Крайг Грэйс психология развития
Крайг Грэйс
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Крайг Грэйс 1
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 1
Grace J.Craig
University of Massachusetts HUMAN DEVELOPMENT SEVENTH EDITION
prentice hall Upper Saddle River, New Jersey 07458
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ 7-е международное издание
^ПИТЕР^
Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000
Крайг Грэйс
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
7-е международное издание Серия «Мастера психологии»
Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной под общей научной редакцией проф. А. А. Алексеева
Главный редактор В. Усманов Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Ведущий редактор А.Рапопорт Литературные редакторы А. Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт
ББК 88.837я7+88.3я7 УДК 159.9=053
Крайг Г.
К78 Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00128-4
Предлагаемая книга выдержала в Америке 7 изданий. На сегодня это один из лучших и известнейших учебников по психологии развития. Издание ее на русском языке призвано восполнить те пробелы, которые существуют в отечественной психологической литературе по этой проблематике. Книга разбита на 10 частей, в которых подробно освещаются следующие темы: общие проблемы психологии развития; методы исследования, использующиеся в психологии развития; психология ребенка до и после рождения, в первые два года жизни, когда ему от 2 до 6 лет; психологические закономерности в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии и старости; рассматриваются вопросы психологии смерти и умирания. Тщательная продуманность композиционной структуры, энциклопедический охват и четкость изложения материала, богатство и выразительность иллюстраций делают эту книгу чрезвычайно полезным и удобным инструментом освоения современной психологии развития во всем богатстве ее экспериментальных данных и разнообразии теоретических подходов. Книга рассчитана на психологов, педагогов, социологов, социальных работников.
© 1996, 1992, 1989, 1983, 1980, 1976 by Prentice-Hall, Inc. © Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2000
Права на издание получены по соглашению с Prentice-Hall, Inc Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 0-13-206525-8 (англ). ISBN 5-314-00128-4
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Подписано в печать 21.09.00. Формат 70Х100’/^. Усл. п. л. 62. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 1810. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие научного редактора к русскому изданию 10
1. КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА ……. 13
Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования .. 14
Процессы развития 15 Области развития 17 Биологические процессы развития 18 Влияние среды на развитие человека 18 Взаимодействие процессов развития 20 Экологическая модель 23 Историческая и культурная перспективы 26 Жизненный путь человека возрастные изменения в сравнении с историческими переменами 27 Отношение к детям в исторической перспективе 31 Развитие в контексте меняющейся семьи 34 Объективное систематическое исследование человеческого развития 35 Принцип объективности 36 Искусство задавать вопросы 37 Использование научного метода 38 Выбор условий проведения исследования 40 Выбор экспериментального плана для изучения изменений происходящих с течением времени 42 Методы сбора данных 47 Интерпретация данных 50 Определение границ выводов 51 Этика научного исследования 53 Этические нормы проведения психологических исследований 54 Краткое содержание и выводы 56
Глава 2. Теории развития человека: введение………………………………………….. 60
Значение теорий 61 Три спорных вопроса 62 Природа или воспитание 62 Непрерывность или скачкообразность 63 Организм или механизм 63 Теории научения 63 Бихевиоризм 64 Теория социального научения 71 Оценка теорий научения 72 Когнитивные теории 74 Пиаже 74 Информационный подход к развитию 79 Когнитивное развитие в социальном контексте 81 Оценка когнитивных теорий 82 Психоаналитическая традиция 83 Фрейд 84 Эриксон 87 Оценка психоаналитической традиции 91 Теории «Я» 92 Гуманистическая психология 92 Другие теории «Я» 95 Этология 96 Краткое содержание и выводы 101
2. НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ…………………………………………. 109
Глава 3. Наследственность и среда ……. 110
Как работают гены 111 Источники человеческого разнообразия 112
Гены и хромосомы 112 Клеточное деление и репродукция 114
Комбинации генов 116 Хромосомные и генные аномалии 117
Аномалии сцепленные с полом 118 Аномалии не сцепленные с полом 121
Генетическое консультирование 125 Успехи генетических исследований 128
Генетика поведения 130 Исследования приемных детей 131 Исследования личности близнецов 133 Уровни окружающей среды семья и социализация 135 Отношения в семье 135 Семья как проводник в культуру 136 Развитие Я концепции 138 Взаимодействие наследствености и среды 141 Развитие полоролевой идентичности 142 Различия между мужчинами и женщинами 143
Пол и социализация 145 Андрогинная личность 147 Краткое содержание и выводы 148
Глава 4. Пренатальное развитие и роды…………………………………………….. 152
Пренатальное развитие 153 Оплодотворение 153 Периоды пренатального развития 154 Тенденции развития 165 Влияние среды на Пренатальное развитие 167 Анализ степени риска 167 Тератогены 170 Защитные факторы 177
