Конструкция примеры – Вводные конструкции в тексте – примеры предложений, таблица значений (8 класс, руский язык)

Вводные конструкции в тексте – примеры предложений, таблица значений (8 класс, руский язык)

Значение

Вводный компонент

Примеры вводных конструкций

Уверенность

Само собой разумеется, в самом деле

В самом деле, это была Маша. И, само собой разумеется, она была главной героиней.

Неуверенность

По всей вероятности, надо полагать, некоторым образом

По всей вероятности, она пошла в лес без разрешения и, надо полагать, заблудилась.

Радость, одобрение

Что хорошо, что еще лучше

Что хорошо, она нашла избушку, а, что еще лучше, избушка была пуста.

Сожаление

Как на беду, грешным делом

Но, как на беду, было там целых три кровати – две больших и одна маленькая. Грешным делом, Маша легла на самую большую.

Удивление

Странное дело

Странное дело, но спать на ней оказалось неудобно – слишком много места.

Опасение

Неровен час, чего доброго

Чтобы, неровен час, не свалиться во сне, Маша перебралась на кровать поменьше. Но быстро поняла, что и с нее. чего доброго, свалится.

Общий экспрессивный характер

По правде сказать

По правде сказать, ей нужно было сразу выбрать самую маленькую кроватку.

Источник сообщения

Как говорили в старину, с точки зрения

С точки зрения Маши, все было в порядке. Но, как говорили в старину, благополучия нужно опасаться.

Порядок мыслей

С одной стороны, с другой стороны

С одной стороны, Маша крепко спала, с другой стороны, в избушку зашла семья медведей.

Оценка стиля, манеры речи

Если можно так выразиться. проще сказать

Если можно так выразиться, положение Маши было сложным, проще сказать, ее могли съесть.

Оценка меры и степени

В значительной мере, по крайней мере

В значительной мере, это была ее вина, но, по крайней мере, девочка выспалась.

Привлечение внимания

Что важно, что еще важнее

Что важно, для нее все закончилось хорошо. Что еще важнее – медведи помогли ей выйти из леса.

obrazovaka.ru

Вводные конструкции — урок. Русский язык, 8 класс.

Вводные слова — это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий

выражает свое отношение к содержанию высказывания: «Погода, к счастью, наладилась».

указывает на последовательность изложения: «С одной стороны, Павел прав».

указывает на источник сообщения: «По-вашему, погода наладится?»

Признаки вводных слов и конструкций:

  • они не зависят ни от одного слова в предложении, и поэтому к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
  • они не являются членами предложения;
  • их можно заменить синонимичными вводными словами или сочетаниями;
  • их можно опустить из текста без потери смысла.

Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи — запятыми.

Пример:

«Кажется, гроза надвигается». «Наши дела, по-моему, не так уж и плохи».

Значения вводных слов и сочетаний

  

Значение

Вводные слова

Примеры

Оценка достоверности содержания сообщения

а) Уверенность: разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, конечно, действительно, в самом деле, правда, само собой…

 

б) Неуверенность: кажется, вероятно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть…

Победит в конкурсе, несомненно, наш класс.

  

Теперь, видимо, дожди зарядят

Различные чувства (радость, сожаление, огорчение, удивление и др.)К счастью, на счастье, к радости, к несчастью, к сожалению, к стыду (кого-либо), к досаде, на беду, на удивление, как на грех…

И тут я, как на грех, заблудился.

  

Игорь, к изумлению окружающих, горько заплакал

Источник сообщенияПо сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, с точки зрения кого-либо, говорят, на мой взгляд…Это здание, на мой взгляд, ничем не отличается от того
Порядок мыслей и их связьВо-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, напротив, таким образом,  наоборот, например, к примеру, кроме того, к тому же, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, кстати…Кстати, ты не забыл, что сегодня экзамен?


Следует различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.

  

Слова наконец, значит, однако и др. могут быть или не быть вводными.

 
Наконец:
— слово является вводным, если оно синонимично слову ещё, показывает отношение говорящего к событиям или обозначает порядок мыслей.

Пример:

«Илья принёс, наконец, обещанную игру» — отношение говорящего к событиям;

— слово не является вводным в значении «напоследок», «в результате всего».

Пример:

«Наконец он проснулся».

Значит:
— слово является вводным, если оно синонимично вводному слову следовательно.

Пример:

«Успеем вернуться к вечеру, значит, сможем хорошо отдохнуть»;

— слово не является вводным, если оно синонимично слову означает.

Пример:

«Для отца автомобиль значит больше, чем простое средство передвижения».

Однако:
— слово является вводным, если стоит в середине предложения.

Пример:

«Пётр, однако, решил поступить по-своему»;

— слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но).

Пример:

«Однако Пётр решил поступить по-своему».

Пример:

ср.: «Ему теперь не с кем перемолвиться (Чем?) словом». — «Словом, погода наладилась, и мы отправились на прогулку». «Кстати, копирование документов запрещено». — «Не умел он поклониться  (Когда? Как?) кстати, похлопотать вовремя».

Обрати внимание!

Слова, которые никогда не являются вводными:

авось, большей частью, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, вообще, вряд ли, всё же, всё равно, всё-таки, даже, едва ли, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, на редкость, непременно, неужели, определённо, особенно, отчасти, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы…

Вводные слова и конструкции могут соотноситься с различными частями речи:

  • с существительным.

    Пример:

    словом, к счастью, на беду, без сомнения и др.;

  • с глаголом.

    Пример:

    говорят, кажется, веришь ли, думаю и др.;

  • с наречием.

    Пример:

    вероятно, конечно, бесспорно, вернее и др.

Вводные предложения

Вводные предложения бывают двусоставные. 

Пример:

«Я думаю, он приедет завтра»;

 и односоставные.

Пример:

«Как сообщили по радио, погода всю неделю будет холодной».

Как и вводные слова, вводные предложения имеют разные значения.

Пример:

«Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая» (А.Чехов) — источник сообщения.

«И этот голос чудно-новый, ей мнилось, всё ещё звучал» (М. Лермонтов) — неуверенность.

Как и вводные слова, вводные предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной — пунктуационно: запятыми, реже — тире (если оно стоит в середине предложения, и на него обращается особое внимание).

Пример:

«Сама же барыня — говорили о ней — не умеет отличить буженину от телятины…» (М. Горький).

Вставные слова, словосочетания и предложения

Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки…

Они расширяют информацию, которая содержится в предложении.

Пример:

«Когда всё кончилось (а бой длился около часу), начдив сел на коня и шагом поехал по равнине» (А. Н. Толстой) — дополнительные сведения.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения, но не в его начале.

Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.
Солдаты — их было трое — ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Н. Толстой).

Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать.

Источники:


Гаврилина М. «Русский язык: 8 класс. Практика». 2006. — 372 с.

www.yaklass.ru

примеры и заблуждения / Habr

Это завершающая статья из цикла классификации моделей. В данной статье я классифицирую конструкции. Должен извиниться за отсутствие иллюстраций, но так получилось. Поэтому сегодня просто текст. Должен предупредить, что данная статья опирается на предыдущие мои статьи, в которых подробно описано, что объект, операция и функция — объекты, имеющие лишь разную трактовку.

Термины


Начнем с термина «есть часть». В быту мы встречаем следующие высказывания: слоны – есть часть млекопитающих. Речь идет о том, что множество слонов есть подмножество множества млекопитающих. В этой статье термин «есть часть» будет употребляться в другом смысле. Мы будем употреблять этот термин только в отношении конкретных объектов. Например, конкретная ветка дерева – есть часть конкретного дерева. При этом не надо думать, что речь идет о любой ветке дерева, как тогда, когда мы даем определение понятию: ветка дерева – есть часть дерева. В терминах матлогики это утверждение читается так: для любой ветки дерева найдется такое дерево, что данная ветка есть часть этого дерева. Такое утверждение относится уже не к конкретному объекту, а к понятию, определяющему объекты. Если в статье понадобиться сказать так, я скажу явно. В противном случае я буду говорить о конкретных объектах.

Следующий термин «включает в себя». Если я говорю, что дерево включает в себя ветку, то это значит, что конкретная ветка – это часть конкретного дерева. И речь по-прежнему идет о конкретных объектах, а не о множествах или понятиях.

Еще один термин, разобраться с которым будет немного сложнее. Это термин «состоит из» Кажется, что он близок к термину «включает в себя», но мы будем их различать. Мы говорим, что дерево состоит из веток, ствола и корней. При этом подразумеваем, что части дерева перечислены полностью, чтобы дать нам полное представление о строении дерева. То есть, термин «состоит из» употребляется в отношении строений (конструкций) объектов. Если взять часть из этих объектов, то сказать, что над-объект состоит из этих под-объектов уже не получится (что-то упущено). Поэтому правильна такая иерархия: над-объект, конструкция над-объекта, элементами которой являются под-объекты и из которых она состоит, под-объект, являющийся частью над-объекта и являющийся элементом конструкции над-объекта.

