Значение | Вводный компонент | Примеры вводных конструкций |
Уверенность | Само собой разумеется, в самом деле | В самом деле, это была Маша. И, само собой разумеется, она была главной героиней. |
Неуверенность | По всей вероятности, надо полагать, некоторым образом | По всей вероятности, она пошла в лес без разрешения и, надо полагать, заблудилась. |
Радость, одобрение | Что хорошо, что еще лучше | Что хорошо, она нашла избушку, а, что еще лучше, избушка была пуста. |
Сожаление | Как на беду, грешным делом | Но, как на беду, было там целых три кровати – две больших и одна маленькая. Грешным делом, Маша легла на самую большую. |
Удивление | Странное дело | Странное дело, но спать на ней оказалось неудобно – слишком много места. |
Опасение | Неровен час, чего доброго | Чтобы, неровен час, не свалиться во сне, Маша перебралась на кровать поменьше. Но быстро поняла, что и с нее. чего доброго, свалится. |
Общий экспрессивный характер | По правде сказать | По правде сказать, ей нужно было сразу выбрать самую маленькую кроватку. |
Источник сообщения | Как говорили в старину, с точки зрения | С точки зрения Маши, все было в порядке. Но, как говорили в старину, благополучия нужно опасаться. |
Порядок мыслей | С одной стороны, с другой стороны | С одной стороны, Маша крепко спала, с другой стороны, в избушку зашла семья медведей. |
Оценка стиля, манеры речи | Если можно так выразиться. проще сказать | Если можно так выразиться, положение Маши было сложным, проще сказать, ее могли съесть. |
Оценка меры и степени | В значительной мере, по крайней мере | В значительной мере, это была ее вина, но, по крайней мере, девочка выспалась. |
Привлечение внимания | Что важно, что еще важнее | Что важно, для нее все закончилось хорошо. Что еще важнее – медведи помогли ей выйти из леса. |
obrazovaka.ru
Вводные конструкции — урок. Русский язык, 8 класс.
Вводные слова — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий
выражает свое отношение к содержанию высказывания: «Погода, к счастью, наладилась».
указывает на последовательность изложения: «С одной стороны, Павел прав».
указывает на источник сообщения: «По-вашему, погода наладится?»
Признаки вводных слов и конструкций:
- они не зависят ни от одного слова в предложении, и поэтому к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
- они не являются членами предложения;
- их можно заменить синонимичными вводными словами или сочетаниями;
- их можно опустить из текста без потери смысла.
Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи — запятыми.
Пример:
«Кажется, гроза надвигается». «Наши дела, по-моему, не так уж и плохи».
Значения вводных слов и сочетаний
Значение | Вводные слова | Примеры |
Оценка достоверности содержания сообщения | а) Уверенность: разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, конечно, действительно, в самом деле, правда, само собой…
б) Неуверенность: кажется, вероятно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть… | Победит в конкурсе, несомненно, наш класс.
Теперь, видимо, дожди зарядят |
Различные чувства (радость, сожаление, огорчение, удивление и др.) | К счастью, на счастье, к радости, к несчастью, к сожалению, к стыду (кого-либо), к досаде, на беду, на удивление, как на грех… | И тут я, как на грех, заблудился.
Игорь, к изумлению окружающих, горько заплакал |
Источник сообщения | По сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, с точки зрения кого-либо, говорят, на мой взгляд… | Это здание, на мой взгляд, ничем не отличается от того |
Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, напротив, таким образом, наоборот, например, к примеру, кроме того, к тому же, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, кстати… | Кстати, ты не забыл, что сегодня экзамен? |
Следует различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.
Слова наконец, значит, однако и др. могут быть или не быть вводными.
Наконец:
— слово является вводным, если оно синонимично слову ещё, показывает отношение говорящего к событиям или обозначает порядок мыслей.
Пример:
«Илья принёс, наконец, обещанную игру» — отношение говорящего к событиям;
— слово не является вводным в значении «напоследок», «в результате всего».
Пример:
«Наконец он проснулся».
Значит:
— слово является вводным, если оно синонимично вводному слову следовательно.
Пример:
«Успеем вернуться к вечеру, значит, сможем хорошо отдохнуть»;
— слово не является вводным, если оно синонимично слову означает.Пример:
«Для отца автомобиль значит больше, чем простое средство передвижения».
Однако:— слово является вводным, если стоит в середине предложения.
Пример:
«Пётр, однако, решил поступить по-своему»;
— слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но).Пример:
«Однако Пётр решил поступить по-своему».
Пример:
ср.: «Ему теперь не с кем перемолвиться (Чем?) словом». — «Словом, погода наладилась, и мы отправились на прогулку». «Кстати, копирование документов запрещено». — «Не умел он поклониться (Когда? Как?) кстати, похлопотать вовремя».
Обрати внимание!
Слова, которые никогда не являются вводными:
авось, большей частью, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, вообще, вряд ли, всё же, всё равно, всё-таки, даже, едва ли, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, на редкость, непременно, неужели, определённо, особенно, отчасти, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы…
Вводные слова и конструкции могут соотноситься с различными частями речи:
- с существительным.
Пример:
словом, к счастью, на беду, без сомнения и др.;
- с глаголом.
Пример:
говорят, кажется, веришь ли, думаю и др.;
- с наречием.
Пример:
вероятно, конечно, бесспорно, вернее и др.
Вводные предложения
Вводные предложения бывают двусоставные.Пример:
«Я думаю, он приедет завтра»;
и односоставные.Пример:
«Как сообщили по радио, погода всю неделю будет холодной».
Как и вводные слова, вводные предложения имеют разные значения.
Пример:
«Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая» (А.Чехов) — источник сообщения.
«И этот голос чудно-новый, ей мнилось, всё ещё звучал» (М. Лермонтов) — неуверенность.
Как и вводные слова, вводные предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной — пунктуационно: запятыми, реже — тире (если оно стоит в середине предложения, и на него обращается особое внимание).Пример:
«Сама же барыня — говорили о ней — не умеет отличить буженину от телятины…» (М. Горький).
Вставные слова, словосочетания и предложения
Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки…
Они расширяют информацию, которая содержится в предложении.
Пример:
«Когда всё кончилось (а бой длился около часу), начдив сел на коня и шагом поехал по равнине» (А. Н. Толстой) — дополнительные сведения.
Вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения, но не в его начале.
Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.
Солдаты — их было трое — ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Н. Толстой).
Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать.
Источники:
Гаврилина М. «Русский язык: 8 класс. Практика». 2006. — 372 с.
www.yaklass.ru
примеры и заблуждения / Habr
Это завершающая статья из цикла классификации моделей. В данной статье я классифицирую конструкции. Должен извиниться за отсутствие иллюстраций, но так получилось. Поэтому сегодня просто текст. Должен предупредить, что данная статья опирается на предыдущие мои статьи, в которых подробно описано, что объект, операция и функция — объекты, имеющие лишь разную трактовку.Термины
Начнем с термина «есть часть». В быту мы встречаем следующие высказывания: слоны – есть часть млекопитающих. Речь идет о том, что множество слонов есть подмножество множества млекопитающих. В этой статье термин «есть часть» будет употребляться в другом смысле. Мы будем употреблять этот термин только в отношении конкретных объектов. Например, конкретная ветка дерева – есть часть конкретного дерева. При этом не надо думать, что речь идет о любой ветке дерева, как тогда, когда мы даем определение понятию: ветка дерева – есть часть дерева. В терминах матлогики это утверждение читается так: для любой ветки дерева найдется такое дерево, что данная ветка есть часть этого дерева. Такое утверждение относится уже не к конкретному объекту, а к понятию, определяющему объекты. Если в статье понадобиться сказать так, я скажу явно. В противном случае я буду говорить о конкретных объектах. Следующий термин «включает в себя». Если я говорю, что дерево включает в себя ветку, то это значит, что конкретная ветка – это часть конкретного дерева. И речь по-прежнему идет о конкретных объектах, а не о множествах или понятиях.
Еще один термин, разобраться с которым будет немного сложнее. Это термин «состоит из» Кажется, что он близок к термину «включает в себя», но мы будем их различать. Мы говорим, что дерево состоит из веток, ствола и корней. При этом подразумеваем, что части дерева перечислены полностью, чтобы дать нам полное представление о строении дерева. То есть, термин «состоит из» употребляется в отношении строений (конструкций) объектов. Если взять часть из этих объектов, то сказать, что над-объект состоит из этих под-объектов уже не получится (что-то упущено). Поэтому правильна такая иерархия: над-объект, конструкция над-объекта, элементами которой являются под-объекты и из которых она состоит, под-объект, являющийся частью над-объекта и являющийся элементом конструкции над-объекта.