Роды 182 Процесс родов 182 Новорожденный 184 Опыт деторождения 187
Развивающаяся семья 192 Супруги становятся родителями 192 Бондинг 195
Краткое содержание и выводы 198
3. ПЕРВЫЕ ДВА ГОДА ЖИЗНИ ……….. 205
Глава 5. Физическое развитие в младенчестве ………………………………. 206
Новорожденный 207 Возможности новорожденного 207 Научение и привыкание 213 Физическое и моторное развитие 216 Созревание или динамическая система 216 Обзор первых двух лет жизни ребенка 217 Полноценное и неполноценное питание 226 Неполноценное питание детей
как глобальная проблема 226 Естественное или искуственное
вскармливание pro et contra 228 Отнятие от груди и приучение к твердой пище 228
Сенсорное и перцептивное развитие 230 Стратегии исследования 232 Зрение 233 Слух 238 Вкус, обоняние и осязание 239 Процессы интеграции 240 Развитие мозга и опыт 242 Дети, требующие специального ухода 243 Незрелость новорожденных 243 Дети, относящиеся к группе риска 247 Краткое содержание и выводы 248
Глава 6. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве ………………… Zod
Когнитивное развитие 254 Сенсомоторный период 255
Игра с предметами 257 Постоянство объектов 258
Память 261 Символическая репрезентация 261
Критика теории Пиаже 263 Перцептивная организация и перцептивные категории 263 Языковое развитие 267 Аспекты языка 268 Процесс овладения языком 269 начало языкового развития 274 Дословесный период 275 Первые слова 279 Двухсловные предложения 282 Условия раннего когнитвного
и языкового развития 285 Среда благоприятная
для интеллектуального роста 285 Роль родителей и воспитателей 286 Депривация и неблагополучные семьи 287 Раннее вмешательство 290 Краткое содержание и выводы 292
Глава 7. Психосоциальное развитие в младенчестве ………………………………. 299
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве 300 Психосоциальное развитие в рамках
первых отношений с окружающими 301 Развитие привязанности 302 Четыре типичные реакции 306 Паттерны ранних отношений 312 Качество отношений 312 Нарушения эмоциональных связей 319 Младенцы, требующие особого ухода 320 Отцы, братья и сестры и семейная система 323 Отцы 323 Братья и сестры 326 Бабушки и дедушки 327 Развитие личности на втором году жизни 327 Доверие и чувство безопасности 328 Социальные эталоны и культурные значения 329 Автономия,дисциплина и просоциальное
поведение 331 Развитие Я 333 Гарвардская исследовательская программа эффективная модель семейного воспитания дошкольников 335
Занятость родителей 336 Социальная экология воспитания 336 Дневной уход за младенцами 337
Краткое содержание и выводы 341
4. ОТ ДВУХ ДО ШЕСТИ: РАННЕЕ ДЕТСТВО…………………………… 349
Глава 8. Физическое и когнитивное развитие в раннем детстве ……………… d6U
Физическое и моторное развитие 352 Размеры и пропорции тела 352 Развитие головного мозга 354 Развитие двигательных навыков 357 Среда как источник опасности 362 Когнитивное развитие 363 Пиаже и дооперациональное мышление 364 После Пиаже развитие
в социальной перспективе 373 Информационная модель когнитивного развития 374 Языковое развитие 379 Расширяющаяся грамматика 379 Новые слова и понятия 382 Влияние речи родителей 382 Детские разговоры 383
Диалекты 388 Билингвизм 388
Игра и научение 390 Виды игр 391 Игра и когнитивное развитие 394 Адаптивная роль когнитивной незрелости 399
Краткое содержание и выводы 401
Глава 9. Психосоциальное развитие в ранием детстве…………………………….. 407
И вновь три теории развития 408 Психосоциальное поведение с позиций психодинамического подхода разрешение конфликтов развитая и совпадающее поведение 409 Как дети управляют чувствами 410 Конфликты развития 417 Психосоциальное развитие в зеркале теорий социального научения расшире ние репертуара социальных навыков 420 Научение агрессии
ипросоциальному поведению 421 Сверстники игра и развитие социальных
навыков 425 Когнитивный подход к психосоциальному развитию понимание себя и других 430 Я концепция 431 Социальные понятия и нормы 432 Гендерные схемы 433 Семейная среда 436 Стили родительского поведения 436 Братья и сестры 441 Приучение к дисциплине и саморегуляция 445 Краткое содержание и выводы 448
5. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО……………………. 457
Глава 10. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве…………….. 458
Физическое и моторное развитие 459 Физический рост
и морфо функциональные изменения 460 Внутренние изменения 461 Развитие двигательных навыков 462 Здоровье болезни и несчастные случаи 464 Создание условий для физического развития 467 Мышление на уровне конкретных операций 467 Когнитивные способности первоклассников 468 Теория Пиаже и педагогика 470 Информационный подход к когнитивному развитию 472 Память 472 Метапознание 474 Языковое развитие 475 Язык и грамотность 475 Научение и мышление в процессе школьного обучения 479 Новые требования и ожидания 479 Формирование умения учиться и критически мыслить 480 Успехи в школе 481 Половые различия и успехи в учении 484 Влияние родителей на успехи детей в школе 485 Оценивание индивидуальных различий 488 Тестирование интеллекта 490
Природа интеллекта 491 Ограниченные возможности тестирования 493 Неспособность к учению 495 Дислексия 496
Синдром дефицита внимания и гиперактивности 497 Краткое содержание и выводы 498
Глава 11. Психосоциальное развитие в среднем детстве ………„„………………..505