Парадигмы конструкций


Один над-объект может быть представлен в виде разных конструкций. Над-объект может быть поделен на части в соответствии с разными принципами деления (разными основаниями). Есть принцип деления, сохраняющий компактность пространственных частей — пространственное деление. Пример: здание состоит из помещений. Напомню, что тезис «здание состоит из помещений» равносилен утверждению: есть здание, есть конструкция здания, выполненная в рамках пространственной парадигмы, элементами которой (конструкции) являются помещения. Другое основание – функциональное. Пример: здание состоит из ограждающих конструкций, кровли и инженерных подсистем. Другими словами, можно сказать, что основание для деления над-объекта – это парадигма конструкции.

Конструкции человеческого тела часто рассматривается в двух парадигмах: одна называется внешнее строение человека, вторая — внутреннее строение. Внешнее строение описывает части человеческого тела: руки, ноги, голову, туловище. Внутреннее строение описывает подсистемы человека: кровеносную, пищеварительную, нервную и проч. Внешнее строение равносильно пространственному делению здания на помещения. Внутреннее строение равносильно функциональному делению здания по подсистемы.

Классификация конструкций


Обычно мы рассматриваем конструкцию просто: вот над-объект, вот под-объекты, вот связи между под-объектами, которые объясняют нам свойства над-объекта. Мы будем классифицировать конструкции через классификацию элементов конструкции.

Элементы конструкции принадлежат тому же классу, что и объект


Рассмотрим конструкцию, в которой элементы принадлежат тому же классу, что и над-объект. Например, вода состоит из частей, каждая из которых – тоже вода. Или куча песка, элементы которой – тоже кучи песка. Если объект делится подобным образом, то для него зачастую можно ввести меру. Это — особенность такого рода конструкций. Например, масса объекта равна сумме масс ее частей, площадь фигуры равна сумме площадей ее частей, объем материи равен сумме объемов ее частей и тд. Рассмотрим пример менее очевидный. Пусть есть операция и ее части – под-операции. Тогда мерой может стать ее четырехмерный объем. Пример: человек выполнял операцию 4 часа. Объем операции– 4 человеко-часа. Пусть мы разделили операцию на 4 под-операции. Каждая под-операция пусть имеет объем – 1 человеко-час. Таким образом, сумма объемов под-операций равна объему над-операции.
Заблуждение

Замечу, что многие здесь сделают ошибку и подумают, что я говорил о понятии операции. Нет, в данном контексте речь шла о конкретной операции, совершенной Васильевым с 12-00 по 16-00 12-го апреля 2016 года. Если же говорить о понятии операции, то нельзя сказать, что понятие длится 4 часа. Можно сказать, что операции подобного типа длятся в среднем 4 часа. Я же часто (даже от ведущих аналитиков) слышу ошибочные высказывания на эту тему. Они говорят, что операция, которую они обозначили в нотации BPMN в виде прямоугольника длится 4 часа. Но нотация BPMN не моделирует операции, она моделирует понятие операции. Поэтому в этой нотации нельзя сказать, сколько длится конкретная операция. В свойствах объекта, созданного в нотации BPMN может быть атрибут: средняя длительность операций данного типа, но не может быть атрибута длительность операции. В продукте Businessstudio именно так и сделано. В свойствах объекта, созданного в нотации EPC или в нотации можно указать распределение длительностей операций определенного типа. И это верно.
Примеры конструкций первого типа

Примеры подобных конструкций: операция по постройке дома представлена в виде конструкции, состоящей из операций, которую мы наблюдаем на сетевом графике строительства дома. Диаграмма в нотации IDEF0 моделирует конструкцию функции, состоящую из функций.

Ошибочный пример: некоторые могут подумать, что на диаграмме BPMN подпроцесс – это конструкция операции, но это не так. На диаграмме BPMN нет моделей операций. Там есть концептуальные модели операций. Очень похоже на определение понятия, и так оно и есть. Квадратик в BPMN моделирует не операцию, а понятие об операции. Диаграмма в нотации BPMN – концептуальная модель, а не модель объекта.

Класс конструкций, в котором элементы принадлежат одному классу


Конструкция такого рода состоит из элементов, относящихся к одному классу в то время, как над-объект относится к другому классу.

Например, конкретная будка состоит из конкретных четырех досок. Понятно, что объем будки не равен сумме объемов досок, поэтому ввести меру не удастся. Пример из описания активности: операция состоит из участников. Мы воспринимаем участников как материальные, либо как функциональные объекты, но не воспринимаем их как операции. В данном случае я опять хочу подчеркнуть, что мы говорим не о концептах операций, модель которых можно найти в нотациях BPMN, а об операциях, модели которых можно найти на диаграммах Ганта. Например, участниками операции «забить гвоздь», которая состоялась в 9-00 13-го мая 2011 года были: Сидоров, молоток, гвоздь, две доски, табуретка, лампа, стол, помещение.

Если кто-то попытается сказать что-то подобное об объектах, созданных в нотации BPMN, то это должно звучать так: каждая операция данного типа, модель которого (типа) мы видим в нотации BPMN, имеет участников перечисленных далее типов:… Например, в каждой операции типа «забить гвоздь» будут участвовать объекты следующих типов: «исполнитель», «гвоздь» и «молоток». Правда, есть исключения. Например, иногда в определении типа операции можно встретить ссылку не на тип участника, а на модель конкретного ресурса. Тогда речь идет о том, что в любой операции данного типа участником будет конкретный объект, а не объект какого-то типа, например, в каждой операции класса «получить согласование на постройку здания» указан участник: администрация города Москвы (объект).

Все объекты конструкции принадлежат разным классам


Следующий кейс наиболее распространен: объекты над- и под- относятся к разным классам. Например, трансформатор состоит из сердечника и двух обмоток. В применении к описанию активности можно рассмотреть предыдущий пример в разрезе того, что исполнители относятся к разным классам. Сидоров – к людям, молоток – к инструментам, а гвоздь – к материалам. Все зависит от того, как мы классифицируем объекты.

Описание конструкции без перечисления ее элементов


Следующий кейс посложнее. Мы говорим о конструкции, в которой нет перечисления ее элементов, но есть упоминание о типах объектов, из которых состоит конструкция. Например, здание состоит из кирпичей. Конкретное здание состоит из объектов типа «кирпич». Нет перечисления конкретных кирпичей, но есть указание типа, к которому относятся эти объекты. Моделирование таких конструкций довольно затруднено в современных языках моделирования. Дело в том, что для моделирования таких утверждений нужны предикаты второго порядка. Но языков, которые были бы заточены для моделирования предикатов второго порядка, нет. Причина этого в том, что, если модель, созданная в предикатах первого порядка вычислима, то модель в предикатах второго порядка — нет. То есть, на основе фактов, записанных в предикатах первого порядка, можно строить однозначные выводы. Если же модель построена в предикатах второго порядка, то выводы могут быть только с некоторой долей вероятности. Например, если мы говорим, что лес состоит из осин на 60 процентов и из берез на 30 процентов (остальные деревья относятся к другим породам), то сказать наверняка о породе произвольно взятого дерева в этом лесу можно будет только с некоторой долей вероятности.

Создание ИС ставит перед собой задачу автоматизации некоторых операций. Чаще всего, это детерминированные операции, в которых нет места вероятностным исходам. Программисты в большинстве своем решают именно такие задачи. Поэтому все их инструменты заточены под моделирование предикатов первого порядка, ООП в частности. Поэтому там, где надо моделировать предикаты второго порядка, ООП не справляется.

Примеры

Можно подумать, что такой кейс и правда редкий, однако, моделирование активности предприятия напрямую связано с моделированием такого рода отношений между объектами. Например, мы моделируем конструкцию бизнес-функции. Есть три распространенных способа представить ее конструкцию (парадигмы конструкции). Первый способ был упомянут выше – над-функция представляется в виде конструкции, состоящей из под-функций (нотация IDEF0). Второй способ – конструкция функции состоит из набора ее участников (например, функция продаж состоит из продавца, потенциального покупателя и товара). Этот тип конструкции моделируется в нотации IDEF0 при помощи стрелок, входящих в квадрат «снизу». Третий тип конструкций соответствует текущему кейсу: функция состоит из операций определенного типа. Например, функция продаж состоит из операций по продаже товаров. Функция – объект, операция – объект. Операции по продаже – объекты одного типа. То есть тезис о том, что здание состоит из кирпичей похож на тезис: функция состоит из операций определенного типа. Языка для моделирования такого рода утверждений нет. Как я уже говорил, причина в том, что это утверждение в предикатах второго порядка. Еще один пример такого рода утверждений: кристалл состоит из атомов. Через аналогию с кристаллом мы перейдем к самому сложному для понимания кейсу, связанному с описанием конструкций.