Парадигмы конструкций
Один над-объект может быть представлен в виде разных конструкций. Над-объект может быть поделен на части в соответствии с разными принципами деления (разными основаниями). Есть принцип деления, сохраняющий компактность пространственных частей — пространственное деление. Пример: здание состоит из помещений. Напомню, что тезис «здание состоит из помещений» равносилен утверждению: есть здание, есть конструкция здания, выполненная в рамках пространственной парадигмы, элементами которой (конструкции) являются помещения. Другое основание – функциональное. Пример: здание состоит из ограждающих конструкций, кровли и инженерных подсистем. Другими словами, можно сказать, что основание для деления над-объекта – это парадигма конструкции.
Конструкции человеческого тела часто рассматривается в двух парадигмах: одна называется внешнее строение человека, вторая — внутреннее строение. Внешнее строение описывает части человеческого тела: руки, ноги, голову, туловище. Внутреннее строение описывает подсистемы человека: кровеносную, пищеварительную, нервную и проч. Внешнее строение равносильно пространственному делению здания на помещения. Внутреннее строение равносильно функциональному делению здания по подсистемы.
Классификация конструкций
Обычно мы рассматриваем конструкцию просто: вот над-объект, вот под-объекты, вот связи между под-объектами, которые объясняют нам свойства над-объекта. Мы будем классифицировать конструкции через классификацию элементов конструкции.
Элементы конструкции принадлежат тому же классу, что и объект
Рассмотрим конструкцию, в которой элементы принадлежат тому же классу, что и над-объект. Например, вода состоит из частей, каждая из которых – тоже вода. Или куча песка, элементы которой – тоже кучи песка. Если объект делится подобным образом, то для него зачастую можно ввести меру. Это — особенность такого рода конструкций. Например, масса объекта равна сумме масс ее частей, площадь фигуры равна сумме площадей ее частей, объем материи равен сумме объемов ее частей и тд. Рассмотрим пример менее очевидный. Пусть есть операция и ее части – под-операции. Тогда мерой может стать ее четырехмерный объем. Пример: человек выполнял операцию 4 часа. Объем операции– 4 человеко-часа. Пусть мы разделили операцию на 4 под-операции. Каждая под-операция пусть имеет объем – 1 человеко-час. Таким образом, сумма объемов под-операций равна объему над-операции.
Заблуждение
Замечу, что многие здесь сделают ошибку и подумают, что я говорил о понятии операции. Нет, в данном контексте речь шла о конкретной операции, совершенной Васильевым с 12-00 по 16-00 12-го апреля 2016 года. Если же говорить о понятии операции, то нельзя сказать, что понятие длится 4 часа. Можно сказать, что операции подобного типа длятся в среднем 4 часа. Я же часто (даже от ведущих аналитиков) слышу ошибочные высказывания на эту тему. Они говорят, что операция, которую они обозначили в нотации BPMN в виде прямоугольника длится 4 часа. Но нотация BPMN не моделирует операции, она моделирует понятие операции. Поэтому в этой нотации нельзя сказать, сколько длится конкретная операция. В свойствах объекта, созданного в нотации BPMN может быть атрибут: средняя длительность операций данного типа, но не может быть атрибута длительность операции. В продукте Businessstudio именно так и сделано. В свойствах объекта, созданного в нотации EPC или в нотации можно указать распределение длительностей операций определенного типа. И это верно.
Примеры конструкций первого типа
Примеры подобных конструкций: операция по постройке дома представлена в виде конструкции, состоящей из операций, которую мы наблюдаем на сетевом графике строительства дома. Диаграмма в нотации IDEF0 моделирует конструкцию функции, состоящую из функций.
Ошибочный пример: некоторые могут подумать, что на диаграмме BPMN подпроцесс – это конструкция операции, но это не так. На диаграмме BPMN нет моделей операций. Там есть концептуальные модели операций. Очень похоже на определение понятия, и так оно и есть. Квадратик в BPMN моделирует не операцию, а понятие об операции. Диаграмма в нотации BPMN – концептуальная модель, а не модель объекта.
Класс конструкций, в котором элементы принадлежат одному классу
Конструкция такого рода состоит из элементов, относящихся к одному классу в то время, как над-объект относится к другому классу.
Например, конкретная будка состоит из конкретных четырех досок. Понятно, что объем будки не равен сумме объемов досок, поэтому ввести меру не удастся. Пример из описания активности: операция состоит из участников. Мы воспринимаем участников как материальные, либо как функциональные объекты, но не воспринимаем их как операции. В данном случае я опять хочу подчеркнуть, что мы говорим не о концептах операций, модель которых можно найти в нотациях BPMN, а об операциях, модели которых можно найти на диаграммах Ганта. Например, участниками операции «забить гвоздь», которая состоялась в 9-00 13-го мая 2011 года были: Сидоров, молоток, гвоздь, две доски, табуретка, лампа, стол, помещение.
Если кто-то попытается сказать что-то подобное об объектах, созданных в нотации BPMN, то это должно звучать так: каждая операция данного типа, модель которого (типа) мы видим в нотации BPMN, имеет участников перечисленных далее типов:… Например, в каждой операции типа «забить гвоздь» будут участвовать объекты следующих типов: «исполнитель», «гвоздь» и «молоток». Правда, есть исключения. Например, иногда в определении типа операции можно встретить ссылку не на тип участника, а на модель конкретного ресурса. Тогда речь идет о том, что в любой операции данного типа участником будет конкретный объект, а не объект какого-то типа, например, в каждой операции класса «получить согласование на постройку здания» указан участник: администрация города Москвы (объект).
Все объекты конструкции принадлежат разным классам
Следующий кейс наиболее распространен: объекты над- и под- относятся к разным классам. Например, трансформатор состоит из сердечника и двух обмоток. В применении к описанию активности можно рассмотреть предыдущий пример в разрезе того, что исполнители относятся к разным классам. Сидоров – к людям, молоток – к инструментам, а гвоздь – к материалам. Все зависит от того, как мы классифицируем объекты.
Описание конструкции без перечисления ее элементов
Следующий кейс посложнее. Мы говорим о конструкции, в которой нет перечисления ее элементов, но есть упоминание о типах объектов, из которых состоит конструкция. Например, здание состоит из кирпичей. Конкретное здание состоит из объектов типа «кирпич». Нет перечисления конкретных кирпичей, но есть указание типа, к которому относятся эти объекты. Моделирование таких конструкций довольно затруднено в современных языках моделирования. Дело в том, что для моделирования таких утверждений нужны предикаты второго порядка. Но языков, которые были бы заточены для моделирования предикатов второго порядка, нет. Причина этого в том, что, если модель, созданная в предикатах первого порядка вычислима, то модель в предикатах второго порядка — нет. То есть, на основе фактов, записанных в предикатах первого порядка, можно строить однозначные выводы. Если же модель построена в предикатах второго порядка, то выводы могут быть только с некоторой долей вероятности. Например, если мы говорим, что лес состоит из осин на 60 процентов и из берез на 30 процентов (остальные деревья относятся к другим породам), то сказать наверняка о породе произвольно взятого дерева в этом лесу можно будет только с некоторой долей вероятности.
Создание ИС ставит перед собой задачу автоматизации некоторых операций. Чаще всего, это детерминированные операции, в которых нет места вероятностным исходам. Программисты в большинстве своем решают именно такие задачи. Поэтому все их инструменты заточены под моделирование предикатов первого порядка, ООП в частности. Поэтому там, где надо моделировать предикаты второго порядка, ООП не справляется.
Примеры
Можно подумать, что такой кейс и правда редкий, однако, моделирование активности предприятия напрямую связано с моделированием такого рода отношений между объектами. Например, мы моделируем конструкцию бизнес-функции. Есть три распространенных способа представить ее конструкцию (парадигмы конструкции). Первый способ был упомянут выше – над-функция представляется в виде конструкции, состоящей из под-функций (нотация IDEF0). Второй способ – конструкция функции состоит из набора ее участников (например, функция продаж состоит из продавца, потенциального покупателя и товара). Этот тип конструкции моделируется в нотации IDEF0 при помощи стрелок, входящих в квадрат «снизу». Третий тип конструкций соответствует текущему кейсу: функция состоит из операций определенного типа. Например, функция продаж состоит из операций по продаже товаров. Функция – объект, операция – объект. Операции по продаже – объекты одного типа. То есть тезис о том, что здание состоит из кирпичей похож на тезис: функция состоит из операций определенного типа. Языка для моделирования такого рода утверждений нет. Как я уже говорил, причина в том, что это утверждение в предикатах второго порядка. Еще один пример такого рода утверждений: кристалл состоит из атомов. Через аналогию с кристаллом мы перейдем к самому сложному для понимания кейсу, связанному с описанием конструкций.