Развитие личности в расширяющемся социальном мире 506 Теоретические подходы
к развитию в среднем детстве 506 Я концепция 508
Сохраняющееся влияние семьи 509 Взаимоотношения родителей и детей 510 Изменения в характере семьи 511 Дети развода 518 Жестокое обращение с детьми 521
Социальное знание 527 Развитие социального познания 528 Представления детей о дружбе 530 Моральные суждения и их аргументация 532 Отношения со сверстниками и социальная компетентность 537 Функции дружбы 537 Группа сверстников 539 «Свои» «чужие» и предубеждения 544 Краткое содержание и выводы 547
6. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ……………… 557
Глава 12. Физическое и когнитивное развитие в подростковом и юношеском возрасте ……………………. 558
Отрочество и юность в культурном и историческом контексте 559 Юность на пороге XXI века 561 Физическое развитие 563 Физический рост и морфо функциональные
изменения 563 Изменение внешности и адаптация к нему
подростков 569 Реакции родителей на изменения
в облике и поведении подростков 573 Половая идентичность и сексуальное поведение 573 Развитие сексуальных установок 574 Развитие сексуального поведения и
сексуальных отношений 576 Сексуальное насилие и сексуальное
поведение подростков 579 Юношеский гомосексуализм 580 Юные родители 583 Причины беременности в подростковом и юношеском возрасте 583
Последствия раннего материнства и отцовства 584 Когнитивные изменения в отрочестве и юности 586 Абстрактное мышление 586 Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом и юношеском возрасте 587 Изменения в диапазоне и содержании
мышления 589 Краткое содержание и выводы 594
Глава 13. Психосоциальное развитие в подростковом и юношеском возрасте …………………………………… 599
Задачи развития в отрочестве и юности 600 Независимость и взаимозависимость 601 Формирование идентичности 604 Подростки в семье 608 Межпоколенная коммуникация 609 Меняющаяся американская семья 612 Оставление родительского дома 613 Сверстники, друзья и социальная среда 614 Социальное сравнение 615 Тесная дружба и близкие отношения 615 Клики,компании и уединение 618 Преодоление границ сверстники и родители 619 Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни 621 Принятие решений в социальном контексте 621 Переоценка ценностей в отрочестве и юности 622 Риск в подростковом и юношеском возрасте 623 Употребление наркотиков 624 Стресс, депрессия и совладающее поведение 631 Депрессия 631 Депрессия и другие расстройства 633 Факторы, влияющие на развитие депрессии и совладающее поведение 633 Интеграция личности 637 Краткое содержание и выводы 638
7. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ ………………… 647
Глава 14. Физическое и когнитивное развитие в ранней взрослости …….. 648
Развитие в период взрослости 650 Возрастные часы в контексте социальных норм 650 Умение справляться с критическими жизненными ситуациями 652
Физическое развитие в ранней взрослости 653 Физическая сила и выносливость 653 Физическая форма и здоровье 655 Способность к воспроизведению потомства 660 Сексуальность в ранней взрослости 660 Преемственность и изменения в познании 666 Когнитивный рост или спад5 667
•Стадии» студенческого мышления 668 За пределами формальных операций 669 Гибкое использование взрослого интеллекта 670 Иследование периодов и задач взрослого развития 672 Задачи развития в ранней взрослости
673 «Grant study» лонгитюдное исследование развития взрослых 674 Периодизация жизни мужчины по Левинсону 676 Периодизация жизни женщины 679 Связывания когнитивного развития с развивающимся Я 682 Краткое содержание и выводы 688
Глава 15. Психосоциальное развитие в ранней взрослости……………………….. 692
Личность, семья и работа контекст развития взрослого человека 693 Личное Я идентичность, близость и генеративность 693 Человек как член семьи 695
Человек как работник 696 Установление близких отношений 698 Трехкомпонентная теория любви Стернберга 699 Образование пары и развитие отношений 700 Одинокие люди мифы и реальность 704 Родительство и развитие взрослых 705 Семейный цикл 705 Переход к родительству 706 Воспитание ребенка и изменение родительских ролей 708
Профессиональный цикл 713
Этапы профессионального пути 714
Выбор профессии и профессиональная подготовка 716 Поступление на работу и профессиональная адаптация 721
Упрочение, сохранение и изменение карьеры 723
Работа и пол 724
Женский труд в зеркале статистики 725
Различия в труде мужчин и женщин 725
Мотивы и значение труда в жизни женщин 726 Мифы и стереотипы, влияющие на отношение к работающим женщинам 727 Семьи, в которых работают оба супруга 728
Семья, работа и образ жизни 733
Меняющееся отношение к семейной жизни 733
Меняющееся отношение к работе 734
Совмещение работы и семейной жизни 735
Краткое содержание и выводы 735
8. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ………………. 743
Глава 16. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости……….. 744
Развитие в среднем возрасте 745 «Время расцвета» или«начало конца»5 746
Миф о кризисе середины жизни 747
Сохранение и изменение физических возможностей в среднем возрасте 749 Психофизиологические и морфо функциональные изменения 749
Менопауза и климактерий 752
Сексуальность в среднем возрасте 756
Здоровье и болезни 758
Главные болезни среднего возраста 758
Кумулятивные эффекты жизненных привычек 760
Раса, бедность и здоровье 763 Стресс и болезни 764
Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте 770 Текучий и кристаллизованный интеллект 770 Опыт и мастерство 774 Когнитивные навыки и среда 775 Изменение функций интеллекта 778
Краткое содержание и выводы 779
Глава 17. Психосоциальное развитие в средней взрослости ……………………… 783
Преемственность и изменения в развитии личности 784 Задачи среднего возраста 784 Мужчины в середине жизни 789 Женщины в середине жизни 790
Семья и друзья межличностный контекст 792 Между двумя поколениями 793 Отношения со взрослыми детьми 793 Отношения со стареющими родителями 795 Воспитание внуков 800 Дружеские отношения в перспективе жизненного пути 801Меняющаяся семья 803 Развод и повторный брак 803 Семьи с детьми от предыдущего брака 808
Постоянство и перемены в профессиональной жизни 811 Переоценка профессиональной карьеры в
середине жизни 811 Перемена работы и трудовой стресс 812
Краткое содержание и выводы 816
9. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ ……………… 825
Глава 18. Физическое и когнитивное развитие в поздней взрослости ………. 826
Старение сегодня 827 Эйджизм и стереотипы 827 Четыре десятилетия поздней взрослости 830 Физические аспекты старения 834 Морфо функциональные изменения в старости 835
Здоровье болезни и питание 840 Причины старения 844 Наследственность и факторы окружающей среды 845 Теории старения 846 Когнитивные изменения в процессе старения 848 Познавательная способность в поздней взрослости 849
Угасание интеллекта в
старческом возрасте 855
Стареющий ум и благополучная старость 860 Краткое содержание и выводы 860
Глава 19. Психосоциальное развитие в поздней взрослости ……………………… 864
Личность и старение 865 Благополучная старость 866 Стабильность и перемены в поздней взрослости 867 Задачи развития в поздней взрослости 873 Выход на пенсию смена статуса 875 Физические экономические и социальные условия 876 Решение о выходе на пенсию 878 Семейные и личные отношения 880 Период прекращения воспитательной
деятельности 881 Уход за больным супругом 882 Вдовы и вдовцы 883 Братья, сестры и друзья 885 Социальная политика и пожилые люди 886 Демография старения в Америке 886 Немощные старики в Америке 890 Образ жизни пожилых американцев возможности выбора 891 Краткое содержание и выводы 895
Глава 20. Смерть и умирание……………. 898
Мысли о смерти истрах смерти 899 Отрицание смерти 899
Озабоченность смертью и значение смерти 900 Перед лицом собственной смерти 902 Стадии приспособления к умиранию 902 Смерть как финальная стадия человеческого развития 904 Альтернативные пути умирания 905
В поисках гуманной смерти 906 Хосписы 907 Право на смерть 909 Горе и приспособление к тяжелой утрате 912 Процессгоревания 912 Утрата близкого человека в кросс культурной перспективе 914 Ритуалы и обычаи 916
Когда умирает ребенок 917 Завершение полного жизненного цикла 918
Краткое содержание и выводы 918
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………….. 924
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ …………… 974
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
В оригинале этот известный, выдержавший семь изданий учебник называется «Развитие человека». Его автор — Грэйс Крайг — вот уже тридцать лет преподает синтетическую дисциплину с тем же названием широкому кругу американских студентов, выбравших для себя одну из многочисленных профессий типа «человек — человек». Используя богатую палитру научных «красок» — данные истории, антропологии, социологии, демографии, биологии, медицины и, разумеется, возрастной психологии, она рисует поистине грандиозную картину развития человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. Поэтому каждый, кто возьмет на себя труд познакомиться с содержанием этого энциклопедического издания, наверняка обнаружит в нем что-то интересное, важное и полезное для себя, независимо от своей специальности или возраста.
Де-юре, как следует из названия, учебник посвящен не психическому или какому-то иному аспекту развития человека, а именно развитию человека. Иначе говоря, вниманию читателей предлагается фундаментальный труд, посвященный систематическому изложению междисциплинарной, интегрированной науки о человеческом развитии, своего рода генетического человекознания. Однако, де-факто, психология в учебнике Грэйс Крайг занимает центральное место, несмотря на изрядный совокупный объем данных других наук о человеке, и выполняет функцию концептуальной опорной конструкции, без которой все остальное содержание попросту рассыпалось бы. Поэтому мне кажется, что редакция издательства «Питер» не слишком погрешила против истины, предложив назвать русское издание этого учебника «Психология развития». Сравнение же учебника Грэйс Крайг с другими известными мне американскими учебниками (в частности, с учебником Арлин Сколник 1, довольно близким по концептуальному подходу, организации материала и содержанию) только укрепило меня в этом мнении. И все-таки, поскольку социологи, к примеру, вряд ли решились бы переименовать эту книгу в «Социологию развития», несмотря на значительный объем используемых в ней данных своей науки, следует сказать несколько слов в защиту позиции редакции. Тем более, что сам факт изменения названия отражает не какую-то особую экспансию психологов, стремящихся захватить побольше чужих научных территорий, а всего лишь объективное положение вещей в сфере междисциплинарных связей наук о человеке.
Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути, заставляя психологов обращаться к данным естественных и социальных наук, а представителей этих наук — к данным психологии. Однако междис-циплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как
1 Skolnick, А. (1986) The Psychology of Human Development. New York: Harcourt Brace Jovanovich.
10
Предисловие научного редактора к русскому изданию
это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Ее сущность — в синтезе данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены в России академиком Б. Г. Ананьевым. Опять же, в силу природы человека, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития — Человек разумный — наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события — вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути. На данный момент ни одна из наук о человеке не располагает таким корпусом конкретных знаний о субъективном опыте человека, какой накопила психология. Поэтому, по крайней мере в наше время, она становится естественным системообразующим фактором будущей междисциплинарной науки о человеке. И все же, как мне представляется, не следует спешить придумывать новое название для психологии развития на том лишь основании, что она активно впитывает в себя идеи и факты других наук, позволяя создавать более или менее масштабные полотна человеческого развития. Ибо сколько ни добавляй в психологию фактов и понятий других наук, она все равно останется психологией. Возможно, в следующем веке нас ожидают новые открытия в биологии человека, которые помогут нам лучше понять природу субъективности. И тогда биология станет еще одним — комплементарным — концентром синтетического человекознания, новой и более объективной науки о человеке и его развитии. А пока, во имя принципа объективности, лучше оставаться в привычном «правовом поле» психологии развития, тем более что подход Грэйс Крайг созвучен идеям ленинградской школы психологии человека, созданной Б. Г. Ананьевым. Вот почему в русском издании редакция посчитала возможным назвать этот учебник «Психология развития».
Поделитесь с Вашими друзьями:
www.dogmon.org
Психология развития (часть 1-2) | Тренинг-Центр Синтон
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и выявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.
В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.
Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.
В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.
В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.
В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.
Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызывает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.
Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко
Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Л. А. Головей
ПРЕДИСЛОВИЕ
История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.
Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.
Какими мы видим студентов сегодня
Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех, кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.
Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.
Хронологическая организация материала
При составлении и написании работ о развитии человека всегда существует вопрос об организации материала. Можно располагать исследования и теории развития в тематических главах, посвященных биологическому, когнитивному, речевому, социальному и личностному развитию, или же представлять развитие детей и взрослых в хронологическом порядке, так, как оно происходит в природе, подчеркивая при этом холистические взаимосвязи. «Психология развития» придерживается последнего подхода и описывает в отдельных главах каждый из возрастных периодов, на которые традиционно подразделяется человеческая жизнь: пре-натальный период, младенчество, раннее детство, среднее детство, подростковый и юношеский возраст и далее — ранняя, средняя и поздняя взрослость. Книга открывается двумя главами о подходах к развитию человека и методах его изучения, далее следует глава, где описывается взаимодействие наследственности и среды, и глава о пренатальном развитии, а завершается книга главой, посвященной смерти и умиранию. В середине книги, между уже упомянутыми разделами, находятся данные об основных возрастных периодах, каждый из которых описывается в двух следующих друг за другом главах: первая — о физическом и когнитивном развитии и вторая — о социальном, культурном развитии и развитии личности. Несмотря на эти необходимые разделения, мы не перестаем помнить об определяющей важности комплексного взаимодействия множества разнообразных граней развития, соприкасаясь с которыми возникает целостный человек.
Описание особенностей подачи материала книги, способствующих его изучению
На всем протяжении книги культурные и индивидуальные аспекты развития рассматриваются во взаимосвязи. Информация, приводимая в специальных вставках по ходу текста, также способствует восприятию текста как единого целого. В разделе, озаглавленном «Проблемы исследования развития человека», представлен широкий спектр данных, мнений, что способствует дальнейшим самостоятельным размышлениям и дискуссии. «Мнения и факты» рассматривают распространенные популярные представления о развитии, иногда подтверждающиеся, а иногда опровергающиеся научными данными. Наконец, «Развитие в условиях современной жизни» посвящено важным современным проблемам теории и практики развития.
Каждая глава этой книги открывается «Предварительным обзором», в котором предлагаются вопросы, предназначенные для стимулирования интереса к главным рассматриваемым здесь темам. После каждой содержательной части главы следует раздел «Контрольные вопросы», включающий список вопросов, сформулированных по принципу «истинно—ложно», и один содержательный «Вопрос для размышления», для ответа на который необходимо проявить умение критического осмысления материала. Ответы, а также список дополнительных вопросов приводятся на нашем сайте поддержки в сети Интернет, о котором будет подробнее сказано далее. На всем протяжении книги для облегчения понимания информации текст сопровождается многочисленными таблицами, в которых изложены краткие обзоры различных точек зрения, дополнительные термины и текущие статистические данные. Рисунки иллюстрируют обсуждения сложных тем, материалов исследований и т. п., а также представляют нам текущие статистические данные в графической форме. Главы завершаются «Резюме», в котором обобщаются основные обсуждаемые в них темы и проблемы. Определения ключевых терминов собраны в объемном «Глоссарии», расположенном в конце книги.
Медиа-поддержка 9-го издания «Психологии развития»
Сайт Поддержки 9-го издания «Психологии развития» находится по адресу www.prenhall.com/craig. Написанное Доном Бокумом, это онлайновое учебное руководство предоставляет студентам обзоры материала каждой главы, позволяет им выполнить проверочные задания и немедленно ознакомиться с полученными результатами. Кроме этого, к каждой главе предлагается список ссылок к дополнительным Интернет-ресурсам для изучения тем курсовых работ. Каждая глава содержит описание цели, вопросы в форме выбора из нескольких вариантов ответов, вопросы, требующие ответа «правда—ложь», задания заполнить бланки, эссе, веб-каталоги и ответы к разделу «Проверь себя. Контрольные вопросы», расположенные в каждой главе.
