в России и видный деятель либерального движения Б.Н. Чичерин (1828—1904), признавая единство государственной власти, подразумевал необходимость согласования всех ее элементов. Его концепция строилась на взаимодействии четырех ветвей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха. Либеральная программа Чичерина включала в себя отмену крепостного права, свободу частного предпринимательства, обеспечение гражданских и политических свобод, установление конституционной монархии. Саму сущность либерализма теоретик видел в «примирении» начала свободы с началом власти и закона, поэтому этот либерализм носит название «охранительный», или консервативный. В политической жизни либеральные меры должны были сочетаться с наличием сильной власти, блюстительницы государственного единства, охраняющей порядок и надзирающей за законом. В отличие от классического либерализма, рассматривающего государство преимущественно как «ночного сторожа», существенно ограничивая пределы его вмешательства в жизнь гражданского общества и сводя функции власти только лишь непосредственно к функционированию, консервативный либерализм признавал ценность свободы и «охранительных» начал, сохраняя традиции государственности, религии и национальной культуры.
Вместе с Т.М. Грановским, Н.В. Станкевичем, К.Д. Кавелиным и М.Н. Катковым Б.Н. Чичерина считают представителем так называемого западнического крыла в русской социально-политической мысли XIX в. Напомним, что западники связывали будущее страны с перенесением достижений западной цивилизации на российскую почву. Это касалось прежде всего идей правового государства, парламентаризма, общественного договора и разделения властей.
Кроме указанных направлений русского либерализма, правительственного и охранительного, третьим течением стал либерализм социальный, который сформировался в России на рубеже XX в. Основная идея социального либерализма заключалась в обосновании необходимости установления в России правового государства и превращения его в государство социальное, которое бы обеспечило человеку достойное существование. Крупнейшие представители данного направления П.И. Новгородцев, Л.И. Петраржицкий, Б.А. Кистяковский и С.И. Гессен существенно расширили рамки классического либерализма с его идеями свободы и правами личности, соединив их с постулатами социал- демократии о социальном равенстве, справедливости, социальной защите и социальными реформами. К тому же, например, Б.А. Кистяковский (1868—1920), утверждал, что «социальное» правовое государство, универсальным признаком которого является народное представительство, со временем станет «социалистическим правовым государством».
П.И. Новгородцев (1866—1924) подверг критике классический либеральный подход к понятию государства и права, понимая под государством прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни как средство для устранения эксплуатации. Цель права по-прежнему состоит в гарантиях свободы, и поэтому, согласно его взглядам, во имя свободы именно право должно взять на себя заботу об обеспечении каждого правом на достойное человеческое существование.
Как видим, русский либерализм, в отличие от западноевропейского, имел свои особенности, обусловленные особой исторической ситуацией, он прошел в своем развитии три основных этапа и существенно отличался от западноевропейского.
На первом этапе, охватившем периоды правления Екатерины II и Александра I, возник правительственный либерализм, который был инициирован «сверху». Его идеологи выступали за установление просвещенной ограниченной монархии, что, в конечном счете, вызвало возникновение оппозиционных либеральных идей. На втором этапе, в пореформенный период 60—80-х гг. XIX в., произошел расцвет консервативного или охранительного либерализма. Он соединил в себе основные идеи традиционного либерализма (свобода и права личности) и консерватизма (сильная власть, порядок и религиозно-нравственные традиции). И, наконец, третий этап — начало XX в. — охарактеризован появлением социального либерализма, попытавшегося синтезировать либеральные и социалистические идеи.
Политический радикализм был представлен такими мыслителями- социалистами, какН.П. Огарев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, и мыслителями-анархистами — прежде всего М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным. Вместе с тем для всех направлений радикализма было характерно практически полное неприятие социально-экономических и политических основ российского общества, стремление разрушить их через революцию и создать новый, социалистический уклад.