Конструкция из ячеек с объектами разных типов
Пусть есть кристалл. До сего момента мы не рассматривали связи между элементами конструкции как часть конструкции. С этого момента связи нам понадобятся. Понятно, что разделение объекта на части требует описания связей между элементами. При делении на перечисляемые элементы мы можем перечислить и все связи между элементами. Однако, при делении на объекты одного типа без перечисления всех элементов возникает вопрос о том, как описать связи между элементами конструкции? Например, в здании большинство кирпичей имеют связи с другими кирпичами через кладочный раствор. Тогда мы говорим, что здание состоит из кирпичей, каждый кирпич имеет связи с соседними кирпичами. При этом 60 процентов кирпичей имеют 5 соседей, 30 процентов – 4 соседа, 5 процентов – 3 соседа и 5 процентов- 2 соседа. Таким образом, для любого выбранного кирпича из первой группы найдется пять, которые тоже являются частью здания и которые связаны с выбранным кирпичом через кладочный раствор. Теперь напишем то же утверждение относительно бизнес-функции. Функция по продаже состоит из операций по продаже. Предположим, что операции следуют одна за другой. Тогда мы можем сказать, что для любой операции существует предшествующая ей операция того же типа и существует последующая ей операция того же типа. Так мы смоделировали тип связи в конструкции, которая описана типами объектов, но не объектами. Теперь представим себе кристалл более сложного строения, в котором участвуют атомы разных элементов и расположены в сложной кристаллической решетке. Как описать строение такого кристалла? Те, кто занимается описанием и классификацией кристаллов, знают, что способов описания такого рода решетки – бесконечно много. Например, пусть есть одномерная цепочка атомов двух разных типов А и В, чередующихся друг с другом с шагом в один ангстрем. Можно сказать, что кристалл состоит из ячеек, каждая из которых состоит из атомов типа А и В, расположенных через 1 ангстрем, сдвиг между ячейками — 2 ангстрема. (Также верным будет утверждение о том, что кристалл состоит из ячеек, каждая из которых состоит из атомов типа А и В, расположенных через 3 ангстрема. Сдвиг между ячейками – 2 ангстрема и ячейки пересекаются в пространстве. Каждая такая регулярная структура видна на ренгенограмме кристалла. Чтобы ограничить количество вариантов обычно берут наиболее близко расположенные атомы). С другой стороны, можно сказать, что кристалл состоит из атомов двух типов: А и В. Это утверждение похоже на предыдущее, но отличается от него тем, что в первом случае конструкция кристалла состоит из ячеек, а конструкция ячеек, в свою очередь, — из атомов. Во втором случае конструкция кристалла напрямую состоит из атомов. Другой пример: пусть в функции продаж выполняются два типа операций: согласование условий и отгрузка товара. Можно сказать, что функция состоит из ячеек, в каждой из которых есть операция по согласованию условий и операция по отгрузке товара. А можно сказать: функция состоит из операций по согласованию условий и операций по отгрузке товаров. Это два разных утверждения.
Выбор последовательности элементов в типовой ячейке
Посмотрим на последовательность операций: АВАВАВАВ… Мы видим, что цепочка бесконечная и начинать выделение ячеек можно с любого места. Например, сначала птица Феникс родилась из пепла, затем она сгорела, затем родилась из пепла, затем сгорела. Или: сначала птица Феникс сгорела, затем родилась из пепла, затем снова сгорела. Ячейку можно начать в любом месте. Поэтому, чтобы иметь основания для начала, выбирают некоторое условие, которое выполняется для всех операций ячейки. Например, все операции относятся к одной сделке. Условия могут быть любыми, и в общем случае ячейка может начинаться с операции любого типа. Аналитики обычно этого не знают и, чтобы как-то оправдать выбор начальной операции в ячейке, гипнотизируют себя мыслями о том, что цепочка должна иметь мистическую цель. Вместо того, чтобы сказать, что операции в цепочке могут быть объединены в группу по какому-то (в общем случае произвольному) признаку, аналитики придумывают алхимические формулы. Более того, эта алхимия присутствует в определении процесса.
Моделирование предикатов второго порядка при помощи OWL
Стандарт OWL Full позволяет моделировать высказывания второго порядка благодаря тому, что в роли предметов высказывания в нем могут выступать как объекты, так и классы (множества объектов) и даже типы связей, которые могут существовать между объектами (предикаты). Все эти виды сущностей для OWL являются узлами графа, ребра в котором – конкретные утверждения.
Высказывания второго порядка, записанные в виде OWL, как правило, не обеспечивают вычислимости (возможности получения выводов средствами машин логического вывода). Однако не стоит считать это препятствием для реализации автоматизированных систем. В большинстве случаев работа с OWL-моделями происходит в прикладном программном коде и учитывает особенности и ограничения конкретной задачи, а не претендует на «вычисление всего». На практике полностью полагаться на стандартный логический вывод не получается даже при работе даже с высказываниями первого порядка – при большом объеме и разнообразии данных такие задачи требуют слишком больших вычислительных ресурсов.
Существует несколько способов моделирования высказываний о классах на языке OWL. Один из наиболее практически удобных способов состоит в введении специальных классов, объекты которых представляют собой высказывания о классах или предикатах. Приведем пример (для не знакомых со стандартом запишем его на естественном языке):
- Существует класс «Здание»
- Существует класс «Кирпич»
- Существует класс «Требование к составу объекта»
- Существует связь «Относится к объектам класса» между объектами класса «Требование к составу объекта» и классами
- Существует связь «Должны иметь в составе» между объектами класса «Требование к составу объекта» и классами
- Существует объект A, относящийся к классу «Требование к составу объекта», имеющий следующие связи:
- Требование А – относится к объектам – класс «Здание» (это высказывание можно записать как предикат: Относится к объектам (Требование А, класс «Здание») ).
- Требование А – должны иметь в составе – класс «Кирпич»
Можно обобщить функционал требований – изъять из названия класса слова «… к составу объекта», а в число связей класса «Требование» включить указание на предикат, к которому оно относится («Состоит из», «Расположен в»). Таким же способом можно исключить из названия класса и модальность («должен», «может» и др.). Тогда класс будет называться даже не «Требование», а «Утверждение» или «Аксиома». Это добавит полноценный второй уровень к структуре модели, представленной в виде графа. Выбор уровня формализма зависит исключительно от решаемой прикладной задачи.
Автоматизированная система считывает и интерпретирует приведенные выше высказывания, например, таким образом: в составе каждого объекта класса «Здание» должен присутствовать хотя бы один объект класса «Кирпич». Можно и не опускаться на уровень конкретных кирпичей, интерпретируя высказывание по-другому – как утверждение о том, что здание в принципе состоит из объектов класса «Кирпич» (каких именно – не известно). В таком случае могут использоваться другие высказывания о классе «Кирпич» – например о том, что кирпичи (то есть все объекты класса «Кирпич») имеют определенную плотность, массу, теплопроводность и др. Из этого программа сможет сделать вывод о свойствах здания.
В любом случае эта логика – способность интерпретировать объекты класса «Требование к составу объекта» как требования – должна быть заложена в коде, что допустимо в рамках решения конкретных прикладных задач.
Можно пойти немного другим путем – ставить классы не только на вторую позицию в предикате, но и на первую, то есть делать высказывания о классах как таковых:
- Существует класс «Здание»
- Существует класс «Кирпич»
- Существует связь (предикат) «Должен включать объекты, имеющие в составе только объекты класса» между классами и классами
- Класс «Здание» – должен включать объекты, имеющие в составе только объекты класса – класс «Кирпич»
Интерпретация утверждений такого рода, конечно, тоже остается на прикладном программном обеспечении.
Заметим, что некоторые утверждения о классах можно делать и в рамках более строгого формализма OWL, не теряя вычислимости модели при помощи стандартных машин логического вывода. Это достигается использованием ограничений значений свойств (кардинальностей) с квантификаторами: some, only, exactly и др. Еще один способ записи нашего примера таков:
- Существует класс «Здание»
- Существует класс «Кирпич»
- Существует связь «Состоит из»
- Класс «Здание» есть подкласс анонимного класса, для объектов которого значением связи «Состоит из» являются объекты класса «Кирпич»
При сохранении такого высказывания в граф образуются так называемые «пустые узлы». В данном случае пустым узлом будет анонимный класс, для которого задано ограничение. В соответствии с замыслом стандарта OWL, пустые узлы представляют собой утверждения с квантором существования – то есть, в нашем случае, утверждение о том, что существуют такие объекты, которые состоят из кирпичей. Подклассом таких объектов являются здания.
Такая конструкция довольно громоздка, а правила логического вывода – медленны и капризны в применении, поэтому на практике обычно проще обойтись первым или вторым способом.
Заметим, что все это время мы обсуждали высказывание «Здание состоит из кирпичей», смысл которого с логической точки зрения не слишком точен. Не понятно, что мы хотели сказать:
- Что все, что состоит из кирпичей, есть здание,
- Что здание должно состоять только из кирпичей,
- Что здание состоит в том числе и из кирпичей,
и так далее. При реализации автоматизированной системы такие смысловые «люфты» необходимо устранять. Именно поэтому в начале статьи я сразу дал определения терминам, которые буду употреблять в рамках текущей статьи.