Учебные курсы он-лайн. Для профессоров, заинтересованных в использовании в читаемых ими курсах Интернета и учебных курсов он-лайн, Prentice Hall предлагает полностью адаптированные онлайновые программы в WebCT, Black-Board и Course Compass Пирсона, поддерживаемые Blackboard. Дополнительную информацию вы можете получить, посетив www.prenhall.com/demo.
ЧАСТЬ I. НАЧАЛО
ГЛАВА 1. ПЕРСПЕКТИВЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предварительный обзор
Знаете ли вы?
Различие между обществом и культурой?
Различие между социализацией и освоением культуры?
Что значит «быть научным»?
Что развитие всегда является результатом взаимодействия наследственности и среды?
Какова связь между взрослением и обучением?
Как бытие ребенком, подростком или взрослым различается в исторической перспективе и в разнообразных современных культурах?
Что состав семей различается в исторической перспективе и в отличающихся друг от друга современных культурах?
Каковы преимущества и ограничения анализа индивидуальных случаев, наблюдений, опросов, психологических тестов и математических корреляционных методов?
Каковы основные исследования, применяющиеся для изучения изменений развития?
Что нужно для проведения валидного и репрезентативного эксперимента?
Что существует строгий этический кодекс, который необходимо соблюдать при осуществлении исследования, в котором испытуемыми являются люди?
Это главные темы главы.
Сложная и богатая, полная поисков и препятствий, человеческая жизнь является продуктом совокупного действия многих сил, смешением биологического и социального начал, переплетением мыслей и чувств. Попробуйте взглянуть на наше общество со стороны. Что мы из себя представляем? Что формирует и определяет их жизнь? О чем мы думаем и что чувствуем в течение каждого дня своей повседневной жизни? Какие общие черты взросления и приобретенного опыта в младенчестве, детстве или взрослости связывают наши жизни с жизнями людей, населяющих другие регионы Земли?
Термин «развитие» относится к тем изменениям тела и поведения человека, которые происходят с течением времени благодаря как биологическим задаткам организма, так и его взаимодействию со средой. Какая же часть нашего современного состояния «построена» из генетических кирпичиков и какая является результатом происходящих с нами событий? Как и каким образом осуществляется
Глава 1. Перспективы и методы исследования «| у
взаимодействие многих влияний, помогающих нашему становлению? И наоборот, каким образом мы, как индивидуумы, можем определять ход нашего развития? И как наши отношения со значимыми другими — с важными для нас людьми — повлияли на то, кем и чем мы стали? На эти и множество других вопросов отвечает наука о развитии человека.
Таблица 1.1 Жизненный путь человека
Заметьте, что некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека (например, подростковый возраст определяется вступлением в пубертатный период).
Пренатальный период — от зачатия до рождения ребенка
Младенчество — от рождения до 18-24 месяцев
Первые два года жизни (период тоддлеров) — от 12-15 месяцев до 2-3 лет
Раннее детство — от 2-3 лет до 5-6 лет
Среднее детство — от 6 приблизительно до 12 лет
Подростковый и юношеский возраст — приблизительно с 12 лет до 18-21 года
Ранняя взрослость — от 18-21 года до 40 лет
Средняя взрослость — от 40 до 60-65 лет
Поздняя взрослость — от 60-65 лет до смерти
Развитие начинается с зачатия и продолжается на протяжении всей нашей жизни, хотя связанные с ним изменения обычно являются более очевидными и более быстрыми в очень юном возрасте. Это основная причина, в силу которой «периоды» развития и соответствующие им возрастные рамки, которые представлены в табл. 1.1, сравнительно непродолжительны в ранние годы и удлиняются по мере продолжения развития. Заметьте также, что градации жизненного пути человека, приведенные в таблице, наиболее применимы к людям индустриальных культур. Например, данные таблицы свидетельствуют, что «подростковый и юношеский возраст» является достаточно протяженным периодом, который на самом деле может продолжаться вплоть до достижения человеком 18-20 лет, и «поздняя взрослость» не начинается до возраста 60-65 лет. Однако в некоторых обществах, где нет необходимости в длительном сроке образования и очень сложное экономическое положение, подростковый период может быть более коротким, начиная с вступления в пубертат и завершаясь, возможно, всего лишь через 2-4 года. Подобным образом, в некоторых точках нашей планеты, где для обеспечения выживания необходим тяжелый физический труд, а хорошее питание и медицинская помощь не всегда легко доступны, поздняя взрослость может наступать уже в 45 лет. Таким образом, приводимые здесь периоды и возрастные границы не являются универсальными. Таблица 1.1 просто описывает общие схемы, используемые специалистами по развитию для изучения жизненного пути человека.
К тому же таблица иллюстрирует логику построения и общую организацию материала в этой книге.
Цель нашей работы — рассмотреть тенденции, закономерности и процессы развития человека на протяжении всей жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знания. Мы намерены исследовать человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. Особое внимание будет уделено человеческим отношениям, так как именно они помогают понять, кто мы такие и как относимся к миру. Страстные и холодные, доброжелательные и скептичные, дружеские и формальные, отношения между людьми оказывают влияние на их развитие, и ими нельзя пренебречь. Суть нашей точки зрения заключается в том, что люди прежде всего существа социальные.