Конструкция из ячеек с объектами разных типов


Пусть есть кристалл. До сего момента мы не рассматривали связи между элементами конструкции как часть конструкции. С этого момента связи нам понадобятся. Понятно, что разделение объекта на части требует описания связей между элементами. При делении на перечисляемые элементы мы можем перечислить и все связи между элементами. Однако, при делении на объекты одного типа без перечисления всех элементов возникает вопрос о том, как описать связи между элементами конструкции? Например, в здании большинство кирпичей имеют связи с другими кирпичами через кладочный раствор. Тогда мы говорим, что здание состоит из кирпичей, каждый кирпич имеет связи с соседними кирпичами. При этом 60 процентов кирпичей имеют 5 соседей, 30 процентов – 4 соседа, 5 процентов – 3 соседа и 5 процентов- 2 соседа. Таким образом, для любого выбранного кирпича из первой группы найдется пять, которые тоже являются частью здания и которые связаны с выбранным кирпичом через кладочный раствор. Теперь напишем то же утверждение относительно бизнес-функции. Функция по продаже состоит из операций по продаже. Предположим, что операции следуют одна за другой. Тогда мы можем сказать, что для любой операции существует предшествующая ей операция того же типа и существует последующая ей операция того же типа. Так мы смоделировали тип связи в конструкции, которая описана типами объектов, но не объектами. Теперь представим себе кристалл более сложного строения, в котором участвуют атомы разных элементов и расположены в сложной кристаллической решетке. Как описать строение такого кристалла? Те, кто занимается описанием и классификацией кристаллов, знают, что способов описания такого рода решетки – бесконечно много. Например, пусть есть одномерная цепочка атомов двух разных типов А и В, чередующихся друг с другом с шагом в один ангстрем. Можно сказать, что кристалл состоит из ячеек, каждая из которых состоит из атомов типа А и В, расположенных через 1 ангстрем, сдвиг между ячейками — 2 ангстрема. (Также верным будет утверждение о том, что кристалл состоит из ячеек, каждая из которых состоит из атомов типа А и В, расположенных через 3 ангстрема. Сдвиг между ячейками – 2 ангстрема и ячейки пересекаются в пространстве. Каждая такая регулярная структура видна на ренгенограмме кристалла. Чтобы ограничить количество вариантов обычно берут наиболее близко расположенные атомы). С другой стороны, можно сказать, что кристалл состоит из атомов двух типов: А и В. Это утверждение похоже на предыдущее, но отличается от него тем, что в первом случае конструкция кристалла состоит из ячеек, а конструкция ячеек, в свою очередь, — из атомов. Во втором случае конструкция кристалла напрямую состоит из атомов. Другой пример: пусть в функции продаж выполняются два типа операций: согласование условий и отгрузка товара. Можно сказать, что функция состоит из ячеек, в каждой из которых есть операция по согласованию условий и операция по отгрузке товара. А можно сказать: функция состоит из операций по согласованию условий и операций по отгрузке товаров. Это два разных утверждения.
Выбор последовательности элементов в типовой ячейке

Посмотрим на последовательность операций: АВАВАВАВ… Мы видим, что цепочка бесконечная и начинать выделение ячеек можно с любого места. Например, сначала птица Феникс родилась из пепла, затем она сгорела, затем родилась из пепла, затем сгорела. Или: сначала птица Феникс сгорела, затем родилась из пепла, затем снова сгорела. Ячейку можно начать в любом месте. Поэтому, чтобы иметь основания для начала, выбирают некоторое условие, которое выполняется для всех операций ячейки. Например, все операции относятся к одной сделке. Условия могут быть любыми, и в общем случае ячейка может начинаться с операции любого типа. Аналитики обычно этого не знают и, чтобы как-то оправдать выбор начальной операции в ячейке, гипнотизируют себя мыслями о том, что цепочка должна иметь мистическую цель. Вместо того, чтобы сказать, что операции в цепочке могут быть объединены в группу по какому-то (в общем случае произвольному) признаку, аналитики придумывают алхимические формулы. Более того, эта алхимия присутствует в определении процесса.

Моделирование предикатов второго порядка при помощи OWL


Стандарт OWL Full позволяет моделировать высказывания второго порядка благодаря тому, что в роли предметов высказывания в нем могут выступать как объекты, так и классы (множества объектов) и даже типы связей, которые могут существовать между объектами (предикаты). Все эти виды сущностей для OWL являются узлами графа, ребра в котором – конкретные утверждения.
Высказывания второго порядка, записанные в виде OWL, как правило, не обеспечивают вычислимости (возможности получения выводов средствами машин логического вывода). Однако не стоит считать это препятствием для реализации автоматизированных систем. В большинстве случаев работа с OWL-моделями происходит в прикладном программном коде и учитывает особенности и ограничения конкретной задачи, а не претендует на «вычисление всего». На практике полностью полагаться на стандартный логический вывод не получается даже при работе даже с высказываниями первого порядка – при большом объеме и разнообразии данных такие задачи требуют слишком больших вычислительных ресурсов.
Существует несколько способов моделирования высказываний о классах на языке OWL. Один из наиболее практически удобных способов состоит в введении специальных классов, объекты которых представляют собой высказывания о классах или предикатах. Приведем пример (для не знакомых со стандартом запишем его на естественном языке):
  • Существует класс «Здание»
  • Существует класс «Кирпич»
  • Существует класс «Требование к составу объекта»
  • Существует связь «Относится к объектам класса» между объектами класса «Требование к составу объекта» и классами
  • Существует связь «Должны иметь в составе» между объектами класса «Требование к составу объекта» и классами
  • Существует объект A, относящийся к классу «Требование к составу объекта», имеющий следующие связи:
  • Требование А – относится к объектам – класс «Здание» (это высказывание можно записать как предикат: Относится к объектам (Требование А, класс «Здание») ).
  • Требование А – должны иметь в составе – класс «Кирпич»

Можно обобщить функционал требований – изъять из названия класса слова «… к составу объекта», а в число связей класса «Требование» включить указание на предикат, к которому оно относится («Состоит из», «Расположен в»). Таким же способом можно исключить из названия класса и модальность («должен», «может» и др.). Тогда класс будет называться даже не «Требование», а «Утверждение» или «Аксиома». Это добавит полноценный второй уровень к структуре модели, представленной в виде графа. Выбор уровня формализма зависит исключительно от решаемой прикладной задачи.
Автоматизированная система считывает и интерпретирует приведенные выше высказывания, например, таким образом: в составе каждого объекта класса «Здание» должен присутствовать хотя бы один объект класса «Кирпич». Можно и не опускаться на уровень конкретных кирпичей, интерпретируя высказывание по-другому – как утверждение о том, что здание в принципе состоит из объектов класса «Кирпич» (каких именно – не известно). В таком случае могут использоваться другие высказывания о классе «Кирпич» – например о том, что кирпичи (то есть все объекты класса «Кирпич») имеют определенную плотность, массу, теплопроводность и др. Из этого программа сможет сделать вывод о свойствах здания.
В любом случае эта логика – способность интерпретировать объекты класса «Требование к составу объекта» как требования – должна быть заложена в коде, что допустимо в рамках решения конкретных прикладных задач.
Можно пойти немного другим путем – ставить классы не только на вторую позицию в предикате, но и на первую, то есть делать высказывания о классах как таковых:
  • Существует класс «Здание»
  • Существует класс «Кирпич»
  • Существует связь (предикат) «Должен включать объекты, имеющие в составе только объекты класса» между классами и классами
  • Класс «Здание» – должен включать объекты, имеющие в составе только объекты класса – класс «Кирпич»

Интерпретация утверждений такого рода, конечно, тоже остается на прикладном программном обеспечении.
Заметим, что некоторые утверждения о классах можно делать и в рамках более строгого формализма OWL, не теряя вычислимости модели при помощи стандартных машин логического вывода. Это достигается использованием ограничений значений свойств (кардинальностей) с квантификаторами: some, only, exactly и др. Еще один способ записи нашего примера таков:
  • Существует класс «Здание»
  • Существует класс «Кирпич»
  • Существует связь «Состоит из»
  • Класс «Здание» есть подкласс анонимного класса, для объектов которого значением связи «Состоит из» являются объекты класса «Кирпич»

При сохранении такого высказывания в граф образуются так называемые «пустые узлы». В данном случае пустым узлом будет анонимный класс, для которого задано ограничение. В соответствии с замыслом стандарта OWL, пустые узлы представляют собой утверждения с квантором существования – то есть, в нашем случае, утверждение о том, что существуют такие объекты, которые состоят из кирпичей. Подклассом таких объектов являются здания.
Такая конструкция довольно громоздка, а правила логического вывода – медленны и капризны в применении, поэтому на практике обычно проще обойтись первым или вторым способом.
Заметим, что все это время мы обсуждали высказывание «Здание состоит из кирпичей», смысл которого с логической точки зрения не слишком точен. Не понятно, что мы хотели сказать:
  • Что все, что состоит из кирпичей, есть здание,
  • Что здание должно состоять только из кирпичей,
  • Что здание состоит в том числе и из кирпичей,

и так далее. При реализации автоматизированной системы такие смысловые «люфты» необходимо устранять. Именно поэтому в начале статьи я сразу дал определения терминам, которые буду употреблять в рамках текущей статьи.