Смешанные конструкции
Вернемся к конструкции дерева и посмотрим на тезис: дерево состоит из ветвей, ствола и корней. Этот тезис говорит о том, что конструкция дерева состоит из объекта – ствола и объектов двух разных типов — ветвей и корней.
Пример псевдоконструкции
Рассмотрим частый случай, когда строится диаграмма в нотации IDEF0. Затем одна из функций на этой диаграмме, как часто говорят, «декомпозируется» на диаграмму в нотации BPMN. Это можно встретить в упомянутой мной ранее программе Businessstudio. Поскольку функция – это объект в предметной области, а диаграмма в нотации BPMN – это модель понятия, то мы видим, что происходит ошибка: функция делится на понятие. Этого быть не может. Функция может делиться на ячейки с операциями. В каждой ячейке несколько операций, связанных между собой темпоральными связями. Для всех ячеек вводится понятие ячейки подобного типа. Это понятие моделируется в нотации BPMN. Так будет правильно.
Корреляция конструкций в двух разных парадигмах
Часто встречающийся способ описания объекта выглядит так: рассмотрим конструкцию объекта в двух разных парадигмах, например в парадигме «внешнего» и «внутреннего» строения. Тогда мы пойдем делить объект на части двумя совершенно разными способами. Например, здание будем делить с одной стороны на помещения, а с другой — на технические подсистемы. И вот тут срабатывает очень важный фактор, который мы, как правило, не замечаем, но он работает на уровне интуиции. Мы делим объект на части в двух разных парадигмах таким способом, что между элементами конструкций в двух разных парадигмах тоже можно установить соответствие. Например, после деления здания на помещения и подсистемы мы можем сказать, что и помещения можно поделить на части — части тех подсистем, которые находятся в этих помещениях. То есть, деление на части в двух разных парадигмах интуитивно делается зависимым друг от друга образом. И это отнюдь не очевидно. Современные стандарты инженерного проектирования основаны именно на таком делении объекта, хотя, я уверен, что в них нет прописанного требования о подобном ограничении на моделирование.
habr.com
примеры. Предложения с вводными конструкциями
Необходимая единица языка – вводная конструкция. Для начала нужно понять, что она собой представляет.
Вводная конструкция. Примеры вводных единиц
Человек, создающий текст, может включать в предложение слово или сочетание слов, цель которых оценить или охарактеризовать сообщение.
- Пример предложения с оценивающей конструкцией: Но тут, к несчастью, на меня навалилась непреодолимая застенчивость.
- Пример предложения с характеризующей конструкцией: Все, вероятно, были в некотором замешательстве.
В первом предложении содержание оценивается негативно при помощи вводного слова «к несчастью». Во втором предложении сообщение характеризуется как возможное посредством вводного слова «вероятно».
Когда мы знаем, что такое вводная конструкция, нужно усвоить следующий пункт. Они выделяются запятыми.
Что такое вводная конструкция
Вводными называются единицы языка, которые представляют собой слово, форму слова или словосочетание. Им присущи черты, отличающие их от других компонентов предложения.
- Они не расширяют содержание сообщения.
- Такие слова выражают отношение говорящего к сообщаемой информации.
- Они не связаны с членами предложения, главными и второстепенными, синтаксическими связями.
- Они не изменят свою грамматическую форму при изменении слов в предложении.
- Их можно пропустить без всякого ущерба для смысла предложения.
- Благодаря своей автономности, вводные единицы могут свободно помещаться в начале, в середине или в конце предложения.
Пример:
Пожалуй, я поеду.
Я, пожалуй, поеду.
Я поеду, пожалуй.
Вводные единицы могут относиться ко всему предложению и к одному слову. В последнем случае вводная единица стоит рядом с этим словом.
Пример:
Чувствовать себя старшим или, точнее сказать, главным стало его потребностью.
Чувствовать себя старшим или главным, точнее сказать, стало его потребностью.
Итак, мы рассмотрели вводные слова и предложения с примерами. Главное, что важно понять – это то, что они автономны, именно поэтому выделяются запятыми.
Вводные единицы, не имеющие омонимичных членов предложения
Немногие из вводных единиц функционируют только как вводные компоненты в предложениях.
Перечень вводных слов и словоформ, не имеющих омонимичных членов предложения:
- по-видимому;
- собственно, собственно говоря;
- пожалуй;
- положим;
- конечно;
- во-первых, во-вторых, в-третьих;
- следовательно;
- стало быть;
- грешным делом;
- неровен час;
- чего доброго;
- по меньшей мере;
- по крайней мере.
Такие вводные конструкции, это как побудители к действию – нужно поставить запятые. В этом случае иных вариантов нет.
Вводные единицы, имеющие омонимичные члены предложения — сказуемые
Большинство вводных единиц соотносимы со словами других частей речи, являющимися в предложениях членами предложения.
Предложения с вводными конструкциями | Предложения с членами предложения |
Моя собака, чувствую, начинает привыкать к состоянию охотничьего азарта. | В привычном бытии вновь чувствую любовь. |
Все спорили увлечённо, но, странно, нигде больше я не встречал таких равнодушных людей, как здесь. | Мама посмотрела на меня как-то пристально и странно. |
Слова, которые могут быть как вводными единицами, так и сказуемыми:
Слова | Предложения с вводными конструкциями | Предложения с членами предложениями |
надеюсь | Вы, надеюсь, готовы к отправлению. | Я надеюсь на благополучный исход. |
повторяю | Все вы, повторяю, должны привести по одному примеру. | Я уже сто раз повторяю одно и то же. |
подчёркиваю | У нас, подчёркиваю, нет в семье неудачников. | Я всегда подчёркиваю орфограммы в предложениях. |
помню | Ты, помню, говорил совсем другое. | Я помню тот вечер во всех подробностях. |
сознаюсь | Вчера, сознаюсь, я уже подумал об отказе от дела. | Я во всём сознаюсь, чтобы не пострадал невиновный человек. |
чувствую | Чувствую, вот-вот не выдержу. | Я всё чувствую, но виду не подаю. |
случается | У нас, случается, и безрогие бодаются. | У нас ничего такого не случается. |
рассказывали | Здесь, рассказывали, были страшные бои. | Мне вчера об этом рассказывали. |
поверь | Учителя, поверь, не желают тебе ничего плохого. | Ты мне поверь. |
пойми | Все здесь, пойми, собрались из-за тебя. | Просто пойми всё правильно. |
согласитесь | У нас всё, согласитесь, было верно задумано. | Вы обязательно с ним согласитесь, когда услышите. |
Вводная конструкция, примеры которой мы рассмотрели в таблице, отличается от сказуемого, тем, что она не связана с подлежащим.
Вводные конструкции, имеющие омонимичные члены предложения – дополнения
Значительная группа вводных конструкций – падежные формы существительных с предлогами:
- к счастью;
- к радости;
- к сожалению;
- к огорчению;
- к удивлению;
- к прискорбию;
- к отчаянию;
- к досаде;
- к стыду;
- к примеру;
- к слову;
- по преданию;
- по слухам;
- по совести;
- по правде;
- к удовольствию.
Что такое вводная конструкция, а что дополнение с предлогом, можно определить лишь в сравнении предложений. К дополнению можно будет поставить вопрос косвенного падежа, а к вводным единицам такого вопроса поставить невозможно. Вводную конструкцию можно пропустить, а дополнение невозможно.
Предложения с вводными конструкциями (примеры предложений) | Предложения с дополнениями (примеры предложений) |
Пострадавших, к счастью, нет. Пострадавших нет. | К счастью (к чему?) примешивалось ещё и чувство удовлетворения. |
Они, по слухам, только что закончили строительство. Они только что закончили строительство. | Все знали о нём лишь (по чему?) по слухам. |
Вводные конструкции с союзом «как»
Вводные единицы могут начинаться со слова «как», и необходимо уметь отличать их от сравнительных оборотов и сложноподчинённых предложений с союзом «как». Сравнительные обороты «как+сущ» можно трансформировать в существительное в творительном падеже. В любом сравнительном обороте союз «как» может быть заменён словами: «словно», «будто», как будто». В спп предложениях обычно имеется указательное слово «так» в главном предложении, которое не позволит опустить союз «как». А такая вводная конструкция, примеры которой даны ниже, может быть лишена слова «как» и смысл предложения от этого не пострадает.
- как видно;
- как известно;
- как обычно;
- как положено;
- как пишут;
- как говорится;
- как рассказывали;
- как показалось;
- как это часто случается;
- как вы понимаете;
- как было намечено;
- как и следовало ожидать;
- как говорит наука;
- как показала практика;
- как указывают сверху.
Предложения с вводными конструкциями (примеры) | Предложения со сравнительными оборотами и спп (примеры) |
В этом месте, как рассказывали старожилы, когда-то стояла церковь. В этом месте, рассказывали старожилы, когда-то стояла церковь. | Они поведали мне точь-в-точь так, как рассказывали старожилы. |
Все собравшиеся, как и следовало ожидать, не проронили ни слова. Все собравшиеся, следовало ожидать, не проронили ни слова. | Армия Наполеона повела себя так, как и следовало ожидать. |
Предложения со сравнительными оборотами:
- Глазки у мыши, как бусинки. – Глазки у мыши бусинками.