Зарождение радикализма было связано с распространением революционных просветительских идей такого известного писателя и де- мократа-просветителя, какА.Н. Радищев (1749—1802), который в своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) попытался найти особые социальные и политические условия для достойного существования труженика, в основе которого будет «равенство в имуществах», «выравнивание доходов» и т.п. В качестве основополагающей гарантии социальной справедливости он называл демократический республиканский строй. Свои воззрения он основывал, опираясь на теории естественного права и общественного договора, а также радикальные концепции эпохи Просвещения. Государство рассматривалось А.Н. Радищевым как общественный договор, вступая в который граждане передают только часть своих прав, сохраняя за собой право защиты жизни, чести и собственности. Кстати, частную собственность писатель считал естественным правом человека, обеспеченным первоначальным общественным договором. Считая, что крепостничество противоречит естественному праву, он предлагал его упразднение вместе с самодержавием.
Отвергая доктрину «просвещенного абсолютизма», А.Н. Радищев предлагал установление вместо монархии народного правления. В данном случае мыслитель предлагал собственную модель реализации классической доктрины Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете: подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание против несправедливости властей.
Важную роль в развитии рассматриваемых принципов в XIX в. сыграли декабристы Н.М. Муравьев(1796—1843) и П.И. Пестель(1793—1826), выступившие с двумя принципиально разными конституционными проектами. Н.М. Муравьев предлагал установление федеративного устройства с разделением властей, независимостью суда, свободами и правами граждан; П.И. Пестель же создал модель унитарного республиканского государства с жесткой диктатурой, предполагающее разделение властей, народный суверенитет, ликвидацию самодержавия и провозглашение свободы печати и вероисповедания. Равенство перед законом сопровождалось у него равенством социальным, предполагающим равные экономические возможности и мерами против неумеренного обогащения.
Идеи П.И. Пестеля оказали несомненное влияние на формирование идей политического радикализма, а именно концепции «русского (общинного) социализма», которая была в дальнейшем сформулирована революционерами-демократами, а затем народниками в лице П.Л. Лаврова (1823—1900), П.Н. Ткачева (1844—1885), М.А. Бакунина (1814-1876) и Н.К. Михайловского (1842—1904). Суть «общинного социализма» состояла в признании необходимости коренного преобразования общества на социалистических началах путем крестьянских революций. Крестьянская община признавалась в качестве готовой ячейки будущего социалистического общежития.
Родоначальником теории «русского социализма» явился русский мыслитель А.И. Герцен (1812—1870), находившийся под впечатлением революционных событий во Франции 1848 г. Осознав, что Западная Европа оказалась не в состоянии воплотить социалистический идеал, он считал данную миссию возможной для России. Благодатной почвой для этого, согласно его взглядам, являлась крестьянская община, воплощающая в себе три элемента: право каждого на землю, общинное владение ею и мирское управление (единодушное принятие решений сходкой). Недостатком же крестьянской общины А.И. Герцен считал отсутствие свободы личности, что не позволяло сразу перейти к построению социалистического общества. Вопрос о том, как соединить права личности и общинное устройство, должна была решить русская революция. По мнению теоретика, отмена крепостного права при сохранении общины позволила бы перейти от феодализма к социализму, минуя капитализм. При этом государство А.И. Герцен понимал как форму политики, как инструмент различных сил для достижения своих целей, которые могут быть как реакционными, так революционными. А в целом для народа существование государства есть традиция, передающаяся из поколения в поколение, а все новое народ принимает «в старых одеждах».
Переход к социализму через крестьянскую общину обосновал в своих работах другой русский мыслитель Н.Г. Чернышевский (1828—1889), испытавший на себе сильное влияние А.И. Герцена, а также таких западных теоретиков, как Гегель, Руссо и Прудон. Характерен и тот факт, что он подверг критике либеральные идеи. В частности, Чернышевский считал, что либерализм отстаивает лишь права абстрактные, которые не связаны с материальными потребностями простого народа, что эти права существуют лишь для материально обеспеченных людей.