Смешанные конструкции


Вернемся к конструкции дерева и посмотрим на тезис: дерево состоит из ветвей, ствола и корней. Этот тезис говорит о том, что конструкция дерева состоит из объекта – ствола и объектов двух разных типов — ветвей и корней.

Пример псевдоконструкции


Рассмотрим частый случай, когда строится диаграмма в нотации IDEF0. Затем одна из функций на этой диаграмме, как часто говорят, «декомпозируется» на диаграмму в нотации BPMN. Это можно встретить в упомянутой мной ранее программе Businessstudio. Поскольку функция – это объект в предметной области, а диаграмма в нотации BPMN – это модель понятия, то мы видим, что происходит ошибка: функция делится на понятие. Этого быть не может. Функция может делиться на ячейки с операциями. В каждой ячейке несколько операций, связанных между собой темпоральными связями. Для всех ячеек вводится понятие ячейки подобного типа. Это понятие моделируется в нотации BPMN. Так будет правильно.

Корреляция конструкций в двух разных парадигмах


Часто встречающийся способ описания объекта выглядит так: рассмотрим конструкцию объекта в двух разных парадигмах, например в парадигме «внешнего» и «внутреннего» строения. Тогда мы пойдем делить объект на части двумя совершенно разными способами. Например, здание будем делить с одной стороны на помещения, а с другой — на технические подсистемы. И вот тут срабатывает очень важный фактор, который мы, как правило, не замечаем, но он работает на уровне интуиции. Мы делим объект на части в двух разных парадигмах таким способом, что между элементами конструкций в двух разных парадигмах тоже можно установить соответствие. Например, после деления здания на помещения и подсистемы мы можем сказать, что и помещения можно поделить на части — части тех подсистем, которые находятся в этих помещениях. То есть, деление на части в двух разных парадигмах интуитивно делается зависимым друг от друга образом. И это отнюдь не очевидно. Современные стандарты инженерного проектирования основаны именно на таком делении объекта, хотя, я уверен, что в них нет прописанного требования о подобном ограничении на моделирование.

habr.com

примеры. Предложения с вводными конструкциями

Необходимая единица языка – вводная конструкция. Для начала нужно понять, что она собой представляет.

Вводная конструкция. Примеры вводных единиц

Человек, создающий текст, может включать в предложение слово или сочетание слов, цель которых оценить или охарактеризовать сообщение.

  • Пример предложения с оценивающей конструкцией: Но тут, к несчастью, на меня навалилась непреодолимая застенчивость.
  • Пример предложения с характеризующей конструкцией: Все, вероятно, были в некотором замешательстве.

В первом предложении содержание оценивается негативно при помощи вводного слова «к несчастью». Во втором предложении сообщение характеризуется как возможное посредством вводного слова «вероятно».

Когда мы знаем, что такое вводная конструкция, нужно усвоить следующий пункт. Они выделяются запятыми.

Что такое вводная конструкция

Вводными называются единицы языка, которые представляют собой слово, форму слова или словосочетание. Им присущи черты, отличающие их от других компонентов предложения.

  • Они не расширяют содержание сообщения.
  • Такие слова выражают отношение говорящего к сообщаемой информации.
  • Они не связаны с членами предложения, главными и второстепенными, синтаксическими связями.
  • Они не изменят свою грамматическую форму при изменении слов в предложении.
  • Их можно пропустить без всякого ущерба для смысла предложения.
  • Благодаря своей автономности, вводные единицы могут свободно помещаться в начале, в середине или в конце предложения.

Пример:

Пожалуй, я поеду.

Я, пожалуй, поеду.

Я поеду, пожалуй.

Вводные единицы могут относиться ко всему предложению и к одному слову. В последнем случае вводная единица стоит рядом с этим словом.

Пример:

Чувствовать себя старшим или, точнее сказать, главным стало его потребностью.

Чувствовать себя старшим или главным, точнее сказать, стало его потребностью.

Итак, мы рассмотрели вводные слова и предложения с примерами. Главное, что важно понять – это то, что они автономны, именно поэтому выделяются запятыми.

Вводные единицы, не имеющие омонимичных членов предложения

Немногие из вводных единиц функционируют только как вводные компоненты в предложениях.

Перечень вводных слов и словоформ, не имеющих омонимичных членов предложения:

  • по-видимому;
  • собственно, собственно говоря;
  • пожалуй;
  • положим;
  • конечно;
  • во-первых, во-вторых, в-третьих;
  • следовательно;
  • стало быть;
  • грешным делом;
  • неровен час;
  • чего доброго;
  • по меньшей мере;
  • по крайней мере.

Такие вводные конструкции, это как побудители к действию – нужно поставить запятые. В этом случае иных вариантов нет.

Вводные единицы, имеющие омонимичные члены предложения — сказуемые

Большинство вводных единиц соотносимы со словами других частей речи, являющимися в предложениях членами предложения.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Моя собака, чувствую, начинает привыкать к состоянию охотничьего азарта.

В привычном бытии вновь чувствую любовь.

Все спорили увлечённо, но, странно, нигде больше я не встречал таких равнодушных людей, как здесь.

Мама посмотрела на меня как-то пристально и странно.

Слова, которые могут быть как вводными единицами, так и сказуемыми:

Слова

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложениями

надеюсь

Вы, надеюсь, готовы к отправлению.

Я надеюсь на благополучный исход.

повторяю

Все вы, повторяю, должны привести по одному примеру.

Я уже сто раз повторяю одно и то же.

подчёркиваю

У нас, подчёркиваю, нет в семье неудачников.

Я всегда подчёркиваю орфограммы в предложениях.

помню

Ты, помню, говорил совсем другое.

Я помню тот вечер во всех подробностях.

сознаюсь

Вчера, сознаюсь, я уже подумал об отказе от дела.

Я во всём сознаюсь, чтобы не пострадал невиновный человек.

чувствую

Чувствую, вот-вот не выдержу.

Я всё чувствую, но виду не подаю.

случается

У нас, случается, и безрогие бодаются.

У нас ничего такого не случается.

рассказывали

Здесь, рассказывали, были страшные бои.

Мне вчера об этом рассказывали.

поверь

Учителя, поверь, не желают тебе ничего плохого.

Ты мне поверь.

пойми

Все здесь, пойми, собрались из-за тебя.

Просто пойми всё правильно.

согласитесь

У нас всё, согласитесь, было верно задумано.

Вы обязательно с ним согласитесь, когда услышите.

Вводная конструкция, примеры которой мы рассмотрели в таблице, отличается от сказуемого, тем, что она не связана с подлежащим.

Вводные конструкции, имеющие омонимичные члены предложения – дополнения

Значительная группа вводных конструкций – падежные формы существительных с предлогами:

  • к счастью;
  • к радости;
  • к сожалению;
  • к огорчению;
  • к удивлению;
  • к прискорбию;
  • к отчаянию;
  • к досаде;
  • к стыду;
  • к примеру;
  • к слову;
  • по преданию;
  • по слухам;
  • по совести;
  • по правде;
  • к удовольствию.

Что такое вводная конструкция, а что дополнение с предлогом, можно определить лишь в сравнении предложений. К дополнению можно будет поставить вопрос косвенного падежа, а к вводным единицам такого вопроса поставить невозможно. Вводную конструкцию можно пропустить, а дополнение невозможно.

Предложения с вводными конструкциями (примеры предложений)

Предложения с дополнениями (примеры предложений)

Пострадавших, к счастью, нет. Пострадавших нет.

К счастью (к чему?) примешивалось ещё и чувство удовлетворения.

Они, по слухам, только что закончили строительство. Они только что закончили строительство.

Все знали о нём лишь (по чему?) по слухам.

Вводные конструкции с союзом «как»

Вводные единицы могут начинаться со слова «как», и необходимо уметь отличать их от сравнительных оборотов и сложноподчинённых предложений с союзом «как». Сравнительные обороты «как+сущ» можно трансформировать в существительное в творительном падеже. В любом сравнительном обороте союз «как» может быть заменён словами: «словно», «будто», как будто». В спп предложениях обычно имеется указательное слово «так» в главном предложении, которое не позволит опустить союз «как». А такая вводная конструкция, примеры которой даны ниже, может быть лишена слова «как» и смысл предложения от этого не пострадает.