- Конь взвился, как укушенный. – Конь взвился, словно укушенный.
Вводные конструкции со значением достоверности
Говорящий может выражать в предложении свою убеждённость в том, что он говорит, или, наоборот, выражать сомнение в истинности излагаемых фактов.
Вводные слова и конструкции. Примеры со значением достоверности | |
убеждённость | сомнение в истинности |
|
|
Необходимо разграничивать, в каком предложении вводная конструкция, примеры и другие образцы которой в достаточном количестве были рассмотрены выше, а в каком – омонимичные вводным единицам члены предложения. Приведём примеры последних:
- Учебник, тетрадь, ручка – всё это должно быть в твоей сумке.
- На этом участке дороги может быть пост ГИБДД.
- Это было столь очевидно, что никто не стал возражать.
- Папа может пойти на собрание вместо мамы.
- Он говорил всё это удивительно естественно.
- Озеро было видимо из окна моей комнаты.
Вводные конструкции со значением эмоциональной оценки сказанного
Говорящим, выражающим положительное или отрицательное отношение по поводу своего сообщения, используется вводная конструкция, примеры которой:
- к огорчению;
- к прискорбию;
- на беду;
- как на беду;
- что ещё хуже;
- что обидно;
- странное дело;
- удивительное дело;
- что поразительно;
- чего доброго;
- не дай бог;
- увы.
Предложения с вводными конструкциями | Предложения с членами предложения |
Все они, удивительное дело, смогли выбраться из западни. | Это было удивительное дело. |
Наш класс, что поразительно, справился с контрольной работой совсем без двоек. | Его старания оставались незамеченными, что поразительно не соответствовало нашим представлениям о справедливости. |
Вводные конструкции – обращения к собеседнику
С целью обратить внимание на сообщаемые факты говорящий использует вводные конструкции:
- послушай;
- согласись;
- поверь;
- пойми;
- заметь;
- обратите внимание;
- судите сами;
- вообразите;
- представь себе;
- можете себе представить;
- что тут скажешь;
- извините;
- простите;
- сами подумайте;
- как вы понимаете;
- знаешь;
- видишь;
- слышишь;
- изволь;
- веришь ли.
Предложения с вводными конструкциями | Предложения с членами предложения |
Недалёкие люди, знаете, испытывают удовольствие от сознания того, что они несчастны. | Вы сами знаете, что они несчастны. |
Невестка, слышишь, уже встала, будем и мы подниматься. | Ты слышишь, что невестка уже встала? |
Вводные конструкции – способ оформления мысли
Говорящий, оформляя свои мысли, использует вводные конструкции:
- одним словом;
- вообще;
- иначе говоря;
- короче говоря;
- грубо говоря;
- прямо скажем;
- можно сказать;
- скажем без прикрас;
- проще сказать;
- мягко выражаясь;
- вернее сказать;
- точнее сказать;
- как говорится;
- будем так говорить;
- другими словами;
- если можно так выразиться.
Предложения с вводными конструкциями | Предложения с членами предложения |
Мне всё это было, прямо скажем, странно слышать. | Мы тебе всё прямо скажем. |
Ты не справился с заданием, будем так говорить. | Если мы будем так говорить, нас не пустят в приличное общество. |
Вводные конструкции – источник высказывания
Автор в своей речи может ссылаться на сторонний источник информации при помощи вводных конструкций:
- по сведениям;
- по велению;
- как все говорят;
- по слухам;
- по моим расчетам;
- рассказывали;
- по словам очевидцев;
- по-моему;
- по-твоему;
- как показали исследования;
- как результатам исследования;
- как передают синоптики.
Предложения с вводными конструкциями | Предложения с членами предложения |
Самая чистая вода, как показали исследования, в озере Байкал. | Всё обстоит именно так, как показали исследования. |
В западной части Сибири, как говорят синоптики, установится жаркая погода. | А если пойдёт дождь, как говорят синоптики? |
Вводные конструкции, указывающие на последовательность рассуждений
Автор текста может логически выстраивать своё сообщение, используя вводные конструкции:
- наоборот;
- напротив;
- однако;
- с одной стороны;
- с другой стороны;
- следовательно;
- значит;
- итак;
- таким образом;
- во-первых;
- во-вторых;
- в-третьих;
- наконец;
- в конце концов;
- далее;
- главным образом;
- прежде всего;
- тем более;
- между прочим;
- кстати;
- кроме того;
- например;
- в частности.
Предложения с вводными конструкциями | Предложения с членами предложения |
Все, однако, молчали. | Никто не согласился, однако и не спорили. |
Я, между прочим, кое-что стараюсь предпринять. | Записка нашлась между прочим хламом. |
Иногда используются вводные конструкции, как средство создания комического. Например, если использовать устаревшую форму вводного сочетания слов: Я, промежду прочим, закончил три класса гимназии.
Вводные единицы речи и вставные конструкции
Конструкции, которые называются вставными, отличаются от вводных синтаксических единиц по содержанию, назначению, знаками выделения. Вставные конструкции обычно содержат различные дополнительные сведения к основному содержанию. Они служат для уточнения разнообразных обстоятельств, имеющих отношение к фрагменту речи, но они не являются основными по своему назначению. Чаще всего вставные конструкции выделяются скобками, иногда тире, если они не распространены – запятыми.
Сравните вводные и вставные конструкции, примеры которых даны ниже.
Предложения с вводными конструкциями | Предложения с вставными конструкциями |
Мы тогда жили недалеко, по словам мамы, от города. | Мы тогда жили недалеко (всего в нескольких десятков километров) от города. |
Солдаты шли редкой, по-моему, цепью. | Солдаты шли редкой (человека два на четыре метра) цепью. |
Вводные синтаксические единицы не являются результатом творчества автора, они существуют в языке в готовом виде. Вставные конструкции, как правило, уникальны.
fb.ru
Вставные конструкции. Примеры использования вводных и вставных конструкций
Вставные конструкции – это отдельные слова, фразы или добавочные предложения, которые представляют своего рода комментарии, вносят дополнительные поправки, уточнения, пояснения к основной мысли, выраженной в целом предложении.

Характерные черты вставных конструкций:
— они не могут стоять в самом начале предложения;
— на письме вставные конструкции отделяются скобками или тире, но не запятыми;
— в местах размещения вставной конструкции при произнесении фразы соблюдается пауза, тон речи обычно понижается. Примеры:
- Поздним вечером (было около одиннадцати) нас разбудил легкий стук по оконному стеклу.
- Многие молодые девушки (подобно чеховским «сестрам») пытаются найти удачу и счастье в Москве.
- Повинуясь странному капризу, а также врожденному инстинкту паяца, комедианта, он выдал себя – и не где-нибудь, а в Париже! – за англичанина. (Доде)
- По простодушию своей натуры – это было его отличительной чертой – он мог довериться первому встречному.
- Тем временем сумерки сгущались быстро (дело было зимой), и контуры предметов становились все более расплывчатыми.
Вставные конструкции могут функционировать как предикативные части предложения, то есть являться простым предложением, находящимся в единой смысловой и синтаксической целостности со сложным предложением.
- Вы будете (как я уже отметил) присутствовать вместе с остальными членами собрания.
- Дождь (а он шел уже три часа), казалось, не прекратится всю ночь.
Достаточно многочисленную группу составляют вставки, в которых указана дата: год, столетие и т.д.
- Это как раз было время (60-е годы) споров «физиков и лириков».
- Браманте было семьдесят лет, когда он скончался (1514 год), не закончив работы по реконструкции Ватикана.

Вставные конструкции, примеры которых приведены ниже, соединяются с основным предложением при помощи союзов и союзных слов.
- Он не стал возражать против укора в свой адрес (поскольку ничего не успел сделать), но настроение было испорчено на весь день.
- Михаила всегда привлекала архитектура (а он мечтал о профессии архитектора с детства), и знакомство с новым городом он всегда начинал с архитектурных памятников.
Следует различать вводные и вставные конструкции. В отличие от последних, вводные конструкции формально с членами предложения не связаны. Они могут выражать различные значения с эмоциональной окраской: удивление, радость, сожаление, иронию и т.п. (к удивлению, к ужасу, к удаче, к огорчению, к счастью, что греха таить):
- Что греха таить, хозяйством он интересовался мало.
Вводные конструкции означают последовательность действий или изложения мыслей (во-первых, во-вторых, прежде всего, в заключение, наконец):
Также они могут выполнять модальную функцию, давая оценку в плане реальности события, о котором идет речь (несомненно, вероятно, определенно, разумеется, конечно, пожалуй):
- Пожалуй, не стоит идти на рыбалку из-за обещанной жаркой погоды.