Как следствие, свою концепцию социализма мыслитель выдвинул в качестве оппозиционной теории либерализма, считая будущее и России, и западных стран социалистическим. При этом в русской общине он находил много черт социалистического общества, полагая, что сущность государства определяется экономикой, поскольку каждое действие государственной власти непременно производит «перемену в экономическом отношении».
Вместе с тем и А.И. Герцен, и Н.Г. Чернышевский выделяли две формы правления — монархию и республику, причем «социальную республику» считали самой приемлемой формой правления, поскольку она основана на «самодержавии» народа.
Наиболее радикальной политической концепцией в России был анархизм, представленный М.А. Бакуниным (1814-1876) и П.А. Кропоткиным (1842—1921). Под анархизмом как направлением социалистической идеологии ими понималось отрицание государственной власти и замена ее общественным самоуправлением. Первым крупным теоретиком анархизма в XIX в. явился П.Ж. Прудон (1809—1865), известный по работе «Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти» (1840 г.).
В своих рассуждениях русские идеологи анархизма отталкивались от тезиса Ж.-Ж. Руссо о государстве как о зле и утверждали, что государство есть механизм насилия над обществом. Поэтому они допускали полную ликвидацию всех институтов власти, а затем предполагали немедленный переход к социалистическому обществу, которое будет опираться на самоуправление рабочих ассоциаций. Доктрина анархизма родилась как противоречие социалистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, Бакунин не верил в пролетариат как господствующий класс, а диктатуру пролетариата считал формой правления одной части общества над другой. Поэтому главной силой свержения государства в результате переворота он называл крестьянство.
Кропоткин в своих рассуждениях исходил из представления об историческом развитии человеческих обществ, законе цикличности и прерывистости этого процесса. Он отмечал, что к XIX в. государство уже стало тормозом исторического развития, что может привести к гибели человеческого сообщества, при этом единственным средством спасения от этого является анархия. По мнению теоретика, в основе исторического прогресса лежит «биосоциологический закон взаимной помощи», без которой люди не могут существовать. Более того, государство противоречит положениям этого закона, оно полностью исчерпало себя. Поэтому только социальная революция сможет устранить и государство, и частную собственность, поскольку она освободит от ига капитала и объединит людей в самоуправляющие коллективы. П.А. Кропоткин также отвергал диктатуру пролетариата как средство построения коммунизма, что в дальнейшем, по его мнению, может привести к деспотизму.
В целом же для всех направлений политического радикализма были характерны критическое отношение к существующему социально- экономическому и политическому устройству российского общества, стремление к его разрушению через революцию и тенденция к созданию затем нового общественного уклада.
- От греч. anarhia — безначалие, безвластие.
eg-nsk.ru
Что такое политическая идеология. Кто такие правые и левые?
«У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».
Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Великобритании
Политическая идеология – это система идей и взглядов на политику, представлений о политическом идеале и способах его достижения. Идеология объясняет, как должны быть устроены власть, общество и государство. Она определяет политические цели и методы партии, движения, группы или целой страны.
Например, коммунистическая идеология предполагает общественную собственность на средства производства, полное социальное равенство. Главным методом перехода от капитализма к коммунизму провозглашается революция.
Идеология — это хорошо или плохо?
Опасность любой идеологии в том, что она упрощает действительность, рисует ее схематично. Таким образом, идеология позволяет манипулировать общественным сознанием. Если в определенном обществе идеология является общегосударственной, обязательной и навязывается сверху — это общество уже нельзя считать демократическим.
В то же время политическая идеология может работать во благо. Она дает систему ориентиров и ценностей, настраивает на достижение определенного идеала. Идеология объединяет людей, может мобилизовать их на решение определенных задач.
Коммунизм был официальной идеологией в Советском Союзе. Фото: РИА Новости / Лев Поликашин
Кто такие правые и левые?