Мы рассматриваем процессы реагирования и интерпретации людьми различных воздействий, в том числе и социальных, с той позиции, что каждый челове
syntone.ru
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития
Одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Несомненное достоинство — внимательное рассмотрение всех этапов человеческой жизни: период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, старение, умирание и смерть.
Важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития — как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.
9-е издание.
Предисловие к русскому изданию
Предисловие
Часть I. Начало
Глава 1. Перспективы и методы исследования
Предварительный обзор
Ключевые проблемы изучения развития человека
Историческое и современное видение развития человека
Изучение развития человека: описательные подходы
Изучение развития человека: экспериментальные подходы
Этика научного исследования
Краткое содержание главы
Глава 2. Подходы к пониманию развития человека
Предварительный обзор
Дополнительные вопросы о развитии
Психодинамические подходы
Бихевиоризм и теории научения
Когнитивные подходы
Биологические подходы
Системные подходы
Теории в ретроспективе
Краткое содержание главы
Глава 3. Наследственность и среда
Предварительный обзор
Молекулярная генетика
Гены, хромосомы и деление клеток
Генетические и хромосомные нарушения
Новые направления генетических исследований и методов лечения
Генетика поведения
Влияния среды и различных контекстов
Процессы, происходящие в рамках микросистемы
Процессы, выходящие за рамки микросистемы
Краткое содержание главы
Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка
Предварительный обзор
Пренатальный рост и развитие
Влияние среды на пренатальное развитие
Роды
Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска
Развивающаяся семья
Краткое содержание главы
Часть II. Детство
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие
Предварительный обзор
Новорожденные
Физическое и моторное развитие
Сенсорное и перцептивное развитие
Когнитивное развитие
Развитие речи
Краткое содержание главы
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие
Предварительный обзор
Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве
Паттерны ранних отношений
Отцы, братья, сестры и семейная система
Развитие личности на втором году жизни
Занятость родителей
Краткое содержание главы
Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие
Предварительный обзор
Физическое развитие
Развитие двигательных навыков
Когнитивное развитие
Память и когнитивное развитие
Развитие речи и культура
Игра и научение
Краткое содержание главы
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве
Предварительный обзор
Проблемы развития и техники совладания
Агрессия и просоциальное поведение
Сверстники, игра и развитие социальных навыков
Понимание себя и других
Семейная динамика
Краткое содержание главы
Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве
Предварительный обзор
Физическое и моторное развитие
Когнитивное развитие
Оценка интеллекта и достижений
Научение и мышление в процессе школьного обучения
Нарушения и расстройства развития
Краткое содержание главы
Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве
Предварительный обзор
Развитие личности в расширяющемся социальном мире
Социальное знание и моральное сознание
Продолжающееся влияние семьи
Отношения со сверстниками и социальная компетентность
Краткое содержание главы
Часть III. Подростковый возраст
Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте
Предварительный обзор
Подростковый период в наше время
Физическое развитие и адаптация
Сексуальные установки и поведение
Когнитивные изменения в подростковом возрасте
Краткое содержание главы
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте
Предварительный обзор
Задачи развития подросткового возраста
Семейная динамика
Взаимоотношения в подростковый период
Трудности подросткового возраста
Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте
Краткое содержание главы
Часть IV. Взрослость
Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие
Предварительный обзор
Перспективы развития в периоде взрослости
Общее физическое развитие
Секс и сексуальность
Когнитивная непрерывность и изменчивость
Периодизация и задачи развития у взрослых
Краткое содержание главы
Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости
Предварительный обзор
Длительность и изменчивость
Личность, семья и работа
Установление близких отношений
Родительство и развитие взрослых
Профессиональный цикл
Работа и пол
Краткое содержание главы
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости
Предварительный обзор
Развитие в среднем возрасте
Физическая стабильность и изменчивость
Здоровье и болезни
Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте
Краткое содержание главы
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости
Предварительный обзор
Стабильность и изменчивость личностного развития
Семья и друзья: межличностные контексты
Изменение семьи
Стабильность и изменчивость профессиональной жизни
Краткое содержание главы
Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие
Предварительный обзор главы
Старение сегодня
Физические аспекты старения
Причины старения
Когнитивные изменения в пожилом возрасте
Краткое содержание главы
Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие
Предварительный обзор главы
Личность и старение
Выход на пенсию: значимое изменение статуса
Семейные и личные связи
Социальная политика Соединенных Штатов и
пожилое население
Краткое содержание главы
Глава 19. Смерть и умирание
Предварительный обзор главы
Страх смерти
Встреча с собственной смертью
В поисках гуманной смерти
Горе утраты и скорбь
Завершая жизненный цикл
Краткое содержание главы
Глоссарий
Список литературы
Алфавитный указатель
nikbook.ru
Крайг Г. — Психология развития (2000)
Качество: Изначально компьютерное
Формат: DOC (Microsoft Office Word)Качество: Изначально компьютерное
Формат: DOC (Microsoft Office Word)
Крайг Грэйс
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
7-е международное издание Серия «Мастера психологии»
Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной под общей научной редакцией проф. А. А. Алексеева
Главный редактор В. Усманов Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Ведущий редактор А.Рапопорт Литературные редакторы А. Евстратова, К. Виткова Художник обложки В. Королева Подготовка иллюстраций Н. Резников Корректоры М. Рошаль, И. Старостина, Н. Солнцева Дизайн и верстка А. Рапопорт
Крайг Г.