Вставные конструкции и вводные слова обогащают как устную речь, делая ее более выразительной и яркой, так и авторский стиль писателя. Однако следует помнить, что использованием данных конструкций не стоит злоупотреблять.
fb.ru
Вводные слова — это… Примеры, таблица, запятые при вводных словах
Узнаем, что такое вводные слова в русском языке. Укажем группы вводных слов по значению и приведем примеры предложений.
Что такое вводные слова?
В составе предложения, кроме главных и второстепенных членов предложения, могут быть слова, которые синтаксически не связаны с ними. Такие лексемы не имеют ни сочинительной, ни подчинительной связи с другими словами, то есть они не являются членами предложения. Эти слова только соотносятся по смыслу или со всем высказыванием, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или используются для оценки сообщения, модальной или экспрессивной, например:
Тучам, видно, не суждено было собраться в грозу (А. Н. Толстой).
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (И. С. Тургенев).
Дерсу был, безусловно, прав (В. Арсеньев).
Такие слова являются вводными. Предложения с вводными словами содержат основное сообщение о фактах, явлениях и событиях действительности и добавочное, в котором выражается отношение говорящего к сообщаемому.
Определение
Вводные слова — это слова или сочетания слов, которые не являются членом предложения и при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Как и чем выражаются вводные слова?
Вводные слова в русском языке могут быть представлены одной лексемой, словосочетанием и целым предложением, или вводной конструкцией.
Девушка, несомненно, весьма начитанна.
Ветер, к моему удивлению, быстро разогнал надвинувшиеся тучи.
Лучше чрезмерно не увлекаться сладким, как считают врачи.
Грамматически вводные слова выражаются словами разных частей речи:
- существительными
Правда, он извинился впоследствии за свою оплошность.
- прилагательными
Главное, сестра успела вовремя на поезд.
- глаголами в различных формах
Все это следует оформить, разумеется, заранее.
В нашей деревне, говорят, уже почти никого не осталось из старожилов.
Безусловно, следует поддерживать порядок в картотеке.

Разряды вводных слов по значению
Вводные слова, выражая отношение говорящего к действительности, имеют различные смысловые оттенки, которые называют разрядами по значению.
Значение | Вводные компоненты | Примеры |
---|---|---|
1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п. | ||
1.1. Уверенность, достоверность | Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др. | Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются (Короленко). Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой). Действительно, с тех пор, как умерла моя мать… меня очень редко видели дома (Тургенев). |
1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение | Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе и др. | Она, наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем (Фадеев). Жизнь, кажется, ещё не начиналась (Паустовский). Даровой хлеб, видно, по вкусу пришёлся (Межеров). А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим (Твардовский). Голова у меня что-то разболелась. Должно быть, к непогоде (Чехов). |
2. Различные чувства | ||
2.1. Радость, одобрение | К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др. | К счастью, Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход, плывущий во Франкфурт (Котов). Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская (Катаев). |
2.2. Сожаление, неодобрение | К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы и др. | Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Тургенев). |
2.3. Удивление, недоумение | К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др. | Найдёнов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов). |
2.4. Опасение | Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др. | Того и гляди, весло вырвет и самого в море швырнёт (Новиков-Прибой). |
2.5. Общий экспрессивный характер высказывания | По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря и др. | Водились за ним, правда, некоторые слабости (Тургенев). Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину… (Тургенев). Ничто меня так не оскорбляет, смею сказать, так сильно не оскорбляет, как неблагодарность (Тургенев). |
3. Источник сообщения | По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как говорят, как считают, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд и др. | У Песоцкого, говорят, яблоки с голову, и Песоцкий, говорят, садом себе состояние нажил (Чехов). Расчёт, по-моему, был математически точен (Паустовский). Двадцать лет назад Линевое озеро было такой глушью, что, по словам лесников, не всякая птица отваживалась туда залететь (Паустовский). |
4. Порядок мыслей и их связь | Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать и др. | С одной стороны, темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский). Лесной воздух целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас затруднительный процесс дыхания в наслаждение (Паустовский). Итак, назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как решалась судьба моя (Достоевский). |
5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей | Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется и др. | Словом, Сторешников с каждым днём всё твёрже думал жениться (Чернышевский). Короче говоря, это не хозяин в науке, а работник (Чехов). Мы встали и пошли доталкиваться к колодцу или, вернее, к фонтану (Гаршин). |
6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов | По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда и др. | Разговаривал со мной, по крайней мере, как командующий армией (Симонов). За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия стоял Николай Иванович… (Тургенев) Бывает, моего счастливее везёт (Грибоедов). |
7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание | Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней и др. | Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (Пушкин). Вообразите, наши молодые уже скучают (Тургенев). Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов). Где же это, позвольте, было (Павленко). |
Дополнительный материал
Полный список вводных слов смотрите здесь.Различная степень уверенности, предположение, неуверенность, допущение
Примеры предложений
Действительно, вчера к ним зашел старый знакомый.
Бледную поганку по внешнему виду, без всякого сомнения, можно спутать со съедобным грибом.
Теперь, пожалуй, можно попить чаю.
Этот мастер, видно, профессионал в своем деле.
Эта история, кажется, получила широкую огласку в газетах.
Различные чувства и оценка происходящего
- к общей радости
- к счастью
- к несчастью
- на беду
- к сожалению
- к удивлению
- к огорчению
- у ужасу
- к стыду
- как нарочно
- удивительное дело
- странное дело и др.
Примеры предложений
Этот малыш, удивительное дело, ясно и четко прочитал стихотворение.
Она никак, к своему ужасу, не могла собраться с мыслями.
Больной быстро пошел на поправку, к радости родных.
Странное дело, так никто и не смог объяснить это происшествие.
Вводные слова, указывающие на источник сообщения
- по словам
- по сообщению
- по преданию
- по мнению
- как известно
- по-моему
- по-вашему
- на мой взгляд
- говорят
- как говорят
- с точки зрения и пр.
Примеры предложений
По преданию, здесь когда-то находилось древнее поселение людей.
Прошло всего лишь два года, по словам его, как это случилось.
Все-таки, на мой взгляд, этот сорт яблок слаще.
По сообщению средств массовой информации, в Австралии проснулся вулкан, спящий более трехсот лет.
Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения
Примеры предложений
Итак, наступил последний месяц зимы — вьюжный февраль.
Этой находкой археологов, в частности, заинтересовались в Каире.
А теперь, наоборот, вернемся к самому началу повествования.
С одной стороны, эта картина интересна игрой светотени, с другой стороны, она вызывает неподдельное восхищение мастерством художника.
Вводные слова, привлекающие внимание собеседника
- видите ли
- понимаешь
- допустим
- извините
- предположим
- позвольте
- прошу прощения
- послушайте
- согласитесь
- представьте себе
- вообразите
- верите ли
- знаете ли
- помню
- прошу заметить и пр.
Примеры предложений
А он, вообразите себе, как обезьянка, быстро вскарабкался на дерево.
Тебе следует, понимаешь ли, все-таки объясниться с ней начистоту.
Послушайте, а не пора ли нам на боковую?
Неужели, согласитесь, нельзя было все решить мирным путем?
Верите ли, все это случилось буквально вмиг.
Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого
- бывает
- бывало
- случается
- по обыкновению
- по обычаю
- как обычно и пр.
Бывало, все уходили в поле, а в деревне оставались старые да малые.
Жучка, по обыкновению, осталась ждать хозяина, свернувшись клубочком под крыльцом.
Андреев, случалось, иногда опаздывал.
Замечания о стиле речи, характере и способе изложения мысли
- одним словом
- другими словами
- так сказать
- с позволения сказать
- коротко говоря
- попросту говоря
- грубо говоря и пр.
Я, откровенно говоря, не люблю смотреть телевизор.
Иными словами, пришлось приспосабливаться к сложившейся ситуации.
Отличия вводных слов и конструкций от других членов предложения

Знаки препинания при вводных словах
Запятые
В письменной речи в начале или в конце предложения вводные слова, словосочетания и предложения отделяются запятой от членов предложения и двумя запятыми — в середине.
По крайней мере, все остались при своих интересах.
Мальчишки, конечно, помчались впереди всех.
Он человек довольно мнительный, по-моему.
Вводные предложения соотносятся по значению с вводными словами и словосочетаниями. Обычно они находятся в середине предложения, выделяются паузой, более низким тоном произнесения и быстрым темпом речи.
Его волнение перешло, как ему показалось, в чувство глубокой и кровной обиды (М. Н. Булгаков).
Не являются вводными слова:
авось, буквально, ведь, вот, вдруг, вдобавок, в довершение, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, будто, как раз, к тому же, якобы, по предложению, по решению, приблизительно, почти, примерно, притом, словно, небось и пр.

Вставные конструкции
Вставные конструкции часто содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания, разъясняющие смысл предложения в целом или отдельное слово в нем. Иногда по смыслу они резко выпадают из синтаксической структуры высказывания. В таком случае вставные конструкции обособляются с помощью тире, если они находятся в середине предложения.