Традиционно представителей различных идеологий делят по политическому спектру — на левых, правых и центристов. Эти термины появились в эпоху Великой французской революции: в Национальном собрании по правую руку от председателя садились сторонники королевской власти, а по левую руку — республиканцы, сторонники революционных преобразований (якобинцы)
В сегодняшней политике правыми называют тех, кто выступает за «естественное неравенство», капитализм и рыночную экономику. Левыми называют сторонников социального равенства, сторонников активного государственного вмешательства в экономику.
Левые — политические силы, которые выступают за активное вмешательство властей в экономику, за социальную защиту, равенство. Они призывают к радикальным реформам или революционным методам. К левым относят коммунистов, социалистов и анархистов.
Правые — это те, кто выступает за сильное государство, стабильность, охрану частной собственности. Правыми могут быть и либеральные, и консервативные партии. К правым обычно относят сторонников капитализма, монархистов, а также националистов. Правые отрицательно относятся к революционным методам, выступают за постепенные изменения.
Центристы — политические силы, занимающие промежуточные позиции между правыми и левыми. Они ориентируются на компромисс и сотрудничество. Например, центристами могут быть социал-демократы — сторонники бо́льшего социального равенства при сохранении демократических свобод.
Заседание четвертой Государственной Думы. В дореволюционной Думе монархисты сидели справа от председателя, а социалисты — слева. Фото: duma.gov.ru
Кто такие консерваторы, либералы и радикалы
Основными современными идеологиями принято называть консерватизм, либерализм и радикализм.
Консерватизм – это охранительная идеология. Консерваторы выступают за сохранение существующего порядка, укрепление общественных устоев.
Главные ценности консерваторов — государство, церковь, семья и другие традиционные общественные институты. Консерваторы обычно признают общественное неравенство естественным и выступают против активного государственного вмешательства в экономику.
Консерваторы выступают против радикальных реформ и революции, поддерживают лишь постепенные эволюционные изменения.
Либерализм – это идеология свободы. Главные ценности либералов: демократические свободы и права человека, экономическая свобода, частная собственность, индивидуализм.
Либералы провозглашают абсолютную ценность человеческой жизни, политическое равенство. Выступают за изменение общества путем реформ, против насильственных преобразований.
Радикализм – это идеология кардинальных перемен. Радикалы выступают за решительное изменение общественных и политических институтов. Например, призывают к полному огосударствлению экономики, изъятию частной собственности и перераспределению материальных благ.
Радикалы стремятся к быстрым переменам, а потому часто выступают за силовые методы — вплоть до экстремистских и террористических.
Радикалы могут быть левыми (например, большевики) и правыми (например, неофашисты).
Ультраправые на «Русском марше» в Москве. 2013 год. Фото: Reuters
Какие еще виды идеологии бывают?
Помимо левых и правых, радикалов, либералов и консерваторов можно выделять более узкие идеологические направления. Например, социалисты и коммунисты относятся к левым, но у них тоже есть свои идеологические различия.
Коммунисты стремятся к тотальному равенству, централизованной экономике, распределению материальных благ, к абсолютному госконтролю в социальной сфере — в образовании, здравоохранении и т.п.
Социалисты выступают за социальное равенство, активную поддержку государством социально незащищенных слоев населения, усиление госконтроля в экономике.
Социал-демократы выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод и развитии демократии.
Клерикалы придерживаются религиозной идеологии, выступают за ведущую роль церкви в общественной, политической и культурной жизни.
Либертарианцы провозглашают главными ценностями личную свободу, индивидуализм и частную собственность, стремятся минимизировать государственное вмешательство в жизнь человека.
Монархисты выступают за власть монарха — царя, короля, императора.
Националисты провозглашают приоритет интересов своей нации, считают нацию главной составляющей государства.
Перечислить все виды идеологии невозможно — их десятки, если не сотни: вплоть до таких экзотических, как анархо-феминистки, криптоанархисты или экофашисты.
www.anews.com
Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX века
Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы». «Отечественные записки», «Современник» и др. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.