  • как видно;
  • как известно;
  • как обычно;
  • как положено;
  • как пишут;
  • как говорится;
  • как рассказывали;
  • как показалось;
  • как это часто случается;
  • как вы понимаете;
  • как было намечено;
  • как и следовало ожидать;
  • как говорит наука;
  • как показала практика;
  • как указывают сверху.

Предложения с вводными конструкциями (примеры)

Предложения со сравнительными оборотами и спп (примеры)

В этом месте, как рассказывали старожилы, когда-то стояла церковь. В этом месте, рассказывали старожилы, когда-то стояла церковь.

Они поведали мне точь-в-точь так, как рассказывали старожилы.

Все собравшиеся, как и следовало ожидать, не проронили ни слова. Все собравшиеся, следовало ожидать, не проронили ни слова.

Армия Наполеона повела себя так, как и следовало ожидать.

Предложения со сравнительными оборотами:

  • Глазки у мыши, как бусинки. – Глазки у мыши бусинками.
  • Конь взвился, как укушенный. – Конь взвился, словно укушенный.

Вводные конструкции со значением достоверности

Говорящий может выражать в предложении свою убеждённость в том, что он говорит, или, наоборот, выражать сомнение в истинности излагаемых фактов.

Вводные слова и конструкции. Примеры со значением достоверности

убеждённость

сомнение в истинности

  • конечно;
  • бесспорно;
  • безусловно;
  • бесспорно;
  • несомненно;
  • без всякого сомнения;
  • разумеется;
  • само собой разумеется;
  • естественно;
  • правда;
  • уверен;
  • в самом деле;
  • ясное дело;
  • что и говорить.
  • видимо;
  • по-видимому;
  • видно;
  • видать;
  • по всей вероятности;
  • вероятно;
  • возможно;
  • очевидно;
  • кажется;
  • верно;
  • наверное;
  • может;
  • может быть;
  • должно быть.

Необходимо разграничивать, в каком предложении вводная конструкция, примеры и другие образцы которой в достаточном количестве были рассмотрены выше, а в каком – омонимичные вводным единицам члены предложения. Приведём примеры последних:

  • Учебник, тетрадь, ручка – всё это должно быть в твоей сумке.
  • На этом участке дороги может быть пост ГИБДД.
  • Это было столь очевидно, что никто не стал возражать.
  • Папа может пойти на собрание вместо мамы.
  • Он говорил всё это удивительно естественно.
  • Озеро было видимо из окна моей комнаты.

Вводные конструкции со значением эмоциональной оценки сказанного

Говорящим, выражающим положительное или отрицательное отношение по поводу своего сообщения, используется вводная конструкция, примеры которой:

  • к огорчению;
  • к прискорбию;
  • на беду;
  • как на беду;
  • что ещё хуже;
  • что обидно;
  • странное дело;
  • удивительное дело;
  • что поразительно;
  • чего доброго;
  • не дай бог;
  • увы.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Все они, удивительное дело, смогли выбраться из западни.

Это было удивительное дело.

Наш класс, что поразительно, справился с контрольной работой совсем без двоек.

Его старания оставались незамеченными, что поразительно не соответствовало нашим представлениям о справедливости.

Вводные конструкции – обращения к собеседнику

С целью обратить внимание на сообщаемые факты говорящий использует вводные конструкции:

  • послушай;
  • согласись;
  • поверь;
  • пойми;
  • заметь;
  • обратите внимание;
  • судите сами;
  • вообразите;
  • представь себе;
  • можете себе представить;
  • что тут скажешь;
  • извините;
  • простите;
  • сами подумайте;
  • как вы понимаете;
  • знаешь;
  • видишь;
  • слышишь;
  • изволь;
  • веришь ли.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Недалёкие люди, знаете, испытывают удовольствие от сознания того, что они несчастны.

Вы сами знаете, что они несчастны.

Невестка, слышишь, уже встала, будем и мы подниматься.

Ты слышишь, что невестка уже встала?

Вводные конструкции – способ оформления мысли

Говорящий, оформляя свои мысли, использует вводные конструкции:

  • одним словом;
  • вообще;
  • иначе говоря;
  • короче говоря;
  • грубо говоря;
  • прямо скажем;
  • можно сказать;
  • скажем без прикрас;
  • проще сказать;
  • мягко выражаясь;
  • вернее сказать;
  • точнее сказать;
  • как говорится;
  • будем так говорить;
  • другими словами;
  • если можно так выразиться.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Мне всё это было, прямо скажем, странно слышать.

Мы тебе всё прямо скажем.

Ты не справился с заданием, будем так говорить.

Если мы будем так говорить, нас не пустят в приличное общество.

Вводные конструкции – источник высказывания

Автор в своей речи может ссылаться на сторонний источник информации при помощи вводных конструкций:

  • по сведениям;
  • по велению;
  • как все говорят;
  • по слухам;
  • по моим расчетам;
  • рассказывали;
  • по словам очевидцев;
  • по-моему;
  • по-твоему;
  • как показали исследования;
  • как результатам исследования;
  • как передают синоптики.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Самая чистая вода, как показали исследования, в озере Байкал.

Всё обстоит именно так, как показали исследования.

В западной части Сибири, как говорят синоптики, установится жаркая погода.

А если пойдёт дождь, как говорят синоптики?

Вводные конструкции, указывающие на последовательность рассуждений

Автор текста может логически выстраивать своё сообщение, используя вводные конструкции:

  • наоборот;
  • напротив;
  • однако;
  • с одной стороны;
  • с другой стороны;
  • следовательно;
  • значит;
  • итак;
  • таким образом;
  • во-первых;
  • во-вторых;
  • в-третьих;
  • наконец;
  • в конце концов;
  • далее;
  • главным образом;
  • прежде всего;
  • тем более;
  • между прочим;
  • кстати;
  • кроме того;
  • например;
  • в частности.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Все, однако, молчали.

Никто не согласился, однако и не спорили.

Я, между прочим, кое-что стараюсь предпринять.

Записка нашлась между прочим хламом.

Иногда используются вводные конструкции, как средство создания комического. Например, если использовать устаревшую форму вводного сочетания слов: Я, промежду прочим, закончил три класса гимназии.

Вводные единицы речи и вставные конструкции

Конструкции, которые называются вставными, отличаются от вводных синтаксических единиц по содержанию, назначению, знаками выделения. Вставные конструкции обычно содержат различные дополнительные сведения к основному содержанию. Они служат для уточнения разнообразных обстоятельств, имеющих отношение к фрагменту речи, но они не являются основными по своему назначению. Чаще всего вставные конструкции выделяются скобками, иногда тире, если они не распространены – запятыми.

Сравните вводные и вставные конструкции, примеры которых даны ниже.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с вставными конструкциями

Мы тогда жили недалеко, по словам мамы, от города.

Мы тогда жили недалеко (всего в нескольких десятков километров) от города.

Солдаты шли редкой, по-моему, цепью.

Солдаты шли редкой (человека два на четыре метра) цепью.

Вводные синтаксические единицы не являются результатом творчества автора, они существуют в языке в готовом виде. Вставные конструкции, как правило, уникальны.

fb.ru

Вводные слова — это… Примеры предложений с вводными словами

Узнаем, что такое ввод­ные сло­ва в рус­ском язы­ке. Укажем груп­пы ввод­ных слов по зна­че­нию и при­ве­дем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Что такое вводные слова?

В соста­ве пред­ло­же­ния, кро­ме глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут быть сло­ва, кото­рые син­так­си­че­ски не свя­за­ны с ними. Такие лек­се­мы не име­ют ни сочи­ни­тель­ной, ни под­чи­ни­тель­ной свя­зи с дру­ги­ми сло­ва­ми, то есть они не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. Эти сло­ва толь­ко соот­но­сят­ся по смыс­лу или со всем выска­зы­ва­ни­ем, или с какой-либо его частью и слу­жат для при­вле­че­ния вни­ма­ния собе­сед­ни­ка к сооб­ще­нию или исполь­зу­ют­ся для оцен­ки сооб­ще­ния, модаль­ной или экс­прес­сив­ной, напри­мер:

Тучам, вид­но, не суж­де­но было собрать­ся в гро­зу (А. Н. Толстой).

Горный воз­дух, без вся­ко­го сомне­ния, дей­ству­ет бла­го­твор­но на здо­ро­вье чело­ве­ка (И. С. Тургенев).

Дерсу был, без­услов­но, прав (В. Арсеньев).

Такие сло­ва явля­ют­ся ввод­ны­ми. Предложения с ввод­ны­ми сло­ва­ми содер­жат основ­ное сооб­ще­ние о фак­тах, явле­ни­ях и собы­ти­ях дей­стви­тель­но­сти и доба­воч­ное, в кото­ром выра­жа­ет­ся отно­ше­ние гово­ря­ще­го к сооб­ща­е­мо­му.