А однажды — мы восприняли это как чудо! — Мария Игнатьевна отвоевала для нас две большие буханки хлеба (К. Чуковский).
Проснувшиеся овцы — их было около трех тысяч — неохотно, от нечего делать принялись за невысокую, наполовину утоптанную траву (А. П. Чехов).
Реже распространенная вставная конструкция отделяется от основного высказывания с помощью скобок.
Навстречу нам такой же грузовичок ЗИС-5 (их потом, когда они уже уходили из жизни, ласково звали «Захар» или «Захарыч») (В. Шукшин).

Видеоурок «Вводные слова. Где ставить запятые?»
russkiiyazyk.ru
781 — Конструкции — Примеры
Для дальнейшего существенно, что скаляр Ф, значение которого задается ограничением на поведение, можно охарактеризовать некоторым глобальным минимальным принципом, относящимся к полю ((>, ассоциированному с конструкцией. Примером может служить поле смещений, вызванное поверхностными усилиями, действующими на S3. Предположим, что этот минимальный принцип имеет одну из следующих форм [c.74]Распределенные силы — это силы, действующие на единицу длины или единицу площади конструкции. Примером может служить собственный вес балки, действие снеговой или ветровой нагрузки на сооружение. [c.9]
В шарнирных соединениях (рис, 18.], б) стержни могут поворачиваться относительно друг друга и углы, образуемые осями стержней в узловых точках, меняются при упругой деформации конструкции. Примером конструкции с такими соединениями может служить ферма. [c.448]
Конструкция. Примеры конструкций ВЗР и их описание приведены в гл. 29 на рис. 29.8, рис. 29.10, рис. 29.13, рис. 29.18, рис. 29.20. Здесь ограничимся лишь краткими общими ориентировочными сведениями. [c.193]
Как показали исследования, на режим охлаждения проточной водой секций холодного тигля и поддона определяющее влияние оказывает плотность теплового потока и расход охлаждающей воды (в условиях конкретной конструкции). Пример соотнощений, полученных в исследовании, приведен на рис. 17. [c.42]
Испытывая образцы на растяжение или сжатие на обычных машинах в условиях различных температур, фактически моделируем работу материала при одноосном однородном напряженном состоянии. В простейшем случае можно полагать, что диаграмма растяжения (сжатия) и предельные состояния, соответствующие началу текучести материала и его разрушению, полностью соответствуют работе реальной конструкции. Примером таких конструкций могут служить элементы мостовых ферм, работающих на растяжение либо сжатие, опорные колонны и т. д. [c.18]
С контактными напряжениями приходится встречаться во многих случаях и в машинах и в разнообразных конструкциях. Примерами могут служить шарико- и роликоподшипники (рис. 9.59, а, б), цилиндрические подшипники (рис. 9.59, в), катковые, валиковые и тангенциальные опорные части мостовых пролетных строений (рис. 9.59, г, д, е), зубчатые колеса (рис. 9.59, ж), фундаменты под разнообразными (рис. 9.59, з) сооружениями, аэродромные плиты и т. п. [c.717]
Исследование динамических характеристик конструкций и моделей при искусственном возбуждении включает несколько этапов. В начале записываются амплитудно-частотные характеристики входных и переходных динамических податливостей в разных точках конструкции и определяются основные резонансные частоты. Возбуждение колебаний производится вибратором от генератора с плавным изменением частоты. При плавном изменении частоты возбуждения вибратора и автоматическом поддержании постоянной амплитуды силы, контролируемой пьезодатчиком, осуществляется последовательная синхронная запись амплитуды ускорения в различных точках конструкций. Пример такой записи показан на рис. 4 и 8. Время прохождения частотного диапазона от 0 до 2000 Гц составляет 1—3 мин. [c.148]
Для уменьшения коробления изделий, имеющих несимметричную форму, иногда применяется соединение двух узлов таким образом, чтобы в целом они образовывали симметричную конструкцию. Пример подобного спаривания узлов приведен в главе VI. [c.66]
Получили применение в делительных механизмах пневмомеханические конструкции пример одной из них показан на рис. 5. Под действием поршня 3 пневмоцилиндра производится подъем планшайбы стола [c.10]
В некоторых случаях анизотропия свойств материалов создается искусственно для обеспечения оптимального характера работы соответствующей конструкции. Примерами таких материалов являются широко [c.9]
Испытания на определение стойкости металл а к образованию горячих трещин производят на специальных установках, в которых сваривают образцы, принудительно деформируя их с различной скоростью во время сварки. О стойкости против трещин судят по критической скорости деформирования, при которой появляются трещины. Более простой способ испытаний — сварка жестких образцов технологической пробы различных конструкций. Примером могут служить тавровая проба с ребрами жесткости и кольцевая проба (рис. 17). Сначала сваривают шов 7, затем шов 2. О сравнительной стойкости испытываемого металла и пригодности режима сварки судят по отсутствию или наличию трещин в шве 2 и по их суммарной длине. [c.35]
В гл. 7—9 дан качественный анализ работы идеально вязких конструкций на основе разработанных векторных представлений, наглядно иллюстрирующий наиболее важные закономерности поведения неупругих анизотропно упрочняющихся тел при однократном, повторно-переменном и циклическом механическом и тепловом нагружениях. Здесь рассмотрены и принципы построения расчетных моделей конструкций. Примеры выполнения практических расчетов кинетики полей неупругих деформаций в деталях конструкций приведены в гл. 10. [c.10]
Исполнительный элемент — это элемент, непосредственно изменяющий состояние системы по сигналу чувствительного элемента, т. е. элемент, управляемый исполнительным электродвигателем. Исполнительный элемент является неотъемлемой частью автоматически управляемого объекта и входит в его конструкцию. Примером могут служить заслонки, регулирующие подачу газа и воздуха в печи. [c.6]
Эскизный проект выполняется в соответствии с рекомендациями гл. 14. При этом целесообразно ориентироваться на элементы существующих конструкций, примеры которых представлены в гл. 20, а также в справочниках [29, 37, 38] и атласах [18 и др.]. Вопросы конструирования валов, осей и соединений вал — ступица рассматриваются в гл. 9, зубчатых колес и элементов планетарных передач — в гл. 16, подщипниковых узлов — в гл. 10, 18, резьбовых соединений — в гл. 11, муфт— в гл. 13, корпусных деталей — в гл. 17. [c.381]
В курсе Детали машин рассматриваются теоретические основы расчета и конструирования типовых деталей и узлов машин, т. е. таких деталей и узлов, которые встречаются в различных машинах вне зависимости от их назначения и конструкции. Примерами таких деталей и узлов служат болты, винты, гайки, шпонки, зубчатые колеса, цепи и звездочки для них, валы, подшипники, муфты и др. [c.5]
Наряду с предыдущими системами типа балки широкое распространение получили различного рода рамные конструкции. Примером простой упругой системы такого типа является один из первых отечественных упруго-электрических приборов для измерения силы резания, изготовленный в Ленинградском политехническом институте [76]. Это двухкомпонентный токарный динамометр, оснащенный емкостными датчиками и предназначенный для измерения главной и радиальной слагающих силы резания. Как следует из фиг. 35, резцедержатель а в нем связан с корпусом двумя перемычками 6, выполняющими роль упругих элементов. [c.58]
В большинстве случаев индуктор и приспособление для крепления детали представляют единую конструкцию, примером чего может служить индуктор для закалки стержневых деталей без их вращения, показанный на фиг. 80. [c.179]
Железобетонные Р. в связи с их конструкцией (примеры). На фиг. 41 [c.185]
Коэффициент технологичности конструкции машины может быть определен как отношение стоимости унифицированных узлов Су к полной стоимости изготовления машины С. Максимальный уровень = 1 практически не достижим, но может приближаться к нему, так как при изготовлении машины всегда используются нестандартные элементы конструкции. Примером такого конструкционного реше- [c.42]
Альбом состоит из чертежей оборудования, технологических схем сварки, общих видов и узлов приспособлений. В нем приводятся технические характеристики режимов, краткое описание технологии сварки типовых конструкций, примеры применения передовых методов сварки и наплавки металлов в нашей стране и за границей. [c.2]
Рассмотренный процесс проектирования приспособлений для сборочно-сварочных операций представлен на рис. 13-16 в виде схемы. Применительно к различным типам сварных конструкций примеры проектирования приспособлений будут рассматриваться в соответствии с этой схемой. [c.299]
Резкое сокращение затрат на строительные конструкции главного здания ТЭЦ можно получить в случае применения парогазового цикла с установкой вместо энергетических паровых котлов высоконапорных парогенераторов и газовых турбин. На ТЭЦ с парогазовым циклом нет высокого котельного помещения, чем и определяется большая экономия на строительных конструкциях. Пример компоновки парогазовой ТЭЦ высокого давления мощностью 75 Мвт показан на рис. 9-5. [c.228]
Долговечность конструкций и изделий из алюминиевых сплавов в ряде случаев в несколько раз превосходит долговечность стальных конструкций примером могут служить верхние пояса и кровля резервуаров для сернистой нефти, применение алюминиевых сплавов в газопроводах при наличии сернистого газа и т. д. [c.15]