Консервативное направление
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв. приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.
Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.
Либеральное направление
Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.
Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.
Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.
Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.
Радикальное направление
Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.
Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.
Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г, Белинского, российской действительностью.
В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.
Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.
Петрашевцы
Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташсвича-Пстрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).
М. В. Пеграшевекий на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания — известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845—1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшею большое влияние на формирование их мировоззрения.
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований-В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.
Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это. участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф. М. Достоевским в романе «Идиот».)
Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей.
А. И. Герцен и теория общинного социализма. Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А. И. Герцена. Он и его друг Н. П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30 — 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.). выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857—1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.
В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.
В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие — настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине.
histerl.ru
Кто такие либералы. Либерализм как политическая идеология
Либерализм — это политическая идеология, признающая главными ценностями свободу и права человека. Главные из этих прав — свободно распоряжаться собой и своей собственностью. Говоря кратко, либерализм — это «идеология свободы». Само слово происходит от латинского liber — «свободный».
Либералы — это сторонники либеральной идеологии. В политике либералы выступают за демократию, политическое равенство. В экономике поддерживают свободный рынок и частную собственность. В сфере культуры и идеологии выступают за плюрализм — признание права на разные взгляды, вкусы и мнения.
Свобода личности не противоположна интересам общества, а наоборот является главной движущей силой общественного развития, полагают либералы.
Наряду с консерватизмом и радикализмом, либерализм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от консерваторов, либералы выступают за преобразование общества путем реформ, за снижение роли государства в обществе. В отличие от радикалов, не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.
Суть либеральной идеологии
Главные ценности либерализма — демократизм и индивидуализм, права человека. Человеческая жизнь признается абсолютной ценностью.
Либералы выступают за частную собственность и экономические свободы — рыночную экономику, конкуренцию, минимальное государственное вмешательство в дела бизнеса.
Либералы выступают за демократию, политическое равенство всех людей, равенство перед законом и судом.
Либералы призвают ограничить объем и сферы деятельности государства, снизить вмешательство государства в жизнь граждан.
Либералы поддерживают курс на изменение общества путем реформ, постепенных ненасильственных преобразований.
Либералы и консерваторы. Либерализм и консерватизм: общее и отличия
Отличия между либерализмом и консерватизмом очевидны на уровне ценностей. Для консерваторов главными ценностями являются традиционные общественные институты — семья, государство, религия. Для либералов — индивидуализм и личная свобода.
При этом на практике либералы и консерваторы зачастую выступают за одни и те же вещи. Ведь и либералы, и консерваторы относятся к «правым»:
И либералы, и консерваторы считают частную собственность основой общества, поддерживают рыночную экономику.
И либералы, и консерваторы выступают против революций, радикальных перемен.
Таким образом, либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма. В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».
В демократических странах избиратели могут голосовать то за либералов, то за консерваторов. Так, в двухпартийной системе США Демократическая партия считается более либеральной, Республиканская — более консервативной. Партии периодически сменяют друг друга у власти в результате выборов, отчего политический курс становится то более либеральным, то более консервативным.
Дональд и Мелания Трамп голосуют на выборах президента США. 2016 год. Фото: Reuters
Что такое экономический либерализм
Экономический либерализм — это часть либеральной идеологии, касающаяся рынка и частной собственности. По мнению либералов, политическая свобода и социальная справедливость неотделимы от экономической свободы и частной собственности. Либералы выступают за рыночную экономику, поддерживают максимальную свободу торговли и конкуренции, свободу предпринимательства.
Либералы выступают за минимальное вмешательство государства в дела бизнеса, за снижение налогов и законодательных ограничений для предпринимателей. По мнению либералов, наилучшим образом экономику регулирует «невидимая рука рынка» — закон спроса и предложения.
Противоположность экономическому либерализму — централизованная плановая экономика. Также либералы расходятся во взглядах с представителями меркантилизма, кейнсианства и других направлений экономической мысли.