К78 Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00128-4
Предлагаемая книга выдержала в Америке 7 изданий. На сегодня это один из лучших и извест¬нейших учебников по психологии развития. Издание ее на русском языке призвано восполнить те про¬белы, которые существуют в отечественной психологической литературе по этой проблематике. Книга разбита на 10 частей, в которых подробно освещаются следующие темы: общие проблемы психологии развития; методы исследования, использующиеся в психологии развития; психология ребенка до и пос¬ле рождения, в первые два года жизни, когда ему от 2 до 6 лет; психологические закономерности в развитии человека в детстве, отрочестве, юношестве, взрослом состоянии и старости; рассматривают¬ся вопросы психологии смерти и умирания. Тщательная продуманность композиционной структуры, энциклопедический охват и четкость изложения материала, богатство и выразительность иллюстраций делают эту книгу чрезвычайно полезным и удобным инструментом освоения современной психологии развития во всем богатстве ее экспериментальных данных и разнообразии теоретических подходов. Книга рассчитана на психологов, педагогов, социологов, социальных работников.
СОДЕРЖАНИЕ 2
Глава 1 Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования 13
ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ 26
ОБЪЕКТИВНОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 56
Глава 2 Теории развития человека: введение 62
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ 78
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 90
Глава 3 Наследственность и среда 119
Скачать полную версию работы
http://vip-file.com/download/cd3358795777/…-Kraig.rar.html
скачать можно и здесь knigi-psichologia/knigi-psichologia-Kraig.rar
studentik.net
Интерактивный Путеводитель. Приложения. Г.Крайг. Развитие Я-концепции
ИП : приложения : развитие Я-концепции
< < < обзорная площадка > > >
Г.Крайг. Развитие Я-концепции
Такие термины, как эго, идентичность и самореализация стали общеупотребительными; стоящие за ними понятия отражают значимые личные установки человека по отношению к самому себе. Что способствует появлению этих установок? Как они сохраняются? На этот счет существует множество сложных теорий. Мы не станем здесь заниматься их изучением, а только проследим развитие самосознания на разных этапах человеческой жизни.
Поначалу младенцы неспособны провести грань между собой и окружающим миром. Однако постепенно они развивают свое телесное Я или, иначе, начинают все больше сознавать свое собственное тело, убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только им. Большая часть младенческого периода уходит у ребенка на это разграничение. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками. Они узнают, что они младше своих старших братьев и сестер, что у них более темные или светлые волосы, что они более упитанные или более худощавые. Они могут демонстрировать свои способности, а также заявлять о своих предпочтениях и правах на личную собственность. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целый ряд оценок собственных качеств. Пятиклассник может характеризовать себя, как пользующегося любовью и уважением сверстников, всегда готового помочь, хорошо успевающего в школе и спортивного. Эти самоатрибуции логически обоснованы и организованы в непротиворечивую в целом систему.
В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность — целостное, связное представление о себе. На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рисунке приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.
Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уж о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными (не противоречащими друг другу), иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное «я» — наши представления о том, каковы мы на самом деле, и о том, какими бы нам следовало быть. Человек, воспринимающий эти два «я» как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «я» намного ниже «я» идеального.
Как социальное окружение содействует формированию Я-концепции индивидуума, так и Я-концепция, в свою очередь, влияет на социализацию. Мы склонны изучать свое поведение и свои установки и следить за тем, чтобы они соответствовали нашим представлениям о самих себе. Если нам кажется, что какая-то установка или ценность им отвечают, мы с готовностью ее принимаем. Если же она идет в разрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр», независимо от того, какие выгоды приносит нам эта неприемлемая установка и насколько сильны и притягательны воплощающие ее ролевые модели. Когда мы отфильтровываем навязываемые культурой модели поведения, несовместимые с нашим Я-образом, происходит процесс интеграции. Другими словами, когда Я-концепция укореняется настолько, что начинает определять наше поведение, тогда она становится фактором социализации в той же мере, что и ее продуктом.
Я-концепция может выполнять как функцию самообвинения, так и функцию самопоощрения. Когда поведение человека согласуется с его Я-образом, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Например, мальчику, считающему себя хорошим спортсменом, будет приятно услышать слова похвалы от своих ровесников после удачно проведенной игры, но он будет удовлетворен результатами, соответствующими его представлению о собственных возможностях, даже в том случае, когда он всего лишь тренируется один. Я-концепция может нести в себе самообвинительные тенденции. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуации, с тем чтобы сохранить прежний образ. Резкая перемена образа — даже в лучшую сторону — может восприниматься человеком очень болезненно. Ребенок, у которого были искривленные зубы, после удаления ортодонтических пластинок может испытать сильное психологическое потрясение, несмотря на то, что его внешний вид заметно улучшился. Отражение в зеркале больше не соответствует привычному образу, в результате чего ребенку приходится вновь вести борьбу за идентичность.
http://www.eti-deti.ru/obchie/133.html
< < < обзорная площадка > > >
www.isra-trainings.com