Определение

Вводные сло­ва — это сло­ва или соче­та­ния слов, кото­рые не явля­ют­ся чле­ном пред­ло­же­ния и при помо­щи кото­рых гово­ря­щий выра­жа­ет свое отно­ше­ние к тому, что он сооб­ща­ет.

Как и чем выражаются вводные слова?

Вводные сло­ва в рус­ском язы­ке могут быть пред­став­ле­ны одной лек­се­мой, сло­во­со­че­та­ни­ем и целым пред­ло­же­ни­ем, или ввод­ной кон­струк­ци­ей.

Девушка, несо­мнен­но, весь­ма начи­тан­на.

Ветер, к мое­му удив­ле­нию, быст­ро разо­гнал надви­нув­ши­е­ся тучи.

Лучше чрез­мер­но не увле­кать­ся слад­ким, как счи­та­ют вра­чи.

Грамматически ввод­ные сло­ва выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • суще­стви­тель­ны­ми

Правда, он изви­нил­ся впо­след­ствии за свою оплош­ность.

  • при­ла­га­тель­ны­ми

Главное, сест­ра успе­ла вовре­мя на поезд.

  • гла­го­ла­ми в раз­лич­ных фор­мах

Все это сле­ду­ет офор­мить, разу­ме­ет­ся, зара­нее.

В нашей деревне, гово­рят, уже почти нико­го не оста­лось из ста­ро­жи­лов.

Безусловно, сле­ду­ет под­дер­жи­вать поря­док в кар­то­те­ке.

Значения вводных слов

Вводные сло­ва, выра­жая отно­ше­ние гово­ря­ще­го к дей­стви­тель­но­сти, име­ют сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые оттен­ки.

Различная степень уверенности, предположение, неуверенность, допущение

Примеры пред­ло­же­ний

Действительно, вче­ра к ним зашел ста­рый зна­ко­мый.

Бледную поган­ку по внеш­не­му виду, без вся­ко­го сомне­ния, мож­но спу­тать со съе­доб­ным гри­бом.

Теперь, пожа­луй, мож­но попить чаю.

Этот мастер, вид­но, про­фес­си­о­нал в сво­ем деле.

Эта исто­рия, кажет­ся, полу­чи­ла широ­кую оглас­ку в газе­тах.

Различные чувства и оценка происходящего

  • к общей радо­сти
  • к сча­стью
  • к несча­стью
  • на беду
  • к сожа­ле­нию
  • к удив­ле­нию
  • к огор­че­нию
  • у ужа­су
  • к сты­ду
  • как нароч­но
  • уди­ви­тель­ное дело
  • стран­ное дело и др.

Примеры пред­ло­же­ний

Этот малыш, уди­ви­тель­ное дело, ясно и чет­ко про­чи­тал сти­хо­тво­ре­ние.

Она никак, к сво­е­му ужа­су, не мог­ла собрать­ся с мыс­ля­ми.

Больной быст­ро пошел на поправ­ку, к радо­сти род­ных.

Странное дело, так никто и не смог объ­яс­нить это про­ис­ше­ствие.

Вводные слова, указывающие на источник сообщения

  • по сло­вам
  • по сооб­ще­нию
  • по пре­да­нию
  • по мне­нию
  • как извест­но
  • по-моему
  • по-вашему
  • на мой взгляд
  • гово­рят
  • как гово­рят
  • с точ­ки зре­ния и пр.

Примеры пред­ло­же­ний

По пре­да­нию, здесь когда-то нахо­ди­лось древ­нее посе­ле­ние людей.

Прошло все­го лишь два года, по сло­вам его, как это слу­чи­лось.

Все-таки, на мой взгляд, этот сорт яблок сла­ще.

По сооб­ще­нию средств мас­со­вой инфор­ма­ции, в Австралии проснул­ся вул­кан, спя­щий более трех­сот лет.

Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения

Примеры пред­ло­же­ний

Итак, насту­пил послед­ний месяц зимы — вьюж­ный фев­раль.

Этой наход­кой архео­ло­гов, в част­но­сти, заин­те­ре­со­ва­лись в Каире.

А теперь, наобо­рот, вер­нем­ся к само­му нача­лу повест­во­ва­ния.

С одной сто­ро­ны, эта кар­ти­на инте­рес­на игрой све­то­те­ни, с дру­гой сто­ро­ны, она вызы­ва­ет непод­дель­ное вос­хи­ще­ние мастер­ством худож­ни­ка.

Вводные слова, привлекающие внимание собеседника

  • види­те ли
  • пони­ма­ешь
  • допу­стим
  • изви­ни­те
  • пред­по­ло­жим
  • поз­воль­те
  • про­шу про­ще­ния
  • послу­шай­те
  • согла­си­тесь
  • пред­ставь­те себе
  • вооб­ра­зи­те
  • вери­те ли
  • зна­е­те ли
  • пом­ню
  • про­шу заме­тить и пр.

Примеры пред­ло­же­ний

А он, вооб­ра­зи­те себе, как обе­зьян­ка, быст­ро вска­раб­кал­ся на дере­во.

Тебе сле­ду­ет, пони­ма­ешь ли, все-таки объ­яс­нить­ся с ней начи­сто­ту.

Послушайте, а не пора ли нам на боко­вую?

Неужели, согла­си­тесь, нель­зя было все решить мир­ным путем?

Верите ли, все это слу­чи­лось бук­валь­но вмиг.

Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого

  • быва­ет
  • быва­ло
  • слу­ча­ет­ся
  • по обык­но­ве­нию
  • по обы­чаю
  • как обыч­но и пр.

Бывало, все ухо­ди­ли в поле, а в деревне оста­ва­лись ста­рые да малые.

Жучка, по обык­но­ве­нию, оста­лась ждать хозя­и­на, свер­нув­шись клу­боч­ком под крыль­цом.

Андреев, слу­ча­лось, ино­гда опаз­ды­вал.

Замечания о стиле речи, характере и способе изложения мысли

  • одним сло­вом
  • дру­ги­ми сло­ва­ми
  • так ска­зать
  • с поз­во­ле­ния ска­зать
  • корот­ко гово­ря
  • попро­сту гово­ря
  • гру­бо гово­ря и пр.

Я, откро­вен­но гово­ря, не люб­лю смот­реть теле­ви­зор.

Иными сло­ва­ми, при­шлось при­спо­саб­ли­вать­ся к сло­жив­шей­ся ситу­а­ции.

Отличия вводных слов и конструкций от других членов предложения

Знаки препинания при вводных словах

Запятые

В пись­мен­ной речи в нача­ле или в кон­це пред­ло­же­ния ввод­ные сло­ва, сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния отде­ля­ют­ся запя­той от чле­нов пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в сере­дине.

По край­ней мере, все оста­лись при сво­их инте­ре­сах.

Мальчишки, конеч­но, помча­лись впе­ре­ди  всех.

Он чело­век доволь­но мни­тель­ный, по-моему.

Вводные пред­ло­же­ния соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ввод­ны­ми сло­ва­ми и сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Обычно они нахо­дят­ся в сере­дине пред­ло­же­ния, выде­ля­ют­ся пау­зой, более низ­ким тоном про­из­не­се­ния и быст­рым тем­пом речи.

Его вол­не­ние пере­шло, как ему пока­за­лось, в чув­ство глу­бо­кой и кров­ной оби­ды (М. Н. Булгаков).

Не явля­ют­ся ввод­ны­ми сло­ва:

авось, бук­валь­но, ведь, вот, вдруг, вдо­ба­вок, в довер­ше­ние, в конеч­ном сче­те, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исклю­чи­тель­но, имен­но, как буд­то, буд­то, как раз, к тому же, яко­бы, по пред­ло­же­нию, по реше­нию, при­бли­зи­тель­но, почти, при­мер­но, при­том, слов­но, небось и пр.

Вставные конструкции

Вставные кон­струк­ции часто содер­жат раз­лич­но­го рода доба­воч­ные заме­ча­ния, попут­ные ука­за­ния, разъ­яс­ня­ю­щие смысл пред­ло­же­ния в целом или отдель­ное сло­во в нем. Иногда по смыс­лу они рез­ко выпа­да­ют из син­так­си­че­ской струк­ту­ры выска­зы­ва­ния. В таком слу­чае встав­ные кон­струк­ции обособ­ля­ют­ся с помо­щью тире, если они нахо­дят­ся в сере­дине пред­ло­же­ния.

А одна­жды — мы вос­при­ня­ли это как чудо! — Мария Игнатьевна отво­е­ва­ла для нас две боль­шие бухан­ки хле­ба (К. Чуковский).

Проснувшиеся овцы — их было око­ло трех тысяч — неохот­но, от нече­го делать при­ня­лись за невы­со­кую, напо­ло­ви­ну утоп­тан­ную тра­ву (А. П. Чехов).