Постоянный рост капиталовложений, необходимых для получения существенного экономического эффекта от новой конструкции. Пример растущие расходы на технологическую подготовку производства нового авиадвигателя, новой газоперекачивающей станции или модели автомобиля. В результате стоимость ошибки проектанта настолько возрастает, что каждый проект должен быть удачным с первого предъявления, а поиск методом проб и ошибок недопустим. [c.207]
В нормах проектирования не всегда учитывается реальная агрессивность газовых сред. Зачастую нормы сориентированы на некоторую желаемую неагрессивную среду, тогда как Фактически она вызывает интенсивную коррозию железобетонных конструкций. Примером тому служат нормы ГЮ4], где указано,. что среда цехов по производству сборных железобетонных конструкций имеет относительную влажность до 60%, тогда как обследования показывают, что влажность воздуха в них равна 80—95%. В результате проекты цехов не предусматривают какой-либо антикоррозионной защиты наиболее подверженных коррозии кровельных плит. На практике это привело к тому, что в ряде цехов ввиду сильного повреждения плит после непродолжительной (10—-15 лет) эксплуатации потребовался капитальный ремонт [c.180]
Конструкция примера из этого раздела может быть обобщена, например, так. Пусть L R R — некоторая целочисленная (гтг х т)-матрица с определителем + 1 или —1 и без собственных значений, по модулю равных единице, т. е. гиперболическая матрица. Тогда LZ = Z и отображение L обратимо на Z , так что L определяет обратимое отображение т-тора которое имеет свойства, очень сходные с рассмотренными ранее свойствами Fj . Мы будем называть такое отображение гиперболическим автоморфизмом тора. Если опустить ограничение на определитель L, возникающее в результате отображение все еще может рассматриваться как отображение тора, хотя и не обратимое. Такие отображения называются гиперболическими эндоморфизмами тора. Для m = 1 это просто растягивающие отображения окружности. [c.60]
Цели математической теории упругости. Численные значения величин, встречающихся в практических проблемах, могут служить для того, чтобы показать малость деформаций, которые имеются в надежных конструкциях. Примеры таких численных значений были даны в 1, 48, 71, 78. Образец из железа или стали с пределом пропорциональности в 10,5 т на кв. дюйм, критической точкой в 14 от на кв. дюйм и модулем Юнга в 13 000 т на кв. дюйм получает при нагрузке в 6 т на кв. дюйм [c.133]
Естественная пуассонова структура на этом пространстве была введена Якоби (см. [90], гл. 1). В самом деле, (симплектическая) скобка Пуассона двух первых интегралов есть снова первый интеграл. Следовательно, исходная симплектическая структура на фазовом пространстве определяет пуассонову структуру на пространстве орбит. По выражению Якоби, мы выбираем первые интегралы системы и каждый раз добавляем их скобки Пуассона к предыдущим интегралам. На некотором шаге мы получим функционально зависимые интегралы затем мы выбираем максимальное множество функционально независимых интегралов (координаты на пространстве орбит). Все остальные интегралы (и, следовательно, их скобки Пуассона) являются функциями выбранных. В частности, Якоби рассмотрел конструкцию примера 2 для группы вращений и группы движений евклидова пространства. [c.107]
В одной из недавних работ В. Прагера [7] справедливо отмечаются трудности, связанные с возможными ошибками при постановке задач оптимального проектирования конструкций. Примером может служить задача о стержне заданной длины I, защемленном на одном конце и свободном на другом. Стержень должен иметь два участка с постоянными поперечными сечениями и заданными длинами. Поперечные сечения стержня должны быть выбраны так, чтобы частота его собственных колебаний была максимальна. При такой формулировке задачи оптимальный проект должен использовать весь материал на участке, примыкающем к заделке. Однако этот проект может оказаться непригодным, так как может быть существенным требование, чтобы стержень имел длину /. Чтобы исключить неправильные проекты, необходимо задать минимальную вели- [c.6]
Однако то, что является предельным для материала, не является предельным для конструкции. Выше уже говорилось, что появление пластических деформаций в небольшом объеме детали не нарушает существенно несущей способности конструкции. Мало того, даже возникновение местных трещин далеко не всегда приводит к разрушению конструкции. Примером тому могут служить железобетонные конструкции, в которых образование местных трещпп не вызывает, как правило, опасений за все сооружение в целом. [c.84]
Созданы и создаются поточные механизированные и автоматизированные линии для изготовления сварных конструкций. Примерами подобных решений может служить механизированная поточная линия сборки и сварки кузова автомобиля Волга , комплексная автоматизированная линия изготовления стальных цельносварных труб, двухсотметровый шагающий конвейер сборки и сварки главной рамы электровоза и другое. По объему применения автоматизированных и механизированных методов сварки СССР занимает первое место в мире. [c.280]
В практике судостроения широкое распространение имеют конструкции, выполненные в виде тонкостенных труб или барабанов цилиндрического либо конического образования, подверженных действию сил, приложенных по периметру поперечного сечения трубы (барабана) и расположенных в плоскости, перпендикулярной к оси конструкции. Примерами таких конструкций могут служить барабаны, которые ставятся под вращающиеся части различных установок для их подкреплений, дымовые трубы и т. п. Отличительной особенностью их является относительно малая местная жесткость тех сечений, где приложена внешняя нагрузка. Без соответствующего подкрепления, исключающего возникновенгте значительных деформаций сечений, использовать достаточно большую прочность всей конструкции нельзя. В связи с этим б статье излагаются основания для расчета местной прочности и жесткости тонкостенных труб и барабанов. Они применяются к двум наиболее частым случаям нагрузки сосредоточенной силой или распределенной равномерно по периметру сечения (когда внешняя нагрузка передается от подвижной части установки через шары или катки). В обоих случаях применение методов теории упругости позволяет определить изгибающий момент, срезы- [c.172]
Примером наиболее простого варианта сухого отсека является гладкий отсек в виде неподкрепленной оболочки. Несущая способность конструкции, нагруженной осевой сжимающей силой, определяется ее устойчивостью. Критические напряжения для цилиндрической и слабо конической оболочки можно найти по зависимостям 8.6. Для неподкрепленной оболочки, например из магниевого сплава, с параметром Rjh = 300, где R — радиус h — толщина оболочки, критическое напряжение акр 20 МПа, т. е. очень мало. Если критические напряжения сжатия сравнить с пределом текучести материала, то отношение акр/ат = 0,1.,. 0,2. По этому отношению можно судить о неэффективности в весовом отношении конструкции гладких неподкрепленных отсеков, нагруженных осевой сжимающей нагрузкой. Однако эти конструкции благодаря простой технологии изготовления все же применяют в виде коротких переходных цилиндрических участков, соединяющих баки с сухими отсеками. Неподкрепленные гладкие отсеки ставят в тех случаях, когда они составляют небольшую долю в весовом балансе конструкции. Примером гладкого сухого отсека может служить часть отсека ракеты Аджена , примыкающая к баку. [c.315]
Эта методика может быть особенно плодотворна прн поисках новых простых конструкций фотографических объективов она помогла ее автору разработать новые конструкции широкоугольных объективов ( Руссаров ) и может также подсказать приемы для, усовершеиствования уже существующих конструкций. Примером может служить предложенное М. М. Русиновым усовершенствование широкоугольного объектива ГОИ с углом поля 2ai, = 110° и относительным отверстием 1 18 путем изменения марок стекла, создающего более благоприятную склейку [8, стр. 2401. [c.262]
Конденсаторы с нисходящим потоком пара. Этот тип конденсаторов наиболее ранней конструкции. Примером может служить конденсатор для бесподвальной турбины НЗЛ мощностью 4000 кет, показанный на фиг. 109. [c.246]
Кро ме этого, для листовой штамповки применяются специальные прессы-автоматы различных конструкций. Примером такого пресса может служить миогопозиционный пресс-автомат (фиг. 279), предназначенный для последовательной автоматической штамповки изделий в восьми штампах. [c.452]
Под методом регулироваи)1я попнмают такой расчет размерных цепей, при котором предписанная точность исходного (замыкающего) размера достигается преднамеренным изменением (регулированием) величины одного нз заранее выбранных составляющих размеров, называемого компенсирующим. Роль компенсатора обычно выпол1 яет специальное звено в виде прокладки, регулируемого упора, клина и т. д. При этом по всем остальным размерам цепи детали обрабатывают по расширенным допускам, экономически приемлемым для данных производственных условий. Недостатком такого расчета является усложнение конструкции. Примером ко.мпенсатора может являться набор сменных прокладок, вводимых в сборочную раз.мерную цепь. [c.137]
mash-xxl.info