Либерализм в России: самая краткая история. Западники, славянофилы и «либерасты»
В Россию слово «либерализм» попало в XVIII веке из Франции. В дальнейшем слово «либерал» стали использовать как антоним слову «государственник» — сторонник сильной центральной власти.
Екатерина II (1762-1796) сама разделяла многие либеральные идеи просветителей, однако не смогла или не захотела в полной мере воплотить их в жизнь.
При Александре I (1801-1825) в стране действовали тайные общества декабристов. Многие из заговорщиков придерживались либеральных идей, мечтали об установлении ограниченной монархии или республики.
При Николае I (1825-1855) основными представителями либерализма в России были славянофилы и западники. Западники выступали за развитие России по европейскому образцу, славянофилы — за особый русский путь. Однако и те, и другие считали необходимой отмену крепостного права и ограничение самодержавной власти царя.
При Александре II (1855-1881) появилась так называемая «либеральная бюрократия» — чиновники, которые по поручению царя проводили Великие реформы. Было отменено крепостное право, созданы независимые состязательные суды, земстав и городские думы, армия перешла к всеобщей вониской повинности вместо 25-летней рекрутчины.
При Александре III (1881-1894) главной опорой либеральной интеллигенции стали земства — органы местного самоуправления. При Николае II (1894-1917) деятели земского движения создали первую либеральную политическую организацию — нелегальный «Союз земцев-конституционалистов».
С 1905 года, когда были разрешены партии и объявлены выборы в Госдуму, либералы создали Партию конституционалистов-демократов (кадетов). Она играла заметную роль в парламенте вплоть до революции 1917 года. После Февральской революции либералы-кадеты входили во Временное правительство, однако их вместе с правительством смела Октябрьская революция.
С приходом к власти большевиков и установлением однопартийной системы либерализм в России прекратил существование: уцелевшие российские политики-либералы продолжали свою деятельность уже в эмиграции.
«17 октября 1905 года». Картина Ильи Репина. 17 октября 1905 года царь Николай II подписал манифест, даровавший населению демократические права и свободы, провозгласивший выборы в Думу
В современной России ведутся споры о том, можно ли говорить о либералах и консерваторах в традиционном смысле. Сейчас, например, в стране существует Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Однако действия и заявления руководства партии далеко не всегда отражают либеральные идеи.
В России слово «либерализм» с самого начала многими воспринималось как синоним вольнодумства, излишней терпимости, низкопоклонства перед Западом. Так, герой романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Иван Шатов заявляет: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».
В современном интернет-сленге есть насмешливое слово «либераст», которым называют всех подряд: и авторов рыночных реформ 1990-х годов, и сегодняшних министров, и радикально настроенных оппозиционеров.
Карикатура с подписью, высмеивающей либералов
Кто сказал «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»?
Один из столпов либерализма — свобода слова. Иногда суть либерализма передают следующей цитатой: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». В другом переводе: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».
Это высказывание приписывают французскому просветителю XVIII века Вольтеру, однако на самом деле она впервые появилась в 1906 году в биографии Вольтера, написанной англичанкой Эвелин Холл. Оригинал звучит так: «I disapprove of what you say, but I will defend to the death your right to say it».
Фраза стала крылатой еще при жизни Эвелин Холл, и ей приходилось объяснять, что в действительности Вольтер не писал этих слов: «Я не хотела создать впечатление, что это подлинные слова Вольтера… Это всего лишь парафраз его слов из «Очерков о терпимости» — «Думайте и позволяйте другим думать тоже»».
Бюст Вольтера. Жан-Антуан Гудон. 1778
www.anews.com
1.1 Три тенденции: либерализм, консерватизм, радикализм. Русский консерватизм во второй половине XIX века (1861-1917 гг.)