Реже рас­про­стра­нен­ная встав­ная кон­струк­ция отде­ля­ет­ся от основ­но­го выска­зы­ва­ния с помо­щью ско­бок.

Навстречу нам такой же гру­зо­ви­чок ЗИС-5 (их потом, когда они уже ухо­ди­ли из жиз­ни, лас­ко­во зва­ли «Захар» или «Захарыч») (В. Шукшин).

Видеоурок «Вводные слова. Где ставить запятые?»

russkiiyazyk.ru

примеры. Предложения с вводными конструкциями

Образование 30 августа 2016

Необходимая единица языка – вводная конструкция. Для начала нужно понять, что она собой представляет.

Вводная конструкция. Примеры вводных единиц

Человек, создающий текст, может включать в предложение слово или сочетание слов, цель которых оценить или охарактеризовать сообщение.

  • Пример предложения с оценивающей конструкцией: Но тут, к несчастью, на меня навалилась непреодолимая застенчивость.

  • Пример предложения с характеризующей конструкцией: Все, вероятно, были в некотором замешательстве.

В первом предложении содержание оценивается негативно при помощи вводного слова «к несчастью». Во втором предложении сообщение характеризуется как возможное посредством вводного слова «вероятно».

Когда мы знаем, что такое вводная конструкция, нужно усвоить следующий пункт. Они выделяются запятыми.

Что такое вводная конструкция

Вводными называются единицы языка, которые представляют собой слово, форму слова или словосочетание. Им присущи черты, отличающие их от других компонентов предложения.

  • Они не расширяют содержание сообщения.
  • Такие слова выражают отношение говорящего к сообщаемой информации.
  • Они не связаны с членами предложения, главными и второстепенными, синтаксическими связями.
  • Они не изменят свою грамматическую форму при изменении слов в предложении.
  • Их можно пропустить без всякого ущерба для смысла предложения.
  • Благодаря своей автономности, вводные единицы могут свободно помещаться в начале, в середине или в конце предложения.

Пример:

Пожалуй, я поеду.

Я, пожалуй, поеду.

Я поеду, пожалуй.

Вводные единицы могут относиться ко всему предложению и к одному слову. В последнем случае вводная единица стоит рядом с этим словом.

Пример:

Чувствовать себя старшим или, точнее сказать, главным стало его потребностью.

Чувствовать себя старшим или главным, точнее сказать, стало его потребностью.

Итак, мы рассмотрели вводные слова и предложения с примерами. Главное, что важно понять – это то, что они автономны, именно поэтому выделяются запятыми.

Вводные единицы, не имеющие омонимичных членов предложения

Немногие из вводных единиц функционируют только как вводные компоненты в предложениях.

Перечень вводных слов и словоформ, не имеющих омонимичных членов предложения:

  • по-видимому;
  • собственно, собственно говоря;
  • пожалуй;
  • положим;
  • конечно;
  • во-первых, во-вторых, в-третьих;
  • следовательно;
  • стало быть;
  • грешным делом;
  • неровен час;
  • чего доброго;
  • по меньшей мере;
  • по крайней мере.

Такие вводные конструкции, это как побудители к действию – нужно поставить запятые. В этом случае иных вариантов нет.

Вводные единицы, имеющие омонимичные члены предложения — сказуемые

Большинство вводных единиц соотносимы со словами других частей речи, являющимися в предложениях членами предложения.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Моя собака, чувствую, начинает привыкать к состоянию охотничьего азарта.

В привычном бытии вновь чувствую любовь.

Все спорили увлечённо, но, странно, нигде больше я не встречал таких равнодушных людей, как здесь.

Мама посмотрела на меня как-то пристально и странно.

Слова, которые могут быть как вводными единицами, так и сказуемыми:

Слова

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложениями

надеюсь

Вы, надеюсь, готовы к отправлению.

Я надеюсь на благополучный исход.

повторяю

Все вы, повторяю, должны привести по одному примеру.

Я уже сто раз повторяю одно и то же.

подчёркиваю

У нас, подчёркиваю, нет в семье неудачников.

Я всегда подчёркиваю орфограммы в предложениях.

помню

Ты, помню, говорил совсем другое.

Я помню тот вечер во всех подробностях.

сознаюсь

Вчера, сознаюсь, я уже подумал об отказе от дела.

Я во всём сознаюсь, чтобы не пострадал невиновный человек.

чувствую

Чувствую, вот-вот не выдержу.

Я всё чувствую, но виду не подаю.

случается

У нас, случается, и безрогие бодаются.

У нас ничего такого не случается.

рассказывали

Здесь, рассказывали, были страшные бои.

Мне вчера об этом рассказывали.

поверь

Учителя, поверь, не желают тебе ничего плохого.

Ты мне поверь.

пойми

Все здесь, пойми, собрались из-за тебя.

Ты просто всё правильно.

согласитесь

У нас всё, согласитесь, было верно задумано.

Вы обязательно с ним согласитесь, когда услышите.

Вводная конструкция, примеры которой мы рассмотрели в таблице, отличается от сказуемого, тем, что она не связана с подлежащим.

Вводные конструкции, имеющие омонимичные члены предложения – дополнения

Значительная группа вводных конструкций – падежные формы существительных с предлогами:

  • к счастью;
  • к радости;
  • к сожалению;
  • к огорчению;
  • к удивлению;
  • к прискорбию;

  • к отчаянию;
  • к досаде;
  • к стыду;
  • к примеру;
  • к слову;
  • по преданию;
  • по слухам;
  • по совести;
  • по правде;
  • к удовольствию.

Что такое вводная конструкция, а что дополнение с предлогом, можно определить лишь в сравнении предложений. К дополнению можно будет поставить вопрос косвенного падежа, а к вводным единицам такого вопроса поставить невозможно. Вводную конструкцию можно пропустить, а дополнение невозможно.

Предложения с вводными конструкциями (примеры предложений)

Предложения с дополнениями (примеры предложений)

Пострадавших, к счастью, нет. Пострадавших нет.

К счастью (к чему?) примешивалось ещё и чувство удовлетворения.

Они, по слухам, только что закончили строительство. Они только что закончили строительство.

Все знали о нём лишь (по чему?) по слухам.

Вводные конструкции с союзом «как»

Вводные единицы могут начинаться со слова «как», и необходимо уметь отличать их от сравнительных оборотов и сложноподчинённых предложений с союзом «как». Сравнительные обороты «как+сущ» можно трансформировать в существительное в творительном падеже. В любом сравнительном обороте союз «как» может быть заменён словами: «словно», «будто», как будто». В спп предложениях обычно имеется указательное слово «так» в главном предложении, которое не позволит опустить союз «как». А такая вводная конструкция, примеры которой даны ниже, может быть лишена слова «как» и смысл предложения от этого не пострадает.

  • как видно;
  • как известно;
  • как обычно;
  • как положено;
  • как пишут;
  • как говорится;
  • как рассказывали;
  • как показалось;
  • как это часто случается;
  • как вы понимаете;
  • как было намечено;
  • как и следовало ожидать;
  • как говорит наука;
  • как показала практика;
  • как указывают сверху.

Предложения с вводными конструкциями (примеры)

Предложения со сравнительными оборотами и спп (примеры)

В этом месте, как рассказывали старожилы, когда-то стояла церковь. В этом месте, рассказывали старожилы, когда-то стояла церковь.

Они поведали мне точь-в-точь так, как рассказывали старожилы.

Все собравшиеся, как и следовало ожидать, не проронили ни слова. Все собравшиеся, следовало ожидать, не проронили ни слова.

Армия Наполеона повела себя так, как и следовало ожидать.

Предложения со сравнительными оборотами:

  • Глазки у мыши, как бусинки. – Глазки у мыши бусинками.
  • Конь взвился, как укушенный. – Конь взвился, словно укушенный.

Вводные конструкции со значением достоверности

Говорящий может выражать в предложении свою убеждённость в том, что он говорит, или, наоборот, выражать сомнение в истинности излагаемых фактов.

Вводные слова и конструкции. Примеры со значением достоверности

убеждённость

сомнение в истинности

  • конечно;
  • бесспорно;
  • безусловно;
  • бесспорно;
  • несомненно;
  • без всякого сомнения;
  • разумеется;
  • само собой разумеется;
  • естественно;
  • правда;
  • уверен;
  • в самом деле;
  • ясное дело;
  • что и говорить.
  • видимо;
  • по-видимому;
  • видно;
  • видать;
  • по всей вероятности;
  • вероятно;
  • возможно;
  • очевидно;
  • кажется;
  • верно;
  • наверное;
  • может;
  • может быть;
  • должно быть.