Похожие главы из других работ:
Вклад Гоббса в развитие психологического познания
1. Философия Нового Времени. Основные тенденции
В XVI — XVII веках бурное развитие капиталистических отношений вызвало расцвет многих наук, прежде всего различных областей естествознания связанных с созданием различных механизмов (техники…
Концепции современной философии
4. Каковы тенденции развития современной цивилизации?
Цивилизация (от лат. государственный, гражданственный)- многозначное понятие, могут обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении и реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества…
Основные этапы развития русской философской мысли и ее особенности
Русский консерватизм
Прежде чем приступать к конкретному рассмотрению русского консерватизма, нужно предварительно выявить то содержание, которое вкладывается в понятие «консерватизм»…
Основные этапы развития техники
Современные тенденции развития техники
…
Политическое учение и концепция законодательства Ж.-Ж. Руссо
3.Политический радикализм
Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем явлениям французкой культуры XVIII века, которые оказали наиболее длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он принадлежит к кругу людей…
Русская религиозная философия XIX – XX веков
Глава 3. Философские тенденции в русской литературе
…
Русский консерватизм во второй половине XIX века (1861-1917 гг.)
Глава I. Консерватизм в работах европейских философов 18-19-го веков
…
Русский консерватизм во второй половине XIX века (1861-1917 гг.)
1.2 Консерватизм в философии Э. Бёрка
Эдмунд Берк (Burke) (1729-1797) был английским мыслителем, публицистом и политическим деятелем, также он являлся идеологом консерватизма. Свое литературное творчество на поприще философии Э. Берк начал с памфлета «Защита естественного общества» (1756 г.)…
Русский консерватизм во второй половине XIX века (1861-1917 гг.)
1.3 Консерватизм в философии Дэвида Юма
Юм Давид (1711-1776), по национальности шотландец, родился в г. Эдинбурге в семье небогатого дворянина. Образование получил в Эдинбургском университете. Вначале самостоятельной жизни из-за нужды Юм пытался заняться коммерцией, но успеха не добился…
Смысл истории и общественный прогресс
3. Планомерность развития и проблемы социального предвидения. Тенденции настоящего и сценарии будущего в циклической динамике общества
Как уже отмечалось, в Новое время наряду с религиозными концепциями будущего начинают развиваться концепции иного характера — научные. Они отличаются от последних тем, что «иное будущее» людей здесь определяется не сверхъестественными силами…
Философия эпохи Возрождения
1. Гуманизм и неоплатонизм: основные идеи, представители, тенденции развития
Нет выше свободы, чем свободы суждения, и, признавая ее за другими, я требую ее и для себя. Ф. Петрарка Эпоха Возрождения представляет собой особый период в развитии мировой культуры в целом…
Философско-мировоззренческое содержание пантеистической тенденции в итальянском Возрождении второй половины XV–XVI веков
Глава первая. Мировоззренческие предпосылки возникновения и развития пантеистической тенденции в итальянском Возрождении
…
Философско-мировоззренческое содержание пантеистической тенденции в итальянском Возрождении второй половины XV–XVI веков
1. Мировоззренческие предпосылки возникновения пантеистической тенденции в итальянском Возрождении
Для выявления мировоззренческих предпосылок возникновения пантеистической тенденции необходимо выявить фундаментальное мировоззренческое изменение, произошедшее при переходе от Средневековья к Возрождению…
Философско-мировоззренческое содержание пантеистической тенденции в итальянском Возрождении второй половины XV–XVI веков
2. Мировоззренческие предпосылки перехода от «гуманистического» к «натуралистическому» этапу развития пантеистической тенденции в итальянском Возрождении.
В эпоху Возрождения поочередно главенствовали две различных мировоззренческих ориентации: гуманистическая и натуралистическая. При этом необходимо помнить, что на протяжении всей эпохи…
Философско-мировоззренческое содержание пантеистической тенденции в итальянском Возрождении второй половины XV–XVI веков
1. Центральная философская проблематика «гуманистического» этапа развития пантеистической тенденции в итальянском Возрождении
…
fil.bobrodobro.ru