Необходимо разграничивать, в каком предложении вводная конструкция, примеры и другие образцы которой в достаточном количестве были рассмотрены выше, а в каком – омонимичные вводным единицам члены предложения. Приведём примеры последних:

  • Учебник, тетрадь, ручка – всё это должно быть в твоей сумке.
  • На этом участке дороги может быть пост ГИБДД.
  • Это было столь очевидно, что никто не стал возражать.
  • Папа может пойти на собрание вместо мамы.
  • Он говорил всё это удивительно естественно.
  • Озеро было видимо из окна моей комнаты.

Вводные конструкции со значением эмоциональной оценки сказанного

Говорящим, выражающим положительное или отрицательное отношение по поводу своего сообщения, используется вводная конструкция, примеры которой:

  • к огорчению;
  • к прискорбию;
  • на беду;
  • как на беду;
  • что ещё хуже;
  • что обидно;
  • странное дело;
  • удивительное дело;
  • что поразительно;
  • чего доброго;
  • не дай бог;
  • увы.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Все они, удивительное дело, смогли выбраться из западни.

Это было удивительное дело.

Наш класс, что поразительно, справился с контрольной работой совсем без двоек.

Его старания оставались незамеченными, что поразительно не соответствовало нашим представлениям о справедливости.

Вводные конструкции – обращения к собеседнику

С целью обратить внимание на сообщаемые факты говорящий использует вводные конструкции:

  • послушай;
  • согласись;
  • поверь;
  • пойми;
  • заметь;
  • обратите внимание;
  • судите сами;
  • вообразите;
  • представь себе;
  • можете себе представить;
  • что тут скажешь;
  • извините;
  • простите;
  • сами подумайте;
  • как вы понимаете;
  • знаешь;
  • видишь;
  • слышишь;
  • изволь;
  • веришь ли.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Недалёкие люди, знаете, испытывают удовольствие от сознания того, что они несчастны.

Вы сами знаете, что они несчастны.

Невестка, слышишь, уже встала, будем и мы подниматься.

Ты слышишь, что невестка уже встала?

Вводные конструкции – способ оформления мысли

Говорящий, оформляя свои мысли, использует вводные конструкции:

  • одним словом;
  • вообще;
  • иначе говоря;
  • короче говоря;
  • грубо говоря;
  • прямо скажем;
  • можно сказать;
  • скажем без прикрас;
  • проще сказать;
  • мягко выражаясь;
  • вернее сказать;
  • точнее сказать;
  • как говорится;
  • будем так говорить;
  • другими словами;
  • если можно так выразиться.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Мне всё это было, прямо скажем, странно слышать.

Мы тебе всё прямо скажем.

Ты не справился с заданием, будем так говорить.

Если мы будем так говорить, нас не пустят в приличное общество.

Вводные конструкции – источник высказывания

Автор в своей речи может ссылаться на сторонний источник информации при помощи вводных конструкций:

  • по сведениям;
  • по велению;
  • как все говорят;
  • по слухам;
  • по моим расчетам;
  • рассказывали;
  • по словам очевидцев;
  • по-моему;
  • по-твоему;
  • как показали исследования;
  • как результатам исследования;
  • как передают синоптики.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Самая чистая вода, как показали исследования, в озере Байкал.

Всё обстоит именно так, как показали исследования.

В западной части Сибири, как говорят синоптики, установится жаркая погода.

А если пойдёт дождь, как говорят синоптики?

Вводные конструкции, указывающие на последовательность рассуждений

Автор текста может логически выстраивать своё сообщение, используя вводные конструкции:

  • наоборот;
  • напротив;
  • однако;
  • с одной стороны;
  • с другой стороны;
  • следовательно;
  • значит;
  • итак;
  • таким образом;
  • во-первых;
  • во-вторых;
  • в-третьих;
  • наконец;
  • в конце концов;
  • далее;
  • главным образом;
  • прежде всего;
  • тем более;
  • между прочим;
  • кстати;
  • кроме того;
  • например;
  • в частности.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с членами предложения

Все, однако, молчали.

Никто не согласился, однако и не спорили.

Я, между прочим, кое-что стараюсь предпринять.

Записка нашлась между прочим хламом.

Иногда используются вводные конструкции, как средство создания комического. Например, если использовать устаревшую форму вводного сочетания слов: Я, промежду прочим, закончил три класса гимназии.

Вводные единицы речи и вставные конструкции

Конструкции, которые называются вставными, отличаются от вводных синтаксических единиц по содержанию, назначению, знаками выделения. Вставные конструкции обычно содержат различные дополнительные сведения к основному содержанию. Они служат для уточнения разнообразных обстоятельств, имеющих отношение к фрагменту речи, но они не являются основными по своему назначению. Чаще всего вставные конструкции выделяются скобками, иногда тире, если они не распространены – запятыми.

Сравните вводные и вставные конструкции, примеры которых даны ниже.

Предложения с вводными конструкциями

Предложения с вставными конструкциями

Мы тогда жили недалеко, по словам мамы, от города.

Мы тогда жили недалеко (всего в нескольких десятков километров) от города.

Солдаты шли редкой, по-моему, цепью.

Солдаты шли редкой (человека два на четыре метра) цепью.

Вводные синтаксические единицы не являются результатом творчества автора, они существуют в языке в готовом виде. Вставные конструкции, как правило, уникальны.

Источник: fb.ru

monateka.com

45. Вставные конструкции и их разновидности

Вставные конструкции и их разновидности

Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые, оказавшись по тем или иным причинам включенными в его состав, не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. В этом смысле вводные конструкции считают грамматически не связанными с членами предложения.

А.М. Пешковский вводные конструкции считает инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению». Однако их инородность заключается лишь в изолированности позиции, интонационной и грамматической выделенности в составе предложения. В смысловом же отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.

Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные сведения. Они разъясняют, толкуют, комментируют в разных отношениях основное предложение.

И вводные и вставные конструкции выделяются интонационно в предложении, отграничиваются от него. Для них характерна особая интонация вводности, которая конкретизируется как интонация включения или интонация выключения. Интонация вводности характеризуется понижением голоса и убыстренным темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения.

Вставные конструкции

Вставные конструкции комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения. В любом случае они имеют характер попутных замечаний по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрывая и нарушая его интонационное единство.

Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Например:

Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было веселовставной знак;

Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Ч.)вставное слово;

Приблизительно в середине улицы (более версты длиной) стояла большая деревянная церковь (Кор.)вставное словосочетание;

…Рыбаки с вечера выпили, закусили (а было уж темновато), легли спать (Сол.)вставное простое предложение;

Собравшиеся (в числе их присутствовал старый буфетчик, по прозвищу Дядя Хвост, к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да! да, да, да!) начали с того, что на всякий случай, для безопасности, заперли Капитана в чуланчике с водоочистительной машиной… (Т.)вставное сложное предложение;

Завтра, когда вы будете открывать глаза и сладко потягиваться в своих теплых постелях, эти чудаки с ящиками будут уже сидеть на льду, на водоеме, встретив зимний рассвет. (Многие, многие тысячи чудаков на всевозможных подмосковных водоемах в радиусе не менее двухсот километров.) (Сол.)вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция;

«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.

(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое слово.)

Я думаю, что министр рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска» (Л. Т)вставной абзац;

Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, снедающей их вечной страсти — выдать себя за большее, чем они есть. (Кому не хочеться слыть умным, достойным, красивым и к тому же грозным, справедливым, решительным?..) (Айтм.)вставное самостоятельно оформленное предложение (риторический вопрос).

Вставки в силу своего назначения в речи — передавать дополнительные сведения — могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Начинать предложение они не могут, в отличие от вводных слов, сочетаний и предложений.

Вставки содержат обычно сведения, возникшие в момент высказывания, не предполагавшиеся заранее. Это связано с особенностями непринужденной устной речи. Однако они могут и заранее «планироваться» в качестве единиц, разрушающих синтаксическую одноплановость высказывания, как особый способ подачи мысли, способ авторского комментирования текста.

Вставные конструкции могут оформляться по-разному:

1) как члены предложения, с сохранением синтаксической связи, такие «члены предложения» выключены из его состава, например: Слово это означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о чести (женской) — недотрогу (П.);

2) как придаточные части предложения: В то время, как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухова (Л. Т.).

В других случаях вставные конструкции лишены структурной связи с предложением, они самостоятельно оформлены и не отражают грамматической связи с членами основного предложения. Как правило, эти слова и сочетания ставятся в форме именительного падежа, например: В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (Кор.).

Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксической однолинейности предложения.

Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные, в этом случае сближаясь с вводными конструкциями. Однако и эти вставки, осложненные оценочным значением, сохраняют свое главное функциональное качество — являются добавочными, включенными в предложение единицами, разрушающими его синтаксическую одноплановость. Это вводные слова, сочетания и предложения, оформленные, как вставные конструкции, например: Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони (Л. Т.).

Наконец, вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования и т.п.

studfiles.net

0 comments on “Конструкция примеры – Вводные конструкции в тексте – примеры предложений, таблица значений (8 класс, руский язык)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *